Домой Эндокринология Евангельские «христиане». Баптисты

Евангельские «христиане». Баптисты

Материал из Энциклопедия евангельских христиан-баптистов

Статья из Википедии.
Вы можете улучшить статью, исправив и дописав ее.

Ева́нгельские христиа́не-бапти́сты - основная деноминация, придерживающаяся баптистского вероучения на территории России, Украины, Белоруссии, иных стран постсоветского пространства.

Православные, вступающие в члены баптистской общины, должна были предоставить подобное удостоверение для исключения их из православных метрических списков

Наименование «евангельские христиане-баптисты» исторически сложилось из названий двух родственных христианских направлений: баптистов, общины которых возникли в 60-х годах XIX века на юге России, и евангельских христиан , образовавшегося в 70-е годы XIX века на севере страны. Объединение данных течений состоялось в октябре 1944 года, когда в Москве был образован Всесоюзный совет евангельских христиан и баптистов (с 1945 года - Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов).

История образования

Основное развитие в Российской империи общины евангельских христиан и баптистов получили во второй половине XIX века на Кавказе, на востоке и юге Украины (Таврическая губерния) и в Петербурге.

На Украине средой для возникновения баптистских общин стало движение штундистов . Среди наиболее видных проповедников-штундистов, внёсших большой вклад в развитие баптизма, стали крестьяне Херсонской губернии Ф. Онищенко и И. Рябошапка.

В Закавказье зарождение баптистских церквей произошло в среде молоканства . Здесь первым активным проповедником нового учения стал житель города Тифлиса молоканский пресвитер Никита Воронин . Также среди молокан и при непосредственном участии миссионеров с Кавказа были основаны первые баптистские общины в Таврической губернии .

Одна из жертв «борьбы с религией». Мария Яковлевна Янц (1895 г.р.). Арестована 23.06.1935 г. Осуждена на 3 года ссылки. 11.07.1938 г. тройкой НКВД приговорена к расстрелу. Круглыми сиротами остались четверо детей.

Если на Украине и в Закавказье первые общины формировались из крестьян, ремесленников, купцов, то в «Северной столице» инициатором движения евангельских христиан стала высшая петербургская знать. Отставной гвардейский полковник, аристократ В. А. Пашков , графы М. М. Корф. А. П. Бобринский , княгини Е. И. Черткова , Н. Ф. Ливен , В. Ф. Гагарина устраивали публичные духовные собрания с проповедью Евангелия в столичных особняках и в своих родовых имениях. Впоследствии последователи основанного ими направления получили наименование пашковцев.

30 апреля - 1 мая 1884 года в с. Нововасильевка Таврической губернии на съезде баптистов 12 южных губерний основано первое объединение баптистов России - Союз русских баптистов Южной России и Кавказа , председателем которого стал выходец из меннонитов И. Вилер . Через два года его преемником на этом посту стал бывший молоканин Д. Мазаев .

Деятельность петербургского центра евангельского движения тесно связана с именем Ивана Степановича Проханова - выходца из молоканской семьи, в 1888 году присоединившегося к пашковцам. В 1909-1910 годах он создал и он возглавил Союз евангельских христиан , объединивший христианские общины, исповедовавшие баптистское вероучение, но не входившие в Союз баптистов (преимущественно, в северных губерниях страны) .

Активная миссионерская деятельность, а также политика царского правительства по высылке сторонников баптизма, привела к быстрому распространению баптистских общин за пределы центров зарождения движения. Так, в 1896 году переселенцами с Кавказа основана первая община баптистов в Западной Сибири, а уже в 1907 году образуется Сибирский отдел Всероссийского союза баптистов с центром в Омске.

В 1905-1906 годы в России были приняты законодательные акты, провозглашавшие веротерпимость, что смягчило положение баптистов и евангельских христиан, однако в годы Первой мировой войны преследования со стороны государственной власти возобновились и прекратились только с победой Февральской революции 1917 года.

Если на первоначальном этапе существования советской власти евангельские и баптистские общины пользовались относительной свободой деятельности, в частности, имели возможность проведения богослужебных собраний, издания и даже приобретения за рубежом духовной литературы и т. п., то уже ко второй половине 1920-х годов положение указанных деноминаций начало осложняться.

Официально поворот в политике был закреплён постановлением ВЦИК, СНК СССР от 8 апреля 1929 года «О религиозных объединениях», давшим правовое основание для резкого ограничения прав верующих на исповедание религии. В последовавшим за этим периодом репрессий уголовному преследованию подверглись практически все значимые фигуры объединений евангельских христиан и баптистов, а также значительное число служителей отдельных общин и просто активных верующих. По имеющимся подсчётам, около 22 тысяч осуждённых членов обоих движений из лагерей не вернулись. Практически все здания молитвенных домов, за исключением одного в Москве и одного в Новосибирске, были закрыты, что вынуждало верующих организовывать богослужебные собрания нелегально и давало властям новые поводы к репрессиям .

Следствием проведения указанной политики стал формальный роспуск в 1935 году Союза баптистов и фактическое прекращение существования в тот же период Союза евангельских христиан.

Вновь изменился подход советского государства к отношениям с религиозными объединениями в годы Великой Отечественной войны, когда интенсивность репрессивной политики по отношению к церковным служителям снизилась, и ряд руководителей союзов евангельских христиан и баптистов был освобождён из мест заключения.

В октябре 1944 года на совещании представителей обеих деноминаций было принято решение об объединении, урегулировании спорных вопросов и формировании Всесоюзного совета евангельских христиан и баптистов (с 1945 года - Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов), который получил официально признание со стороны Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР .

Позднее к ВСЕХБ присоединилась часть общин других действовавших в СССР христианских конфессий, включая пятидесятников и братских меннонитов .

Развитие движения в послевоенный период

После Великой Отечественной войны в СССР имелось около 5 тысяч общин, как евангельских христиан, так и баптистских. Из них в 1945-1948 гг. официальную регистрацию получили лишь 1696, что ставило прочие церкви в положение действующих нелегально . Ещё более осложнилось положение церквей евангельских христиан-баптистов в период Хрущёвской антирелигиозной кампании . В общинах росло недовольство позицией ВСЕХБ, который, согласно мнению ряда служителей и активных верующих, пренебрегал своей обязанностью по защите права евангельских христиан-баптистов на свободу вероисповедания, проявляя чрезмерный конформизм в отношениях с государством.

В ноябре 1965 года группой пресвитеров, выразивших недоверие ВСЕХБ в связи с принятием последним решений, существенно ограничивавших миссионерскую активность церковных общин и расширявших возможности для государственного вмешательства во внутренние дела церквей, был создан независимый координирующий орган Совет церквей евангельских христиан-баптистов , ставший центром второго по величине баптистского объединения в стране. Данная структура не была признана государством, её деятельность рассматривалась советскими органами власти, как незаконная .

