Домой Гематология 1 основная особенность психического отражения. Проблема отражения в психологии

1 основная особенность психического отражения. Проблема отражения в психологии

Предмет и задачи психологии.

Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики. Объектом психологии выступает психика. Предметом изучения психологии является, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие явления. С помощью таких явлений как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами.

Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности (к ним относят потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание).

Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение

Задачи психологии:

1. Качественное изучение всех психических явлений.

2. Анализ всех психических явлений.

3. Изучение психологических механизмов психических явлений.

4. Внедрение психологических знаний в жизнь и деятельность людей.

Связь психологии с другими науками. Отрасли психологии.

Психику и поведение человека невозможно понять, не зная его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии связано с биологией человека, строением и функционированием центральной нервной системы.

Психология также тесно связана с историей общества и его культуры, поскольку в формировании психических функций человека важнейшую роль сыграли главные исторические достижения - орудия труда и знаковые системы.

Человек - биосоциальное существо; его психика формируется только в рамках общества. Соответственно специфика того социума, в котором пребывает человек, определяет особенности его психики, поведения, мировосприятия, социальных взаимодействий с другими людьми. В связи с этим психология связана и с социологией.

Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеку от рождения, а формируются в процессе индивидуального развития, в процессе воспитания и образования. Поэтому психология связана также с педагогикой.



Выделяют следующие отрасли психологии:

1)Общая психология- изучает познавательную и практическую деятельность.

2)Социальная психология- изучает взаимодействия личности и социума

3)Возрастная психология- исследует развитие психики от зачатия человека до его смерти. Она имеет ряд отраслей: детская психология, психология подростка, юности, взрослого человека и геронтология. Педагогическая психология имеет своим предметом психику (учащегося и преподавателя) в условиях образовательного процесса (обучение и воспитание).

4)Психология труда -рассматривает психику в условиях трудовой деятельности.

5)Психолингвистика -занимается изучением речи как вида психики.

6)Специальная психология: олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология.

7)Дифференциальная психология -исследует всевозможные различия психики людей: индивидуальные, типологические, этнические и др. 8)Психометрия -постигает вопросы математического моделирования психики, проблемы измерения в психологии, способы количественного анализа результатов психологических исследований.

9)Психофизиология -изучает соотношение взаимодействия биологического и психического, физиологии высшей нервной деятельности и психологии.

Методы психологии.

Основными методами психологии, как и большинства других наук, являются наблюдение и эксперимент. Дополнительными - самонаблюдение, беседа, опрос и биографический метод. В последнее время все большую популярность приобретает психологическое тестирование.

Самонаблюдение – один из первых психологических методов. Это выбор метода для исследования душевных явлений, достоинством которого является способность непосредственного, прямого наблюдения за мыслями, переживаниями, стремлениями человека. Недостаток метода – его субъективность. Трудно проверить полученные данные и повторить результат.

Самый объективный метод – эксперимент. Существуют лабораторный и естественный виды эксперимента. Достоинство метода: высокая точность, возможность изучить факты, не доступные глазу наблюдателя, специальными приборами.

Анкеты используются в психологии для получения данных у большой группы испытуемых. Существуют открытые и закрытые типы анкет. В открытом типе ответ на вопрос формируется самим испытуемым, в закрытых анкетах испытуемым надо выбрать один из вариантов предложенных ответов.

Интервью (или беседа) проводится с каждым испытуемым отдельно, поэтому не дает возможности получить подробную информацию так же быстро, как при использовании анкет. Но данные беседы позволяют зафиксировать эмоциональное состояние человека, его отношение, мнение к некоторым вопросам.

Также существуют различные тесты.Кроме тестов интеллектуального развития и творчества существуют и тесты, направленные на изучение индивидуальных особенностей человека, структуры его личности.

4. Понятие о психике и ее функциях .

Психика - это общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых психологией.

Можно выделить 3 основные функции психики:

Отражение воздействий окружающего мира

Осознание человеком своего места в окружающем мире

Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильную адаптацию человека в мире.С другой стороны, с помощью психики человек осознает себя как личность, наделенную определенными особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в отношениях, Правильное осознание человеком своих личностных характеристик помогает приспосабливаться к другим людям, правильно строить общение и взаимодействие с ними, достигать общих целей в совместной деятельности, поддерживать гармонию в обществе в целом.

Регуляция поведения и деятельности

Блаодаря этой функции человек не только адекватно отражает окружающий объективный мир, но имеет возможность его преобразования.

5. Структура психики (психические процессы, состояния, свойства и новообразования).

Психика - это общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых психологией

Обычно в стр-ре психики выделяются следующие основные компоненты: психические процессы; психические новообразования; психические состояния;психические свойства.

Психические процессы - это компонент человеческой психики, который возникает и развивается во взаимодействии живых существ с окружающим миром. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями природной и социальной среды, так и различными желаниями,разнообразными потребностями.

Все психические процессы подразделяются на познавательные. к которым относятся ощущения, представления, внимание, память; эмоциональные, которые могут быть связаны с позитивными или негативными переживаниями, волевые, которые обеспечивают принятие решений и их исполнение.

Результатом психических процессов является формирование в структуре личности психических образований.

Психические новообразования - это приобретаемые человеком в течение жизни, в том числе в холе обучения, те или иные знания, умения и навыки.

Психические состояния - это явления бодрости или подавленности, работоспособности или усталости. спокойствия или раздражительности и т.п. Психические состояния возникают из-за различных факторов,таких как состояние здоровья, условия работы, взаимоотношения с окружающими людьми.

На основе психических процессов и психических состояний постепенно формируются свойства (качества) личности.

Характеристика психического отражения.

Психическое отражение-это правильное,верное отражение.

Особенности психического отражения:

Оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность;

Психическое отражение углубляется и совершенствуется;

Обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;

Носит опережающий характер

Разное для каждого человека

Психическое отражение имеет ряд свойств:

– Активность.Психическое отражение это активный процесс.

Субъективность. Это выражается в том, что видим мы один мир, но предстает он для каждого из нас по-разному.

Объективность. Только благодаря правильному отражению возможно познание человеком окружающего мира.

