Домой Гематология Мышление определение в философии. Основные особенности философского типа мышления

Мышление определение в философии. Основные особенности философского типа мышления

  • 2.3. Философия Средневековья и Возрождения
  • 2.4. Взаимосвязь философии и науки Нового времени: формирование методологии (ф. Бэкон, р. Декарт, г. Галилей). Эмпиризм и рационализм как основные направления в новоевропейской философии
  • 2.5. Философия эпохи Просвещения: концепция «общественного договора» (т. Гоббс, Дж. Локк, ф. Вольтер, ж.-ж. Руссо), проблема свободы, прогресса и закономерностей истории (к. Гельвеций, к. Лессинг)
  • 2.6. Особенности и достижения классической немецкой философии, ее роль в развитии европейской философской мысли (и. Кант, г. Гегель, л. Фейербах)
  • Тема 3. Становление и основные стратегии развития постклассической философии
  • 3.1. Особенности классической и неклассической философии Европы
  • 3.2. Иррационализм философии а. Шопенгауэра, с. Кьеркегора, ф. Ницше
  • 3.3. Основные черты марксистской философии (к. Маркс, ф. Энгельс)
  • 3.4. Эволюция марксистской философии XX в. (д. Лукач,
  • 3.6. Аналитическая философия и ее основные этапы: логико-аналитический (г. Фреге, б. Рассел, а. Тарский и др.), лингвистический (л. Витгенштейн, Дж. Остин, Дж. Сёрл и др.)
  • 3.7. Феноменология (э. Гуссерль, м. Мерло-Понти) и экзистенциализм (к. Ясперс, м. Хайдеггер, ж.-п. Сартр, а. Камю)
  • 3.8. Европейская религиозная философия: неотомизм (ж. Маритен, э. Жильсон и др.) и неопротестантизм (к. Барт, р. Бультман, п. Тиллих и др.)
  • Тема 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль беларуси. Русская философия
  • 4.1. Философия в контексте процессов национального возрождения
  • 4.2. Особенности и основные этапы формирования философии Беларуси
  • 4.3. Философия и общественно-политическая мысль белорусского Возрождения и Просвещения
  • 4.4. Пути и особенности развития русской философии. Русская историософия
  • 4.5 Русская философская мысль на рубеже XIX–XX вв.
  • Раздел II. Философия бытия
  • Тема 5. Метафизика и онтология
  • 5.1. Понятие метафизики и изменение ее статуса историческом в развитии философии
  • 5.2. Онтология как философское учение о бытии
  • 5.3. Категория материи и эволюция представлений о материи в философии и науке
  • 5.4. Системно-структурная, пространственно-временная и динамическая организация бытия (материи)
  • 5.5. Диалектика как философская теория развития
  • Тема 6. Философия природы
  • 6.1. Природа в контексте философского и научного анализа
  • 6.2. Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании и формирование нового образа Природы
  • 6.3. Природа как среда обитания
  • 6.4. Социально-экологическая стратегия природопользования
  • Раздел III. Философская антропология
  • Тема 7. Проблема человека в современной философии и науке
  • 7.1. Основные стратегии осмысления природы человека в классической и постклассической философии
  • 7.2. Проблема антропогенеза в философии и науке и его современные концепции: религиозная, эволюционистская, трудовая, игровая
  • 7.3. Проблема биосоциальной природы человека в современной философии и науке
  • 7.4. Человеческая субъективность и экзистенциальные характеристики личности (смысл жизни, смерть, свобода, ответственность и др.)
  • 7.5. Социокультурные модусы человеческого бытия социализация, деятельность, коммуникация и др.)
  • Тема 8. Сознание человека как предмет философского анализа
  • 8.2. Философия и наука о развитии природных предпосылок (отражение) и культурно-исторических факторах становления (совместный труд, культура, язык и др.) сознания
  • 8.3. Сознание и мозг. Идеальность и творческий характер сознания. Взаимосвязь сознания, мышления и языка. Перспективы создания искусственного интеллекта
  • 8.4. Структура сознания. Сознание и самосознание. Сознательное и бессознательное
  • Раздел IV. Теория познания и философия науки
  • 9.2. Проблема субъекта и объекта познания. Основные особенности классической теории познания.
  • 9.3. Общая характеристика неклассической теории познания
  • 9.4. Проблема познаваемости мира: оптимизм, скептицизм, агностицизм
  • 9.5. Структура познавательного процесса
  • 9.6. Проблема истины в философии. Основные концепции истины
  • Тема 10. Наука, ее когнитивный и социокультурный статус
  • 10.1. Понятие и роль науки в обществе
  • 10.3. Специфика научного познания
  • 10.4. Структура и формы научного познания
  • 10.5. Понятие метода и методологии научного познания. Основные методы познавательной деятельности
  • 10.6. Развитие науки как единство процессов дифференциации и интеграции научного знания
  • 10.7. Особенности классической, неклассической, постнекласси-ческой науки в ее историческом становлении
  • 10.8. Научные революции, их типы и роль в научном познании
  • 10.9. Роль науки в развитии техники. Этика науки и социальная ответственность ученого
  • Раздел V. Социальная философия
  • 11.2. Общество как система, его структура, основные подсистемы и компоненты
  • 11.3. Социальная стратификация и социальная мобильность
  • Тема 12. Основные проблемы политической философии
  • 12.1. Феномен власти и политики
  • 12.2. Политическая власть. Политическая система общества и место государства в ней
  • 12.3. Гражданское общество и правовое государство
  • 12.4. Политические технологии в современном обществе
  • 12.5. Классические и неклассические модели геополитики
  • Тема 13. Философские проблемы социальной динамики
  • 13.2. Линейные и нелинейные подходы к изучению истории общества
  • 13.3. Философские аспекты цивилизационной динамики
  • 13.4. Глобализация как предмет социально-философского анализа и цивилизационный выбор Беларуси в глобализирующемся мире
  • Тема 14. Техника и ее роль в развитии цивилизации
  • 14.1. Понятия техники и технологии
  • 14.2. Происхождение техники
  • 14.3. Природа технического знания
  • 14.4. Научно-технический прогресс. Оценка роли и места техники в развитии общества
  • 14.5. Становление постиндустриальной цивилизации и формирование информационного общества
  • 14.6. Социальные последствия развития техники и ответственность ученого. Гуманистическое измерение техники
  • Тема 15. Философия культуры
  • 15.1. Понятие культуры, ее структура и функции
  • 15.2. Основные подходы к анализу культуры
  • 15.3. Динамика культуры, единство и многообразие форм культурно-исторического процесса
  • 15.4. Духовная жизнь общества
  • 15.5. Современные тенденции социокультурного развития мирового сообщества
  • Литература
  • Философия: курс лекций для студентов
  • 220006. Минск, Свердлова, 13а.
  • 1.3. Специфика философского мышления. Проблема метода в философии

