Домой Инфекционные заболевания Синдром Аспергера: признаки и симптомы, методы лечения и инвалидность. Синдром Аспергера – что это такое

Синдром Аспергера: признаки и симптомы, методы лечения и инвалидность. Синдром Аспергера – что это такое

Психические расстройства включают множество разнообразных патологических состояний. Одним из них является синдром Аспергера, характеризующийся нарушением коммуникативной способности человека, узостью интересов и однотипным поведением. Патология чаще выявляется у детей, достигших пяти лет. На сегодняшний день точная причина развития нарушения неизвестна. Болезнь Аспергера относится к группе аутистических, хотя при этом не сопровождается снижением интеллекта и ограничением умственных способностей. При отсутствии лечения недуг прогрессирует, и коммуникативные проблемы сохраняются уже у взрослых пациентов. Диагностика патологии требует комплексного подхода.

Синдром Аспергера регистрируется у детей и является высокофункциональным аутизмом, который нужно дифференцировать от других болезней данной группы. Нарушение чаще встречается у мужчин. Лечение расстройства направлено на восстановление нормальных социальных навыков и адаптацию ребенка или взрослого к окружающему миру и людям. При этом многие известные деятели культуры и науки имеют в анамнезе аутистические заболевания. Кортни Лав, муж которой – знаменитый Курт Кобейн, в детстве страдала от подобного расстройства. Та же ситуация у музыканта Боба Дилана и актрисы Дерил Ханны. При этом своевременная коррекция помогает свести клинические проявления нарушения к минимуму. Наличие синдрома Аспергера у известных людей позволил популяризовать патологию, что облегчает работу с пациентами.

Причины возникновения недуга

В отличие от синдрома Дауна, который характеризуется генной мутацией, проявляющейся в виде дополнительной хромосомы, при болезни Аспергера подобных отклонений не выявляется. Возможно, с этим связаны и различия в симптоматике, хотя высокий интеллектуальный уровень пациентов объединяет данные состояния. Точная этиология этой формы аутистического нарушения на сегодняшний день неизвестна. Предполагается участие в патогенезе аутоиммунных процессов, происходящих в организме ребенка во время нахождения в матке, которые приводят к повреждениям структур головного мозга. К факторам риска развития заболевания относятся генетическая предрасположенность, перенесенные постнатальные инфекции, а также интоксикация плода при беременности.

Классификация и характерные признаки

Синдром Аспергера относится к группе общих аутистических расстройств, в которую входят еще несколько недугов, сопровождающихся похожими признаками, но имеющих разную природу и патогенез:

  1. Аутизм обладает наиболее яркими клиническими проявлениями. Он часто сопровождает синдром Дауна. При этом отличить недуг от болезни Аспергера довольно сложно, поскольку симптоматика сходна. Оба нарушения могут возникать у детей до года, а иногда проявляются лишь в подростковом возрасте.
  2. Синдром Ретта – наследственная проблема, которая регистрируется у маленьких девочек. Она обусловлена мутацией отдельного участка хромосомы. При этом, в отличие от болезни Аспергера, патология протекает очень тяжело и практически не поддается адекватной коррекции.
  3. Детское дезинтегративное расстройство – довольно редкая проблема, которая сопровождается нормальным развитием ребенка лишь до двух лет. Позднее происходит полная или частичная утрата приобретенных навыков. Болезнь прогрессирует и не имеет лечения, что является основанием для присвоения пациенту инвалидности в связи с тяжелой умственной отсталостью.

Симптомы синдрома Аспергера зависят как от индивидуальных особенностей каждого пациента, так и от их возраста.

У детей

Ранние признаки аутистических нарушений могут проявляться у малышей еще до школы. Самые первые симптомы регистрируются в возрасте двух лет. Пациенты способны к обучению, но имеют проблемы с социальным взаимодействием. Они боятся посторонних людей, тяжело переносят даже кратковременное отсутствие родителей и неспособны нормально общаться со сверстниками. Дети с синдромом Аспергера имеют определенную полярность поведения: они крайне сосредоточены на каком-либо занятии и при этом неспособны отвлечься на другой вид деятельности. Маленьким пациентам свойственна крайне точная последовательность действий при выполнении поставленных задач. Дети страдают от неуклюжести и некоторых расстройств координации, поэтому предпочитают не участвовать в активных видах деятельности и спортивных мероприятиях. Подростки с заболеванием испытывают еще большие трудности при социальном взаимодействии, поэтому важна ранняя коррекция поведения.


У взрослых

Некоторые отличия клинической картины имеются и у пациентов зрелого возраста. При этом основным проявлением расстройства также остается трудность социального взаимодействия. Синдром Аспергера у взрослых характеризуется отсутствием творческого мышления, которое сочетается с высокими интеллектуальными способностями. Пациенты отдают предпочтение профессиям, требующим выполнения простых однообразных действий. При наличии определенных алгоритмов человек чувствует себя спокойно и уверенно. Взрослых с синдромом Аспергера не интересует карьера, они неспособны быть менеджерами и руководителями, поскольку не имеют определенных социальных навыков. При этом пациенты и не стремятся развивать свои коммуникативные способности. Психологический комфорт больных зависит от минимизации взаимоотношений с окружающими, поскольку они испытывают трудности при общении.

Отличие детского аутизма от синдрома Аспергера

Данные заболевания крайне сходны по клинической симптоматике. Они имеют лишь небольшое количество признаков, по которым представляется возможной их дифференцировка. Обе патологии - проявление одного и того же дефекта. Однако в сравнении с аутизмом синдром Аспергера выражается в нарушении невербальных функций человека, то есть пациенты испытывают трудности и с координацией движений. При этом у последних отличается большая способность к социализации. В некоторых литературных источниках по психологии исследователи склоняются к отсутствию значимых критериев для различения двух заболеваний.

Диагностическое тестирование

Синдром Аспергера требуется выделять из группы неврологических и психиатрических нарушений. Это имеет большое значение как при лечении, так и при прогнозировании. Данный недуг зачастую сопровождает такие заболевания, как шизофрения, поэтому пациенту важно пройти тщательную диагностику для исключения иных проблем со здоровьем.

Существует специфический тест на аутизм у взрослых и детей, на основе которого создан и опросник для выявления болезни Аспергера. Расшифровкой результатов занимается врач, поскольку правильно трактовать полученные сведения можно только в сочетании с клиническими проявлениями патологии. Существует около пяти различных способов тестирования, при помощи которых психиатры выявляют аутистические отклонения у детей и взрослых. Тяжесть вопросов при тестировании хотя и зависит от возраста пациентов, но все они направлены на определение уровня интеллекта испытуемого, характеристику его сенсорной чувствительности, а также на оценку воображения и творческого потенциала. Для этих целей врачи в тестах на синдром Аспергера используют как общение, так и различные картинки и фото, а также задания с расшифровкой метафор.


Уже при первичном осмотре врачи обращают внимание на специфическое поведение пациентов. Подобные особенности намного сильнее выражены у взрослых, поскольку дети и при отсутствии психиатрических нарушений склонны к неприятию незнакомцев. Люди на приеме ведут себя странно, зачастую они даже неспособны сразу обнаружить врача в кабинете. Пациенты блуждают по комнате, их движения неуклюжи. Синдром Аспергера накладывает отпечаток также на мимику человека и его речь, которая приобретает монотонность. При этом зачастую больные – высокообразованные и интеллектуальные личности, которые склонны детализировать свое повествование, иногда даже излишне. При проведении тестирования большое внимание уделяется и эмоциональному ответу на приветствие, улыбку или шутки. Пациенты с синдромом Аспергера не обладают чувством юмора и не отвечают взаимностью на признаки симпатии.

В современном мире люди с аутистическими расстройствами имеют больше социальных контактов, чем 20 лет назад, что связано с развитием Интернета. Многие пациенты практически не имеют реальных друзей и знакомых, однако общаются с людьми в Сети. Это значительно облегчает дальнейшую адаптацию и восстановление коммуникативных способностей. Трудности возникают именно при установлении личных контактов, что и выявляется во время тестирования.

Лечение и прогноз

Поскольку точная причина возникновения данного психического расстройства на сегодняшний день неизвестна, то борьба с патологией направлена на контроль симптомов и улучшение качества жизни пациентов и их близких. Важно не заниматься самолечением, а строго следовать рекомендациям врача, проводившего диагностику. Это связано с индивидуальными особенностями каждого пациента, которые необходимо учитывать при подборе терапии. Лечение синдрома Аспергера у детей и взрослых отличается, но главным образом направлено на восстановление и развитие социальных навыков. Поскольку одним из отличительных симптомов заболевания являются расстройства координации, хорошие результаты показывает и применение специального комплекса упражнений. Это способствует развитию мелкой моторики и большей уверенности человека в собственных навыках.

Необходимость медикаментозной поддержки пациентов с заболеванием Аспергера определяется врачом. Лекарственная терапия направлена на купирование симптоматики и сопряжена с возникновением тяжелых осложнений и отложенных последствий. Препараты уменьшают клинические проявления синдрома Аспергера, такие как повышенная тревожность, раздражительность и нарушения сна. Часто применяются «Рисперидон» и «Флуоксетин».

Прогноз заболевания зависит как от индивидуальных особенностей пациента, так и от создания вокруг него благоприятной для выздоровления обстановки. Эта задача ложится на ближайших родственников пациента.

Опасность синдрома

Прямой угрозы жизни и здоровью болезнь Аспергера не представляет. Однако такие люди зачастую получают инвалидность, а мужчин освобождают от службы в армии. Это связано с повышенной тревожностью и риском развития депрессии. При лечении патология контролируется, однако если синдром сформировался еще в детском возрасте, а коррекция произведена не была, в дальнейшем возникают проблемы. Лечение взрослых занимает больше времени и чаще сопряжено с осложнениями. В тяжелых случаях пациенты страдают от одиночества и суицидальных наклонностей. При этом они не представляют угрозы для общества, поскольку разрушительное мышление направляют непосредственно на себя. Человеку с синдромом Аспергера трудно найти занятие по душе и создать прочные взаимоотношения. При лечении таких проблем удается избежать.

Одно из самых неизученных заболеваний человеческой психики — синдром Аспергера.

Каковы причины развития этого заболевания, как оно проявляется у детей и взрослых?

