Домой Инфекционные заболевания Снаряд в керлинге. Правила игры в керлинг

Снаряд в керлинге. Правила игры в керлинг

Кёрлинг (англ. Curling) - командная спортивная игра на ледяной площадке. Участники двух команд поочерёдно пускают по льду специальные тяжёлые гранитные снаряды («камни») в сторону размеченной на льду мишени.

Правила кёрлинга

Площадка для кёрлинга представляет собой прямоугольное поле длиной 146 футов (44,5 м) и шириной 14 футов 2 дюйма (4,32 м). Мишень, называемая «домом», имеет диаметр 12 футов (3,66 м). Камень весом 44 фунта (19,96 кг) изготавливается из гранита. Он имеет цилиндрическую форму и плоскую скользящую поверхность. Сверху к камню приделана ручка.

В игре участвуют две команды по 4 человека. Игра состоит из 10 независимых периодов, так называемых эндов (end). В течение одного энда команды по очереди выпускают по 8 камней. При розыгрыше камня игрок отталкивается от стартовой колодки и разгоняет по льду камень. При этом он пытается либо добиться остановки камня в определённом месте, либо выбить из зачётной зоны камни противников, в зависимости от текущей тактической цели. Другие игроки команды могут с помощью специальных щёток тереть лёд перед камнем, тем самым слегка подправляя его движение.

После того, как разыграны все 16 камней, производится подсчёт очков в энде. Учитываются только те камни, которые находятся внутри дома. Команда, чей камень оказался ближе всего к центру, считается выигравшей энд. Она получает по одному очку за каждый камень, оказавшийся ближе к центру, чем все камни противника.

Последний бросок даёт очень большое преимущество команде. В первом энде порядок команд определяется жеребьёвкой, во всех последующих право последнего броска предоставляется проигравшей предыдущий энд команде. Если же в финальной позиции ни у кого не оказалось камней в доме, энд заканчивается нулевой ничьей, и право последнего броска остаётся у той же команды. Поэтому часто выгодно «пробросить» последний камень (то есть пустить в аут, сознательно сделать нерезультативный бросок), вместо того, чтобы заработать всего одно очко.

Победитель определяется по сумме очков во всех эндах. В случае равенства очков после 10 эндов назначается дополнительный период, называемый экстра-эндом (extra end), победитель которого и становится победителем матча. Право последнего броска в экстра-энде предоставляется, аналогично предыдущим периодам, команде, проигравшей десятый энд.

История кёрлинга

Известно, что керлинг возник в Шотландии в начале XVI века, фактическим подтверждением существования этой спортивной игры является кёрлинговый спортивный снаряд (камень), на поверхности которого выбита дата изготовления - 1511 год, найденный на дне пересохшего озера Данбан. Первые же летописные упоминания о керлинге встречаются в средневековых монастырских книгах, датированных 1541 годом, сохранившихся в шотландском аббатстве Пэйсли.

Примерно к тому же времени (1565 год) относятся две картины кисти Питера Брегеля, на которых запечатлены голландские крестьяне, играющие в керлинг на льду замершего озера. Любопытно, что Шотландия и Нидерланды в XVI веке имели очень сильные торговые и культурные связи, свидетельством чему является широкое распространение в континентальной Европе не только керлинга, но и гольфа.

Старейшим керлинг -клубом в мире является ассоциация игроков города Килсит, расположенном на севере Шотландии, основанная в 1716 году. В этом же городе находится древнейшее рукотворно созданное спортивное поле, предназначенное для игры в керлинг - искусственная дамба, огораживающая пруд и задающая площадку размерами 100 на 250 метров.

Само слово curling впервые стало употребляться в качестве названия игры в XVII веке, после упоминания в поэме шотландского поэта Генри Адамсона. Исследователи считают, что игра получила свое имя вовсе не от сложных завитков-следов, которые оставлял за собой на льду камень, а от шотландского глагола curr, который описывает низкое рычание или рев (в английском языке ближайшим эквивалентом является purr). Все дело в том, что гранитный камень, скользящий по льду, касался зазубринок льда, отчего происходил характерный звук. И по сей день в некоторых районах Шотландии игра более известна под названием «Игра в ревущие камни».

