Домой Дерматология Первобытное общество и его общая характеристика. Первобытное общество

Первобытное общество и его общая характеристика. Первобытное общество

Познание государства следует начинать с вопроса о происхождении государства - всегда ли в истории человеческого общества существовал этот социальный институт или же он появился на определенном этапе развития общества. Появление этих социальных институтов тесно связано с развитием экономических отношений, власти и социальных норм. Вот почему начинать приходится с характеристики сторон первобытного общества.

По данным современной науки около 3-3,5 миллиардов лет назад в результате эволюции материи на земле возникла жизнь (биосфера). Более 40 тысяч лет назад появился человек. Элементы государственности и первых государственных образований возникли относительно недавно. Первым государством является Египет. В Казахстане же государственность возникла чуть более тысячи лет назад. Современному обществу предшествовала длительная эпоха первобытно-общественного строя. Но само первобытное общество никогда не было статичным, оно развивалось, проходило различные этапы. Особую ценность представляет для теории государства периодизация, базирующаяся на новых данных археологии и выделяющая в качестве одного из основных рубежей развития первобытного общества «неолитическую революцию».

До появления государства человечество прошло ряд этапов в своем развитии. Сначала человек мало чем отличался от животного. Являясь физически достаточно слабым существом, человек должен был либо погибнуть, либо с помощью более быстрого развития неравной и мозговой системы найти средства к спасению.

Физически первым шагом в этом направлении было «выпрямление» человека, освобождение его верхних конечностей для определенной деятельности (защита себя и нападение на других, добывание пищи); появление возможности использовать подсобные материалы (палка, камень). На первоначальном этапе своего существования человек сам ничего не производил и всё, что ему необходимо брал у природы (охота, собирательство). Отсутствие производства материальных благ обрекало человека на полную зависимость от природы.

Одним из важнейших событий в развитии человека был переход от стадного существования к объединению по кровнородственному признаку - появление рода. Род был наиболее естественной формой связи между предками и потомками первобытного человека. В результате многообразных отношений между индивидами постепенно рождаются и становятся самой отличительной чертой человеческого общества социальные связи, возникают определенные организационные методы воздействия на поведение людей, появляются зачаток такого важнейшего инструмента, как власть, и обязательные правила поведения. Таким образом, образование общества предшествует государственной организации его жизни.

Можно назвать основные элементы, из которых складывается понятие общества:

  • - совокупность индивидов, обладающих волей и сознанием;
  • - общий интерес, имеющий постоянный и объективный характер;
  • - взаимодействие и сотрудничество на основе общих интересов;
  • - регулирование общественных интересов общеобязательными правилами поведения;
  • - наличие организованной силы (власти), способной обеспечить внутренний порядок и внешнюю безопасность;
  • - способность и возможность самообновления и совершенствования общества;
  • - наличие территории проживания.

Таким образом, можно сформулировать понятие «общество» как исторически сформировавшуюся общность людей, объединенных общими потребностями, интересами, территорией.

Первобытное общество (стой) было самым длительным этапом развития человечества и охватывало период более 2 миллионов лет. В его истории выделяют следующие этапы: ранний (стадия становления, эпоха праобщин), средний (стадия зрелости, эпоха родовой общины) и поздний (стадия стратификации первобытного общества, формирования надобщинных структур или эпоха «вождества»).

Экономика первобытного общества имела присваивающий характер. Все, что первобытные люди добывали, складывалось в общий «котел» (реципрокность), а потом делилось между всеми членами рода (редистрибуция). Такой способ существования человека получил название «присваивающая экономика». Такое хозяйство обеспечивало только минимальные потребности родовой общины, причем при максимальном напряжении объединенных усилий

Общество было эгалитарным - все его члены были равны. Основой социальной структуры являлась родовая община. Крайне медленно, но неуклонно совершенствовали орудия труда.

В период существования первобытного общества развитие человечества шло по трем основным направлениям:

  • 1. формирование человека как биосоциальное существо;
  • 2. развитие брачно-семейных отношений;
  • 3. переход от присваивающей экономики к производящей, т.е. от присвоения готовых продуктов природы (собирательство, охота, рыболовство) к их производству (земледелие, ремесло, скотоводство). Производящая экономика к 4-3 тыс. до н.э. стала вторым и основным способом существования и воспроизводства человечества. В основе перехода к производящей экономике лежат кризисные явления, которые поставили под угрозу само существование человечества. Ответив перестройкой всей своей социальной и хозяйственной организации, человечество смогло выйти из глобального экологического кризиса. В эту перестройку входит новая организация властных отношений - появление государственных образований, раннеклассовых городов-государств.

Первая ступень развития общества - первобытное общество имеет два основных признака: наличие потестарной власти и существование мононорм.

В первобытном обществе существовала единство регуляторов, потому что виды норм не выделялись, а также в представлении первобытного человека не существовало разделение прав и обязанностей. Поскольку социальные нормы первобытного общества не были расчленены по содержанию, носили единый с точки зрения содержания, дифференцированный характер, поэтому получили название «мононормы».

Особенностями власти в догосударственный период были:

  • - базирование на кровных связях (основная организация общества - род или родовая община, т.е. объединение людей по действительному или предполагаемому кровному родству, а также общности имущества и труда);
  • - непосредственно общественный характер, власть строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления (совпадение субъекта власти и объекта власти в лице общины);
  • - осуществление как обществом в целом (родовыми собрания, вече), так и его представителями.

Другим признаком развития первобытного общества было различие мононорм (социальных норм), которые обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода.

Первым обществом в истории человечества принято считать первобытное, или догосударственное. Оно пришло на смену Чем же отличалась новая организация? Каковы признаки первобытного общества? Есть ли в нем предпосылки государства? Постараемся ответить.

Признаки

Признаки первобытного общества:

  • родоплеменная организация;
  • коллективный труд;
  • общая собственность;
  • примитивные орудия труда;
  • уравнительное распределение.

Приведенные признаки первобытного общества затрагивают экономическую жизнь, так как культура еще только начала формироваться. Единственное, что можно выделить, - фетишизм, обожествление природы. Но последний пункт, грубо говоря, условный. Наши предки, древние славяне, также поклонялись природе - солнцу (Ярило), молнии (Перуну), Ветру (Стрибогу). Однако это не дает повода говорить о них, как о первобытных. Поэтому в качестве признаков первобытного общества выделяются именно экономические аспекты (труд, орудия, распределение и т. д.).

Понятие о полигамной семье

Основу рода в первобытном обществе составляла полигамная семья. Предполагалось, что входили в половую связь для продолжения рода только внутри своей общины. Та образовывала племя по мере роста, а племя - союз племен. То есть фактически все были друг другу родственники. Отсюда понятие «род» в значении «свой». «Чужаков» в такие семьи не пускали. Союз племен - прообраз первых наций с отличительными чертами.

Если проанализировать вышеперечисленные признаки, то мы увидим, что с такой системой экономической модели невозможно появление социального неравенства. Орудия были примитивны, все занимались одним трудом, чтобы сохранить свой род, происходило распределение продуктов, так как работали все коллективно.

Что мы не будем относить в признаки первобытного общества? Наличие аппарата принуждения. Это и понятно. Наличие аппарата принуждения связано с появлением имущественного неравенства, которое появилось позже, во времена разделения труда в период «военной демократии». Об этом скажем чуть позже.

Признаки первобытного общества и государства

К признакам зарождающего государства из первобытного общества относятся:


Общественное разделение труда

Со временем труд начинает усложняться. Многие историки связывают эти изменения с ухудшением климата. Жизнь стала суровее. Поэтому от традиционной охоты и собирательства пришлось отойти в сторону обрабатывания земли. Человек теперь сам начал создавать продукты питания. Именно это, по мнению ученых, является началом социального расслоения.

Однако человек не мог одновременно делать несколько операций. В результате произошло:

  • Первое крупное разделение труда. Земледелие отделилось от скотоводства.

Со временем люди начинают усовершенствовать свои сельскохозяйственные орудия. От примитивных мотыг, камней общество переходит к новым орудиям, которые уже невозможно сделать самому без специальных знаний и навыков. Появляется категория, которая лучше других стала делать сельскохозяйственные орудия. Постепенно эта прослойка обособлялась и привела ко второму крупному разделению труда.

  • Отделение ремесла от земледелия.

Два разделения труда привели к тому, что производители изготавливали различные товары, которые необходимы каждому классу. Земледелец нуждался в орудиях труда, животных, ремесленник - в хлебе и т. д. Однако обмен затрудняла занятость. Если крестьянин потратит время на то, чтобы обменять свою продукцию, то он понесет больше убытков. Всем необходим был посредник. Вспомним, как наше общество боролось со спекулянтами. Однако они помогали развиваться обществу. Появилась отдельная категория, которая упростила жизнь всем. Произошло третье разделение труда.

