Домой Питание Психотерапия. Психотерапия: цели, задачи, методы

Психотерапия. Психотерапия: цели, задачи, методы

Что такое психотерапия? Первое, что хочется сразу сказать при этом вопросе — это достаточно широкое понятие, которое невозможно обозначить кратко и четко по той причине, что разные направления, коих довольно много, имеют свои яркие особенности и тонкости.

Так, в частности, классическое толкование этому понятию дает "Словарь клинической психологии ":

"Психотерапия, П. (от греч. psych — душа и therapeia — уход, лечение) — раздел медицины и клинической психологии , связанный с оказанием профессиональной психологической помощи больным и относительно здоровым людям при 1) душевных расстройствах (клиническая психотерапия, П.); 2) при разрешении возникающих у людей проблем и затруднений психологического характера (психологическая психотерапия, П. ); 3) при возникающих потребностях изменить отношение к социальному окружению и собственной личности, разрешить семейные проблемы, улучшить качество жизни (прагматическая психотерапия, П. ) ".

Подобная помощь оказывается в двух основных формах психотерапии: индивидуальной (консультирование) и групповой , основывающейся на групповых формах взаимодействия (играх, дискуссиях и т.п.).

Психотерапия может быть краткосрочной или длительной в зависимости от цели: корректирующей нарушение (решение проблемы) или ведущей к глубинному изменению личности. Однако психотерапия не только помогает изменить уже существующие нежелательные состояния, но и может служить профилактикой таковых, а также стать весомой поддержкой после перенесенных заболеваний и стрессов (поддерживающая психотерапия, П. ).

В отличие от медицинских наук психотерапия имеет очень широкий спектр средств и методов немедикаментозного лечения, прекрасно сочетаясь с последними и в разы усиливая их эффект. При этом психотерапия является легкодоступным методом лечения, не требующим ни особых помещений, ни аппаратуры — лишь специальные знания, умения и навыки специалиста-психотерапевта , который в процессе терапевтической сессии устанавливает глубокий личный контакт с пациентом (часто путем бесед и обсуждений), как правило, применяя также другие специальные методы в зависимости от того или иного направления психотерапии .

Лечебный эффект достигается благодаря информации, которая исходит от психотерапевта. И все же основным инструментом психотерапевта является речь, поэтому часто психотерапию называют речевой терапией . Но это узкое определение, так как большое количество информации передается невербальным способом (без участия слов): жесты, мимика, интонация, образ психотерапевта в целом. В мире большое количество направлений психотерапии, но, по сути, отличие их заключается в видах ввода (подачи), переработки и / или действия информации. На сегодняшний день выделяют :

  • Гипноз;
  • Психоанализ;
  • Психодрама;
  • Гештальттерапия;
  • Телесная психотерапия;
  • Арт-терапия;
  • Недирективный гипноз (Эриксоновский гипноз, он же Новый гипноз);
  • Когнитивная психотерапия;
  • Экзистенциальная психотерапия;
  • Трансперсональная психотерапия;
  • Системная семейная психотерапия;
  • Нейролингвистическое программирование (НЛП);
  • Игротерапия;
  • Процессуально-ориентированная психотерапия;
  • Позитивная психотерапия;
  • Клиент-центрированная терапияи др.

В каких ситуациях зачастую обращаются за квалифицированной помощью к специалисту (психологу или психотерапевту)? Приведем лишь небольшой перечень таких ситуаций :

  • человек испытывает ощущение крайней подавленности ("все плохо ") и неудовлетворенности жизнью;
  • нарушение сна и синдром хронической усталости ;
  • измена партнера или неудовлетворенность отношениями;
  • нерешенная задача поиска партнера;
  • неудовлетворяющие отношения с детьми, родителями, коллегами, окружающими;
  • вопросы воспитания, а также решение таких трудностей у детей, как плохая успеваемость, скрытность, трудности в коммуникации со взрослыми и сверстниками, энурезы страхи, частые болезни, аллергии, иные психосоматические заболевания и т.д.;
  • вопросы самоопределения и реализации личности и многие другие актуальные для большинства людей жизненные ситуации.

