Домой Гинекология Нервный тик у ребенка: почему возникает и как лечить? Тики у ребенка и навязчивые движения Лечение детских тиков.

Нервный тик у ребенка: почему возникает и как лечить? Тики у ребенка и навязчивые движения Лечение детских тиков.

Тики, или гиперкинезы, — это повторяющиеся неожиданные короткие стереотипные движения или высказывания, внешне схожие с произвольными действиями. Характерной чертой тиков является их непроизвольность, но в большинстве случаев пациент может воспроизводить или частично контролировать собственные гиперкинезы. При нормальном уровне интеллектуального развития детей заболеванию нередко сопутствуют когнитивные нарушения, двигательные стереотипии и тревожные расстройства.

Распространенность тиков достигает приблизительно 20% в популяции.

До сих пор не существует единого мнения о возникновении тиков. Решающая роль в этиологии заболевания отводится подкорковым ядрам — хвостатому ядру, бледному шару, субталамическому ядру, черной субстанции. Подкорковые структуры тесно взаимодействуют с ретикулярной формацией, таламусом, лимбической системой, полушариями мозжечка и корой лобного отдела доминантного полушария. Деятельность подкорковых структур и лобных долей регулируется нейромедиатором дофамином. Недостаточность работы дофаминергической системы приводит к нарушениям внимания, недостаточности саморегуляции и поведенческого торможения, снижению контроля двигательной активности и появлению избыточных, неконтролируемых движений.

На эффективность работы дофаминергической системы могут повлиять нарушения внутриутробного развития вследствие гипоксии, инфекции, родовой травмы или наследственная недостаточность обмена дофамина. Имеются указания на аутосомно-доминантный тип наследования; вместе с тем известно, что мальчики страдают тиками примерно в 3 раза чаще девочек. Возможно, речь идет о случаях неполной и зависимой от пола пенетрации гена.

В большинстве случаев первому появлению у детей тиков предшествует действие внешних неблагоприятных факторов. До 64% тиков у детей провоцируются стрессовыми ситуациями — школьной дезадаптацией, дополнительными учебными занятиями, бесконтрольными просмотрами телепередач или продолжительной работой на компьютере, конфликтами в семье и разлукой с одним из родителей, госпитализацией.

Простые моторные тики могут отмечаться в отдаленном периоде перенесенной черепно-мозговой травмы. Голосовые тики — покашливания, шмыгания носом, отхаркивающие горловые звуки — нередко встречаются у детей, часто болеющих респираторными инфекциями (бронхитами, тонзиллитами, ринитами).

У большинства пациентов существует суточная и сезонная зависимость тиков — они усиливаются вечером и обостряются в осенне-зимний период.

К отдельному виду гиперкинезов следует отнести тики, возникающие в результате непроизвольного подражания у некоторых повышенно внушаемых и впечатлительных детей. Происходит это в процессе непосредственного общения и при условии известного авторитета ребенка с тиками среди сверстников. Такие тики проходят самостоятельно через некоторое время после прекращения общения, но в некоторых случаях подобное подражание является дебютом заболевания.

Клиническая классификация тиков у детей

По этиологии

Первичные, или наследственные, включая синдром Туретта. Основной тип наследования — аутосомно-доминант-ный с различной степенью пенетратности, возможны спорадические случаи возникновения заболевания.

Вторичные, или органические. Факторы риска: анемия у беременных, возраст матери старше 30 лет, гипотрофия плода, недоношенность, родовая травма, перенесенные травмы головного мозга.

Криптогенные. Возникают на фоне полного здоровья у трети больных тиками.

По клиническим проявлениям

Локальный (фациальный) тик. Гиперкинезы захватывают одну мышечную группу, в основном мимическую мускулатуру; преобладают учащенные моргания, зажмуривания, подергивания углов рта и крыльев носа (табл. 1). Моргание является самым устойчивым из всех локальных тикозных расстройств. Зажмуривание отличается более выраженным нарушением тонуса (дистонический компонент). Движения крыльев носа, как правило, присоединяются к учащенному морганию и относятся к неустойчивым симп-томам лицевых тиков. Единичные лицевые тики практически не мешают больным и в большинстве случаев не замечаются самими пациентами.

Распространенный тик. В гиперкинез вовлекаются несколько мышечных групп: мимические, мышцы головы и шеи, плечевого пояса, верхних конечностей, мышцы живота и спины. У большинства больных распространенный тик начинается с моргания, к которому присоединяются заведение взора, повороты и наклоны головы, подъемы плеч. В периоды обострений тиков у школьников могут возникать проблемы при выполнении письменных заданий.

Вокальные тики. Различают вокальные тики простые и сложные.

Клиническая картина простых вокальных тиков представлена преимущественно низкими звуками: покашливанием, «прочисткой горла», хмыканием, шумным дыханием, шмыганием носом. Реже встречаются такие высокие звуки, как «и», «а», «у-у», «уф», «аф», «ай», визг и свист. При обострении тикозных гиперкинезов вокальные феномены могут изменяться, например покашливание переходит в хмыкание или шумное дыхание.

Сложные вокальные тики отмечаются у 6% больных синдромом Туретта и характеризуются произнесением отдельных слов, ругательствами (копролалией), повторением слов (эхолалией), быстрой неровной, неразборчивой речью (палилалией). Эхолалия является непостоянным симптомом и может встречаться в течение нескольких недель или месяцев. Копролалия обычно представляет собой статусное состояние в виде серийного произнесения ругательств. Нередко копролалия значительно ограничивает социальную активность ребенка, лишая его возможности посещать школу или общественные места. Палилалия проявляется навязчивым повторением последнего слова в предложении.

Генерализованный тик (синдром Туретта). Проявляется сочетанием распространенных моторных и вокальных простых и сложных тиков.

В таблице 1 представлены основные виды моторных тиков в зависимости от их распространенности и клинических проявлений.

Как видно из представленной таблицы, при усложнении клинической картины гиперкинезов, от локального к генерализованному, тики распространяются по направлению сверху вниз. Так, при локальном тике насильственные движения отмечаются в мышцах лица, при распространенном переходят на шею и руки, при генерализованном в процесс вовлекаются туловище и ноги. Моргание встречается с одинаковой частотой при всех видах тиков.

По тяжести клинической картины

Тяжесть клинической картины оценивают по количеству гиперкинезов у ребенка в течение 20 мин наблюдения. При этом тики могут отсутствовать, быть единичными, серийными или статусными. Оценка степени тяжести используется для унификации клинической картины и определения эффективности лечения.

При единичных тиках их количество за 20 мин осмотра составляет от 2 до 9, чаще встречаются у больных локальными формами и в стадии ремиссии у больных с распространенным тиком и синдромом Туретта.

При серийных тиках за 20 мин осмотра наблюдается от 10 до 29 гиперкинезов, после которых наступают многочасовые перерывы. Подобная картина характерна при обострении заболевания, встречается при любой локализации гиперкинезов.

При тикозным статусе серийные тики следуют с частотой от 30 до 120 и более за 20 мин осмотра без перерыва в течение дня.

Аналогично моторным тикам, вокальные тики также бывают единичными, серийными и статусными, усиливаются к вечеру, после эмоциональной нагрузки и переутомления.

По течению заболевания

Согласно диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам (DSM-IV), выделяют преходящие тики, хронические тики и синдром Туретта.

Преходящее , или транзиторное , течение тиков подразумевает наличие у ребенка моторных или голосовых тиков с полным исчезновением симп-томов заболевания в течение 1 года. Характерно для локальных и распространенных тиков.

Хроническое тиковое нарушение характеризуется моторными тиками продолжительностью более 1 года без вокального компонента. Хронические вокальные тики в изолированном виде встречаются редко. Выделяют ремиттирующий, стационарный и прогредиентный подтипы течения хронических тиков.

При ремиттирующем течении периоды обострений сменяются полным регрессом симптомов или наличием локальных единичных тиков, возникающих на фоне интенсивных эмоциональных или интеллектуальных нагрузок. Ремиттирующий подтип является основным вариантом течения тиков. При локальных и распространенных тиках обострение длится от нескольких недель до 3 мес, ремиссии сохраняются от 2-6 мес до года, в редких случаях до 5-6 лет. На фоне медикаментозного лечения возможна полная или неполная ремиссия гиперкинезов.

