Домой Эндокринология Социокультурная система. Общество как социокультурная система

Социокультурная система. Общество как социокультурная система

Сегодня в социологии нет единого определения понятия «общество». Теоретики спорят о составляющих эту категорию признаках, о сущности термина. Поиски последней обогатили социологическую науку двумя противоположными позициями относительно главной характеристики общества. Т. Парсонс, и другие сторонники первого подхода утверждают, что общество - это, первую очередь, совокупность людей. Э. Гидденс и разделяющие его точку зрения учёные ставят во главу угла систему отношений, которые складываются между людьми.

Совокупность людей, в отсутствие объединяющей их общности, не может называться обществом. Эти состояние характерно для людей, живших в в древние времена. С другой стороны, система отношений и ценностей, не может существовать самостоятельно, в отсутствие носителей этих ценностей. Значит, признаки, выделяемые представителями обоих подходов, являются неотъемлемыми характеристиками общества. Однако если ценности гибнут без носителей, то не обременённая ценностями совокупность людей в процессе совместной жизнедеятельности способна выработать собственную систему отношений. Поэтому общество как социокультурная система - совокупность людей, вырабатывающих в процессе совместной деятельности специфическую систему отношений, которая характеризуется определёнными ценностями, культурой.

В соответствии с функциональной парадигмой, общество как социокультурная система включает несколько компонентов:

  • Коллективы - дифференцированные общности, объединенные определёнными целями;
  • Ценности - культурные образцы, идеи и столпы, которые разделяют и отстаивают члены общества;
  • Нормы - регуляторы поведения, обеспечивающие порядок и взаимопонимание в социуме;
  • Роли - модели поведения личности, определяемые формами их взаимоотношений с другими субъектами.

Общество как социокультурная система - совокупность социальных групп и индивидов, взаимодействие которых скоординировано и упорядочено специальными социальными установлениями: правовыми и социальными нормами, традициями, институтами, интересами, установками и т.д.

Общество как социокультурная система - это не только теоретическая категория, это живая динамичная система, которая пребывает в постоянном движении. Ценности общества не статичны, они меняются в результате преломления внешних событий через призму сознания социальных групп. Традиции и установки изменяются, но не перестают существовать, являясь важнейшим связующим звеном между людьми.

Одной из важнейших ценностей современного общества является материальное благополучие. Общество потребителей - результат развития капитализма. Массовое потребление материальных благ и формирование соответствующей характеризуют такое общество. Философия членов такого общества - развитие прогресса и совершенствование технологий для увеличения объёмов благ.

Будущее общества зависит от формы и качества работы Поддержка брака, обеспечение бесплатного и общедоступного образования - важнейшие направления, определяющие перспективы каждой социальной системы.

Под социально-культурной системой совокупность элементов культурной сферы, находящихся между собой в определённых отношениях и связях и образующих определённую целостность. Другими словами, СКС -- это то социальное пространство, в рамках которого реализуется СКД. Осуществление социально-культурной деятельности -- общественное назначение СКС, которое выражается в сущностных функциях системы. Сущностные функции СКС соответствуют операциям культурной деятельности (созидание, хранение, распространение культурных ценностей). Кроме того, выполняются вспомогательные функции, служащие для удовлетворения внутренних потребностей СКС, например, оформление и тиражирование сообщений. Функции осуществляются функционально специализированными подсистемами, взаимодействующими друг с другом и образующими совместно с их пользователями структуру СКС. В структуру социально-культурной системы входят следующие функционально-специализированные подсистемы.

  • 1. Подсистема профессионального духовного производства, состоящая из духовно-производственных социальных институтов, таких как литература, журналистика, искусство, религия, философия, наука, техника. В современном обществе эти институты представлены сетью учреждений, располагающих квалифицированными и аттестованными (дипломированными) специалистами, имеющими статус творческих работников. Впрочем, творческие работники, особенно литераторы, артисты, художники, совсем не обязательно должны быть служащими какого-либо учреждения, не случайно они именуются людьми «свободных профессий» . Профессиональное творчество всегда ярко индивидуально. Но творческие работники трудятся не только ради самореализации, но и ради одобрения других людей. Вне общества их деятельность теряет смысл, поэтому они входят в подсистему духовного производства СКС. Произведения, созданные творческими работниками, как правило, не являются анонимными и защищаются международным авторским правом от несанкционированного использования.
  • 2. Подсистема анонимного народного творчества. Эта подсистема социально не организована, она не имеет профессиональных работников, не поддается регламентации и функционирует стихийно. Продуктами этой подсистемы являются фольклор и народное творчество, обряды и традиции, мода, мифы, слухи, анекдоты, общественное мнение. Творцами духовных ценностей в данном случае выступают не конкретные авторы, а коллективы неопределенного состава. Эта подсистема изначально относится к СКД.
  • 3. Подсистема любительского творчества -- область индивидуальной культурно-досуговой деятельности. Любительское творчество, как правило, не продуктивно, а репродуктивно; оно ориентировано на творчество профессиональных работников подсистемы. Причина этого понятна: именно в профессиональном искусстве, литературе, научном и техническом творчестве создаются впечатляющие культурные ценности, способные служить ориентирами для саморазвивающегося индивида. В социально-культурной системе творческая досуговая СКД (художественная самодеятельность, техническое творчество, фотолюбительство, изостудии и т. д.) вторична (подражательна) по отношению к профессионально-творческой СКД или анонимному народному творчеству.
  • 4. Подсистема хранения культурного наследия (памятников культуры и природных ценностей) -- это область профессиональной социально-культурной деятельности, где в качестве субъектов выступают архивисты, библиотечные работники, библиографы, сотрудники музеев, реставраторы и другие специалисты. Пользователями этой подсистемы считаются как настоящее, так и будущие поколения.
  • 5. Подсистема распространения культурных ценностей имеет задачей обеспечить духовное развитие современников путем общественного пользования фондами культурного наследия и распространения культурных инноваций. Профессионалами в этой подсистеме являются педагоги, журналисты, библиотечные, музейные, клубные, туристические и другие социально-культурные работники. Их деятельность может осуществляться в двух режимах: монологическом (режим коммуникационного управления) и диалогическом (режим коммуникационного общения). Надо заметить, что реальные социальные институты (учреждения) могут относиться одновременно как к подсистеме хранения, так и к подсистеме распространения, выполняя соответствующие сущностные функции, например библиотеки, библиографические службы, музеи.