Способы диагностики синдрома, в том числе самостоятельной. Возможности медицины в лечении патологии. Об этом всем и многом другом в статье.

История становления диагноза

Понятием синдром Аспергера обозначают одно из пяти тяжелых нарушений формирования человеческой личности. Это состояние в медицине стоит наряду с аутизмом, хотя между ними имеются определенные различия. Синдром Аспергера характеризуется выраженными трудностями в социальной адаптации человека.

Данная патология известна в медицине с 1944 года. Впервые симптомы заболевания были обнаружены у маленьких пациентов педиатра и психиатра Ганса Аспергера. Тогда это состояние получило название аутистической психопатии, то есть наподобие аутизма.

Синдром считается особой разновидностью аутизма — в связи с большим количеством сходных симптомов. Однако сохранность интеллекта делает его все же другим заболеванием. Возможно, эти два состояния имеют общую природу, но несколько различающиеся проявления.

Сегодняшнее название патологии — синдром Аспергера — появилось почти через сорок лет. В 1981 году термин был предложен английским психиатром и существует до сих пор. Однако в связи с тем, что до сих пор нет четких разграничений между этим синдромом и аутизмом, ведутся дискуссии о том, чтобы вернуться к прежнему названию.

Кто болеет

Болезнь Аспергера является врожденным состоянием. Частота его возникновения имеет достаточно большие колебания — от трёх до пятидесяти детей на сто тысяч новорожденных. В среднем принято считать уровень заболеваемости 26 детей на сто тысяч.

У мальчиков заболевание встречается в четыре раза чаще, чем у девочек.

Каковы причины

До сих пор точные причины заболевания не были установлены. Существует множество теорий, в какой-то степени объясняющих его возникновение, но вместе с тем в каждой из этих теорий имеются свои неточности и несоответствия.

Ни одна теория не может указать морфологию этого заболевания — то есть конкретный очаг патологии. Предполагается, что основой заболевания становится скрытая аутоимунная реакция беременной женщины — антитела вырабатываются на головной мозг плода, в результате чего происходит его повреждение.

Однако обследование детей с синдромом Аспергера не выявляет органических повреждений вещества мозга.

Ещё одна теория предполагает связь этого заболевания с глубокой недоношенностью. Однако далеко не у всех недоношенных детей обнаруживается синдром.

Существует так называемая экологическая теория. Она предполагает возникновение заболевания в связи с высокой загрязненностью окружающей среды, негативным влияния большого количества профилактических прививок, наличием разных консервантов в продуктах питания. Но в этом случае синдромом страдало бы гораздо большее количество людей.

Наиболее полно объясняющей возникновение синдрома считается теория, учитывающая генетическую предрасположенность и влияние некоторых инфекционных агентов на организм беременной женщины.

Как классифицируют

Синдром Аспергера входит в группу аутистических расстройств общего характера. Эта группа объединяет все патологии с нарушением социальной адаптации. В эту же группу входят ещё четыре расстройства:

  • аутизм — наиболее схож по симптоматике с заболеванием Аспергера;
  • детское дезинтегративное расстройство;
  • другое общее расстройство.

Клиническая картина у детей

Первые симптомы синдрома Аспергера обнаруживаются у детей в раннем возрасте — около двух лет. Это именно тот возраст, когда ребёнок начинает процесс социальной адаптации. До этого возраста специфических симптомов нет — ребёнок может быть или достаточно спокойным для младенца или наоборот, повышенно раздражительным.

В классическом понимании синдром Аспергера характеризуется триадой нарушений в следующих областях:

  • социальная коммуникация;
  • социальное взаимодействие;
  • социальное воображение.

После двухлетнего возраста начинаются определенные расстройства, свидетельствующие о нарушении социальной стороны личности:

В отличие от истинного аутизма, при синдроме Аспергера нет нарушений интеллектуального развития. Порой коэффициент умственного развития у таких детей превышает средние значения. Если ребёнка заинтересовал тот или иной вид деятельности, он может добиться в нем значимых успехов.

Тем не менее, при этой патологии имеется нарушение абстрактного мышления. Поэтому ребёнок может теряться при необходимости выполнить даже простейшую задачу, но требующую нестандартного поведения.

Если ребёнок выбрал для себя какое-то одно занятие, на окружающую действительность он может не обращать никакого внимания. Своё занятие он доведет до полнейшего завершения, выполнит все идеально.

При данном синдроме не страдает развитие речи. Ребёнок может говорить абсолютно правильно, употребляя все выражения, порой даже не соответствующие возрасту и месту. Но речь его лишена эмоциональной окраски. Дети очень чувствительны к любым раздражителям извне — световым, звуковым, тактильным.

Характерным для синдрома является наличие у детей определенных , которым они крайне педантично следуют. При этом любое изменение привычной обстановки, нарушение порядка действий приводит ребёнка в замешательство или даже в истеричное состояние.

Имеются при синдроме Аспергера и моторные нарушения. Ребенок с трудом обучается выполнять повседневные действия, не может полноценно ухаживать за собой. При поступлении в школу ребёнок с трудом учится писать, почерк его неаккуратный и неразборчивый.

Проявления заболевания во взрослом возрасте

Симптомы синдрома Аспергера, которые проявляются у взрослых людей, имеет небольшие отличия. Во взрослом возрасте сохраняется социальная дезадаптация.

