Домой Инфекционные заболевания Селфридж и Selfridges. Все без ума от Гарри! Универмаг «Селфриджес» в Лондоне

Селфридж и Selfridges. Все без ума от Гарри! Универмаг «Селфриджес» в Лондоне

Вчера на канале ITV стартовал третий сезон "Mr. Selfridge" , и с любезного разрешения la_gatta_ciara я публикую два ее прошлогодних поста: о костюмах и декорациях в сериале.
И даже тем, кто его не смотрит, может быть интересно увидеть прекрасную работу художников по воссозданию эпохи на экране.

Предупреждение: в тексте могут встретиться упоминания некоторых сюжетных поворотов. Поскольку сериал я не смотрю и о происходящем узнаю из вторых рук, не могу оценить серьезность спойлеров, но, кажется, ничего конкретного там нет. Впрочем, автор предупреждает об этом перед каждым таким абзацем, так что вы сможете его пропустить.



Итак, теперь поговорим о костюмах сериала.


Для начала хочу вам представить художника по костюмам Джеймса Киста . Если вы давно читаете мой ЖЖ (или любите британскую костюмную драму), то наверняка знакомы с его работой - сериалом «Дом сестер Эллиотт» . Также он делал костюмы к сериалу о прерафаэлитах «Отчаянные романтики» и т.д.

Джеймс - художник опытный, поэтому неудивительно, что он точно расставил акценты в характерах персонажей, раскрыв их через цвета и фактуры.

Гарри Селфридж. Деловой стиль начала века.

Начать, конечно, нужно с самого Гарри Селфриджа, и тут нам поможет интервью художника по костюмам, данное британскому выпуску журнала GQ.

Джеймс Кист: "Сценарий основан на книге Линди Вудхэд «Шопинг, соблазнение и мистер Селфридж», которая рассказывает историю универмага. Там опубликовано много фотографий реального Гарри Гордона Селфриджа. Книга включает в себя информацию о том, как и почему он носил определенные вещи, что и было моей отправной точкой".

Настоящий Гарри Селфридж

Экранный Гарри

"Но вы должны принять во внимание, что мы одевали не Селфриджа, мы одевали актера по имени Джереми Пивен и его внешность не является точной копией внешности Селфриджа. Мы делали то, что хорошо работает на Джереми, что помогает ему рассказывать историю. Реальный стиль мистера Селфриджа был очень формальным; он всегда носил визитки и в вечернее время - фраки. Я следовал этому, но иногда пытался немного смягчить персонаж. Есть эпизоды, когда вы можете увидеть его как человека, а не как "магазинного босса".

"Несмотря на то, что он - американец, одет он очень хорошо, по-британски. На самом деле, очень богатые американцы много копировали того, что носили в Европе в то время".



Мода 1912 г.

Разнообразить мужскую одежду того времени очень сложно, цвет в костюме использовался осторожно. Но Кист сделал это виртуозно:

Клетка чудесного жилета повторяется в галстуке.

Тут бархатный кант на лацканах и галстук одного зеленого цвета. Приятная мелочь))

"Все костюмы Селфриджа были сделаны с нуля в мастерских в Северном Лондоне, но из оригинальных тканей, - продолжает свой рассказ художник по костюмам".


"Это включало: полосатые брюки, жилеты с двойной грудью, рубашки с крахмальным воротничком, галстуки и несколько пальто различных форм, чтобы показать разное время - все основано на стиле короля Эдуарда".

Английский король Эдуард VII



Гарри Селфридж с дочерью

"Вы не можете использовать старинные вещи для съемок, потому что если чему-то 100 лет, то это и выглядит на 100 лет. А вы хотите, чтобы все выглядело современно, остро и свежо. Я нашел эти фантастически сочные шелка для жилетов Гарри, которые красиво работают на камеру и выглядят так, словно сшиты из самого дорогого шелка".

"Я всегда тяготел к этой эпохе, - делится исполнитель роли Селфриджа актер Джереми Пивен. - Я люблю каждый день сниматься в костюме. Это действительно интересно, но довольно сложно. Мы пытаемся все сделать правильно, у меня даже есть большие, золотые карманные часы!"

Продолжает художник по костюмам: "Я собрал коллекцию старинных драгоценностей, покупая их на аукционах, в благотворительных магазинах и на eBay. В моей коллекции около 40 карманных часов и у меня есть те, которые были очень похожи на часы, что он носил на самом деле".

Анри Леклер. Творческая натура. (спойлеры!)

Любимец многих телезрительниц, загадочно-романтичный француз Анри Леклер переживает во 2-м сезоне личную драму. Костюм актера меняется соответственно: сначала мы видим Анри опустившимся, в заношенной одежде, небритым.

После приглашения возобновить работу в магазине, Анри постепенно возвращает себе былой лоск. Отправной точкой в этом служит подарок Агнес - модная рубашка из голубой ткани с белым воротничком (про такие рубашки я писала в посте про крахмальные воротнички и булавки)

В костюм Анри возвращаются цвет и интересные фактуры, подчеркивающие сложную, художественную натуру бывшего главы оформительского отдела. Кстати, бархат - это очень французская ткань. Когда-то Наполеон даже запретил ввоз английского сукна во Францию и обязал весь двор патриотично одеваться в бархат и лионские шелка, дабы поддержать местных производителей. Так что, пиджаки Анри еще и отражают его национальность.

Ну и во времена испытаний из костюма персонажа снова уходит цвет...

Агнес Таулер. Английская роза. (спойлер!)

Прошло время. Агнес вернулась из столицы моды Парижа, где стажировалась в качестве декоратора в магазине "Галерея Лафайет". Теперь она больше не похожа на маленькую, испуганную птичку. Агнес расцвела в буквальном смысле этого слова: в каждом ее наряде вы увидите распустившиеся цветы.

"В Великобритании мы не имеем столько денег, как в Америке, чтобы снимать сериалы, - говорит Джеймс Кист, - к тому же, в основном мы снимали в магазине, где много черного цвета, потому что такова была дневная униформа персонала, и я захотел ввести некоторые цвета".

Богатые дамы. Роскошь в деталях.

"Я сосредоточился на деталях, чтобы показать различия между классами - чем богаче персонаж, тем четче детали костюма".

"Для богатых дам я использовал кружева, цветы, бисер, шелк и атлас. Шерстяные, хлопчатобумажные ткани и лен - для всех остальных. Большинство костюмов были сшиты, но вся отделка - старинная, она была куплена мною на аукционах и eBay".
Несмотря на то, что со времени действия первого сезона прошло лишь 5 лет, к 1914 году женская мода достаточно сильно изменилась. Даже силуэт стал другим".

Костюмы 1-го сезона

Если в 1909 году платья словно соскальзывали волной вдоль тела, "растекаясь лужицей" внизу, то в 1914-м году они имели завышенную талию, юбки были заужены книзу, и напоминали по силуэту сигару. Ходить в таких юбках было сложно, поэтому они значительно укоротились.

1914 г. Обратите внимание, как тщательно проработан низ платья, привлекая внимание на изящную ножку.

Женский туалет для визитов стал напоминать современный деловой костюм, строящийся по принципу: жакет, юбка, блузка.

Леди Мэй в костюме

Роуз в костюмах.

Роуз. Хранительница очага.

И пара слов о стиле Роуз. Создатели сериала сделали главных персонажей более привлекательными, чем их прототипы.

Розали, настоящая жена Селфриджа.

Так выглядела жена Селфриджа приблизительно в 1910-х гг.

А это прелестная Фрэнсис О’Коннор в роли Роуз.

Для того, чтобы подчернуть мягкость, женственность характера персонажа, художник по костюмам часто одевает Роуз в белый (молочный или цвет слоновой кости) цвет. Ангельский цвет, который ассоциируется у нас с чистотой.

Идеально сюда вписалась популярная в те годы белая кружевная блузка. Поскольку уже было изобретено дешевое машинное кружево, подобную блузку могла себе приобрести каждая барышня.

