Домой Инфекционные заболевания Острота зрения у младенца. Зрение у новорожденных: этапы развития

Острота зрения у младенца. Зрение у новорожденных: этапы развития

Формирование зрительного анализатора начинается уже с 3 недели внутриутробного развития и продолжается в течение всей беременности. К моменту родов глаз анатомически сформирован, но некоторые структуры еще до конца не созрели.

Зрение новорожденного ребенка обусловлено следующими состояниями:

  • незрелостью сетчатки;
  • незрелостью нейронных связей зрительного нерва с головным мозгом;
  • незрелостью зрительных центров коры головного мозга;
  • слабостью цилиарной мышцы;
  • незавершенным развитием глазодвигательных нервов.

Учитывая незрелость многих структур, отвечающих за зрение, новорожденный видит только свет и тень, то есть его зрение на уровне светоощущения. По мере роста и развития происходит формирование зрительного анализатора, что приводит к улучшению зрительных функций.

Развитие зрения у новорожденных по месяцам

Острота зрения и зрительные функции

новорожденный

  • различает только свет и тень - светоощущение;
  • зрачки реагируют на свет;
  • возможно наличие периодического содружественного косоглазия.
  • ребенок видит предметы на расстоянии примерно 30 см;
  • возможна кратковременная задержка взгляда на источнике света;
  • периодически может появляться косоглазие.
  • ребенок видит ближнее пространство, то есть предметы, располагающиеся на расстоянии до 80 см;
  • предметы двухмерные (ширина и высота);
  • начинает распознавать контрастные рисунки (черно-белые полосы или круги);
  • начинает распознавать цвета: сначала красный;
  • длительно задерживает взгляд на игрушке;
  • пытается следить за движущейся игрушкой;
  • начинает формироваться бинокулярное зрение;
  • может сохраняться периодическое косоглазие.
  • ребенок продолжает осваивать ближнее пространство;
  • изображения становятся трехмерными (ширина, высота, глубина);
  • начинает распознавать разные цвета;
  • задерживает взгляд на игрушке и следит за движущимися предметами;
  • узнает родителей, видит себя в зеркале;
  • к 6 месяцам формируется бинокулярное зрение.
  • ребенок осваивает дальнее пространство - до 7-8 метров;
  • увеличивается острота зрения, ребенок видит мелкие предметы;
  • ориентируется в пространстве;
  • малыш способен оценивать расстояние до предметов;
  • видит предмет, дотягивается до него или подходит к нему и хватает;
  • не должно быть эпизодов косоглазия.

По мере роста и развития ребенка происходит совершенствование зрительных функций. Острота зрения новорожденного достигнет уровня взрослого только к школьному возрасту, примерно к 7 годам.

Важно! Если после того, как у новорожденного сформировалась фокусировка зрения, наблюдается отклонение глаз в какую-либо сторону нужно обратиться к врачу для определения причины косоглазия.

Существует мнение, что у новорожденного перевернутое зрение. Но это не так - зрительный центр коры головного мозга, обрабатывая информацию от сетчатки, переворачивает изображение в то положение, которое нужно.

Как проверяют зрение у новорожденного?

Здоровый ребенок впервые осматривается врачом-офтальмологом в возрасте 1 месяц, если же в роддоме у неонатолога появляются какие-либо сомнения по поводу состояния глаз, то он назначает консультацию специалиста.

Существуют различные методы определения зрительных функций у детей, возможность их применения зависит от возраста ребенка.

Определить остроту зрения у новорожденного в роддоме и в 1 или 2 месяца невозможно из-за возраста. Для оценки состояния зрительного анализатора проводят внешний осмотр и офтальмоскопическое исследование. При офтальмологическом осмотре обращают внимание на следующие особенности:

  • форма и подвижность век;
  • расположение глазного яблока в полости глазницы;
  • симметричность расположения глаз;
  • оценка движения глазных яблок. До того как ребенок научится следить за предметом, движения глаз определяются путем изменения положения головы ребенка (повернуть голову вправо, влево);
  • определяют наличие косоглазия;
  • оценивают размер зрачков, их реакцию на свет;
  • проверяют прозрачность сред глаза: роговицы, влаги передней камеры, хрусталика, стекловидного тела;
  • оценивают состояние сетчатки, ретинальных сосудов и диска зрительного нерва.

После того, как ребенок научится задерживать взгляд на предмете, то можно определить величину рефракции. Рефракцию определяют следующими способами:

  • скиаскопическое исследование;
  • с помощью педиатрического авторефрактометра PlusOptix.

Очень важно вовремя выявлять наличие патологии глаз у детей. Поэтому родители должны знать, как проверить зрение новорожденного в домашних условиях. Для этого нужно пристально следить за развитием малыша:

  • смотреть реагирует ли ребенок на свет, обращает ли внимание на маму, какого размера зрачки, есть ли косоглазие;
  • у детей старше 1 месяца дополнительно нужно обращать внимание на то, как следит малыш за игрушками, видит ли мелкие детали.

Для проверки зрения дома можно провести следующий тест: прикрыть ладонью сначала один глаз ребенка, затем другой и показывать игрушку. Если ребенок смотрит и следит за игрушкой и не пытается убрать вашу руку, то значит что зрение нормальное.

Зрение у недоношенных новорожденных

Глаз недоношенного ребенка отличается не только своей функциональной незрелостью, но и незавершенным анатомическим строением. Именно недоразвитие сосудов сетчатки играет важную роль в развитии такого грозного заболевания как ретинопатия недоношенных.

Дети с ретинопатией недоношенных входят в группу риска по развитию слабовидения и слепоты среди детского населения. Недоношенный ребенок, рожденный на сроке менее 35 недель гестации и/или массой менее 2000 г, должен быть осмотрен офтальмологом не позднее 4 недели жизни. При осмотре внимание уделяется прозрачности сред глаза, состоянию сетчатки и ретинальных сосудов.

Формирование сетчатки и зрения у недоношенных детей происходит по мере роста и развития, но возможно некоторое отставание в развитии зрительных функций по отношению к доношенным деткам.

Тренировка зрения у новорожденных

Основной стимул для развития зрения - это наличие солнечного света. Поэтому детская комната обязательно должна быть с окном, чтобы пропускать солнечный свет.

Для зрения важно наличие зрительных стимулов - ярких игрушек, на которые ребенок мог бы обратить внимание, а по мере роста - дотянуться до них. С 2-3 месяцев можно показывать картинки для тренировки зрения для новорожденных - контрастные черно-белые рисунки.

Юлия Чернова, врач-офтальмолог, специально для сайт

Полезное видео

Зрение только родившегося ребенка сформировано не полностью, поэтому он видит мир несколько иначе, чем его взрослые родители.

При рождении глазное яблоко имеет сплюснутую форму, что приводит к небольшой степени дальнозоркости у малышей. На протяжении первых восьми месяцев жизни зрение совершенствуется: глаза тренируются двигаться одновременно, развивается визуальный контроль над движением рук, мозг начинает правильно обрабатывать поступающую на рецепторы информацию.

