Домой Питание Какое изображение на сетчатке глаза человека. Глаз человека

Какое изображение на сетчатке глаза человека. Глаз человека

Глаз – тело в виде шаровидной сферы. Он достигает диаметра 25 мм и веса 8 г, является зрительным анализатором. Фиксирует увиденное и передает изображение на , затем по нервным импульсам в мозг.

Прибор оптической зрительной системы – человеческий глаз умеет сам настраиваться, в зависимости от поступающего света. Он способен увидеть удаленные предметы и находящиеся близко.

Сетчатка имеет очень сложное строение

Глазное яблоко представляет собой три оболочки. Внешняя – непрозрачная соединительная ткань, которая поддерживает форму глаза. Вторая оболочка – сосудистая, содержит большую сеть сосудов, которая питает глазное яблоко.

По цвету она черная, поглощает свет, не давая ему рассеиваться. Третья оболочка – , цветная, от ее расцветки зависит цвет глаз. В центре имеется зрачок, который регулирует поток лучей и меняется в диаметре, зависит от интенсивности освещения.

Оптическая система глаза состоит из , стекловидного тела. Хрусталик может принимать размеры маленького шарика и растягиваться до больших размеров, меняя фокус расстояния. Он способен менять свою кривизну.

Глазное дно покрывает сетчатка, имеющая толщину до 0,2 мм. Она состоит из слоистой нервной системы. Сетчатка имеет большую зрительную часть – фоторецепторные клетки и слепую переднюю часть.

Зрительные рецепторы сетчатки – палочки и колбочки. Эта часть состоит из десяти слоев, и поддается рассмотрению только под микроскопом.

Как формируется изображение на сетчатке


Проекция изображения на сетчатку

Когда лучи света проходят хрусталик, перемещаясь через стекловидное тело, они попадают на сетчатку, находящуюся на плоскости глазного дна. Напротив зрачка на сетчатке есть желтое пятно – это центральная часть, изображение на нем самое четкое.

Остальная часть – это периферическая. Центральная часть позволяет четко рассматривать предметы до мельчайших деталей. С помощью периферического зрения человек способен видеть не очень четкую картинку, но ориентироваться в пространстве.

Восприятие картинки происходит с проекцией изображения на сетчатку глаза. Фоторецепторы возбуждаются. Эта информация посылается в мозг и обрабатывается в зрительных центрах. Сетчатка каждого глаза передает через нервные импульсы свою половину изображения.

Благодаря этому и зрительной памяти возникает общий зрительный образ. На сетчатке отображается картинка в уменьшенном виде, перевернутой. А перед глазами она видится прямая и в натуральных размерах.

Снижение зрения при повреждениях сетчатки

Повреждение сетчатки ведет к снижению зрения. Если повреждена центральная ее часть, то может привести к полной потере зрения. О нарушениях периферического зрения человек долгое время может не догадываться.

Повреждение выявляется при проверке именно периферического зрения. При поражении большого участка этой части сетчатки происходит:

  1. дефект зрения в виде выпадения отдельных фрагментов;
  2. снижение ориентации при плохой освещенности;
  3. изменение восприятия цветов.

Изображение предметов на сетчатке глаза, контроль изображения мозгом


Коррекция зрения с помощью лазера

Если световой поток фокусируется перед сетчаткой, а не в центре, то это дефект зрения называется близорукостью. Близорукий человек плохо видит вдаль и хорошо видит вблизи. Когда световые лучи фокусируются за сетчаткой, то это называется дальнозоркостью.

Человек, наоборот, плохо видит близко и хорошо различает предметы вдали. Спустя некоторое время, если глаз не видит изображения предмета, оно исчезает с сетчатки. Образ, запомнившийся зрительно, хранится в сознании человека, на протяжении 0,1 сек. Это свойство называется инерцией зрения.

Как изображение контролируется мозгом

Еще ученый Иоганн Кеплер понял, что проектируемое изображение перевернутое. А другой ученый – француз Рене Декарт провел опыт и подтвердил этот вывод. Он с бычьего глаза убрал задний непрозрачный слой.

Вставил глаз в отверстие в стекле и увидел на стенке глазного дна картинку за окном в перевернутом виде. Таким образом, утверждение, что все изображения, подающие на сетчатку глаза, имеют перевернутый вид, было доказано.

А то, что мы видим изображения неперевернутыми, является заслугой мозга. Именно мозг корректирует непрерывно зрительный процесс. Это тоже доказано научным и опытным путем. Психолог Дж. Стреттон в 1896 году решил поставить эксперимент.

Он использовал очки, благодаря которым, на сетчатке глаза все предметы имели прямой вид, а не перевернутый. Тогда, как сам Стреттон видел перед собой перевернутые картинки. У него началось несогласованность явлений: видение глазами и ощущение других чувств. Появились признаки морской болезни, его тошнило, чувствовался дискомфорт и дисбаланс в организме. Продолжалось это три дня.

На четвертый день ему стало лучше. На пятый – он чувствовал себя прекрасно, как и до начала эксперимента. То есть мозг приспособился к изменениям и привел все в норму через некоторое время.

Стоило ему снять очки, как все опять встало с ног на голову. Но в этом случае мозг быстрее справился с задачей, уже через полтора часа все восстановилось, и картинка стала нормальной. Такой же опыт проводили с обезьяной, но она не выдержала эксперимента, впала как бы в коматозное состояние.

Особенности зрения


Палочки и колбочки

Еще одна особенность зрения – аккомодация, это способность глаз приспосабливаться видеть как на близком расстоянии, так и на далеком. На хрусталике имеются мышцы, которые могут изменять кривизну поверхности.

При взгляде на предметы, расположенные на дальнем расстоянии, кривизна поверхности небольшая и мышцы расслаблены. При рассмотрении предметов на близком расстоянии, мышцы приводят хрусталик в сжатое состояние, кривизна увеличивается, следовательно, и оптическая сила тоже.

Но на очень близком расстоянии, напряжение мышц становится наивысшим, может деформироваться, глаза быстро утомляются. Поэтому предельное расстояние для чтения и выполнения письма составляет 25 см до предмета.

На сетчатках левого и правого глаза получаемые изображения отличаются друг от друга, потому, что каждый глаз в отдельности видит предмет со своей стороны. Чем ближе рассматриваемый предмет, тем различия ярче.

Глаза видят предметы объемно, а не в плоскости. Эта особенность называется стереоскопическим зрением. Если долго рассматривать какой-то рисунок или предмет, то переместив глаза на чистое пространство, можно увидеть очертание на мгновение этого предмета или рисунка.

