Домой Гинекология История ада. Видение ада

История ада. Видение ада

Существование ада

Для православного верующего ад на столько же реален, как и небо. Сам Господь неоднократно говорил о тех, кого за непослушание Его заповедям Он пошлет в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25, 41). В одной из Своих притч Он дал яркий пример богача, который был осужден на адские мучения за неправедные деяния во время этой жизни, взирающего на рай, которого он лишился, и просящего патриарха Авраама позволить нищему Лазарю, которым при жизни он пренебрегал, чтобы тот омочил конец перста своего в воде и прохладил язык его, ибо он мучается в пламени. Но Авраам ответил, что между ними утверждена великая пропасть и что между спасенными и проклятыми нет никакого общения (Лк. 16, 24-26).

В православной литературе видения ада столь же обычны, как и видения неба и рая. В отличие от видений неба, подобного рода видения и опыты даются чаще всего обычным грешникам, а не святым, и цель этого понятна. В своих «Собеседованиях» св. Григорий утверждал: «В Своей неизреченной милости благий Бог позволяет некоторым душам возвратиться в тело, чтобы вид ада смог бы наконец научить их бояться вечного наказания, поверить в которое одни слова заставить их не могли» («Собеседования», IV, 37, стр. 237).

Потом св. Григорий описывает несколько опытов ада и рассказывает о впечатлениях, которое они произвели на увидевших. Так, некий испанский отшельник Петр скончался и увидел «ад со всеми мучениями и бесчисленные озера огня». Вернувшись к жизни, Петр рассказал о виденном, «но даже если бы он и хранил молчание, его покаянные посты и ночные бдения были бы красноречивым свидетельством его ужасающего пребывания в аду и глубокого страха жутких мучений. Бог явил Свое безмерное милосердие, не дав ему умереть и испытать это все после смерти».

Летописец VIII столетия Беда Достопочтенный из Англии рассказывал, как некий житель провинции Нортумбрия возвратился после того, как всю ночь пробыл «мертвым», и рассказал о своем опыте как рая, так и ада. В аду он оказался в непроглядной темноте; «часто перед нами неожиданно возникали клубы тусклого пламени, поднимающегося как бы из огромной ямы и вновь туда спадающего… По мере того, как языки пламени разрастались, они наполнялись людскими душами, которые, подобно искрам, разлетающимся с дымом, то оказывались порой высоко в воздухе, то падали назад в глубину по мере уменьшения огненных паров.

Больше того, неописуемое зловоние изливалось с этими парами и заполняло все это мрачное место… Вдруг сзади я услышал звук самого ужасного и отчаянного стенания, которое сопровождалось грубым смехом… Я увидал толпу злых духов, влекущих за собою в глубины 5 душ, которые выли и стенали в то время, как бесы смеялись и ликовали… Тем временем из огненных глубин появились темные духи и начали окружать меня, пугая своими сверкающими глазами и отвратительным пламенем, исходящим из их ртов и ноздрей…» (Беда Достопочтенный «История английской Церкви и народа», кн. V, 12).

В повести о воине Таксиоте говорится, как на мытарствах его остановили бесовские «мытари»: «Злые духи, взяв меня, начали бить и свели затем вниз; земля расступилась, и я, будучи веден узкими ходами через тесные и смрадные скважины, сошел до самой глубины темниц адовых, где во тьме вечной заключены души грешников, где нет жизни людям, а одна вечная мука, неутешный плач и несказанный скрежет зубов. Там всегда раздаются отчаянные крики: „Горе, горе нам! Увы, увы!“ И невозможно передать всех тамошних страданий, нельзя пересказать всех мук и болезней, которые я увидел. Стонут из глубины души, и никто о них не милосердствует; плачут, и нет утешающего; молят, и нет внимающего им и избавляющего их. И я был заключен в тех мрачных, полных ужасной скорби местах, и плакал я, и горько рыдал от третьего часа до десятого» («Жития святых», 28 марта).


Подобную сцену монах из Уэнлока видел в «преисподней» земли, где «он слышал ужасные, страшные и невыразимые стенания и рыдания несчастных душ». И Ангел сказал ему: «Ропот и крики, которые ты слышишь там внизу, исходят от тех душ, до которых никогда не достигает любящее милосердие Божие, но огонь неумирающий мучает их во веки» (письма св. Бонифация).

Конечно, нас не должны слишком зачаровывать буквальные подробности этих опытов, и даже меньше, чем в случае рая и неба, должны мы стараться сводить воедино географию ада основываясь на таких сведениях. Западные понятия «чистилища» и «лимба» это как раз и есть попытки создать такую «географию», но православное предание знает в преисподней только одну реальность – . Больше того, как учит св. Марк Эфесский (см. его «Второе слово о чистилищном огне»), то, что видят в опытах ада, – это часто опыт будущих мучений, а не буквальное описание нынешнего состояния ожидающих в аду Страшного Суда. Но будь ли то действительное зрелище нынешних реальностей или видение будущего – опыт ада, как он представлен в православных источниках, является мощным средством пробудить человека к жизни христианского подвига, который служит единственным путем к тому, чтобы избегнуть вечного мучения; вот почему Бог и дарует этот опыт.

Есть ли в современной «посмертной» литературе какой-то аналогичный опыт ада?
Д– р и большинство других современных исследователей, почти не обнаружили подобного опыта. Этот факт связан с «комфортабельной» духовной жизнью современного человека, который часто не имеет страха адских мучений или познания бесов и потому не ожидает увидеть такое после смерти. Но в одной недавней книге о жизни после смерти предлагается другое объяснение, которое представляется равноценным; из этого сообщения следует, что опыт ада в действительности не так редок, как может показаться. Здесь мы вкратце рассмотрим открытия этой книги, озаглавленной «За порогом смерти».

