Домой Гематология Как поймать момент между сном и бодрствованием. Бодрствование, сон, сновидения и йога нидра

Как поймать момент между сном и бодрствованием. Бодрствование, сон, сновидения и йога нидра

Что видит и ощущает человек между сном и явью? Десятилетиями психологи, гипнологи и нейрокибернетики бьются над этими загадками. Вопросы родились не на пустом месте: есть прецеденты, когда психически здоровые люди на грани засыпания наблюдали аномальные видения, оставляющие впоследствии в нашем мире вполне материальные следы.

Мы знаем, мозг человека все время работает, спим ли мы или бодрствуем, - он генерирует и излучает определенный тип волн. Энцефалографы, подключенные к коре головного мозга, беспристрастно записывают электроэнцефалограммы, отражающие активность той или иной деятельности нашего мыслительного центра. По типу колебаний альфа-, бета-, дельта- или тета-волн всегда можно определить какой орган или система активны в организме. Если перевариваем пищу, то мозг предпочитает альфа-волну. Если пишем стихи или малюем картину, или изобретаем, то на сцену выступают тета-волны. Они отвечают за творческую жилку человека.

Когда мозг пульсирует в пограничном состоянии сознания между сном и явью, расшифровать этот хаос вибраций сложно. Не с чем сравнивать, нет исходных образцов диаграмм, нет адекватных описаний «правильности» работы мозга. В этом состоянии человек может видеть, слышать, чувствовать вкус, осязать прикосновение. Отделить же галлюцинацию от реальной картины он не в силах. Иллюзионная картина мира и материальная реальность во внутреннем нейрокибернетическом пространстве мозга смешивается самым причудливым образом и представляет разуму новый узор междумирья сна и яви. Медицина утверждает: так работает проверка долговременной и кратковременной памяти. Информация сортируется: редко используемое отбраковывается, остается в кратковременной памяти, а ненужное блокируется, и мы забываем какой-то эпизод; наоборот, - часто используемое перезаписывается в долговременное «мозгохранилище».

Но мы не поверим, что в фазе засыпания мозг, как старьевщик, только и делает, что разбирает всякий информационный хлам. Психологи полагают, что главный командный пункт нашей центральной нервной системы перед сном управляет процессами торможения и бодрствования и ищет кратчайший путь к оптимизации состояния психики между стрессами и комфортом. Гипнологи же до сих пор не могут дать точного определения состоянию гипнотического сна (не путать с обычным сном) и глубокого транса. Нейрохирурги шутят: при трепанации черепа не видно ни ума, ни разума, ни сознания, ни души, а взору предстают одни лишь мозговые извилины, требующие глюкозы и кислорода.

Некоторые чувствительные натуры, занимающиеся самонаблюдением и самопогружением в транс, утверждают, что пограничное состояние сознания позволяет человеку увидеть мир более цельным и насыщенным, чем обыденная материальность. Лгут ли они себе или другим? Можно ли списать эти видения полностью на галлюцинации или принять во внимание один неоспоримый пока что факт. Вселенная, - ее видимая и наблюдаемая часть, - изучена сегодня едва на 4%, а как же остальные 96%?

Современная наука на разных макро и микроуровнях предполагает, что не все так просто в реальном мире, как в классической Ньютоновской механике или же в пространстве-времени Минковского. Недаром за последние пятьдесят лет появилось множество физических моделей об устройстве мира, расширяющих горизонты мироздания. Это и дополнительные измерения, куда прячется квантовая гравитация с гравитонами. Это и параллельные Вселенные со своими собственными физическими константами и собственным течением времени. Это и космические струны с нулевой толщиной, где могут скрываться сонмища иных миров. Венцом научной мысли является Метавселенная, в которой как в аквариуме плавают мириады различных Вселенных.