Стоит отметить, что несовершенная форма снарядов и неподготовленность поля не позволяли древним керлерам играть опираясь на ту или иную выигрышную стратегию или нарабатывать спортивное мастерство - в большинстве случаев, исход игры решала удача той или иной команды или игрока.

Интересная информация о снарядах содержится также в летописях шотландского города Дарвелл: ткачи после работы отдыхали, играя в керлинг тяжелыми каменными грузами, использующимися в гнетах при ткацких станках, причем эти грузы имели сьемную ручку. Там также написано, что «многие жены поддерживали авторитет своего мужа, полируя ручку камня и доводя ее форму до совершенства».

Примерно с XVIII века форма камня начала стандартизироваться и приобрела современный вид: диаметр 11,5 дюймов (около 29 см), высота 4,5 дюйма (11,4 см), вес 44 фунта (19,96 кг). Холодный климат, обилие льда и демократичные требования для игры сделали ее очень популярной в Шотландии, а затем и во всем мире. Вместе с переселенцами, бежавшими в Америку от власти английских монархов керлинг проник и в Новый свет, в Канаду, где получил особенно широкое распространение в силу обьективных климатических причин. Дебют керлинга в США состоялся в 1768 году: игру принесли с собой шотландские солдаты, расквартированные в то время в Квебеке.

Первый всемирный чемпионат по керлингу среди мужчин прошел в Эдинбурге в 1959 году и вошел в историю под именем «Соревнования на шотландский кубок», а первым чемпионом мира в этой дисциплине стала канадская команда во главе с Эрни Ричардсом. Первый женский Чемпионат Мира был проведен в Шотландии в 1979 году.

В России керлинг прижился только с 3-ей попытки. Первая попытка была предпринята иностранными дипломатами в 90-х годах XIX века. В Москве и Санкт-Петербурге были основаны керлинг-клубы, но революция внесла свои коррективы. В 20-х годах XX века энтузиасты попытались возродить этот вид спорта, но керлинг был признан буржуазной игрой и запрещен. Последняя и успешная попытка была предпринята в 1991 году. На базе Государственной Академии Физической Культуры им. Лесгафта был создан керлинг-клуб «Лесгафтовец».

в 2005 за мировое золото уже боролись 12 команд, из них 8 команд представляли Европу, 2 - Северную Америку, и 2 - Азию и Океанию. Путевки на мировой чемпионат европейские команды получают по результатам Чемпионата Европы, которые проводятся с 1975 года. В 1992 национальная мужская команда, возглавляемая Игорем Мининым, отправилась на свой первый Чемпионат Европы. Женская сборная России впервые выступила на европейской арене в 1994 году. На Чемпионате Европы 2005 года был установлен рекорд - 58 команд из 38 стран.

В 1998 году керлинг был признан Олимпийским видом спорта, и на Зимних Олимпийских играх в Нагано были разыграны первые золотые медали. Победителем в соревнованиях мужчин стала команда Швейцарии, а первые золотые медали у женщин завоевала команда Канады. В 2002 женская сборная России, во главе с Ольгой Жарковой, приняла участие на Зимних Олимпийских играх в Солт Лейк Сити в этой дисциплине.

СОРЕВНОВАНИЯ СРЕДИ СМЕШАННЫХ ПАР

1) Команда состоит из двух игроков - 1 мужчины и 1 женщины. Запасные игроки не допускаются. Оба игрока должны принимать участие в игре на протяжении всего матча, в противном случае команда проигрывает матч. У каждой команды может быть один тренер.

2) Счет игры ведется также, как и в обычном Кёрлинге. «Стационарные» камни, устанавливаемые перед началом каждого энда, могут приносить очки.

3) Игра состоит из 8 эндов.

4) Каждая команда выполняет 5 бросков за энд. Игрок, выполняющий первый бросок, выполняет также и последний бросок в энде. Другой игрок команды выполняет второй, третий и четв.ртый броски в этом энде. Игрок, выполняющий первый бросок, может меняться от энда к энду.

5) Ни один камень, включая «стационарные» камни и те, что находятся в доме, не может быть выбит за пределы площадки до выполнения четв.ртого броска в энде (четв.ртый выпущенный камень является первым камнем, которым можно выбивать какой-либо камень за пределы площадки). При нарушении этого правила, выпущенный камень изымается из игры, а все сдвинутые камни возвращаются на свои прежние позиции командой, не нарушавшей правило.