Д– р Морис Роулингс, врач из Теннеси, который специализируется на терапии сердечно-сосудистых заболеваний, сам реанимировал многих людей, у которых была . Опросы таких людей показали ему, что «вопреки большинству опубликованных случаев , не всякий опыт смерти приятен. ! После того, как я сам осознал этот факт, я стал собирать рассказы о неприятных случаях, которые другие исследователи явно пропустили. Это произошло, я думаю, по той причине что эти исследователи, как правило, психиатры, никогда не реанимировали пациента. Они не имели возможности быть на месте происшествия. В моем исследовании неприятный опыт, как оказалось, по крайней мере, столь же част, как и приятный…» (Морис Роулингс, «За порогом смерти») «Я установил, что большинство неприятных опытов в скором времени вытесняется из сознания пациента. Эти тяжелые опыты, по-видимому, столь болезненны, неприятны, что они удаляются из сознательной памяти, и потому люди помнят только приятные опыты или ничего не помнят» (стр. 65).

Д– р Роулингс так описал свою модель таких опытов ада: «Подобно тем, кто имел приятный опыт, сообщавшие о тяжелом опыте также могут лишь с трудом осознать, что они умерли, когда они смотрят, как врачи возятся с их телом. Они также по выходе из комнаты могут попасть в темный проход, но вместо того, чтобы попасть в светлое окружение, они попадают в темную, тусклую обстановку, где встречают странных людей, которые могут таиться в тени или вдоль горящего огненного озера. Ужасы превосходят всякое описание, и их трудно вспомнить». Имеются различные описания появлений бесенят и странных гигантов, спуска в черноту и огненный жар, ям и океанов огня.

В общем, эти опыты – как по своей краткости, так и по отсутствию ангельских и бесовских руководителей – не обладают характеристиками подлинного потустороннего опыта, а некоторые из них напоминают приключения Роберта Монро в «астральной плоскости».

Но они все же вносят важную поправку в широко известный опыт «приятности» и «рая» после смерти: «внетелесная сфера» ни в коей мере не есть приятность и свет, а те, кто испытал в этом «адскую» сторону, ближе к сути вещей, чем те, кто испытал в этом состоянии лишь «наслаждение». Бесы воздушного царства несколько приоткрывают свою истинную природу этим лицам, давая им намек на мучения, ожидающие тех, кто не знал Христа и не исполнял Его заповедей.

Серафим Роуз

Один из самых естественных вопросов сомневающегося – почему существует ад? Если Бог есть Любовь, почему Он обрекает грешников на вечные мучения?
Ответ, на этот кажущийся неразрешимым вопрос, на самом деле не так сложен. Самое главное здесь вот что: христианство пришло в мир вовсе не с вестью о том, что существует ад. Нет, ад – темное царство мертвых – известен почти всем дохристианским культурам. Своим же Воскресением Христос открыл людям тайну жизни, а не смерти – тайну Рая.

К сожалению, наши представления об аде и рае далеки от христианских. Слово “ад” у многих современников вызывает в памяти картинки из журнала “Крокодил” советских времен: сковородки, бока которых жадно лижут языки адского пламени; грешники, страдающие в кипящем масле на этих сковородках, и рогатые черти, немилосердно тычащие грешников. Смею утверждать, что картины эти, при всей своей наглядности, имеют мало общего с христианским пониманием вечных мук.

И если говорить об образах, то я бы предложил обратиться к… современному отечественному кино! В одной из последних картин Валерия Тодоровского “Страна глухих ” есть сцена, прекрасно передающая христианский нерв ощущения ада.

Для тех, кто не видел фильм, поясню: главная героиня – молодая девушка. Ее любимый парень – азартный игрок – должен огромную сумму денег. Рискуя жизнью, девушка собирает для любимого необходимую сумму, но он (игрок же!) перед тем как вернуть долг, решает еще раз попытать счастья. И… вновь проигрывает все до копейки.

А дальше потрясающая по силе и проникновенности сцена: ни одного упрека, ни одного слова обвинения, все, что пытается сделать девушка – это успокоить любимого. Она говорит, что он не должен расстраиваться, что деньги – это не главное, что она еще заработает. Главное, они любят друг друга, поэтому все будет хорошо.
В ответ парень “взрывается” и начинает гнать от себя девушку. Он кричит, что не может находиться рядом с ней, что ему больно от осознания того, что он – последняя сволочь – проиграл заработанные ею деньги, а в ответ от нее – ни слова упрека, а только обещание любить его, что бы он ни натворил. Но такая любовь выше его сил, так как он не может быть с ней, ощущая свою подлость! Ему БОЛЬНО ОТ ЕЕ ДОБРОТЫ, и он ее прогоняет.

Конечно, дальше ему станет только ЕЩЕ БОЛЬНЕЕ. Прогнав любимую, он будет всю жизнь мучиться, потому что такая любовь – одна и на всю жизнь. Но, согласитесь, трудно в этой ситуации обвинить девушку, упрекнуть ее в том, что именно она обрекает парня на мучения…

Этот образ, на мой взгляд, вполне по-христиански описывает ощущения души грешнифка, встречающей Бога – Того, Кто есть Любовь. Любовь, которая обжигает, но без которой нет жизни. Так человек, просидевший долгое время в темной комнате и отказывавшийся выходить к свету, неизбежно слепнет, когда солнечные лучи впервые касаются его лица. И кто виноват, что на постоянный призыв выйти на улицу, к свету, он отвечал отказом?.. А глаза, тем временем, потеряли способность воспринимать свет, то есть жизнь. Поэтому именно сам человек обрекает себя на вечную тьму, вечное мучение.

И все же – повторю еще раз – христианство – это Благая Весть (греч. Евангелие) о Жизни, а не смерти. И все, что требуется от нас, это открыть дверь и выйти к свету, пока не поздно. Время у нас еще есть.

