Домой Эндокринология Психомоторная координация. Психомоторные психические образования

Психомоторная координация. Психомоторные психические образования

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО " Уральский государственный экономический университет "

Контрольная работа

по дисциплине: "Профдиагностика"

по теме: "Определение психомоторных характеристик человека"

Исполнитель: студент(ка) III курса заочного факультета

специальности "Управления персоналом"

Коблова Мария

Екатеринбург - 2014

1. Значение психомоторики для повышения надежности, качества и эффективности труда

Субъективные явления психики и ее организации - внимания объективно проявляются в основном в движениях.

Психомоторика - это процесс, обобщающий психику с ее выражением - мышечным движением.

Закономерности психомоторных процессов особенно важны в изучении и освоении таких производственных действий, где требуются высокая точность, соразмерность и координация движений. Чем сложнее, мощнее и подвижнее машины, которыми приходится управлять рабочему, тем выше требования к его психомоторике. Да и в других видах производственной деятельности она имеет немаловажное значение.

Кладет ли каменщик кирпичи, распиливает ли столяр доску, опиливает ли слесарь деталь, поворачивает ли шофер руль - все их трудовые движения осуществляют осознанную цель и определяются раздражителями внешнего мира. Элементом психомоторной деятельности человека является психомоторное, или двигательное, действие, представляющее собой решение элементарной задачи (иными словами, достижение элементарной осознанной цели) одним или несколькими движениями.

Двигательное действие, развивающееся в процессе бытового или учебного упражнения, называется психомоторным навыком.

Психомоторика, подобно вниманию, не особая форма отражения; она - завершение и выражение движениями различных психических процессов. Это не всякое мышечное движение человека - например, дрожь от холода. Но всякое рабочее движение, т. е. движение, входящее в процесс труда как способ его осуществления, всегда есть проявление психомоторики.

В каждом рабочем движении, которым реализуется психомоторный процесс, можно различать три его стороны: механическую, физиологическую и психологическую. Механическая характеристика трудового движения определяется: путем, совершаемым конечностью в пространстве, т. е. траекторией, в которой в свою очередь различают форму, направление и объем движения; скоростью, т. е. величиной пути, проходимого в единицу времени, причем в зависимости от изменения скорости и ускорения движения могут быть равномерными, равномерно-ускоренными, равномерно-замедленными, неравномерно-ускоренными и неравномерно-замедленными; темпом, т. е. частотой повторения циклов однообразных движений; силой, т. е. производимым давлением или тягой.

С целью психологического анализа трудовых движении траектория может быть свободной, шаблонной, вынужденной.

Скорость рабочих движений колеблется в очень больших пределах. В психологическом аспекте различают скорость оптимальную, т. е. наиболее удобную, и максимальную. Кроме того, скорость бывает свободная и вынужденная. Причем вынужденная может быть и вследствие дефицита времени работы. У пильщика скорость движения на себя свободная, а от себя - вынужденная. В производственных операциях скорость движений колеблется от 0,01 (движения пальцев при тонкой регулировке) до 8000 см/с (движения кисти при метании). Темп движения может колебаться от 1-2 (качания торса) до 10 движений в секунду (удары пальцем).

Для психологического анализа рабочих движений важно знать цель, которая достигается в результате данных движений. Необходимо при этом помнить, что одним и тем же движением можно достичь разных целей и одна и та же трудовая цель может быть достигнута разными движениями.

2. Диагностика психомоторных свойств: скорость реакции, точность реакции, силовая характеристика движений, прос транственно-временная характери стика движений, пальцевая моторика, координация движений

Во всякую трудовую деятельность, так или иначе включена система действий. В разных видах труда действия имеют разный характер, однако для всех действий, в том числе не только моторных, но и сенсорных, и умственных, характерны:

1) целесообразность (целенаправленность);

3) опосредованность действия орудиями труда; характер ее изменяется с ходом технического прогресса (действия над предметами труда с помощью средств труда заменяются или дополняются действиями над самими средствами труда);

4) полиэффекторность трудовых действий, означающая возможность выполнения одного и того же действия с помощью различных групп мышц;

5) определенное соотношение фиксированных, автоматических, и изменчивых, перестраивающихся компонентов;

6) общественная обусловленность трудовых действий, выражающаяся в том, что они регулируются не только выполняющим их человеком, но и другими людьми, (извне) или материализованными продуктами деятельности других людей (инструкциями-чертежами, технологическими картами и т. п.).

Анализируя общее строение деятельности, А.Н. Леонтьев подчеркивает, что человеческая деятельность не существует иначе, как в форме действия или цепи действий. "Одно и то же действие может осуществлять разные деятельности, может переходить из одной деятельности в другую. Это относительно самостоятельные процессы, подчиненные сознательной цели".

Способ, которым выполняется действие, А.Н. Леонтьев обозначает понятием "операция". Операция отвечает условиям действия, а не непосредственно цели. Поэтому с помощью одних и тех же операций могут осуществляться разные действия. В свою очередь одна и та же цель при изменении условий, в которых она обозначена, может достигаться с помощью различных операций. "Итак, в общем потоке деятельности, который образует человеческую жизнь в ее высших, опосредованных психическим отражением проявлениях, анализ выделяет, во-первых, отдельные (особенные) деятельности - по критерию Побуждающих их мотивов. Далее выделяются действия - процессы, подчиняющиеся сознательным целям. Наконец, это операции, которые непосредственно зависят от условий достижения конкретной цели. Эти "единицы" человеческой деятельности и образуют ее макроструктуру".

А.Н. Леонтьев отмечает подвижность отдельных образующих системы деятельности и необходимость раскрытия ее внутренних связей. К задаче системного анализа трудовой деятельности психология уже подошла вплотную, разрабатываются методические приемы ее решения (см. гл. 3), но о результатах говорить пока рано. Изучены лишь характеристики трудовых действий, их изменения, связанные с ходом технического прогресса, и факторы, субъективные и средовые, определяющие эту динамику.

Различают три основных параметра трудовых действий: силовой, пространственный, временной. На ранних этапах развития техники ведущим был силовой фактор. Увеличение роли пространственного и временного компонентов приводило к все большему членению крупных силовых движений на более мелкие дозировочные, обеспечивающие более точную дифференцировку силы удара или нажима.

С развитием комплексной автоматизации и механизации трудовых процессов изменяется как регуляция трудовых действий (возрастает роль мыслительных действий), так и характеристика основных параметров движения (силовых, пространственных и временных). В операциях с органами дистанционного управления, как и во многих других видах производственной деятельности, движения становятся дозировочными. Мышечное напряжение в этих движениях дифференцируется как бы на нижнем пороге усилия.

Сравнительный анализ макродвижений в трудовых операциях показывает, что переход от ручных действий (простого вбивания гвоздя - и одного из сложных - монтажа блоков радиоламп) к механизированному (штамповке) и автоматизированному производству (оперированию органами дистантного управления) сопровождается постепенным сокращением количества совершаемых макродвижений. Микродвижения кисти руки, ее пальцев появляются лишь в более сложных видах трудовой деятельности. В пределах одной и той же трудовой деятельности увеличивается количество микродвижений, включенных в наиболее сложные и точные движения.

Силовой фактор в процессе развития труда все больше подчиняется пространственному и временному. В условиях механизированного производства пространственно-временной фактор уже окончательно подчиняет себе силовой. Это приводит к дальнейшему дроблению крупных силовых движений на более мелкие, дозировочные, вплоть до появления микродвижений пальцев рук. Однако наряду с движениями мелкими сохраняется еще множество рабочих движений, выполняемых более крупными мышцами руки. Переход к автоматизированному производству требует максимальной точности и быстроты реакции (т. е. увеличивает роль пространственно-временного компонента). Осуществление такой точности движений крупными мышцами невозможно. Только самые тонкие движения пальцев могут обеспечить необходимую точность. Именно с этим и связано появление массы микродвижений при оперировании органами дистанционного управления. Силовой фактор в таких движениях не отмирает, не упрощается, а, напротив, развивается и совершенствуется. И возможно, что такие мелкие движения требуют в своей массе больше мышечных усилий, чем движения грубые, силовые.

Н.А. Розе показала также различия в соотношении силовых, пространственных и моторных компонентов действия в зависимости от особенностей профессиональной деятельности. Она сравнивала силу кисти и тремор у девушек одной возрастной группы (18-21 год): у работниц строительных площадок, монтажниц радиоламп и телевизоров, студенток университета. Наиболее отчетливо проявились различия в силе кисти рук. У девушек-строителей она в 1,8-2 раза превышает силу рук у монтажниц блоков радиоламп (очень точное и тонкое производство) и примерно в 1,5 раза силу рук у монтажниц блоков конвейера.