Стационарный тип течения заболевания определяется наличием стойких гиперкинезов в различных группах мышц, которые сохраняются на протяжении 2-3 лет.

Прогредиентное течение характеризуется отсутствием ремиссий, переходом локальных тиков в распространенные или генерализованные, усложнением стереотипий и ритуалов, развитием тикозных статусов, резистентностью к терапии. Прогредиентное течение преобладает у мальчиков с наследственными тиками. Неблагоприятными признаками является наличие у ребенка агрессивности, копролалии, навязчивостей.

Существует зависимость между локализацией тиков и течением заболевания. Так, для локального тика характерен транзиторно-ремиттирующий тип течения, для распространенного тика — ремиттирующе-стационарный, для синдрома Туретта — ремиттирующе-прогредиентный.

Возрастная динамика тиков

Чаще всего тики появляются у детей в возрасте от 2 до 17 лет, средний возраст — 6-7 лет, частота встреча-емости в детской популяции — 6-10%. У большинства детей (96%) тик возникает до 11 лет. Наиболее частое проявление тика — моргание глазами. В 8-10 лет появляются вокальные тики, которые составляют примерно треть случаев всех тиков у детей и возникают как самостоятельно, так и на фоне моторных. Чаще первоначальными проявлениями вокальных тиков являются шмыгания носом и покашливания. Для заболевания характерно нарастающее течение с пиком проявлений в 10-12 лет, затем отмечается уменьшение симптоматики. В возрасте 18 лет приблизительно 50% пациентов самопроизвольно освобождаются от тиков. При этом нет зависимости между тяжестью проявления тиков в детстве и во взрослом возрасте, но в большинстве случаев у взрослых проявления гиперкинезов менее выражены. Иногда тики впервые возникают у взрослых, но они характеризуются более мягким течением и обычно продолжаются не более 1 года.

Прогноз для локальных тиков благоприятный в 90% случаев. В случае распространенных тиков у 50% детей отмечается полный регресс симптомов.

Синдром Туретта

Наиболее тяжелой формой гиперкинезов у детей является, без сомнения, синдром Туретта. Частота его составляет 1 случай на 1000 детского населения у мальчиков и 1 на 10 000 у девочек. Впервые синдром описал Жиль де ля Туретт в 1882 г. как «болезнь множественных тиков». Клиническая картина включает моторные и голосовые тики, дефицит внимания и обсессивно-компульсивное расстройство. Синдром наследуется с высокой пенетратностью по аутосомно-доминантному типу, причем у мальчиков тики чаще сочетаются с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, а у девочек — с обсессивно-компульсивным расстройством.

Общепринятыми в настоящее время являются критерии синдрома Туретта, приведенные в классификации DSM III пересмотра. Перечислим их.

  • Сочетание моторных и вокальных тиков, возникающих одновременно или с различными интервалами времени.
  • Повторные тики в течение дня (обычно сериями).
  • Локализация, количество, частота, сложность и тяжесть тиков меняется со временем.
  • Дебют заболевания до 18 лет, продолжительность более 1 года.
  • Симптомы болезни не связаны с приемом психотропных препаратов или заболеванием ЦНС (хореей Гентингтона, вирусным энцефалитом, системными заболеваниями).

Клиническая картина синдрома Туретта зависит от возраста пациента. Знание основных закономерностей развития болезни помогает выбрать правильную тактику лечения.

Дебют заболевания развивается в 3-7 лет. Первыми симптомами являются локальные лицевые тики и подергивания плеч. Затем гиперкинезы распространяются на верхние и нижние конечности, появляются вздрагивания и повороты головы, сгибание и разгибание кисти и пальцев, запрокидывание головы назад, сокращение мышц живота, подпрыгивания и приседания, один вид тиков сменяется другим. Вокальные тики часто присоединяются к моторным симптомам в течение нескольких лет после дебюта заболевания и усиливаются в стадии обострения. У ряда больных вокализмы являются первыми проявлениями синдрома Туретта, к которым в последующем присоединяются моторные гиперкинезы.

Генерализация тикозных гиперкинезов происходит в период продолжительностью от нескольких месяцев до 4 лет. В возрасте 8-11 лет у детей отмечается пик клинических проявлений симптомов в виде серий гиперкинезов или повторных гиперкинетических статусов в сочетании с ритуальными действиями и аутоагрессией. Тикозный статус при синдроме Туретта характеризует тяжелое гиперкинетическое состояние. Для серии гиперкинезов характерна смена моторных тиков вокальными с последующим появлением ритуальных движений. Больные отмечают дискомфорт от избыточных движений, например боль в шейном отделе позвоночника, возникающую на фоне поворотов головы. Наиболее тяжелый гиперкинез представляет собой запрокидывание головы — при этом пациент может повторно ударяться затылком о стену, нередко в сочетании с одновременными клоническими подергиваниями рук и ног и появлением мышечных болей в конечностях. Продолжительность статусных тиков колеблется от нескольких суток до нескольких недель. В некоторых случаях отмечаются исключительно моторные или преимущественно вокальные тики (копролалия). Во время статусных тиков сознание у детей полностью сохранено, однако гиперкинезы не контролируются пациентами. Во время обострений заболевания дети не могут посещать школу, у них затрудняется самообслуживание. Характерно ремиттирующее течение с обострениями длительностью от 2 до 12-14 мес и неполными ремиссиями от нескольких недель до 2-3 мес. Длительность обострений и ремиссий находится в прямой зависимости от тяжести тиков.

У большинства больных в 12-15 лет генерализованные гиперкинезы переходят в резидуальную фазу , проявля-ющуюся локальными или распространенными тиками. У трети больных с синдромом Туретта без обсессивно-компульсивных расстройств в резидуальной стадии наблюдается полное прекращение тиков, что можно рассматривать как возрастзависимую инфантильную форму заболевания.

Коморбидность тиков у детей

Тики нередко возникают у детей с уже имеющимися заболеваниями со стороны центральной нервной системы (ЦНС), такими как синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), церебрастенический синдром, а также тревожные расстройства, включающие генерализованное тревожное расстройство, специфичные фобии и обсессивно-компульсивное расстройство.

Примерно у 11% детей с СДВГ встречаются тики. Преимущественно это простые моторные и вокальные тики с хроническим рецидивирующим течением и благоприятным прогнозом. В отдельных случаях затруднен дифференциальный диагноз между СДВГ и синдромом Туретта, когда гиперактивность и импульсивность появляются у ребенка до развития гиперкинезов.

У детей, страдающих генерализованным тревожным расстройством или специфичными фобиями, тики могут быть спровоцированы или усилены волнениями и переживаниями, непривычной обстановкой, длительным ожиданием какого-либо события и сопутствующим нарастанием психоэмоционального напряжения.

У детей с обсессивно-компульсивными расстройствами голосовые и моторные тики сочетаются с навязчивым повторением какого-либо движения или занятия. По всей видимости, у детей с тревожными расстройствами тики являются дополнительной, хотя и патологической формой психомоторной разрядки, способом успокоения и «переработки» накопившегося внутреннего дискомфорта.

Церебрастенический синдром в дет-ском возрасте является следствием перенесенных черепно-мозговых травм или нейроинфекций. Появление или усиление тиков у детей с церебрастеническим синдромом нередко провоцируется внешними факторами: жарой, духотой, изменением барометрического давления. Характерно нарастание тиков при утомлении, после длительных или повторных соматических и инфекционных заболеваний, увеличении учебных нагрузок.

Приведем собственные данные. Из 52 детей, обратившихся с жалобами на тики, было 44 мальчика, 7 девочек; соотношение «мальчики: девочки» составило «6: 1» (табл. 2).

Итак, наибольшее число обращений по поводу тиков отмечалось у мальчиков в возрасте 5-10 лет с пиком в 7-8 лет. Клиническая картина тиков представлена в табл. 3.

Таким образом, чаще всего отмечались простые моторные тики с локализацией преимущественно в мышцах лица и шеи и простые вокальные тики, имитирующие физиологические действия (кашель, отхаркивание). Подпрыгивания и сложные вокальные высказывания встречались гораздо реже — только у детей с синдромом Туретта.

