Домой Гастроэнтерология Где располагался храм святой софии. Собор Святой Софии в Константинополе – шедевр архитектуры Византии

Где располагался храм святой софии. Собор Святой Софии в Константинополе – шедевр архитектуры Византии

Это грандиозное архитектурное сооружение на берегу Босфора каждый год привлекает множество туристов и паломников из многих стран и с разных континентов. Движет ими осознание того факта, что простое описание Храма в Константинополе из школьного учебника истории не даёт полного представления об этом выдающемся памятнике культуры античного мира. Его необходимо увидеть своими глазами хотя бы один раз в жизни.

Из истории древнего мира

Даже самое подробное описание Храма Святой Софии в Константинополе не обеспечит всей полноты представления об этом архитектурном феномене. Без последовательного рассмотрения той череды исторических эпох, сквозь которую ему довелось пройти, вряд ли получится осознать всю важность этого места. Прежде чем он предстал перед нашим взором в том состоянии, в каком его могут видеть современные туристы, утекло много воды.

Собор этот изначально возводился как высший духовный символ Византии, новой христианской державы, возникшей на обломках античного Рима в четвёртом веке нашей эры. Но история Храма Святой Софии в Константинополе началась ещё до распада Римской империи на западную и восточную части. Самому этому городу, расположенному на стратегически важном рубеже между Европой и Азией, необходим был яркий символ духовного и цивилизационного величия. Император Константин I Великий понимал это как никто другой. И только во власти монарха было начать возведение этого грандиозного сооружения, не имевшего аналогов в древнем мире.

Дата основания храма навсегда связана с именем и периодом правления этого императора. Даже несмотря на то что фактическими авторами собора были другие люди, жившие гораздо позже, в эпоху правления императора Юстиниана. Из исторических источников нам известно два имени этих крупнейших архитекторов своей эпохи. Это греческие зодчие Анфимий Тралльский и Исидор Милетский. Именно им принадлежит авторство как инженерно-строительной, так и художественной части единого архитектурного проекта.

Как строился храм

Описание Храма Святой Софии в Константинополе, изучение его архитектурных особенностей и этапов строительства неизбежным образом приводит к мысли о том, что изначальный план его возведения существенно менялся под воздействием различных политических и экономических обстоятельств. Подобного масштаба сооружений в Римской империи до этого не было.

Исторические источники утверждают, что дата основания собора - 324 год от рождества Христова. Но то, что мы видим сегодня, начало возводиться примерно через два столетия после этой даты. От сооружений четвёртого века, основателем которых был Константин I Великий, в настоящее время сохранились лишь фундаменты и отдельные архитектурные фрагменты. То, что стояло на месте современного Собора Святой Софии, носило название Базилики Константина и Базилики Феодосия. Перед правившим в середине шестого века императором Юстинианом стояла задача воздвигнуть нечто новое и доселе невиданное.

По-настоящему поражает воображение тот факт, что грандиозное сооружение собора продолжалось всего лишь пять лет, с 532 по 537 годы. На строительстве одновременно трудилось более десяти тысяч рабочих, мобилизованных со всех концов империи. На берег Босфора для этого доставлялись в необходимом количестве лучшие сорта мрамора из Греции. Средств на строительство император Юстиниан не жалел, поскольку возводился не просто символ государственного величия Восточной Римской империи, но и Храм во славу Господа. Он должен был нести всему миру свет христианского вероучения.

Из исторических источников

Описание Храма Святой Софии в Константинополе можно найти в ранних исторических хрониках придворных византийских летописцев. Из них явствует, что на современников производили неизгладимое впечатление грандиозность и величие этого сооружения.

Многие считали, что совершенно невозможно построить такой собор без непосредственного вмешательства божественных сил. Главный купол величайшего христианского мира был издалека виден всем морякам в Мраморном море, приближавшимся к Босфорскому проливу. Он служил своеобразным маяком, и в этом было ещё и духовно-символическое значение. Так было задумано изначально: византийские храмы должны были затмить своим величием всё то, что строилось до них.