Появление торговцев

Все это привело к социальному неравенству, расслоению. У одного - плохой урожай, другой - нашел товар по более выгодной цене и т. д.

Естественно, при расслоении начинается столкновение интересов. Старая уже не могла все это контролировать. На ее месте появилась соседская, где люди были чужими друг другу. Необходима была новая организация. В качестве таковой выступила политическая власть. Начали сформировываться протогосударственные отношения. Этот период получил название «военной демократии». Именно с созданием полноценных элит начинается настоящее государство, то есть цивилизация. Именно об этом подробнее далее.

Признаки первобытного общества и цивилизации

Период «военной демократии» - это время, когда все члены общества еще равны. Никто не выделяется роскошью или нищетой. Это время, где от личных достоинств зависело будущее не только свое, но и своих потомков. При имущественном расслоении начались постоянные войны за богатства. Одно племя постоянно нападало на другое. Общество не могло жить по-другому. Нападения приводили к обогащению наиболее удачливых воинов. Естественно, тот, кто находился дома, оставался ни с чем. Так начала формироваться знать. У всех народов политические элиты формировались именно из воинов. Добыв денег и славы в боях, люди начали искать способ закрепить такое положение дел. Передать свое привилегированное положение наследникам. Именно так формировались государства с иерархической кастовой структурой закрытого типа. Это время считается началом цивилизации.

1. Основные черты первобытного строя и хозяйства первых цивилизаций (общая характеристика)

1.1. Основные черты первобытного строя

В истории человечества первобытнообщинный строй был самым продолжительным. Он существовал сотни тысячелетий у всех народов на ранней ступени их развития - от момента выделения человека из мира животных до образования первого классового общества. Основными чертами первобытного строя являлись:

Крайне низкий уровень развития производительных сил;
- коллективный труд;
- общинная собственность на орудия и средства производства;
- уравнительное распределение продуктов производства;
- зависимость человека от окружающей природы в связи с крайней примитивностью орудий труда.

Первыми орудиями были оббитый камень и палка. С изобретением лука и стрел усовершенствовалась охота. Постепенно она привела к приручению животных - появилось первобытное скотоводство. Со временем прочную основу получило первобытное земледелие. Овладение плавкой металлов (сначала меди, затем железа) и создание металлических орудий труда сделали земледелие более производительным и позволили первобытным племенам перейти к оседлому образу жизни. Основой производственных отношений была коллективная собственность на орудия и средства производства. Переход от охоты и рыболовства к скотоводству и от собирательства к земледелию еще в период среднего каменного века совершили племена, жившие в долинах рек Тигра и Евфрата, Нила, в Палестине, Иране, южной части Средиземноморья. Развитие скотоводства привело к крупным изменениям в экономике первобытных племен. С общественным разделением труда (первое - отделение скотоводства от земледелия и второе - отделение ремесла от сельского хозяйства) связаны возникновение и развитие обмена и зарождение частной собственности. Указанные факторы привели к образованию товарного производства, что вызвало создание городов и выделение их из деревень.

Расширение товарного производства, углубление разделения общинного труда и усиление обмена постепенно разлагали общинное производство и коллективную собственность, в результате чего расширялась и укреплялась частная собственность на средства производства, сосредотачивавшаяся в руках патриархальной знати. Значительная часть общинной собственности стала частным владением руководящей группы патриархов общин. Старейшины постепенно превращались в родовую знать, отделяясь от рядовых общинников. Со временем ослабевали родовые связи, и место родовой общины заняла сельская (соседская) община.

Войны между общинами и племенами привели не только к захвату новых территорий, но и к появлению пленных, которые становились рабами. Появление рабов, имущественное расслоение внутри общин неизбежно привели к появлению классов и формированию классового общества и государства.

Переход от первобытнообщинного строя, основанного на коллективном труде и общинной собственности, к классовому обществу и государству является закономерным процессом истории развития человечества.

Человек как существо, производящее орудия труда, существу­ет около двух миллионов лет, и почти все это время изменения условий его существования приводили к изменениям самого чело­века - совершенствовались его мозг, конечности и проч. И только около 40 тысяч (по некоторым данным более 100 тысяч) лет тому назад, когда возник человек современного типа - «homo sapiens», он перестал меняться, а вместо этого стало - сначала очень мед­ленно, а потом все более стремительно - изменяться общество, что и привело около 50 веков тому назад к возникновению первых государств и правовых систем. Каким же было первобытное обще­ство и как оно менялось?

