1. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
3. За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от местоположения соответствующей береговой линии (границы водного объекта), а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы - от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.
4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:
1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров;
2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;
3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.
5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.
6. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.
7. Границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал".
8. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.
9. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.
10. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.
11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.
12. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.
13. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.
14. На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от местоположения береговой линии (границы водного объекта).
15. В границах водоохранных зон запрещаются:
1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;
6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;
7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах").
16. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:
1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;
2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;
3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;
4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.
16.1. В отношении территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, размещенных в границах водоохранных зон и не оборудованных сооружениями для очистки сточных вод, до момента их оборудования такими сооружениями и (или) подключения к системам, указанным в пункте 1 части 16 настоящей статьи, допускается применение приемников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду.
17. В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются:
1) распашка земель;
2) размещение отвалов размываемых грунтов;
3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
18. Установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 60. Водоохранные зоны водных объектов и прибрежные защитные полосы. 1. Водоохранными зонами водных объектов являются земли, которые примыкают к береговой линии поверхностных водных объектов и на которых устанавливается специальный режим хозяйственной и иной деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира.
В пределах водоохранных зон
устанавливаются прибрежные защитные
полосы, на территориях которых вводятся
дополнительные ограничения хозяйственной
и иной деятельности.
2. В пределах
водоохранных зон водных объектов
запрещаются:
проведение
авиационно-химических работ;
применение химических средств борьбы с
вредителями, болезнями растений и
сорняками;
использование сточных вод
для удобрения почв;
размещение опасных
производственных объектов, на которых
производятся, используются,
перерабатываются, образуются, хранятся,
транспортируются и уничтожаются опасные
вещества, перечень которых определяется
федеральными законами;
размещение
складов ядохимикатов, минеральных
удобрений и горюче-смазочных материалов,
площадок для заправки аппаратуры
ядохимикатами, животноводческих
комплексов и ферм, мест складирования и
захоронения промышленных, бытовых и
сельскохозяйственных отходов, кладбищ и
скотомогильников, накопителей сточных
вод;
складирование отходов и мусора;
заправка топливом, мойка и ремонт
автомобилей и других машин и механизмов;
размещение дачных, садовых и огородных
участков при ширине водоохранных зон
водных объектов менее 100 метров и крутизне
склонов прилегающих территорий более 3
градусов;
размещение стоянок
транспортных средств, в том числе на
территориях дачных, садовых и огородных
участков;
проведение рубок главного
пользования;
проведение землеройных и
других работ без согласования с
федеральным органом исполнительной власти
по управлению водными объектами в случае,
если водный объект находится в федеральной
собственности, и без согласования с
собственником в случае, если водный объект
является обособленным.
На территориях
водоохранных зон водных объектов
разрешается проведение рубок
промежуточного пользования и других
лесохозяйственных мероприятий,
обеспечивающих охрану водных объектов.
В городах и других поселениях при наличии
ливневой канализации и набережной в
пределах водоохранных зон водных объектов
допускается размещать объекты по заправке
топливом, мойке и ремонту автомобилей на
расстоянии не ближе 50 метров, а стоянки
транспортных средств - не ближе 20 метров от
уреза воды.
3. В пределах прибрежных
защитных полос дополнительно к
ограничениям, указанным в части 2 настоящей
статьи, запрещаются:
распашка земель;
применение удобрений;
складирование
отвалов размываемых грунтов;
выпас и
организация летних лагерей скота (кроме
использования традиционных мест водопоя),
устройство купочных ванн;
установка
сезонных стационарных палаточных городков,
размещение дачных, садовых и огородных
участков и выделение участков под
индивидуальное строительство;
движение автомобилей и тракторов, кроме
автомобилей специального назначения.
Режим хозяйственной и иной деятельности,
установленный для прибрежных защитных
полос, распространяется на берег водного
объекта.
4. Ширина водоохранных зон и
прибрежных защитных полос за пределами
территорий городов и других поселений
устанавливается:
для рек, стариц и озер
(кроме непроточных внутриболотных) - от
среднемноголетнего высшего уровня в
безледный период;
для водохранилищ - от
среднемноголетнего высшего уровня в
безледный период, но не ниже форсированного
подпорного уровня водохранилища;
для
морей - от максимального уровня прилива.
Для болот водоохранные зоны не
устанавливаются. Ширина прибрежных
защитных полос для болот в истоках рек и
ручьев, а также пойменных болот
устанавливается от границы болота (нулевой
глубины торфяной залежи) на прилегающей к
нему территории.
