Домой Стоматология Тревожные расстройства у детей. Все о тревожных расстройствах и их лечении

Тревожные расстройства у детей. Все о тревожных расстройствах и их лечении

Тревожное расстройство – это определенное психопатическое состояние, характеризующееся специфической симптоматикой. Тревогу испытывает периодически каждый субъект, вследствие различных ситуаций, проблем, опасных или тяжелых условий труда и т.д. Возникновение тревожности можно считать своеобразным сигналом, который сообщает индивиду об изменениях, происходящих в его организме, теле или во внешней среде. Отсюда выходит, что чувство тревоги выступает в роли приспособительного фактора при условии того, что оно не выражено чрезмерно.

Среди наиболее часто встречаемых сегодня тревожных состояний выделяют генерализованное и адаптивное. Генерализованное расстройство характеризуется выраженной устойчивой тревожностью, которая направлена на различные жизненные ситуации. Адаптивное расстройство характеризуется ярко выраженной тревожностью или иными эмоциональными проявлениями, которые зарождаются в сочетании со сложностями в адаптации к определенному стрессовому событию.

Причины тревожного расстройства

Причины образования тревожных патологий сегодня полностью не изучены. Для развития тревожных нарушений имеют значение психические и соматические условия. У некоторых субъектов данные состояния могут появляться без наличия четких пусковых механизмов. Чувство тревоги может быть ответной реакцией на внешние стрессовые раздражители. Также отдельные соматические заболевания являются сами по себе причиной тревожности. К таким заболеваниям можно отнести сердечную недостаточность, бронхиальная астму, гипертиреоидизм и др. Так, например, органическое тревожное расстройство может наблюдаться вследствие кардиоцеребральных и кардиальных нарушений, гипогликемии, сосудистой патологии головного мозга, эндокринных нарушений, черепно-мозговых травм.

К физическим причинам можно отнести прием лекарств или наркотических препаратов. Может вызывать тревожность отмена приема седативных препаратов, алкоголя, некоторых психоактивных средств.

Сегодня научные деятели выделяют психологические теории и биологические концепции, которые объясняют причины образования тревожных расстройств.

С точки зрения психоаналитической теории тревожность является сигналом образования недопустимой, запретной потребности, или посыла агрессивного либо интимного характера, которые мотивируют индивида к бессознательному предотвращению их выражения.

Симптомы тревожности в таких случаях рассматриваются в качестве неполного сдерживания или вытеснения недопустимой потребности.

Бихевиористические концепции рассматривают тревогу, а в частности, различные фобии изначально зарождаются в качестве условно-рефлекторной ответной реакции на пугающие или болезненные стимулы. В последующем тревожные реакции могут возникать и без посыла. Когнитивная психология, которая появилась позднее, акцентирует внимание на искривленных и неверных мысленных образах, которые предшествуют развитию симптомов тревоги.

С позиций биологических концепций тревожные нарушения являются результатом биологических отклонений, с резким повышением продуцирования нейромедиаторов.

У многих индивидов, у которых наблюдается тревожно паническое расстройство, отмечается также чрезвычайная чувствительность к небольшому увеличению концентрации в воздухе углекислого газа. В соответствии с отечественной систематикой тревожные нарушения причисляются к группе функциональных расстройств, другими словами к психогенно детерминированным болезненным состояниям, которые характеризуются осознанием заболевания и отсутствием трансформаций в личностном самосознании.

Тревожное расстройство личности также может развиваться вследствие наследственных особенностей темперамента субъекта. Часто данные состояния разных типов имеют отношение к поведению наследственного характера и включают в себя следующие черты: пугливость, замкнутость, стеснительность, необщительность, если оказывается в неизвестной ситуации.

Симптомы тревожного расстройства

Признаки и симптоматика данного состояния может значительно отличаться в зависимости от индивидуальных характеристик субъекта. Некоторые страдают от сильнейших приступов беспокойства, появляющихся внезапно, а другие – от возникающих навязчивых беспокойных мыслей, например, после выпуска новостей. Одни индивиды могут бороться с различными навязчивыми страхами или неконтролируемыми мыслями, другие живут в постоянном напряжении, которое их не тревожит абсолютно. Однако, несмотря на разнообразные проявления, все это вместе будет являться тревожным расстройством. Основным симптомом, которым считается постоянное присутствие или беспокойство в ситуациях, при которых большинство людей чувствуют себя в безопасности.

Все симптомы патологического состояния можно разделить на проявления эмоционального и физического характера.

К проявлениям эмоционального характера, кроме иррационального, безмерного страха и тревожности, относят также ощущение опасности, нарушение в концентрации внимания, предположение худшего, эмоциональную напряженность, повышенную раздражительность, чувство опустошенности.

Тревога является чем-то большим, чем простое ощущение. Ее можно рассматривать в качестве фактора готовности физического тела индивида к бегству или борьбе. Она содержит в себе широкий диапазон физических симптомов. Вследствие множества симптомов физического характера субъекты, страдающие тревожными состояниями, часто принимают свою симптоматику за болезнь тела.

Симптоматика тревожного расстройства физического характера включает ускоренное сердцебиение, диспепсические расстройства, интенсивное потоотделение, учащение мочеиспускания, головокружение, одышку, тремор конечностей, мышечное напряжение, быструю утомляемость, хроническую усталость, головные боли, нарушение сна.

Также была отмечена взаимосвязь между тревожным расстройством личности и . Так как множество индивидов, страдающих тревожным нарушением, имеют в анамнезе депрессию. Депрессивные состояния и тревожность тесно взаимосвязаны между собой психоэмоциональной уязвимостью. Именно поэтому они довольно часто сопровождают друг друга. Депрессия способна усугубить тревогу и, наоборот.

Тревожные расстройства личности бывают генерализованного, органического, депрессивного, панического, смешанного типа, вследствие чего симптомы могут отличаться. Так, например, органическое тревожное расстройство характеризуется клиническими проявлениями качественно идентичными симптомам тревожно-фобического расстройства, но для диагностирования органического тревожного синдрома необходимо наличие этиологического фактора, который вызывает тревожность как вторичное проявление.

Генерализованное тревожное расстройство

Расстройство психики, характеризующееся общей постоянной тревожностью, не связанной с конкретными событиями, предметами или ситуациями носит название генерализованное тревожное расстройство личности.

Лицам, страдающим расстройствами данного вида, присуща тревожность, для которой характерна устойчивость (продолжительность не менее 6 месяцев), генерализованность (т.е. тревожность проявляется в выраженной напряженности, беспокойстве, ощущении будущих неприятностей в событиях повседневности, наличии различных страхов и дурных предчувствий), не фиксированностью (т.е. тревога не ограничивается какими-либо конкретными событиями или условиями).

Сегодня выделяют три группы симптомов данного вида расстройства: беспокойство и опасения, моторное напряжение и гиперактивность. Опасения и беспокойство обычно довольно трудно контролируются, а их длительность дольше, чем у людей, не страдающих генерализированным тревожным расстройством. Беспокойство не фокусируется на специфичных проблемах, например, таких как вероятность возникновения панического приступа, попасть в затруднительное положение и др. Моторное напряжение может выражаться в напряжении мышц, головной боли, треморе конечностей, неспособности расслабиться. Гиперактивность нервной системы выражается в повышенном потоотделении, ускоренном сердцебиении, ощущении сухости во рту и дискомфорта в эпигастральной области, головокружении.