Факты о зрение


Есть очень много интересных фактов о строении глаза

Интересные факты о зрении человека и животных:

  • Зеленые глаза имеют только 2% населения земного шара.
  • Разные глаза по цвету бывают у 1% всего населения.
  • Красные глаза бывают у альбиносов.
  • Угол обзора у человека от 160 до 210°.
  • У кошек глаза поворачиваются до 185°.
  • У лошади обзор глаз составляет 350°.
  • Гриф видит мелких грызунов с высоты 5 км.
  • Стрекоза имеет уникальный зрительный орган, который состоит из 30 тыс. отдельных глазков. Каждый глазок видит отдельный фрагмент, и мозг соединяет все в большую картинку. Такое зрение называется фасеточным. Стрекоза видит в секунду 300 изображений.
  • У страуса объем глаза больше, чем объем мозга.
  • Глаз крупного кита весит 1 кг.
  • Крокодилы, когда едят мясо плачут, освобождаясь от излишней соли.
  • Есть среди скорпионов виды, имеющие до 12 глаз, у некоторых пауков насчитывается 8 глаз.
  • Красный цвет не различают собаки, кошки.
  • Пчела тоже не видит красного цвета, но различает другие, хорошо чувствует ультрафиолетовое излучение.
  • Распространенное мнение, что коровы и быки реагируют на красный цвет – ошибочное. На корридах быки обращают внимание не на красный цвет, а на движение тряпки, так как они еще близорукие.

Глазной орган сложный по структуре и функциональности. Каждая составная его часть индивидуальна и неповторима, в том числе и сетчатка. От работы каждого отдела отдельно и вместе взятых, зависит правильное и четкое восприятие изображения, острота зрения и видение мира в цветах и красках.

Про близорукость и методах ее лечения — в видеосюжете:

Урок. Формирование изображения на сетчатке

1. Оптическая система глаза. Аккомодация

Епосредственно за зрачком располагается прозрачный хрусталик, имеющий форму двояковыпуклой линзы. Хрусталик эластичен, он может менять свою кривизну с помощью специальной ресничной мышцы , которая при сокращении ослабляет цинновы связки, которые прикрепляются к хрусталику. Хрусталик в силу своей природной упругости становится более выпуклым. Когда ресничная мышца расслаблена (например, когда человек смотрит вдаль), цинновы связки растягивают хрусталик, он уплощается. Пространство позади хрусталика заполнено прозрачной желеобразной массой - стекловидным телом.

Световые лучи от предметов проходят через роговицу, жидкость передней камеры глаза, зрачок, жидкость задней камеры глаза, хрусталик и стекловидное тело. У людей с нормальным зрением

лучи попадают точно на сетчатку и образуют на ней четкие изображения предметов.

Но одновременно видеть с одинаковой четкостью близко и далеко расположенные предметы мы не можем. В каждый момент времени хрусталик глаза приспосабливается либо к ближнему, либо к дальнему видению. Это достигается быстрым изменением кривизны хрусталика и называется аккомодацией . Попробуйте, рассматривая одним глазом удаленные предметы, одновременно рассмотреть карандаш, расположенный от глаза на расстоянии 20 см. Его изображение покажется вам расплывчатым.

Изображение на сетчатке получается хотя и четким, но перевернутым. Почему же мы тогда не видим все вокруг нас перевернутым вверх ногами? Один австрийский ученый изобрел специальные очки, переворачивающие изображение на сетчатке. Он их носил постоянно. Первое время он видел все предметы вверх ногами, но вскоре вновь научился видеть их нормально. В этих очках он смог даже научиться ездить на велосипеде. Но стоило ему снять очки, как первое время он снова видел все окружающие предметы перевернутыми. Значит, такая особенность нашего глаза исправляется с помощью обучения и тренировки, в которой участвуют не только зрительный, но и другие анализаторы. Следовательно, зрительное восприятие окружающего мира основывается не только на самих зрительных ощущениях, а использует сведения от других анализаторов. Среди них главную роль выполняют органы равновесия, мышечного и кожного чувства. В результате взаимодействия этих анализаторов возникают целостные образы внешних предметов и явлений.

При изменении интенсивности освещенности происходит рефлекторное изменение диаметра зрачка. Снижение интенсивности освещения рефлекторно расширяет диаметр зрачка. Мышцы-сфинктеры, суживатели находятся в радужке и иннервируются парасимпатическими нервами, радиальные мышцы, расширители зрачка иннервируются симпатическими нервами, поэтому страх и боль приводят к расширению зрачков, недаром говорят: «У страха глаза велики».

2

Сетчатка глаза

Сетчатка имеет толщину 0,15-0,20 мм и состоит из нескольких слоев нервных клеток. Первый слой сетчатки непосредственно прилегает к черным пигментным клеткам. Этот слой образован зрительными рецепторами - палочками и колбочками . В сетчатке глаза человека палочек в десятки раз больше, чем колбочек (130 млн на 7 млн). Палочки возбуждаются очень быстро слабым сумеречным светом, и обеспечивают черно-белое видение. В мембране палочек находится пигмент родопсин , под действием света он разрушается и палочки возбуждаются. Для образования родопсина

необходим витамин А . При его недостатке палочки не возбуждаются и в сумерках человек плохо видит, развивается «куриная слепота» . У кур из рецепторов – только колбочки, в темноте они видят очень плохо. Колбочки возбуждаются медленнее и только ярким светом, они обеспечивают цветное видение. Колбочки бывают трех типов – красночувствительные, сине- и зеленочувствительные и содержат пигмент йодопсин . Палочки сравнительно равномерно распределены по сетчатке.

Рямо напротив зрачка в сетчатке находится желтое пятно , в состав которого входят исключительно колбочки. Поэтому наиболее отчетливо мы различаем те предметы, изображения которых попадают прямо на желтое пятно. С помощью глазных мышц мы можем управлять движением глаз и изменять направление взора. Но всегда при рассматривании нового предмета происходит перемещение взора так, чтобы изображение частей предмета последовательно попадало на желтое пятно.

От нервных клеток сетчатки отходят длинные отростки. В одном месте сетчатки они собираются в пучок и образуют зрительный нерв . Более миллиона его волокон передают в мозг зрительную информацию в форме слабых нервных импульсов. Место на сетчатке, откуда выходит зрительный нерв, лишено рецепторов и называется поэтому слепым пятном . Каждый школьник может убедиться в его существовании с помощью простого опыта.

Ля этого используйте рисунок, на котором изображены на сплошном черном фоне белые круги и крестик. Возьмите учебник в вытянутую руку и поместите рисунок перед глазами на расстоянии 20-25 см. Закройте левый глаз, а правым глазом фиксируйте крестик, изображение которого при этом попадает на желтое пятно. Не сводя взгляда с крестика, медленно приближайте и удаляйте рисунок. Найдите такое положение рисунка, при котором один из белых кругов перестанет быть видимым.

Это произойдет тогда, когда его изображение попадает на слепое пятно. Заметьте, на каком расстоянии от глаз возникает эффект исчезновения одного из белых кругов, если проводить наблюдение правым и левым глазом.

Основные термины и понятия:

Хрусталик. Ресничная мышца. Цинновы связки. Стекловидное тело. Сетчатка. Палочки. Родопсин. Колбочки. Йодопсин. Желтое пятно. Зрительный нерв. Слепое пятно.

Карточка у доски:

    Человек смотрит вдаль. Что происходит с его ресничной мышцей и цинновыми связками?

