Домой Эндокринология Что при прорезывании зубов. Как обезболить десны если режутся зубки

Что при прорезывании зубов. Как обезболить десны если режутся зубки

Авеста (или Зенд-Авеста) – священная книга последователей зороастризма – великой древней религии, которую некогда исповедовал весь Иран (более тысячи лет), а теперь – лишь небольшие общины парсов , по преимуществу на западе Индии. Старинные персидские легенды и древнегреческие известия говорят, что основатель этой веры, пророк Зороастр , написал двадцать одну книгу, которые в совокупности и составляли Авесту. Полный состав этих книг не сохранился. В середине XVIII века, благодаря самоотверженным поискам среди парсов французского ученого, , Европа ознакомилась с переводом двух из них, Вендидада и Ясны. Очень многие ученые сомневались в их подлинности. Но за нее ручается, между прочим, и согласие их с тем, что рассказывают об учении Зороастра греческие и римские писатели.

Правда, подлинность их надо понимать не в том смысле, что они в нынешнем своем виде эти части Авесты действительно написаны самим Зороастром. Очень многое в современной версии Авесты носит на себе очевидный отпечаток позднейшего происхождения: они содержат точные правила богослужения на разные праздники, на каждое время года, на каждую из нескольких частей дня; подробные нравственные постановления относительно всех житейских дел; казуистическое распределение грехов по разрядам, с назначением особых наказаний, очищений и подвигов набожности за каждый грех, так что это напоминает казуистику буддийской исповеди грехов. Культ той Авесты, что дошла до нас, уже имеет строго установленные молитвы, церемонии, песнопения. Богослужение совершается особыми жрецами, оно – длинный ряд предписанных молитв и воззваний к богам, лишенных теплоты чувства, лишенных поэзии. Фигуры богов в современных книгах Авесты бледны и неопределенны, вовсе не таковы, какими бывают создания живого мифического творчества. Часто они уже только аллегорические олицетворения нравственных качеств. Все это – черты, принадлежащие системам развитых, имеющих уже долгую историю жреческих религий.

Пророк Заратустра (Зороастр), считающийся автором Авесты

Эти и тому подобные следы жреческой обработки религиозных представлений, попадающиеся в Зенд-Авесте на каждой странице, несомненно доказывают, что священные книги парсов в нынешней своей сухой форме не могли быть ни произведением проникнутого религиозным энтузиазмом мудреца Зороастра, ни продуктом наивной народной веры, что они – компиляции, постепенно составленные из результатов очень долгой деятельности многочисленного духовенства, и принадлежащие таким временам, когда уже давно замолкло живое слово основателя веры. Но основные черты догматики и морали в этих поздних компиляциях Авесты, несомненно, принадлежат учению Зороастра и составляли существенное содержание староперсидского поклонения свету и огню.

Итак, в дошедших до нас книгах Авесты мы имеем вероучение, основу которого составляют очень древние понятия и обычаи, но которое подверглось в руках жрецов переработке в духе понятий и надобностей позднейшего времени. Подобно индийским законам Ману , Зенд-Авеста, регламентируя самыми точными правилами религиозную жизнь и богослужебные обряды, подводит под свои постановления и все житейские дела. Много веков Авеста была кодексом государственного, общественного и семейного быта у народа, достигшего высокой культуры.

Жрецы Авесты

Степень образования народа, обрисованная в Авесте, была еще очень низкая; но в то время, когда составлялись эти священные книги, уже должно было существовать сословие жрецов («атрав») и надо, кажется, даже думать, что оно уже имело очень выработанную организацию, приобрело влиятельное положение, что уже были в нем и некоторые элементы испорченности. Религия Авесты, требующая заклинания злых духов установленными формулами и молитвами, вменяющая в обязанность людям определенные способы очищения и подвиги покаяния, вводящая определенные формы богослужения и, следовательно, нуждающаяся для исполнения своих обрядов в людях с особой теоретической и практической подготовкой, имеет необходимость в жрецах, специальную профессию которых составляют религиозные дела. А сведения, нужные для жреческой профессии, могли быть приобретаемы только от жрецов. Это, естественно, должно было вести к возникновению особого жреческого сословия и к основанию школ для подготовки к жреческому сану.

Из многих мест Зенд-Авесты ясно, что у восточноиранских племен с очень давних времен существовали жрецы, «атравы», составлявшие особое сословие; что у знаменитейших жреческих родов был обычай передавать религиозные знания и богослужебное искусство по наследству сыновьям, или подготавливать учеников к исполнению жреческих обязанностей; что жрецы Авесты имели особенности одежды, которыми отличались от остального народа; что жреческие знания были монополией жреческого сословия и сообщались одним только посвященным.