Динамичность. То есть психич отражение имеет свойство изменяться.

Опережающий характер. Это позволяет принимать решения с определенным опережением будущего

Сегодня вряд ли можно отрицать, что вместе с законами материального мира существует и так называемый тонкий план. Ментальный уровень тесно связан с энергетической структурой человека, именно поэтому у нас имеются индивидуальные чувства, мысли, желания, настроения. Вся эмоциональная сфера личности подчинена законам психики и полностью зависит от ее слаженной работы.

Человек со здоровой душевной организацией чувствует себя счастливым и быстро восстанавливает внутреннее равновесие. Он стремится к самореализации, у него достаточно сил для новых свершений и задумок. Тот, у кого недостает энергии на деятельность, которая приносила бы ему удовольствие, подчас имеет слабую психику, и его часто посещает чувство уязвимости, незащищенности перед жизнью, которая то и дело подбрасывает ему новые испытания. Уверенность в себе во многом зависит от психических процессов и эмоциональной сферы.

Психика - удивительная и загадочная система, позволяющая ему взаимодействовать с окружающей реальностью. Внутренний мир человека представляет собой чрезвычайно тонкую нематериальную субстанцию, которую нельзя измерить законами вещественного мира. Каждый человек уникален, каждый мыслит и чувствует индивидуально. Данная статья рассматривает процессы психического отражения и их связь с внутренним миром личности. Материал будет полезен всем читателям для формирования общих представлений о психике человека.

Определение

Психическое отражение - это особая форма активного взаимодействия индивида с миром, в результате которого происходит формирование новых потребностей, взглядов, представлений, а также совершение выбора. Каждый человек способен моделировать собственную реальность и отражать ее в художественных или каких-либо иных образах.

Особенности процесса

Психическое отражение сопровождается рядом характерных условий, которые являются его специфическими проявлениями.

Активность

Индивид воспринимает окружающее пространство не пассивно, а стремясь воздействовать на него определенным образом. То есть у каждого из нас имеются свои представления о том, как должен быть устроен этот мир. В результате психического отражения происходит изменение сознания личности, выход на новый уровень понимания действительности. Мы все постоянно меняемся, совершенствуемся, а не стоим на месте.

Целенаправленность

Каждый человек действует в соответствии с решаемой задачей. Никто не будет проводить время за каким-то занятием просто так, если оно не приносит материального или же морального удовлетворения. Психическое отражение характеризуется осознанностью и намеренным стремлением к преобразованию существующей действительности.

Динамичность

Процесс, называемый психическим отражением, имеет свойство претерпевать со временем значительные изменения. Меняются условия, в которых действует индивид, меняются сами подходы к преобразованиям.

Неповторимость

Не следует забывать и о том, что каждая личность обладает яркими индивидуальными характеристиками, собственными желаниями, потребностями и стремлением к развитию. В соответствии с данным обстоятельством каждый человек отражает психическую реальность сообразно своим индивидуальным качествам характера. Внутренний мир человека настолько многообразен, что нельзя подходить ко всякому с одинаковой меркой.

Опережающий характер

Отражая предметы и явления окружающего мира, индивид создает себе своеобразный задел на будущее: он действует для привлечения лучших и значимых условий в свою жизнь. То есть каждый из нас всегда стремится к полезному и нужному прогрессированию.

Объективность

Психическое отражение, хотя и характеризуется субъективностью, индивидуальностью, но все-таки содержит набор определенных параметров для того, чтобы всякий такой процесс был правильным, завершенным и полезным.

Особенности психического отражения способствуют формированию адекватного восприятия человеком этих процессов.

Формы психического отражения

Традиционно принято выделять несколько направлений:

1. Сенсорная форма. На данном этапе происходит отражение отдельных раздражителей, связанных с органами чувств.

2. Перцептивная форма. Отображается в бессознательном стремлении личности полностью отражать систему раздражителей в целом.

3. Интеллектуальная форма. Выражается в возникновении отражения связей между предметами.

Уровни психического отражения

В современной психологической науке выделяют несколько значимых ступеней данного процесса. Все они являются необходимыми, ни одно нельзя отвергнуть или отбросить.

Сенсорно-перцептивный уровень

Первый уровень тесно связан с чувствами человека, он является основным, на котором позднее начинают строится другие. Этот этап характеризуется постоянством и трансформацией, то есть он постепенно претерпевает изменения.

Уровень представлений

Второй уровень тесно связан с воображением и творческими способностями личности. Представления возникают в голове человека тогда, когда на основе имеющихся образов в результате определенных мыслительных действий формируются новые модели окружающего мира и суждения.

Такой феномен, как творческая деятельность, безусловно, в большинстве случаев зависит от того, насколько развита у личности эмоционально-образная сфера. Если индивид обладает яркими художественными способностями, то у него будут складываться свои представления сообразно тому, как часто и быстро новые образы будут взаимодействовать с уже имеющимися.

Вербально-логический уровень

Данный уровень характеризуется наличием речемыслительного процесса. Известно, что способность человека говорить тесно связана с мышлением, а также с остальными познавательными процессами. Необходимо признать, что отражение на уровне понятий способствует развитию рационального познания. Здесь формируются уже не просто представления о каких-то явлениях или объектах, а возникают целые системы, позволяющие выстраивать предметные связи и отношения. В процессе понятийного мышления язык выступает основной знаковой системой, которая активно используется для установления и поддержания контакта между людьми.

Высшая форма психического отражения - это, безусловно, сознание человека. Именно от степени его развития, а также мотивации зависит то, сможет ли личность самостоятельно двигаться по жизни, предпринимать активные шаги по достижению своих желаний, целенаправленно действовать.

Еще в глубокой древности было обнаружено, что наряду с миром вещественным, предметным, внешним, объективным существуют явления невещественные, внутренние, субъективные - человеческие чувства, желания, воспоминания и т.д. Каждый человек наделен психической жизнью.

Психика определяется, как свойство высокоорганизованной материи отражать объективную реальность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение. Из данного определения следует, что основными функциями психики являются тесно взаимосвязанные между собой отражение объективной реальности и регуляция индивидуального поведения и деятельности.