Выявились и профессиональные особенности тремора. У строителей обнаружились наиболее высокий тремор, большая частота и амплитуда колебаний. Самый низкий тремор зафиксирован у радиомонтажниц. Н.А. Розе считает, что эти данные отражают особенности естественного профессионального отбора в области точного производства. В условиях монтажного производства четко выявились и возрастно-половые особенности тремора. Все участки особо точного монтажного производства обеспечиваются, как правило, девушками. Многие исследования показывают, что тремор мужчин характеризуется и большей частотой, и большей амплитудой колебаний. Кроме того, на участке, где работали 400 монтажниц, только 9 были старше 30 лет, да и те были заняты на монтаже более крупных блоков радиоламп. Как правило, к 28-29 годам работницы снижают производительность труда, а затем постепенно начинают не справляться с нормами и переходят работать на другие участки. "Очевидно, - заключает Н.А. Розе,- здесь мы имеем дело с ранним старением дифференцировки пространственных отношений". В монографии Н.А. Розе приводятся и данные о возрастных изменениях силы рук у мужчин и женщин, о возрастно-половых особенностях успешности волевого усилия, о возрастных особенностях точности движений рук в условиях меняющегося положения тела и др. Автор не связывает полученные факты с особенностями профессиональной деятельности, однако результаты исследований Розе имеют несомненное значение для психологии труда, в частности для психологического обоснования системы профессионального отбора и профессионального обучения.

Н.А. Розе анализирует также интра- и межфункциональные связи психомоторики. В частности, в результате комплексного исследования, в котором она принимала участие, было доказано, что психомоторные характеристики связаны в первую очередь с динамичностью возбуждения, торможения и балансом по динамичности. Однако в возрасте 25-28 лет увеличивается количество связей психомоторных показателей с показателями силы - чувствительности и уменьшается связь с характеристиками динамичности. Предпринятая Розе попытка системного анализа психомоторики показала сложность и неустойчивость ее межфункциональных связей, следствием чего должны быть осторожность оценок психомоторных свойств и необходимость учета возрастных и половых особенностей.

В структуре действий человека, имеющего дело со сложным техническим устройством, большую роль играют сенсомоторные реакции (простая, дизъюнктивная, РДО). Поэтому инженерная психология уделяет большое внимание изучению факторов, влияющих на скорость и точность сенсомоторных реакций. С точки зрения общей характеристики психомоторики человека представляет интерес обнаруженная тренируемость всех видовсенсомоторных реакций. Более того, имеются данные, свидетельствующие о возможности произвольной регуляции скорости сенсомоторной реакции с точностью до сотых долей секунды.

3. Методы исследования психомоторики у взрослых

Исследование психомоторики включает, прежде всего, собирание анамнеза со слов больного, а также родственников и близких, что иногда дает много больше. Особенно пристально надо изучать анамнез в случае указания на сочетание гипобулии с пониженным настроением, что может сопровождаться мыслями о самоубийстве.

Очень важное значение имеют осмотр и наблюдение за поведением пациента. Выражение лица, поза, характер двигательного беспокойства, особенности отдельных движений (частота, ритмичность, амплитуда и др.) описываются очень подробно. При эхо-симптомах отмечается, какие слова, жесты, выражения лица повторяются, копируются больным, о чем впоследствии указывается в сведениях о пациенте.

Выясняют, как больной проводит свое свободное время - помогает ли домашним в работе, читает ли газеты, журналы, как ест (в том числе - сколько съедает) и проч.

При оценке поведения пациента особое внимание обращается на дифференциацию: стремление к движениям (ничем не обоснованным, нелепым), стремление к деятельности (имеющей определенный смысл). Не должно ускользать от внимания и то, что некоторые психомоторные расстройства иногда усиливаются или ослабевают в момент обследования пациента. психомоторика диагностика качество труд

Если пациент неподвижен, то после оценки его внешнего вида, вегетативных расстройств, реакции на обращенные к нему слова нужно предложить больному выполнить какое-либо движение. В большинстве случаев больной указанию не следует, даже при повторных просьбах. Тогда при объяснении, что <необходимо проверить движения в суставах> производят несколько пассивных двигательных актов (сгибают больному руку, ногу и др.). При этом обращается внимание на тонус мышц - гипертония, гипотония. Если имеются явления восковой гибкости, то иногда удается придать конечностям, голове больного различные положения, сохраняя каждое из них на несколько (15-20) секунд. Во время совершения пассивных движений возможна реакция больного (общая, вегетативная). В некоторых случаях наличие мышечного напряжения, негативизм, особенно активный, могут указывать на то, что у больного, находящегося в ступоре, нет помрачения сознания. Если состояние ближе к субступорозному или наблюдается восковая гибкость, или имеются основания предположить наличие галлюцинаций (особенно зрительных), то следует предполагать, что сознание расстроено по типу онейроидного. В случае активного негативизма целесообразно воспользоваться приемом Саарма: не получив ответа от больного, обращаются с тем же вопросом к другому больному (или к другому человеку). Заметив, что его <игнорируют>, больной внезапно начинает отвечать. Двигательная заторможенность при некоторых видах ступора снижается к вечеру, ночью. Когда в комнате тихо, освещение слабое (ночное), такие больные встают, молча медленно ходят по комнате, могут самостоятельно принимать специально оставленную для них около постели пищу. В других случаях пища берется больным на кровать и больной начинает есть, накрывшись с головой одеялом. Если больной мутичен, то можно попробовать вступить в контакт с ним, пользуясь следующим приемом: в спокойной обстановке тихим разборчивым шепотом пациенту задается какой-либо простой вопрос. Если больной отвечает, задается еще ряд вопросов. Использовать фазовые гипноидные состояния удается, разумеется, не всегда. Более верный способ расторможения больного, находящегося в состоянии ступора, - введение медикаментов. Врачом (или в его присутствии медсестрой) внутривенно медленно вводится раствор барбамила (5 % - 0,5-2,0 мл) или гексенала (10 % - 0,5-1,0 мл), или этилового спирта на глюкозе (33 % - 3,0-5,0 мл). Отмечается следующая за началом введения вегетативная реакция. Вопросы начинают задавать уже во время введения первых порций лекарства и продолжают в течение следующих 5-10 минут (о событиях, предшествовавших заболеванию, о самочувствии в настоящее время, о нарушениях восприятия, мышления и др.). Затем срок растормаживающего действия медикамента истекает и больной перестает отвечать на вопросы. Поэтому их следует заранее заготовить - сформулировать, установить последовательность и т.п.

Иногда применением возбуждающих средств удается вообще вывести пациента из состояния ступора (например, психогенного). В этих случаях кроме перечисленных выше вопросов, следует задать вопросы об отношении больного к своему состоянию, о восприятии окружающего во время ступора, о переживаниях в это время и, если возможно, собрать краткий анамнез болезни, жизни. Всегда необходимо помнить о возможности нарушений в других психических сферах, о суицидальных (<плохих>) мыслях и намерениях. Все полученные данные способствуют более правильному определению состояния больного. Сравнительно редкие случаи так называемых импульсивных влечений и действий подвергаются особенно тщательному изучению по схеме: <побуждение - желание - осознание мотивов> и т.д. Обычно при импульсивных явлениях этапами двигательно-волевой активности являются <побуждение - выполнение>.

Для исследования психомоторики используется целый ряд специальных экспериментальных приемов: общепризнанной клинической методики исследования психомоторики до сих пор не существует. Отдельные методики изучения психомоторики позволяют получить представления о силе, быстроте, выносливости, ловкости, гибкости двигательных движений, а также о целостном состоянии психомоторики.

В течение многих лет широко распространена методика Н.И. Озерецковского, модифицированная применительно к современным условиям исследователями различных стран (Германии, США и др.). Она представляет собой набор отдельных тестов, позволяющих исследовать отдельные компоненты движений: статическую координацию, динамическую координацию, быстроту движений, синкинезии (излишние сопровождающие движения), одновременность движений и их силу.

Для изучения психомоторики используют также и набор предложенных А.Р. Лурия нейропсихологических методик, позволяющих диагностировать определенную топику поражения высших отделов двигательного анализатора.

4. Графическая методика исследования моторики и личности человека Е. Мира-и-Лопе с

Среди тестов, изучающих характеристики личности с помощью графических движений, известна методика Е. Мира-и-Лопецаб, или иначе методика миокинетической психодиагностики. Она предусматривает выполнение нескольких серий движений в разных направлениях в пространстве.

Основные принципы миокинетической психодиагностики были сформулированы Е. Мира-и - Лопесом в 1939 г.: психологическое пространство не нейтрально и всякое движение в нем приобретает кроме своего механического эффекта особое значение в соответствии со смыслом его выполнения для субъекта. Отсюда вытекает, что если предложить испытуемому делать движения в разных направлениях пространства, не позволяя ему зрением контролировать их протяженность и направление, то можно наблюдать, как происходит систематическое отклонение этих движений. Последнее указывает на доминирующую у данного испытуемого группу мышц, которая, в свою очередь, может служить индикатором доминирующей груп-11 ы действий испытуемого в данном пространстве.

