Домой Гинекология Дневник наблюдения за кошкой. Наблюдение на прогулке за кошкой в средне-старшей группе

Дневник наблюдения за кошкой. Наблюдение на прогулке за кошкой в средне-старшей группе

(данный дневник, изрядно погрызенный, был найден бабушкой Валей под подстилкой, на которой спал домашний кот Васька)

На каникулы нам задали вести дневник наблюдений за живой природой. Сначала я вел наблюдение за кактусом. По-моему, он не совсем живая природа. Потому что я каждый день пересчитывал колючки, и за месяц ни одной не прибавилось.
Тогда я решил поменять объект наблюдения. Целый месяц я буду у бабушки в гостях, чтобы наблюдать за ее котом. Потому что дома ни одной живой природы, кроме кактуса, нет (Родители не считаются).

1 июля.
Объект наблюдения: кот.
Характеристика объекта: серый кот с серыми полосками (полоски немного темнее, чем сам кот). Кличка – Васька. Отзывается на: Ваську, кис-кис, Вась-Вась. Издает звуки: мяу (когда голодный) и мур-мур (когда его гладят). Глаза зеленые. Характер вредный. Когти острые (очень).

2 июля. Исследовал рацион объекта (то, что он ест). Предварительный опрос показал, что рацион объекта состоит из рыбной похлебки и рыбы вареной. Исследования провел во время обеда, то есть, скармливал объекту различные продукты. Выяснил, что объект ест: мясо из супа, колбасу, сырую картошку, свежий огурец (немного). Не ест: творог, хлеб, кашу манную, клубнику. Ест ли котлету, выяснить не удалось, потому что бабушка запретила давать ее объекту, мотивируя запрет тем, что объект «совсем избалуется». Отложил дальнейшие исследования рациона до более подходящего времени.
Вывод: Кошки едят не все, что едят люди. Обратное пока не изучено.

3 июля. Объект поймал живую мышь. Бабушка мышей боится, поэтому восприняла принесение объектом мыши на кровать как личное оскорбление. По просьбе бабушки я отвлек объект, в результате чего мышь убежала под кровать и забилась в щель между стеной и плинтусом. Бабушка сказала, что теперь будет бояться уснуть, потому что мышь обязательно придет к ней ночью. Поэтому под кровать была поставлена мышеловка («и это при живом-то коте»), в которую примерно через полчаса попалась та же самая мышь. Бабушка выпустила ее в сад. Еще через полчаса объект принес на бабушкину кровать все ту же мышь, которая опять сбежала.
Вывод: мыши не входят в рацион объекта.

4 июля. Ночью бабушка почти не спала, ожидая нападения мыши. Объект изучения преспокойно дрых в кресле и не обращал внимания на бабушкино ворчанье, делая вид, что он тут ни при чем.
Вывод: у котов очень крепкие нервы.

5 июля. Тайком от бабушки дал объекту котлету. После чего объект весь день не отходил от меня ни на шаг. Бабушка, не зная истинной причины такого поведения объекта, умилялась и говорила, что дети и животные понимают друг друга с полуслова.
Вывод: котлеты – любимое блюдо объекта.

6 июля. Бабушка заметно ревнует ко мне объект изучения и удивляется, почему он отказывается от обычной рыбной похлебки. Вечером она застукала меня за скармливанием объекту очередной котлеты. Объект был отшлепан, я отруган, котлета отобрана.
Вывод: рацион объекта необходимо согласовывать с бабушкой.

7 июля. Объект вновь отказался от рыбной похлебки, а после обеда стащил со сковородки куриную ногу, сдвинув головой тяжеленную чугунную крышку. Бабушка с криком «помогите, грабят» бросилась за объектом и загнала его в угол, где пыталась отобрать ногу. Объект сердито урчал и ногу не отдавал. В борьбе животного и человека победил человек, и нога была водворена на место. Правда, в конечном итоге победило животное, потому что, после того, как нога была стащена третий раз, бабушка сдалась.
Вывод: у объекта сохранились хищнические инстинкты.

8 июля. Бабушка обнаружила дневник наблюдений и заметила, что у объекта сохранились хищнические инстинкты только в отношении куриной ноги, а в отношении мыши, которая вот уже третью ночь не дает бабушке нормально выспаться, они почему-то исчезли. После того, как мышь была обнаружена бабушкой сидящей на кухонном столе, объекту был сделан выговор, а бабушкой выпито три стакана валерьянки. Объект, не обратив на мышь должного внимания, обратил его на валерьянку.
Вывод: продолжить изучение странной тяги объекта к валерьянке.

9 июля. Объекту предъявлен пузырек с валерьянкой. Пузырек обнюхан, облизан и погрызен объектом, после чего объект стал кричать низким утробным голосом и метить шторы и ножки стола. Бабушка сказала, что я своими исследованиями сведу кота с ума, а ее – в могилу.
Вывод: тягу объекта к валерьянке и его странное поведение объяснить не могу, но исследования в этом направлении по настоянию бабушки придется свернуть.

10 июля. Объект ушел из дома утром и весь день не появлялся. Вечером бабушка сказала, что готова скормить объекту все котлеты, лишь бы он вернулся. Потом мы пошли искать объект и пугали прохожих криками «кис-кис» и «Васька, куда ты пропал, зараза этакая». Из одной калитки выглянул небритый дяденька и ответил: «Я здесь». Больше ни один Васька не отозвался.
Вывод: объект очень дорог бабушке.