Ширина водоохранных
зон за пределами территорий поселений
устанавливается для участков водотоков
протяженностью от их истока:
до 10
километров - 50 метров;
от 10 до 50
километров - 100 метров;
от 50 до 100
километров - 200 метров;
от 100 до 200
километров - 300 метров;
от 200 до 500
километров - 400 метров;
от 500 километров
и более - 500 метров.
Для водотоков длиной
менее 300 метров от истока до устья
водоохранная зона совпадает с прибрежной
защитной полосой.
Радиус водоохраной
зоны для истоков рек и ручьев составляет 50
метров.
Ширина водоохранных зон для
озер и водохранилищ принимается при
площади акватории до 2 кв. километров - 300
метров, от 2 кв. километров и более - 500
метров.
Ширина водоохранных зон морей -
500 метров.
5. Границы водоохранных зон
магистральных и межхозяйственных каналов
совмещаются с границами полос отвода
земель под эти каналы.
Для участков рек,
заключенных в закрытые коллекторы,
водоохранные зоны не устанавливаются.
6. Ширина прибрежных защитных полос для рек,
озер, водохранилищ и других водных объектов
устанавливается в зависимости от крутизны
береговых склонов и составляет при
крутизне склонов прилегающих территорий:
имеющих обратный или нулевой уклон - 30
метров;
имеющих уклон до 3 градусов - 50
метров;
имеющих уклон более 3 градусов -
100 метров.
Для внутриболотных озер и
водотоков ширина прибрежной защитной
полосы устанавливается в размере 50
метров.
Ширина прибрежных защитных
полос для участков водоемов, имеющих особо
ценное рыбохозяйственное значение (места
нереста, зимовальные ямы, нагульные
участки), устанавливается в размере 200
метров независимо от уклона прилегающих
земель.
В городских поселениях при
наличии ливневой канализации и набережной
граница прибрежных защитных полос
совмещается с парапетом набережной.
7.
Закрепление на местности водоохранными
знаками установленного образца границ
водоохранных зон и прибрежных защитных
полос водных объектов (за исключением
обособленных водных объектов)
обеспечивается уполномоченным
Правительством Российской Федерации
федеральным органом исполнительной власти,
а границ обособленных водных объектов -
собственниками.
Уполномоченный
Правительством Российской Федерации
федеральный орган исполнительной власти
информирует население об установлении
границ водоохранных зон, прибрежных
защитных полос и режима хозяйственной и
иной деятельности в их пределах в порядке,
установленном частью 9 статьи 41 настоящего
Кодекса.
Для целей соблюдения
правового режима водоохранных зон и
прибрежных защитных полос до закрепления
на местности водоохранными знаками их
границ для собственников земельных
участков, землевладельцев,
землепользователей и арендаторов
земельных участков границы водоохранных
зон и прибрежных защитных полос водных
объектов считаются установленными.
8.
Сведения о границах водоохранных зон и
прибрежных защитных полосах подлежат
занесению в государственный земельный
кадастр.
9. Прибрежные защитные полосы
должны быть преимущественно заняты
древесно-кустарниковой растительностью
или залужены.
10. Поддержание в
надлежащем состоянии водоохранных зон и
прибрежных защитных полос, а также
водоохранных знаков возлагается на
федеральный орган исполнительной власти по
управлению водными объектами, водных
объектов, находящихся в особом пользовании,
- на водопользователей, а обособленных
водных объектов - на собственников.
11.
Режим использования территорий
водоохранных зон и прибрежных защитных
полос на приграничных территориях
устанавливается Правительством Российской
Федерации по представлению
уполномоченного Правительством Российской
Федерации федерального органа
исполнительной власти.
Статья 65 Водного кодекса:
Водоохранные зоны (ВОЗ) – территории, которые примыкают к береговой линии водных объектов и на которых устанавливается специальный режим деятельности для предотвращения загрязнения и пр. водных объектов и истощения вод, а также сохранения среды обитания водных биоресурсов.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы (ПЗП), на территориях которых вводятся дополнительные ограничения.
Ширина ВОЗ и ПЗП устанавливается:
За пределами территорий поселений – от береговой линии ,
Для морей – от линий максимального прилива ;
Если есть парапеты набережных и канализация, то границы ПЗП совпадают с этим парапетом набережной, от которого отсчитывается ширина ВОЗ.