Психотерапия - вид воздействия на психику человека, а через нее - на организм человека посредством специально организованной беседы, анализа обстоятельств жизни человека и причин возникновения симптомов, помощь в осознании самим человеком того, что привело его к страданиям. В конечном итоге профессионально проведенная и завершенная психотерапия помогает человеку переосмыслить свою жизнь, изменить деструктивные установки, стереотипы реагирования, зависимость, научиться иначе и более конструктивно относиться к себе, своей жизни, ценностям, деятельности,и благодаря этому новому отношению человек перестает испытывать симптомы тревоги, беспокойства, апатии, затруднений в принятии решений и неуверенности… Симптомы пограничных невротических расстройств -это сигналы о том, что что-то идет не так, нужно что-то изменить - например, позаботиться о себе, прислушаться к своим желаниям, а возможно - принять на себя ответственность за свою жизнь.

Поэтому медикаментозное лечение, которое обычно прописывают человеку в случае невротических расстройств, не может изменить его дисфункциональные стереотипы реагирования, тревоги и переживания, склонность «быть для всех хорошим», зависеть оттого, «що люди скажуть», чувствовать себя хуже других и т.п. Поэтому после окончания лечения таблетками и временного облегчения и спокойствия (похожего на заторможенность) прежние проблемы возвращаются. Медикаментозное лечение - антидепрессанты и транквилизаторы (а тем более - нейролептики) могут быть предпочтительнее в случае так называемого расстройства адаптации ,посттравматического стрессового расстройства , неврастении, связанной с временным перенапряжением сил организма. Иногда, при длительном течении пограничного расстройства (такого как агарофобия, панические приступы , обсессивно-компульсивное расстройство , депрессия ) психотерапию комбинируют с медикаментозным лечением. Назначаются препараты, которые снижают тревогу и беспокойство (или наоборот, чувство апатии и хронической усталости), которые мешают пациенту концентрироваться на работе с психотерапевтом, выполнять домашние задания и дают ему некоторую необходимую устойчивость и силы начать путь к изменению своего поведения, установок и эмоций.

Показания к психотерапии. Современная (КПТ ) хорошо справляется практически со всеми видами пограничных психических расстройств или как еще их называют - невротических расстройств . Э ффективность КПТ доказана также для так называемых расстройств личности (которыераньше в отечественной медицине называли психопатиями). Однако эта работа осложняется прежде всего тем, что индивиды с личностными расстройствамиредко сами обращаются за психологической помощью, а мотивация на изменения является залогом эффективности.

Психотерапия отличается от психологического консультирования по ряду критериев.

  • По длительности воздействия. Консультирование - довольно краткосрочный вид воздействия и требует от одной до 3-5 встреч. Обратившийся за помощью человекв дальнейшем может самостоятельно разрешать возникшие в его жизни проблемы. Психотерапия, как правило, требует гораздо большего времени - минимум 6, а чаще всего гораздо больше встреч (в когнитивно-поведенческой психотерапии - до 25, в психоанализе - часто это годы еженедельных встреч).
  • По проблематикам. Психотерапия направлена на работу с более глубокими уровнями психики, предполагает перестройку стабильных личностных характеристик, черт характера, стереотипов мышления, поведенческих реакций, привычных эмоциональных переживаний. Психологическое консультирование своей целью видит, в основном, изменение угла зрения клиента на проблему, расширение восприятия, появление возможности видеть проблемную ситуацию с точки зрения других участвующих в ней лиц.Психотерапия же имеет дело с глубинными личностными проблемами и главным образом, является методом немедикаментозного лечения пограничных психических расстройств.
  • По уровню подготовки специалиста. Психол. консультированием могут заниматься специалисты, имеющие высшее психологическое образование и прошедшие специальное обучение (тренинги) в области консультирования, имеющие сертификаты участия в семинарах-тренингах по различным проблемам, которые проводятся специалистами различных психотерапевтических школ. Психотерапией могут заниматься врачи-психиатры или психологи, имеющие высшее психологическое образование, имеющие также дополнительное специальное образование в области психотерапии и сертификацию в какой либо из известных психотерапевтических школ. Как правило, это требует не менее трех лет дополнительного постоянного обучения и прохождения супервизии.