В последующий период баптисты продолжали подвергаться репрессиям, причём наиболее жёсткие меры применялись к сторонникам СЦ ЕХБ . Многие лидеры и церковные активисты были приговорены к наказаниям в виде лишения свободы . Практиковались и такие формы давления, как принудительное помещение в психиатрические стационары, а также незаконное лишение родительских прав .

Тем не менее, несмотря на противодействие миссионерской деятельности и религиозному воспитанию, движение продолжало пополнять свою численность, как за счёт новообращённых, так и за счёт детей верующих родителей (в баптистских семьях широко распространена многодетность). Согласно данным Всемирного баптистского альянса , в 1975 г. в СССР насчитывалось 535 тысяч баптистов (включая посещающих богослужения детей) .

Некоторые семьи евангельских христиан-баптистов, спасаясь от религиозных преследований при Советской власти, были вынуждены эмигрировать, преимущественно в США и Канаду, где ими основаны объединения церквей в эмиграции (Тихоокеанское объединение евангельских христиан-баптистов США и др.), богослужение в которых проводится на русском языке. Часть таких общин входит в МСЦ ЕХБ .

Современность

Евангельские христиане-баптисты (ЕХБ) - вторая по численности после православия христианская конфессия в России . Крупнейшее религиозное объединение евангельских христиан-баптистов России - Российский союз евангельских христиан-баптистов . Наряду с ним продолжают действовать общины Международного союза церквей евангельских христиан-баптистов (бывший СЦЕХБ), ряд небольших объединений и автономных церквей, не входящих в какие-либо сообщества. Сотрудничество между РСЕХБ и другими действующими в стране христианскими объединениями, придерживающимися баптистского вероучения, осуществляется через Общественный совет евангельских христиан-баптистов.

Секта баптистов вышла из среды английских пуритан. Первая баптистская община была создана в Англии в 1633 году, а в 1639 году была перенесена в Северную Америку, где ее центром стал штат Род-Айленд, эта секта не имела успеха, но в конце XVIII столетия был создан «проповеднический союз» с целью проповеди среди негров Америки христианства, свободного от догматов, обрядов и обязательных символических знаков. Это встретило сочувствие и материальную поддержку среди богатых американцев. Появились дома для сирот и стариков, школы, курсы, больницы и в большом числе добровольные миссионеры. С этого времени баптизм находит новых последователей в Англии, Германии, проникает в Китай, Японию, Индию, Польшу и позже на Русь. Основанный в США «Баптистский союз» в 1814г. стал располагать громадными денежными средствами и охватил своей пропагандой весь мир.

Со временем баптизм распался на множество толков. Деление началось еще в конце XVII века, когда баптисты разделились на «частных», усвоивших учение Кальвина о безусловном предопределении, и на «общих» или «баптистов свободной воли», признающих всеобщность спасающей благодати Божией, привлекаемой свободной волей человека.

На Русь эта секта была занесена из Германии в конце XIX века. До 1905 года деятельность секты была запрещена (баптисты пытались заниматься прозелитизмом среди крестьянства и низших слоев населения). После 1905 г. баптисты повсюду легализовали свою организацию, выстроили множество молельных домов, развернули пропаганду своих принципов, начали издательскую деятельность, создали «Союз христианской молодежи». Особенно проповедники баптизма наводнили нашу страну в период ленинского НЭПа, вооруженные громадными средствами для организации этого движения на Руси. Вторая волна наступления баптистов отмечалась в 60-х годах, когда наша Церковь находилась в узах советской атеистической власти, запрещавшей проповедь Православия вне стен храма. В годы «перестройки» баптисты расширили свою деятельность за счет финансовой поддержки баптистских центров Запада, в частности из Америки и Финляндии. Баптизму свойственна враждебность к Православию. Примером может служить захват баптистами в 1989 году церкви Покрова Пресвятой Богородицы, что на Боровой улице в Санкт-Петербурге и переделка ее под зал для собраний.

Баптисты активно занимаются прозелитизмом среди православных христиан. Для этого существуют хорошо разработанные методики, по которым обучают баптистских проповедников. Нередко они приходят в православные храмы и заводят беседы с верующими, пытаясь совратить их в свою секту. Одним из важнейших направлений их деятельности является работа с молодежью. С этой целью организовано широкое молодежное баптистское движение, в которое вовлекаются доверчивые молодые люди, ищущие смысл жизни, пытающиеся найти истину в вере. Но вместо живого спасительного источника познания истины, открытого Господом Иисусом Христом, баптисты предлагают пить из нечистого, замутненного ересями и заблуждениями источника, направляют доверчивые души по широкому пути, ведущему к гибели, забыв предостережение Спасителя: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18, 6).

Части баптистов свойственна тяга к иудаизму: «баптисты седьмого дня», вместо воскресения празднующие субботу, «христианские баптисты», отвергающие догмат Троичности Лиц, учение об аде и диаволе, воскресный день и христианские праздники (якобы противные св. Писанию). Есть баптисты, которые на основании еврейских апокрифических книг учат о двух потомствах Евы. Одно из которых от диавола. Есть ветвь баптистов «тункеров», которые, кроме крещения и «вечери любви», своеобразно ночью ими совершаемого «причащения», признают еще «три таинства»: братский поцелуй, омовение ног и помазание больных елеем.

«Евангельские христиане», «штундисты», «евангелисты» — все это название одной и той же секты.

Баптисты, как и протестанты, не веруют во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, которая по определению св. ап. Павла есть «Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (Тим. 3. 15).

В 1937 году баптист Ашверт на конференции в Лозанне заявил: «Признавая, что общение христиан между собой существенно важно для усовершенствования характера христиан, мы не считаем ни одну церковь необходимой для того, чтобы восстановить связь Бога с человеком».

Христос, обращаясь к апостолам, сказал: «Созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют ее». Подобно протес­тантам, баптисты как бы исключили из св. Писания эти слова Спасителя, посему-то и представление их о Церкви имеет характер почти неуловимой и непознаваемой идеи. Церковь не от мира сего, но она в этом мире находится, она -Тело Христово, глава которого сам Господь Иисус Христос. «Кто не послушает церкви, да будет тебе как язычник и мытарь», — говорит Господь.

Противопоставляя себя Церкви, баптисты называют себя апостолами, не имея ни апостольского преемства, ни церковной иерархии. Они отвергают все святые таинства, установленные Господом Иисусом Христом. Крещение для них является лишь обрядом. Евхаристию они считают символическим преломлением хлеба. Подобное отношение у них и к другим таинствам. Отрывая себя от св. Церкви, Тела Христова, баптисты лишают себя благодати Божией, животворной спасительной силы, без которой нет истинной христианской жизни, нет спасения. «Тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь. Находящийся вне Церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо из находившихся вне ковчега Ноева», — пишет св. мч. Киприан Карфагенский. Сам Господь говорит в поучение наше: «Кто не со Мною, тот против Меня», и кто не собирает со Мною, тот расточает (Мф. 12, 30).