Проведение исследований. Методика Мира-и-Лопеца включает 7 тестов: "линеограмма", "параллели", "цепи", "UL1", "кружки", "зигзаги", "лестница".

При выполнении тестов испытуемому приходится осуществлять двоякую регуляцию: 1) регулировать положение руки относительно корпуса (макрорисунок) и 2) регулировать протяженность и форму движений, совершаемых на заданном участке пространства (микрорисунок). Тесты различаются степенью сложности рисунков. Так, тест "линеограмма" испытуемый выполняет одной рукой - правой или левой поочередно. При выполнении рисунка испытуемому приходится одновременно регулировать и протяженность прямолинейного движения, и направление, а именно: вверх - вниз (вертикальная линеограмма), вправо - влево (горизонтальная линеограмма) и от себя к себе (сагиттальная линеограмма). Микрорисунка в этом тесте, нет, и от испытуемого требуется лишь удерживать руку в исходном положении, т. е. контролировать возможные отклонения ее от исходного положения во всех направлениях. При выполнении теста "зигзаги".

Список использованной литературы

1. http://www.vash-psiholog.info/p/233-2012-11-07-21-19-56/19191-metodika-e-mira-i-lopesa.html.

2. Лучинин А.С. Психодиагностика: Курс лекций [Электронный ресурс]/ А.С. Лучинин - М., 2008. http://www.alleng.ru/d/psy/psy150.htm.

3. Soc.Lib.ru. Электронная библиотека. Социология, Психология, Управление URL:http://soc.lib.ru/.

4. PSYCHOL-OK. Электронная библиотека по психологии http://www.psychol-ok.ru/library.html#mat.

5. Бурлачук Л.Ф. "Словарь-справочник по психодиагностике". 3-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 688 с.

6. Анастази А., Урбина С. "Психодиагностика. Психологическое тестирование" - СПб.: Питер, 2008. - 688 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Характеристика профессионально значимых качеств психолога: интеллектуальных, эмоционально-волевых, психомоторных. Требования к личности и чертам характера. Использование тестов и опросников для определения профессионально значимых качеств психолога.

    реферат , добавлен 22.08.2010

    монография , добавлен 27.03.2011

    Психологическая структура и движущие силы личности. Факторы влияния на развитие временной перспективы и способности к целеполаганию. Компоненты направленности личности: потребности, мотивы, установки, цели. Диагностика уровня личностных качеств человека.

    курсовая работа , добавлен 26.11.2015

    Исследование почерка с помощью необходимых методик и особенности его связи с психомоторными качествами. Обработка полученных результатов. Выявление взаимосвязи между темпераментом и почерком личности. Анализ полученных данных, формулирование выводов.

    научная работа , добавлен 05.08.2014

    Профессионально важные качества личности как основа профессиональной пригодности. Проблема методов исследования профессионально важных качеств сотрудников Министерства внутренних дел и их структура. Фундаментальные и узкоспециализированные методы.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2011

    История развития изучения времени и временной перспективы личности, ее организация, личностные и ситуативные аспекты. Цель, гипотеза, задачи, предмет, объект, методология, методы и методики исследования организации временной перспективы в онтогенезе.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2009

    Особенности психического развития ребенка. Властное, подавляющее отношение взрослых к ребенку, способствующее развитию агрессивности и других отрицательных качеств. Значение правильного гармоничного отношения взрослых для развития успешной личности.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2015

    Место профессионально значимых качеств в структуре профессиональной направленности личности. Основные механизмы формирования и структура профессионально важных качеств. Психологические технологии воспитания социально и профессионально значимых качеств.

    реферат , добавлен 02.12.2010

    Характеристика понятия воля, определение и описание волевых качеств личности. Функции воли, волевые акты и их признаки. Развитие воли у человека. Поведенческая саморегуляция. Волевые качества личности. Разница между решительностью и мотивацией решения.

    реферат , добавлен 20.01.2009

    Проблемы оценки профессиональной надежности водителя транспортного средства. Методика "Диагностика психодинамических свойств личности". Требуемый уровень надежности специалиста. Психологическое сопровождение субъекта профессиональной деятельности.

Возникает вопрос: какой орган человека материализует эмоции, чувства, мысли, образы, движения, содержания памяти? Их обслуживает психомоторика. Психомоторика - механизм, система, функция, сливаясь в целостность, создают орган человека. Орган человека, а не тела.

На протяжении почти всей истории деятельности людей психомоторика и ее функции были и остаются преимущественно способом создания второй природы человека - культуры. В том числе и таких предметов, которые являются носителями духовных творений человечества, -- живописных полотен, скульптур, архитектуры, техники и технологий и т.п.

Идея об универсальности структурно-анатомических функций человеческого тела доказана Декартом: душа и тело человека - две особые субстанции - две неизменные основы человека.

Что же мы получаем? 1) Бестелесную душу. Тело - место, где пребывает душа. 2) Бездушное тело, что душа прикажет, то тело и делает, они разные и даже в акте соединения существуют отдельно одно от другого.

С того времени парадигма Р. Декарта овладела умами не только философов, но и психологов почти всех направлений. Вот что значит сила авторитета. Этому поверили все - кроме Б. Спинозы.

В отличие от Декарта, захваченного методом анализа, Б. Спиноза подошел к этой проблеме с другой стороны - пользовался принципом целостности и везде выискивал ее знаки - гармонию. Анализ без синтеза целого он не признавал. Тело без души - это мертвец.

Живой человек - не просто одухотворенное тело, он - вершина развития природы. Природа через человека не только мыслит сама себя. Главное, человек - инструмент, которым природа превращает себя в более совершенные формы, гармонизирует себя.

Отсюда вытекает: мышление как свойство души и живое движение как свойство тела - это не две разные субстанции (по Декарту), а два атрибута, то есть два свойства человека - души и мыслящего тела. Следовательно, внутреннее в действии человека - мышление, а внешнее этого мышления - живое движение; мышление и движение, сливаются психомоторикой в целостность.

Почти через два с половиной столетия И.М. Сеченов назвал эту целостность души и тела психомоторикой. Он указал, что жизненными потребностями (дискомфортом) обусловливается возникновение желаний - мысли, которая и вызывает движение. И подчеркнул: желание будет тогда мотивом - действенной мыслью, или целью, а движением - действием или способом достижения цели, когда человек выполняет произвольное движение.

Живое, целесообразное движение происходит следом за желанием с опознаванием мысленно последствий этого движения. Без желания или импульса - мысли - движение было бы вообще бессмысленным. И.М. Сеченов высказал гипотезу, которая теперь подтверждена экспериментами и положена в основу теории психической регуляции движений: в движениях детей коренятся элементы мысли.

Отличительной особенностью человеческих движений и действий, как мы уже знаем, является их сознательный и целенаправленный характер. Действуя, человек познает мир, а, познавая его - тоже действует. Много элементарных форм движений рук, ног, головы и туловища, а также и комбинированных систем двигательных действий заучиваются в детстве.

Исторически сложилось так, что движения, действия, двигательное творчество человека и его механизмы - психомоторика - выпали из поля зрения психологии. Для многих было понятным: движения - сугубо механическое явление и они находятся за рубежами психологии, ограниченной внутренним миром субъективных фактов.

Единство мысли и движения. Впечатление, что психомоторика = мысль + движение, ошибочно. Потому, что живое движение - главный регулятор нашей энергетики. Лишить человека двигательной активности - значит провоцировать возникновение феномена «спутанной энергии»; проще говоря, обречь его на гибель.

Строение мыслящего тела человека - уникально. В психомоторике не существует барьеров, отделяющих человека от мира вещей, а наоборот - ее универсальность позволяет понять мышление как:

1) функцию предметного, внешнего действия;

2) способ действия мыслящего тела;

3) бездеятельное живое тело, уже не является мыслящим, тогда оно просто обычное «тело».

Значит, психомоторные процессы обьединяютв единую целостность «мыслящее тело - предмет». Психомоторные процессы - третий компонент системы, обеспечивающий возможность обмена энергией и информацией между мыслящим телом и другим предметом.

Человек, выполняя действия над предметом, одухотворяет его, наделяет его своими свойствами - воплощает в него состояние собственной души - очеловечивает предмет. Но предает оказывает и обратное действие на человека. Предмет становится активным и возбуждает в человеке тоже удивительное явление: способствует открытию в себе способности позиания себя самого.

В каждом предмете заключается почти бесконечное количество качеств. Это - истина. Человек, действуя с предметом, открывает его свойства. И, открывая для себя эта свойства, превращает свои задатки в деятельные состояния - способности - условия. Способности не только знать свойства предметного мира, но - и это главнейшее - использовать их силу в преобразовании того же предмета или вещества в новые формы и удовлетворять потребности. Воплотить свои способности в предметы, чтобы они приобрели ценность, создать блага.