Мы достоверно пока не знаем, на что способен мозг человека, особенно в стрессовых или иных пограничных состояниях сознания. Способен ли мозг человека воспринять информацию из Метавселенной или других Вселенных? Не исключено, что именно между сном и явью, чтобы увидеть иные миры, мозг «хулиганит» и подобно стритрейсеру жмет на педаль газа, заставляя человека обрести как бы дополнительную информацию для размышлений. А вдруг что-то полезное узнаем? Пресловутая таблица Менделеева тому «железное» доказательство.

В последнее время пришёл к убеждению, что изо всех известных мне современных и несовременных "парапсихологических" практик самая продуктивная - это работа с состоянием. Никаких крыльев летучих мышей, нет:-) Даже суфийские кружения - при таком подходе лишь средство, в не цель.

И одно из самых интересных и практически полезных состояний, которые я "распробовал" за крайних полгода - это скольжение между сном и явью.

Это - состояние, когда ты не очень-то заснул, или не очень-то проснулся:-). В моём случае это почему-то легче работает на просыпании, чем на погружении внутрь сна. Метафорически это можно выразить в образе айсберга:

Картинка проста - представим всё доступное человеку знание единым айсбергом, у которого сознание - маленькая, но открытая часть; а подсознание - большая, но скрытая. Фиксируя б0льшую часть внимания на сознании, мы находимся наяву; фиксируя б0льшую часть внимания на подсознании - во сне. Переход в состояние скольжения - это фиксация внимания на узенькой полоске между сном и явью.

Это как в той песне: "мне малым-мало спалоось, да во сне привиделоо-оось". Да.

Плюсы нахождения в этом состоянии:

1. Большая цельность, слитность своей личности. "Скользя", получаешь удовольствие от бытия.

2. Способность получать прямое, наиболее актуальное на данный момент знание. Например, когда я первый раз вошёл в "скольжение", я был в гостях у друга. Было включено интернет-видео, в котором американец лет 30-ти бегло верещал о рестлинге по-английски. Сразу скажу, мой английский is good, но далеко не excellent, особенно по части разговорного - поэтому я не особо воспринимал, о чём тот говорит. Да и рестлинг меня не особо интересовал. "Скользя", я не только понимал каждое его слово - не переводя, со всеми интонациями и фразеологизмами, я ещё и проникся его состоянием, сопереживал ему. Второй раз в "скольжении" дал мне истинное имя человека, находящегося рядом. По пробуждении, рассказав об этом - получил подтверждение: человек с самого детства мечтал об этом имени, и мать должна была его так назвать, если бы не вмешалась бабушка.

Специальных способов для перехода в скольжение я не применяю, но похожими состояниями пользовался Сальвадор Дали. И применял для входа следующий способ, который называл "сон с ключом в руке": садился в удобное кресло с подлокотниками, в одну (расслабленную!) руку ложил металлический ключ - так, чтобы когда он, засыпая, расслаблялся окончательно, ключ падал на пол и будил его. Внимание не успевало погрузится глубоко в сон, и художник мог запомнить пару образов из сна по пробуждении.

7-8 лет назад я практиковал этот метод, впрочем, без большого успеху - либо падающий ключ (ложка/вилка/что угодно металлическое и не очень тяжёлое) стукался об пол так тихо, что я не просыпался; либо, когда я ставил под рукой металлический тазик, звук был настолько оглушительным, что образ сна мог потеряться из-за испуга. Но, в любом случае, практика эта определённый эффект дала - кто знает: если бы я не делал её тогда, смог ли бы я сейчас переносить сознание в скользящее состояние усилием воли.

Попробуйте - может у вас получится. Но помните, главное - внутреннее усилие, практика - лишь средство.

