Домой Кардиология Волгоградский тракторный завод будет закрыт и снесён. Ордена Ленина Сталинградский-Волгоградский тракторный завод — флагман Советского вездеходостроения

Волгоградский тракторный завод будет закрыт и снесён. Ордена Ленина Сталинградский-Волгоградский тракторный завод — флагман Советского вездеходостроения

В Волгограде ликвидируется очередное крупное предприятие – тракторный завод. Производственные мощности будут вывезены в другой город, а площади, занимаемые сегодня цехами завода, отдадут под жилищную застройку.

О том, что ООО «Волгоградская машиностроительная компания "ВгТЗ"» фактически отдается банку ВЭБ за долги, заявил гендиректор концерна «Тракторные заводы» Михаил Болотин . Цена этого актива оценивается в четыре миллиарда рублей. По его словам, которые цитирует федеральная пресса, процесс перемещения производственных мощностей ВгТЗ займет около двух лет. В успехе возможной застройки освобождаемой территории господин Болотин не сомневается, подчеркнув, что место для строительства очень хорошее. Он также отметил, что в настоящий момент концерн «Тракторные заводы» ведет переговоры с рядом девелоперских компаний.

Экс-вице-губернатор и бывший председатель совета директоров Волгоградского тракторного завода Владимир Кабанов назвал эту новость ударом «под дых» для всех волгоградцев. Он заявил, что склонен возлагать ответственность за гибель предприятия на федеральный центр, обвинив Москву в безразличии к Волгограду.

«Превращение ВгТЗ в убыточный актив произошло во многом из-за того, что производимые предприятием гусеничные пахотные трактора не выдерживают конкуренции с колесниками, которые, в отличие от гусеничных, могут использоваться круглогодично, и спектр их применения не ограничивается одной только пахотой, – отметил господин Кабанов. – Что же касается военного производства, то мы вполне могли рассчитывать на то, что новые разработки в этой области, вроде противотанковой самоходной пушки «Спрут», бронетранспортера «Ракушки» и так далее, которые начинались и велись здесь, останутся производиться у нас в Волгограде. Однако сейчас, как я понимаю, военное производство переносится в Курган.

Я думаю, что отношение федерального центра к нашему городу должно быть совершенно иным. Вплоть до 80-х годов прошлого века громкие слова об особой роли Волгограда подкреплялись наличием лучшего транспорта и определенным снабжением. И все это делало правительство СССР. Сегодня жизнь немного другая, но разве можно на Сталинграде ставить крест? Посмотрите, что творится с городом. Посмотрите на наши дороги. Закрыт «Химпром», северный район города превращается в крупный рынок, больше серьезных производств там не осталось. Дзержинский район: завод буровой техники, заводы «Ахтуба» и «Аврора» – они тоже превращаются непонятно во что. Закрытие крупных производств становится для Волгограда плохой традицией».

Экс-депутат Волгоградской областной думы Олег Болотин в свою очередь убежден, что потерю очередного завода должны записать себе в «актив» региональные власти.

«При той экономической политике, которую проводит администрация области, уничтожение промышленных предприятий входит в систему, – считает он. – Если оценивать заслуги региональной власти, то один Максюта предпринимал попытки, и довольно удачные, сохранения своего родного завода – судоверфи, однако, на мой взгляд, этим его действия по защите промышленности и ограничились. Если говорить о его преемниках, то политика Бровко и особенно Боженова никоим образом не способствовала сохранению промышленности. Тот же тракторный завод не попал ни в одну федеральную программу.

Нынешний губернатор, на мой взгляд, не отличается в этом вопросе от своих предшественников. Поэтому судьба тракторного завода во многом представляется закономерной.

Винить федеральный центр я бы не стал, потому что регионы, несмотря на общую политику правительства России, развиваются по-разному. Где-то промышленность сохраняется и развивается, а где-то, в таких регионах, как наш, уничтожается. «Химпром», я считаю, был разворован и добит с молчаливого согласия губернатора. Политика концерна «Тракторные заводы» в отношении ВгТЗ, на мой взгляд, проводилась в духе либеральных хозяев: высосать и выбросить, а потом выгодно воспользоваться освобожденной землей. Как бы то ни было, на совести нового посланника Кремля, я считаю, уже два уничтоженных завода. Не слишком ли резвое начало?»

Точку зрения о недостаточности усилий областных властей по спасению волгоградских предприятий разделяет и заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Волгоградской областной думы Владимир Попов .