Особенности зрения у детей до года

Зрение у новорожденных

Зрение у детей младше одного месяца позволяет видеть им только те объекты, которые располагаются на расстоянии 20 см от глаз. Первые недели малыш видит размытую необъемную перевернутую картинку, замечает свет, очертания людей и предметов, движения. Наиболее интересным объектом для изучения у только родившегося малыша является лицо мамы, поэтому как можно чаще берите его на руки и общайтесь.

Мышцы глаза в этот период пока слабые, а нейронные связи, соединяющие зрительные нервы и головной мозг, еще не сформированы. Постепенно наращивается мышечная масса, растет роговица глаза, в результате четкость зрения увеличивается.

Нормальным явлением данного периода считается небольшая косоглазость, когда ребенок собирает зрачки к переносице или смотрит в разные стороны.

Спустя 2 недели после рождения ребенок начинает различать крупные яркие предметы, следить за их движением.

Зрение у ребенка в 1 месяц

В месяц ребенок начинает фокусировать оба глаза на предмете, поэтому в этом возрасте можно начать играть с ним с помощью погремушки. Двигающаяся перед лицом малыша яркая погремушка не только доставит радость, но и будет стимулировать развитие зрения у ребенка.

Для игр используйте яркие предметы контрастных цветов и различных форм.

Глаза мамы также могут стать хорошей игрушкой: поднесите ребенка к своему лицу, посмотрите ему в глаза и начинайте медленно перемещать свои зрачки в сторону, малыш будет следить за ними.

Во время месячной комиссии необходимо будет посетить офтальмолога.

Зрение у ребенка в 2-3 месяца

Это возраст начала развития цветовых навыков. Ребенок начинает различать простые цвета, изучать сложные узоры и активно следить за предметами. Острота зрения увеличивается, глаза становятся чувствительны к освещению, малыш учится переводить взгляд с одного объекта на другой.

В возрасте двух месяцев можно начать знакомить ребенка с картинками, книгами, игрушками, показывать фотографии родных.

Подвешивать игрушки нужно уже не перед глазами, а в стороне или возле ног.

В 3 месяца осуществляется проверка зрения у детей офтальмологом. Врач оценивает внешний облик глаза, то, как ребенок следит за игрушкой, проводит скиаскопию (теневую пробу) для определения остроты зрения.

Зрение у ребенка в 4 месяца

В 4 месяца в особенности зрения детей входит восприятие глубины, то есть понимание, какого размера и формы предмет, как далеко он находится. Совместно с развитием моторики улучшается координация, что позволяет малышу брать руками предметы.

Лучшей игрушкой для четырехмесячного ребенка будет та, которую легко взять в руку и рассмотреть поближе.

Зрение у ребенка в 5-6 месяцев

Острота зрения ребенка значительно улучшается, также как и координация рук. Ребенок начинает узнавать предмет по его части, то есть осознавать, что если он и не видит вещь целиком, то она все равно существует. Отличной игрой будут прятки: мама прячется за какой-нибудь предмет, например, дверь или платок, а потом выглядывает и говорит «ку-ку ».

В полгода происходит скачок в развитии центра мозга, ответственного за зрение. Четкость зрения растет, глаза начинают быстрее фокусироваться на разных предметах и перескакивать с одного на другой. Малыш начинает узнавать родных, следить за мелкими предметами. Развитие зрения касается и цветовосприятия. На шестом месяце малыш способен видеть все цвета и различать оттенки.

В возрасте 5-6 месяцев нужно давать игрушки в руки как можно чаще и выкладывать вблизи малыша. Хорошо, если они будут греметь и шуршать. Полгода - это возраст очередного похода к офтальмологу.

Косоглазие у детей шестимесячного возраста уже не считается нормой и требует лечения.

Глазное дно ребенка приобретает очертания, как у взрослого человека.

Зрение у ребенка в 8 месяцев

К восьми месяцам детское зрение обретает ту же остроту, что и у взрослых. Ребенок способен четко различать объекты, которые находятся вдали от него, правильно оценивать расстояние до них, точно бросать и хватать вещи.

Видео - доктор Комаровский о детском зрении

Цветовосприятие у ребенка

Восприятие цветовой гаммы развивается у ребенка постепенно. Новорожденный способен различать только уровни «темнее-ярче », он видит окружающие предметы в серых и черно-белых тонах, так как не полностью развиты рецепторы сетчатки.

Цветовая палитра начинает открываться перед ребенком в возрасте шести недель.

Первый цвет, который начинают различать полуторамесячные малыши - красный. В возрасте 4 месяцев ребенок уже различает такие базовые цвета, как желтый, синий и зеленый, но пока без оттенков.

Ближе к году ребенок начинает различать многие яркие цвета. Пастельные тона игнорируются, поэтому погремушки лучше выбирать яркие. Заинтересовать ребенка цветами можно, если повесить разноцветный мобиль, яркие постеры, разложить книжки для малышей. Не стоит окружать ребенка бледными игрушками и монохромным декором.

Освещение в детской комнате

Яркость освещения напрямую влияет на активность ребенка и правильное восприятие цветов, поэтому в дневные часы в комнате должно быть достаточно светло. Ночью можно использовать ночник - ребенку он не помешает, а маме поможет быстро увидеть малыша в темноте.

В детской комнате важно по максимуму использовать естественный свет, для чего лучше выбирать помещение на восточной или юго-восточной стороне. Подоконники желательно оставить пустыми, а окна не завешивать плотными шторами.

Нарушение зрения у детей

Периодические осмотры у врача помогут вовремя выявить нарушение зрения у ребенка. Результат обследования зависит не только от осмотра, но и того, были ли у кого-нибудь в семье проблемы со зрением. Повышен риск также у тех детей, которые родились недоношенными, поэтому об этом также нужно сообщить врачу.

Зрение у ребенка нарушено, если наблюдаются следующие признаки:

  • в 3 месяца не следит за предметом одновременно двумя глазами,
  • нарушено движение глаза в разных направлениях,
  • отсутствие фокусировки на одной точке и постоянно движение глазами,
  • закатывание глаз,
  • зрачок белого цвета,
  • постоянная слезоточивость и чрезмерная чувствительность к свету.

Одной из патологий зрения считается астигматизм. Однако часто дети уже рождаются с такой особенностью, так как их глазное яблоко еще находится в стадии развития и зрение у новорожденных размытое. В большинстве случаев ситуация нормализуется к году. Обязательной коррекции требует астигматизм, превышающий 1 Дптр.

К лечению заболевания нужно приступать сразу, как только офтальмолог выявил отклонение от нормы, в ином случае оно может повлечь за собой появление сопутствующих проблем, таких как амблиопия (подавление работы одного глаза) и косоглазие. Чтобы назначить эффективное лечение, врач проведет серию проверок, включая осмотр на широкий зрачок. Расширяют зрачок с помощью капель атропина.

Видео - как лечить астигматизм у детей

Из-за изменения тонуса мышц или поражения нервов глаза может возникнуть косоглазие , которое отличается от того, что можно наблюдать у новорожденных, и не считается нормой. Косоглазие опасно тем, что может привести к нарушению формирования бинокулярного зрения, когда мозг соединяет в одну картинку изображения с обоих глаз. Лечение косоглазия включает в себя создание ширмы на здоровый глаз и тренировки косящего. При значительном угле отклонения требуется оперативная коррекция.

