Домой Гематология "ленивый" мозг не настроен на достижения. Про ленивый мозг и креативные задачи

"ленивый" мозг не настроен на достижения. Про ленивый мозг и креативные задачи

За нашу леность нас карают не только наши неудачи, но и удачи других.
Жак Ренар

Недавно в «Бизнес журнале» была опубликована статья А. Кочетковой о ленивом мозге. Что это? Это ситуация, когда у ребенка в процессе воспитания в среде жестких границ и правил («Туда не ходи – плохо, потому что…», «Так не ходи – нельзя…», «Надо поступать только так, и никак иначе, потому что…»), происходит резкое развитие левого, логического полушария. А правое, креативное, не достигает должного уровня развития.

«Результатом такой «программы» развития становится соотношение левого полушария к правому на уровне 2:1 (а то и более), а должно быть 1:2, как минимум» – пишет Кочеткова. Меня эта статья, говоря откровенно, потрясла, поскольку я увидел огрехи воспитания, и понял, почему у людей так много проблем.

К нам с коллегами на консультации приходят с желанием разрешить свои проблемы. И мы в работе как раз сталкиваемся с сопротивлениями, которые являются следствием вот такой «программы развития».

Ленивому всегда некогда.
Народная поговорка

Что происходит с человеком с подавленным правым полушарием?

1 этап. Человеку все задачи кажутся стандартными

Он прекращает видеть различия между обычной задачей и нестандартной. Становится трудно улавливать нюансы, «полутона», отличия. Наверняка вы встречали человека, который настолько прямолинеен и ограничен в суждениях, что у него оценка действий либо «черная», либо «белая».

Однозначно. «Друг» или «Враг». Нет компромиссов, он их не может найти. Сопутствующие качества этого человека – невнимательность, лень и постоянное декларирование изречений с умным видом.

2 этап. Увеличивается количество штампов или стереотипов

Человек, как губка, впитывает и моделирует четкие границы поведения других, примеряет их на свой опыт. Левое полушарие мощно развивается.

3 этап. Левое полушарие начинает отсекать всю информацию

Которая не вписывается в границы уже имеющихся «штампов», при этом еще и искажая факты, данные, подтасовывая их под «штампы». Все несущественное – отбрасывается. Все недопустимое – забывается или пропускается.

4 этап. Превращение нормального человека в человека с ленивым мозгом

Не развитым правым полушарием, а именно – человека с негибким поведением. Любая задача, проблема или трудность, выходящая за рамки существующих в копилке стереотипов, отсекается словами: «Это невозможно», «Это не так», «Мне не нужно». Возможны и более истеричные сценарии реагирования: «Оставьте меня в покое!!!», «Я все сказал!!!», «Все, закрыли тему!!!».

Мальчик был настолько ленив, что просыпался пораньше, чтобы побольше ничего не делать.

5 этап. Включение психосоматических реакций

При увеличении смысловой или креативной нагрузки болит голова, повышается давление, начинаются колики в животе.

Как только нужно что-то решать за рамками привычной зоны, тут же возникают, непонятно откуда, отвлечения: звонок другу, визитеры, «у вас жарко», «мне холодно», «а можно в туалет», «я водички хочу». Причем всегда с манипуляцией «обиженного человека» – ведь мы же условия не создали для креативного процесса. Со стороны взрослый человек ведет себя, как маленький капризный ребенок. Так он защищает свой ленивый мозг.

Что делать?

Банально просто – решать креативные задачи. Но левое полушарие так просто не сдаст бразды правления над нашей жизнью и будет сопротивляться. Многое зависит от воли, усидчивости, непрерывного давления на самого себя, особенно на стартовом этапе, где вы создаете рефлекс креативной работы.

…Еще и ожирение

Шотландские ученые из Абердинского университета сообщают, что причиной набора веса в среднем возрасте может быть «ленивый» мозг. Специалисты говорят, что клетки головного мозга, регулирующие аппетит, снижают свою активность по мере старения организма.

В результате человеку требуется гораздо больше времени, чтобы почувствовать себя сытым после трапезы. Это означает, что люди начинают есть больше, чем должны, в связи с чем вес начинает увеличиваться примерно на 500 г каждый год.

– Когда люди приближаются к среднему возрасту, у них обычно наблюдается прогрессирующее увеличение веса вокруг области живота, - рассказывает исследователь Лора Хейслер. – Одна из причин этого может быть связана с небольшой группой клеток в области мозга, где контролируется аппетит. Эти клетки вырабатывают важные гормоны, которые называются пептиды проопиомеланокортина (РОМС) и отвечают за регулирование нашего аппетита и массы тела. Проблема усугубляется, когда люди ведут сидячий образ жизни, поскольку с возрастом они нуждаются в меньшем количестве пищи, чем раньше, чтобы оставаться в прежнем весе.