Обе последние подсистемы являются формальными (общественно организованными) коммуникационными системами: они передают культурные ценности, играющие роль сообщений, либо во времени (подсистема хранения), либо в пространстве (подсистема распространения). Параллельно с ними действуют неформальные (стихийные) коммуникационные каналы. Так, подсистема хранения не обеспечивает сохранности живого естественного языка, в частности русского; эта важная часть культурного наследия хранится в памяти современников. Неформальными каналами пользуется подсистема анонимного народного творчества для распространения ее продуктов.

  • 6. Подсистема материально технического обеспечения творческих и коммуникационных подсистем СКС. Сюда относятся редакционно-издательские службы, техническое обеспечение радио- и телецентров, типографии, целлюлозно-бумажные комбинаты, средства связи, почта, компьютерные фирмы и т.п.
  • 7. Подсистема кадрового обеспечения (подсистема специального образования), включающая сеть высших и средних специальных учебных заведений, готовящих профессионалов СКС.
  • 8. Подсистема научных исследований, где сосредоточены ученые и специалисты, изучающие СКД.
  • 9. Подсистема управления, руководящая деятельностью остальных подсистем и удовлетворяющая их потребности в рамках своих возможностей. Эта подсистема может располагать репрессивным аппаратом, например цензурой.
  • 10. Подсистема юридического обеспечения, в которую в нашей стране входят «Основы законодательства РФ о культуре» (1992), федеральный Закон о средствах массовой информации (1990), Федеральный Закон о библиотечном деле (1995) и др.

Суммарно структуру социально-культурной системы можно представить следующим образом:

I. Творческие подсистемы во главе с духовно-производственными институтами (3 подсистемы).

ІІ. Коммуникационные подсистемы (2 подсистемы).

III. Обеспечивающие (вспомогательные) подсистемы (5 подсистем).

IV. Пользователи -- люди, имеющие культурные потребности и взаимодействующие с СКС в процессе своей индивидуально-культурной деятельности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тема: «Общество как социокультурная система»

Введение

3. Смысловые единицы культуры

4. Современные формы культуры

Заключение

Введение

Общество - это совокупность людей, осуществляющих совместную деятельность и отношения.

Слово «культура» в переводе с латинского - «возделывание», «облагораживание», что в Древнем Риме означало возделывание земли, а также воспитание, образование.

С развитием общества для упорядочения социальных взаимодействий возникли специальные организации: социальные институты, государство, церковь, право, потребности, установки, интересы, ценности, сложившиеся нормы и социальные институты определяют форматы социального пространства, групповые диспозиции, структурные конфликты. Общество находится не только «вне», но и «внутри» нас - как часть нашего внутреннего бытия. Общество не просто контролирует наши движения, оно придаёт форму самоидентичности, мыслям и нашим чувствам. Культура формируется как важный механизм человеческого взаимодействия, помогающий людям жить в своей среде, сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами.

Культура рассматривается в социологии как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных ситуациях.

Каждое конкретное сообщество создаёт на протяжении веков свою суперкультуру, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни и передаётся из поколения в поколение. В результате в историческом процессе возникает многообразие культур.

1. Система «общество-культура»

общество социология культура личность

Именно культура регулирует поведение людей в обществе, и потому не случайно Зигмунд Фрейд называл ее репрессивной. Культура подавляет некоторые опасные и вредные для общества, окружающих людей склонности и побуждения человека - агрессивные, сексуальные. Но именно нормы культуры не исключают их полностью, а только регламентируют условия их удовлетворения: агрессивные, к примеру, в спорте, сексуальные обязательно при определенной социальной и нравственной аранжировке.

Конечно, возможности таких элементов культуры, как обычаи, нравственные нормы в регулировании поведения человека, тоже достаточно ограничены, меняются в зависимости от объективных обстоятельств, например кризисного состояния общества, уровня материального состояния социальной группы или отдельного человека и т.п. В этих случаях требуются более сильные регуляторы со стороны общества, государства.

Феномен культуры заключается и в отборе определенных видов поведения и опыта людей. Поэтическое выражение «Обычай - Деспот средь людей» показывает, что люди сами создают такие культурные образцы, которым впоследствии подчиняются, принимают их за само собой разумеющееся. Когда культура указывает на то, как и что мы должны делать или не делать, говорят, что она нормативная, то есть такая, которая дает нам образцы необходимого поведения.

Если в обществе или отдельной социальной группе появляются культурные нормы, которые перестают соответствовать новым условиям, становятся неудобными или бесполезными, то люди стремятся изменить их, чтобы привести в соответствие с изменившимися условиями жизни. Само преобразование культурных норм происходит по-разному. Одни нормы, например нормы этикета, повседневного поведения могут быть преобразованы относительно легко, другие - государственные законы, религиозные традиции экономического и политическою поведения - изменить достаточно трудно и принятие их происходит весьма болезненно. Убедительный тому пример: экономические и политические реформы в России.

Некоторые культурные нормы, затрагивающие жизненные интересы социальной группы, общества, становятся нравственными нормами. Весь социальный опыт человечества убеждает, что нравственные нормы не изобретаются, не устанавливаются. Они возникают постепенно из повседневной жизни и социальной практики людей.

То же самое происходит и с социальными институтами. В одном обществе устанавливается такая норма культуры, как многоженство, в другом она осуждается. В одном галлюцинации считают заболеванием, в другом рассматривают как высшую форму сознания, «мистические видения», пророчества.