11 июля. Объект не вернулся. Утром я написал кучу объявлений о том, что нашедшему серого кота Ваську гарантируется вознаграждение, и развесил их на ближайших фонарных столбах. К вечеру в дом стали приходить разные люди с разными же котами. Ни один из них не оказался Васькой (я про котов, потому что у людей имен не спрашивал). Сначала бабушка умилялась, как много у нас хороших отзывчивых людей, но выяснилось, что хорошие люди отозвались на фразу о вознаграждении. Но бабушка не собиралась вознаграждать за чужих котов, поэтому мне пришлось снимать все объявления. Когда я вернулся, бабушка отбивалась от последнего посетителя и принесенного им нахального рыжего кота, норовившего прошмыгнуть в дом. Вечером я слышал, как бабушка тихонько всхлипывала и укоряла мышь в том, как несправедлива жизнь – мышь жива и здоровехонька, хотя ее мог бы съесть кот, а кота до сих пор нет, а вдруг его кто-то съел. Мышь отвечала сочувственным попискиванием.
Вывод: в конце концов, чтобы бабушка не очень тосковала, можно приручить мышь.

12 июля. Бабушка смирилась с присутствием мыши, которая ест Васькину рыбную похлебку, почти не скрываясь, и только причитала: вот, мол, до чего дело дошло, один кошачий обед ест другой кошачий обед.
Васька появился вечером, грязный и худой. Бабушка схватила его в охапку, заплакала от радости и все норовила поцеловать. Кот вырвался из ее объятий и бросился к миске, как бы говоря: сначала бы накормила добра молодца, потом в бане искупала, а потом все остальное. Он отогнал мышь от миски, доел то, что в ней осталось, потом - тройную добавку плюс две котлеты. Поскольку Васька был очень грязный, мы с бабушкой решили его вымыть. Купание продлилось довольно долго. Истошные Васькины вопли заглушались бабушкиными криками «держи крепче, а то вырвется». После купания кот стал немного чище, а мы с бабушкой были с ног до головы мокрые. Остаток вечера мы мазали йодом царапины, а кот сох, завернувшись в любимый бабушкин плед, и даже не обращал внимания на шуршание мыши под кроватью.
Вывод: объект не любит мыться. Когти у объекта после трехдневного отсутствия стали намного острее.

13 июля. Объект кругами ходит вокруг моего дневника. Похоже, что я пролил на дневник немного валерьянки. Меня не оставляют нехорошие предчувствия. Да и число сегодня какое-то несчастливое.

(Приписка рукой бабушки Вали)
Васька избаловался совершенно, ест только котлеты и позволяет мышатам играть с его хвостом. Да ладно, пусть его, лишь бы не пропадал!

Введение ……………………………………………………………………………… 2

I .Теоретическая часть

    1. 1.1.Из истории происхождения и одомашнивания кошек…………………………………………………………………………4

      1.2.Характеристика биологических особенностей семейства кошачьих……………………………………………………..........................4

1.3.Особенности поведения …………………………………………….5

1.4.Народные приметы, по которым можно определить погоду

на завтра……………………………………………………………………....7

II .Практическая часть

Исследование зависимости поведения домашних кошек от температуры воздуха.

2.1.Методы и объекты наблюдений………………………………………9

2.2. Характеристика объектов наблюдения……………………………..9

2.2.Результат и анализ исследования……………………………………10

Заключение …………………………………………………………………...15

Список литературы ………………………………………………………….17

Приложение …………………………………………………………………..18

Введение

Меня всегда интересовали кошки, потому что с раннего детства они всегда были рядом со мной. Любимей животных у меня нет, это самые удивительные существа, которые когда-либо так успешно сосуществовали с человеком. Не перестаю удивляться их грациозности, самостоятельности и независимости. Кошки преспокойно могут жить без общения с человеком, а вот человеку без кошки в наше время, полное стрессов, обойтись трудно.

Не представляю себе, как бы я жила сейчас без своей кошки Кнопы. Научилась я за ней ухаживать, правильно кормить, воспитывать, приучать к порядку и следить, чтобы она ничего не сделала плохого. Когда нам предложили выбрать тему для проекта, ни минуты не сомневаясь, свой выбор остановила на моих любимых животных.

Кошки от природы ласковые создания, нуждающиеся в физическом контакте с другими кошками, с другими животными или людьми. Они чутко реагируют на ласку, поглаживания или объятия и сторицей вознаградят вас любовью и преданностью. Кошка может быть другом, который научится реагировать на ваше настроение. А если вы заболеете, она весь день не сойдёт с вашей постели, радуясь, что сидит рядом. Если вы счастливы, кошка тотчас улавливает ваше расположение духа и приглашает вас поиграть с ней. Из-за своих привычек и особенностей, очень характерных, непохожих на особенности других домашних животных, кошка и стала моей любимицей. Поэтому, наблюдая за разными котами, я заметила, что они по-разному себя ведут в зависимости от того, какая на улице погода, и поэтому я решила проверить, могут ли наши кошки предсказывать погоду.

Цель : изучить изменения в поведении кошек в зависимости от погодных условий.

Задачи :

    Изучить биологические особенности кошки домашней.

    Провести наблюдения за кошками, выявить изменения в поведении.

    Сравнить полученные результаты с изменениями погоды.

Гипотеза : по поведению кошек можно предсказывать изменения погоды.

Объект исследования : кошка домашняя.

Предмет исследования : поведение кошек.

В работе использовались методы исследования :

Наблюдение,

Систематизация,

Обобщение.