Человек с синдромом способен обучаться в высших учебных заведениях, работать в различных профессиях — это позволяют его интеллектуальные способности. Но препятствием является его неспособность к нестандартному мышлению и трудности в общении с людьми.

Взрослый человек с этим заболеванием предпочитает простую однообразную работу. Это связано с тем, что у взрослых сохраняется чрезмерная педантичность и боязнь перемен. Порой эти симптомы могут доходить до абсурда. Любое нарушение привычного распорядка дня, положения вещей может приводить к истерикам.

Взрослый человек не имеет абстрактного мышления — он не способен представлять различные образы, просчитывать разные модели поведения. Взрослый с синдромом Аспергера не различает правдивые высказывания и лживые.

Эйнштейн — знаменитый аспергер

Диагностические критерии

Для установления данного диагноза специалисты пользуются набором определенных критериев. Они разделены на несколько групп, в каждой из которых имеется несколько критериев.

Социальные трудности:

  • невозможность установить визуальный контакт, отсутствие мимики, человек при общении не пользуется жестами;
  • эмоциональная холодность, отсутствие таких чувств, как жалость, сочувствие, радость;
  • нарушение общепринятых норм поведения и общения.

Поведенческие особенности:

  • ограниченность интересов — человек занимается лишь одним избранным делом, совершенно не отвлекаясь на происходящее вокруг;
  • выработка определенных ритуалов поведения и неукоснительное следование им;
  • наличие с частым повторением — покручивание пряди волос, пуговицы на одежде, рисование узоров пальцем;
  • патологическая сосредоточенность на том или ином предмете.

К этим основным критериям диагностики добавляются вторичные, которые могут иметь клиническую значимость только при наличии основных:

  • эмоциональная обедненность речи;
  • нарушение самообслуживания;
  • отсутствие интереса к окружающему миру.

Диагностику может осуществить и сам пациент или родители ребенка. Для этого существуют определенные тесты, способные выявить отклонения в развитии, которые присущи для синдрома Аспергера. Более точной расшифровкой тестов занимаются психологи.

Практикуются следующие тесты:

  • с шестилетнего возраста может проводиться , он основан на интерпретации восприятия и описания ребёнком различных изображений;
  • для детей и взрослых применяется тест Tas-20 — определяет степень эмоционального обеднения личности человека;
  • Aspie-Quiz — тест, содержащий сто разнообразных вопросов, на основании которых психолог составляет заключение о возможном синдроме у пациента.

Многие известные люди с синдромом Аспергера проявляли и проявляют себя в разных областях жизни, науки, творчества:

Возможности коррекции нарушения

В связи с неясностью этиологии этого заболевания лечение синдрома Аспергера направлено лишь на устранение симптомов, ухудшающих качество жизни.

Лечение должно быть строго индивидуальным. Каждому пациенту требуется подбор определенных мероприятий и занятий, способствующих улучшению социальной адаптации.

И в детском, и во взрослом возрасте пациента с синдромом Аспергера обучают определенным навыкам, которые он не приобрёл. Требуются консультации психотерапевта, особенно в подростковом возрасте.

Для тренировки моторных функций назначаются специальные комплексы лечебной физкультуры. Благодаря им улучшается мелкая моторика, нормализуется осанка и походка.

Медикаментозное лечение представляет собой гораздо более сложную задачу. Специфического препарата для лечения синдрома не существует, поскольку неизвестны ни причины заболевания, ни его морфология. Все препараты, назначаемые при этой патологии, имеют своей целью купирование симптомов тревожности, раздражительности и вспыльчивости.

Лекарственные средства, применяемые в качестве симптоматического лечения при синдроме Аспергера, относятся к нескольким фармакологическим группам:

  • (Рисперидон) способствуют уменьшению проявлений агрессии и раздражительности;
  • антидепрессанты (Флуоксетин, Золофт) способствуют уменьшению депрессии, устранению суицидальных мыслей.

Лекарственная терапия должна назначаться с большой осторожностью, особенно в детском возрасте. Так как заболевание не изучено, неизвестны органические поражения, нет возможности просчитать возможность развития побочных эффектов или нетипичного действия препаратов.

Каковы действия родственников

Родители ребёнка с синдромом Аспергера должны соблюдать ряд правил, позволяющих улучшить качество жизни и наиболее полно адаптировать ребенка к социальной жизни. Эти правила касаются как семейных отношений так и поведения в общественных местах:

  • создание благоприятной обстановки в семье — ссоры родителей, крики, ругань, даже если они не направлены на ребёнка, провоцируют у него истерики и приступы агрессии;
  • постоянное самообучение — чтение новой информации о болезни, использование новых методик реабилитации;
  • обучение ребёнка правилам поведения в общественных местах, общению с другими людьми — делается это в мягкой ненавязчивой форме;
  • постоянное поощрение ребёнка за правильное поведение ;
  • стимуляция развития ребёнка в той сфере, которую он себе выбрал.

Родственники взрослого пациента должны принимать его личностные особенности и не нарушать его распорядок жизни, поскольку это может привести к вспышкам агрессии, или наоборот, к глубокой депрессии.