Владимир Легойда

Первое издание этой книги в 2005 году было по благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Иваново Вознесенского и Кинешемского АМВРОСИЯ


Рецензент

1 й проректор Свято Алексеевской Иваново Вознесенской Православной духовной семинарии, кандидат исторических наук, доцент, иерей Алексий Федотов


Второе издание


Доказательства существования ада. Свидетельства переживших смерть


© Фомин А. В. Составитель, 2005.

© ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «НОВАЯ МЫСЛЬ», 2005.

© Верстка, оформление, обложка – ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «НОВАЯ МЫСЛЬ»


Издательство «НОВАЯ МЫСЛЬ» выражает благодарность православному издательству «Ермей» за предоставление изображения иконы св. Георгия Победоносца для оформления обложки.


Полное или частичное воспроизведение настоящего издания каким-либо способом, включая электронные, механические или магнитные носители, в т. ч. фотокопирование, допускается только с письменного разрешения ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «НОВАЯ МЫСЛЬ».


Интернет-сайт издательства «НОВАЯ МЫСЛЬ» www.novm.ru

Предисловие

«Задумывался ли ты когда-нибудь, читатель, о конечной и для всех живущих на земле единственно общей цели всех земных трудов и усилий, всех горестей и радостей, разочарований и надежд, любви и ненависти, добра и зла – всего, словом, того, из чего сплетается терновый венец твоей жизни? Да, полно, знаешь ли ты даже, что это за цель такая? А если и знаешь, то помнишь ли о ней с той вдумчивостью, какой она по важности своей заслуживает?

Не думаю. Так позволь же мне, читатель мой и брат мой во Христе, напомнить тебе, кто бы ни был ты – народов ли повелитель, иль нищий бездомный, – что для жизни твоей нет иной цели, как смерть, как приготовление к смерти.

О, слово и дело великое и страшное! И как мало на свете людей, кто бы о нем думал!

«Помни час смертный и во век не согрешишь», – взывает к нам святая наша мать Церковь. «Во век не согрешишь!» Слышишь ли, что

говорит она? Забыли мы об этом для всех неизбежном часе: и во что же грехами своими обратили мы теперь весь окружающий нас мир? Забыли думать о смерти; но она не забыла о нас и с силой ужасающей все больше и яростнее, день ото дня, час от часу все безжалостнее вырывает она из рядов живых свои намеченные жертвы: война, голод, болезни, землетрясения, страшные и внезапные наводнения; общественные и семейные раздоры, доходящие до кровопролитий, в которых сыновья поднимают руку на отцов и матерей, брат на брата, мужья на жен, жены на мужей; междоусобная брань… Льется кровь потоками, и коса смерти пожинает такую обильную жатву, что сердце стынет от холодного ужаса. И, тем не менее, видят все это люди, видят все ужасы смерти, и мало кто думает о смерти.

Как будто временно остающиеся в живых, одни они, имеют какой-то, им одним известный залог вечной жизни на земле, и только те, которые умирали, предназначены к смерти.

Нет, друг мой читатель, и тебе, и мне, и всему живущему на земле определено «человекам положено однажды умереть, а потом суд». Не обманывает тебя Богом в тебя наложенное предчувствие вечной жизни: она тебе дана, но только по смерти, как семени, которое «если не умрет, не оживет». Весь вопрос заключен в том: как умереть и как ожить? Умереть ли для вечной жизни в грехе и в муке греха, или же для нескончаемой радости в блаженстве для правды, в вечном созерцании Источника всякой правды Отца светов, Бога Истинного?..

«В чем застану, в том и сужу»… Люта смерть грешников… Страшно грешнику впасть в руце Бога Живого в том вожделенном мире, где лица святых и праведников сияют, как светила!.. Не войдет туда ничто от скверны плоти и духа.

И слышится мне в тиши моего уединения, как враг-диавол нашептывает внимающему речам моим: «Не слушай его! Иди вслед за образованным миром, который уже давно на основании науки и разума отверг все эти басни отжившего свой век христианства. Что имело смысл для темного в младенчестве человечества, то «сознательным» человеком рассеяно, как дым суеверия и невежества. Из рук своекорыстных жрецов алтаря вырвана теперь власть морочить людей угрозой вечной жизни по смерти в вечных муках, предназначенной будто бы для тех, которые рабски не следуют в этой жизни их правилам. Смотри, даже простой народ, и тот уже понял, что он был окован в своей свободе, в свободном своем достоинстве человека, путами жреческой морали, на которой столько веков строилось рабство и угнетение личности во имя какой-то вечности в блаженстве, которой не видал никто, а все видели тиранию немногих над всеми, благополучие и довольство единиц, основанное на нищете, труде и горе миллионов, довольно сказок о Царстве Небесном; нам подай по праву принадлежащее каждому царство земное!»

Знакомые лукавые речи! Кто только не слыхивал их на своем веку, и не только извне, но и в тайниках глубинных своего сердца!.. Но не прельщайся ими, читатель, – они обманут тебя, как обманули и погубили уже многих, – а последуй-ка лучше за мной в ту область, которая зовется миром своего и чужого опыта в духовной жизни, в мир наблюдений и воспоминаний как лично своих, так и тех людей, которые в той области тоже кое-что видели и наблюдали. Ведь и это тоже наука, но редко кто знает и хочет знать эту науку. Пойдем же, заглянем туда, где над нашим с тобой братом, русским человеком, таким же, как ты и я, уже пронеслось грозное дыхание смерти, где бесшумно, но таинственно и важно совершилось величайшее таинство перехода от жизни временной в жизнь вечную.

Пойдем же за мной туда, пока мы еще с тобой живы, пойдем хоть из простого любопытства!..» 1

Глава 1
Тайна смерти

«Я не хочу умирать!!!»