Интерьер собора

Общая композиция храмового пространства подчинена законам симметрии. Этот принцип был важнейшим ещё в античном храмовом зодчестве. Но по своему объёму и уровню исполнения интерьеров Храм Софии в Константинополе значительно превосходит всё, что строилось до него. Именно такую задачу ставил перед зодчими и строителями император Юстиниан. Его волей из многих городов империи на отделку храма были доставлены готовые колонны и другие архитектурные элементы, взятые из ранее существовавших античных сооружений. Особую сложность представляло купольное завершение.

Грандиозный главный купол поддерживала арочная колоннада с сорока оконными проёмами, обеспечивавшими верхнее освещение всего храмового пространства. С особой тщательностью отделывалась алтарная часть собора, на её декорирование ушло значительное количество золота, серебра и слоновой кости. По свидетельству византийских историографов и оценкам современных экспертов, император Юстиниан только на интерьер собора потратил несколько годовых бюджетов своей страны. В своих амбициях он хотел превзойти ветхозаветного царя Соломона, воздвигнувшего Храм в Иерусалиме. Эти слова императора были зафиксированы придворными летописцами. И есть все основания полагать, что императору Юстиниану удалось осуществить своё намерение.

Византийский стиль

Софийский собор, фото которого в настоящее время украшают рекламную продукцию множества туристических агентств, является классическим воплощением имперского в архитектуре. Стиль этот легко узнаваем. Своим монументальным величием он, безусловно, восходит к лучшим традициям имперского Рима и греческой античности, но перепутать эту архитектуру с чем-то другим просто невозможно.

Византийские храмы без труда можно обнаружить на значительном удалении от исторической Византии. Это направление храмового зодчества и сегодня являются преобладающей архитектурной стилистикой на всей территории, где исторически доминировала православная ветвь мирового христианства.

Для этих сооружений характерны массивные купольные завершения над центральной частью здания и арочные колоннады под ними. Архитектурные особенности этого стиля вырабатывались веками и стали неотъемлемой частью русской храмовой архитектуры. Сегодня даже не все догадываются о том, что исток её находится на берегу Босфорского пролива.

Уникальные мозаики

Всемирно признанной классикой изобразительного искусства стали иконы и мозаичные фрески со стен Собора Святой Софии. В их композиционных построениях легко просматриваются римские и греческие каноны монументальной живописи.

Фрески собора Святой Софии создавались на протяжении двух столетий. Над ними работало несколько поколений мастеров и немало иконописных школ. Сама техника мозаики имеет значительно более сложную технологию по сравнению с традиционно темперной росписью по сырой штукатурке. Все элементы мозаичных фресок создавались мастерами по только им одним известным правилам, в которые не допускались непосвящённые. Это было и медленно, и очень затратно, но средств на интерьер Храма Святой Софии византийские императоры не жалели. Торопиться мастерам было некуда, ведь то, что они создавали, должно было пережить многие века. Особую сложность в создании мозаичных фресок создавала высота стен и кровельных элементов собора.

Зритель вынужден был видеть фигуры святых в сложном перспективном сокращении. Византийские иконописцы были первыми в истории мирового изобразительного искусства, кому приходилось учитывать этот фактор. До них такого опыта ни у кого не было. И с поставленной задачей они справились достойно, это могут сегодня засвидетельствовать многие тысячи туристов и паломников, ежегодно посещающих Софийский собор в Стамбуле.

В длительный период османского правления византийские мозаики на стенах храма были залеплены слоем штукатурки. Но после проведённых в тридцатые годы двадцатого века реставрационных работ они предстали взору в практически первозданном виде. И сегодня посетители Храма Святой Софии могут наблюдать византийские фрески с изображениями Христа и Девы Марии вперемежку с каллиграфически выведенными цитатами сур из Корана.