    Философское мышление имеет ряд особенностей, отличающих его от научно-технического, экономического, политического, художественного и других форм мыслительной деятельности. Оно неповторимо по своему содержанию, решаемой проблематике, форме осуществления, нацеленности. Философское мышление направлено на выявление самого существенного в мире и поэтому самого важного для человека и его жизни. Вся проблематика философского мышления строится вокруг феномена человеческого существования в мире, обществе.

    Философское мышление – это высший теоретический уровень отображения реальности в сознании человека. Важнейшими задачами философского мышления является поиск целого, общего, универсального порядка, красоты, гармонии, истины.

    Философское мышление является самым предметно-масштабным. Оно охватывает все мироздание, вопросы происхождения мира, основные принципы и законы его существования и развития, оперирует соответствующими идеями в решении философских проблем.

    Философское мышление исторически формируется, развивается, дифференцируется, интегрируется в различных учениях и философских системах на основе решения вопроса об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи, получившего название основного вопроса философии.

    Философское мышление ориентировано не только на раскрытие общих принципов и законов познавательного и практического взаимодействия человека с миром, но и на постижение смысла жизни человека, ценностей и перспектив его существования в изменяемом им мире.

    Философское мышление – это способ самоанализа человеком своего внутреннего мира, средство духовного развития, самоочищения и формирования идеалов.

    В условиях обострения глобальных проблем, становления единого планетарного человечества, глобализации особое значение приобретает развитие прогностических, проективных, гуманистических, творческих, методологических, культуро-образующих и других свойств философского мышления, широкое распространение его приемов и норм среди значительной части населения. Это связано со способностью философии представлять основные проблемы человечества в их целостности, единстве, общей исторической направленности, предсказывать возможные перспективы существования современной цивилизации, теоретически обосновывать пути безопасной стратегии развития общества. Поэтому в настоящее время философское мышление становится востребованным по причине необходимости переосмысления социокультурных оснований бытия человека. В поле философских размышлений находятся проблемы несовершенства мира, самого человека, созданной им потребительской культуры, приведшей общество к духовному и экологическому кризисам, поиск путей создания новой экологосообразной культуры и достижения гармонии между человеком, обществом и природой.

    Отличаясь наибольшими возможностями проникновения в самую глубокую и общую сущность вещей и процессов, связей и отношений, всех форм практики человека, философское мышление выражает их в только ему присущей форме – наиболее общих понятиях (категориях), законах и принципах. По этой причине философское мышление отличается наивысшей степенью полноты воспроизведения в сознании общих условий существования любого явления, высшей степенью (предельным масштабом) абстрактности (теоретичности) своих идей, положений, выводов (знаний), наиболее глубоким, целостным и полным познанием истины.

    Оперируя категориями как абстрактными конструкциями сознания, выражающими предельно общую сущность явлений природы, жизни общества и духовного мира человека, философское мышление приобретает способность формирования гносеологических, методологических, мировоззренческих, аксиологических и других теоретических предпосылок для научного творчества, разработки проблем морали, создания философских основ теории развития техники (философии техники), построения теории правового регулирования жизни общества (философия права) и т. д.

    Особенность творческого характера философского мышления проявляется в способности заглядывать в далекое будущее, прогностических догадках и предположениях, на века и тысячелетия опережающих время. Примером этого может служить идея атома (Левкип, Демокрит, Эпикур и др.), на 2,5 тысячелетия опередившая возникновение атомной теории.