Но атравы не составляли замкнутого наследственного сословия, как индийские брахманы , и не были ни так многочисленны, ни так могущественны, как мидийско-персидские маги . Восточноиранское духовенство является в Авесте уже имеющим иерархическое устройство. Атравы составляли группы, находившиеся под управлением начальников, и делились на разряды по различию своих богослужебных обязанностей. Одни совершали жертвоприношения, другие руководили предписанными Авестой очищениями, третий класс их занимался молитвословием и т. д. Они носили при себе жертвенную чашу, жезл для убивания нечистых животных, и закрывали нижнюю часть лица платком, который назывался паитиданой и служил для того, чтобы дыхание, сдерживаемое им, не оскверняло своим прикосновением священный огонь.

Персидские маги

Наши сведения о политическом положении восточноиранских атрав не достаточно определенны; таковы же наши сведения и о положении жрецов западного Ирана, называвшихся магами, «магуш». Древнейшие упоминания о магах находятся в надписях, высеченных на скалах царём Дарием . У мидян маги составляли особое сословие. Едва ли можно сомневаться в том, что с глубокой древности были в числе магов и персы. При персидской династии Ахеменидов сословие магов занимало очень высокое положение: важнейшие дела народа были в их заведывании. Им принадлежало исключительное право руководить обрядами жертвоприношений, совершать богослужение, петь хвалебные гимны богам и духам Авесты. Персидские маги находились при царе и толковали ему значение необыкновенных явлений природы, значение его снов; влияли своими советами на его решения; определяли место для его гробницы и проч.

Но ни атравы, ни маги не имели таких личных привилегий, которые принадлежали в Индии брахманам. Стать обособившеюся от народа аристократией было невозможно для них уже потому, что в Иране не было каст , население не состояло из двух племен: господствующего, привилегированного, и подвластного, лишенного всяких прав. Значение персидских магов в государстве было только нравственное: они могли действовать только цитатами из Авесты и религиозными доводами на сердце и совесть царя. Их положение не опиралось на иерархические учреждения. Но подобно индийскому и подобно всякому другому жреческому сословию, атравы и маги имели школы, в которых учили формулам заклинания, молитвам Авесты, правилам очищения, заповедям религии; разъясняли древние верования богословской ученостью, при этом и переделывали их соответственно современным надобностям. Когда древний язык перестал быть понятен народу, они одни понимали священные книги Авесты и хранили эту мудрость, как тайное знание.

Без сомнения, жреческие корпорации и школы придали учению Зороастра тот вид, какой имеет оно в той части Авесты, которая называется Вендидад. Жрецы постепенно превратили зороастризм в богослужебную формалистику, в систему соблюдения правил наружного благочестия, в казуистическую классификацию грехов, очищений от грехов и подвигов покаяния, в служение богу не сердцем, а устами. Иранское царство и иранская религия подвергались потрясающим катастрофам, поэтому Зенд-Авеста – сборник учений и богослужебных правил иранской религии – состоит из материалов, принадлежащих разным векам и очень разнохарактерных. Некоторые из них могут приурочиваться ко времени Зороастра, другие сформировались, вероятно, только во времена новоперсидского царства Сасанидов (III-VII века нашей эры).

Состав Авесты

По древнеперсидскому преданию, Авеста состояла из стольких книг, сколько слов содержит в себе святая молитва Yatha ahu vairyo, то есть, из 21 книги. Все эти книги, «нашки» приписывались Зороастру. По сохранившимся оглавлениям мы знаем, что две из книг Авесты (1-я и 15-я) заключали в себе богослужебные молитвы и славословия; в нескольких других, – вероятно, в шести книгах (по-видимому, во 2-й, 3-й, 4-й, 13-й, 16-й и 21-й) излагалось нравственное учение. В четырех книгах Авесты (5-й, 10-й, 12-й и 20-й) излагались догматы веры. Ещё четыре (8-я, 9-я, 17-я и 19-я) излагали законы государственного и частного права. В 7-й книге находился устав богослужебных обрядов. В 6-й книге Авесты излагалась астрономия и астрология, в 14-й медицина; 18-я книга содержала в себе учение об амулетах, 11-я излагала историю жизни Зороастра и принятия религии его царем Густаспом. 12-я книга Авесты, по мнению некоторых учёных, содержала в себе общий очерк всего учения Зороастра, – давала краткое описание вселенной, перечисляла обязанности человека, которые проистекают из этого состояния вселенной и должны исполняться последователями чистого вероучения. Этот очерк соединял в себе теологию, космографию, догматику, мораль и политическую историю.

