Домой Эндокринология Закон отрицание отрицания в экономике. Законы философии отрицание отрицания

Закон отрицание отрицания в экономике. Законы философии отрицание отрицания

Закон трех отрицаний

Развитие происходит путем диалектического отрицания старого состояния объекта новым, нового — новейшим, в результате чего развитие сочетает преемственность и цикличность .

Категория «отрицание» выражает определенный тип смены состояния объекта. Любой объект, развиваясь, становится качественно иным и неизбежно достигает стадии отрицания. Полное отрицание — это смена качества на противоречащее. Цепь отрицания старого и возникновения нового не имеет начала и конца. Отрицание может проявляться в виде простого уничтожения объекта. Тогда о развитии говорить уже не приходится.

отрицание предполагает уничтожение только части свойств объекта, которые уже не нужны или даже вредны. При этом сохраняются полезные свойства, те, что определяют существование системы в настоящее время, а также появляются принципиально новые свойства, что в итоге и определяет возможность скачка.

Двойное полное отрицание (отрицание отрицания) представляет собой ситуацию «якобы возврата» к старому: всякое явление превращается в свое отрицание (первая фаза); потом опять происходит отрицание (вторая фаза); в результате третья фаза имеет формальное сходство с первой. Если нет развития, то изменение идет по кругу. При наличии восходящего движения объект возвращается к исходному состоянию , но на другом, более высоком уровне . Поэтому о диалектическом развитии говорят как о движении по спирали.

Таким образом, данный закон демонстрирует связь старого и нового состояния объекта в развитии, их борьбу и взаимное превращение друг в друга. Всякое возникающее новое состояние (свойство) рано или поздно стареет и исчезает. , если они заинтересованы в развитии каких-либо систем, в том числе самих себя, никуда не деться от отрицания старых свойств, связей и приобретения прямо противоположных, новых состояний. Старое - это разрушающиеся элементы и связи, влекущие разрушение исходного состояния всей системы, снижение ее исходных функциональных возможностей. Новое — это элементы и связи, которые преобразуют систему в целом, изменяют ее функциональные возможности.

Обладают специфичностью и не сводятся друг к другу, но они взаимосвязаны, дополняют друг друга. Развитие есть разрешение противоречий , оно же есть смена качественного состояния, оно же есть диалектическое отрицание старого новым.

строго говоря, О. это действие, результатом которого является небытие сущего. В этом смысле О. выступает как момент прехождения. У Гегеля и в диалектическом материализме понимание О. осложнено моментами, вытекающими из концепции отрицания отрицания как механизма развития. - Сагатовский В.Н. Основы систематизации всеобщих категорий. Томск. 1973. С. 376378

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОТРИЦАНИЕ (ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ)

а) объективный процесс качественного обновления развивающегося объекта, б) перестройка субъектом объекта, придание объекту принципиально новых свойств с сохранением некоторых его прежних полезных параметров. Диалектическая философия высоко ценит "отрицание-со-снятием", в ходе которого уничтожается уже отжившее, но сохраняется и развивается все жизнеспособное ("положительное"). Диалектика рекомендует избегать двух методологических крайностей нигилизма и континуитета: а) понимания О. лишь как тотального разрешения без сохранения преемственности с предшествующим состоянием, б) абсолютизации момента преемственности в инновационных процессах.

Выделяют следующие типы О.: внешние и внутренние (самоотрицание); деструктивные и конструктивные; прогрессивные, регрессивные и "одноплоскостные" (нейтральные). По степени глубины различают: а) О. как трансформацию объекта при сохранении его прежней целостности, б) О. как снятие прежней целостности в новом качестве, в) О. как отрицание отрицания, синтез двух предшествующих отрицаний-снятий по формуле "тезис - антитезис - синтез". Закон отрицания отрицания (двойного О.) имеет интегральный характер, аккумулирует в своем действии содержательные моменты прогрессивного развития. Наиболее общий признак действия этого закона - повторение на высшей стадии характерных черт исходной, низшей ступени развития. Подчас этот закон наглядно изображают в форме спирали, а движение вверх по ступеням спирали разъясняют в духе гегелевской идеи о триаде. Каждый цикл - виток в развитии, а сама спираль - цепь циклов; цепь уничтожения старого и возникновения нового, согласно диалектическому материализму, не имеет ни начала, ни конца. Закон двойного О., впервые сформулированный Гегелем, признавался многими эволюционистами, в т. ч. большинством марксистов; в советской философии с 60-х гг. шла дискуссия о том, является ли этот закон всеобщим и выражается ли он идеей спирали и триады. Антиэволюционисты ограничивают действие этого закона сферой человеческого мышления.

Внутреннее отрицание входит в состав простого высказывания. Различают отрицание в составе связки (отрицательная связка) и терминное.

Отрицание в составе связки выражается с помощью частицы «не», стоящей перед глаголом-связкой (если он имеется) или перед смысловым глаголом. Оно служит для выражения суждений об отсутствии каких-то отношений («Иван не знает Петра») или для образования отрицательной предицирующей связки в составе категорических атрибутивных суждений.

Терммнное отрицание используется для образования негативных терминов. Оно выражается через приставку «не» или близкие ей по смыслу («Все неспелые яблоки - зеленые»). Если сопоставить термину множество предметов, которые он обозначает, то отрицательному термину будет соответствовать дополнение к отрицаемому термину на некотором универсуме рассмотрения. Таким образом, с терминным отрицанием ассоциирована операция взятия дополнения. Последнее можно распространить и на другие виды отрицания, если соотнести с произвольным высказыванием множество ситуаций (возможных миров и т. п.), в которых оно истинно.

2. В искусственных языках логики символической отрицанием называется особая унарная пропозициональная связка, используемая для образования из одной формулы другой, более сложной. Для обозначений отрицания обычно используются символы «~». В) -> (1 В -» 1 А); (2) «введение двойного О.»: А -> N А; (3) «снятие двойного О.»: А -> А; (4) «из противоречия следует все что угодно»: (А & 1 А) -> В. Минимальное отрицание удовлетворяет свойствам (1) и (2), а интуиционистское - свойствам (1), (2), (4) (см. Интуиционстская логика). Минимальное отрицание, удовлетворяющее свойству (3), называется отрицанием де Моргана. Наконец, отрицание де Моргана, обладающее свойством (4), называют отрицанием Буля (при условии принятия аксиомы дистрибутивности для конъюнкции и дизъюнкции).

О других свойствах отрицания см. Паранепротиворечивая логика, Многозначная логика. Кроме того, отрицание используется в языках программирования для образования отрицательных выражений, напр., в языках логического программирования имеется т. н. «отрицание как неудача».

Отличное определение

Неполное определение ↓

Закон отрицания отрицания является своего рода продолжением и завершением ядра диалектики. Его общий смысл заключается в идее, что всякое диалектическое развитие закономерно проходит три ступени, которые условно можно обозначить как положение, отрицание и отрицание отрицания. Гегель привел ставший классическим пример (скорее образный, чем теоретически значимый) отрицания отрицания: зерно, которое отрицается выросшим из него растением, в свою очередь отрицаемым новыми зернами. Действие закона отрицания отрицания явственно выражено в целостном историческом процессе: развитие общества начинается с общественного характера труда и общественной собственности (первобытно-общинный строй), отрицается серией антагонистических формаций, основанных на частном характере труда и частной собственности, которые подвергаются отрицанию коммунистической формацией с ее общественным характером труда и общественной собственностью, неизмеримо более сложными, чем в примитивном первобытном обществе.