Культура как феномен сознания является и способом, методом ценностного освоения действительности. Активная деятельность человека, общества по удовлетворению своих потребностей требует определенной позиции. Надо считаться с интересами других людей и других сообществ, без этого нет сознательного социального действия. Это определенная позиция человека, сообщества, которая отслеживается в отношении к миру, в оценке реальных явлений, выражается в ментальном менталитете.

Культура как способ ценностного освоения действительности выражается в практической деятельности людей - и внешней, и внутренней. Понятно, что в процессе внутренней деятельности формируются мотивы, ценностные ориентации, отбираются цели, технологии будущих действий. Именно менталитет человека, сообщества составляет суть и смысл внутренней деятельности. Культура - виновник содержания, стиля всей практической жизни людей. Разумеется, она испытывает активное воздействие внешней среды, социально-экономических обстоятельств, модифицируется.

2. Социология культуры и ее основные понятия

Впервые об особом социологическом подходе к пониманию культуры заявили английские и американские социологи конца XIX века. Они выделили из философского понятия культуры и цивилизации невещественный компонент, который стал основным содержанием социологического понятия культуры.

Первое социологическое определение культуры дал английский этнограф Эдуард Тейлор: «Культура - это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества».

Таким образом, социологическое понятие культуры включается в себя:

То, что постигается человеком в процессе его жизнедеятельности;

То, что передается из поколения в поколение, обеспечивая преемственность общества.

В самом широком контексте синонимом слова «культура» является «цивилизация». Когда мы говорим о культуре, то, прежде всего, имеем в виду те явления человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы или даже не встречаются в природе, например изготовление орудий труда, политическая организация общества и т. п. Хотя, конечно, в культуре всегда отмечается влияние природы.

В узком смысле слова под этим термином понимается художественная, духовная культура. В социологическом контексте характерный для данного общества, человека образ жизни, мысли, действий, система ценностей и норм Культура - это те скрепы, которые объединяют людей в целостность, в общество. Японец, европеец, представитель малых народов Севера различаются между собой, прежде всего, определенным типом культуры.

Первоосновой культуры является язык. Люди, осваивая окружающий мир, фиксируют его в определенных понятиях. И приходят к согласию, что определенному сочетанию звуков придается определенное значение.

Лишь человек способен использовать символы, с помощью которых он общается, обменивается не только простыми чувствами, но и сложными идеями, мыслями.

Как речь отделяет людей от животных, так и письменность (письменная речь) проводит границу между примитивными культурами и цивилизацией. Человек дописьменной культуры должен всегда держать в памяти наиболее ценные образцы культуры. Но человеческая память ограниченна. Поэтому и культура, зависящая от человеческой памяти и устной передачи ее образцов, обречена оставаться примитивной, предельно простой. Использование письменности позволило практически безгранично усложнять и развивать культуру, сохранять и передавать неограниченному числу людей детали технологий, традиций, ценностей, культурных норм, воспроизводить утерянные и разрушенные культурные ценности.

Язык настолько сливается с культурой, что каждое новое добавление в общественное культурное наследие обязательно связано с изменениями в языке. В результате профессиональные, возрастные и другие группы людей могут иметь свой специфический язык, свою языковую субкультуру.

Культура может распространяться и передаваться жестом, мимикой, образом, танцем, обрядом, но по емкости, точности, доступности они не могут конкурировать с языком. Не случайно существует выражение «язык танца». Язык выполняет функции ретранслятора культуры. Здесь возникают серьезные проблемы. Можно ли сохранить культуру небольшого народа, не сохраняя и не развивая его язык? Насколько допустимо заимствование из других языков? В науке и технике, любом профессиональном языке это вполне допустимые вещи. Следовательно, не стоит абсолютизировать роль родного языка для сохранения и, главное, развития национальной культуры.

Культура накапливается в определенных знаниях, сведениях, формации об окружающем мире: естественнонаучные, технические, политические, социальные и т.п. Убеждения - это знания, освоенные человеком, как бы пропущенные через его мировоззрение, мироощущение. Знание существует вне отдельного человека, убеждения - чувственно-эмоциональная волевая сторона знания.

Убеждения как единство знаний, эмоций, воли проявляются в различных формах: ценностные ориентации, социальные установки, нормы, принципы поведения, мотивы действий, поступков. Но в основе всех этих проявлений - ориентация на ценности.

Ценности - определяющий элемент культуры, ее ядро. Для того чтобы оценить, что значимо и полезно, а что нет, что есть добро, а что есть зло, и человек, и общество постоянно применяют определенные мерки, критерии. Культура в ценностном аспекте - это своеобразный социальный механизм, который выявляет, систематизирует, упорядочивает, сохраняет, передает ценности в обществе. Другими словами, ценности ориентируют человека, сообщество в окружающем мире, побуждают к конкретным действиям или бездействию.

Социологию интересуют, прежде всего, социальные ценности. Они существуют всегда в виде определенной системы и выражаются в менталитете человека, сообщества. Фундаментом системы ценностей являются нравственные ценности. Например, заповеди Христа.

Мир ценностей в обществе также организован определенным образом. Если основные ценности выстроены в определенную доктрину, теоретически аргументированы, то мы имеем дело с идеологией. Кроме того, ценности выражаются и в стихийно сложившихся представлениях, мнениях людей, которые находят отражение в обычаях, традициях, обрядах. Любое достаточно развитое общество имеет определенную идеологию. Другое дело, что эту идеологию часть общества может не воспринимать и даже бороться против нее. Это особенно характерно для обществ переходного типа.

Любая идеология имеет несколько ярусов: общечеловеческое содержание, национальное содержание, например конституция, групповые социально-классовые ценности.

Одно из самых удивительных свойств культуры заключается в том, что при любом прогрессе, при любом приобщении к общечеловеческим ценностям она способна, развиваясь, сохранять свою национальную самобытность. В условиях современных интеграционных процессов сохраняются западная культура, в основе которой лежит христианская религия, а также исламская, восточная культура и т. п.