Отражение выражает в себе способность материальных объектов в процессе взаимодействия воспроизводить в своих изменениях особенности и черты воздействующих на них объектов. Форма отражения зависит от формы существования материи. В природе можно выделить три основных формы отражения. Низшему уровню организации жизни соответствует физическая форма отражения, характерная для взаимодействия объектов неживой природы. Более высокому уровню соответствует физиологическая форма отражения. Следующий уровень приобретает форму наиболее сложного и развитого психического отражения со специфической для человеческой психики наивысшей ступенью отражения - сознанием. Сознание интегрирует многообразные явления человеческой реальности в подлинно целостный способ бытия, делает человека Человеком.

Сознательность психической жизни человека заключается в его способности отделить в своём представлении себя, собственное «Я» от жизненного окружения, сделать свой внутренний мир, субъективность предметом осмысления, понимания, а главное – предметом практического преобразования. Эта способность человеческой психики называется самосознанием, и именно она определяет границу, разделяющую животный и человеческий способы бытия.

Психическое отражение не зеркально и не пассивно – это активный процесс, связанный с поиском и выбором способов действий, адекватных складывающимся условиям. Особенностью психического отражения является субъективность, т.е. опосредованность прошлым опытом человека и его индивидуальностью. Это выражается, прежде всего в том, что мы видим один мир, но он предстаёт для каждого из нас по-разному. В то же время психическое отражение даёт возможность строить «внутреннюю картину мира», адекватную объективной реальности, в связи с чем необходимо отметить и такое его свойство, как объективность. Только благодаря правильному отражению возможно познание человеком окружающего мира. Критерием правильности является практическая деятельность, в которой психическое отражение постоянно углубляется, совершенствуется и развивается. Важной особенностью психического отражения является, наконец, его опережающий характер: оно делает возможным предвосхищение в деятельности и поведении человека, что позволяет принимать решения с определённым временно-пространственным опережением в отношении будущего.

Благодаря регуляции поведения и деятельности человек не только адекватно отражает окружающий объективный мир, но имеет возможность преобразовать этот мир в процессе целенаправленной деятельности. Адекватность движений и действий человека условиям, орудиям и предмету деятельности возможна только в том случае, если они правильно отражаются субъектом. Идея регулирующей роли психического отражения была сформулирована ещё И.М.Сеченовым, отмечавшим, что ощущения и восприятие являются не только пусковыми сигналами, но и своеобразными «образцами», в соответствии с которыми производится регулирование движений. Психика представляет собой сложную систему, её элементы иерархически организованы и изменчивы. Как любая система, психика характеризуется собственной структурой, динамикой функционирования, определённой организацией.

4.2.Структура психики. Психические процессы, психические состояния и психические свойства.

Многие исследователи акцентируют внимание на системности, целостности и нерасчленённости психики как её фундаментальном свойстве. Всё многообразие психических явлений в психологии принято разделять на психические процессы, психические состояния и психические свойства. Эти формы тесно связаны между собой. Их выделение определено методической необходимостью систематизировать изучение такого сложного объекта, как психическая жизнь человека. Таким образом, выделенные категории представляют собой скорее структуру знаний о психике, чем структуру самой психики.

Понятие «психический процесс» подчёркивает процессуальный (динамический) характер изучаемого явления. К основным психическим процессам относятся когнитивные, мотивационные и эмоциональные.

    Когнитивные процессы обеспечивают отражение мира и преобразование информации. Ощущение и восприятие делают возможным отражение реальности при непосредственном воздействии сигналов на органы чувств и представляют собой уровень чувственного познания окружающего мира. Ощущение связано с отражением отдельных свойств объективного мира, в результате восприятия формируется целостный образ окружающего мира во всей его полноте и разнообразии. Образы восприятия часто называют первичными образами. Результатом запечатления, воспроизведения или преобразования первичных образов являются вторичные образы, представляющие собой продукт рационального познания объективного мира, которое обеспечивается такими психическими процессами, как память, воображение, мышление. Наиболее опосредованным и обобщённым процессом познания является мышление, в результате которого человек получает субъективно новое знание, которое нельзя вывести из непосредственного опыта.

    Процессы мотивации и воли обеспечивают психическую регуляцию деятельности человека, побуждая, направляя и контролируя эту деятельность. Основным компонентом мотивационного процесса является возникновение потребности, субъективно переживаемой как состояние нужды в чем-либо, желания, страсти, стремления. Поиск предмета, удовлетворяющего потребность, приводит к актуализации мотива, который представляет собой образ предмета удовлетворения потребности, основанный на прошлом опыте субъекта. На основе мотива происходят целеполагание и принятие решений.

    Эмоциональные процессы отражают пристрастность и субъективную оценку человеком окружающего мира, себя и результатов деятельности. Они проявляются в форме субъективных переживаний и всегда непосредственно связаны с мотивацией.

Психические состояния характеризуют статический момент индивидуальной психики, подчеркивая относительное постоянство психического явления во времени. По уровню динамичности они занимают промежуточную позицию между процессами и свойствами. Подобно психическим процессам психические состояния можно разделить на когнитивные (сомнение и т.д.), мотивационно-волевые (уверенность и т.д.) и эмоциональные (счастье и т.д.). Кроме того, в отдельную категорию выделяют функциональные состояния человека, характеризующие готовность к эффективному выполнению деятельности. Функциональные состояния могут быть оптимальными и неоптимальными, острыми и хроническими, комфортными и дискомфортными. К ним относят различные состояния работоспособности, утомления, монотонии, психологического стресса, экстремальные состояния.

Психические свойства - это наиболее устойчивые психические явления, закрепленные в структуре личности и определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром. К основным группам психических свойств личности относят темперамент, характер и способности. Психические свойства относительно неизменны во времени, хотя и могут изменяться в ходе жизни под влиянием средовых и биологических факторов, опыта. Темперамент является наиболее общей динамической характеристикой индивида, которая проявляется в сфере общей активности человека и его эмоциональности. Свойства характера определяют типичный для данного человека способ поведения в жизненных ситуациях, систему отношений к себе и окружающим людям. Способностями называют индивидуально-психологические особенности индивида, определяющие успешное выполнение деятельности, развивающиеся и проявляющиеся в деятельности. Психические процессы, состояния и свойства представляют собой неразрывное неделимое единство, образуя целостность психической жизни человека. Категорией, интегрирующей все психические проявления и факты в сложную, но единую систему, является «личность».