Ширина ВОЗ составляет:
Для рек и ручьев менее 10 км от истока до устья ВОЗ = ПЗП = 50 м, а радиус ВОЗ вокруг истока – 50 м.
Для рек от 10 до 50 км ВОЗ = 100 м
Длиннее 50 км, ВОЗ = 200 м
ВОЗ озера, водохранилища с акваторией свыше 0,5 км 2 = 50 м
ВОЗ водохранилища на водотоке = ширине ВОЗ этого водотока
ВОЗ магистральных или межхозяйственных каналов = полосе отвода канала.
ВОЗ моря = 500 м
Для болот ВОЗ не устанавливается
Ширина ПЗП устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта:
Обратный или нулевой уклон ПЗП = 30 м.
Уклон от 0 до 3 градусов = 40 м.
Больше 3-х градусов = 50 м.
Если водный объект имеет особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и водных биологических ресурсов), то ПЗП составляет 200 м не зависимо от уклона.
ПЗП озер в границах болот и водотоков = 50 м.
В границах ВОЗ запрещается :
Использование сточных вод для удобрения;
Размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, токсичных и ядовитых веществ и радиоактивных отходов;
Использование авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;
Движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных) за исключением движения и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
Для объектов на территории ВОЗ обязательны очистные сооружения , в том числе очистные сооружения для ливневых стоков.
В границах ПЗП запрещается :
Те же ограничения, что и для ВОЗ;Использование сточных вод для удобрения;
Распашка земель;
Размещение отвалов размываемых грунтов;
Выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Инженерно-технические и технологические мероприятия
1. Выбор техники и оборудования, сырья и материалов, технологических процессов и операций с меньшим удельным воздействием на водную среду:
a. схемы эффективного водопотребления (оборотные системы);
b. оптимальные схемы трассировки инженерных сетей,
c. малоотходные технологии и пр.
2. Организованное отведение и очистка производственных стоков. При строительстве нового объекта выбрать схему раздельного водоотведения ливневых, производственных и хозяйственно-бытовых стоков.
3. Сбор и отдельная очистка сточных вод, загрязненных нефтепродуктами.
4. Автоматизация контроля эффективности локальных очистных сооружений;
5. Предотвращение фильтрации из канализационных сетей (эксплуатация, ремонт).
6. Меры по предотвращению загрязнения ливневых вод (уборка территорий).
7. Специальные мероприятия для строительства (оборудование стройплощадки, пункты очистки и мойки колес).
8. Сокращение неорганизованных стоков;
9. Ограничение количества сточных вод, загрязненных нефтепродуктами, сбрасываемых в системы ливневых стоков.
10. Оснащение средствами контроля эффективности работы установок и оборудования природоохранного назначения (жироуловители, ЛОС).
11. Мероприятия по снятию и временному складированию почвенно-растительного грунта с раздельным складированием плодородного почвенного слоя и потенциально плодородных пород;
12. Проведение вертикальной планировки и благоустройства территории инженерных объектов, благоустройство прилегающих территорий.
13. Специальные для этапа строительства (ПОС).
Мойка колес. СНиП 12-01-2004. Организация строительства, п. 5.1
По требованию ОМСУ строительная площадка может быть оборудована …пунктами очистки или мойки колес транспортных средств на выездах , а на линейных объектах - в местах, указанных ОМСУ .
При необходимости временного использования определенных территорий, не включенных в строительную площадку, для нужд строительства, не представляющих опасности для населения и окружающей среды, режим использования, охраны (при необходимости) и уборки этих территорий определяется соглашением с владельцами этих территорий (для общественных территорий - с ОМСУ ).
П. 5.5 . Исполнитель работ обеспечивает безопасность работ для окружающей природной среды, при этом:
Обеспечивает уборку стройплощадки и прилегающей к ней пятиметровой зоны; мусор и снег должны вывозиться в установленные органом местного самоуправления места и сроки;
Не допускается выпуск воды со строительной площадкибез защиты от размыва поверхности;
При буровых работах принимает меры по предотвращению излива подземных вод;
Выполняет обезвреживание и организацию производственных и бытовых стоков…
ЛОС. МУ 2.1.5.800-99. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водоемов. Организация госсанэпиднадзора за обеззараживанием сточных вод
3.2. К наиболее опасным в эпидемическом отношении относят следующие виды сточных вод:
Хозяйственно-бытовые сточные воды;
Городские смешанные (промышленно-бытовые) сточные воды;
Сточные воды инфекционных больниц;
Сточные воды от животноводческих и птицеводческих объектов и предприятий по переработке продуктов животноводства, стоки шерстомоек, биофабрик, мясокомбинатов и т.д.;
Поверхностно-ливневые стоки;
Шахтные и карьерные сточные воды;
Дренажные воды.