Функционирование культуры как социального явления имеет две основные тенденции: развитие, модернизация и сохранение, устойчивость, преемственность.

Стоит обратить внимание на то, что любая нация измеряет иную культуру своим аршином, удивляется иной манере поведения, стилю жизни, например обычай кровной мести у ряда народов. При определенном темпераменте, эмоциональной возбудимости принцип «Чем меньше народ, тем длиннее кинжал», должен был вести к многочисленным убийствам по пустякам. Но в условиях отсутствия сильного правового государства обычай кровной мести как раз и сдерживает горячих джигитов, т.к. все знают о возможных последствиях.

3. Смысловые единицы культуры

Американский социолог Нейл Смелзер выделил четыре компонента культуры (смысловые единицы), определяющие ее содержание в социологии:

Понятия и концепты - одна из форм отражения мира на ступени познания, содержащаяся в языке и помогающая людям организовать и упорядочить свой опыт.

Отношения - момент взаимосвязи всех явлений, через которые человек при помощи понятий определяет как отдельные факты явления связанные друг с другом в пространстве, времени и по значению.

Ценности - социально-одобряемые и разделяемые большинством людей убеждения, относительно целей к которым необходимо стремиться. В каждом обществе и в каждой группе общества существует своя система и иерархия ценностей. Ценности отдельных индивидов или групп и их иерархия могут не совпадать с ценностями других групп и общества в целом и их иерархиями.

Нормы - элементы культуры, определяющие как должен вести себя человек, чтобы жить в соответствии с устоявшимися ценностями. Нормы включают в себя требования общества к поведению индивида в той или иной жизненной ситуации. Требования общества закрепляются в нормах и установках, содержащихся в морали и обычаях, и нормах-законах, содержащихся в системе законодательства.

Исходя из такого понимания, Смелзер говорит: «Культура - это набор ценностей, представлений о мире и кодов поведения, общих для людей одного стиля жизни».

4. Современные формы культуры

В большинстве современных обществ культура существует в следующих основных формах:

1) высокая, или элитарная культура - изящное искусство, классическая музыка и литература, создаваемая и потребляемая элитой;

2) народная культура - сказки, песни, фольклор, мифы, традиции, обычаи;

3) массовая культура - культура, сложившаяся с развитием средств массовой информации, создаваемая для массы и потребляемая массой.

От А. Шопенгауэра и Ф. Ницше до X. Ортеги-и-Гассета господствовало убеждение, что подлинная культура всегда элитарна. Можно вспомнить и высказывание Л.Н. Толстого, что о степени культурности страны следует судить не по степени распространенности грамотности и образования среди массы, а по степени образованности высшего слоя населения.

Массовая культура - надстройка над базовой культурой.

Существует точка зрения, что массовая культура - продукт самой массы. Владельцы средств массовой информации лишь изучают потребности масс и дают то, что хотят массы.

Другая точка зрения заключается в том, что массовая культура продукт интеллигенции, нанятой владельцами средств массовой информации. Это средство манипулирования массами, навязывания им своих ценностей и стандартов жизни.

Иногда используется термин «медиумическая культура», она занимает промежуточное положение между элитарной и массовой, являясь элитарной по отношению к массовой и массовой по отношению к элитарной.

Хотя культура всегда национальна и целостна, в каждом обществе существуют много подгрупп с различными культурными ценностями и традициями. Система норм и ценностей, выделяющая группу из большого сообщества, называется субкультурой.

В обществе могут появляться и группы, стремящиеся выработать нормы и ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей культуры. Эти нормы и ценности образуют контркультуру, которая может вступить в конфликт с господствующей культурой.

По характеру творений можно выделить культуру, представленную в единичных образцах и массовую культуру. Первая форма по характерным признакам творцов подразделяется на народную и элитарную культуру. Народная культура представляет собой единичные произведения чаще всего безымянных авторов. Эта форма культуры включает мифы, легенды, сказания, эпос, песни, танцы и т. н. Элитарная культура - совокупность единичных творений, которые создаются известными представителями привилегированной части общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Здесь речь идет о творцах, имеющих высокий уровень образования и хорошо известных просвещенной публике. Данная культура включает изобразительное искусство, литературу, классическую музыку и т. д.

Массовая (общедоступная) культура представляет собой продукты духовного производства в области искусства, создаваемые большими тиражами в расчете на широкую публику. Главное для нее - развлечение самых широких масс населения. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Основной ее чертой является простота идей и образов: текстов, движений, звуков и т. п. Образцы этой культуры нацелены на эмоциональную сферу человека. При этом массовая культура часто использует упрощенные образцы элитарной и народной культуры («ремиксы»). Массовая культура усредняет духовное развитие людей.

Субкультура - это культура какой-либо социальной группы: конфессиональная, профессиональная, корпоративная и т. п. Она, как правило, не отрицает общечеловеческой культуры, но имеет специфические особенности. Признаками субкультуры становятся особые правила поведения, язык, символика. Каждое общество имеет свой набор субкультур: молодежной, профессиональной, этнической, религиозной, диссидентской и т. д.

Доминантная культура - ценности, традиции, взгляды и т. п., разделяемые лишь частью общества. Но эта часть имеет возможность навязывать их всему обществу либо в силу тою, что она составляет этническое большинство, либо в силу того, что располагает механизмом принуждения. Субкультура, которая противостоит доминантной культуре, называется контркультурой. Социальной основой контркультуры являются люди, в определенной мере отчужденные от остального общества. Исследование контркультуры позволяет понять культурную динамику, становление и распространение новых ценностей.

Склонность оценивать культуру своей нации как хорошую и правильную, а другую культуру - как странную и даже аморальную получила название «этноцентризм». Многие общества этноцентричны. С точки зрения психологии это явление выступает фактором единения и стабильности данного общества. Однако этноцентризм может быть источником межкультурных конфликтов. Крайние формы проявления этноцентризма представляют собой национализм. Противоположностью выступает культурный релятивизм.