«Если из Волгограда уходит серьезная промышленность, значит, «неладно что-то в Датском королевстве», – отмечает господин Попов. – «Химпром», гипсовый, тракторный, на очереди завод буровой техники. Складывается впечатление, что областные власти не только не справляются с задачей привлечения инвесторов, но и оказываются не в силе сохранить даже тех, что были. Инвесторы предпочитают идти туда, где им наиболее комфортно, где им предлагают лучшие условия. То есть в данном случае не в Волгоград, а из Волгограда. И тревожит не только то, что вырисовывается негативная тенденция в плане закрытия все новых и новых предприятий, но и принципиальное нежелание власти обсуждать что бы то ни было. Приемов губернатор не ведет, с депутатами, я так понимаю, тоже не встречается. А область продолжает тем временем погружаться в трясину».

Из истории:

В 1926 году Высшим Советом народного хозяйства СССР было принято решение о строительстве в Сталинграде тракторного завода, первого в стране. Было выбрано место, в 14 километрах от центра города, и 12 июля 1926 года состоялась церемония закладки тракторного завода. В память о Ф. Э. Дзержинском, после его смерти в 1926 году, жители Сталинграда ходатайствовали перед ЦИК СССР о присвоении строящемуся заводу его имени. Перед центральной проходной завода в 1932 году был установлен памятник Дзержинскому.

17 июня 1930 года - с конвейера завода сошёл первый колесный трактор СТЗ-1 мощностью 30 л.с. 20 апреля 1932 года освоена проектная мощность завода. С конвейера сходило 144 трактора в сутки.

С 11 июля 1937 года завод перешёл на выпуск гусеничных тракторов АСХТЗ-НАТИ (СТЗ-3) с керосиновым двигателем мощностью 52 л.с.

В конце 1937 года был освоен выпуск унифицированного с пропашным СТЗ-3 транспортного трактора (артиллерийского тягача) СТЗ-5-НАТИ (СТЗ-НАТИ 2ТВ) с двигателем мощностью 52-56 л.с. В 1938 году на Всемирной промышленной выставке в Париже АСХТЗ-НАТИ был отмечен высшей наградой - «Гран-При». К 17 июня 1940 года - 232700 тракторов (в том числе 25 тысяч гусеничных) - более половины тракторного парка страны - сошли с конвейера Сталинградского тракторного завода.

В 1939 году И.П. Иночкин разработал первую в СССР автоматическую станочную линию.

В годы Великой Отечественной войны завод осуществлял выпуск и ремонт танков Т-34-76, танковых двигателей (в том числе карбюраторных моторов М-17) и артиллерийских тягачей СТЗ-5-НАТИ, оставаясь одним из основных поставщиков военной техники на фронт, несмотряна разрыв кооперации с другими эвакуированными предприятиями отрасли. Из-за этого СТЗ был вынужден делать все комплектующие самостоятельно. Выпуск продукции осуществлялся даже в период после прорыва вермахта к Сталинграду 23 августа 1942 года, причем попытка захвата города «сходу» ударом вдоль реки с севера, была отбита с участием бригады рабочего ополчения Сталинградского тракторного завода под руководством командира бригады инженера-технолога Николая Леонтьевича Вычугова. Производство было окончательно остановлено только 13 сентября 1942 года, когда бои шли уже непосредственно на территории завода.

25 ноября 1949 года без остановки производства был осуществлён переход на выпуск трактора ДТ-54 оснащённого дизельным двигателем мощностью 54 л.с.

30 декабря 1963 года после проведённой реконструкции, завод приступил к выпуску тракторов ДТ-75. Обладая высокими потребительскими качествами и значительным потенциалом для модернизации, ДТ-75 надежно забронировал себе место в будущих планах завода и стал базой для целого семейства тракторов. В последующие годы была проведена большая работа по техническому усовершенствованию трактора ДТ-75, и сегодня гусеничные пахотные тракторы общего назначения тягового класса 3 - ДТ-75/ДТ-75Н являются значительным по объему объектом производства.

Со Сталинградским тракторным заводом неразрывно связана история отечественного танкостроения. Начало танкового производства на СТЗ относится к 1932 году, когда был создан специальный конструкторско-экспериментальный отдел (СпецКЭО) во главе с Н. Д. Вернером. Под его руководством совместно с другими службами завода была подготовлена документация и начат серийный выпуск простых в изготовлении и эксплуатации и достаточно надежных танков Т-26, существенно превосходящих зарубежные аналоги того периода.