3.5. В соответствии с санитарными правилами по охране поверхностных вод от загрязнения, сточные воды, опасные в эпидемическом отношении, должны подвергаться обеззараживанию .
Необходимость обеззараживания сточных вод указанных категорий обосновывается условиями их отведения и использования при согласовании с органами госсанэпиднадзора в территориях .
Обязательному обеззараживанию подвергаются сточные воды при сбросе в водоемы рекреационного и спортивного назначения, при их повторном промышленном использовании и т.д.
1. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
3. За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от местоположения соответствующей береговой линии (границы водного объекта), а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы - от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.
4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:
1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров;
2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;
3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.
5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.
6. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.
7. Границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал".
8. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.
9. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.
10. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.
11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.
12. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.
13. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.
14. На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от местоположения береговой линии (границы водного объекта).
15. В границах водоохранных зон запрещаются:
1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;
6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;
7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах").
16. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:
1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;
2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;
3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;
4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.
16.1. В отношении территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, размещенных в границах водоохранных зон и не оборудованных сооружениями для очистки сточных вод, до момента их оборудования такими сооружениями и (или) подключения к системам, указанным в пункте 1 части 16 настоящей статьи, допускается применение приемников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду.
17. В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются:
1) распашка земель;
2) размещение отвалов размываемых грунтов;
3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
18. Установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Судебная практика по статье 65 Водного кодекса.
Постановление от 4 сентября 2018 г. по делу № А59-5536/2017
Пятый арбитражный апелляционный суд (5 ААС)
Сторонами не оспаривается, что работы по договору № 1-2015 от 01.04.2015 были приостановлены на основании прямого запрета, а именно: в силу положений статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации и отсутствия разрешительной документации, что подтверждается решением Сахалинского областного суда от 25.01.2016 по делу № 72-11/2016. При этом ответчик обращался...
Решение от 31 августа 2018 г. по делу № А82-17600/2017
Арбитражный суд Ярославской области (АС Ярославской области)
В Гремячевский ручей и его природоохранную зону – в срок до 15.10.2017. По мнению ответчика, действиями Предприятия были нарушены п.7 ч.15 ст. 65 Водного кодекса РФ, ст.34, 39, 43.1 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.3.2.6, 3.2.43 Правил технической эксплуатации систем...
Постановление от 31 августа 2018 г. по делу № А32-4239/2017
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд (15 ААС)
Юго-Северского сельского округа (т.1, л.д. 64); К постановлению приложено описание указанного в нём земельного участка и его схема (т.1, л.д. 65 ). Приложением №1 на основании указанных постановлений главы Тихорецкого района Краснодарского края № 907 от 18.09.01, № 1302 от 28.12.01, № 157 от 22.02.02 стороны...
Решение № 12-18/2018 7-62/2018 от 30 августа 2018 г. по делу № 12-18/2018
Магаданский областной суд (Магаданская область) - Административные правонарушения
Суда об отсутствии доказательств осуществления деятельности МУП «Комэнерго» по очистке и сбросу сточных вод в границах водоохранной зоны реки Талая необоснованным. Ссылаясь на положения статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, постановление Правительства РФ от 10.01.2009 года № 17 «Об утверждении правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос...
Постановление от 30 августа 2018 г. по делу № А50-10286/2018
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд (17 ААС) - Административное
Суть спора: Об оспаривании ненормативных правовых актов, связанных с применением законодательства об охране окружающей среды
Судебный акт. В апелляционной жалобе ссылается на то, что бокс мойки легковых автомобилей введен в эксплуатацию до внесения изменений в п. 5 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации; также указывает, что в ст. 6.5 Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской федерации» ...
Принятие Водного кодекса в целом является позитивным шагом законотворческой деятельности. Основной задачей Водного кодекса была и есть охрана водоемов от загрязнения, в первую очередь создаваемых промышленными предприятиями, хозяйственной деятельностью различных организаций и частных лиц. Вроде бы тут все хорошо и этому надо только радоваться. Но оказывается на все так просто. Некоторые статьи закона прямо или косвенно отразились на любительском рыболовстве . Как? Давайте попробуем разобраться в этом.