Временные (транзиторные) тики продолжительностью менее 1 года наблюдались чаще, чем хронические (ремиттирующие или стационарные). Синдром Туретта (хронический стационарный генерализованный тик) отмечался у 7 детей (5 мальчиков и 2 девочки) (табл. 4).

Лечение

Основным принципом терапии тиков у детей является комплексный и дифференцированный подход к лечению. До назначения медикаментозной или иной терапии необходимо выяснить возможные причины возникновения заболевания и обсудить с родителями способы педагогической коррекции. Необходимо разъяснить непроизвольный характер гиперкинезов, невозможность контроля их усилием воли и, как следствие этого, недопустимость замечаний ребенку по поводу тиков. Нередко выраженность тиков снижается при уменьшении требований к ребенку со стороны родителей, отсутствии фиксации внимания на его недостатках, восприятии его личности в целом, без вычленения «хороших» и «плохих» качеств. Терапевтический эффект оказывают упорядочение режима, занятия спортом, особенно на свежем воздухе. При подозрении на индуцированные тики необходима помощь психотерапевта, поскольку подобные гиперкинезы снимаются внушением.

При решении вопроса о назначении медикаментозного лечения необходимо учитывать такие факторы, как этиология, возраст пациента, тяжесть и выраженность тиков, их характер, сопутствующие заболевания. Медикаментозное лечение необходимо проводить при тяжелых, выраженных, упорных тиках, сочетающихся с нарушениями поведения, неуспеваемостью в школе, влияющих на самочувствие ребенка, осложняющих его адаптацию в коллективе, ограничивающих его возможности самореализации. Лекарственная терапия не должна назначаться, если тики беспокоят только родителей, но не нарушают нормальную активность ребенка.

Основная группа препаратов, назначаемая при тиках, — нейролептики: галоперидол, пимозид, флуфеназин, тиаприд, рисперидон. Их эффективность при лечении гиперкинезов достигает 80%. Препараты обладают анальгезирующим, притивосудорожным, антигистаминным, противорвотным, нейролептическим, антипсихотическим, седативным дейст-виями. К механизмам их действия относятся блокада постсинаптических дофаминергических рецепторов лимбической системы, гипоталамуса, триггерной зоны рвотного рефлекса, экстрапирамидной системы, торможение обратного захвата дофамина пресинаптической мембраной и последующего депонирования, а также блокада адренорецепторов ретикулярной формации головного мозга. Побочные эффекты: головная боль, сонливость, нарушения концентрации внимания, сухость во рту, повышение аппетита, возбуждение, беспокойство, тревога, страх. При длительном применении могут развиться экстрапирамидные нарушения, включающие повышение мышечного тонуса, тремор, акинезии.

Галоперидол: начальная доза составляет 0,5 мг на ночь, затем ее повышают на 0,5 мг в неделю до достижения терапевтического эффекта (1-3 мг/сут в 2 приема).

Пимозид (Орап) по эффективности сравним с галоперидолом, но дает меньше побочных эффектов. Начальная доза составляет 2 мг/сут в 2 приема, при необходимости дозу повышают на 2 мг в неделю, но не выше 10 мг/сут.

Флуфеназин назначается в дозе 1 мг/сут, затем дозу увеличивают на 1 мг в неделю до 2-6 мг/сут.

Рисперидон относится к группе атипичных нейролептиков. Известна эффективность рисперидона при тике и связанных с ним нарушениях поведения, особенно оппозиционно-вызывающего характера. Начальная доза — 0,5-1 мг/сут с постепенным ее повышением до достижения положительной динамики.

При выборе препарата для лечения ребенка с тиками следует учитывать наиболее удобную для дозирования форму выпуска. Оптимальными для титрования и последующего лечения в детском возрасте являются капельные формы (галоперидол, рисперидон), позволяющие наиболее точно подобрать поддерживающую дозу и избежать неоправданной передозировки лекарства, что особенно актуально при проведении длительных курсов лечения. Предпочтение также отдается препаратам, обладающим относительно низким риском развития побочных эффектов (рисперидон, тиаприд).

Метоклопрамид (Реглан, Церукал) является специфическим блокатором дофаминовых и серотониновых рецепторов триггерной зоны ствола мозга. При синдроме Туретта у детей применяется в дозе 5-10 мг в день (1/2-1 таблетка), в 2-3 приема. Побочные действия — экстрапирамидные расстройства, проявляющиеся при превышении дозы 0,5 мг/кг/сут.

Для лечения гиперкинезов в последние годы применяют препараты вальпроевой кислоты. Основной механизм действия вальпроатов заключается в усилении синтеза и высвобождении γ-аминомасляной кислоты, которая является тормозным медиатором ЦНС. Вальпроаты являются препаратами первого выбора при лечении эпилепсии, однако интерес представляет их тимолептический эффект, проявляющийся в уменьшении гиперактивности, агрессивности, раздражительности, а также положительное влияние на выраженность гиперкинезов. Терапевтическая доза, рекомендуемая для лечения гиперкинезов, значительно ниже, чем при лечении эпилепсии, и составляет 20 мг/кг/сут. Из побочных эффектов отмечены сонливость, повышение массы тела, выпадение волос.

При сочетании гиперкинезов с обсессивно-компульсивным расстрой-ством положительный эффект оказывают антидепрессанты — кломипрамин, флуоксетин.

Кломипрамин (Анафранил, Кломинал, Клофранил) является трициклическим антидепрессантом, механизм действия — торможение обратного захвата норэпинефрина и серотонина. Рекомендованная доза у детей с тиками — 3 мг/кг/сут. К побочным эффектам относятся преходящие нарушения зрения, сухость во рту, тошнота, задержка мочи, головная боль, головокружение, бессонница, возбудимость, экстрапирамидные расстройства.

Флуоксетин (Прозак) — антидепрессивное средство, селективный ингибитор обратного захвата серотонина, обладающий низкой активностью по отношению к норэпинефриновой и дофаминергической системам головного мозга. У детей с синдромом Туретта хорошо устраняет беспокой-ство, тревогу, страх. Начальная доза в детском возрасте составляет 5 мг/сут 1 раз в день, эффективная — 10-20 мг/сут 1 раз утром. Переносимость препарата в целом хорошая, побочные эффекты возникают относительно редко. Среди них наиболее значимыми являются тревожность, нарушения сна, астенический синдром, потливость, снижение массы тела. Препарат также эффективен в комбинации с пимозидом.

Литература
  1. Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М.: ACADEMA, 2005.
  2. Мэш Э., Вольф Д. Нарушение психики ребенка. СПб.: Прайм ЕВРОЗНАК; М.: ОЛМА ПРЕСС, 2003.
  3. Омельяненко А., Евтушенко О. С., Кутякова и др. // Международный неврологический журнал. Донецк. 2006. №3(7). С. 81-82.
  4. Петрухин А. С. Неврология детского возраста. М.: Медицина, 2004.
  5. Феничел Дж. М. Педиатрическая неврология. Основы клинической диагностики. М.: Медицина, 2004.
  6. L. Bradley, Schlaggar, Jonathan W. Mink. Movement // Disorders in Children Pediatrics in Review. 2003; 24(2).

Н. Ю. Суворинова , кандидат медицинских наук
РГМУ, Москва

Любое кратковременное непроизвольно совершаемое простое движение, возникающее из-за сокращения одной или нескольких мышц по ошибочной команде мозга, называют гиперкинезом. Если же неуместно совершаемое движение становится быстрым, повторяющимся, это явление называют тиком.

Затрагиваться может не только мышечный аппарат, но и вокальный. Наряду с движениями возможны причмокивания, произнесение каких-то звуков и т. п. Человек понимает, что данные проявления неуместны, но совладать с ними не в силах. Проблема встречается все чаще и чаще, проявляется у каждого четвертого ребенка в возрасте до 10 лет.

Среди неврологических заболеваний в детском возрасте она занимает одно из ведущих мест.Что это такое - нервный тик у ребенка? Каковы причины подергиваний глаз, кхеканья и покашливаний, движений плечами и других симптомов? Как от этого избавиться, как лечить грудничков и в чем заключается лечение у детей постарше?

Причины развития в зависимости от возраста

Механизм возникновения тиков сложен и по многим вопросам окончательно не определен. Все исследователи сходятся в том, что здесь задействованы как генетические, так и психологические факторы. Предполагается возможное органическое повреждение мозга в перинатальном периоде.