I .Теоретическая часть

1.1. Из истории происхождения и одомашнивания кошек

«… кошки произошло примерно 9500 лет назад на , где зародились и развивались древнейшие человеческие цивилизации. Одомашнивание кошки началось при переходе человека к оседлому образу жизни, с началом развития земледелия, когда появились излишки пищи, и возникла необходимость их сохранения и защиты от грызунов. И в настоящее время кошка является одним из самых популярных …». [ 3 ]

Несмотря на то, что одомашнивание кошек произошло достаточно давно, большинство из них способны выживать в условиях нахождения вне человеческого жилья, пополняя ряды вторично одичавших животных, так как в условиях бродячей жизни кошки обычно быстро повторно дичают. Вторично одичав, они часто живут уединённо и охотятся в одиночку, но иногда образуют небольшие из нескольких самок с котятами.

1.2. Характеристика биологических особенностей

семейства кошачьих

«…Температура тела кошки считается нормальной при показаниях 38-39,5° С. Обычный пульс кошки - 100-120 ударов в минуту. Частота дыхания у молодых кошек составляет 40 дыхательных движений в минуту, а в среднем 20-30. Очень часто животное может высовывать язык, так у него нормализуется теплообмен...». [ 1 ]

Усы кошек - видоизмененные волосы, у основания которых находятся нервные окончания, и потому они сверхчувствительны к прикосновению.

Если отрезать у кошки усы, то этим поставишь ее в крайне неприятное положение: она делается беспомощной, обнаруживает заметное беспокойство и неуверенность, которые по мере отрастания усов пропадают.

Чуткие уши улавливают звуки, недоступные человеческому уху. Они слышат малейший шорох на большом расстоянии и правильно оценивают его происхождение. Могут различать самое осторожное, незначительное шуршание почвы под ногами животного и могут посредством слуха находить добычу, даже не видя ее, хотя ушные раковины у них редко бывают большими.

Зрачки круглых глаз расширяются, чтобы впустить максимальное количество света. Отражающий слой на дне глаза усиливает свет.

Типичным представителем семейства кошачьи является домашняя кошка.

1.3.Особенности поведения

О кошках мы часто говорим, что они спят, едят, спят, едят и снова спят. Действительно, «…взрослые кошки спят до 16 ч в сутки. И это еще одна их биологическая особенность. Цитата доктора Клейра, владеющего в населенном пункте Кроули графства Суссекс небольшой ветлечебницей для мелких домашних животных: «Их способность спать просто восхищает. Каждый этап они выполняют с особой тщательностью, ничего не пропускают. Сначала выбирают безопасное место, повыше над землей, такое, чтобы оно было теплым, мягким и желательно включало бы в себя угол. Потом сооружают удобное гнездышко из подушки (или чьих-то колен). Затем потягиваются, растягивая при этом каждый мускул до предела, и расслабляются. И наконец, успокаиваются на приготовленном месте. И нет ничего удивительного в том, что после такой подготовки засыпают они легко и быстро…».. И действительно, они покоятся в объятиях Морфея практически до 16 часов в сутки, именно поэтому создается впечатление, что они только едят и спят.

«…Кошачий хвост – лучший, точнейший «прибор» для оценки настроения животного. Характер и сила эмоций кошки прекрасно считывается по показаниям этого «измерителя». Подергивание кончика хвоста означает нервное, обеспокоенное состояние кошки. Испытывая досаду, гнев или боевой задор, животное станет бить хвостом по земле или по полу, а, испугавшись, опустит его или зажмет между задними лапами. Зато хвост, возведенный кверху, показывает доброе и веселое состояние хозяина…».

Кошачьи – быстрые и искусные охотники. Они могут подкарауливать добычу из засады, могут преследовать ее или медленно подкрадываться к ней. Обычно они охотятся ночью и видят в темноте примерно в 6 раз лучше, чем человек.

По меньшей мере, час в день, кошки посвящают своему туалету, вылизывая мех шершавым, как, терка, языком. Это процедура помогает им охлаждать тело в жаркую погоду. Когда она пьет, то загибает язык крючком и быстро забрасывает им капли жидкости в рот. Кошка не отхлебывает воду, а лакает. У взрослой кошки 30 зубов.

Кошки спят вдвое больше других млекопитающих, проводя три четверти суток во сне. Некоторые отделы мозга активно работают и во время сна. То есть он никогда не отключается. Длительность сна определяет уровень жизни кошки и ее условия. Например, задача уличной кошки оберегать свои владения, ловить добычу и размножаться. Они, конечно, меньше спят. А домашние кошки, особенно стерилизованные, ведут спокойный образ жизни, поэтому и любят поваляться и поспать.
Если кошке не давать спать, то она становится агрессивной, начинает плохо есть и зачастую становится воинствующей.

В домашних условиях кошки любят играть с небольшими предметами: мячиками, клубками ниток, палочками, скомканной бумагой, специальными игрушками для кошек. Нередко кошек привлекают болтающиеся и подвешенные предметы, так как они обладают способностью двигаться в воздухе, чем имитируется охота кошки на птиц. Особенно склонны к играм котята, у которых уже есть охотничьи инстинкты, но ещё нет навыков охоты и точной координации движений. Домашние кошки играют в любом возрасте.