Согласитесь, как жена Селфриджа (и американка), она могла бы одеваться более богато и вычурно. Но создатели сериала хотели нам продемонстрировать другие качества Роуз: скромность и изящество.

Ну вот и закончилась наша экскурсия по костюмам персонажей сериала "Мистер Селфридж". Возможно, вы еще хотели услышать про стиль леди Мэй, но тут рассказывать особенно нечего: ярко, дорого, броско. Зато значительно лучше, чем в прошлом сезоне.

Кому мало моего рассказа, можно посмотреть ролик:

И последнее, почти анекдот.
В одном интервью Джереми Пивен рассказал, как один раз к нему в магазине "Селфриджес" (куда он любит ходить за покупками, поскольку, сам актер - большой модник) подскочила взволнованная дама и начала предъявлять претензии по поводу сделанного ей в салоне магазина маникюра, закончив речь словами: "Разберитесь уже со своим персоналом!" Пивен страшно горд тем, что у публики стала стираться грань между ним и настоящим Селфриджем))

Теперь предлагаю вам заглянуть на съемочную площадку сериала и посмотреть, как создавался волшебный мир магазина "Селфриджес" 1910-х гг. Мне попалась подборка фотографий с пояснениями художника-постановщика сериала Сони Клаус, я перевела текст, так что - смотрим и читаем!


Актер Джереми Пивен (Г. Селфридж)

Но сначала немного о самой Соне Клаус. Она больше известна как художник-декоратор режиссера Ридли Скотта, в ее резюме числятся: "Гладиатор", "Царство небесное", "Люди Икс: Первый класс", "Прометей", "Советник" и др. Исполнительный продюсер сериала Кейт Льюис сказала: "Соня была декоратором Ридли Скотта в течение многих лет, и ее внимание к деталям и дизайну феноменально. Чтобы показать, как это было бы в 1914 году, Соня в сотрудничестве с нашим ведущим режиссером Энтони Бирном сделала магазин еще более роскошным и элегантным".

1. Магазин

В бархатном пиджаке - режиссер Энтони Бирн, он снимал сериал "Вверх и вниз по лестнице".

Поиск перчаток для отдела аксессуаров был облегчен благодаря щедрому подарку от британской компании Dent and Sons (основанной в 1777): 180 пар женских кожаных перчаток и подставок для их демонстрации. Остальные перчатки, купленные на аукционах для 1-го сезона, были сложены попарно и теперь снимались в таком виде.

Так этот отдел выглядел в 20-х гг. ХХ века .

Клаус и ее команда оформила парфюмерный отдел Selfridge , вспоминая духи, которыми пользовались их матери и бабушки: Yardly, Guerlin, Floris, Shalimar, Caron, Penhaligon"s и другие. Дизайнеры удивились щедрости парфюмерных компаний, которые пошли им навстречу и предоставили для съемок много ценных флаконов из своих архивов. Французский дом "Карон" даже одолжил им большую урну из хрусталя и 24-каратного золота. Раньше покупатели часто использовали свои собственные парфюмерные флаконы, в которые продавцы наливали духи прямо на прилавке.

Особенно обрадовалась Клаус большой бутылке с парфюмом от Penhaligon"s : "Увидев такую, вы просто не захотите покупать маленькую. Сразу думаешь: хочу одну из тех !"

Клаус внесла существенные изменения в ресторан Palm Court , добавив бар с шампанским при входе и построив открытую террасу. Но больше всего она гордится полукруглыми кабинками для сидений, которые она установила, потому что с другой стороны стены находится женский отдел мод, и кажется, что это - раздевалки для дам. Она объясняет: "На самом деле, я хитро маскирую тот факт, что они были другой стороной кабинок в Palm Court !"

Магазинный этаж Selfridges постоянно менялся (демонтировался), чтобы сниматься в качестве других отделов магазина. На первом этаже был Palm Court и отдел дамских мод.

2. Клуб "Дельфинс"

Для колористического решения и текстиля Клаус обратилась к эдвардианскому периоду и ощущению "выцветшего величия", который она пыталась передать через павлиний сине-зеленоватый цвет, цвет мака и терракоты с золотом и зеленью. Она объясняет: "При создании эпохи всегда очень важно сохранить ощущение подлинности. Поэтому нужно изучать картины. Трудно ориентироваться на фотографии, поскольку большинство из них - черно-белые. Моими источниками вдохновения были Тулуз-Лотрек и британские художники конца 19 века Альма Тадема и Фредерик Лейтон, потому что они использовали популярные тогда цвета, и это дает убедительности нашей воссоздаваемой эпохе".

Тулуз-Лотрек Анри. Обучение танцу в Мулен Руж.

Lawrence Alma-Tadema. Ask Me No More.

Music Lesson by Lord Frederic Leighton

Клаус знала, как сделать "Дельфинс" таинственнее и загадочнее. Был ли клуб "Дельфинс" на первом этаже? На втором этаже? В подвале? "Когда вы идете внутри, вы дезориентированы как профессиональный игрок, вы уже ни в чем не уверены... там много комнат и извилистых коридоров, пространство похоже на садок для кроликов. Важно было получить ощущение путанности: вы, возможно, идете вверх, но опускаетесь вниз, возможно, вы уже в другом здании и снова идете вниз".

Клаус хотела сделать клуб таким же таинственным, как и сам характер Дельфин. Кто такая Дельфин? Клаус шутит: "Раньше она делала фальшивые паспорта и мошенничала с деньгами... Она не может просто открыть ночной клуб и иметь пару мужей. О, нет, нет, она гораздо более интереснее, чем все это"

3. Дом Селфриджа

Для второго сезона дом Селфриджа перестроили: ведь прошло пять лет и Гарри не мог отставать от стилей и моды того времени, поскольку он сам торговал предметами декора.

Клаус внесла много изменений в дом Гарри; она добавила огромный камин, чтобы изменить расположение столовой, которая теперь может обслуживаться прямиком из кухни. Она поменяла обои, освещение, мебель и полностью переделала спальню Роуз, добавив гардеробную.

Клаус часто использует ткани, купленные в путешествиях и те, которые она забрала с других проектов: например, покрывало Роуз сшито из куска ткани, которое Соня сохранила после своей работы в качестве декоратора в фильме "Гладиатор". Когда съемки закончились, покрывало было выброшено, Клаус спасла его от мусорного контейнера и хранила в течение многих лет. В сериале использовалась еще одна интересная ткань из коллекции Клаус: лоскут красивого шелка, который она купила для фильма "Лара Крофт" с Анджелиной Джоли. Когда этой тканью, которую художник хранила более десяти лет, декорировали кровать Роуз, Клаус вздыхала: "О, это было моей мечтой, сохранить ее для своего дома", на что драпировщик Майк пошутил: "Не берите в голову, может быть это и есть - дом вашей мечты!"

Видео, где художник проводит прекрасную экскурсию по съемочной площадке:

С улицы, это здание - заброшенная ковровая фабрика, но внутри - дом Гарри Селфриджа и знаковый магазин.
Художник-постановщик Соня Клаус любезно взяла нас в турне по съемочной площадке и рассказала, как создавался великолепный фон для шоу. Она объяснила, что действие 2-го сезона сериала происходит в 1914 году - через 5 лет после того, когда мы в последний раз видели Гарри. Соня говорит: "Люди хотят видеть каждый дюйм декораций, подчеркивающий, что Гарри стал миллионером". Поэтому Соня и ее команда дизайнеров внесли изменения в столовую и гостиную.
Джереми Пивен: "У нас на съемочной площадке сейчас чувствуется женское влияние. Все выглядит более богатым и красивым. Я предполагаю, что тут во многом нужна была женская рука". В то время как нас впечатляет дом Селфриджа, реальная радость приходит, когда вы входите через вращающиеся двери в магазин Selfridges . Они массивные!
Аманда Аббингтон (мисс Мардл ): "Каждый день вы словно находитесь в магазине игрушек, потому что играете с этим замечательным реквизитом. Вы переноситесь в 1914-1915 гг, и это замечательно!"
В сериале снимаются как настоящие предметы, которые покупатели могли бы увидеть в Selfridges , так и воссозданные местными дизайнерами - вплоть до мельчайших пуховок.
Соня рассказывает о чайном салоне, который в те годы был местом для отдыха.
Исполнительный продюсер Шерри Гулд: "Это потрясающе. Я имею в виду, что художник является абсолютным гением, а ее команда - сказочники, они действительно подняли уровень сериала".