Было бы величайшей ошибкой думать, что жизнь человека после его смерти заканчивается. «А как это?» – спросите Вы. Вот, лежит человек, не дышит, сердце не бьется. Умер. Был человек – и нет его. Да и действительно, кто может обнаружить жизнь или признаки жизни в холодном трупе? Нет жизни в нем.

Небытие. Самое страшное, что меня пугало в детстве. Побывав однажды на кладбище в Старомихайловке, узнав, что люди умирают, я стал бояться. Бояться умереть. Я не мог понять, что будет со мной потом, после смерти. Где я буду? Гнить в земле? А как же это… Как это все … неправильно… Меня не будет?! Но… я не хочу умирать!! Я хочу жить вечно!

Теперь я понимаю. Или делаю вид, что понимаю, на самом деле пытаясь понять и более правильно осмыслить жизнь. А она невероятно коротка. Не успели мы родиться – уже «Изя все», как говорил М. Жванецкий. По статистике средний возраст жизни людей 70 лет. И то не все доживают до этого возраста. Да и не все время мы отдаем самой жизни – 23 года проводим во сне, 10 лет – безрассудное и безмятежное детство, 10 лет – учеба. 70(23+10+10)=27. 27 лет нам отдается на жизнь. Мало? Я так тоже считаю. Но, и те самые 27 лет жизни мы зачастую проводим впустую – так, словно смерти никогда не будет. Но она неизбежно приходит и попирает все, чему мы покланялись в этом мире – красоту, гений, богатство, власть… Она все уравнивает. Человек рождается и умирает с пустыми руками.

Каждый год смерть уносит с лица Земли более 60 миллионов человеческих жизней. Прошла одна минута, а уже около 100 человек оставили мир сей. Ежегодно кладется в Землю около 1,5 миллиона тонн человеческого мяса, костей, крови. И это все разлагается, как никому не нужные отбросы. Так неужели это и все, что остается от «царя природы», homo sapiens, человека разумного, мыслящего существа? За всю жизнь человек получает колоссальные знания. И зачем? Чтобы стать потом удобрением? Пищей для червей? «Да ведь это нелогично!» – скажите Вы. Не может быть такое! Человек – единственное из всех живых существ на Земле, познал и расщепил атом, получив в руки свои неограниченную и страшную энергию, не имея крыльев взлетел в небо, не имея плавников и жабр, быстрее любой рыбы передвигается в воде, наконец, создал суперкомпьютеры, позволившие связать воедино в киберпространстве миллионы подобных себе…

Жизнь и смерть. Величайшее благословление и проклятие во Вселенной.

Но Вы можете мне возразить – насчет благословления это понятно. Рождаемся, живем – это хорошо, это просто прекрасно. А насчет проклятия? За смерть понятно, а вот с жизнью явный перебор. Неужели найдется кто-нибудь, не желающий вечно жить? Нет таких!

Тут уже можно и поспорить. Хорошо живете, да? Это понятно. Хорошо жить можно с радостью. Или в радости. А как насчет того, чтобы жить калекой? Прокаженным? И жить не день, не два – а вечно… Страшно?

Почти любой человек однажды начинает задумываться, что пора. Пора туда. Но куда? Что же там, на темной стороне Луны? Что ждет нас за порогом смерти? Величайшая радость или величайшее проклятье?

На этот вопрос существует несколько мнений. Каждый человек ищет или строит, или выбирает теорию про тот свет, как можно более применимую для себя.

Согласно теории материализма души нет. Стало быть, нет и загробной жизни. Человек ведь умирает. И все. И больше ничего нет от него. Повспоминают его еще немного, а потом и забудут.

Скажу, почему она была такой популярной среди господ материалистов. А потому, что …

Им преподавали учителя, что впереди – ничего, пустота, гниение, что ни благодарности, ни возмездия за содеянное ждать не приходится. И они принимали эти жалкие идеи, потому что они казались такими простыми, такими очевидными, а главным образом потому, что люди были совсем молоды, обладали прекрасным здоровьем тела и смерть казалась далекой абстракцией. Сотворив зло, всегда есть надежда уйти от наказания, потому что наказать их, как они думают, могут только такие же люди.

Соответственно, так и полагается. Раз нет ни воздаяния за хорошие дела ни возмездия за плохие, значит можно все. И действительно, кто тебя накажет, кто образумит? Ведь наказать тебя могут такие же, как ты. Но им-то тебя за что наказывать? Они же точно такие, как и ты. Ворон ворону глаз не выклюет. Поэтому, можно без труда убить человека, ведь «мертвые не кусаются». Можно пнуть калеку, обидеть слабого человека – он ведь никогда тебе не даст сдачи. Можно, все. Можно дойти уже до такого предела, что мы, поправ такой воистину дивный дар Божий, как материнство, удивили ужасом все и вся, отравив дар сей дивный ядом цинизма, злобы и равнодушия.

Противоречие, которое нас буквально потрясает, состоит в том, что люди, с одной стороны, активно выступают за права человека, а с другой – ратуют за аборты, попирая таким образом жизнь, самое-самое элементарное право – право на жизнь невинного и беззащитного существа. Ужас, да и только. Мы пытаемся отменить смертную казнь, потому что жалко преступника. И в то же время узакониваем убийство ни в чем не повинного существа, нас абсолютно не волнует убиение ребенка, который еще не родился! Мы чувствуем омерзение к убийце, и несем цветы другой, которая уничтожает своего дитя в благообразной обстановке операционной.

Согласно христианской, православной точки зрения «Бог создал два мира: один настоящий, другой будущий, один чувственный, другой духовный, один на опыте, другой в надеждах, один для нас – поприще, другой – место награды, одному быть в борьбе, труде и подвиге, другому – венцы, награды, воздаяния, один сделал морем, другой – пристанью» (Св. Иоанн Златоуст).

Придет такое время, когда будет Страшный суд. Все люди от первого до последнего человека оживут, и вся эта священная могила восстанет и будет вечная весна, новая жизнь.