К наследию исламского периода в истории собора реставраторы тоже отнеслись с уважением. Интересно отметить и тот факт, что некоторым православным святым на мозаичных фресках иконописцы придали портретное сходство с правящими монархами и другими влиятельными людьми своей эпохи. В последующие столетия такая практика станет обычной при возведении кафедральных в крупнейших городах средневековой Европы.

Своды собора

Софийский собор, фото которого увозят с берегов Босфора туристы, свой характерный силуэт приобрёл не в последнюю очередь благодаря грандиозному купольному завершению. Сам купол имеет относительно небольшую высоту при внушительном диаметре. Такое соотношение пропорций в дальнейшем войдёт в архитектурный канон византийского стиля. Высота его от уровня фундамента - 51 метр. Превзойдён он по величине будет только в эпоху Ренессанса, при возведении знаменитого в Риме.

Особую выразительность своду Софийского собора придают две купольные полусферы, расположенные с запада и с востока от главного купола. Своими очертаниями и архитектурными элементами они повторяют его и в целом создают единую композицию свода собора.

Все эти архитектурные открытия древней Византии впоследствии много раз использовались в храмовом зодчестве, при возведении кафедральных соборов в городах средневековой Европы, а потом и по всему миру. В Российской купол Собора Святой Софии нашёл очень яркое отражение в архитектурном облике в Кронштадте. Как и знаменитый храм на берегу Босфорского пролива, он должен был быть виден с моря всем морякам, приближающимся к столице, символизируя тем самым величие империи.

Конец Византии

Как известно, любые империи достигают своего расцвета, а потом движутся в сторону деградации и заката. Не минула эта участь и Византию. Восточная Римская империя обрушилась в середине пятнадцатого века под тяжестью собственных внутренних противоречий и под нарастающим натиском внешних врагов. Последнее христианское богослужение в Храме Святой Софии в Константинополе состоялось 29 мая Этот день был последним и для самой столицы Византии. Просуществовавшая почти тысячу лет империя была в этот день повержена под натиском турок-османов. Прекратил своё существование и Константинополь. Теперь это город Стамбул, на протяжении нескольких веков он был столицей Османской империи. Завоеватели города ворвались в храм в момент богослужения, жестоко расправились с находящимися там, и безжалостно разграбили сокровища собора. Но само здание турки-османы разрушать не собирались - христианскому храму суждено было стать мечетью. И это обстоятельство не могло не отразиться на внешнем облике византийского собора.

Купол и минареты

В период Османской империи внешний облик Храма Святой Софии претерпел существенные изменения. Город Стамбул должен был иметь соответствующую столичному статусу соборную мечеть. Существовавшее в пятнадцатом веке здание храма этой цели соответствовало отнюдь не идеально. Молебны в мечети должны совершаться в направлении Мекки, в то время как православный храм ориентирован алтарём на восток. Турки-османы провели реконструкцию доставшегося им храма - пристроили грубые контрфорсы к историческому зданию для укрепления несущих стен и соорудили четыре больших минарета в соответствии с канонами ислама. Софийский собор в Стамбуле стал именоваться мечетью Айя-София. В юго-восточной части интерьера был сооружён михраб, таким образом, молящиеся мусульмане должны были располагаться под углом к оси здания, оставляя слева алтарную часть храма.

Кроме того, были оштукатурены стены собора с иконами. Но именно это позволило реставрировать в девятнадцатом веке аутентичные росписи стен храма. Они неплохо сохранились под слоем средневековой штукатурки. Софийский собор в Стамбуле уникален ещё и тем, что в его внешнем облике и во внутреннем содержании причудливым образом переплелось наследие двух великих культур и двух мировых религий - православного христианства и ислама.