Чтобы появился нервный тик, нужно совпадение, как минимум, трех факторов:

  • Предрасположенность, или наследственность. Зачастую при тиках обнаруживается, что у отца или деда была такая же проблема, а мама или бабушка страдала от невроза навязчивых состояний.
  • Неправильное воспитание. Повышенный контроль и бескомпромиссность родителей, дефицит общения, внутрисемейные конфликты и формальное отношение к ребенку провоцируют проблемы.
  • Сильный стресс или перенесенное тяжелое вирусное заболевание, операция.

Обычно изначально у ребенка присутствует повышенная тревожность, которая приводит к хроническому стрессу.

К этому же приводят и частые небольшие стрессы. Мозг малыша переходит в постоянное ожидание опасности и не отдыхает даже во сне.

Постепенно истощаются адаптирующиеся к стрессу механизмы, и еслиу малыша была предрасположенность к недостаточности торможения мозгом патологических реакций, травмирующий фактор может вызвать начало тика .

У грудничков сразу после рождения может возникнуть тремор, при котором возникают физиологические подергивания ножек и/или ручек, нижней челюсти, губ. Поводом становится что угодно: колики, плач, купание, переодевание, голод. Все эти проявления обычно бесследно исчезают в течение первых трех месяцев жизни.

Беспокоиться следует начинать, когда ачинает подергиваться еще и головка. Это уже патология, которая со временем обычно усиливается. Тремор может возникнуть на любой части тела; по мере подрастания малыша он становится все интенсивнее и продолжительнее.

Часто пугаются неопытные родители грудничков, видя чуть ли не в каждом движении отклонение, и начинают бить тревогу. За всем этим чаще всего нет никаких патологий, малыш перерастает. Для спокойствия достаточно обратиться к врачу-педиатру.

Основные виды, признаки, описание

Классифицируют тики по нескольким показателям:

Способ проявления тика - это явная характеристика, понятная даже неспециалисту. В качестве примера можно привести несколько видов нервного тика у детей:

Подобные проявления, возникнув однажды, могут постепенно исчезнуть сами. Но если ребенок не находит поддержки в окружающей среде, все это превращается в патологическую привычку и постепенно трансформируется в тик. Часто это случается после тяжелых вирусных заболеваний.

Обострения проблемы начинаются осенью и зимой, что связывают с увеличивающейся умственной нагрузкой во время школьного обучения. Летом часто наступает ремиссия (затухание симптомов).

Сложные проявления

В сложный тик вовлекаются несколько мышечных групп: живота, спины, конечностей, шеи, мимические, голосовые . У большинства детей нервные тики начинаются с моргания глазами. Постепенно присоединяются подъемы плеч, заведение взора, повороты головы, движение конечностями. Это мешает ребенку выполнять письменные здания при обучении.

Может сопровождаться копролалией (произнесением ругательств), эхолалией (повторением отдельных слов), либо быстрой неразборчивой речью (палилалией). В последнем случае повторяется последнее слово в произнесенном предложении.

Усложняется клиническая картина обычно сверху вниз: сначала в процессе участвуют мышцы лица, затем проблема захватывает плечи и руки . Позже к неконтролируемым движениям присоединяются туловище и ноги.

Самая тяжелая форма - синдром Туретта, описанный в XIX веке, как болезнь множественных тиков.

В клинической картине вместе представлены невроз навязчивого состояния на фоне дефицита внимания, голосовые и моторные тики.

Встречается заболевание с частотой 1 случай на 1 тыс. мальчиков или на 10 тыс. девочек. Первый раз проблема проявляется в возрасте 3-7 лет подергиваниями плеч и местными лицевыми тиками.

Один вид тиков сменяется другим . Через несколько лет присоединяются вокальные тики, иногда болезнь с них начинается. Все зависит от возраста и особенностей организма. Сознание у ребенка во время тиков полностью сохраняется, но контролировать эти движения он не может.

Пик проявлений приходится на возраст 8–11 лет. От избыточных движений могут появляться мышечные боли, например, в шейном отделе позвоночника из-за частых и сильных поворотов головы. Из-за резкого запрокидывания головы назад ребенок может удариться о находящийся сзади твердый предмет, что приводит к травмам.

В период обострений у детей появляется проблема с самообслуживанием, а школу посещать они не могут. В 12–15 лет заболевание переходит в резидуальную фазу - финальную, при которой процесс останавливается , в клинической картине наблюдаются остаточные симптомы.

Это проявляется локальными тиками. Если синдром Туретта не был осложнен неврозом навязчивого состояния, то в резидуальной фазе может произойти полное прекращение тиков.

Смотрите видео о синдроме Туретта у детей:

Как избавить малыша от патологии

На длительность и характер протекания заболевания влияет возраст, в котором начала развиваться болезнь:

  • до 3 лет - это симптом имеющегося сложного заболевания (опухоль мозга, аутизм и др.);
  • в промежутке с 3 до 6 лет - проблема обычно затягивается до подросткового возраста, потом начинает постепенно уменьшаться;
  • в промежутке с 6 до 8 лет - благоприятный прогноз, проблема пройдет бесследно.

Главный принцип терапии - комплексный подход, учет индивидуальных особенностей организма и течения заболевания. Сначала в ходе беседы с родителями доктор выясняет возможные причины проблемы, обсуждаются способы педагогической корректировки. К медикаментозной терапии прибегают не сразу.

А что делать, если при температуре у ребенка начались судороги, вы узнаете .

Что можно сделать дома

В первую очередь, устраняются выявленные провоцирующие факторы. Выраженность тиков уменьшается при снижении требований к ребенку. Нужно соблюдать режим дня, скорректировать рацион, убрав из него продукты, не несущие никакой пользы (газировка, фастфуд и др.), установить адекватные физические нагрузки.

Если выявятся периодически возникающие травмирующие внутрисемейные ситуации, может понадобиться семейная психотерапия. Любая совместная деятельность (уборка квартиры, приготовление пищи, выпечка пирога), вовремя сказанное ласковое слово помогут ребенку избавиться от внутренней напряженности.

Проще всего нервная система успокаивается вечерними прогулками, плаванием, теплыми ваннами с эфирными маслами лаванды и мелиссы.

Смотрите видео о том, как проявляется нервный тик у ребенка, в чем заключаются симптомы и лечение расстройства у детей младшего школьного возраста:

Чем поможет врач

Диагноз устанавливается неврологом после осмотра ребенка . Будет хорошо, если родители подготовят съемку проблемы в домашних условиях, поскольку во время общения с врачом картина может быть «смазанной».

Ребенка также должен осмотреть психолог и оценить его эмоциональные особенности, степень внимательности, способности к запоминанию и умение контролировать импульсивное поведение.

Может понадобиться консультация психиатра, магнитно-резонансная томография или электроэнцефалограмма . Доктор может посоветовать пройти курс психологической коррекции индивидуально или на групповых занятиях.

Специально подготовленные специалисты скорректируют опаздывающую в развитии эмоциональную или психическую сферу, используя игры, беседы или рисование, поработают над самооценкой малыша.

Подросток в группе сможет со сверстниками обыгрывать возможные конфликтные ситуации и, прорепетировав заранее, подобрать наилучший вариант поведения, что повысит шанс избежать обострения тика.

К лечению медикаментами прибегают только тогда, когда предыдущие методы терапии исчерпали себя, не дав результатов.

Препараты назначаются врачом-неврологом, самолечение категорически запрещено.

После полного исчезновения тика прием лекарств продолжается еще полгода, затем дозы постепенно уменьшаются, вплоть до полной отмены.

Какие лекарства назначаются

Могут назначаться нейролептики, обладающие обезболивающим, противосудорожным, , антигистаминным, седативным, антипсихотическим действиями. Это Флуфеназин, Галоперидол, Пимозид, Тиаприд, Рисперидон.

К основному курсу подключают вспомогательные средства: для поддержания общего самочувствия (витамины), сосудистые препараты и ноотропы, улучшающие обменные процессы в мозге.

Если присутствуют также неврозы навязчивых состояний, тогда к лечению добавляются антидепрессанты - Флуоксетин (Прозак), Кломипрамин (Клофранил, Кломинал, Анафранил).