Рассмотрим одну из статей Водного кодекса, которая вызвала многочисленные споры, массу дискуссий и недоумений, до что там недоумения, порой просто негодование. Это глава 6 «Охрана водных объектов », статья 65, часть 15, пункт 4. Вот что там сказано:
"В границах водоохранных зон запрещаются движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие."
Есть рыболовы, которые ходят на рыбалку пешком. Их этот пункт, конечно, не касается, Но, все-таки, подавляющее большинство любителей рыбалки приезжают на рыбалку на личном автотранспорте . И вот тут возникает масса вопросов.
Во-первых, как нести на такое расстояние снаряжение до береговой линии , ведь ширина водоохранной зоны в основном составляет, в зависимости от водоема, от 50 до 200 метров. Современная рыбалка предполагает довольно увесистый набор снастей и прочих средств, необходимых для рыбалки . Не все же молоды, не все же спортсмены. А после рыбалки надо еще улов тащить, и, как правило, в гору. А еще и мусор надо прихватить. Многие жалуются, что не могут спокойно рыбачить , если не видят рядом с собой свою машину . Были же случаи, когда снимали колеса, проникали в салон. Охраняемых стоянок на водоемах, вдали от цивилизации, нет.
Если вы внимательно прочитаете статью 65 Водного кодекса , то поймете, что движение по дорогам и стоянка на дорогах в водоохранных зонах не запрещены. Тогда возникает вопрос: что же такое дорога с точки зрения Закона. Федеральный закон №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», принятый 15 ноября 1995 года, с изменениями от 28.12.2013, статья 2 гласит:
"Дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии."
Из перечисленного в последнем предложении нас интересует только обочина. Другими словами говоря, если в пределах водоохранной зоны проходит дорога , в т. ч. грунтовая, то по ней можно двигаться и оставлять машину на обочине. Специально оборудованная стоянка на берегах водоемов в подавляющем большинстве случаев отсутствует. Поэтому кроме обочины стоять автотранспорту больше негде. А если ваш автомобиль движется вне дороги и остановился на травке возле самого берега, то тут налицо явное нарушение Закона.
Вот еще одна статья Водного кодекса , касающаяся любительского рыболовства . Это статья 6 «Водные объекты общего пользования», часть 8, которая гласит:
"Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств."
В ней тоже упоминаются механические транспортные средства , т.е. еще раз сказано, что использовать автомобильный транспорт в пределах береговой полосы нельзя.
ТЕРМИНЫ
Теперь необходимо определиться с терминами: что такое береговая линия , что такое береговая полоса , что такое и что такое .
Береговая линия – это граница водного объекта. Она определяется для:
1) моря - по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды - по линии максимального отлива;
2) реки , ручья, канала, озера , обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом;
3) пруда , водохранилища - по нормальному подпорному уровню воды;
4) болота - по границе залежи торфа на нулевой глубине.
Береговая полоса – это полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования предназначенная для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 м, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет 5 м.
Водоохранная зона - это территория, которая примыкает к береговой линии морей, рек , ручьев, каналов, озер , водохранилищ и на которой устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Прибрежная защитная полоса – территория в границах водоохранной зоны , на которой вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
ШИРИНА
Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается в зависимости от их протяженности от истока до устья: - до 10 км – 50 м; - от 10 до 50 км – 100 м; - от 50 км и более – 200 м.
Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища , за исключением озера , расположенного внутри болота, или озера , водохранилища с акваторией менее 0,5 кв. км, устанавливается в размере 50 м. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.
Ширина водоохранной зоны озера Байкал устанавливается отдельно (Федеральный закон от 1 мая 1999 года № 94-ФЗ "Об охране озера Байкал").
Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 м.
Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет 30 м (от береговой линии ) для обратного или нулевого уклона, 40 м для уклона до 3 град и 50 м для уклона 3 и более градуса.
Для проточных и сточных озер , расположенных в границах болот и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы составляет 50 м. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера , водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), составляет 200 м независимо от уклона прилегающих земель. На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны , прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии .
ПРОТЯЖЕННОСТЬ
Если с понятиями «береговая линия » и «береговая полоса » все понятно - они по определению простираются на протяжении всего водоема , то возникает вопрос: Водоохранная зона – она где? Везде, на протяжении всего водоема , или нет? В водном кодексе указана только ширина водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы , т.е. расстояние от берега . А какова их протяженность?