Это два - прямой и обратный - процесса психомоторики.

Мысль из живых движений: а) вырастает, б) развивается, в) в процессе движения мысль материализуется в предметах, процессах, явлениях, г) в этом же процессе совершенствуется, и, наконец, д) становится меркой для изготовления предметов и явлений - мерой человека.

Главное же свойство живого движения состоит в том, что человек не просто выполняет действие, он:

1) овладевает пространством действия, 2) подчиняет себе время, 3) сознательно преодолевает внешние и внутренние силы, оказывающие сопротивление.

Физическое тело движется соответственно законам механики. Живым движением человек решает задачу, чем он существенно отличается от сугубо механического движения и от простой реакции (действие - всегда акция, направленная на будущий продукт или раздражитель).

Чтобы построить правильные движения нужно:

1) подчинить своей воле сложнейшую биомеханику собственного тела,

2) сделать свое тело послушным,

3) соответствующими движениями вести свое тело к и ели.

При всей сложности двигательной задачи, нас поражают время

от времени мастерским выполнением действий юноши и девушки в балете, цирке, спорте.

Особенно на стадионах и в спортивных залах, когда они в соревнованиях устанавливают мировые рекорды, не предусмотренные самыми смелыми прогнозами.

Следовательно, чем больше успешных психомоторных действий может выполнять человек, тем более совершенным является его мышление, тем больше у него мыслей, чувств и образов в душе.

Но ведь еще полторы сотни лет назад И.М. Сеченов доказал: психомоторика есть безраздельная связь движений душевных и телесных (прямых и обратных). Если бы он сделал еще один шаг вперед и сказал: психомоторика - это орган человека, - огромное число проблем прояснились бы и многое стало бы на свое место.

В чем отлитое психомоторики - органа человека - от органов тела?

Универсальность психомоторики. Психомоторика работает вне тела. С природой и ноосферой. Психомоторика выполняет три основные функции. Она:

1) инструмент для «внешних работ»: человек-исполнитель работает (как ласточка лепит гнездо из собственной жвачки); эрудит наслаждается собиранием гармонически построенных предметов и явлений; творец, преодолевая дискомфорт, делает открытия, изобретает или находит образы того, чего еще не было;

2) инструмент для создания информации (сырье для информации человек берет вовне, а перерабатывает его механизмами души: исполнитель на чувство отзывается стереотипом, потребитель - образом-чувством, творец чувства превращает в мысль);

3) инструмент для гармонизации себя (человек приближается к собственной гармонии: исполнитель к спокойной совести; эрудит - к энциклопедической памяти, когда удовольствие получает уже не от самой гармонии, а от узнавания ее: «так видели - слышали, читали, ели, имели… - мы и это!..»; творец чувствует свою родственность с природой и творит как сама природа).

Психомоторика - орган тела человека, его механизм действия

и искусство их регуляции. Психомоторика осуществляет психическую регуляцию живых движений, действий и.поступков,

она - зеркало мышления, чувств и воображения.

Если психомоторика дисгармонична, несовершенна или расшатана, качество работы механизма регуляции низкое. Психомоторика работает, когда возникает взаимодействие в системе «мыслящее тело - предмет». Мыслящее тело человека способно к бесконечному количеству действий. И в том числе движений телесно запрограммированных инстинктов.

Основными проявлениями психомоторики являются классы движений и действий:

Движения, которые обеспечивают поддержку и изменения положений тела человека в пространстве;

Состояния и позы нашего тела - это храциозность фигуры, выправка, апломб и стойкое соблюдение вертикальной линии (от головы до пят), и наоборот - кривляка, позер, искусственная улыбка и т.п.;

Локомоции - движения, связанные с перемещением своего тела человеком: их особенности проявляются в ходьбе, беге, прыжках, плавании и т. л,; сюда входят и баллистические движения: ловли и захватывания предмета, который летит или перемещается, силовые и ударные движения, метания предметов с установкой на меткость, дальность и т.п.;

Выразительные движения лица, всего тела (мимика и пантомимика) - непосредственные проявления эмоций и чувств, семантические движения - носители смысла, знаков, значение, которые человек передает другим людям, например хореографические движения, движения, которые имитируют действия с отсутствующими предметами;

Рабочие движения и действия, которые являются способами трудовой деятельности и составляют основу профессионального мастерства, обеспечивают эффективность работы, экономию затрат силы и способствуют совершенной реализации замыслов человека. Количество этих движений и действий почти безгранично: и тех, что уже известны и усвоены, и тех, которые еще только будут найдены.

Вот почему психомоторика - орган человека универсальный - всеобъемлющий и разносторонний, которым человек решает жизненно важные задачи. Действительное бытие человека - его действие* действенность.

Чтобы лучше понять универсальность живого движения, сделаем сравнение психомоторики и машин - неживых тел.

Механизмы психомоторики настраиваются в ходе двигательного действия. Механизмы машины неизменны и запрограммированы на определенные, раз и навсегда неизменные траектории движения деталей. Живое движение способно на столько форм траекторий в пространстве, сколько существует в природе форм предметов, с которыми человек имеет возможность взаимодействовать.

Форма движения машины предварительно определена конструкцией, структурно и функционально, она действует по схеме своего строения, и только так, а не иначе. Живое же движение определяется формой того предмета* с которым взаимодействует человек.

Благодаря универсальности функций мыслящее тело активно строит траекторию своего движения в соответствии с формой окружающих тел со сложными конфигуращшми и пространственными координатами. Если же психомоторика сталкивается с препятствием, которое не может преодолеть, то человек останавливается для раздумья, то есть перестройки схемы действия.

В ситуации столкновения физическое тело разрушает себя, или препятствие. Возможность согласовывать форму движения мыслящего тела с формой другого предмета свидетельствует о том, что структурно-анатомическое строение психомоторики не запрограммировано к одному, или нескольким способам действий - а человек способен к любому сложному действию.

Идея об универсальности структурно-анатомических функций человеческого тела была выражена еще Аристотелем. Его вывод: рука человека - инструмент для многих инструментов. А. Спиноза доказал, что способ действия мыслящего тела определяется не им самим, самовольно, а оно активно строит свое движение, действуя соответственно форме (образу, идее, схеме) любого другого предмет.

Мысля - мы действуем, действуя - мыслим.

Психомоторика - почти единственное средство, орудие, благодаря которому человек вмешивается в окружение5 изменяет

его, создает новые предметы и явления собственными силами - «золотыми руками».

Отсюда вытекает: психомоторное действие - эффективный механизм развития души и тела. Ведь действуя, человек мыслит, а, мысля - действует, действует даже тогда, когда к предметам руками не дотрагивается.

В психологической литературе проблемы психомоторики анализируются крайне редко, что связано с их недостаточной разработанностью .

Под психомоторикой понимается "объективация всех форм психического отражения определяемыми ими движениями" .

Впервые наиболее обстоятельный анализ особенностей и способов диагностики психомоторики был проведен в рамках психотехнических исследований , в которых были определены особенности психомоторики взрослого человека:

  • статическая координация (дрожание пальцев и колебания рук);
  • динамическая координация (одной руки или обеих рук);
  • моторная активность (скорость реакции, быстрота установки и скорость движений);
  • соразмерность движений, определяющая ориентацию человека в пространстве ;
  • направление движения;
  • составление формул (энграмм) движений и автоматизированные движения;
  • одновременные движения;
  • ритм движений;
  • темп движений;
  • мышечный тонус;
  • сила, энергия движений.

Перечисленные особенности представляют собой перечень сложных (координация, одновременность) и простых (сила движений, тонус и др.) психомоторных характеристик, являющихся скорее физиологическими свойствами движений.

Первую классификацию психомоторных процессов предпринял К. К. Платонов , который их разделил на сенсомоторные, идеомоторные процессы и произвольные моторные действия.

В сенсомоторных процессах выделяются три группы: - простые сенсомоторные реакции, характеризующиеся быстрым ответом, заранее известным простым одиночным движением на внезапно появляющийся, но заранее известный сенсорный сигнал;

  • сложные сенсомоторные реакции, включающие реакции различения, выбора, переключения и реакции на движущийся объект;
  • сенсомоторная координация, характеризующаяся динамичностью и раздражителя, и двигательного ответа, включающая реакцию слежения и собственно координацию движений.

Показателем продуктивности простых сенсомоторных реакций является время, в качестве показателей сложных сенсомоторных реакций и сенсомоторной координации выступают скорость, точность и вариативность (степень изменения скорости и точности). Основными характеристиками движений считаются траектория (форма, направление и объем движений); скорость (сочетание с ускорением равномерности движений); темп и сила движений.