Итак, судя по оглавлению книг Авесты, она содержала в себе все знания, которые были тогда у иранского народа . – По словам грека Гермиппа, эти книги Зороастра имели два миллиона строк, – то есть, приблизительно в четыре раза больше числа строк в сочинениях Аристотеля .

Историческая судьба Авесты

Древнейшие оригиналы книг Авесты были, видимо, утрачены после завоевания Персии Александром Македонским , которое повлекло за собой длительный период военных бурь и распространения более высокой эллинской культуры. Исчезновение этой первоначальной редакции Авесты облегчилось тем, что её язык был уже непонятен народу, и священное зороастрийское писание не имело распространения в толще масс. Старую веру восстановила в качестве государственного исповедания лишь захватившая власть в начале III века нашей эры династия Сасанидов . Сасанидские цари велели перевести книги Авесты на тогдашний народный язык западного Ирана – пехлеви . Но их текст, по-видимому, подвергся в пехлевийском переводе множеству изменений – некоторые места подлинника были не поняты переводчиками, да и к тому же древний закон уже не вполне соответствовал отношениям изменившейся жизни, и его приходилось модифицировать и дополнять.

Священная книга древних иранцев - младшая сестра Ригведы. У них общий источник происхождения, сходное мировоззрение, общие Боги (например, Митра), но судьбе было угодно развести их идеологически. В Авесте также поминается древняя Полярная прародина иранцев (и всех индоевропейцев) - Арийан Вэджа (дословно «Арийский простор») Постигшее ее несчастье - ужасающее похолодание (оно вынудила прапредков иранцев уйти из полярных и приполярных областей) - с леденящей душу бесстрастностью описывается именно в Авесте:

В дальнейшем некогда единая индоиранская этнолингвистическая общность окончательно распалась и возникли совершенно самостоятельные народы, языки, культуры, религии. Последние - с диаметрально противоположными ориентирами: иранские светлые Божества ахуры у индийцев превратились в злобных демонов асуров, и наоборот - индийские Богини деви у иранцев стали кровожадными дэвами. Но таковы сложные и непредсказуемые перипетии этногенеза.

Авторство Авесты приписывается легендарному пророку Спитаме Заратуштре (Зороастру) - его проповеди легли в основу канонизированного текста священной книги зороастрийской религии. Сам Заратуштра (в европейской традиции именуемый Заратустрой - в такой вокализации он вошел и в знаменитую книгу Фридриха Ницше) - реальное историческое лицо. Вот только относительно места и времени его рождения мнения ученых - и древних и современных - никак не совпадают. Местами рождения Заратуштры назывались Азербайджан, разные районы Средней Азии (Древней Бактрии или Маргионы), а в последнее время - Аркаим, древний оборонительный, производственный и культовый комплекс на Южном Урале, перевалочный пункт на пути миграций ариев вообще и индоиранцев в частности.

По традиционной пехлевийской хронологии, великий пророк и основатель зороастризма жил за 258 лет до Александра Македонского (в VII–VI веках до н. э.). Но есть и другие сведения. Так, античные источники сообщают, что Зороастр прибыл из северных краев (именуемых у греков и римлян гиперборейскими), из-за «мировой реки», то есть из-за Океана: «Говорят, что Зороастр на 6000 лет старше Платона, «…» будто он переправился на материк через большое море».

Первоначально полный свод Авесты насчитывал два миллиона стихов, разделенных на тысячу двести глав, написанные несмываемой золотой краской на двенадцати тысячах дубленых коровьих кож особой тонкой выделки. Тяжелые свитки хранились в главном зороастрийском храме столицы персидских царей. Когда Александр Македонский разбил Дария и разграбил Персеполь, он приказал стереть с лица земли главной святилище огнепоклонников, на его развалинах сжечь Авесту а пепел развеять по ветру. Существовал ли второй экземпляр книги - не известно. Легенда говорит о нескольких списках один из которых среди прочих трофеев был даже якобы вывезен в Грецию.

Когда же спустя много лет жрецы-маги задумали по памяти заново воссоздать сожженную книгу, утраченный текст восстановили лишь ценой невозвратимых потерь: новая Авеста оказалась вчетверо короче первоначальной. Однако и этот вариант не сохранился. Жрецы не раз дополняли и переделывали текст, уродовали древние стихи до неузнаваемости. Живое и поэтичное безжалостно выбрасывалось. Мертвое, наносное канонизировалось и насильственно насаждалось. Наивные вдохновенные верования древних иранцев в руках клерикалов превращались в сухую безжизненную догму.

В конце VII века на Персию и Среднюю Азию обрушились арабы. Все, что противоречило Корану и противилось новому порядку, беспощадно сжигалось и уничтожалось - люди, храмы, книги. Арабское нашествие положило конец древней религии Зороастра. На смену поклонению огню, свету, правде и мудрости пришла вера Мухаммеда. Монголы, посланные Чингисханом «к последнему морю» на завоевание мира, пополнили черный список губителей древней культуры: в пыль обращались города, в прах - бесценные книги и манускрипты.

Не сразу и не до конца удалось ордам завоевателей вытоптать огонь зороастрийского учения. Пламя пророчеств Зороастра и учения Авесты не в силах были задуть ни македонцы, ни арабы, ни монголы. Тлеющие искры веры в светлое и доброе неизбежно побеждающее зло и тьму, вспыхивали вдруг в самых неожиданных местах.

Античная Греция и Рим не избежали влияния зороастрийских идей. Авестийское учение оплодотворило мистику некоторых иудейских и христианских сект. В средние века воинствующие еретики - несториане и павликиане, богомилы, катары и альбигойцы, - поднимая под религиозными лозунгами народные массы на борьбу против угнетателей, черпали, сами того не зная, из манихейства крамольные мысли языческого пророка Зороастра.

Религиозные общины зороастрийцев, чахлые и вырождающиеся, также сумели выстоять кое-где под натиском времени. Вплоть до начала XX века в Баку действовал храм огня. Поныне малочисленные группы огнепоклонников живут в Индии и Иране. Именно через парсов, индийских зороастрийцев, бежавших из Персии после кровавой резни, учиненной мусульманскими фанатиками, и поселившихся в окрестностях Бомбея, попали в Европу XVIII века списки Авесты, вернее, жалкие и куцые остатки, которые чудом уцелели и дожили до наших дней, по сути - одна из тысячи двухсот навсегда утраченных глав. Но даже и в таком виде пламенные гимны Зороастра и суровая мудрость безымянных авторов вошли в сокровищницу человеческой мысли и мировой поэзии. С ними-то и имеет дело современный читатель.

Философско-мировоззренческая концепция Авесты - дуалистическое понимание устройства мироздания, выражающееся в вечном противоборстве противоположных первоначал и первосущностей Вселенной: борьба между ними - главная движущая сила космической, планетарной, людской и божественной эволюции. В Космосе это борьба Света и Тьмы, на Земле - Жизни и Смерти, среди людей - Истины и Лжи (в русском народном мировоззрении последнее положение трансформировалось в представление о борьбе Правды и Кривды). Сформулированная концепция лейтмотивом проходит через многие гимны Авесты:

А теперь обращусь я к тем, кто хочет слушать. «…» Прислушайтесь ушами своими к наилучшему, Проникнитесь ясным пониманием двух верований, Дабы каждый перед Судным днем сам избрал одно из них:

Оба Духа, которые уже изначально в сновидении были подобны близнецам,

И поныне пребывают во всех мыслях, словах и делах, суть Добро и Зло.

Из них обоих благомыслящие правильный выбор сделали, но не зломыслящие.

Когда же встретились оба Духа, они положили начало Жизни и тленности и тому, чтобы к скончанию веков

Было бы уделом лживых - наихудшее, а праведных - наилучшее.

Из этих двух Духов избрал себе Лживый - злодеяние,

Праведность - избрал для себя Дух Священный, чье облачение - небесная твердь.

Верховное Божество зороастризма - Ахура-Мазда (буквальный перевод: Господь премудрый).

Он творит мир усилием мысли, требуя молитвы перед воззоженным огнем.

Ахура-Мазда - главный вдохновитель, наставник и собеседник Заратуштры.

К нему обращены молитвы пророка и паствы.

Он же - центральная фигура Символа веры зороастризма:

Проклинаю дэвов. Исповедую себя поклонником Мазды, зороастрийцем, врагом дэвов, последователем Ахуры. «…»

Доброму, исполненному благу Ахура-Мазде я приписываю всё хорошее, и всё лучшее - ему, носителю Арты [Правды] «…»

Отрекаюсь от сообщества с мерзкими, вредоносными, неартовскими, злокозненными дэвами, самыми лживыми, самыми зловонными, самыми вредными из всех существ, [отрекаюсь от дэвов и их сообщников; от тех, кто насильничает нас живыми существами.

