Домой Кардиология Специфика и структура философского знания. Специфика философии

Специфика и структура философского знания. Специфика философии

Специфика философии, как науки состоит в том, что она сводит воедино знания из различных сфер, поэтому можно определить её, как науку о наиболее общих закономерностях природы, общества и мышления. Философия проявляет самые распространенные идеи, представления, формы опыта, на которых базируется культура и общественная жизнь в целом.

В отличии от других наук, специализированных на конкретных вопросах (математических, исторических, экономических, педагогических), философия занимается универсальными, фундаментальными проблемами. По отношению к науке философия традиционно играет роль методологии познания.

Философия переводит в логичную, понятную форму суммарные результаты человеческого опыта.

Существует точка зрения, о том, что философия не может считаться наукой, поскольку она не обладает безличностью, объективностью, которые характерны для любого научного знания. Вопрос – спорный.

Философия объединяет ценности истины, добра и красоты в жизни человека.

Прогресс философских знаний в определенном смысле имеет место. (Вообще прогресс философских знаний – это описание приключений идей). Он принципиально отличается от прогресса в научном знании. Здесь нет наслаивания знаний. Есть углубление, приближение к истине. (истина где-то рядом, но как правило человеческой жизни не хватает, чтобы её поймать).

Философии как особому типу мировоззрения присущи только ей единственной функции, которых не имеют ни миф , ни религия , ни научный кругозор.

Функции философии.

Они совпадают с разделами философии. Это онтологическая, гносеологическая, аксиологическая, антропологическая, праксиологическая.

1. Поскольку философия - это особенный тип мировоззрения , то ей присущи все мировоззренческие функции : познавательная, ориентирующая, воспитательная (идеологическая) и даже коммуникационная.

2. Методологическая функция состоит в определении способов достижения какой-либо цели.

3. Социальная функция – формирование гражданского самосознания.

«Философия есть понимание всего сущего как единого и внедрением этого понимания в художественный образ и моральное действие. Она является процессом отождествления мнения, образа и действия. Философия, отличаясь от остальной деятельности человеческого духа, оживляет их всех, наделяет их человеческими качествами, осмысливает их для человека. Без нее наука - собрание фактов, искусство - вопрос техники, жизнь - механизм. Философствовать - это развивать в себе человека как стройную единую сущность"./Лавров П. Л. Три беседы о современном значении философии / /Философия и социология. М. 1965 Т. 1. С. 571-572.

Было дано определение философии, как целостного понимания отношения человека к миру. Развернутая система философского знания включает в себя следующие разделы.

1. Учение о мире в целом, о движущих им глобальных силах, о всеобщих законах его организации – это онтология (ontos – бытие).

2. Учение о человеке, его природе и организации его деятельности – это антропология (антропос – человек).

3. Учение о познании, его основаниях, возможностях и границах – это гносеология.

4. Учение об обществе и истории человечества, которое рассматривает человечество в целом – это социальная философия.

5. Учение о природе ценностей – это аксиология.

Как правило, в творчестве конкретных философов не все разделы представлены одинаково полно.

К комплексу общего философского знания примыкают:

1. Этика – учение о нравственности.

2. Эстетика – учение о прекрасном, о художественном творчестве.

3. Логика – учение о правилах мышления.

4. Религия.

Особая область – история философии. Большинство философских проблем рассматриваются в контексте предшествующего опыта их решения. В отдельные периоды истории разные разделы философии поочередно выходят на первый план.

В истории философии выделяются следующие этапы:

1. Философия Древнего Востока (Древние Индия и Китай)

2. Античная философия (Философия Древней Греции)

3. Средневековая философия (Философия Западной Европы V – XV вв.)

4. Философия эпохи Возрождения (Философия Западной Европы XVI в.)

5. Философия эпохи Просвещения (Философия Западной Европы XVII –XVIII вв).

6. Немецкая классическая философия (19 век.)

7. Русская философия 12 -20 вв.)

8. Современная западная философия (Западная Европа 20 в.)

Федеральное агентство по образованию

Государственное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального образования

Ростовский Государственный Экономический Университет «РИНХ»

Филиал в п. Матвеев Курган

"Специфика философского знания"

Дисциплина: "Философия"

п. Матвеев Курган


Введение

1. Предмет философии

1.1 Истоки возникновения науки

1.2 Основные функции

2. Специфика философского знания

Заключение

Список литературы


Введение

Философия является древнейшей из наук, это ценная область знания, она зародилась в VI–V веках до нашей эры в Китае, Индии, Древней Греции. В далёкие времена философия являлась системой, которая включала в себя все знания, накопленные человечеством. Знаний было немного, и их можно было объединить в одну систему. В философию входили знания физики, медицины, астрономии, математики, алхимии. С развитием общества знания накапливались и начинали отделяться от философии, науки о человеке выделились последними. В настоящее время идёт разделение наук (например: из генетики выделяется такая самостоятельная наука, как генная инженерия), в то же время идёт и обратный процесс – интеграция наук (например: биофизика, биохимия), происходит объединение философии с математикой, медициной и т.д. Самые серьёзные открытия делаются на стыке различных наук.

К середине XIX века сложилась ситуация, когда перед философией в острой форме возникает вопрос о том, что же остаётся на долю самой философии. Если отвечать на этот вопрос одним словом, то это – мышление. Мышление, его происхождение, его сущность, его истинные формы, его приёмы, способы и методы.

В настоящее время философия сама является наукой о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления. Личность, общество, окружающая среда – смысл и цель философии.


Предмет философии

Термин «философия» в переводе с древнегреческого означает любовь к мудрости, а с древнеиндийского – видение истины.

Слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Истолкование и закрепление в европейской культуре термина «философия» связано с именем Платона.

Возникновение философии означало появление особой духовной установки – поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом, с их верованиями, идеалами, надеждами.

Философия в своём зарождении мыслилась не как простое собрание истины, а как стремление к истине, как такой идеальный настрой души и ума человека, который способен привести к гармоничному равновесию.

Возникновение философии в VI до нашей эры означало постепенный переход людей к самостоятельному размышлению о мире, о человеческой судьбе, стремление найти истину, стремление к мудрости. Мудрость – это познание самого существенного в мире и поэтому самого важного для человеческой жизни. Философ стремился познать высшую истину, указывающую правильный путь в жизни. Поэтому важнейшей в философии становится проблема всеобщего, устойчивого и неизменного, стоящего за множеством отдельных изменчивых вещей, стремление открыть первопричину, которая всё порождает и всем управляет в мире. Философия ставит своей целью познание истины, т.е. первоначала, вечного и неизменного бытия.

Философия обобщает достижения всей мировой культуры, всемирно-исторической практики и познания, является духовной квинтэссенцией, самосознанием эпохи (Гегель, Маркс).