    Философское мышление критично по своей сути. Представляя собой эпоху, схваченную в мысли, философия в лице своих творцов осмысливает и содействует преодолению образцов культуры, ее доминирующих стереотипов, утративших свое значение для современности, обосновывает и распространяет новые ценности жизни.

    Философское мышление представляет собой рефлексию над всеми сферами жизни общества, благодаря чему выявляются основные законы его развития. Оно функционирует и развивается на основе анализа характера и значения других форм мышления (обыденного, научного, политического, художественного, экономического и др.) и выступает в качестве мышления о самом мышлении. Поэтому философия содействует регулированию и осуществлению процесса познания, формированию истинного знания, становлению и развитию теории познания.

    Философское мышление развивает разум человека, раздвигает границы его творческой активности до познания общих принципов и законов мира в целом, углубляет его познавательные способности до постижения самых существенных свойств бытия, делает достоянием человеческой жизни гуманистические ценности всей культуры, позволяет освободиться от рутинного подчинения обыденности, консервативной повседневности, подняться над страстями, избавиться от порабощения потребительской психологии. Не случайно еще в глубокой древности культура ума человека отождествлялась с философией (Цицерон).

    Благодаря философскому размышлению человек не только постигает свой внутренний мир, преодолевает узконаправленное, предметное мышление, но и формирует новое знание о своих скрытых потенциальных возможностях и направлениях совершенствования, о своей миссии в обществе и на планете.

    Философский метод представляет собой совокупность приемов и правил философского мышления, применение которых позволяет достичь искомого достоверного знания.

    Философский метод зависит от исходных знаний, а точнее от сложившихся принципов и понятий (категорий), на которые опирается мыслитель и содержание которых выражает особенности исторического опыта решения философских проблем. Вторым важнейшим обстоятельством, обусловливающим формирование философского метода, является его зависимость от предмета исследования, образуемого изучаемыми закономерностями в системе «человек – мир». Эти зависимости накладывают отпечаток на образование особых традиций философского мышления и познания, что проявляется в разработке различных методов в философии. В современных философских исследованиях одновременно могут применяться несколько методов. К основным из них относятся: диалектический, структуралистский, герменевтический, феноменологический, антропологический, метафизический.

    Ограниченный характер предпосылок, влияющих на формирование метода, сказывается и на границах его применимости как совокупности приемов и правил философского мышления и познания, с помощью которых получается искомое знание. Такая ограниченность или релятивность (относительность) того или иного философского метода означает, что и произведенные с его помощью знания будут правильно характеризовать изучаемые явления лишь в определенной их части.

    Важнейшей особенностью философского метода выступает также комплексность его структуры, состоящая в одновременном использовании различных приемов в любом философском исследовании. К основным приемам относятся: универсализация, идеализация, рефлексия, тотализация, абстрагирование, анализ и синтез.

    Универсализация – это установление всеобщих форм бытия и мышления. Идеализация состоит в мысленном построении объектов, не существующих в действительности. Идеальные объекты являются формой опосредованного выражения признаков реальных объектов. Рефлексия заключается в осознанном упорядочении и регулировании процесса построения мыслей об изучаемой реальности. Тотализация проявляется в целостном охвате мышлением связей системы «человек – мир». Под абстрагированием понимается мысленное отвлечение от несущественных связей и свойств изучаемых объектов при одновременном сосредоточении на познании их существенных свойств и связей. Анализ – это мысленное разложение целостного объекта на составляющие его части и изучение этих частей. Синтез – мысленное объединение в единое целое отдельных частей (сторон) объекта, выявление и изучение свойств целого.

    Наиболее часто освещаемыми в учебной литературе являются диалектический и метафизический методы.

    Диалектический метод (от греч. diolego – искусство вести беседу, спор) возник в классический период античной философии. Его создателем считается Сократ, который развивал искусство философского диалога в качестве основного пути формулирования философских идей и соответствующего раскрытия сущности обсуждаемых явлений и вещей. В историческом развитии философского познания диалектический метод претерпел изменение (Аристотель, Гегель, Маркс) и продолжает совершенствоваться в настоящее время, в особенности в связи с системным подходом и синергетикой (теорией самоорганизации). Диалектический метод познания рассматривает действительность в ее движении, развитии, раскрывает противоречия, являющиеся основанием подобных изменений.

    Метафизический метод складывается в Новое время (XVI–XVII вв.) в результате влияния на философское мышление экспериментального естествознания, в особенности законов, принципов и методов классической механики. С позиций классической науки Вселенная представлялась как огромный механизм, состоящий из простых тел, которые связаны между собой и перемещаются в пространстве по законам механики. Такое представление о мире было связано как с абсолютизацией существующих методов науки – эксперимента, классификации, систематизации, так и с преувеличением свойств неизменности, устойчивости вещей. Подобные абсолютизация и односторонность методов науки, оценка свойств объективно существующих явлений, вещей и процессов выражали суть метафизического метода.

    Выбор и разработка методов познания, с помощью которых можно получить истинное знание о мире, человеке, обществе, их связях, считаются важнейшей проблемой развития философии.