В 1940 году завод получил задание организовать производство танков Т-34 и танковых дизелей В-2. К серийному выпуску танков Т-34 завод приступил в начале 1941 года.

До Т-34 завод производил КВ-1, затем выпуск этих танков шёл какое-то время параллельно, и только после освобождения Сталинграда завод производил только Т-34.

Это КВ-1 Найденный под Ленинградом в пос. Карбусель. Он восстановлен и находится в Музее обороны Ленинграда. Изготовлен на СТЗ в августе 1941 года.

И от меня

Завод действительно легендарный. Поговаривали, что Катаев писал свой роман "Время вперёд!" не только побывав на Магнитке, но и здесь, в степях Сталинграда, когда разворачивалась стройка Тракторного завода. Может и байка, но это был первый крупный завод здесь, построенный уже Советской властью. Баррикады и "Красный Октябрь" это ещё Царицынские заводы. Завод был одним из градообразующих предприятий.

На заводе было много молодых и здесь была создана первая футбольная команда, которая выиграла городское первенство и стала представлять весь город. Называлась она незамысловаито "Трактор", но напор у неё такой и был. После войны комманду восстановили, и она первая вывела город в высшую лигу. Благодаря ей был построен Центральный стадион, который называли "Малые Лужники". Позже, Тракторный стал терять вес, я не знаю всех причин, но на конкурирующих "Баррикадах" оборонка пошла в гору и городскую футбольную команду отдали на баланс другого завода и стала она называться "Ротор", который успешно вывалился из высшей лиги.

И тем не менее, сам Тракторный и Тракторозаводской район играли в городе не последнюю роль. Сама я правда выросла на границе Тракторозаводского и Краснооктябрьского районов, куда и входил и входит завод Баррикады, так что оба района знаю очень хорошо и Тракторный пожалуй лучше.

Опубликовав эту информацию я прочла, что закрытию и сносу подлежит не весь завод, а какая-то часть, старая, построенная ещё в 30-е года прошлого века. Не знаю, так ли это, но проезжая мимо Тракторного завода, я вижу что разваливаются и превращаются в руины как раз новые цеха, которые были построены перед перед развалом СССР. Т.е. отстроив их завод так и не начал расширяться и здания пришли в негодность. В любом случае, завод переживший трудности первых лет Советской Власти, Великую Отечественную, не пережил современного капиталистического времени. Если что и останется, то как и от многих заводов нашего города, лишь треть или четверть, по типу небольшого ООО, или ЗАО, и играть большой роли они уже не будут. О людях беспокоится нечего глобальные сокращения прошли давно и научный корпус, отстроенный рядом с прходными и заводоуправлением давно отдан в аренду под офисы. Думаю, что и многие цеха тоже давно пусты, а оборудование демонтировано. Хотя ещё в прошлом году была информация о получении Тракторным заводом новых заказов от Оборонного ведомства, однако нынешняя информация новей.

На месте стадиона Трактор давным давно вырос огромный рынок, который строится перестраивается, теперь есть информация, что на месте снесённых цехов тоже будет построен большущий супермаркет "Икея". Кстати, один, на месте как раз научно-испытательного участка, закрытого и снесённого ещё лет 10 назад, уже есть, супермакет "Диамант". Кстати и остановку чаще стали называть не пл. им. Джержинского, а Магазин Диамант. Вот так и продаём помаленьку: сначала идею, потом завод, а дальше? Страну?

Потом удивляемся происходящему на Украине....

17 июня 1930 года — с конвейера Сталинградского тракторного завода сошёл первый колесный трактор СТЗ-1 (также именовавшийся СТЗ-15/30). Прототипом трактора стал американец Mc Cormic International 15/30.
Меньше, чем через два года, 20 апреля 1932 года завод вышел на свою проектную мощность. С конвейера сходило 144 трактора в сутки.



Трактор СТЗ-1

В 1937 году завод перешел на выпуск гусеничных тракторов СХТЗ-НАТИ (СТЗ-3). Это были первые тракторы массового производства с конструкцией отечественной разработки. В 1938 году на Всемирной промышленной выставке в Париже СТЗ-3 был отмечен высшей наградой — «Гран-При».
К 17 июня 1940 года — 232700 тракторов (более половины тракторного парка страны) сошли с конвейера Сталинградского тракторного завода.
Невероятные, по сегодняшним меркам, масштабы!