В рамках классификации факторов психомоторики зарубежные психологи рассматривают: точность контроля, одновременную координацию нескольких конечностей, ориентацию ответа, время реакции, скорость движений руки, управление темпом, ловкость руки, ловкость пальцев, устой

чивость руки и кисти, скорость движений кисти и пальцев, точность наводки .

Примерами методик диагностики психомоторых функций являются "Линеограммы", "Методика исследования динамической мышечной выносливости", "Сенсомоторная координация", "Спираль", "Глазомер" и др. (Приложение 27).

Таким образом, в психических познавательных процессах выражаются и реализуются па практике в конкретной деятельности способности индивида. Потенциальность способностей актуализируется в реальных функциях, по результатам диагностики которых психолог может делать вывод о том, что способности в целом из виртуально-ментальной сферы переходят в способности предметные, фактуальные.

  • См.: Шадриков В. Д. Способности и интеллект человека / В. Д. Шадриков. М.: Изд-во СГА, 2004. С. 80.

Что такое психомоторика?

Педагоги психомоторной практики очень ценятся. Восхищенные родители с придыханием произносят волшебное слово «psicomotricità». Проводятся семинары, занятия в яслях и детских садах, на которые надо записываться заранее.

Методика психомоторной практики является одновременно диагностической, развивающей и коррекционной. Занятия — это не лечение, это спонтанный игровой процесс, целью которого стоит помочь ребенку с помощью игровых упражнений развить свои интеллектуальные способности через тактильные, слуховые и визуальные стимулы, а также через самовыражение путем своего тела. Развитие координации движений способствует развитию умственных процессов. Происходит самоидентификация, развитие собственного «я» и обучение контакту с окружающим миром.

Преподаватель по психомоторике включает в себя профессиональные навыки многих специалистов — педагогов, логопедов, психологов, психотерапевтов, нейропсихологов вкупе с физиотерапевтами и воспитателями по физической культуре.

Немного истории. Психомоторика как научная дисциплина зародилась во Франции. В 60-70-х гг. ХХ века появилась в Италии, Испании, Бельгии и Германии, а также в Аргентине, Мексике и Бразилии. Италия была одной из первых европейских стран, где начали использовать методику психомоторики. Открылись образовательные центры, готовящие специалистов. Изначально психомоторика была коррекционной методикой, для детей с серьезными задержками в развитии. Но постепенно занятия прелагаются и здоровым детям. Активно используется методика Бернара Окутюрье , французского педагога и методиста.

Родился он в 1934 г. недалеко от г.Тур. Его родители тоже были педагогами. Начинает он как преподаватель физкультуры, но потом увлекается изучением особенностей развития двигательных функций и психомоторикой, изучает работы А.Лапьера, Монтессори и даже Макаренко. Он занимается глухими детьми, работая в Лионе и Туре, и решает посвятить себя детями с проблемами развития. Уже 35 лет он практикует в Центре г.Тур, создав «Психомотрную практику» на основе своих наблюдений за детьми. Он тесно сотрудничает с нейропсихиатрами, психологами, занимаясь с детьми, у которых серьезные проблемы с самоидентицикацией. В 1967 г. вместе с А.Лапьерром создает «Французское Общество психомоторного воспитания и переподготовки» («Société Française d’Education et de Rééducation Psychomotrice»). Занимается также образованием преподавателей психомоторной практики.

В 1987 г. Бернар Окутюрье открывает в Брюсселе ASEFOP (Association Européene des Ecoles de Formation à la Pratique Psicomotrice - Европейския Ассоциация Образовательных Учреждений по Психомотрной Практике). Он и является ее президентом, параллельно продолжая заниматься научной работой.

Методика. Метод Бернараe Окутюрье основывается на концепции личности, выраженной как интеллектуально, эмоционально, так и физически. Эти три составляющие неразрывно связаны. Психомоторная деятельность направлена на развитие детской личности, ее созревание и выражение возможностей на двигательном, эмоциональном, межличностном и познавательном уровне. Соотношение этих областей помогает ребенку расти в гармонии со своим «я». В психомоторике используется метод «свободного» и «спонтанного» игрового процесса, во время которого ребенок открывает и завоевывает окружающий его мир.

Ребенок не играет, чтобы научиться, но учится, играя. За игрой детей наблюдает преподаватель, разделяющий с детьми их эмоции и удовольствие от игры. Педагог замечает их трудности и страхи, желания и возможности. Он не учит, а наблюдает и размышляет, «переводя» игры ребенка, его движения, перемещения в пространстве и взаимодействие с другими на язык науки.
Посредством движения, действия, спонтанной игры и сенсорно-моторной деятельности ребенок познает и открывает для себя мир предметов и людей, которые его окружают. В движении и движением он выражает свои эмоции, свою аффективную составляющую и свой фантасматический мир.

В России психомоторная практика успешно используется, в основном, как коррекционная для работы с детьми с задержкой речевого развития (ЗРП), аутизмом, с трудностями освоения школьной программы. Во время занятий происходит развитие общей и мелкой моторики, графомоторных навыков, которые в будущем помогут лучше подготовиться к процессу обучения.

Кто принимает участие. Дети распределяются по возрастным группам: с 10 мес до 1.5 лет, с 1.5 лет до 2-х (обычно на занятиях присутствуют родители), 2-3 года (ясельная группа), 3-6 лет (детский сад) и 7-8 лет (начальная школа). Если на первых порах детям дается бо льшая свобода действий, то в возрасте 7-8 лет они должны выполнять задания, например, найти все красные шарики, спрятанные в зале. Занятия проводятся как индивидуально, так и в группах.

Где проводятся занятия . Для совсем маленьких устраивают «тренинги». Иногда в образовательную программу яслей и детсада входят занятия по психомоторике.

Как выглядит помещение для занятий. Для психомоторной практики создается специальное пространство: разноцветная комната, которую язык не поворачивается назвать спортзалом. Обычно на полу лежат мягкие маты, присутствует шведская стенка и мягкие геометрические фигуры большого размера — прямоугольники, кубы, пирамиды, из которых можно строить башни и домики. Занимаются дети без обуви, в специальных противоскользящих носочках.

Как проходят занятия. Каждое занятие начинается с ритуала и заканчивается ритуалом. Затем время уделяется сенсорно-моторным занятиям, эмоциональным и символическим играм. Структура занятия не меняется. Таким образом ребенок чувствует себя уверенней в рутинной обстановке.

Итак, сначала дети либо садятся в круг на пол, либо на скамеечки. Поют песню-представление, знакомясь друг с другом. Педагог объясняет, во что сегодня они будут играть, каковы правила этой игры и запреты (не делать друг другу больно, не ломать то, что построили другие). Затем приступают к сенсорно-моторным играм. Эти игры представляют собой всевозможную беготню, переставление предметов, прыжки, скачки, карабканье по лесенке. Здесь ребенок учится владеть свои телом, что особенно важно для самых маленьких: они переворачивает увлекающие их предметы, гремят шумными игрушками, катают круглые. Потом дети играют в символические игры (отождествляют себя с каким-то персонажем). Для этого используются веревочки, куски ткани, кубы.

Во время заключительного ритуала педагог подытоживает, чем занимались сегодня на занятии. Детям дают деревянные кубики, из которых они должны построить то, что пережили во время занятия. Либо построить из больших мягких кубиков башню и сломать ее, таким образом произведя выброс негативной энергии или просто пошалив. Потом детям читают историю. Сказку читают два раза. Первый раз преподаватель жестами и движениями иллюстрирует происходящее. Во второй раз дети должны сами проиллюстрировать события.

И напоследок они рисуют картинку, в которой должны выразить то, что пережили на занятии.

Понятие о психомоторике

Термин «психомоторика» появился в психологии благодаря И.М. Сеченову, который в своей книге «Рефлексы головного мозга» (1863) с его помощью обозначил связь различных психических явлений с движениями и деятельностью человека.

Сегодня психомоторные явления анализируются в 3 аспектах: в аспекте моторного поля (сферы приложения усилий), в аспекте сенсорного поля (сферы, из которой человек черпает информацию для совершения движения), а также в аспекте механизмов переработки сенсорной информации и организации моторных актов. В итоге психомоторика понимается как единство органов чувств и телесных средств действенной активности человека.

Потребность в движении – это врожденная потребность человека и животных, имеющая решающее значение для их успешной жизнедеятельности.

Так, показано, что занятия спортом снижают в 2 раза риск соматических заболеваний и в 3 раза их длительность благодаря тому, что возрастает неспецифическая устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям (например, холоду, перегреву, инфекциям). Гипокинезия (снижение физической нагрузки), напротив, снижает неспецифическую устойчивость организма, приводя к нарушениям в работе его различных систем и, как следствие, к серьезным заболеваниям – гипертонии, атеросклерозу, кардиосклерозу и др. По данным статистики, горожане, особенно представители умственного труда, страдают подобными заболеваниями значительно чаще, чем сельские жители. Кроме того, показано, что длительная гипокинезия может способствовать нагнетанию психического напряжения, «хронической усталости», раздражительности.



