Домой Терапевтология Маскулинная роль. Запрещенная женственность

Маскулинная роль. Запрещенная женственность

Выражение маскулинности настолько же уникальна у людей как и отдельно взятый отпечаток пальца у каждого человека на руке.

Маскулинность — это поведенческие и психические особенности, присущие мужскому полу. Поэтому это гендерный признак, то есть он подразумевает различие мужчин от женщин. Маскулинность мужчины исходит из его тела, из его мужских органов.

В каждом мужчине она уже присутствует. У каждого эта особенность своя и уникальна, у всех выражается в разной степени.

Мужчина не должен копаться в голове и думать над каждым шагом о том, как действует настоящий мужчина. Нет никаких секретных кодов или правил, которым следует мужчина.

Распространенные маскулинные черты:

Все эти черты относятся также к тем самым мужским качествам характера, которые нравятся женщинам и привлекают их.

Как общество навязывает неправильный смысл в понятие и водит нас за нос

Все признаки выражения маскулинности — это поведенческие признаки, а не визуальные .

Социум и масс медиа навязывает людям обратное — ошибочное представление термина. Оно не знает ничего о том, что такое маскулинность.

Общество не хочет, чтобы мужчины развивали в себе эту особенность. Оно хочет только одного: чтобы мужчины не менялись и оставались такими же, как и сейчас.

Например , типичный пример фильма, который навязывает неправильное поведение мужчин с девушками - фильм «Метод Хитча». Это один из самых странных фильмов, где парень бегает за девушкой и изучает ее образ жизни около месяца для того, чтобы сблизиться.

Подобные фильмы сбивают с толку мужчин, и они не знают потом друг в друга и у них все было хорошо.

Большинство людей в наше время — это жертвы внешних обстоятельств, и они потеряли себя.

Различай настоящее от ложного и выйди из стадного мышления

  1. Проверяй все на своем опыте и смотри на мир своими собственными глазами.
    Не верь всегда опыту из вторых рук.
  2. Осознай, что в этом мире не все работает правильно и не все в твое пользу .
    Это будет тяжело осознать, потому что все верят в обратное. Таково социальное программирование.
  3. Поверь и осознай, что ты можешь стать лучше, счастливее. А для этогоработай над собой.
    Ты должен знать все о том, и развитие себя.

Стереотипы и неправильное понимание термина

Маскулинность в психологии — это не внешние и не поверхностные признаки.

Можно выделить следующие стереотипы и примеры неправильного понимания маскулинности:

Ничего плохого нет в том, чтобы иметь плохой голос. Но мужчина не должен быть высокомерным и не должен иметь раздутое самомнение и честолюбие.

Маскулинный мужчина — не тот, кто строит из себя крутого парня. Подробнее о высокомерии и эго можете прочитать .

Но в наши дни особенно масс медиа просто разрушили понятие маскулинности и стерли истинный смысл этого понятия. Признаками мужественности стали считать и ценить совсем не то, что нужно на самом деле.

Как маскулинность выражается и проецируется у мужчин

  1. Когда мужчина будет уважать и восхищаться выражением себя и найдет связь с этой особенностю в своем теле , он найдет свой уникальный тип маскулинности.
  2. Мужик не должен бояться мужчины в своем теле и полностью выражать себя : как в движениях так и в словах, как вербально так и невербально.
    Тогда само истинное я мужчины и его суть будет проецироваться полностью.

Что же касаемо женщин — есть ли она у них?

Бывает, что у мужчин есть немного фемининной энергии, и так же у женщин бывает немного маскулинной энергии . Но маскулинности у женщин совсем немного, ведь тела у мужчин и женщин устроены по-разному.

У женщин нет мужских органов, способствующих развитию маскулинности.

Женщина устроена по-другому , у нее совсем другие реакции на вещи, другое тело. У нее совсем другие гормоны, чувства и эмоции и в целом совсем другая динамика.

У женщин - фемининная энергия, полная противоположность маскулинной .

Женщинам характерны следующие качества:

  • чувственность;
  • эмоциональность;
  • нежность.

У женщин совсем другая психология, биология и химия.

3 базовых принципа, помогающих развить притягательную маскулинную энергию мужчине

Забудь о всех внешних вещах, таких, как деньги, внешность и прочее. Они никак не прибавят маскулинности.

Для развития маскулинной энергии мужчине надо работать над своим внутренним миром , иметь верные убеждения и восприятия. Разберем подробнее 3 базовых маскулинных качества и как их можно развить.

1. Имей непоколебимость

Непоколебимость мужчины — это уравновешенность и нереагирование на всякие внешние мелочи вокруг. Это значит, что он идет по миру легко.

Ты можешь почувствовать непоколебимую энергию в своем теле, она должна исходить изнутри, и ты выражаешь ее в словах и действиях.

Достичь непоколебимости помогут следующие понимания:

  1. Не бери состояние извне или снаружи, бери его изнутри.
    Ведь атмосфера окружающей среды может быть хаотичной и беспорядочной. Ты не должен зависеть от нее. А для этого не впитывай состояние извне, бери нужное состояние из себя самого.
  2. Одобряй сам себя и не ищи своего одобрения в глазах других.
    Ты не должен искать одобрения и поощрения от других вообще. И тогда тебя никак не будут задевать чужие колкости. И даже если кто-то и попытается нагрубить, ты всегда знаешь и сохранить непоколебимость.
  3. Ты не должен париться о том, как ты выглядишь.
    Твоя непоколебимость будет легко рушима, если она зависит от того, как ты выглядишь или как расчесаны твои волосы на голове.
  4. Проецируй и выражай себя лучше, чем ты делал это раньше.
    Стремись быть лучшим собой.

2. Будь целеустремленным, следуй своим путем и согласно своим намерениям

Быть целеустремленным — это значит иметь свой путь в жизни и свою цель. Вы как мужчина не должны метаться как маленький лист по ветру.

Люди в большинстве не знают для чего живут, и зачем они занимаются теми или иными вещами.

Достичь целеустремленности помогут следующие понимания:

  1. Быть целустремленным и добиваться цели - это значит, что ты знаешь, что ты делаешь и зачем это делаешь и, приближаясь к цели, ты не спрашиваешь разрешения ни у кого.
  2. Ты должен знать свое предназначение в этом мире. С самого утра, как ты только проснулся.
  3. Ты идешь своим путем и знаешь свой путь.
  4. Ты должен всегда нести ответственность за себя и свои действия.
    Маскулинный тип мужчин не боится отвечать за свои поступки и действия.

3. Иди по миру легко и будь внутренне свободен, отбрось все лишнее

Маскулинная энергия подразумевает, что ты достиг свободы.