Тут выше в рецензиях все написали — о чем сериал, о ком сериал, так что даже не хочу тратить время на повторение.

Я вообще не про сюжет хотела тут написать, а про атмосферу сериала.

Смотреть я его начала потому, что больше смотреть было особо нечего — все мои «старые» сериалы выпускают серию раз в неделю, а тут уже три готовых сезона и четвертый на подходе. Подумала и решила одним глазком, а вдруг.

И была приятно удивлена, да так что «залипла» на нем.

Во-первых, хочется отметить работу людей, отвечающих за костюмы и прически — герои одеты и причесаны в соответствии со временем, о котором идет речь в сериале, а в сериале десятилетия сменяют друг друга, все же мистер Селфридж жил достаточно долго и достаточно долго руководил магазином. Я даже смотрела специальный ролик про костюмы в сериале, настолько меня впечатлили образы героев. И за эволюцией моды наблюдать не менее интересно, чем за внутренними переживаниями.

Во-вторых, очень хорошо показано развитие самого магазина «Селфридж» — начиная от сопротивления чопорных англичан новому стилю торговли и заканчивая предлагаемым ассортиментом товаров, опять же соответствующим времени, про которое рассказывается в данном сезоне. И когда смотришь, то начинаешь понимать, что все, к чему ты привык как к данности, отвоевывалось такими людьми как Гарри, именно отвоевывалось, с боем.

В-третьих, более-менее верно отражены мировые события и их последствия для Англии, а ведь начало 20 века было очень богато событиями, в том числе и внутри страны.

В-четвертых, жизнь героев после работы тоже показана с характерными для того или иного десятилетия особенностями — театры и оперы сменяет джаз в кафе, а его подпольные казино.

Так что я бы не сказала, что это сериал об одном человеке! Как он может быть об одном человеке, когда отражены сменяющие друг друга эпохи — начало 20вв, 20-е, 30-е (это где я остановилась, судя по биографии мистера Селфриджа, будут еще и 40-е), отражена жизнь целой страны на примере работников одного магазина, рассказано про их судьбы, даже затронута тема внутренних переживаний героев, вернувшихся с фронта? В сериале показан срез английского общества от лорда до работников погрузки. Человек, который более-менее знает историю, поймет это сразу.

В тоже время сериал шикарно, просто шикарно смотрится визуально — декорации настолько красивы, что ощущение истинности не покидает при просмотре — внутренние убранства помещений, костюмы героев, прически, ткани, баночки на прилавке, товары и остальные мелочи — все-все продумано, нет ничего лишнего или смущающего. Любуешься и лицами героев (хотя, английских женщин они сильно приукрасили, не в обиду им будет сказано, если просто сравнивать с другими английскими сериалам).

Игра актеров хороша, сделала такой вывод, потому что не вызывает отторжения и ощущения лживости, что нередко встречается в сериалах.

Резюмируя, хочу сказать, что те, кто надеется просто посмотреть биографию про очередного успешного чувака и как он там всех крутит и обходит, будут немного разочарованы, ибо это биография не только мистера Селфриджа, а скорее всей Англии, это не просто визуальная «жвачка», это заставляет немного думать.

Мне кажется, наиболее интересно его будет смотреть тем, кто хоть немного представляет что такое начало 20 века, что такое 20-е годы, что такое 30-е. По крайней мере, они получат большее удовольствие, чем те, кто ждет кто на ком женится и кто с кем разведется.

Лично мне очень хочется, чтобы таких вот умных и красивых сериалов становилось больше. Потому что основные сюжеты не меняются веками, если не тысячелетиями, и нет особой разницы, кто там кого любит и пользует — домохозяйка мужа, вампир человека, богатый бедного и т. п. и т. д. в итоге по десятому разу смотреть это скучновато, много перематываешь, чтобы увидеть развязку и не смотреть тупые сопли. В случае с сериалом «Мистер Селфридж» я ни одного раза не перематывала серию, чтобы увидеть концовку — настолько все хорошо сделано, настолько приятно смотреть картинку и интересен сюжет.

Спасибо создателям.


…ее ошеломила витрина с готовыми дамскими нарядами<…>ничего подобного она никогда еще не видывала; от изумления она даже не могла сдвинуться с места.

В глубине широкие полосы очень дорогих брюггских кружев спускались вниз наподобие алтарной завесы, распростершей рыжевато-белые крылья; дальше гирляндами ниспадали волны алансонских кружев; широкий поток малинских, валансьенских, венецианских кружев и брюссельских аппликаций был похож на падающий снег. Справа и слева мрачными колоннами выстроились штуки сукна, еще более оттенявшие задний план святилища.

В этой часовне, воздвигнутой в честь женской красоты, были выставлены готовые наряды; в центре было помещено нечто исключительное — бархатное манто с отделкой из серебристой лисицы; по одну сторону красовалась шелковая ротонда, подбитая беличьим мехом; по другую — суконное пальто с опушкой из петушиных перьев; наконец, тут же были выставлены бальные накидки из белого кашемира, подбитые белым же, отделанные лебяжьим пухом или шелковым шнуром.

Здесь можно было подобрать себе любую вещь по вкусу, начиная от бальных пелерин за двадцать девять франков и кончая бархатным манто ценою в тысячу восемьсот.
Пышные груди манекенов растягивали материю, широкие бедра подчеркивали тонкость талии, а отсутствующую голову заменяли большие ярлыки, прикрепленные булавками к красному мольтону шеи.
Зеркала с обеих сторон витрины были расположены так, что манекены без конца отражались и множились в них, населяя улицу прекрасными продажными женщинами...

В этом году на экраны телевизоров вышел британский сериал “Мистер Селфридж”, рассказывающий о жизни удачливого американца. Сериал я не смотрела, а книгу, по которой он был поставлен, полистала.

Когда-то в 1906 году в Лондоне чикагский бизнесмен купил магазинчик на ничем ни примечательной Оксфорд стрит.
А в 1909 году произошло открытие нового магазина, готового реализовать любые желания клиентов.

Приглашение на открытие магазина Селфриджа

Индустриальное развитие Англии было причиной появления класса людей, желающих продемонстрировать свое богатство. Они готовы были вкладывать быстро накапливающиеся у них деньги в дело или тратить их на удовольствия.
Новые богачи скупали дома, заводили огромный штат прислуги, давали приемы. Эти дома нужно было обставлять, прислугу -одевать, а гостей на приемах - нужно было удивлять.

Для удовлетворения этого неограниченного спроса Селфиридж появился как нельзя кстати.

В центре Лондона не было недостатка в магазинах. Но в то время большие магазины Парижа и Лондона были просто большими магазинами, где продавалось очень много товаров. Продавцы в них были не всегда любезны, и их отношение к клиенту часто зависело от финансовых возможностей этого клиента.

Селфридж совершил в Лондоне маленькую революцию. Во-первых, он решил продавать в своем магазине абсолютно все, он решил открыть универмаг. Во-вторых, он сконцентрировал свое внимание не на тех, кто пришел в магазин купить определенную вещь, а на тех, кто пришел в магазин лишь посмотреть.

В начале двадцатого века прекрасные представительницы среднего класса имела массу свободного времени, их супруги пропадали на работе, занимаясь бизнесом или политикой, дети проводили свой день с нянями и гувернантками, хозяйством занимался целый штат прислуги. Женщины, скучая, листали дамские журналы, а оттуда на них обрушивалась масса соблазнов - модные новинки сезона, советы о том, как стать красивой и новые чуда-средства.