Закон первоначально был сформулирован Гегелем, который рассматривал его в качестве всеобщего закона диалектики. В материалистической диалектике закон отрицания отрицания получил новую интерпретацию на основе материализма и также рассматривался классиками марксизма как всеобщий. В советской философской науке не завершена длительная дискуссия между сторонниками признания всеобщности закона и оспаривающими такую его трактовку 1 .

7.1.3.3.2. Основные элементы закона

Отрицание . Важнейшей категорией закона является отрицание , понимаемое как борьба нового со старым, высшего с низшим. Это, таким образом, не совершенно новая, по отношению к уже рассмотренным, категория диалектики, а категория противоречия, рассматриваемая в особом аспекте. Борьба нового со старым существует в различных формах, связанных с антагонистическими, неантагонистическими и другими формами противоречий. Отрицание - это противоречие, которое развертывается в три ступени развития.

Преемственность в развитии . Противоположностью отрицания является преемственность . Развитие не является отрицанием всего предшествующего, оно сохраняет значительную часть накопленного положительного содержания предшествующей ступени, устраняя все отжившее, устаревшее, не соответствующее потребностям развития. В связи с этим диалектическое отрицание отличают от «зряшного», чрезмерного отрицания. Зерно может прорасти и дать новое растение, но может быть и просто уничтожено. В процессе социалистических преобразований может быть утрачено и то, что должно было бы быть сохранено и развито. Такого рода ошибки были допущены в ходе социалистического строительства в нашей стране: «зряшное» отрицание товарно-денежных отношений, нигилистическое неприятие некоторых направлений культуры, поспешная ломка мелкого крестьянского хозяйства и т.д. Ленин в речи на III Всероссийском съезде Союза молодежи предостерегал против недооценки достижений культуры прошлого, высказал глубокую и обоснованную формулу отношения к мировой культуре. «Коммунистом стать можно лишь тогда, - говорил Ленин, - когда обогатишь свою память знанием всех богатств, которые выработало человечество» 1 . Однако, как мы знаем, многое впоследствии делалось не по Ленину, в противоречии с теорией марксизма. В последние годы возник новый вариант старой ошибки - отрицание положительных достижений советского общества.

Поступательный характер развития . Отрицание старого и преемственность - два противоположных элемента развития, образующие поступательный характер развития. Закон отрицания отрицания, в отличие от двух законов диалектики, в явной форме указывает на направленность развития от низшего к высшему. Каждая последующая ступень развития рассматривается в диалектике как более высокая и сложная, чем предыдущая.

Почему новое

неодолимо?

Выражая поступательный характер развития, закон отрицания отрицания включает в себя, в качестве одной из «составляющих», закон неодолимости нового , высшего. Всякое новое, возникая первоначально в виде слабых ростков, в конечном счете утверждается в жизни и побеждает. Ростки будущего социалистического образа жизни, представленные в виде кооперативных фабрик рабочих, возникавших уже в 40-е гг. XIX в., несмотря на жесточайшую конкуренцию со стороны крупных капиталистических предприятий, не только сохранились в капиталистических странах до наших дней, но и составляют сейчас значительную часть предприятий. (Правда, занимая в западно-европейских странах 45% трудоспособного населения, они дают лишь 2,5% национального дохода). Несмотря на все трудности и ошибки, допущенные в ходе социалистического строительства в нашей стране, идея социализма неодолима, поскольку выражает объективные потребности общественного прогресса.

Новое неодолимо, поскольку оно является более сложным, высшим. Однако это утверждение недостаточно, ибо следует далее ответить на вопрос, почему сложное должно побеждать более простое, низшее? С некоторых позиций, например, II начала термодинамики, следует признать, что сложное, высшее, является менее вероятным, чем простое. Утверждение сложного в природе энергетически обходится намного «дороже», чем переход к более простым, равновесным состояниям. Однако вся картина мира демонстрирует нам явное торжество слишком дорогостоящего прогресса, движения от низшего к высшему. Поэтому в современной науке все более прочно утверждается мысль о существовании в природе и обществе тенденции, противоположной II началу термодинамики, тенденции самоорганизации . Однако самоорганизация - это сторона процесса развития, далеко не исчерпывающая развития в целом. Современные исследования по самоорганизации (синергетика) по существу переоткрыли, в конкретно-научной форме, фундаментальную идею диалектики - идею саморазвития. Свое объяснение идея самоорганизации находит в диалектико-материалистической теории развития. «Конечный» ответ на вопрос почему новое неодолимо в несколько иной форме рассмотрен нами ранее.

Триада, или трехступенчатый характер развития . Наибольший накал дискуссий о всеобщности или невсеобщности закона отрицания отрицания связан с триадичностью развития. Почему развитие должно проходить именно три ступени? Откуда это «каббалистическое» число три? Многие исследователи полагают, что отрицание не ограничено тремя ступенями и может проходить какое угодно число их. В самом деле, история человечества в своей периодизации, казалось бы, весьма редко обнаруживает это загадочное число «три». Развитие общества проходит пять крупнейших ступеней, связанных с пятью общественно-экономическими формациями. Поэтому историческая наука использует весьма многоступенчатую периодизацию исторического процесса.

Отрицание трехступенчатого характера развития означает отрицание всеобщности рассматриваемого закона. Этот закон предоставляет нам еще один прекрасный случай, позволяющий понять специфику понятия развития, специфику философского мышления вообще, неприменимости обыденного здравого смысла к объяснению развития.

В философской науке подвергалась критике абсолютизация Гегелем триадичности развития, однако эта критика зачастую имела поверхностный характер. В философии Гегеля, как уже говорилось, сделана последняя гигантская по своему размаху попытка подчинения частнонаучного знания логике философии, философским схемам. Рассматривая любые природные и общественные процессы, Гегель стремился уложить их в жесткую схему триад: все частные процессы должны были проходить три ступени развития. Так, в природе это были ступени механики, физики и органики. Коренная ошибка Гегеля заключалась в том, что частное , особенное, он полностью подгонял под логику всеобщего , отрицая по существу специфику частного. Ошибка авторов, оспаривающих всеобщность закона, заключается, по нашему мнению, в том, что они также пытаются обнаружить триады в специфических частных процессах, а когда оказывается, что количество таких ступеней весьма редко равно трем, делают вывод о невсеобщем характере закона отрицания отрицания.

Закон отрицания отрицания действует не в частных процессах, а в глубинной диалектической сущности развития, выражаясь «на поверхности» развития в различном количестве частных ступеней. Выше уже говорилось о том, что развитие не может быть обнаружено при простом «частотном» подходе, методом простой индукции. Оно проявляется только в крупных целостных интервалах процессов. Чтобы обнаружить действие закона отрицания отрицания, необходимо теоретически абстрагировать достаточно крупные и целостные явления, обладающие целостной сущностью. Наивно было бы искать «триады» в движении маятника, работе трактора, индивидуальных поступках и отдельных социальных событиях. Однако если рассматривать крупные области действительности, обладающие своими целостными сущностями, например, человека, человеческое общество, то в глубинной логике их исторического развития явственно обнаруживается логика отрицания отрицания.