    Человек читает книгу. Что происходит с его ресничной мышцей и цинновыми связками?

    Какое изображение получается на сетчатке?

    Что происходит с отверстием зрачка в темной комнате?

    Сетчатка состоит из трех слоев клеток. Где располагаются палочки и колбочки?

    Сколько палочек и колбочек в сетчатке?

    Какие рецепторы отвечают за черно-белое, какие за цветное видение?

    Какие пигменты находятся в палочках? Колбочках?

    Где в сетчатке больше всего колбочек?

    Где в сетчатке отсутствуют зрительные рецепторы?

Письменные карточки:

    Что характерно для бесполого и полового размножения?

    Почему для эволюции важно половое размножение?

    Сравните развитие зародышей человека и животных. Сделайте вывод.

    Дайте определения или раскройте понятия: Половые клетки. Семенники. Яичники. Маточные трубы. Матка. Фолликул. Желтое тело. Зигота. Оплодотворение.

Компьютерное тестирование:

Тест 1 . Человек смотрит вдаль. Что происходит с его ресничной мышцей и цинновыми связками:

Тест 2 . Человек читает книгу. Что происходит с его ресничной мышцей и цинновыми связками:

    Ресничная мышца расслаблена, связки тоже.

    Ресничная мышца расслаблена, связки натянуты.

    Ресничная мышца сокращена, связки натянуты.

    Ресничная мышца сокращена, связки расслаблены.

Тест 3 . Какое изображение получается на сетчатке?

    Перевернутое, уменьшенное.

    Неперевернутое, уменьшенное.

Тест 4 . Что происходит с отверстием зрачка в темной комнате?

    Ничего не происходит.

    Уменьшается.

    Увеличивается

Тест 5 . Сетчатка состоит из трех слоев клеток. Где располагаются палочки и колбочки?

    Ближе к стекловидному телу.

    Перед слоем пигментных клеток сетчатки.

    Между двумя слоями клеток сетчатки.

    Между склерой и сосудистой оболочкой.

Тест 6 . Сколько палочек и колбочек в сетчатке?

    Палочек – 130 млн, колбочек – 7 млн.

    Палочек – 7 млн, колбочек – 130 млн..

    Палочек – 130 млн, колбочек – 100 млн.

    Палочек – 7 млн, колбочек – 7 млн.

Тест 7 . Какие рецепторы отвечают за черно-белое, какие за цветное видение?

    За черно-белое – палочки, за цветное – колбочки.

    За черно-белое – колбочки, за цветное – палочки.

Тест 8 . Какие пигменты находятся в палочках? Колбочках?

    В палочках – йодопсин, в колбочках – родопсин.

    В палочках – родопсин, в колбочках – йодопсин.

Тест 9 . Где в сетчатке больше всего колбочек?

    В слепом пятне.

    На периферии глаза.

    Колбочки распределены в сетчатке равномерно.

    В желтом пятне.

Тест 10 . Где в сетчатке отсутствуют зрительные рецепторы?

    В слепом пятне.

    На периферии глаза.

    Зрительные рецепторы равномерно распределены по сетчатке.

    Посредством глаза, а не глазом
    Смотреть на мир умеет разум.
    Уильям Блейк

    Цели урока:

    Образовательные:

    • раскрыть строение и значение зрительного анализатора, зрительных ощущений и восприятия;
    • углубить знания о строении и функции глаза как об оптической системе;
    • объяснить, как формируется изображение на сетчатке,
    • дать представление о близорукости и дальнозоркости, о видах коррекции зрения.

    Развивающие:

    • формировать умения наблюдать, сопоставлять и делать выводы;
    • продолжать развивать логическое мышление;
    • продолжать формировать представление о единстве понятий окружающего мира.

    Воспитательные:

    • воспитывать бережное отношение к своему здоровью, раскрыть вопросы гигиены зрения;
    • продолжать вырабатывать ответственное отношение к учёбе.

    Оборудование:

    • таблица "Зрительный анализатор",
    • разборная модель глаза,
    • влажный препарат "Глаз млекопитающих",
    • раздаточный материал с иллюстрациями.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    2. Актуализация знаний. Повторение темы "Строение глаза".

    3. Объяснение нового материала:

    Оптическая система глаза.

    Сетчатка. Формирование изображений на сетчатке.

    Оптические иллюзии.

    Аккомодация глаза.

    Преимущество зрения двумя глазами.

    Движение глаз.

    Дефекты зрения, их коррекция.

    Гигиена зрения.

    4. Закрепление.

    5. Итоги урока. Постановка домашнего задания.

    Повторение темы "Строение глаза".

    Учитель биологии:

    На прошлом уроке мы изучили тему "Строение глаза". Давайте вспомним материал этого урока. Продолжите фразу:

    1) Зрительная зона полушарий большого мозга расположена в …

    2) Цвет глазу придаёт …

    3) Анализатор состоит из …

    4) Вспомогательными органами глаза являются …

    5) Глазное яблоко имеет … оболочек

    6) Выпукло - вогнутой линзой глазного яблока является …

    Пользуясь рисунком, расскажите об устройстве и назначении составляющих частей глаза.

    Объяснение нового материала.

    Учитель биологии:

    Глаз - орган зрения животных и человека. Это самонастраивающийся прибор. Он позволяет видеть близкие и удалённые предметы. Хрусталик то сжимается почти в шарик, то растягивается, тем самым, меняя фокусное расстояние.

    Оптическую систему глаза составляют роговица, хрусталик, стекловидное тело.

    Сетчатка (сетчатая оболочка, покрывающая глазное дно) имеет толщину 0,15 -0,20 мм и состоит из нескольких слоёв нервных клеток. Первый слой прилегает к чёрным пигментным клеткам. Он образован зрительными рецепторами - палочками и колбочками. В сетчатке глаза человека палочек в сотни раз больше, чем колбочек. Палочки возбуждаются очень быстро слабым сумеречным светом, но не могут воспринимать цвет. Колбочки возбуждаются медленно и только ярким светом - они способны воспринимать цвет. Палочки равномерно распределяются по сетчатке. Прямо напротив зрачка в сетчатке находится жёлтое пятно, в состав которого входят исключительно колбочки. При рассмотрении предмета происходит перемещение взора так, что изображение попадает на жёлтое пятно.

    От нервных клеток отходят отростки. В одном месте сетчатки они собираются в пучок и образуют зрительный нерв. Более миллиона волокон передают в мозг зрительную информацию в форме нервных импульсов. Это место, лишённое рецепторов, называют слепым пятном. Начавшийся в сетчатке анализ цвета, формы, освещённости предмета, его деталей заканчивается в зоне коры. Здесь собирается вся информация, она расшифровывается и обобщается. В результате складывается представление о предмете. "Видит" мозг, а не глаз.

    Итак, зрение - это подкорковый процесс. Он зависит от качества информации, поступающей от глаз в кору больших полушарий (затылочная область).

