Домой Дерматология Школа: инструкция по выживанию. Как уберечь ученика от стресса и болезней

Школа: инструкция по выживанию. Как уберечь ученика от стресса и болезней

В тяжелые времена многие родители задают себе один важный вопрос: как помочь ребенку адаптироваться к непростым условиям жизни и лучше противостоять тревожности и стрессу. Еще никогда тревожность и стресс у детей не достигали такого высокого уровня, как сегодня. Детство – время беззаботной радости и веселья, но, к сожалению, большинство современных детей знают об этом лишь понаслышке.

Оценка ситуации

Ежедневно дети подвергаются настоящей психологической атаке с экранов телевизоров, с рекламных щитов и страниц прессы; они узнают самые страшные, чудовищные новости, которые не всегда выдерживает даже психика взрослых. День прошел удачно, если в вечерних новостях не сообщат об очередном взрыве, землетрясении, крушении самолета или другой катастрофе, и все это с красочными подробностями и непременным изображением убитых горем родственников или самих пострадавших.

Кроме того, не стоит забывать, что у родителей немало и собственных проблем, например, болезнь близких, друзей иди родственников, постоянно существующая, пусть и призрачная, угроза безопасности, угроза потери работы и средств к существованию (вполне реальная), неспособность найти деньги для выплаты кредита или других долгов, неуверенность в завтрашнем дне, неспособность получить квалифицированное медицинское обслуживание из-за его высокой стоимости и так далее, и тому подобное.

Даже если вы относитесь к тем немногочисленным счастливчикам, которым не знакомы вышеперечисленные проблемы, не спешите радоваться: скорее всего, с ними сталкиваются многие семьи в вашем районе, о них не понаслышке знают родители одноклассников вашего сына или дочери, поэтому вас они касаются тоже.

Взрослым нередко трудно сдержать собственные эмоции , особенно дома, в кругу семьи, когда, как они считают, рядом все свои и можно расслабиться, дать волю раздражению и гневу. Занятые собственной жизнью и переживаниями, взрослые часто недооценивают восприимчивость ребенка и его способность как камертон улавливать эмоции окружающих (особенно близких людей и особенно негативные) и реагировать на них.

Конечно, трудно полностью защитить ребенка от эмоциональных срывов взрослых – незамеченный старшими, он может притаиться за дверью. Особенно трудно с подростками, которые тщательно скрывают свои чувства и ведут себя так, будто ничего не случилось, даже если у них в душе бушует настоящая буря.

Но в силах родителей поставить плотину на пути потока негатива, который ежедневно выливается на их ребенка, они могут помочь ему справиться со стрессом и преодолеть тревожность. В этой статье мы рассмотрим тревожность как психологическое явление, а также дадим родителям несколько практических советов, как уменьшить тревожность у детей, если полностью избежать ее невозможно.

Детские стрессы и причины тревожности

Для начала рассмотрим некоторые исследования. Ученые провели исследования с участием нескольких тысяч детей разного возраста, от пяти до семнадцати, и выяснили, что стресс и тревожность значительно возросли с 1950-х. Более того, одно исследование показало, что уровень тревожности возрос настолько, что типичный школьник 1980-х годов страдал от беспокойства и психологического дискомфорта гораздо сильнее, чем его психически больной сверстник в 1950-х.

Ученым давно известно, что тревожность у детей может привести к депрессии. По их прогнозам, в ближайшие десятилетия процент случаев депрессии у детей только возрастет, так как тревожность – это «первая ласточка» депрессии, и если ее не преодолеть, последствия могут быть самыми плачевными.

Также возрастет уровень алкоголизма и наркомании, поскольку тревожность обычно ведет к употреблению психоактивных веществ. Тревожность сказывается не только на психологическом, но и на физическом здоровье ребенка. Как показали исследования, среди людей, страдающих повышенной тревожностью , отмечается более высокий уровень смертности, что связано с повышением риска заболевания астмой, развития синдрома раздраженного кишечника, язвенной болезни, воспалительных заболеваний кишечника и ишемической болезни сердца.

Как родители могут помочь ребенку, склонному к тревожности?

Если вы замечаете, что ваш ребенок склонен расстраиваться сильнее, чем другие дети, нужно действовать. Лучше всего восстановить душевное спокойствие ребенка помогают организованные действия, действия по плану, например, четкий распорядок дня: кушать, готовить уроки, делать работу по дому, смотреть телевизор, ложиться спать ребенок должен в четко установленное время, а на выходных ему нужно найти какое-нибудь увлекательное занятие.

Так, если во вторник на ужин вы обычно едите спагетти, а затем вместе с ребенком смотрите любимые телепрограммы, следует по возможности придерживаться этого сложившегося распорядка, чтобы не вызывать у ребенка лишнего беспокойства. Всегда сдерживайте свои обещания, даже если они касаются мелочей, - ваш сын или дочь должны быть уверены в вас. Например, если вы пообещали ребенку, что через пять минут прочитаете ему сказку на ночь, не заставляйте его ждать – будьте в его комнате через пять минут, а не надейтесь, что он уснет сам, не дождавшись вас. Если вечером у вас появилось незапланированное дело, постарайтесь сделать его до или после общения с ребенком, чтобы не нарушать устоявшуюся рутину.

Предположим, что у ребенка имеется серьезная причина для беспокойства. Последовательные и ожидаемые действия родителей – одно из лучших средств защиты от «накопления» ребенком стресса, который в конечном итоге может привести к расстройству его физического здоровья. Какие действия можно расценивать как «последовательные и ожидаемые»? Например, вы можете усадить ребенка рядом с собой на диван или в кресло и посидеть с ним в обнимку некоторое время, или сделать ребенку легкий массаж спины, ступней или кожи головы. При желании ребенок может сделать массаж вам – главное, чтобы был физический контакт: это успокоит вашего малыша и уменьшит его тревожность.

Как помочь ребенку избавиться от тревоги, преодолеть стресс или отвлечься от какого-то негативного события? Не нужно сразу бежать к психологу! Снять стрессовое состояние могут сами родители — при помощи коррекционных занятий.

Вот 10 несложных, но очень действенных игр, основная цель которых – избавить малыша от беспокойств и неприятных воспоминаний, которые могли быть полученны в садике, в школе, на детской площадке.

1. Попрыгаем от всей души

Ваш ребенок любит прыгать на кровати, а вы его за это ругаете? Очень зря, поскольку такие «прыгалки» позволяют выплеснуть весь негатив и снять напряжение, не оставив стрессу никаких шансов.

Весь секрет в «невесомости», вместе с ощущением полета в мозг передаются положительные импульсы. Поэтому не стоит журить малыша за прыгание, лучше водить его в специально предназначенные для этого места. Например, на батут.

2. Сделаем дни разноцветными

Есть такое понятие, как «жить вчерашним днем» – с детьми такое нередко случается. Они могут подолгу думать о том, что случилось в прошлом, и переносить события в настоящее. Чтобы не позволить ребенку «зависнуть», нужно сделать каждый его сегодняшний день ярким. Распределите по всем дням недели цвета радуги: понедельник – красный, вторник – оранжевый и т.д.

И каждый день акцентируйте внимание малыша на конкретном цвете. Если это, к примеру, четверг, то организуйте всё в зеленом цвете: зеленая одежда, зеленые фрукты/овощи и т.п. Это поможет оживить чувства ребенка и вернуть его в реальность.

3. Снимем маску разминкой

Ученые утверждают: если ребенок получил психологическую травму, и его лицо стало безучастным, то снять такую «застывшую маску» можно с помощью пластической игры. Заинтересуйте малыша лепкой из пластилина, после чего в шутку предложите ему самому «стать пластилином». Суть этой игры заключается в массаже детского личика, вы должны в игривой форме «лепить» из него разные фигурки и разминать щечки. Можно даже вместе погримасничать и строить рожицы – после такого занятия ребенок заметно расслабится.

4. Отпустим негатив в небо или по реке

Любые отрицательные эмоции необходимо отпускать, держать их в себе нельзя. Но от стресса порой избавиться очень сложно даже взрослому человеку, а ребенку это сложнее вдвойне. И самый эффективный способ очиститься от негатива – отпустить его. В этом помогут обычные воздушные шары и бумажные кораблики: шарики запускать в небо, а кораблики пускать по воде. Очень простые способы отвлечься от неприятного события.

5. Сделаем бумажную гирлянду

Случается, что по какой-либо причине малыш замыкается в себе и отказывается от общения с другими детьми. Предложите ему вместе смастерить гирлянду из бумаги – цепочку, фонарики, снежинки или человечков, которые держатся за руки. Раскрасьте их, дайте каждому имя, нарисуйте глазки – придайте поделке какое-то единение. Это поможет застенчивому малышу раскрепоститься и в дальнейшем сблизиться с новыми друзьями.

6. Поищем качества в имени

Данная игра – идеальный вариант психологической защиты личности, благодаря чему ребенок быстрее адаптируется в новой обстановке. Ее суть состоит в том, чтобы малыш написал столбиком свое имя и на каждую букву определил свое качество. Пример: имя ПОЛИНА. П – Прилежная, О – Общительная, Л – Ласковая, И – Искренняя, Н – Надежная, А – Аккуратная. Или имя ЕГОР: Е – Единственный, Г – Гостеприимный, О – Озорной, Р – Решительный. Абсолютно на каждое имя всегда можно найти какое-то хорошее качество.

7. Поиграем с капелькой краски

Еще одна простенькая, но очень полезная игра для расслабления и снятия напряжения. Приготовьте стакан с водой и предложите ребенку капнуть в нее акварельной краской. Капелька начнет растворяться, образуя причудливые узоры. Пусть малыш применит всю свою фантазию и постарается танцем изобразить то, что видит. Например, узор в воде напоминает рыбку, и ребенок должен пластикой показать ее. Очень интересная игра.

8. Прогоним негатив отпечатками

Зачастую замкнутый малыш «закрывается» в себе и боится просто радоваться жизни – пережитый страх ему этого не позволяет. И чтобы помочь ребенку избавиться от тревоги, можно поиграть с ним в отпечатки. Суть игры: в краску окунается пальчик или даже вся ладошка, после чего на бумаге нужно оставить след. Из этого отпечатка малыш должен дорисовать то, что ему подсказывает фантазия: ромашку, мячик, котенка, зонтик и т.д.

9. Поищем ребенка в воображаемом мире

Чтобы «вернуть» малыша из его воображаемого мира в сегодняшний день, попробуйте поиграть с ним в незатейливую, но очень эффективную игру. Правила: вы неожиданно спрашивайте его: «Ты где?», он отвечает: «Я здесь» и описывает, где именно «находится». Не поправляйте его, ребенок должен сам придумать и рассказать о своих ощущениях. К примеру: «Я сижу на зеленой лужайке в красивом платье в горошек и ем сладкий арбуз».

10. Выпустим «пар» активными играми

Абсолютно любой негатив требует выхода, и сделать это можно при помощи громких подвижных игр. И неважно, что это будет: бой подушками, хлопки в ладоши, забивание гвоздей или игра на барабане – важно выпустить «пар». Здесь срабатывает метод «клин клином вышибает», поэтому от отрицательной энергии нужно избавляться радикальными способами. Подойдет любая шумная игра, которую можно провести дома или на природе. Это поможет ребенку обрести душевное равновесие и снять стрессовое состояние.

Рассказывает детский психотерапевт психоневрологического дис­пансера Елена Остапенко.

Стресс - это состояние напряжения, возникающее у человека под влияни­ем сильных неблагоприятных для орга­низма факторов. Эти факторы называют стрессорами.

Определенный уро­вень стресса необходим для организ­ма, поскольку мобилизует его для со­противляемости стрессорам. Но чрез­мерная интенсивность стресса может привести к патологическим изменени­ям и болезням.

Стресс, возникающий при сильных нервно-психических нагрузках, называ­ют эмоциональным. И стрессорами здесь являются сильные негативные эмоции - гнев, тоска, тревога, страх, по­давленность.

В основе высшей нервной деятель­ности находятся два основных процес­са - возбуждение и торможение, точ­нее, их слаженная, сбалансированная работа. Упрощенно: возбуждение - это активная, работоспособная фаза, тормо­жение - фаза расслабления, отдыха. Под действием сильных негативных эмо­ций происходит « сшибка» этих процес­сов - нарушается их баланс. И в пси­хической деятельности человека начи­нают преобладать либо процессы воз­буждения, либо торможения.

Психофизиологи считают возраст младших школьников переходным пе­риодом в психическом развитии ребен­ка - теперь ведущей его деятельнос­тью становится учебная. От 6-7лет до 10-11 лет закладываются основы тео­ретического мышления, происходит осознание ребенком того, как он в дей­ствительности воспринимается окружа­ющими, дети становятся готовыми к со­держательному сотрудничеству со взрослыми. Для любого переходного возраста характерна эмоциональная неустойчивость, которая проявляется быстрой, часто беспричинной сменой настроения - от смеха к слезам, а так­же игнорирование требований взрос­лых. У младших школьников это избе­гание ситуации - он как бы « не слы­шит» вас. Еще одной психологической особенностью семилеток является по­теря непосредственности. Временами они начинают вести себя неестествен­но, « манерничать» или копировать по­ведение взрослого человека. Все это возрастное, а значит, проходящее. Но помнить об этом стоит, поскольку это фон, на который накладывается стрес­совая ситуация.

К причинам, способствующим эмо­циональному стрессу у детей, относят конфликтную ситуацию в семье, недо­статочное внимание к ребенку, повы­шенные психологические нагрузки, в том числе огромный поток информа­ции, обрушивающийся на растущий, еще не сформировавшийся организм, различные хронические заболевания.

Но даже для вполне здорового и благополучного в семье 7-летнего ре­бенка поступление в школу является стрессовой ситуацией. Почему?

Первокласснику предстоит адапта­ция к новым для него условиям жизни. Прежде всего ему необходимо приспо­собиться к большей дистанции между им и взрослым (учителем). Воспита­тельницы в детском садике частично брали на себя функции родителей, во всем опекая маленьких дошколят. В школе между учителем и учеником от­ношения более взрослые. Вторая за­дача - нужно найти контакты с одно­классниками. Да и всей семье требу­ется адаптация к новым для нее усло­виям. Наконец, где-то в середине пер­вого класса у ребенка наступает пре­сыщение учебой - он получил боль­шое количество информации, на его взгляд, совершенно оторванной от ре­альной жизни. Это тоже стресс.

Как справиться с этими трудными задачами адаптации и ребенку, и се­мье? Только вместе.

К ответственности надо приучать еще до школы - уже в 5 лет у ребенка должно быть в семье домашнее пору­чение. А в самом начале первого клас­са обязательно организуйте ребенку рабочее место и вместе с ним напи­шите подробный распорядок дня.

Контактам с одноклассниками не научишь, это приходит только с опы­том, поэтому еще до школы не стоит изолировать своего малыша дома от сверстников. Когда ребенок пошел в школу, ищите « золотую середину» организации жиз­ни всей семьи. Все равно вам вместе с ним « учиться» в первом классе. Все это поможет справиться первоклашке со стрессом. В противном случае может произойти « сшибка» процессов возбуж­дения и торможения. Родители обра­щают внимание на неадекватное пове­дение своего ребенка, перестают « уз­навать» свое чадо. « Он стал раздражи­тельным, непослушным и грубым. Со сверстниками ведет себя агрессивно, часто ссорится и дерется», « Очень силь­но устает в школе, вялый, спит на ходу», « Начал так хорошо учиться, а теперь совсем плохо, и вообще в школу идти не хочет», - вот типичные рассказы родителей. А это все последствия стрессовой ситуации. Это еще не бо­лезнь. Справиться с этим поможет пси­холог в школе или в центре социаль­ной помощи семье и детям, который есть в каждом районе нашего города.

Если нет эффекта от этих занятий - контакт с ребенком не восстанавлива­ется, поведение его все более ухуд­шается, значит, это уже невроз - функциональное нарушение высшей не­рвной деятельности. Увы, но ими стра­дают до 15 процентов младших школь­ников.

Как это выглядит? Состояния, описан­ные выше, ухудшаются: усиливается аг­рессивность и конфликтность и с родными, и в школе. Могут появиться расторможенность и невнимательность, часто сопровождающиеся нарушением сна. Ребенок во сне может разговари­вать или ходить. Возможно появление различных страхов, патологических при­вычек грызть ногти, выдергивать воло­сы и т. д. Очень пугает родителей, ког­да ребенок навязчиво повторяет дви­жения и действия, начинает однообраз­но играть с предметами, не имеющими игрового назначения, то есть без кон­ца перекладывает с места на место ка­кой-либо предмет или без конца мо­нотонно постукивает им по столу. Это признаки заболевания. Следовательно, при возникновении любой из этих пе­речисленных проблем необходимо обратиться в детскую районную поли­клинику к участковому педиатру, кото­рый направит ребенка в психоневро­логический диспансер. Здесь прово­дят полное обследование ребенка. И сразу начинают комплексное лечение. Невроз - это функциональное рас­стройство, он успешно лечится, но луч­ше не доводить дело до серьезного расстройства.

Профилактика неврозов у детей

Соблюдение режима дня поможет организовать жизнь ребенка так, чтобы нагрузки чередовались с отдыхом. Хо­рошо, если кто-то из родителей в пер­вый месяц учебы первоклассника бе­рет отпуск. Утром после зарядки на­кормите ребенка завтраком не на ско­рую руку. И с первых дней выработай­те « школьный ритуал»: утром собира­емся в школу, обсуждаем по дороге важные дела малыша. После школы вместе обедаем, обсуждая события в школе. Замечательно, если у ребенка есть возможность поспать днем после школы. Затем прогулка, а вечером под­готовка к школе.

Не стоит с первого же месяца отда­вать ребенка в группу продленного дня или в различные дополнительные сек­ции. А вот к ноябрю занятия в спортив­ных секциях: плавание, коньки, лыжи, для мальчиков - восточные единобор­ства. Очень полезны танцевальные и театральные кружки - здесь выплес­кивается вся накопившаяся за день энергия, ребенок получает навыки не­формального общения. Что же касает­ся дополнительных интеллектуальных занятий - в разумных количествах они не повредят. Но если у ребенка не остается времени на игры и прогулки, за­нятия любимым делом - вы лишаете его радостей, обеспечивая ему стресс и все его последствия.

О ночном сне: он должен длиться 9-10 часов в сутки. Причем очень ва­жен сон от 21 до 24 часов, поскольку именно в это время восстанавливаются после дневной нагрузки клетки цент­ральной нервной системы, а в следую­щие ночные часы восстанавливаются другие системы организма.

Четыре совета родителям

1. Детские неврозы чаще всего возникают там, где стресс первоклассника накладывается на семейные проблемы. Развод родителей действует на психику ребенка как угроза жизни и вызывает острый стресс с последующим тяжелейшим нервным потрясением. Бес­ конечные ссоры и конфликты между членами семьи, а то и просто непонятное для ребенка поведение родителей, бумерангом отзываются на его психическом здоровье.

Ребенок очень чутко улавливает на­строение и психическое состояние близких. И по невидимой связи ему пе­редается их напряжение и тревога. На­учитесь справляться со своими стрес­сами сами, тогда и у вашего ребенка не будет нервных срывов.

2. Непривычная обстановка в школе и необходимость постоянно концентрировать внимание отнимает много сил. Пусть у вашего ребенка будет хорошее настроение, тогда он будет меньше уставать. Не забывайте подбадривать и хвалить первоклассника, особенно первое время. А вот критикой увлекаться не стоит. Любые замечания своему ребенку надо делать только с глазу на глаз - присутствие посторон­них вызовет только обиду. И постарай­тесь делать это в спокойной форме, без крика.

3. Не стоит постоянно твердить ре­бенку, что « в его годы вы были…» и т. д. Вы сами незаметно развиваете у соб­ственного чада всевозможные комплек­сы неполноценности и чувство безус­пешности его попыток сравняться в будущем со своими родителями. Не лучше ли будет вспомнить, какими вы были на самом деле и откровенно рас­сказать о своих переживаниях и ошиб­ках ребенку?

4. Важно не сколько времени роди­тели проводят со своими детьми, а как они его с ними проводят. Надо быть вместе с ним. Вы удивитесь, как много­му вы сможете научить своего ребен­ка. И незаметно будет вырабатываться модель поведения на будущее, по об­разу и подобию родителей.

Дети не могут успешно развиваться без внимания родителей. Почаще го­ворите своему ребенку, как вы его любите. Именно вы, родители, а не только бабушки и дедушки.

Материал подготовила Надежда Фролова

У меня тупиковая ситуация. 4 года назад разошлась с мужем из-за его любовницы, которую он даже не стремился скрывать. До этого прожили 16 лет. Я осталась с двумя сыновьями. У младшего через год после этого обнаружили злокачественную опухоль. Ему тогда было 2 года. Лечились, год пролежали в онкологии, выписались с надеждой, что все позади. Через 10 месяцев снова загремели в больницу с рецидивом болезни. Снова лечение почти на год. Сейчас ремиссия. Проблема в том, что мальчик безумно любит отца. Бывший муж приходит к нам почти каждый день, проводит у нас много времени. Мы сыну не говорим, что у отца другая семья, и он часто спрашивает, почему папа с нами не живет, где он живет и т.д., бывают слезы, если папа не может прийти. Я советовалась с психологом, она говорит, что ребенку надо объяснить, что происходит. Наш лечащий врач категорически против, говорит, что любой стресс на фоне низкого иммунитета может вызвать возврат болезни. Говорила с бывшим мужем на эту тему, но результата никакого. Когда лечились в первый раз, он решил вернуться, пришел, пожил неделю и ушел. Когда лечились во второй раз, тоже хотел вернуться, но так все и затихло. Сейчас делает ремонт в квартире своей сожительницы. Говорит, что боится возвращаться. Я тоже боюсь с ним жить, но ради ребенка готова на все. Что делать, не знаю. Сердце разрывается от жалости к своему мальчику, он столько перенес страданий, не каждый взрослый это выдержит.

