Домой Дерматология Если девочку при крещении занесли в алтарь. Почему нельзя заходить в алтарь

Если девочку при крещении занесли в алтарь. Почему нельзя заходить в алтарь

Около половины вопросов, поступающих от читателей нашего сайта в рубрику "Вопросы настоятелю", касаются совершения таинства Крещения. Сегодня в разделе "Энциклопедия заблуждений" мы попытаемся не только рассеять некоторые предрассудки и суеверия (что греха таить, бывает и такое), но и просто дать ответы на самые частые вопросы. Отвечает настоятель нашего храма, протоиерей Максим Козлов.

- Что такое Крещение как таинство? Как оно происходит?

Крещение - Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную. В Крещении человек очищается от первородного греха - греха прародителей, сообщаемого ему через рождение. Таинство Крещения может совершаться над человеком только один раз (равно как человек только один раз рождается на свет).

Крещение младенца совершается по вере восприемников, на которых лежит святая обязанность научить детей истинной вере, помочь им стать достойными членами Церкви Христовой.

Крестильный набор Вашему малышу должен быть таким, какой Вам порекомендуют в том храме, где вы будете его крестить. Там без труда Вам подскажут, что необходимо. Главным образом это крестильный крестик и крещальная рубашечка. Крещение одного младенца длится около сорока минут.

Состоит это таинство из Оглашения (чтения над готовящимся к крещению особых молитв - "запрещений"), отречения от сатаны и сочетания Христу, то есть соединения с Ним, и исповедания православной веры. Здесь за младенца соответствующие слова должны произносить крестные.

Сразу по окончании Оглашения начинается последование Крещения. Самый заметный и важный момент - троекратное погружение младенца в купель с произнесением слов: "Крещается раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь". В это время крестный (одного пола с крещаемым), взяв на руки полотенце, готовится принять своего крестного от купели. Принявший Крещение после этого облачается в новую белую одежду, на него надевается крест.

Сразу после этого совершается другое Таинство - Миропомазания, в котором крещаемому при помазании освященным Миром частей тела во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в жизни духовной. После этого священник и крестные с новокрещенным трижды обходят вокруг купели в знак духовной радости соединения со Христом для вечной жизни в Небесном Царстве. Затем читаются отрывок из послания апостола Павла к Римлянам, посвященный теме крещения, и отрывок из Евангелия от Матфея - о послании Господом Иисусом Христом апостолов на всемирную проповедь веры с повелением крестить все народы во имя Отца и Сына и Святого Духа.

После Миро омывается священником с тела крестившегося специальной губкой, омоченной в святой воде, с произнесением слов: "Оправдался еси. Просветился еси. Освятился еси. Омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Крестился еси. Просветился еси. Миропомазался еси. Освятился еси, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь".

Далее священник крестообразно постригает волосы новокрещенного (с четырех сторон) со словами: "Постригается раб(а) Божий (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь", складывает волосы на восковую лепешку и опускает ее в купель. Пострижение символизирует собой покорность Богу и одновременно знаменует ту небольшую жертву, которую новокрещаемый приносит Богу в благодарение за начало новой, духовной жизни. После произнесения прошений о крестных родителях и новокрещенном Таинство крещения завершается.

Обычно сразу же за этим следует воцерковление, обозначающее первое принесение в храм. Младенец, взятый священником на руки, проносится им по храму, подносится к Царским вратам и вносится в алтарь (только мальчики), после чего отдается родителям. Воцерковление символизирует собой посвящение младенца Богу по ветхозаветному образцу. После крещения младенца следует причастить.

- Почему в алтарь вносят только мальчиков?

Девочек не проносят через Царские врата по той причине, что женщины вообще, в современной практике Православной Церкви в алтарь не допускаются, ибо не могут быть церковно и священнослужителями. А каждый мальчик, хотя бы потенциально, таковым может стать, посему через Царские врата и проносится.

- Говорят, что прежде чем крестить своего ребенка, следует исповедаться и причаститься.

Безусловно, даже безотносительно Крещению ребенка православные христиане призываются Церковью к тому, чтобы с определенной регулярностью приступать к таинствам исповеди и святого причащения. Если Вы не делали этого до сих пор, то хорошо будет первый шаг навстречу полноценной церковной жизни сделать, предваряя Крещение собственного младенца.