При выборе препарата для ребенка учитывают удобство титрования (дозирования) средства. Самыми удобными являются капли (Рисперидон, Галоперидол) - с помощью жидкой формы удобно отмерять необходимый поддерживающий объем, избегая неоправданных передозировок. Это очень актуально при назначении длительных курсов.

Народные средства

В качестве легкодоступного средства проще всего использовать настойку пустырника, давая ее ребенку перед сном. Можно купить несколько трав и самостоятельно делать сборы :

  • Траву сушеницы, тимьяна, корни валерианы и цикория, листья вереска измельчить. Смешать, добавив к 1 части цикория по 2 части остальных компонентов. Столовую ложку смеси заварить, как чай, в стакане кипятка около получаса. Ребенку давать трижды в день от 50 до 150 мл в зависимости от возраста. Такой настой быстро снимает напряжение и успокаивает.
  • К 3 частям аптечной ромашки добавить 1 долю корня валерианы и по 2 части мяты и мелиссы. Заваривать в той же дозировке, что и в предыдущем рецепте. Принимать утром до еды и перед сном от 50 до 150 мл в зависимости от возраста.

Массаж и упражнения

При нервных тиках массаж зарекомендовал себя наилучшим образом, поскольку является эффективным средством. Но особенности процедуры зависят от вида расстройства. Суть всех манипуляций заключается в расслаблении необходимого участка тела . Выполняются легкие поглаживания, растирания, разминания.

Не допускаются резкие сильные воздействия, тонизирующие мышцы, цель всех движений - релаксация. Чтобы улучшить кровоснабжение головного мозга, массируется воротниковая зона.

Улучшение кровообращения в мозге способствует улучшению состояния всей нервной системы .

Великолепно снимает напряжение мышц и подводный массирующий душ. Обычно назначают курс из 10 сеансов, пройти его нужно полностью, даже если самочувствие улучшится раньше. Большое подспорье оказывают упражнения, в частности, дыхательная гимнастика Стрельниковой.

Эффективна будет и лечебная растяжка с отягощением . С помощью подобранного специалистом комплекса возможно изменить тонус мышц и сформировать правильную работу мозга. Благодаря биологической обратной связи между мышцами и мозговыми нейронами возможно изменить имеющиеся поведенческие программы.

Чередование растягивания и расслабления благотворно воздействует на весь организм.

Нагрузки должны быть направлены не на эластичность одной мышцы, а на тело полностью, позвоночный столб, плечевые и тазобедренные суставы.

Особенности лечения грудничков

Грудничкам при патологическом треморе массаж назначают обязательно, чтобы избежать таких тяжелых последствий, как гипергликемия, патологические изменения внутричерепного давления, гипокальциемия, мозговое кровоизлияние. Детский лечебный массаж при нервном тике у ребенка до года можно применять с 1,5-месячного возраста . Массаж снимает мышечные спазмы, стабилизирует нервную систему.

Для проведения курса массажа обратитесь к специалисту или хотя бы пройдите у него несколько начальных сеансов. Обучившись простым приемам, вы сможете проводить массаж дома самостоятельно.

Движения используются несложные (поглаживание, растирание, разминание, вибрация). Научитесь правильно их выполнять. Посмотрите, каких областей на теле грудничка следует избегать (лимфоузлы, область сердца, печени и позвоночника).

Для грудничков до 3 месяцев процедура не должна превышать 5 минут, для деток постарше время можно увеличивать, но длительность сеанса не должна превышать 20 минут.

Главный критерий во время массажа - поведение ребенка. Если он ведет себя беспокойно или капризничает, процедуру прекращают.

Профилактика не только тиков, но и любых психоэмоциональных проблем - доброжелательная, спокойная обстановка в семье, сбалансированное питание. Рационом ограничены все возбуждающие нервную систему продукты и напитки (кофе, чай, шоколад, какао).

Проведение времени за компьютером и перед телевизором следует ограничить до получаса в день, а все свободное время посвятить занятиям спортом, рукоделию, прогулкам.

Психологический аспект очень важен, об этом нужно помнить всем родителям, поэтому следует при каждом удобном случае:

  • прислушиваться к мнению малыша;
  • избегать непосильных заданий
  • похвалить ребенка, если заслужил;
  • ранимого ребенка направить на занятия к психологу.

К ребенку нужно быть терпеливым и заниматься его воспитанием, а не пускать развитие на самотек. Состояние физического и психического здоровья ребенка во многом зависит от складывающихся со сверстниками отношений в детском саду и школе , от выполнения родителями своих обязанностей, от их отношения к себе и друг к другу.

В комфортном микроклимате самооценка каждого повышается, что исключает появление неврозов и им подобных состояний, способных приводить к образованию нервного тика.

Если же так случится, что тик все-таки начался, не следует выжидать в надежде, что он пройдет сам собой. Сразу обращайтесь к врачу.

Что делать, если вы заметили проявления нервного тика у ребенка, как вылечить патологию, вы узнаете из этого видео:

Подписывайтесь на обновления сайта по RSS , или следите за обновлениями

Тики - непроизвольное кратковременное повторное неритмичное отрывистое движение в отдельной мышце или группе мышц. Простые тики у детей встречаются с частотой 1-13%, преобладая у мальчиков. Тики впервые появляются у ребенка в 5-10 лет, 99% случаев дебютируют до 15 лет. Внешне тики похожи на естественные, но неуместные жесты. Все разновидности тиков усиливаются при возбуждении, волнении, гневе, страхе.

Причины тиков у детей

Психологические причины.

  • Стресс: тики являются следствием внешних стрессовых факторов (дополнительные учебные занятия, конфликт в семье, разлука с одним из родителей и т.п). Продолжительные просмотры телепередач или работа на компьютере также могут быть причинами тиков у детей.
  • Тики: нормальный этап развития гиперактивных детей.
  • Триггеры (механизмы запуска): начальный этап развития поведенческих нарушений.

Биологические причины:

  • наследственность,
  • перинатальные повреждения: гипоксически-ишемические, возникающие вследствие недостатка поступления кислорода в организм плода, повреждением головки плода в момент родов и др.
  • аутоиммунные заболевания
  • травмы головного мозга
  • инфекционные заболевания, характеризующиеся преимущественной локализацией возбудителя инфекции в центральной нервной системе (нейроинфекции).

Решающая роль в этиологии заболевания отводится подкорковым ядрам - хвостатому ядру, бледному шару, субталамическому ядру, черной субстанции. Подкорковые структуры тесно взаимодействуют с ретикулярной формацией, таламусом, лимбической системой, полушариями мозжечка и корой лобного отдела доминантного полушария. Деятельность подкорковых структур и лобных долей регулируется нейромедиатором дофамином. Недостаточность работы дофаминергической системы приводит к нарушениям внимания, недостаточности саморегуляции и поведенческого торможения, снижению контроля двигательной активности и появлению избыточных, неконтролируемых движений.

Какие бывают тики?

Разделяют первичные и вторичные тики. Первичные тики являются единственным симптомом. Вторичные тики возникают на фоне другого заболевания. Первичные тики появляются у детей с наследственной предрасположенностью. Ребенок с тиками плохо переносит душные помещения и поездки в транспорте, быстро устает от зрелищ и занятий, беспокойно спит. Нередко появлению тиков предшествуют острые вирусные инфекции или другие заболевания. Например, ячмень, который все время ощущается и от этого ребенок часто моргает. Потом ячмень проходит, а моргание превращается в навязчивое, неконтролируемое действие; навязчивые покашливания или шмыгания носом пожет остаться после ЛОР-заболеваний.

Большое значение имеет психологический климат в семье. Постоянные замечания и окрики сдерживают свободную физиологическую активность ребенка, и она может замещаться навязчивыми действиями или тиками. Большое значение при возникновении тиков имеют отношения между ребенком и его матерью. Чрезмерная опека приводит к развитию у ребенка сниженной самооценки, неуверенности в себе, инфантильности, тревожности - такие особенности характера предрасполагают к возникновению тиков.

Тики у ребенка могут возникнуть из-за проблем в детском коллективе (детский сад, школа).