Отрекаюсь в мыслях, словах и знамениях «…»

Именно так, как Ахура-Мазда учил Заратуштру на всех беседах, на всех встречах, на которых Мазда и Заратуштра говорили между собой…

(Перевод В. И. Абаева)

Среди других Божеств Авесты - Митра. Его образ многозначен и в разных конкретных ситуациях имеет различный смысл. Он - и Солнце, и - спутник, сопровождающий Солнце, и - что наиболее характерно - воплощение общественного Согласия. В последнем смысле русское слово «мир» напрямую произошло от авестийского имени Митры и отобразило его функции. Митра - гарант мира между людьми:

Страну разрушит подлый,

Тот, кто не держит слова, -

Он хуже ста мерзавцев Благочестивых губит.

Будь верен договору Ты данному Спитама «…»

Пусть нам придет на помощь,

Придет ради простора,

Придет нам на поддержку,

Пусть нам придет на милость,

Придет на исцеленье,

Придет нам на победу.

Пусть нам придет на счастье,

Придет на благочестье,

Победоносный, мощный,

Обману неподвластный,

Достойный восхвалений Всего мирского - Митра,

Чьи пастбища просторны.

Но и солнечная ипостась Бога не может не впечатлять современного читателя своей поэтической насыщенностью:

Мы молимся Солнцу,

Бессмертному Свету,

Чьи кони быстры.

Когда Солнце светит,

Когда Солнце греет,

Стоят Божества

Все сотнями тысяч

И счастье вбирают,

И счастье дарят

Земле, данной Маздой,

Для мира расцвета,

Для Истины роста «…»

Помолимся Митре,

Луга чьи просторны,

Тысячеухому,

Чьих глаз мириад,

Который бьет метко

Своей булавою

По дэвов башкам.

Помолимся связи,

Из всех наилучшей,

Меж Солнцем с Луной.

Малая, практически ничтожная часть Авесты дожила до нынешних времен. Но и эти дошедшие до нас священные осколки подчас сияют так, что слепит глаза!

Появление молочных зубов у малышей, как правило, сопровождается болезненным состоянием. Ребенок становится вялым, капризным, теряет сон и аппетит. Как можно облегчить состояние малыша и вернуть хорошее настроение - не только ребенка, но и его родителей - в материале нашего автора.

«Прорезывание зубов у ребенка начинается примерно в 6-8 месяцев. К трем годам у малыша формируется молочный ряд из 20 зубов. Одни дети легко переносят этот процесс, а другие испытывают болезненные ощущения — в месте, где появится зуб, десна сильно отекает и может появиться покраснение.

У ребенка заметно усиливается слюноотделение, которое активно и в ночное время. Кроме того, отек и болезненность десен может сопровождаться повышенной температурой тела и общим снижением иммунитета. А это сказывается на настроении малыша, который становится вялым и капризным», — говорит Нина Михайловна Ченцова, врач-стоматолог в клинике «Современная стоматология Дикман».

Медикаментозные средства

С разрешения педиатра можно использовать различные лекарственные препараты для облегчения боли и некомфортного состояния при прорезывании зубов. К таким медикаментозным средствам относятся местные анестетики, которые наносятся непосредственно на десну и временно «замораживают» самую болезненную ее область, обезболивающие препараты, которые не только снимают боль, но и могут снизить сопровождающую прорезывание температуру. Не менее популярны и гомеопатические препараты, которые многие мамы считают эффективными для малышей.

«Конечно, все медикаментозные средства должны назначаться специалистом. Только он способен объективно оценить состояние малыша и порекомендовать ему подходящие обезболивающие средства. Если состояние ребенка не осложнено повышенной температурой, то для облегчения боли при прорезывании зубов можно обойтись и медикаментами местного воздействия — анальгетиками в виде охлаждающих гелей и гомеопатическими препаратами (они еще и ускоряют процесс прорезывания).

Средства для внутреннего применения (например, обезболивающие, нестероидные противовоспалительные и жаропонижающие) стоит применять в крайних случаях, когда, например, температура тела поднялась выше допустимого порога, и лучше использовать на ночь».

Прорезыватели и «грызунки»

Для массажа десен используйте специальные «грызунки» или прорезыватели. Производители делают их из дерева, пищевого силикона, латекса, пластика, резины, с водяным или гелевым наполнителем и даже вибрирующим механизмом, чтобы дополнительно облегчить зуд в деснах малыша.

Выбирайте ту модель прорезывателя, которая будет наиболее удобна вашему крохе: умещалась в его ладошке и имела анатомическую форму, чтобы не мешать формированию правильного прикуса. Если вы отдали предпочтение прорезывателю с водным или гелевым наполнителем, перед тем как дать «грызунок» малышу, охладите его пару минут в морозилке. Холодный прорезыватель дополнительно поможет снять зуд и отек десен.

Прорезывание зубов — огромный стресс для детского организма. Поэтому на время появления первых зубов лучше перейти на щадящий режим дня и питания.

Массаж десен

Облегчить боль и зуд в деснах помогут не только прорезыватели, но и массаж. Делать его можно мизинцем (перед процедурой обязательно помойте руки и обработайте их антисептиком) или специальной силиконовой насадкой. В течение 30 секунд мягко массируйте десны круговыми движениями с разных сторон (спереди, сзади, сверху). Делать такой массаж можно несколько раз в день.

Откажитесь на время от прикорма

На время прорезывания зубов лучше не вводить новый прикорм. Ослабленный организм может неадекватно отреагировать на новую пищу.

Чаще прикладывайте к груди

Одновременно с отказом от прикорма, старайтесь чаще прикладывать малыша к груди. Ведь она — не только источник питания, но еще и средство для успокоения, снятия стресса и боли у ребенка.

Соска вместо прорезывателя

Гигиена

Обеспечьте в доме чистоту и гигиену, ведь малыши в это время тянут в рот первые попавшиеся под руку предметы. А если они лежат на полу, что велика вероятность подхватить инфекцию.

Уделяйте внимание малышу

Старайтесь проводить с малышом как можно больше времени - спите вместе, дольше гуляйте на свежем воздухе, играйте и просто носите на руках. Так малыш станет менее тревожным и капризным, а значит, легче перенесет период прорезывания зубов.

И, наконец, просто наберитесь терпения. Совсем немного мучений и появится долгожданный первый зуб!

У одних детей прорезывание молочных зубов проходит спокойно и безболезненно, у других, наоборот, оно превращается в длительный и мучительный процесс. Кроме боли, при прорезывании возможно:

Покраснение и воспаление десен;
покраснение лица или щек;
обильное слюнотечение;
ухудшение аппетита;
ухудшение общего самочувствия и раздражительность;
бессонница по ночам и беспокойное состояние днем;
ребенок начинает чесать десна друг о друга, кусаться или причмокивать;
ребенок начинает тереть ухо с той стороны, с которой у него прорезывается зуб.

Для детей, у которых наблюдаются все или часть перечисленных симптомов, а также для их родителей прорезывание зубов становится серьезным испытанием.

Некоторые родители говорят о том, что у их ребенка перед самым появлением зуба повышается температура, начинается запор или диарея. Впрочем, большинство специалистов не связывают эти явления с прорезыванием зубов, поскольку они далеко не всегда его сопровождают. Лучше всего лечить их как самостоятельные заболевания и, в случае необходимости, обращаться к врачу.

Иногда у ребенка из-за постоянного слюнотечения появляется красная сыпь на подбородке и на нижней губе. Для профилактики высыпаний нужно осторожно промокнуть слюну мягкой хлопчатобумажной салфеткой, но ни в коем случае не тереть при этом кожу. Для защиты кожи от раздражения можно также осторожно смазывать пораженные места перед сном и прогулкой мазью, например, вазелином.

Почему прорезывание зубов так болезненно?

Зубы у ребенка начинают формироваться еще до рождения, когда в его деснах образуются зачатки будущих зубов. Растущий зуб «прокладывает себе путь» через десну, что нередко вызывает ее раздражение, боль и воспаление. Во время кормления малыш сдавливает деснами грудь или соску, что, с одной стороны, облегчает боль. Но с другой – во время сосания кровь приливает к болезненным и припухшим участкам десен, что делает их особенно чувствительными. Вот почему некоторые дети во время прорезывания зубов отказываются брать грудь или бутылочку.

Какие существуют средства для облегчения боли в деснах?

Вы можете попробовать облегчить состояние малыша множеством способов, прежде чем использовать обезболивающие и зубные гели. Можно дать ребенку пососать что-нибудь холодное – это уменьшит давление на десны и успокоит боль. Можно еще попробовать следующее:

Поводите по деснам вашего малыша пальцем или холодной ложкой. Это на время облегчит боль.
Дайте малышу прорезыватель. При этом предпочтительнее пользоваться не кольцами с жидким наполнителем, которые не поддаются стерилизации и могут протекать, а сплошными силиконовыми кольцами без наполнителя.
Дайте малышу пожевать сухарик, хлебную палочку или кусочек подсушенного хлеба.
Попробуйте давать малышу свежие и мороженые овощи и фрукты, например, кусочки огурца или мороженого банана.
Можно также попробовать дать малышу пустышку, которая поможет ему успокоиться.