Элитарная, или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шнитке, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей - высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры - «искусство для искусства».

Элитарная культура предназначена для узкого круга высокообразованной публики и противостоит как народной, так и массовой культуре. Она обычно непонятна широким массам и требует хорошей подготовки для правильного восприятия.

К элитарной культуре можно отнести авангардные направления в музыке, живописи, кинематографе, сложную литературу философского характера. Часто творцы такой культуры воспринимаются как жители «башни из слоновой кости», отгородившиеся своим искусством от реальной повседневной жизни. Как правило, элитарная культура является некоммерческой, хотя иногда может оказаться финансово успешной и перейти в разряд массовой культуры.

Современные тенденции таковы, что массовая культура проникает во все области «высокой культуры», смешиваясь с ней. При этом массовая культура снижает общекультурный уровень ее потребителей, но в то же время сама постепенно поднимается на более высокий культурный уровень. К сожалению, первый процесс пока протекает гораздо интенсивнее, чем второй.

Народная культура признается особой формой культуры. В отличие от элитарной культуры народная, культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений неизвестны. Народную культуру называют любительской (не по уровню, а по происхождению) или коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор -- ещё одно название народного творчества, которое создается различными слоями населения. Фольклор локализован, т. е. связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие. К современным проявлениям народной культуры можно отнести анекдоты, городские легенды.

Массовая или общедоступная культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления - середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзаписи, магнитофоны, видео) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка - яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура - сленговое название массовой культуры, а китч - ее разновидность.

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Поскольку общество распадается на множество групп (национальных, демографических, социальных, профессиональных), постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Малые культуры называются субкультурами.

Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих определенной социальной группе. Говорят о молодежной субкультуре субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, причесываться, одеваться, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Своя культура у наркоманов, глухонемых, бомжей, алкоголиков, спортсменов, одиноких. Дети аристократов или представителей среднего класса сильно отличаются своим поведением от детей из низшего класса. Они читают разные книги, ходят в разные школы, ориентируются на разные идеалы. У каждого поколения и социальной группы свой культурный мир.

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями. Субкультура террористов противостоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 1960-е гг. отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.

5. Функции культуры и современные тенденции ее развития

Культура играет важную роль в жизни общества, которая состоит прежде всего в том, что культура выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта.

Эта роль культуры реализуется через ряд функций:

Образовательно-воспитательная функция. Можно сказать, что именно культура делает человека личностью. Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т.е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью - приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т.д. Все это достигается в процессе воспитания и образования.

Интегративная и дезинтегративная функции культуры. На эти функции особое внимание обращал в своих исследованиях Э. Дюркгейм. Согласно Э. Дюркгейму, освоение культуры создает у людей - членов того или иного сообщества чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, группе и т. д. Таким образом, культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Нo сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты. Таким образом, культура может и нередко выполняет дезинтегрирующую функцию.

Регулирующая функция культуры. Как уже отмечалось ранее, в ходе социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т. д., выдвигая систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определенные санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения.

Функцию трансляции (передачи) социального опыта нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, передает социальный опыт от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Кроме культуры, общество не располагает иными механизмами сосредоточения всего богатства опыта, который был накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества.

Функция познавательная (гносеологическая) тесно связана функцией передачи социального опыта и в известном смысле вытекает из нее. Культуpa, концентрируя лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько полно использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества, которые живут сегодня на Земле, существенно различаются прежде всего по этому признаку.

Регулятивная (нормативная) функция связана в первую очередь с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их действия и даже выбор определенных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право.

Знаковая функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Естественные науки также располагают собственными знаковыми системами.

Ценностная, или аксиологическая, функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

Социальные функции, которые выполняет культура, позволяют людям осуществлять коллективную деятельность, оптимальным способом удовлетворяя свои потребности. К основным функциям культуры относятся:

социальная интеграция - обеспечение единства человечества, общности мировоззрения (при помощи мифа, религии, философии);

организация и регуляция совместной жизнедеятельности людей посредством права, политики, морали, обычаев, идеологии и т.д.;

обеспечение средств жизнедеятельности людей (таких, как познание, общение, накопление и передача знаний, воспитание, образование, стимулирование инноваций, отбор ценностей и т.п.);

регуляция отдельных сфер человеческой деятельности (культура быта, культура отдыха, культура труда, культура питания и проч.).

Таким образом, система культуры не только сложна и многообразна, но и весьма подвижна. Культура - непреложная составляющая часть жизнедеятельности как общества в целом, так и его тесно взаимосвязанных субъектов: личностей, социальных общностей, социальных институтов.

Заключение

Представляется возможным сделать следующие выводы:

Социум и культура являются двумя взаимосвязанными подсистемами общественной жизни.

Особенность социальной системы выражает форму социальных отношений между людьми, которая представлена различными социальными группами и отношениями внутри и между группами.

Особенность социологического подхода к пониманию культуры заключается в том, что культура рассматривается как механизм регуляции поведения человека, социальных групп, функционирования и развития общества в целом.

При самом общем социологическом подходе к пониманию культуры обычно отмечаются три ее характеристики:

1) культура представляет собой общеразделяемую систему ценностей, символов и значений;

2) культура - это то, что постигает человек в процессе своей жизнедеятельности;

3)культура - это все то, что транслируется от поколения к поколению.

Таким образом, можно дать следующее определение: культура представляет собой систему социально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

Список используемой литературы

1. Аванесов Г. А. Трактовка духовной культуры и духовности в отечественной аналитике в прошлом и теперь // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия.- 1998.- № 4.

2. Гуревич П. С. Культурология. - М.: Гросс, 1996.- 238 с.

3. Скворцов К.В. Характеристика общества как социокультурной системы в современных условиях.- М.: Прогресс, 2011.- 118 с.

4. Социология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 408 с.

5. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994 - 256 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Общество как система многообразных отношений людей, необходимое условие самореализации личности. Основные сферы общественной жизни и их взаимодействие. Цивилизованное общество, социальная структура: группы, классы и страты, этносы, нации, поколения.