Виды психотерапии

Психотерапия в настоящее время - это огромная область многочисленных подходов в лечении невротических расстройств (в первую очередь - неврозов , тревожности, депрессии и т.п.) и личностных проблем.

Различные теоретические подходы в психотерапии (и вытекающие из них практические методы, техники, стратегии работы с клиентами) по-разному рассматривают личность и отталкиваются каждый от своей модели психопатологии (то есть по-разному отвечают на вопрос: почему человек заболевает неврозом или вдруг начинает вести себя неадекватно?).

Здесь приходится сообщить читателю, возможно, не очень приятную информацию: в психологии существует более 100 теорий личности, и ни одна из них не является общепринятой или главной. Человеческая психика настолько сложна, и столько различных факторов участвуют в ее формировании, что психологи (и психотерапевты) могут оперировать лишь моделями. И какую модель предпочесть - а значит, выбрать определенный путь для психологической помощи человеку в его проблемах психологического характера - это вопрос в какой-то степени веры. В Советское время было проще - была одна вера, и одна правильная модель, теперь - разнообразнее, интереснее, но сложнее для пациентов, потому что им нужно хотя бы немного разобраться в том, что им предлагает рынок психотерапевтических услуг.

В развитых демократических странах выбор вида психотерапии не так сложен и драматичен, как на постсоветском пространстве в связи с тем, что качеством и эффективностью психотерапии озабочены серьезные страховые компании, заинтересованные в том, чтобы минимизировать затраты и достичь наискорейшего полного выздоровления своих клиентов. Таким критериям - относительной кратковременностью и в то же время высокой эффективностью обладает в первую очередь когнитивно-поведенческая психотерапия, второе место по распространенности занимает IPT (Interpersonal Therapy - межличностная психотерапия ),не сдает пока свои позиции психоанализ.

Существует еще огромное количество психотерапевтических школ и подходов. В нашей стране широкое распространение получила гештальт-терапия, НЛП (нейролингвистическое программирование), символдрама; с детьми психологи активно проводят арт-терапию, песочную психотерапию. Имеет распространение также транзактный анализ, клиент-центрированная психотерапия, психодрамма, позитивная психотерапия, танцевально-двигательная (телесная психотерапия), экзистенциальная психотерапия, трансперсональная психотерапия (у нас известна как «холотропное дыхание). Отдельно выделяют системную семейную психотерапию. И это далеко не всё.

Из указанных выше направлений далеко не все могут действительно претендовать на то, чтобы эффективно лечить невротические расстройства. Например, НЛП - нигде в мире не считается психотерапией. Это скорее набор каких-то приемов, трюков и и сентенций. Психотерапией - как системной помощью человеку в преодолении его проблем психологического характера - НЛП не занимается.

Психоанализ был традиционно первым и до сих пор остается влиятельным направлением психотерапии. Люди, далекие от психологии, иногда даже отождествляют психоанализ и психотерапию. Однако, это совсем не так.