Поэтому и уподобляются сектанты отрубленной от дерева ветви, к которой не поступают жизненные соки.

Не признают баптисты и церковной иерархии, чем противодействуют Божественному домостроительству, о кото­ром свидетельствует св. ап. Павел в своих посланиях (Еф. 4, 11-12).

В забвении для «евангельских христиан» оказалась история грехопадения, поэтому так приуменьшено для них значение зла и падения человека, в их жизни отсутствуют понятия духовной брани, аскетики. Тем самым отрицается смысл христианской жизни — стяжание благодати Святаго Духа.

Баптисты связывают себя с Христом только буквой св. Писания. Это характеризует их секту как чисто рациона­листическую. Игнорируя св. Предание, учения св. отцов, баптисты дерзают произвольно истолковывать св. Писа­ние. Они намеренно упускают из вида тот факт, что Писание произнесено святыми пророками и апостолами по внуше­нию Святого Духа (2 Петр. 1,21). Свт, Игнатий Брянчанинов писал: «Кто объясняет Евангелие и все Писание произвольно, тот этим самым отвергает истолкование его свв. отцами, Святым Духом. Кто отвергает истолкование. Писания Святым Духом, тот, без всякого сомнения; отвергает и самое св. Писание».

Не чтут «евангельские христиане» Божию Матерь, Заступницу усердную рода христианского, несмотря на то, что Ее восхваляет сам архангел Гавриил: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жена­ми» (Лк. 1, 28). О своем избранничестве говорит и сама Пресвятая Богородица: «Отныне будут ублажать Меня все роды… Яко сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его» (Лк. 1, 46-49). Благодаря Божьей Матери Господь Иисус Христос стал Человеком. После успения. Пресвятая Богородица возглавила ангельский Собор. Она «Честней­шая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим».

Баптисты отказались от почитания креста — оружия и знамени победы Христа над диаволом; св. мощей, творящих доныне силою Божию чудеса исцелений; св. икон, многие из которых прославились даром чудотворения. Не поклоня­ются баптисты и св. ангелам и угодникам Божьим заступникам и молитвенникам за нас и Отечество наше пред Пре­столом Божьим, тем самым отвергая Небесную Церковь. Не признают они и обожение человека, которое возможно только в Господе Иисусе Христе, ибо Он «преискренне приобщился» наших плоти и крови (Евр. 2,14), теснейшим образом соединил Себя с человеческим родом. Св. Афанасий Александрийский говорит, что Бог стал Человеком, чтобы человек по благодати стал Богом. Обожение наше по благодати происходит через достойное принятие Тела и Крови Христовых в св. таинстве Евхаристии, которого добровольно лишили себя сектанты. Отвергнув все святыни, дорогие сердцу каждого православного христианина, баптисты потеряли понятие о земном Отечестве, Святой Руси-Доме Пресвятой Богородицы, подножии Престола Божия. Себя они называют спасенными, связывая свое спасение только с верою в Христа и крещением. При этом они отрицают действительность крещения младенцев. Возражая против крещения детей, баптисты утверждают, что младенцы якобы уже омыты и очищены кровью Христовой и поэтому нет надобности в их крещении. Такое учение противоречит св. Писанию и практике первоначальной Церкви. Св. Писание требует крещения всех, не исключая и детей. Сам Христос говорит, что лишь «рожденные от воды и Духа» смогут войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5), относительно же детей повелел: «Пустите детей приходить ко Мне» (Мф. 19, 14).

В Новом Завете таинство Крещения заменило ветхозаветный обряд обрезания, который был прообразом креще­ния и совершался вскоре после рождения ребенка. В книге Деяний св. апостолов упоминается, что апостолы крестили целые семьи, в которых, несомненно, были и дети. Так как все крещаемые становятся членами Церкви Христовой, то чем раньше человек принимает крещение, тем раньше он приобщается к ее благодатной жизни.

В своей уверенности в спасении верою баптисты опираются на отдельные фразы, выхваченные из св. Писания: «Истинно, говорю вам, верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Ин. 6, 47). Эти фразы нельзя рассматривать отдельно от предшествующих слов. Св. Писание делает различие между мертвой и живой верой, верой, спасающей и не могу­щей спасти. «Что пользы, братья мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли вера спасти его? Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2,14-17). «И бесы веруют и трепещут» — это пример веры мертвой, не могущей спасти. И все места св. Писания, на которые ссылаются баптисты, говорят не о всех верующих вообще, а лишь об имеющих веру живую, спасительную. «Неужели мало спасающихся?» — спрашивают ученики Иисуса Хрис­та, и Он отвечает: «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо сказываю вам, многие поищут войти и не возмогут» (Лк. 13, 23-24).

Следовательно, чтобы избежать осуждения на суде нелицеприятном, чтобы быть спасенным, недостаточно уверо­вать в искупительную жертву Христа, надо еще понести Крест, который нес Христос (Лк. 14,27), ибо лишь «до конца претерпевший» (Мф. 24,13) спасен будет. Залог нашего спасения в нашем единстве со Христом, которого мы дости­гаем в Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, в Им установленных таинствах, в подчинении нашей воли Его воле.

Христианство за две тысячи лет существования раскололось на большое количество деноминаций, каждая из которых величает себя «церковью». А вот в отношении конкурентов применяются разные наименования. Отношение к баптистам в православии однозначно: это не церковь, а одна из протестантских сект. Однако количество верующих – более сорока миллионов – заставляет усомниться, что это действительно так. Чем отличаются баптисты от православных, и насколько эти отличия стали причиной подобного к ним отношения?

Откуда взялись баптисты?

Мощное движение Реформации в 16 веке положило начало такому явлению, как протестантизм. Католичество, почти безраздельно владевшее до этого умами европейцев, вынуждено было потесниться. Почти одновременно возникли следующие протестантские направления:

лютеранство; кальвинизм; цвинглианство; некоторые менее крупные течения.

Первые баптисты появились чуть позже, в самом начале 17 века. В 1609 году в Англии была…

Господь Иисус Христос два тысячелетия назад явился на землю, чтобы спасти все человечество от проклятия, греха и смерти, которые стали его спутниками с того момента, как согрешили его прародители Адам и Ева. И теперь для того чтобы глубже понять, кто такие баптисты с точки зрения православия, необходимо обратиться к моменту образования Истинной Церкви, когда Бог с помощью своих учеников-апостолов создал Церковь как Свое некое мистическое тело, а через церковные таинства стало происходить общение с Ним. Поэтому верующие во Христа люди стали ходить в церковь и через действие Святого Духа получали исцеление тела, умиротворение и покой в душе. Но тогда кто такие баптисты, откуда же они взялись?