    Учитель физики:

    Мы выяснили, что оптическую систему глаза составляют роговица, хрусталик и стекловидное тело. Свет, преломляясь в оптической системе, даёт на сетчатке действительные, уменьшенные, обратные изображения рассматриваемых предметов.

    Первым, кто доказал, что изображение на сетчатке глаза является перевёрнутым, построив ход лучей в оптической системе глаза, был Иоганн Кеплер (1571 - 1630). Чтобы проверить этот вывод, французский учёный Рене Декарт (1596 - 1650) взял глаз быка и, соскоблив с его задней стенки непрозрачный слой, поместил в отверстии, проделанном в оконном ставне. И тут же на полупрозрачной стенке глазного дна он увидел перевёрнутое изображение картины, наблюдавшейся из окна.

    Почему же тогда мы видим все предметы такими, как они есть, т.е. неперевёрнутыми?

    Дело в том, что процесс зрения непрерывно корректируется мозгом, получающим информацию не только через глаза, но и через другие органы чувств.

    В 1896 году американский психолог Дж. Стреттон поставил на себе эксперимент. Он надел специальные очки, благодаря которым на сетчатке глаза изображения окружающих предметов оказались не обратными, а прямыми. И что же? Мир в сознании Стреттона перевернулся. Все предметы он стал видеть вверх ногами. Из-за этого произошло рассогласование в работе глаз с другими органами чувств. У учёного появились симптомы морской болезни. В течение трёх дней он ощущал тошноту. Однако на четвёртые сутки организм стал приходить в норму, а на пятый день Стреттон стал чувствовать так же, как и до эксперимента. Мозг учёного освоился с новыми условиями работы, и все предметы он снова стал видеть прямыми. Но, когда он снял очки, всё опять перевернулось. Уже через полтора часа зрение восстановилось, и он снова стал видеть нормально.

    Любопытно, что подобное приспособление характерно лишь для человеческого мозга. Когда в одном из экспериментов переворачивающие очки одели обезьяне, то она получила такой психологический удар, что, сделав несколько неверных движений и упав, пришла в состояние, напоминающее кому. У неё стали угасать рефлексы, упало кровяное давление и дыхание стало частым и поверхностным. У человека ничего подобного не наблюдается. Однако, и человеческий мозг не всегда способен справиться с анализом изображения, получающегося на сетчатке глаза. В таких случаях возникают иллюзии зрения - наблюдаемый предмет нам кажется не таким, каков он есть на самом деле.

    Наши глаза познавать не умеют природу предметов. А потому не навязывай им заблуждений рассудка. (Лукреций)

    Зрительные самообманы

    Мы часто говорим об "обмане зрения", "обмане слуха", но выражения эти неправильны. Обманов чувств нет. Философ Кант метко сказал по этому поводу: "Чувства не обманывают нас, - не потому, что они всегда правильно судят, а потому, что вовсе не судят".

    Что же тогда обманывает нас при так называемых "обманах" чувств? Разумеется то, что в данном случае "судит", т.е. наш собственный мозг. Действительно, большая часть обманов зрения зависит исключительно оттого, что мы не только видим, но и бессознательно рассуждаем, причём невольно вводим себя в заблуждение. Это - обманы суждения, а не чувств.

    Галерея образов, или что вы видите

    Дочь, мать и усатый отец?

    Индеец, гордо смотрящий на солнце и эскимос в капюшоне, повёрнутый спиной...

    Молодой и пожилой мужчины

    Молодая и старая женщины

    Параллельны ли линии?

    Является ли четырехугольник квадратом?

    Который эллипс больше - нижний или внутренний верхний?

    Что больше в этой фигуре - высота или ширина?

    Какая прямая является продолжением первой?

    Замечаете ли вы "дрожание" круга?

    Есть ещё одна особенность зрения, о которой нельзя не сказать. Известно, что при изменении расстояния от линзы до предмета меняется и расстояние до его изображения. Каким же образом на сетчатке сохраняется чёткое изображение, когда мы переводим свой взгляд с удалённого предмета на более близкий?

    Как вам стало известно, мышцы, которые прикреплены к хрусталику, способны изменять кривизну его поверхностей и тем самым оптическую силу глаза. Когда мы смотрим на далёкие предметы, эти мышцы находятся в расслабленном состоянии и кривизна хрусталика оказывается сравнительно небольшой. При переводе взгляда на близлежащие предметы глазные мышцы сжимают хрусталик, и его кривизна, а, следовательно, и оптическая сила, увеличиваются.

    Способность глаза приспосабливаться к видению, как на близком, так и на более далёком расстоянии называется аккомодацией (от лат. accomodatio - приспособление).

    Благодаря аккомодации человеку удаётся фокусировать изображения различных предметов на одном и том же расстоянии от хрусталика - на сетчатке глаза.

    Однако при очень близком расположении рассматриваемого предмета напряжение мышц, деформирующих хрусталик, усиливается, и работа глаза становится утомительной. Оптимальное расстояние при чтении и при письме для нормального глаза составляет около 25 см. Это расстояние называют расстоянием наилучшего зрения.

    Учитель биологии:

    Какое преимущество даёт зрение двумя глазами?

    1. Увеличивается поле зрения человека.

    2. Именно благодаря наличию двух глаз мы можем различать, какой предмет находится ближе, какой дальше от нас.

    Дело в том, что на сетчатке правого и левого глаза получаются отличающиеся друг от друга изображения (соответствующие взгляду на предметы как бы справа и слева). Чем ближе предмет, тем заметнее это различие. Оно и создаёт впечатление разницы в расстояниях. Эта же способность глаза позволяет видеть предмет объёмным, а не плоским. Такая способность получила название стереоскопического зрения. Совместная работа обоих мозговых полушарий обеспечивает различение предметов, их формы, величины, расположения, перемещения. Эффект объёмного пространства может возникнуть в тех случаях, когда мы рассматриваем плоскую картину.

    В течение нескольких минут рассматривайте картинку на расстоянии 20 - 25 см от глаз.

    В течение 30 с смотри на ведьму на метле не отрываясь.

    Быстро смести взгляд на рисунок замка и смотри, считая до 10, в проём ворот. В проёме ты увидишь белую ведьму на сером фоне.

    Когда вы рассматриваете свои глаза в зеркале, то, наверное, замечаете, что и крупные и едва заметные движения оба глаза осуществляют строго одновременно, в одном и том же направлении.

    Всегда ли глаза так всё осматривают? Как мы ведём себя в уже знакомой комнате? Для чего же нам нужны движения глаз? Они нужны для первоначального осмотра. Осматривая, мы формируем целостный образ, и всё это передаётся на хранение в память. Поэтому для узнавания хорошо известных предметов движение глаз необязательно.

    Учитель физики:

    Одной из основных характеристик зрения является острота. Зрение людей меняется с возрастом, т.к. хрусталик теряет эластичность, способность менять свою кривизну. Появляются дальнозоркость или близорукость.

    Близорукость - это недостаток зрения, при котором параллельные лучи после преломления в глазу собираются не на сетчатке, а ближе к хрусталику. Изображения удалённых предметов поэтому оказываются на сетчатке нечёткими, расплывчатыми. Чтобы на сетчатке получилось резкое изображение, рассматриваемый предмет необходимо приблизить к глазу.