Психоанализ исходит из теории Фрейда о важнейшей роли подсознания или бессознательного (ИД) в жизни человека. Неосознанные и отвергаемые импульсы ИД (страсти, сексуальное влечение, страхи, и т.п.) создают конфликт с сознательной частью психики (ЭГО) и непосредственно участвуют в формировании невротических расстройств. Большую роль играет также так называемое СУПЕР-ЭГО - только частично осознаваемый комплекс установок, верований, принципов, которые внедрены в сознание личности родителями, воспитателями, обществом. Женщина может испытывать сексуальное влечение к к женатому на сестре мужчине, однако ее принципы не позволяют ей признать это; необходимость подавлять свои потребности приводят к напряжению и развитию невроза. Допустить этот конфликт в сознание - значит, с точки зрения психоанализа,

Психоанализ является основой психодинамической психотерапии , которая должна проводиться весьма длительное время (она может включать 100 и более сеансов) и направлена на то, чтобы постепенно пациент смог допустить в сознание и интегрировать расщепленные части своей личности, осознать конфликтные отношения к кому-то из близких, признать…. Психоанализ отводит важнейшую роль сексуальным импульсам, а природу невротических конфликтов усматривает в искаженном восприятии фигур родителей в детстве.

После почти безраздельного господства в течении почти 100 лет психоанализ в настоящее время несколько теряет свои позиции в связи с изменившимся темпом жизни, кардинальным изменением в обществе в отношении проблемы секса и сексуальных отношений, заказе на быстрые и экономичные виды психотерапии.

Психодинамическая психотерапия представляет собой беседы психотерапевта и клиента, в процессе которых используется метод свободных ассоциаций, анализ сновидений, проработка переноса и сопротивления клиента; а воздействие оказывается в виде выдаваемых психоаналитиком интерпретаций, которые должны постепенно приводить клиента к осознанию (а значит и овладению) своих скрытых импульсов и проработке конфликтов.

В последнее время на лидирующие позиции в области психотерапии выходит когнитивно-поведенческая - КПТ - (или когнитивно-бихевиоральная) психотерапия.КПТ - это достаточно краткосрочная психотерапия, требующая, в зависимости от специфики случая, от 6 до 25 сессий, в отдельных случаяхколичество сессий может быть увеличено.

КПТ - широко развита в демократических странах и именно она назначается пациентам с тревожными и невротическими расстройствами, паническими приступами, фобиями (в том числе - социальной фобией), навязчивыми состояниями,депрессией, посттравматическими стрессовыми расстройствами, анорексией, а последние годы также - при личностных расстройствах (психопатиях), психозах и даже шизофрении.

Смысл КПТ и ее теоретическая база отражен в крылатой фразе Эпиктета:«Людей расстраивают не сами вещи и события, а их оценка и интерпретация этих вещей и событий». Употребляются и другие слова и выражения: картинки в голове, схемы, установки, линзы, сквозь которые каждый из нас «просеивает» всю поступающую к нему информацию. Человек в процессе социализации сталкивается с различными ситуациями и, как указывает Дж.Келли, склонен искать и находить какие-то закономерности, делать выводы и предвосхищать развитие событий. Первыми социализаторами, конечно,являются родители, и если они часто говорят ребенку: “Не бегай, ты можешь упасть и разбить голову…Не ходи раздетый - заболеешь…Кругом полно микробов…Я за тебя очень переживаю…Никому нельзя доверять...” - у ребенка формируется «сценарий», а скорее установка, схема: “мир опасен, я - уязвим и слаб, мне нужна помощь, иначе я не справлюсь”. Другой механизм формирования известной установки, порождающей, в свою очередь, комплекс неполноценности и неуверенности - это частое указание ребенку (конечно, из лучших побуждений) на его ошибки, сравнение с более успешными сверстниками, сомнение в его возможностях (фразы типа: “У тебя никогда ничего не получается!”). Такого рода установки или схемы очень сложно изменить, так как они воспринимаются в детском возрасте без критики и напрямую уходят в подсознание.

В дальнейшем человек или подтверждает или опровергает эти первичные, сложившиеся в детстве убеждения относительно себя, своих возможностей, людей и окружающего мира. Эти убеждения в КПТ называют когнитивными схемами. Когнитивный - это относящийся к когнитивной или познавательной сфере: процессе переработки человеком информации: мысли, образы, представления, а также память, внимание, ощущения.