Кошке необходима независимость и свобода. Домашняя кошка считает человека в некоторой степени родственником, в то же время, осознавая свою независимость от него в некоторых вопросах, поэтому в сознании кошки хозяин занимает значительное место. Жизнь же рядом с человеком обеспечивает безопасность и защиту территории – вряд ли кто приведёт в свою квартиру стаю уличных котов. Готовый стол и дом позволяют кошке уделять меньше внимания охоте ради утоления голода.

Характер домашних кошек в некоторой степени зависит от их окраски. Чёрные кошки очень нервные, чувствительны, любопытны, весьма любят ласку. Чёрно -белые общительны, легко привязываются к хозяевам, быстро находят контакт с детьми. Полосатые, напротив, скрытны, замкнуты, ценят свободу и независимость, избегают контактов не только с человеком, но и с их сородичами. Рыжие и бело-рыжие уважают покой, домашний уют и, как правило, флегматичны. Белые капризны, обидчивы и больше других подвержены инфекционным заболеваниям.

1.4.Народные приметы, по которым можно определить погоду

на завтра

Народные приметы - это ненаучно (а чаще всего и научно) обоснованные наблюдения в форме краткого вывода, основанного на прошлом опыте, на протяжении длительного периода времени. Критерием научности здесь служит повторяемость и логическая оценка явлений. За поведением кошки внимательно наблюдали и по определенным приметам судили о предстоящих событиях.

«…Согласно народным поверьям, «Кошка чувствует всевозможные перемены - как к хорошему, так и к худому». Считается, что, наблюдая за поведением кошки, можно предсказывать погоду. У русского народа с этим любимым зверем связано много разных примет, которые во многом переплетаются с приметами других народов.

Кошка крепко спит или брюхом кверху - к теплу и жаре.
Спит мордочкой под брюхо - к непогоде или холоду .
Свертывается клубком - к морозу.
В печку садится - к стуже на дворе.
Распускает хвост - к метели.

Лижет хвост - к метели.
Лижет хвост, прячет голову - к ненастью и дождю.
Лижет лапу, моется - к вёдру (солнцу).
Лижет лапу и приглаживает шерсть на голове - будет хорошая погода.
Вылизывает шкуру - к ненастью.
Заднюю лапу поднимает - к дождю.
Чешет за ухом - к дождю или снегу.
Скребёт лапами стену - к ветру непогожему .
Пол скребёт - к метели, вьюге, ветру.
Точит когти о ножку стола - погода переменится.
Чихает кот - к дождю.

Если кошка лежит животом вверх или три раза обведёт лапой вокруг мордочки, то будет хорошая погода . (Грузинская примета).

Если кошка лежит спиной к очагу - быть грозе.

Когда кошка моется, повернувшись к востоку, это предвещает хорошую погоду , а если к западу - худую погоду . (Сербская примета).

Кошки моются лапками, повернувшись в ту сторону, откуда подует ветер (Болгарская примета )…».[ 8 ]

II .Практическая часть

Исследование зависимости поведения домашних кошек от температуры воздуха

2.1. Методы и объекты наблюдений

Наблюдения велись с 24 декабря 2012 года по 23января 2013 года включительно с 21.00 до 22.00. часов. Оценивалось поведение 10 домашних кошек, принадлежащих разным владельцам.

Наблюдения проводились одновременно по методике, разработанной специалистами экологического центра в 2008 году. Ежедневно в этот промежуток времени владельцы кошек фиксировали все поведенческие акты, совершенные животным. Учитывалось законченное действие: сон, прием пищи, передвижение. Далее все данные заносились в дневники наблюдений, на основании которых оформлена сводная таблица суммарных значений (Приложение1) . По ней анализировали данные исследований. Из всего вышеперечисленного формировались выводы.

2.2. Характеристика объектов наблюдения

Наблюдения проводились над кошками разного происхождения, разного пола и возраста, физического состояния:

    Кошка Кнопа, русская голубая (1,5 года). (Приложение 4)

    Кот Эмиль, беспородный (2 года). (Приложение 4)

    Кот Яша, беспородный (2 года). (Приложение 5)

    Кот Пушистик, беспородный(2 года). (Приложение 5)

    Кошка Чита, беспородная(3 года). (Приложение 6)

    Кошка Ася, беспородная (3 года). (Приложение 6)

    Кот Макс, беспородный (4 года). (Приложение 7)

    Кошка Амалия, беспородная (4 года). (Приложение 7)

    Кот Снежка, кастрированный сиамский (5 лет). (Приложение 8)

    Кот Мурзик, беспородный (5 лет). (Приложение 8)

Учитывались следующие показатели поведенческих реакций:

    Спит в теплом месте, нос спрятан.

    Спит, вытянувшись во весь рост.

    Спит, свернувшись клубком, нос не спрятан.

    Сидит спокойно.

    Ест, пьет.

    Умывается.

    Чешет за ухом.

    Играет.

    1. 2.3. Результаты и анализ исследования

    Дневники наблюдений за кошками заполнялись с помощью их владельцев, которые каждый день отмечали их в таблице. Затем я провела математическую обработку результатов (Приложение 1) и сравнила зависимость поведения животных от температуры воздуха на основании данных изменения температуры воздуха в г.Тара /период с 24 декабря по 23 января 2013 года/ (Приложение 2) .

    Анализируя данные графика и таблицы, делаю вывод, что с понижением температуры воздуха:

      Животное чаще находится в состоянии покоя.

      В начале периода, когда температура воздуха составляла -34 0 С ночью, все животные спали в теплом месте, спрятав нос. При повышении температуры воздуха этот показатель заметно снижается.