    Расстояние наилучшего зрения для близорукого человека меньше 25 см. поэтому люди с подобным недостатком рения вынуждены читать текст, располагая его близко к глазам. Близорукость может быть обусловлена следующими причинами:

    • избыточной оптической силы глаза;
    • удлинением глаза вдоль его оптической оси.

    Развивается она обычно в школьные годы и связана, как правило, с продолжительным чтением или письмом, особенно при недостаточном освещении и неправильном расположении источников света.

    Дальнозоркость - это недостаток зрения, при котором параллельные лучи после преломления в глазу сходятся под таким углом, что фокус оказывается расположенным не на сетчатке, а за ней. Изображения удалённых предметов на сетчатке при этом снова оказываются нечёткими, расплывчатыми.

    Учитель биологии:

    Для профилактики зрительного утомления существует ряд комплексов упражнений. Предлагаем вам некоторые из них:

    Вариант 1 (продолжительность 3-5 минут).

    1. Исходное положение - сидя в удобной позе: позвоночник прямой, глаза открыты, взгляд устремлён прямо. Выполнять совсем легко, без напряжения.

    Взгляд направить влево - прямо, вправо - прямо, вверх - прямо, вниз - прямо, без задержки в отведенном положении. Повторить 1-10 раз.

    2. Взгляд смещать по диагонали: влево - вниз - прямо, вправо - вверх - прямо, вправо - вниз - прямо, влево - вверх - прямо. И постепенно увеличивать задержки в отведенном положении, дыхание произвольное, но следить, чтобы не было его задержки. Повторить 1-10 раз.

    3. Круговые движения глаз: от 1 до 10 кругов влево и вправо. Вначале быстрее, потом постепенно снижать темп.

    4. Смотреть на кончик пальца или карандаша, удерживаемого на расстоянии 30 см от глаз, а затем вдаль. Повторить несколько раз.

    5. Смотреть прямо перед собой пристально и неподвижно, стараясь видеть более ясно, затем моргнуть несколько раз. Сжать веки, затем моргнуть несколько раз.

    6. Изменение фокусного расстояния: смотреть на кончик носа, затем вдаль. Повторить несколько раз.

    7. Массировать веки глаз, мягко поглаживая их указательным и средним пальцем в направлении от носа к вискам. Или: глаза закрыть и подушечками ладони, очень нежно касаясь, проводить по верхним векам от висков к переносице и обратно, всего 10 раз в среднем темпе.

    8. Потереть ладони друг о друга и легко, без усилий прикрыть ими предварительно закрытые глаза, чтобы полностью загородить их от света на 1 мин. Представить погружение в полную темноту. Открыть глаза.

    Вариант 2 (продолжительность 1-2 мин).

    1. При счете 1-2 фиксация глаз на близком (расстояние 15-20 см) объекте, при счёте 3-7 взгляд переводится на дальний объект. При счёте 8 взгляд снова переводится на ближний объект.

    2. При неподвижной голове на счёт 1 поворот глаз по вертикали вверх, при счёте 2-вниз, затем снова вверх. Повторить 10-15 раз.

    3. Закрыть глаза на 10-15 секунд, открыть и проделать движения глазами вправо и влево, затем вверх и вниз (5 раз). Свободно, без напряжения направить взгляд вдаль.

    Вариант 3 (продолжительность 2-3 минуты).

    Упражнения выполняются в положении "сидя" откинувшись на спинку стула.

    1. Смотреть прямо перед собой в течение 2-3 секунд, затем на 3-4 секунды опустить глаза вниз. Повторить упражнение в течение 30 секунд.

    2. Поднять глаза вверх, опустить их вниз, отвести глаза вправо, потом влево. Повторить 3-4 раза. Продолжительность 6 секунд.

    3. Поднять глаза вверх, сделать ими круговые движения против часовой стрелки, потом по часовой стрелки. Повторить 3-4 раза.

    4. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, открыть на 3-5 секунд. Повторить 4-5 раз. Продолжительность 30-50 секунд.

    Закрепление.

    Предлагаются нестандартные ситуации.

    1. Близорукий ученик воспринимает буквы, написанные на доске, расплывчатыми, нечёткими. Ему приходится напрягать зрение, чтобы аккомодировать глаз то на доску, то на тетрадь, что вредно как для зрительной, так и для нервной системы. Предложите конструкцию таких очков для школьников, чтобы избежать напряжения при чтении текста с доски.

    2. Когда у человека мутнеет хрусталик глаза (например, при катаракте), его, как правило, удаляют и заменяют пластмассовой линзой. Такая замена лишает глаз способности к аккомодации и пациенту приходится пользоваться очками. Совсем недавно в Германии начали выпускать искусственный хрусталик, который может самофокусироваться. Предположите, какую конструктивную особенность придумали для аккомодации глаза?

    3. Герберт Уэллс написал роман "Человек-невидимка". Агрессивная невидимая личность хотела подчинить себе весь мир. Подумайте, в чём несостоятельность этой идеи? Когда предмет в среде невидим? Как может видеть глаз человека-невидимки?

    Итоги урока. Постановка домашнего задания.

    • § 57, 58 (биология),
    • § 37,38 (физика), предложите нестандартные задачи по изученной теме (по желанию).

    С древних времен глаз был символом всеведения, тайного знания, мудрости и бдительности. И это неудивительно. Ведь именно благодаря зрению мы получаем большую часть информации об окружающем мире. С помощью глаз мы оцениваем размеры, форму, удаленность и взаиморасположение предметов, наслаждаемся многообразием красок и наблюдаем движение.

    Как устроено любознательное око?

    Человеческий глаз нередко сравнивают с фотоаппаратом. Роговица, прозрачная и выпуклая часть наружной оболочки, подобна линзе объектива. Вторая оболочка — сосудистая — спереди представлена радужкой, содержание пигмента в которой определяет цвет глаз. Отверстие в центре радужки — зрачок — суживаясь при ярком и расширяясь при тусклом освещении, регулирует количество света, поступающего внутрь глаза, подобно диафрагме. Вторая линза — подвижный и гибкий хрусталик окружен ресничной мышцей, которая изменяет степень его кривизны. Позади хрусталика расположено стекловидное тело — прозрачное студенистое вещество, которое поддерживает упругость и шаровидную форму глазного яблока. Лучи света, проходя сквозь внутриглазные структуры, падают на сетчатку — тончайшую оболочку из нервной ткани, выстилающую глаз изнутри. Фоторецепторы — светочувствительные клетки сетчатки, подобно фотопленке фиксируют изображение.

    Почему говорят, что мы «видим» мозгом?

    И все же орган зрения устроен гораздо сложнее самой современной фототехники. Ведь мы не просто фиксируем увиденное, а оцениваем ситуацию и реагируем словами, действиями и эмоциями.