Музей Айя-Софья

В 1935 году здание мечети Айя-София было выведено из разряда культовых. Для этого понадобился специальный декрет президента Турции Мустафы Кемаля Ататюрка. Этот прогрессивный шаг позволил поставить точку в притязаниях на историческое здание представителей разных религий и конфессий. Лидер Турции смог к тому же обозначить свою удалённость от разного рода клерикальных кругов.

Из государственного бюджета были профинансированы и проведены работы по реставрации исторического здания и территории вокруг него. Обустроена необходимая инфраструктура для приёма большого потока туристов из разных стран. В настоящее время Софийский собор в Стамбуле является одной из важнейших культурно-исторических достопримечательностей Турции. В 1985 году храм внесён в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО как один из наиболее значимых материальных объектов в истории развития человеческой цивилизации. Добраться до этой достопримечательности в городе Стамбуле очень просто - находится она в престижном районе Султанахмет и заметна издалека.

) был сооружен в IV веке нашей эры. В середине XV века в результате захвата европейского города турками-османами собор стал исламской мечетью. В 1935 году Собор Святой Софии в Стамбуле приобрел статус музея, а в 1985 году включен, как памятник истории, в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Где находится Собор Святой Софии?

Знаменитый символ великой Византии сейчас официально называется Музей Айя-Софья и располагается в историческом районе Султанахмет – в старом центре турецкого Стамбула.

Кто построил Собор Святой Софии?

История собора Святой Софии была начата в первой четверти IV века в правление римского императора Константина Великого – основателя столицы империи Константинополя. В 1380 году Император Феодосий I передал храм православным христианам и назначил архиепископом Григория Богослова. Несколько раз собор уничтожался в результате пожаров и повреждался землетрясениями. В 1453 году Храм Святой Софии был обращен в мечеть, рядом с ним соорудили четыре минарета и контрфорсы, полностью преобразовавшие общий вид архитектурного сооружения, замазали храмовые фрески. Лишь после того, как Айя-Софья был объявлен музеем, счистили слои штукатурки с многочисленных фресок и мозаик.

Архитектура Собора Святой Софии

В результате многих перестроек и реставраций от первоначальной постройки не осталось практически ничего. Но в целом архитектура величественного сооружения сохранила черты, присущие византийскому искусству: особое сочетание пышности и торжественности. В наши дни Собор Святой Софии в Турции - четырехугольное строение, образующее три нефа. Базилику венчает гигантский купол, состоящий из сорока арок, поддерживаемых огромными колоннами из малахита и порфира. В верхней части купола 40 окон, кроме того, по 5 окон находится в каждой нише. Уникальная прочность и крепость стен, по мнению специалистов, обеспечивается за счет того, что в строительный раствор добавлялся экстракт ясеневых листьев.

Особой помпезностью отличается внутренняя отделка собора: детали из цветного мрамора, причудливые мозаики на золотистом полу, мозаичные композиции на стенах, изображающие библейские и исторические сюжеты, а также цветочные орнаменты. В мозаичных произведениях ярко выделяются три временных периода развития данного вида искусства, отличающиеся особенностями использования цвета и создания изображения.

Достопримечательностями храма являются 8 яшмовых колонн непривычно зеленого цвета, привезенных когда-то из , и знаменитая «плачущая колонна». По поверью, если дотронуться до отверстия в покрытой слоями меди колонне и при этом почувствовать наличие влаги, то загаданное сокровенное желание непременно осуществится.

Особенностью Айя-Софья является сочетание изображений христианских символов, Иисуса Христа, Божьей Матери, святителей, ветхозаветных пророков и цитат из Корана, расположенных на огромных щитах. Особый интерес представляют надписи, сделанные на каменных парапетах за многие века. Самыми древними являются скандинавские руны, оставленные воинами-варягами в Средневековье. Сейчас они покрыты специальным сверхпрочным прозрачным материалом, защищающим рунические надписи от стирания.