    Таблица 1

    Количество кошек, которые спали в теплом месте, нос спрятан

    День

    Коли-чество

    Рисунок 1 , которые спали в теплом месте, нос спрятан

    Количество кошек, которые спали, вытянувшись во весь рост увеличивается на пятый, девятый, пятнадцатый день наблюдений и достигает максимального количества на тридцатый день, когда температура воздуха составляла -7 0 С.

    Таблица 2

    Количество кошек, которые спали, вытянувшись во весь рост

    День

    Количество


    Рисунок 2 . График изменения количества кошек , которые спали, вытянувшись во весь рост

    При повышении температуры воздуха на третий день наблюдений восемь из десяти кошек спали, свернувшись клубком, нос не спрятав. Их количество так же увеличивалось на семнадцатый и последний день наблюдений.

    Таблица 3

    Количество кошек, которые спали, свернувшись клубком, нос не спрятан

    День

    Количес-тво


    Рисунок 3 . График изменения количества кошек , которые спали, свернувшись клубком, нос не спрятан

    Двигательная активность кошек сохранялась примерно на одном уровне, что свидетельствует о том, что это может зависеть больше от образа жизни хозяев, темперамента самого животного, чем от изменения атмосферного воздуха.

    Таблица 4

    Количество кошек, которые сидели спокойно

    День

    Количество


    Рисунок 4 . График изменения количества кошек, которые сидели спокойно.

    Количество пищи так же не зависело от изменения температуры воздуха на улице, скорее от двигательной активности самих животных, возраста и пола животного. Таким образом число приемов пищи у котов выше, чем у кошек.

    День

    Количество

    Таблица 5

    Количество кошек, которые пили и ели

    Рисунок 5 . График изменения количества кошек, которые пили и ели

    Умывались кошки в разном количестве, что не дает возможность связать эти показатели с изменениями температуры.

    Таблица 6

    Количество кошек, которые умывались

    День

    Количество


    Рисунок 5 . График изменения количества кошек, которые умывались

    Таблица 7

    Количество кошек, которые чесали за ухом

    День

    Количество


    Рисунок 7 . График изменения количества кошек, которые чесали за ухом

    Количество игравших кошек так же больше говорит о характере, темпераменте животного, чем об изменениях погодных условий.

    Таблица 8

    Количество кошек, которые играли

    День

    Количество


    Рисунок 8 . График изменения количества кошек, которые играли

    Заключение

    Гипотеза подтверждена. Кошки действительно реагируют на изменение температуры воздуха.

    На активность кошек могут влиять различные факторы.

    Например: режим дня владельца, особенности темперамента животного, температура воздуха в помещении. Большинство кошек, как мы видим, демонстрируют изменения поведения от температуры воздуха на улице. Видимо, они реагируют на связанные с этим изменения атмосферного давления.

    Следующие выводы можно сделать, только сравнивая результаты наблюдений за кошками в нескольких повторностях (в нашем случае их десять), наблюдая только за своей кошкой, таких выводов не сделаешь.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

      Литенецкий И. Б. Изобретатель – природа. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Знание, 1986

      Непомнящий Н. Кошки. - М., 1991

      Теремов А., РохловВ. Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей.-М.:АСТ_ПРЕСС,1999

      Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные в доме. – М.: «Издательство «Олимп», «Издательство АСТ», 2001.

    Интернет-ресурсы:

      . Прогноз погоды

      . Кот и кошка.

      Сайт о кошках.

    Приложение 1.

    Таблица 1. Суммарные значения результатов наблюдений.

    Число месяца

    День наблюдения

    Спит в теплом месте, нос спрятан

    Спит, вытянувшись во весь рост

    Спит, свернувшись клубком, нос не спрятан

    Сидит спокойно

    Ест, пьет

    Умывается

    Чешет за ухом

    Играет

    Температура

    день

    Явления

    Температура

    вечер

    -23

    -27

    -27

    -18

    -19

    -7

    -7

    -17

    Явления

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    Приложение 2

    Дата

    24

    25

    26

    27

    28

    29

    30

    31

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

    21

    22

    23

    День

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

    21

    22

    23

    24

    25

    26

    27

    28

    29

    30

    31

    Темпе-ратура

    /день/

    -26

    -27

    -25

    -14

    -9

    -7

    -11

    -10

    -7

    -15

    -19

    -17

    -18

    -21

    -20

    -24

    -20

    -16

    -24

    -17

    -16

    -17

    -15

    -19

    -22

    -28

    -18

    -20

    -16

    -7

    -4

    Явления /снег/

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    Темпе-ратура

    /вечер/

    -34

    -34

    -29

    -12

    -7

    -8

    -9

    -11

    -12

    -19

    -22

    -17

    -21

    -27

    -25

    -27

    -19

    -20

    -25

    -18

    -14

    -13

    -28

    -23

    -27

    -27

    -18

    -19

    -7

    -7

    -17

    Явления /снег/

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    Приложение 3

    Приложение 4

    Фото 1. Кошка Кнопа.

    Фото автора

    Фото 2 . Кот Эмиль.

    Фото автора

    Приложение 5

    Фото 3 . Кот Яша.

    Фото автора

    Фото 4 . Кот Пушистик .

    Фото автора

    Приложение 6

    Фото 5 . Кошка Чита .

    Фото автора

    Фото 6 . Кошка Ася.

    Фото автора

    Приложение 7

    Фото 7. Кот Макс.

    Фото автора

    Фото 8. Кошка Амалия.