Существует много понятий «философии». Приведём некоторые из них:

Философия – это форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место человека в нём.

Философия – это различные рассуждения о жизни, о её смысле, о смерти, о Боге.

Философия – это совокупность принципов, лежащих в основе поступков и поведения людей.

Философия – это теория, всякое теоретическое знание.

Философия – это особая форма общественного сознания, которая действует наряду с другими формами общественного сознания: религией, искусством, моралью, наукой и т.д.

Философия – это какие-то туманные, беспредметные, оторванные от жизни рассуждения.

В настоящее время философия представляет собой и науку о всеобщих законах развития природы, общества, мышления, познания и особую форму общественного сознания, теоретическую основу мировоззрения, систему философских дисциплин, способствующих формированию духовного мира человека.

В чём же своеобразие философии? Во-первых, она обладает всеобщностью и предельной абстрактностью. Во-вторых, философия исследует, как изучаются процессы реальной действительности, является результатом самосознания науки и её предельным основанием. В-третьих, философия обладает мощной ценностной компонентой, формирует ценностные ориентации людей, обеспечивающие правильный подход к решению всех практических и теоретических проблем.

Философия всегда включала в себя рассмотрение так называемых мировоззренческих вопросов: как устроен мир? Имеет ли он начало и конец? Какое место занимает человек в мире? Предназначение человека. Что такое истина? Достижима ли она? Есть ли Бог? В чём заключается смысл и цель жизни? Каковы отношения между людьми, обществом и природой, добром и злом, истиной и заблуждением? Что нас ожидает в будущем? Мимо этих и подобных вопросов не может пройти ни один человек. Философия всегда помогала людям искать ответы на эти вопросы, выполняя при этом мировоззренческую функцию.

Предмет философии нельзя свести только к этим вопросам. Так как на все эти вопросы, кроме философии отвечают и религия, и мифология. Мифология отвечает на эти вопросы на основе фантазии, вымыслов. Религия, опираясь на веру. Философия в отличие от религии и мифологии ищет ответы на эти вопросы, опираясь на данные науки.

Предметом философии называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют 4 основных раздела:

1. Онтология (учение о бытие);

2. Гносеология (учение о познании);

3. Человек;

4. Общество.

В рамках данных четырёх основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов:

сущность бытия;

происхождение бытия;

материя, её формы;

сознание, его происхождение и природа;

взаимоотношение материи и сознания;

бессознательное;

человек, его сущность и существование;

душа, духовный мир человека;

общество;

общество и человек;

природа и общество;

духовная сфера жизни общества;

материально-экономическая сфера жизни общества;

социальная сфера общества;

общественно-экономические формации, цивилизации;

перспективы человека, общества;

экология, проблемы выживания;

особенности познания;

влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты;

ограниченность и безграничность познания;

движение;

диалектика и её законы.

1.1 Истоки возникновения философии

Истоками философии являются мифология и религия.

«Миф» в переводе с греческого языка означает «предание», «логос» – «учение, наука», таким образом, мифология – это наука о преданиях. Мифы существовали у всех народов мира, многие мифы посвящены космическим темам, т. к. люди пытались ответить на вопрос о происхождении и устройстве мира, о мировой гармонии, о превращении хаоса в космос, а также любая мифология описывает гибель мира в будущем и его последующее возрождение.

Мифология – это форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. В древности мифология являлась формой духовной культуры, которая объединяла в себе зачатки знаний, религиозные верования, политические взгляды и искусство. Чертами мифа являются: очеловечивание природы, наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком, отсутствие абстрактных размышлений, практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач, однообразие и поверхность мифологических сюжетов.

Древнеиндийская философия представлена ведами, в которых глубже просматривается вопрос о происхождении человека. В это время в ведах рассказывается, что Вселенная заполняется человечеством, которому предопределена карма, на весь период существования.

В Древнем Китае была образована философская школа – Даосская. Даосизм – это учение о пути, которое отстаивали в этой школе. Философы считали, что всё находится в пути, в движении, в изменении. Всё непостоянно и конечно. Человек должен следовать установленному порядку, тогда он будет бессмертен.

Особенности мифологии:

1. Мысль выражается в конкретных эмоциональных, поэтических образах и метафорах, одушевлялись и очеловечивались: космос и все природные силы.

2. Отсутствует разграничение мира и человека, мысли и эмоции, это было целостное миропонимание.

Философия и религия выходят из мифа, они походят тем, что решают мировоззренческие вопросы, но религия в основу ставит веру, а философия – это поиск истины.

Религия – это форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.

Для религиозного мировоззрения характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.

В VI веке до нашей эры философия представляла собой новый тип миропонимания, в основе которого лежал разум. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщение, выводы и доказательства стали вытеснять образы и вымыслы, т.е. мифологию. С развитием культуры менялось:

Специфика философии;

Статус (значение) философии;

Связи с наукой, но мировоззренческие проблемы оставались.

Смысл философии включает не только мировоззрение и познание, но и у всех философов всегда была система, которая завершалась этикой.

Исторические типы философии:

1. Философия Древнего Востока и античная;

2. Средние века (тесная связь с религией);

3. Эпоха Возрождения (связь с искусством);

4. Новое время (связь с наукой);

5. Просвещение;

6. Классическая немецкая философия;

7. Современная философия.

1.2 Основные функции

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются её цели, задачи, назначение.

Принято выделять следующие функции философии: мировоззренческую, методологическую, мыслительно-теоретическую, гносеологическую, критическую, аксиологическую, социальную, воспитательно-гуманитарную, прогностическую, общекультурную, практическую, объединительную.

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нём, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности, проявляется характер взаимоотношения философии с другими науками. Философия с одной стороны опирается на те данные, которые получают все науки, с другой стороны философия передаёт всем наукам общие методы, приёмы, способы получения истинного знания. Сама философия выступает в отношении других наук, общим методом познания.

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функция философии (в переводе с греч. axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима, эпоха Возрождения, Реформация, кризис капитализма конца XIX – начала XXв. и др.).

Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Общекультурная функция. Общекультурную функцию философия выполняла с момента своего зарождения, и если сужался предмет философии, то её общекультурной функцией происходило, скорей всего, обратное: её роль в жизни общества непрерывно возрастала.

Тем более это справедливо для нашего времени. Без преувеличения можно сказать, что философия является сегодня важнейшим элементом духовной культуры человечества. Философия согласовывает и синтезирует достижение всех видов человеческого опыта (практического, научно-познавательного, ценностного). Она также выступает конструктором принципиально новых идей, новых картин мира, новых общественных идеалов, критиком по отношению к разного рода мировоззренческим и методологическим заблуждениям и предрассудкам; рационализатором нефилософских форм мировоззрения, выявляя их «рациональное зерно».