Среди типичных симптомов генерализованного тревожного расстройства личности также можно выделить раздражительность и повышенную чувствительность к шуму. Другими симптомами со стороны моторики считается наличие ноющих мышечных болей и ригидности мышц, в особенности мышц плечевой области. В свою очередь вегетативные симптомы можно сгруппировать по функциональным системам: желудочно-кишечные (ощущение сухости во рту, затрудненность глотания, дискомфорт в эпигастральной области, повышенное газообразование), дыхательные (затрудненность вдоха, чувство сжатия в грудной области), сердечнососудистые (дискомфорта в сердечной области, учащенное сердцебиение, пульсация шейных сосудов), урогенитальные (частое мочеиспускание, у мужчин – исчезновение эрекции, снижение либидо, у женщин – менструальные нарушения), нервная система (пошатывание, ощущение расплывчатости зрения, головокружение и парестезия).

Тревожное состояние также характеризуется нарушением сна. Люди с таким расстройством могут испытывать трудности в процессе засыпания и ощущать беспокойство при пробуждении. У таких больных сон характеризуется прерывистостью и наличием сновидений неприятного характера. Пациентам с генерализованным тревожным нарушением часто снятся кошмары. Они часто просыпаются с ощущением усталости.

Индивид с таким расстройством часто имеет специфический внешний вид. Лицо и поза его выглядят напряженными, брови нахмуренные, он беспокоен, нередко наблюдается дрожание в теле. Кожные покровы такого больного бледные. Пациенты склонны к плаксивости, что отражает подавленность настроения. Среди других симптомов данного расстройства следует выделить быструю утомляемость, депрессивные и обсессивные симптомы, деперсонализацию. Перечисленные симптомы являются второстепенными. В случаях, когда эти симптомы являются ведущими, нельзя ставить диагноз генерализованное тревожное расстройство личности. У некоторых пациентов была отмечена периодическая гипервентиляция.

Тревожно-депрессивное расстройство

Заболеванием современности можно назвать тревожно-депрессивное расстройство, которое существенно понижает качество жизни индивида.

Тревожно-депрессивное расстройство следует отнести к группе невротических расстройств (неврозы). Неврозами называют психогенно детерминированные состояния, характеризующиеся значительным разнообразием симптоматических проявлений, отсутствием трансформаций личностного самосознания и осознанием заболевания.

В течение жизни риск развития тревожно-депрессивного состояния составляет около 20%. При этом, всего лишь одна треть заболевших обращается к специалистам.

Основным симптомом, определяющим наличие тревожно-депрессивного расстройства является устойчивое ощущение неотчетливой тревоги, объективных причин для возникновения которой не существует. Тревогой можно назвать неизменное ощущение близящейся опасности, катастрофы, аварии угрожающей близким людям или самому индивиду. Важно понимать, что при тревожно-депрессивном синдроме индивид испытывает страх не перед определенной угрозой, которая реально существует. Он только ощущает смутное чувство опасности. Данное заболевание опасно тем, что постоянное чувство тревоги стимулирует производство адреналина, который способствует нагнетанию эмоционального состояния.

Симптомы данного расстройства делятся на клинические проявления и вегетативные симптомы. К клиническим проявлениям относят устойчивое снижение настроения, повышенное беспокойство, постоянное чувство тревоги, резкие колебания эмоционального состояния, стойкое расстройство сна, навязчивые опасения различного характера, астению, слабость, постоянную напряженность, беспокойство, быструю утомляемость; понижение концентрации внимания, работоспособности, скорости мышления, усвоения нового материала.

К вегетативным симптомам относят учащенное или интенсивное сердцебиение, тремор, ощущение удушья, повышенную потливость, приливы, влажность ладоней, болевые ощущения в области солнечного сплетения, ознобы, расстройства стула, учащенное мочеиспускание, боль в животе, напряжение в мышцах.

Подобные дискомфортные ощущения испытывает множество людей в стрессовых ситуациях, но для диагностирования тревожно-депрессивного синдрома у пациента должны быть выявлены несколько симптомов в совокупности, которые наблюдаются на протяжении нескольких недель или месяцев.

Существуют группы риска, которые чаще подвержены тревожным нарушениям. Так, например, женщины гораздо чаще мужской половины населения подвержены тревожно-депрессивным расстройствам. Так как прекрасная половина человечества характеризуется боле выраженной эмоциональностью, по сравнению с мужчинами. Поэтому женщинам нужно научиться расслабляться и сбрасывать накапливаемое напряжение. Среди факторов, способствующих возникновению неврозов у женщин, можно выделить гормональную перестройку организма в связи с фазами менструального цикла, беременностью или послеродовым состоянием, менопаузой.

Люди, которые не имеют постоянного места работы, гораздо чаще подвержены возникновению тревожно-депрессивных состояний, чем работающие индивиды. Ощущение собственной несостоятельности в финансовом плане, постоянный поиск места работы и преследующие неудачи на собеседованиях ведут к появлению чувства безысходности. Наркотики и алкоголь также являются факторами, способствующими развитию тревожно-депрессивных состояний. Алкогольная или наркотическая зависимость разрушает личность индивида и ведет к возникновению психических расстройств. Постоянно сопутствующая депрессия принуждает искать счастья, удовлетворения в новой порции спиртного или дозе наркотического препарата, которая лишь усугубит депрессию. Неблагоприятная наследственность часто бывает фактором риска развития тревожно-депрессивных расстройств.

Тревожные расстройства у детей, чьи родители страдают психическими расстройствами, наблюдаются чаще, чем у детей со здоровыми родителями.

Пожилой возраст также может являться предпосылкой к возникновению расстройств невротического характера. Индивиды в таком возрасте теряют социальную значимость, дети их уже выросли и перестали зависеть от них, многие друзья умерли, у них наблюдается депривация в общении.

Низкий уровень образования ведет к появлению тревожных расстройств.

Тяжелые соматические заболевания образуют самую тяжелую группу больных тревожно-депрессивными расстройствами. Ведь многие люди часто страдают неизлечимыми заболеваниями, которые могут вызывать сильнейшие боли и дискомфорт.

Тревожно-фобические расстройства

Группу расстройств, возникающих вследствие совокупности психологических факторов воздействия и внешних причин, называют тревожно-фобическими расстройствами. Возникают они вследствие воздействия психотравмирующих раздражителей, семейных неприятностей, потери близких, крушений надежд, проблем, связанных с работой, предстоящего наказания за совершенное ранее правонарушение, опасности для жизни, здоровья. Раздражитель бывает однократного сверхсильного воздействия (острая психическая травма), или многократного слабого действия (хроническая психическая травма). Черепно-мозговые травмы, различного рода инфекции, интоксикации, болезни внутренних органов и заболевания желез внутренней секреции, длительное недосыпание, постоянное переутомление, нарушение в режиме питания, длительное эмоциональное напряжение являются теми факторами, которые способствуют возникновению заболеваний психогенного характера.