Во время космических полетов имеют место нарушения в восприятии. Так, во время полета В. В. Волков записал: "В шлемофонах характерное потрескивание эфира... Внизу летела земная ночь. И вдруг из этой ночи сквозь толщу воздушного пространства... донесся лай собаки. Обыкновенной собаки, может, даже простой дворняжки... А потом... стал отчетливо слышен плач ребенка" 204. Врачу X. Линдеману на 31-е сутки трансатлантического плавания на небольшой парусной лодке начало казаться, что защитное покрывало вдруг заговорило человеческим голосом. Затем он стал слышать голоса, которые раздавались кругом и исходили от невидимых вещей. Нарушения в восприятии появлялись на фоне неодолимого желания спать. На девятой неделе плавания также на фоне сонного состояния у него появились яркие зрительные обманы восприятия. Когда он поборол дремотное состояние, видения исчезли. У. Уиллис при одиночном плавании на плоту описывает аналогичные обманы восприятия в периоды, когда ему хотелось спать, а сложившаяся обстановка требовала активной деятельности205.

На наш взгляд, указанные нарушения в восприятии можно отнести к гипнагогическим представлениям, развившимся в промежуточном состоянии между бодрствованием и сном. Как отмечалось, в условиях длительной сурдокамерной изоляции появляются гипнотические фазовые состояния. Интересны гипнагогические представления, имевшие место у врача Б. и журналиста Е. Терещенко в условиях групповой изоляции, длившейся 70 суток.

Приводим записи испытуемого Б. "Сегодня мне хочется остановиться на интересном явлении, которое я давно ощущаю по ночам перед сном, но все как-то сразу не отмечал в дневнике, а утром, естественно, забывал. Несколько дней тому назад, я перед сном вдруг начал ощущать какие-то галлюцинации. Впервые услыхав, я испугался, и сразу же в голову полезла шизофрения, раздвоение личности, симптом слуховых галлюцинаций при этом заболевании. Вспомнился мой первый больной из психиатрической клиники... Он был первой скрипкой в театре оперы и балета. И вот у него наряду с основным симптомом заболевания - раздвоением личности - были сильные слуховые галлюцинации. Но ведь это был музыкант, и очень образованный (он окончил консерваторию и аспирантуру), а я? И на душе стало не очень-то хорошо...



Только начал проваливаться в бездну сна - вновь эта музыка. Теперь я более внимательно начал прислушиваться к ней. Это была какая-то заунывная, довольно приятная мелодия (очень похожая на японскую музыку), которая то уходила на очень высокие ноты, то спускалась на самые низкие. Причем ее характер был какой-то неземной; она походила на ту музыку, которую сейчас воспринимают как космическую, или же на ту, которую представляют в виде красок и изменения гаммы цвета. Но мелодия для меня была очень приятная. Дальнейший ход событий я не помню, так как заснул...

В другой раз у меня в органную музыку влились голоса хора мальчиков - мелодичные, высокие, переходящие даже на пискливые тона. Честно говоря, я не очень-то люблю голоса мальчиков, а выступление хора Свешникова у меня всегда ассоциируется с чем-то неполноценным. А тут музыка вызвала у меня довольно положительные эмоции, хотелось ее все время слушать, слушать и слушать... Но сон, вероятнее всего, прервал это наслаждение. Сновидений вновь не было. Такие явления повторялись еще несколько раз.

Что же это? Плод больной фантазии или объективная реальность, трансформирующаяся в музыку? Не могу ответить. Только одно могу сказать, что все эти явления, возможно, связаны с работающим вентилятором. Но очень интересно: почему все это происходит перед сном и именно ночью, а не днем? Второе: почему характер слышимой музыки каждый раз другой? Акустика камеры? Но, по-моему, просто смешно об этом говорить. Какая может быть акустика в музыкальном понимании в этом склепе?"

Примерно такие же явления отмечались и у Е. Терещенко. В своем дневнике он писал: "Уже целый месяц я слышал в нашей абсолютно звуконепроницаемой камере по ночам, в полной тишине, голоса, музыку, пение Козловского, хор, визг, завывание, возню животных в вентиляционной трубе. Я никому не говорил об этом. Я лежал с открытыми глазами, стараясь отогнать звуковые привидения,- ничего не получалось. Перед самым выходом Стаc признался, что слышал органную музыку и хор мальчиков. Вот почему у него иногда был такой странный вид. Молчал он по тем же самым соображениям, что и я" 206.