Видео - детский офтальмолог о косоглазии

С течением времени у некоторых малышей врожденная гиперметропия (дальнозоркость) может перейти в миопию (близорукость). Также возможны случаи врожденной близорукости, особенно у недоношенных детей. Причинами возникновения близорукости у детей считаются наследственность, нарушение гигиены, неправильное питание, переутомление, ослабленная оболочка глаза, различные болезни. Основное лечение близорукости нацелено на замедление падения зрения.

Видео - детский офтальмолог о близорукости

Наиболее заметными патологиями глаз у детей до года являются опущение верхнего века (птоз) и подергивание глаз по вертикали или горизонтали (нистагм). Причиной нистагма становятся поражения мозга и различные заболевания: сильная близорукость, поражение сетчатки и подобное. Возникновение птоза связано с поражением мышцы или нерва, ответственного за верхнее веко, которые в свою очередь возникают при родовых травмах и кровоизлияниях.

Зрительный аппарат у детей начинает формироваться задолго до рождения. Будут патологии у ребенка, или нет, во многом зависит от того, какой образ жизни вела будущая мама, болела ли она чем-то во время беременности, и какие наследственные заболевания есть у родителей. После рождения зрение продолжает развиваться в течение первых лет жизни и особенно активно в первые несколько месяцев.

Органы зрения начинают формироваться одновременно с нервной системой в эмбриональный период на 3 неделе внутриутробного развития (5 акушерская неделя). Прошло около недели с момента имплантации зародыша к стенке матки, активно формируется плацента. Это время очень опасно для будущего малыша: критический период будет длиться до конца 12 акушерской недели. До этого происходит закладка всех органов, а также зрительного аппарата. Поэтому будущая мама должна быть аккуратной и особенно разборчива в том, что она ест и принимает.

Эмбрион очень уязвим к вредным факторам. Любой из них может привести к серьезным нарушениям органов зрения и даже гибели плода:

  • Инфекционные заболевания будущей мамы;
  • Нарушение функций эндокринной системы во время беременности;
  • Прием алкогольных напитков и курение на любом сроке;
  • Неправильное питание (фастфуды, газировки, продукты с обилием пищевых добавок);
  • Нехватка витамина А (внутриутробное развитие слепоты);
  • Лечение аспирином (повышается риск гибели плода при приеме препарата на поздних сроках, на ранних становится причиной рождения маловесного ребенка, высока вероятность врожденных патологий органов зрения);
  • Злоупотребление препаратами для снижения сахара в крови, входящие в группу сульфаниламидов (риск развития врожденной катаракты, недоразвития оптического нерва).

Важно! При беременности нельзя принимать почти все лекарства. Список разрешенных средств, особенно в первом триместре, настолько мал, что лучше просто не болеть. В это время противопоказаны даже многие лекарственные травы и народные методы лечения. Поэтому, если у вас заболела голова, или появились другие симптомы, обратитесь к врачу, предупредив его о вашем положении. Он расскажет, какие препараты можно принимать при беременности на данном сроке.

Особенности строения органа зрения у новорожденного

Ребенок рождается с большими глазами: несмотря на небольшое тело, размер глазного яблока составляет две трети от взрослого глаза. Роговица – естественная линза глаза, развивается медленно. У младенцев она толще, чем у взрослых. Ее прозрачность обусловлена отсутствием кровеносных сосудов в ней. Поэтому свет может проникать сквозь роговую оболочку беспрепятственно. Однако в первые дни жизни роговица может быть мутной. Это бывает из-за отека глаз, полученного во время продвижения головы по родовым путям. Но если мутность держится дольше недели, следует показать новорожденного врачу.

Хрусталик – линза, которая, сжимаясь и расправляясь, помогает рассматривать одинаково хорошо предметы на близких и дальних расстояниях. Если у взрослых он вытянут и приплюснут, словно чечевичное зерно, то у новорожденного хрусталик имеет форму почти идеального шара. Его диаметр составляет всего 6 мм. В течение первого года жизни он увеличится до 7,1 мм.

Степень проникновения света регулирует радужная оболочка. Ее цвет обусловлен количеством пигмента, который с возрастом может увеличиваться или уменьшаться. Если пигмента много – глаза темные (карие), если среднее количество – зеленые, а если мало – голубые. Радужка увеличивает или уменьшает зрачок, реагируя на свет.

Сетчатка глаза продолжает формирование. На ней пока отсутствует желтое пятно, макула еще недоразвита. Именно поэтому зрение новорожденных имеет такую особенность: видеть мир в серых красках.

Это интересно! Выяснено, что младенцы после рождения видят только наличие или отсутствие света. Структура картины перед глазами пока усваивается зрительными центрами головного мозга плохо. Этим и обусловлена особенность мигательного рефлекса новорожденных: если водить предметом перед глазами, даже резко, то малыш не моргнет. Рефлекс сработает, только если посветить в глаза светом.

Что видит малыш сразу после рождения

Прежде чем вы увидите малыша, его осмотрит неонатолог на предмет редких врожденных заболеваний зрительных и других органов, а также пороков развития. Чтобы не начался воспалительный процесс, врач в каждый глаз новорожденного закапает противомикробные капли. И только потом вы познакомитесь со своим чадом.

Зрение у новорожденных в сотни раз хуже, чем у взрослого. Это связано с незрелостью зрительного аппарата. Особенности:

  • Ребенок видит предметы, находящиеся на большом расстоянии (дальнозоркость новорожденных);
  • Изображение не перевернуто, как часто считают в народе, но оно сильно размыто;
  • Картина мира воспринимается новорожденным малышом в серых тонах, так как сетчатка глаза еще не сформирована.

Пусть мир для младенца в первые часы жизни не так прекрасен, глаза еще не могут фокусироваться на конкретном предмете, ребенок предпочитает смотреть на мамино лицо. Во время зрительного контакта малыш запоминает мамины черты, и впоследствии будет узнавать ее среди других людей.

Совет! Не меняйте кардинально внешний вид после рождения ребенка. Он может не узнать маму и беспокоиться. Не рекомендуется одевать косынку. Замечено, что малыши теряют интерес к людям в головных уборах: им нравится рассматривать пряди волос.

Развитие зрения в первый месяц жизни

Во время кормления маме хочется, чтобы ребенок смотрел на нее. Но малыш пока не умеет фокусировать взгляд на близко расположенных от глаз объектах. Поэтому он кушает либо с закрытыми глазами, либо смотрит по сторонам. Его внимание привлекают яркие и крупные предметы: люстра, телевизор, гирлянды, игрушки. Но не все игрушки привлекают внимание: это могут сделать только темные. Светлые тона воспринимаются как светло-серые оттенки. Зато темные пятна на их фоне – яркий акцент.

Совет! Детские принято оформлять в мягких цветовых гаммах. Но в первый месяц жизни ребенок не оценит ваших стараний. Ему будет куда интересней рассматривать узоры на обоях с черными фигурами на белом фоне.