Это не формальное требование, а естественная внутренняя норма - потому что, приобщая ребенка к церковной жизни через таинство Крещения, вводя его в ограду Церкви - что же будем сами оставаться вне ее? Ибо взрослый человек, который много лет, или никогда в жизни не каялся, не приступал к принятию Святых Христовых Тайн, - на этот момент является очень условно христианином. Лишь побудив самого себя к жизни в таинствах Церкви, он актуализирует свое христианство.

- Каким православным именем назвать младенца?

Нет однозначной церковной традиции выбора имен - часто родители выбирают имя младенцу из списка тех святых, которые прославляются в самый день рождения ребенка, или на восьмой день, когда совершается чин наречения имени, или в период сорока дней (когда обычно совершается таинство Крещения). Разумно выбрать имя из списка имен церковного календаря из тех, которые достаточно близко находятся после дня рождения ребенка. Но впрочем, это не какое-то обязательное церковное установление, и, если есть какое-то глубокое желание назвать ребенка в честь того или иного святого, или какой-то обет со стороны родителей, или еще что-то, то это вовсе не препятствие.

- Во время таинства Крещения, совершаемого над младенцем, по существующей практике, мать не допускают в храм. Это связано с необходимостью 40-дневного очищения матери после рождения ребенка. Случается, что не пускают мать более взрослых детей. Чем это объясняется?

Последнее может объясняться двояко: с одной стороны, даже если молитвы не были прочитаны своевременно над матерью, их следует все же прочитать. Молитва не носит конкретно физиологического характера, но предполагает, прежде всего, духовное, внутреннее очищение женщины от всякой духовной скверны, к которой она могла оказаться причастна во время рождения младенца.

Однако бывает, что это делают по какому-то суеверию, и в таком случае это требование выполнять необязательно.

- Почему закрывают храм на время совершения таинства Крещения (не делая этого при других таинствах) или просят не входить в него людей не посторонних, а называющих себя православными?

Почему во время Крещения нельзя входить в храм? Потому что во время Крещения взрослого человека не очень приятно самому крещаемому или крещаемой, если на него, в достаточной мере телесно разоблаченного, будут смотреть посторонние люди, наблюдать за величайшим таинством, любопытным взглядом те, которые к этому не имеют никакого молитвенного отношения. Думается, и благоразумный православный человек не пойдет просто зрителем на чужое Крещение, если его туда не звали. А если такта у него не хватает, то благоразумно поступают церковные служители, удаляющие любопытных из храма на время совершения таинства Крещения.

- Что должно прийти сначала - вера или Крещение? Можно ли креститься, чтобы поверить?

Крещение - в символическом смысле - это Таинство, то есть особое действие Бога, в котором при ответном желании самого человека (непременно самого человека) он умирает для греховной и страстной жизни и рождается в новую - жизнь во Христе Иисусе.

Но нельзя родиться с намерением тут же умереть. Человек, знающий, что после крещения в Церковь ходить не будет и крестится-то на всякий случай, подобен самоубийце, которого врачи спасают, а он говорит: "Сейчас я дам вам вены мои зашить, а потом все равно с балкона сброшусь".

А с другой стороны, глубокая вера - это то, к чему крещеный и воцерковленный человек должен стремиться всю свою жизнь. Все люди грешны, и нужно стремиться к такому стяжанию веры, с которой сочетаются и дела. Вера, помимо всего прочего, - это усилие воли. В Евангелии один человек, который встретил Спасителя, воскликнул: "Верую, Господи! Помоги моему неверию". (Мк. 9,24) Этот человек уже верил в Господа, но хотел верить еще больше, крепче, решительнее. И я думаю, что если у человека есть хоть малая степень веры в душе и желание идти за Христом, то нужно креститься.

Укрепляться же в вере будет проще, если жить церковной жизнью, а не смотреть на нее со стороны.

- Может ли человек креститься не веря, а просто для того, чтобы угодить другому человеку?

Может-то он может, но только какой в этом смысл? Конечно, можно прийти, обмануть священника, сказать, что я желаю креститься потому, что верю в Бога и хочу быть православным христианином, а на самом деле делать это для каких-то посторонних целей: чтобы маму утешить, или чтобы жениться, если невеста не хочет по-другому, или еще для чего-то. Но только Бога-то не обманешь. Такой человек возьмет на себя обязательства, которых не думает исполнять, но за которые отвечать придется.