Практическая функция. До сих пор философия рассматривалась исключительно как компонент духовного мира человека. Но человек, кроме всего прочего, ещё и действует. Русский философ П.Л. Лавров подчёркивал, что философия отождествляет мысль, образ и действие. Поистине, в своём миропонимании человек достигает стадии, когда уже невозможно удержаться от искушения действовать. Человек действует, реализует своё миропонимание. В отличие от животного, он действует именно таким образом, а не иначе. В своих действиях человек символизирует философию, она воплощается в объекты, в творения человека. Каждая цивилизация реализует свои философские ценности, каковыми являются, например, стремление к совершенству, свобода, справедливость.

Нравственная функция заключается в том, что философия культивирует в обществе идеалы любви к ближнему,

сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга.

Философия консолидирует общество вокруг идей либо ради идей, выполняя при этом объединительную функцию.

2. Специфика философского знания

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

1. имеет очень много общего с научным знанием – предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

2. однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех других наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

Философские проблемы могут успешно решаться, обсуждающиеся только в том обществе, где допускается критика любой точки зрения, несогласие с любым человеком, признание различных позиций по одному и тому же вопросу.

Можно выделить также следующие особенности философского знания:

1. имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т.д.);

2. носит предельно общий, теоретический характер;

3. содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;

4. во многом субъективно – несёт отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

5. Философское знание, будучи знанием научным, вместе с тем нередко выступает и как знание художественное, как знание религиозное, как знание интуитивное.

6. является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

7. изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

8. имеет качество рефлексии – обращенности мысли на саму себя, то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя;

9. испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

10. в то же время динамично – постоянно развивается и обновляется;

12. неисчерпаемо по своей сути;

13. ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путём. Философские проблемы находят своё решение для данных людей и в данное время, но потом приходят другие люди, другое поколение и опять сталкиваются с этими же вопросами.

Философия – это знание личностное, так как идеи, которые высказывает мыслитель нельзя отделить от его личности.


Заключение

Философия возникает как первая наука, в начале включавшая в себя: астрономию, математику, медицину, физику, алхимию. Первые учёные, называвшие себя философами, были физиками. Постепенно по мере накопления знаний, фактов из философии начались выделяться отдельные самостоятельные науки. Это длительный процесс идёт веками. В настоящее время философия сама является наукой о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления. Личность, общество и окружающая среда – смысл, цель философии.

Для раскрытия специфики философского знания следует обратиться к истокам философского мышления, его социокультурным предпосылкам. Ранней формой познания действительности является мифологическое и религиозное сознание.

Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Философия и религия выходят из мифа, они походят тем, что решают мировоззренческие вопросы, но религия в основу ставит веру, а философия – это поиск истины.

Философия включает в себя философию морали, науки, природы, истории, политики, права, искусства, религии и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что философия – это форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место человека в нём; различные рассуждения о жизни, о её смысле, о смерти, о Боге; совокупность принципов, лежащих в основе поступков и поведения людей.

Список используемой литературы

1. Николаева Л.С., Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Философия: экзаменационные ответы. – Ростов-на-Дону, 2002 г.;

2. Автономова Н.С.миф: хаос и логос // Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. – Москва, 1999 г.;

3. Голубенцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Ростов-на-Дону, 2001 г.;

4. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. – Москва, 2001 г.;

5. Основы современной философ. – СПб, 1997 г.;

6. Кохановский В.П., Яковлев В.П. Философия. Учебник для ВУЗов. – Ростов-на-Дону, 2004.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МОДУЛЬ 1. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ

Тема 1. Что такое философия

1.1 Начало философии

Философия зародилась примерно три тысячи лет назад в Греции.

Слово «философия», которое впервые ввел в употребление, как полагают, Пифагор (ок. 580-500 гг. до н. э.), происходит от греческих корней (фило (люблю) и софия (мудрость) и переводится буквально как «любовь к мудрости». Однако древнегреческое слово «софия» не вполне соответствует русскому слову «мудрость», а имеет более широкий смысл.

Философия с самого начала понималась не как собрание застывших, раз и навсегда данных истин, а как стремление к истине.

Великий Платон (427-347 гг. до н. э.) писал, что философ всегда находится между знанием и незнанием, он занимает «срединное» положение между ними и стремится восходить от незнания к знанию, от менее совершенного знания к более совершенному.

Философия есть, по словам Платона, «искусство разумения и справедливости» - искусство проникать мыслью в подлинную сущность вещей и человеческих отношений. Если, например, какой-нибудь человек - военачальник, ремесленник или поэт -- делает что-то мудрое, то это еще не означает, что он обладает философской мудростью. Философом он становится только тогда, когда стремится попять основания и причины человеческих действий, выяснить общие принципы, которыми должен руководствоваться человек в свой жизни и деятельности.

Первые успехи философии были основаны на открытии силы рационального мышления. Сущность этой силы -- в логической необходимости, т. е. в том, что из признания истинности посылок с необходимостью вытекает истинность выводимых из них следствий. Это значит, что можно устанавливать и доказывать истину па основе логических рассуждений, т. е. чисто мыслительным путем, без обращения к непосредственной проверке ее в опыте.

Философия изначально была искусством добывать истинное знание с помощью разума, логики, мысленных выкладок. Искусство такого рода древние греки называли теоретическим. Таким образом, философия явилась той культурной формой, в которой впервые стало развиваться теоретическое мышление.

1.2 Сущность философии

На протяжении многовековой истории философии ее содержание изменялось. Но философия никогда полностью не теряла из виду задачи, поставленные еще античными мыслителями.

С древности и до наших дней предметом философских размышлений являются «начальные», «предельные» основания, самые общие и глубокие идеи и принципы, из которых человек должен исходить в своей жизни и деятельности, в понимании окружающей действительности и в отношении к ней.

Примеры философских идей и принципов

¦ идея вечности материального мира и противоположная ей идея божественного творения;

¦ принцип детерминизма (причинной обусловленности всех явлений) и противостоящий ему принцип индетерминизма (признание существования беспричинных явлений);

¦ принципы познаваемости или, наоборот, непознаваемости бытия;

¦ идеалы гуманизма, свободы, равенства, справедливости и др.

Исходя из сказанного, можно дать краткое определение философии.

> Философия есть область познания, в которой рассматриваются исходные, наиболее общие принципы понимания действительности.