Внимательно следите за ребенком, давая ему для жевания твердые кусочки хлеба или овощей. Нельзя, например, давать ему сырую морковь, когда у него уже вырос первый зуб, поскольку теперь он может откусить кусочек и поперхнуться им. Никогда не обвязывайте ничего вокруг шеи малыша, чтобы он случайно не удушил себя. Это относится и к прорезывателям, и к пустышкам, и ко всему остальному.

Можно также попробовать дать ребенку холодную воду в бутылочке, или, если ребенку это больше нравится, в поильнике. Если вы уже ввели прикорм, попробуйте дать ему холодное яблочное пюре или холодный натуральный (без добавок) йогурт. Будьте готовы к тому, что временами ваш малыш станет отказываться от всего предложенного. Тогда вам ничего не останется, как взять его на руки и крепко прижать к себе, и это лучшее, что вы сможете сделать в данной ситуации.

Могу ли я воспользоваться гелями для прорезывания зубов или гомеопатическими средствами?

Гели для прорезывания зубов обычно содержат средства для местного обезболивания и антисептики, которые облегчают боль и предотвращают заражение. Если пальцем или ватным тампоном нанести небольшое количество такого геля на больные десны, боль успокоится минут на двадцать. Впрочем, пользоваться таким гелем можно не чаще шести раз в день.

Не следует употреблять такой гель непосредственно перед кормлением грудью, поскольку язык от него теряет чувствительность, и ребенок не сможет нормально сосать. Кроме того, ваш околососковый кружок (ареола) при этом также потеряет чувствительность, что затруднит процесс кормления для вас обоих.

Некоторые мамы являются страстными поклонницами гомеопатических гранул, которые можно приобрести в аптеках. Такие гранулы продаются в специальных пакетиках. Бывают также лекарства в форме порошков или таблеток, которые растворяются в теплой кипяченой воде. До употребления вода должна остыть.

Некоторые гранулы для прорезывания зубов содержат лактозу и другие ингредиенты с названиями, оканчивающимися на «…оза». Учтите, что речь идет о разного рода сахарах, поэтому внимательно читайте инструкцию. Следует иметь в виду, что сахар является основной причиной кариеса, и поэтому вряд ли стоит регулярно давать малышу сладкое, особенно если это уже не первый зуб.

Могу ли я давать ребенку детский парацетамол?

Если вашему ребенку меньше трех месяцев, детский парацетамол можно давать только с разрешения врача. К счастью, зубы у большинства детей начинают прорезываться позже. Если ничто другое не помогает, и ребенок по-прежнему чувствует себя плохо, ему можно дать детский парацетамол, в соответствующей возрасту дозировке.

Впрочем, перед тем, как давать лекарство необходимо убедиться в том, что причина плохого самочувствия ребенка именно в прорезывании зубов, а не в чем-то другом. Симптомы ушных инфекций часто ошибочно принимают за симптомы прорезывания. Кроме того, если у ребенка температура, или если его никак не удается успокоить, нужно обязательно обратиться к врачу.

Как долго продолжается прорезывание зубов?

Точно так же, как первый зуб прорезывается у разных детей в разное время, так и длительность этого процесса может быть различной. У одних детей неприятный период длится два-три дня перед появлением каждого зуба. У других все симптомы могут присутствовать месяцами, а зубы все так и не появляться.

Утешает то, что самые неприятные ощущения сопровождают появление лишь нескольких первых зубов. «Зубные» проблемы постепенно сходят на нет, и дальше уже прорезывание не беспокоит ребенка, по крайней мере, до появления коренных зубов. Это обычно происходит не раньше, чем ребенку исполнится год, так что у вас и у малыша будет время на то, чтобы отдохнуть и восстановиться после трудного периода.

Как облегчить боль при прорезывании зубов – об этом пойдет речь в этой статье.

Процесс прорезывания зубов у детей до года начинается с 5-7 месяцев. У некоторых малышей первые зубки появляются в 4 месяца. Это не патология, а вариант нормы, и зависит от индивидуальных особенностей организма. Позднее и неправильное прорезывание может быть при рахите, обусловленное недостатком кальция в организме.

Первыми должны прорезываться нижние резцы. Затем режутся верхние резцы, потом премоляры и моляры. К году у ребенка должно быть 8 молочных зубов. Иногда порядок может нарушаться.