    Правый и левый глаз видят предметы под разным углом. Головной мозг соединяет оба изображения воедино, в результате чего мы можем оценить объем предметов и их взаиморасположение.

    Таким образом, картина зрительного восприятия формируется в головном мозге.

    Почему, стараясь рассмотреть что-либо, мы обращаем взгляд в эту сторону?

    Наиболее четкое изображение формируется при попадании световых лучей в центральную зону сетчатки - макулу. Поэтому, стараясь рассмотреть что-либо повнимательнее, мы обращаем взгляд в соответствующую сторону. Свободное движение каждого глаза во всех направлениях обеспечивается работой шести мышц.

    Веки, ресницы и брови — не только красивое обрамление?

    Глазное яблоко защищено от внешних воздействий костными стенками орбиты, мягкой жировой клетчаткой, выстилающей ее полость, и веками.

    Мы прищуриваемся, стараясь уберечь глаза от слепящего света, иссушающего ветра и пыли. Густые ресницы при этом смыкаются, образуя защитный барьер. А брови предназначены задерживать капельки пота, стекающие со лба.

    Конъюнктива — тонкая слизистая оболочка, покрывающая глазное яблоко и внутреннюю поверхность век, содержит сотни мельчайших желёзок. Они вырабатывают «смазку», которая обеспечивает свободное движение век при смыкании и защищает роговицу от высыхания.

    Аккомодация глаза

    Как формируется изображение на сетчатке?

    Для того чтобы понять, как формируется изображение на сетчатке, необходимо вспомнить, что при прохождении из одной прозрачной среды в другую световые лучи преломляются (т.е. отклоняются от прямолинейного распространения).

    Прозрачными средами в глазу являются роговица с покрывающей ее слезной пленкой, водянистая влага, хрусталик и стекловидное тело. Наибольшей преломляющей силой обладает роговица, вторая по силе линза - хрусталик. Слезная пленка, водянистая влага и стекловидное тело обладают пренебрежимо малой преломляющей способностью.

    Проходя сквозь внутриглазные среды, световые лучи преломляются и сходятся на сетчатке, формируя четкое изображение.

    Что такое аккомодация?

    Любая попытка перевести взгляд приводит к дефокусированию изображения и требует дополнительной настройки оптической системы глаза. Она осуществляется за счет аккомодации - изменения преломляющей силы хрусталика.

    Подвижный и гибкий хрусталик прикреплен с помощью волокон цинновой связки к цилиарной мышце. При зрении вдаль мышца расслаблена, волокна цинновой связки находятся в натянутом состоянии, не позволяя хрусталику принять выпуклую форму. При попытке рассмотреть предметы вблизи цилиарная мышца сокращается, мышечный круг суживается, циннова связка расслабляется и хрусталик приобретает выпуклую форму. Тем самым увеличивается его преломляющая способность, и на сетчатке фокусируются предметы, расположенные на близком расстоянии. Этот процесс называется аккомодацией.

    Почему нам кажется, что «с возрастом руки становятся короче»?

    С возрастом хрусталик теряет свои эластические свойства, становится плотным и с трудом изменяет свою преломляющую способность. В результате мы постепенно утрачиваем способность к аккомодации, что затрудняет работу на близком расстоянии. При чтении мы стараемся отодвинуть газету или книгу дальше от глаз, но скоро длина рук оказывается недостаточной для обеспечения четкого зрения.

    Для коррекции пресбиопии применяют собирающие линзы, сила которых увеличивается с возрастом.

    Нарушения зрения

    У 38% жителей нашей страны выявляются нарушения зрения, требующие очковой коррекции.

    В норме оптическая система глаза способна преломлять световые лучи таким образом, чтобы они сходились точно на сетчатке, обеспечивая четкое зрение. Для того чтобы сфокусировать изображение на сетчатке, глазу с нарушением рефракции требуется дополнительная линза.

    Какие бывают нарушения зрения?

    Преломляющая сила глаза определяется двумя основными анатомическими факторами: длиной переднезадней оси глаза и кривизной роговицы.

    Близорукость или миопия. Если длина оси глаза увеличена или роговица имеет большую преломляющую силу, изображение формируется перед сетчаткой. Такое нарушение зрения называется близорукостью или миопией. Близорукие хорошо видят на близком расстоянии и плохо вдаль. Коррекция достигается ношением очков с рассеивающими (минусовыми) линзами.

    Дальнозоркость или гиперметропия. Если длина оси глаза уменьшена или преломляющая сила роговицы невелика, изображение формируется в мнимой точке позади сетчатки. Такое нарушение зрения называется дальнозоркостью или гиперметропией. Существует ошибочное мнение, что дальнозоркие хорошо видят вдаль. Они испытывают трудности при работе на близком расстоянии и нередко плохо видят вдаль. Коррекция достигается ношением очков с собирающими (плюсовыми) линзами.

    Астигматизм. При нарушении сферичности роговицы существует разница в преломляющей силе по двум главным меридианам. Изображение предметов на сетчатке искаженное: одни линии четкие, другие размытые. Такое нарушение зрения называется астигматизмом и требует ношения очков с цилиндрическими линзами.

    Рецептора

    Афферентного проводящего пути

    3) зоны коры, куда проецируется данный вид чувствительности -

    И. Павлов назвал анализатором.

    В современной научной литературе анализатор чаще называют сенсорной системой . В корковом конце анализатора происходят анализ и синтез полученной информации.

    Зрительная сенсорная система

    Орган зрения - глаз - состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата. Из глазного яблока выходит зрительный нерв, соединяющий его с головным мозгом.

    Глазное яблоко имеет форму шара, более выпуклого спереди. Оно лежит в полости глазницы и состоит из внутреннего ядра и окружающих его трех оболочек: наружной, средней и внутренней (рис. 1).

    Рис. 1. Горизонтальный разрез глазного яблока и механизм аккомодации (схема) [Косицкий Г. И., 1985] . В левой половине хрусталик (7) уплощен при рассматривании далекого предмета, а справа он стал более выпуклым за счет аккомодационного усилия при рассматривании близкого предмета 1 - склера; 2 - сосудистая оболочка; 3 - сетчатка; 4 - роговица; 5 - передняя камера; 6 - радужка; 7 - хрусталик; 8 - стекловидное тело; 9 - ресничная мышца, ресничные отростки и ресничная связка (циннова); 10 - центральная ямка; 11 - зрительный нерв

    ГЛАЗНОЕ ЯБЛОКО


    Наружная оболочка называется волокнистой, или фиброзной . Задний отдел ее представляет белочную оболочку, или склеру , которая защищает внутреннее ядро глаза и помогает сохранить его форму. Передний отдел представлен более выпуклой прозрачной роговицей , через которую в глаз проникает свет.

    Средняя оболочка богата кровеносными сосудами и потому называется сосудистой. В ней выделяют три части:

    переднюю – радужку

    среднюю - ресничное тело

    заднюю - собственно сосудистую оболочку .