Еще больше о мышлении и инструментах для достижения любых целей ты сможешь узнать на 7-недельном онлайн тренинге Ицхака Пинтосевича " ".

Наука

Как показывают данные нового исследования, ленивые люди, которые предпочитают жить за счет других, обладают мозгами, настроенными на "недодостижения". Ученые обнаружили нервные пути, которые оказывают влияние на желание человека работать и зарабатывать деньги. Сканирование мозга показало различие между целеустремленными и лентяями в трех областях.

Люди, которые готовы работать за вознаграждение, обладают большим количеством нервных клеток и компонентом допамином в двух областях мозга, таких стриатум и префронтальная вентромедиальная кора. Обе известны тем, что играют важную роль в изменяющих поведение ощущениях предстоящего вознаграждения и мотивации.

Что касается бездельников, которые менее склонны к тяжелой работе за вознаграждение, то в их мозгу лишь в одной области (передняя префронтальная кора) наблюдается повышенное содержание допамина. Это область мозга, которая отвечает за эмоции и за восприятие риска. Допамин – это нейротрансмиттер, который помогает нервам "разговаривать" друг с другом, посылая химические сигналы в "точки подключения", называемые синапсами.

Психолог Майкл Тридвей (Michael Treadway) из университета Вандербильта в Нэшвилле, США, который был одним из руководителей исследования, отметил: "Прошлые исследования, проводимые на крысах, показали, что допамин играет ключевую роль в вопросе мотивации вознаграждения". Однако, данное исследование дает новую информацию о том, как допамин определяет индивидуальные различия в поведении людей, которые готовы работать за вознаграждение. Полученные результаты исследования опубликованы в последнем номере журнала "Нейронаука" (Journal of Neurosciences).

В общей сложности в эксперименте приняли участие 25 здоровых добровольцев в возрасте от 18 до 29 лет. Чтобы определить готовность людей к работе за денежное вознаграждение, участников попросили выполнить различные задания. Легкое задание стоило один доллар, за выполнение более тяжелого участникам платили 4 доллара.

После того, как добровольцы делали свой выбор, им говорили о высокой, средней или низкой вероятности получения награды. Задания продолжались на протяжении около 30 секунд, и участники должны были выполнять их многократно в течение приблизительно 20 минут.

Во время экспериментов использовалась позитронная эмиссионная томография (ПЭТ), сканирование мозга, в результате которого происходит наблюдение за радиоактивными трассирующими молекулами в мозге. Все это делалось с целью измерить активность допамина.

Таким образом, как показало исследование, если человек проявляет желание остаться безработным, то в этом частично виновата химия мозга. "На данный момент у нас нет никаких доказательств, что данное 20-минутное поведение соответствует долговременным достижениям человека, но если все же это подтвердится, то информация будет очень ценной ", - поясняет ведущий руководитель исследования профессор Дэвид Зальд (David Zald).

Ученые говорят о том, что они были крайне удивлены ролью допамина в передней префронтальной коре. Они предполагают, что большее количество допамина в этой области мозга связано с пониженным желанием работать, даже если это означает, что денег будет зарабатываться меньше. В прошлом допамин был связан только с поведением, связанным с вознаграждением.

Дело в том, что допамин оказывает противоположное воздействие на различные области мозга, это усложняет картину лечения таких расстройств, как дефицит внимания, депрессия и шизофрения. Команда профессора Зальда в настоящий момент занята в работе над более крупным проектом, направленным на выявление объективных причин депрессии и других демотивирующих психических расстройств. "В данный момент наши диагнозы этих заболеваний зачастую ставятся на основе нечетких характеристик, а также субъективно оцененных симптомов", - сказал он.

"Представьте себе, насколько ценно было бы обладание объективным критерием, опираясь на который можно было бы сказать, страдает ли пациент от дефицита внимания или от каких-либо аномалий нервной системы. Благодаря этому, мы смогли бы рассматривать основные условия заболеваний и расстройств, а не их симптомы".

Прокачивать большую грудную мышцу или трицепс так увлекательно, что можно забыть о главном. Нет, не о том главном. Сегодня постарайся подумать о том, как можно недорого и максимально эффективно поапгрейдить свой мозг. При этом даже не надо будет напрягаться - упражнения для подкачки памяти и логики до смешного просты.