Как произойдет воскресение мертвых? Это тайна, которая полностью не может быть нам открыта, лишь немногое известно из пророческих книг. Но аналогию дать можно. Представьте, что батальон в походе заночевал на лесной поляне. Ночью выпал снег, и при лунном свете эта поляна казалась кладбищем, а каждый спящий солдат – могильным бугорком. Но рано утром дали сигнал подъема, и каждый солдат – могильный бугорок – зашевелился, проснулся и встал. Это только очень приблизительно может изобразить всеобщее воскресение мертвых в день Страшного суда. Так наступит время, и все человечество оживет, люди воскреснут в одно мгновение, люди всех времен и поколений, воскреснут добрые и злые, а те, кто остался – изменятся. Если человек на земле жил с Богом, верил в Него, молился, то в нем сохранилась благодать Духа Святого, и в день Воскресения он оживет для жизни в Боге. «В Воскресение тела христиан прославятся и просветятся по мере благочестия души», – говорит преподобный Макарий Великий. А тот человек, который был духовно мертв и не способен любить Бога и ближних, делать добро, и молиться, и умер без покаяния, – он не воскреснет для вечной жизни, но оживет для вечного мучения, для гееннского огня. Повестка на Страшный суд дается человеку, как только он рождается, и вся земная жизнь – лишь подготовка к ответу, который в день Страшного суда придется дать каждому из нас.

Кстати, любопытный факт. Когда Ньютона спросили, как Бог может воскресить тела человеческие, которые давно истлели, рассыпались в прах, перемешались с землей. Ньютон сделал такой опыт: насыпал в пробирку горсть металлической пыли, смешанную с землей. Затем перемешал. А потом взял магнит, отделил землю от металла и сказал: «Если нам, людям, легко сделать такой опыт, то Богу, Который из небытия в бытие привел весь мир, нет никаких затруднений воскресить мертвых людей».

И вот человек станет бессмертным, в то время у него откроются такие способности памяти, что он будет помнить все свои грехи, которые он совершал. Все откроется в последний день. Мало того! Человек будет знать, сколько людей на земном шаре от первого до последнего, будет знать как их зовут и кто, когда и какие грехи совершил! Все увидят свои дела, свои мысли, как в зеркале и придут в ужас. Люди скажут: «Горы! Покройте нас!» – но смерти уже не будет. Каждого человека обличит совесть и каждому человеку Бог воздаст по делам его. Что посеешь – то и пожнешь: посеешь пшеницу – пожнешь небесную радость, посеешь полынь – вечную горесть. Жил на земле с Богом – будешь жить с Ним и на небе, жил с сатаной – будешь с ним мучиться в аду.

Что ж есть рай и ад? «Рай, – говорит в своих поучительных словах Илия Минятий, – есть благословенное отечество прародителей наших, это любезное пристанище надежды моей, это единственный желанный предмет любви моей, последнее воздаяние веры моей! И кого бы нам спросить, братии – кто бы нам поведал: что такое рай? Спросим об этом двоих богомудрых мужей, которые видели воочию его, это святые апостолы Иоанн Богослов и Павел. Иоанн говорит: «И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога» (Откр. 21, 10)

Но сей город был только образом рая Божия, на который, если бы мы удостоились когда-нибудь взглянуть, то очи наши уверились бы в красоте его, а ум наш бы все-таки не постиг бы, что такое рай. Апостол Павел был восхищен до третьего неба, в самый рай Божий, он видел то, что никогда не видели очи людские, чего не слыхало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим его (1 Кор. 2, 9).

Там он слышал слова, которые на человеческом языке нельзя и рассказать. Два человека видели рай, и они не смогли его постигнуть и описать. Недаром один праведник сказал как-то: «О рай Божий! Мы можем тебя приобресть, но не можем тебя умом нашим постигнуть!»

Христос, Спаситель наш, называет рай жизнью бессмертною и вечною, и радостью бесконечной. «Возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» – говорит Он (Ин. 16, 22) Подумайте сами – что есть здешнее счастье? Мгновение прошло, радость прошла. И на смену мгновения отдыха приходит долгая скорбь. Предположим, тебя не мучает в данный момент проблема питания, пусть у тебя есть много денег, пусть тебя не заботит загрязнение окружающей среды, приближающаяся сессия, но одно заставляет замирать твое сердце время от времени – это страх смерти, ужас небытия.

Положим, ты бы никогда и не умер, но тогда всякое счастье теряет свой смысл. Ты счастлив, но желал бы быть более счастливее, а, следовательно, счастье твое неполное, хоть и бессмертен ты, а все же несчастлив… А как насчет того, чтобы иметь такое счастье, чтобы не бояться смерти, не бояться болезни не знать ни нищеты, ни зависти, ни еще какой-либо актуальной заботы? А вот это и есть жизнь райская, жизнь полная радости нескончаемой, которая никогда не может убавиться, но всегда, во веки веков будет одна и та же, полная, совершенная. Человеческая душа устроена так, что ничем не может насытиться, а только Богом. Горька и солена океанская вода, но, если бы одна капля росы райской упала в океан – она бы усладила горечь его. Если бы упала в ад, то усладила бы всю его горечь, погасила бы пламень адский, угасила бы все слезы грешников, и ад бы стал раем. Вспомним, кстати, притчу о богаче и Лазаре. Что же просил богач, оказавшись в адском огне, и увидев нищего Лазаря в раю?

– Отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы он омочил конец своего пальца в воде и прохладил язык мой, потому что мучусь я в этом пламени.

Что же сказал ему Авраам? – Чадо! Вспомни, как на земле ты блаженствовал, а Лазарь страдал, ныне же здесь он утешается, а ты – страдаешь. Кроме того, между вами и нами утверждена великая пропасть, которую нельзя перейти ни вам ни нам.