4.3.Сознание как высшая форма психического отражения. Состояния сознания.

Фундаментальной характеристикой человеческого бытия является его осознанность. Сознание составляет неотъемлемый атрибут человеческого существования. Проблема содержания, механизмов и структуры человеческого сознания до сегодняшнего дня остается одной из принципиально важных и наиболее сложных. Это связано, в частности, с тем, что сознание выступает объектом исследования многих наук, причем круг таких наук все более и более расширяется. Исследованием сознания занимаются философы, антропологи, социологи, психологи, педагоги, физиологи и другие представители естественных и гуманитарных наук, каждая из которых изучает определенные явления сознания. Эти явления достаточно далеки друг от друга и не соотносятся с сознанием как с целым.

В философии проблема сознания освещается в связи с соотношением идеального и материального (сознание и бытие), с точки зрения происхождения (свойство высокоорганизованной материи), с позиции отражения (отражение объективного мира). В более узком значении сознание понимается как человеческое отражение бытия, воплощаемое в социально выраженных формах идеального. Появление сознания связывается в философской науке с возникновением труда и воздействием на природу в ходе коллективной трудовой деятельности, породившим осознание свойств и закономерных связей явлений, которое закреплялось в языке, сформировавшемся в процессе общения. В труде и реальном общении видится также основа для возникновения самосознания - осознания собственного отношения к окружающей природной и социальной среде, понимание своего места в системе социальных отношений. Специфика человеческого отражения бытия определяется, прежде всего, тем, что сознание не только отражает объективный мир, но и творит его.

В психологии сознание рассматривается как наивысшая форма отражения реальной действительности, целенаправленно регулирующая деятельность человека и связанная с речью. Развитое сознание индивида характеризуется сложной, многомерной психологической структурой. А.Н. Леонтьев выделял в структуре человеческого сознания три основных составляющих: чувственную ткань образа, значения и личностный смысл.

    Чувственная ткань образа представляет собой чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или только воображаемой. Эти образы отличаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, устойчивости и т.д. Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту, другими словами, мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания - как объективное «поле» и объект деятельности. Чувственные образы представляют всеобщую форму психического отражения, порождаемого предметной деятельностью субъекта.

    Значения есть важнейшие составляющие человеческого сознания. Носителем значений является общественно-выработанный язык, который выступает как идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений. Ребенок усваивает значения в детстве в ходе совместной деятельности со взрослыми. Общественно-выработанные значения становятся достоянием индивидуального сознания и позволяют человеку строить на его основе собственный опыт.

    Личностный смысл создает пристрастность человеческого сознания. Он указывает на то, что индивидуальное сознание несводимо к безличному знанию. Смысл - это функционирование значений в процессах деятельности и сознания конкретных людей. Смысл связывает значения с реальностью жизни человека, с его мотивами и ценностями.

Чувственная ткань образа, значения и смысл находятся в тесном взаимодействии, взаимно обогащая друг друга, образуют единую ткань сознания личности. Другой аспект психологического анализа категории сознания в психологии близок к тому, как понимают сознание в естественных науках: физиологии, психофизиологии, медицине. Этот путь изучения сознания представлен исследованиями состояний сознания и их изменений. Состояния сознания рассматриваются как некоторый уровень активации, на фоне которого происходит процесс психического отражения окружающего мира и деятельность. Традиционно в западной психологии выделяют два состояния сознания: сон и бодрствование.

К числу основных законов психической деятельности человека относится циклическое чередование сна и бодрствования. Потребность в сне зависит от возраста. Общая продолжительность сна новорожденного - 20-23 ч в сутки, от шести месяцев до одного года - около 18 ч, в возрасте от двух до четырех лет - около 16 ч, в возрасте от четырех до восьми лет - около 12 ч. В среднем человеческий организм функционирует следующим образом: 16ч - бодрствование, 8ч - сон. Однако экспериментальные исследования ритмов человеческой жизни показали, что такое соотношение между состояниями сна и бодрствования не является обязательным и универсальным. В США были проведены опыты по изменению ритма: цикл в 24 ч был заменен на цикл в 21, 28 и 48 ч. По 48-часовому циклу испытуемые жили во время длительных прибываний в пещере. На каждые 36 ч бодрствования у них приходилось по 12 ч сна, а значит, в каждые обычные, «земные» сутки они экономили два часа бодрствования. Многие из них вполне приспособились к новому ритму и сохранили работоспобность.

Лишенный сна человек погибает в течение двух недель. В результате 60-80-часового отсутствия сна у человека наблюдается снижение скорости психических реакций, портится настроение, происходит дезориентация в окружащей среде, резко снижается работоспособность, теряется способность к сосредоточению внимания, могут возникнуть различные нарушения моторики, возможны галлюцинации, иногда наблюдается потеря памяти и сбивчивость речи. Ранее считалось, что сон - это просто полный отдых организма, позволяющий ему восстановить силы. Современные представления о функциях сна доказывают: это не просто восстановительный период, а главное - это вовсе не однородное состояние. Новое понимание сна стало возможным с началом применения психофизиологических методов анализа: записи биоэлектрической активности мозга (ЭЭГ), регистрации мышечного тонуса и движений глаз. Было обнаружено, что сон состоит из пяти фаз, сменяющихся каждые полтора часа, и включает в себя два качественно различных состояния - медленный и быстрый сон, - которые отличаются друг от друга по типам электрической активности мозга, вегетативным показателям, тонусу мышц, движениям глаз.