Синдром Аспергера не влияет непосредственно на продолжительность жизни. Однако в связи с высокой частотой развития депрессивных расстройств и суицидальных наклонностей возможны летальные исходы.

У части пациентов отмечается возрастное ослабление симптоматики, однако социальная дезадаптация в той или иной степени сохраняется на протяжении всей жизни. Пациенты в большинстве случаев ведут обособленный образ жизни, не способны выстроить семейные отношения.

Существует много различных симптомов синдрома Аспергера , но, основным является четко прослеживаемая трудность в установлении социальных контактах. Дети, страдающие синдромом Аспергера, могут иметь мягкие, умеренные или выраженные симптомы болезни.

Иногда появляется очень мало симптомов, но у других людей с синдромом Аспергера могут возникнуть многочисленные симптомы. Ввиду многообразия симптомов и различной формой заболевания, у каждого ребенка синдром Аспергера проявляется по-своему.

Симптомы синдрома Аспергера у детей

Родители замечают первые симптомы синдрома Аспергера у своих детей, как правило, в период дошкольного возраста, когда дети начинают взаимодействовать с другими детьми. Дети дошкольного возраста с синдромом Аспергера имеют проблемы в общении с другими людьми. Многие дети не понимают языка тела окружающих их людей, не умеют начать разговор или поддержать его.

Аутизм это заболевание...

Дети с синдромом Аспергера не переносят изменений в установленном порядке дня. Посторонним людям может показаться, что им не хватает сочувствия. Кроме того, дети, страдающие этим синдромом, как правило, не в состоянии различать тончайшие изменения в тембре голоса, не понимают шуток и принимают язвительные комментарии слишком серьезно.

Для детей с синдромом Аспергера типичным является формальный стиль речи, избегание зрительного контакта или взгляда на других. Их интересует только одна или несколько тем, которые они глубоко изучают. Большой популярностью среди детей с синдромом Аспергера пользуется рисование подробных изображений, изучение астрономии или животных, названий звезд или динозавров. Дети с удовольствием говорят о своих интересах, причем, как правило, это скорее монолог, чем диалог. Часто эти дети говорят вслух свои мысли.

Некоторые дети с синдромом Аспергера медленнее учатся пользоваться ножом или ложкой, езде верхом, на велосипеде или ловле мяча. Они могут иметь довольно необычную походку и, как правило, не слишком эстетичный почерк. Еще один симптом синдрома Аспергера – повышенная чувствительность к стимулам, например, шуму, сильному свету, вкусовым и осязательным ощущениям.

Стоит понимать, что наличие одного или двух выше перечисленных симптомов не означает обязательного наличиня синдрома Аспергера. Такой диагноз ставится в том случае, когда, кроме этих симптомов, у ребенка есть явные проблемы с социализацией. Более того, несмотря на то, что синдром Аспергера немного напоминает аутизм , есть много существенных различий между ними.

Дети, страдающие синдромом Аспергера, обычно не в состоянии нормально общаться и развиваться социально, но, как правило, показывают большую готовность к налаживанию контактов с окружающей средой.

Синдром Аспергера у подростков

Большинство симптомов синдрома Аспергера сохраняется и в подростковом возрасте. Несмотря на то, что подростки, страдающие от этого синдрома, могут начать учиться недостающим социальным навыкам, поддержание контактов для них все еще может быть проблемой.

Многие подростки с трудом понимают поведения других людей. Подростки с синдромом Аспергера, как правило, способны налаживать дружбу, но могут чувствовать неуверенность и отсутствие уверенности в себе при общении со сверстниками.

Подростки с синдромом Аспергера могут быть недостаточно зрелы для своего возраста, наивны и слишком доверчивы, что может вызывать нелицеприятные комментарии со стороны сверстников и даже издевательства. В результате подростки могут еще больше изолироваться. Иногда они переживают депрессии и тревожные расстройства.

Следует, однако, помнить, что некоторые подростки с синдромом Аспергера в состоянии установить дружеские отношения и поддерживать их в течение периода обучения в школе. Часть детей с синдромом Аспергера проявляет нетрадиционное мышление, креативность и способность к изучению оригинальных тем, стремление к соблюдению принципов и искренность, что может пригодиться не только в школе, но и в дальнейшей жизни.

Симптомы синдрома Аспергера у взрослых

Синдром Аспергера не проходит с возрастом , но его симптомы, как правило, стабилизируются. Взрослые, обычно, в состоянии лучше понять свои слабости и сильные стороны, они также способны научиться существовать в обществе.

Многие люди с синдромом Аспергера вступают в брак и имеют детей. Некоторые характерные черты людей с синдромом Аспергера, например, внимание к деталям и конкретные интересы, повышают шансы на успешную карьеру и профессиональный успех.

Среди известных всему миру людей, которые имели симптомы синдрома Аспергера можно выделить: Томаса Джефферсона, Альберта Эйнштейна, Вольфганга Амадея Моцарта, Марию Кюри-Склодовская и д.р.

Многие взрослые с синдромом Аспергера увлекаются технологиями, поэтому популярным направлением среди них является инженерия. Возможности приобретения профессионального образования не ограничиваются, однако, наукой.

В современной психотерапии синдром Аспергера (Аспи) считается одним из самых любопытных и неизученных состояний человеческой психики. Часто говорят про синдром Аспергера, что это такое проявление аутизма. Действительно, данное расстройство относится к аутическому спектру.