К основным проявлениям фобического невротического нарушения относят , панические атаки и фобии ипохондрического характера.

Могут выражаться в виде всепоглощающего ощущения страха и чувства приближающейся смерти. Они сопровождаются вегетативными симптомами, такими как ускоренное сердцебиение, ощущение нехватки воздуха, потливость, тошнота, головокружение. Приступы панической атаки могут продолжаться от пары минут и до часа. Часто больные во время таких атак боятся утратить контроль над поведением или опасаются сойти с ума. В основном, панические атаки появляются самопроизвольно, но временами их возникновение могут спровоцировать резкие перемены в погодных условиях, стресс, недосыпание, физическое перенапряжение, чрезмерная половая активность, злоупотребление алкогольными напитками. Также некоторые соматические заболевания могут спровоцировать появление первых панических атак. К таким заболеваниям можно отнести: гастрит, остеохондроз, панкреатит, некоторые заболевания сердечнососудистой системы, заболевания щитовидной железы.

Психотерапия тревожных расстройств личности направлена на устранение тревожности и коррекцию неадекватного поведения. Также в ходе терапии больных обучают основам расслабления. Для лечения индивидов, страдающих тревожными расстройствами, может применяться индивидуальная или групповая психотерапия. Если в анамнезе заболевания превалируют фобии, то пациенты нуждаются в психоэмоциональной поддерживающей терапии, позволяющей улучшить психологическое состояние таких пациентов. А ликвидировать фобии позволяет поведенческая психотерапия и применение гипноза. Также может применяться при лечении навязчивых страхов и рациональная психотерапия, при которой пациенту объясняется суть их заболевания, вырабатывается адекватное понимание пациентом симптомов заболевания.

Смешанное тревожно-депрессивное расстройство

В соответствии с международной классификацией болезней тревожные состояния подразделяются на тревожно-фобические расстройства и другие тревожные расстройства, которые включают в себя смешанное тревожно-депрессивное расстройство, генерализованное и тревожно паническое расстройство, обсессивно-компульсивные нарушения и реакции на серьезный стресс, нарушения адаптации, включающие в себя посттравматическое стрессовое расстройство.

Постановка диагноза смешанного тревожно-депрессивного синдрома возможна в тех случаях, когда у пациента наблюдаются приблизительно в одинаковой степени выраженности симптомы тревоги и депрессии. Другими словами наряду с тревожностью и ее вегетативными симптомами наблюдается также снижение настроения, потеря прежних интересов, снижение мыслительной деятельности, двигательная заторможенность, исчезновение уверенности в собственных силах. Однако при этом состояние больного невозможно непосредственно связать с какими-нибудь психотравмирующим событием и стрессовыми ситуациями.

К критериям смешанного тревожно-депрессивного синдрома относят временное или устойчивое дисфоричное настроение, которое наблюдается с 4-мя и более симптомами в течение не менее месяца. Среди таких симптомов выделяют: трудности концентрации внимания или заторможенность мышления, нарушения сна, усталость или быстрая утомляемость, плаксивость, раздражительность, беспокойство, безнадежность, повышенная настороженность, заниженная самооценка или наличие чувства никчемности. Также перечисленные симптомы должны вызывать нарушения в профессиональной сфере, социальной или другой важной области жизнедеятельности субъекта либо провоцировать клинически значимый дистресс. Все названные выше симптомы не обусловлены приемом каких-либо препаратов.

Лечение тревожных расстройств

Психотерапия тревожных расстройств и медикаментозное лечение препаратами, обладающими противотревожным действием, являются основными методами лечения. Применение когнитивно-поведенческой терапии в лечении тревожности позволяет идентифицировать и изжить отрицательные шаблоны мышления и алогичные воззрения, которые подпитывают тревогу. Для излечения повышенной тревожности обычно применяется от пяти до двадцати ежедневных сеансов.

Для терапии также применяется десенсибилизация и конфронтация. В ходе лечения пациент противостоит собственным страхам в неопасной среде, которая контролируется терапевтом. Посредством повторяющегося погружения, в воображении или реальности, в ситуацию, провоцирующую возникновение страха, пациент приобретает большее ощущение контроля. Непосредственно посмотреть в лицо своему страху, позволяет постепенно уменьшить беспокойство.

Гипноз является надежным и быстрым механизмом, использующимся в лечении тревожных расстройств. Когда индивид находится в глубокой телесной и умственной релаксации, терапевт применяет различные терапевтические приемы, помогающие пациенту взглянуть в лицо собственным страхам и их преодолеть.

Дополнительной процедурой в лечении данной патологии является физическая реабилитация, которая основывается на упражнениях, взятых из йоги. Исследования показали эффективность снижения тревожности после выполнения тридцатиминутного специального комплекса упражнений от трех до пяти раз в неделю.

В лечении тревожных расстройств используются различные лекарственные средства, включающие в себя антидепрессанты, бета-адреноблокаторы и транквилизаторы. Любое медикаментозное лечение показывает свою эффективность только в сочетании с сеансами психотерапии.

Бетта-адреноблокаторы применяются с целью снятия вегетативных симптомов. Транквилизаторы уменьшают выраженность проявлений тревожности, страха, содействуют снятию мышечного напряжения, нормализации сна. Недостаток транквилизаторов заключается в способности обуславливать привыкание, по причине которого возникает зависимость у пациента, следствием такой зависимости будет синдром отмены. Именно поэтому их следует назначать только по серьезным показаниям и недлительным курсом.

Антидепрессантами называются лекарственные препараты, которые нормализуют патологически измененное депрессивное настроение и способствуют редукции соматовегетативных, познавательных, двигательных проявлений, вызванных депрессией. Наряду с этим множество антидепрессантов обладают также и противотревожным эффектом.

Тревожные расстройства у детей также лечат при помощи когнитивно-поведенческой терапии, лекарственных препаратов или их сочетанием. Среди психиатров распространено мнение, что для терапии детей наибольшим эффектом обладает поведенческая терапия. Ее методы базируются на моделировании устрашающих ситуаций, обуславливающих навязчивые мысли, и принятии комплекса мер, которые предупреждают нежелательные реакции. Применение же лекарственных препаратов оказывают менее продолжительный и менее позитивный эффект.

Большинство тревожных нарушений не требует назначения лекарственных препаратов. Обычно индивиду с тревожным расстройством достаточно разговора с терапевтом и его уговоров. Беседа не должна быть длительной по времени. Пациент должен ощущать, что он всецело занимает внимание терапевта, что его понимают и ему сочувствуют. Терапевту необходимо предоставить больному четкое объяснение любых соматических симптомов, которые имеют связь с тревогой. Необходимо помочь индивиду преодолеть или примириться с любой социальной проблемой, относящейся к заболеванию. Так неопределенность только может повысить тревожность, а четкий план терапии помогает ее снизить.

Что такое Тревожные расстройства у детей -

Тревожные расстройства известны также как эмоциональные расстройства детского возраста. Сюда относят страхи, печаль и беспокойство, которые могут проявляться параллельно с соматической симптоматикой. Но за последние 20 лет были очерчены множество специфических тревожных и депрессивных расстройств, включенных в МКБ-10 (Международная классификация болезней-10) и DSM-IV (Руководство по диагностике и статистике психических расстройств).