Экономика этого общества была основана на общественной соб­ственности. При этом неукоснительно реализовывались два прин­ципа (обычая): рецепроктность (все, что производилось, сдавалось в «общий котел») и редистрибуция (все сданное перераспределя­лось между всеми, каждый получал определенную долю). На иных основах первобытное общество просто не могло существовать, оно было бы обречено на вымирание.

В течение многих веков и тысячелетий экономика носила при­сваивающий характер: производительность труда была крайне низкой, все, что производилось, потреблялось. Естественно, что в таких условиях не могли возникнуть ни частная собственность, ни эксплуатация. Это было общество экономически равных, но равных в бедности, людей.

Развитие экономики шло по двум связанным между собой на­правлениям:

Совершенствование орудий труда (грубые каменные ору­дия, более совершенные каменные орудия, орудия из меди, бронзы, железа и т.д.);

Совершенствование способов, приемов и организации труда (собирательство, рыбная ловля, охота, скотоводство, земледелие и проч., разделение труда, включая крупные общественные раз­деления труда и т.п.).

Все это приводило к постепенному и все более убыстряющемуся повышению производительности труда.

Структура первобытного общества. Основной единицей общест­ва была родовая община - объединение на основе родственных свя­зей людей, ведущих совместную хозяйственную деятельность. На более поздних стадиях развития возникают племена, объединяющие близкие роды, а затем и союзы племен. Укрупнение общественных структур было выгодно обществу: оно позволяло более эффективно противостоять силам природы, использовать более совершенные приемы труда (например, охоту загоном), создало возможности для специализации управления, позволяло успешнее отражать аг­рессию соседей и самим нападать на них: происходило поглощение более слабых, необъединенных. Вместе с тем укрупнение способствовало более быстрому освоению новых орудий и приемов трудам


Однако сама возможность объединения в решающей мере зависела от уровня развития экономики, от производительности труда, определявших, какое количество людей могла прокормить определенная территория.

Управление, власть. Все наиболее важные вопросы жизни рода решались общим собранием его членов. Каждый взрослый имел право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса. Для осуществления оперативного управления избирался старейши­на - наиболее уважаемый член рода. Должность эта была не толь­ко выборной, ни и сменяемой: как только появлялся более сильный (на ранних ступенях развития), более умный, опытный че­ловек (на последующих стадиях), он заменял старейшину. Особых противоречий при этом не возникало, поскольку, с одной стороны, ни один человек не отделял себя (и своих интересов) от рода, а с другой - должность старейшины не давала никаких привиле­гий (кроме уважения): он работал вместе со всеми и получал свою долю, как и все. Власть старейшины основывалась исключительно на его авторитете, уважении к нему других членов рода.

Племя управлялось советом старейшин, представлявших со­ответствующие роды. Совет избирал племенного вождя. Эта долж­ность также на ранних этапах общественного развития была сме­няемой и не давала привилегий. Союз племен управлялся советом племенных вождей, который избирал вождя союза (иногда двух, один из которых был военным вождем).

С развитием общества постепенно осознавалась важность хо­рошего управления, руководства, и постепенно происходила его специализация, а то обстоятельство, что лица, осуществляющие управление, накапливают соответствующий опыт, постепенно приводило к пожизненному отправлению общественных должностей. Немалое значение в закреплении таких порядков имела и воз­никшая религия.

Нормативное регулирование. Ни одно сообщество (животное, а тем более человеческое) не может существовать без определен­ного порядка в отношениях его членов. Закрепляющие такой по­рядок правила поведения, в какой-то части унаследованные от да­леких предков, постепенно формируются в систему норм, регули­рующих производство и распределение, семейные, родственные и иные общественные связи. Эти правила закрепляют на основе на­копленного опыта наиболее рациональные, выгодные для рода и племени отношения людей, формы их поведения, определенную соподчиненность в коллективах и т.п. Возникают устойчивые обы­чаи, которые отражают интересы всех членов общества, переда­ются из поколения в поколение и соблюдаются в подавляющем большинстве добровольно, в силу привычки. В случае же нару­шения они поддерживаются всем обществом, в том числе и мерами принуждения, вплоть до смерти или равносильного ей изгнания виновного. Первоначально закрепляется, видимо, система запре­тов (табу), на основе которых постепенно появляются обычаи, ус­танавливающие обязанности и права. Изменения в обществе, ус­ложнение социальной жизни приводят к появлению и закрепле­нию новых обычаев, увеличению их числа.

Развитие первобытного общества. Первобытное общество мно­гие тысячелетия практически не менялось. Его развитие шло крайне медленно, и те существенные изменения в экономике, структуре, управлении и проч., о которых говорилось выше, на­чались сравнительно недавно. При этом, хотя все эти изменения происходили параллельно и были взаимообусловленными, тем не менее главную роль играло развитие экономики: именно оно со­здавало возможности для укрупнения общественных структур, специализации управления и других прогрессивных перемен.

Важнейшей ступенью человеческого прогресса явиласьнеоли­тическая революция, имевшая место 10-15 тыс. лет тому назад. В этот период появились весьма совершенные, шлифованные ка­менные орудия, возникли скотоводство и земледелие. Произошло заметное повышение производительности труда: человек наконец-то стал производить больше, чем потреблял, появился избыточный продукт, возможность накопления общественных богатств, созда­ния запасов. Экономика стала производящей, человек стал меньше зависеть от капризов природы, и это привело к значительному росту населения. Но вместе с тем возникла и возможность эксплу­атации человека человеком, присвоения накапливаемых богатств.

Именно в этот период, в эпоху неолита, начались разложение первобытно-общинного строя и постепенный переход к государ­ственноорганизованному обществу.

Постепенно возникает особая стадия развития общества и форма его организации, которая получила название «протогосударство», или «чифдом» * .

* От англ. «chief» - начальник, руководитель (шеф) и «dom» - владение, господство; cjk. «kingdom» - королевство.

Для этой формы характерны: общественная форма бедствен­ности, существенный рост производительности труда, оседание накопленных богатств в руках родоплеменной знати, быстрый рост населения, его концентрация, появление городов, становя­щихся административными, религиозными и культурными цент­рами. И хотя интересы верховного вождя и его окружения, как и ранее, в основном совпадают с интересами всего общества, од­нако постепенно появляется социальное неравенство, приводя­щее ко все большему расхождению интересов управляющих и уп­равляемых.

Именно в этот период, который у разных народов по времени не совпадал, произошло разделение путей развития человечества на «восточный» и «западный» ** . Причины такого разделения заключались в том, что на «востоке» в силу ряда обстоятельств (глав­ное из них - необходимость в большинстве мест крупных ирри­гационных работ, что было не под силу отдельной семье) сохра­нились общины и соответственно общественная собственности на землю. На «западе» же таких работ не требовалось, общины рас­пались, и земля оказалась в частной собственности.

** Эти термины условны, поскольку «западный» путь характерен только для Европы, во всех же остальных регионах мира государства возникали по «восточ­ному» типу.

Первобытно-общинный строй - это самый длительный период в истории развития человечества. Это начало истории развития социального общества - от возникновения человека разумного (около 2 млн. лет назад) и до появления государств и цивилизаций.

Самые древние поселения

Самые давние находки предков Homo Sapiens подтверждают тот факт, что на землях Восточной и Центральной Европы происходил непрерывный процесс эволюции человека. Одно из древних захоронений было обнаружено в Чехии (Пржезлетице). Найденные там останки гоминидов датированы периодом около 800 тыс. лет до н. э. Эти и другие интересные находки подтверждают гипотезу о том, что в нижнем палеолите определенные территории Европы были обжиты предками современных людей.

В период среднего палеолита резко увеличилась рождаемость гоминидов, что согласовывается с большим числом археологических находок останков человекообразных существ, которые жили 150—40 тыс. лет назад. Данные раскопок этого времени связывают с появлением нового типа людей - так называемых неандертальцев.

Неандертальцы

Неандертальцами была заселена почти вся континентальная часть Европы (без северной Англии), севера Восточной Европы и Скандинавии. Первобытное общество тех времен являло собой небольшую группу неандертальцев, живущую большой семьей, занимающуюся охотой и собирательством. Пользовались предки современных людей различными орудиями труда, как каменными, так и выполненными из других природных материалов, например, дерева или костей крупных животных.