Говорят, эмансипация женщин началась с того момента, когда женщины получили возможность самостоятельно делать покупки. Женщина двадцатого века не хотела сидеть дома, она хотела быть самостоятельной, и Гарри Селфридж предоставил ей такую возможность.

“Я появился, когда женщины захотели выйти и почувствовать самостоятельность. Они пришли в мой магазин и реализовали свои мечты”-

Гарри Селфридж.

Многие лондонские дамы, до этого момента имевшие привычку покупать товары в лавках и мелких магазинах, были ошеломлены размахом нового предприятия, Селфридж практически полностью изменил их отношение к покупкам.
Успех торговли теперь зависел от успехов соблазнения покупателя. И на реализацию этой цели были направлены все возможные средства.

Итак, объектом соблазнения была выбрана женщина.

…женщины останавливались, толпились перед окнами, возбужденные от желаний.

И ткани оживали под действием страстей, кипевших на улице; кружева чуть колыхались, таинственно скрывая за своими ниспадающими складками недра магазина; даже толстые четырехугольные штуки сукна дышали соблазном;
пальто на оживших манекенах принимали все более округлые формы, а роскошное бархатное манто, гибкое и теплое, вздувалось, точно покоясь на женских плечах, облегая волнующуюся грудь, трепещущие бедра.

От магазина веяло жаром, как от фабрики, и этот жар исходил главным образом от прилавков, где шла оживленная продажа и была сутолока, которая чувствовалась даже за стенами здания.

В помещении стоял непрерывный гул, точно от машины, находящейся в движении в беспрестанно обрабатывающей покупательниц, — их сбивали в кучу перед прилавками, одурманивали товарами, а затем перебрасывали к кассам.

И все это — с механической точностью, с силой и логикой передаточного механизма, захватывающего целые толпы женщин.

С этой целью парфюмерия и косметика размещались прямо у входа в универмаг, чтобы тонкие ароматы будоражили воображение, расслабляли и создавали романтически-мечтательное настроение. Оформлению витрин уделялось особое место, они создавались мастерами своего дела, как произведение особого искусства. Посетителей привлекали утонченностью и изысканностью.

Прилавки исчезали под грудами белоснежных шелков и лент, перчаток и платков.

Вокруг железных колонок вились облака белого муслина, местами перехваченные белым фуляром.

Лестницы были убраны белыми драпировками — то пикейными, то бумазейными; драпировки тянулись вдоль перил, опоясывали залы и поднимались до третьего этажа.

Казалось, белые ткани взлетели на крыльях, там сбиваясь в кучу, тут рассыпаясь, как стая лебедей.

Отделы кипели жизнью, публика осаждала лифты, теснилась у буфетов и в читальном зале, словно целый народ странствовал в занесенных снегом просторах.

По контрасту толпа казалась черной и напоминала конькобежцев на льду какого-нибудь польского озера в декабре.

В нижнем этаже волновалась, как море в час прилива, темная людская масса, в которой можно было разглядеть прелестные восхищенные лица женщин.

В пролетах железного остова, по лестницам, по воздушным мостам бесконечной вереницей поднимались вверх маленькие силуэты, точно путники, заблудившиеся среди снежных утесов. .

Уровень услуг, оказываемых продавцами, был ошеломляющим. Этому Селфридж научился у другого знаменитого торговца, американца Терни Стюарта .

Гарри Селфридж (в середине) на террассе устроенного на крыше магазина ресторана,
излюбленного места встреч английских суфражеток.1911 год.

Тени Стюарт был владельцем нью-йоркского магазина, который называли Мраморным дворцом .
Стюарт нанимал только симпатичных мужчин, которые работали продавцами-консультантами и владели всеми тонкостями общения с дамами.

Время, потраченное молодым продавцом на уговоры и обслуживание покупательницы нередко было несоизмеримо с самой покупкой, которая могла быть покупкой лишь одной пуговицы.

Однако, Терни был расчетливым психологом: после приятного общения покупательницы не утрачивали интереса, наоборот, они стремились получить новое удовольствие. Они продолжали свой путь по магазину, вновь и вновь останавливаясь у заинтересовавшего их товара, и подвергаясь новому и новому обольщению.

Терни Стюарт первым ввел художественное оформление витрин и оснащение магазина зеркалами в рост человека. С таким опытом в Лондоне Селфриджу не было равных.

Гарри Селфридж, 1910 г.

До открытия магазина Селфриджа леди, в отсутствии мужчин, не могла позволить себе где угодно выпить чаю, чтобы не нарушить приличий. Таких мест, где бы можно было встретиться с подругами, и в располагающей к тому обстановке обсудить сделанные покупки, или последние новинки моды, было не так уж много.

Теперь же в распоряжении дам были не только уютные кафе и рестораны, но и читальные залы, а также комнаты для отдыха матери и ребенка с профессиональными нянями. Для удобного перемещения покупательниц Селфридж оснастил магазин лифтами и эскалаторами.

Г-же Гибаль надоело стоять среди движущейся толпы, и она сказала:

— Ну, вы, очевидно, будете тут еще покупать, а мы пойдем наверх.
— Нет, нет, подождите меня! — воскликнула г-жа Марти.
— Я тоже наверх… Там парфюмерный отдел. Мне необходимо зайти в парфюмерный отдел.

Этот отдел, открытый лишь накануне, находился рядом с читальным залом.

Чтобы избегнуть толкотни на лестнице, г-жа Дефорж предложила было воспользоваться лифтом, но от этого пришлось отказаться, так как возле него выстроилась длинная очередь.

Наконец наши дамы очутились у открытого буфета, где была такая давка, что один из инспекторов занялся обузданием аппетитов и стал впускать проголодавшихся покупателей только маленькими группами.

От самого буфета дамы уже почувствовали близость парфюмерного отдела по резкому запаху саше, которым благоухала вся галерея. Здесь покупательницы вырывали друг у друга мыло «Счастье» — гордость фирмы.

Под стеклянными крышками прилавков, на хрустальных полочках этажерок стояли рядами баночки с помадой и пастой, коробки с румянами и пудрой, флаконы с туалетной водой и эссенциями; в особом шкафчике красовались щеточки, гребни, ножницы и карманные флакончики.

Изобретательные продавцы декорировали выставку белыми фарфоровыми баночками и флаконами из белого хрусталя.

Но в особенности восхищал всех серебряный фонтан, устроенный в центре и изображавший пастушку, стоящую посреди боскета; из фонтана непрерывно била струйка фиалковой воды, стекая с мелодичным журчанием в металлический бассейн. Вокруг распространялось чудесное благоухание, и дамы, проходя мимо фонтана, смачивали в нем носовые платки. <…>

— Ну вот, теперь все кончено, я к вашим услугам, — сказала г-жа Марти, нагрузившись туалетной водой, зубным порошком и косметикой.

— Пойдемте к госпоже де Бов.

На площадке большой центральной лестницы ее внимание приковали японские изделия <…>

На этот раз г-жа Дефорж, хотя и не без досады на себя, — ибо она только что поклялась больше ничего не покупать, — не устояла перед вещицей из слоновой кости тончайшей работы.

Для создания располагающего для покупок настроения, в магазине устраивались показы мод с живой музыкой, для чего приглашались хорошие музыканты.

Во времена, когда не было ни радио, ни телевизора, а кино лишь зарождалось, магазин Селфриджа развлекал покупателя таким гламуром, какой можно было увидеть лишь в мюзик-холле.

Покупателей поражали высокие потолки, огромные пространства,
на которых хранились в открытом доступе массы товаров, электрическое освещение, шикарные люстры.

Торговый дом Селфриджа для многих покупательниц стал уютнее, чем их собственный дом.

После Вестминстерского аббатств и Тауэра, магазин Селфриджа стал третьи чудом Лондона, на которое привозили полюбоваться туристов. Там публика покупала то, что ей было нужно, и то, о чем она даже не помышляла, но соблазнилась после великолепной демонстрации товара.