Мария , Нижний Новгород, 39 лет / 27.06.08

Мнения наших экспертов

  • Алена

    Я согласна с вашим психологом. Врач - не психолог и может не понимать, что ребенок и так в стрессе. Все эти разговоры - где папа, почему папа не пришел, почему пришел и ушел, почему не живет с вами, слезы из-за того, что обещал и не появился - это разве не стресс? А добавьте сюда еще стресс от тех «флюидов», которые вы с мужем издаете, пытаясь пересилить себя и играть в игру «все хорошо, милый». Соберитесь на четверых - психолог, ты, бывший муж и его женщина, и разработайте план действий. Сожительница мужа тут тоже нужна, потому что, для того, чтобы ребенок избежал негативных эмоций, вам придется познакомить мальчика с «папиной тетей» так, чтобы он был настроен к ней положительно. Нужно самой смириться с ситуацией, что муж теперь строит свою жизнь с другой женщиной, это уже факт. И не надеяться в тайне, что ради ребенка он вернется к тебе (потому что такая надежа у тебя, судя по всему, имеется). Лучше ради ребенка наладить нормальные отношения с мужем и его «женой», познакомить ребенка с нею, показать, где теперь живет папа, объяснить мальчику, что если ему захочется, он сможет приезжать к папе в гости. То есть, ради ребенка наступить на горло своему самолюбию и подружиться с соперницей. Если она нормальная женщина, она поймет и пойдет навстречу в этом. Важно, чтобы ребенок понял, что папа не пропадает никуда, у папы есть дом, и туда можно тоже поехать в гости, и т.д. На мой взгляд, это единственный способ минимизировать стресс для ребенка. Все остальное, и особенно умалчивание, могут принести куда больший вред. Ложь имеет свойство раскрываться, а дети тяжело переживают, когда выясняют, что мама и папа им врали в таких важных вопросах.

  • Сергей

    На мой взгляд, объяснить ребенку, что происходит - нужно. Хотя бы потому, что пока он пребывает в неизвестности, испытывает постоянный стресс. Кроме того, поскольку живем мы среди людей и многие из них очень «добрые», всегда найдется кто-то, кто сообщит малышу информацию так, что лучше рассказать все самой. Возможно, будет лучше, если с ребенком поговорите вы оба с мужем, а не ты одна. Только сделать это нужно так, чтобы не возникло ощущения катастрофы. Покажите ему, что нормально относитесь друг к другу, что любите его, что все, в общем-то, нормально, и что от того, что жить вы будете в разных квартирах, отношение к нему ни у кого не поменяется, даже наоборот. Вообще, лучше, конечно, еще раз поговорить с детским психологом, сгенерировать линию поведения, решить, как донести информацию наименее болезненно, но объяснить все сыну обязательно. Иначе он получит куда больший стресс, узнав все от приятелей, которые в выражениях стесняться не будут, или от слишком участливых взрослых, или от тех и других разом. Так что лучше поведите себя по взрослому и объясните все ребенку сами.

Не случайно сейчас лишь 10% детей заканчивают школу здоровыми. Но не стоит всё списывать на школу и требовательных учителей. Помочь своим детям не угробить здоровье за партой могут сами родители. Как - рассказали медики, собравшиеся на «круглом столе» в «АиФ».

Берегитесь инфекций

Противостоять сезонным инфекциям в условиях скученных детских коллективов, где зараза распространяется очень быстро, сложно. По словам профессора Ольги Шамшевой, зав. кафедрой инфекционных болезней у детей московского факультета РГМУ , лучшая защита от них - это прививки.

Повышает сопротивляемость детского организма болезням и правильное питание.

К сожалению, конкретный рецепт, что же надо или не надо есть осенью, чтобы не болеть и хорошо учиться, дать трудно, - говорит академик РАМН Игорь Конь, руководитель отдела детского питания ГУ НИИ питания РАМН . - Питание всегда должно быть разнообразным. Однако осень - пора сбора урожая, используйте это время, чтобы предлагать детям больше свежих овощей, фруктов.

Поддержите зрение

Неутешительные цифры статистики привела Наиля Миндубаева, руководитель медицинского отдела компании «Эвалар» :

Почти у 40% школьников выявляется близорукость. Причина очевидна - дети часами просиживают перед компьютером. Важно дозировать общение с умной машиной и включать в рацион ребёнка витамины, укрепляющие зрение. Специально для маленьких гениев существуют комплексы для глаз, например, наша «Черника-Форте», которую можно принимать детям уже с 3 лет.

Здоровый иммунитет

Чтобы первоклашка не превратился со временем в бледное худое создание с воспалёнными от перенапряжения глазами и не проходящими ОРВИ, помогите ребёнку вовремя снять повышенное психоэмоциональное напряжение.