    Дея-ть в любой ее форме определяется комплексом факторов. Среди них существенную роль выполняет метод, задающий совокупность и последовательность приемов и процедур по теоретическому или практическому освоению объекта. Метод интересовал человека всегда: сначала чел. опирался на чувства, здравый смысл и интуицию; потом на позн. дея-ть.

    Основные в истории: диалектический метод Платона, опытно-индуктивный Ф. Бэкона, рационалистический Декарта, диалектико-материалистический Маркса, феноменологический метод Э. Гуссерля.

    В эпоху классики 2 идеи: 1-ф. реализует свои позна. и объяснительные возможности в форме рефлексии над сознанием и универсалиями культуры; 2-метод позн дея-ти должен перекликаться с ее предметом. Предмет ф. не может быть постигнут посредством наблюдения или эксперимента, а необходимо использовать специфические методы фил познания. Рефлексия есть мышление, направленное на осознание и осмысление своих собственных предпосылок и сущностных свойств.

    Творческая и креативная направленность философского мышления определяет наличие такой важнейшей его характеристики, как критическое осмысление реальности и неприятие укоренившихся догм и стереотипов сознания.

    Два основных метода философствования: диалектический и метафизический (не столько философский, сколько научный, Новое время).

    Диалектический метод (античной философии в структуре так называемых сократических диалогов). Слово диалектика (греч. dialog – искусство вести беседу, спор) означает фил диалог как полемический способ изложения фил идей, предполагает столкновение различных мировоззр и исследовательских позиций, рациональную дискуссию, ориентированную на поиск объективной истины.

    По Аристотелю диалектика - метод умозрительного познания, но и исследования единичных вещей и предметов, включала логику и силлогистику.

    Диалектика, по Г. Гегелю, осн. на идее беспрерывного движения, изменения и развития бытия, сущности и понятия, а также идее противоречия как единства взаимоисключающих и одновременно предполагающих друг друга противоположностей, характерна для критического и творческого мышления.

    Метафизический метод в эпоху Нового времени. Ф. здесь призвана не созерцать природу, а разрабатывать программы и методы научного, экспериментального исследования в целях развития техники и цивилизации на благо человека.

    По классической механике: Всел.=огромный сложный механизм, состоящий из множества простых и устойчивых тел, изменения которых сводятся к перемещению в пространстве.

    Происходит абсолютизация анализа, эксперимента, классификации и систематизации исследуемых явлений природы. +фиксация объективной устойчивости и неизменности вещей. характ. черты: абстрактность, односторонность, абсолютизация в целостном процессе познания.

    В современной постклассической ф. – кризис рефлексивных форм философствования и размывании традиционных методов анализа сознания и самосознания. Ориентируется на языковые игры. приводит к след.методам: «различные формы артикуляции парадоксов» (А. Шопенгауэр), «диалогическое воображение» (Э. Левинас), «интерпретация» (Г. Гадамер), «конструирование повествовательных интриг» (П. Рикер) и др.

    5. Ф. и основные формообразования культуры: наука, искусство, мораль, религия. Аксиологический потенциал ф.

    Философия и наука. Ряд особенностей философии, которые роднят ее с наукой:

    и философия, и наука чрезвычайно высоко оценивали истину как нормативный и регулятивный идеал познания

    Разница с наукой:

    наука всегда вычленяет ее предметный аспект, абстрагируясь при этом от личностно-субъективных мнений и оценок этой реальности

    наука отражает мир таким, как есть. философия формирует ценностные ориентации

    философия покидает пределы опыта, а наука – нет

    в науке просто опыт, а философия трактует опыт широко: опыт сознания, культуры, обыденный опыт

    Философия и искусство.Общее : искусстве одним из главных предметов изучения является человек, универсум его духовного мира.

    раскрытие сферы значений тех или иных явлений культуры

    философские трактаты так же полисемичны

    Разное : в искусстве – худож мышление, а философия – язык категориальных абстракций

    искусство - воздействует прежде всего на чувственность человека, в то время как философ апеллирует в первую очередь к человеческому разуму

    Философия и религия.Общее : и философия, и религия формируют представления об абстракциях самого высокого порядка, в которых фиксированы идеи Бога. Религия содержит в себе значительный элемент рациональности, что сближает ее с философией

    Разное : Философское мышление по сути своей критично и антидогматично, а религия – совокупность догматов

    религиозный опыт предполагает личный и глубоко интимный тип отношений человека с Богом

    являясь ярко выраженной формой духовно-практического освоения действительности, предполагает строгое соответствие религиозных догматов и символа веры реальным поступкам человека

    аксиологическая – конкретизирует иерархию ценностных ориентаций.

    Общ сознание как и Ф. задает специфичную для каждой эпохи шкалу аксиологических предпочтений, которые определяют устойчивые категориально-мировоззренческие конструкции разума и те «культурные фильтры», через которые воспринимается мир.

    Мораль (лат. moralis нравственный, mores обычаи, нравы, поведение) специфический способ нормативной регуляции поведение человека в обществе, утверждающий примат ценностного отношения и действительности; система норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей с целью гармонизации интересов индивида и общества. Мораль – сфера идеально должного.

    6. Философия и миф: становление философии в культуре древних цивилизаций Востока.