Воистину, страшно становится о мысли, что я попаду не туда. Прямо мороз по коже.

А что же предстоит испытать грешнику, находящемуся в аду? Говоря про ад и адский огонь человек почему-то не испытывает такого трепета, когда речь заходит о рае. А что же там? Что есть геенна?

«Оставь надежду, всяк сюда входящий» (Данте Альегери). Благими намерениями вымощена дорога в ад. И страшный лозунг, висящий на вратах, ведущих в ад, по меньшей мере уничтожает все силы человека, все его стремления, все надежды вырваться оттуда. Как живут праведники, мы имеем небольшое представление. А грешники?

Жизнь душ грешных до всеобщего суда, по учению Православной Церкви, состоит: во-первых, в ясном и подробном осознании грехов, которыми оскорбляли в сей жизни Бога, и угрызений совести, которая там пробудится со всей своей силой. Во-вторых, в мучительном томлении и тоске от того, что их привязанность к плотскому и земному уже не может находить удовлетворения, а к небесному и духовному желание и вкус у них не раскрыты и они уже не могут раскрыть его. В-третьих, в удалении от Бога и святых Его, а вместо того, в сообществе с другими, такими же несчастными душами и особенно со злыми духами, и в других действительных муках ада, что будет, впрочем, только началом и предвкушением вечных мук.

Что же такое ад? Ад – это мрачная, подземная темница, безотрадное место плача, ужаснейшая печь огня неугасимого, где мучаются души грешных людей. Здесь их правосудие Божие будет уязвлять тремя страшными стрелами своего гнева: – раскаянием без пользы, безмерною мукою без малейшей отрады, крайним желанием без надежды, желанием Бога, без надежды на Бога.

Стрела гнева Божия – живое воспоминание о протекшей в грехах жизни, воспоминание горькое, которое производит еще более горькое, но бесполезное раскаяние. Вторая стрела – сама мука гееннская. Итак, собрание всевозможных и невыразимых мучений ожидает грешников аду. Все яды скорбей собраны в одну чашу, весь пламень огня соединен воедино, все муки вечные в одной минуте. Мучение вечное, без ослабы, без конца. Третья стрела Божия, уязвляющая сердце грешника, это желание без надежды, желание Бога без надежды на Бога. Как бурные волны огромного океана устремляются на скалистый берег, как будто желая затопить весь мир, но потом, ударившись о скалы, разбиваются на тысячу брызг и с пеною возвращаются назад, так и сердце грешников за гробом будет стремиться к Богу, но, встретив Его неизменимое правосудие, твердое, подобно граниту, будет разбиваться о него, чтобы причинить грешной душе невыразимую скорбь и болезнь.

О, если б эта наша земная жизнь, как скоро она проходит, так же быстро и забывалась! Если бы мы, лишаясь наслаждений, лишались вместе с тем и памяти! Но нет! Что было, то уже нельзя переделать, и нераскаянный грешник никогда не забудет грехов своих. И вечно грехи будут мучить совесть его, вечно он будет раскаиваться, но без пользы, вечно он будет лить слезы, но не омоют они грехов его, нет! Они еще более разожгут пламень мучения. В аду нет покаяния.

Бедная душа моя, грешная! Что ты такое сделала, что мучишься так страшно? В чем ты согрешила, что мучишься тут вечно? Я вкусил каплю меда – и мучаюсь. И что такое было плотское наслаждение, ради которого я отдал имение, жизнь и душу и сердце непотребности? Что, как не капля меда? А пиры и ликования, игры и потехи? Что это, как не капля меда? А эта сатанинская радость, когда я видел ближнего в несчастье, когда я мстил ему, поносил его из зависти или в злобе – что это было, как не капля меда? И все богатства мои, которые я стяжал беззаконием – что это было? И слава, и знатность, и честь, и покой? Что это было? Ради чего я потерял облик человеческий? Чем я стал?

Существует ли Ад и Рай? Этот вопрос раньше считался чисто теологическим. Для верующих не было никаких сомнений в том, что душа отвечает за содеянное человеком. Атеисты напрочь отрицали возможность существования души и все с нею
связанное.

Происхождение понятия

По мнению большинства, об Аде рассказано в Библии. Так как очень многие факты, изложенные в Святом Писании, находят как прямые, так и косвенные доказательства, то и в том, существует ли Ад, вроде бы, сомневаться нет смысла. Однако Библия совершенно однозначно говорит о том, что человека, не имеющего Святой Веры, не соблюдающего заповеди, ждет Геенна Огненная или Смерть Вторая. Многие невнимательные читатели считают, что это понятие является синонимом Ада (места вечных мук), но Библия этому не учит. Да и физических доказательств Ада по сей день не найдено. Почему?

Психологическая подоплека понятия "Ад"

Если не учитывать то, что на самом деле написано в Библии, а посмотреть на вопрос, так сказать, с точки зрения человека, который жил около двух тысяч лет назад, то можно по-другому расценить идею существования Ада. Для язычников, не знающих правил и ограничений, возможно, нужны были некоторые рамки, сдерживающие проявление инстинктов. Чтобы заставить людей принять правила, способствующие их развитию, не уничтожать друг друга без разбора, нужно было дать им «кнут» и «пряник». Услышав идеи, которые передал людям Иисус, а также их неправильную трактовку после смерти Христа, человек поневоле задумывался, существует ли Ад? Что его ждет дальше? Ограничивающий инструмент оказался достаточно мощным.

Идеи современных ученых

Если ранее священники помещали Ад под землю, даже называли, на какой глубине он находится, сколько поленьев используется ежегодно, то теперь ученые подходят к изучению вопроса шире. Некоторые считают, что Ад может существовать в ином измерении. А вот американские астронавты увидели «доказательство» существования преисподней в космосе. Это произошло при изучении Астронавты, проводившие наблюдение на орбите, увидели протуберанец, оторвавшийся от светила. Он был похож на внутри которого были видны силуэты пылающих людей. Некоторые ученые, рассматривая вопрос о том, существует ли Ад, выдвигают предположения о возможности его размещения на очень горячих планетах, которых в космосе открыто немало.