Все пять общественно-экономических формаций, со всем многообразием их переходных форм и различных ступеней, укладываются в три крупные ступени развития человеческой сущности, человеческого общества. Первобытно-общинная формация с первоначальным примитивным общественным характером труда и собственности является первой исторической ступенью развития человека, выражающей действительную сущность человека - его общественную природу. Характер примитивного общества совпадает здесь с сущностью человека как общественного существа, однако представляет собой лишь примитивную, простейшую ступень развития этой сущности. Три последующие антагонистические общественно-экономические формации составляют вторую, более высокую ступень развития человеческой сущности. Они основаны на частном характере труда и собственности, т. е. выражают подчиненную сторону общественной сущности человека - индивидуальность человека. На второй ступени исторического развития человеческой сущности на первый план выходит, таким образом, индивидуальное, особенное в человеческой сущности, подчиняющее себе главную, целостную сторону сущности человека - ее общественный характер. Гегель глубоко подметил, что ступень отрицания имеет более узкий (особенный) характер, чем первая и последняя ступени развития. Антагонистические общества, включая капитализм, следовательно, деформируют человеческую сущность, ставят в известном смысле особенное выше всеобщей человеческой сущности.

В сущности человека заложены два противоположных момента - общественный характер человеческой сущности в целом и индивидуальность каждого отдельного человека. Человек несет в себе общественное, главное начало и в то же время является индивидом. Если первобытно-общинный строй становится непосредственным выражением общественной человеческой сущности, то три антагонистические формации, ставя индивидуальное, частное, выше общественного, деформируют человеческую сущность. Эта деформация выражается в разделении общества на классы, разделении умственного и физического труда. Суть деформации человеческой природы, как глубоко подметил Маркс, заключается в том, что существование и развитие одних людей осуществляется за счет ассимиляции жизненных сил других, за счет эксплуатации. «...Развитие способностей рода «человек», хотя оно вначале совершается за счет большинства человеческих индивидов и даже целых человеческих классов, в конце концов разрушит этот антагонизм и совпадет с развитием каждого отдельного индивида...» 1 .

Коммунистическая формация, основанная на общественном характере труда и общественной собственности, восстанавливает единство человеческой сущности, устраняет ее деформации, ликвидирует эксплуатацию, разделение умственного и физического труда. Таким образом, общественное устройство, социальная структура совпадает с действительной человеческой сущностью, что делает общество действительно гуманным, человеческим обществом. Целью коммунистического общества становится развитие каждого отдельного индивида, «развитие богатства человеческой природы как самоцель » 2 . Коммунизм является наивысшей и в этом смысле «последней формой устройства человеческого рода» 3 , способной к бесконечному развитию.

Закон отрицания отрицания - это закон противоречивого развертывания целостной сущности. Установить его действительную природу, его всеобщность можно только рассматривая целостные и масштабные сущности, а не отдельные фрагменты действительности.

Некоторые ученые считают, что закон отрицания отрицания действует только в конечных процессах. Однако именно в бесконечности этот закон действует особенно явно. Каждое конечное является результатом и своего рода отрицанием предшествующего ему бесконечного процесса развития материи, всякое конечное может быть рождено только бесконечностью. В свою очередь последующее бесконечное развитие («вторая полубесконечность») выступает в качестве отрицания этого конечного: . Таким образом, способ построения бесконечного развития основан на логике отрицания отрицания. Приведенная абстрактная схема отрицания отрицания в бесконечном развитии может быть дополнена более конкретной, если в качестве конечного взять не абстрактную вещь, а человека как итог и вершину бесконечного развития материи, с которым начинается новая ветвь бесконечного развития - человеческая история:Ч.

Возврат якобы к старому . Следующим своеобразным элементом закона является повторение абстрактных черт первой ступени развития на высшей, третьей, ступени, или возврат якобы к старому . Суть закономерности возврата к исходному становится ясной из сказанного выше - третья ступень развития представляет собой возврат к целостной сущности, совпадение с сущностью, которая в первоначальной примитивной форме была выражена на первой ступени развития. Однако это есть возврат к старому на новой, высшей, более содержательной основе, а не простое повторение пройденного. Коммунизм повторяет наиболее абстрактные черты «первобытного коммунизма» - общественный характер труда и собственности, однако и труд, и собственность коммунистического общества наполнены неизмеримо большим содержанием, связанным с гигантски возросшими производительными силами и знаниями, несравненно более развитой человеческой сущностью.

Развивается ли общее?

Здесь следует обратить внимание на одно обстоятельство: с позиций диалектики общее не является мертвым и неподвижным, абстрактно-общее может скрывать под собой совершенно различное по сложности и богатству содержание.

Спиралевидный характер развития . Закон отрицания отрицания совмещает в себе две идеи, которые на первый взгляд представляются исключающими друг друга. С одной стороны, в развитии обнаруживается поступательность, «движение вверх», от низшего к высшему. С другой - круг, повторение пройденного. Эти две черты выражаются идеей спиралевидного характера развития: развитие имеет поступательный характер, однако при этом оно в известном смысле повторяет пройденное.

совершающийся в процессе саморазвития, самоорганизации, самосовершенствования вещи переход от одного ее состояния к другому с сохранением всего положительного, что было в исходном; этот закон отражает направленность развития, т. е. все развивается по расширяющейся от витка к витку спирали. Это связь прошлого с будущим через настоящее. Данный закон есть отдельный момент (форма проявления) закона развития меры.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Закон отрицания отрицания (закон диалектического синтеза)

один из основных законов диалектики, характеризующий направление, форму и результат процесса развития, единство поступательности и преемственности в развитии, возникновение нового и относительной повторяемости некоторых моментов старого. Согласно этому закону развитие осуществляется циклами, каждый из которых состоит из трех стадий: исходное состояние объекта, его превращение в свою противоположность (отрицание), превращение противоположности в свою противоположность (отрицание отрицания).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ

один из законов диалектики, характеризующий процесс развития, единство поступательности и преемственности в развитии, возникновение нового при относительной повторяемости некоторых моментов старого. Сформулирован Гегелем, который применил его лишь к развитию мышления. Согласно ему развитие осуществляется циклами, каждый состоит из трех стадий: исходного положения (тезис), превращение этого положения в противоположное (антитезис) и превращение этой противоположности в свою противоположность (синтез). Последовательность циклов можно представить в виде спирали: развитие как бы повторяет уже пройденные ступени, но на более высоком уровне. Если тезис «снимается» (т.е. отрицается в целом при сохранении всего ценного от прошлой ступени) в антитезисе, то антитезис снимается синтезом. Закон выражает преемственность, спиралевидность развития, связь старого с новым и прогрессивного развития. Спиралевидность и триада - формы проявления этого закона.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ ЗАКОН