Достичь свободы могут помочь следующие понимания и состояния:

Что бы ни случилось, ты должен оставаться расслабленным.

Это вещи нельзя подделать.

Если кто-то пытается подделать свободу , то будет иметь плохие последствия. Потому что люди видят и чувствуют, что ты делаешь это ради одобрения, а не из-за выражения настоящей свободы.

Именно внутренняя свобода делает актеров великими.

Ключ в том, чтобы отпустить все, что тебя сдерживает.

Эти 3 базовых принципа и следующие упражнения закроют твои вопросы о том, как развить мужественность.

Упражнения, помогающие почувствовать себя свободнее и развить 3-й принцип энергии

Следующие 2 упражнения помогут тебе развить третий базовый принцип маскулинной энергии, суть которого в том, чтобы стать свободнее.

1. Кричать максимально громко как ты можешь в людном месте

Суть в том, что ты просто кричишь во весь голос в людном месте.

На тебя будут смотреть и могут подумать, что ты сумасшедший, но это не имеет значения.

Польза упражнения в том, что ты пробиваешь стену, которая тебя сдерживает. Появляется уверенный голос, тебе становится плевать на чужое мнение и открываются те самые мужские качества, которые ценят женщины.

2. Упражнение «Сумасшедший танец воина»

Это упражнение можно выполнять и дома.

Когда ты танцуешь и кричишь, ты чувствуешь вибрации своего тела, которые поднимаются от ног до головы, ты чувствуешь эту поднимающуюся энергию.

Через безумный танец ты выражаешь полностью свои эмоции и себя, ты кричишь как воин. Кричишь в такт прыжкам как воин или как безумец. Ты кричишь как сумасшедший, ты наслаждаешься этим и любишь это.

Ты можешь выкрикивать непонятные фразы, воинственные бессмысленные крики — это неважно.

Держи живот расслабленным.

Убирается скованность и прочие заморочки.

Чувствуй как вибрации поднимаются от твоих ног, проходят через таз и выходят через голову.

Современное общество сталкивается с конфликтом типичных мужских и женских ролей. В головах людей есть традиционный образ отца-добытчика и матери-хранительницы очага. И есть современный мир, в котором данные роли перестают быть актуальными. Следовательно, в обществе появляется процент людей, не разделяющих типичные гендерные роли.

В чём суть проблемы?

На самом деле, проблема не в образах. Образы ни плохи и ни хороши – они нейтрально окрашены.

Конфликт возникает, когда встречаются люди с разным мировоззрением. Например, юноша, воспитанный в традиционной семье и девушка, выросшая в атмосфере свободных нравов. Первый с детства видел работающего отца и сидящую дома мать, вторая – равноправие между родителями. Понятно, что молодой мужчина будет воплощать в жизнь сценарий патриархальной семьи, а девушка – стремиться к равенству и независимости.
О причинах подобных конфликтов читайте далее.

Маскулинность & фемининность

До середины 20-го века в мире (в том числе и западных странах) господствовала традиционная система половых ролей. Считалось, что личность тем более цельна и эффективна, чем больше типичных гендерных черт ей свойственно.

Маскулинность – это набор черт, свойственных сильному полу. Мужскими качествами считаются:

  • Рационализм;
  • Развитые аналитические способности;
  • Компетенция в профессиональной деятельности;
  • Стремление к лидерству;
  • Эффективность.

Феминность – это набор характерных для женщины черт. К ним относятся:

  • Эмоциональность;
  • Развитая интуиция;
  • Способность сопереживать;
  • Забота о муже и детях;
  • Внушаемость;
  • Коммуникабельность.

Маскулинные и феминные качества были необходимыми и достаточными для жизни традиционной семьи. Но мир изменился, изменились и люди, только старые шаблоны из голов людей никуда не исчезли.

Научно-технический прогресс избавил женщин от роли типичной домохозяйки. А разделение труда показало, что женщины хорошо справляются с монотонной работой. Сборка на производстве, бухгалтерия, аудит и даже программирование – конёк прекрасного пола.

Из-за чего же возникает конфликт между полами? Из-за неправильных ролевых ожиданий:

  1. Пример 1. Жена ждёт от мужа рыцарского отношения. При этом дама соревнуется с партнёром в профессиональной деятельности;
  2. Пример 2. Парень ждёт от девушки выполнения домашней работы. При этом сам является безработным, в то время как девушка работает в офисе.

В обоих случаях присутствует смещение ролей. В первом примере показана женщина с выраженными маскулинными чертами, во втором – мужчина с феминными.

Андрогинность – тренд 21 века

Андрогинность – это наличие (примерно в равной пропорции) как женских, так и мужских черт характера у индивида. Сегодня большинство людей проявляют как мужские, так и женские качества в зависимости от ситуации:

  1. Женщина может быть деловой и требовательной на работе и нежной при близости с мужем;
  2. Супруг помогает супруге донести тяжёлые пакеты и одновременно любит нянчиться с ребенком.

Такой подход к жизни отвечает современным реалиям. А, как известно, эффективен и успешен тот, кто шагает в ногу со временем.

Куда простому человеку податься?

Конфликты между полами всё равно происходят. Мужчины обожают подкалывать умных и деятельных женщин, а дамы срывают негатив на безынициативных мужьях. Чтобы этого не происходило нужно понять 2 вещи:

  1. Никто не обязан соответствовать вашим ожиданиям;
  2. Избрав партнёра, цените его внутренние качества. Доброта, честность и преданность важнее сидящих в голове гендерных стереотипов.

Главный критерий – критерий счастья

В жизни решающую роль играет счастье. Вне зависимости от пола, занимайтесь тем, что делает вас счастливыми.

  • Вы хрупкая девушка, но обожаете программирование? Программируйте, возможно, вы – вторая Хеди Ламарр.
  • Вам под 40, не женаты и презираете семейные ценности? Продолжайте жить дальше в своё удовольствие.

Жизнь постоянно меняется и, возможно, очень скоро вы пересмотрите свои андрогинные взгляды. К позитивным изменениям способен лишь тот, кто был верен своим взглядам.

Маскулинность и фемининность в поведении Городнова Н. Н.


Многочисленные теор етические и практические исследования свидетельствуют о значительности категории пола для понимания психологических особенностей и поведения личности. Поскольку мы рассматриваем пол не в биологическом значении, а в социально-психологическом, нами будет использоваться понятие „гендер”. Термин „гендер” был включен в научный контекст , прежде всего, для того, чтобы подчеркнуть не природную, а социокультур ную причину межполовых различий. Гендер понимается, как социально сконструированные роли и социально освоенные модели поведения, которые связываются с представлениями о женщинах и мужчинах.