Эпидемиология

Примерно у 4-8% детей и подростков имеются клинически выраженные тревожные расстройства, которые отражаются на жизни человека каждый день и/или причиняют значительные страдания.

Тревожные расстройства - вторая по распространенности группа детских психических расстройств. На первом месте - поведенческие расстройства. Многие страхи и беспокойства детей не относят к расстройствам по причине того, что эти симптомы не приводят к большим страданиям или социальным нарушениям.

Что провоцирует / Причины Тревожных расстройств у детей

Если у родителей наблюдаются тревожные расстройства, то велика вероятность, что и ребенок будет подвержен им. Наследуемость тревожных расстройств умеренная, что доказано близнецовыми исследованиями. Но не уточнено, что именно наследуется - повышенный риск конкретного тревожного расстройства или более широкая подверженность тревоге в целом. Также родители с помощью воспитания, собственного нецеленаправленного примера и проч. могут спровоцировать у ребенка тревожные расстройства.

Из-за редко случающихся в жизни катастрофических событий может случиться посттравматическое стрессовое расстройство у ребенка. Тревожные расстройства других видов также могут быть спровоцированы негативными происшествиями в жизни, в основном это период финансовых затруднений вследствие родительской безработицы, окончательный разрыв с лучшим другом, переживание ссор и развода родителей.

Имеет значение, одно такое событие имело место или несколько. Пережить одно, не получив психологических последствий, ребенку гораздо легче. Если же событий несколько - одновременно или через какой-то промежуток времени - может проявиться эмоциональное расстройство.

Многие теории гласят, что тревога вызывается переживанием угрозы. Существует формулировка Боулби, что основана на теории привязанности: тревога - и особенно тревога в связи с разлукой - часто возникает в результате угрожающих или действительных разлук с ключевыми фигурами привязанности (например, когда родители, наказывают своих детей, угрожая их прогнать).

Предполагается, что темперамент также имеет значение в развитии тревожных расстройств у детей. Согласно проспективным исследованиям, у младенцев и ходунков-ползунков, темперамент которых отличается застенчивостью и торможением, повышен риск возникновения тревожных расстройств в более позднем детстве.

Симптомы Тревожных расстройств у детей

Тревожные расстройства у детей бывают нескольких видов. Ниже приведены основные симптомы их (без классификации по типам расстройств):

  • потливость;
  • учащенное сердцебиение;
  • затруднение дыхания;
  • тремор или дрожь;
  • ощущение комка в горле;
  • тошнота или абдоминальный дистресс;
  • боль и дискомфорт в груди;
  • чувство нереальности предметов или отделенности и удаленности собственного «Я»;
  • чувство головокружения, неустойчивости или обморочности;
  • приливы жара или ознобы;
  • страх потери контроля;
  • страх смерти;
  • страх сойти с ума;
  • мышечное напряжение или боли;
  • онемение или ощущение покалывания;
  • чувство нервозности;
  • беспокойство и неспособность расслабиться;
  • затруднения в сосредоточении внимания или «пустота в голове» из-за тревоги или беспокойства;
  • усиленное реагирование на неожиданности или на испуг;
  • затрудненное засыпание из-за беспокойства;
  • постоянная раздражительность.

Диагностика Тревожных расстройств у детей

Если вы наблюдаете у ребенка несколько из выше описанных симптомов, это повод для обращения к специалисту. Врач должен провести опрос, оценить медицинскую историю ребенка и провести физический осмотр. Лабораторной диагностики тревожных расстройств у детей не существует. Но осмотр и обследование позволяют установить, являются ли тревожные проявления у ребенка симптомом соматического заболевания.

Лечение Тревожных расстройств у детей

Тревожные расстройства у детей лечат с помощью когнитивно-поведенческой психотерапии, лекарственных средств или же их сочетанием. Считается, что наибольший эффект оказывает поведенческая терапия. Методы ее заключаются в создании создание устрашающих ситуаций, которые вызывают навязчивые идеи, и принятии мер, предотвращающих нежелательные реакции.

Лекарственные средства оказывают менее длительный и менее положительный эффект.

Прогноз

Тревожные расстройства, в отличие от поведенческих, редко продолжаются по мере взросления ребенка. Но все же не стоит игнорировать их с мыслью, что «оно пройдет само».

У небольшой части детей и подростков с тревожными расстройствами будет, как минимум одно тревожное расстройство, когда они повзрослеют, а у других разовьются депрессивные расстройства. Ретроспективные исследования также показывают, что значительная часть взрослых с тревожными или депрессивными расстройствами ранее перенесли тревожные расстройства детского возраста.

Температура – один из важнейших показателей здоровья, помогающий понять: какое соотношение между выработанным теплом и теплообменом, происходящим между органами и их тканями, с одной стороны, и внешней средой – с другой. Как ни странно, но её показатели не одинаковы для всех и зависят от следующих факторов:

  • возраст (повышается у детей во время игр или продолжительного плача; чем старше человек, тем ниже показатели)
  • пол (у женщин выше, чем у мужчин)
  • состояние организма (повышается: в активном состоянии, испытывая физические нагрузки, принимая пищу)
  • время суток (с утра ниже, к вечеру повышается)
  • влияние окружающей среды (в жаркую погоду может повыситься)

Температура тела — важный показатель здоровья человека

К субфебрильной относится температура 37 – 37,5 °С и считается таковой, если она появилась без видимых причин и держится определенный промежуток времени, порой до нескольких месяцев. Человек может ощущать это, а может и не замечать этого. Для того, чтобы сделать вывод о том, субфебрильная температура у вас или это единичный случай, который вызван конкретной ситуацией, стоит обратиться к врачу.

Делаются замеры, которые происходят несколько раз в день, в одно и то же время на протяжении некоторого времени. На основании этих данных строится температурная кривая. Её необходимо проанализировать, выяснить, есть ли сопутствующие изменения и провести лабораторную диагностику. В результате можно понять причину или причины, приведшие к повышению температуры.

Такое состояние может соответствовать многим заболеваниям, среди которых: депрессии, вегетососудистая дистония, неврозы.

Температура при неврозе

Что собой представляет невроз и какова природа этой болезни? Это заболевание является функциональным, т.е. обратимым и представляет собой не «поломку» какого-то органа, а лишь нарушение в работе, в нашем случае не органа, а центральной нервной системы.

Иногда упадок сил способствует тому, что температура падает до показателя 35°С, но она так же может выскочить и вверх, а порой может находиться на субфебрильных отметках.

За терморегуляцию и сбалансированность отвечает гипоталамус – центральный орган вегетативной системы. Стойкое расстройство теплообменных процессов свидетельствует о нарушениях в его работе.

При неврозе температура тела может повышаться или понижаться

Неинфекционное повышение температуры может свидетельствовать о проявлениях симптомов всд, в частности вегетоневроза. Это состояние с субфебрильной температурой может быть продолжительным по времени и проявляться в следующих случаях:

Психогенные причины повышенной температуры при неврозе:

  • детский и юношеский возраст на фоне всд
  • зндокринные патологии в переходном возрасте (гормональные перестройки)
  • стресс
  • физические и эмоциональные перегрузки
  • железодефицитная анемия

Личностные особенности больного:

Вы в группе риска, если у вас: слабая нервная система невротического склада, вы эмоционально уязвимы, наследственная предрасположенность, беременность, вы – житель мегаполиса.