Медленный сон имеет четыре стадии:

    дремота - на этой стадии исчезает основной биоэлектрический ритм бодрствования - альфа-ритмы, они сменяются низкоамплитудными колебаниями; могут возникать сноподобные галлюцинации;

    поверхностный сон - появляются веретена сна (веретенообразный ритм - 14-18 колебаний в секунду); при появлении первых веретен сознание отключается;

    и 4. дельта-сон - появляются высокоамплитудные, медленные колебания ЭЭГ. Дельта-сон подразделяется на две стадии: на 3-й стадии волны занимают 30-40% всей ЭЭГ, на 4-й - более 50%. Это глубокий сон: мышечный тонус снижен, движения глаз отсутствуют, ритм дыхания и пульс становятся реже, температура понижается. Пробудить человека из дельта-сна очень трудно. Как правило, разбуженный в этих фазах сна человек не помнит сновидений, плохо ориентируется в окружающем, неверно оценивает временные промежутки (сокращает время, проведенное во сне). Дельта-сон, период наибольшего отключения от внешнего мира, преобладает в первую половину ночи.

Быстрый сон характеризуется ритмами ЭЭГ, похожими на ритмы бодрствования. Усиливается мозговой кровоток при сильном мышечном расслаблении с резкими подергиваниями в отдельных группах мышц. Подобное сочетание активности ЭЭГ и полной мышечной расслабленности объясняет второе название этой стадии сна - парадоксальный сон. Происходят резкие изменения частоты сердечных сокращений и дыхания (серии частых вдохов и выдохов чередуются паузами), эпизодический подъем и спад кровяного давления. Наблюдаются быстрые движения глаз при закрытых веках. Именно стадия быстрого сна сопровождается сновидениями, и если человека разбудить в этот период, то он довольно связанно расскажет, что ему приснилось.

Сны как психологическую реальность ввел в психологию 3. Фрейд. Он рассматривал сны как яркое выражение бессознательного. В понимании современных ученых во сне продолжается переработка информации, полученной в течение дня. Причем центральное место в структуре сновидений играет подпороговая информация, на которую в течение дня не было обращено должного внимания, или информация, не ставшая достоянием сознательной обработки. Таким образом, сон расширяет возможности сознания, упорядочивает его содержание, обеспечивает необходимую психологическую защиту.

Состояние бодрствования также неоднородно: в течение дня уровень активации постоянно меняется в зависимости от влияния внешних и внутренних факторов. Можно выделить напряженное бодрствование, моменты которого соответствуют периодам самой интенсивной умственной и физической деятельности, нормальное бодрствование и расслабленное бодрствование. Напряженное и нормальное бодрствования называют экстравертированными состояниями сознания, так как именно в этих состояниях человек способен на полноценное и эффективное взаимодействие с окружающим миром и другими людьми. Эффективность выполняемой деятельности и продуктивность решения жизненных задач в большой мере определяются уровнем бодрствования и активации. Поведение тем эффективнее, чем ближе уровень бодрствования к некоторому оптимуму: он не должен быть слишком низким и слишком высоким. При низких уровнях готовность человека к деятельности невысока и он может вскоре заснуть, при высокой активации человек взволнован и напряжен, что может привести к дезорганизации деятельности.

Кроме сна и бодрствования в психологии выделяют ряд состояний, которые называются измененными состояниями сознания. К ним относятся, например, медитация и гипноз. Медитацией является особое состояние сознания, измененное по желанию субъекта. Практика введения в такое состояние известна на Востоке в течение многих столетий. В основе всех видов медитации лежит сосредоточение внимания с тем, чтобы ограничить поле экстравертированного сознания и заставить мозг ритмически реагировать на тот стимул, на котором сосредоточился субъект. После сеанса медитации отмечается чувство отдыха, уменьшение физического и психического напряжения и утомления, повышаются психическая активность и общий жизненный тонус.

Гипноз представляет собой особое состояние сознания, которое возникает под влиянием суггестии (внушения), включая и самовнушение. В гипнозе выявляется нечто общее с медитацией и сном: подобно им, гипноз достигается уменьшением притока сигналов к мозгу. Однако эти состояния не следует отождествлять. Существенными компонентами гипноза являются внушение и внушаемость. Между гипнотизируемым и гипнотизирующим устанавливается рапорт - единственная связь с окружающим миром, которая сохраняется у человека в состоянии гипнотического транса.

С древних времен люди использовали специальные вещества с целью изменения состояния своего сознания. Вещества, которые воздействуют на поведение, сознание и настроение, называются психоактивными, или психотропными. К одному из классов таких веществ относятся наркотики, приводящие человека в состояние «невесомости», эйфории и создающие ощущение пребывания вне времени и пространства. Большинство наркотических веществ производят из растений, прежде всего мака, из которого получают опиум. Собственно наркотиками в узком смысле называются именно опиаты - производные опиума: морфин, героин и др. К наркотикам человек быстро привыкает, у него формируется физическая и психическая зависимость.

Другой класс психотропных веществ составляют стимуляторы, возбуждающие средства. К малым возбуждающим средствам относятся чай, кофе и никотин - многие люди используют их, чтобы взбодриться. Более сильными возбуждающими средствами являются амфетамины - они выбывают прилив сил, в том числе и творческих, возбуждение, эйфорию, уверенность в себе, ощущение безграничности своих возможностей. Последействием употребления этих веществ могут быть появление психотической симптоматики галлюцинаций, паранойи, упадок сил. Нейродепрессанты барбитураты и транквилизаторы уменьшают беспокойство, успокаивают, снижают эмоциональное напряжение, некоторые действуют как снотворные средства. Галлюциногены и психоделики (ЛСД, марихуана, гашиш) искажают восприятие времени, пространства, вызывают галлюцинации, эйфорию, изменяют мышление, расширяют сознание.

4.4.Сознание и бессознательное.

Важным шагом в изучении сознательного отражения окружающей реальности является определение круга явлений, которые принято называть неосознаваемыми, или бессознательными. Ю.Б. Гиппенрейтер предложила разделить все неосознаваемые психические явления на три больших класса:

    неосознаваемые механизмы сознательных действий;

    неосознаваемые побудители сознательных действий;

    надсознательные процессы.