По нашему мнению, гипнагогические представления в этих случаях появились в связи с развитием ультрапарадоксальной фазы в период засыпания. В отличие от стойкой продолжительной ультрапарадоксальной фазы при некоторых психических заболеваниях, здесь она выступала как относительно кратковременная (не более 30-40 минут) в процессе засыпания.

Если в приведенных примерах гипнагогические представления в условиях сенсорной депривации встречались только в период засыпания, то при длительной бессоннице в этих же условиях они появлялись и в состоянии бодрствования. Вот что рассказал испытуемый Г.: "Тут в конце режима непрерывной деятельности я обнаружил такую способность. Сел я в кресло, в углу шумит вентилятор... И мне почудилось, что я услышал какую-то нотку. Нотка эта сразу как-то ассоциировалась с песней "Горизонт, горизонт". По сути дела, там шум какой-то, а я в этом шуме начал прослушивать песню... Вот также мне показалось, что я через вентилятор слышу, как тихонько играет приемник. Ну а потом понял, что один и тот же мотив по радио не могут беспрерывно передавать в течение длительного времени" 207.

В подтверждение того, что музыкальные гипнагогические представления возникают именно на фоне ультрапарадоксальной фазы, можно привести следующие доводы. В обычных условиях органная музыка и хор мальчиков у испытуемого Б. вызывали только отрицательные эмоции. Появление этой музыки и хора в период засыпания может рассматриваться как оживление представлений "нежелательных", заторможенных, но становящихся "парадоксально" приятными. Приведем запись из дневника Б. от 2 сентября: "Опять перед сном это музыкальное сопровождение. Теперь пионерский горн, звуки которого перешли в какую-то приятную музыку, и наступил сон".

Причина внезапного и однократного появления звуков горна в ночь с 1 на 2 сентября была субъективно непонятна испытуемому Б. до совместного анализа и обсуждения с нами. Когда же для объяснения появления музыкальных представлений, противоположных вкусу испытуемого Б., была выдвинута гипотеза о развитии ультрапарадоксальной фазы, то психологическая причинная связь включения звуков горна в музыкальные гипнагогические представления стала для него субъективно очевидной. 1 сентября - день начала учебных занятий в школе. В этот день дочь Б. в связи с тяжелым заболеванием пойти в школу не смогла. Целый день мысли о дочери не покидали Б. Засыпая, он старался избавиться от них. Не исключено, что в период засыпания именно эти мысли получили свое образное отражение в звуках пионерского горна.

В период развития гипнагогических фаз относительно устойчивый, выработанный в процессе индивидуального развития личности характер эмоциональных отношений к предметам и явлениям может существенно нарушаться. Это происходит, во-первых, потому, что представления могут выходить из обычных для них ассоциативных связей и вступать в причудливые новые, и, во-вторых, потому, что динамика эмоций, подчиняясь динамике фазовых состояний, может вызывать смену эмоционального фона без четкой связи с конкретным комплексом представлений.

Фазовая динамика развития музыкальных гипнагогических представлений в рассматриваемом нами случае заключалась в том, что размышления и ориентировочная деятельность превращались в дальнейшем в приятно неопределенную форму наслаждения с причудливым сочетанием музыкальных феноменов, которая потом незаметно переходила в глубокий сон. Об этом говорит следующая запись: "Но вернусь к моему сну. Эти странные явления со слуховыми.галлюцинациями (иначе я их не могу назвать) продолжаются по-прежнему. Вот вчера, засыпая, я опять услышал органную музыку на тему русских народных песен в такой фантастической вариации, что просто поразительно, как можно выдумать такие музыкальные образы. Затем все это перешло в траурную песню... В конце в музыку влились голоса мальчиков, и на душе стало так блаженно, что просто диву даешься. И это от такой песни!!! Вот же чертовщина какая напала на меня!"