Вторичные тики появляются на фоне:

1) патологии психической сферы (астеноневротический синдром, синдром гиперактивности с дефицитом внимания, депрессия, шизофрения, обсессивно-компульсивное расстройство, умственная отсталость, ранний детский аутизм, церебрастенический синдром, специфичные фобии);

2) аномалий головного мозга и наследственно-дегенеративных заболеваний (дисплазия мозжечка, торсионная дистония, болезнь Галлервордена-Шпатца, хорея Гентингтона);

3) последствий нейроинфекций;

4) последствий черепно-мозговых травм.

Простые моторные тики - задействована одна группа мышц (моргание, подергивание крыльями носа и т.п) Единичные лицевые тики практически не мешают детям и в большинстве случаев ими не замечаются.

Сложные моторные тики вовлечены несколько групп мышц (подпрыгивания, наклоны головы, подъемы плеч). В периоды обострений таких тиков у школьников могут возникать проблемы при выполнении письменных заданий

Ритуальные моторные тики (ходьба по кругу или из стороны в сторону, наматыванье волос на палец)

Вокальные тики . Различают вокальные тики простые и сложные. Простые вокальные тики представляются преимущественно низкими звуками: покашливанием, «прочисткой горла», хмыканием, шумным дыханием, шмыганием носом. Реже встречаются такие высокие звуки, как «и», «а», «у-у», «уф», «аф», «ай», визг и свист. Сложные вокальные тики отмечаются у 6% больных синдромом Туретта и характеризуются произнесением отдельных слов, ругательствами (копролалией), повторением слов (эхолалией), быстрой неразборчивой речью (палилалией).

Генерализованный тик (синдром Туретта) . Проявляется сочетанием распространенных моторных и вокальных простых и сложных тиков.

Сенсорные тики - повторяющиеся ощущения давления, холода, тепла в одной и той же части тела.

Часто дети с тиками характеризуются нарушением внимания, задержкой развития моторики и самоконтроля, моторной неловкостью.

При письме дети могут повторять буквы и слоги (например, «домамашняя работа»), для ответа на вопрос учителя не поднимают руку, а выкрикивают с места (за что получают от учителя звание «выскочки»), плохо ориентируются в задании. Задачи решают необдуманно. Течение тиков отличается большой вариабельностью. Они могут персистировать от нескольких часов до многих лет. По тяжести клинической картины, обусловленной частотой и распространенностью тиков, выделяют среднюю и тяжелую степени. В течение дня может меняться частота тиков, а также их характер (например, от единичных моторных тиков утром до сложных и множественных к вечеру). Тики неодинаково отвечают на лечение: они могут легко поддаваться терапии или быть резистентными на протяжении многих лет. Моторные тики в сочетании с поведенческими нарушениями значительно усиливаются с ноября по февраль.

Диагностика тиков у детей

Если вы заметили тики у своего ребенка, надо обязательно показать его детскому неврологу. Во-первых, для того, чтобы убедиться, что ваш случай – всего лишь слабость нервной системы, а не симптом серьезного заболевания. Иногда полезна видеосъемка в домашних условиях, так как ребенок часто старается подавить или скрыть имеющиеся у него тики во время общения с врачом. Затем, возможно будет рекомендовано психологическое обследование для выявления эмоциональных и личностных особенностей ребенка (скрытая тревожность); для выявления сопутствующих нарушений внимания, памяти, двигательного программирования, контроля импульсивного поведения.

Для исключения эпилепсии врачом может быть назначена электроэнцефалография (ЭЭГ).

МР-исследование головного мозга проводится в случае тяжелых тиков, продолжающихся у ребенка более 2 лет, с целью поиска структурных дефектов.

Для исключения ревматизма (если тики возникли после ангины) проводится мазок из зева и носа, определяется антистрептолизин О в сыворотке крови.

Лечение тиков

Основным принципом терапии тиков у детей является комплексный и дифференцированный подход к лечению. Лечение должно быть индивидуальным и зависит от конкретной ситуации. Первым делом нужно установить, из-за чего тики возникли, и постараться исключить провоцирующие факторы. Говорить о тике в присутствии страдающего им ребенка не следует. Иначе, думая о своей проблеме, ребенок начнет еще больше подергиваться, покашливать т. д., хотя он этого сам и не хочет.

Создайте дома спокойную обстановку. Следите, чтобы ребенок обязательно высыпался. Ограничьте время просмотра телепередач и сидения за компьютером. Особенно берегите нервную систему ребенка после болезни.

Семейная психотерапия эффективна в случаях хронического стресса в семье.

Нередко выраженность тиков снижается при уменьшении требований к ребенку со стороны родителей, отсутствии фиксации внимания на его недостатках. Терапевтический эффект оказывают упорядочение режима, занятия спортом, особенно на свежем воздухе. В некоторых случаях на пользу пойдут занятия с психологом – для повышения самооценки ребенка и внущения ему уверенности в себя. При подозрении на индуцированные тики необходима помощь психотерапевта, поскольку подобные гиперкинезы снимаются внушением.

В легких случаях могут быть назначены: успокоительные чаи, на ночь попить теплое молоко с медом, хвойные ванны (они очень хорошо действуют на 5-6-летних детей), электрофорез с бромом, массаж воротниковой зоны. Все это расслабляет нервную систему.

При тиках полезна психотерапия или психокоррекция. Это: гипноз, для детей постарше – аутотренинг и специальные дыхательные упражнения для релаксации. Врач может назначить также витамины, препараты, улучшающие питание мозга, седативные (успокаивающие) средства.

Более серьезное медикаментозное лечение тиков следует начинать, когда возможности предыдущих методов уже исчерпаны. Основная группа препаратов, назначаемая при тиках, - нейролептики: галоперидол, пимозид, флуфеназин, тиаприд, рисперидон. Препарат и дозировку назначает врач. Не занимайтесь самолечением! Иногда у детей с тиками могут наблюдаться гиперактивность, неусидчивость, другие нарушения поведения, которые также требуют коррекции. Прогноз для детей, у которых тики появились в возрасте с 6 до 8 лет, благоприятный. Раннее начало тиков (4-6 лет) характерно для хронического течения вплоть до подросткового периода, когда тики исчезают без лечения. В том случае если тикозное расстройство развивается у детей старшего возраста, имеется большая вероятность течения без ремиссий, с персистенцией (постоянне пребывание) в течение всей жизни.

Администрация сайта сайт не дает оценку рекомендациям и отзывам о лечении, препаратах и специалистах. Помните, что дискуссия ведется не только врачами, но и обычными читателями, поэтому некоторые советы могут быть опасны для вашего здоровья. Перед любым лечением или приемом лекарственных средств рекомендуем обратиться к специалистам!

Каждая мамочка мечтает, чтобы ее маленькое чудо росло крепким и здоровым ребенком. Увы, как бы она ни старалась, рано или поздно малыш заболевает. Если к вирусным инфекциям и различным ОРЗ многие готовы, то нервный тик у ребенка может напугать даже самых опытных родителей. Чтобы оказать своевременную помощь, избежать осложнений и просто сберечь собственные нервы, достаточно знать основную информацию о заболевании: симптомы, причины, разновидности и лечение.

Нервный тик может возникнуть не только у взрослого человека, но и у малыша - родители должны обратить на симптом особое внимание

Что такое нервный тик и как отличить его от других похожих расстройств?

Нервный тик можно охарактеризовать как внезапное и непроизвольное кратковременное движение лица или конечностей, вызванное сокращением мышц. В определенных случаях сопровождается звуками. Внешне можно наблюдать у ребенка:

  • моргание;
  • подергивание уголков рта или щек;
  • вздрагивание и пожимание плечами;
  • поднимание бровей;
  • закидывание головы и другое.

Появиться тики у детей могут в период с 2 до 18 лет, но чаще всего их можно встретить у ребенка в возрасте 3 и 7-11 лет. По статистике, 20% детей до 10 лет страдают тиковым расстройством - это каждый пятый малыш.

Важно суметь отличить нервный тик от судорожных мышечных сокращений, которые могут сопровождать другое заболевание. К таким признакам можно отнести:

  1. Способность ребенка воспроизводить, частично контролировать и временно подавлять тики.
  2. Зависимость частоты тиков от настроения, деятельности малыша, времени года и даже времени суток.
  3. Отсутствие тиков при произвольных движениях (питье из чашки, еда ложкой и другое).
  4. Изменение локализации. Например, подергивание уголков рта через время может перейти в пожимание плечами или моргание. Надо понимать: скорее всего, это новый приступ старого заболевания, а не другая болезнь.