Категория, которая конструирует отрасль половой дифференциальной и гендерной психологии применяется в гендерных исследованиях для определения культур но-символического содержания „женского” и „мужского” – это категория „маскулинности – фемининности”. Одной из категорий в гендерных исследованиях, которая относится к феномену маскулинности – фемининности есть полоролевое поведение. Оно определяется как специфическое поведение в несексуальной сфере, которое связанно с усвоением женских и мужских норм, ценностей и установок.

Мы не выходим за сферу социальной определенности полоролевого поведения, связанного с усвоением полоролевых стандартов. В первую очередь нас интересуют внутриличностные механизмы реализации полоролевого поведения. С этой целью необходимо рассмотреть место образования маскулинности и фемининности в основных психологических теор иях.

Мы выделили десять основных психологических теор ий формирования маскулинности и фемининности. Это психоаналитическая теор ия З.Фрейда; неопсихоанализ К.Хорни; Аналитическая психология К.Г.Юнга; теор ия связи с объектом; трансперсонал ьная концепция маскулинности и фемининности; перинатальный подход С.Грофа; теор ия социального научения и когнитивного развития; эволюционная теор ия пола В.Геодокяна; теор ия генезиса маскулинности в концепциях научно – исследовательского проекта АН СССР „Социально-психологические проблемы социализации и освоение половых ролей”, новая психология пола.

Несмотря на множество теор ий формирования маскулинности и фемининности, в настоящее время создано только две основные модели структурной организации маскулинности и фемининности, которые господствовали в психологической науке до 1970 года. Описывая первую структурную модель, следует сказать, что до 1970 года маскулинность и фемининность рассматривалась как простой биполярный конструкт, то - есть, если человек имеет высокие показатели маскулинности, его показатели фемининности – низкие. Вторая есть результатом современных исследований маскулинности и фемининности. Несмотря на то, что вторая модель более новая, в современной психологии используется как первая, так и вторая.

Так, в работе О.Вейнингера представлена первая модель „...мужчины и женщины являются как бы две субстанции, которые в разных соотношениях распределены на все живые индивидуумы, к тому же коэффициент каждой никогда не может быть равен 0”.

В психологии преобладала идея о том, что в человеке имеются и женские и мужские элементы, но они не проявляются одновременно. Считается, что идеальных мужчин, где фемининность равна 0, а также идеальных женщин, у которых маскулинность равна 0, в действительности не существует. Как в отношение к морфологии, так и по отношению к психологии отстаивается принцип промежуточных форм, который ориентирует на поиск разных вариантов соотношения мужского и женского в психи ке человека. Этим соотношением объясняется характерология и выбор стратегии поведения. Такая модель маскулинности - фемининности описывается как континуально- альтернативная.

А. Константинопль высказывает сомнение относительности такой концептуализации маскулинности - фемининности и рассматривает их как независимые величины. Идея независимости маскулинности и фемининности связана с появлением такого понятия как андрогиния.

Впервые понятие о психологической андрогинии было сформулировано В.Флиссом в Х1Х ст. И описывалось как идея присутствия в одном человеке мужского и женского начала. Опираясь на теор ию В.Флисса, О.Вайненгер писал: „Существует множество переходных степеней между мужчиной и женщиной, так называемые «промежуточные половые формы…» Мы можем принять идеального мужчину и идеальную женщину как типично половые формы, которые в действительности не существуют. Все особенности мужского пола, хотя и в слабом, еле развитом состоянии, можно найти в женском; и наоборот, все половые признаки женщин в совокупности есть в мужчине, хотя в довольно неформальном виде”.

Идея о наличии промежуточных форм между „идеальным мужчиной” и „идеальной женщиной” стала источником новой идеи о том, что маскулинность и фемининность не являются взаимоисключающими структурами. Каждый человек содержит в себе определенное соотношение маскулинных и фемининных черт с высоким уровнем их проявления и определяется как андрогиния.

Одной из отправных точек для дальнейшего исследования такого явления как андрогиния была теор ия S.Bem, в которой было выделено не две, а четыре полоролевых типа:

  1. маскулинный - высокие показатели маскулинности и низкие – фемининности;
  2. фемининный – высокие показатели фемининности и низкие – маскулинности;
  3. андрогинный – высокие показатели как маскулинности, так и фемининности;
  4. недифференцированный – низкие показатели и маскулинности, и фемининности.

Именно эта теор ия стала основополагающей для образования второй структурной модели, которая получила название ортогональной.

При континуально-альтернативной модели между маскулинностью и фемининностью существуют отношения взаимоисключения, а при среднем проявлении между ними возникают отношения взаимонезависимости. То есть континуально-альтернативная модель валидна только для полюсов параметров маскулинности и фемининности, а при среднем их проявлении – ортогональная, где маскулинность и фемининность взаимонезависимые. Поскольку представленные модели не являются взаимоисключающими, считаем необходимым, использовать обе модели при изучении полоролевого поведения личности в нашем исследовании.

Сбор данных проводился при помощи методики S.Bem (BSRІ), на базе КГПУ им. Б.Д.Гринченка, в четырех студенческих групп. В исследовании принимали участие 95 студентов, из них 67 женщины и 28 мужчин; возраст – от 18 до 20 лет.

Данные исследование выявило некоторые отличия в показателях маскулинности и фемининности студентов; в частности, 39% девушек определили у себя маскулинные черты, 32% фемининные, 23% андрогинные и 6% - недифференцированный тип поведения.

Маскулинных юношей за полученными данными – 34%, фемининных – 37%, и это беспокоит, поскольку они составляют свою гендерную модель поведения по фемининному типу, 25% – андрогинных и 4% недифференцированный тип.

Полученные результаты были для нас неожиданными, нами было предположено, что паттерны поведения молодежи могут влиять на выбор профессиональной направленности.

Для подтверждения полученных данных и проверки гипотез ы о том, что поведения влияет на самоопределение в будущей профессии, нами было проведено анкетирование по методике S.Bem (BSRІ), учащихся с разной предметной направленностью - гуманитарной гимназии и экономического лицея г. Киева. В выборку вошли 245 подростков мужского и женского пола в возрасте от 12 до 16 лет; женского пола - 133, мужского - 112. Подростки из гуманитарных классов были количественно представлены 92 девушками и 28 юношами; состав группы экономических классов - 33 девушками и 87 юношами.

При получении результатов, наши предположения подтвердились. Разница в оценке своего поведения девушками из экономических и гуманитарных классов была следующей. Анализ результатов показал, что подростки женского пола из экономического лицея, отметили у себя маскулинных черт - 44,7%, фемининных - 29,9%, андрогинных 15,8%, недифференцированного 8,6%. Девушки гуманитарной гимназии отметили у себя маскулинных - 10,7%, фемининных - 52,9%, андрогинных - 17,1%, недифференцированного - 20,3%. Подростки мужского пола с экономического лицея отметили у себя 52,1% -маскулинных черт, 4,2% - фемининных, андрогинных - 18,4% , недифференцированного -25,3%; из гуманитарной гимназии юноши отметили у себя маскулинных - 38,6%, фемининных 24, 6%, андрогинных – 19,9 %, недифференцированного – 17,8%;

Таким образом, мы получили данные, которые свидетельствуют о существование ярко выраженных отличий в паттернах поведения у подростков из классов экономического и гуманитарного направления. Результаты показали, что андрогинные показатели во всех группах меньше, подростки и молодежь отдают предпочтительную ориентацию на маскулинную или фемининную модели поведения.

Фемининность характеризуется экспрессивностью, зависимостью, принятием других. В то время как маскулинность диктует доминирование в отношениях, предполагает агрессивность, эмоциональную холодность, самоуверенность, высокую самооценку. Недифференцированный тип определяет наиболее слабый тип поведения личности по сравнению с другими типами и не предусматривает стабильного выбора стратегии поведения в группе. Только андрогинная полоролевая модель поведения дает человеку больше возможностей для выбора стратегий поведения в разных сферах человеческой деятельности, как наиболее эффективной, совершенной и успешной.

По итогам нашего исследования психологам, преподавателям университета, педагогам и родителям, были сформулированы практические рекомендации, по вопросам гендерного воспитания, в противовес гендерным стереотипам, которые играют немаловажную роль в развитии личности, в становлении гендерной идентифи кации и формировании паттернов поведения подростков и молодежи.

Литература

  1. Вейнингер О. Пол и характер: Принципиальное исследование – М.: «Терра», 1992 –480с.
  2. Геодакян В.А. Дифференциальная смертность и норма реакции мужского и женского пола. Онтогенетическая и филогенетическая пластичность. //Общая биология. 1974. Т.35. №3 – С.376-385.
  3. Городнова Н.Н. К вопросу о формировании гендерных ролей у учащихся лицейных классов с разной предметной направленностью //Материалы международной научной конференции. Ин-т психологии им.Г.С.Костюка АПН Украины – К.: Миллениум, Т. 2, 2002, С. 80-83.
  4. Гроф С. За пределами мозга – М.: Изд-во Трансперсонал ьного ин-та, 1993 –504с.
  5. Кон И. С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989.
  6. Мейнуоринг У. Механизм действия андрогенов. Пер.с англ. – М.: Мир, 1979. –224с.
  7. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М.: Наука, 1989. –455с.
  8. Хорни К. Ваши внутренние конфликты: Пер. с англ. – СПб.: Лань, 1997. – 212 с.
  9. Юнг К.Г. Либидо, его метамарфозы и символы. – С.-П.: Восточно-Европейский ин-т психоанализа, 1994. –416 с.
  10. Bem S.Z. The measurement of psychological androgyny. – Journal of Consulting and Clinical Psychology. – 1974. – 42 (2),P. 155-162.
  11. Parsons F . Family structure and the socialization of the child // F. Parsons, R. Baler (eds.). Family socialisation and interaction process. N-Y., Free Press, 1955.

Социальные, личностные и физиологические качества, которые характерны всем представителям мужского пола, носят название "маскулинность". Это своеобразное проявление мужественности во всех аспектах жизни, как в повседневной, бытовой, так и в социальной. Смысл термина в разных науках может немного видоизменяться, но в классике он имеет отношение исключительно к мужчинам. Однако встречаются и отклонения от нормы, которые трактуются как женская маскулинность. О том, как этот комплекс особенностей проявляется у обоих полов, читайте ниже.

Разница между полами

Для начала попробуем определиться с тем, что такое фемининность и маскулинность. Первый термин характеризует все качества, которые присущи женщинам. Это ранимость, нежность, умение создать уют, воспитать и вырастить детей, способность быть любящей и заботливой. Второй термин охватывает все качества, которые должны быть присущи каждому мужчине. Среди них выделяют выдержку, силу, спокойствие, способность защитить, быть опорой для слабых. Оба термина могут трактоваться с точки зрения эссенциализма и социально-конструктивистского подхода. Но данные расшифровки действенны только в том случае, если фемининность и маскулинность имеют отношение к женщине и мужчине соответственно, но не наоборот.

Эссенциальный подход

В основе маскулинности лежат биологические качества, которые на физическом уровне позволяют нам отличать мужчину от женщины. Сильная половина человечества тут рассматривается как отдельная природная категория, которая имеет свои собственные биологические качества, присущие всем ее представителям от рождения до смерти. Таким образом, маскулинность - это то, кем мужчина является в обществе, то, как он себя ведет, опираясь на природные инстинкты и позывы.

Аналогично трактуется и фемининность, где в главной роли выступают все физиологические особенности и характеристики поведения, которые с рождения присущи слабому полу. Стоит отметить, что данная раз подвергалась весьма строгой критике. Дело в том, что земное общество не однородно. В каждой стране установлены свои стандарты и представления о том, какие качества должны быть свойственны полам, потому единой характеристики для женщины и для мужчины с эссенциальной точки зрения не существует.

Социально-конструктивистский подход

В данной трактовке маскулинность - это совокупность социальных и поведенческих качеств, которыми должен быть наделен мужчина и которые ожидает от него общество. Иными словами, под данным термином подразумевается, что в каждом отдельном обществе представителей мужского пола воспитывают с детства, исходя из определенных стандартов и традиций. Благодаря этому воспитанию они в будущем соответствуют традиционным для их страны социальным стандартам. То же самое относится к представительницам женского пола. Любую девочку с пеленок воспитывают по конкретной схеме, прививая ей все те качества, которые должны сделать ее настоящей леди, любящей женой, заботливой мамой и так далее.

Исторический фактор

Исследователи утверждают, что "маскулинность" - это понятие не постоянное. На протяжении всей истории человечества в различных народах существовали свои представления о том, как должен выглядеть и что должен делать настоящий мужчина. Отследить историю развития этого социального аспекта можно благодаря тем идеалам, которые были характерны той или иной эпохе. Это атлеты-спортсмены, правители государств, выдающиеся светские личности, актеры, художники и т. д. К примеру, если мы будем рассматривать средневековье и эпоху крестовых походов, то основными качествами, присущими мужчинам, будут агрессивность, несдержанность, чрезмерная строгость и жестокость, деспотизм. Если же обратиться в античность, то особенностями представителей сильного пола будут не только агрессия и сила, но и поэтичность, философское мышление, творчество и прочее.

Смена ролей

Мы уже сказали, что фемининность - это совокупность физиологических и социальных качеств, которые должны быть присущи каждой женщине для того, чтобы она могла занять свое место в обществе. С точки же зрения не что иное, как социальные рамки, которые были установлены для женщин патриархальным строем. Они ограничивают прекрасную половину человечества во множестве действий и возможностей, не дают развиваться и совершенствоваться.

Позже в психологии официально появился термин "маскулинность у женщин". Он означает, что представительница слабого пола обладает физическими или социальными качествами, которые характерны для мужчины.

Мужеподобные девочки

На пятом году жизни каждый из нас определяется в физиологическом и социальном аспекте в том, кто он по половому признаку. Это достигается путем воспитания в соответствующем русле, а также путем влияния половых гормонов и прочих физических факторов. Но бывает так, что из-за влияния общества или семьи, из-за нарушений в работе эндокринной системы данные установки нарушаются. В результате девочка становится похожа на мальчика как по внешним данным, так и по своему поведению и характеру. Однако психологи отмечают, что к моменту полового взросления пацанки чаще всего перерастают все это и становятся женщинами.

Девическая маскулинность: признаки и особенности

Кратко расскажем, как определить несоответствие врожденного пола у девочки.

  • Игрушки. Ребенок отдает предпочтение солдатикам, машинкам, играет в войнушки, представляет себя ковбоем.
  • Общение с одногодками. Девочка дружит только с мальчишками, при этом общается с ними на равных.
  • Общение со взрослыми. Тут также ребенок предпочитает мужские компании. К представительницам женского пола девочка может демонстрировать влюбленность с присущей для сильного пола настойчивостью.
  • Предпочтения в одежде. Маскулинная девочка будет просить маму одевать ее в вещи мужского типа, ей больше по душе придется короткая стрижка.

Заключение

Мы установили, что изначально маскулинность - это социально-физиологический аспект, который определяет в обществе мужчину. Однако в некоторых случаях все качества, которые относятся к сильному полу, могут быть присущи женщинам. Порой это результат неправильного воспитания, а иногда это связано с нарушением гормонального фона.

Маскулинность и фемининность (от лат. masculinus - мужской и femininus - женский) - нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин (Психология. Словарь, 1990). Некоторые исследователи сейчас избегают этих терминов, которые кажутся им слишком общими и вводящими в заблуждение.

Как отмечает В. Е. Каган (1991), не все в человеке может быть описано альтернативой «мужское» или «женское». Например, мужские и женские половые гормоны продуцируют как мужской, так и женский организмы, а гормональная маскулинность или фемининность определяется по преобладанию тех или других. По данным Дж. Мани (J. Money, 1980), у мужчин уровень женских гормонов варьирует в больших диапазонах: эстрогенов - от 2 % до 30 % того, что имеется в женском организме, а прогестерона - от 6 % до 100 %. У женщин уровень андрогенов (мужские половые гормоны) составляет по сравнению с уровнем у мужчин 6 %. Головной мозг несет в себе возможности программирования поведения и по мужскому, и по женскому типу. Поэтому максулинность-фемининность описывают как модель в виде сообщающегося сосуда, и «свой» сосуд должен быть заполнен больше, чем «чужой». Это соответствует представлениям Г. Гейсмана, написавшего около века назад книгу «Психология женщины»: различия в мужской и женской психологии являются различиями не по ценности и не по качеству, а лишь по степени статистической значимости. Правда, это не помешало ему выделить 6 основных отличительных черт психологии типичной «средней» женщины: эмоциональность; богатая фантазия; конкретность мышления с преобладанием ассоциаций по смежности; протекание мыслительного процесса преимущественно в подсознательной сфере; гармоничность и целостность психики; нравственная чистота, альтруизм, высокоразвитое чувство долга.

О. Вейнингер (1991) тоже писал в начале XXв. о бисексуальности каждого человека. «Дифференциация полов, разделение их никогда не бывает совершенно законченным, - писал он. - Все особенности мужского пола можно найти, хотя бы и в самом слабом развитии, и у женского пола. Все половые признаки женщины имеются и у мужчины, хотя бы только в зачаточном, рудиментарном виде». И далее: «Можно даже сказать, что в области опыта нет ни мужчины, ни женщины. Существует только мужественное и женственное».

На основе этой идеи западные психологи в 30-60-х гг. XX в. создали несколько специальных шкал для измерения маскулинности-фемининности умственных способностей, интересов, эмоций и т. д. (тест Термана-Майлз, шкала М/Ф MMPI , шкала маскулинности Гилфорда и др.). Эти шкалы предполагают, что индивиды различаются по степени маскулинности-фемининности. Все свойства в этих тестах альтернативны, т. е. высокая маскулинность должна коррелировать с низкой фемининностью и обратно, причем для мужчины желательна высокая маскулинность, а для женщины - высокая фемининность. Однако далеко не все психические качества четко делятся на мужские и женские. Кроме того, обнаружилось, что соотношение М/Ф по разным шкалам может быть различным: человек, маскулинный по одним показателям, может быть фемининным по другим.

Другие методы - тест Сандры Бем (S. Bem, 1979) и «Вопросник личностных свойств» Джанет Спенс и Роберта Хельмриха (J. Spence, R. Helmrich, 1979) - рассматривают маскулинность и фемининность не как альтернативы, полюсы одного и того же континуума, а как независимые качества. С. Бем с помощью своего теста выделила четыре группы мужчин и женщин (табл. 13.1). В итоге выделились 8 полоролевых типов (по 4 для мужчин и женщин).

Таблица 13.1. Типология мужчин и женщин по выраженности маскулинности и фемининности

Маскулинность

Фемининность

Маскулинный

Фемининный

Андрогинный

Недифференцированный

При характеристике маскулинности-фемининности, даваемой в англоязычной литературе, отчетливо просматривается тенденция связывать маскулинность с деятельностью, а фемининность - с общением. По этому поводу в англоязычных странах есть такой анекдот: «Когда муж возвращается от друзей, жена его спрашивает: "О чем вы разговаривали ?" Муж отвечает: "Да ни о чем. Мы просто рыбу ловили". Когда жена возвращается от подруг, муж в свою очередь спрашивает ее: "Что вы там делали ?" На что жена отвечает: "Да ничего, мы просто разговаривали"».