Оформление витрины с демонстрацией чемоданов.

В своих амбициях расширения покупательной сферы Селфридж произвел революционный переворот в сознании, он внедрил новый принцип торговли - обслуживание всех слоев общества. Торговый дом принял в свои объятия представительниц аристократических семейств и скромных белошвеек, жен депутатов парламента и фабричных работниц.

Торговый дом предлагал им все, от пуговиц и тесьмы до роскошных манто, от галантерейных товаров до фотографического оборудования. Все зависело от покупательных возможностей клиента.

"Я готов торговать всем, от аэропланов до сигар", - заявлял Гарри Селфридж.

О том, чтобы покупка была удобна, изящно упакована и вовремя доставлена по назначению, заботился магазин.
Для этих целей пятьдесят фургонов, в которых были запряжены крепкие лошади, трижды за день отправлялись, нагруженные товаром к покупателям, со временем их заменили автомобили.


“Следите за покупками своей супруги. Она может быть очаровательной в вашей гостиной, но у прилавка она может превратиться в вампиршу”
Мужчины удалились в соседнее помещение, а тем временем продавщицы принялись обыскивать графиню и даже заставили ее снять платье, чтобы осмотреть бюст и бедра.

Кроме спрятанных в рукава воланов алансонскнх кружев, которых оказалось двенадцать метров по тысяче франков за метр, они нашли у нее на груди новый носовой платочек, веер и галстук, измятые и теплые, — всего тысяч на четырнадцать.

Г-жа де Бов, охваченная бешеной, неодолимой страстью, воровала таким образом уже целый год.

Припадки усиливались, приобретали все более серьезный характер, окрашиваясь каким-то сладострастием, удовлетворения которого требовало все ее существо; она теряла всякое благоразумие и предавалась воровству с наслаждением тем более острым, что рисковала на глазах у всех своим именем, своей честью и высоким положением мужа. <…> хотя карманы у нее и были набиты деньгами; она воровала ради воровства, как любят ради любви; ее подстрекало необузданное желание, она была во власти душевного недуга, который развился у нее на почве ненасытного стремления к роскоши, в свое время внушенного ей необоримыми, грубыми соблазнами больших магазинов. .

Печатные издания стали всерьез обсуждать влияние магазинов на дамское безумие, тому были все основания, ярким примером была вдова президента Линкольна. Мэри Линкольн, чтобы забыться после смерти мужа, занялась шоппингом, в результате чего ее счет магазину составил 48 тысяч долларов (сейчас эта сумма тянет на миллион долларов), после чего ее родные объявили ее сумасшедшей и опротестовали ответственность за ее долги.

Но остановить эту женскую страсть было невозможно.
И ничего удивительно нет в том, что главными покупательницами Гарри Селфриджа оказались английский суфражистки.

Продолжение следует

Несмотря на раннее утро, Оксфорд-стрит кишела людьми, и с каждой минутой их становилось все больше. Они прибывали в кебах, пешком, в комфортных личных экипажах и модных таксомоторах. Никогда прежде чопорный Лондон не видел такого смешения классов: фабричные девушки, сбившись группками, рассматривали наряды дам, вылезавших из экипажей; рабочие отпускали плоские шуточки в сторону модисток. Казалось, этим утром (а на календаре - 15 марта 1909 года) на Оксфорд-стрит намечается невероятное представление, которое никто не хочет пропустить. Постепенно толпа, исчислявшаяся уже тысячами, собралась вокруг огромного девятиэтажного здания, выполненного в стиле боз-ар и украшенного внушительными ионическими колоннами. Большинство присутствовавших поражал уже сам факт существования этого здания: год назад на месте гиганта был лишь пустой котлован, да и он казался близок к тому, чтобы стать хранилищем для английских ливней. Эта часть Оксфорд-стрит всегда слыла нелюдимой и непопулярной. Но только не сегодня. Сегодня здание с начищенной табличкой Selfridges над главным входом привлекло, похоже, всех жителей столицы.

Полицейским приходилось контролировать толпу, подбиравшуюся ближе к витринам. Людей легко понять. В новом магазине имелось два десятка витрин. Причем двенадцать из них были защищены от улицы самыми большими стеклами в мире, сделанными по спецзаказу. Но даже не размеры привлекали зрителей, а тайна: все витрины были задрапированы бледно-розовыми шелковыми занавесями. Ровно в девять занавеси одновременно упали. Толпа зашевелилась, раздались возгласы, кто-то захлопал в ладоши. Каждая витрина представляла собой отдельную сценку: в одной витрине юноша-манекен, одетый по последней моде, дарил девушке розу. В другой - дама-манекен сидела за рулем настоящего автомобиля, на заднем сиденье которого стояли нарядные коробки с покупками. Возникла давка: рассмотрев одну витрину, люди спешили к другой. Но давка эта не сравнилась с той, которая началась, когда перед покупателями распахнулись двери магазина. В первый день Selfridges посетили 90 тысяч человек! И этот день навсегда изменил мир торговли.


Начальная школа жизни


Когда Роберт Оливер Селфридж решил присоединиться к Союзной армии северян в 1861 году, его младшему сыну Гарри было три года. Конечно, малыш не запомнил своего отца. Его запомнили два старших брата Гарри, но они вскоре скончались один за другим. Миссис Селфридж сосредоточила всю свою любовь на единственном близком человеке - младшем сыне. Гражданская война окончилась, мужья возвращались - кто-то искалеченным, кто-то помятым. А кому-то пришли похоронки. Однако о Роберте так и не было известий. Миссис Селфридж пришлось нелегко. До войны она была уважаемой дамой: ее муж владел небольшим магазином в предместье Чикаго. А кто она нынче? Оставшись с Гарри на руках, миссис Селфридж даже не могла получить вдовью пенсию: факт гибели ее мужа так не подтвердили.

В двенадцатилетнем возрасте Гарри выпустил собственную газету для мальчиков и продал в ней местной стоматологии страницу рекламы

Миссис Селфридж выпутывалась как могла. Одно время разрисовывала открытки на продажу. Затем ей удалось устроиться учительницей в школу, а позже получить должность директрисы. Миссис Селфридж была женщиной с характером. Она не скрывала от сына своей любви и не скупилась на ласку, но Гарри не знал, что такое баловство. Мать требовала от него не только дисциплины, но и внешнего лоска. Она проверяла ногти Гарри на предмет наличия грязи два раза в день, в то время как соседские дети довольствовались разом в неделю. Одежда мальчика всегда была выстирана и выглажена, а манеры - безукоризненны. При этом он не казался забитым маменькиным сынком и мог постоять за себя в уличной драке. До драк, правда, доходило редко: Гарри мог договориться с кем угодно и о чем угодно.


Селфридж годами наблюдал, как тяжело достаются деньги, и мечтал помогать матери. Его интересовали все виды заработка. Так, в двенадцатилетнем возрасте Гарри с приятелем открыли газету для мальчиков. Ну и ладно бы - кто не открывал в детстве газету! Но Селфриджу удалось продать местной стоматологии страницу рекламы. Вскоре газета закрылась, а стоматологи так и не заплатили Гарри 75 центов. Тогда мальчик пришел и в счет этой суммы удалил себе больной зуб. Удивительное здравомыслие для подростка! К 18 годам Гарри попробовал самые разные поприща: он доставлял газеты, работал младшим продавцом в галантерее, счетоводом в банке...

Гарри обладал приятной наружностью. Женщин особенно завораживали глаза Селфриджа - редкого пронзительно-голубого цвета. Он мог долго смотреть на даму через комнату не мигая, отчего та стыдливо краснела. На самом же деле из-за близорукости Гарри ее вовсе не видел. К двадцати годам Селфридж стал украшением любой компании. То, что он не любил пить, компенсировалось умением рассказывать анекдоты и увлечением покером. Но случайные карточные победы радовали Гарри недолго. Ему все время хотелось чего-то большего.