Поэтому лучше бы предостеречь его от такого рода действий. В духовном смысле этот человек покушается на свою духовную жизнь: он, как самоубийца, которого врачи спасли после попытки вскрыть себе вены, а он ищет окошко, чтобы из него выпрыгнуть. Примерно то же самое получается, если человек крестится с твердым намерением не быть христианином.

- Почему мы крестим младенцев? Они же еще не могут сами выбирать религию и сознательно следовать за Христом?

Все те религиозные конфессии, которые так или иначе восходят к Древней Церкви, скажем, католики, древневосточные христиане - армяне, копты, сирийцы - веруют в то, что человек спасается не сам по себе, не как индивидуум, единолично решающий, как ему быть и действовать в этой жизни, а как член Церкви, сообщества, в котором все друг за друга отвечают. Поэтому взрослый человек может поручиться за младенца и сказать: я постараюсь сделать так, чтобы он вырос добрым православным христианином. И пока он не может сам за себя ответить, за него залогом дают свою веру его крестный отец и крестная мать.

- В любом ли возрасте человек имеет право креститься?

Такое право у каждого из нас есть. Оно есть у Вас ровно столько, сколько продолжается Ваш земной путь. В ограду Церкви входят младенцы, их же бытию на земле несколько дней, старцы и старицы, которым уже более семи, восьми и даже девяти десятилетий.

Что Вам нужно для того, чтобы креститься? Самое главное условие Крещения - вера. Нужно в Бога веровать, креститься не по посторонним соображениям: чтобы жениться, чтобы не болеть, чтобы ничего плохого в армии не случилось, чтобы в институте лучше учиться, а потому, что: "Верую в Господа нашего Иисуса Христа, Бога в Троице Славимого. Хочу стать православным христианином, жить в ограде Церкви". Если это желание в душе есть, пусть нет даже знания особенного, то приходите в ближайший к Вашему дому храм, или туда, куда позовет Ваша душа, подходите к священнику и принимайте таинство Крещения.