Эмоциональный стресс, тяжелые умственные нагрузки — все это основные причины повышения температуры тела при неврозе

Симптомы невроза с температурой:

  • астения
  • повышенная температура тела
  • боли в мышцах и суставах
  • «ватные» конечности

Почему держится субфебрилитет, каковы его причины? Иногда этому состоянию предшествовала болезнь и это может быть её отголоском. Когда же не было ничего подобного, то можно говорить о зарождающейся дисфункции.

Чтобы правильно поставить диагноз, нужно действовать методом исключения: нужно исключить наличие воспалительных процессов, инфекционных заболеваний, проявлений хронических болезней. И вот если все эти факторы исключены, а цифры продолжает держаться на повышенных отметках, то принято говорить о вегетоневрозе.

При неврозе организм работает в стрессовом состоянии. Стресс способен повысить температуру и здесь организм попадает в замкнутый круг: иммунная система ослаблена и плохо выполняет свои функции, следовательно, развиваются инфекционные процессы, а они приводят в стрессовое состояние нервную систему, разбалансируют вегетативную систему и подогревают уже запущенные процессы.

Если повышение температуры происходит от воспалительного процесса, то можно с уверенностью сказать, что работа иммунной системы нарушена и выглядит это в виде увеличенных лимфоузлов и проявлениях признаков болезни на слизистых. Соответственно, лечение будет успешным, если будут устранены причины во всех 3-х направлениях: восстановлена работа нервной и иммунной системы, осуществлён поиск и найдена инфекция, проведена санация слизистых.

У 1/3 больных неврозом есть в наличии субфебрильная температура. Она не опасна, может быть и не замечена человеком, но не стоит недооценивать ситуацию, т.к. может развиться психосоматическая болезнь.

При неврозе организм работает в стрессовом состоянии

Температура при депрессии

У каждого человека есть свои внутренние биологические часы и от того, как они работают, будут зависеть такие жизненно важные показатели, как артериальное давление, сердечный ритм, тонус сосудов, температура тела. В течение суток наша температура меняется: наименьшие её показатели в утренние часы (в районе 4-5 часов), наивысшие между 15 и 18 часами. У здорового человека эта разница невелика и составляет 1,2 – 1,5°С. У человека, находящегося в состоянии депрессии эта разница почти отсутствует и показатели ее находятся на завышенных позициях.

Депрессия – это комплексное расстройство, а не патология конкретного органа. Поэтому причин, по которым может долгое время держаться температура, тоже может быть много.

Для точного их определения нужно очень внимательно провести устный опрос: выяснить, были ли оперативные вмешательства и по какому поводу, принимались ли какие-либо препараты, посещались ли другие страны, выясняются бытовые условия и профессиональные особенности, увлечения, а так же нужно исключить ложные причины субфебрилитета. Ложными причинами может быть банальный поломанный градусник. На следующем этапе проводится эпидемическое и клиническое обследование.

Если причина определена и она не относится к инфекционным болезням и воспалительным процессам в организме, то все расстройства терморегуляции относят в вегетососудистой дистонии – одному из симптомов температурной депрессии.

Температура при панических атаках

ПА – это приступ страха, невротическая реакция. Особенность её в том, что возникает она внезапно, на первый взгляд без видимых причин. Вызывать её могут любые умственные, эмоциональные или физические перенапряжения.

Повышенную температуру тела может вызывать сбой в работе гипоталамуса.

Повышение температуры тела может произойти и при панических атаках

Суть панической атаки: это выглядит в виде выброса адреналина в кровь. Постоянная бомбардировка гипоталамуса повышенными дозами адреналина и приводит к тому, что терморегуляция нарушена и температура может повышаться.

Все патологические отклонения в работе нервной системы излечимы, если вы будете находиться в тесном контакте с врачом психотерапевтом. Существуют лекарственные и немедикаментозные способы лечения, методики дыхательной и мышечной релаксации. Все они играют исключительно важную роль для купирования и лечения этих состояний.

Света была очень мнительной и беспокойной, каждое утро, она переживала за то, что опоздает на автобус до школы, что он приедет раньше, хотя она и не опаздывала на него ни разу за целый учебный год. Каждый вечер она обеспокоена тем, что не получит любимое место за обеденным столом, или что в классе организуют научную викторину, а она не будет готова. Ночью, она беспокоилась о том, чтобы ее домашнее задание сделано не так, и о том, как она будет выглядеть завтра в школе.
Родители Светы считали, что такое поведение было типичной частью процесса взросления. Но когда учитель сказал, что тревога Светы начинает влиять на ее оценки в школе и отношения с одноклассниками, тогда родители и решили, что пришло время поговорить с врачом о том, как Свете справиться со своими опасениями.

Что такое тревожность?

Тревога-это просто форма стресса, которая может провялятся в самых различных вариантах - физически, эмоционально, в восприятии окружающего мира. Беспокойство в первую очередь, относится к тому, что может произойти - это чувство того, что все происходит неправильно, ощущение того, что вы в некоторой опасности.
Тревога-это естественная человеческая реакция, и она выполняет важную биологическую функцию: активизация сигнальной системы организма, активизация начинается каждый раз, когда мы воспринимаем ситуацию как опасную или угрожающую. Когда тело и мозг отреагируют на угрозу, мы можем почувствовать головокружение, учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание, дрожание рук и ног, появление пота. Эти ощущения вызваны адреналином и другими гормонами стресса, которые подготавливают организм к защите или к уклонению от опасности.
Оценка ситуации происходит почти мгновенно, обычно на это требуется несколько секунд для части мозга, отвечающей за мыслительные процессы (коры) чтобы проанализировать ситуацию и определить, является ли угроза реальной, и если да, то, как с ней обращаться. После этого, когда кора посылает сигнал отбоя тревоги, бегство или самооборона исключены, и нервная система начинает успокаиваться.
Нормальная тревога
Каждый испытывает чувство тревоги, время от времени, это чувство может варьироваться по своей интенсивности: от легкого чувства неловкости до полномасштабной паники (или где-нибудь между ними), в зависимости от человека и ситуации. Это естественно для незнакомой или сложной ситуации у людей всех возрастов, вы можете почувствовать тревогу, когда у вас презентация на работе, или во время собеседования, экзамена.
У детей такой тревога перед важным мероприятием нормальна, такая тревога способствует тому, что дети задают себе и окружающим вопросы: «Что будет если…?».
Некоторое количество беспокойства является нормальным и может даже быть мотивирующими - это помогает нам оставаться начеку, сосредоточиваться, и быть готовым сделать все возможное. Но тревога, которая возникает слишком часто и является слишком сильной, часто кажется непреодолимой, она мешает проявлению способностей и лишает радости жизни - это часть патологического процесса, тревожного расстройства.