История первобытного общества в ледниковый период

Последний ледниковый период начался чуть более 70 тыс. лет назад. Жизнь предков людей резко усложнилась. Наступление холодов полностью изменило первобытное общество, его устои и обычаи. Изменение климата усилило значение огня как источника тепла для древних людей. Некоторые виды животных исчезли или мигрировали в более теплые края. Это привело к тому, что людям требовалось объединяться для охоты на крупного зверя.

В данное время возникает загонная охота, в которой принимает участие большое количество людей. Таким способом неандертальцы добывали оленя, пещерного медведя, зубра, мамонта и других распространенных в те времена крупных зверей. Одновременно развитие первобытного общества распространяется на первые воспроизводительные способы хозяйственной деятельности - земледелие и животноводство.

Кроманьонцы

Процесс антропогенеза завершился приблизительно 40 тыс. лет назад. Сформировался человек современного типа и организовалась родовая община. Тип человека, который сменил неандертальцев, получил название кроманьонца. От неандертальцев он отличался ростом, и большим объемом мозга. Основное занятие - охота.

Жили кроманьонцы в небольших пещерах, гротах, сооружениях, выстроенных из костей мамонтов. Высокий уровень общественной организации этих людей доказывают многочисленные пещерные и наскальные рисунки, скульптуры культового назначения, орнаменты на орудиях труда и охоты.

В эпоху верхнего палеолита в центре и на востоке Европы постоянно усовершенствовались орудия труда. Обосабливаются некоторые археологические культуры, существующие одновременно на протяжении долгого времени. В этот период человек изобретает стрелы и лук.

Родовая община

В эпоху верхнего и среднего палеолита появляется новый тип организации людей - родовая община. Существенными ее признаками являются обрядовые формы самоуправления и общая собственность на орудия труда.

В основном в составе родовой общины находились охотники-собиратели, которые объединялись в ассоциации семей, связанных между собой условиями проживания, семейным родством, общими охотничьими угодьями.

Духовная культура первобытного общества в эту эпоху представляла собой зачатки анимизма и тотемизма, связанных с культом плодородия и магией охоты. Сохранились рисунки, высеченные на камне или нарисованные в пещерах. Первобытное общество оставило потомкам наследие талантливых безымянных художников, чьи рисунки мы можем наблюдать в Каповой пещере на Урале или в пещере Альтамира в Испании. Эти примитивные картины заложили основу для развития искусства дальнейших эпох.

Эпоха мезолита

История первобытного общества меняется с окончанием ледникового периода (10-7 тыс. лет назад). Это событие привело к вынужденному изменению социального развития первобытной общины. Она стала насчитывать около ста человек; охватывала определенную территорию, на которой занималась рыболовством, охотой, собирательством.

В эту же эпоху первобытное общество рождает племя - этническую общность людей с одинаковыми языковыми и культурными традициями. В середине таких сообществ формируются первые органы управления. Власть в первобытном обществе переходит в руки старейшин, которые принимают решения о переселении, строительстве хижин, организации коллективной охоты и прочем.

В военное время власть могла переходить к вождям-шаманам, которые играли роль формальных лидеров племени. Усложнилась система социализации и передачи знаний, умений и опыта молодому поколению. Специфика ведения хозяйства и новые социальные роли привели к появлению парной семьи как самой малой ячейки первобытного общества.

Естественно, нормы первобытного общества не позволяют говорить о семейных отношениях в современном значении этого слова. Такие семьи носили временный характер, их роль состояла в выполнении тех или иных коллективных действий или обрядов. Культура первобытного общества усложнилась, появилась обрядность, которая стала прообразом возникновения религии. Этим же временем датируют первые захоронения, связанные с возникшей верой в загробную жизнь.

Возникновение понятия собственности

Усовершенствование орудий земледелия и охоты привело к изменению мировоззрения и социального поведения людей. Изменился характер труда - стала возможной специализация, то есть определенные люди занимались своими участками работ. Разделение труда в общине стало необходимым условием ее существования. Первобытное общество открыло для себя междуобщинный обмен. Скотоводческие племена обменивались продуктами с земледельческими или охотничьими общинами.

Все вышеперечисленное привело к модификации понятия «собственность». Возникает понимание личного права на предметы быта и орудия труда. Позже понятие собственности перешло на земельные наделы. Усиление роли мужчин в земледелии, структура общинной собственности на землю привела к усилению власти мужчин - патриархату. Патриархальные отношения в совокупности с определением частной собственности - это первые шаги к возникновению государственности и цивилизации.



Новое на сайте

>

Самое популярное