Иногда вы можете наблюдать, как один глаз отклоняется в сторону. В первый месяц жизни ребенка это нормально, так как мышцы, управляющими движением глазного яблока, еще недоразвиты, как и зрительный нерв. Но если отклонение глаза серьезное, или слишком частое, или наблюдается спустя несколько месяцев после рождения, это повод обратиться к врачу.

Совет! Не выключайте свет в комнате, если он вам нужен, а малыш спит. Вы можете во время сна смотреть телевизор и слушать музыку. Они не помешают ребенку. Дело в том, что зрение и слух новорожденного таковы, что реагируют только на яркий свет и громкие звуки. Приглушенный источник света + монотонная музыка или разговор нисколько не потревожат спящего младенца на первом месяце жизни.

Изменения, происходящие в 2-3 месяца

На втором и третьем месяце жизни ребенка происходит интенсивное формирование сетчатой оболочки глаза. Поэтому зрение новорожденного претерпевает значительные изменения: малыш начинает видеть мир в ярких красках. Теперь кроме серых оттенков и черного цвета он различает почти все цвета радуги: красный, оранжевый, желтый и зеленый. Правда часть спектра, от голубого до фиолетового, ему пока недоступна, так как зрительное восприятие этих цветов пока не сформировано. Сетчатка улавливает только длинные световые волны.

Ребенок начинает различать формы предметов. Но пока он видит только двухмерное изображение (длина, ширина). Глубина картинки пока остается недоступной. Малышу интересны все яркие предметы, он фокусирует на них взгляд и пытается дотянуться. Движение глаз становится координированным, поэтому он наблюдает за движением предметов, привлекших его внимание.

Совет! В этом возрасте детская комната должна быть оформлена ярко, чтобы был стимул рассматривать все вокруг. Над кроваткой желательно повесить игрушку-карусель. Зрительному развитию способствует положение, лежа на животе. Только не выкладывайте малыша на животик сразу после кормления – он срыгнет. Когда ходите по комнате с ребенком на руках, обращайте его внимание на яркие предметы и называйте их. Слух у новорожденных к этому времени уже координируется с взглядом.

От 4 до 6 месяцев: движения и зрение координированы

К первой половине года происходит значительное совершенствование зрения у новорожденных детей. В этот короткий период уже сформировалась макула. Так называют центральную зону сетчатой оболочки глаза, которая отвечает за остроту зрения. К этому времени также существенно развились зрительные центры головного мозга. Ребенок видит четко, он начинает запоминать каждую мелочь внешнего вида мамы. Он рассматривает мимику лица и понимает, когда мама радуется, а когда злится – и малыш показывает эмоции в ответ (улыбается, «говорит», плачет).

Зрение уже позволяет рассматривать предметы вблизи. Самым важным объектом изучения становятся собственные руки и ноги: они постоянно лезут в рот. Аккуратно состригите ноготки, иначе ребенок может поцарапать сам себя. Также внимание малыша привлекают яркие игрушки и предметы одежды: стоит до них дотянуться, как они тут же отправляются в рот.

Важно! В 6 месяцев новорожденный впервые должен обследовать у глазного врача. Необходимо убедиться в том, что оба глаза видят хорошо, их работа согласована, и нет никаких предпосылок для ограничений в развитии зрительного аппарата. Если ребенок родился недоношенным, обязательно сообщите об этом врачу, потому что у таких детей высок риск ретинопатии, врожденной глаукомы или катаракты.

От 7 до 12 месяцев: пространственное зрение

Если зрение у новорожденного плоское, то, начиная со второй половины первого года жизни, оно становится объемным. Теперь малыш активно изучает пространство: он начинает ползать и делает первые шаги: сначала возле опоры, а затем самостоятельно, без поддержки. Координация движения и их согласованность со зрением уже хорошие: если ребенка заинтересовал какой-либо предмет, он схватит его и не промахнется.

Теперь ваше чадо отличает формы предметов: он видит разницу между кубиком и мячиком. Для развития пространственного зрения и мышления важно, чтобы у малыша были такие игрушки, как кубики и пирамидка.

Внимание! Это один из самых сложных периодов для родителей, так как ребенок берет все, что пожелает. Он не видит потенциальных угроз и может схватить, сжать рукой или даже потянуть в рот острые предметы. Поэтому будьте постоянно на чеку, а лучше никогда не оставляйте в зоне доступа опасные предметы.

Зрительный аппарат у детей от года

От 1 года до 2 лет продолжает развиваться согласованность движений руки и глаз. Теперь ребенок не только наблюдает, за тем как рисует взрослый, но и пробует держать карандаш самостоятельно и рисует первые «каляки-маляки». В этот период малыш начинает разбираться в значениях жестов: «нельзя», «привет», «пока».

Если цветовое зрение у детей до года еще плохо развито, то к 3-4 годам оно уже достаточно сформировано. Поэтому в первые 2 года научите отличать только главные цвета: цвета радуги, а также белый, черный и коричневый. А в 3-4 года можно уже учить отличать различные оттенки: светлые и темные. Цветовосприятие становится как у взрослых в 4-5 лет.

Болезни глаз новорожденных

Иногда случается, что в период внутриутробного развития на плод действуют повреждающие факторы. Они могут затронуть зрительный аппарат. В результате он формируется медленными темпами, или развиваются патологии. У новорожденных может быть:

  • Врожденная катаракта , характеризующаяся помутнением хрусталика. Зрение при этом снижается, а зрачок становится не черным, а серым. К сожалению, вылечить такой хрусталик нельзя. Но его можно удалить. А исправить его недостаток можно с помощью специальных линз. Современная медицина также предлагает установку искусственного хрусталика.
  • Врожденная глаукома , или повышенное давление внутриглазной жидкости изнутри. В результате растягиваются глазные оболочки, яблоко становится больше. Роговица становится мутной, а оптический нерв сдавливается и со временем перестает работать, вслед за этим ухудшается зрение. В зависимости от того, насколько превышено давление, новорожденному показано либо консервативное лечение специальными каплями, либо операция на глазах.
  • Ретинопатия недоношенных . Сетчатка глаза перестает нормально расти, в ней развивается патологическая сосудистая сетка, а также фиброзная ткань. Рубцевание приводит к отслоению сетчатой оболочки. В результате зрение существенно падает, либо развивается слепота. Ретинопатия поддается лечению лазером или хирургическим методом.
  • Косоглазие . Характеризуется отклонением глаз от фиксации на одной точки, они смотрят в разные стороны. В первые месяцы жизни это нормально. Но если это не прекращается, отклонение слишком сильное или частое, то стоит провериться у офтальмолога.
  • Нистагм – непроизвольное движение глазами, особенно, из стороны в сторону. Также взгляд может двигаться по вертикали или по кругу. Болезнь поддается коррекции.
  • Птоз – опущение верхнего века. Это происходит, если не развились мышцы, поднимающие веко, или нерв, регулирующий работу этих мышц. До 3-7 лет приходится корректировать проблему путем фиксации века лейкопластырем. В противном случае свет не попадает в глаза. После этого возраста птоз лечится оперативным методом.

