Домой Дерматология Нужно ли поститься по средам и пятницам. Еженедельные посты по средам и пятницам

Нужно ли поститься по средам и пятницам. Еженедельные посты по средам и пятницам

Однодневных постов много. Они разные по строгости соблюдения и не всегда связаны с конкретной календарной датой. Самые известные из них - по средам и пятницам на каждой неделе, в день Воздвижения Креста Господня, в день накануне Крещения Господня, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Существуют также однодневные посты, связанные с поминовением известных святых. Эти посты не являются строгими, если только не приходятся на среду и пятницу. В такие однодневные посты нельзя употреблять в пищу рыбу, но разрешена пища с растительным маслом.

Особые посты могут быть назначены церковью по поводу какого-нибудь несчастья или общественного бедствия - эпидемии, войны, террористического акта и т. д.

Однодневные посты предваряют таинство причащения.

Пост по средам и пятницам

В среду, согласно Евангелию, Иуда Искариот предал Иисуса Христа, а в пятницу Христос претерпел крестные страдания и смерть. В память об этих событиях в православной церкви установлены посты по средам и пятницам каждую неделю. Исключение составляют сплошные недели, или седмицы, во время которых существующие ограничения на эти два дня не распространяются. Такими седмицами являются Святки (7-18 января), Мытаря и Фарисея, Сырная, Пасхальная и Троицкая (первая неделя после Троицы).

Соблюдение поста по пятницам является наиболее древним и распространенным обычаем, возникшим еще в I в н. э.

По средам и пятницам нельзя употреблять мясную и молочную пищу, а также яйца. Многие особо благочестивые христиане не позволяют себе есть в эти дни даже рыбу и растительное масло, т. е. переходят на сухоядение. Ослабление поста по средам и пятницам может быть только в том случае, если на этот день приходится праздник особо прославленного святого, памяти которого посвящается специальная церковная служба.

В период от недели Всех Святых и до Рождества Христова следует воздерживаться также от рыбы и растительного масла. Если на среду или пятницу приходятся дни празднуемых святых, можно употреблять в пищу растительное масло. В большие праздники - такие, как Покров, - разрешается есть рыбу.

Пост в день Воздвижения Креста Господня

Этот день приходится на 14 (27) сентября. Праздник учрежден в честь воспоминания об обретении Креста Господня. Это событие произошло в IV в. Согласно легенде, император Византийской империи Константин Великий одержал много побед благодаря Кресту Господню и потому благоговел перед этим символом. Выражая благодарность Богу за согласие церкви на I Вселенском Соборе, он решил построить храм на Голгофе. Елена, мать императора в 326 году отправилась в Иерусалим, чтобы найти Крест Господень.

По существовавшему тогда обычаю, кресты как орудия казни, закапывались недалеко от места казни. Вскоре на Голгофе было найдено 3 креста. Трудно было узнать, какой из них Господень, поскольку дощечка с надписью: «Иисус Назареянин царь Иудейский» была найдена отдельно от всех крестов. В итоге Крест Господень был определен по силе, которая проявилась в исцелении больной женщины и воскрешении человека от прикосновения к этому кресту.

По статистическим данным, большинство монахов являются долгожителями. Возможно, причина этого - в режиме питания, который они соблюдают.

Слава о чудесах Креста Господня привлекла также множество народа, что из-за тесноты многие не могли не то что приблизиться и поцеловать, но даже увидеть его. Тогда патриарх Макарий встал на возвышенном месте и поднял крест, показывая его всем находящимся в отдалении. Так и возник праздник Воздвижения Креста Господня.

Праздник приурочили ко дню освящения храма Воскресения Христова, которое произошло 13 сентября 335 года, и стали праздновать на следующий день, 14 сентября.

В 614 году персидский царь Хозрой овладел Иерусалимом и вывез оттуда святыню. В 328 году преемник Хозроя, Сироесом, вернул похищенный Крест Господень в Иерусалим. Это произошло 14 сентября, таким образом этот день является двойным праздником - Воздвижения и Обретения Креста Господня.

В этот день нельзя употреблять в пищу сыр, яйца и рыбу. Так православные верующие выражают свое почитание Креста.

У протестантов нет фиксированных календарных постов. Вопрос о времени проведения и продолжительности поста решается индивидуально.

Пост накануне Крещения Господня

Крещение Господне проходит 5 (18) января. Согласно Евангелию, когда Иисус крестился в реке Иордан, на него сошел Дух Святой в виде голубя, чему свидетелем был Иоанн Креститель. Он также слышал голос Божий, говорящий: «Это есть Сын Мой возлюбленный, на Нем Мое благоволение». Таким образом, Иоанн засвидетельствовал, что Иисус есть Мессия, т. е. Христос - помазанник Божий.

Накануне праздника Крещения Господня в храме проводится навечерие, во время которого происходит освящение кроплением и вкушение святой воды. В связи с этим церковным уставом установлен пост. Во время этого поста можно есть 1 раз в день и только сочиво и кутью с медом. Благодаря такому меню канун Крещения в народе называется сочельником (сочевником). Если навечерие выпадает на субботу или воскресенье, пост в этот день не отменяется, но облегчается. В такой день едят 2 раза - после литургии и после освящения воды.

У современных католиков пост максимально облегчен. Разрешено употреблять яйца и молоко, разрешается прием пищи за 1–2 часа до причащения.

Пост в день Усекновения главы Иоанна Предречи

Этот день отмечается 29 августа (11 сентября). Он установлен в память о смерти Иоанна, который был Предтечей Спасителя. Согласно Евангелию, Иоанн Креститель был заключен Иродом Антипой в темницу за то, что обличал его за сожительство с Иродиадой - женой Филиппа, родного брата Ирода.

В день своего рождения Ирод устроил пир, на котором Саломея, дочь Иродиады, так искусно танцевала, что понравилась царю.

Очень часто медики игнорируют факты, зафиксированные статистикой: многие народы и племена, питающиеся в основном растительной пищей, отличаются особой выносливостью и долголетием.

Тот обещал дать ей за танец все, что девушка пожелает. Мать подговорила дочь просить в награду голову Иоанна Крестителя. Царь исполнил свое обещание, послав к узнику воина, чтобы тот отсек ему голову.

Многих православных терзают сомнения по поводу того, нужно ли соблюдать пост в среду и пятницу.

Данная статья расскажет о том, для чего это следует делать, и как поститься, не нарушая церковных традиций.

Почему среда и пятница считаются постными днями

Люди, которые только недавно пришли к осознанному выбору духовной жизни, не всегда знают для чего именно соблюдаются посты.

Но особенно, их мучают терзания по поводу обязательного поста в третий и пятый день недели, которые считаются постными днями независимо от того идет сейчас пост или же нет.

В среду, постящиеся люди, своим отказом от скоромной пищи вспоминают день предательства Иуды Христа. Пятница – день, когда Христа распяли, приговоренного к смерти на кресте.

Таким образом соблюдается траур по трагичным событиям, произошедшим при земной жизни Иисуса.

Но, кроме этого, эти дни имеют свойство спасать души людей, неустанно показывая дьяволу крепость и нерушимость веры. Пост укрепляет дух православного человека, очищает его, способствует развитию духовности. Это подобие регулярных тренировок для спортсмена.

Постные дни позволяют держаться в форме, только духовной, и тем самым оказывают благотворное влияние на физическую форму. Отказ от определенной пищи в эти дни недели позволяют задуматься о бренности своего существования и еще раз обратиться к молитве.

Как правильно поститься в среду и пятницу

При соблюдении постных дней нужно знать правила, чтобы нечаянно, по неведению не оскорбить память столь важных дней в христианстве.

День по церковному времени начинается не в обычное время. Отсчет новых церковных суток идет с момента начала вечернего богослужения в храме.

В каждом храме подобная служба может начинаться в разное время, но приход должен знать расписание богослужений и, таким образом, знать во сколько наступает новый день.

Обычно вечерня служится в отрезке от 4 до 8 часов вечера. Поэтому и отсчет начала постного дня происходит в это же время. Христианин перед вечерней молитвой может принимать обычную пищу, а после нее уже только постную. Таким же образом постный день и завершается, то есть по окончанию богослужения вечером.

Исходя из этих правил следует, что, например, пятничный пост берет свое начало с вечерней службы четверга и заканчивается богослужением вечером в пятницу, независимо от того, во сколько она прошла.

Что касается строгости постных дней, то тут все индивидуально. Ее поможет обозначить священник при храме. Если возникают подобные вопросы следует прежде всего обратиться к настоятелю за разъяснением. В некоторых случаях держать строгий пост не рекомендуется, так как это может отрицательно сказаться на физическом здоровье православного человека, а пост ни в коем случае не допускает нанесение вреда верующему.

Так, есть послабления у женщин, которые ждут ребенка или кормят грудью. Люди ведущие трудовую жизнь в тяжелых физических условиях и дети до 7 лет пользуются более легким вариантом поста, о котором будет рассказано ниже. Это касается и спортсменов, которые усиленно тренируются.

Но, человек, не вправе определить степень строгости постного дня самостоятельно, он обязательно должен спросить на это благословления священного лица.

Также пост не соблюдаются в Святки, первую седмицу после Пасхи, в первую седмицу после Троицы и в дни празднования Масленицы.

Можно ли рыбу в среду и пятницу

Посты в среду и пятницу по церковным правилам должны проходить с такой же строгостью, как и каждый пост.

В эти дни нужно исключить из своего рациона такие продукты как: яйца, мясо, молочные изделия. Из рациона исключается и рыба.

В сохоядение или сыроедение можно употреблять в пищу овощи, фрукты, ягоды, орехи, мед.

Все эти правила не касаются тех, кто получил от священника благословение на послабление постных дней. Категорий таких людей отмечались выше.

Помимо этих правил существует и такие особые дни, когда в среду и пятницу разрешается есть рыбу.

Это то время, когда постные дни выпадают на зимние и весенние мясоеды. К периоду зимнего мясоеда относится промежуток времени между Рождественским и Великим постами, а к весеннему мясоеду относится промежуток между Великим праздником Пасхи и днем празднования Святой Троицы.

Рабы можно употреблять в пищу во время больших церковных праздников. Многие церковные праздники имеют свойство переходить с одной даты на другую. И в каждый год празднуются в разное число. Поэтому лучше всего сверится с православным календарем или же узнать у настоятеля храма о приближающихся праздниках. В эти почитаемые христианами дни в храмах идут службы и пост не соблюдается.

Постные дни обязательно сопровождаются усиленной молитвой, благочестивыми делами, раздачей милостыни, покаянием. Это крайне важно для православного человека. Не только отстранится от употребления скоромной пищи, но и работать над своим духовным пробуждением.

Христианская православная вера предусматривает ряд постных дней и недель в году, когда благодаря воздержанию в пище во время поста простой христианин приближается к Богу, очищаясь не только физически, но и духовно.

В православных правилах святых апостолов сказано, что «Если православный христианин не постится в Великий пост или по средам и пятницам в течение всего года, за исключением праздничных дней, то миряне по 69-му правилу святых апостолов отлучаются от причащения Святых Тайн, а священники извергаются. Послабление в посте допускаются для немощных, больных, престарелых…»

Т.е., если православный христианин не соблюдает все многодневные и однодневные посты в течение всего года, он не допускается к причащению, а священники вообще лишаются своего сана.

При этом беременные женщины, дети до 14 лет, больные люди и старики могут не соблюдать пост или соблюдать его не в полной мере, о чем лучше все же проконсультироваться у священника в местной православной церкви.

Хороший христианин должен соблюдать православный Великий пост перед Пасхой - Праздником Праздников Воскресения Христова, в пост святых апостолов Петра и Павла - Петров пост, в пост Пресвятой Богородицы - Успенский пост с 14 по 27 августа, Рождественский пост - Филиппов пост перед Рождеством Христовым с 28 ноября по 6 января.

А также православный человек должен соблюдать пост в Крещенский сочельник 18 января, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи - 11 сентября, в день Воздвижения Креста Господня - 27 сентября, а также в течение всего года посты по средам и пятницам, кроме недель сплошных православных седмиц и Святок с 7 по 18 января.

Значение многодневных постов и постных дней по средам и пятницам заключается в том, что путем воздержания от еды, ограничивая собственные желания и аппетиты в прямом и переносном смысле этого слова, православных христианин уподобляется Иисусу Христу (вспомните его сорокадневное отшельничество в пустыне, где Он боролся с сатаной и искушениями) и отдает дань уважения его страданиям, которые Сын Божий претерпел ради нас, простых смертных людей, чтобы одарить нас бессмертием - вечной жизнью в Раю на Небесах как награду за праведный образ жизни.

В современном мире православный пост соблюдается не столь строго, как это было до революции в России, когда позиции православной церкви и православные каноны были сильны и уважаемы. Сегодня православная церковь не настаивает на абсолютном, дотошном соблюдении всех ограничений касательно постного меню как в многодневные, так и в однодневные посты.

При этом сами посты никто не отменял для верующего человека. Но…

Если у, допустим, работающего человека просто нет физических и материальных возможностей соблюдать все каноны православного поста, то он может сам, а лучше - с благословения и разрешения священника, делать себе послабления по постному меню в дни и недели поста.

Ведь главная цель любого православного поста - это не изнурение организма, не доведение его до истощения и анорексии - нет!

Главная цель и задача православного поста - укрепление человека в Вере через отречение, временный отказ от некоторых физических и пищевых радостей, удовольствий жизни.

Как человек может доказать Господу Богу свою любовь и веру? Просто и очень сложно одновременно: путем не нарушения 10 заповедей Божьих, с помощью ежедневной православной молитвы, путем периодического посещения храма Божьего - православной церкви и путем соблюдения православных постов и отдельных постных дней в почти каждую неделю.

Рецепты и меню для православного поста и постных дней для каждого человека должны быть индивидуальны - они должны учитывать состояние его здоровья, образ жизни, а также - не будем лицемерами - степень веры человека в Бога.

Постное меню в постные дни

Постные дни недели - по средам и пятницам установлены в честь памяти о страданиях Иисуса Христа перед распятием на Кресте: в среду Иуда предал Иисуса Христа за тридцать серебренников, а в пятницу Сына Божьего казнили - распяли на Кресте, где он в этот же день и умер.

Их соблюдение дисциплинирует верующего человека, постоянно напоминает о присутствии Бога в его жизни.

Я с мужем, например, всегда соблюдаю (по крайней мере очень стараюсь) постные дни — среду и пятницу. Т.к. на соблюдение длинных православных постов просто не хватает ни сил, ни духа — максимум 1 недельку продержимся и всё.

А соблюдая постные дни еженедельно, мы хоть что-то делаем в угоду Богу.

Каким же должно быть наше постное меню в постные дни недели - по средам и пятницам?

Итак, в постные дни недели по средам и пятницам православный христианин должен по мере возможности избегать употреблять в пищу СКОРОМНУЮ пищу.

Что такое скоромная пища? СКОРОМНАЯ ПИЩА - это любая пища животного происхождения, содержащая в себе белки и жиры животного происхождения, а также любые продукты и блюда, содержащие в себя хотя бы немного продуктов животного происхождения. Если конкретно, то скоромной пищей является мясо свинины и говядины, масло, яйца, сметана, молоко, творог, сыр, пельмени, яичные макароны, жир, непостное печенье (приготовленное на яйцах, сметане, молоке, жире), торты, пирожные, сливки, мороженое, колбасы, сосиски, сало…

Все эти и многие другие блюда, содержащие в себе белки и жиры животного происхождения, являются скоромными блюдами по определению и их нельзя кушать по постным дням почти каждой недели - по средам и пятницам.

Единственное, что можно кушать в постные дни по средам и пятницам, так это растительное масло, рыбу, овощи, фрукты, мед, варенье, крупы, орехи, сухофрукты, картофель, капусту, зелень. Так что можно с полной ответственностью утверждать, что соблюдение православного поста в постные дни выгодно самому христианину, т.к. растительная пища - это здоровая пища, которая очищает не только тело, но и душу избавляет от греха.

И еще: если в Великий православный пост перед праздником Пасхи христианину запрещается вступать в близкие отношения с супругом по браку, то на дневные посты по средам и пятницам данное ограничение не распространяется.

Таким образом, соблюдать или не соблюдать постные дни по неделям в среду и пятницу каждый православный верующий человек решает сам для себя.

А вообще, с учетом того, что наша страна долго время была «атеистической», каждый верующий православный человек должен сам, исподволь, прийти к осознанному пониманию того, что соблюдение православных постов нужно в первую очередь ему самому…

Любой пост является своеобразным комплексом для духовного приближения человека к божественной сущности. Аскетическая практика Православной Церкви создала универсальную структуру пищевого потребления для того, чтобы сознание могло легче достигнуть Высшей обители.

Пост в среду и пятницу - средство истончения грубой телесной оболочки благодаря воздержанию в еде и сексуальных связях . Такое духовное изменение позволяет переходить на высшие ступени общения со Святым Духом через покаяния, милосердие и чтение молитв.

Значение постных дней

Еще до появления христианства люди соблюдали двухдневное пищевое воздержание. Просветители ясно понимали, что истребить привычку из умов только что принявших новую веру невозможно. Поэтому Церковь согласилась модифицировать старые традиции и внедрить их в православную веру.

Эта древняя практика упоминается уже в Новом Завете и в раннехристианской рукописи «Дидахи».

  • Эти постные дни недели в православии приурочили к трагическим моментам истории христианства. Верующие, воздерживающиеся от еды и половых отношений, отдают дань памяти эпизоду, когда Божий Сын был предан учеником Иудой, приговорен к мученической смерти и распят на кресте.
  • Траурное значение не единично. Постные дни вобрали в себя принципы круглогодичной охраны сознания человека, погруженного в православную веру. Именно так христианин показывает Богу, что он не потерял внимательности, строго соблюдает принципы Церкви и всегда готов вступить в борьбу против нечистых созданий.
  • Постоянная практика поста укрепляет физическую оболочку, повышает тонус и отгоняет слабые, безосновательные мысли от ума. Такое воздержание часто сравнивают с тренировкой организма, вследствие чего он становится крепче, сильнее и выносливее.
Важно! Всякий пост в среду и пятницу станет пустым и бесполезным, если православный не взращивает в себе через воздержание основные добродетели. Главное назначение практики - стремление любить Отца Небесного и всех его детей.

Постная пища

Практика сухоядения

Православный верующий обязан соблюдать постную практику в каждые третий и пятый день недели, отказываясь от яиц, мясных продуктов, рыбы и молока. Такое воздержание, продолжающееся 24 часа, предполагает сухоядение - пищу (орехи, различные фрукты), приготовленную холодным методом.

Степень строгости определяется духовным настоятелем или лично человеком. Однако при составлении постного рациона необходимо учитывать образ жизни и общее состояние здоровья верующего.

Единого мнения на этот счет у священников нет. Духовенство придерживается одной из двух позиций:

  • Для строгого поста характерно употребление хлеба, сушеных, сырых овощей без использования растительного масла. Для питья подходят только ягодные соки и вода, вино категорически запрещается.
  • Менее строгий вариант позволяет кушать печеную еду. Здесь верующие могут пить растворимые чаи и кофе.
На заметку! В летописи «Дидахи» нет акцентированного указания на то, являются ли постные дни в православии обязательными или они есть личный выбор каждого. Фарисеи и римляне в далекие времена соблюдали пищевое воздержание по своему усмотрению. На заметку! В постную среду и пятницу рыба разрешена для тех, кто по причинам здоровья не может выносить строгого поста без употребления животных белков.

Православная Церковь определила еженедельные постные дни для улучшения физического и духовного состояния мирян. С помощью практики воздержания человек становится чище и приближается к осознанию могущества Творца. Соблюдение поста в миру - добровольное дело каждого, и не несет в себе обязательных принципов.

Посмотрите видео о постах в среду и пятницу

Человек – духовно-телесное существо двойной природы. Святые отцы говорили, что тело облегает душу, как перчатка руку .

Потому любой пост – однодневный или многодневный – является комплексом средств для того, чтобы приблизить человека и духовно, и телесно к Богу – во всей полноте человеческой природы. Образно говоря, человека можно сравнить со всадником на лошади. Душа – это всадник, а тело – лошадь. Допустим, лошадь готовят к скачкам на ипподроме. Ей дают определенную пищу, тренируют и т. д. Потому что конечная цель жокея и его коня – прийти к финишу первыми. Примерно то же можно сказать о душе и теле. Аскетический опыт Православной Церкви с Божьей помощью создал универсальный инструментарий духовных, физических и пищевых средств для того, чтобы всадник-душа и конь-тело смогли прийти к финишу – к Царствию Небесному.