    реферат , добавлен 29.03.2011

    Социальные действия, взаимодействия, взаимосвязи и отношения. Концепция общества американского социолога Эдварда Шилза. Основные принципы функционального подхода. Основные типы социальных институтов. Социологический анализ социокультурных процессов.

    реферат , добавлен 10.05.2013

    Современная социология - наука о социальных системах (отношениях, процессах, субъектах), их функциях и законах. Предмет и объект; деятельность и взаимодействие социальных систем - общество, организация, семья. Личность, статус, роль - основы предмета.

    контрольная работа , добавлен 15.02.2011

    Определение понятия, изучение общих функций и описание видов социальных институтов как исторических форм организации жизнедеятельности людей. История развития социальных потребностей общества. Семья, государство, религия и наука как социальные институты.

    реферат , добавлен 26.06.2013

    Характеристика формирования различных концептуальных подходов к определению общества. Изучение основных разновидностей социальных общностей и организаций. Анализ влияния современного информационно-технологического общества на культуру самого человека.

    реферат , добавлен 12.02.2012

    Законы и категории социологии, ее функции и методы. Общество как социальная система. Глобализация и глобальные проблемы современного общества. Социальные процессы, движения, группы, общности и организации. Понятие и виды статуса. Формы культуры.

    шпаргалка , добавлен 28.04.2009

    Взаимодействие человека и общества. Перемены в современной общественной жизни. Совокупность социальных изменений и трансформация функций различных социальных систем, сообществ, организаций, институтов. Основные виды и типы социальных изменений.

    реферат , добавлен 16.02.2012

    Общество как совокупность исторически сложившихся и форм совместной деятельности и отношений людей, его основные признаки. Характеристика общества с точки зрения социальной системы. Основные типы общества: дописьменные и письменные, простые и сложные.

    реферат , добавлен 26.01.2013

    Социология молодежи как отрасль социального знания. Основания для выделения молодежи в отдельную группу. Классификация социальных проблем, трудовая деятельность и досуг молодежи. Характеристики, отличающие молодежь от других групп. Поколение и их типы.

    реферат , добавлен 03.03.2016

    Социологическое исследование факторов, механизмов и форм социального действия людей и социальных отношений в сфере политики. Анализ деятельности в политике социальных и этнических групп. Гражданское общество и государство, анализ субъектов политики.

Понятие общества как социокультурной системы появилось у нас в последние годы. Исходным тезисом в обосновании этого положения явилось то, что социальное взаимодействие рассматривается как фундамент общественной жизни.

Элементами социальной системы являются люди и их деятельность, которую они осуществляют не изолированно, а в процессе взаимодействия с другими людьми, объединенными в различные социальные общности в условиях данной социальной среды. Индивид не может не подчиняться законам той социальной среды, в которую он включен. Он в той или иной степени принимает ее нормы и ценности, социализируется.

Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности, которые каждая конкретная личность персонифицирует: социальные группы, социальные институты, социальные организации и системы, принятых в обществе норм и ценностей, т.е. через культуру.

Общество отсюда рассматривается как социокультурная система, в которой вычленяются две основные подсистемы - социальная, представляющая собой совокупность социальных отношений и связей между людьми, и культурная, включающая в себя фундаментальные общественные ценности, идеи, символы, знания, верования и помогающая регулировать поведение людей.

Эти две подсистемы тесно связаны между собой. Так, о культуре можно говорить как о сложном динамическом образовании, имеющем социальную природу и выражающем социальные отношения, направленные на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Социологи обычно фиксируют внимание на культуре как ценностно-нормативной системе, направляющей и регулирующей поведение людей.

Вся повседневная жизнь (и деятельность) протекает в определенных институализированных рамках и в соответствии с некоторыми нормативами. И те, и другие существуют в виде устойчивых, разделяемых людьми представлений, обычаев, нравов, этикета. Представления - эти слабо расчлененные образования, сочетающие в себе элементы образа, знания, отношения, оценки. Социокультурные образы - это продукты опыта людей, вырабатывающиеся в процессе их совместной деятельности, относящиеся к способам организации типичных социокультурных ситуаций или решений жизненных проблем. Социально они более обязательны, чем представления. Они множественны, и каждый человек имеет возможность выбрать для себя подходящий к своей индивидуальной жизненной проблеме или групповой ситуации.

Ценности складываются в ходе установления межличностных групповых предпочтений по отношению к определенным предметам и социокультурным образцам. Культурные ценности еще более социально обязательны. Они фиксируют индивидуальные или групповые предпочтения, эталонные образцы, в соответствии с которыми люди оценивают значимость собственного опыта, а также деятельности и поведения других.

Социокультурные нормы - относительно устойчивые образования, фиксирующие в каждой сфере культуры или значимой ситуации взаимодействия границы допустимого. Они уже носят обязательный характер. Их нарушение либо даже "пограничное" поведение с обязательностью вызывает социальные, в том числе, правовые санкции. Однако внутри нормативных пределов люди проявляют множественность вариантов поведения. Асочаков, Ю.В. Социология: учеб. для вузов / Ю.В. Асочаков, А.О. Бороноев, В.В. Василькова [и др.]; под ред. Н.Г. Скворцова. - М. : Проспект, 2009. - 351 c.Заключение

Итак, в ходе рассмотрения общества как системы можно сделать следующие выводы, что общество становится целостной системой с качествами, которых нет ни у одного из включенных в него элементов в отдельности. Вследствие своих интегральных качеств социальная система приобретает определённую самостоятельность по отношению к составляющим её элементам, относительно самостоятельный способ своего развития.

Общество - социальный организм, система, включающая в себя все виды социальных общностей и их взаимосвязей и характеризующаяся целостностью, стабильностью, динамизмом, открытостью, самоорганизацией, пространственно-временным бытием.