Причины для беспокойства

В рамках планового обследования врач обязательно проверит зрение новорожденного. Но в этом вы можете помочь, сообщив о возможных нарушениях. Поводы для беспокойства:

  1. Малыш не следит за движущимися предметами после 3-4 месяцев жизни;
  2. Глаза постоянно бегают и не могут остановиться в одной точке;
  3. Глаза двигаются слишком свободно в различных направлениях, один или два глаза закатываются;
  4. Зрачки кажутся серыми или беловатыми;
  5. Глаза постоянно слезятся.

Зрение у новорожденных, как и другие органы чувств, недостаточно развито. Но в этот период малышу важно совсем другое: нежная забота и тактильный контакт с мамой. Потребность в познании мира появляется значительно позже. И к этому времени зрение уже будет достаточно развито, чтобы изучать предметы не только на ощупь, но и путем осматривания. Берегите себя во время беременности и будьте настороже после рождения ребенка. Это поможет предотвратить врожденные болезни зрительного аппарата или заметить и вылечить их на ранних этапах.

Как устроен глаз новорожденного?

Около 80% информации о внешнем мире человек получает посредством органов зрения. В человеческом организме за зрение отвечает структура, которая называется зрительным анализатором. Глаз воспринимает изображение и переводит его в нервные импульсы, которые по зрительным нервам проводятся к коре головного мозга, где происходит их обработка и формирование образа. Взаимодействие этих составляющих частей зрительного анализатора и дает зрение.

Однако зрительная система новорожденного не похожа на зрительную систему взрослого человека. Анатомическое строение органов зрения, обеспечивающее зрительные функции, в процессе созревания организма претерпевает значительные изменения. Зрительная система новорожденного еще несовершенна, и ей предстоит бурное развитие.

Во время роста малыша глазное яблоко изменяется весьма медленно. Наиболее сильное его развитие приходится на первый год жизни. Глазное яблоко новорожденного короче глаза взрослого человека на 6 мм (т.е. имеет укороченную переднезаднюю ось). Это обстоятельство – причина того, что глаз недавно родившегося ребенка обладает дальнозоркостью, то есть малыш плохо видит близкие предметы. И глазной нерв, и мышцы, двигающие глазное яблоко уноворожденного сформированы не полностью. Такая незрелость глазодвигательных мышц формирует физиологическое, т.е. совершенно нормальное для периода новорожденности косоглазие.

Размер роговицы также увеличивается очень медленно. Роговица - передняя часть фиброзной оболочки глазного яблока, которая обусловливает форму глаза, выполняет защитную функцию и является преломляющей средой глаза, обеспечивающей зрение. У новорожденных она имеет относительно большую толщину, чем у взрослого человека, резко отграничена от белковой оболочки и выступает сильно вперед в виде валика. Отсутствие в роговице глаза кровеносных сосудов объясняет ее прозрачность. Однако у детей первой недели жизни роговица может быть не полностью прозрачной из-за временного отека - это нормальное явление, но если оно сохраняется после 7 дней жизни, то это должно настораживать.

Хрусталик - линза, которая способна сжиматься и расправляться, фокусируя наш взгляд на разные расстояния вблизь и вдаль. Хрусталик не имеет ни кровеносных сосудов, ни нервов. У детей и взрослых людей до 25-30 лет хрусталик эластичен и представляет собой прозрачную массу полужидкой консистенции, заключенную в капсулу. У новорожденных хрусталик имеет целый ряд характерных особенностей: он почти круглой формы, радиусы кривизны передней и задней его поверхностей почти одинаковы. С возрастом хрусталик плотнеет, вытягивается в длину и приобретает форму чечевичного зерна. Особенно сильно он растет в течение первого года жизни (диаметр хрусталика глаза ребенка в возрасте 0-7 дней составляет 6,0 мм, а в возрасте 1 года -7,1 мм).

Радужная оболочка имеет форму диска, в центре которого находится отверстие (зрачок). Функция радужной оболочки - участие в световой и темновой адаптации глаза. При ярком освещении зрачок суживается, при слабом - расширяется. Радужная оболочка окрашена и просвечивает через роговицу. Окраска радужки зависит от количества пигмента. Когда его много - глаза темно- или светло-карие, а когда мало - серые, зеленоватые или голубые. Радужная оболочка у новорожденных содержит мало пигмента (цвет глаз, как правило, голубой), выпуклая и имеет воронкообразную форму. С возрастом радужка становится толще, богаче пигментом и теряет свою первоначальную воронкообразную форму.

Сетчатка - самая сложная по устройству и выполняемым функциям оболочка. Она тонкой пленкой выстилает стенки полости глаза. Сетчатка состоит из различных видов клеток, главные из которых палочки, колбочки и нервные клетки. Палочки и колбочки под воздействием света образуют электрические импульсы, которые передаются в нервные клетки. Палочки отвечают за черно-белое или сумеречное зрение, а также помогают контролировать периферическое пространство относительно точки фиксации глаза. Колбочки определяют цветное зрение и из-за того, что их максимальное количество находится в центральном отделе сетчатки (желтом пятне), куда приходят лучи, сфокусированные всеми линзами глаза, они играют исключительную роль в восприятии объектов, расположенных в точке фиксации взгляда.

От палочек и колбочек отходят нервные волокна, образующие зрительный нерв, выходящий из глазного яблока и направляющийся в головной мозг. Сетчатка новорожденных обнаруживает признаки неполного развития. Об особенностях и развитии цветного зрения у малышей будет сказано далее.

Специфика зрения новорожденного - мигательный рефлекс. Суть его заключается в том, что сколько бы вы ни размахивали предметами возле глаз - малыш не мигает, а вот на яркий и внезапный пучок света он реагирует. Это объясняется тем, что при рождении зрительный анализатор ребенка находится еще в самом начале своего развития. Зрение новорожденного оценивается на уровне ощущения света. То есть малыш способен воспринимать только сам свет без восприятия структуры изображения.

Развитие зрения малыша

Внутриутробное зрение ребенка исследовано очень мало, однако известно, что даже рожденный на 28-й неделе беременности младенец реагирует на яркий свет. Малыш, родившийся на 32-й неделе беременности, закрывает глаза на свет, а родившийся в срок (на 37-40-й неделе) поворачивает глаза, а чуть позже и головку к источнику света и движущимся предметам.

Процесс совершенствования зрения начинается сразу после рождения, В течение первого года активно развиваются участки коры головного мозга, в которых находятся центры зрения (они расположены в затылочной части), получающие информацию об окружающем мире, «Оттачивается» одновременное движение глаз, нарабатывается опыт зрительного восприятия, пополняется «библиотека» зрительных образов. Зрение новорожденного оценивается на уровне ощущения света. Младенцы, которым несколько дней от роду, видят вместо лиц неясные силуэты и размытые контуры с пятнами на месте глаз и рта. В дальнейшем острота зрения растет, увеличиваясь в сотни раз, и к концу первого года жизни составляет 1 / 3 - 1 / 2 от взрослой нормы. Максимально быстрое развитие зрительной системы происходит в первые месяцы жизни малыша. При этом сам акт зрения стимулирует ее развитие. Только глаз, на сетчатку которого постоянно проецируется окружающий мир, способен развиваться нормально.