    Господствует миф: образы-символы + художественность.

    В отличие от религии философия на Востоке развивалась в полемике идей, хотя тесная связь с религией.

    Практические задачи древней философии были связаны с разработкой представлений о природе и назначении человека, целях и смысле его жизни, с построением идеальных моделей справедливого государства, рациональным обоснованием нравственных императивов и социально-правовых норм.

    Индия : зарождение философии VIII в. до н. э. (Веды) сборники гимнов, молитв, заклинаний. философские тексты - Упанишады/ (букв. - «сидеть у ног учителя»), в которых образы мифических божеств уже играли роль рациональных фил понятий.

    Образование первых фил школ относится к VI - II вв. до н. э. Здесь сложилось 6 ортодоксальных фил учений, составивших рациональное ядро идеологии брахманизма : веданта , ньяя, вайшешика, миманса, санкхья, йога. Этому направлению активно противостояли неортодоксальные школы: буддизм , джайнизм, локаята, адживика.

    Черты: традиционализм, связь с религией, ценностно-мировоззр. основания. Ортодоксальные фил школы разработали такие категории, как Брахман, Атман, самсара, карма, мокша (учение об освобождении). Неоортодоксы - дхарма, сансара, нирвана

    Буддизм: чел включается в поток бытия и обрекает себя на страдание (сансара). Нирвана – достижение покоя.

    Китай : Зарождение философских представлений относится к эпохе Западного Чжоу (XII - VIII вв. до н. э.) сложился культ Неба.

    В эпоху Восточного Чжоу (VIII - VI вв. до н. э.). Это натурфилософский период – идея об инь и ян (перемены) + Дао.

    6-3 вв до н.э. – эпоха сражающихся царств – золотой век китайской философии. Выделились 6 школ: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, натурфилософскую школу «инь - ян» и школу имен династии Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.) – неоконфуцианство.

    Черты: иерогифичность, образность языка. категория Дао, ли, инь и ян, ци, у син, понятие пермен (и), гуманность(жэнь), принцип не-деяния (у вэй) и идея «благородного мужа» с характерным для него набором добродетелей.

    Для древнекитайской философии был характерен светский рационализм. Китайцы поклонялись Небу как надличностному принципу мирового порядка, всеобщей необходимости, судьбе. Вместо веры в священное божество древние китайцы почитали установленный Небом порядок и следили за соблюдением ритуала.

    Консерватизм

    Благодаря неоконфуцианскому синтезу различные идеи и положения философских школ Китая были гармонизированы.

    7. Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной фил традиции.

    Возникновение ф в др Греции относится к VI в. до н. э., когда сформировались достаточно развитые в эк и полит отношении рабовладельческие г-ва. В VIII–VI вв. до н. э. завершилось расселение греков на Балканском полуострове. рабовладение, аристократия, торговля, демократия – независимость граждан.

    геометрический стиль мышления, мораль и нравственность, гражданственность, объективизм, космологизм, гармония, симметрия, ритм.

    Доклассический период (VII - V вв. до н. э.) – милетская школа (Анаксимен, Анаксимандр и Фалес), Пифагор (число ), Гераклит. Проблемы возникновения и устройства космоса, на выявление внутренней основы и порядка природы. Поиск первоначала – учение о стихиях.

    Классика (5-4 вв до н.э.) . Атомистика Демокрита - учение о дискретном строении материи было гениальной попыткой создать первую физико-математическую модель природы. Школа элеатов (Парменид, Зенон) – рассмотрели бытие как есть, у них мысшление=бытие. Софисты – платные учителя красноречия (нет объективных моральных ценностей), ещё Протагор сказал что человек есть мера всех вещей. Сократ – как следует жить. Истина заложена в душе человека, и к истине нужно стремиться. Человек, его разум и познание, природа знания и морали, принципы государственной жизни - этот круг тем Платон полагал приоритетными для философского исследовании (идеи-парадигмы составляют царство идей). Аристотель – систематизатор, учил о сущем, возвысил философию до статуса метафизики.

    Эллинизм . Эпикуреизм, скептицизм, кинизм и стоицизм – основные учения. Цель философии – обеспечение безмятежности духа. Эпикур : Человек стремится к атараксии=невозмутимость. Пиррон - Скептик. Не верят в рац. обоснование моральных норм и в существование добра и зла. Киники – за внутреннюю свободу индивида. Диоген – человек обязан жить по своим, а не по общественным – законам. Стоики – Логос (внутренний принцип развития Вселенной) составил сущность каждой вещи. Человек должен следовать судьбе, чтобы стать независимым (автаркия). Оказала влияние на религию (конкр. христианство).

    Римский эллинизм . Римский стоицизм (Сенека, Марк Аврелий) усиление религиозно-мистических тенденций. Природа пронизана Логосом, но теперь его понимают в приближении к Богу как Абсолюту. Космос – государство, где человек космополитичен, его родина – небесный Космополис.

    Неопифагорейцы и неоплатоники . Они разработали детальное учение о происхождении и устройстве космоса. Согласно этому учению в основании космоса находится сверхсущее Единое - непознаваемый и неописуемый духовный Абсолют, который отождествляется с Благом и уподобляется Солнцу и свету. Нравственное очищение человека – постижение Единого.