В последние годы проводится обширная компания за возвращение Собора Святой Софии православному христианству, как и было задумано первоначально. Христиане во многих странах мира присоединяются к требованиям вернуть древний храм православию, чтобы верующие люди имели возможность молиться в церкви.

Собор Святой Софии - один из самых прекрасных памятников мировой архитектуры. Его история началась в 324-327 годах, во время правления Именно тогда на рыночной площади был построен первый храм, однако в 532 году он сгорел во время восстания. По указу императора Юстиниана I на этом же месте как символ величия империи и украшение столицы в кратчайшие сроки (532-537 гг.) была отстроена Более десяти веков Собор Святой Софии в Константинополе был самым большим храмом во всем христианском мире.

А послы российского князя побывав здесь, донесли ему: великолепие этой купольной базилики из трех нефов настолько велико, что пребывание в ней сродни нахождению в раю. Возможно, именно это и подтолкнуло Владимира к крещению Руси в Х веке.

Здание храма поражает своими размерами и высотой, составляющей 55,6 м. Средний неф - широкий, боковые - поуже. Базилику венчает огромный купол, диаметр которого составляет 31 м. На строящийся Собор Святой Софии в шестом веке были потрачены колоссальные средства - 320 тысяч фунтов, что составляло около 130 (!) тонн золота. Одни только колонны, привезенные из легендарных греческих и римских сооружений, имели огромную ценность.

Мраморные были привезены из гранитные - родом из портового гимназия в Эфесе, порфировые доставлены на стройку из римского Храма Солнца и Святилища Аполлона. добыты в древнейших каменоломнях, а также в недрах горы Пентиликон, расположенной в 23 км от Афин, славящейся тем, что именно из ее мрамора был построен Храм Всю роскошь, коей обладал Собор Святой Софии, даже сложно представить, однако то, что для изготовления верхней доски престола для патриарха плавилось золото, а затем в него специально бросали драгоценные сапфиры, жемчуга, топазы, аметисты и рубины, говорит о многом.

Нартексы - часть здания, отведенная для подготовки к молитвенному ритуалу. Пышного декора здесь не увидишь - покрытия из золота и серебра пропали во времена латинского нашествия. Внимание привлекают уникальные мозаичные плиты, как и колонны, привезенные из разных мест.

Старинные рельефы, датируемые XII столетием, мозаичные изображения Иисуса Христа, Святой Марии и выложенные над императорской дверью еще в IX веке, вселяют в душу особое чувство.

Самые талантливые архитекторы и художники того времени были приглашены для строительства храма. Именно поэтому и в наши дни Собор Святой Софии ошеломляет своей значимостью и красотой. Главное пространство церкви - наос - имеет особое освещение, созданное множеством окон и арок. Изображения Иисуса, ангелов, портреты старейших патриархов, императоров и императриц, гигантские плакаты с арабскими письменами - все это создает неповторимую атмосферу.

Здесь каждый сантиметр имеет свою историю, древнейшие рукописи и уникальная библиотека бесценны, а галереи - еще одно чудо архитектурного мастерства. Огромные мраморные шары, доставленные в храм еще в XVI столетии из самого Пергама, до сих пор украшают главный вход.

Есть одна достопримечательность, мимо которой не проходят туристы - Плачущая колонна. Ведь в ней, согласно поверью, есть чудодейственное отверстие, по которому достаточно провести пальцем, очертить круг - и загаданное желание обязательно сбудется. Великое и прекраснейшее строение - Собор Святой Софии! Константинополь - счастливый город, сердце которого бьется в стенах этого величественного храма.

История собора периода Византийской империи.

Собор Святой Софии в Константинополе - наиболее грандиозное и самое выдающееся произведение византийского зодчества. Он является одним из самых значительных памятников мировой архитектуры.