В отечественных исследованиях установлено, что чрезмерные физические нагрузки так же небезопасны для здоровья, как и их недостаток. И поэтому условием соматического благополучия человека является оптимальный уровень двигательной активности, обеспечивающий необходимый организму уровень физической нагрузки в подходящих условиях.

В аспекте психологической проблематики обобщенное предназначение психомоторики может быть сформулировано следующим образом: психомоторика позволяет человеку материализовать эмоции, чувства, мысли, представления и т.д.

Задача психомоторики заключается в объективации субъективной реальности. Психомоторика объединяет в единое целое «предмет – мыслящее тель», именно благодаря ей происходит обмен информацией между ними. Соответственно психомоторные процессы в зависимости от вектора «объективности-субъективности» можно условно разделить на прямые и обратные.

Прямые психомоторные процессы предполагают развитие мысли, вырастающей из предметных движений, обратные процессы позволяют мысли воплотиться в предмете посредством движения. Условность подобного разделения заключается в том, что прямые и обратные психомоторные процессы, безусловно, не могут существовать в отрыве друг от друга.

Согласно представлениям К.К. Платонова, благодаря психомоторике психика объективируется в сенсомоторных и идеомоторных реакциях и актах. При этом сенсомоторные реакции могут быть различными по степени сложности. Принято выделять простые и сложные сенсомоторные реакции.

Простые сенсомоторные реакции представляют собой максимально быстрый ответ заранее известным простым движением на внезапно появившийся и, как правило, заранее известный сигнал (например, когда при появлении определенной фигуры на экране компьютера человек должен нажать на имеющуюся в его распоряжении кнопку). Они измеряются единственной характеристикой – временем реализации двигательного действия. Различают латентное время реакции (скрытое), то есть время от момента появления раздражителя, к которому привлечено внимание, до начала ответного движения. Скоростью простой реакции называют типичное для данного человека среднее латентное время его реакции.

Скорость простой реакции на свет, равная в среднем 0,2 с, и на звук, равная в среднем 0,15 с, не одинакова не только у разных людей, но и одного и того же человека в различных условиях, однако колебания ее очень малы (их можно установить только с помощью электросекундомера).

Сложные сенсомоторные реакции отличаются тем, что формирование ответного действия всегда связано с выбором нужного ответа из ряда возможных. Их можно увидеть, например, тогда, когда человек для ответа на определенный сигнал должен нажать определенную кнопку или на разные сигналы – разные кнопки. В итоге получается действие, осложненное выбором. Наиболее сложный вариант сенсомоторной реакции – сенсомоторная координация, при которой динамичным является не только сенсорное поле, но и реализация разнонаправленных движений (как, например, при ходьбе по неудобной поверхности, работе за компьютером и т.д.).

Идеомоторные акты связывают представление о движении с выполнением движения. Принцип идеомоторного акта был открыт в XVIII веке английским врачом Д. Гартли и позже разработан английским психологом В. Карпентером. Экспериментально показано, что представление о движении имеет тенденцию переходить в реальное выполнение этого движения, которое, как правило, непроизвольно, малоосознаваемо и имеет слабо выраженные пространственные характеристики.

В практике подготовке спортсменов существует понятие «идеомоторной тренировки», т.е. часть тренировочного времени отводится на то, чтобы спортсмены мысленно преодолевали дистанцию или выполняли другое спортивное задание. Дело в том, что во время идеомоторной тренировки необходимые движения осуществляются на уровне микросокращений мышц. О том, что это происходит, наглядно свидетельствуют изменения в работе организма: учащается дыхание, усиливается сердцебиение, повышается артериальное давление и т.д.

В литературе неоднократно описаны примеры осознанного использования людьми явления идеомоторики для тренировки или поддержания профессионально необходимых моторных навыков. Так, известен случай, когда пианист И. Михновский, будучи студентом консерватории, оказавшись без инструмента, полностью подготовил для исполнения «Времена года» Чайковского, разучивая это произведение только в своем воображении.

Однако явление идеомоторики может приводить и к осуществлению ошибочных движений. Начинающие водители, которые, думая о том, что «сейчас налетят на столб», частенько действительно попадают в соответствующую аварию.

Психофизиология движений

С появлением работы И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» и обобснованием термина «психомоторика», а затем с открытием условных рефлексов И.П. Павловым в психологии надолго укрепилось представление о рефлекторной природе движений. При этом чаще всего движения рассматривались как ответная реакция на получаемую информацию (сенсомоторная реакция»). Это направление в науке получило название сенсомоторной терии. В ее основу было положено представление о рефлекторной дуге.

Рисунок 1

Рефлекторная дуга


Эффектор Аффектор

Мышца Рецептор


Схема рефлекторной дуги упрощенно выглядит следующим образом: информация, поступающая из рецептора в сенсорные центры НС по афферентным нервным путям, передается в ее моторные центры, которые, благодаря передающимся в мышцы эфферентным сигналам, «запускают» движение.

Однако по мере развития психологии представления о системе организации движений изменялись. Главный недостаток рефлекторного понимания любого движения с современных научных позиций заключается в том, что в подобной трактовке отсутствует самый главный компонент психики человека – его сознание. В 1940-1950-хх гг. произошла смена парадигмы в изучении проблем психомоторики: принцип реактивности, основанный на идее определенности движения внешним стимулом, сменился принципом активности.

Принцип активности заключается в том, что движение задано не только и не столько внешней средой, но и «внутренней программой», обусловленной потребностно-мотивационной сферой человека. Подтверждением этому принципу служат самые разнообразные факты. Одним из них выступает способность человека к активному выбору стимулов из окружающей среды (как правило, человек редко начинает читать учебник только потому, что он попался на глаза). Другая иллюстрация принципа активности – в несимметричности сигналов внешней среды и «внутренней программы». Так, например, во время чтения взгляд опережает слова (следовательно, активные сигналы опережают реактивные, причем обеспечивают существенные параметры движения).

Существующее в настоящее время в психологии представление о физиологии движений было сформулировано и экспериментально обосновано русским ученым Н.А. Бернштейном. В 1947 году вышла его книга «О построении движений». В этой книге оспаривался принцип рефлекторной дуги как механизма движений и предлагался принцип рефлекторного кольца. Главный аргумент против теории рефлекторной дуги был таков: результат любого сложного движения зависит не только от собственных управляющих сигналов, но и от целого ряда дополнительных факторов, которые вносят отклонения в запланированный ход выполнения движений. В результате конечная цель может быть достигнута только в том случае, если в ход выполнения движения будут постоянно вноситься поправки. А для этого ЦНС должна иметь информацию о выполнении движения. Таким образом, Н.А. Бернштейн предложил совершенно новый принцип управления движениями, который был назван принципом сенсорных коррекций.

Бернштейн описал факторы, влияющие на ход выполнения движений и определяющие необходимость сенсорных коррекций. К их числу относятся реактивные, инерционные и внешние силы, а также исходное состояние мышц. Реактивные силы в большей или меньшей степени возникают при выполнении любого движения. Особенно ярко они заметны при выполнении человеком сильных амплитудных движений (например, если сильно взмахнуть рукой, то в других частях тела разовьются реактивные силы, которые изменяют их положение). В совершаемом движении участвуют инерционные силы (при взмахе рукой с какого-то момента она движется не только за счет моторных импульсов, но и по инерции). Любое движение встречает сопротивление со стороны среды, в которой оно разворачивается, и это сопротивление оказывает влияние на ход его выполнения, что в немалой степени зависит от предсказуемости этого сопротивления (именно непредсказуемостью «поведения» предмета объясняются падения при слишком сильных попытках открыть заклинившую дверь, поднять легкий предмет и т.д.). И, наконец, определенное влияние на выполнение движения оказывает исходное состояние мышц. Один и тот же моторный импульс, достигнув мышцы, может дать различный результат в зависимости от функционального состояния организма человека.

Эти факторы и сообщают НС информацию о ходе выполнения движений. Подобная информация получила название сигналов обратной связи. Схема осуществления движений, учитывающая необходимость сенсорных коррекций, была названа Н.А. Бернштейном схемой рефлекторного кольца.

Рисунок 2

Рефлекторное кольцо

Моторный центр Сенсорный центр


Эффектор Аффектор

Согласно теории рефлекторного кольца, из моторного центра НС в мышцу поступают эффекторные сигналы. Из рабочей точки мышцы, в свою очередь, в сенсорные центры по аффекторам идут сигналы обратной связи, которые после обработки перешифровываются в моторные сигналы коррекции. Обновленные моторные сигналы вновь поступают в мышцу, благодаря чему получается кольцевой процесс управления движениями. В этом случае рефлекторная дуга может рассматриваться как частный случай рефлекторного кольца, когда не понадобилось сенсорных коррекций.