Тревожные расстройства

Тревожные расстройства являются одними из самых распространенных психических заболеваний, это происходит отчасти потому, что каждый человек в своей жизни переживает стресс и беспокойство. Есть много различных типов тревожных расстройств, с различными симптомами, но всех их объединяет одна общая черта - длительная, напряженная тревога, что влияет на человека в повседневной жизни и лишает ощущения счастья.
Симптомы тревожного расстройства могут прийти внезапно или возникать постепенно и испытываться длительное время. Иногда переживания создают ощущение обреченности и предчувствие чего-то негативного, которые кажется, приходят из ниоткуда. Дети с проблемами тревожности могут даже не знать, что вызывает эмоции, переживания и чувства, которые они испытывают.

Расстройства, которые могут возникнуть у детей, подразделяются на:
. Генерализованное тревожное расстройство. Характеризуется общей тревожностью - чрезмерно беспокоиться о многих вещах, таких как школы, здоровье или безопасность членов семьи или будущего в целом. Они могут всегда думать о худшем, что может произойти, вместе с беспокойством и страхом, дети могут иметь физические симптомы, такие как головная боль, боли в животе, мышечное напряжение или усталость. Их беспокойство может привести к изоляции и избеганию социальной деятельности. Дети с генерализованной тревогой могут постоянно ощущать себя обузой для других, воспринимать жизнь как подавляющую их и вышедшую из-под контроля.
.
. Обсессивно-компульсивное расстройство (OCD). Для человека с обсессивно-компульсивного расстройством, тревога принимает форму навязчивости (слишком тревожат мысли) и принуждения (повторяющиеся действия, как попытка облегчить беспокойство).
. Фобии. Эти сильные страхи конкретных вещей или ситуаций, которые сами по себе не опасны, например, высота, собаки, полета на самолете. Фобии обычно заставляет людей избегать вещей, которых они боятся.
. Социальная фобия (социальная тревожность). Это беспокойство вызванное социальными ситуациями, например, выступление пред аудиторией. Менее распространенная форма называется селективный мутизм - нарушение, которое проявляется в неспособности вступить в обсуждение, неспособностью говорить в определенных ситуациях.
. Панические атаки. Эти эпизоды тревоги могут возникать без видимых причин, во время приступа паники, ребенок, как правило, имеет внезапные и сильные физические симптомы, которые могут включать в себя частое сердцебиение, одышка, головокружение, онемение или покалывание конечностей. Агорафобия это сильный страх, приступы паники, которые возникают в открытых местах и местах скопления людей.
. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Этот тип тревожного расстройства в результате травмирующего события, ситуации. Симптомы: галлюцинации, ночные кошмары, чувство страха, избегание некоторых ситуаций, которые могут расцениваться как травматические.

Причины тревожных расстройств

Эксперты не знают точно, что вызывает тревожные расстройств, но определенную роль играют несколько пунктов: генетика, биохимия мозга, сверхактивная реакция сигнальной системы, постоянный стресс и выученное поведение.
Ребенок, в семье которого есть кто-либо с тревожным расстройством имеет больше шансов развития такого расстройства.. Это может быть связано с генами, которые влияют на химию мозга и регулирование химических веществ, называемых нейротрансмиттерами.
Также в семье, где у кого-то сильная тревожность, ребенок может научиться смотреть на мир как на опасное место, всего опасаться и тревожиться, ожидать худшего или испытывать страх.
Некоторые события, происходящие в жизни ребенка, могут быть катализаторами тревожности, например, смерть близкого человека, развод родителей, изменения в жизни - смена места жительства.
Признаки и симптомы
Все дети испытывают беспокойство в определенных ситуациях, в том числе и те, кто пережил травмирующую ситуации, но она не повлекла за собой тревожные расстройства, но большинство (даже те, кто пережить травмирующие события не развиваются тревожные расстройства. У детей, которые страдают тревожными расстройствами будет проявляться 1 и более следующих проявлений:
. чрезмерное беспокойство большинство дней в неделю, в течение многих недель подряд;
. проблемы со сном, или сонливость в течение дня;
. чрезмерная энергия или усталость во время бодрствования
. проблемы с сосредоточением
. раздражительность
Эти проблемы могут повлиять на ребенка в течение, в особенности, когда дело доходит до концентрации в школе, обеда и сна. Общим для детей с тревожным расстройством может быть то, что они избегают разговоров о своем самочувствии, потому что переживают о том, что другие могут их не понять.
Хорошей новостью является то, что врачи и терапевты сегодня могут излечивать тревожные расстройства лучше, чем раньше.

Лечение

Психотерапевт может распознать симптомы, поставить диагноз, выделить конкретный вид тревожного расстройства, составить план лечения.
Одним из вариантов терапии является когнитивно-поведенческая терапия, в результате которой дети пробуют новые способы действий и мышления в ситуациях, которые вызывают беспокойство, учатся справляться со стрессом. Терапевт обеспечивает поддержку и руководство и обучение новым навыкам, например, методам релаксации или дыхательным упражнениям, иногда выписывается седативный препарат.
Помочь ребенку справиться
Лучший способ помочь вашему ребенку - это обсуждать его проблему только в позитивном свете, говорить открыто о симптомах тревожного расстройства и пытаться помочь ребенку понять то, как эти симптомы влияют на его повседневную жизнь.
Будьте терпеливы и позитивны, поговорите с ребенком о ваших собственных тревогах и о том, как вам удалось их преодолеть.

Вопросу о влиянии алкоголизма родителей на детей как в оте-чественной, так и в зарубежной литературе посвящено довольно много научных работ. Выявляется существование четкой взаимо-связи между алкоголизмом родителей и физическим и психическим здоровьем их детей. Статистический анализ клинического мате-риала показывает, что дети с нервно-психическими расстрой-ствами достоверно чаще встречаются в семьях, отягощенных родительским алкоголизмом, по сравнению со здоровыми семьями (90-98% и 14-20% соответственно). Наряду с этим наблюдаются различные подходы рассмотрения путей воздействия алкоголизма родителей на здоровье детей, что обусловлено труд-ностями разграничения причин отклонений у потомства алкого-ликов: специфики социальной среды или повреждения алкоголем половых клеток родителей.

Исходя из анализа литературы, посвященной этой проблеме, можно выделить три основных направления. Некоторые авторы в качестве основной причины рассматривают биологический фак-тор, особенно при наличии матери, злоупотребляющей алкоголиз-мом, что ведет к органическому поражению головного мозга ребенка. Следует добавить, что в одном и том же возрасте при одинаковой массе, одинаковом объеме потребления алкоголь-ных напитков мужчинами и женщинами содержание алкоголя в крови у женщин всегда выше.

В то же время существуют клинические исследования, посвя-щенные изучению развития психической патологии у взрослого потомства больных хроническим алкоголизмом, которым страдали только отцы. Так, А. А. Гунько обследовал 37 детей из 23 подобных семей. В возрасте 25 лет и старше (при этом у половины из них отцы покинули семью или до рождения или в первые пять лет после его рождения) у всех обнаружены различные типы психических нарушений: хронический алкоголизм (56%), психо-патии (30%), невротические расстройства (4%), депрессии (13%), суицидальные попытки (22%). Таким образом, можно сделать два основных вывода: а) биологический компонент явля-ется доминирующим в последующей психической патологии у де-тей больных алкоголизмом отцом; б) структуру психических нарушений потомства определяют хронический алкоголизм и пси-хопатии.