Собор святой Софии в Константинополе, нынешнем Стамбуле, перестраивался три раза. Первое строительство в 330 году нашей эры начал сам Константин Великий – император Византии. В 360 году оно было закончено, храм назвали “Мегало Еклесия” – Большая церковь. Но в 404 году она, к сожалению, сгорела при пожаре. Однако, о Великом соборе не забыли: на деревянном фундаменте бывшего грандиозного сооружения строится новое, более устойчивое здание храма. В новом храме начались церковные богослужения уже 10 октября 416 года. В 532 году великий храм снова пострадал от кровавого мятежа и был снова отстроен – императором Юстинианом, в 532-537 гг. Именно такой храм, постройки 532-537 годов возвышается сегодня в Стамбуле.

Архитектура и интерьер собора.

Церковь была построена зодчими Анфимием из Тралл и Исидором из Милета. Она имела центричную композицию, в высоту достигала 55 м, ее центральное квадратное в плане пространство перекрыто приплюснутым куполом, имеющим диаметр 33 м. В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75,6×68,4 м), образующий три нефа: средний - широкий, боковые - более узкие.

Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Стабильность свода, и погашение горизонтальных условий обеспечивается двумя полукуполами, которые с двух сторон по продольной оси храма опираются на те же пилоны.

Собор Святой Софии. Интерьер.

Интерьер храма поражает своей легкостью. Центральный купол Софии с двух сторон поддержан двумя более низкими полукуполами, а эти в свою очередь имеют каждый еще по два маленьких полукупола. Таким образом, все продолговатое пространство среднего нефа образует систему нарастающих ввысь, к центру, и плавно переходящих друг в друга сферических форм. Их центр, то есть пространство под главным большим куполом, явственно акцентирован, все движение устремляется к нему. Архитекторам удалось добиться особого впечатления – купол кажется возносящимся лишь при помощи ритмичного взлета полукуполов и парусов. Тонкую оболочку купольного основания между его ребрами внизу прорезают сорок окон. Через них проникают потоки света. И снизу молящимся купол казался парящим в воздухе, так как тонкие части стены между окнами не видны. Этому эффекту способствует так же то, что четыре мощных столба, несущие купол, на которые опираются пяты арок, остаются почти незаметными зрителю. Они искусно замаскированы тонкими легкими перегородками и воспринимаются просто как простенки. Отчетливо видны только арки и паруса – сферические треугольники между арками. Эти паруса своим широким основанием образуют окружность – основание купола, а узким обращены вниз. Так создается обманчивое ощущение, что купол легко возносится, поддерживаемый лишь парусами.

Собор Святой Софии. Убранство.

Самые богатые материала – золото, серебро, слоновая кость, драгоценные камни. Их использовали в невероятном количестве и пустили в ход с изумительным искусством. В большом подкупольном пространстве, стоял украшенный драгоценными камнями амвон из чистого золота. Блеск мраморной облицовки стен, мерцание золота, живописная игра света и тени – все это вливало таинственную жизнь в необъятное пространство собора. На сводах купола и абсид, а также по стенам расстилались огромные декоративные мозаики. Все видевшие Софию единогласно свидетельствовали о необыкновенном мерцании мозаичных полотен, как при вечернем, так и при дневном свете. Особенно при восходе и закате солнца, когда лучи пронизывали купол и хорошо освещали своды. Ночью, в большие праздники, церковь обращалась в обширное, великолепно иллюминированное пространство, так как, по словам византийских писателей, ее освещали не менее шести тысяч золоченых канделябров.

В апсиде помещено тронное изображение Богородицы, держащей перед собой на коленях младенца Христа. На сводах вимы по сторонам от фигуры Богородицы были изображены два архангела.

В правление императора Льва VI люнет нарфика украсили мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием, открытом на словах «Мир вам. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. Слева от Иисуса изобразили коленопреклоненный император Лев VI.

Мозаики Святой Софии представляют собой пример византийского монументального искусства периода Македонской династии. Мозаики показывают все три этапа развития столичного неоклассицизма, так как выполнялись в три периода: около середины IX века, на рубеже IX-X веков и в конце X века.