Следует сказать, что особеннолегко формируются и трудно корректируются представления об опасности окружающего мира и собственной уязвимости и неспособности справиться с трудностями у людей с чувствительной нервной системой - на основе которой могут сформироватьсяпограничные психические или невротические расстройства.

Когнитивно-поведенческая психотерапия отталкивается от того, что поведение человека во многом определяется тем, как он мыслит, какие устойчивые убеждения, установки, представления сформировались в его сознания на основе его жизненного опыта. В связи с особенностями воспитания и травматичным жизненным опытом у некоторых людей формируются искажения в переработке информации. Например, на замечание преподавателя на лекции одни студенты перестанут разговаривать и начнут слушать; кто-то обидится и уверится в том, что его не любят и к нему несправедливы; кто-то рассердится и начнет пререкаться. Разные реакции вызваны тем, как одна и та же информация проходит сквозь разные «линзы», устойчивые когнитивные схемы, являющиеся частью сознания. Психотерапия имеет дело с дисфункциональными схемами, которые мешают адекватно реагировать на жизненные ситуации, порождают негативные чувства, которые, повторяясь, создают своего рода стресс внутри организма. Такие дисфункциональные схемы подробно описаны в работе одного из основателей когнитивной психотерапии Альберта Эллиса, он выделяет такие их виды как:

Долженствование: “Я должен всегда быть на высоте”, “Я должен всё делать очень хорошо”, “Я должен всем нравиться”, “Я не должна плохо относиться к своим родственникам” и т.п.;

Катастрофизация: “Если я сделал ошибку - это ужасно”, “Если я им не понравлюсь - это катастрофа” и т.п.

Генерализация: “Если у меня не получились отношения с молодым человеком, это значит, что я никогда не выйду замуж”, “Если у меня случился панический приступ в супермаркете, то это всегда будет случаться там”, и т.п.

- “чтение мыслей”: “Они думают, что я какая-то дура”, “Когда я одна, все смотрят на меня и думают, что я старая дева и никому не нужна”…

Дисфункциональные мысли становятся со временем автоматическими и появляются в сознании как бы не зависимо от самого человека. Будучи плохо осознаваемыми, негативные автоматические мысли (НАМ) определяют реакции человека на обычные жизненные ситуации и в конечном счете его поведение. Формируются замкнутые (порочные) круги , которые не позволяют разорвать патологические реакции: панику, тревогу, раздражение, навязчивости и т.п.

Например, такой замкнутый порочный круг при социальной фобии (боязни проявлять себя при людях) может выглядеть следующим образом:

Мысль: "Что они обо мне подумают?… Я буду выглядеть ужасно! " ⇒ Тревога, напряжение, страх, мешающие вести себя естественно, разговаривать с людьми. Этот страх часто пытаются скрыть, что может выглядеть как высокомерие ⇒ Окружающие видят, что человек не желает общаться и оставляют его в покое ⇒ Эта реакция окружающих интерпретируется как подтверждение своих опасений (Я действительно выгляжу ужасно и ниникому не нужна!)

При панических атаках и тревожном расстройстве замкнутые круги связаны с неправильной интерпретацией интероцептивных сигналов (приходящих из внутренней среды организма, таких как покалывание, сердцебиение, головокружение и т.п.) и ошибочное толкование вегетативных симптомов , вызванных безвредным выбросом адреналина и других биохимических веществ.