Раскольники, еретики и сектанты

Для сохранения единства веры Церковь ограничила и установила законы и правила своего существования. Всех, кто нарушал эти законы, называли раскольниками или сектантами, а проповедовавшиеся ими учения – ересью. Церковь на расколы смотрела…

Приверженцев одной из ветвей протестантской церкви называют баптистами. Название это происходит от слова baptize, что переводится с греческого как “окунать”, “крестить, погружая в воду”. Согласно данному учению, принять крещение нужно не в младенчестве, а в сознательном возрасте путем погружения в освященную воду. Одним словом, баптист – это христианин, который сознательно принимает свою веру. Он верит, что спасение человека заключается в беззаветной вере в Христа.

Церковь евангельских христиан-баптистов. История возникновения

Общины приверженцев баптизма стали формироваться в начале семнадцатого века в Голландии, однако их основателями были не нидерландцы, а английские конгрегационалисты, которые были вынуждены бежать на материк, чтобы избежать преследования англиканской церкви. И вот, во втором десятилетии 17-го века, а именно в 1611 году, было сформулировано новое христианское учение для англичан, которые волей судьбы проживали в столице Нидерландов — Амстердаме….

Вопрос №421

Кто такие баптисты?

Татьяна Загорская, Chilhowie, USA
12/09/2002

Здравствуйте о.Олег!

Пожалуйста, помогите мне обьяснить моему сыну, почему он не может принять обряд крещения в баптисткой церкви. Мы христиане. Сама я начала изучать Библию несколько месяцев назад и не могу ему дать достойный ответ. Дело в том, что там, где мы живем, нет христианской церкви (США), и сын стал вместе с друзьями ходить в баптисткую церковь. Они там изучают Библию. Поэтому я вас очень прошу — напишите для него более простыми словами ответ на этот вопрос. И еще, пожалуйста, скажите, чем отличается изучение Библии баптистами? И есть ли грех в том, что он ходит в эту церковь? И если даже он не примет крещение и будет продолжать там изучение Библии, как мне относиться к этому, может быть нужно запретить?
Спасибо за ответ.

Ответ отца Олега Моленко:

Баптисты — это секта своеобразно заблудших людей, которая никакого отношения к Церкви Христовой и…

На вопросы читателей отвечает настоятель Храма Казанской иконы Божией матери Сергий Третьяков.

Отец Сергий, в чем отличие христианской веры от баптистской?

Немного некорректный вопрос: баптисты – христиане. Но христиан много и разных, и вероисповедания их отличаются. Православная Церковь очень древняя, все основные догматы ее вероучения сформулированы задолго до появления Баптизма.

Итак, баптисты – это христианская секта из числа самых старых и основательных (не стоит сравнивать их с какими-нибудь пятидесятниками, новоапостольцами или евангелистами, и уж тем более - со Свидетелями Иеговы). Почему секта? Это традиционная классификация: лютеран, англикан, кальвинистов и реформатов принято называть протестантскими церквами, остальные протестантские конфессии – сектами.

Баптизм зародился в Англии, в первой половине 16-го века. Поводом послужил спор о форме совершения таинства Крещения: англикане (в среде которых и появились баптисты) крестили окроплением…

Крещение младенцев баптисты считают категорически недопустимым, поскольку твердо убеждены, что к вопросу выбора веры человек должен подходить сам на основе своих убеждений, жизненного опыта и добровольного отказа от недостойных (греховных) поступков. А какие могут быть убеждения, опыт и грехи у несмышленого младенца?

Как и другие протестанты, баптисты признают Библию в качестве Священного Писания. Духовный руководитель (пресвитер) каждой баптистской общины не обладает абсолютной властью. Решения по важным вопросам, затрагивающим интересы общины, принимает либо церковный совет, состоящий из наиболее авторитетных и уважаемых представителей общины, либо общее собрание. Богослужения баптистов не заключены в какие-либо строгие рамки, как у православных или католиков; они, скорее, являются импровизацией и включают в себя проповеди, пение, а также чтение молитв, причем своими словами, и каких-либо произведений духовного содержания.

Главный молитвенный день у баптистов –…

Кто такие баптисты?

Баптисты - это последователи одного из направлений протестантского христианства - баптизма. Чтобы лучше понять, кто такие баптисты, следует разобраться в особенностях этого вероучения, окунуться в его историю, а также выяснить, как развивается баптизм сейчас.

Слово «баптист» происходит от «баптизо», что с греческого в буквальном смысле означает «погружение». Слово «баптизм» обозначает крещение, которое у баптистов происходит во взрослом возрасте путем погружения всего тела в воду.

Баптизм произошел от английского пуританства. Его основу составляет принцип добровольного крещения людей во взрослом возрасте, которые имеют стойкие убеждения и не приемлют совершение…

Вера и церковь баптистов

Баптистские общины возникли в начале XVII в. Основателями были англичане-конгрегационалисты, бежавшие в Голландию от преследований англиканской церкви. В 1611 г. новое учение было сформулировано в «Исповедании веры англичан, проживающих в Амстердаме в Голландии». В 1612 г. возникла первая баптистская община в Англии, в 1639 г. - в Северной Америке. С конца XVIII в. начинается широкое распространение баптизма, особенно в США. В 1905 г. был образован Всемирный союз баптистов, центр которого находится в США. В настоящее время организации баптизма действуют во многих странах Европы, Азии, Африки, Америки.

Идеи баптизма

Главный принцип баптизма — «Жить в мире, но быть не от мира сего», т.е. подчиняться земным законам, но сердце целиком отдавать Христу. Название конфессии происходит от греч.baptizo- «погружать в воду, крестить». Крещение рассматривается баптистами как акт сознательного обращения к вере, духовного возрождения….

История и происхождение евангельских христиан-баптистов

Баптизм - одно из направлений протестантизма. Евангельские христиане-баптисты являются одной из конфессий, традиционно присутствующих на территории нашей страны. Баптисты получили своё название вследствие того, что взрослые люди принимали крещение по осознанной вере. Первая баптистская община сформировалась в 1609 г. в Амстердаме, в среде беженцев из Англии. Отсюда баптизм проник на Британские острова, а затем в Америку.

В XIX в. баптизм становится поистине всемирной конфессией. Баптистские общины возникают в Канаде, Австралии, Индии, в большинстве европейских стран, в том числе и в России. По данным на 2008 г., в мире насчитывается более 105 000 000 баптистов. В России первые евангельские христиане-баптисты появились в XIX в., когда Российским библейским обществом была издана переведённая на русский язык Библия. Первым русским баптистом стал Никита Исаевич Воронин, принявший крещение по вере в 1867 г….

БАПТИСТЫ: зловредная секта или признанная церковь?

В последнее время в тверской прессе наблюдался ряд публикаций, авторы которых высказывали свое предвзятое мнение о баптистах. Это побудило меня подготовить эту статью, в которой сделана попытка объективно осветить этот вопрос.

Кто же они?

Вот что говорит о христианах-баптистах Большая Советская Энциклопедия: «Баптисты (от греч. baptizo — окунаю, крещу путем погружения в воду). Приверженцы одной из разновидностей протестантизма. Согласно вероучению баптизма, спасение человека возможно лишь через личную веру в Христа, а не через посредничество церкви; единственный источник веры — Священное Писание».