Но, в отличие от аутизма, патология Аспи не сопровождается умственным расстройством (при аутизме такие отклонения наблюдаются в 90% случаев). Современные медики склоняются к мнению, что синдром Аспергера – это не заболевание, а своеобразная особенность мозговой функции. Чаще она развивается у мужчин (85% случаев).

Люди с синдромом Аспергера не могут чувствовать эмоции окружающих

Расстройство обязано своим названием австрийскому специалисту по психиатрии Хансу Аспергеру. Ученый много времени посвятил изучению и наблюдению за детьми возраста 6-18 лет, страдающих от данного расстройства. Сам психиатр называл такое состояние «аутистической психопатией». По статистике от Аспи страдают 4-5 % населения земного шара.

При синдроме Аспергера не наблюдается нарушений интеллекта. Даже, наоборот, интеллектуальные способности детей намного превышают усредненные показатели у сверстников.

Если суметь заинтересовать ребенка с Аспи подходящей деятельностью, он добьется прекрасных успехов и может даже пополнить ряды гениев. Такой синдром наблюдался у:

  • Дэна Экройда (талантливого комического актера);
  • Стивена Спилберга (гениального кинорежиссера);
  • Мэри Тэмпл Грандины (женщина-профессор животноводства, биолог);
  • Верноны Смит (обладательница Нобелевской премии в сфере экономики);
  • Боба Дилана (киноактер, писатель, поэт, исполнитель собственных песен).

Некоторые исследователи, изучая биографии выдающихся индивидуумов, сделали вывод, что Ньютон, Ван Гог, Сократ, Эйнштейн, Кэрол Льюис также относились к асперам.

Суть патологии

Болезнь Аспергера – врожденное расстройство, характеризующееся специфичными проблемами в социальном отношении с окружающими личностями. Люди с Аспи не умеют сопереживать . Проще говоря, в сознании асперов место, где формируется предположение о мыслях и чувствах окружающих, закрыто «белым непроницаемым пятном».

Больные синдромом Аспергера не понимают эмоции, для них подобные проявления чувств – побочный и ненужный продукт мышления. У таких личностей все предельно просто: нужно стремиться к получению приятного, а неприятного следует избегать.

Но жизнь безжалостно вносит в это восприятие свои коррективы, и жизнь асперов приобретает мучительную тревожность. Такие люди имеют огромные коммуникативные проблемы (не способны устанавливать, развивать и поддерживать дружеские взаимоотношения).


Сильные стороны людей с синдромом Аспергера

Суть патологии сводится к ярким проявлениям дефицита взаимоотношений, проблемах нормальной адаптации и восприятия окружающей действительности. Такой синдром проявляется резким ограничением принятия социума. Болезнь Аспергера относят к «скрытым» расстройствам. По внешнему виду человека определить проблему практически невозможно.

Как определить синдром Аспергера

Современные светила психиатрии описывают расстройство, рассматривая их через триаду основных признаков:

Трудности социально-коммуникативного плана

Людям с Аспи очень сложно выражать и проявлять себя, как индивидуума в социально-эмоциональном плане. Чтобы понять, что такое синдром Аспергера простыми словами, познакомьтесь с самыми распространенными проявлениями таких больных. Они:

  • не понимают жесты, тон голоса, мимику собеседников;
  • не могут определить, когда начинать и заканчивать общение/разговор;
  • не способны определить, какая тема под разговор подходящая и интересная;
  • применяют чересчур сложные словосочетания, но не полностью осознают их значение;
  • слишком «буквальны», с трудом воспринимают шутки, им недоступен сарказм и сложные метафоры.

Трудности восприятия мира (пространственное и чувственное)

Асперы стремятся быть общительными, завязать какие-то социальные отношения, но, сталкиваясь с непониманием поведения окружающих, становятся замкнутыми. Им присущи следующие черты:

  • непонимание «личного пространства»;
  • холодность в отношениях любого плана;
  • некорректность в поведении и разговоре;
  • безразличие, отчуждение, отстраненность от окружающих;
  • неспособность придерживаться принятой дистанции и приличий.

Неспособность к социальному воображению (дефицит эмоций)

Больные синдромом Аспергера могут похвастаться развитым воображением. Но они не умеют «подключать» его к обыденности. Для них проще прислушаться и подчиниться правилам логики. Асперам свойственно:

  • абсолютно не осознавать точку зрения окружающих;
  • затрудняться в предугадывании каких-либо будущих событий;
  • больше заниматься логическими действиями без участия творческих посылов;
  • не воспринимать эмоциональный фон, который толкает людей на определенные поступки;
  • непонимание, что хочет рассказать собеседник, если тот использует в общении мимику и жесты.

Иные признаки, характеризующие синдром Аспергера

Помимо трех основных разрядов, свойственных людям с Аспи, о присутствии патологии свидетельствуют и иные признаки. Они в той или иной степени наблюдаются у каждого такого человека:

Создание определенного порядка . Когда аспер сталкивается с непонятным, запутанным миром, он на подсознательном уровне пытается привести окружение в свойственный именно ему порядок. Помогают в этом создание шаблонных правил. Если заведенный порядок что-то либо кто-то нарушает, люди с Аспи приходят в ярко-выраженное беспокойство .