Иная точка зрения

Интересный факт. Верят или не верят люди в возможность Ада и Рая, но и учений создано с учетом этого факта как доказанного. Понятия настолько объемно и емко легли в мировоззрение современного человечества, что обойти их практически невозможно. Например, многие эзотерики утверждают, что Ад и Рай существуют. И смерти ждать не обязательно. Мы сами своими мыслями и чувствами помещаем свою душу в то или иное «место», в зависимости от мировоззрения. Происходит это еще во время нашей земной жизни. Зачем ждать перехода в иной мир? Уже в этом человек может узнать, существует ли Ад, если будет изводить себя и других претензиями и злобой. Разве свет, изъятый из души вследствие ее грехопадения, не является отсутствием Рая, а тьма, заполняющая всего человека из-за его вечных проблем - это не Ад? Получается, что доказательства у каждого человека живут в душе. Не надо экспериментов и опытов, нужно только прислушаться к своим ощущениям, проанализировать их. Если вера крепка, человек не желает другим зла. Значит для него Рай - реальность. Если опускается до пороков, то его душа уже в Аду!

Доказательства существования ада. Свидетельства переживших смерть Фомин Алексей В.

История ада

История ада

Ад довольно часто представляется и описывается как самый ужасный кошмар, который может увидеть человек, попавший на тот свет. Наоборот, многие религии мало говорят о реальном, наказывающем аде и часто полностью исключают ад как возможный вариант жизни после смерти. «Мои религиозные собратья покарают меня, если я им сделаю заявление о существовании ужасного ада», - так говорит священнослужитель церкви в Вашингтоне Мэри Краус. Так как большинство ее прихожан считают, что Бог «жалостливый и любящий, который не пошлет человека на вечные страдания».

Когда я спросил глав церквей Чаттануги (штата Теннеси) о том, почему они не упоминают в своих молитвах об аде, то был получен следующий ответ: «Потому что это не понравится прихожанам».

В наше время в идеях многих религиозных деятелей даже и не наблюдается намека на ад, то есть существование ада почти полностью отрицается. «Как только человек обнаружил, что ад существует на земле, то он не хочет знать, что его ожидает еще более ужасный ад после жизни» - так сказал Джон Доминик Кросан, священнослужитель одной из церквей в Чикаго.

Большинство считают, что ад не существует, потому что его существование полностью отрицается с трибун протестантов, но ничуть не лучше дело обстоит по данному вопросу и у евангелистов. Таким образом, ад постепенно исчезает, и никому непонятно, куда именно он исчез.

Статистический опрос 1990 года показал удивительные данные - американцы стали верить больше в ад в наши дни по сравнению с 1950 годом.

Мое поколение явилось первым поколением, которое стало задаваться вопросом существования ада после жизни и пыталось ответить на многие вопросы, связанные с этим. Сейчас мы слышим от людей, что они видели не только рай, но и ад после смерти, что существует жизнь после смерти. Но какая это будет жизнь, зависит напрямую от того, насколько праведно мы проживем земную жизнь.

Кроме иудаизма описание ада можно найти в той или иной степени, во многих мировых религиях. Пожалуй, единственное исключение - это вера индейцев Северной Америки, которые отрицают все плохое, так как живут в тяжелых условиях и только в загробной жизни надеются испытать счастье.

В религии ислама, например, ад описывается как большое «озеро огня», над которым проложен узкий мостик. И по этому мостику должна пройти душа каждого человека для того чтобы попасть в рай. Те, кто падают с моста, недостойны Аллаха и рая, и сгорают в великих мучениях. Даже в арабском языке слово ад - Jahanna, а в израильском языке - Gehenna, что с обоих языков можно перевести как место сжигания или огонь.

Для тех, кто верует в индуизм новой эры и исключает какое-либо наказание человека после смерти, ожидает некоторое удивление. Вместо одного ада по этой религии, у индусов существует 21 ад, в зависимости от испорченности души человека и его кармы.

В индуизме не существует суда. Вы платите за то, чтобы попасть в определенный ад. Даже, если вы попали в самый жестокий ад, то со временем его жестокость может понизиться. Например, вас могут сварить в отдельном котле, засыпать песком или заклевать птицы.

Буддизм возник из индуизма в 600 году до нашей эры. Пророк Сиддхартха Гаутама оставил прежнюю веру в то время и совершил паломничество в Азию и создал новую веру там. То же самое сделал и Мухаммед. Он создал на основе иудаизма новую веру ислам в 600 году нашей эры. Буддизм подтверждает существование различных ступеней ада, в котором временно останавливается душа, прежде чем попадет в тело другого человека. Но также возможна и нирвана, куда попадает человек, проживший праведную жизнь. Тибетский буддизм заявляет о существовании «восьми адов холода», куда попадают грешники. А так, все эти религии утверждают о многократном возрождении человека.

Джайнизм и даосизм, смесь религий буддизма и индуизма, также заявляют о существовании ада после жизни. Джайнизм утверждает о различных уровнях ада, куда попадают грешники, а буддизм утверждает о рае, куда попадает большинство людей, и только совсем испорченные личности попадают в ад.

Ад в христианстве определяется местом, где горят души и уничтожаются неправедники. Даже Данте в XIV веке в своем произведении «Божественная комедия» описал ужасающие языки пламени, которые сжигают душу человека. Именно это описание абсолютно совпадает с описанием, приведенном в Коране для мусульман за семь столетий до этого.