В зависимости от характера информации, которую несут сигналы обратной связи (сообщают ли они о степени напряжения мышц, о положении частей тела относительно друг друга, о результате предметного действия и т.д.), афферентные сигналы обрабатываются сенсорными и моторными центрами НС на ее разных уровнях. Каждому такому уровню, имеющему специфические моторные проявления, соответствует свой класс движений.

В теории уровневого построения движений вслед за Н.А. Бернштейном, сравнивающим устройство мозга с небоскребом, выделяют уровень спинного и продолговатого мозга (А), уровень подкорковых центров (В, С) и уровень коры (Д, Е).

Уровень А – филогенетически самый древний. У человека он не имеет самостоятельного значения, но отвечает за важнейший аспект любого движения – тонус мышц. На этот уровень поступают сигналы от мышечных рецепторов, которые сообщают о степени напряжения мышц, а также информация от органов равновесия. Самостоятельно этот уровень регулирует весьма немногочисленные движения. В основном они связаны с вибрацией и тремором (на этом уровне, в частности, «замыкается» стук зубов от холода).

Уровень В имеет второе название – уровень синергий (от биологического термина «синергизм» - сотрудничество между различными органами). На этом уровне перерабатываются сигналы в основном от мышечно-суставных рецепторов, которые сообщают о взаимном положении и движении частей тела. К собственным движениям этого уровня относятся потягивания, мимика и т.д.

Уровень С, или уровень локомоций (передвижений в пространстве) – это уровень пространственного поля. На данный уровень поступают сигналы от зрения, слуха, осязания и т.д., то есть вся информация о внешнем пространстве. Поэтому здесь строятся движения, приспособленные к пространственным свойствам объектов – к их форме, положению, длине, весу и т.д. К движениям данного уровня относятся все переместительные движения (ходьба, бег, плавание и т.п.).

Уровень Д представляет собой уровень предметных действий. Подобные сигналы обрабатываются различными отделами коры головного мозга, отвечающими за организацию действий с предметами. К этому уровню относятся все орудийные действия и манипуляции с предметами. Это, по сути, уровень профессиональных навыков (игра на пианино, резьба по дереву и т.д.). Движения на этом уровне представлены как действия. В них зафиксирован двигательный состав или набор движений, а задан лишь конкретный результат.

Уровень Е – наивысший уровень – уровень интеллектуально-двигательных актов. К этому уровню относятся, например, речевые движения (речь), движения письма (письмо). Движения этого уровня определяются не предметным, а отвлеченным, вербальным смыслом.

В организации движения, как правило, участвуют несколько уровней – тот, на котором строится движение, и все нижележащие уровни. Например, при письме задействованы все 5 уровней. Уровень А отвечает за тонус мышц. Уровень В определяет плавность движений и их скорость. От уровня С зависит воспроизведение геометрической формы букв, ровное положение букв на странице. Уровень Д обеспечивает правильное владение ручкой. И, наконец, уровень Е определяет смысловую сторону письма. Судя по всему, в сознании человека представлены только те компоненты движения, которые строятся на ведущем уровне, а работа нижележащих уровней, как правило, не осознается.

Кроме того, формально одно и то же движение может строиться на разных ведущих уровнях: уровень построения движения определяется задачей движения. Н.А. Бернштейн в качестве примера рассматривает обычное круговое движение руки. Примером его построения на уровне А является фортепианное вибрато, во время которого кисть руки и суставы пальцев описывают маленькие круговые траектории. Круговое движение, «замкнутое» на уровне В, можно увидеть в качестве элемента, включенного гимнастом в вольные упражнения. На уровне С будет строиться круговое движение при обведении контура заданного круга. На уровне предметного действия Д круговое движение может возникнуть при завязывании узла. Наконец, на уровне Е такое же движение организуется, например, при изображении лектором окружности на доске. Таким образом, уровень, на котором строиться движение, определяется смыслом, задачей движения.

В зависимости от уровня НС, на котором «замыкаются» движения, а также от степени их сознательного контроля, движения могут быть произвольными или непроизвольными.

Произвольные движения представляют собой внешние или внутренние двигательные акты, сознательно регулируемые человеком на основе имеющейся у него потребности в достижении цели. Они предполагают сознательную ориентировку по отношению к цели в речевом плане и плане воображения.

Непроизвольные движения – это импульсивные или рефлекторные двигательные акты, осуществляемые без контроля сознания. Они могут быть адаптивными (как в частности отдергивание руки от горячей поверхности) или носить неадаптивный характер (например, хаотические движения в ситуации помрачения сознания).

В числе непроизвольных движений можно выделить собственно непроизвольные движения. Они складываются без контроля сознания, чаще всего безусловно-рефлекторно, как, например, моргание, глотание и др., и могут стать произвольными только при формировании двигательных ориентиров.

Экспериментально показано, что движения, изначально сформировавшиеся как непроизвольные, могут становиться произвольными за счет вынесения двигательных ориентиров во внешний план. Например, наблюдая тонус собственных кровеносных сосудов на шкале прибора, человек может оказывать влияние на показатели артериального давления. Это явление получило название биологической обратной связи.

Другая разновидность непроизвольных движений – так называемые постпроизвольные движения. В отличие от непроизвольных, эти движения образуются как произвольные, однако затем их ориентировочная основа сворачивается, и движение осуществляется без контроля сознания. По сути, это сложившиеся и автоматизированные двигательные навыки.

Двигательный навык – это двигательное действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементарной сознательной регуляции и контроля. Он включает в себя перцептивные интеллектуальные навыки и регулируется ими на основе автоматизированного отражения предмета, условий и порядка осуществления двигательных актов. Процесс его формирования включает в себя несколько этапов.

На первом этапе происходит первоначальное знакомство с движением и овладением им. Человек выявляет двигательный состав движения – его элементы и их последовательность (как правило, на основе рассказа и/или демонстрации). Как только человек начинает самостоятельно осуществлять движение, на него обрушивается поток новых, непривычных сенсорных сигналов о нем от разных частей тела. Для того чтобы разобраться в них, человеку необходимо совершить большое количество повторений движения для прояснения его внутренней картины (то есть для «перешифровки» афферентных сигналов в эфферентные команды). Необходимость большого количества повторений обусловлена тем, что «перешифровки» должны быть найдены в ответ на любое отклонение от эталонного хода выполнения движения.

На втором этапе движение автоматизируется. Большинство его компонентов передается в ведение фоновых уровней регуляции. Учитывая навыки, сформированные ранее, организм может найти в фоновых уровнях аналогичные двигательные блоки и использовать их. Внешне несходные двигательные элементы могут содержать одинаковые внутренние элементы (как, например, езда на велосипеде и бег на коньках). От объема «фонов» зависят наши двигательные возможности, и даже способности.

Третий этап предполагает шлифовку навыка за счет стабилизации и стандартизации движения. Стабилизация – это достижение такого уровня исполнения движения, при котором оно приобретает высокую прочность и помехоустойчивость, то есть не разрушается ни при каких обстоятельствах. Стандартизация заключается в приобретении навыком стереотипности.

В основе разнообразных бытовых, профессиональных и спортивных навыков лежит двигательная память, которая позволяет запечатлевать пространственно-временные и силовые параметры тех или иных движений. Она представляет собой полимодальное запоминание движений с участием зрительной, слуховой, тактильной, вестибулярной и других видов образной памяти.

Неравномерность быстроты формирования двигательных навыков у разных людей на разных этапах обучения связана с тем, какой вид памяти у данного человека развит хуже, а какой лучше. Люди с хорошей зрительной памятью будут иметь преимущество на первой стадии формирования навыка, когда формируется зрительное представление о разучиваемом двигательном действии. Когда же формирование навыка будет зависеть уже от быстроты и точности формирования двигательного образа, преимущество могут получить те люди, у кого лучше двигательная память.

Функции психомоторных психических образований

Наиболее очевидная функция психомоторики – освоение пространства и деятельностное взаимодействие человека со средой. Во взаимодействии с окружающей действительностью человек выступает как субъект, активно воздействующий на окружающие объекты. Это воздействие может носить манипулятивный или предметный характер.

Манипулирование – это проявление двигательной активности, охватывающее все формы активного перемещения компонентов среды в пространстве, которое дает человеку на самых ранних стадиях онтогенеза глубокие, разнообразные и существенные для его развития сведения о предметных компонентах среды и происходящих в ней процессах. Во 2 полугодии жизни двигательная активность человека приобретает предметно-манипулятивный характер, благодаря которому ребенок усваивает культурно обусловленные способы употребления предметов (ложкой едят, погремушкой звенят, книжку читают и т.д.). Собственно предметные действия появляются на 2 году жизни, и это связано с тем, что предметы становятся для ребенка не просто объектами, удобными для манипулирования, а вещами, имеющими определенное назначение и способы употребления.