Принципиальная особенность философского мышления -- в том, что оно никогда не останавливается на достигнутом. Дойдя до самых, казалось бы, «предельных», «последних» оснований какого-либо знания, оно подвергает их дальнейшему критическому обсуждению и стремится добраться до еще более глубоких основ. То, что в житейском опыте, религии, морали, искусстве, науке принимается за несомненную и непоколебимую истину, для философии часто служит лишь отправным пунктом размышлений.

Философское мышление -- не удел избранных. В большей или меньшей мере с философскими проблемами сталкиваются все. Начать философствовать легко, это может сделать и время от времени делает, наверное, каждый. Гораздо труднее продолжать. И еще труднее -- довести философское исследование до критического анализа того, что кажется само собой разумеющимся, до выхода за рамки общепринятых стандартов мысли. Но зато это освобождает человеческую личность от плена предубеждений и предрассудков.

1.3 Состав философского знания

В ходе развития философии в ней исторически складываются различные области исследований, каждая из которых охватывает определенную совокупность взаимосвязанных проблем.

Принято выделять три главных раздела философского знания.

1. Исследованием общих принципов, форм и методов человеческого познания занимается гносеология (теория познания).

2. Основные принципы бытия, определяющие устройство мира, изучает онтология (теория бытия).

3. Исходные принципы, правила, нормы, которыми должны руководствоваться люди в своих делах и поступках, устанавливает

· этика (теория морали),

· аксиология (учение о ценностях, т. е. о том, что люди ценят, -- например, добро, справедливость, истина, красота, польза и т. д.),

· социальная философия (теория общественной жизни).

Важное место в составе философского знания занимает история философии. Можно даже сказать, что философия и история философии -- это в некотором смысле одно и то же. Ибо история философии и есть философия, обрисованная в ее историческом развитии. Нельзя разобраться в философии, не изучая ее истории.

В истории философии было немало философов, прославившихся своими трудами по какой-либо отдельной философской дисциплине. Но наиболее выдающимся мыслителям удавалось создавать философские учения, в которых объединялись в целостную систему проблемы, относящиеся к разным разделам философии. Таковы, например, философские системы Декарта (1596-1650), Спинозы (1632-1677), Канта (1724-1804), Гегеля (1770-1831), Рассела (1872-1970), Гуссерля (1859-1938), Хайдеггера (1889-1976) и др. Часто такого рода философские системы получают название по имени их творцов (спинозизм, кантианство, марксизм) или по своей главной идее (феноменологическая философия, прагматизм, экзистенциализм).

1.4 Как философы мыслят

Чем бы ни занимались философы, предмет их исследования с древности и до современности -- смыслы, т. е. имеющиеся в культуре знания, ценности, регулятивы (и притом исходные, наиболее общие). Исходным материалом для их размышлений обычно служит имеющаяся в культуре информация: это могут быть сведения, добытые в ходе практической деятельности людей, факты, установленные различными науками, и любые другие данные, так или иначе запечатленные в мифах, религии, искусстве и пр. Философ может подмечать такие обстоятельства, которые хотя и известны другим людям, но проходят мимо их внимания. Он может прояснять и по-новому трактовать какие-то смутные, неотчетливые представления, из которых исходят люди в своей жизни. Он может, наконец, для объяснения наблюдаемых фактов придумывать некие оригинальные, никому до него не приходившие в голову соображения, идеи, принципы. Но находить новые факты -- это дело науки, а не философии. Философия же пользуется фактическим материалом, который в том или ином виде уже представлен в содержании человеческого сознания, закреплен в культуре общества.

Философия опирается на накопленный и воплощенный в культуре опыт людей, но не сводится лишь к его анализу: она выдвигает идеи и принципы, которые должны его объяснять. Она не просто отображает и фиксирует сложившиеся в культуре представления о человеке и мире, а очищает их от противоречий и неясностей, подводит под них основания и разрабатывает систему взглядов, упорядочивающую эти представления и приводящую их в единство. Философия, таким образом, -- это продукт свободной творческой деятельности человеческого разума. Разумеется, эта свобода ограничена необходимостью учитывать имеющиеся в культуре знания, ценности, регулятивы. Однако в деле их обоснования и трактовки философ вправе предлагать собственные, оригинальные и далеко не очевидные решения.

Итак, философская мысль имеет два источника -- культура общества и конструктивное воображение личности. Ее основным методом является рефлексия. Этот термин (от лат. reflexio -- обращение назад) означает отражение мышлением самого себя, мышление человека о своем мышлении, осознание им своего сознания.

> Рефлексия -- это мышление, направленное на осознание и осмысление своих собственных форм, предпосылок и установок.

Философская рефлексия может проводиться в разнообразных формах. Поэтому существует множество различных методов философского исследования.

Методы философского исследования

Многие выдающиеся философы изобретали оригинальные методы, с помощью которых они создавали свои учения. Вот некоторые из наиболее известных философских методов.

¦ Метод Сократа -- майевтика (буквально: повивальное искусство), которая включает в себя иронию (критику понятий и суждений собеседника) и индукиию (наведение собеседника на осмысление и определение их общего смысла).

¦ Метод Декарта -- всеобщее сомнение и поиск безусловной, не подлежащей сомнению истины («мыслю, следовательно, существую»).

* Метод Спинозы -- «геометрический метод», состоящий в формулировании исходных философских аксиом и выведении из них различных следствий.

¦ Метод Канта -- «критический метод», требующий анализа предпосылок, на которых строится человеческое познание.

¦ Метод Гегеля -- диалектика понятий, которая вскрывает внутреннюю логику их связи и развития.

¦ Метод Маркса -- материалистическая диалектика, основанная на нахождении всеобщих законов развития познания и бытия.

¦ Метод Бергсона -- интуиция.

¦ Метод Витгенштейна -- логический анализ языка.

¦ Метод Гуссерля -- «феноменологическая редукция», предполагающая описание мира «чистого сознания», содержание которого рассматривается вне его отношения к внешнему миру.

¦ Метод Ясперса -- трансиендирование, которое заключается в познание смысла человеческого бытия («экзистенции») путем выхода за его пределы к «высшему бытию», т. е. Богу.

¦ Метод Гадамера -- герменевтика как особого рода искусство истолкования и понимания культурных текстов.

Тема 2. Функции философии

Вопрос о функциях философии -- это вопрос о том, какую роль она играет в жизни людей, как и для чего используется ими философское знание. Рассмотрим следующие основные функции философии: мировоззренческую, социальную и методологическую.

2.1 Мировоззренческая функция

Понятие мировоззрения не поддается достаточно четкому определению. В обыденной речи и в философской литературе его смысл толкуется по-разному. Однако отсутствие общепринятого определения этого понятия не означает, что при употреблении его неизвестно, что имеется в виду.