Post Views: 1 665

Выдающийся памятник архитектуры – Софийский собор Константинополя , является самым известным произведением византийского зодчества. Построенный в VI веке, в период наивысшего расцвета Византийской империи, этот великолепный храм на многие столетия определил направление архитектурного развития в странах Европы и Средиземноморья. Множество путешественников и паломников со всего мира стремились посетить Константинополь, чтобы своими глазами увидеть чудо — древний и прекрасный собор Святой Софии.

Исторические сведения

Имя «София» чаще всего переводят как «премудрость», хотя в греческом языке оно может означать также «разум», «талант», «знание». В христианстве принято отождествление Христа с Софией в смысле знания и разума, то есть представление Иисуса как образа Божественной Премудрости. Поэтому Софийскими были названы многие христианские церкви, в частности первые православные храмы Руси в Киеве и Новгороде также были посвящены Премудрости Божией. Но главным, самым древним и крупным Софийским храмом, является, конечно, София Константинопольская. Ее история началась еще при императоре Константине Великом, основавшем в 324 г. новую столицу Римской империи – город Константинополь. Этот выдающийся римский император, будучи мистически одаренным человеком, всячески покровительствовал христианству, сделав его государственной религией. А в 336 г. Константин построил в своей столице огромную — по тем временам — христианскую церковь, посвятив ее святой Софии. Данный храм, немного расширенный при сыне Константина Великого, императоре Констанции, сгорел в 404 г. во время народного восстания. Но, как бы подтверждая поговорку, что «свято место не бывает пусто», император Феодосий II приказал выстроить на этом же месте новую церковь, архитектурно практически не отличавшуюся от пятинефной базилики Константина.

В 527 г. на императорский трон взошел новый византийский император Юстиниан I, в период правления которого Византия достигла своего наибольшего могущества, военным путем значительно расширив свою территорию. Но для ведения войн нужны большие средства, которые император получал, в частности, и за счет увеличения налогов с населения. Тяжкое налоговое бремя вызывало народные волнения и многочисленные восстания, потрясавшие Империю. Так, во время восстания 532 г., получившего название «Ника», в столице погибло 35 тыс. человек и сгорело несколько церквей, в том числе и София. Подавив восстание, Юстиниан I решил построить новый Софийский храм, который своим величием и роскошью превзошел бы все здания, когда-либо построенные в мире.

По замыслу императора, этот собор должен был стать украшением Константинополя и зримым символом величия Византии. Возведение новой Софии Юстиниан поручил лучшим зодчим того времени – Исидору Милетскому и Анфимию Тралльскому, под руководство которых было созвано 10000 работников. Гигантское и великолепное по архитектуре сооружение строилось около 5 лет, и на это строительство было потрачено 3 годовых бюджета всей Византийской империи. По специальному императорскому циркуляру в Константинополь, помимо лучшего строительного материала, свозились и архитектурные элементы античных языческих построек. Так, из Рима были привезены 8 порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса – колонны зеленого мрамора. Кроме мраморных украшений в отделке Софии использовалось огромное количество золота, серебра, драгоценных камней и слоновой кости. Гигантские силы и средства, вложенные в строительство храма, не были потрачены напрасно, ибо возведенная церковь поражала воображение современников до такой степени, что в народе сложилась легенда об участии в строительстве Софии небесных Сил.