Особенно ярко это проявляется при тревожном расстройстве, концентрирующемся на тревоге о здоровье (ипохондрии) . Начало такого рода расстройства связано обычно с каким-то критическим эпизодом, когда человек пережил сильный страх за свою жизнь (операция, неожиданный приступ, неосторожные слова медицинского работника и т.п.). Затем формируется привычка проводить как бы «мониторинг организма», настороженно прислушиваться к любым сигналам изнутри и непривычные ощущения интерпретировать как опасные для жизни и здоровья. Интерпретация сигналов как опасных вызывает страх, что в свою очередь вызывает выброс адреналина, других гормонов, биохимических веществ, отвечающих за реакции на стресс. Выброс адреналина вызывает специфические физиологические ощущения в вегетативной нервной системе: усиленное потоотделение, сердцебиение, дрожь, головокружение, чувство нереальности происходящего, тошноту, затруднение дыхания и одышку и некоторые другие в зависимости от особенностей организма.Эти неприятные ощущения далее катастофизируются: «Со мной точно что-то не в порядке!»и тревога не уходит.

Указанные вегетативные реакции после выброса адреналина проявляются в течение нескольких минут, затем адреналин разлагается и появляются другие ощущения: слабость, «ватные ноги», сонливость.

Закрепляет порочный круг тревоги поведение избегания (охранительное поведение), к которому относится: отвлечение внимания, звонки по телефону, прямое избегание ситуаций, вызывающих страх, стремление поговорить с кем-то или просто «не думать».

Когнитивная составляющая КПТ заключается в

Анализе негативных установок и иррациональных мыслей, дисфункциональных, деструктивных когнитивных схем и причин их возникновения;

Сократическом диалоге, при котором терапевт постепенно подводит клиента к осознанию иррациональности, нелогичности его автоматических мыслей и допущений;

Оспаривание негативных автоматических мыслей и стоящих за ними более глубоких убеждений, нахождение доказательств их иррациональности, неправильности;

Нахождение фактов, позволяющих выстраивать новую, позитивную систему представлений о себе и мире;

Когнитивном переструктурировании: формирование новых, более адаптивных убеждений и представлений. Иногда вначале вместе с клиентом формулируются и записываются так называемые копинг-карточки (как быстро справиться со стрессом или постоянно повторяющимися негативными мыслями и переживаниями).

Важной составной частью психотерапии являются домашние задания. Клиенту предписывается вести наблюдения за своими мыслями, отслеживать уровень негативных эмоций, возникающих при появлении привычных мыслей, а затем - постепенно научаться изменять реакции.

Изложенное выше относилось к когнитивной части КПТ, которая имеет и поведенческую составляющую. Поведенческая (бихевиоральная) терапия имеет также длительную историю своего развития.В последние годы когнитивная и поведенческая психотерапияобъединились в КПТ на базе убеждения в том, что особенности переработки информации порождают определенное поведение. Поведенческие теоретические схемы оперируют понятием подкрепления и исходят из того, что поведенческие реакции закрепляются при положительном подкреплении и угасают при отрицательном подкреплении или отсутствии подкрепления. У детей, правда, негативное подкрепление в виде порицаний может закреплять нежелательное поведение в связи с тем, что оно воспринимается как внимание со стороны значимых взрослых или сверстников.

В приведенном выше примере социальной фобии подкреплением поведения избегания социальных ситуация является получаемое при выходе из этих ситуаций облегчение.Таким образом именно преодоление избегания становится мишенью поведенческой части КПТ.

Для этого используются ряд методов:

Экспозиция с прерыванием реакции (то есть просьба переживать страх и тревогу без ухода из ситуации. Страх снизитсяпо закону габитуации - угашения реакции при привыкании);

Градуированная экспозиция - постепенное продвижение от ситуаций, вызывающих наименьший страх к тем, которые сильно пугают;

Систематическая десенсибилизация (СД) - представление пугающих ситуаций в воображении на фоне расслабления (релаксации). СД эффективна при изолированных фобиях - типа фобии собак, пауков, и т.п.

Обучение релаксации

Поведенческие эксперименты, которые заранее обговариваются с клиентом и имеют целью представить ему доказательства того, что его идея о предстоящей катастрофе оказалась несостоятельной.

Таким образом, главный метод КПТ - это конфоронтация с негативными эмоциями, иррациональными мыслями и убеждениями.