один из осн. законов диалектики. Впервые сформулирован в идеалистической системе Гегеля. О. о. з. выражает преемственность, спиралевидность развития, связь нового со старым, своего рода повторяемость на высшей стадии развития нек-рых свойств ряда низших стадий, обосновывает прогрессивный характер развития. В диалектике категория отрицания означает превращение одного предмета в др. при одновременном переходе первого на положение подчиненного и преобразованного элемента в составе второго, что называется снятием. Это открывает простор для дальнейшего развития и выступает как момент связи с удержанием всего положительного содержания пройденных ступеней. Диалектическое отрицание порождается внутренними закономерностями явления, выступает как самоотрицание. Из сущности диалектического отрицания вытекает и особенность развития, выражаемая двойным отрицанием, или отрицанием отрицания. Саморазвитие объекта вызывается внутренне присущими ему противоречиями (Единства и борьбы противоположностей закон), наличием в нем собственного, отрицания. Противоречие разрешается в движении объекта (и познания), что означает возникновение “третьего” по отношению к двум противоположностям. И т. к. они не только исключают, но и взаимопроникают друг в друга, то “третье” есть такое отрицание, к-рое одновременно выступает как сохранение (Снятие). “...Отрицание как раз и есть (рассматриваемое со стороны формы) движущее начало всякого развития: разделение на противоположности, их борьба и разрешение, причем (в истории отчасти, в мышлении вполне) на основе приобретенного опыта вновь достигается первоначальный исходный пункт, но на более высокой ступени” (Маркс К., Энгельс Ф. Т. 20. С. 640-641). Условия и предпосылки, породившие объект, не исчезают с его развитием, а воспроизводятся им, образуя “возврат к якобы старому” (Ленин). И в мышлении это выражается через отрицание отрицания, через более глубокое осмысление на новом этапе развития теории уже достигнутых моментов истины. Из принципа единства диалектики, логики и теории познания следует, что только через исследование О. о. з. как закона практической и теоретической деятельности можно содержательно истолковать его всеобщность. Т. к. основу человеческих отношений к внешнему миру составляет практика, ее особенностями обусловливается и теоретическое (познавательное) отношение. Оно состоит в том, что воспроизведение развивающегося объекта осуществляется лишь в истории его познания, через диалектически отрицающие друг друга теории и концепции. Наличие в объекте (и в теории) возможности собственного отрицания раскрывается через деятельность, вне к-рой оно непостижимо. Знание на каждом этапе его развития односторонне, т. е. раскрывает всеобщие определения предмета через воспроизведение его в особенной форме. Это противоречие разрешается в деятельности, моментом к-рой и является знание, т. к. оно постоянно опредмечивается в продуктах человеческого труда и столь же постоянно распредмечивается (Опредмечивание и распредмечивание). В этом движении и происходит развитие знания как всеобщего, отрицание одной теории др., раскрываются законы движения предметного мира как отрицание одного его состояния др. Здесь же содержится объяснение того факта, что отрицаемое состояние не отбрасывается, а сохраняется в преобразованном виде. Ведь односторонний подход к объекту раскрывает в нем и нечто непреходящее, что сохраняется в ходе отрицания. Поэтому развитие научной теории возможно лишь при сохранении положительного содержания отвергаемого знания, включении его в состав новой теории. В естествознании такое отношение старой и новой теории выражается в соответствия принципе. Таким путем и вскрывается собственная диалектика объективного мира. Вот почему О. о. з. выступает и как закон познания и как закон объективного мира.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ ЗАКОН,

один из осн. законов диалектики, характеризующий направление процесса развития, единство поступательности и преемственности в развитии, возникновения нового и относит.повторяемости нек-рых моментов старого. Впервые был сформулирован Гегелем, хотя отд. черты этого закона (диалектич. характер отрицания, роль преемственности в развитии, нелинейный характер направления развития) фиксировались и в предшествующей истории философии. В системе гегелевской диалектики развитие есть возникновение логич. Противоречия и его снятие; в этом смысле оно есть зарождение внутр. отрицания предыдущей стадии, а затем и отрицание этого отрицания. Поскольку отрицание предыдущего отрицания происходит путем снятия, оно всегда есть в известном смысле восстановление того, что ранее отрицалось, возвращение к уже пройденной стадии развития. Однако это не простой возврат к исходной точке, а «...новое понятие, но более высокое, более бегатое понятие, чем предыдущее, ибо оно обогатилось его отрицанием или противоположностью; оно, стало быть, содержит предыдущее понятие, но содержит больше, в себе более, чем только его, и есть единство его и его противоположности» (Г е г е л ь Г., Наука логики, т. 1, М., 1970, с. 108). У Гегеля О. о. з. оказывается, т. о., всеобщей формой раздвоения единого и перехода противоположностей друг в друга, т. е, всеобщим проявлением закона единства и борьбы противоположностей. Сводя О. о. з, к развитию понятий, Гегель гипертрофировал значение триады как формы действия этого закона; он стремился «подвести» под нее все процессы изменения и развития.

В материалистич. диалектике О. о. з. рассматривается как закон развития природы, общества и мышления. Если закон единства и борьбы цротивоположностей вскрывает источник развития, а закон перехода количественных изменений в качественные - механизм развития, то О. о. з. выражает развитие в его направлении, форме и результате. Действие О. о. з. полностью обнаруживается лишь в целостном, относительно завершенном процессе развития, через цепь взаимосвязанных переходов, когда можно зафиксировать более или менее законченный (с т. зр. направления развития) результат. На каждой отд. стадии этот закон обнаруживается обычно лишь как тенденция.

Осн. категории, характеризующие этот закон - отрицание, преемственность, развитие. В раскрытии содержания О. о, з. гл. роль играет понятие диалектич. отрицания. Вез отрицания старого цевозможно рождение и созревание нового, а следовательно, невозможен процесс развития. Согласно О. о. з., развитие осуществляется циклами, каждый из к-рых состоит из трех стадий: исходное состояние объекта; его превращение в свою противоположность, т. е. отрицание; превращение этой противоположности в свою противоположность.

Если плоский эволюционизм, характерный для правого ревизионизма, не признает О. о. в., то метафизически мыслящие философы рассматривают отрицание как отбрасывание, уничтожение старого. В, И. Ленин писал, что диалектика содержит в себе «не голое отрицание, не зряшное отрицание..., а отрицание как момент связи, как момент развития, с удержанием положительного...» (ПСС, т. 29, с. 207), что составляет «непрерывность в прерывном», преемственность в развитии. О. о. 8. характеризует «...повторение в высшей стадии известных черт, свойств... низшей и... возврат якобы к старому...» (там же, с.203). Блестящий образец анализа такого диалектич, отрицания дает Маркс в 24-й главе 1-го т. «Капитала» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 23, с. 770-73), исследуя движение собственности от докапиталистич. к социалистич, формам. Переход к социализму от частнособственнич. отношений, пришедших на смену первобытнообщинной собственности, с этой т. вр. означает не только возврат «якобы к старому», т. е. повторение нек-рых существенных его моментов на иной, более высокоразвитой, основе, но и переход к новому циклу с существенно иными внутр. противоречиями и законами движения.

Последовательность циклов, составляющую цепь развития, можно образно представить в виде спирали. «Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе ("отрицание отрицания"), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии» (Ленин В. И., ПСС, т. 26, с. 55). При таком изображении каждый цикл выступает как виток в развитии, а сама спираль - как цепь циклов. Хотя спираль и является лишь образом, выражающим связь между двумя или более точками в процессе развития, образ этот удачно схватывает общее направление развития, осуществляемого в соответствии с О. о. з.: возврат к уже пройденному является не полным, развитие не повторяет проложенных путей, а отыскивает новые, сообразно с изменением внеш. и внутр. условий; повторение известных черт, свойств, уже имевших место на прежних этапах, всегда является тем более относительным, чем сложнее процесс развития.