Первая-вторая недели жизни . Новорожденные практически не реагируют на зрительные стимулы: под влиянием яркого света у них сужаются зрачки, закрываются веки, глаза при этом бесцельно блуждают. Однако было замечено, что с первых дней новорожденного привлекают овальная форма и движущиеся предметы с блестящими пятнами. Это вовсе не ребус, просто такой овал соответствует человеческому лицу. Ребенок может следить за движениями такого «лица», а если при этом с ним разговаривают, он моргает. Но хотя ребенок и обращает внимание на форму, похожую на человеческое лицо, это не означает, что он узнает кого-то из людей, окружающих его. На это ему потребуется еще много времени.

На первой-второй неделе жизни зрение малыша пока еще слабо связано с сознанием. Известно, что острота зрения у новорожденного намного слабее, чем у взрослого человека. Такое слабое зрение объясняется тем, что сетчатка все еще формируется, а желтое пятно (тот участок сетчатки, где достигается зрение 1,0- т.е. 100%) еще даже не образовалось. Если бы такое зрение наблюдалось у взрослого человека, он испытывал бы серьезные трудности, но для новорожденного самое важное - это то, что крупно и близко: мамино лицо и грудь. Поле зрения малыша является резко суженым, поэтому человек, стоящий сбоку от ребенка или позади мамы, ребенком не воспринимается.

Вторая-пятая недели жизни. Младенец может фиксировать взгляд на любом световом источнике. Приблизительно на пятой неделе жизни появляются координированные движения глаз в горизонтальном направлении. Однако эти движения еще не совершенны - опускание и подымание глаз начинается позже. Малыш способен только на короткое время фиксировать взглядом медленно движущийся предмет и следить за его перемещением. Поле зрения ребенка в возрасте около месяца все еще является резко суженным, малыш реагирует только на те объекты, которые находятся от него на близком расстоянии и в пределах всего 20-30°. Кроме того, острота зрения остается еще очень слабой.

Первый месяц. Малыш способен устойчиво фиксировать взгляд на глазах взрослого. Однако зрение ребенка вплоть до четвертого месяца жизни все еще считается слаборазвитым.

Второй месяц. Ребенок начинает осваивать ближнее пространство. Он фокусирует взгляд на игрушках. При этом задействованы зрение, слух и осязание, которые взаимно дополняют и контролируют друг друга. У ребенка складываются первые представления об объемности предмета. Если мимо него «проплывают» красочные игрушки, он будет следить за ними взглядом и во всех направлениях: вверх, вниз, влево, вправо. В этот период возникает предпочтение смотреть на контрастные простые фигуры (черно-белые полосы, круги и кольца и т.д.), движущиеся контрастные объекты и вообще новые предметы. Ребенок начинает рассматривать детали лица взрослого, предметов, узоров.

Таким образом, одним из наиболее важных достижений первых двух-трех месяцев будет постепенное развитие способности плавно прослеживать движущийся в разных направлениях и с разной скоростью предмет.

Третий-четвертый месяц. Уровень развития движений глаз у ребенка уже достаточно хороший. Однако ему еще сложно дается плавное неотрывное слежение за объектом, движущимся по кругу или описывающим в воздухе «восьмерку». Острота зрения продолжает повышаться.

К трем месяцам дети начинают по-настоящему радоваться ярким цветам и подвижным игрушкам, как, например, подвесные погремушки. Такие игрушки отлично способствуют развитию зрения у ребенка. С этого периода малыш способен улыбаться, увидев что-то знакомое. Он следит за перемещающимся во всех направлениях лицом взрослого или предметом на расстоянии от 20 до 80 см, а также смотрит на свою руку и предмет, который в ней держит.

Когда ребенок тянется за предметом, он, как правило, неверно оценивает расстояние до него, кроме того, малыш часто ошибается и в определении объемности предметов. Он пытается «взять» цветок с платья мамы, не понимая, что этот цветок составляет часть плоского рисунка. Это объясняется тем, что вплоть до конца четвертого месяца жизни мир, отраженный на сетчатке глаза, все еще остается двухмерным, Когда малыш откроет третье измерение и сможет оценить расстояние до своей любимой погремушки, он научится совершать прицельное хватание. Анализируя малейшие расхождения между зрительными образами обоих глаз, мозг получает представление о глубине пространства. У новорожденных сигналы поступают в мозг в смешанном виде. Но постепенно нервные клетки, воспринимающие картину, разграничиваются, и сигналы становятся четкими. Восприятие объема у детей развивается тогда, когда они начинают передвигаться в пространстве.

В возрасте четырех месяцев ребенок способен предугадывать события, которые должны произойти. Всего несколько недель назад он продолжал кричать от голода до тех пор, пока сосок не попадал к нему в рот, Теперь, увидев маму, он тут же реагирует тем или иным способом. Он может либо замолчать, либо начать кричать еще громче, Очевидно, в сознании ребенка устанавливается связь, основанная на определенном стереотипе.

Таким образом, можно заметить установление связи между зрительными способностями и сознанием. Наряду с тем, что ребенок начинает осознавать функции окружающих предметов (для чего эти предметы предназначены), он приобретает способность реагировать на их исчезновение, Малыш будет следить за двигающейся погремушкой и пристально смотреть на то место, где он видел ее в последний раз. Ребенок пытается восстановить в памяти траекторию движения погремушки.

Где-то между тремя и шестью месяцами жизни ребенка сетчатая оболочка его глаз развивается настолько, что он может различать мелкие детали предметов. Малыш уже способен переводить взгляд с близкого предмета на отдаленный и обратно, не теряя его из вида. С этого периода у малыша развиваются следующие реакции: моргание при быстром приближении предмета, рассматривание себя в отражении зеркала, узнавание груди.

Шестой месяц. Ребенок активно рассматривает и обследует свое ближайшее окружение. Он может испугаться, оказавшись в новом месте. Теперь для ребенка особенно важными являются зрительные образы, с которыми он сталкивается. До этого малыш, играя со своей любимой игрушкой ударял по предмету в поисках интересных ощущений, затем хватал ее, чтобы засунуть в рот. Шестимесячный ребенок уже берет предметы, чтобы рассмотреть их. Хватание становится все более точным. На основе этого формируется зрительное представление о расстоянии, что, в свою очередь развивает у малыша трехмерное восприятие. Ребенок способен выбрать взглядом любимую игрушку. Ему уже удается фокусировать свои глаза на предмете, находящемся на расстоянии 7-8 а: от его носа.

Седьмой месяц. Одна из самых характерных особенностей ребенка в этот период - умение замечать мельчайшие детали окружающей обстановки. Малыш сразу же обнаруживает рисунок на новой простыне. Кроме того, он начинает интересоваться взаимосвязью окружающих предметов.

Восьмой-двенадцатый месяцы. В этот период ребенок воспринимает предмет не только в целом, но и по его частям. Он активно начинает искать предметы, которые внезапно исчезают из поля его зрения, т.к. понимает, что предмет не перестал существовать, а находится в другом месте, Выражение лица малыша меняется в зависимости от выражения лица взрослого. Он способен отличить «своих» от «чужих». Острота зрения еще увеличивается.

От года до 2 лет. Достигается почти полная согласованность движений глаз и рук. Ребенок наблюдает, как взрослый пишет или рисует карандашом. Он способен понимать 2-3 жеста («пока», «нельзя» и др.).