    Проблемное поле философии. Формирование системы современного философского знания.

    Среди философов ведутся постоянные споры о том, в чём же заключается предмет философии. В качестве предмета философии можно зафиксировать 3 важнейших мировоззренческих проблемы:1) Проблема мира(универсума), в рамках которой философия отвечает на вопросы о его началах, конечности и бесконечности, о многообразии форм его бытия. 2) проблема человека и человеческого существования (свободен ли человек в своих поступках? В чём смысл человеческого существования?). 3) проблема взаимоотношения человека и мира

    Структура фил-го знания:

    Ядро ф. – теория диалектики (наука о всеобщих законах развития природы, общества). Особое место в ф. занимает Эпистемология – наука о том, как человек познаёт окр-й мир и самого себя.

    Осн-е науки ф.:

    Онтология – учение о бытие; явл-ся структурообраз-м ядром.

    Антропология – учение о человеческом бытии, о человеке как носителе сознания и субъекте творческой преобразующей деятельности;

    Гносеология(теория познания) – раздел ф., содержащий определённую трактовку предпосылок и сущности, возможностей и путей человеческого познания отношения знания к реальности и условий его истинности;Аксиология – наука о ценностях

    Социальная ф-я – изучение общества. Подразделы: ф. истории, политики, экономики, религии, культуры, техники.

    Логика – изучение правильных методов познания;учение о законах и формах правильного мышления

    Этика – наука о морали и нравст-ти; учение о добре и зле, справедливости

    Эстетика – ф. красоты и ис-ва. Учение о прекрасном и безобразном

    Специфика философского мышления. Типы философского мировоззрения.

    Философия (филито-люблю, софия мудрость) возникает как первый рационально –теоретический тип мировоззрения, где все представления о мире и чел-ке обосновываются с пом логики. Основные черты философского мышления: 1.рефлексивность – обращённость на саму себя, когда философия постоянно сосредоточена на предпосылках собственного мышления.2.Целостность – направленность на объединение многообразия человеческой жизни. 3. Критичность – способность оценивать и обновлять основания своей собственной дея-сти.



    Философское мышление(особенности) философия уникальный феномен духовной жизни человечества, главная цель которого ставить перед людьми вечные вопросы, на которые вечных ответов не существует.

    По содержанию философское мышление еще может быть либо диалектическим (творческим, диалоговым), исходящим из принципа саморазвития, самодвижения всего сущего, диалектический метод – формируется уже в античной ф(Гераклит, Сократ). Метод рассм-т развитие мира и многих его частей через столкновение противоположностей;акцент делается на динамику и развитие; способствует критич-му взгляду на мир. либо догматическим (по марксистской терминологии – метофизическим ), отрицающим развитие или признающим его только под влиянием внешних причин. Догматическое мышление чаще всего реализуется как монологовое, авторитарное мышление. метофизический метод(17-18вв.)- рассм-т мир как нечто статическое,замкнутое. Типичным проявлением метода явл-ся механика Ньютона.

    Мировоззрение - совокупность наиб. общих взглядов человека на мир и места человека в нем.

    Различаются 2а вида: материалистическое и идеалистическое направления.

    1. Идеализм – греч. «идея»-учение, согласно которому первичной основой мира является дух, идея, сознание.

    1)Объективный(платон,гегель – считают, что идеальное существует объективно,т.е. независимо от чел-ка)2)Субъективный(Беркии, Юм, считают идеальное формой внутреннего человеческого опыта)

    2. Материализм – от лат «материалис» вещественный- учение, согласно кот первичным, исходным, началом всего существующего является материя

    (лейбниц 1 форма матер-ма-античный атомизм левкиппа и демокрита)

    Дуализм – учение, признающее равноправное существование двух начал

    Плюрализм - предполагает существование множества начал и либидов бытия

    Мышление - это отличительный признак, прерогатива человека перед животными, заключающаяся в особом способе познания окружающего мира. В отличие от чувств и ощущений, мышление осуществляется сознательно.

    Философия - это особая система рассуждений и принципов о мире и месте человека в нем, форма познания реальности. Одним из главных вопросов философии является связь между материей и сознанием.

    Таким образом, можно уверенно утверждать, что мышление - одна из основных категорий любого философского направления.

    Философская картина мира

    Мышление является как объектом изучения философии, так и ее основным инструментом. Философские картины мира разнообразны, в зависимости от направления и школы, однако все они так или иначе вращаются вокруг взаимоотношения человека и окружающей его реальности.

    Специфика философского мышления заключается в максимальном отстранении рассуждений от конкретных предметов и задач в пользу объективных теоретических изысканий. От других картин мира философская отличается, пожалуй, самым сильным стремлением к познанию истины и наибольшим обобщением всех сведений и идей о мире и человеке.

    Научная картина мира также строится на максимальном обобщении и систематизации, однако в большей степени, чем философская, основана на экспериментах, а также ставит перед собой вопросы другого характера. Самая близкая по своим принципам к философии наука - математика.