Византийский историк Прокопий Кессарийский так описывал Софийский собор: «Этот храм представлял чудесное зрелище, – для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нем – совершенно невероятным. В высоту он поднимается как будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом, украшая его …». Недаром сразу после постройки за ним закрепилось название «Великая София». Софийский храм более 900 лет был кафедральным собором столицы, главной церковью не только Византии, но и всего православного мира. Много раз повреждалась София из-за пожаров и землетрясений, но всякий раз византийцы восстанавливали ее заново. Огромный урон нанесли храму крестоносцы, захватившие Константинополь в 1204 г. Они разграбили богатейшее убранство и святыни Софийского собора, нанеся храму невосполнимый ущерб – именно тогда из Софии исчезла плащаница Господа Иисуса Христа, позже обнаруженная в Западной Европе и получившая там название Туринской плащаницы. Но самое большое испытание ждало Константинополь в 1453 г., когда турецкий султан Мехмет II во главе своего 200-тысячного войска осадил столицу Византии. Ослабленная к тому времени и материально, и духовно Империя не могла долго удерживать натиск завоевателей, но последний византийский император Константин XI Палеолог не отрекся от престола, а возглавил оставшийся 14-тысячный отряд защитников Византии. Силы были явно неравны, 29 мая 1453 г. император пал в бою, и турецкие воины ворвались в Константинополь.

Султан Мехмет II въехал в Святую Софию на коне, и вначале намеревался разрушить главный христианский храм. Но красота собора так поразила султана, что он приказал перестроить его в мечеть. Почти сразу крест на куполе Софии заменили полумесяцем, позже к храму пристроили 4 минарета, а мозаики и фрески внутри собора практически все были замазаны штукатуркой. На несколько веков Святая София превратилась в мечеть Айя-Софья, в которой проводились мусульманские религиозные обряды. Лишь в 1935 г. по декрету президента Турции Ататюрка София стала музеем, и приглашенные реставраторы постепенно освободили ее великолепные мозаики и фрески от скрывавших их слоев штукатурки. До сих пор храм используется как музейный комплекс, хотя множество людей и даже международных движений добиваются превращения его в христианский собор Святой Софии.

Интересные факты и события, связанные с храмом

Храм Святой Софии стал самой дорогой постройкой за всю историю Византии. Император Юстиниан I не жалел никаких сил и средств на возведение этого собора, ставшего символом величия Империи. Общие затраты на строительство Софии, как утверждают византийские историки, составили сумму, эквивалентную 320 тыс. фунтов (около 130 т.) золота. По преданию, в декабре 537 г., когда постройка была завершена, Юстиниан первым вошел в собор и, воздев руки к небу, воскликнул: «Слава богу, который дал мне возможность завершить эту постройку. Я превзошел тебя, Соломон!» (император имел в виду библейский храм, построенный царем Соломоном).

Русская летопись «Повесть временных лет», рассказывая о крещении Руси в Х в. князем Владимиром, повествует о послах, разосланных князем в соседние государства, чтобы «испытать веру их». В «земле греческой» послы присутствовали на службе в Святой Софии и были потрясены ее красотой: «… и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой … и служба их лучше, чем во всех других странах». Вероятно, это мнение, наряду с другими обстоятельствами, и предопределило выбор Владимира Крестителя в пользу христианства. Вместе со своим крещением Русь была приобщена и к великой православно-византийской культуре.

16 июля 1054 г. во время богослужения в Софийском храме в его алтаре легат римского папы кардинал Гумберт вручил константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию отлучительную грамоту. В истории христианства именно эту дату принято считать временем окончательного разделения христианских церквей на римскую католическую и византийскую православную церкви.

Есть и интересные легенды, связанные с храмом Святой Софии. Так на одной из мраморных плит храма можно заметить отпечаток руки. Согласно преданию его оставил султан Мехмед II , завоевавший Константинополь. Когда он въезжал в храм на лошади, конь испугался и встал на дыбы. Чтобы остаться в седле завоевателю пришлось опереться о стену.

Еще одна история связана с одной из ниш храма. Если прислонить к ней ухо, то слышен шум. Люди рассказывают, что во время штурма в эту нишу укрылся священник, а доносимый до нас шум, это бесконечно продолжающаяся его молитва о спасении.

Фотогалерея :



Новое на сайте

>

Самое популярное