Другие авторы по главу угла ставят окружающую дезоргани-зованную социальную среду, которая в итоге приводит к патологи-ческому формированию личности. Подобный подход характерен для сторонников теории социального научения, со-гласно которой основной акцент ставится не на личности как тако-вой и не на генетическом или биологическом факторах, а на харак-тере сложившегося взаимодействия между личностными и средовыми детерминантами поведения. В соответствии с рассматривае-мой теорией, отклонения поведения в детском и подростковом возрасте представляют собой, прежде всего продукт социального научения индивида, что тем самым становится функционально оправданным. Следовательно, в зависимости от конкретной ситуа-ции, которая для детей больных алкоголизмом родителей является весьма специфичной, этот поведенческий паттерн может служить средством для достижения субъектом тех целей, которые он не может достичь иным образом. В то же время он (поведенческий паттерн) может выступать для подростка как способ справиться с фрустрациями, возможными неудачами, как средство выражения своего отношения к нормам и ценностям мира взрослых. В итоге происходит нарастание психических отклонений, которые приводят к нервно-психическим нарушениям, формирующимся к подростковому возрасту.

Большинство же придерживается мнения о том, что алкоголизм родителей представляет собой сложный фактор отрицательных внутренних и внешних воздействий на потомство, приводящий к нарушению его нормального нервно-психического развития. Влияние домашней окружающей среды особым образом вносит вклад в психологические характеристики ребенка. При этом нельзя отрицать роли личности с присущими ей взглядами, интересами, привычками, которые создаются в процессе ее формирования. Таким образом, нормы поведения преломляются через индиви-дуальные свойства личности. Если для детей в возрасте 6-9 лет из семей алкоголиков характерны реакции астенического типа, то к 10-14 годам развивается картина патологического развития личности в виде повышенной тревожности, импульсив-ности, отчужденности, агрессивности, гиперактивности, со сни-женным самоконтролем.

Ю.М. Дмитриевым предложена следующая классификация патогенного воздействия алкоголизма родителей на развитие ре-бенка: 1) опьянение одного из родителей в период зачатия; 2) физическая или психическая травматизация матери в период беременности; 3) травматизация новорожденного; 4) недостаточ-ный уход за ребенком; 5) неправильное воспитание и связанная с этим педагогическая и социальная запущенность ребенка; 6) ин-теллектуальная и социальная деградация матери или отца, стра-дающих хроническим алкоголизмом; 7) постоянная психотравмирующая ситуация в семьях больных хроническим алкоголизмом; 8) влияние микросреды, в которую неизбежно входят семьи боль-ных хроническим алкоголизмом. К данной классификации впо-следствии был прибавлен еще один пункт: опьянение матери в период беременности и кормления грудью.

При проведенном нами социально-психологическом обследова-нии 61 воспитанника специальной школы со строгим контролирую-щим режимом (мальчики в возрасте 11 -14 лет) выявилось, что 84% из них происходят из алкоголизирующихся семей. Мать злоупотребляла спиртными напитками у 41% воспитанников, алкоголизировался только отец у 15%, оба родителя злоупотреб-ляли алкоголем у 28%. Но у злоупотребляющей спиртными напитками матери эпизодически менялись их сожители, столь же дезорганизованные и страдающие хроническим алкоголизмом. Следовательно, практически 68% обследованных воспитанников выросли в семьях с сочетанным (или супружеским) алкоголизмом в ближайшем социальном окружении, при котором индивидуаль-но-личностные его особенности приобретают парно-групповые ха-рактеристики с иного рода семейно-алкогольной адаптацией, чем в семьях, где только один из родителей страдает алкоголизмом.

Необходимо отметить малое и явно недостаточное количество исследований семей, в которых оба супруга страдают злоупотреб-лением спиртными напитками. Тем не менее, отмечается неодно-родность клинико-типических особенностей этих пар. Выделяются следующие типы подобных семей. 1) Алкогольно-социопатический тип, который характеризуется грубым нарушением социаль-ных ролей и общественных норм поведения. Для этих семей при-суща ранняя обоюдная алкоголизация, злокачественное течение заболевания, ранние психопатоподобные формы реагирования (у жен чаще истеро-возбудимые, у мужа - эксплозивные) с бы-стрым формированием измененных форм опьянения. После 5-10 лет алкоголизации социопатия затрагивает все сферы жизнедея-тельности: супруги совершают противоправные поступки, преры-вают трудовую деятельность; перестают справляться с воспита-тельными и хозяйственными функциями. В данном случае пре-обладает эйфоризирующе-стимулирующая мотивация пьянства, где алкоголь выступает в роли допинга. 2) Алкогольно-невроти-ческий тип семьи характеризуется сочетанием алкоголизма и нев-ротического стиля взаимоотношений. Здесь алкоголь служит средством для снятия постконфликтного напряжения и улучшения межличностного взаимодействия, то есть преобладающими явля-ются релаксационно-коммуникативные мотивы употребления ал-коголя. 3) Алкогольно-олигофреноподобный тип семей, которым свойственна «неразвитость» у супругов всех сфер. Эти лица стоят на низком уровне и по образованию, и по социально-трудовому статусу, и по духовно-нравственному развитию. Употребление крепких спиртных напитков с самого начала опирается на сильные родственные алкогольные традиции. Тем не менее, грубой социаль-ной дезадаптации не наблюдается. Следовательно, доминирующей мотивацией злоупотребления спиртными напитками является псевдотрадиционная и адаптационная.

В результате нашего обследования четко разграничить типы семей и мотивы совместного употребления алкоголя не представи-лось возможным, видимо из-за того, что работа велась не с самими родителями, а анализировались данные, зарегистрированные в «личных» делах воспитанников специальной школы в сочетании с беседами с ними. Несмотря на это, обнаружилась выраженная социопатия родительских семей: у 26% подростков ближайшие родственники находились в местах лишения свободы (не учиты-вались принудительные направления на лечение в ЛТМ и суди-мости родителей по поводу лишения родительских прав кого-либо из родителей). Еще у 28% обследованных воспитанников спец-школы родители предупреждены или уже лишены родительских прав вследствие аморального образа жизни и злоупотребления алкогольными напитками. Более половины родителей не имели постоянного места работы, в связи с чем не было постоянного источника дохода.

Наряду с этим 6% семей, где злоупотреблял спиртным только отец, можно отнести в разряд достаточно благополучных, так как в этих семьях не обнаружено выраженных явлений социальной дезадаптации. Родителями постоянно осуществлялись попытки контроля за своими детьми.