Подточи свою память

С плохой памятью тебе трудновато будет читать, размышлять о вечном и даже решать в уме задачки из учебника по математике для третьего класса. Наш мозг оперирует сразу двумя типами памяти - оперативным и долговременным. И тренировка каждого из них - занятие не такое уж и сложное.

Что делать:

  • Слушай слова незнакомых песен и старайся их запоминать. От этого в организме повышается уровень ацетилхолина - вещества, участвующего в процессе построения мозга.
  • Попробуй одеваться в темноте или чистить зубы левой рукой. Эти нехитрые приемы, если пользоваться ими регулярно, помогут различным нервным соединениям мозга строить новые связи.

Тренируй внимательность

Чтобы не быть рассеянным во время важного совещания и не перепутать номер одной красивой девушки с номером другой, достаточно просто немного трансформировать ход своей жизни.

Что делать:

  • Измени маршрут прогулки до работы или переставь вещи на рабочем столе. Так мозг научится быстрее приспосабливаться к переменам.
  • Совмещай разные виды деятельности. Например, слушай аудиокниги во время бега или разгадывай кроссворды, когда варишь картошку. Это научит твой мозг многозадачности.

Учи слова

Чтобы не делать ошибки в предлогах и междометиях, а также узнать, что это вообще такое, не забывай тренировать свои языковые навыки и учить новые слова.

Что делать:

  • Читай тексты на незнакомую тематику. Например, если в газетах ты обычно просматриваешь только спортивную колонку, попробуй покопаться в биржевых котировках и хоть во что-нибудь врубиться. Новые слова запомнятся даже на подсознательном уровне. К тому же, не исключено, что ты поймешь, когда же закончится этот долбаный кризис.

Зри в корень

Ты еще не забыл, что мы живем в трехмерном и полноцветном мире? А анализировать полученную зрительную информацию и тренировать одноименную память пробовал? Это может сделать тебя успешнее и интереснее.

Что делать:

  • Зайди в комнату и попробуй запомнить любые пять предметов, их цвет, размер и местонахождение. Элементарно? А теперь подожди пару часов и попытайся сохранить в памяти эти данные. Само собой, никуда их не записывая.

Играй в логику

Без них ты не смог бы делать сложных умозаключений, строить заумных гипотез и просто стал бы женщиной. Чтобы полагаться не на чувства, а на холодный здравый рассудок, тренируй свои способности анализировать все подряд. А упражняться в логике, ко всему прочему, просто приятно.

Что делать:

  • Чаще общайся с людьми. Поиск нужных выражений, тем для разговора и ответов на каверзные вопросы отлично развивает способности просчитывать и анализировать.
  • Играй в компьютерные игры. Они требуют разработки стратегии и принятия решений в сжатые сроки. Да и вообще, представляешь, как здорово сказать: «Дорогая, я не просто тупо шпилю в Battlefield, а реально активирую исполнительные функции своего мозга».

Насколько наш мозг ленивый? Когда мозг развивается, а когда нет? Как правильно организовать жизнь так, чтобы мозг развивался, а не тупел? Полезно знать, что приводит его к лени.

Что приводит мозг к лени?

Знакомые действия – это первое.

Что такое знакомые действия? Когда-то вы научились ходить. С тех пор много потренировавшись, ходите «на автомате». Что произошло? Информация о постоянно выполняемых определённых действиях переходит в долговременную память: действия автоматизируются и совершаются с минимумом энергетических затрат. Действия становятся знакомыми, привычными. Для выживания это нормально. Любое живое существо стремится сэкономить энергию. Человеческий мозг – самый энергозатратный орган, – не исключение.

Как реагирует на знакомые, автоматизированные действия наш мозг? То, что мы делаем какие-то действия постоянно, никак не изменяем их и не «разбавляем» другими, приводит к тому, что мозг уже даже не включается. Это плюс, если ставится цель автоматизации действия, но огромнейший минус, если стоит задача развития ленивого мозга.

Ещё нюанс. Не всегда долговременная память играет на пользу преодоления лени мозга. У человека формируются очень устойчивые нейронные связи. Постоянно выполняемые знакомые действия меняют даже химическую структуру нашего мозга. Поэтому если мы хотим, чтобы наш мозг не ленился, полезно уходить от многократных повторений. Почему вредна, например, зубрёжка. Вроде зубрим – зубрим, а в результате мозг уже не воспринимает информацию. Например, когда вы читаете текст первый раз, это ещё интересно, а когда 3-4-й – понимаете, что в голову ничего не лезет.

Вывод. Мозг развивается только тогда, когда в жизни происходят какие-то изменения. К сожалению, наше тело работает так: не используемое атрофируется. То же самое происходит с нашим мозгом, и поэтому полезно почаще уходить от знакомых действий. Это раз.