Гусеничный трактор СХТЗ-НАТИ (СТЗ-3), ГДР 1950 год

Кстати, интересный факт - наши трактора оценил и противник.
За каждый работоспособный трофейный трактор солдат вермахта мог получить недельный отпуск и даже Железный крест.

1 января 1942 года Сталинградский танковый завод был гигантом, располагавшим 2968 металлорежущими станками, на котором трудились 15464 рабочих и служащих.
Зимой 1941/1942 годов он стал основным производителем Т-34 в СССР, пока завод № 183 боролся с последствиями эвакуации. В 1941 году завод произвел 1256 танков, а в 1942 - 2520. Директором завода с сентября по ноябрь 1941 года был А. А. Горегляд, а с ноября 1941 года до гибели завода - К. А. Задорожный.
Организованную эвакуацию завода произвести не удалось. Значительная часть рабочих погибла в боях за Сталинград.
После войны Сталинградский тракторный завод был полностью восстановлен.

В постперестроечные годы гигант был приватизирован и переименован в ОАО «Волгоградский тракторный завод».

В декабре 2002 года ОАО «Волгоградский тракторный завод» (ВгТЗ) был разделен на 4 отдельных компании: ОАО «Тракторная компания «ВгТЗ», ОАО «Российские машиностроительные компоненты», ОАО «Территория промышленного развития», ОАО «Волгоградский трактор», которые составили группу компаний «Волгоградский тракторный завод». Также было выделено в отдельное предприятие производство боевой техники ООО «Волгоградская машиностроительная компания «ВгТЗ», которая не входит в группу компаний «Волгоградский тракторный завод».
В 2005 году решением Арбитражного Суда Волгоградской области Волгоградский тракторный завод был признан банкротом.
Правопреемником завода является Тракторная компания «ВгТЗ».

З.Ы.
К слову, к 85-летию, над заводом снова нависла угроза уничтожения: то что не удалось сделать фашистским захватчикам 70 лет назад, сегодня может сделать шведская компания ИКЕА, которая собралась строить свой очередной магазин на месте Волгоградского тракторного завода.
История? Священное место? Не, не слышали (с).
Главный довод комерсов - будущая коммерческая успешность и хорошая «проходимость».
Администрация города не против, а вот жителей Волгограда никто некто не спрашивает. Ветраны уже даже петиции пишут .


IKEA вообще, как выясняется, "любит" исторические места.
Если проанализировать места для постройки их супермаркетов - может сложиться впечатление, что корпорация старательно выбирает площадки для строительства своих магазинов, связанные именно с исторической памятью .
В интернете есть упоминания о скандалах, когда во время строительства первого магазина в Химках, IKEA пыталась перенести знаменитые противотанковые «Ежи» - памятник защитникам Москвы. Также IKEA намеревалась открыть магазин рядом с Федеральным мемориальным кладбищем-пантеоном в Мытищах. Также напомним о желании IKEA построить магазин на Поклонной горе. Все это выглядит как заранее спланированные акции.


Кстати, основателем ИКЕА, является

Сталинградский тракторный завод 17 июня 1930 года Сталинградский тракторный завод им. Ф.Э. Дзержинского дал стране первую продукцию – с конвейера сошёл колесный трактор СТЗ-1. Сталинградский тракторный завод является неотъемлемой частью отечественного танкостроения.

На проектную мощность производство было выведено 20 апреля 1932 года: с этого времени конвейер выдавал 144 колесных машин в сутки. Решение о постройке тракторного завода было принято Высшим Советом народного хозяйства СССР в 1926 году. Местом постройки предприятия выбрали Сталинград: была найдена подходящая площадка для строительства в 14 км от центра города. Это был флагман страны Советов – первый тракторный завод СССР. По просьбе трудящихся, предприятию присвоили имя умершего в 1926 году Ф.Э. Дзержинского. ЦИК СССР удовлетворил эту просьбу.