Среди неосознаваемых механизмов сознательных действий выделяют:

    неосознаваемые автоматизмы- действия или акты, которые совершаются как бы «сами собой», без участия сознания. Некоторые из этих процессов никогда не осознавались, другие же прошли через сознание и перестали осознаваться. Первые называются первичными автоматизмами, Или автоматическими действиями. Они либо являются врожденными, либо сформировались очень рано - в течение первого года жизни: сосательные движения, мигание, схватывание, ходьба, конвергенция глаз. Вторые известны как вторичные автоматизмы, или автоматизированные действия, навыки. Благодаря формированию навыка действие начинает осуществляться быстро и точно, а за счет автоматизации происходит освобождение сознания от необходимости постоянного контроля за выполнением действия;

    неосознаваемые установки - готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении, фактов, демонстрирующих готовность или предварительную настройку организма к действию, чрезвычайно много, и они относятся к разным сферам. В качестве примеров неосознаваемых установок можно назвать мышечную преднастройку к осуществлению физического действия - моторную установку, готовность воспринимать и интерпретировать материал, объект, явление определенным образом - перцептивную установку, готовность решать проблемы и задачи определенным способом - умственную установку, и т.д. Установки имеют очень важное функциональное значение:субъект, подготовленный к действию, способен осуществить его более эффективно и экономично;

    неосознаваемые сопровождения сознательных действий. Не все неосознаваемые компоненты несут одинаковую функциональную нагрузку. Одни реализуют сознательные действия, другие подготавливают действия. Наконец, существуют неосознаваемые процессы, которые просто сопровождают действия. В эту группу входят непроизвольные движения, тонические напряжения, мимика и пантомимика, а также широкий спектр вегетативных реакций, сопровождающих действия и состояния человека. Например, ребенок высовывает язык, когда пишет; человек, наблюдающий за кем-то, переносящим боль, имеет горестное выражение лица и не замечает этого. Эти неосознаваемые явления играют важную роль в коммуникативных процессах, представляя собой необходимый компонент человеческого общения (мимику, жесты, пантомимику). Они являются также объективными показателями различных психологических характеристик и состояний человека - его намерений, отношений, скрытых желаний и мыслей.

Исследование неосознаваемых побудителей сознательных действий связано с именем Фрейда. Интерес к неосознаваемым процессам возник у Фрейда в самом начале его врачебной деятельности. Внимание ученого привлекли феномены постгипнотического внушения. На основании анализа подобных фактов он создал свою теорию бессознательного. Согласно Фрейду в психике существуют три сферы: предсознание, сознание, бессознательное. Предсознание - скрытые, латентные знания, которые имеются у человека, но не присутствуют в его сознании в данный момент; при необходимости они легко перемещаются в сознание. Содержание бессознательного, напротив, с трудом становится достоянием сознания. Вместе с тем оно обладает сильным энергетическим зарядом и, проникая в сознание в измененном виде - как сновидения, ошибочные действия или невротические симптомы, - оказывает на него большое влияние. Фрейд считал, что истинные причины поведения человека не осознаются им, - они скрыты и тесно связаны с подавленными влечениями, прежде всего сексуальными. Осознание истинных причин поведения, полагал ученый, возможно только во взаимодействии с психоаналитиком в специально организованном терапевтическом процессе Исследование неосознаваемых побудителей сознательных действий связано с именем Фрейда. Интерес к неосознаваемым процессам возник у Фрейда в самом начале его врачебной деятельности. Внимание ученого привлекли феномены постгипнотического внушения. На основании анализа подобных фактов он создал свою теорию бессознательного. Согласно Фрейду в психике существуют три сферы: предсознание, сознание, бессознательное. Предсознание - скрытые, латентные знания, которые имеются у человека, но не присутствуют в его сознании в данный момент; при необходимости они легко перемещаются в сознание. Содержание бессознательного, напротив, с трудом становится достоянием сознания. Вместе с тем оно обладает сильным энергетическим зарядом и, проникая в сознание в измененном виде - как сновидения, ошибочные действия или невротические симптомы, -оказывает на него большое влияние. Фрейд считал, что истинные причины поведения человека не осознаются им, - они скрыты и тесно связаны с подавленными влечениями, прежде всего сексуальными. Осознание истинных причин поведения, полагал ученый, возможно только во взаимодействии с психоаналитиком в специально организованном терапевтическом - психоанализе.

Выдающийся отечественный психолог А.Н.Леонтьев также утверждал, что большинство мотивов деятельности человеком не осознаются. Но, по его мнению, мотивы могут проявляться в эмоциональной окраске тех или иных объектов или явлений, в форме отражения их личностного смысла. Человек способен осознать мотивы своего поведения, не прибегая к помощи психолога. Однако это представляет собой специальную задачу. Нередко осознание мотива подменяется мотивировкой - рациональным обоснованием поступка, не отражающим действительных побуждений человека.

Подсознательные процессы - это процессы образования некоего интегрального продукта большой неосознаваемой работы, который затем «вторгается» в сознательную жизнь человека. Например, человек занят решением какой-то сложной проблемы, о которой думает изо дня в день в течение длительного времени. Размышляя над проблемой, он перебирает и анализирует различные впечатления и события, высказывает предположения, проверяет их, спорит с собой. И вдруг все проясняется: иногда это возникает неожиданно, само собой, иногда после незначительного события, которое оказывается как бы последней каплей, переполняющей чашу. То, что вошло в его сознание, в действительности является интегральным продуктом предшествовавшего процесса. Однако человек не имеет представления о ходе последнего. «Надсознательное»- это процессы, происходящие над сознанием в том смысле, что их содержание и временные масштабы крупнее всего того, что может вместить сознание. Проходя через сознание отдельными своими участками, они как целое находятся за его пределами.

Выделенные классы неосознаваемых психических явлений расширяют наше представление о психике, не ограничивая ее только фактами сознательного отражения реальности. Следует особенно подчеркнуть, что сознательное и бессознательное- это не противоположности, а частные проявления психического.

Вопросы для самопроверки.

  1. Что такое психика и каковы ее основные функции?
  2. Каковы основные уровни психического отражения?
  3. Что такое сознание?
  4. Что такое состояния сознания? Какие состояния сознания вы знаете?
  5. Что такое неосознаваемые психические явления? Какие классы неосознаваемых психических явлений выделяет Ю.Б. Гиппенрейтер?

Литература.