Когда ребенок сосредоточен и сильно увлечен интересным занятием, нервные тики могут ослабнуть, а иногда полностью прекратиться. После окончания игры, рисования, чтения или другой деятельности симптомы возвращаются с новой силой. Также усилить проявление тиков может длительное пребывание ребенка в одной и той же позе.

У детей, подверженных данному расстройству, заметно выражено нарушение внимания и восприятия. Их движения перестают быть плавными и скоординированными, можно отметить затруднение в выполнении привычных двигательных актов. В особо тяжелых случаях ребенок может страдать нарушением пространственного восприятия.



Когда ребенок рисует или занимается другим интересным для него делом, тик зачастую временно отступает

Классификация нервных тиков

Во-первых, тики бывают двух видов:

  • простые;
  • сложные.

К первому виду относятся тики, которые затрагивают только одну определенную группу мышц: глаза или голова, руки или ноги. Сложные тики представляют собой комбинированное сокращение мышц сразу нескольких различных групп.

Во-вторых, тики подразделяют, отталкиваясь от их внешнего проявления:

  • моторные;
  • вокальные;
  • ритуалы;
  • генерализованные формы.

К первому виду относят : моргание, пожимание плечами, закидывание головы, подергивание уголков рта или щек и другие непроизвольные движения тела. Вокальные тики получили свое название в результате их звукового сопровождения - шмыганье носом, сопение или покашливание. Постоянно повторяющиеся однотипные действия - ходьба вперед-назад или по кругу, относятся к так называемым ритуалам . При последней форме тиков у ребенка проявляются сразу несколько их вариантов.

В специальной литературе описан классический путь симптомов: сначала мигание, затем шмыганье, откашливание, далее - движения плеч и сложные повторяющиеся движения рук и ног, плюс речевые стереотипы, возникающие через несколько лет после заболевания («скажи нет» - «нет, нет, нет»). Однако на практике такая картина встречается редко. Так, если возникновение тика совпало с простудой, то в этот период перевозбуждение носоглотки приведет к кашлю или шмыганью, а мигание присоединится позже. При этом один симптом может трансформироваться в другой, одиночные признаки сменяются их комбинациями. При отсутствии квалифицированной помощи и затягивании лечения может развиться тяжелая форма тикозного расстройства - синдром де ля Туретта - сочетание голосовых и множественных двигательных расстройств, плюс гиперактивность с дефицитом внимания и навязчивыми страхами.

С медицинской точки зрения выделяют следующие формы нервных тиков:

  • транзиторная, другими словами переходящая;
  • хроническая.

В первом случае у ребенка появляются сложные или простые разновидности тиков, которые повторяются каждый день на протяжении месяца, но не дольше года. Контролировать малышу такие манерные и быстро повторяющиеся движения весьма затруднительно. Хроническая форма расстройства может длиться больше года при практически ежедневном, но не одновременном повторении разных видов нервных тиков.

Причины заболевания

Прежде чем начинать лечить расстройство у малыша, необходимо выяснить его причину. Таковыми могут стать:

  1. Наследственная предрасположенность. Вероятность возникновения расстройства у детей возрастает в той семье, где кто-то из близких родственников страдает подобным заболеванием.
  2. Поведение родителей и атмосфера в семье. Безусловно, генетика и окружающая среда занимают не последнее место в формировании личности ребенка, черт его характера и способности адекватно реагировать на внешние раздражители, но первостепенную роль в этом играет семья и ее внутреннее состояние. Ярко выраженное нарушение в соотношении вербального и невербального общения родителей с детьми и между собой провоцирует неестественное поведение и аномалии в характере ребенка. Постоянные запреты и замечания, жесткий контроль и напряжение, нескончаемые крики могут привести к сдерживанию физиологической активности, что, в свою очередь, способно в будущем вылиться в одну из форм нервных тиков. Аналогичным финалом может завершиться и ситуация с вседозволенностью и попустительством, так что в воспитании детей необходимо найти золотую середину, которая индивидуальна для каждого ребенка, в зависимости от его темперамента и личных качеств.

Причины возникновения тиков опровергают распространенный миф о том, что только беспокойные и легковозбудимые дети подвержены данному нервному расстройству, ведь в определенный период своей жизни абсолютно все дети бывают нервными, капризными и неуправляемыми.

Факторы, провоцирующие тики

Что именно может стать толчком к появлению тиков? Ответ очевиден - психологический стресс , вызванный неспособностью ребенка самостоятельно справиться с возникшей проблемой или сложной для него ситуацией.



Ссоры или натянутые отношения между родителями ребенком остро ощущаются, даже если он не видит подтверждения своим догадкам. Это может стать одной из причин тикозного состояния

Для родителей обстановка может оставаться повседневной и они вполне способны не заметить, что их ребенок получил психологическую травму. В результате, малыш начинает требовать больше внимания, не хочет оставаться и играть один, далее меняется мимика, начинают появляться бессознательные движения и жесты, которые особо заметны, когда малыш эмоционально возбужден или волнуется. Именно они впоследствии превращаются в нервные тики. Также перенесенные тяжелые длительные ЛОР-заболевания , как ангина, ОРВИ или болезни, связанные с глазами, могут также стать причиной тиков.

Диагностика болезни

Приступать к лечению стоит непосредственно после установления врачом диагноза. Для этого потребуются осмотр невролога и обязательное обследование психического и эмоционального состояния маленького пациента. Последнее поможет узнать причины и факторы, вызвавшие появление тиков, выяснить их природу и скорректировать будущее лечение.

Иногда для постановки диагноза могут потребоваться дополнительные меры: консультация психиатра, магниторезонансная томография, электроэнцефалография. Назначение на них должен давать исключительно доктор.

Этапы лечения

Для начала следует устранить влияние факторов, которые вызывают тики. Одновременно с этим важно соблюдать режимы сна и питания, следить за тем, чтобы физические нагрузки малыша были адекватными. Существует несколько этапов лечения такого нервного расстройства:

  1. Семейная психотерапия. В первую очередь необходима для семей, в которых внутренняя накаленная обстановка непосредственно влияет на психологическое состояние ребенка. Нелишней такая практика будет и для семей, в которых ребенок растет в благоприятной и гармоничной атмосфере - это принесет только пользу во взаимоотношения в кругу семьи и предотвратит возможные ошибки в будущем.
  2. Коррекция с психологом. На индивидуальных занятиях, используя разнообразные психологические техники, ребенку помогают справиться с внутренним чувством тревоги и дискомфорта, поднять самооценку. С помощью бесед и игр стимулируют развитие отстающих сфер психической деятельности: память, самоконтроль, внимание (см. также: ). На групповых занятиях присутствуют дети с подобными заболеваниями или нарушениями, а основной идеей занятий является создание конфликтных ситуаций в игровой форме. Таким образом, ребенок учится вести себя при конфликтах, искать возможные решения и делать выводы. Дополнительно развивается сфера общения и коммуникаций с окружающими.
  3. Медикаментозное лечение. Прибегать к последнему способу лечения стоит только в том случае, если все предыдущие не оказали должного эффекта. Назначает лекарственные препараты детский невролог на основе данных всех обследований.

Серьезно беспокоиться в случае данного заболевания стоит при появлении симптомов раньше трехгодовалого возраста - это может свидетельствовать о наличии другой психической болезни. Если тики появляются позже, то не стоит паниковать раньше времени, как часто рекомендует доктор Комаровский. Тики, возникшие в возрасте 3-6 лет, со временем уменьшаются, а те, которые появились в 6-8 лет, можно окончательно вылечить без последствий.

Л.С Чутко, врач-невролог высшей категории, заведующий Центром нейротерапии и лабораторией восстановления сенсорных систем, Институт мозга человека РАН (г. Санкт-Петербург), д-р мед. наук.

Одним из самых частых психоневрологических расстройств детского возраста являются тикозные гиперкинезы, представляющие собой внезапные непроизвольные, насильственные, отрывистые, повторяющиеся, варьирующиеся по интенсивности движения, охватывающие различные мышечные группы. По различным литературным источникам, тики встречаются у 4-7% детей.

В этиопатогенезе тиков важную роль играют генетические и иммунные механизмы, перинатальная патология, а также психосоциальные факторы. Всегда следует иметь в виду возможность воздействия нескольких факторов, влияющих друг на друга.