Закладка предприятия состоялась 12 июля 1926 года. Завод был построен в рекордно-короткие сроки – понадобилось всего 11 месяцев. Проектирование и оснащение завода оборудованием осуществлялось приглашенными американскими инженерами. Еще на стадии проектирования и строительства они задавались вопросом, отчего заказчик требует избыточного запаса прочности крановых конструкций. Планирующийся выпуск тракторов весом около 5 т не нуждался в кранах, способных поднимать и перемещать конструкции массой 40-50 т. По-видимому, специалисты из США здраво рассуждали, что тракторный завод должен выпускать тракторы: танки будут строить на танкостроительном предприятии. К тому же избыточные мощности, заложенные в производство, приводят к низкой рентабельности предприятия. Руководство же страны, исходя из неминуемости крупномасштабного военного конфликта, закладывало в отечественные заводы и фабрики возможность быстрого перехода к выпуску продукции военного назначения.

Так, макаронные фабрики могли быть переведены на выпуск артиллерийских порохов, а папиросные фабрики – на производство патронов. С середины лета 1937 года Сталинградский тракторный завод приступил к производству гусеничных тракторов АСХТЗ-НАТИ (СТЗ-3). В ноябре этого же года на базе нового гусеничного трактора был налажен выпуск артиллерийского тягача СТЗ-5-НАТИ (СТЗ-НАТИ 2ТВ). К 17 июня 1940 года было произведено 25000 гусеничных тракторов. На Всемирной промышленной выставке в Париже 1938 года трактор АСХТЗ-НАТИ получил высшую награду – «Гран-При». Сталинградский тракторный завод является и неотъемлемой частью отечественного танкостроения. Работы в этой сфере были начаты на СТЗ в 1932 году, когда в его стенах был создан специальный конструкторско-экспериментальный отдел (СпецКЭО), возглавляемый Н.Д. Вернером. Этот отдел подготовил документацию для серийного производства танков Т-26.

Завод и окружающая территория во время Сталинградской битвы. Съемка Люфтваффе 17 октября 1942 года Следующей машиной, освоенной СТЗ, стал КВ-1. В дополнение к этому тяжелому танку, в 1940 году было получено задание об организации серийного производства средних танков Т-34-76 и двигателей В-2. Начать выпуск сталинградцы смогли в январе 1941 года. Помимо дизелей В-2, на Сталинградском тракторном заводе выпускали и карбюраторные двигатели М-17. После начала Великой Отечественной войны СТЗ продолжал выпуск танков Т-34-76 и КВ-1, а также артиллерийских тягачей СТЗ-5-НАТИ, оставаясь одним из основных поставщиков военной техники для советско-германского фронта. В связи с эвакуацией предприятий европейской части СССР, заводу пришлось приступить к самостоятельному выпуску всех комплектующих. Приближение боевых действий, а впоследствии и начавшиеся бои на подступах к городу, не смогли остановить производство: танки Сталинградского танкового завода прямо с конвейера вступали в бой. Зачастую за рычагами боевых машин сидели рабочие предприятия, досконально знавшие свои Т-34 и КВ-1. Так, прорыв частей Вермахта к Сталинграду 23 августа 1942 года, когда немцы пытались ударом вдоль реки с севера захватить город, был провален, так как атака была отбита бригадой рабочего ополчения СТЗ. Возглавлял подразделение инженер-технолог Сталинградского тракторного завода Николай Леонтьевич Вычугов.

Одно из старейших предприятий Ордена Ленина Волгоградский тракторный завод имеет большую и интересную историю. Жизнь заготовила ему большую и трудную судьбу. Созданный в первые пятилетки бурного двадцатого века, он даже в начале строительства был необходим стране и поэтому строился ускоренными темпами. Суровое время, в которое проходило становления и развитие завода, стало для него школой выживания. За Заслуги и Весомый Вклад в Машиностроение страны коллектив и многочисленные сотрудники завода неоднократно отмечались Государственными Наградами, в том числе на счету самого Волгоградского тракторного — 2 Ордена Ленина. Его в разное время четырежды награждали орденами за большие заслуги перед страной.

По решению Высшего Совета по народному хозяйству завод был построен в 1926 году, в трудные годы становления Советской власти, во времена первых пятилеток, наполненных энтузиазмом его строителей. Местом строительства избрали территорию, находящуюся недалеко от Сталинграда, и поэтому первоначально он назывался
Сталинградским, что нашло отражение в наименованиях его продукции. Заводу было присвоено имя Ф.Э. Дзержинского. В связи с присвоением заводу этого имени установили памятник Ф. Дзержинскому у заводской проходной.