Шопинг до и после


Представь себе на минуту, что ты живешь на рубеже XIX-XX веков. Конечно, лестно воображать себя австрийским бароном, перемежающим охоту на кабанов с охотой на женщин. Но давай будем реалистами: с большой вероятностью ты принадлежишь к так называемому среднему классу. А значит, у тебя не так много ярких впечатлений, разве что посещение паба и стоматология без анестезии. А еще редко, крайне редко ты делаешь покупки. Ты не любишь делать покупки. Почему? Все просто. Ты приходишь в торговые ряды, заходишь в лавку, там тебя встречает суровый, неприветливый продавец. Ему не важно, комфортно ли тебе. Ему важно, чтобы ты оставил в его кассе свои денежки, взял товар и проваливал. И, кстати, товар он тебе тоже не слишком стремится демонстрировать, особенно если одет ты неказисто. Поэтому ты должен четко знать, за чем пришел. Здесь нет витрин, нет выбора. Ты просто говоришь: «Белую сорочку». Продавец, кряхтя, лезет куда-то под потолок по лестнице, достает сорочку, забирает у тебя деньги. Ты покидаешь лавку с чувством собственной ничтожности и твердым желанием не возвращаться сюда, пока на сорочке не протрутся дыры. Таков был шопинг среднего класса на рубеже веков.

Теперь сравним это с нашими буднями, точнее, выходными. Проснувшись и позавтракав, вся семья погружается в машину и едет в торговый центр. Там младших детей запихивают в аквариум с шарами, старших сдают выпускнику театрального в костюме клоуна, а мама и папа отправляются по магазинам. Причем в магазинах можно увидеть весь товар, его можно потрогать, понюхать, примерить. И после всех манипуляций - не купить. А если продавец посмеет тяжко вздохнуть, складывая так и не подошедший тебе костюм пчелы (Индия, ручная работа), ты еще и возмутишься: мол, что за обслуживание! Совершив покупки, вся семья устраивается в креслах прямо здесь, в магазине, пьет кофе и ест мороженое. А потом отправляется в кинотеатр, который находится в этом же торговом центре. Таков шопинг среднего класса в начале XXI века.

Соблазн, ажиотаж, мотивация


Владелец самого крупного универмага в Чикаго Маршалл Филд был человеком старой закалки и строгих правил. Едва ли кто-то видел улыбку на его лице и уж тем более слышал его смех. Сдержанность - вот кредо Филда. Подчиненные побаивались Филда, хотя вряд ли он кого-то отчитывал. Одного его ледяного взгляда было достаточно, чтобы понять: все кончено. Филда окружали такие же истуканы-менеджеры, поэтому он весьма удивился, когда в один из приемных дней к нему в кабинет пожаловал невысокий юноша, с лица которого не сходила широкая улыбка. Представившись Гарри Селфриджем, юноша с порога начал рассказывать о том, что он думает о магазине и как его можно улучшить. До сих пор неясно, почему Филд нанял на работу собственного антипода. Вероятно, потому, что все же одно качество у них было общим: Филд сразу увидел, что этот малый готов жить работой, как и он. Филд еще не знал, что проведет в компании Селфриджа с его неуемной энергией следующие двадцать пять лет.

Поначалу Гарри занимал скромную должность работника склада. Он занимался отчетностью о приходе товаров и распределением его по отделам магазина. Но склад оказался тесен для Гарри. Он постоянно приставал к Филду с предложениями по улучшению того или иного и в итоге очутился во главе отдела, который мы сегодня назвали бы рекламным. Самое сонное место в Marshall & Co. Филд не верил в рекламу. Он продавал товар, все об этом знали - так какой смысл трещать об этом на каждом углу? Гарри был иного мнения. Он ошарашил Чикаго рекламой на всю полосу Chicago Times - прежде ни один магазин в Америке не позволял себе такой наглости. Продажи выросли, и Филд решил перевести резвого подчиненного непосредственно в торговые залы. Тут уж Гарри развернул настоящую революционную деятельность!


Табличка обновлялась каждый день, вызывая у проходивших мимо желание срочно забежать внутрь и покупать, покупать, покупать!

Он значительно уменьшил высоту прилавков, чтобы люди невысокого роста (а таких много) чувствовали себя комфортно, выбирая товар. Сам товар отныне лежал не в глухих ящиках, а под стеклом, чтобы его сразу было видно и у посетителя магазина появился соблазн купить. Впервые в истории торговли витрины магазина оставались подсвеченными на ночь, после чего в английский язык вошло понятие window shopping - рассматривание вит­рин с мыслью приобрести что-то в будущем. Наконец, Селфридж затеял муштру персонала. Он строго следил за тем, что сам называл «сервис с улыбкой». Гарри внушал подчиненным, что обращаться с покупателем следует как с дорогим гостем, независимо от того, собирается он что-то покупать или нет. Также Селфридж чувствовал важность ажиотажа: впервые в истории у входа в магазин появилась надпись «До конца рождественской распродажи осталось... дней», которая обновлялась ежедневно и вызывала у проходивших мимо желание срочно забежать внутрь и покупать, покупать, покупать!



Однажды утром, придя на службу, персонал обнаружил, что во всех внутренних помещениях висят таблички непривычного содержания: «Делай вещи лучше, чем их делали прежде», «Выслушивай обе стороны конфликта», «Будь вежливым, подавай пример, предугадывай просьбы». Нам, современным и циничным, такие мотивации не кажутся чем-то особенным, понятие «тимбилдинг» давно вошло в наш словарь. Но для американцев XIX века мотивация была неведомым удовольствием. Самое приятное, что мог прежде прочитать американский рабочий на табличке, - это «Опоздание - штраф из зарплаты». А потому, как ни странно, таблички работали.

И если уж Гарри так носился с продавцами, можешь представить себе, на какие высоты он возводил покупателей. Именно ему приписывают самую знаменитую в торговле фразу: «Клиент всегда прав». Чуть позже эту фразу, уже в измененной модификации «Клиент никогда не ошибается», подхватил отельер Цезарь Ритц, а следом и весь мир. Селфридж хотел, чтобы люди приходили в магазин не для того, чтобы купить и уйти, а чтобы купить и остаться. А потом, скорее всего, купить еще. И еще. В рамках этой идеологии он открыл на первом этаже Marshall & Co чайную. Сенсация! В Чикаго не существовало мест, которые дамы могли бы посещать в одиночестве. У их мужей была работа, клубы, бордели и рестораны. Женам же приходилось довольствоваться домом и церковной скамьей. Конечно, иногда они посещали магазин. И нет ничего неприличного в том, чтобы, приобретя пару перчаток, выпить с подругой чаю. Здесь же, при магазине. Расчет Селфриджа оказался верен: в чайной кипела жизнь с утра до вечера, это место превратилось в подобие женского клуба. Филд был ошарашен переменами, происходившими в его магазине, но цифры говорили сами за себя. А потому Гарри получал все больше власти.


Личное дело


В 1887 году Селфридж становится главным менеджером магазина. Ему 38 лет, он полон идей и амбиций. Он заражает окружающих своей энергией. Некий Гомер Бакли, работавший под началом Селфриджа, вспоминал позже: «Он мог неожиданно появиться у твоего стола, присесть, поговорить десять минут о том о сем, причем никогда - свысока. В результате ты целую неделю на подъеме! Никогда не встречал человека, способного так вдохновить своих работников». Каждое утро Гарри лично совершал обход магазина. Иногда он обнаруживал - о ужас! - пыль на прилавке. Тогда вместо того, чтобы отчитать провинившегося, он просто выводил пальцем на пыли свои инициалы - HGS. Через минуту после его ухода прилавок уже сиял.