Широко используются также различные шкалы, схемы наблюдения за своими мыслями и привычными реакциями. Использование шкал уровня проявления негативных переживаний помогает убедиться в том, что прогресс имеет место, хотя он может быть постепенным и медленным.

Многочисленные исследования эффективности КПТ, которые поводятся в последние десятилетия в США, Канаде, Австралии, Западной Европе, Скандинавии, показывают, что процент пациентов с улучшением состояния полным устранением невротической симптоматики после прохождения КПТ выше, чем при других видах психотерапии (оплачиваемых страховкой) и фармакотерапии. В тяжелых случаях комбинированное лечение приносит наилучший результат. Результат КПТ обнаруживает устойчивость во времени, что показывает изучение катамнеза (состояния пациентов через год, четыре года, 10 лет).

Статьях мы разбирали, что же из себя представляет психотерапия . В этой статье мы попытаемся понять, что же из себя представляет психотерапевт .

Если Вы читали прошлые статьи, то заметили, что основателями известных психотерапевтических направлений были врачи общего профиля, неврологи, психиатры, психологи и один (окончивший курсы по психологии).

Психотерапия появилась на стыке психиатрии и психологии. Большинство из основателей психотерапевтических школ были врачами, как, например, все члены Международной психоаналитической ассоциации на заре ее формирования. Считалось, что психотерапия – раздел медицины, и ей может заниматься только врач. Это было долгое время правилом.

Если Вы читали предыдущую статью “ ”, то обратили внимание, что там ничего не сказано о мозге, нервной системе, анатомии и физиологии человека. То есть, нельзя сказать, что для проведения психотерапии требуются специальные медицинские знания.

Психотерапия – это лечение словом

Понятие психотерапия объединяет под собой всю многообразную гамму способов лечения с помощью слова (и без лекарств).

Только словом : психоанализ, групповой анализ, когнитивно-поведенческая психотерапия, клиентцентрированная психотерапия Роджерса, аналитическая психотерапия Юнга, трансактный анализ Берна, экзистенциальный анализ и т.д.

Словом и действием : детский психоанализ, психодрама, гештальт-терапия, телесно-ориентированная психотерапия, танцевально-двигательная психотерапия, арт-терапия, и т.д.

Лекарства иногда назначаются в процессе психотерапии в качестве поддержки, но лучше, если это будет делать другой специалист (для соблюдения чистоты метода, несмотря на то, что психотерапевт может быть врачом, имеющим право назначать лекарства).

Психологи и врачи – в чем разница?

Психолог и врач – эти понятия характеризуют полученное образование.

Современные психологические факультеты дают серьезное образование для будущего психотерапевта. Среди дисциплин, которые там изучают:

культурология, антропология, социология, философия, логика, история и теория религий, история психологии, общая, сравнительная, экспериментальная, возрастная, социальная и клиническая психология, психология личности, психология развития, этнопсихология, зоопсихология, психогенетика, математические методы статистики в психологии, анатомия, психофизиология ЦНС, физиология ЦНС, физиология ВНД и сенсорных систем, гормональная регуляция психических состояний , психопатология, основы психотерапии, психодиагностика, тренинги и др.

Можно сказать, что все дисциплины, изучаемые в психологических вузах, так или иначе, подготавливают к психотерапевтической деятельности. Жирным выделены дисциплины, которые традиционно считались вотчиной медиков, но теперь их изучают при подготовке психологов. Конечно, эти дисциплины изучают не так углубленно, как в медвузах, в чем можно убедиться ниже.