6) Перед началом каждого энда одна из команд должна поставить свой «стационарный» камень в одно из двух положений в игровой зоне площадки, обозначенных «А» и «В». Камень соперника устанавливается в положение, оставшееся свободным. Положения «стационарных» камней должны быть следующими:

а) Положение «А»: камень располагается на центральной линии либо непосредственно перед, либо непосредственно после одной из 3 обозначенных на центральной линии точек: Посередине между «хог» - линией и внешним краем ближайшей окружности. На расстоянии 0,915 метров (3 фута) от первого положения ближе к дому. На расстоянии 0,915 метров (3 фута) от первого положения ближе к «хог» - линии

Принимая во внимание состояние льда, до начала предматчевой разминки команды должны определить положение «А» для каждой игровой площадки. Это положение должно быть использовано на протяжении всего матча.

б) Положение «В»: камень располагается на центральной линии и за «ти» - линией, при этом касаясь е. внешнего края.

7) Порядок определения команды, принимающей решение о положении «стационарных» камней:

а) Команды, участвующие в матче, определяют, какая из них будет принимать решение о положении «стационарных» камней в первом энде, при помощи

тестовых бросков. Решение принимает команда с меньшим результатом тестового броска.

б) В процессе игры решение о положении «стационарных» камней принимает команда, проигравшая предыдущий энд.

в) Если энд закончился с нулевым счетом, решение о положении «стационарных» камней принимает команда, начинавшая этот энд.

8) Команда, чей «стационарный» камень находится в положении «А» (перед домом), выполняет первый бросок в этом энде. Команда, чей «стационарный» камень находится в положении «В» (в доме), выполняет второй бросок в этом энде.

9) Во время непосредственного выполнения броска одним из игроков команды, другой игрок должен находиться на льду игровой зоны своей площадки. После того, как игрок, выполняющий бросок, выпустил камень, оба игрока могут выполнять свипинг выпущенного камня, а также любых своих камней, пришедших в движение, в любом месте площадки до «ти» - линии. Данное правило применяется ко всем броскам команды, включая тестовые броски.

10) Если игрок выполняет бросок вне очереди, камень возвращается к колодке, и бросок выполняется по правилам, после того как все сдвинутые камни возвращены на свои прежние позиции командой, не нарушившей правило. Если нарушение не было обнаружено до выполнения следующего броска, игра продолжается так, как если бы нарушения не было.

, площадка для керлинга в длину составляет 45 метров. На каждом конце площадки есть нарисованный подо льдом круг, называющийся "домом". Сначала игроки команды бросают все камни в одну сторону, а потом - в другую.

В игре соревнуются 2 команды по четыре человека. В состав каждой команды входит:

  • 1) скип - капитан команды, определяющий стратегию игры, из которой указывает щеткой место, на которое должен прибыть камень, дает направление камню, управляет действиями партнёров;
  • 2) вице-скип - вице-капитан команды, на которого переходит право управления действиями партнеров, когда бросает скип. Обычно бросает камни перед скипом;
  • 3) первый ;
  • 4) второй .

Игра длится 2-2,5 часа и состоит из 10-и периодов, которые называются "эндами ". Участниками команд совершаются броски камней по очереди по 2 броска каждый, итого команда совершает 8 бросков на протяжении одного энда. У кого последний бросок - тот имеет некое преимущество, ведь можно оценить и взвесить сложившуюся в "доме" ситуацию и последним камнем сделать так, чтобы выбить из зачётной зоны камни противника или бросить свой камень таким образом, чтобы он оказался ближе к центру "дома". Бросок совершается игроком следующим образом: он отталкивается от стартовой колодки, разгоняет камень на льду и некоторое время сопровождает его рукой, не отпуская снаряд до размеченной линии HogLine ("хоглайн"). По правилам , игрок должен отпустить ручку камня до того, как он пересечет линию "ХогЛайн", иначе судьи не засчитают бросок, а бита удаляется из игры. После того как игрок отпускает камень, за работу берутся свиперы , которые щетками трут лёд, тем самым направляя камень в указанную скипом сторону. Что интересно, так это то, что свиповать можно и камни противника, только если камень его попадает в зону за линию "ТиЛайн". Это делается одним игроком команды соперника для того, чтобы камень вышел за штрафную заднюю линию игровой зоны.