Можно выделить такие основные характеристики мировоззрения:

* оно включает в себя некоторую совокупность общих взглядов человека на мир и свое место в мире;

* эти взгляды представляют собой не просто знания о действительности, а такие знания, которые стали убеждениями;

* мировоззрение определяет направленность личности, ее жизненные позиции, цель и смысл ее жизни; оно проявляется в поведении личности.

Существуют разнообразные виды и варианты мировоззрений, в которых указанные характеристики выступают по-разному. Людям первобытного общества было свойственно мифологическое мировоззрение. Одним из наиболее широко распространенных в обществе с древности и до наших дней является религиозное мировоззрение. В противостоянии с ним развивается атеистическое мировоззрение. Стремление решать мировоззренческие вопросы на основе науки приводит к формированию научного мировоззрения. Говорят также и о более частных формах последнего -- естественно-научном, гео- и гелиоцентрическом, механистическом и других вариантах научного мировоззрения.

Мировоззрение людей образуется под влиянием самых различных обстоятельств: воспитания, образования, жизненного опыта, отдельных жизненных впечатлений. На нем сказываются условия жизни, общие черты эпохи, национальные особенности культуры.

Какое же отношение имеет к мировоззрению философия? Философские размышления -- это средство разработки мировоззрения. В создаваемых философами системах, учениях, концепциях в конечном счете выражаются, обобщаются, систематизируются, аргументируются разнообразные варианты имеющихся у людей мировоззренческих взглядов и убеждений. Это и позволяет идеям, рожденным в головах философов, получить признание и распространение в обществе.

Таким образом, мировоззренческая функция философии состоит в том, что философия выступает как средство выражения, систематизации и обоснования мировоззрения, как теория решения мировоззренческих вопросов.

2.2 Социальная функция

Социальная функция философии состоит в том, что с ее помощью в каждую историческую эпоху осмысливаются главные проблемы общественной жизни и перспективы дальнейшего развития общества. В сфере философии общество как бы осознает само себя, свое прошлое, настоящее и будущее, свои достоинства и недостатки, достижения и потери.

Важной задачей философской мысли в каждом обществе является анализ и критика существующей социальной действительности. Особенностью философской критики выступает то, что она не просто вскрывает имеющиеся в действительности недостатки, а направляет главный удар против укоренившихся догм, стандартов мышления, «привычек сознания», которые незаметно для людей властвуют над их умами, подобно шорам мешают им увидеть действительность в истинном свете и понять, что нужно делать для ее улучшения.

В социально неоднородном обществе интересы и стремления различных классов и социальных групп сталкиваются, вступают в противоречие друг с другом. Философия, отражая общественную жизнь эпохи, не может уйти от этого факта. В философских учениях находят выражение интересы, стремления, идеалы, надежды разных социальных слоев общества. Это делает ее ареной борьбы различных идеологий.

> Идеология -- это совокупность взглядов и теорий, в которых выражаются интересы какой-либо социальной группы, ее отношение к общественным явлениям, программы ее действий.

В философских учениях развивается и обосновывается идеология определенных классов и социальных групп. В этом заключается идеологическая функция философии.

Идеологическую функцию философии нельзя понимать упрощенно -- как унижающее «приспособленчество», как «обслуживание» интересов той или иной социальной группы, при котором философы, желая во что бы то ни стало защитить ее интересы, утрачивают объективность, жертвуют истиной и начинают проповедовать даже заведомую ложь, лишь бы она была на пользу этой группе. Конечно, есть философы и такого сорта. Но философия, не стремящаяся к истине, перестает быть философией. Философ, предающий истину, предает и философию.

Идеологическая функция философии состоит не в том, чтобы всеми правдами и неправдами «защищать» интересы какого-то класса, а в том, чтобы отразить имеющееся в обществе разнообразие социальных позиций, идеалов и жизненных ценностей. Это чрезвычайно важное дело, поскольку только в столкновении разных идеологий могут совершенствоваться представления о средствах решения социальных проблем и путях общественного прогресса.

2.3 Методологическая функция

Метод -- это способ действий. Совокупность методов проведения какой-либо работы называют методикой, а знания о методах и методиках -- методологическими знаниями.

Задачей методологии является исследование и совершенствование методов, используемых в данной сфере деятельности, оценка их общности и эффективности, условий и границ их применения. Но методологические знания в любой сфере деятельности не могут ограничиваться рассмотрением только ее методов. Дело в том, что оценка методов самым существенным образом зависит от того, какого рода результаты дает тот или иной метод, и каково отношение этих результатов к конечным целям деятельности. Следовательно, методология обязательно должна включать в себя знание не только о методах, но и о характере достигаемых с их помощью результатов, о целях деятельности, о ее общей структуре и основных этапах, о принципах и формах ее организации.

> Методология -- это знание о том, как действовать для достижения данной цели и чем руководствоваться в своих действиях.

Действительно, дать знание о том, чем должны руководствоваться люди в своей жизни и деятельности - центральная задача философии. Философия -- это своего рода «наука о должном», о нормативах (принципах, идеалах, ценностях), определяющих цели и характер человеческой деятельности. Из философских представлений о мире и человеке вытекают методологические рекомендации, которые помогают ориентироваться в окружающей человека действительности и позволяют во всех сферах деятельности определить -- пусть хотя бы в самой общей и предварительной форме -- какие-то исходные позиции для поиска путей, ведущих к цели.

В различных сферах человеческой деятельности методологическая функция философии реализуется по-разному В жизни отдельной личности она проявляется через влияние мировоззренческих убеждений на выбор целей и способов поведения. В социально-политической практике механизм ее действия связан с социальной функцией философии. В искусстве методологическая функция философии выражается в ее воздействии на развитие художественного стиля, на общую ориентацию художника в жизни, на понимание им смысла своего творчества.

Особенно велика роль философских идей в революционные периоды развития науки, когда она стоит на пороге возникновения принципиально новых теорий. Философские идеи при этом выполняют эвристическую функцию, выступая в качестве методологических средств для определения и оценки путей и перспектив дальнейшего развития научного знания. Они выполняют селективную функцию при выборе (селекции) исходных принципов теории, на основе которых формулируются другие ее законы 1 . Им свойственна также конструктивная функция: с их помощью строится истолкование (интерпретация) «физического смысла» новых теорий и объяснение их места и роли во всей системе научных знаний.

Тема 3. Философия в системе культуры

3.1 Философия и наука

Характерными общими чертами науки и философии являются следующие.

1. Теоретический тип знания. Особенность такого знания состоит в том, что оно не просто описывает, а объясняет действительность. В его построении Важнейшую роль играют размышления, рассуждения. Оно опирается на логические выводы и доказательства и выражается в абстрактных понятиях.

> Основные понятия философии и науки называются категориями.