Формально баптизм возник в эпоху Реформации в начале XVII века. Однако утверждать, что баптизм как учение берёт начало в это время, в корне не верно. Христиане-баптисты не придумали ничего нового, а только вернулись к…

Религиозные секты, возникшие в Европе в XVII — XIX вв., представляли

собой главным образом организации протестантского типа.

Протестантизм (от лат. protestans — публично заявляющий) — общее

обозначение вероисповеданий и сект, связанных с Реформацией и образующих в

совокупности третью важнейшую разновидность христианства — наряду с

православием и католицизмом.

Наиболее ранним и влиятельным новообразованием, выросшим на почве

протестантизма, стал баптизм. На почве баптизма в 1-й трети XIX в. возникли

адвентисты, которые разветвились на ряд сект, к одной из которых восходят

иеговисты (конец XIX — начало XX вв.). В начале XX в. возникли

пятидесятники.

Баптисты, адвентисты, иеговисты отличаются среди религиозного

сектантства наибольшим распространением и наличием международных центров.

1. БАПТИСТЫ

Название этой секты происходит от…

Одно из наиболее распространенных по всему миру религиозных течений, именующих себя «христианским» - это БАПТИЗМ.

Баптизм зародился в Англии в двух независимых друг от друга общинах. Возникновению баптизма способствовали антикатолические выступления в XIV-XV веках, а затем – мощное движение Реформации в XIV веке, которое развивалось одновременно с континенталиями. В конце XIV века близкие по духу реформаторским баптистским идеям начал высказывать католический священник, преподаватель Оксфорда Джон Уиклиф (1320-1384) Он выступал за дословное толкование Писания, отрицал как небиблейские - монашество, учение католиков о пресуществлении Св. Даров, восставал против монастырского землевладения и роскоши духовенства и считал, что церковную собственность надо национализировать, утверждал, что Священное Писание должно быть переведено на национальный язык и сам принял участие в его переводе на английский.

Хотя учение Уиклифа не выходило за рамки церковных реформ, он…

Евангельские христиане-баптисты – самая многочисленная протестантская деноминация в России и вторая по величине христианская конфессия нашей страны, наши церкви и общины имеются в городах и многих поселках нашей страны. Поэтому слово «баптист» не является чем-то новым и чуждым для российского гражданина. Сегодня в России проживает около 150.000 христиан-баптистов. Общая численность баптистов более 120 млн.человек, проживающих в 200 странах мира – это одна из самых крупных христианских конфессии в мире. Но, несмотря на все это, и сегодня многие спрашивают: «Кто такие баптисты? Какова их вера? Христиане ли они? Как относятся к окружающему миру? Кто может стать членом их церкви?

Формально христиане-баптисты ведут свою историю из Голландии, где в 1609 году возникла община людей, крестившихся по вере в сознательном возрасте и по личной вере. Все они были англичане. А в 1612 году первая община возникла и в Англии. В России евангельское пробуждение, приведшее к возникновению церкви…

А все же кто такие баптисты? Вашему вниманию небольшая попытка разобраться, не впутывая православие.

Секта, вышедшая из среды английских пуритан. Первая баптистская община была создана в 1633 году, а в 1639 году она уже была перенесена в Северную Америку, где ее центром стал штат Род-Айленд. Первое время влияние секты было незначительным. Только в конце XVIII века, после создания «Проповеднического союза», который объявил своей целью не распространение баптизма, как нового учения, а якобы только проповедь среди американских негров христианства, свободного от догматов, обрядов и общеобязательных символических знаков, движение баптистов встретило сочувствие и материальную поддержку многих богатых американцев.
Эта секта распадается на множество толков. Ее деление началось с XVII века, когда баптисты разделились на «частных», принявших учение Кальвина о безусловном предопределении, и «общих» или «баптистов свободной воли», признающих всеобщность спасающей благодати Божией….

1.СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ (БИБЛИОЛОГИЯ)

Мы верим и учим, что:
канонические книги Библии составляют равно богодухновенное во всех частях Слово Божие, которое является таковым независимо от нашего отношения к нему. Только эти книги являются высшим и единственно непогрешимым откровением Бога о Себе, о духовном и материальном мире (включая человека) и представляют собой единственно непогрешимое и достаточное правило веры и поведения. При этом высший авторитет Писания получен не от Церкви или традиции, но от Самого Бога.

Будучи полностью и дословно богодухновенной в оригинальном тексте, Библия является абсолютно непогрешимой и безошибочной в содержательном изложении всех тем, которых она касается. Она имеет двойное авторство и природу (божественную и человеческую). Это означает, что Бог посредством Духа Святого, используя индивидуальные особенности авторов и их культурно-исторический образ мышления, дал человечеству внеисторическое и равно применимое к любой эпохе…

История и происхождение евангельских христиан-баптистов

Баптизм - одно из направлений протестантизма. Евангельские христиане-баптисты являются одной из конфессий, традиционно присутствующих на территории нашей страны. Баптисты получили своё название вследствие того , что взрослые люди принимали крещение по осознанной вере. Первая баптистская община сформировалась в 1609 г. в Амстердаме, в среде беженцев из Англии. Отсюда баптизм проник на Британские острова, а затем в Америку.

В XIX в. баптизм становится поистине всемирной конфессией. Баптистские общины возникают в Канаде, Австралии , Индии, в большинстве европейских стран, в том числе и в России. По данным на 2008 г., в мире насчитывается более 105 000 000 баптистов. В России первые евангельские христиане-баптисты появились в XIX в., когда Российским библейским обществом была издана переведённая на русский язык Библия. Первым русским баптистом стал Никита Исаевич Воронин, принявший крещение по вере в 1867 г. Произошло это не вдруг, поскольку Воронин из семьи молокан (старинная разновидность русского христианства, отличавшаяся от православия тем, что признавала равноправие верующих перед Богом, отрицала сложную символику храма и уделяла особое внимание изучению Библии). Особым образом на Воронина повлиял протестантский миссионер Яков Деля-ков и литовский немец-баптист Мартын Кальвейт. Увидев сходство своих взглядов с взглядами Кальвейта , Воронин попросил его позволения креститься. Уже к концу XIX в. баптизм получает распространение по всей Российской империи. Однако лишь в 1905 г., после 20 лет жестоких преследований, баптисты получили наконец официальное признание и возможность свободно исповедовать и распространять свою веру. Они вместе со сформировавшимся в начале XX в. родственным течением евангельских христиан продолжали численно увеличиваться.

Основная разница между евангельскими христианами и баптистами заключается лишь в том, что одни появились в Санкт-Петербурге, а другие - на Украине и Кавказе, а потому немного по-разному проводили богослужения и понимали некоторые вопросы культа. Но эти различия были столь незначительными, что вскоре оба течения слились в одно.