В 90% случаев тики начинаются в возрасте от 3 до15 лет. Наиболее часто они появляются в 6-8 лет и могут учащаться в пубертатном периоде. Результаты наших исследований свидетельствуют о том, что в 8,5% случаев заболевание появилось после первых дней пребывания в школе ("тики первого сентября"). Поход ребенка в школу совпадает с четвертым возрастным кризисом - кризисом 7-ми лет [Л.С. Выготский, 1983]. Частой стрессовой ситуацией, при которой ребенок должен адаптироваться к новым условиям и занятиям, была смена коллектива: детский сад - школа. Заболевание достигает своего апогея в возрасте 10 лет . В 50% случаев тики исчезают к 14 годам. Они могут появиться и в зрелом возрасте, хотя пpи этом в анамнезе часто имеются указания на эпизоды заболевания в детстве. Сpеди больных с тиками в 4-6 pаз пpеобладают лица мужского пола .

Тики значительно усиливаются под влиянием эмоциональных стимулов - тревоги, страха, смущения. Заболевание носит волнообразный характер с периодами улучшения и обострения. У детей, например, период улучшения может наблюдаться во время каникул.

Отличительной чертой тиков является их непреодолимый характер. По словам пациентов: "Пытаться предотвратить появление тиков - все равно что пытаться прервать чихание". Любая попытка подавить их усилием воли неизбежно ведет к нарастанию напряжения и тревоги, а насильственное совершение желаемой двигательной реакции приносит моментальное облегчение. Лица, предрасположенные к тикам, часто приобретают новые привычки, глядя на других больных тиками, и жалуются при этом, что болезнь носит "инфекционный" характер. Необходимо отметить, что при расспросе врача о тиках гиперкинезы у пациента могут усилиться.

По частоте задействованных групп мышц тики идут в порядке убывания от верхней части лица к нижним конечностям, причем наиболее распространенным является моргание, затем следуют тики нижней части лица, шеи и плеч и далее - туловища и конечностей. Полученные нами данные свидетельствовали о том, что наиболее частыми тикозными гиперкинезами в наблюдаемой группе являлись моргание и поднятие бровей. Во многих случаях у пациента отмечалось одновременно несколько тиков.

Характер и локализация гиперкинезов зависят от предшествовавшего заболевания. Так, мигание появляется после конъюнктивита, шмыганье носом - после ринита.

Тики часто сочетаются с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). В таких случаях у детей отмечаются проявления школьной дезадаптации: низкая успеваемость и плохое поведение. Гиперкинезы часто осложняются обсессивно-компульсивными расстройствами в виде стереотипных навязчивых мыслей, образов (обсессий) и навязчивых действий (компульсий). Необходимо отметить, что дети с тиками характеризуются повышенным уровнем тревожности.

В 10-м пересмотре международной классификации болезней (МКБ-10) выделены основные виды тиков:
F95.0 - транзиторные тики; сохраняются не более 12 месяцев
F95.1 - хронические моторные (двигательные) или вокальные (голосовые) тики; длятся более 12 месяцев
F95.2 - синдром Жиля де ля Туретта (СТ) - комбинирование множественных моторных тиков и одного или более вокальных тиков

ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ

Клиническая диагностика тиков чаще всего не вызывает затруднений. Она основана на характерном течении болезни и картине тика. Поскольку тик часто может не проявляться во время врачебного осмотра, первостепенное значение имеет анамнез. Вариабельность количественных и качественных характеристик тикозных гиперкинезов затрудняет их клиническую оценку и измерение.

При электроэнцефалографическом исследовании, проведенном нашими сотрудниками, у детей с тиками выявляются неспецифические патологические изменения: большое количество медленных волн, преимущественно тета-диапазона, слабая выраженность или отсутствие регулярного альфа-ритма, изменение формы альфа-колебаний (деформированность, заостренность или раздвоенность вершин). Подобные изменения могут быть вызваны нарушением фронто-стриарных соотношений, функциональной незрелостью головного мозга, лежащей в основе данного заболевания. Наряду с вышеуказанными изменениями часто регистрируются затяжные генерализованные пароксизмы тета- и дельта-волн, появляющиеся во время гипервентиляции и длительно сохраняющиеся после завершения пробы.

Основными задачами лечения тиков у детей являются улучшение социальной адаптации и уменьшение гиперкинезов. Следует стремиться не к полному отсутствию гиперкинезов, что иногда недостижимо, а к их значительному уменьшению. Лечение тиков лучше проводить в амбулаторных условиях, так как госпитализация может усилить тики. К сожалению, иногда тики оказываются толерантными к лечению. Зачастую после значительного улучшения могут наступать рецидивы.

Следует по возможности исключать необычные отрицательные и положительные раздражители. Тики часто усиливаются во время просмотра телевизионных передач, особенно при выключенном электрическом свете. Дело в том, что яркий мерцающий свет способен провоцировать изменения биоэлектрической активности головного мозга. Поэтому просмотр телевизионных передач детям с тиком должен быть максимально ограничен в течение 1-1,5 месяца. Такие же ограничения касаются компьютерных игр. Не следует акцентировать внимание ребенка на тиках, одергивать его, так как это способствует невротизации и усиливает тики.

Комплексность лечения предполагает большую роль психотерапевтических и психокоррекционных методик. Рациональная психотерапия в таких случаях основывается на разъяснении пациенту и (или) его родителям доброкачественности имеющихся у него симптомов. Врачу необходимо четко и доступно изложить ребенку суть его заболевания. На всем протяжении лечения необходимо ободрять больного, внушать ему веру в себя, формировать и поддерживать его чувство собственной полноценности. Это важно, так как большинство пациентов с тиками неуверены в себе и ранимы.

В терапии тиков эффективно используются методики биологической обратной связи (БОС), представляющие собой комплекс процедур, при проведении которых пациенту посредством цепи внешней обратной связи на базе компьютерной техники подается информация о текущем состоянии управляемой физиологической функции. Проведенные нами исследования свидетельствуют о высокой эффективности электроэнцефалографической БОС с увеличением мощности альфа-ритма (альфа-тренинг) при лечении тиков.

ФАРМАКОТЕРАПИЯ ТИКОВ

При лечении тиков необходимо соблюдение ступенчатого подхода, в соответствии с которым терапия начинается с наиболее "мягких" препаратов, характеризующихся минимумом побочных эффектов. В дальнейшем при необходимости осуществляется постепенный переход к более "сильным" препаратам, использование которых, к сожалению, сопровождается нежелательными осложнениями. Их применение следует начинать с малых доз, с постепенным повышением дозы.

У больных с преходящими тиками лучше ограничиться препаратами гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК). Так, очень широко при лечении тиков используется Пантогам ® (компания ПИК-ФАРМА, Россия). По фармакологическим свойствам Пантогам ® схож с ГАМК и пантотеновой кислотой. Механизм действия обусловлен прямым влиянием Пантогама на ГАМК Б -рецепторно-канальный комплекс. Препарат обладает ноотропным и противосудорожным действием. Пантогам повышает устойчивость мозга к гипоксии и воздействию токсических веществ, стимулирует анаболические процессы в нейронах, сочетает умеренное седативное действие с мягким стимулирующим эффектом, уменьшает моторную возбудимость, активирует умственную и физическую работоспособность. Пантогам быстро всасывается из желудочно-кишечного тракта и проникает через гемато-энцефалический барьер. Пантогам выпускается в таблетках по 0,25 г и в виде 10%-ного сиропа. Пантогам принимают внутрь через 15-30 мин после еды. Для взрослых разовая доза составляет 2,5-10 мл (0,25-1,0 г), суточная доза -15-30 мл (1,5-3,0 г). Для детей разовая доза составляет 2,5-5 мл (0,25-0,5 г), суточная доза - 7,5-30 мл (0,75-3,0 г). Курс лечения составляет 1-2 мес. Применение Пантогама позволяет усилить внимание и уменьшить чрезмерную активность у детей с сопутствующими проявлениями СДВГ.

Если данная терапия оказывается неэффективной (чаще при хронических тиках), используются транквилизаторы. В лечении синдрома Туретта ведущую роль играют нейролептические средства.



Новое на сайте

>

Самое популярное