Негативные эмоции – это второе.

За ленью стоят фобии (боязнь чего-то). Когда мы боимся что-то делать, то всячески это оттягиваем. Находим 1000 аргументов, почему этого не надо делать. Фобии проявляются в эмоциональном настрое. Полезно следить за своим эмоциональным настроем и учить этому детей.

Мозг настроен больше на негативные эмоции. Так уж случилось, что мы все выходцы из природы, где человеку чаще всего приходилось выживать. Всё новое воспринималось с опаской, мозг привык настраиваться на негатив. Специалисты по позитивному мышлению призывают-призывают мыслить позитивно, но мысли, что всё плохо, вылезают постоянно.

Как избавляться от отрицательных эмоций? Предлагается спорт. Полезно уточнить: не спорт, а физические упражнения. В чём разница?

Спорт и ленивый мозг.

Спорт нацелен на достижение, и обычно спортсмен работает на грани своих возможностей. Поэтому любые спортивные достижения – это часто негатив, это достижения через боль и негатив. «Победил» – негативная эмоция. Если ставить по шкале стрессогенности, то радость от победы для человека не менее стрессовая, чем поражение. Проводили исследования и выяснили, что тяжелее всего переживают негативные эмоции спортсмены, занявшие второе место, а больше всего радуются победе не победители, а занявшие третье место.

Физические упражнения и ленивый мозг.

Физические упражнения для нашего ленивого мозга очень-очень полезны. Любое напряжение, стресс провоцирует выработку гормонов стресса, у которых есть способность блокировать наше тело, скапливаясь в мышцах. Организму надо от них избавляться, что трудно. Например, адреналин сжигается только физически. Есть три варианта избавиться от негатива:

  1. аэробная физкультура (обратите внимание - аэробная),
  2. прогулка бодрым шагом на свежем воздухе,
  3. массаж.

Но массаж уступает первым двум, являясь пассивным методом. Активные движения сжигают гормоны быстрее. Удивительно ли, что занимающиеся физическими упражнениями люди чувствуют себя более счастливыми.

О негативных эмоциях можно говорить много. Вот последнее время популярна тема «эмоциональный интеллект». Но правильнее начинать не с интеллекта, а с эмоциональной памяти. Потому что у человека в памяти хранятся все воспоминания о пережитых событиях и влияют на развитие мозга. Это так называемые энграммы

Энграммы и ленивый мозг.

Имеется такое понятие: энграммы. С греческого переводится как «всё записано». То есть в мозгу записаны все действия, как поступать в определённой ситуации. Самое интересное, что опираемся мы иногда не на свой опыт. Например, попадая в стрессовую ситуацию, вы ведёте себя как ваши родители, неосознанно выдавая фразы, действия как у них. Почему так происходит? Мозг как губка максимально воспринимает информацию до 5 лет. В это время формируются представления и в отношении себя, и к семье, каким-то ситуациям жизненным, например, к деньгам и т. п. А не всегда предыдущий опыт (свой – чужой – неважно) хорош и полезен в настоящем.

Что делать, чтобы не жить на автопилоте, с ленивым мозгом?

Научный руководитель Центра развития мозга, нейробиолог Илья Мартынов объясняет, как из-за ловушек и лени мозга страдают наша креативность и отношения с людьми. И почему мозгу на самом деле полезно находиться в состоянии неопределенности?


Наш мозг ленив и любит экономить

Пожалуй, стоит начать с того, что наш мозг руководствуется принципом нерасходования лишней энергии. Во время МРТ-сканирования мы можем увидеть, как происходит постоянное перераспределение активности в различных отделах. Мы не можем делать много дел сразу - мозг переключается между задачами и обработкой информации. В активное участие одновременно вовлекаются всего от 3 до 16% нейронов. При этом для такой работы затрачивается пятая часть всего кровотока - то есть это очень энергозатратное предприятие. А если бы нам потребовалось включить мозг на все сто процентов, то это потребовало бы 125% кровотока, либо совсем другое устройство сосудов мозга. Такого мы бы просто не могли себе позволить - у нас нет столько крови. Так что наш мозг постоянно пытается быть в режиме энергосбережения, и он достаточно ленив.

Мы недалеко ушли от наших предков

Мы по-прежнему мыслим механизмами, доставшимися нам от предков. Например, основа высшей нервной деятельности - это ориентировочная реакция. Объясняю на примере: если кто-то сейчас постучит за стенкой, то ваше внимание обратится на этот стук. И скорее всего вы на момент прервете свою деятельность. То есть наш мозг всегда реагирует на внезапный раздражитель. Это помогает нам выживать. Поиск еды, воды и даже полового партнера - это тоже ориентировочная реакция. Но в некоторых случаях она не совсем играет нам на руку.