Первое десятилетие советской власти баптисты и евангельские христиане пользовались свободой вероисповедания. Однако в годы правления Сталина баптисты и евангельские христиане, как и верующие других конфессий , подвергались жесточайшим преследованиям, приостановившимся только во время Великой Отечественной войны. В 1944 г. был создан единый Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов, объединивший верующих на всей территории СССР, церкви которых официально регистрировались государственными органами. С 1961 г. происходит формирование альтернативного движения, которое действовало нелегально, не желая находиться под жёстким контролем государственных органов. Это движение известно как Совет церквей евангельских христиан-баптистов. После распада Советского Союза зарегистрированные церкви объединились в Российский Союз евангельских христиан-баптистов, а Совет церквей ЕХБ (незарегистрированный) был переименован в Международный союз церквей ЕХБ. МСЦ ЕХБ и сегодня продолжает отказываться от государственной регистрации.

Основные убеждения евангельских христиан-баптистов

Евангельские христиане-баптисты разделяют все базовые общехристианские доктрины, основанные на Библии. Они верят в Троицу (Единого Бога в трёх Лицах), Спасителя Иисуса Христа - истинного Бога и истинного Человека, в загробную жизнь, рай и ад. Вместе с тем баптисты не почитают икон, не используют свечей и не имеют иных традиций, которые прямо не предписаны Библией.

Особую роль у баптистов играет учение о спасении. Баптисты верят в то, что каждый человек может спастись , поверив, что Христос умер за него. Поэтому баптисты настаивают на необходимости личной веры, так как именно через веру человек получает спасение. При этом они опираются на слова апостола Павла: «Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Послание к Ефесянам, 2:8).

Евангельские христиане-баптисты считают, что подлинная духовная жизнь начинается с того , что человек признаёт себя грешником и хочет начать новую жизнь. Это рассматривается как духовное рождение (рождение свыше), после этого уверовавший человек допускается до крещения и после становится членом церковной общины.


С точки зрения евангельских христиан-баптистов, человек не принадлежит к церкви или к вере по рождению. Каждый человек должен осознанно и лично принять решение о том, желает ли он быть христианином и к какой церкви он хочет принадлежать. Свобода совести (право личного выбора в отношении религии) является одним из важнейших вероучительных убеждений баптистов.

Моральные установки и ценности евангельских христиан-баптистов

Соблюдение нравственных норм считается обязательным для всех членов баптистских церквей. Они крайне негативно относятся к добрачному сексу, супружеским изменам, разводам и абортам. Для баптистов характерен полный отказ от спиртного, они не курят , не употребляют нецензурной лексики. Нарушители этических норм призываются к порядку, а в случае отсутствия исправления отлучаются от церкви.

Евангельские христиане-баптисты уделяют особое внимание семейным ценностям. В основном баптистские семьи крепкие, нередко многодетные. Баптисты, как правило, находят себе пару среди единоверцев. Духовное единство супругов , семейная молитва, совместное посещение богослужений ценятся очень высоко. Трезвый и нравственный образ жизни способствует сплочённости супругов, душевной близости родителей и детей. В семьях баптистов воспитывается не только почтение к матери, но и уважение к отцу как к главе семьи. Важнейшие решения , в том числе касающиеся детей, в баптистских семьях обычно не принимаются без мужа. Евангельские христиане-баптисты не стремятся к изоляции своих детей от сверстников, хотя стараются оградить их от курения, алкоголя, наркотиков , порнографии и других пороков. Обычно баптисты стремятся дать детям как духовные знания, так и светское образование.

Церковное устройство евангельских христиан-баптистов

Для евангельских христиан-баптистов большую роль играет конкретная церковная община. Каждый баптист принадлежит к конкретной церкви (общине). Каждая община, в свою очередь, представляет собой сложившийся коллектив. Причём это касается не только совместного богослужения и общения, но и совместной ответственности за общинную жизнь. У баптистов каждая община автономна, т. е. самоуправляема. Важнейшие решения, относящиеся к внутренней жизни церкви, принимаются на общем собрании членов общины, поскольку все верующие считаются священниками. У баптистов нет служителей, подобных православным священникам, которые считаются своеобразными посредниками между Богом и паствой. Баптисты верят в полное равноправие перед Богом каждого верующего, имеющего возможность лично общаться с Ним и обязанного нести ответственность перед общиной. Это не означает, что в баптистских общинах нет руководителей. Напротив , каждая община сама избирает своих служителей - пресвитеров (пасторов) и дьяконов. Служители в церквях ЕХБ занимаются наставлением верующих, а также решают дисциплинарные и хозяйственные вопросы. Для осуществления межобщинных контактов и координации поместные церкви (общины) объединяются в региональные организации во главе со старшим пресвитером, а на уровне страны - в Российский Союз евангельских христиан-баптистов, возглавляемый председателем, избираемым всероссийским съездом представителей общин. Ныне Российский Союз объединяет около 80 000 верующих. Наряду с Российским Союзом на территории России действует несколько других, меньших по численности объединений баптистов, работающих самостоятельно (в настоящее время около 50 000 человек).

Духовная практика и богослужение евангельских христиан-баптистов

В жизни баптистов большую роль играет молитва. Они обязательно молятся в начале и в конце каждого дня , при каждом приёме пищи и по желанию в любое время суток. Баптисты молятся своими словами, так как в Библии не содержится специальных образцов молитвы. Исключение составляет только молитва Господня «Отче наш», содержащаяся в Евангелии. Баптисты считают , что Богу нужна прежде всего искренняя молитва, идущая от сердца, а не красивые слова, сочинённые кем-то другим.

Каждое воскресенье баптисты собираются на богослужение (богослужебные собрания). Баптисты обязательно участвуют в каждом воскресном богослужении, если только этому не препятствует болезнь или иные серьёзные обстоятельства. Кроме воскресных дней , баптисты празднуют и главные общехристианские праздники, такие, как Пасха, Рождество, Троица. Осенью баптисты отмечают праздник Жатвы, посвящённый благодарению Богу за урожай. Многие церкви собираются на дополнительные богослужения среди недели.

Богослужения баптистов состоят из проповедей на тексты из Библии, молитв и пения духовных гимнов. У баптистов нет специального богослужебного языка или сложных непонятных церемониалов, поэтому их богослужебная практика доступна и демократична. Баптисты считают, что богослужение должно быть понятным и назидательным. Они не практикуют экстатических молений и избегают излишней эмоциональности. Богослужения баптистов открыты для посещения всеми желающими.