    Математику часто называют языком, имея в виду особый способ выражения мысли. Философия также может быть квалифицирована как отдельный язык, описывающий мир и человека, пусть и не столь символизированный. В истории человечества известно немало выдающихся личностей, которые посвятили свою жизнь изучению математики и философии, что также указывает на их сходство.

    Античные понятия о мышлении

    Вероятно, самой известной фразой о мышлении является высказывание «Cogito ergo sum» («Я мыслю, следовательно, я существую»), авторство которого принадлежит французскому философу и ученому Рене Декарту. Однако, задолго до его трудов древние философы строили теории о роли мышления в жизни человека.

    Презентация: "Философия - особая форма познания мира"

    Так, например, основоположник логики, древнегреческий философ Аристотель, закономерно является также и автором теории мышления.

    Аристотель полагал, что ощущения - это базис для познания, отправная точка, но именно осознанное мышление дает человеку возможность наиболее глубоко и всеобъемлюще понять мир.

    Также Аристотель утверждал, что задача мыслящего человека заключается в максимальном обобщении знаний и движении от конкретного к абстрактному.

    Другой греческий философ Сократ, в свою очередь, связывал способность рационально мыслить и нравственное развитие человека. Он называл процесс мышления путем к самосовершенствованию и познанию мира и себя в нем. В его концепции человек нравственный, высоких моральных качеств всегда обладает развитым рациональным мышлением.

    Следует также отметить широко известного своим вкладом в античную философию римского императора Марка Аврелия. Этот политик являлся последователем стоицизма и внес в традиции этого направления существенную поправку. До Марка Аврелия стоики утверждали, что составляющими каждого человека являются тело и душа (пневма). Марк Аврелий расширил эту концепцию, заявив, что помимо этих двух частей отдельно существует еще и разум - и именно он играет ведущую роль в жизни человека, а не пневма, как утверждали его предшественники.

    Дальнейшее развитие теории мышления

    От Средних веков античной философии унаследована схоластика, являвшаяся причудливой смесью богословия и логики Аристотеля. Можно сказать, что в схоластике столкнулись философская и религиозная картины мира. Несмотря на масштаб события, особо ярких достижений у схоластов не наблюдалось, поскольку ученые были сильно ограничены церковными догматами и не стремились выходить за религиозные рамки.

    Следует, однако, отметить схоластическую теорию мышления, которая заключалась в следующем: человеческий разум почитался божьей благодатью, ниспосланной свыше. Мышление, таким образом, было объявлено богоугодным процессом и всячески поощрялось, но предполагалось, что оно должно быть употреблено на мысли о божественном и мистическом, а не на познание реальности окружающего мира.

    Ярким примером достижений средневековой мысли можно считать такие науки как алхимия и астрология, которые изучались многими уважаемыми деятелями той эпохи. Также процветала, хоть и не одобрялась церковью, хиромантия и другие виды полумистических занятий, называвшихся науками. То есть, в Средние века философия пребывала на вторых ролях, сильно уступая мифологии. Подтверждением этому может служить известная фраза «Философия - служанка богословия», ставшая девизом схоластов.

    Философское мышление Нового времени

    Уже упомянутый выше французский философ и математик Рене Декарт стал, пожалуй, одним из самых выдающихся мыслителей XVII века. Именно он утвердил тождество мышления и бытия своей знаменитой фразой. Впоследствии его теория получила продолжение и была названа картезианством.

    Основными принципами картезианства были:

    • Рационализм - примат сознания и мысли над телом и ощущениями. Разум движет всеми поступками и действиями человека.
    • Скептицизм - сомнение утверждалось как основной принцип мышления. Однозначно воспринимались лишь доказанные факты, а теории и гипотезы принимались лишь с большой долей допущения. В скептицизме мы видим зачатки ;
    • Дуализм - всеобщее деление на материю и сознание. Принцип их взаимодействия в картезианстве так и не был определен.

    Несмотря на безоговорочное предпочтение, которое Декарт отдавал разуму, философ также не был чужд некоторой склонности к мистицизму. В частности, он развил утверждения Платона и средневековых ученых и создал теорию так называемых врожденных идей. Она состояла в том, что некоторые явления непостижимы человеческим разумом не из-за недостатка знаний - Декарт утверждал, что знания об этих явлениях существуют в разуме изначально. Конечно, такая теория была очень удобна для объяснения необъяснимого, но происходила все же больше от , чем от здравого смысла.

    Тем не менее, у Декарта есть множество выдающихся последователей, таких как Бенедикт Спиноза, Готфрид Лейбниц и Георг Гегель. Каждый из них внес в картезианство некоторые поправки, но в целом они оставались приверженцами этого направления.

    Были у картезианцев и оппоненты. Если не говорить о чистых мистиках или последователях божественного происхождения мысли, следует упомянуть, например, Иммануила Канта, немецкого мыслителя XVIII века, считающегося родоначальником немецкой классической философии. Его возражения картезианству касались четкого разделения рассуждений и опыта.

    Кант утверждал, что мышление не может быть основано ни на чем другом, кроме экспериментов, и разделять рационализм и эмпиризм, как это делал Декарт и его последователи, нельзя.