Ордена Ленина Сталинградский-Волгоградский тракторный завод — флагман Советского вездеходостроения. Альберт Кан

Завод был построен как особо необходимый объект. Строили его при участии иностранных строительных компаний. Особенно большую роль сыграла в этом одна из компаний США «Альберт Кан Инкорпорейтед».
Завод строили в рекордно короткие сроки, и работать он начал в 1930 году, страна нуждалась в его продукции. Этому событию писателем Яковом Ильиным был посвящен роман «Большой конвейер». Исторической и знаменательной для коллектива завода стала дата 17 июня 1930 года, в этот день был выпущен 1-й колесный трактор СТЗ-1, с мощностью 30 лошадиных сил. Проектной мощности по выпуску СТЗ-1 завод достиг, когда их суточный выпуск стал равен цифре 144.
К июлю 1937 года выходят с заводского конвейера первые модели трактора с гусеничным ходом. Производство АСХТЗ-НАТИ (СТЗ-3) начинается в июле 1937 года. Мощность вездехода составляла 52 л.с. С 1937-м годом связан выпуск унифицированных тракторов, которые представляли собой военные машины СТЗ-5-НАТИ, СТЗ-НАТИ 2ТВ, с мощностью от 52 до 56 лошадиных сил.

Труд завода был оценен по достоинству!

Всемирная промышленная выставка в Париже в 1938 году за производство АСТЗ-НАТИ отметила коллектив завода премией Гран-При. Иночкин И.П., один из крупных ученых-практиков к 1939 году впервые в Советском Союзе стал создателем автоматической линии. Завод к июню 1940 года мог претендовать на половину, имеющегося в Советском Союзе парка гражданских сельскохозяйственных машин, которое равнялось 232700 тракторов, 25000 из которых были гусеничными.
Очевидна неразрывная связь завода с отечественным танкостроением

Уже в 1932 году на СТЗ, в результате создания конструкторского бюро, который возглавлял Вернер Н.Д., инженеры подготовили документы, а затем начали серийное производство не сложных, но крепких в условиях боя машин Т-26, значительно превосходивших современные иностранные образцы подобного типа по техническим характеристикам.
Во время Великой Отечественной Войны предприятие начинает производить военную технику: им производились и ремонтировались Т-34-76 , их двигатели, а также тягловые машины (СТЗ-5-НАТИ). Серийное производство боевой машины Т-34 предприятие освоило в 1941 году. Военная техника поставлялась заводом на фронт в самых трудных условиях, даже тогда, когда поставка комплектующих изделий поставщиками была остановлена в связи с их вынужденной эвакуацией. Изготовление комплектующих деталей к технике стало делом завода, но производство военной техники продолжалось бесперебойно.

Производство продукции продолжалось и после прорыва врагом границ города и вступления в него фашистских войск (23 августа 1943 года). Полностью остановился завод лишь тогда, когда бои перекинулись на его территорию. Это произошло 13 сентября 1940 года, в момент, когда отчаянные бои перекинулись на заводскую территорию.
Взять Сталинград легко, ударив с северной стороны, враг не смог, встретив ожесточенное сопротивление со стороны заводских ополченцев, завод имел свою танковую бригаду которой командовал инженер-технолог завода Н. Л. Вычугов.

В конце 1949 года завод начинает производить гражданские сельскохозяйственные тракторы ДТ-54 мощностью 54 лошадиные силы.

Ордена Ленина Сталинградский-Волгоградский тракторный завод — флагман Советского вездеходостроения. Легендарный трактор ДТ-54

Машина появилась в 1963 году, получила широкую известность среди потребителей, завоевала авторитет, который сделал ее базовой моделью для дальнейших модификаций. Это послужило причиной создания на основе трактора новых модификаций, среди которых: ДТ-75H; 3-ДТ -75;
Обе модификации относятся к пахотным гусеничным тракторам, предназначенным для перевозки грузов, то есть, тягового класса, представляющих собой львиную долю от производимой заводом продукции.
С 1930 по 1994, выпавшие на советский период, Волгоградский тракторный завод возглавляли талантливые руководители:
Валентин Александрович Семенов;
Иван Флегонтович Синицын.

На их долю выпали наиболее трудные годы в работе волжского автозавода, связанные с периодом становления, военными годами и восстановлением хозяйства.
1994 год становится периодом новых успехов: впервые был поставлен на серийное производство новый гусеничный трактор ВТ-100, мощность которого равнялась 120 лошадиным силам. Модель постоянно совершенствуется. На ее основе создано несколько видов тракторов.
В. А. Кабанов руководит заводом с 1995 года избирается руководителем завода на Совете директоров.
С 2002 года завод состоит из 4 самостоятельных фирм (ОАО), входящих в группу его компаний:

Ордена Ленина Сталинградский-Волгоградский тракторный завод — флагман Советского вездеходостроения. 2С25 «Спрут-СД»

Производящая военную технику фирма отсутствует среди заводских компаний. В связи с банкротством завода он перешел в собственность «ВгТЗ».