Наряду с богослужебными собраниями баптисты совершают и другие церемонии. Наиболее важными из них являются крещение и хлебопреломление. Крещение, как уже отмечалось, совершается над взрослыми верующими, пережившими опыт духовного обращения (покаяния). Личное покаяние необходимо даже в том случае, когда человек вырос в баптистской семье и с детства приобщён к церковной жизни. Крещение обязательно совершается полным погружением в воду. Оно совершается в открытом водоёме или специальном бассейне (баптистерии). Хлебопреломление (Вечеря Господня, причащение) - это воспоминание страданий и смерти Христа, во время которого верующие едят хлеб , разломанный на небольшие куски, и отпивают глоток вина из общей чаши. Хлеб и вино символизируют Тело и Кровь распятого Господа Иисуса Христа. Кроме того, евангельские христиане-баптисты совершают благословение детей (младенцев не крестят, так как они ещё не могут веровать), бракосочетание и некоторые другие церемонии.

Евангельские христиане-баптисты и общество

Евангельские христиане-баптисты не стремятся к самоизоляции - они очень толерантны. Баптистские церкви принимают участие в большом количестве самых разнообразных благотворительных проектов.

В 1968 г. в СССР по разрешению государства были организованы Заочные Библейские курсы (ЗБК). Значимость ЗБК состоит в том, что на тот период это было единственное протестантское учебное заведение в СССР, где учились представители всех протестантских направлений. Кроме того, ЗБК послужили основой для возникновения Московской Богословской семинарии ЕХБ - основного учебного заведения евангельско-баптистского братства России.

Российские церкви ЕХБ готовят своих служителей в Московской Богословской семинарии, в Новосибирской семинарии, в Санкт-Петербургском христианском университете и библейских колледжах в разных регионах страны. В России многие церкви ЕХБ участвуют в создании христианских теле- и радиопрограмм («Свет Жизни», «Библия и современность», программы Трансмирового Радио и др.), Российский союз и многие церкви имеют свои веб-странички (www.baptist.org.ru , www.mbs.ru ). Христианские издательства (такие, как «Библия для всех», «Посох», «Мирт», «Шандал» и др.), учреждённые ЕХБ, выпускают книги, газеты, журналы, пособия и материалы для воскресных школ, доступные для всех.

Баптистские церкви находятся вне политики, но верующие участвуют в выборах. Верующие сами решают, в какой степени и в каком качестве они хотят участвовать в общественной и политической жизни. Баптисты законопослушны , считают необходимым повиноваться государственной власти. При этом евангельские христиане-баптисты стремятся проповедовать учение Христа и быть хорошим примером для окружающих. Поэтому, несмотря на уверенность в правильности собственного мировоззрения, баптисты очень толерантны.

Евангельские христиане-баптисты – самая многочисленная протестантская деноминация в России и вторая по величине христианская конфессия нашей страны, наши церкви и общины имеются в городах и многих поселках нашей страны. Поэтому слово «баптист» не является чем-то новым и чуждым для российского гражданина. Сегодня в России проживает около 150.000 христиан-баптистов. Общая численность баптистов более 120 млн.человек, проживающих в 200 странах мира – это одна из самых крупных христианских конфессии в мире. Но, несмотря на все это, и сегодня многие спрашивают: «Кто такие баптисты? Какова их вера? Христиане ли они? Как относятся к окружающему миру? Кто может стать членом их церкви?

Формально христиане-баптисты ведут свою историю из Голландии, где в 1609 году возникла община людей, крестившихся по вере в сознательном возрасте и по личной вере. Все они были англичане. А в 1612 году первая община возникла и в Англии. В России евангельское пробуждение, приведшее к возникновению церкви евангельских христиан-баптистов, началось в середине 19 века одновременно на юге России, на Украине и в Санкт-Петербурге, в среде высших слоев аристократии.

Тем не менее, сказать, что баптизм возник в 17 веке, будет в корне не верно. Христиане-баптисты не придумали ничего нового, а только вернулись к принципам христианской веры, ясно изложенным в Священном Писании.

Что означает слово «баптист»?
Оно берет свое начало от греческого слова «баптизо», что значит крещение. Так, например Иоанн Креститель – предтеча Иисуса Христа – в греческом оригинале Святого Евангелия назван Иоанном Баптистом. Поэтому сегодня баптистами именуются верующие христиане, исповедующие крещение по вере.

Они убеждены на основании учения Библии, что водному крещению должна предшествовать личная вера крещаемого, иначе это святое таинство превратиться всего лишь в ничего не дающий и не значащий обряд. Сам Господь Иисус Христос, перед Своим вознесением, дал следующее наставление Своим ученикам – Апостолам: «Кто будет веровать и креститься спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» (Ев. от Марка 16:16). Само же крещение есть видимое выражения свершившейся внутренней перемены человека, его готовность и желание жить христианской жизнью, видимый знак его духовного соединения со Христом и Его Вселенской Церковью.

Чем отличаются евангельские христиане-баптисты от других христианских церквей?
Прежде всего, следует сказать, что у нее есть много общего с большинством христианских церквей. Мы – все христиане, и исповедуем Иисуса Христа как Сына Божия, верим в Святую Троицу – Отца и Сына и Святого Духа. Мы верим, что Иисус Христос является единственным Спасителем и нет другого имени под небом, которым нам надлежало бы спастись. У нас один и тот же Символ Веры — Апостольский Символ Веры. И вообще у любых христиан, живущих по Писанию, есть сходство в поступках, сходство в образе жизни.

Если посмотреть на отличия, то все они связаны с тем, что наше вероучение полностью основывается только на Библии, канонических книгах Ветхого и Нового Заветов. Мы не отвергаем Предания как такового (пользуясь им для нашего назидания, укрепления веры и усовершения нашей духовной жизни), но не ставим его на один уровень со Священным Писанием, которое является руководством и каноном для нас. Правилом же для нашей повседневной жизни является Евангелие. Поэтому нас и называют Евангельские Христиане.

Движение евангельских христиан-баптистов – это возвращение к первохристианству, не в его начальном познании и мудрости, а в той простоте, искренности и чистоте веры, в которой пребывала Апостольская церковь. Именно поэтому мы совершаем крещение только над людьми в сознательном возрасте, которые уверовали во Христа. Кроме того, наши богослужения отличаются внешней простотой, для того, чтобы помпезностью обряда и внешней атрибутикой не заслонять общения человека с Живым Богом. «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ев. от Иоан.4:24)

Признавая доктрину первородного греха, мы понимаем, что человек не может спастись ни через крещение, ни через добрые дела, ни через церковь, а только через личную веру в спасительную жертву Сына Божия – Иисуса Христа. Поэтому мы верим, в оправдание по вере: «Ибо благодать вы спасены через веру, не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2:8-9) . Что касается добрых дел, то они являются плодом любви к Богу, проистекающей из веры в Евангелие Христа.

Мы убеждены на основании учения Нового Завета, что единственным посредником между Богом и человеком является Богочеловек Иисус Христос (1Тим.2:5) . Поэтому у нас нет нужды обращаться к каким-либо другим посредникам – святым угодникам, мученикам, подвижникам и Деве Марии.