Вместо того чтобы отчитать виновного, он выводил на пыли свои инициалы - HGS. Через минуту после его ухода прилавок уже сиял

Но человек не может жить только работой. Не мог и Селфридж. О его ранних любовных похождениях известно немного, разве что он был завсегдатаем двух знаменитых чикагских клубов для джентльменов: «Дом зеркал» и «Арена». А когда на гастроли в город пожаловала Айседора Дункан, Селфридж лично сопроводил ее в отдел женского белья и спонсировал покупку танцовщицей самых модных моделей, чем спровоцировал живописные сплетни. Когда Селфридж в 34 года решил остепениться, об этом знал весь город. К тому времени репутация «мальчика Филда» была уже столь велика, что обеспечила ему широкую известность.


Избранницей Гарри стала 30-летняя наследница известного чикагского рода предпринимателей Розалия Бекингем. Едва ли Рози была невинной дебютанткой - и по возрасту, и по жизненному опыту. Она отличалась той же предприимчивостью, что и ее жених. Например, до свадьбы она успела завершить проект по строительству целого жилого района. Так что молодоженам было о чем поговорить. Брак получился счастливым даже несмотря на то, что с Селфриджами на постоянной основе проживала мать Гарри. Она уже давно оставила работу и могла почивать на лаврах, заботливо подложенных любящим сыном. В последовавшие за свадьбой годы у Гарри и Рози родилось пятеро детей: четыре девочки (старшая умерла во младенчестве) и мальчик. Высокая зарплата, жена-соратница, восхищение пуб­лики, кратковременные интрижки - казалось, что 45-летний Селфридж достиг пика. Но ему все еще хотелось большего.


Женщины Селфриджа

Гарри умел органично сочетать преданность жене с преданностью другим женщинам. Вот лишь некоторые из его пассий.

Актриса
Гэби Дэслис
Актриса
Марсель Роджерс
Балерина
Анна Павлова
Сестры Роуз
и Дженни Долли
Танцовщица
Айседора Дункан

Горечь расставания


Известие об увольнении Гарри Гордона Селфриджа из Marshall & Co потрясло всех, но только не близких ему людей. Гарри уже давно вел переговоры с Филдом о том, чтобы переименовать магазин в Marshall & Selfridge, но старик упорствовал. Также он не хотел открывать филиалы в Нью-Йорке и Лондоне, в то время как Гарри грезил о расширении бизнеса. Кризис был неминуем. «Вы можете уйти хоть завтра», - заявил старший партнер младшему партнеру (Селфридж владел 13 процентами акций магазина) после очередного тяжелого разговора. Расставание далось Селфриджу нелегко. Впопыхах он купил другой магазин в Чикаго, но это не помогло. «Мне крайне тяжело соревноваться со своими же людьми, с которыми я провел столько счастливых, захватывающих лет. Я пытался подавить это чувство, но оно только возрастало», - откровенно заявил Селфридж журналистам и продал новый бизнес. Теперь он стал одним из богатейших людей Чикаго.

Лишенный серьезного дела, Гарри выращивал цветы в дачном доме (и речь не о детях, а о настоящих цветах, которые Селфридж обожал). Влиятельные знакомые предложили ему обычную стезю бизнесменов в отставке - политику. Но Гарри отказался: «Не хочу делать из себя посмешище». Не порадовало его и вступление в чикагскую масонскую ложу. Пятидесятилетие неумолимо надвигалось, но Селфридж чувствовал, как его переполняет энергия молодости. Он и выглядел моложе своих лет. Дело было не только в первоклассных костюмах (Гарри слыл пижоном в том, что касалось одежды), но и в отличной физической форме, которую Селфриджу удавалось поддерживать без занятий спортом. «Размышления - лучшая физическая нагрузка», - утверждал Гарри. Правда, теперь думать было не о чем, разве что о детях и орхидеях. Когда скука стала совсем невыносимой, Гарри купил билет первого класса. В Лондон.


Рай потребителя на Оксфорд-стрит


Есть такой праздник - Всемирный день защиты прав потребителя. Отмечается он 15 марта, в день открытия Selfridges на Окс­форд-стрит. В этот день в 1909 году предприимчивый американец перевернул жизнь среднестатистического англичанина. Великолепие магазина Селфриджа одновременно ошарашивало и располагало к себе. Весь первый этаж был открытым, не разделенным перегородками. Получалось, что покупатель, привыкший к тесноте магазинов, попадал в помещение площадью 24 тысячи квадратных метра, залитое светом, музыкой живого оркестра и волнующими запахами (Селфридж, большой любитель духов, проследил за тем, чтобы все отделы его магазина благоухали). На верхние этажи магазина покупателей доставляли шесть лифтов, причем в каждом было по красавице лифтерше, одетой в кокетливые брюки-панталоны и красные сапоги-казаки.


Красота являлась важным требованием, которое предъявлял Селфридж к своим работницам (что до работников, то, будучи маленького роста, он никогда не нанимал слишком высоких). Красота была в Selfridges повсюду. По словам самого Гарри, «магазин, в который вы ходите каждый день, должен быть так же хорош, так же благороден, как церковь или музей». Признаться, Selfridges выглядел куда привлекательнее музея или церкви. Тот, кто приходил сюда, как правило, оставался надолго: в магазине имелась гардеробная, парикмахерская, салон для бритья, ресторан, курительная комната, библиотека, детская комната и комната тишины - помещение с приглушенным светом и комфортными диванами. Гарри позаботился и о том, чтобы магазину был присвоен телефонный номер «1», который в состоянии запомнить самые рассеянные покупатели. Как позже выразится писатель Макс Айткин, также известный как барон Бивербрук, «Гордон Селфридж стал пионером в искусстве изнеживания».


Красота была важным требованием, которое Селфридж предъявлял к своим продавщицам. А еще низкорослый Гарри не нанимал высоких работников

В первую неделю работы универмаг Selfridges посетило больше миллиона покупателей. И его успех рос. Это было особенно важно для Гарри, который вложил все личные сбережения в свое детище. Тем временем другие его дети, биологические, прибыли в Лондон вместе с его женой и матерью. (Кстати, Селфридж был первоклассным менеджером не только в магазине, но и дома. Его подход к воспитанию был диковинным даже для американских нравов: дети ели за одним столом с родителями и поддерживали взрослую беседу.) Селфридж по-прежнему считал рекламу одним из главных приоритетов бизнеса. Он рьяно дружил с прессой и настойчиво искал возможности упоминания магазина. Так, ему удалось заманить в Selfridges первого человека, перелетевшего через Ла-Манш, - француза Луи Блерио. Гарри караулил летчика неподалеку от места посадки, чтобы затем выскочить из кустов и уговорить его посетить универмаг. В результате легендарный самолет и его хозяин три дня провели в Selfridges, а газеты пестрили сочиненным самим Гарри заголовком: «Кале - Дувр - Селфридж».

В 1918 году от гриппа скончалась Рози. Селфридж искренне горевал о жене. Но жизнь продолжалась. Роман с теннисисткой Сюзанн Ленглен он совмещал с романом с декораторшей Сири Уилком, позже вышедшей замуж за Сомерсета Моэма. Про отношения Гарри с балериной Анной Павловой шутили: «У Селфриджа a deux с королевой pas de deux». Если у Гарри появлялось свободное от магазина и дам время, он мог провести его с близкими по духу и состояниям приятелями, Томасом Липтоном и Томасом Дьюаром, которых Гарри прозвал Том Чай и Том Виски. Но времени обычно было в обрез. В шикарном кабинете Селфриджа, заставленном свежими цветами, не имелось стульев для посетителей, чтобы не засиживались. Часы Гарри всегда спешили на пять минут, чтобы, как он говорил, «у него было пять минут в запасе». А на стене красовалась табличка: «Нет большего веселья, чем работа».