    Радужка имеет форму плоского кольца, цвет ее может быть голубой, зеленовато-серый или коричневый в зависимости от количества и характера пигмента. Отверстие в центре радужки - зрачок - способно суживаться и расширяться. Величину зрачка регулируют специальный глазные мышцы, расположенные в толще радужки: сфинктер (суживатель) зрачка и дилататор зрачка, расширяющий зрачок. Кзади от радужки находится ресничное тело - круговой валик, внутренний край которого имеет ресничные отростки . В нем заложена ресничная мышца, сокращение которой через специальную связку передается на хрусталик и он меняет свою кривизну. Собственно сосудистая оболочка - большая задняя часть средней оболочки глазного яблока, содержит черный пигментный слой, который поглощает свет.

    Внутренняя оболочка глазного яблока называется сетчаткой, или сетчатой оболочкой. Это светочувствительная часть глаза, которая покрывает изнутри сосудистую оболочку. Она имеет сложное строение. В сетчатке находятся светочувствительные рецепторы - палочки и колбочки.


    Внутреннее ядро глазного яблока составляют хрусталик, стекловидное тело и водянистая влага передней и задней камер глаза.

    Хрусталик имеет форму двояковыпуклой линзы, он прозрачен и эластичен, расположен позади зрачка. Хрусталик преломляет входящие в глаз световые лучи и фокусирует их на сетчатке. В этом ему помогают роговица и внутриглазные жидкости. При помощи ресничной мышцы хрусталик меняет свою кривизну, принимая форму, необходимую то для "дальнего", то для "ближнего" видения.

    Позади хрусталика находится стекловидное тело - прозрачная желеобразная масса.

    Полость между роговицей и радужкой составляет переднюю камеру глаза, а между радужкой и хрусталиком - заднюю камеру. Они заполнены прозрачной жидкостью - водянистой влагой и сообщаются между собой через зрачок. Внутренние жидкости глаза находятся под давлением, которое определяют как внутриглазное давление. При повышении его могут возникнуть нарушения зрения. Повышение внутриглазного давления является признаком тяжелого заболевания глаз - глаукомы.

    Вспомогательный аппарат глаза состоит из защитных приспособлений, слезного и двигательного аппарата.

    К защитным образованиям относятся брови, ресницы и веки. Брови предохраняют глаз от пота, стекающего со лба. Ресницы, находящиеся на свободных краях верхнего и нижнего века, защищают глаза от пыли, снега, дождя. Основу века составляет соединительнотканная пластинка, напоминающая хрящ, снаружи она покрыта кожей, а изнутри - соединительной оболочкой - конъюнктивой . С век конъюнктива переходит на переднюю поверхность глазного яблока, за исключением роговицы. При сомкнутых веках образуется узкое пространство между конъюнктивой век и конъюнктивой глазного яблока - конъюнктивальный мешок.

    Слезный аппарат представлен слезной железой и слезовыводящими путями . Слезная железа занимает ямку в верхнем углу латеральной стенки глазницы. Несколько ее протоков открывается в верхний свод конъюнктивального мешка. Слеза омывает глазное яблоко и постоянно увлажняет роговицу. Движению слезной жидкости в сторону медиального угла глаза способствуют мигательные движения век. Во внутреннем углу глаза слеза скапливается в виде слезного озера, на дне которого виден слезный сосочек. Отсюда через слезные точки (точечные отверстия на внутренних краях верхнего и нижнего век) слеза попадает сначала в слезные канальцы, а затем в слезный мешок. Последний переходит в носослезный проток, по которому слеза попадает в полость носа.

    Двигательный аппарат глаза представлен шестью мышцами . Мышцы начинаются от сухожильного кольца вокруг зрительного нерва в глубине глазницы и прикрепляются к глазному яблоку. Выделяют четыре прямые мышцы глазного яблока (верхняя, нижняя, латеральная и медиальная) и две косые мышцы (верхняя и нижняя). Мышцы действуют таким образом, что оба глаза движутся совместно и направлены в одну и ту же точку. От сухожильного кольца начинается также мышца, поднимающая верхнее веко. Мышцы глаза исчерченные и сокращаются произвольно.

    Физиология зрения

    Светочувствительные рецепторы глаза (фоторецепторы) - колбочки и палочки, располагаются в наружном слое сетчатки. Фоторецепторы контактируют с биполярными нейронами, а те в свою очередь - с ганглиозными. Образуется цепочка клеток, которые под действием света генерируют и проводят нервный импульс. Отростки ганглиозных нейронов образуют зрительный нерв.

    По выходе из глаза зрительный нерв делится на две половины. Внутренняя перекрещивается и вместе с наружной половиной зрительного нерва противоположной стороны направляется к латеральному коленчатому телу, где расположен следующий нейрон, заканчивающийся на клетках зрительной зоны коры в затылочной доле полушария. Часть волокон зрительного тракта направляется к клеткам ядер верхних холмиков пластинки крыши среднего мозга. Эти ядра, так же как и ядра латеральных коленчатых тел, представляют собой первичные (рефлекторные) зрительные центры. От ядер верхних холмиков начинается тектоспинальный путь, за счет которого осуществляются рефлекторные ориентировочные движения, связанные со зрением. Ядра верхних холмиков также имеют связи с парасимпатическим ядром глазодвигательного нерва, расположенным под дном водопровода мозга. От него начинаются волокна, входящие в состав глазодвигательного нерва, которые иннервируют сфинктер зрачка, обеспечивающий сужение зрачка при ярком свете (зрачковый рефлекс), и ресничную мышцу, осуществляющую аккомодацию глаза.

    Адекватным раздражителем для глаза является свет - электромагнитные волны длиной 400 - 750 нм. Более короткие - ультрафиолетовые и более длинные - инфракрасные лучи глазом человека не воспринимаются.

    Преломляющий световые лучи аппарат глаза - роговица и хрусталик, фокусирует изображение предметов на сетчатке. Луч света проходит через слой ганглиозных и биполярных клеток и достигает колбочек и палочек. В фоторецепторах различают наружный сегмент, содержащий светочувствительный зрительный пигмент (родопсин в Галочках и йодопсин в колбочках), и внутренний сегмент, в котором находятся митохондрии. Наружные сегменты погружены в черный пигментный слой, выстилающий внутреннюю поверхность глаза. Он уменьшает отражение света внутри глаза и участвует в обмене веществ рецепторов.

    В сетчатке насчитывают около 7 млн. колбочек и примерно 130 млн. палочек. Более чувствительны к свету палочки, их называют аппаратом сумеречного зрения. Колбочки, чувствительность к свету которых в 500 раз меньше,- это аппарат дневного и цветового видения. Цветоощущение, мир красок доступен рыбам, амфибиям, рептилиям и птицам. Доказывается это возможностью выработать у них условные рефлексы на различные цвета. Не воспринимают цвета собаки и копытные животные. Вопреки прочно установившемуся представлению, что быки очень не любят красный цвет, в опытах удалось доказать, что они не могут отличить зеленого, синего и даже черного от красного. Из млекопитающих только обезьяны и люди способны воспринимать цвета.