Важным отличием также является принцип всеобщего священства, отсутствие деления членов церкви на духовенство и мирян. Всякий христианин в силу крещения получает и посвящение на служение. благодать Божия дается всем крещаемым по вере. Поэтому все члены могут играть активную роль в поместных церквях. Церкви избирают и призывают специальных служителей – диаконов, пресвитеров, проповедников, благовестников, пасторов, епископов, с последующем рукоположением.

Баптисты провозглашают принцип свободы совести. Человек ответственен за свои убеждения только перед Богом.

«Бог есть свобода и дает свободу – Он не принуждает Себя признать» — Бердяев Н.
Вот почему баптисты никогда никого не преследовали за убеждения и предпочитают быть наковальне, нежели молотом.

Вера определяется свободным выбором человека, а не навязывается государством Поэтому баптисты длительное время преследовались государственными церквями. Но церковь и государство принадлежат к разным мирам: Церковь – к небесному, вечному; государство – к земному, временному. Правители всегда стремились превратить Церковь в свое идеологическое учреждение, и всегда от этого было плохо и государству, и Церкви. Есть только один способ их благополучного существования: отделение церкви от государства.

Взаимоотношения Церкви Евангельских Христиан – Баптистов С Руской православной Церковью.
В 1994 году в Москве в Свято-Даниловом монастыре прошла встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с председателем Союза евангельских христиан-баптистов России Петром Борисовичем Коновальчиком. Стороны договорились о дальнейшем сотрудничестве «На основе христианского взаимоуважения».

Взаимоотношения Церкви ЕХБ с государством
Председатель Союза ЕХБ России Коновальчик П.Б, является членом консультативного Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, куда входят также представители Православной, Католической и других Церквей и общин, зарегистрированных в России.

«Баптисты приобрели столь большой успех среди русского населения, каково и сравнимо не было у них раньше. Они отнюдь не использовали грубых приемов иных западных сектанских проповедников. Не опирают моральных призывов на доводы расчета, не используют шаблонные рекламы. Они поистине ищут смиренности, а евангельскую проповедь ведут для соотечественников на простом, доступном русском языке и при полной сознательной связи с современностью… И еще особенный поворот вопроса в том, что русские баптисты наши единокровные соплеменники, в обычной жизни это обычные русские люди.»
Александр Солженицын
(На Рождественских чтениях 21.01.1996 «Русская мысль» №4116)

Известные всему миру баптисты:
Это Джон Буньян, написавший книгу «Путешествие Пилигрима», которая вдохновила Александра Пушкина на создание стихотворения «странник». Это Джон Мильтон, великий английский поэт, классик мировой литературы, защитник демократических прав и свобод, автор поэмы «Потерянный и обретенный рай». Это Даниэль Дефо, автор знаменитого романа «Робинзон Крузо». Это Чарльз Сперджен – «король проповедников», которого слушал Чарльз Диккенс и другие знаменитости Англии. Это Мартин Лютер Кинг, лауреат Нобелевской премии, один из вдохновителей борьбы за гражданские права негров в США.

Может ли русский человек быть баптистом?
Бог сотворивший мир и все, что в нем не имеет национальной принадлежности. Иисус Христос умер на кресте Голгофы за грехи всех людей, в не зависимости от расы, цвета кожи или географического положения. Сама истина является наднациональной категорией. Поэтому русскому человеку верить в то, во что верили уже почти 2 тысячи лет самые разные люди, не просто возможно, но и вполне необходимо. К тому же у русского баптизма есть крепкие национальные корни, лежащие в народном неформальном богоискательстве, которое наряду с официальной церковью всегда присутствовало на русской земле. Да и сами баптистские принципы, отнюдь не чужды русской душе, а наоборот являются выражением ее глубоких сердечных чаяний. Еще великий русский классик Достоевский провозгласил: «…гибель народу без Слова Божия». Русские баптисты выступали и посей день выступают за то, чтобы в каждом доме верующего человека была читаемая им Библия, по которой он мог бы строить свою жизнь в обществе, на работе, в семье.

Как баптисты относятся к христианам других вероисповеданий?

Характерные черты христианина-баптиста:
1. Хороший, честный и усердный работник
2. Гражданин своего государства
3. Почитает устои семьи
4. Ежедневно читает Библию и старается ей следовать в своей повседневной жизни
5. Не имеет вредных привычек (курение, алкоголь и т.п.)
Как получить спасение во Христе (или краткое изложение смысла Евангельской вести):

Каждый человек является грешником и разделен с Богом.
«Потому что все согрешили и лишены славы Божией»
Рим.3:23

Бог возлюбил всех людей так, что отдал Сына Своего, чтобы он умер за наши грехи.
«Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками»
Рим. 5:8

Смерть означает вечное отделение от Бога. Вечная жизнь приобретается через доверие Иисусу Христу
«Ибо возмездие за гех – смерть, а дар Божиц – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем»
Рим. 6:23

«Ибо, если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Христа Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься»
Рим. 10:9

«Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется»
Рим. 10:13

Как баптисты относятся к христианам других исповеданий?
Баптисты убеждены, что спасает не принадлежность к какой-либо церкви, а только личная связь с Господом Иисусом Христом. Поэтому они не утверждают, что будущий рай будет только баптистским, и готовы уважать жизнь во Христе представителей других церквей. С церквями же, отрицающими апостольский символ веры, баптисты братского общения не имеют.

Каковы баптисты в окружающем их обществе?
Евангельские христиане-баптисты – законопослушные граждане, они совершают молитвы за начальствующих, прося у Бога благословения на их нелегкий труд. Являются хорошими и честными работниками на производстве. Почитают устои семьи. Не имеют вредных привычек (курение, алкоголь и т.д.). Стараются распространять спасительную весть Иисуса Христа везде, где бы они не находились, но не навязывая свою веру и убеждения.

Вклад евангельских христиан-баптистов в российскую культуру
Евангельское движение существует в России чуть более полутораста лет. Разумеется, о его вкладе в русскую культуру следует говорить с учетом этого временного фактора. Особо отметим, что евангельское христианство принесло в русские семьи Библии на русском языке. Библия превратилась из исключительно богослужебной священной книги в книгу настольную, наставляющую в повседневной жизни – в Книгу Жизни. Нравственные принципы Священного Писания превратились в образ жизнь. Интеграция доступной Библии на русском языке в семьи самого разного социального статуса расширяла общий кругозор даже тех, кто в силу обстоятельств не имел образования.

Евангелизация русской культуры – была и до сих пор является одной из задач Евангельского движения в России.

Отметим также трезвеннический характер самого бытия евангельских христиан-баптистов. Баптистские церкви внесли свой вклад в формирование русской трезвеннической культуры в целом: ее результата – крепкие браки, забота о детях и престарелых, больных, малоимущих, вежливость в общении, целомудрие и скромность.

В целом наши церкви объективно влияют на культуру «среднего класса» российских граждан, значение которых в жизни страны трудно переоценить.

Мне нравится!



Новое на сайте

>

Самое популярное