Александра Сопова

http://www.taday.ru/text/69387.html

С наступлением тёплого времени года начинается так называемая «крестильная пора». Чтобы ответить на многочисленные вопросы прихожан в преддверии массовых крестин, настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора с. Енотаевка иерей Сергий Черкасов согласился дать интервью.
- Таинство крещения установлено самим Господом. Каждый год 19 января мы празднуем Крещение Господне, когда Иоанн Креститель крестил в водах Иордана Иисуса Христа. Только то крещение представляет собой скорее покаяние во грехах, так как скоро на проповедь должен был выйти Иисус. Крещение, которое мы совершаем сейчас, по большому счёту тоже является покаянием за так называемый первородный грех, совершённый Адамом и Евой и передаваемый по наследству каждому последующему человеку. В этом таинстве человек получает прощение греха и рождается в новую жизнь, и потому всякий, кто не принял крещение, не может полноправно считаться православным христианином и причащаться в храме Святых таин, не может быть крестным и сочетаться церковным браком. Одним словом, крещение – это открывающиеся врата в церковную жизнь.
- Иногда слышатся возмущённые возгласы, что крестят несознательных малышей…
- Обычно мы крестим младенцев по вере их родителей, считающих себя православными христианами, которые тем самым подтверждают, что ребёнка будут воспитывать в этой религии. Кстати, именно по этой причине и требуются крёстные родители. Основное значение крещения для малыша в том, чтобы получить возможность причащать его Святых таин. Хочется отметить, что чем раньше крестить ребёнка, тем легче на самом таинстве. 1,5-месячный малыш ведёт себя достаточно спокойно во время обряда. А полугодовалого младенца крестить уже трудно, так как ему уже всё интересно, и кисточку, которой его помазывают, ему хочется непременно схватить и погрызть. Еще сложнее крестить ребёнка в возрасте от 1,5 до 2 лет, потому что к этому времени у него уже сложилось собственное самосознание и он желает бегать, прыгать и скакать. А если малыш, к примеру, нелюдимый, то начинает капризничать и плакать. А во время обряда ребёнка нужно несколько раз передавать из рук в руки, он начинает нервничать, и таинство превращается в один сплошной плач. А если детей несколько, то по цепной реакции начинают плакать все.
- Почему девочек после крещения не заносят в алтарь?
- Мальчика, как потомка Адама, которого Бог сотворил из земли и вдунул в него жизнь, заносят для воцерковления в алтарь. Девочку только подносят, так как Ева была сотворена из ребра Адама, то есть создана из уже созданного. Есть и другая причина: в первые века христианства крещение совершалось, как правило, во взрослом возрасте. На основании древнего канона в алтаре не может быть никакой другой крови, кроме жертвенной крови Иисуса Христа. А у женщины бывают периоды очищения. Дабы исключить эту возможность, девочек не заносят и не заводят в алтарь.
- Зачем перед крещением будущие крёстные родители приглашаются в храм на огласительные беседы?
- В нашей епархии правилами установлены 2 беседы, одна из них предварительная, другая непосредственно перед самим таинством. Во время бесед крёстные, которые будут принимать самое активное участие в обряде, должны ознакомиться с основными правилами проведения таинства. К примеру, до момента погружения малыша в воду его держит крёстный противоположный с ним по полу, а после купели - наоборот.
- Почему крёстные родители не могут быть мужем и женой?
- В нашем районе проживает много выходцев из бывших советских республик. В национальной традиции армян кумовья обязательно должны быть супругами. Но с учётом того, что армяне не православные, а григорианского толка, мы их традиции не придерживаемся. Крёстными могут быть только люди из разных семей, поскольку после крещения они выходят на первый уровень духовного родства и потому после этого не могут продолжать естественно-физическую семейную жизнь. И чтобы этого не произошло, мы заранее предупреждаем, что крёстные родители не могут быть супругами, женихом и невестой или жить гражданским браком.
- Что необходимо иметь с собой на крещении?
- Крестильную рубашечку и чистое полотенце. Если финансовое положение не позволяет приобрести крестильный набор, можно взять чистую маечку и трусики, это допустимо.
- Может ли быть у ребёнка только один крёстный?
- В русской традиции у человека 2 крёстных. Допускается и один крёстный, важно, чтобы восприемник был одного пола с малышом: у девочки – крёстная, у мальчика – крёстный. Не может быть такого, что крёстный как бы есть, но на самом крещении он отсутствует. Нельзя крёстного просто записать в свидетельство. Крёстный родитель, если принял для себя такое решение, обязательно должен присутствовать на таинстве лично, потому что второго крещения не бывает. Даже если человек когда-нибудь уйдёт в раскол (примет другую веру или попадёт в тоталитарные сети), «перекрещивания» не будет. Церковь примет его обратно через покаяние.
- С какого возраста допустимо быть крёстным?
- С 18 лет. Но в исключительных случаях и с 14-15 лет, когда подросток постоянно посещает храм, регулярно исповедуется и причащается. Верхний предел возраста трудно определить, но если вы приглашаете в крёстные бабушку 65 лет, то возникает вопрос: а будет ли она ещё в силах в ближайшие 14-16 лет духовно, а может быть и физически окормлять своего крестника?
- Следует ли соглашаться быть крёстным, если вы плохо знаете семью малыша?

- Если вы недостаточно хорошо знаете семью ребёнка и не готовы с ней дальше тесно общаться, то не берите на себя такой ответственности. Потому что впоследствии может оказаться так, что вы будете только молиться за своего крестника, а принимать активное участие в его судьбе уже не сможете. Так быть не должно. Крёстные родители должны осознавать, что с момента крещения получают возможность влиять на ход жизни ребёнка.
- Сколько крестников можно иметь одному человеку?
- У меня их 10, и некоторых из них я вижу крайне редко. Но каждый раз, когда соглашаюсь быть крестным, я на 100% уверен, что родители малыша действительно верующие люди и воспитают его в церковных традициях. А я только молюсь за всех моих крестников. Сколько иметь крестников? А сколько вам по силам? Решайте сами, никаких ограничений нет.
- Некоторые ищут богатых крёстных из-за хороших подарков …
- Крайне неверно. Я вам подскажу: выбирайте кумовьёв из числа ваших близких родственников (двоюродных братьев и сестёр, тётей и дядей), чтобы укреплялись ваши родственные связи. Потому что крёстные – это уже часть семьи, они должны знать ваши семейные традиции, уклад. Надо, чтобы родовые связи крепли, а ваша семья разрасталась.
- Что входит в обязанности крёстного?
- Основная функция крёстных в современном мире – молитва за своего крестника. Каждое утро выделите 1 минутку: «Господи, благодарю тебя за прожитую ночь, сохрани меня в наступающий день и помяни моих крестников ». Также и на ночь. Ещё крёстные родители, независимо от того, насколько воцерковлена семья малыша, должны раз в квартал брать своего крестника в храм на причастие. Отношения крёстных и крестника должны в первую очередь строиться на религиозной почве, иначе они ничем не будут отличаться от других тёть и дядь.
Галина ШУШЕРОВА.