Спиралевидность характеризует не только форму процесса развития, но и темпы этого процесса: с каждым новым витком спирали преодолевается все более значит. путь, поэтому можно говорить о том, что процесс развития связан с ускорением темпов, с непрерывным изменением внутр. масштаба времени развивающейся системы. Эта закономерность обнаруживается как в развитии общества и природы, так и в развитии науч. познания.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ ЗАКОН

один из осн. законов развития природы, общества и мышления. Согласно этому закону, развитие складывается из определ. циклов, в рамках к-рых разрешаются свойственные каждому из них противоречия. Специфич. способом и вместе с тем содержанием перехода от одной ступени развития к другой в рамках такого цикла является отрицание, а цепь отрицаний, особым образом взаимосвязанных, и образует содержание развития. О. о. з. раскрывает роль каждого отрицания в развитии, связь между ними, а также результат двойного отрицания – осн. тенденцию, направление развития. О. о. з. впервые был сформулирован Гегелем, хотя отд. черты этого закона (диалектич. характер отрицания, важная роль преемственности в развитии, нелинейный характер направления развития) фиксировались и в предшествующей истории философии. В системе гегелевской диалектики развитие есть возникновение логич. противоречия и снятие его в дальнейшем; в этом смысле оно есть зарождение внутр. отрицания предыдущей стадии, а затем и отрицание этого отрицания, снятие отрицательного (см. Гегель, Соч., т. 6, М., 1939, с. 309–10). Поскольку отрицание предыдущего отрицания происходит путем снятия, оно всегда есть в известном смысле восстановление того, что отрицалось, возвращение к уже пройденной стадии развития. Однако это не простой возврат к исходной точке, а "...новое понятие, но более высокое, более богатое понятие, чем предыдущее, ибо оно обогатилось его отрицанием или противоположностью; оно, стало быть, содержит в себе старое понятие, но содержит в себе более, чем только это понятие, и есть единство его и его противоположности" (там же, т. 5, М., 1937, с. 33). О. о. з. оказывается, т.о., всеобщей формой раздвоения единого и перехода противоположностей друг в друга или, иными словами, всеобщим проявлением закона единства и борьбы противоположностей со стороны его формы. Важная заслуга Гегеля состояла также в обосновании того, что результат развития синтезирует в себе целый ряд разрешенных противоречий, а не к.-л. одно из них. Вместе с тем общая ограниченность гегелевской диалектики отразилась и на понимании им О. о. з.: Гегель гипертрофировал значение триады как формы действия О. о. з., стремился "подвести" под нее все процессы изменения и развития (см., напр., его рассуждение об упругости – там же, т. 2, М.–Л., 1934, с. 180); главное же состоит в том, что О. о. з. есть у Гегеля закон развития абс. духа, по отношению к миру выступающий как извне ему навязанный. В материалистич. диалектике О. о. з. рассматривается как закон развития самих явлений материального мира и его отражения в познании. При этом, если закон единства и борьбы противоположностей вскрывает источник развития, а закон перехода количественных изменений в качественные – м е х а н и з м развития, то О. о. з. схватывает развитие в его направлении, форме и р е з у л ь т а т е. В соответствии с этим единство и борьба противоположностей, переход количества в качество могут характеризовать как определ. процесс развития в целом, так и его отд. компоненты, стадии. Специфика же О. о. з. состоит в том, что его действие полностью обнаруживается лишь в целостном, относительно завершенном процессе развития, через цепь взаимосвязанных переходов, когда можно зафиксировать более или менее законченный (с т.зр. направления развития) его результат. На каждой отд. стадии этот закон обнаруживается обычно лишь как т е н д е н ц и я, а потому далеко не всегда полно и очевидно. В раскрытии содержания О. о. з. гл. роль играет понятие диалектич. отрицания, учитывающее момент связи нового со старым, существование преемственности. В форме О. о. з. эта связь выражается наиболее глубоко и выступает как "...повторение в высшей стадии известных черт, свойств etc. низшей и...возврат якобы к старому..." (Ленин В. И., Соч., т. 38, с. 214–15). "Возврат якобы к старому" выражает прежде всего тот факт, что в определ. цепи развития в качестве источника этого последнего действует нек-рое осн. противоречие, на каждой стадии процесса находящее лишь частичное разрешение. И поскольку на разных стадиях сохраняется действие этого противоречия, сохраняется и основание для повторения известных черт предыдущей стадии; поскольку же противоречие движется, развертывается, процесс выступает именно как процесс развития, а не простого воспроизведения ранее пройденных состояний. Отрицание (или даже определ. цепь последоват. отрицаний) имеет место в каждом процессе изменения; двойное отрицание в таких процессах может привести к воспроизведению исходного состояния объекта. Формально к подобному процессу можно "приложить" О. о. з., однако по существу такое приложение лишило бы этот закон глубокого диалектич. смысла: "отрицая" воду, можно получить пар или лед, а "отрицание" этих последних снова даст воду. Но в этом и др. аналогичных случаях нет никакого развития, а потому к ним неприменим О. о. з. Именно с учетом характера О. о. з. как закона развития Ленин говорит о возврате якобы к старому. Блестящий образец анализа такого рода возврата дает Маркс в 24-й главе 1-го тома "Капитала" (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 23, с. 770–73), исследуя движение собственности от докапиталистических к социалистич. формам. Марксов анализ охватывает целостный процесс развития, в рамках к-рого возникает и разрешается противоречие между характером произ-ва и формами собственности. Переход к социализму с этой т.зр. означает не только возврат якобы к старому, т.е. повторение нек-рых существенных его моментов на иной, значительно более высоко развитой основе, но и завершение определ. цикла развития, переход к новому циклу с существенно иными внутр. противоречиями и законами движения. Последовательность циклов, составляющую цепь развития, можно образно представить в виде спирали: "...Развитие путем противоречия, или отрицания отрицания, – спиральная форма развития" (Энгельс Ф., там же, т. 20, с. 343). "Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе ("отрицание отрицания"), развитие, так сказать, по спирали, а не прямой линии" (Ленин В. И., Соч., т. 21, с. 38). При таком изображении каждый цикл выступает как виток в развитии, а сама спираль – как виток над витками, т.е. цепь циклов. Хотя спираль и является лишь образом, выражающим связь между двумя или более точками в процессе развития, но этот образ удачно схватывает общее направление развития, осуществляемого в соответствии с О. о. з.: возврат к уже пройденному является не полным; развитие не повторяет проложенных путей, а отыскивает новые, сообразные с изменением внешних и внутр. условий; повторение известных черт, св-в, уже имевших место на прежних этапах, всегда является тем более относительным, приблизительным, чем сложнее процесс развития. В принципе развитие можно представить и в виде замкнутой кривой, и в виде прямой. Такие представления широко распространены в истории филос. и социологич. мысли ("мировой год" пифагорейцев, идея цикличности у Эмпедокла, у франц. материалистов 18 в., совр. англ. историка и социолога Тойнби и др.). О. о. з. преодолевает односторонность обоих этих подходов, противопоставляя им понимание развития как спиралевидного процесса. Спиралевидность характеризует не только форму процесса развития, но и темпы этого процесса: с каждым новым витком спирали преодолевается все более значит. путь, поэтому можно говорить о том, что процесс развития всегда связан с ускорением темпов, с непрерывным изменением внутр. масштаба времени развивающейся системы. Эта закономерность обнаруживается как в развитии общества и природы, так и в развитии науч. познания. История науки показывает, что и познание подчиняется в своем развитии действию О. о. з. Однако здесь особенно важным является учет того обстоятельства, что О. о. з. обнаруживается лишь в целостных процессах развития. Одной из конкретных форм проявления О. о. з. в науч. познании является соответствия принцип. С т.зр. специфики действия О. о. з. в обществ. развитии наибольшее науч. и практич. значение имеет выявление особенностей формы социального прогресса в условиях коммунистич. формации. Если при капитализме непрямолинейность развития усугубляется наличием классовых антагонизмов, к-рые тормозят переход ко второму отрицанию, то при социализме время, затрачиваемое на осуществление полного цикла развития того или иного явления, т.е. двойного отрицания, имеет тенденцию к сокращению до пределов объективно необходимого минимума. Др. особенность второго отрицания в развитии антагонистич. формаций состоит в том, что здесь оно, как правило, осуществляется за пределами той формации, в к-рой было осуществлено первое отрицание. В этом одна из гл. причин односторонности прогресса в условиях классовых антагонизмов. Коммунистическая же формация сама выступает как отрицание отрицания и снимает оковы односторонности с обществ. прогресса. О. о. з. подвергался и подвергается нападкам со стороны разного рода критиков марксизма. Нек-рые из них отождествляют понимание этого закона Марксом и Гегелем и на этой основе пытаются приписать Марксу трактовку О. о. з. как простого орудия конструирования доказательств (Дюринг, Михайловский). Другие (напр., Мерло-Понти) жестко связывают О. о. з. с телеологией Гегеля и приписывают Марксу взгляд на коммунизм как на конец истории либо пытаются найти противоречие в его концепции прогресса (А. Ниль). В такого рода "критике" не учитывается, что материалистич. диалектика не абсолютизирует снятие противоречия, а понимает его как замену одного противоречия другим, т.е. как относительное снятие. Лит.: Кедров Б. М., О повторяемости в процессе развития, М., 1961; Мороз К. В., Закон отрицания отрицания, М., 1957; Воробьев?. ?., Закон отрицания отрицания, М., 1958; Руткевич M. H., О сущности закона отрицания отрицания и сфере его действия, "ФН" (НДВШ), 1958, No 4; Лебедев С. П., К вопросу о содержании закона отрицания отрицания, "ВФ", 1958, No 7; Mелюхин С. Т., О диалектике развития неорганич. природы, М., 1960; Борджану К., О науч. характере понятия прогресса, в сб.: Проблемы философии, пер. с рум., М., 1960; Багиров З., Закон отрицания отрицания, Баку, 1960; Морозов В. Д., Закон отрицания отрицания, Минск, 1960; Домрачев Г., Ефимов С., Тимофеева?., Закон отрицания отрицания, М., 1961. См. также лит. при ст. Прогресс, Развитие, Соответствия принцип. И. Исаев (Хабаровск), B. Семенчев (Москва), C. Шалютин (Курган), А. Минасян (Ростов-на-Дону).