Конец смены


Любая идиллия рано или поздно кончается. В случае Селфриджа - скорее поздно. Великая депрессия выявила многочисленные бреши в бизнесе Гарри. Его собственный совет директоров стал задаваться вопросами: разумно ли тратить такие деньги на рекламу и закупку качественных товаров? Ответы почти всегда были отрицательными. Селфридж и себе ни в чем не отказывал. «6 ящиков шампанского, 12 ящиков виски, 6 индеек, 4 свиных окорока, 12 батонов хлеба, 2 ящика сигар» - таков список покупок Селфриджа. На понедельник. Список в точности повторялся в четверг и субботу.

Кроме того, под конец жизни у Селфриджа появилась пагубная страсть. Имя ей - сестры Долли. Близняшки Роуз и Дженни Долли прославились исполнением легкомысленных песенок в еще более легкомысленных нарядах, но жили они, конечно, на деньги Селфриджа. И как жили! Vogue рапортовал из Канн: «В комнате для баккара сестры Долли наделали шума... На них были потрясающие бриллианты... Сестры кричали через стол, вдыхали дым сотни сигарет и выигрывали и проигрывали сотни тысяч фунтов... Толпа замерла в восхищении». Видимо, завидев сестер, Селфридж тоже замирал в восхищении. Выигрыши сестры оставляют себе, проигрыши оплачивает их пожилой меценат.


«6 ящиков шампанского, 12 ящиков виски, 6 индеек, 4 свиных окорока, 2 ящика сигар» - список покупок Гарри. И это только на понедельник

К началу Второй мировой все было кончено. Селфридж - человек, не магазин - был объявлен банкротом. Совет директоров магазина выразил ему вотум недоверия и отстранил от дел. Оставшиеся шесть лет Гарри прожил незаметно. Кто-то видел его едущим на автобусе, кто-то - гуляющим по неблагополучным кварталам Лондона. Пресса не трогала бывшего плейбоя, не зря Гарри годами умасливал журналистов. Скончался Селфридж в своей квартире в районе Патни. Ему было 89 лет.

Но дело Селфриджа не просто живет, а процветает. Магазин на Оксфорд-стрит наплодил филиалов по всему миру. Нововведения, придуманные больше века назад американцем, уже давно расползлись по всем магазинам. Про Гарри в 2013 году сняли сериал Mr. Selfridge (сейчас идет второй сезон, поинтересуйся). Возможно, судьба короля шопинга должна навести нас на мысль, что за удовольствия придется платить. Но если в момент расплаты нам будет по 89 лет, то, пожалуй, ничего. Переживем.

Биография и эпизоды жизни Гарри Селфриджа. Когда родился и умер Гарри Селфридж, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты бизнесмена, фото и видео.

Годы жизни Гарри Селфриджа:

родился 11 января 1856, умер 8 мая 1947

Эпитафия

«В Америке, если уж ты разбогател, надо быть гением или патологически алчным, чтобы вновь вернуться к нищете».
Ирвин Шоу, «Богач, бедняк»

Биография

Гарри Селфридж - человек, которого можно назвать отцом современных торговых центров. Именно Селфридж трансформировал магазин из скучного места совершения покупок в развлекательную площадку с атмосферой радости и уюта - то есть в то, какими мы видим магазины сегодня.

Биография Селфриджа - воплощение той самой, заманчивой и волшебной, истории американского успеха. Мальчик рос без отца и уже в десять лет был вынужден подрабатывать разносчиком газет, а в 14 — бросил школу. Юный Селфридж несколько раз менял работу, пока ему не повезло устроиться рабочим склада в огромный процветающий чикагский универмаг «Маршал Филдс». Там Гарри проработал 25 лет, поднявшись по карьерной лестнице до должности младшего компаньона и нажив неплохое состояние.


В основу успеха Селфриджа легла инновационная для своего времени маркетинговая стратегия, которая была реализована в магазине на Оксфорд-стрит. Выходец из США отказывался считать потребительство феноменом исключительно американского мышления. Он постарался сделать шопинг развлечением, формой отдыха, превратив торговый центр в социальную и культурную достопримечательность — что-то вроде первого в мире клуба для женщин. На крыше здания, откуда открывался замечательный вид на Лондон, были устроены зелёные террасы, кафе, поле для мини-гольфа и исключительно женский тир.

Селфридж сам интересовался наукой и привлекал в свой магазин посетителей регулярными образовательными и научными выставками. Так, в 1909 г. после первого перелёта через Ла-Манш моноплан Луи Блерио был выставлен в «Селфриджес», где его увидели 12 000 человек. А в 1925 г. в универмаге прошёл первый публичный показ движущегося телевизионного изображения.

В годы Великой депрессии, увы, удача отвернулась от Селфриджа, и сам он в немалой мере этому способствовал. Он увлёкся азартными играми и часто проигрывал, тратил деньги на танцовщиц и прочие развлечения. В конце концов он был отстранён от управления универмагом, который сам же и создал. Последние годы жизни Гарри Селфридж существовал на урезанную пенсию, а в возрасте 89 лет скончался от бронхиальной пневмонии и был похоронен в Дорсете рядом с женой и матерью.

Линия жизни

11 января 1856 г. Дата рождения Гарри Гордона Селфриджа.
1870 г. Уход из школы и начало работы в банке.
1876 г. Начало работы в крупнейшем чикагском магазине «Маршал Филдс».
1890 г. Женитьба на Роуз Бакингем.
1906 г. Поездка в Англию. Селфридж инвестирует собственные средства в строительство здания и открытие универмага в Лондоне.
1909 г. Открытие магазина «Селфриджес».
1918 г. Выход в печать книги Селфриджа «Романтика в коммерции».
1926 г. Основание компании «Selfrige Provincial Stores», которая впоследствии объединила 16 магазинов в провинциальных городах.
1941 г. Селфридж отходит от дел.
8 мая 1947 г. Дата смерти Гарри Селфриджа.
12 мая 1947 г. Похороны Гарри Селфриджа.
1951 г. Оригинальный «Селфриджес» на Оксфорд-стрит переходит в руки другой торговой сети.
1998-2003 гг. Открытие трёх новых магазинов «Селфриджес» в Манчестере и Бирмингеме.
2013 г. Выход на экраны первого сезона телесериала «Мистер Селфридж» (Великобритания).

Памятные места

1. Рипон, штат Висконсин (США), где родился Гарри Селфридж.
2. Джексон, штат Мичиган, где Селфридж жил в детстве.
3. Аннаполис, штат Мерилэнд, где Селфридж пытался поступить в военно-морскую академию, а впоследствии работал бухгалтером.
4. Чикаго, где Селфридж 25 лет проработал в «Маршал Филдс».
5. Первый магазин «Селфриджес» на Оксфорд-стрит в Лондоне.
6. Путни в Лондоне, где провёл последние годы жизни и умер Гарри Селфридж.
7. Кладбище при церкви Св. Марка в Хайклиффе (Дорсет), где похоронен Гарри Селфридж.

Эпизоды жизни

Флагманский магазин на Оксфорд-стрит - второй по величине магазин Великобритании (после «Хэрродс»).

Все здания «Селфриджес» представляют собой архитектурные диковинки - как первое, лондонское, так и новейшие — в Бирмингеме и Манчестере. Витражи, скульптуры, фонтаны, причудливые материалы и силуэты делают их полноценными городскими достопримечательностями.

Могила Гарри Селфриджа (крайняя справа) на церковном кладбище в Хайклиффе

Заветы

«Босс вызывает страх; лидер вызывает энтузиазм».

«Босс приводит в движение своих людей; лидер учит их».

«Босс говорит „я“; лидер - „мы“».


Трейлер сериала «Мистер Селфридж» (2013 г., английский язык)

Соболезнования

«Селфридж - это вид Лондона в той же степени, что и Биг-Бен. С его утренним пиджаком, белой манишкой, жемчужной булавкой для галстука и орхидеей в бутоньерке, он — подвижная достопримечательность столицы».
Цитата из лондонской газеты первой половины XX в.

«Ничто не ускользало от его орлиного взора, от пятна на ковре до затупившегося карандаша».
Линди Вудхед, автор книги «Мистер Селфридж»



Новое на сайте

>

Самое популярное