Особенности музыкальных гипнагогических представлений, наблюдавшихся в длительной изоляции, не могут быть поняты, если исходить лишь из физиологии фазовых состояний. Известно, что каждый причастный к музыке человек может найти в своей памяти такие мелодии, которые ему не удается представить без "опоры на восприятие", но которые легко всплывают в сознании, когда исполняется их аккомпанемент. В рассматриваемых нами случаях музыкальные представления развивались на фоне шума работающего вентилятора. Вначале этот шум сильно беспокоил испытуемых и мешал засыпанию, но в процессе адаптации он стал, по-видимому, "нейтрализоваться" наслаивающимися музыкальными представлениями. Такой способ "нейтрализации" не являлся необычным для испытуемых, так как нечто подобное происходило с ними при поездке в поезде, когда под стук колес на стыках рельсов у них также возникали в памяти ритмичные мелодии. Но если в этих случаях мелодии переживались как внутренний психический акт, то в условиях изоляции музыкальные представления локализовались вовне и сопровождались иллюзией их непроизвольности.

Бодрствование и сон – два физиологических состояния человеческой активности, которые обусловлены деятельностью определенных центров головного мозга, в частности, гипоталамуса и субталамуса, а также зон голубого пятна и ядра шва, расположенных в верхней части мозгового ствола. Оба эти периода являются цикличными по своей структуре и подчинены суточным ритмам организма человека.

Ритм внутренних часов

Механизмы бодрствования и сна до сих пор изучаются и существует, как минимум, несколько теорий того, как работают наши внутренние часы. Находясь в состоянии бодрствования, мы осознанно реагируем на любые раздражители, полностью отдавая себе отчет в своей связи с внешним миром, наша мозговая деятельность находится в активной фазе и практически все процессы жизнедеятельности, протекающие в нашем организме, направлены на поглощение и рациональную трату энергоресурсов, поступающих извне в виде воды и пищи. В общей сложности психофизиология сна и бодрствования обусловлена регуляцией различных системных структур головного мозга, которая, в частности способствует накоплению полученной информации, когда мы находимся в состоянии активности и более детальному ее усвоению и распределению в отделы в период сна.

Пять ступеней сна

Состояние сна характеризуется отсутствием активности, направленной во внешний мир и условно делится на пять стадий, каждая из которых длится примерно по 90 минут.

  1. Первые две из них – это стадии легкого или поверхностного сна, в течение которых замедляются дыхание и частота пульса, однако, в этот период мы можем проснуться даже от малейшего прикосновения.
  2. Затем наступают третья и четвертая фазы глубокого сна, во время которых наблюдается еще большее замедление сердцебиения и полное отсутствие реакции на внешние раздражители. Разбудить человека, находящегося в стадии глубокого сна уже гораздо сложнее.
  3. Пятая и последняя фаза сна в медицине называется REM (Rapid Eye Movement – или быстрое движение глаза). На этом этапе сна дыхание и сердцебиение учащаются, глазные яблоки двигаются под закрытыми веками и происходит все это под воздействием сновидений, которые видит человек. Специалисты в области сомнологии и неврологии утверждают, что сны снятся абсолютно всем, просто не все люди их запоминают.

В момент засыпания, а также по окончании глубокой фазы сна, мы входим в так называемое пограничное состояние между сном и бодрствованием. В этот период связь сознания с окружающей реальностью, в принципе присутствует, но в полной мере мы себя с ней не ассоциируем.

Нарушения сна и бодрствования могут быть вызваны различными психофизиологическими факторами, такими, как неравномерный график посменной работы, смена временных поясов при авиаперелетах и т. д. Но причины сбившегося ритма активность – отдых также могут крыться и в определенных заболеваниях, в частности, нарколепсии или гиперсомнии. В любом случае, при любых мало-мальски выраженных нарушениях цикличности состояний бодрствования и сна, желательно проконсультироваться со специалистом.