Данный закон в литературе формулируется и как закон диалектического синтеза, либо называется также законом диалектических отрицаний (что, впрочем, не совсем корректно). Как и два предыдущих закона диалектики он характеризует развитие, но имеет свой аспект в выявлении закономерностей развития. Закон отрицания отрицания отвечает на вопрос, какова направленность развития, раскрывает характер этой направленности.

В философии Гегеля диалектика выступает методом саморазвития, самопознания Абсолютной идеи (мирового разума), и сформулированный Гегелем закон отрицания отрицания действует, прежде всего, в сфере мышления (в бытии лишь постольку, поскольку философ исходит из тезиса о тождестве мышления и бытия). Разум начинает диалектическое движение с некоторого исходного положения, которое философ называл тезисом. Впоследствии этот тезис подвергается диалектическому отрицанию, превращаясь в свою противоположность – антитезис. Отрицание тезиса не следует понимать как его простое отбрасывание. Антитезис, отрицая, критически преодолевая то, что есть в исходном тезисе, удерживает, сохраняет в своем содержании все разумное, ценное из него. Выдвижением антитезиса (то есть отрицанием тезиса) процесс развития, самопознания Абсолютной идеи не заканчивается, он идет дальше, и со временем наступает новое отрицание или отрицание отрицания. Этот третий этап в развитии мысли Гегель называл синтезом. Разум, по представлениям Гегеля, обогатившись всем ценным, что имелось на предыдущих этапах его развития, как бы возвращается к исходному положению. Но это не простое возвращение, не замкнутый «круг», а скорее «спираль»: итог включает в себя то новое, что было достигнуто на второй стадии (антитезис), что отсутствовало в исходном пункте развития (тезис).

В триаде Гегеля (тезис – антитезис – синтез) получил идеализированное, мистифицированное выражение действительный процесс мышления и познания. Каждый из нас десятки раз был свидетелем того, как спорят люди, заинтересованные в достижении истинного знания о каком-либо предмете. Один человек предлагает исходное положение, гипотезу. Другой критикует, выдвигает свои доводы, догадки. В конце концов, возражая друг другу и вместе с тем стремясь выявить все ценное, что содержится во взглядах и доводах собеседника, участники диалога могут прийти к общему выводу, содержащему новое знание.

В познании диалектическое отрицание проявляет себя как конструктивная критика. Не отрицание ради самого отрицания, не «зряшное», бесплодное отрицание, а отрицание, содержащее в себе позитивную установку на ростки нового, лежит в основе конструктивной критики. Такая критика, является необходимой, полезной, плодотворной для развития познания. В этом отличие её от деструктивной критики, имеющей целью тотальное отрицание, неприятие любой точки зрения, отличной от той, которой придерживается сам критикующий.

Для философии важно понимание законов развития не только мышления, познания, но и самой природной и социальной действительности. В материалистической диалектике закон отрицания отрицания, его основные категории наполняются бытийственным содержанием, рассматриваются как отражение реального процесса развития объективного мира.

Диалектическое отрицание. В мире все имеет свое начало и конец, на смену старому приходит новое, которое также устаревает и уступает место вновь нарождающемуся. Сменяются поколения людей, формы общественной жизни, происходит смена фаз, периодов, этапов в бытии того или иного предмета. Не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования. Скажем, эмбриональное существование человеческого детеныша сменяется младенчеством, которое в свою очередь уступит место детству, оно затем будет вытеснено подростковым возрастом, перейдет в юность, позже наступит взрослое состояние, в свою очередь проходящее через ряд фаз. Каждая новая фаза «отрицает» предыдущую.

По характеру действия в объективной действительности (как и в познании) различают два типа отрицаний : деструктивные и конструктивные. Деструктивное отрицание разрушает систему, ведет к ее распаду, ликвидации; здесь имеет место прекращение всякого развития, конец существования системы, ее уничтожение. При деструктивном типе отрицания большую, а часто и решающую роль играют внешние по отношению к материальной системе факторы. Конструктивное отрицание , наоборот, детерминируется главным образом внутренними факторами, внутренним противоречием. В диалектике, писал Ф.Энгельс, отрицать – не значит сказать «нет», или объявить вещь не существующей, или разрушить ее любым способом. Диалектика имеет дело с конструктивным отрицанием, то есть отрицанием, которое являются условием и моментом развития. Это находит отражение в определении диалектического отрицания.

Диалектическое отрицание – это закономерный процесс смены старого качества новым на основе разрешения свойственных предмету, явлению внутренних противоречий, при котором старое качество не уничтожается, а «снимается» новым качеством. Новое качество содержит в себе всё значимое, перспективное, жизненное из старого.

Таким образом, диалектическое отрицание, во-первых, выступает результатом не внешнего вмешательства в природу объекта, а итогом разрешения внутренних противоречий и потому выступает как самоотрицание, и, во-вторых, диалектическое отрицание – это не уничтожение старого новым, а его снятие , обеспечивающее связь, преемственность между ними. Примером диалектического (конструктивного) отрицания-снятия может служить прорастание брошенного в землю зерна, а деструктивного – размол зерна на мельнице, превращение его в муку.