В каждой науке есть свои категории (например, в термодинамике -- теплота, энергия, энтропия и пр.). К философским категориям относятся как понятия хорошо знакомые каждому (сознание, время, свобода, истина и др.), так и понятия малоупотребительные в обиходе, но играющие основополагающую роль в тех или иных философских системах (монада, вещь в себе, трансцепзус, экзистенция и др.).

2. Отношение к истине как к высшей ценности, на достижение которой нацелен труд ученого и философа. Во всех других видах человеческой деятельности истинное знание нужно ради какой-то другой цели, и к нему стремятся как к средству достижения этой цели.

Пример: Шофера, обнаружившего неисправность мотора, интересует истинное знание о ее причинах -- но не само по себе, а лишь для того, чтобы устранить эту неисправность. Судье необходимо установить истину, чтобы на этой основе вынести справедливый приговор.

Только в науке и философии целью деятельности является истина сама по себе, истина как таковая. Истинное знание в сфере этой деятельности добывается ради него самого, и если уж используется в ней как средство, то лишь как средство получения нового истинного знания.

Что отличает философию от науки?

1. Наука исследует реальный мир, а не то, что люди о нем думают. Ее интересует объективное знание о явлениях действительности, а не субъективное мнение людей о них. Философия же, занимаясь исследованием принципов человеческого понимания действительности, имеет дело именно с этим пониманием, а не с самой действительностью. Она изучает мысли, суждения, мнения, убеждения людей, т. е. содержание их знания.

Таким образом, философская мысль в отличие от науки всегда имеет своим предметом не мир сам по себе, а человеческий взгляд на мир, человеческое понимание мира. Человек -- отправная точка философских суждений о мире.

2. Научное знание отражает действительность, т. е. то, что существует, что есть (или было, или будет). А философия не просто отражает существующее -- она нацелена главным образом на описание и объяснение того, что, согласно принятым за основу идеям и принципам, должно быть.

3. Научное знание зиждется на прочной почве фактов. Даже самые смелые научные гипотезы должны находить подтверждение в данных опыта. Только знание, проверенное опытом, считается в науке истинным. Но философские идеи, касающиеся исходных, «предельных» оснований сознательного отношения людей к действительности, являются утверждениями, которые нельзя ни доказать, ни опровергнуть какой-то совокупностью опытных фактов. Причина этого кроется именно в «предельном» характере таких идей: «предельность» их в том и состоит, что они выходят за рамки нашего опыта и выступают как нормативы (правила, принципы) мышления о том, что в опыте не дано.

В самом деле, философские суждения о ценностях и идеалах опираются не на факты, а на мысли о том, что следует считать желательным, лучшим, необходимым. Поэтому никакими опытными данными проверить и обосновать истинность мыслей о ценностях и идеалах невозможно.

Как же ответить на вопрос о том, каково соотношение между философией и наукой? В принципе возможны четыре различных ответа:

а -- философия включает в себя науку;

б -- философия входит в состав науки;

в -- философия и наука -- это разные области знания;

г -- философия и наука -- это различные, но частично совпадающие, пересекающиеся области знания.

Решение «а» отражает ситуацию, сложившую в античности, когда все науки считались ветвями философии. Такой взгляд, однако, отражал лишь начальный этап развития философии и в последующей ее истории был пересмотрен.

Решение «б» соответствует традиционному представлению об общности философии и науки. Согласно этому представлению, наука вышла за рамки философии, но философия сохранила за собою статус науки и стала одной из ее областей. Однако из сказанного выше вытекает, что при наличии определенного сходства между философским и научным знанием философия все же представляет собою особую форму знаний, которую нельзя безоговорочно подводить под понятие науки.

Решение «в» в противоположность предыдущему игнорирует общность философского и научного знания и не учитывает реальных связей между ними.

Наиболее отвечающим действительному положению дел является решение «г». Оно предполагает, что философское знание отличается от научного, но в то же время сохраняет связь с последним. Эта связь проявляется как в традиции строить философские учения в «науко-подобных» теоретических формах, так и том, что имеются проблемы, общие для философии и науки (например, философские проблемы физики, биологии, психологии), решение которых ведет к получению научно-философского знания. Вместе с тем значительная часть философского знания не носит научного характера и не входит в состав науки, не получает теоретического оформления и излагается в виде рассказов, притчей, собраний афоризмов и свободных рассуждений («эссе», «дискурс»).

3.2 Философия и искусство

Отличие философии от искусства заключается в том, что философия есть область теоретического, а искусство -- художественного мышления. Философ мыслит абстракциями, поэт -- художественными образами. Первый доказывает и объясняет, второй показывает и описывает. В искусстве главное -- эмоциональный контакт автора с читателем, слушателем, зрителем. Художественный образ воздействует прежде всего на их чувства и через это воздействие побуждает их к размышлению (да и то не всегда). В философии же автор прямо и непосредственно обращается к разуму читателя или слушателя, стремясь увлечь его за собой главным образом с помощью логики, а эмоциональные средства могут играть при этом лишь вспомогательную роль.

Из разнообразных видов искусства ближе всего к философии литература и поэзия. Не случайно многие из крупнейших деятелей человеческой культуры были одновременно и видными философами и прекрасными писателями (Цицерон, Вольтер, Руссо, Гете, Радищев, Л. Толстой и др.).

Нередко литературно-художественное произведение, написанное в форме поэмы или романа, несет в себе глубокое философское содержание (хотя далеко не всякие философские идеи могут быть выражены в такой форме). Подобного рода произведения трудно однозначно отнести либо к искусству, либо к философии.

В мировой художественной литературе имеется множество произведений, в которых ставятся и обсуждаются серьезнейшие философские вопросы: «Божественная комедия» Данте, «Рубайята» Омара Хайяма, «Фауст» Гете, романы Достоевского «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы», Т. Манна «Доктор Фаустус» и «Иосиф и его братья», О. Хаксли «Желтый Кром» и «О, дивный новый мир», Г. Гессе «Игра в бисер», В. Тендрякова «Покушение па миражи» и пр.

Иногда в художественных произведениях встречаются вставки, в которых автор, переходя с художественно-образного языка на язык философской теории, в систематической форме излагает свой философскую концепцию по какой-либо проблеме. Так, Л. Толстой в эпилоге «Войны и мира» помещает настоящий философский трактат о свободе и необходимости в истории, а Т. Манн в свою «Волшебную гору» включает философское исследование проблемы времени.