Общество - это универсальный способ организации социальных связей и социального взаимодействия, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей людей, обладающий способностью к саморегуляции, самовоспроизводству и самодостаточностью. Оно возникает по мере упорядочения, упрочения социальных связей, появления особых институтов, норм, ценностей, поддерживающих и развивающих эти связи.

Экономические трудности и тем более кризисы (экономическая сфера) порождают социальную неустойчивость и недовольство различных общественных сил (социальная сфера) и ведут к обострению политической борьбы и нестабильности (политическая сфера). Все это обычно сопровождается апатией, смятением духа, но и духовными поисками, интенсивными научными исследованиями, усилиями деятелей культуры, направленными на осознание истоков кризиса и путей выхода из него. Таков один из примеров, иллюстрирующих взаимодействие основных сфер общественной жизни. Именно так можно наглядно увидеть, что разрушение одного из составляющих структуры общества приведет к крушению всей системы.Список использованной литературы

ОБЩЕСТВО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ

СИСТЕМА

Схема 2.1. Общество как система


В человеческом обществе выделяются три достаточно разнородных элемента:

1. Природная среда, которой люди пользуются для своего суще­ствования. Это плодородные почвы, реки, деревья, полезные ис­копаемые и т. д.

2. Люди, которые образуют самые различные социальные группы.

3. Культура, которая интегрирует общество в единую систему.

Человеческое общество представляет собой сложный социокультур­ный и экономический феномен, одной из важнейших составляющих которого является культура.

Под культурой в социологии понимают созданную людьми искус­ственную материальную (предметную) и идеальную среду, опреде­ляющую социальную жизнь людей. Социологи придают культуре со­циальный смысл и определяют ей ведущее значение в общественной жизни. Именно культура как система ценностей, норм и образцов по­ведения определяет ту социальную среду, взаимодействуя с которой индивиды и социальные группы определяют свое поведение. Культу­ра является результатом взаимодействия людей с природной средой. Не только культура, но и все человеческое общество состоит из эле­ментов. Но все эти элементы, взятые в отдельности, еще не являются обществом. Необходимы связи межу ними, которые дадут им возмож­ность существовать в неразрывном единстве.

Таким образом, элементы природы, люди и культура в процессе са­моразвития и взаимодействия между собой создают сложную, само­настраивающуюся, динамическую систему - человеческое общество.


Схема 2.2. Структура идеальной составляющей культуры


Глава 2. Общество как социокультурная система

Все структурные компоненты идеальной составляющей культуры состоят из определенных элементов, которые представляют собой, во-первых, ценности, которые могут быть как идеальными представле­ниями людей, социальных групп, общества, так и материальными пред­метами, имеющими функциональное значение в данном обществе. Ценности - идеальные представления и материальные объекты опре­деленных людей и социальных групп, имеющие для них большое зна­чение и определяющие их социальное поведение.

Вторым элементом культуры являются социальные нормы. Соци­альные нормы являются регулятором индивидуальных и групповых взаимодействий в данной социальной группе или обществе, они тре­буют от индивидов в каждой ситуации действий определенного типа. Социальные нормы - правила, положения, осуществляющие руково­дящую функцию по отношению к определенным социальным группам или обществу в целом.

Нормы и ценности, связанные между собой, образуют социокуль­турную ценностно-нормативную систему. Такая система представлений и императивов для социального поведения есть у каждого индивида и социальной группы. Некоторые социологи включают в эту систему так называемый третий элемент культуры - образцы поведения. Образцы поведения - готовые алгоритмы действий, выработанные на основе социальных ценностей и норм, приемлемость которых в данном обществе не только не вызывает сомнений, но и является единственно желательной, или как говорят социологи, «соответствует социальным ожиданиям». Образцы поведения каждый индивид усваивает в про­цессе социализации, т. е. при вхождении, приобщении к определенной социальной группе, обществу в целом.

Глава 2. Обществ о как социокультурная система


Схема 2.3. Структура культуры

Схема 2.4. Функции культуры


"лава 2, Общество как социокультурная система

Структура культуры:

материальная культура - это вещи, предметный мир, черпа­ющий свои «строительные материалы» из природы;

символические объекты - это ценности и нормы;

образцы человеческих отношений - это относительно устойчи­вые способы восприятия, мышления, поведения людей.

Культура как ценностно-нормативная структура определенным об­разом формирует общество, она один из его функциональных элемен­тов.

Функции культуры:

социальная интеграция, т. е. формирование общества, поддержа­ние его единства и идентичности;

социализация - воспроизводство социального порядка нынеш­ним поколением и передача его следующему поколению;

социальный контроль - обусловленность поведения людей опре­деленными нормами и образцами, свойственными данной куль­туре;

культурный отбор - отсеивание негодных, отживших социальных форм.


30____________________________ Гла

Схема 2.5. Дифференциация социальных взаимодействий по сферам общества

Схема 2.6. Дифференциация социальных связей по уровням взаимодействия


Глава 2. Общество как социокультурная система

Социальные связи возникают в обществе на основе так называемо­го социального взаимодействия индивидов и групп. Целью социаль­ного взаимодействия является удовлетворение каких-либо потребно­стей людей.

Социальное взаимодействие - это такое поведение индивида или группы, которое имеет целью удовлетворение определенной социаль­ной потребности и направлено на другого индивида или группу и име­ет для него значение.

Социальные взаимодействия могут быть дифференцированы по сферам общества: экономические, политические, культурные, или по его уровням взаимодействия. Вторая дифференциация включает все уровни: от взаимодействия отдельных личностей до цивилизацион-ных связей.

При этом общество одновременно функционирует как на микро­уровне (взаимодействия индивидов, малых групп), так и на макро­уровне (большие организации, институты, слои, классы, общество в це­лом).

Социальные взаимодействия могут осуществляться как внутри от­дельного общества или цивилизации, так и между обществами или ци­вилизациями (двусторонние и многосторонние государственные и не­государственные отношения).