В возрасте 3-4 лет зрение ребенка становится почти таким же, как и у взрослого человека.

Новорожденные не различают цветов, так как зрительный анализатор у них еще не совсем развит. Способность дифференцировать цвета появляется у малышей в промежутке от шести недель до двух месяцев. Отмечают, что различие цветов начинается, прежде всего, с восприятия желтого и красного цветов, а способность распознавать синий и зеленый цвета возникает позже. Обычно формирование цветового зрения заканчивается к 4-5 годам.

Световой режим и выбор игрушек

Основное условие развития глаз - солнечный свет. А поскольку при рождении зрение ребенка намного слабее зрения взрослого человека, то и потребность в свете у него больше.

При организации детской комнаты необходимо помнить, что световой спектр искусственного освещения, как правило, бывает желтого или синего свечения. Желтый свет мягче и спокойнее для восприятия (именно его лучше использовать для основного освещения комнаты), а синий создает более яркое и насыщенное дневное освещение (такой свет больше подходит для зоны игр или рабочего стола). В качестве основных тонов для оформления детской комнаты должны быть выбраны нежные, природные оттенки: бежевый, золотисто-желтый, нежно-зеленый, нежно-голубой, нежно-розовый, абрикосовый, сиреневый. Пастельные тона успокаивают малютку и не раздражают глазки. Однако психологи не советуют в качестве основного тона для поверхностей стен, пола, потолка выбирать белый. Это негативно влияет на психику детей. Чтобы привнести в детскую радость и тепло, можно сделать яркими элементы декора, некоторую мебель. Это важно и для развития малыша. Можно повесить над кроваткой яркие игрушки, светильник, покрасить дверь или оконную раму, развесить на стенах картинки в рамочках или панно, а на кресло или кровать положить яркие подушки, прикрепить на занавески разноцветных бабочек.

Значительную роль при обустройстве детской комнаты играет освещение. Правильное освещение очень важно для развития зрения и здоровья глаз ребенка. Хорошо, если основное количество света попадает в детскую через окно. В детской комнате должно быть комбинированное освещение (дневной и электрический свет). Искусственных светильников должно быть как минимум три: основной - потолочная люстра; кроме нее - настенное бра, торшер или настольная лампа и ночник, Хотя настенный светильник может одновременно исполнять роль ночника.

Когда ребенок бодрствует, ему необходим естественный солнечный свет; если его недостаточно, можно добавить электрическое освещение. Спит ребенок лучше не в полной темноте, а при сумеречном свете (возможно, это связано с освещенностью, имевшей место, пока малыш находился в утробе мамы), который можно создать с помощью ночника, имеющий регулятор интенсивности света. Нежелательно резко включать и выключать свет в детской. Это вредит зрению малыша и просто пугает его. Достаточное освещение особенно важно в комнатах с не очень большими окнами и в пасмурную погоду. Рекомендуется освещать комнату лампами накаливания. Источники света, которые устроены по другому принципу (люминесцентные лампы), могут моргать с частотой электрической сети, что не очень благоприятно для глаз ребенка.

Очень важны прогулки на открытом воздухе. Во время прогулки, особенно в парке, малыш будет пристально рассматривать движение листьев. Ему нравится наблюдать за игрой света и тени, возникающей при дуновении ветра.

Развитие зрительной системы возможно только при постоянном присутствии адекватных раздражителей из внешней среды, т.е. ярких и цветных предметов. Цветные игрушки способствуют нормальному развитию цветоощущения и остроты зрения вашего малыша. Острота зрения - функция, тесно связанная с ощущением цвета. За обе эти функции отвечают одни и те же клетки глаза -колбочки. Цветовое зрение развивается вместе с остротой зрения, и поэтому желательно, чтобы ребенка окружали яркие цветные объекты. Колбочки, которые отвечают за восприятие красного цвета, в самом большом количестве представлены в центре сетчатки, а вот «синих» колбочек там почти нет. Именно центр сетчатки, развиваясь, обладает самой большой разрешающей способностью (зоркостью). У новорожденного малыша этот центр находится в неразвитом состоянии. Поэтому глаз нуждается в большей степени в красных, желтых, зеленых цветах и их оттенках.

Подбирать игрушки для малыша нужно исходя из его умений на определенном этапе жизни. Так для новорожденного самой «любимой» игрушкой будете вы сами: ничто ему не нужно сейчас так как общение с родителями. Даже играть игрушками поможете ему только вы.

Уже на первом месяце жизни нужно начать знакомство ребенка с красками окружающего мира используя разноцветные пеленки или привязывая к решетке кроватки пестрые лоскутки или цветные ленточки. Можно повесить перед малышом гирлянду. Ее элементы должны быть расположены исходя из особенностей зрения ребенка. Они должны быть не очень мелкими. В центре лучше поместить красный элемент, затем оранжевый (или желтый), зеленый и по краям - синий Погремушку-гирлянду лучше вешать над кроваткой так, чтобы основные элементы ее располагались над животиком малыша примерно в 30 см.

Родителям следует помнить, что при наличии в поле зрения ребенка пестрых, привлекательных движущихся предметов, а также людей, совершающих разнообразные действия, зрительная функция у малыша будет развиваться быстрее.

Итак, орган зрения новорожденного имеет особенности, знание которых дает возможность выявить существующие отклонения, а своевременное обращение к офтальмологу позволит не только диагностировать заболевание, но и предупредить его развитие.

Распространенные заблуждения о зрении новорожденного

Бытует мнение, что новорожденный видит все вверх ногами. Однако, современные ученые этого не подтверждают. Ошибочное мнение основывается на том, что глаз человека - инвертивный, т.е. светочувствительные клетки глаза - палочки и колбочки направлены не навстречу световым лучам, а в обратную сторону. Изображение на сетчатке перевернуто (верх меняется на низ, левая сторона - на правую), и таким он якобы может осознаваться новорожденным. Опыты, основанные на кратковременном слежении, опровергают это. Установлено, что кора головного мозга, анализирующая изображение, «приспособилась» переворачивать картинку.

К суевериям относятся и мнения о том, что малыша нельзя держать перед зеркалом. Небьющееся зеркало, прикрепленное к боковой стенке кроватки или к подвеске, станет для него неиссякаемым источником удовольствия. Глядя в зеркало, ребенок наблюдает за мимикой лица и движениями рук , ловит взгляд собственного отражения, улыбается ему .

Есть мнение, что грудные дети видят мир вверх ногами. Это скорее миф, чем правда. Тем не менее, маленькие дети действительно воспринимают все несколько иначе, чем взрослые. Причиной тому являются особенности зрения детей до года. Родителям следует знать, в чем заключаются эти особенности, чтобы помочь своему ребенку лучше видеть.

К рождению ребенка его зрительная система еще не развита полноценно. Наиболее интенсивное формирование происходит как раз в первый год жизни. А мама с папой этому помогут.

Зрение новорожденного

У маленького ребенка может быть . Оно возникает вследствие незрелости глазного нерва и мышц, которые управляют движениями глазного яблока. Косоглазие считается вариантом нормы и проходит к 2-3 месяцам.