Почему мы навешиваем ярлыки на людей?

Навешивание ярлыков происходит в том числе из-за двух вышеназванных особенностей мозга. С одной стороны, потому что нам нужно быстро среагировать на раздражитель. Один из эволюционных смыслов такого поведения – это защита от хищников. Нашим предкам нужно было быстро обнаруживать врага. Но хищников перед нами уже нет, а наш мозг все равно использует этот стандартный механизм реагирования на объект. Таким образом он в том числе снимает тревогу от неопределенности. Вот этот человек - хороший, а этот - плохой.

С другой стороны, с помощью ярлыков мозг еще и экономит энергию. Зачем вам ломать голову, долго разбираясь в человеке, если вы можете по своим особым (и часто необъяснимым!) критериям просто сразу причислить его к какой-то категории. Согласитесь, такой подход нам очень мешает. Навесив ярлык, мы лишаемся возможности посмотреть на человека по-другому. Это серьезно вредит нашей коммуникации - и в личных отношениях, и в работе.


Почему проще мыслить шаблонами?

Наш мозг очень хочет, чтобы все вокруг было просто. Задумайтесь: как только вы говорите, что вам что-то понятно, то перестаете думать над этим. Российский ученый Евгений Соколов, сам того не ведая, объяснил эту ситуацию: когда мы видим какой-то новый стимул, в мозге записывается его нейронная модель. И через какой-то момент подключается механизм, который блокирует реагирование при повторе этого стимула. Та же история со стуком за стеной: постучали один раз, второй - вы напряглись. Но через какое-то время вы просто перестанете реагировать на это. Подумаете, ну видимо какие-то хулиганы. Такое свойство мозга еще можно назвать защитой от дураков. Правда, оно является и самой главной ловушкой, так как создает огромную инерцию мышления.

«Мозг очень хочет, чтобы все было просто!»

Мозг стопорит нас и заставляет в каком-то смысле лениться. Он пытается все упростить, разложить по полкам, успокоиться и забыть. Поэтому бывает невероятно тяжело заставить себя посмотреть на тот же объект под другим углом. Из-за этого мы мыслим стандартно и не видим каких-то новых подходов в общении с людьми и решении задач. Мы ограничиваем поступление новой информации - нам все кажется ясным и понятным. Из-за этого зачастую люди теряют интерес к своей работе и перестают расти в профессиональном плане. Кстати, любовь делать все по одному шаблону называется динамической стереотипией. И как вы поняли, она тоже проистекает из принципа экономии энергии.

Это мешает нам даже в отношениях

В своей книге «Красная таблетка» Андрей Курпатов пишет, что есть три критерия оценки хороших отношений: отсутствие ощущения одиночества рядом с человеком, удовлетворяющая сексуальная сторона отношений и совместные планы на жизнь. И обычно с этим третьим критерием возникают проблемы. Почему? Потому что мы опять же ленимся строить новые планы. Нужно же что-то изобретать новое, договариваться и ломать свою динамическую стереотипию. А мы на самом деле этого жутко не хотим. Поэтому важно помнить о том, что при вступлении в новые отношения нужно быть готовым что-то менять. Придется со своей динамической стереотипией расправляться.

Что на самом деле значит выйти из зоны комфорта

Вы уже поняли, почему мозг пытается все объяснить и упростить? Потому что ему некомфортно в состоянии неопределенности и он не хочет блуждать по лабиринту. Тут навесил ярлык, тут сделал все по шаблону - и все нормально. Но на самом деле только неопределённость дает какой-то стимул. Раньше было модно говорить на тренингах личностного роста - выйди из зоны комфорта. А что это за зона, никто толком не понимал. Сейчас становится ясно, о чем идет речь. Наша задача: быть всегда в подвешенном состоянии, постоянно себя озадачивать, не закрывать гештальт, предлагать другие точки сборки. И задавать вопросы себе и другим людям.

«Находиться в состоянии неопределенности - полезно для мозга!»

Только таким образом мы можем подойти к решению сложных задач. Обойти ловушки мозга - на самом деле непросто. Но в этом и есть смысл интеллектуального роста - нужно превзойти самих себя. Например, когда вы начинаете общение с человеком, после первых встреч попробуйте задать себе вопрос - а что я еще не знаю о человеке? Уточнил ли я все детали обстоятельств? Если бы что-то могло кардинально поменять мое представление о нем, чтобы это могло быть?



Новое на сайте

>

Самое популярное