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 1988. Лещ. 5 и 6.
  2. Психология: Учебник/ Под ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2003. Гл. 5.
  3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,1975.
  4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М.,1995.
Дарина Катаева

Еще в древности психологами, учеными и философами было замечено, что жизнь представляет собой не только объективный и вещественный мир. Люди испытывают чувства, желания, способны мыслить, переживать, анализировать. Такая жизнь в философии называется психической. Психика имеет уникальную способность отражать действительность. Главное свойство психики заключается в тесной взаимосвязи между поведением индивидуума и отражением объективной реальности в сознании.

Психическое отражение: что это?

Понятие психическое отражение – философское. Оно включает в себя общее и фундаментальное явление, которое выражается в воспроизведении прошедших через сознание образов, признаков и свойств объекта.

Начальная форма психики – чувствительность. Благодаря этому свойству мы способны воспринимать информацию извне и перерабатывать ее в мозге. Органы чувств, координация – это способствует более яркому проявлению психического отражения.

Сознание и самосознание – форма психологического отражения. В поступает информация, осуществляется влияние извне, а в сознании имеющиеся образы обрабатываются и проявляются в виде отблеска случившегося. Причем сознание способно и отражать мир, и творить его. Благодаря психике человек может умственно оперировать своей деятельностью, речью и даже эмоциями. Самосознание – это личностное понимание своего места в обществе и в отношениях с другими людьми.

Характеристика психического отражения

Человек способен воспринимать окружающий мир, находить себя в деятельности, развиваться и расти в духовном отношении, только благодаря психическому отражению. Однако далеко не все люди правильно отражают окружающие явления. Это происходит в том случае, если у них есть проблемы с психикой. Однако у психически здорового человека наблюдаются следующие характеристики психического отражения:

Динамичность.

В процессе жизни у людей меняются обстоятельства, мнения и условия. Поэтому психологическое отражение может измениться под влиянием внешних факторов.

Активность.

Психологическое отражение – это активный процесс, он никак не ассоциируется с пассивностью или зеркальностью. Благодаря этому свойству психики человек, сам того не осознавая, занимается поиском адекватных для себя условий.

Объективность.

Человек постоянно совершенствуется, поэтому и психика претерпевает различные изменения. Так как мы познаем мир в практической деятельности, то психологическое отражение объективно и обосновано.

Субъективность.

Хотя психологическое отражение объективно, на него влияет прошлое человека, окружающие люди. Поэтому к характеристикам относят и субъективность. Все люди видят один и тот же мир, одни и те же обстоятельства, однако видим и воспринимаем мы их по-разному.

Скорость.

Благодаря психике мы способны с большой скоростью . Отражение можно назвать опережающим действительность.

К особенностям психического отражения относится:

— отражает действительность на практике;

— опережающий характер;

— прояление индивидуальности личности;

— формируется только на основании активной деятельности человека;

— контролирует поведение индивидуума.

Уровни психического отражения

Хотя психическое отражение предстает перед нами и воспринимается как цельный образ, на самом деле, оно имеет несколько уровней:

Чувственный или сенсорный. На данном этапе осуществляется формирование и построение психических образов на основе того, что мы воспринимаем через органы чувств. Это и способствует дальнейшей переработке информации в нужном русле. Благодаря стимуляции зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания сведения об объекте расширяются и оказывают еще большее влияние на субъект. Когда в жизни человека происходит нечто подобное, всплывают в памяти из подсознания отложившиеся воспоминания и оказывают влияние на дальнейшее отражение. Такая способность человека позволяет ему независимо от времени создавать реальные картины в своем сознании.
Представление. Этот уровень характеризуется активной работой подсознания человека. То, что уже отложилось в памяти, всплывает в воображении. Осуществляться этот процесс может без непосредственного участия органов чувств. Важную роль играет значимость событий, некоторое из произошедшего отсеивается, остается лишь то, что крайне важно. Человек благодаря мышлению составляет эталоны, планирует, контролирует сознание. Таким образом и строится собственный опыт.
. Реальные события на этом уровне вообще не играют никакой роли. Личность пользуется уже теми знаниями, что имеются в сознании. Значение имеет и общечеловеческий опыт, о котором известно индивиду.

Уровни психического отражения гармонично переплетаются и вытекают один из другого. Это обусловлено единой работой чувственной и рациональной деятельностью человека.

17 марта 2014

Индивид – единичное природное существо, живая особь как представитель своего вида, как носитель индивидуально своеобразных черт, как субъект своей жизнедеятельности.Индивидом от рождения является любая индивидуальная особь животных или человека.

Субъект– индивид как носитель активности . Субъектом активности может быть и животное, и человек (см. Активность ). В некоторых случаях субъектом может выступать группа (например, нация, общество и т.п.).

Человек живое существо, представляющее высшую ступень развития жизни, субъект социальных отношений и деятельности; обладает способностью трудиться, создавая орудия труда и продукты труда, способностью устанавливать и развивать социальные отношения, опосредствованные социальными нормами и речью, способностью к логическому мышлению, воображению и сознательному отражению. Как личность человек способен к свободному волеизъявлению, т.е. к осуществлению поведения, которое детерминируется только собственным сознательным решением и волевыми усилиями, направленными на реализацию принятого решения.

Активность всеобщая характеристика живых существ, выражающаяся в поддержании и преобразовании ими жизненно значимых связей с окружающим миром , т. е. во взаимодействии. Активность характеризуется обусловленностью производимых актов (действий) в большей степени внутренними состояниями субъекта непосредственно в момент действования, чем предшествующими внешними воздействиями. В этом смысле активность противостоит реактивности . У животных активность выступает в форме адаптивной жизнедеятельности , у человека – в форме деятельности .