Медики в процессе своего обучения изучают следующие дисциплины:

латинский язык, медицинская биология, генетика, анатомия человека, патологическая и топографическая анатомия, общая, биоорганическая и биологическая химия, биологическая физика, история медицины, гистология, эмбриология, цитология, нормальная физиология, патологическая физиология, микробиология с вирусологией и иммунологией, инфекционные болезни, детские инфекционные болезни, эпидемиология, фармакология, внутренние болезни, профессиональные болезни, общая, детская, оперативная и военно-полевая хирургия, хирургические болезни, педиатрия, онкология, лучевая диагностика и лучевая терапия, дерматовенерология, урология, акушерство и гинекология, эндокринология, фтизиопульмонология, оториноларингология, стоматология, офтальмология, физиотерапия, травматология и ортопедия, медицинская реабилитация, судебная медицина, нейрохирургия, неврология, наркология, психиатрия, логика, философия, основы психологии, медицинская психология и др.

Как можно видеть, при подготовке врача основное внимание уделяется анатомии и физиологии, химии и, конечно, лечебному делу. Современная медицина – очень сложная огромная область естествознания, и получается так, что при подготовке врача практически пытаются "объять необъятное". Соответственно, остается совсем немного времени на предметы, необходимые при подготовке психотерапевта (выделены жирным ). И на основы психотерапии в медвузах, как правило, часы не выделяют.

Общее впечатление, что психологов готовят работать с людьми, а медиков – с болезнями.

Врачи могут назначать лекарства, а психологи – нет. Но для психотерапии это не нужно.

Кто может стать психотерапевтом?

Сегодня в нашей стране психотерапевтом может стать врач или психолог (за рубежом такую возможность имеют еще социальные работники, иногда философы).

Но, ни базовое образование психолога, ни образование врача, сегодня, само по себе, не является достаточным, чтобы заниматься психотерапией .

Психотерапевт – это психолог или врач, который продолжил свое образование (прошел специализацию или, как это официально называется в нашей стране, профессиональную переподготовку ) для получения возможности практиковать в области психотерапии .

Научная степень (кандидат или доктор ), также как и кафедральные должности в высших учебных заведениях (доцент или профессор ), сами по себе ничего не говорят о квалификации в практической области. Первые свидетельствуют о достижениях в области науки, вторые – о достижениях в области преподавания в высших учебных заведениях.

Психотерапия родилась в недрах медицины, поэтому в своем определении имеет слово лечение . Психологи пытались ввести свой термин, аналогичный психотерапии, – психокоррекция , но он не прижился. Зато прижился введенный психологами термин психологическое консультирование , под которым следует понимать краткосрочную психотерапию (1-7 встреч), в результате которой должен быть получен некий результат. Психологическое консультирование – это вовсе не постановка диагноза, то, что мы ожидаем от медицинского консультирования (в психологии вообще не принято ставить диагноз, в этом нет особой необходимости и практического смысла).

Но не существует "просто" психотерапии. Психотерапия – это общее понятие. Конкретная психотерапия всегда принадлежит какой-то школе: психоанализ, групповой анализ, когнитивно-поведенческая психотерапия, психодрама и т.д.

Обучение психотерапии (специализация, переподготовка) длится несколько лет. Любая переподготовка (специализация), которая занимает несколько месяцев, конечно, не может внушать доверия. Обучение, казалось бы, такому "несерьезному" виду психотерапии, как танцевальная , в Институте практической психологии и психоанализа в общей сложности длится 4 года.

Как стать психоаналитическим психотерапевтом

© 2005-2017 Александр Павлов психоаналитический психотерапевт

© 2002-2019 Психоаналитик.Ру: авторский проект Александра Павлова (г. Москва)
:: ИП Павлов Александр Петрович ОГРН 309774623600229
® Все права защищены. Перепечатка материалов сайта допускается только при указании прямой активной ссылки на URL: , а также имени и фамилии автора (авторов) статьи.
:: На сайте расположены также статьи, перепечатка которых запрещена в любом виде без специального разрешения. Об этом внизу такой статьи сделана соответствующая надпись.
:: Если Вами замечены неточности, ошибки или погрешности в оформлении сайта, просьба сообщить по адресу
:: Google-author



Новое на сайте

>

Самое популярное