    Фото автора

    Приложение 8

    Фото 9 . Кот Снежка

    Фото автора

    Фото10 . Кот Мурзик

    Фото автора


Цель: закрепить представление у детей характерных особеннос­тей кошки.

Ход наблюдения.

Мягонькие лапки,

А в лапках - цап-царапки.

Обратить внимание детей на настороженные уши у кошки - она может улавливать любой шорох. У кошки большие глаза, которые хорошо видят в темноте. Она чувствует - холодная или горячая пища. У кошки мягкие подушечки на лапках. Она может тихо, не слышно подкрадываться. Показать детям, как кошка лазает по забо­ру, дереву выпуская когти.

Отворилась тихо дверь,

И вошел усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко,

И умылся серой лапкой.

Берегись мышиный род,

На охоту вышел кот.

Трудовая деятельность :

Цель:

Подвижная игра: «Дед Мороз».

Выносной материал по сезону.

Декабрь.

Наблюдение за метелью.

Цель – дать представление о движении снега в ветреную погоду.

Гуляю в поле,

Летаю на воле,

Кручу, бурчу,

Знать никого не хочу.

Вдоль снега пробегаю,

Сугробы наметаю. (Метель.)

Посмотрите внимательно, что происходит со снегом? Снег перемещается с одного места на другое и задерживается там, где есть препятствие, поэтому образуются сугро­бы. Метель это плохо Оголя­ются корни деревьев - могут замерзнуть, сдувается снег сполей и грядок, появляются непроходимые сугробы, нельзя идти гулять.

Кто это, воя, без крыльев летает

И без метелки следы заметает?

Лепит сугробы из снежного теста, -

Передвигая их с места на место. (Метель.)

Подвижная игра: «Веселей детвора».

Декабрь.

Наблюдение за легковым транспортом

Цель: закреплять знания об автомобилях, уметь различать их по назначению.

Мчатся бешено машины -

По шоссе шуршат их шины.

И в несущейся лавине

Слышен шепот - шу-шу-шу.

Это шина шепчет шине:

Я спешу, спешу, спешу".

Назовите автомобили, которые вы видите на проезжей части. Чем полезен транспорт? (Быстро доставят людей в лю­бую часть города.)Чем вреден транспорт? (Сигналят по утру, мешают спать, выделяют выхлопные газы.)

Какие машины больше шумят и больше загрязняют ат­мосферу? (Грузовые.) Каких автомашин больше?

Трудовая деятельность : Сгребание снега для строительства снежного домика для куклы.

Цель: побуждать оказывать помощь взрослым.

Подвижная игра: «Мыши водят хоровод».

Выносной материал по сезону.

Декабрь.

Наблюдение за солнцем.

Цель: продолжать знакомство с природными явлениями;дать понятие о признаках зимы.

Ход наблюдения

Декабрь холодный месяц года со снегопадами и сильны­ми морозами. На реках в это время толстый лед. Ветки на деревьях и кустарниках хрупкие. День продолжает убывать. Предложить детям понаблюдать за солнцем. Отметить, какой сегодня день, солнечный или пасмурный? Прячется ли солнце за тучи? Как греет солнце? (Солнце светит, но не греет.)

Трудовая деятельность : Сгребание снега лопатками.

Цель: побуждать оказывать помощь взрослым.

Подвижная игра: «Мыши водят хоровод».

Выносной материал по сезону.

Декабрь.

Следы птиц на снегу.

Цель: закреплять умение распознавать птичьи следы на снегу.

Кто прошелся по дорожке

И оставил здесь свой след?

Это птичка-невеличка,

А зовут ее... (синичка)

Предложить детям рассмотреть следы на снегу возле кормушки. Как вы думаете, чьи это следы животных или птиц? Почему на снегу остаются птичьи следы? (Под лапками, от тяжести тела птицы, ломаются лучики холодных снежинок.) Предложить определить, каким птицам принадлежат следы на снегу. Как вы думаете, что можно узнать о птице по ее следу? (Размер птицы; как она передвигалась, в каком направле­нии; делала ли остановки.)

Трудовая деятельность: Накормить птичек.

Подвижная игра: «Дед мороз».

Выносной материал по сезону.

ЯНВАРЬ

Наблюдение за снежинками.

Цель : Формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении - снегопаде; развить чувство прекрасного.

Беседа

Не вымыт, а блестит,

Не поджарен, а хрустит. (Снег.)

Привлечь внимание детей к падающему снегу: «Посмотрите, дети, как идет снег, как тихо падает он на землю. Куда он еще падает?» Предло­жить протянуть руки, посмотреть, как на них ложится снег. Обратить внимание на красоту снежинок, на то, что они не похожи одна на другую. Предложить найти самую красивую снежинку - большую и малень­кую. Что происходит со снежинкой, когда они попадают на руки?

У меня никогда не было кота. Ни в детстве, ни после. Но после третьего десятка судьба наконец смилостивилась, и теперь я могу наблюдать это животное вблизи. И записывать свои наблюдения о нем, для потомков.

Не то чтобы я специально заинтересовался именно котами. Скорее мне интересен новый опыт. Интересно узнать, как простой кот воспринимает ткань бытия и свое место в ней.

Дисклеймер: если у вас есть свой кот, то, вполне возможно, что читать это вам будет не очень интересно. Вы все про котов и так знаете.

Откуда кот? Зачем кот?
На самом деле точно неизвестно. Известно только, что с котом нам повезло, в том смысле, что он сразу большой и воспитанный. Насколько может быть воспитанным полудикое садово-огородное животное.