Например, изменение времени работы, задержка поезда, автобуса. Асперы предпочитают ходить в магазин или на службу только по одному маршруту, если что-то меняется, это приводит их в сильное расстройство.


Проблемные стороны личности с синдромом Аспергера

Особенные увлечения . Люди с синдромом Аспергера чаще увлекаются собиранием или коллекционированием. Эти личности с увлечением будут находить информацию, изучать все, что касается их любимого хобби.

Асперы отличаются исключительными, очень глубокими и обширными знаниями в том, что их по-настоящему увлекает и интересует.

Трудности с сенсорикой . Сенсорные затруднения у асперов проявляются в каком-либо виде ощущений. Может страдать:

  • вкус;
  • слух;
  • зрение;
  • осязание;
  • обоняние.

Одно из этих чувств либо слабочувствительно (неразвито), либо сверхчувствительно. Больных могут раздражать неспецифичное освещение, громкие звуки, сильный аромат, определенные поверхности. Чтобы снять возникающий стресс больные с синдромом Аспергера, могут кружиться или равномерно раскачиваться на одном месте долгое время .

Повышенная сенсорная восприимчивость создает трудности таким личностям и в восприятии собственного тела. Некоторым асперам очень проблематично переходить из комнаты в другое помещение, обходить препятствия. Вызывают трудности и действия, требующие мелкую моторику (завязывание шнурков, застегивание пуговиц).

Признаки синдрома Аспергера у детей

Отличительные симптомы синдрома Аспергера у детей начинают выявляться после 4-5 лет. Еще в детском садике такие личности заметно отличаются от сверстников. Детки с Аспи часто становятся изгоями в детсадовском социуме. Неумение дружить и заводить приятельские отношения «выталкивают» таких деток на обочину шумной детской жизни.


Дети с синдромом Аспергера становятся изгоями среди сверстников

Маленькие изгои ничего не имеют против, они охотно обживаются в собственном мире. Их трудно понять, ведь бедная мимика и скупые эмоции не проявляют внутреннее состояние ребенка. Малыши асперы склонны проявлять однотипность в поведении и проявлении своих чувств. Такие дети:

  1. Раздражаются от громкой музыки и песен.
  2. Не желают участвовать в шумных коллективных играх.
  3. Сильно привязаны к родным и привычной домашней обстановке.
  4. Остро реагируют (вплоть до истерики) на появление незнакомых людей.
  5. Не любят забавных, смешных мультфильмов из-за неспособности оценить шутки.

Дети с синдромом Аспергера больше любят заниматься конструктором, складывать пазлы, увлекаются тихими логическими системными играми.

Внимание мамам . Хоть явные признаки синдрома Аспергера проявляются в возрасте детсада, стоит обратить внимание на несвойственную симптоматику, видную и в более раннем возрасте. Тревожными сигналами могут стать следующие признаки:

  • внезапные слезы, вызываемые звуками, светом, запахом;
  • неуклюжая походка по сравнению с другими сверстниками, отмечается некая шаткость, валкость, неловкость;
  • неприятные ощущения от гладких предметов, малыш объясняет, что они колючие, шершавые и неприятные.

Эти ранние признаки не говорят о наличии расстройства Аспергера, но должны стать причиной дополнительной консультации с неврологом.

Взрослея, дети с синдромом Аспергера проявляют некое высокомерие, даже заносчивость, отличаются равнодушием к окружающим людям . Но это всего лишь защитная реакция, попытка спрятаться и защитить себя от хаотичного, неприятного мира.

Эмоции, наглухо загнанные и спрятанные внутри, порождают высокий уровень тревожности, которая требует разрядки и выхода. Проявляется это приступами агрессии и многими соматическими проявлениями:

  • температура;
  • скачки давления;
  • проблемы с ЖКТ;
  • спазмы пищевода;
  • сердечно-сосудистые заболевания.

Своевременная диагностика (при работе с детьми психологи прибегают к специфичному тестированию пациентов) и диагностировании синдрома Аспергера на ранней стадии, позволяют провести грамотную коррекцию и значительно улучшить восприятие реальности у таких малышей.

Признаки расстройства у взрослых

Если в раннем возрасте не выявить патологию и не провести необходимую психологическую коррекцию, заболевание провоцирует появление стойкой, острой социальной самоизоляции. Симптомы синдрома Аспергера у взрослых выражаются следующим образом:

  1. Асперы совершенно не понимают, что такое юмор.
  2. Больные не способны понять, где ложь, а где правда.
  3. Отсутствуют друзья и приятели. Аспер не может найти одни интересы с окружающими.
  4. Возникают проблемы в личной жизни. Человек не умеет поддерживать близкие отношения.

Люди с Аспи не способны занимать руководящие должности, где ценится умение управлять и организовывать подчиненных. Даже досконально владея информацией о родной фирме, прекрасно ориентируясь в расчетах и бухгалтерии, такие личности предпочитают заниматься рутинными, однообразными обязанностями . Карьера их не волнует совершенно.