Отмечается, что высокая фемининность у женщин и высокая маскулинность у мужчин вовсе не являются гарантией психического благополучия. Так, высокая фемининность у женщин часто совпадает с пониженным самоуважением и повышенной тревожностью. Высокомаскулинные мужчины тоже оказались более тревожными, менее уверенными в себе и менее способными к лидерству, хотя будучи подростками, обладали такой уверенностью и были удовлетворены своим положением среди сверстников. Высокофемининные женщины и высокомаскулинные мужчины хуже справляются с деятельностью, не совпадающей с традиционными половыми ролями. Дети, которые ведут себя строго в соответствии с требованиями их половой роли, часто отличаются более низким интеллектом и меньшими творческими способностями полагает, что выполнение роли мужественности имеет не только положительные стороны, но и отрицательные. Больше того, когда обстановка требует проявления «женских» качеств и действий, у мужчины, строго придерживающегося мужской роли, может возникнуть мужской гендерно-ролевой стресс или, по О"Нилу, - гендерно-ролевой конфликт.

О"Нил с коллегами отметили шесть признаков гендерно-ролевого конфликта.

1. Ограничение эмоциональности - трудность в выражении своих эмоций или отрицание права других на их выражение.

2. Гомофобия - боязнь гомосексуалов.

3. Потребность контролировать людей и ситуации, проявлять власть.

4. Ограничение сексуального поведения и демонстрации привязанности.

5. Навязчивое стремление к соревновательности и успеху.

6. Проблемы с физическим здоровьем, возникающие из-за неправильного образа жизни.

Теория андрогинности

Многие исследователи придерживаются мнения, что целостную (холическую) личность характеризует не маскулинность или фемининность, а андрогиния , т. е. интеграция женского эмоционально-экспрессивного стиля с мужским инструментальным стилем деятельности, свобода телесных экспрессий и предпочтений от жесткого диктата половых ролей. Интересно, что еще во времена Платона была распространена легенда о людях-андрогенах, которые сочетали в себе вид обоих полов. Они были сильны и питали замыслы посягнуть даже на власть богов. И тогда Зевс разделил их на две половины - мужскую и женскую.

Андрогиния понимается как эмансипация обоих полов, а не как борьба женщин за равенство в маскулинно ориентированном обществе.

Хотя создателем теории андрогинности считается Сандра Бем, у нее были предшественники, в том числе и такой авторитетный, как Карл Юнг.

К. Юнг (1994) видел в идее единства двух противоположностей - мужского и женского - образ архетипический. Воплощение женского начала в мужском бессознательном (анима ) и мужского в женском (анимус ), т. е. психологическую бисексуальность он рассматривал как самые значительные архетипы, как регуляторы поведения, проявляющие себя наиболее типично в некоторых снах и фантазиях или в иррациональности мужского чувства и женского рассуждения.

Как анимус, так и анима пребывают, по К. Юнгу, между индивидуальным сознанием и коллективным бессознательным. Анимус выражается в спонтанных, непреднамеренных взглядах, влияющих на эмоциональную жизнь женщины. Анима является сходным соединением чувствований, которые влияют на миропонимание мужчин, будучи направленным на бессознательное и двусмысленное в женщине, а также в сторону ее тщеславия, холодности и беспомощности. Архетип «анима-анимус», по К. Юнгу, состоит из вытесненных, непрожитых черт личности, заключающих в себе огромные возможности и энергию для более полной реализации потенциала личности. Оставаясь в бессознательном, анима и анимус являются во многом опасными. Осознание же мужчиной своей внутренней женственности (анимы), а женщиной - мужественности (анимуса), приводит к открытию и интеграции истинной сущности, что является показателем личностного роста.

Близка к точке зрения К. Юнга и позиция представителя современной аналитической психологии Р. Джонсона (1995), который полагает, что жизненный путь женщины - это непрерывная борьба и эволюция по отношению к мужскому образу жизни, находящемуся как вовне ее, так и внутри, в качестве собственного анимуса. «Развитие женщины может продолжаться, если анимус, осознанный как таковой, займет положение между сознательным эго и бессознательным внутренним миром и станет посредником между ними, помогая, где только может. Впоследствии он поможет открыть для нее подлинный духовный мир», - пишет Р. Джонсон (с. 41).

Как отмечает К. Мартин (C. Martin, 1990), раньше андрогинное поведение допускалось родителями только в отношении девочек. Теперь взгляды изменились, и андрогинным может стать и мальчик. Такое поведение вырабатывается у детей в том случае, если оно моделируется на глазах ребенка родителем своего пола и принимается (поощряется) родителем противоположного пола (D. Ruble, 1988).

«Новый уклад жизни ведет к возникновению новых психологических и социальных характеристик обоих полов. И мужчины, и женщины стремятся сегодня к реализации «второй половины» своей натуры, которую их веками учили подавлять. В результате происходит смешение мужских и женских качеств, отрицание неравенства полов и их строго взаимодополняющего характера.

Еще одно новое явление - размывание векового стереотипа мужчины-воина, образа, уходящего в глубокую древность. Сегодня, когда над миром нависла угроза ядерной войны, бессмысленно, говоря о будущем, приписывать мужчине достоинства традиционного воина. Все мы, мужчины и женщины, можем стать жертвами такой войны, и у нас не будет ни времени, ни возможности для самозащиты. Призрак атомной бомбы заставляет не думать о различиях между полами: ведь «нажать кнопку» сможет и женщина.

Но кроме этой апокалиптической картины, современные войны рождают иные образы человека с оружием в руках. И в этом нет ничего удивительного: просто война перестала быть прерогативой мужчин, равно как активность или пассивность перестали быть свойствами одного или другого пола.

Как ни странно, характерные качества мужчин пока еще не стали предметом столь широкой дискуссии и споров, как специфические черты женщин. И все же мы осмелимся предсказать, что в ближайшие 50 лет этот вопрос встанет очень остро.

Похоже, что женщины усвоили чисто мужские качества, сохранив при этом традиционно женские черты. Западная женщина XX в. - своего рода двуполое создание. Она одновременно мужественна и женственна, играя то одну, то другую роль в зависимости от времени суток или периода жизни. Она с неохотой принимает новое и отказывается от старого, балансируя, как канатоходец (что не всегда легко), между своими женскими и мужскими устремлениями. То пассивная - то полная энергии, то любящая мать - то честолюбивая эгоистка, то нежная - то агрессивная, то терпеливая - то напористая современная женщина смешала все карты, которые сдала ей судьба.

На фоне этого «женского бунта» сразу становится заметным сопротивление мужчин и даже их обеспокоенность. Изменения, которые происходят с женщинами, и их новые требования заставляют мужчин ставить под сомнение свое традиционное отношение к самим себе. Тот факт, что женщины освоили все мужские занятия и присвоили себе черты, которые испокон веку считались мужскими, часто воспринимается мужчинами как грабеж средь бела дня, как утрата, с которой они никак не могут примириться.

Мужчинам трудно усваивать черты женского характера и открыто проявлять их в своем поведении, поскольку они усматривают в этом угрозу своему мужскому достоинству. Что касается женщин, то они иначе смотрят на эту проблему. Наиболее убедительное объяснение такой реакции мужчин дает американский психоаналитик Роберт Дж. Столлер. В противоположность Фрейду он утверждает, что «мужские» качества ничуть не сильнее или естественнее женских. В первые несколько месяцев жизни новорожденный мальчик отождествляет себя с матерью, в симбиозе с которой он живет».

Сандра Бем считала, что андрогиния обеспечивает большие возможности социальной адаптации. Так, в зарубежных исследованиях была обнаружена связь андрогинии с ситуативной гибкостью, высоким самоуважением, мотивацией к достижениям, хорошим исполнением родительской роли. Отмечена также бо льшая удовлетворенность браком, большее ощущение благополучия и т. д. В нашей стране тоже есть сторонники такой точки зрения на андрогинию. Так, В. М. Погольша полагает, что мужчины и женщины, обладающие андрогинными чертами, могут иметь преимущества, например, в способности оказывать влияние на других людей. Установлено, что у людей складываются более удовлетворительные отношения с андрогинными партнерами. Андрогинность в значительной степени зависит от этнических и социальных факторов. Так, афроамериканцы и пуэрториканцы, как мужчины, так и женщины, более андрогинны, чем евроамериканцы. Объясняют это высоким уровнем безработицы среди чернокожих мужчин и низкой оплатой их труда, в результате чего чернокожие женщины заняли на рынке труда более уверенные позиции по сравнению с белыми женщинами. Их представление о женственности стало включать уверенность в себе, находчивость и самостоятельность, физическую силу.

С учетом этого некоторые теоретики стали говорить, что категория «женщина» является неустойчивой или вообще не существующей. Но тогда то же можно сказать и про категорию «мужчина».

Теория андрогинии вызвала на Западе не только большой интерес, но и критику ее основ. Возможно, это было вызвано тем, что в американском обществе маскулинность дает человеку больше преимуществ, чем фемининность и андрогинность, и поэтому некоторые женщины предпочитают демонстрировать маскулинное поведение, так как выгод от него может быть больше, чем потерь. Ряд женщин подражают маскулинному лидерскому стилю, особенно если они занимают должности в традиционно мужских областях деятельности. М. Тейлор и Дж. Холл считают даже, что понятие андрогинии излишне.

Спенс и Хельмрих (J. Spens, R. Helmrich, 1981) предложили вместо терминов «мужественность» и «женственность» использовать другие: инструментальность (способность к самоутверждению и компетентность, традиционно приписываемые мужчинам) и экспрессивность , традиционно связываемые с женственностью.

Сама С. Бем в последней книге (1993) признает, что концепция андрогинии далека от реального положения дел, так как переход личности к андрогинии требует изменений не личностных особенностей, а структуры общественных институтов. Кроме того, существует опасность утраты того положительного, что несет в себе сглаживание дихотомии мужского-женского.

В то же время положительной стороной концепции С. Бем об андрогинии является то, что она привлекла внимание к тому факту, что для общества одинаково привлекательными могут быть как мужские, так и женские качества.

Понятие о свойствах нервной системы введено в физиологию

И. П. Павловым. Б. М. Теплов, следуя за И. П. Павловым, под свойствами нервной

системы понимал природные, врожденные особенности нервной системы, влияющие

на формирование индивидуальных форм поведения (у животных) и некоторых ин-

дивидуальных различий способностей и характера (у человека).