Фактически, кот прилагался к дому, однако в инвентарной описи его не было.
О том, что у нас есть кот мы узнали от соседа.
Диалог был примерно такой:
- А чей это кот тут ходит?
- Ваш кот.
- Наш? Ну ок.


Социальный интеллект
Термин Social Intelligence появился в 1920-х, но русская википедия о нем пока не знает. Но не суть. Важно признать, что у меня он низкий, а у кота высокий.

Тот же сосед рассказал, что кот раньше принадлежал прежним владельцам дома, но потом они завели собаку. Кота расстроил такой поворот событий и он откочевал через пару домов жить у доброй женщины, которую мы не знаем.

Что говорит о недюжих социальных навыках этого животного, умении самостоятельно устраивать свою жизнь и решать проблемы. Вот вы бы так смогли? Еще неизвестно. А кот смог.

У нас кот заводился тоже очень осторожно и последовательно. Сперва он просто заходил на территорию, посмотреть, что это за люди. Сидел на заборе, когда мы работали в саду или тусил с гостями. Когда его приглашали, ненадолго заходил в дом, осматривал все на первом этаже и уходил.


А потом, однажды ночью, я проснулся от того, что ММ толкала меня в бок. Я открыл глаза и увидел прямо на кровати, в ногах, кота. Кот тоже увидел, что я его увидел и поздоровался, сказав короткое: «Мр-мя». Возможно, кот не силен в математике, но он совершенно точно умеет интерпретировать поведение людей и знает, что нужно здороваться.


Язык
Где-то читал, что друг с другом коты в основном общаются языком тела, ушами, запахами и т.п. А мяучить они научились только для людей, которые жестами ушей не вполне владеют. Сложно судить, насколько это так, но некий голосовой прото-язык у кота точно есть.

Как минимум, кот здоровается и говорит «мр-мя», когда долго тебя не видел. Насколько долго? Когда как, но примерно как у людей. Еще кот противно мяучит когда выпрашивает вкусное.

Чаша мастера пуста. Наполни чашу мастера!


Ну и в целом кот вполне интерактивен.
Скотина эгоистичная, но чаще всего общительная.


Как зовут кота
Здесь я вас, наверное, шокирую, но это вообще кошка, чисто технически.
Однако вид у нее такой брутальный, что зовут ее Кот.
Иногда кота также зовут Шапка, Уши или Мяучило.

UPD: Нет, оказалось, что кот – это кот и есть.


Мастер Уши преподает искусство дзен не вставая с лестницы.
- Почему не вставая? Он же спускается иногда.
- Тогда он жрет и временно не обучает.


Сколько лет коту и когда у кота день рождения
Неизвестно. Для этого кота надо отнести к ветеринару, чтобы он считал котовый чип. Но пока на это никто не решился.


Блохи
Лучшие друзья кота. Поэтому кот на меня обижается когда я ему капли от блох на шиворот капаю.

Надо же, обыкновенный кот и туда же – обиделся!


Характер у кота
В целом смиренный и безобидный. Но иногда видно, что кот немного дикий. Если ногой под одеялом пошевелить, будто там крыса – кот бросается на крысу свирепо, без игровых сантиментов, с практическим расчетом убить крысу как можно скорее. И рыча как бультерьер. Маринь-Михална говорит, что домашние коты так не делают. В смысле делают, конечно, но без такой звериной свирепости.


В саду
Кот живет полноценной и насыщенной жизнью: ловит мышей, гоняет белок и иногда дерется с другими котами. Как кот расходится с лисицами точно не известно, мы пока не видели.


Шапки сушатся.


Кэтфлэп
Предмет забот кота. Иногда ночью в наш кэтфлэп лезут силы зла - соседские коты или даже лисы. Тогда кот отважно бросается защищать ресурсную базу и изгоняет противника.


Бэкап
Запасной дом у кота несомненно есть. Может даже два.

- «Ой, от кота пахнет духами! Понюхайте хвост!»


Больше всего на свете
Кот любит угоститься тунцом. Маринь-Михална говорит, что это ок и кот пока стройный. Но это нонсенс. Как сфера может быть стройной?


Спит
кот довольно много. Не 20 часов в сутки, как некоторые говорят, но все равно прилично. Я бы тоже так хотел научиться.


Лестнице сто лет в обед.


Уши дома? - Спят в шкафу.


Когнитивные способности кота
Оказались выше ожидаемого. Это то, чем кот нас действительно удивил.
Однажды я нарисовал портрет кота. Красками оставшимися от ремонта. Получилось немного наивно, но в целом похоже.

Через два дня кот свой портрет заметил. Эффект был неожиданным. Кот перестал есть из миски, подался назад и с нескрываемым волнением уставился на портрет. И смотрел на него долго и пристально. Очень волновался.

Потом я пару раз снимал картину со стены и подносил к коту поближе. Кот сперва топорщил загривок и пятился, но потом ее внимательно рассмотрел под разными углами, обнюхал и после этого навсегда потерял к нарисованным ушам всякий интерес.

Никогда бы не подумал, что обыкновенный кот способен распознавать нарисованные образы и понимать живопись.


Мастер Уши закинулся травой-кэтнипом и видит то, чего нет.


Прогноз
Футурологи во все времена были наивны и оптимистичны сверх меры. Можно даже сказать, что история футуролога ничему не учит. Либо, что футуролог необучаем. Но это ок, наивность - это то, чего все от футуролога ожидают.