Наоборот, некоторые философы прибегают к литературно-художественным жанрам для выражения и популяризации философских концепций. Это делали, например, крупнейшие представители современной философии экзистенциализма Ж.-П. Сартр (1905-1980), написавший роман «Тошнота», и А. Камю (1913-1960), автор повестей «Посторонний», «Падение» и др. Существуют и произведения, которые можно отнести к художественно-философской прозе («философские эссе»). В таком стиле писали русские мыслители П. Чаадаев (1794-1856) и В. Розанов (1856-1919), датский философ С. Кьерке-гор (1813-1855), немецкий философ Ф. Ницше (1844-1900) и др. Блестящим примером этого жанра является знаменитая «Исповедь» Л. Толстого.

Следует заметить, что все сколько-нибудь крупные философы даже в самых строгих философско-теоретических трудах не пренебрегали возможностями художественно-образного выражения мысли.

Таким образом, философия и искусство, будучи разными формами духовного творчества, тем не менее частично пересекаются друг с другом. Соотношение их аналогично соотношению философии и науки (рис. 3.3).

3.3 Философия и религия

философия общество мировоззрение идеология

Давний интерес человечества к религиозным вопросам, многие из которых предшествовали возникновению зачатков философии, заставляет самых разных мыслителей исследовать смысл утверждений тех или иных религиозных систем и оснований, на которых эти утверждения покоятся; рассматривать критерии, позволяющие нам их оценить; изучать вопрос, могут ли эти утверждения стать составными частями какой-либо общей теории об устройстве вселенной.

Некоторые из философов, поднимающих эти вопросы, стремятся показать убедительность или даже обоснованность некоторых постулатов веры.

Другие хотят опровергнуть или посеять сомнения в определенных религиозных подходах.

Есть и такие, которые подходят к данной проблематике "нейтрально", просто пытаясь установить, связано то или иное воззрение с религиозной тематикой и есть ли нужда в применении к ним каких-либо стандартов.

Таким образом, для некоторых философов философия религии является областью, в которой они пытаются рационально обосновать или истолковать близкие им религиозные системы, для других это сфера оценки оснований и объяснения причин их неверия, а для остальных -- просто возможность исследования одного из направлений человеческих интересов и видов опыта.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие и структура мировоззрения, его основные исторические типы (миф, религия, философия). Исторические изменения предмета философии. Характеристика социальных функций философии. Соотношение философии и современной науки. Специфика философского знания.

    контрольная работа , добавлен 25.04.2013

    Общественно-истрический характер философской мысли. Роль и значение философии в жизни общества и человека. Теория и метод философии как науки. Диалектика и метафизика, их исторические типы и виды. Структура, предмет, специфика и функции философии.

    реферат , добавлен 28.07.2010

    Предмет, функции и методы философии. Религия как мировосприятие и определенная сфера жизни человека. Ее внутренняя сторона и функции. Сходства и различия философии и религии. Диалектика их взаимодействия. Роль теистической философии в жизни общества.

    реферат , добавлен 06.12.2011

    Характерные черты русской идеалистической философии, основные представители и их взгляды. Сущность аксиологической, эвристической, гуманистической и методологической функций философии. Специфика философского знания, ее основные отличия от религии.

    тест , добавлен 15.02.2009

    Предмет философии и ее функции. Главное назначение философии - дать человеку надежные ориентиры мудрости. Основные разделы философии. Возникновение философии, этапы ее развития. Основные философские проблемы. История мировой философии.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2003

    Сущность философии и религии, их происхождение. Рассмотрение религии как важнейшего атрибута любого социума. Зарождение философии, ее взаимосвязь с религией в Древней Греции и Древнем Востоке. Характеристика сходств и отличий между философией и религией.

    реферат , добавлен 21.01.2015

    Философия - общая теория мира и человека в нем. Философия как особый тип мировоззрения. Основные определения философии. Познание необъятного как цель философии. Предмет и аспекты философии. Функции философии в культуре. Структура философского знания.

    контрольная работа , добавлен 13.09.2010

    Понятие философии, ее основные разделы, круг изучаемых вопросов и отличия от всех других наук. Мифология и религия как истоки возникновения философии. Характеристика основных функций философии. Основная специфика и особенности философского знания.

    реферат , добавлен 19.05.2009

    К вопросу о философии. Философия и мировоззрение. Проблема метода в философии. Функции философии и ее место в обществе. Специфика философии. Изучение философии можно сравнить со вхождением в храм мудрости. Стремление к высшему познанию.

    реферат , добавлен 13.12.2004

    Уровни мифологии: образный; смысловой. Замена образов понятиями как точка перехода от мифологии к философии. Предпосылки становления философии. Роль деятельности Сократа в становлении философии. Культурная специфика философии. Связь философии с религией.