    Однако именно Иммануил Кант положил начало типологии мышления, разделив его на по нескольким признакам: формальное и диалектическое, конкретное и абстрактное, а также практическое и диалектическое.

    В XIX веке французский ученый и философ Жюль Пуанкаре высказал в своей книге замечательную мысль: «Невозможна реальность, которая была бы полностью независима от ума, постигающего ее». В отличие от Декарта, Канта и других предшественников, Пуанкаре отрицал и априорное знание, и способность человека к полностью объективной оценке реальности. Любая теория, считал он, будь то наука или философское воззрение, во многом зависит от личности автора и его методов мышления.

    Так, через всю историю философии мышления, мы возвращаемся к тому, что мысль - одновременно базовый объект изучения философии и ее основной инструмент. Вероятно, именно этот дуализм является залогом все новых и новых теорий и открытий в изучении человеческого мышления, как в философских изысканиях, так и в научной деятельности.

    Утверждал: «Я мыслю, следовательно я существую». Паскаль называл человека мыслящим тростником .

    Особенностью мышления является свойство получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты . Это свойство мышления осуществляется посредством таких умозаключений как аналогия и дедукция .

    Мышление связано с функционированием мозга , однако сама способность мозга к оперированию абстракциями возникает в ходе усвоения человеком форм практической жизни, норм языка , логики, культуры. Мышление осуществляется в многообразных формах духовной и практической деятельности, в которых обобщается и сохраняется познавательный опыт людей. Мышление осуществляется в образно -знаковой форме, основные результаты его активности выражаются здесь в продуктах художественного и религиозного творчества, своеобразно обобщающих познавательный опыт человечества. Мышление осуществляется также в собственной адекватной ему форме теоретического познания, которое с опорой на предшествующие формы приобретает неограниченные возможности умозрительного и модельного видения мира.

    Мышление изучается почти всеми существующими научными дисциплинами, являясь в то же время объектом исследования ряда философских дисциплин - логики , гносеологии , диалектики .

    История представлений о мышлении

    Первым философом, который поставил вопрос о мышлении (ноэзис) был Парменид . Результатом такого мышления может быть как истина , так и мнение .

    С точки зрения психологии

    В психологии мышление - совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания ; именно к мышлению относят активную сторону познания: внимание , восприятие , процесс ассоциаций , образование понятий и суждений . В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путём анализа и синтеза понятий.

    Мышление - опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

    Мышление как одна из психических функций - психический процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

    Операции мышления

    • Анализ - разделение предмета/явления на составляющие компоненты. Может быть мысленный и ручной.
    • Синтез - объединение разделённых анализом с выявлением при этом существенных связей.
    • Сравнение - сопоставление предметов и явлений, при этом обнаруживаются их сходства и различия.
    • Классификация - группировка предметов по признакам.
    • Обобщение - объединение предметов по общим существенным признакам.
    • Конкретизация - выделение частного из общего.
    • Абстрагирование - выделение какой-либо одной стороны, аспекта предмета или явления с игнорированием других.

    Закономерности рассмотренных операций мышления и есть суть основных внутренних, специфических закономерностей мышления. На их основе только и могут получить объяснение все внешние проявления мыслительной деятельности.

    Виды мышления

    См. также

    Примечания

    Ссылки


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Мышление (философия)" в других словарях:

      Мышление: Мышление (философия) Мышление (психология) … Википедия

      Мышление: Мышление (философия) Мышление (психология) Cписок значений слова или словосочетания со ссылк … Википедия

      - (от греч. phileo люблю, sophia мудрость, philosophia любовь к мудрости) особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных… … Философская энциклопедия

      Направленный процесс переработки информации в когнитивной системе живых существ. М. реализуется в актах манипулирования (оперирования) внутренними ментальными репрезентациями, подчиняющимися определенной стратегии и приводящими к возникновению… … Философская энциклопедия

      мышление - МЫШЛЕНИЕ процесс решения проблем, выражающийся в переходе от условий, задающих проблему, к получению результата. М. предполагает активную конструктивную деятельность по переструктурированию исходных данных, их расчленение, синтезирование… …

      У этого термина существуют и другие значения, см. Мышление (значения). Мышление в диалектической логике понимается как идеальный компонент (деятельность в плане представления, изменяющая идеальный образ предмета) реальной деятельности… … Википедия

      Течение в философии кон. 19 нач. 20 в., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как основополагающую основу мира. К этому течению относятся разные по типу философствования мыслители: Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон, О. Шпенглер, Г.… … Философская энциклопедия

      философия - ФИЛОСОФИЯ (от греч. phyle любовь и sophia мудрость; любовь к мудрости) особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

      ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА исследовательская область философии, в которой не просто анализируется взаимосвязь мышления и языка, а выявляется конституирующая роль языка, слова и речи в различных формах дискурса, в познании и в структурах сознания и… … Философская энциклопедия

      Теоретически выраженное мировоззрение, форма культуры, предлагающая рефлективное осмысление человека и его места в мире. Филос. дискурс отличается категориальным оформлением, теор. интерпретацией мировоззренч. проблем. В границах европ.… … Энциклопедия культурологии



    Новое на сайте

    >

    Самое популярное