После первого энда, производится подсчёт очков. Энд выигрывает та команда, чей камень лежит ближе к центру мишени, чем ближайший к центру снаряд соперника. Этой команде засчитывается по одному очку за каждый камень, который находится внутри "дома". На второй энд право последнего броска отдается команде, проигравшей предыдущий энд (для первого энда это право определяет жеребьёвка). Если в финале энда ни у одной из команд не оказалось камня в доме, то период заканчивается нулевой ничьей, а право последнего броска остается у той команды, у которой это право было перед этим.

В зависимости от поставленной капитаном задачи, все броски в кёрлинге делятся на 2 группы: выталкивающие камни соперника и броски на попадание своего камня в дом. Часто игроки специально выстраивают камни так, что они закрывают другие удачно расположившиеся в доме снаряды, чтобы соперник не мог изменить их месторасположение.

В игре также было введено правило Free Guard Zone (зона «свободных защитников») , которое действует до пятого броска каждого энда. Согласно ему запрещается вибивать из игры камни, которые расположены не в доме, а между Тилайн и ХогЛайн. Но пододвигать камни можно. Если игроком правило Free Guard Zone все же нарушается, то на площадке восстанавливается ситуация месторасположения камней перед броском, а камень нарушителя выбывает из розыгрыша. Любые выбивающие действия камнями можно выполнять уже, начиная с 5-го броска в энде.

После игры суммируются очки всех эндов и по большей сумме определяется победитель. Если же очков получается равное количество, тогда назначается дополнительный энд (экстра-энд), победитель которого стает победителем всего матча.

Главное – камни керлинга . В игре задействованы две команды, каждая из которых состоит из четырёх человек. В команде участвуют скип, вице-скип, первый и второй. Игра длится десять эндов. Энд – независимый период.

Играть в керлинг

На протяжении одного энда каждая из команд в порядке очереди выбрасывают по восемь камней. Когда происходит розыгрыш камня, играющий отталкивается от старта и придаёт камню разгон на льду. В это время он может или остановить камень в необходимом ему месте, или выбить из зоны камни команды противников. Остальные члены команды корректируют движение камня при помощи щеток. Эта корректировка называется свипованием и представляет собой забавное зрелище – трение льда перед камнем. Правила игры гласят, что свиповать разрешено и свои камни, и камни другой команды. Камни противника свипует только один игрок и для того, чтобы они вышли за штрафную заднюю линию зоны игры. Но свиповать чужой камень можно если только он пересекает линию «teeline», которая пересекает центр дома.

Правила игры

Когда двумя командами разыграны все камни, начинается подсчёт очков в эндах. Учитываются только камни, находящиеся внутри дома. Выигрывает энд та команда, чей камень находится наиболее близко к центру. Награда за камень, расположенный ближе к центру, чем камень противника – одно очко.

В первом энде команды определяют очередность жеребьевкой, а в остальных девяти последний бросок совершает команда, которая проиграла в предыдущем энде. Удивительно, но зачастую бросание последнего камня в аут может привести к ничьей. А ничья может быть в том случае, если ни у какой из команд не окажется камней в доме, а возможность броска остаётся у той же команды.

После пересечения линии броска, бросающий должен отпустить рукоятку камня или бросок будет не засчитан. Существует множество техник бросания камня и все они сложны, независимо от того что является целью: поместить камень в дом или же столкнуть камень другой команды. Желающий вытолкнуть чужой камень может столкнуться с трудностью: некоторые игроки располагают камни так, что те, которые попали наиболее близко к цели, прикрыты другими.

Во время первых двух бросков каждой команды вступает в действие правило «зоны свободных защитников». Правило говорит о том, что нельзя выбивать камни, находящиеся между зачётной линией и линией центра дома, но не находящиеся в самом доме. При выявлении нарушения правила восстанавливают позицию, которая была до броска и камень нарушившего игрока убирают из игры. При этом двигать камни и не выбивать их запрещено. Уже с пятого броска правило прекращает своё действие.