За длинную историю работы предприятием освоено большое количество гражданской сельскохозяйственной и техники для военных целей.

Ордена Ленина Сталинградский-Волгоградский тракторный завод — флагман Советского вездеходостроения. Агромаш 315ТГ

К моделям гражданской сельскохозяйственной техники относятся следующие самоходные машины:

Агромаш 315ТГ;
тракторы СТЗ-1;
тракторы СТЗ-3;
тракторы агромаш 90ТГ;
тракторы ДТ-175;
тракторы ДТ-54;
тракторы ДТ-75;
машины серии «ВТ».

Модели техники для военных целей, произведенные с момента существования завода:

Читайте пожалуйста интересную статью (нажмите название или картинку)

Сталинградский тракторный завод. Гитлеровцы не могли захватить его 3 месяца. Для сравнения: сопротивление всей Франции длилось 42 дня.
Утром 23 августа гитлеровцы прорвали оборону советских войск в районе хутора Вертячего. Войска Сталинградского и Юго-Восточного фронтов оказались разъединены восьмикилометровым коридором прорыва, в который ринулись силы армии генерала Паулюса. Передовые части вермахта совершили неожиданный прорыв к Волге севернее Сталинграда. Колонны танков с фашистской свастикой и мотопехота оказались у порога города в двух-трех километрах от тракторного завода.
Прорыв немецких танков к тракторному заводу явился для советского командования полной неожиданностью. С северной стороны город практически не был укреплен. Самыми первыми встретили врага оказавшиеся на его пути зенитчики.
На высотках в районе поселков, примыкающих к северной окраине Сталинграда, на огневых позициях стояли батареи 1077-го зенитно-артиллерийского полка ПВО. Командовал им подполковник В. С. Герман. Этот полк предназначался для прикрытия от воздушных налетов заводской части города, и прежде всего СТЗ, полк имел на вооружении лучшие в то время 85-миллиметровые зенитные орудия. Зенитчикам, увидевшим танки пришлось стрелять по наземным, а не воздушным мишеням. Только за один день гитлеровцы потеряли 5 самолетов, 43 танка и сотни солдат.
У СТЗ был свой аэроклуб и танковый полигон. В это время там находились бойцы народного ополчения, которые проходили учения. Им пришлось начать бой. Рабочие, стоявшие у станков и конвейеров, знали, что фронт недалек и там ждут их продукцию. Однако вряд ли кто из них мог подумать, что еще до конца смены им самим придется взяться за оружие. На помощь зенитчикам подоспели не только рабочие отряды, но и курсанты военного училища, 5 бронекатеров Волжской военной флотилии. Два дня длился бой. Рассматривая рабочих в бинокли гитлеровские генералы гадали: что это за новые войска появились у русских?
Генерал немецких танковых войск фон Виттерсгейм (командир 14-го танкового корпуса) доносил Паулюсу, что население Сталинграда проявляет исключительное мужество, Советские войска сражались за каждую пядь земли, « что соединения Красной Армии контратакуют, опираясь на поддержку всего населения Сталинграда, проявляющего исключительное мужество... Население взялось за оружие. На поле битвы лежат убитые рабочие в своей спецодежде, нередко сжимая в окоченевших руках винтовку или пистолет. Мертвецы в рабочей одежде застыли, склонившись над рычагами разбитого танка. Ничего подобного мы никогда не видели».
В горкоме партии не сразу поверили директору СТЗ Задорожнему, что фашистские танки появились в трех километрах от Тракторного... Командующий фронтом А. И. Еременко приказал начальнику автобронетанкового учебного центра генерал-майору Н. В. Фекленко возглавить тракторозаводский боевой участок. В организации обороны у северной окраины города приняли участие заместитель председателя Совнаркома и нарком танковой промышленности В. А. Малышев (только что прибывший в Сталинград в качестве уполномоченного ГКО) и находившийся на Тракторном начальник автобронетанкового управления Красной Армии генерал-лейтенант Я. Н. Федоренко. Городскому комитету обороны удалось предельно быстро мобилизовать для отпора врагу все наличные силы и средства. И прежде всего имевшиеся на СТЗ танки. И те, которые входили в учебные батальоны автобронетанкового центра, и новые, только что собранные, и поступившие в ремонт, включая те, что не имели хода, но могли буксироваться и действовать как огневые точки.