Знаете, что будет, когда человечество окончательно освоит генную инженерию и модификацию тел? Победа над раком и запрограммированная гениальность? - официально как бы да (как и с интернетом). Но мы-то с вами знаем, что на самом деле, наигравшись в модификацию сисек и пенисов, следующим шагом человечество скрестит себя с котом.

Чтобы ушки и шерстка и лапки такие же были – мимими. Коты очень милы. А как им кайфно на солнце валяться! Человечество тоже так хочет.


Начнется эта зараза в Японии, как обычно, а потом перекинется на остальной мир. И еще все себе хвосты меховые будут прививать, чтоб лучше эмоции выражать. Но это будет в будущем. Возможно в далеком.


А пока Стивен Хокинг полагает, что путешествия назад во времени невозможны. Чтобы доказать это, Хокинг даже организовал вечеринку для путешественников во времени, а объявление о ней дал только на следующий день в своем твиттере. По его словам, на встречу в указанное время никто не явился. И все угощение пришлось отдать котам, которых в тот вечер собралось необычайно много прямо на лужайке перед домом ученого.


Чего и вам желаю.

С вами был человек-ядро.
Чао!

P.S> Фототехника: Canon 5D III, Sony a7r.
Обработка фото -

Цели: закреплять знания о том, что кошка - домашнее животное, млекопитающее, имеет определенные признаки;

воспитывать гуманные чувства к животным, которых приручил человек.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Хоть и бархатные лапки, Но зовут меня царапкой, Мышек ловко я ловлю, Молоко из блюдца пью. (Кошка.)

Рыжий кот осенними Листьями шуршит, Возле стога с сеном Мышек сторожит. Тихо притаился Он в траве густой И с кустами слился Шубкой золотой.

Почему кошка - домашнее животное?

Как выглядит домашняя кошка?

Чем питаются кошки?

Как называются детеныши кошки?

Какие породы кошек вы знаете?

Какую пользу людям приносят кошки?

Какие дикие звери являются близкими родственниками домашней кошки?

Докажите, что кошка - хищное животное.

Сравните способности и характеры собак и кошек.

Какие песни, стихи, загадки, сказки о кошке вы знаете?

Трудовая деятельность

Сбор урожая на огороде.

Цель: воспитывать чувство удовлетворения от собранного урожая.

Подвижные игры

Кто дольше простоит на одной ноге?, Жмурки.

Цель: учить быстро действовать при потере равновесия.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: закреплять навыки подскоков на месте (ноги врозь - вместе; одна вперед - другая назад).

Наблюдение за цветником

Цели: уточнять названия цветов с целью определения их строения (найти стебель, листья, цветки, корни);

побуждать к сравнительным высказываниям (растения все разные по высоте, форме, окраске листьев, запаху).

Ход наблюдения

Вьется пчелка над цветком, Вся в пыльце пушистой, На тычинках хоботком П ьет нектар душистый. Вокруг чашечки цветка Медленно кружится И, трудом утомлена, На лепестки ложится. Но работа в путь зовет, Дальше полетела, Вот еще один цветок -- В нем не будет дела, Это маленький бутон, Нежный нераскрытый.

Как устроен цветок?

Как называются цветы, которые растут на клумбе?

А что такое бутон? (Это тоже цветок, но еще не распустившийся.)

Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли? (Собрать семена.)

Трудовая деятельность

Сбор семян растений в разные пакеты.

Цель: учить различать зрелые семена от незрелых.

Подвижная игра

С кочки на кочку.

Цель: формировать навыки прыжков в длину.

Индивидуальная работа

Упражнение на равновесие.

Цель: учить вбегать и сбегать по наклонной доске.

Наблюдение за мухой

Цели: расширять знания и представления об особенностях внешнего вида мухи;

формировать реалистические представления о природе.

Ход наблюдения

Муха, муха - надоеда, Прилетела к нам к обеду. Видит муха: стол накрыт, По тарелкам суп разлит. Хлеб нарезан - можно есть. Только где же мухе сесть? Села муха на окошко, Съела муха хлеба крошку. Тряпкой муху мы прогнали: В гости мы тебя не звали!

Воспитатель задает детям вопросы.

Как выглядит муха?

Что помогает ей ловко ползать по стеклам, стенам и потолку?

Чем питается муха?

Есть ли дом у мух?

Почему мух называют вредными насекомыми?

Какие враги есть у мух?

Какие песни, стихи, загадки, сказки о мухе вы знаете?

Муху видел каждый. У нее огромные глаза, облегающие почти всю голову, ими муха великолепно видит, поэтому к ней нелегко подобраться.

Муха очень подвижная, ловкая, хорошо летает и ползает по гладким оконным стеклам и даже по потолку. На ее лапках есть специальные подушечки, они всегда слегка влажные и легко прилипают к гладким поверхностям.

Мухи очень вредные насекомые! Они летают по свалкам и помойкам и на своих лапках переносят болезнетворные микробы. Мухи разносят многие тяжелые инфекционные болезни. У них много врагов: пауки, лягушки, жабы, ящерицы.

Трудовая деятельность

Вскапывание земли на грядках.

Цель: учить подготавливать землю для посадки семян в следующем году.

Подвижные игры

Мышеловка, Лошадки.

Цель: развивать быстроту и выносливость.

Индивидуальная работа

Продолжительный бег в медленном темпе.

Цель: воспитывать выносливость, терпение.



Новое на сайте

>

Самое популярное