Протяженность водоохранной зоны , как и береговой линии , равна протяженности водоема . А протяженность прибрежной защитной полосы различна для разных водоемов . Как узнать границы прибрежной защитной полосы ?
ГРАНИЦЫ
Границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов устанавливаются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 января 2009 г. № 17 "Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и водных объектов".
В Постановлении сказано, что установление границ осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, которые обеспечивают определение ширины водоохранной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта, описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек, отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах, установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков . Сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе картографические материалы, вносятся в государственный водный реестр.
Они же (органы государственной власти субъектов Российской Федерации) обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии.
Как простой человек, не имеющий доступ к картографическим материалам, с описанием границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек, может узнать границы водоохранной зоны или прибрежной защитной полосы ? Не иначе, как по наличию .
Немало дискуссий вызвала часть 18 статьи 65 Водного кодекса , в которой идет речь об установлении на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков . В статье указано, что, установление специальных информационных знаков осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Т.е. тут надо знать Постановление Правительства РФ от 10 января 2009 г. № 17 "Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов", которое определяет Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов. В этом постановлении описываются образцы информационных знаков .
Что касается информационных знаков о наличии водоохранной зоны и ее ширине, тут среди рыболовов развернулась жаркая дискуссия. Мол, если нет знака, то нет и запрета. Это не так. В отличие от дорожных знаков, наличие знака на водоеме возможно, но необязательно. Отсутствие информационных знаков , к сожалению, не освобождает от ответственности, так же как и незнание законов. Гражданин обязан самостоятельно исполнять требования норм природоохранного законодательства.
В части 5 статьи 6 «Водные объекты общего пользования» сказано, что информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления не только посредством специальных информационных знаков , но и через средства массовой информации. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.
НАКАЗАНИЕ ЗА НАРУШЕНИЕ
Какое наказание предусмотрено Законом за нарушение п. 4 ч.15 ст. 65 Водного кодекса ?
За нарушение п. 4 ч.15 ст. 65 Водного кодекса (движение и стоянка транспортных средств в пределах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы ) предусмотрено административное наказание по ч.1 ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях в виде штрафа – от 3000 до 4500 рублей на каждого правонарушителя.
ПРЕПЯТСТВИЕ СВОБОДНОМУ ДОСТУПУ К ВОДНОМУ ОБЪЕКТУ
Кстати, нередко можно увидеть заграждения , установленные теми или иными лицами самовольно .
Вот выдержки из статьи 6 «Водные объекты общего пользования» Водного кодекса .
Водоемы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса ) предназначается для общего пользования.
За это нарушение , предусмотренное статьей 8.12.1. КоАП РФ «Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе », накладывается штраф на граждан в размере от 3000 до 5000 руб.; на должностных лиц - от 40000 до 50000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 40000 до 50000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 200000 до 300000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
МОЖНО ЛИ РЫБАЧИТЬ В ПРИБРЕЖНОЙ ЗАЩИТНОЙ ПОЛОСЕ?
Не редко у рыболовов возникает и такой вопрос: Запрещена ли рыбалка в водоохранной зоне или прибрежной защитной полосе ?
Нет, не запрещена . Чтобы это понять, вернемся к статье 65 главы 6 «Охрана водных объектов» Водного кодекса .
Там указано, что в водоохранных зонах устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности, и что в границах прибрежных защитных полос вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Что такое хозяйственная деятельность, думаю, понятно, а что такое «иная деятельность» требует разъяснения. Любительское рыболовство не подпадает под понятие «иная деятельность». Иная деятельность – это, прежде всего, деятельность, т.е. это понятие экономическое. А рыбалка – это отдых, а не деятельность. Другими словами говоря, рыбалка в прибрежных защитных полосах не запрещена . Ограничен лишь въезд на автотранспорте .
ВЫПАС И ВОДОПОЙ НА БЕРЕГУ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ
Кстати, нередко можно встретить на берегу выпас и водопой сельскохозяйственных животных .
Кроме того, что выпас животных причиняет определенные неудобства отдыхающим и, в частности, рыболовам, это еще и запрещено все той же статьей 65 Водного кодекса , часть 17 которого гласит:
"В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн."
МОЖНО ЛИ МЫТЬ МАШИНУ НА БЕРЕГУ?
Мыть автомобили рядом с водоёмами или в природоохранных зонах запрещено на территории всей России, разнятся только штрафы в регионах. Также это действие попадает под восьмую главу КоАП: «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования».