Домой Питание Кошка - священное животное.

Кошка - священное животное.

Древние египтяне верили в то, что боги, принимая облик тех или иных животных, окружают их в земном мире и, таким образом, влияют на судьбы людей. Поэтому священные Египта, список которых включал в себя кошек, крокодилов, а также целый ряд птиц и даже насекомых, становились объектами поклонения. На них запрещалась охота, и нарушение этого закона каралось наравне с убийством человека. Исключение составляли лишь ритуальные жертвоприношения и те случаи, когда воплощённые божества начинали размножаться столь бурно, что их численность создавала угрозу людям.

Священные быки в храме и на полях

Поскольку в древности жители берегов Нила кормились главным образом за счёт плодов земледелия (ежегодные разливы великой реки создавали к этому необходимые предпосылки), то при полевых работах им невозможно было обойтись без надёжной тягловой силы, обязанности которой исполнял бык. Соответственно той роли, которую он играл в жизни целого народа, ему отводилось одно из главенствующих мест среди прочих обожествлённых представителей животного мира.

Наиболее почитаемое священное животное Древнего Египта - это бык по имени Апис, регулярно выбираемый жрецами из сотен других животных. Его культ был столь велик, что избраннику отводили место в храме бога плодородия Птаха, находившегося в Мемфисе. Там этот баловень судьбы жил, благосклонно принимая возносимые ему почести, что, впрочем, не избавляло его собратий от тяжёлого каждодневного труда под палящим солнцем.

Жизненный цикл бога Аписа

Согласно верованию, каждую ночь его жена, богиня неба Нут, приняв облик коровы, сходила к нему во храм. После того как бог Апис её оплодотворял, на свет появлялось его очередное воплощение - сияющий лучами теленок-солнце, восходивший на небо и совершавший по нему свой дневной путь. К вечеру, изрядно состарившись, он вновь возвращался в храм и принимал прежний облик. На следующую ночь всё повторялось снова.

Так бог Апис в образе быка был и мужем, и отцом, и собственным ребёнком. Когда же он умирал уже по-настоящему, то жрецам предстояло найти замену. Для выполнения столь важной миссии годилось не всякое животное, а лишь обладавшее определёнными признаками. В частности, претендент должен был иметь на лбу белый треугольник, на боку светлое пятно, по форме напоминающее полумесяц, а на шее ещё одно, но уже в виде орла.

Самого же умершего мумифицировали по всем правилам этого древнего искусства и, уложив в особый саркофаг, украшенный драгоценностями и священными амулетами, помещали в подземный Некрополь, находившийся там же, в Мемфисе, на западном берегу Нила. Если учесть, что срок жизни быка (даже священного) в среднем составляет 15-20 лет, а поклонялись ему столетиями, то понятно, что со временем из таких саркофагов образовался целый город мёртвых.

Почитание коров древними египтянами

Всеобщим почитанием на берегах Нила были окружены не только сильные, а порой и весьма агрессивные быки, но и их более миролюбивые подруги. Священная корова всегда являлась неотъемлемым персонажем египетского пантеона богов и никогда не использовалась для жертвоприношений. Объясняется это тем, что, согласно наиболее древним мифам, она являлась постоянной спутницей другой богини - Хатхор, покровительствовавшей женственности, любви и плодородию. Кроме того, священная корова, как и любая другая, снабжала семью молоком, чем, естественно, заслуживала благодарность.

На протяжении веков египетская мифология включала в себя всё новые образы. В более поздний её период пантеон пополнила Великая белая корова Гелиополя, находившаяся под покровительством богини Изиды, так же, как и Хатхор, ведавшей вопросами любви и продолжения человеческого рода. Именно Гелиополя считается матерью священного быка Аписа, резиденция которого находилась в мемфисском храме.

Пернатые боги Египта

Другим весьма почитаемым представителем египетской фауны была птица ибис, считавшаяся одним из земных воплощений бога мудрости Тота, изображавшегося всегда с её головой и человеческим туловищем. По верованиям древних египтян, именно он являлся создателем письменности и литературы. В лучах славы бога-мудреца купалась и эта набольшая птичка, наделённая природой длинным изогнутым клювом. Согласно закону тех лет, виновный в её гибели подлежал суровому наказанию вплоть до смертной казни, а его жертва бальзамировалась.

В пантеоне пернатых египетских божеств почётное место отводилось также соколу. В ранний период истории он отождествлялся с Гором - богом неба, солнца и царственности. До наших дней сохранилось немало его изображений в виде человеческой фигуры с головой сокола или крылатого солнца. На более позднем этапе египетской истории сокол стал ассоциироваться с понятием человеческой души-Ба, представлявшей собой совокупность его эмоций и чувств.

При жизни человека она могла свободно путешествовать как по миру снов, так и тёмными лабиринтами царства мёртвых. Через некоторое время после смерти своего хозяина душа-Ба впадала в летаргический сон. В представлении египтян, она имела вид сокола с человеческой головой, чем отличалась от изображений бога Гора.

Священные животные Древнего Египта: кошка

Однако пернатые составляли лишь часть пантеона богов. Ещё одно Древнего Египта, являвшееся объектом всеобщего поклонения - это кошка. Известно, что по своему статусу она немногим уступала быку. Вообще, история этих животных напрямую связана с Древним Египтом. Бытует даже мнение о том, что именно там они были одомашнены, и памятником этому стали современные египетские кошки сфинксы - порода, для которой характерно полное отсутствие шерсти.

Когда-то жизнь на берегах Нила была для кошек золотым веком. Их любили и берегли, как ни в одну из других исторических эпох. Кошка считалась хранителем домашнего очага, и если в семье царили мир и благоденствие, именно ей приписывалась сия заслуга. Кроме того, защищая от грызунов урожай, они оказывали людям неоценимую услугу, спасая их от голода. В этом, в частности, и заключалась одна из причин, почему кошки почитались египтянами как священные животные.

Известно, что в случае пожара, землетрясения или иного какого-либо бедствия из дома прежде всего выносили кошку, а уже после заботились о детях, стариках и разного рода имуществе. Не удивительно, что кошачья смерть являлась таким же горем, как и кончина любого члена семьи. В доме объявлялся траур, а усопшую хоронили с теми же почестями, что и любого родственника.

Богиня с кошачьей головой

Тягчайшим преступлением считалось причинить кошке какой-либо вред, независимо от того, был в том злой умысел или нет. Иногда доходило даже до абсурда. Известен, например, случай, когда персидский царь Камбиз во время завоевания Египта приказал каждому из воинов передового отряда привязать к своему щиту по живой кошке. В результате египтяне сдались без боя, так как не могли сопротивляться, рискуя поранить своих любимиц.

Игривость и незлобивый нрав кошек стали причиной того, что богиня радости и веселья Бастет традиционно изображалась в виде женщины с кошачьей головой. Особенное распространение такие композиции в виде рисунков и статуэток получили в эпоху Нового царства (1070-712 гг. до н. э.). Излюбленным сюжетом в них была Бастет, кормящая своих котят. Хорошо известные нам современные египетские кошки сфинксы своим обликом в чём-то напоминают эту древнюю богиню.

Обожествление крокодилов

Подобно тому, как бык почитался благодаря той роли, которая ему отводилась при возделывании полей, другое священное животное Древнего Египта - крокодил - принимал всеобщие поклонения по причине плодородия земель. Считалось, что эта рептилия являлась живым воплощением ведавшего разливами Нила, которые орошали поля и приносили на них живительный ил.

Как и Апис, священный бык в Древнем Египте, подобный ему по статусу крокодил также выбирался жрецами из сотен своих собратьев. Он селился в специально возведённом храме, и там, живя в сытости и довольстве, скоро отвыкал от дурных наклонностей и становился совершенно ручным. Крокодилов в Египте запрещалось убивать даже в тех случаях, когда их действия угрожали жизни людей.

Лягушки и их связь с загробным миром

Большую симпатию древние египтяне питали также ко всякого рода земноводным и пресмыкающимся. В частности, лягушек они включили в число священных животных, поскольку те входили в свиту богини Хекет, покровительствовавшей роженицам. Кроме того, существовало поверье, что они обладают способностью самозарождения. Это дало повод связывать их с загробным миром, в котором возрождаются все завершившие свой земной путь.

Добрые и злые змеи

К змеям у египтян было двойственное отношение, поскольку в понимании последних эти создания являлись носителями как доброго, так и злого начала. Например, мифический змей Апоп являлся олицетворением зла и мрака. Считалось, что, когда по ночам бог солнца Ра держит свой путь меж берегов подземного Нила, коварный змей пытается помешать ему, выпив из реки всю воду. Между ними завязывается борьба, из которой Ра всегда выходит победителем, но на следующую ночь эта история повторяется.

В то же время покровительницей Нижнего Египта считалась красная кобра, являвшаяся олицетворением богини Уаджит - хранительницы царской власти. Её стилизованное изображение - урей - всегда украшало диадемы фараонов, являясь свидетельством их царствования как в этом мире, так и в загробном.

Бесстрашный мангуст

После разговора о змеях уместно вспомнить ещё одно священное животное Древнего Египта, имеющее к ним самое прямое отношение - мангуста. В Египте эти маленькие хищники водились в изобилии и легко приручались. Часто их держали в качестве домашних животных. Египтянам импонировала та отвага, с которой они бросались на кобр.

Поскольку змеи, как было сказано выше, воспринимались в качестве носителей не только доброго, но и злого начала, считалось, что мангусты истребляют именно тех из них, которые исполнены дурных намерений. За это маленькие зверьки пользовались всеобщим почитанием и также причислялись к священным животным.

Почитание мангуста имело столь широкий размах, что до сего дня среди руин храмовых комплексов встречаются возведённые в их честь памятники. Кроме того, при раскопках на территории Египта обнаружено немало бронзовых изваяний, а также нательных амулетов с изображением зверька. Считалось, что этот аксессуар способен защитить от укуса змей.

Жук, повторяющий путь солнца

И наконец, совершенно невозможно представить Древний Египет без жука-скарабея, ставшего живым символом этой уникальной цивилизации. Такой чести он удостоился благодаря своей особенности перекатывать с востока на запад изготовленные им навозные шары.

Делает он это до тех пор, пока вкраплённые в навоз яйца не созреют и личинки не появятся на свет. Египтяне, полагавшие, что таким образом трудолюбивый жук повторяет путь солнца, считали его символом созидательной энергии этого небесного светила.

Характерно, что своего верховного бога Хепри - творца мира и людей - они изображали в виде человека со скарабеем вместо головы. Всемерному прославлению этого в общем-то обычного жука-навозника способствовало также поверье, согласно которому он, как и лягушка, обладал способностью самозарождения и, подобно ей, наведываясь в царство мёртвых, помогал там воскреснуть всем новоприбывшим.

Обделённые любовью

Неверно думать, однако, что все без исключения животные обожествлялись и принимали почести. Были среди них и исключения. Например, культ широко распространённого в Древнем Египте гиппопотама существовал лишь в Папримитском округе. Остальные жители страны относились к нему весьма настороженно, что, впрочем, не мешало им изображать богиню Таурт - покровительницу рожениц- в виде беременной самки этого животного.

Не приглянулись египтянам и свиньи, считавшиеся нечистыми животными. Существовало даже поверье, что молоко свиней способно вызвать проказу. Раз в год их использовали для принесения в качестве ритуальной жертвы, после чего съедали. Как видно, голод пересиливал суеверный страх.

Древнеегипетская надпись на обелиске в Небре гласит: "О, чудесная кошка, дарованная навеки". Культ этого маленького хищника начался еще во времена Древнего Царства и длился на протяжении многих столетий. Никогда, ни в одном государстве мира это грациозное животное не почиталось так, как в стране пирамид. Кошки в Древнем Египте не просто были полноправными членами египетских семей и любимыми питомцами фараонов, люди присваивали им божественный статус и возводили в их честь храмы и даже целые города. Это был золотой век в кошачьей истории.

Роль кошки в Древнем Египте: почему этих животных обожествляли?

Древние статуэтки египетских кошек

Прошлое Древнего Египта и история одомашнивания диких кошек неразрывно связаны между собой, поскольку именно в стране пирамид предки современных котов впервые стали обитать рядом с человеком. Об этом говорит множество источников, датированных III тысячелетием до нашей эры.

Уже тогда на росписях в гробницах знатных граждан и даже самого фараона пушистые зверьки запечатлелись живущими в доме в качестве почетных членов семьи и носящими специальные ошейники. Египетские художники старались рисовать священного зверька в любых видах и позах на погребальных плитах или папирусах. Скульпторы ваяли их из золота, бронзы, камня или дерева, лепили из глины, вырезали из слоновых бивней. Юные египтянки всегда держали при себе амулеты с кошачьими образами, которые назывались «утчат» и являлись символом деторождения.

Благодаря фрескам и другим предметам искусства, украшенным грациозными кошачьими фигурками, также стало известно, что египтяне называли своих питомцев «миу» или «миут». Существует предположение, что такое прозвище кошки получили из-за издаваемых ими мяукающих звуков. Это имя давали и девочкам, чтобы подчеркнуть их красоту, грацию и мягкость.

Жители страны пирамид очень чтили пушистых животных. Они восхищались их чистоплотностью и изяществом. Особую тайну для человека представлял тайный сумеречный образ жизни кошки, ее светящиеся в темноте глаза, бесшумная походка, независимый нрав. Эти необычные и необъяснимые качества вызывали трепет у древних людей и вселяли в их сердца безграничное уважение к свободолюбивому зверю. Помимо этого, кошке приписывались и мистические способности - по мнению египтян, она могла посещать потусторонний мир.

Поэтому кошки и были желанными гостями во многих храмовых комплексах Древнего Египта. Там их кормили свежей рыбой, которую специально разводили в прудах. Уход за храмовыми животными осуществлялся жрецами - «стражами кошек» и являлся одной из самых почетных служб в государстве. Причем эта уважаемая профессия с гордостью передавалась по наследству от отца к детям. Суеверные египтяне считали, что храмовые зверьки способны предсказывать будущее. Потому жрецы внимательно следили за каждым их жестом, а потом истолковывали знаки, считая, что так с ними общаются сами боги.

Практическая сторона вопроса

Почитание кошки в Древнем Египте имело и экономические предпосылки, помимо мистических. В те далекие времена государство занималось исключительно аграрной деятельностью и славилось на весь мир своим богатым урожаем зерновых культур. Фактически жизнь страны пирамид напрямую зависела от количества выращенной пшеницы и ее сохранности.

Но урожай нередко подчистую уничтожался несметными полчищами грызунов. Именно тогда древние египтяне и обратили внимание на пушистых зверьков, каждому из которых было под силу спасти до десяти тонн зерна в год. Таким образом, кошки являлись жизненно необходимыми животными для выживания целой нации.

А еще маленькие хищники ловко уничтожали ядовитых рогатых гадюк, которых в тех землях водилось великое множество. Кошек брали и на охоту в качестве охотничьих животных, они добывали птиц и рыбу.

Благодаря дошедшим до наших дней кошачьим мумиям, археологам и ученым удалось выяснить, как выглядели эти зверьки в те далекие времена. Они были небольшого размера, худощавые, грациозные и в основном однотонного красноватого окраса.

Значение богини Бастет в религиозном культе


Археологи предполагают, что в древнеегипетском пантеоне значились имена нескольких сотен богов. Но одним из самых популярных божеств, входящих в «священную девятку» (девять верховных божеств), считалась молодая и прекрасная девушка с головой кошки - богиня Бастет (Баст).

Ее статуи высекались из камня, изготавливались из золота или бронзы. В руках она держала систр (музыкальный инструмент), а у ног богини резвились четыре котенка. На основаниях этих статуй и обелисках высекались священные молитвы: «Я кошка, мать жизни. Она может даровать жизнь и силу, все здоровье и радость сердца».

Кошки Египта почитались и в двояком обличии: самого бога Солнца часто запечатлевали в образе рыжего кота (мужская ипостась Бастет). А в древнеегипетской Книге мертвых изображен Великий Мату – кот белого цвета, который спас человечество от змея Апопа.

Иногда богиню изображали и со львиной головой, чтобы подчеркнуть двойственность натуры. Это связано с одной интересной легендой о дочери верховного бога Ра, которая могла принимать облик львицы, - Сехмед (или Муут). Она была владычицей пустыни, грозной и беспощадной богиней войны и палящего солнца. В качестве оружия у нее были знойные ветры самума и стрелы, поражающие врагов в самое сердце.

Несмотря на вздорный характер, Сехмед считалась хранительницей мира и защитницей людского рода. К ней возносили молитвы тысячи верующих в минуты опасности и просили защиты от недоброжелателей.


Если доверять мифу, Ра отправил Муут на землю, чтобы наказать непокорных людей. Но попав однажды к простым смертным, жестокая богиня вкусила людской крови, обезумела и перешла все дозволенные границы. Она начала беспощадно истреблять человечество. Тогда бог Онурис решил обмануть львицу и облил землю пивом, подкрашенным в красный цвет (по другой версии красным вином).

Перепутав напиток с кровью, она принялась лакать его и вскоре опьянела. Именно тогда боги и обратили кровожадное дикое животное в пушистую миниатюрную кошку. Поэтому кроме утонченной кошачьей сущности, Баст имела и вторую темную натуру жестокой хищницы Сехмед. Со временем этот миф забылся, и после 2000 года до нашей эры изображения Бастет значительно изменились – ее стали изображать исключительно в образе грациозной кошки.

В стране пирамид Баст олицетворяла саму жизнь, плодородие женщины и земли, являлась покровительницей домашнего очага и защитницей фараона и его семьи. Кроме того, царственную богиню связывали с солнечным и лунным светом. Ей была дана власть открывать зарю нового утра.

Также богиня-кошка чтилась как покровительница беременных и рожающих девушек, поскольку именно эти животные легко котятся. Древние египтяне верили, что Баст оберегает детей от укусов ядовитых змей и скорпионов, а также тяжелых недугов. Поэтому для новорожденных изготавливались амулеты с изображением кошки, а детям постарше наносились соответствующие татуировки.

Храмы, построенные в честь женщины с кошачьей головой

В религии Древнего Египта божественная кошка имела огромное значение и влияние. В ее честь недалеко от дельты Нила был построен религиозный центр поклонения - город Бубастис, в котором находился прекраснейший храм, посвященный кошачьей богине, если верить описанию древнегреческого историка Геродота. Именно здесь проходили ежегодные религиозные торжества, связанные с кошачьим культом, куда стекалось множество паломников со всей страны. Археологи даже нашли в древнем городе крупнейшее захоронение мумифицированных пушистых зверьков (около трехсот тысяч мумий).

Также известно, что в храмовом комплексе Саккары, недалеко от ступенчатой пирамиды Джосерра, в честь кошки египтяне воздвигли большое святилище. В его центре возвышалась статуя Бастет гигантских размеров, изготовленная из дорогого Ассуанского мрамора. Во время религиозных торжеств изваяние выносили из храма, погружали в ладью и провозили вдоль речных берегов.

Историки связывают подобное возвышение богини с кошачьей головой с серьезными политическими изменениями в стране пирамид, когда центральная власть перешла из Верхнего Царства в Нижнее, а у государства появилась новая столица - Пер-Баст (дом Баст). Культ Бастет продержался на египетской земле вплоть до IV века нашей эры.

Малоизвестные факты

Потомками священных нубийских кошек являются современные египетские мау, которые прославились на весь мир благодаря своему природному леопардовому окрасу. Существует также версия о том, что первые кошки страны пирамид были потомками камышовых и степных котов. Особую роль при дворе фараона играли и бесшерстные животные - сфинксы, которые со временем исчезли с территории Египта и возродились к жизни в Канаде только в 70-х годах XX века.

Интересные факты о древнеегипетских кошках, которые лишь подчеркивают их значимость для жителей страны пирамид:

  • Почти у всех простых египтян была своя пушистая любимица. Для нее оставляли в качестве угощения свежую рыбу, ухаживали, как за самым почетным членом семьи, и верили, что за это она будет защищать всех жильцов дома. Если внезапно начинался пожар, питомицу выносили из пылающего здания первой и только потом детей.
  • Египтяне оберегали священную кошку и препятствовали ее вывозу за пределы страны, поскольку зверек являлся собственностью самого фараона. Нарушение этого правила каралось смертной казнью, а животные, покинувшие государство, возвращались обратно домой с помощью выкупа или похищения.
  • Даже за неумышленное убийство маленького крысолова преступник расплачивался собственной жизнью. Греческий историк Диодор Сицилийский засвидетельствовал случай, как один из римлян случайно проехал по зверьку на колеснице и был за это растерзан разгневанными египтянами.
  • Если пушистая любимица погибала, ее похороны проходили с большими почестями и погребальными песнями, а хозяева сбривали брови и волосы на голове в дань уважения и погружались в длительный 70-дневный траур.

Умерших животных мумифицировали, оборачивая в льняную ткань с орнаментами и священными молитвами и умащивая тело благовониями и маслами. Считалось, что душа питомца благодаря этому обряду обретет способность возрождаться в новом теле. Богатые граждане надевали на мумию золотую маску, помещали ее в деревянный, бронзовый или золотой саркофаг и оставляли в гробнице любимые игрушки и забальзамированные тушки мышей.

Фото мумии кошки, выставленной в Лувре

Но поклонение пушистой любимице некогда сыграло с египтянами злую шутку. Если верить записям историка Птолемея, в 525 г. до н.э. кошки отрицательно повлияли на результаты осады персидскими войсками пограничного города Пелузия. Обстоятельства вынудили персов встать под стенами, поскольку они не отличались умением штурмовать хорошо защищенные города.

Тогда царь Камбиз II приказал поймать множество кошек и привязать их к доспехам и щитам воинов, шагающих впереди всего войска. Увидев это, египтяне не осмелились применить копья и стрелы, чтобы не покалечить ни одно священное животное. В результате битва была проиграна. Но несмотря ни на что кошки продолжали обожествляться в Египте вплоть до завоевания страны греками, а чуть позднее римскими легионами.

На протяжении нескольких веков археологи находят в Египте наскальные рисунки, вазы, статуэтки с изображением кошек. И это уже может быть признаком того, что еще в древности египтяне почитали и уважали этих животных. Кошек украшали, воздавали им разные дары и поклонялись им. По мнению ученых и согласно сохранившимся до наших дней документам, кошки занимали особое место в истории народов, заселявщих долину Нила. Именно в Египте кошка была впервые приручена и одомашнена. К кошкам, которые жили во дворцах, фараоны относились ещё более почитаемо. В день, когда кошка умирала, фараоны устраивали семидесятидневный траур. Почему же египтянам полюбились именно кошки? Есть несколько версий.

Отличный борец с грызунами

Самым основным и массовым продуктом питания в Древнем Египте были различные злаковые культуры (ячмень, пшеница). Грызуны были настоящим бедствием для людей. Даже небольшое поголовье мышей могли уничтожить все запасы зерновых у семьи, тем самым эта семья была обречена на голодную смерть. Египтянам нужно было сохранить свой урожай, и кошки могли быть хорошими защитниками. Так же кошки могли быть хорошими охотниками, ловить не только грызунов, но и птиц, которые так же наносили большой урон посевам.

Особенности религии Древнего Египта

Изначально, до формирования религии с Пантеоном Богов, в Египте существовал Культ животных. Люди преклонялись различным животным и почитали их за мощь и силу. Египтяне просто обожали кошек. Они настолько поклонялись этому животному, что практически сделали их богами. Светящиеся в темноте глаза кошки заставляли испытывать трепетный страх у древних египтян. Способность кошки бесшумно появляться и так же бесшумно исчезать вызывали уважение вперемешку с ужасом, приписывая это к магическим свойствам доступным только Богам. Египтяне восхищались этими мягкими и пушистыми существами. В исторической литературе есть свидетельства, что когда римский повозчик, случайно переехал священное животное, то был сразу же убит налетевшей на него разъяренной толпой. Если в Египте кошка была кем-то убита, то это считалось страшным преступлением и каралось смертной казнью. Так же, под страхом смерти, был запрещен вывоз кошек из страны.

богиня Бастет

Именно в Египте кошка одаривалась разными подарками. Тому есть много примеров: бога Ра изображали как рыжего кота. Повелительница домашнего очага, женской красоты и плодородия богиня Бастет (Баст) изображалась в виде женщины с лицом кошки. В честь этой богини строились храмы и проводились ежегодные праздники, а жрецы приносили жертвы как богине Бастет, так и жившим при храмах кошкам. Кошку любили за ее чистоплотность и безмерную заботу о своем потомстве. И эти свойства так же приписывали богине Бастет.

Если в доме вдруг случался пожар – люди бросались в огонь, чтобы убедиться, что там не осталось кошек. Умершие кошки мумифицировались и хоронились с особыми почестями, а семья сбривала себе брови в знак скорби. Культ Бастет был официально запрещён фараонским указом в 390 году н.э. Таким образом, религиозный интерес к кошкам в Египте стал сходить на нет, и хотя они остались в качестве домашних животных, они больше не были объектами преклонения в храмах.

Любовь сыграла злую шутку

Но такая огромная любовь к кошкам однажды обернулась египтянам другой стороной. В 525 году до н.э. Египет подвергся нападению персов. Персидский царь, Камбиз II, решился на коварную, подлую хитрость. Используя знания об огромной любви и о религиозности египтян к кошкам, он приказал своим воинам прикрепить к их щитам кошек. Таким образом, египтяне встали перед тяжелым выбором – нарушить закон и убить священное животное или сдаться практически без боя. В итоге выбрали второе. Так, Камбиз II благодаря своей изощренной жестокости и знанию законов другой страны смог завоевать Египет.

Держать кошку у себя в доме могли только обеспеченные люди, так как за кошкой требовался особый уход, который обходился не очень дёшево. Кошки питались не только мышами. Кошкам давали самые лучшие кусочки мяса или рыбы.

Кошки в Египте сегодня

Кошки и люди проживают совместно уже более 6000 лет. Не смотря на это, в отличии от других домашних животных (коров, лошадей, собак), кошка удалось сохранить свою первобытную независимость и вольный характер. На сегодняшний день в Египте кошка такое же обычное домашнее животное, как и во многих других странах. Кто-то является заядлым кошатником, а кто-то на дух не переносит этих пушистиков. Но, тем не менее, столь долгое проживание под одной крышей не могло не оставить свой след в поведении как людей так и кошек. Кошек, как и раньше, стараются не обижать (чтобы не навлечь гнев Богов). Человек, в своем творчестве постоянно использует кошачьи мотивы, будь то изобразительное искусство, скульптура или кинематограф. Любовь и уважение к кошке, похоже, уже заложено у египтян в генах.

Сфинкс – самая известная кошка Египта

Сфинкс это мифическое существо с телом льва (представитель семейства кошачьих) и головой человека, сокола или барана. Само слово греческого происхождения и переводится как «душительница». Древнеегипетское название этого существа установить не удалось. Подобные статуи олицетворяли фараона, побеждающего врагов. Статую сфинксов устанавливали в храмах и возле погребальниц. Самый известный Большой Сфинкс – одна из древнейших скульптур на Земле – расположена в г. Гизе, на западном берегу Нила, около пирамиды Хеопса.

В настоящее время так же существует порода кошек Сфинкс, которая в свою очередь делится на:

Канадский сфинкс;

– Петербургский сфинкс или петерболд.

Кошки Древнего Египта прославились на весь мир благодаря почтительному отношению египтян к этим восхитительным животным. Они наделяли их положительными человеческими качествами. Считалось, что кошки обладают мистической силой и им известно, какие тайны хранятся в потустороннем мире. Кошки становились свидетелями проведения религиозных обрядов. Защищали своих хозяев и дома от злых духов.

Вот что написано на одном из постаментов в Долине царей:

«Вы, Великий Кот, воплощение справедливости, покровитель вождей и святой дух. Вы действительно Великий Кот».

Высокая роль животных в египетском обществе объявляется тем, что основным промыслом в государстве было занятие сельских хозяйством. А это означает, что постоянно требовалось бороться с нашествием мышей, крыс и змей. По-видимому, египтяне узнали, что кошки могут охотиться на незванных гостей и подбрасывали им специально еду, чтобы они приходили на склады и поля почаще.

Все это происходило рядом с населенными пунктами, поэтому кошки постепенно начали привыкать к людям и стали проживать совместно с ними. Котята начали появляться уже в безопасном укрытии – человеческом доме. Кошек использовали для толкования сноведений. Они могли предсказать, хорошим ли будет урожай.

Различия между дикими и домашними кошками в Египте не было. Всех их называли «миу» или «миут». Происхождение этих слов неизвестно, но вероятно, что они возникли от звука, который произносят животные – мяуканье. Так называли даже маленьких девочек, подчеркивая их отличные черты: мягкость характера, хитрость и ум.

Кошки в истории Древнего Египта

Кошки Древнего Египта

В древнем Египте существовали две породы кошек. «Камышовый кот» и «Африканская дикая кошка». Последние имели более спокойный характер и были одомашены. Существует доказательство того, что все родословня всех домашних кошек пошла с Египта.

Считается, что первые животные были завезены в Египет из около 2000 г. до н.э. из Нубии во время Нового царства. Хотя на самом деле это мнение ошибочно, посколько археологи нашли в кургане рядом с Асьют на юге страны мужчину, преданного земле вместе с кошкой. Захоронение датируется около 6000 г. до н.э. Предполагается, что кошки были одомашнены около 2000 г. до н.э. А собаки – примерно 3000 г. до н.э.

В период Нового царства изображения кошек можно встретить в гробницах людей. Хозяева часто брали с собой на охоту кошек для ловли птиц и рыб. Наиоблее распространены рисунки, где кошка сидит под или рядом со стулом хозяина дома, что означает защиту и дружбу.

Когда был построен город Бубастиса (Пер-Баст) в качестве царской резиденции для Шешонка I (XXII династия) культ кошки Баст находился в центре управления великой державы.

Геродот посетил Бубастиса примерно в 450 г. до н.э. и отметил, что даже не смотря на то, что храм Баст был не такой большой, как в другихх городов, но он был богато украшен и представлял интересное зрелище». Он также подтвередил, что ежегодный фестиваль Баст проводился в одном из самых популярных городов Египта.

Сотни тысяч паломников приезжали со всех районов Египта, чтобы веселиться, пить вино, танцевать, петь и молиться кошке. Фестиваль был настолько хнаменит, что пророк Иезекииль, предупредил, что «Молодые люди Авен и Бубастина падут от меча, а их города попадут в плен» (Иезекииль 30:17, VI в. до н.э.). Бубастин был разрушен персами в 350 г. до н.э. Культ Баст был официально запрещен указом императора в 390 г. до н.э.

Культ кошки в древнем Египте

Самым известным культом поклонения кошке была Баст. Также существовало несколько других древних идолов, связанных с животным. Нейт иногда принимала форму кошки. Кот был одним из священных символов Мут.

В Книге Врат и Книге Пещеры указано, что кошка представляла собой священное животное по имени Миути (Мати). Ей посвящен 11 раздел Дуате в Книге Ворот (предрассветные часы). И время, когда Ра ведет борьбу с врагами в Книге Пещер. Возможно, что этот культ связывался с Маути, изображенным в гробнице фараона Сети II и относится к Мау или Мау-Аа («Великая кошка») как одна из форм проявления Ра.

В 17 главе Ра принимает вид кошки, чтобы убить змею Апеп:

«Я, кот Май, бросился на дерева Персе в ночь Анну, когда враги Неб-эр-тчер» (вид Осириса) были уничтожены!»

Кошки также были связаны с «Глазом Ра» и Исидой, потому что они воспринимались как великие матери.

Убийство кошки в Древнем Египте

Мумия кошки в Древнем Египте

Многим животным, особенно в ранний период развития цивилизации, присваивались магические силы, как например, крокодилы, ястребы и коровы. Каждая кошка была связана с потусторонним миром и защищала простого человека при входе его в Царство Мертвых. Только фараон считался настолько могущественным, что все животные находились под его опекой.

За причинение вреда ей взимались очень высокие штрафы на протяжении всей истории Египта.

Во время популярности культа Баст, убийство кошки каралось казнью.

Диодор Сицилийский писал:

«Кто убьет кота в Египте, будет приговорен к смерти, совершил он это преступление умышленно или случайно. Люди собираются убить его. Несчатный Роман, он случайно убил кошку, но его жизнь не может быть сохранена. Так повелел царь Птолемей Египта» .

Тем не менее, исследования мумий кошек свидетельствуют о том, что в Бубастисе им были причинены травмы или они были убиты преднаменно.

Процветала контрабанка по незаконному экспорту кошек в центр страны. Судебные записи подтврждают, что армия фараона была отправлена, чтобы спасти похищенных животных.

Геродот утверждал, что когда в доме случался пожар, сначала выносили кошек. Это объяснялось тем, что испуганные видом незнакомого человека кошки могут «прыгнуть в огонь». Может быть, эта история преувеличена, но она подчеркивает высокий статус животного в египетском обществе.

Философ рассказывает историю про любовь египтян к кошкам. Судя по всему, персы захватили несколько семей кошек и вывезли их за пределы Пелусии. Когда египетские войска увидели испуганных кошек на поле боя, они сдались, выручив своих верных друзей.

Процесс мумификации и погребения кошек в Египте

Когда кошка умирала, семья хозяина впадала в глубокий траут и брели брови. Тело кошки мумифицировали и хоронили, обустраивая склад с мышами, крысами и молоком. Некоторые могилы были обнаружены в Бубастиса, Гизе, Дендере, Бени Хасан и Абидосе. В 1888 г. в Бени-Хасане был найден кошачий некрополь с 80 тыс. мумий кошек.

Тело кота бальзамировали. Диодор писал:

«Обрабатывали кедровым маслом и специями для придания приятного запаха и сохранения тела в течение длительного времени».

В Древнем мире представители многих народов приручали кошек и держали их в качестве домашних животных. Однако египтяне, бесспорно, более других восхищались ими, объявив их священными животными.

БАСТ, БОГИНЯ С головой КОШКИ

Богиня Бает, чье имя в буквальном переводе означает «раздирающая», изображалась чаще всего в виде женщины с кошачьей головой. Подобно Хатор, Маат или Сехмет, Бает была дочерью солнца.

Она занимала почетную должность, служа оком Ра, солнечному богу, и участвовала, таким образом, в акте творения, проливая свет на землю и сражаясь с сумерками. Египтяне нередко связывали ее с львицей Сехмет, богиней войны, и обе они, являясь дочерьми солнца, парадоксальным образом воплощали и кротость, и гаев.

В результате археологических раскопок, проведенных на месте Иерихона в Палестине, были обнаружены кости кошек, восходящие к неолиту. Скелет кошки, датирующийся VI тысячелетием до н. э., был найден на Кипре.

Однако ученые не могут прийти к общему мнению по вопросу о происхождении домашней кошки. Некоторые исследователи утверждают, что она произошла от дикой африканской кошки (Felis sylvestris libyca) и была одомашнена древними египтянами около двух с половиной тысяч лет до нашей эры, другие же полагают, что ее предком был дикий азиатский кот (Felis sylvestris manul). Как бы то ни было, судя по всему, кошка была одомашнена около двух тысяч лет до нашей эры, и произошло это в Древнем Египте. До того кошки встречались исключительно в дикой природе.

Разумеется, древние египтяне приручали кошек не только и не столько из-за их красивой наружности, но в первую очередь из-за того, что они охотились на крыс и мышей, эффективно истребляя этих переносчиков чумы, настоящую катастрофу для урожаев зерна.

Роль кошки в повседневной

Начиная приблизительно со второго тысячелетия до нашей эры, дикие кошки, предки кошки домашней, преследовали свою добычу, грызунов, до самого человеческого жилья в долине Нила, привлеченные запахом пищи и теплом от очагов. В ту пору этот край достиг особенного процветания, в основном благодаря развитию сельского хозяйства и хлебным житницам.

Начиная с 1600 г. до н. э. египетские моряки стали брать кошек с собой в плавание, чтобы защитить свои товары и припасы от вездесущих грызунов, нарушая тем самым суровый египетский закон, согласно которому было запрещено вывозить их за пределы страны под страхом смерти. Кроме того, моряки тайно перевозили кошек, чтобы обменивать их из-под полы, как драгоценности, везде, где развивались морские торговые обмены.

Именно так кошки мало-помалу расселились по всему побережью Средиземного моря. Но египтяне использовали кошек не только для ловли грызунов, но и для охоты. Действительно, эти маленькие хищники были незаменимыми помощниками в охоте на птиц. Их держали на поводке, пока охотник убивал птиц при помощи бумеранга, а затем, когда добыча падала на землю, спускали, чтобы они принесли птицу своему хозяину.

И наконец, кошкам приписывали способность защищать людей от огня. Древнегреческий писатель Геродот рассказывал, что египтяне не боролись с огнем, утверждая, что если вдруг начнется сильный пожар, кошки сбегутся к месту происшествия и бросятся в пламя, отдавая жизни, чтобы спасти людей, оказавшихся в огне. Все, присутствующие при этом, оплакивают кошку, и огонь гаснет без чьего-либо вмешательства. Словом, кошки не только играли важнейшую роль в экономической жизни Древнего Египта, но и были настоящими позитивными символами, которым поклонялся целый народ.

Почитаемое животное

Древние египтяне считали, что ко всем животным следует относиться с уважением. Однако кошек, по-видимому, почитали намного больше остальных, потому что египетский закон под страхом смерти запрещал бранить кошек, плохо обращаться с ними и тем более убивать. Ведь египетские кошки были не просто всеми любимыми домашними животными, но прежде всего священными созданиями.

Начиная с 1567 года до н. э. кот был символом солнца, а кошка — символом луны, так что египтяне почитали этих животных, как богов. Египетские кошки, воплощения Бает, богини женственности и плодородия, или сияющего кота, обеспечивающего возвращение солнца после ночи, занимали завидное положение как в мире живых, так и в загробном царстве Осириса.

Богиня Бает считалась воплощенной кротостью, однако она, как настоящая кошка, вполне могла выпустить когти. Египтяне с нескрываемым восхищением относились к этой богине с головой кошки, которую неизменно сопровождал выводок ее котят. Каждый год в честь Бает совершались жертвоприношения узников. В каждом доме была по меньшей мере одна кошка, а когда она умирала, члены семьи выбривали брови в знак скорби и носили траур на протяжении семидесяти дней. Безутешный глава семейства заворачивал умершую любимицу в полотно и относил ее бальзамировщикам, а затем погребал.

Поскольку бальзамирование обходилось очень недешево, у главы семейства было в запасе целых семьдесят дней на то, чтобы собрать необходимую сумму. Одно из наиболее наглядных свидетельств такого поклонения со стороны египтян находится в городе Бени-Хасане, где археологи обнаружили целое кладбище кошек. Здесь покоились тысячи мумий этих священных животных! Кошки жили при каждом храме, и должность смотрителя кошек была очень завидной; она передавалась по наследству, от отца к сыну.

Держать кошку у себя дома могли только очень успешные египтяне, потому что уход за ней стоил дорого. Они питались не только мышами! Действительно, этих животных так почитали, что кормили первыми, и им доставались лучшие куски мяса или рыбы. Кроме того, когда египтянин стремился снискать расположение богини Бает, чтобы она исполнила его просьбу, он относил лучшую рыбу в дар ее земным воплощениям — кошкам.



Новое на сайте

>

Самое популярное