Если исходить из существа изучаемых явлений, а не из названия свойств нервной

системы, то можно выделить такие свойства, как усвоение ритма приходящих к тка-

ням импульсов (лабильность), наличие следовых процессов (подвижность-инерт-

ность), фоновую активность (активированность, сила-слабость). Делались попытки

изучения и других особенностей работы нервной системы, получивших название

«свойство динамичности» (В. Д. Небылицын, 1966) и «свойство концентрации воз-

буждения» (М. Н. Борисова, 19596), однако в дальнейшем эти попытки прекратились,

очевидно, потому, что не было убежденности в их действительном существовании

Основные свойства нервной системы – свойства нервной системы, выделенные в экспериментальных исследованиях дифференциальной психофизиологии: динамичность нервных процессов, их сила, подвижность и лабильность (табл. 2). Каждое из этих свойств характеризуется двумя нервными процессами – возбуждением и торможением, а также третьим показателем – балансом по возбуждению и торможению. Динамичность нервной системы – свойство нервной системы, свидетельствующее о скорости образования условных реакций. Эти реакции могут заключаться в выработке положительных условных рефлексов, что является показателем динамичности по возбуждению, или в условно-рефлекторном торможении (динамичность по торможению). Показателем динамичности по возбуждению является, например, условно-рефлекторное изменение показателей электроэнцефалограммы. Используя в качестве условного стимула звуковой сигнал, а в качестве подкрепления – зрительный раздражитель, можно вызвать условно-рефлекторное изменение корковой ритмики: в ответ на звуковой сигнал будут возникать такие изменения в электроэнцефалограмме, которые характерны не для звукового раздражителя, а для сочетания звука и света. Сила нервной системы – свойство нервной системы, понимаемое как способность нервной системы в течение длительного времени поддерживать состояние работоспособности, а также как выносливость по отношению к длительным процессам возбуждения и торможения. Представления И.П.Павлова об изменении возбудительного процесса при увеличении интенсивности стимула определили специфику методов исследования силы нервной системы. При низкой интенсивности происходит иррадиация возбудительного процесса, при повышении интенсивности – концентрация, а при дальнейшем повышении интенсивности – опять иррадиация. В экспериментальной ситуации варьирование уровня возбуждения достигается сочетанием двух способов: 1) подаются два типа стимулов: стимул, на который должен отреагировать испытуемый (например, звуковой сигнал), и слабый „точечный” раздражитель. Повышение интенсивности этого дополнительного стимула вначале повышает чувствительность к основному сигналу, а затем, при высокой его интенсивности, – снижает. В зависимости от силы нервной системы чувствительность к основному сигналу меняется при разных интенсивностях дополнительного стимула; 2) даются разные дозы кофеина, которые усиливают процесс возбуждения, причем в большей степени у тех испытуемых, которые имеют слабую нервную систему. При этом у лиц с сильной нервной системой чувствительность к основному стимулу не изменяется, а у лиц со слабой нервной системой – повышается. Как было показано в экспериментальных исследованиях, параметры силы-слабости нервной системы связаны с чувствительностью. Так, при измерении латентных периодов простых двигательных реакций (времени от возникновения стимула до начала движения) было обнаружено, что у всех испытуемых латентные периоды уменьшаются при увеличении стимула (например, чем громче звук, тем быстрее реагирует на него испытуемый). Однако у испытуемых со слабой нервной системой это изменение (увеличение скорости реакции при повышении интенсивности стимула) выражено значительно меньше, чем у испытуемых с сильной нервной системой, поскольку „слабые” в отличие от “сильных” на все стимулы реагируют относительно быстро. Таким образом, обратной стороной слабости нервной системы (меньшей выносливости) является ее высокая чувствительность. Подвижность нервной системы – свойство нервной системы, характеризующее скоростные процессы, в частности скорость смены возбуждения торможением и торможения возбуждением. Это свойство нервной системы диагностируется с помощью переделки знаков раздражителя при выработке условных реакций. Чем скорее положительный раздражитель превратится в процессе переделки в тормозный, тем выше скорость смены возбуждения торможением и тем выше подвижность. Лабильность нервной системы – свойство нервной системы, связанное со скоростью возникновения и прекращения нервных процессов. Наиболее распространенным методом исследования лабильности НС (нервной системы) является последовательное предъявление стимулов. Уменьшение интервалов между стимулами приводит к тому, что в какой-то момент они перестают восприниматься как дискретные (световые вспышки, например, перестают восприниматься как мелькания и кажутся ровным светом). Чем меньше интервал между стимулами, при котором стимулы воспринимаются как дискретные, тем выше лабильность. При факторно-аналитических исследованиях свойств нервной системы было показано, что все они представляют собой самостоятельные свойства. Позднее, в конце 60-х годов, в связи с парциальностью в проявлениях свойств нервной системы (в основном, в связи с несовпадением данных, получаемых в разных анализаторах, например в зрительном и слуховом) рассматривался вопрос о существовании общих и частных свойств нервной системы. По предположению В.Д.Небылицына, различия между общими и частными свойствами нервной системы объясняются структурно-морфологическими особенностями строения мозга. Частные свойства нервной системы (т.е. те, которые соответствуют разным анализаторам) связаны с ретроцентральной (задней) корой головного мозга и со спецификой ее функций – обработкой сенсорной информации. Общие свойства нервной системы определяются антецентральной (лобной) корой головного мозга, которая обеспечивает общую регуляцию функций. Дальнейший анализ анатомо-морфологических основ свойств нервной системы привел к выводу о важности общего уровня активации для психофизиологической регуляции психической деятельности. Устойчивые индивидуальные различия в уровне активации обусловливают активированность – наиболее общее свойство нервной системы, состоящее в безусловно-рефлекторном балансе процессов возбуждения и торможения. Показателями активированности в этом случае являются, в частности, некоторые особенности мозговой ритмики, например частота альфа-ритма в электроэнцефалограмме, регистрируемой в состоянии покоя. Выделение общих и более частных свойств нервной системы позволило В.М.Русалову предположить, что организация этих свойств, их структура имеют иерархическое строение. Наиболее высокий уровень образуют системные свойства нервной системы, функция которых заключается в интеграции нервных процессов, связанных с целостной деятельностью мозга. Ко второму уровню относятся свойства нервной системы, осуществляющие интеграцию нервных процессов, связанных с отдельными подструктурами мозга. К этим свойствам нервной системы относятся общие свойства, изучавшиеся Б.М.Тепловым, и частные свойства (соответствующие отдельным сенсорным модальностям), описанные В.Д.Небылицыным. Наиболее элементарный уровень образуют свойства нервной системы, связанные с интегративной деятельностью нейронов.

35СИЛА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Понятие о силе нервной системы выдвинуто И. П. Павловым в

1922 году. При изучении условнорефлекторной деятельности животных было выяв-

лено, что чем больше интенсивность раздражителя или чем чаще он применяется,

тем больше ответная условнорефлекторная реакция. Однако при достижении опре-

деленной интенсивности или частоты раздражения условнорефлекторный ответ на-

чинает снижаться. В целом эта зависимость была сформулирована как «закон силы»

Было замечено, что у животных проявляется этот закон не одинаково: у одних

запредельное торможение, при котором начинается снижение условно-рефлектор-

ного ответа, наступает при меньшей интенсивности или частоте раздражения, чем у

других. Первые были отнесены к «слабому типу» нервной системы, вторые к «силь-

ному типу». Возникли и два способа диагностики силы нервной системы: по макси-

мальной интенсивности однократного раздражения, еще не приводящего к сниже-

нию условнорефлекторной реакции (измерение силы через «верхний порог»), и по

наибольшему числу раздражений, тоже еще не приводящему к снижению рефлек-

торного ответа (измерение силы через ее «выносливость»).

В лаборатории Б. М. Теплова была выявлена большая чувствительность лиц со

слабой нервной системой по сравнению с лицами, имеющими сильную нервную сис-

тему. Отсюда возник еще один способ измерения силы нервной системы - через бы-

строту реагирования человека на сигналы разной интенсивности: субъекты со слабой

нервной системой из-за своей более высокой чувствительности реагируют на слабые

и средние по силе сигналы быстрее, чем субъекты с сильной нервной системой. По

сути, в этом случае сила нервной системы определяется через «нижний порог».

Сила нервной системы как реактивность . Для того чтобы возникла видимая от-

ветная реакция (ощущение раздражителя или движение рукой), нужно, чтобы раз-

дражитель превысил или по крайней мере достиг определенной (пороговой) величи-

ны. Это значит, что данный раздражитель вызывает такие физиологические и физи-

ко-химические изменения раздражаемого субстрата, которые достаточны для

появления ощущения или ответной двигательной реакции.

Сила нервной системы как выносливость . Многократное повторное предъявле-

ние одинакового по силе раздражителя через короткие интервалы времени вызывает

явление суммации, т. е. усиление рефлекторных реакций за счет роста фоновой акти-

вации, так как каждое предыдущее возбуждение оставляет после себя след и поэтому

каждая последующая реакция испытуемого начинается на более высоком функцио-

нальном уровне, чем предыдущая.

Поскольку исходный уровень активации у субъектов со слабой нервной системой

выше, чем у субъектов с сильной нервной системой, явление суммации возбуждения

и связанное с ним увеличение реагирования (несмотря на постоянную по физиче-

ским параметрам силу раздражителя) у них быстрее достигнет предела реагирования

и быстрее наступит «тормозный» эффект, т. е. снижение эффективности реагирова-

ния. У лиц с сильной нервной системой из-за более низкой активации покоя имеется

больший «запас прочности», и поэтому суммация у них может продолжаться большее

время без достижения предела реагирования. Кроме того, возможно, что и предел

реагирования у «сильных» находится на более высоком уровне, чем у «слабых»



Новое на сайте

>

Самое популярное