Во время стресса, в организме, и, прежде всего, в клетках головного мозга, возникает дефицит глицина: появляются раздражительность, бессонница, снижаются память и умственная работоспособность. Восстановить его запасы, снять стресс и многие проблемы, которые он за забой тащит, можно с помощью одноимённого препарата «Глицин», - объясняет Ирина Комиссарова, директор МНПК «БИОТИКИ», д. м. н . - В любом случае, заботливые родители должны помнить, что, прежде чем давать ребенку препараты (даже те, которые отпускаются без рецепта врача), надо проконсультироваться с педиатром или неврологом и выяснить, какие дозы лекарства рекомендуются именно вашему чаду.

Ирина Комисарова также дополнительно ответила на самые часто задаваемые вопросы.

Ирина Алексеевна, есть ли какие-то признаки, по которым родители могут определить, испытывает ли их ребенок стресс? Или его нежелание идти в школу и делать уроки - не больше, чем обычный каприз?

Часто ребенок начинает снимать внутреннее напряжение, пытаясь вести себя вопреки родительским запретам и наставлениям. Если вы стали замечать, что у вашего ребенка появились резкие перепады настроения, он стал плохо спать, ни с того ни с сего начал проявлять агрессию, скандалить, скорее всего, он находится в состоянии стресса. И здесь очень важно не упустить момент и помочь ему справиться с напряжением, ведь стресс может перейти в депрессивные расстройства, справиться с которыми без помощи специалистов невозможно.

- И что же делать, если ребенок испытывает стресс?

Самый простой и безопасный выход - начать давать ему «Глицин». Не пугайтесь, это не транквилизатор и не седативное средство. Аминоуксусная кислота глицин относится к так называемым метаболитам - веществам, которые вырабатываются каждой клеткой организма и активно участвуют в обмене веществ. Больше всего глицина в клетках головного мозга. Он защищает и укрепляет клетки. Если человек попадает в стрессовую ситуацию, собственного глицина может просто не хватить. Препарат «Глицин» помогает восстановить этот баланс. «Глицин» рекомендуется давать и подросткам, и детям, даже грудным. Результат вы заметите быстро. Буквально в считанные минуты ребенок успокоится. Одновременно, что важно, «Глицин» заостряет внимание, улучшает память. Так что, если вашему малышу предстоит контрольная или экзамен, минут за 20 до этого дайте ему «Глицин». Ребенок будет меньше волноваться и лучше справится с заданием. Кстати, «Глицин» - семейный препарат. Многие родители, сами того не замечая, выплескивают свое раздражение на детях. А это причиняет ребенку дополнительный стресс. «Глицин» поможет вам справиться эмоциональными вспышками.

Но все же, самые неуравновешенные существа - подростки. Гормональная перестройка, попытки заработать авторитет у сверстников, конфликты с родителями, все это делает их особенно уязвимыми.

В этом случае хорошо работает тандем: сначала рекомендуется таблетка «Глицина», а через 10-15 мин - «Биотредина». Первый - успокоит и снимет стресс, а второй - поможет подростку эмоционально раскрыться, стать менее «колючим», снять закомплексованность, наладить отношения со старшими. Кстати, это может стать профилактикой подросткового алкоголизма и наркомании. Если ребенку комфортно в эмоциональном плане, если у него хорошие отношения с друзьями, ему просто не нужно снимать напряжение при помощи бутылки пива или «травки».

- А как правильно принимать эти препараты?

Лучше, конечно, провести курс, как об этом сказано в инструкции. Однако можно принимать препараты, как говорится, по потребности. Просто внимательно присмотритесь к своему ребенку. Если ему тяжело высидеть целый день в школе, дайте ему «Глицин» утром. Если он плохо засыпает - вечером. Школьник постарше может принимать «Глицин» и самостоятельно. Положите препарат на видном месте, и пусть ребенок сам решает, когда ему необходимо снять напряжение и повысить работоспособность. Не беспокойтесь, передозировки быть не может: «лишний» глицин просто уйдет на укрепление клеточных мембран.



Новое на сайте

>

Самое популярное