Таким образом, в анамнезе у 78% воспитанников выявлены крайне неблагополучные условия воспитания, где во время запоев родителей они практически с самого раннего детства были эпизо-дически предоставлены сами себе. Большинство из них годами существовало в нечеловеческих условиях проживания. Например, в одном из личных дел сообщается о санитарных условиях места жительства: «Условия антисанитарные, ужасающая грязь. Из ме-бели в квартире только стол на кухне, где дети занимаются. Даже табуреток нет - сидят на ящиках из-под бутылок. В доме четверо детей младше 11 лет, а из еды на окне полбуханки хлеба и поллитровая банка с водой». При беседе на вопрос: «А на чем же с бра-тьями и сестрами спал, если в доме вообще нет мебели?», мальчик ответил, что: «годами все спали вповалку на сене в одной из ком-нат». На вопрос: «Нравится ли Вам находиться в специальной школе и почему?» большинство подростков ответило положительно в качестве основной причины указывалось: «Здесь всегда сыты». У 12% из них зарегистрированы госпитализации в детские больницы в крайне запущенном состоянии с диагнозами «дистрофия», «анемия».

Следовательно, при хроническом алкоголизме родителей на-блюдается исчезновение факторов, необходимых для успешного функционирования семьи, развивается извращение потребностей и снижение волевых качеств у родителей, отсутствие понимания ими детей и их элементарных потребностей. Все это приводит к боль-шой (порой непереносимой) нервно-психической и физической на-грузке как на семью в целом, так и на детей в особенности. В «качестве важнейших черт в семьях алкоголиков отмечают высокую нервно-психическую нагрузку, напряжение, тревогу, что обусловливает нервно-психические расстройства у детей. Кроме того, алкоголизм родителей порождает социальные проб-лемы у их детей: у них возникают сложности в общении со сверст-никами - значительная часть их становится изгоями, объектом насмешек, групповой обструкции и т. п.

У 56% обнаружено пребывание вне семьи (интернатах или у дальних родственников) от полугода до 6 лет. Можно утверж-дать, что у большинства обследованных подростков выявлена депривация, которую отличают от социально-педагогической за-пущенности. Последняя есть результат плохого воспитания, не на-рушающего психического развития ребенка. Психическая же депривация «является состоянием, возникшим в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возмож-ности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение доста-точно длительного времени».

Неблагоприятное социальное окружение ребенка, родители которого или один из них страдают хроническим алкоголизмом, ведет к депривации, в результате чего он не способен приобрести социальный опыт или этот опыт оказывается неудовлетворитель-ным, обусловливающим последующие нервно-психические нару-шения.

К проблеме о том, какие же факторы депривации являются наиболее важными, обращалось довольно много авторов. Перво-начально были описаны следующие факторы: 1) недостаточность и непоследовательность материнской заботы с элементами пре-небрежения; 2) искаженное воспитание психически больными или отсталыми родителями; 3) дезорганизация семейной жизни 8 связи с отсутствием отца или матери или их антисоциальное поведение; 4) социальная изоляция семьи; 5) неблагоприятные материально-бытовые условия, невозможность владения личными вещами - игрушками, одеждой, постелью и т. д. Затем этот Перечень был дополнен за счет эмоциональной неадекватности Родителей, низкого уровня стремлений к достижениям в семье и культуральной среде, частью которой семья является, бедного лексикона и упрощенности языковых структур, низкого экономического уровня семьи, недоступности для нее специальных профилактических или терапевтических инструкций, отсутствия взрослых, которые могли бы подкреплять и облегчать новые образцы поведения. В последующем произошло еще одно расширение числа факторов депривации в связи с неудовлетворенностью одной из «основных» (жизненных) потребно-стей общественной самореализации, посредством которой предоставляется возможность овладения раздельными общественными ролями и ценностными целями. При этом всеми авторами отмечался тот факт, что чем раньше и дольше после рождения ребенок находится в обстановке депривации, тем хуже для формирования его психики.

Общеизвестно, что для психического развития ребенка семья представляет единое целое, так как каждый отдельный член аутохронно выполняет определенную роль в удовлетворении его жизненных потребностей - сенсорных, эмоциональных, социаль-ных и когнитивных. Ситуация в семье алкоголика является уни-версальной депривацией, семейной, материнской (матеральной), отцовской (латеральной).

Следует отметить, что диагностировать какие-либо нервно-психические нарушения у подростков врач-психиатр в принципе может только в случае ярких проявлений расстройств личности. Происходит это потому, что существует положение, запрещающее помещение подростков с отклонениями поведения в специальную школу со строгим контролирующим режимом, если у последних диагностированы какие-либо аномалии психического развития. Из анамнеза консультируемого подростка может быть известно о его повышенной эмоциональной неустойчивости, вспыльчивости, импульсивности, агрессивности вплоть до жестокости; что зача-стую этот подросток терроризировал других детей. Разнообразные воспитательные воздействия желаемых положительных сдвигов в его поведении не приносили. Все это привело к нарастанию масштабов нарушений поведения, например от асоциальных по-ступков до противоправных действий. Но даже в этом случае данный подросток не наказуем, так как уголовное дело закрыва-ется в связи с недостижением им соответствующего возраста (14 лет). Также это усугубляется полной бесконтрольностью, равнодушием со стороны родителей. Единственной действенной мерой разрешения рассматриваемой ситуации является помещение подобных подростков в специальную школу, изолируя тем самым от крайне неблагоприятного ближайшего социального окружения, с одной стороны, и контролируя его поведение - с другой. Поэ-тому врач поставлен в такие условия, когда он вынужден при-знавать нарушения нервно-психического развития в рамках нор-мы, хотя это и противоречит клиническим описаниям взаимосвязи между алкоголизмом родителей и психическим неблагополучием их детей.

Такие подростки нуждаются в помощи, в первую очередь, врачей и психологов, а только после этого социальных работников. Видимо, следует исходить из жизненных реалий, официально признать, что большинству «трудных» подростков присуши аномалии психического развития, и строить комплекс психокоррекционных мероприятий с ними, учитывая указанный медицинский фактор (то, что эпизодически они нуждаются в меди-каментозной поддержке), который в данный момент полностью исключается. Более того, видимо следует исключить данное огра-ничение (нарушения нервно-психического развития) при направ-лении подростков-делинквентов в специальную школу.

Это утверждение полностью согласуется с мнением практиче-ских работников правоохранительной системы, которые пришли на основании опыта к тому же выводу. Так, анализируя общие сведения о криминогенной ситуации в Петербурге и Ленинградской области констатируют, что «более 1000 преступников в возрасте 11 -14 лет, находящихся на учете в психоневрологических диспан-серах, свободно ходят по улицам города. Однако, избежав наказа-ния по причине душевной болезни, малолетние преступники отнюдь не перевоспитались. Во всем мире для них созданы специнтер-наты - это и гуманно, и для общества безопасно. У нас таких заведений нет. В результате мы собственными руками растим рецидивистов…».

Проблема отклонений поведения у детей и подростков была и остается чрезвычайно актуальной. Возникает необходимость в соз-дании профилактической модели стабилизации функционирования общества. И ряд таких моделей предложен учеными - психоло-гами, юристами, педагогами, рассматривающих три основных направления: 1) совершенствование социальной жизни людей; 2) устранение социальных факторов, способствующих формиро-ванию и проявлению девиантного поведения; 3) воспитание со-циально ориентированной личности. Все авторы единодушно счи-тают необходимым скоординировать действия между многочислен-ными субъектами, занимающимися как профилактикой, так и коррекцией отклонений поведения у подростков, учитывая все факторы дезадаптации: социальные, юридические, медицинские, психологические и педагогические.



Новое на сайте

>

Самое популярное