Снятие – одна из центральных категорий диалектики Гегеля. Снятие, по Гегелю, это появление нового качества путем отрицания предыдущего, результат борьбы противоположностей. Снятие имеет «… двоякий смысл: оно означает сберечь, с о х р а н и т ь и вместе с тем прекратить, п о л о ж и т ь к о н е ц» (Гегель). Заключая в себе момент разрушения, деструкции, преодоления, изживания старого, снятие не сводится к нему; снятие предполагает кумуляцию, частичное сохранение старого, его трансляцию в новое, утверждает связь, преемственность в развитии.

Развитие характеризуется не разрывом нового со старым, а преемственностью. Удержание в новом всего положительного, жизнеспособного из старого и есть преемственность. В социальном развитии преемственность проявляется, в частности, через связь прошлого, настоящего и будущего, через традицию. Прошлое (старое) участвует в созидании настоящего и будущего (нового), образуя живую связь времен в виде традиций. Традиция представляет собой определенный тип отношений между последовательными стадиями развивающегося объекта, в том числе и культуры, когда «старое» переходит в новое и продуктивно «работает» в нем, способствуя его прогрессивному развитию. Бережное отношение к прошлому, традициям есть показатель меры культуры. Но «бережное» не означает «минералогическое», только охранительно-консервативное отношение, традиция должна дополняться новаторством и только при их разумном сочетании возможно прогрессивное развитии общества.

Закон отрицания отрицания . Развитие можно представить как цепь диалектических отрицаний. В ходе любого развития каждая ступень развития объекта, будучи отрицанием предыдущей, сама отрицается последующей. Но есть относительно замкнутый цикл развития, связанный с двойным диалектическим отрицанием-снятием. Он обусловлен тем, что развитие осуществляется на основе закона единства и борьбы противоположностей.

Первое отрицание представляет собой переход исходного состояния системы (объекта) в свою противоположность. И как таковая противоположность содержит в себе односторонность, неполноту проявления в развитии сущности объекта. Эта неполнота и односторонность должны быть преодолены вторым отрицанием.

Второе отрицание , или отрицание отрицания, - это снятие противоположностей (исходной ступени и ее отрицания) в их новом качественном единстве, их диалектический синтез . Исходя из того, что синтез является итогом развития, результатом двойного отрицания-снятия (отрицания отрицания) соответствующий закон можно называть и законом диалектического синтеза.

Диалектический синтез означает достижение более высокого содержания системы, чем это имелось на первых двух этапах. И это не простая сумма одного и другого (исходного и ему противоположного, «тезиса» и антитезиса»), а нечто новое, возникшее как результат разрешения противоречий предыдущих этапов развития. Диалектический синтез обеспечивает полноту проявления сущности объекта, сохранение компонентов содержания и обретение новых связей, развитие новой целостности. Итогом двойного отрицания является переход системы на новую, более совершенную ступень развития, что указывает на существующую поступательность в развитии.

В действии закона отрицания отрицания (или закона диалектического синтеза) можно выделить ряд этапов (ступеней), характеризующих развитие и обнаруживающих его фундаментальные черты: преемственность, повторяемость, поступательность.

Обозначим исходную ступень цифрой 1, последующий этап первого отрицания цифрой 2, а завершающий этап цикла развития, связанный со вторым отрицанием, цифрой 3. Переход от 1-го этапа ко 2-ому, а также от 2-го к 3-ему этапу осуществляется посредством диалектического отрицания-снятия и тем самым обеспечивается преемственность в развитии. Более того, на 3 этапе (этапе диалектического синтеза) происходит возврат к 1 этапу, но это не абсолютное, буквальное воспроизведение структуры и содержания исходной ступени, а ее возрождение, восстановление на новой, более высокой основе. Повторение на новой ступени того, что уже было пройдено на старой, низшей ступени, - характерная черта развития, фиксируемая данным законом. Повторение уже пройденного не означает движения по кругу, круговорота в развитии, поскольку осуществляется «якобы возврат» к уже бывшему, исходному. Слово «якобы» указывает на то, что уровень содержательного развития 3 ступени выше, чем он был на исходной, 1 ступени. Поэтому повтор на высшей ступени некоторых особенностей исходной ступени обусловливает не круговорот, а особую форму поступательного развития – спиралевидную.

Поступательность – третья черта развития, раскрываемая данным законом. Она является определяющей, так как именно с ней связан ответ на вопрос о направленности развития. Спираль указывает на специфический, внутренне противоречивый характер поступательности развития.

Направленность развития с точки зрения закона отрицания отрицания не есть круговорот или прямая линия. Развитие носит поступательный характер и может быть представлено в виде спрессованной конусообразной спирали, расширяющейся кверху (чем изображается и рост содержания, и убыстрение темпов развития). Спираль отражает противоречивость развития, в котором есть и движение по прямой, и круговороты. При общем поступательном развитии системы спиралевидность включает в себя диалектическое единство движения вперед и одновременно назад, прогресс и регресс. Поступательность не тождественна прогрессу, но означает такую направленность развития, в которой доминирует, преобладает прогрессивная направленность . Поэтому в указанном контексте понятия поступательности и прогресса могут использоваться как синонимы. Спираль позволяет отобразить глубокую сущностную противоречивость поступательного, прогрессивного развития материальных систем.

Можно дать следующую формулировку закона отрицания отрицания : в процессе прогрессивного развития материальная система проходит относительно замкнутый цикл развития, связанный с двойным отрицанием-снятием старого качества и появлением нового, которое является результатом диалектического синтеза предыдущих ступеней и воспроизводит на более высокой основе некоторые особенности структуры исходной ступени развития, в силу чего направленность развития обретает вид спирали, которая содержит в себе указание на такие черты развития как преемственность его этапов, повторяемость характерных черт исходного этапа, поступательность.

Специфика проявления закона отрицания отрицания. Как никакой другой закон диалектики, закон отрицания отрицания требует при своем установлении строго конкретного подхода. Нельзя подгонять под триаду любые отрицания, нужно конкретно анализировать действительность, устанавливать факты, чтобы определить, действует ли в развитии данной системы этот закон или нет.

Закон отрицания отрицания действует тогда, когда предмет дважды претерпевает превращение по типу отрицания-снятия. Два отрицания-снятия выступают составными частями данного закона. Однако наличие любых двух отрицаний, следующих друг за другом, еще не есть критерий закона отрицания отрицания. В смене агрегатных состояний воды (пар – жидкость – лед) или в переходах от неорганической природы к живой и от нее к обществу (неорганический мир – живая природа – общество) налицо по два следующих друг за другом отрицания, но закон отрицания отрицания не устанавливается. В первом явлении есть движение, но нет развития, а следовательно, нет и закона развития. Во втором примере имеется развитие, но нет повторения на высшей ступени характерных черт исходной ступени, а без этого признака нет закона. Таким образом, чтобы установить действие закона, недостаточно обнаружить следующие друг за другом два отрицания независимо от их вида и типа.

В повторяемости на высшей ступени характерных черт (структуры) исходной ступени, обусловливающей спиралевидную форму развития, - существо закона. Причем, может быть и так, что прежде, чем в развитии системы обнаружится данная закономерность (повторяемость исходного), система может претерпеть несколько промежуточных отрицаний. Поэтому действие закона отрицания отрицания обнаруживается лишь на достаточно протяженном временном отрезке, через цепь взаимосвязанных переходов, когда можно зафиксировать относительно завершенный цикл в развитии системы.