К 3 годам ребенок имеет 20 молочных зубов. Он может пережевывать пищу, рацион питания расширяется.

Замена молочных зубов начинается к 6-7 годам. Молочные зубы выпадают и появляются постоянные. Позже всего режутся зубы мудрости. Их рост начинается от 17- до 30-летнего возраста. Это последние зубы в зубном ряду. Прорезывание зачастую связано с дискомфортом и сильной болью, иногда возникают различные осложнения.

Прорезывание зубов у детей 1 года

Признаками прорезывания зубов у детей до 1 года являются следующие симптомы:

  • беспокойство ребенка, раздражительность;
  • снижение аппетита или отказ от еды;
  • болезненные ощущения при сосании;
  • беспричинный плач;
  • слюнотечение;
  • набухание десен;
  • плохой сон;
  • иногда появляется повышение температуры тела до субфебрильных или фебрильных цифр;
  • разжиженный стул.

Прорезывание зубов – это стрессовая ситуация для организма, которая сопровождается снижением иммунитета. В этот период ребенок чаще болеет вирусными инфекциями, поэтому повышение температуры и разжиженный стул надо относить не только на факт прорезывания зубов, а дифференцировать от заболевания. Обязательно нужно вызвать детского врача для того, чтобы он внимательно осмотрел ребенка. Под предлогом, что у малыша прорезываются зубы, можно упустить время и не оказать своевременную помощь. Жидкий стул и повышенная температура нередко приводят к быстрому обезвоживанию организма.

Лечебные и профилактические мероприятия при прорезывании зубов у малыша

Очень часто на щеках и подбородке от обильного выделения слюны возникает покраснение и раздражение, вплоть до появления высыпаний. Для того чтобы купировать эти явления, нужно обрабатывать кожу мягкой салфеткой. При раздражении можно смазывать детским кремом, обладающим противовоспалительным эффектом.

Ребенок начинает усиленно грызть различные предметы, кулачки для того, чтобы унять зуд в области десен. Нельзя давать яблоки, морковку и прочие пищевые продукты, которые могут привести к закупорке дыхательных путей. Доктор Комаровский в своих передачах дает очень много советов по уходу за детьми в этот период. Очень полезно посмотреть его рекомендации. Он советует давать ребенку во время прорезывания специальные игрушки, наполненные водой – прорезыватели. Они изготовлены из специальных материалов, которые не оказывают вреда на организм малыша.

Лекарственные препараты

Для обезболивания десен применяются различные гели и мази, которые содержат противовоспалительные вещества и анальгетики. Применять их нужно строго по предписанию врача. Препараты, в состав которых входит лидокаин, использовать нежелательно, так как он может нарушить процесс сосания, попадая на язык.

Применяются следующие облегчающие боль препараты – гель Холисал, Дентинокс, Камистад, Пансорал, Бейби Доктор.

Холисал обладает комплексным эффектом. Он содержит антибактериальный компонент, противовоспалительный и обезболивающий. К недостаткам применения этого лекарственного средства является повышенное слюноотделение.

Дентинокс содержит обезболивающий компонент – лидокаин.

Пенсорал и Бейби Доктор созданы на основе натуральных средств и не оказывают побочных эффектов. Но нужно быть осторожными в плане аллергии на компоненты.

В любом случае недопустимо применение лекарственных веществ маленькому ребенку без рекомендации педиатра. Перед применением нужно тщательно прочитать инструкцию о способах применения, побочных эффектах. Нельзя мазать десна ребенка гелями более 3-5 раз в сутки.

При повышении температуры нужно вызвать врача и давать препараты по рекомендации. Жаропонижающие средства обладают массой побочных эффектов, поэтому давать их нужно строго дозировано.

Народные средства

Раньше, когда не существовало аптек и лекарств, наши бабушки и мамы обрабатывали распухшие десна небольшим количеством сливочного масла, отваром ромашки, отваром коры дуба для того, чтобы облегчить боль и снять воспаление.

При прорезывании зубов мудрости с выраженным болевым синдромом нужно обязательно обратиться к стоматологу, а не пить бесконтрольно обезболивающие препараты. Стоматологи определят, что делать с данным зубом.

Важно помнить, что основной принцип медицины – «Не навреди». Во многих случаях организм сам справляется с проблемами. Люди иногда усугубляют процесс из-за своей некомпетентности. Особенно осторожно нужно подходить к применению каких-либо препаратов маленьким детям.



Новое на сайте

>

Самое популярное