Поскольку через овладение предметной деятельностью происходит психическое развитие ребенка, важнейшей функцией психомоторики является участие в становлении психического потенциала человека, произвольности психической активности. Согласно представлениям И.М. Сеченова, двигательный анализатор интегрирует все остальные анализаторы человека. Познание мира младенцем начинается с движений: ребенок с помощью движений глаз осматривает предметы, сосет их, берет в руку, позже манипулирует ими. На этом этапе моторика настолько важна для развития познавательной сферы, что, соответствующая стадия интеллектуального развития вслед за Ж. Пиаже называется сенсомоторной, а форма мышления – наглядно-действенной. Затем в познавательную деятельность включается речевой компонент, который тоже предполагает участие моторной сферы в процессах артикуляции. Результаты экспериментально-психологических исследований показывают, что различные психические явления так или иначе предполагают участие психомоторики.

В процессах познания окружающего мира моторный компонент обеспечивает необходимый элемент активности, причем не только в процессах осязания, но и в работе любого другого анализатора. Известно, что блокирование движений в этих процессах приводит к нарушению их адекватности.

Если человеку предложить определить форму невидимого предмета только с помощью пассивного осязания, например, положив его на ладонь), то возникающий образ не будет соответствовать реальной форме предмета. Если же человеку предложить возможность ощупать предмет (активное осязание), то создается правильное отражение формы этого предмета.

Зрительное восприятие невозможно без постоянного движения глазных яблок. В эксперименте к глазному яблоку крепилась присоска в виде трубочки, на конце которой помещалась картинка, увеличенная линзой и освещенная лампочкой. Испытуемые видели картинку только в первый момент ее освещения, затем зрительный образ пропадал. Дело в том, что картинка смещалась вместе с движением глаз, благодаря чему ее изображение на сетчатке оставалось неподвижным, и рецепторы сетчатки адаптировались к нему. В естественных условиях эта адаптация предотвращается движением глаз. Аналогичные данные получены относительно работы других анализаторов.

Речь как процесс, играющий важную роль в становлении произвольности человеческой деятельности, содержит в своей структуре моторный компонент, связанный с необходимостью артикуляции. При произнесении слов человек получает сигналы обратной связи о работе своего артикуляционного аппарата в 2 формах: в форме проприоцептивных (от мышц гортани языка, всей ротовой полости) и слуховых сигналов, которые функционируют параллельно друг другу.

Для доказательства этого положения был поставлен следующий эксперимент. Испытуемому предлагалось произносить какой-нибудь текст, например, знакомое стихотворение. Этот же текст через микрофон подавался ему в наушники, но с некоторым запаздыванием; таким образом, испытуемый слышал то, что он говорил несколько секунд назад. В таких условиях речь испытуемого полностью расстраивается, человек теряет способность говорить, поскольку получает противоречивую обратную связь: на основании одной информации следовало бы произносить одно речевое движение, а на основании другой – другое движение. В результате испытуемый не может произвести никакого движения. Описанный прием «сшибки» сигналов обратной связи используют для выявления лиц, симулирующих глухоту: если человек действительно не слышит, то задержка сигналов обратной связи по слуховому каналу не вызывает у него никакого расстройства речи; если же он только притворяется неслышащим, то этот прием действует безотказно.

Психомоторный компонент составляет одну из основ не только устной, но и письменной речи, представляя, помимо зрительных, моторные сигналы обратной связи.

В эксперименте одна группа школьников писала диктант в обычных условиях, вторая – зажав язык между зубов (что исключает возможность проговаривания), третья – сжав пальцы в кулак (внимание отвлекается, так же как и во втором случае, но возможность проговаривания сохраняется). В результате во второй группе было сделано в 6 раз больше ошибок, чем в первой, и существенно больше, чем в третьей.

Нельзя не отметить также взаимосвязь моторики с аффективной сферой человека. Моторика позволяет регулировать эмоциональные состояния человека.

Таким образом, психомоторика представляет собой целостный механизм развития психики человека, сводящий эмоции, мышление и движения в единое целое, которые имеют сознательный и целенаправленный характер. Развитие психомоторики ребенка представляет собой сложный процесс, при котором интенсивное созревание моторных зон коры определяет развитие психики в целом. Так, процесс формирования произвольных движений происходит путем автоматизации моторных и ориентировочно-исследовательских действий на основе восприятия образов и слов, а тесная связь тонкой моторики и развития речи определяет речевую регуляцию движений в сложной развернутой произвольной деятельности. Психомоторика способствует адекватному реагированию человека на окружающую среду и формированию в соответствии с этим целенаправленной деятельности.

Одна из гипотез, призванных объяснить взаимосвязь моторной активности и психического развития, базируется на идее о том, что около 60% тонизирующих импульсов в головной мозг поступает от проприорецепторов. В начале ХХ века Ф. Гарриман даже предложил так называемую «моторную теорию сознания», согласно которой сознание рассматривалось как результат скрытой мышечной активности.

Становление произвольности, в свою очередь, с необходимостью предполагает участие психомоторики и в процессах становления сознания и самосознания. Особого внимания в контексте проблем психомоторики заслуживает формирование «схемы тела» - сложного, обобщенного образа собственного тела, расположения его частей в трехмерном пространстве и по отношению друг к другу. Этот образ представляет собой отражение в сознании контуров, размеров и границ тела, соотносительного положения его частей, а также одежды, обуви и привычных предметов и средств деятельности – инструментов, протезов и т.п.

Нарушения «схемы тела» могут проявляться в нарушении восприятия правого и левого, неузнавании или пространственном отчуждении членов собственного тела вплоть до фантома ампутированных конечностей, образования «двойника» и др.

«Схема тела» возникает на основе восприятия кинестетических, болевых, тактильных, вестибулярных, зрительных, слуховых и других афферентных раздражителей в сопоставлении со следами прошлого чувственного опыта. Она является необходимым звеном в осуществлении любого движения, изменения позы, походки, так как во всех этих случаях необходимы ощущения начального положения тела и его частей и учет потока обратной аферентации при их изменении. На основе схемы собственного тела у ребенка формируются пространственные представления о расположении предметов (выше, ниже, над, под, между), благодаря чему она может рассматриваться как условие развития познавательной сферы.

Еще одна функция психомоторики – самовыражение и самопрезентация человеком своих психических состояний и свойств. Эта функция реализуется благодаря выразительным движениям – внешним проявлениям переживаний человека в мимике, пантомимике, интонациях и других невербальных формах. В младенческом возрасте выразительные движения непроизвольны. Крик, слезы, улыбка возникают как непосредственная реакция на эмоциогенный стимул. С возрастом дети овладевают системой выразительных движений и начинают использовать их целенаправленно для выражения своего отношения или настроения. Безусловно, более информативны непроизвольные выразительные движения, свободные от контроля сознания, в то время как произвольные выразительные движения зачастую могут быть обманчивыми. В то же время непроизвольные выразительные движения могут быть ограничены социальными условиями их формирования. Так, например, практически невозможно представить себе сутулую выпускницу Смольного института. Современная психология разработала разнообразные методики диагностики отдельных психических свойств и состояний человека на основе его моторных проявлений.

Графология – учение о почерке как разновидности выразительных движений, отражающей психологические свойства и психические состояния пишущего. Идея о связи почерка с душевными качествами человека восходит еще к античности. Термин «графология» введен в литературу во второй половине XIX века аббатом Мишо (Франция).

Эта отрасль науки не признавалась вплоть до 1980-х гг. Однако посылка, лежащая в ее основе, довольно логична: если при одинаковой системе обучения письму у каждого человека вырабатывается свой индивидуальный почерк, то после того, как почерк установился (к 21-22 годам), по его характеристикам можно судить об особенностях личности человека.

Сегодня считается, что предположение о возможности диагностики по почерку сложных по происхождению и структуре свойств личности не получило убедительного научного подтверждения; не привели к успеху попытки найти прямые однозначные связи между графическими признаками письма и соответствующими им чертами характера, особенностями биографии. Наиболее достоверно установлена зависимость почерка от эмоционального состояния и некоторых типологических свойств ВНД исполнителя текста.

Отдельные приемы графологического анализа в сочетании с другими методами иногда применяются в исследованиях по дифференциальной психологии и психофизиологии. Другими областями научного знания, интересующимися проблемами почерка, являются криминалистика и медицина. Так, имеются данные, что при некоторых психических заболеваниях почерк больных приобретает специфические признаки. Например, почерк больных шизофренией нередко отличается вычернутостью, нарочитой стилизованностью, в силу чего изучение почерка может иметь диагностическое значение в клинике. В криминалистике почерк изучается с целью выявления признаков, позволяющих решать идентификационные задачи, то есть путем сравнения с образцами почерка решать вопрос о принадлежности текста конкретному исполнителю.



Новое на сайте

>

Самое популярное