Еще одна особенность связана с областью действия закона. Сфера действия закона отрицания отрицания ограничивается поступательным, прогрессивным направлением развития материальных систем. Он не действует в регрессивной, нисходящей ветви развития. Поэтому он, например, менее экстенсивен, чем закон диалектической противоречивости, который действует также и в регрессе. Более того, закону отрицания отрицания подчинены не все системы с прогрессивной ветвью развития, а лишь те, которым присуща спиралевидная форма развития. Спиралевидная форма прогрессивного развития – одна из возможных. Прогрессивное развитие может иметь и другие формы, например, «лестнично-поступательную», а также иметь вид «раскручивающейся спирали» (то есть, спирали, переходящей в прямую восходящую линию), ломаной восходящей линии и т.п.

Таким образом, закон диалектического синтеза (или отрицания отрицания) требует для своего установления повышенного внимания и конкретности.

Метафизическое истолкование закона. Содержание закона раскрывается через категорию отрицания. Метафизическое понимание отрицания выступает в двух формах: 1) абсолютизация момента деструкции, разрушения, полное отрицание преемственности с предыдущим этапом развития и 2) абсолютизация момента преемственности в развитии.

Первую форму можно встретить в концепции «негативной диалектики» Франкфуртской школы. Её представитель Т.Адорно провозглашал необходимость безоговорочного отрицания старого в целях обновления социальной действительности. Недостаточная эффективность отрицания должна быть снята вторым отрицанием, отрицанием отрицания. С позиции «тотального отрицания» Т.Адорно, Г.Маркузе и др. критиковали современное им западное общество. Эта философия послужила отправной точкой формирования идеологии «новых левых», которая включала в себя пропаганду насильственных и террористических методов борьбы с капиталистической цивилизацией и была на практике востребована студенчеством в массовых выступлениях 60-70-х годов XX века против существующей системы образования, буржуазной культуры в целом. Кульминацией студенческого протеста стало выступление студентов в мае 1968 г. в Париже, когда, наряду с требованием реформы высшего образования, был выдвинут лозунг «Вся власть – студентам!».

Абсолютизация момента разрушения, деструкции в теории развития ведет на практике к социальному нигилизму. Нигилизм – это негативная установка на восприятие мира, проявляющаяся в конкретных действиях. Спектр нигилистического восприятия мира широк: от состояния разочарования и апатии, сомнения и цинизма до позиции отрицания «всего и вся». В общественной жизни нигилизм проявляется в развитии социальных болезней (алкоголизме, наркомании, в росте преступности, моральной деградации). Крайними формами социального нигилизма выступают политический анархизм, экстремизм, терроризм, акты геноцида.

В нашей стране социальный нигилизм проявил себя в первые годы после Октябрьской революции в так называемом «пролеткультовском движении». Под предлогом буржуазности сторонники «Пролеткульта» призывали отбросить достижения предшествующей культуры. Выдвигались положения: «Никакой преемственной связи с культурой буржуазного общества», «Пролетарская культура должна быть построена заново», люди пролетарского происхождения должны заменить старых специалистов, прийти в вузы, Академию наук, Большой театр и т.п. Об опасности для страны такого рода революционного пафоса писал А.В.Луначарский, бывший в то время народным комиссаром просвещения.

В наиболее варварской форме политический экстремизм проявил себя в Китае в годы так называемой «культурной революции». Тогда под лозунгом борьбы с буржуазной идеологией была истреблена значительная часть интеллигенции, был нанесен большой ущерб развитию науки, культуры.

Вторая форма метафизической трактовки отрицания выражается, как уже было отмечено, в абсолютизации не разрушения, а наоборот, преемственности в отношении к прошлому этапу развития. Это происходит тогда, когда в любом социальном явлении пытаются найти рациональные моменты. Но есть такие явления, которые в силу их антигуманного, бесчеловечного содержания следует подвергнуть безоговорочному отрицанию, разрушению. Например, бессмысленно искать в фашистской, расистской идеологии «рациональное» содержание, она подлежит полному отрицанию.

Помимо недиалектической трактовки основной категории закона - категории отрицания, метафизика может проявить себя в противоположном диалектике истолковании направленности развития.

Закон отрицания отрицания, характеризуя спиралевидную направленность развития, указывает на сложное сочетание в развитии движения по прямой с круговым движением. Метафизическая трактовка направленности развития связана, во-первых , с абсолютизацией имеющихся в действительности круговоротов, и, во-вторых , с упрощенной трактовкой прогрессивных, поступательных изменений.

Согласно метафизической теории круговорота мир замкнут и все в нем нескончаемо повторяется: ничто не ново под Луной. То, что существует ныне, уже некогда было и снова вернется на круги своя. В мире нет поступательного развития, нет переходов от простого к сложному, от низшего к высшему. Происходит лишь чередование одних и тех же форм бытия, подобно повторению времен года или смене дня и ночи.

Применительно к обществу концепция круговорота была предложена в XVIII в. итальянским философом Дж.Вико. Согласно его концепции общество не стоит на месте, а развивается, но в своем развитии проходит три, вечно повторяющиеся последовательные ступени: «век богов», «век героев», «век людей». Эти ступени соответствуют трем этапам развития человека и человечества: детству, юности, зрелости. Каждому периоду соответствует свой тип мировоззрения, специфические формы правления, нравы и т.д. Подлинно человеческие порядки периода зрелости существуют недолго. Общество, раздираемое конкурентной борьбой и войнами, страстью к наживе, идет к упадку и возвращается к «первоначальной простоте первого мира». Человечеству предстоит снова повторить пройденные ступени, ибо это является всеобщим законом для всех времен и народов, установленным божественным провидением.

В XIX-XX вв. идея круговорота (цикла) получила своеобразное воплощение в концепциях локальных культур (цивилизаций) Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби. Характерной чертой этих концепций выступает отрицание всемирного единства истории и прогресса как общей направленности исторического развития. Человеческая история распадается на ряд самобытных культур (цивилизаций), которые проходят в своем развитии этапы зарождения, расцвета и гибели.

Отрицание круговорота, циклизма и признание восходящего, поступательного развития еще не есть диалектика. В философии долгое время имело место метафизическое представление об однонаправленности развития , недиалектическое отождествление развития с одним из его существующих направлений – прогрессивным, при этом сам прогресс получал поверхностную, метафизическую трактовку.

Еще в XVIII веке теория круговорота была подвергнута критике со стороны французских просветителей, идеологов революционного в то время класса буржуазии. Идея прогресса – развития человеческого общества по восходящей линии от низших, менее совершенных форм к высшим, более совершенным, родилась в период подъема капитализма и нашла выражение в работах А.Тюрго, И.Гердера, Ж.Кондорсэ. Однако трактовка прогресса была упрощенной, развитие рассматривалось как прямолинейный процесс, без внутренних противоречий, зигзагов, отступлений. Критерий прогресса усматривался в уровне просвещения и науки.

В наши дни метафизическая трактовка прогресса также связана с неумением видеть многомерность развития, противоречивое единство прогресса и регресса, учитывать разные виды прогрессивного развития и сложный, системный характер критерия прогресса.

Рассмотренные выше законы диалектики с различных сторон характеризуют развитие. Обладая спецификой и несводимостью друг к другу, эти законы в то же время взаимосвязаны и проникают друг в друга. В единстве они дают полную картину развития.



Новое на сайте

>

Самое популярное