Поведение – свойственное живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью, система отличающаяся целенаправленным характером последовательных действий , благодаря которым организм осуществляет практический контакт с природой. Попытки научного объяснения П. в разное время опирались на механистический детерминизм (по аналогии с взаимодействием физических тел) и на биологический детерминизм (Ч. Дарвин, И.П. Павлов). Бихевиоризм ограничил П. совокупностью лишь внешне наблюдаемых двигательных реакций в ответ на внешние стимулы, и тем самым противопоставил П., доступное внешнему наблюдению, сознанию, т.к. по мнению бихевиористов, интроспективные методы познания являются недостоверными и необъективными. Такая позиция бихевиоризма привела к тому, что целостная активность живых существ была разъединена на внешнюю (двигательную) и внутреннюю (психическую), которые соответственно стали изучаться и различными методами. Поэтому в современной психологии под поведением довольно часто понимают ту активность живых существ (включающую также и моменты неподвижности), которую можно наблюдать извне, а для обозначения целостной активности живых существ в единстве ее внешних и внутренних компонентов используются термины «деятельность» (у человека) и «жизнедеятельность» (А.Н.Леонтьев).

Отражение – философская категория, обозначающая всеобщее свойство материи, заключающееся в способности объекта (отражающего) воспроизводить в собственных характеристиках и в с соответствии со своей природой свойства другого объекта (отражаемого). Отражение возникает только в результате взаимодействия между объектами. Характер отражения зависит от уровня организации материи , поэтому оно качественно различается в неорганической и органической природе. На уровне организма отражение может выступать в форме раздражимости (как возникающей под воздействием внешних и внутренних стимулов способности живой материи отвечать на воздействие избирательной реакцией, соответствующей особенностям стимула) и чувствительности (как способности иметь ощущения – первичные психические образы среды, возникающие в процессе адекватной экологическому своеобразию данного организма и его потребностям активности и служащие целям регуляции этой активности).

Раздражимость -- (англ. irritability ) - Элеменатрная допсихическая форма отражения, свойственная всем живым системам. Выражается в способности живых систем (организмов) реагировать на биологически значимые внешние воздействия определенными функциональными и структурными изменениями. Проявляется по-разному, в зависимости от сложности живой системы. Охватывает широкий круг явлений (диффузные реакции протоплазмы у простейших живых существ, фототропизмы, хемотропизмы, механотропизмы, сложные, высокоспециализированных реакций организма человека). Эти изменения в живой системе и составляют суть допсихического отражения – раздражимости (синоним – возбудимость).

Комментарии. В свете современных научных данных психика в своей зачаточной форме (чувствительности ,т. е. способности ощущения) возникла из раздражимости живых существ как активное отражение ими жизненно важных для них изменений окружающей среды , регулирующее их поведение .

Леонтьев выделил основные стадии развития психики (чувствительности) в процессе эволюции (сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект, сознание ) и, опираясь на культурно-историческую теорию Л . С . Выготского ,показал общественно-историческую специфику развития психики человека (переход к сознанию).

Чувствительность (англ. sensitivity ) – способность к элементарной форме психического отражения - ощущению .Именно с чувствительности, согласно гипотезе А . Н . Леонтьева и А . В . Запорожца ,начинается развитие психики в филогенезе .В отличие от раздражимости в понятии «Чувствительность» используется критерий сигнальности: чувствительность - отражение организмом таких воздействий, которые непосредственно не являются биологически значимыми (напр., в силу своей энергетической слабости), но могут сигнализировать о наличии (изменении) др. условий среды, которые являются жизненно важными (необходимыми или опасными). Чувствительность позволяет направить (вести) организм к жизненно необходимым компонентам среды или от неблагоприятных и опасных компонентов окружающей среды. Для обеспечения чувствительности. требуются специальные органы (рецепторы ),которые реагируют на биологически незначимые воздействия.

Психика особое свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом окружающего мира. На основе возникающей в ходе такого отражения субъективной картины мира осуществляется саморегуляция поведения. Психика свойственна живым существам, обладающим чувствительностью (в отличие от раздражимости , А.Н.Леонтьев). Высшим животным (некоторым из млекопитающих) свойственны предпосылки идеальной формы психического отражения. Но только у человека психика может выступать в своей высшей форме – в форме сознания.

Сенсорная психика – простейшая из форм психического отражения (элементарная чувствительность ), описанная А.Н. Леонтьевым. Состоит в отражении отдельных свойств объективной действительности. Для животных, обладающих сенсорной психикой, характерны инстинктивные формы поведения – жестко запрограммированные реакции на отдельные свойства окружающей среды. Сенсорная психика аналогична психическому процессу ощущения у человека. Однако у человека ощущения имеют культурно-историческую специфику, обладают свойствами осознанности, произвольности, опосредствованности (см. Высшие психические функции ).

Перцептивная психика -- вторая по сложности форма психического отражения (чувствительности), описанная А.Н. Леонтьевым. Состоит в отражении предметов и явлений в целом, в совокупности их свойств, т.е. в форме образов. Эта стадия развития психики позволяет осуществлять субъекту предметное восприятие . Для животных, способных отражать в форме образов характерны навыки, т.е. формы поведения, которые приобретаются в индивидуальном опыте в ходе упражнения (в отличие от инстинктов). Перцептивная психика аналогична психическому процессу восприятия Высшие психические функции ).

Интеллект (практический) – свойственная высшим млекопитающим форма психического отражения(чувствительности), описанная А.Н. Леонтьевым. Состоит в отражении предметов и явлений в их связях и отношениях (отражение межпредметных связей ) Для живых существ, обладающих этой формой психики, характерны сложные формы поведения, обеспечивающие большие возможности приспособления и переноса навыков на новые условия. Эта форма психики аналогична психическому процессу мышления у человека. Однако у человека восприятие имеет культурно-историческую специфику, обладает свойствами осознанности, произвольности, опосредствованности (см. Высшие психические функции ).

Сознание – высшая, свойственная только человеку форма психического отражения и саморегуляции. Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем опыте, которые предвосхищают и регулируют деятельность человека. Сознание позволяет человеку отражать объекты и явления действительности в их объективных и устойчивых свойствах, а также свое субъективное отношение к ним («я» и «не-я»). По своему происхождению сознание социально и возникает в совместной деятельности людей. Сознательное психическое отражение опосредовано языком и произвольно . Структуру сознания составляют: чувственная ткань сознания, система значений и система личностных смыслов (А.Н. Леонтьев). Сознание обеспечивает возможность объективного познания и произвольного преобразования окружающей действительности благодаря тому, что оно составляет внутренний план человеческой деятельности.


Похожая информация.




Новое на сайте

>

Самое популярное