Общее число очков за все десять эндов определяет победителя. Если суммы очков команд равны, то назначается дополнительный энд, который называется «экстра-эндом», право последнего броска в котором предоставлено проигравшим последний энд. И тогда всё просто: победитель экстра-энда – победитель матча.

Ледовый керлинг, появившийся в начале ХVI века в Великобритании, точнее - в Шотландии, на первый взгляд выглядит довольно простой забавой. Но только на первый. На самом же деле керлинг - весьма серьезная и умная игра, по степени сложности ходов и различных комбинаций напоминающая шахматы. Достаточно нюансов даже в том, как именно нужно держать пластиковую ручку и пускать тяжелый камень, как тереть перед ним и без того чистый и скользкий лед, как прицеливаться.

Во время матча, состоящего из десяти эндов, его участники из двух соперничающих команд, в каждой из которых должно быть по четыре человека, пускают, в порядке очереди, по восемь почти 20-килограммовых камней. После чего чистят лед перед ними, для лучшего скольжения, специальными щетками. В идеале камень должен попасть в зону-мишень, называющуюся «дом», и принести бросающей команде результативный балл.

Вулканическое происхождение

Главной проблемой при изготовлении в Шотландии первых спортивных камней являлся выбор подходящего материала. Ведь нужен был настолько прочный каменный снаряд, чтобы он не крошился и не разбивался при первом же броске. По свидетельству историков керлинга, экзамен на «профпригодность» прошли все известные в этой горной стране породы. Но единственным, кто его в итоге выдержал, оказался гранит пород Blue Hone и Ailsa Craig Common Green. Причем не простой, а созданный самой природой после извержения вулкана; из магмы, охлажденной водой. Благодаря чему он не имел даже мелких трещин и был признан идеальным при изготовлении камней для шотландской национальной игры.

Долгое время этот цельный гранит добывали на вулканическом острове Эйлса-Крейг. Казалось бы, все наладилось, но тут остров объявили природным заповедником, и производство пришлось закрыть. Впрочем, новый качественный материал был найден уже вскоре и неподалеку - в Северном Уэльсе. Именно из него наборы по 16 почти драгоценных камней (стоимость только одного, за счет ручной обработки алмазным инструментом и доставки, достигает 600 долларов) и расходятся по миру, попадая, в том числе и в Россию.

От Уэльса до Урала

Еще одной серьезной проблемой стало почти катастрофическое уменьшение запаса североваллийского гранита, которого, по подсчетам специалистов, хватит только до 2020 года. В связи с этим по всему миру начались поиски новых запасов, а камни перестали производить, как прежде, из цельного гранита. Делать их пытались даже на Урале. Но хватило таких камней только на неделю пробных соревнований в Москве, по истечении которой вроде бы гладкая поверхность вдруг оказалась шершавой. К тому же они совершенно перестали скользить. Экстренно проведенная экспертиза показала: красивый уральский гранит имеет небольшие вкрапления слюды, что и привело к дефектам. В итоге камни с родины Хозяйки Медной горы стали использовать только на тренировках, да и то после многоразовой экспресс-полировки.

Подарок из Данблейна

Годом же рождения керлинга считается 1511 год. Нет, эта дата не была упомянута в средневековой летописи или в романе Вальтера Скотта. Ее написали сами игроки из ХVI века, причем непосредственно на камне, спустя много лет найденном на дне пересохшего пруда в шотландском городе Данблейн. Попал он туда, провалившись, видимо, под лед, на котором в те давние времена и шли матчи керлингистов. Выглядел этот спортивный снаряд, скорее, как обычный громоздкий булыжник, по весу, форме и материалу совершенно не напоминая современный «гранитный камушек».

Впрочем, иной инвентарь для игроков, живших во времена Якова IV Стюарта, вряд ли был предусмотрен. Скажем, шотландские ткачи из Дарвелла использовали для игры камни со съемной и отполированной их женами ручкой, сделанные непосредственно на фабрике из части станков. А некоторые из камней весили до 80 кг! Круглую форму, нынешний вес и размер камни приобрели только двести лет спустя. Их диаметр стал равняться 11,5 дюйма (около 29 см), высота достигла 4,5 дюйма (11,4 см), а вес - 44 фунта (19,96 кг).



Новое на сайте

>

Самое популярное