Людей с синдромом Аспергера не волнуют вопросы карьеры

Больных синдромом Аспергера не особо любят коллеги из-за странности в поведении и кажущейся невежливости. Ведь асперы:

  • не понимают, что чувствует собеседник;
  • говорить все в глаза, что надо и не надо;
  • делают нетактичные публичные замечания;
  • не видят смысла поддерживать принятый офисом этикет;
  • не думают о том, чтобы произвести приятное впечатление;
  • могут оборвать беседу и уйти из-за внезапно нахлынувших собственных мыслей.

Становясь старше, асперы развивают у себя повышенную подозрительность, доходящую до фобии. Из-за этого такие личности считаются окружающими бестактными, наглыми и мелочными неприятными занудами.

Причины развития синдрома

Точного виновника, который запускает механизм развития расстройства Аспергера, врачи не установили. Провоцирующие факторы патологии являются предметом шумных споров, дискуссий психиатров. Большинство ученых склоняются к мнению, что ведущими факторами, провоцирующими заболевание, становятся:

  • внутриутробная инфекция;
  • мозговые травмы при родах;
  • черепно-мозговые травмы;
  • наследственный фактор (генетический);
  • интоксикация развивающегося плода при беременности;
  • токсическое воздействие на плод в I триместре (курение, наркотики, алкоголь);
  • врожденный гормональный дисбаланс (превышение тестостерона, нестабильный уровень кортизола);
  • материнская аутоиммунная реакция организма (это провоцирует аномалию развития мозга у ребенка);
  • последствия неудачно проведенной вакцинации (повышенное содержание ртути, консервантов), создающих непосильную нагрузку на детский иммунитет.

Более точно выявить причину патологии помогает расширенное компьютерное диагностирование и специфичные медико-психологическое тестирование.

Опасен ли синдром

Расстройство Аспергера не несет угрозы здоровью. Если выявить патологию в раннем возрасте, с помощью психологов такого ребенка можно адаптировать и помочь безболезненно влиться в окружающий социум. Заболевание способно принести вред взрослым людям по причине антисоциализации, а именно:

  1. Мешает найти человеку собственное место и предназначение.
  2. Вызывает тяжелые депрессии из-за одиночества и постоянных тревог.
  3. Может спровоцировать развитие страхов и фобий. Такие расстройства отличаются устойчивостью и с трудом поддаются коррекции.

Лечение синдрома Аспергера

Основная задача родителей – стараться прививать малышу социально-коммуникативные навыки . Учить приспосабливаться и принимать переменчивость обыденной жизни.

Главные методы терапии синдрома Аспергера сводятся к психологическим тренингам, курсам, направленным на повышение адаптационных качеств у людей к социуму. Лечение проходит под постоянным наблюдением психиатра.

Помимо психологического лечения, больным назначается медикаментозный курс, состоящий из седативных препаратов. В некоторых случаях уместен прием антидепрессантов. Полностью избавиться от такой проблемы невозможно. Но при грамотной терапии человека с Аспи можно адаптировать, скорректировав его восприятие реальности.

Тогда человек с синдромом Аспергера будет и самостоятельно стремиться преодолеть трудности в общении, стараясь работать с социальными проблемами самостоятельно.

К симптомам синдрома Аспергера, относятся следующие проявления:

1. Проблемы с социальным функционированием выражаются в стремлении ребенка играть с самим собой, а не с другими детьми. Более взрослый ребенок не будет понимать социальных сигналов и будет иметь сложности с приобретением друзей. Социальный язык, эмоции, телодвижения, выражения лица, переносный смысл фраз для людей с синдромом Аспергера – это как иностранный язык для нас.

2. Сенсорные проблемы, проблемы с чувствованием и восприятием, присущи детям с Аспергером. Они думают, что звуки слишком громкие, футболка слишком жесткая, свет слишком яркий, как быстро это движется и как ужасно это пахнет.

3. Навязчивые интересы составляют большую часть жизни ребенка с Аспергером. О таких интересах дети разговаривают все время. Один ребенок может быть до крайности увлечен расписанием поездов, а другой событиями Великой Отечественной войны.

4. Дети настойчивы в следовании определенному распорядку и чрезвычайно фиксированы на том, чтобы все шло по определенным правилам. Безобидные изменения вроде того, чтобы сидеть за другим концом стола во время ужина, или когда отец забирает из школы вместо матери, могут приводить к истерикам.

Поэтому такие дети хотят знать что произойдет в будущем, чтобы не быть ошеломленными новыми событиями. Подчас ребенок с Аспергером, понимая, что изменения неизбежны будет стараться всеми возможными силами застабилизировать то, что есть сейчас.

5. У взрослых симптомы синдрома Аспергера выражаются в сложностях социального взаимодействия. Люди с Аспергером не понимают мимику, жесты и тон других людей, они не знают когда стоит начинать и заканчивать разговор, а также испытывают трудности с выбором темы общения.

Иногда люди с синдромом Аспергера, используя сложные фразы, сами не понимают до конца их значения. Они не понимают метафор, шуток, сарказма и анекдотов.

Однако если у ребенка выявлен синдром Аспергера это не значит, что все так плохо. Дети с данным заболеванием не боятся сказать за себя. Они честные и трудолюбивые. Многие имеют прекрасную память. Большинство детей с синдромом Аспергера очень интеллигентны и преданы.



Новое на сайте

>

Самое популярное