Глава 2, Общество как социокультурная система


Схема 2.7. Дифференциация общества


Глава 2. Общество как социокультурная система _________________________ 33

Общество - динамическая система. Для развивающегося общества характерны постоянные изменения, усложнение его структуры, диф­ференциация (разделение, расслоение).

Процессы, определяющие дифференциацию общества:

Разделение общественного труда. Развитие производства, его усложнение требуют разделения труда, его специализации. Воз­никают все новые специальности, дифференцирующие людей по социальным группам;

Удовлетворение новых потребностей людей. За последнее столе­тие возникли или приобрели массовый характер такие новые по­требности людей, как занятия спортом, туризмом, путешествиями, творческими хобби, занятия с помощью Интернета, радиоэфира, языка международного общения эсперанто. Эти процессы также способствуют подразделению общества на определенные груп­пы, усложнению его социальной структуры и в конечном счете развитию общества и людей, его составляющих;



Расширение представлений людей о природе и обществе. Напри­мер, представление науки о грозящем катастрофическом падении на Землю большого метеорита или кометы. Такое событие может произойти, по современным данным, примерно раз в 60 млн лет, уже прошедших со времен динозавров, эра которых завершилась столкновением Земли с огромным метеоритом. Ученые уже се­годня разрабатывают меры по предотвращению опасности, воз­никшей из расширения наших представлений о природе;

Появление новых ценностей и норм. Например, новая ценность для России - плюрализм, привела к новой норме - многопар­тийности, которая ведет к дальнейшей дифференциации обще­ства.

Глава 2. Общество как социокультурная система


Схема 2.8. Интеграция общества


Глава 2. Общество как социокультурная система

Но наряду с дифференциацией, которая ведет к появлению новых социальных связей, развитию горизонтальных и вертикальных струк­тур общества и вместе с тем к ослаблению его единства и сплоченно­сти (солидарности), происходит и обратный процесс - интеграция (восстановление целого, объединение частей).

Интеграция - это процесс объединения общества, укрепления со­циальных связей, солидарности между членами общества, взаимного приспособления различных частей его структуры.

При несоблюдении этих условий в обществе развиваются дезинтег-рационные процессы <

Общество как единое целое, состоящее в то же время из частей, свя­занных социальными отношениями, приобретает новые собственные свойства, не сводимые к свойствам составляющих его элементов. На­пример, общество как совокупность организаций, институтов и групп может перекрывать великие реки, строить гидроэлектростанции, за­пускать космические корабли, создавать сверхмощное оружие, что не­посильно даже для большого количества разобщенных индивидов.

Факторы, способствующие интеграции общества:

единая культура общества как система материальных и идеаль­ных объектов, как система, позволяющая на основании этих общих символических объектов взаимодействовать отдельным личностям, социальным группам и организациям;

единая система социализации, позволяющая молодому поколе­нию воспринимать, а затем воспроизводить единую культуру;

система социального контроля, определяющая культуру подав­ляющего большинства общества, заставляет различных индиви­дов и группы подчиняться единым правилам, действовать по еди­ным социальным нормам.

Глава 2. Общество как социокультурная система


Схема 2.9. Общество как система (по Т. Парсонсу)

Таким образом, мы видим у человеческого общества все признаки системы:

Наличие отдельных частей;

Наличие связей между частями;

Наличие свойств, не сводимых к свойствам частей;

Взаимодействие с окружающей средой - природой.

Т. Парсонс, рассматривая общество как открытую динамическую систему, взаимодействующую с окружающей природой (средой), опре­деляет его структуру и функции. Его выводы можно представить в виде схемы 2.9.

Т. Парсонс рассуждал следующим образом: если общество - откры­тая система, то оно должно, чтобы выжить, приспособиться к природе (адаптивная функция). Этой функции в обществе должна соответ-


Глава 2. Общество как социокультурная система

ствовать определенная структура (подсистема экономики), которая поставляет и распределяет необходимые материальные продукты. При­спосабливаясь к природе, общество достигает поставленной цели - целенаправленная функция, которой соответствует подсистема поли­тики, дающая законы и побуждающая людей работать и достигать не личных, а общественных целей.

Первые две функции являются внешними (инструментальными) направленными на преобразование природы, третья и четвертая функ­ции направлены внутрь общества. Внутренними (экспрессивными) функциями являются интегративная и латентная. Ей соответствует подсистема контроля, которая поддерживает общую культуру обще­ства (набор ценностей и норм). Латентная, скрытая функция обеспе­чивает сохранение и воспроизводство существующего порядка, под­держание устойчивости путем усвоения новыми поколениями общей культуры общества. Ей соответствует подсистема социализации, кото­рая обеспечивает образование, воспитание, информирование молодо­го поколения. Структура общества имеет сложный характер. Любую подсистему можно представить как систему, состоящую из взаимосвя­занных частей. Например, политическая система может состоять из государственных институтов, политических партий, законов, норм.

Система Т. Парсонса получила в социологии название «система AGIL» (по первым буквам английского написания функций).

Социальная структура у Т. Парсонса взаимодействует с культурной структурой, образуя динамическую «сверхсистему». Ведущая роль в этой социокультурной системе принадлежит культуре. Именно пред­ставления о ценностях, нормах, образцах поведения, изменяясь, вы­зывая определенные социальные действия людей, преобразуют струк­туру общества. Личность всегда стремится играть ту социальную роль, которая наиболее соответствует ее потребностям и представлениям. Если общество способно обеспечить такую возможность большинству граждан, тогда общественные функции развиваются поступательно и устойчивость системы максимальна. Социальная дифференциация, Даже самая интенсивная, уравновешивается интеграционными процес­сами. Если культурные ценности и нормы поддерживаются подавляю­щим большинством, социальную сплоченность невозможно разрушить. Если ценности и нормы добровольно принимаются большинством на­селения, то общество и статически, и динамически устойчиво. Если культура в обществе насаждается с помощью репрессивных средств, то такое общество динамически неустойчиво и любое изменение его Равновесия влечет за собой социальные конфликты.




Новое на сайте

>

Самое популярное