У многих людей сложилось мнение, что в принципе ад существует, но большинство из них попадет только в рай. Некоторые думают, что в ад попадают только те, кому давалось много шансов на исправление своих ошибок в земной жизни, но они это не сделали. И тогда только, душа попадает в ад. При этом все живущие люди убеждены в том, что они не так много согрешили в этой жизни, поэтому они попадут обязательно в рай.

Те люди, кто побывал в аду и вернулся оттуда, утверждают, что ад действительно существует точно так же, как существуют небо и звезды, и его нельзя отрицать.

Ни в одной религиозной книге вы не найдете место, где находится ад. Однако никто не хочет туда попасть, сгореть там заживо и мучиться в дальнейшем всю свою жизнь. Именно поэтому человек старается не признавать ада и в своих воспоминаниях с того света старается видеть только хорошее, а все плохое, что с ним там случилось, очень быстро стирается из памяти.

Человек вне зависимости будь то он бедный или богатый, после смерти получает право на жизнь: его душа начинает отдельно жить без тела этого человека в загробном мире. В раю бедняк успокаивается, а богач в аду мучается и просит воды «…чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо мучусь в пламени сем» (Лк. 16, 24). Ад действительно является местом величайших страданий.

Бог всегда непоколебим в своем решении, кого направить в ад, а кого в рай. И большинство из ныне живущих попадут в ад, так как много грешат. Так что не стоит надеяться, что многие из нас попадут в рай.

Из книги Книга 21. Каббала. Вопросы и ответы. Форум-2001 (старое издание) автора Лайтман Михаэль

История в Торе – не история, а руководство к действию Вопрос: Если Тора рассказывает о духовном, а не о том, как зарезать, допустим, корову, и не об истории, значит ли это, что все исторические описания выдуманы ради их духовного соответствия?Ответ: Ни в коем случае. Все, о чем

Из книги Толковый Типикон. Часть II автора Скабалланович Михаил

История Нужно было богатое развитие праздничного ритуала, чтобы могла возникнуть мысль о такой службе. Некоторые списки и полных Иерусалимских уставов XIII в., например, грузинский Шиомгвимского монастыря, еще не имеют малой вечерни. Но греч. уставы XIII в. Моск. Севаст. библ.

Из книги Православие автора Иванов Юрий Николаевич (2)

История Утренние воскресные Евангелия в нынешнем их составе имеют уже ркп. богослужебного Евангелия VIII в., например греч. Моск. Синод. библ. № 42, XLIII, 11, л. 241–246 . Упоминание о чередовании 11 воскресных Евангелий есть в Студ. XI в., Евергетид., груз. и греч. ркп. Иерус.

Из книги История дзэн-буддизма автора Дюмулен Генрих

История их Настоящее исполнение 50 псалма - самый цельный остаток древнейшего способа пения для каждого псалма, когда требовалось каждый псалом заключать славословием Св. Троице и к каждому стиху припевать что-нибудь (Вступ. гл., 157).По 12 пр. 4 Толедского Собора 633 г. «в

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

История Воскресные кондаки и икосы - самые поздние по времени происхождения воскресные песни: упоминания о них начинаются только в ркп. XI в., а нынешнего своего места на утрене и часах они не имеют и в нек. ркп. XVI в. Евергетидский устав не знает еще их: по 6 песни канона на

Из книги Есть я? Я есть. автора Ренц Карл

История Чтение мученических актов в день памяти мучеников еще во II–III в. было в обычае, а в IV в. получило всеобщее распространение (Вступ. гл., 68, 174), составляя, конечно, видную и значительную часть тогдашнего небогатого материалом богослужения для таких дней. Еще и

Из книги Люди и фразы [сборник] автора Десницкий Андрей Сергеевич

История Студийский и Евергетидский уставы не указывают образа исполнения для песни Богородицы, давая этим основание думать, что здесь не было разницы с другими библейскими песнями, т. е. что песнь пелась, как и другие. Ничего не говорят об образе исполнения песни и древн.

Из книги Доказательства существования ада. Свидетельства переживших смерть автора Фомин Алексей В.

История Ексапостиларий упоминается в Ипотипосисе и Диатипосисе . В иерусалимском «Последовании» IX–XII в. он указан на нынешнем месте утрени, с присоединением подобна или замечанием «самогласен», иногда с указанием

Из книги автора

История Составлены воскресные ексапостиларии (вероятно, с их Богородичными), как показывает и надписание их в Октоихе, Византийским императором Константином VII Порфирородным (912–959 г.), сыном императора Льва VI Мудрого, автора евангельских стихир. Такое авторство

Из книги автора

Из книги автора

2. История Христианства – история Европы О том, как христиане завоевали РимИсторически христианство как термин и общественное явление возникло в I веке. Первые ученики и последователи Иисуса Христа были евреями по национальности и иудеями по религиозному признаку.

Из книги автора

История Дзэн – это учение о просветлении, зародившееся на основе буддийского мистицизма. Несмотря на то что практика дзэн лежит вне пределов рациональных категорий, это не избавляет нас от необходимости прибегнуть к тщательному историческому анализу условий его

Из книги автора

Из книги автора

5. Это не твоя история, это его история (his-story) Вопрос: Может ли быть движение без этого "я"?Карл: "Я" необходимо, необходим кто-то, кто называет что-то движением. Необходима история прихода и ухода и это "я". Приход и уход являются страданием, историей. А истории необходимо "я".

Из книги автора

История История повседневности Сегодня в России довольно популярны книги французского историка Филиппа Арьеса (1914–1984) «Ребенок и семейная жизнь при старом порядке» и «Человек перед лицом смерти». Впрочем, не совсем точно будет называть его французским историком.

Из книги автора

История ада Ад довольно часто представляется и описывается как самый ужасный кошмар, который может увидеть человек, попавший на тот свет. Наоборот, многие религии мало говорят о реальном, наказывающем аде и часто полностью исключают ад как возможный вариант жизни после



Новое на сайте

>

Самое популярное