Танков на ходу - это были Т-34 - набралось шестьдесят. Экипажи укомплектовал в основном учебный центр, а механики-водители нашлись и на заводе. Все машины вошли в состав находившейся на переформировании 99-й танковой бригады подполковника П. С. Житнева. Пока не подоспели другие войска, прежде всего 210 полк 10-й дивизии НКВД, эта бригада являлась ядром сборных боевых сил, прикрывших северную окраину города.
В боях за родной город рабочие понесли первые потери – погибло свыше 100 ополченцев. Среди них тракторозаводцы: И.А.Володин, И.И.Иванов, П.П.Кондратьев, А.М. Момотов, А.И.Смирнов, И.А. Фомин.
Во второй половине сентября фронт пролегал извилистой линией через улицы, площади и кварталы разрушенного города, через цехи заводов и фабрик. В начале октября борьба за Сталинград возобновилась со все нарастающим ожесточением. 4 и 5 октября развернулись бои за Сталинградские заводы. Четверо суток штурмовали гитлеровцы тракторный завод.8 октября атаки прекратились и спустя 6 дней начался решающий штурм завода.
Рано утром 14 октября фашисты открыли огонь из сотен орудий. Паулюс бросил в наступление огромные силы. Противник превосходил советские войска в людях в пять раз, в танках – в двенадцать раз. Авиация сделал около трех тысяч самолето- вылетов в этот день.
Гитлеровцы планировали захватить весть Тракторозаводской район за три дня. Войти на территорию завода им удалось только 16 октября…Захватить территорию завода к концу ноября.
Завод был важен гитлеровцам не только сам по себе. За территорией завода находился скрытый от посторонних глаз понтонный мост через Волгу. Его сделали из пустых топливных баков тракторов. Баки находились под водой, разглядеть их с самолета было невозможно. Фашисты знали о существовании переправы, но обнаружить ее не удавалось. Выход к берегу реки решил бы для них эту проблему.
Завод продолжал выпускать танки и производить ремонт техники даже в дни Сталинградской битвы. В сентябре, когда в центре города шли бои, тракторный завод передал войскам 200 танков и 40 моторов. И только 5 октября, когда завод был полностью выведен из строя, рабочие прекратили ремонт боевых машин. Но на заводе велась эвакуация ценных грузов: цветных металлов, станков. Эвакуация продолжалась даже 20 октября, о чем свидетельствует приказ №1 от 20.10.1942г. за именем директора завода К.Задорожнего. Те станки и цветные металлы, которые не успели эвакуировать были затоплены.
Но, даже находившийся в руках противника завод, продолжал сопротивляться. Дело в том, что под заводом были проложены коммуникации, и вот по этим самым «подземным ходам» на территорию завода проникали партизаны. В основном это были подростки, т.к. им легче всего было пробираться по этим коммуникациям. В архивах завода сохранились воспоминания командира тракторозаводского ополчения Баландина, в которых он рассказывал о тринадцатилетнем герое Евгении Кулише. Подростки получили задание вытянуть с территории захваченной противником на тросах танк. Пробравшись под танк мальчишки обнаружили под ним люк, уходивший в подземные коммуникации. Мальчики стали использовать этот люк для вылазок на территорию завода. Они регулярно совершали различные диверсии и безнаказанно скрывались под землей. Во время одной из таких вылазок Женя был смертельно ранен. Командир отряда навсегда запомнил слова умирающего мальчика: « Скажите моей маме, что я честно погиб за Родину!»
Мало кто знает, но Сталинградская битва закончилась на территории Тракторного завода. Обычно мы связываем окончание этой битвы с пленением генерала Паулюса, забывая, что это событие произошло 31 января. 2 февраля 1943 г. в Тракторозаводском районе сдалась
последняя, самая упорная группировка противника на Донском фронте численностью
более 40 тыс. солдат и офицеров под руководством генерала-полковника Карла фон Штрекера, который отказался подчиниться приказу Паулюса о капитуляции. Примечательно, что сам генерал был пленен в подвале завода.



Новое на сайте

>

Самое популярное