Философия дает логическое, научно-теоретические объяснение действительности и рационально обосновывает систему духовных ценностей человека. Философия как наука со своим предметом, спецификой и функциями складывалась постепенно. О закономерности возникновения философии говорит тот факт, что это мировоззрение сложилось в первом тысячелетии до н.э. в разных центрах цивилизации – Китае, Индии, Иране, Палестине и Греции.
Слово «философия» происходит от греческого «фило» – любовь и «софия» – мудрость. Сам термин «философия» ввел в науку в VI в. до н.э. греческий мыслитель Пифагор. Первоначально это понятие обозначало любовь к мудрости, истине, и было, по сути, синонимом зарождающейся науки. В Древней Греции это понятие применялось к людям, которые открывают тайну природы и человеческой жизни, учат действовать и жить в согласии с природой и требованиями самой жизни. Мудрость – это обобщенный человеческий опыт в его применении к оценке настоящего и будущего, поступков и действий. Мудрость – это способность правильно понимать соотношение между мыслями, словами, делами человека и теми требованиями, которые диктуются объективными закономерностями развития природы, общества, мышления. Поэтому мудрость сродни свободе и разумности. Мудро поступает тот, кто, опираясь на знания, обобщенный жизненный опыт, умеет разумно соотнести желаемое с должным, субъективные устремления с объективной логикой жизни.
На фоне стихийно возникавших (житейских, мифологических) форм миропонимания философия предстала как специально разрабатываемое учение о мудрости. В отличие от мифологических и религиозных традиций философская мысль избрала своим ориентиром не слепую, догматическую веру, и не сверхъестественные объяснения, а свободное, критическое, основанное на принципах разума размышление о мире и человеческой жизни. Философия – это форма рационально обоснованного представления человека о мире и о себе.
Философия – это система общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру. Если сравнить это определение с определением мировоззрения, то станет ясно, что они схожи. Можно сказать, что философия – это теоретически сформулированное мировоззрение. И такое определение будет не случайно: философия отличается от иных форм мировоззрения не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к ним. Вот почему, определяя философию, употребляются такие понятия, как теоретические мировоззрение, система взглядов.
Возникновение философии означало появление особой духовной субстанции – поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами. В древнегреческой философии было схвачено и передано последующим поколениям ценное прозрение того, что познание само по себе неполноценно, что оно – лишь одна из функций культуры, приобретающая смысл только в сочетании с ценностями человеческой жизни. Гениальной догадкой, возникшей у самых истоков философской мысли, было и понимание того, что мудрость – это не что-то готовое, что можно открыть, выучить, затвердить и использовать. Это стремление, поиск, требующий напряжения ума и духовных сил человека, это путь, который каждый человек, даже приобщаясь к мудрости великих, к мудрости прошлых веков и наших дней, все же должен пройти сам.
В философии изначально обозначились два основных комплекса проблем, определивших направление философских исследований. Одно из них дает обобщенную картину мира, изучает объективное бытие, другое – разрабатывает представление о человеке, его предназначении, о смысле жизни и ее ценностях. Именно эти комплексы проблемы определяют ценностно-ориентирующий смысл философии и определяют ее непреходящее значение для развития общества.
Специфика философского знания заключается в том, что:
Во-первых, философское знание шире любого научного эксперимента, оно строится на предельно широком обобщении, источником которого является в конечном счете универсальный опыт человечества. Оно имеет дело с наиболее общими категориями и законами развития природы, общества и человеческого мышления, которые действуют на самом высоком уровне эволюции мира, во всех науках и сферах деятельности человека.
Во-вторых, специфика философского знания заключается в том, что оно имеет дело с вопросами вечными. Это вопросы, которые нельзя решить, как математическую задачу, раз и навсегда, и ответы на них не содержатся в конце задачника. Что есть окружающий нас мир, может ли человек познать его, в чем смысл жизни? Что такое свобода, счастье, творчество, любовь? Есть ли смысл в смерти, прекращается ли с ней жизни, может ли человек надеяться на жизнь вечную? Куда идет человечество в своем развитии? Все эти вопросы и многие, подобные им, человечество заново осмысливает на каждом новом этапе и вносит новое в их решение. Философское знание постоянно открыто изменениям, и поэтому чутко улавливает новое и нередко дает основу для решения возникающих проблем.
В-третьих, философское знание обладает все более проявляющейся тенденцией к объективации – воплощению в деятельности, поступках людей и, таким образом, – в вещном или знаковом мире культуры. При этом философские идеи могут стать огромной не только духовной, но и материальной силой, если будут восприняты человеком в качестве убеждений. Раскрытие специфики философии как формы общественного сознания, ее содержания, ее функций является важным условием превращения ее основных положений в мировоззренческие ориентиры, помогающие человеку определить свое отношение к миру и к самому себе.
Философию отличает разнообразие подходов и пониманий, которое особенно разительным стало в 19 - 20 веках. Однако представляется возможным вычленить то общее, что свойственно философскому знанию вообще.Это: 1) исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Философское учение о бытие получило название онтология. 2) анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или непознаваем мир, каковы возможности, методы и цели познания, что есть истина и др. Вопросы, которые исследуются в философском учении о познании - гносеологии. 3) изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества. Проблемы общественной жизни изучает социальная философия. 4) Исследование наиболее общих и существенных вопросов человека, раздел получивший название философской антропологии. Всё это позволяет определить философию как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.

В чем состоит специфика философского знания, для многих студентов остается великой тайной. Скепсис учащихся, получающих техническое образование, в некоторой степени понятен и легко объясним. Физику или технарю не нужно знать особенностей гносеологии Платона или Дэвида Юма, не говоря уже об онтологии Хайдеггера или Сартра. При разработке проблем теории полей или при электромонтаже она вряд ли пригодится. Однако давайте разберемся, так ли это на самом деле.

В чем сущность windows?

Принято считать, что специфика философского знания состоит в поиске общих закономерностей развития природы, в том числе и сущности человеческого бытия. А раз так, то эти закономерности в той или иной степени преломляются в физических, химических, да и социальных процессах, которые как раз и описываются с помощью специфического научного знания. Пожалуй, с этим не поспоришь. Но мы взглянем на мир глазами технического специалиста. Что такое Windows? Это среда, в которой существуют различные программы: пакетные, игровые, специализированные, научные. Словом, любые. Windows не является специальной программой как таковой, но работать вне этой среды ни одно программное обеспечение не сможет.

В чем сущность философии?

А теперь проведем аналогию с окружающим миром, который мы пытаемся познать, и тем самым, пусть хотя бы технологически, облегчить себе жизнь, сделать ее более комфортной. Поэтому человек проводит физические, химические, астрономические, биологические, фармакологические исследования. За это отвечает соответствующая отрасль науки. Но кроме познания есть еще отдых, досуг, стремление украсить свою жизнь - кино, музыка, театр, книги. Человек также стремится упорядочить свою жизнь, придумывая общие, одинаковые нормы поведения. За это отвечают эстетика, этика, право. Но вот задача: если обозначенные элементы человеческой цивилизации являются своеобразными программными продуктами, которые моделируют наше бытие, то что в этом представляет собой Windows?

Специфика знания

И как раз здесь нужно уточнить, в чем же состоит специфика философского знания. Все очень просто: философия определяет структуру интеллектуальной ситуации - особенности типа мышления, характерные для определенной территории и относительно короткого промежутка времени. Более того, именно интеллектуальная ситуация определяет круг научных, да и, собственно говоря, философских интересов.

Немного истории

Кратко обозначим в этом контексте вехи европейской истории. Все началось с античного космологизма, который задал вопрос: "Из чего все?" Отсюда первые основные законы природы и универсальные философские концепции Древней Греции. После падения греческих полисов и прихода Римской империи настало время ухода в себя, эстетической минимизации, господства универсального права и зарождения науки. Философское знание потеряло свой первоначальный вид, начался процесс самоопределения философии как таковой. Далее последовал провал и становление нового мира, который сменился логицизмом и когнитивизмом. Средневековье окружило себя схоластикой и математикой как самой абстрактной наукой. Специфика философского мировоззрения эпохи гуманизма привела к рождению новых наук. Эстетика также перешла в статус классики. Но именно эпоха рационализма произвела первую технологическую революцию, сформировала основы буржуазного права и модель современного экономического развития. Далее - позитивизм и соответствующий технологический процесс. Сейчас доминирует лингвистическая философия с ее тяготением к анализу знаковых систем. Как следствие - развитие интерактивных технологий.

Мир толерантности

Получается, что специфика философского знания как раз и состоит в том, чтобы невольным, но легальным и эффективным образом руководить нашими действиями. К слову, недаром в области философии права уже говорили о падении плюралистического мира. Мы не отказались в жить правовом пространстве терпимости и политического компромисса. И потому идут поиски новой формулы сосуществования. А эту формулу может изобрести только философия.



Новое на сайте

>

Самое популярное