Глазное яблоко грудного ребенка на 6 мм меньше, чем у взрослого. Поэтому у него развита и сужено поле зрения, т.е. он воспринимает только те предметы, которые находятся прямо у него перед глазами. Окружающее кажется ему размытым и плоским из-за неразвитости бинокулярного зрения (способность видеть четко обоими глазами).

Пониженная острота зрения не позволяет ребенку замечать детали. Его взгляд плохо фиксируется на предметах. Он прекрасно реагирует на свет, может различать темное и светлое, но восприятие цветов еще не развито. Он способен различать предметы, удаленные от него на 15-100 см. Лучше всего воспринимаются предметы, расположенные на расстоянии 20-50 см. Ребенок видит в черно-белых цветах и поворачивает голову и глаза за движущимся предметом, удаленным примерно на 30 см.

  • Чаще давайте разглядывать ребенку черты своего лица. Необходимо использовать мимику, специально усиливать проявления различных эмоции.
  • Больше говорите с ребенком. Голос мамы или папы заставляет его поворачивать голову, следуя за звуком. При этом можно говорить как рядом с ребенком, та и находясь от него на расстоянии. Это хорошо помогает быстро научиться искать источник звука и фокусировать взгляд на нем.
  • Ребенок хорошо различает черные и белые цвета, в связи с этим первые несколько недель лучше надевать одежду контрастных цветов с простым рисунком. Новорожденный лучше воспринимает большие фигуры, квадрат, круги, крупные полосы, сочетание белого с черным. Яркую одежду также необходимо использовать - она помогает развивать цветовосприятие.
  • Тренировку можно проводить с помощью яркой погремушки. Следует медленно подводить ее к глазам ребенка, лежащего на спине, до тех пор, пока он не зафиксирует взгляд. Расстояние от погремушки до глаз должно колебаться от 20 до 50 см.
  • Необходимо тренировать синхронное движение глаз. Для этого медленно перемещают погремушку в горизонтальной плоскости в одну, а потом в другую сторону.

Зрение в 1 месяц

Ребенок может ненадолго удерживать взгляд на предметах, которые находятся от него на 25-40 см; недолго следить за движущимися большими яркими предметами; различать контрастные цвета. К концу 1-го месяца (примерно к 20-22 дню) движения глазных яблок ребенка становятся более четкими.

Тренировку синхронного движения мышц глаз можно осуществлять с помощью следующих упражнений:

  • поднести большую яркую игрушку на расстояние около 30 см от глаз лежащего на спине ребенка, медленно водить игрушку вверх и вниз;
  • держать ребенка перед собой, установить зрительный контакт, медленно двигаться относительно него влево и вправо, затем можно также медленно перемещать ребенка в разные стороны относительно себя;
  • хорошим тренажером для закрепления навыка слежения является мобиль - музыкальная подвесная игрушка с крутящимися предметами, 30 см - оптимальное расстояние для ее установки.

Зрение в 2 месяца

Ребенок дольше наблюдает за движущимися предметами, может концентрировать внимание на удаленном предмете. С радостью встречает материнскую грудь, поскольку она уже ассоциируется у него с приятным приемом пищи. К окончанию второго месяца глазные яблоки движутся более плавно и скоординировано.

  • Следует продолжать тренировку глаз для закрепления навыков продолжительности слежения за объектами и фиксации.
  • Давайте ребенку рассматривать новые интересные предметы, картинки, снимки.
  • Для ребенка полезно частое общение с родителем, поддерживая зрительный контакт. Можно повторять его мимику или гримасничать.
  • Необходимо показывать ребенку как можно больше предметов. Нужно также произносить название каждого предмета, который ребенок видит дома или на улице. Чем больше он увидит за первый год жизни, тем интеллект его будет более развит.

Зрение в 3 месяца

Малыш может различать объекты на расстоянии до 3-х метров. Дальнозоркость продолжает быть развитой, и объекты вблизи различаются хуже. Ребенок узнает мамино лицо, хорошо следит за движущимися объектами. Лучше воспринимает объем и форму предметов, различает, синий, красный, зеленый, желтый цвета.

  • Полезно играть с ребенком в «ку-ку». Это хорошо развивает пространственное мышление, память и объемное зрение.
  • Следует предлагать ребенку игрушку так, чтобы он мог сначала разглядеть ее, оценить расстояние до нее и дотянуться рукой. Это упражнение можно выполнять, положив ребенка на живот, а игрушку от него на расстояние вытянутой руки.
  • В три месяца ребенку обычно нравиться перекладывать вещи из одной руки в другую. Для этого можно ему дать резиновое кольцо или любой крупный предмет простой формы.

Зрение в 4 месяца

У ребенка наконец развито стереоскопическое (т.е. объемное) зрение. Он хорошо отличает цвета, может фиксировать взгляд на удаленных и близкорасположенных предметах, лучше координируется при хватании предмета. Ему нравиться наблюдать за окружающими людьми, играть с ножками и ручками.

  • Следует выбирать игрушки, которые удобно хватать, а картинки - интересные для рассматривания.
  • Можно выкладывать любимые игрушки перед лежащим на животе ребенком, чтобы он мог до них дотянуться.
  • Продолжать играть в прятки.
  • Следует постепенно располагать игрушки дальше от ребенка (до 2-4 м).

Зрение в 5-7 месяцев

Ребенок учится отличать мелкие предметы, узнавать оттенки; он понимает, какая игрушка находится перед ним, даже если некоторая ее часть скрыта; воспринимает объекты, расположенные на расстоянии 4-5 м. В 6 месяцев завершается формирование структур органов зрения, которые отвечают за фокусирование изображения объектов на . Малыш в этом возрасте хорошо осваивает пространство и учится соотносить и оценивать расстояние между объектами. Продолжает развиваться нервная система, формируются устойчивые связи между зрительным анализатором и головным мозгом. Ребенок начинает запоминать и интерпретировать окружающие объекты. Ко всему прочему, значительно возрастает скорость передачи информации от органов зрения к головному мозгу. К 7-му месяцу зрение малыша уже немногим отличается от зрения взрослого человека.

  • Для усвоения навыка оценки расстояния и умения рассчитывать свои возможности, следует положить игрушку на расстояние около 5 метров от ребенка, чтобы он захотел до нее добраться.
  • Можно также сеть от ребенка на некотором расстоянии и позвать его, чтобы он подполз.
  • Для того чтобы ребенок тренировался брать предметы большим и указательным пальцами, можно положить в коробочку предметы, которые он будет из нее доставать.

Зрение в 8-12 месяцев

У глаз появляется постоянный цвет. Глубина и острота зрения ребенка практически как у взрослого. Он уже может отличать неяркие пастельные оттенки. Он хорошо воспринимает предметы в целом и по частям. Активно ищет предметы, которые внезапно пропадают из его поля зрения. Хорошо происходит координация движения тела и глаз.

  • Для развития координации движений под контролем зрения следует устраивать игры в ванной: переливать воду, пускать мыльные пузыри.
  • Очень интересная игра в повторения: пусть ребенок копирует жесты родителя, действия или мимику.
  • Можно выложить кубики одного цвета в линию и попросить ребенка повторить действие.


Новое на сайте

>

Самое популярное