Пограничное состояние между Сном и Реальностью

Пограничное состояние - это определенное состояние, с которым сталкивается практически каждый, кто практикует так называемые «осознанные сновидения». Это состояние имеет вполне устойчивые характеристики, поэтому я его отношу к одному из уровней процесса Сновидения.

Можно сказать, что это состояние, в котором человек находится на пересечении «линий» бодрствования, обычного сна и Сновидения. Это может происходить по двум причинам: естественные пробуждения в определенном состоянии сна и в результате практики Сновидения.

Отличительные черты этого состояния:

тяжело определить спишь или бодрствуешь;
тяжело пошевелить физическим телом;
присутствие различных необычных явлений.
Как это обычно происходит?

Человек пытается войти в Сновидение из состояния бодрствования. Через некоторое время его сознание начинает «плавать» и проваливаться в состояние дремоты. Благодаря этому плавающему состоянию сновидящий может проснуться в одном из состояний сна, т.е. - какое-то время он как бы проваливается в сон, а затем снова просыпается, но через время, провалившись в сон, он просыпается уже во сне (как бы, не вынырнув полностью на поверхность в мир бодрствования).

Обычно, это происходит так: во время выполнения техники входа в Сновидение практикующий засыпает и его сознание проваливается в сон. Но вдруг, в определенный момент времени, понимает, что у него открыты глаза и он наблюдает привычную картину своей спальни из положения лежа. И вот тут, сновидящий может ощутить, что тело как бы онемело и им тяжело двигать или, подняв руки к лицу, он может заметить, что руки спящего тела остались на своем месте. Такое чувство, что не заснул, но и не проснулся полностью.

Часто в этом состоянии начинают происходить разные необычные явления, это например:

ощущение давления на тело;
кто-то незнакомый просто стоит и наблюдает (действует реже);
наличие теней в комнате (от аморфных до вполне четких в очертаниях);
различные цветовые пятна на интерьере комнаты (как будто цветная подсветка);
непонятный шум или голоса (как будто кто-то разговаривает за стеной);
животные (могут вести себя агрессивно);
наличие предметов не соответствующих обстановке комнаты (например, среди комнаты может стоять маленький самолет);
кто-то входит в комнату или стучит в дверь;
кто-то из знакомых начинает помогать «выйти из тела», или наоборот, - мешать это сделать;
прочее.
Я указал только некоторые явления, вариантов же множество. Многое зависит от личной истории сновидящего - его представлений, ожиданий, страхов и т.п. Причины этих явлений могут быть различными, частично об этом я говорил в своей статье «Пугающие образы».

С подобной ситуацией часто сталкиваются люди, которые случайно попадают в это состояние по причине сонного паралича. На данный момент статистика такова, что минимум треть населения Земли хоть раз в жизни попадала в это состояние. Пока что это явление полностью не изучено, но уже можно уверенно говорить о том, что состояние сонного паралича естественное явление и не является физической или психической патологией.

В начале, когда сталкиваешься с этим явлением, создается впечатление, что пограничное состояние – это состояние между сном и бодрствованием. Здесь, как бы сходятся и наслаиваются друг на друга характеристики яви, сна и «внетелесного состояния». Одновременно есть ощущение, что не спишь и, вместе с этим, присутствуют признаки проявления «второго тела» и хаотичность случайных образов, характерных для обычного сна. Состояние парадоксальное, вначале очень тяжело понять реально – спал ты или нет.

Позже, с практикой, приходит другое ощущение и понимание этого явления. Проще всего это можно описать как частичный «выход из тела» (частичное выделение тела сновидения). Ибо основная характеристика этого состояния - неполный выход тела сновидения, неполное его разделение со спящим телом. И что интересно, что со временем многие нежелательные и пугающие явления уходят сами, часто для этого достаточно полного разделения с телом (что наталкивает на определенные мысли).

Сейчас это воспринимается как одна из ступеней процесса Сновидения.

Эта статья была автоматически добавлена из сообщества



Новое на сайте

>

Самое популярное