С одной стороны, мы не должны пренебрегать пищевым постом. Вспомним, почему святые праотцы Адам и Ева совершили грехопадение… Приведем довольно грубую и примитивную, далеко не полную трактовку: потому, что нарушили пищевой пост воздержания – Божью заповедь не вкушать плода с дерева познания добра и зла. Это, мне кажется, всем нам урок.

С другой стороны, пищевой пост не должен восприниматься как самоцель. Это всего лишь средство для того, чтобы истончить нашу грубую вещественную плотяность путем определенных воздержаний в пище, в употреблении алкоголя, в супружеских отношениях для того, чтобы тело стало легким, очищенным и послужило верным соратником душе для стяжания главных духовных добродетелей: молитвы, покаяния, терпения, смирения, милосердия, участия в Таинствах церковных, любви к Богу и ближнему и т. д. То есть пищевой пост – это первая ступенечка восхождения к Господу. Без качественного духовного изменения-преображения своей души он превращается в диету, бесплодную для человеческого духа.

Когда-то Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир сказал замечательную фразу, вместившую в себя суть любого поста: «Головне в піст – не їсти один одного». То есть это высказывание можно трактовать следующим образом: «Если ты, воздерживаясь от определенных действий и еды, не культивируешь в себе с Божьей помощью добродетели, и главную из них – любовь, то твой пост бесплоден и бесполезен».

Касательно вопроса, выведенного в название статьи. На мой взгляд, начало дня с вечера – это касается богослужебного дня, т. е. суточного круга богослужений: часов, вечерни, утрени, Литургии, которые, в сущности, являются одной службой, разделенной для удобства верующих на части. Кстати говоря, во времена первых христиан они и были одной службой. Но пищевой пост должен соответствовать календарному дню – то есть с утра и до утра (богослужебный же день – с вечера и до вечера).

Во-первых, это подтверждает литургическая практика. Мы ведь не начинаем вкушать мясо, молоко, сыр и яйца вечером в Великую Субботу (если следовать логике разрешения поста вечером). Или в Рождественский и Крещенский сочельник мы не кушаем те же продукты вечером, накануне Рождества Христова и Святого Богоявления (Крещения Господня). Нет. Потому что пост разрешается на следующий день после завершения Божественной литургии.

Если рассматривать норму Типикона о среде и пятке, то она, ссылаясь на 69-е Правило Святых апостолов, пост в среду и пятницу приравнивала к дням Великого поста и разрешала вкушение пищи в виде сухоядения один раз в день после 15.00. Но сухоядение, а не полное разрешение от поста.

Конечно, в современных реалиях практика однодневного (среда и пятница) поста смягчена для мирян. Если это не период одного из четырех годовых постов, то можно вкушать рыбу и растительную пищу с елеем; если же среда и пятница припадают на период поста, то тогда рыба не естся в этот день.

Но главное, дорогие братья и сестры, нам помнить, что душевно и сердечно мы должны в среду и пятницу углубляться в памяти дня. Среда – предательство человеком своего Бога-Спасителя; пятница – день смерти Господа нашего Иисуса Христа. И если мы по совету святых отцов посреди буйной жизненной суеты сделаем в среду и пятницу молитвенную остановку на пять, на десять минут, на час, кто сколько сможет, и подумаем: «Стоп, сегодня же Христос пострадал и умер за меня», то само воспоминание это, соединенное с благоразумным постом, благотворно и спасительно повлияет на душу каждого из нас.

Будем также помнить великие и утешительные слова Спасителя, касающиеся борьбы человеческой души и осаждающих ее бесов: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21). Молитва и пост – вот два наших спасительных крыла, вырывающих с Божьей помощью человека из грязи страстей и возводящие его к Богу – путем любви к Всевышнему и к ближнему своему.

Иерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь

Просмотрено (2086) раз



Новое на сайте

>

Самое популярное