Точка зрения: иерей Максим Бурдин, клирик Успенского кафедрального собора г. Астрахани,
13.03.2019 Астраханская епархия 12 марта 2019 года, во вторник первой седмицы Великого поста, митрополит Астраханский и Камызякский Никон молился в Покровском соборе за уставным богослужением, состоящим из утрени, часов, изобразительных и вечерни.
12.03.2019 Астраханская епархия Великий пост - Великая Четыренадесятница вместе со Страстной Седмицей - это самый важный для православных верующих период года.
12.03.2019 Punkt-a.info

В читальном зале Государственного архива Астраханской области расположилась выставка печатных изданий научно-справочной библиотеки, посвящённая Дням православной книги в Астрахани.
12.03.2019 Правительство Астраханской области

Алтарь – это святая святых христианского храма, все равно, православного или католического. Он расположен в восточной части храма, и именно там совершается главное таинство христианства – Евхаристия, пресуществление хлеба и вина в плоть и кровь Христову. В православии алтарем называют часть храма, отделенную от молельного зала ограждением – иконостасом. В алтаре находится престол – возвышение, стол, на котором священник совершает действия Евхаристии. У католиков алтарем именуется сам престол, однако место, где он находится, так же отделено от молельного зала невысоким ограждением.

Бытует мнение, что в алтарь православного храма нельзя входить женщинам, а мужчинам можно. Так ли это?

Кому можно входить в алтарь?

Согласно правилам, принятым еще древними церковными соборами, в алтарь вход закрыт мирянам обоего пола. Войти сюда могут только священники, диаконы и люди, служащие в церкви – алтарники и чтецы. Алтарник, кстати говоря, так называется именно потому, что имеет особое разрешение («благословение») входить в алтарь. Обычно это человек, который занимается уборкой и прислуживает священнику во время церковных таинств и обрядов.

Помимо священников и других церковнослужителей входить в алтарь, согласно все тем же правилам, может царь, поскольку он является помазанником Божиим. Но и помазанник входит в священное место не когда вздумается, а лишь для того, чтобы принести дар Богу. Для этого император снимал оружие, оставлял знаки царского достоинства и вступал в алтарь как простой смертный. Принеся дары, он тут же покидал святая святых и присоединялся к другим молящимся.

Объясняются эти строгости очень просто: в алтаре происходит величайшее таинство, здесь должна сохраняться обстановка благоговения и порядка, а при большом стечении народа, да еще если войти может каждый желающий, ни о каком благоговении, разумеется, речь не идет.

Почему в алтарь нельзя входить женщинам?

Все люди, имеющие разрешение входить в алтарь, являются мужчинами. Женщин в это святое место не допускают, однако отнюдь не потому, что женщина «хуже» мужчины, как считают некоторые. У женщины, объясняют церковные авторитеты, в силу ее природы, независимо от ее воли, бывает «течение месячных кровей». А в храме ни в коем случае нельзя проливать кровь. Если такое произойдет, то храм следует освятить снова. Особенно это касается алтаря, где происходит таинство Евхаристии. Здесь вообще чья-либо кровь, кроме крови Христовой, просто немыслима. Даже если кто-то из священников или диаконов, алтарников, поранит, например, палец, он должен немедленно выйти из алтаря, чтобы не осквернить его ненароком пролитием своей крови.

Впрочем, во всяком правиле есть исключения. В древней церкви существовали диаконисы – женщины, которые несли церковное служение. В случае надобности они могли войти в алтарь. В советское время, когда в храмах категорически не хватало людей, священники иногда благословляли стареньких прихожанок быть алтарницами, чтобы было кому помочь или прибраться в алтаре. И в наши дни в женских монастырях старые монахини тоже иногда выполняют функции алтарниц.



Новое на сайте

>

Самое популярное