    Колбочки и палочки распределены в сетчатке неравномерно. На дне глаза, напротив зрачка, находится так называемое пятно, в центре его есть углубление - центральная ямка - место наилучшего видения. Сюда фокусируется изображение при рассматривании предмета.

    В центральной ямке имеются только колбочки. По направлению к периферии сетчатки количество колбочек уменьшается, а число палочек возрастает. Периферия сетчатки содержит только палочки.

    Недалеко от пятна сетчатки, ближе к носу, расположено слепое пятно. Это место выхода зрительного нерва. В этом участке нет фоторецепторов, и оно не принимает участия в зрении.

    Построение изображения на сетчатке.

    Луч света достигает сетчатки, проходя через ряд преломляющих поверхностей и сред: роговицу, водянистую влагу передней камеры, хрусталик и стекловидное тело. Лучи, исходящие из одной точки внешнего пространства, должны быть сфокусированы в одну точку на сетчатке, только тогда возможно ясное видение.

    Изображение на сетчатке получается действительное, перевернутое и уменьшенное. Несмотря на то что изображение перевернуто, мы воспринимаем предметы в прямом виде. Это происходит потому, что деятельность одних органов чувств проверяется другими. Для нас "низ" там, куда направлена сила земного притяжения.


    Рис. 2. Построение изображения в глазу, а, б - предмет: а", б" - его перевернутое и уменьшенное изображение на сетчатке; С - узловая точка, через которую лучи идут без преломления, аα - угол зрения

    Острота зрения.

    Остротой зрения называется способность глаза видеть раздельно две точки. Нормальному глазу это доступно, если величина их изображения на сетчатке равна 4 мкм, а угол зрения составляет 1 мин. При меньшем угле зрения ясного видения не получается, точки сливаются.

    Остроту зрения определяют по специальным таблицам, на которых изображены 12 рядов букв. С левой стороны каждой строки написано, с какого расстояния она должна быть видна человеку с нормальным зрением. Испытуемого помещают на определенном расстоянии от таблицы и находят строку, которую он прочитывает без ошибок.

    Острота зрения увеличивается при яркой освещенности и очень низка при слабом свете.

    Поле зрения . Все пространство, видимое глазу при неподвижно устремленном вперед взоре, называют полем зрения.

    Различают центральное (в области желтого пятна) и периферическое зрение. Наибольшая острота зрения в области центральной ямки. Здесь только колбочки, диаметр их небольшой, они тесно примыкают друг к другу. Каждая колбочка связана с одним биполярным нейроном, а тот в свою очередь - с одним ганглиозным, от которого отходит отдельное нервное волокно, передающее импульсы в головной мозг.

    Периферическое зрение отличается меньшей остротой. Это объясняется тем, что на периферии сетчатки колбочки окружены палочками и каждая уже не имеет отдельного пути к мозгу. Группа колбочек заканчивается на одной биполярной клетке, а множество таких клеток посылает свои импульсы к одной ганглиозной. В зрительном нерве примерно 1 млн. волокон, а рецепторов в глазу около 140 млн.

    Периферия сетчатки плохо различает детали предмета, но хорошо воспринимает их движения. Боковое зрение имеет большое значение для восприятия внешнего мира. Для водителей различного вида транспорта нарушение его недопустимо.

    Поле зрения определяют при помощи особого прибора - периметра (рис. 133), состоящего из полукруга, разделенного на градусы, и подставки для подбородка.


    Рис. 3. Определение поля зрения при помощи периметра Форстнера

    Испытуемый, закрыв один глаз, вторым фиксирует белую точку в центре дуги периметра впереди себя. Для определения границ поля зрения по дуге периметра, начиная от ее конца, медленно продвигают белую марку и определяют тот угол, под которым она видна неподвижным глазом.

    Поле зрения наибольшее кнаружи, к виску - 90°, к носу и кверху и книзу - около 70°. Можно определить границы цветового зрения и при этом убедиться в удивительных фактах: периферические части сетчатки не воспринимают цвета; цветовые поля зрения не совпадают для различных цветов, самое узкое имеет зеленый цвет.

    Аккомодация. Глаз часто сравнивают с фотокамерой. В нем имеется светочувствительный экран - сетчатка, на которой с помощью роговицы и хрусталика получается четкое изображение внешнего мира. Глаз способен к ясному видению равноудаленных предметов. Эта его способность носит название аккомодации.

    Преломляющая сила роговицы остается постоянной; тонкая, точная фокусировка идет за счет изменения кривизны хрусталика. Эту функцию он выполняет пассивно. Дело в том, что хрусталик находится в капсуле, или сумке, которая через ресничную связку прикреплена к ресничной мышце. Когда мышца расслаблена, связка натянута, она тянет капсулу, которая сплющивает хрусталик. При напряжении аккомодации для рассматривания близких предметов, чтения, письма ресничная мышца сокращается, связка, натягивающая капсулу, расслабляется и хрусталик в силу своей эластичности становится более круглым, а его преломляющая сила увеличивается.

    С возрастом эластичность хрусталика уменьшается, он отвердевает и утрачивает способность менять свою кривизну при сокращении ресничной мышцы. Это мешает четко видеть на близком расстоянии. Старческая дальнозоркость (пресбиопия) развивается после 40 лет. Исправляют ее с помощью очков - двояковыпуклых линз, которые надевают при чтении.

    Аномалия зрения. Встречающаяся у молодых аномалия чаще всего является следствием неправильного развития глаза, а именно его неправильной длины. При удлинении глазного яблока возникает близорукость (миопия), изображение фокусируется впереди сетчатки. Отдаленные предметы видны неотчетливо. Для исправления близорукости пользуются двояковогнутыми линзами. При укорочении глазного яблока наблюдается дальнозоркость (гиперметропия). Изображение фокусируется позади сетчатки. Для исправления требуются двояковыпуклые линзы (рис. 134).


    Рис. 4. Рефракция при нормальном зрении (а), при близорукости (б) и дальнозоркости (г). Оптическая коррекция близорукости (в) и дальнозоркости (д) (схема) [Косицкий Г. И., 1985]

    Нарушение зрения, называемое астигматизмом, возникает в случае неправильной кривизны роговицы или хрусталика. При этом изображение в глазу искажается. Для исправления нужны цилиндрические стекла, подобрать которые не всегда легко.

    Адаптация глаза.

    При выходе из темного помещения на яркий свет мы вначале ослеплены и даже можем испытывать боль в глазах. Очень быстро эти явления проходят, глаза привыкают к яркому освещению.

    Уменьшение чувствительности рецепторов глаза к свету называется адаптацией. При этом происходит выцветание зрительного пурпура. Заканчивается световая адаптация в первые 4 - 6 мин.

    При переходе из светлого помещения в темное происходит темновая адаптация, продолжающаяся более 45 мин. Чувствительность палочек при этом возрастает в 200 000 - 400 000 раз. В общих чертах это явление можно наблюдать при входе в затемненный кинозал. Для изучения хода адаптации существуют специальные приборы - адаптомеры.



Новое на сайте

>

Самое популярное