Домой Терапия Список литературы по теме здоровое питание школьников. Варзиев Сослан – Атлетический тюнинг

Список литературы по теме здоровое питание школьников. Варзиев Сослан – Атлетический тюнинг

справочные издания:
1. Антонов А.Р. п др. Методические рекомендации «Правила стандартизации оценки качества, медико-биологической и пищевой ценности пищевых продуктов и продовольственного сырья», Новосибирск, 2008
2. Новоселов Я.Б., Ковалев Д.В., Ронинсон А.Г., Справочное руководство и комментарии. Новосибирск, 2005 г.
3. Пилат Т.Л., Иванов А.А., Биологически активные добавки к пище. М.: Авалон. 2002 г.. 710 с.
4. Покровский В.И. и др.. Политика здорового питания. Федеральный и региональный уровни. Новосибирск, 2002 г., 344 с.
5. Тутельян В.А., Спиричев В.Б. и др., Микронутриенты в питании здорового и больного человека. Москва, 2002 г.
6. Тутельян В.А., и др.. Лечебное питание: современные подходы к стандартизации диетотерапии.. Москва, 2007 г.
7. Тутельян В.А., Справочник по диетологии. М.: Медицина, 2002 г., 544 с.
8. Федеральный реестр биологически активных добавок к пище», изд. II, под ред. Пилат Т.Л., Москва, 2001 г.

информационные письма:
9. «Варианты профилактики эколого-обусловленных состояний». Новосибирск, 2000 г.
10. «Оптимизация профилактики и лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы у жителей Новосибирской области на основе использования Литовита». Новосибирск, 2000 г.
11. «Экологические аспекты немедикаментозной профилактики болезней, коррекции и реабилитации здоровья». Новосибирск, 2000 г.

материалы конференций, конгрессов, симпозиумов, круглых столов:
12. 11-я Международная конференция «Пищевые добавки-98», г. Москва, 1998 г.
13. Материалы IV национального конгресса по профилактической медицине и валеологии, II конгресса по натуротерапии. Санкт-Петербург, 1997 г.
14. Материалы V Международной конференции «Здоровье, труд, отдых в XXI веке. Профилактика, лечение, реабилитация в различные периоды жизни человека». Москва, 2002 г.
15. Материалы конгресса «Эволюция: человек и образование». Новосибирск, 1996 г.
16. Материалы круглого стола «Здоровое питание - здоровье нации». Темы: «Здоровье нации: первоочередные задачи правительства и общества». Нижний Новгород, Российский Форум, 2003 г.
17. Материалы международной научно-практической конференции «Природные минералы на службе человека». Новосибирск. 1997, 1999, 2001 гг.
18. Материалы международной научно-практической конференции «Современные технологии фитонутрициолопш в акушерстве, гинекологии и педиатрии». Москва. 2003 г.
19. Материалы межрегиональной учебно-методической конференции «Валеология - наука о здоровье в системе медицинского образования». Новосибирск, 1998 г.
20. Материалы научно-практической конференции «Новые методы диагностики, лечения заболеваний и управления в медицине». Новосибирск, 1998, 1999 гг.
21. Материалы научно-практической конференции Новосибирской ГОКБ «Новые методы диагностики, лечения заболеваний и управления в медицине», 1999 г.
22. Материалы Третьей Всероссийской конференции «Гипоксия. Механизмы, адаптация, коррекция». Москва, 2002 г.
23. Отчет правительственной комиссии по ликвидации аварии на ЧАЭС, 1986 г.
24. Разработка концепции биологического действия цеолитов; схемы приема и дозировки БАД к пище «Литовит». A.M. Паничев., А.Н. Гульков, г. Владивосток, 1998 г.
25. Тезисы Международного симпозиума «Федеральный и региональный аспекты государственной политики в области здорового питания». Кемерово, 2002 г.

учебные пособия:
26. Авцын А.П., Жаворонков А. А. с соавт. «Микроэлементозы человека». М.: Медицина, 1991 г.
27. Агаджанян Н.А., с соавт. «Природные минералы на службе человека». Новосибирск, 1999 г.
28. Бгатова Н.П., Новоселов Я.Б. «Использование биологически активных добавок на основе природных минералов для детоксикации организма». Новосибирск, 2000 г.
29. Благитко Е.М., Яншина Ф.Т. «Профилактические и лечебные свойства природных цеолитов». Новосибирск, 2000 г.
30. Бородин Ю.И. с соавт. «Морфофункциональная оценка воздействия БАД «Литовит» на органы и системы организма». Новосибирск, 1999 г.
31. Зюбина Л.Ю., Нестеров В.И. и др. «Организация лечебного питания в санаторно-курортных учреждениях» (методическое пособие). Сибирский федеральный центр оздоровительного питания, Новосибирск, Изд-во НГТУ, 2002 г.
32. Котова Н.В., Суворова К.Н. «Юношеские акне». Российская медицинская академия постдипломного образования, Москва-Новосибирск, 2002 г.
33. Маянская Н.Н., Новоселов Я.Б. «Саногенетические принципы воздействия на организм средств на основе природных минералов». Новосибирск, 2000 г.
34. Маянская С.Д., Новоселов Я.Б. «Воспалительные болезни печени». Новосибирск, 2003 г.
35. Суворова К.Н., Гомболевская С.Л., Камакина М.В. «Гиперандрогенные акне у женщин». Российская медицинская академия постдипломного образования, Москва-Новосибирск, 2000 г.
36. Филов В.В. «Вредные неорганические соединения первых-шестых групп», Л.: «Недра», 1986 г.
37. Шалмина Г.Г., Новоселов Я.Б. «Безопасность жизнедеятельности: Эколого-геохимические и эколого-биохимические основы безопасности жизнедеятельности». Новосибирск, 2002 г.
38. Шпагина Л.А., Герасименко О.Н., Новоселов Я.Б., «Литовит в профилактике и лечении больных с профессиональными заболеваниями». НГМА, 2001 г.

Подборка лучших книг, которые помогут не только похудеть, но и пересмотреть свое мировоззрение и подход к питанию в целом.

«Полезная еда. Развенчание мифов о здоровом питании», Колин Кэмпбелл

Эта книга – продолжение бестселлера «Китайское исследование», написанного Колином Кэмпбеллом по результатам самого масштабного одноименного исследования в истории человечества на тему питания. Колин приводит убедительные доказательства того, что официальная наука накрепко застряла в прошлом и не имеет смелости признать очевидные вещи. Оказывается, «волшебное средство», за которым ученые охотились последние полвека - это не десятилетиями разрабатываемая гениальная вакцина, не суперсовременный хирургический инструмент или операция с лазерами, нанотехнологиями, а…повседневная пища!

«Правила снижения веса», Ричард Темплар

Эта книга не о диете, в ней описаны правила, помогающие совладать с любой диетой и сделать ее эффективной. Всем известно, какие продукты и блюда полезны, а какие вредны. Но как справиться с самим собой? Как отказывать себе в лакомствах, не чувствуя себя изгоями общества? Как не соблазниться лишним канапе на фуршете или не залезть украдкой ночью в холодильник? Юмор в книге – не попытка сгладить или обойти проблемы, это спасительное оружие, реальный помощник в борьбе с собственным безволием. А советы, собранные в книге, проверены многими людьми, умеющими питаться правильно, худеть и в то же время получать удовольствие от жизни.

«Соль, сахар и жир», Майкл Мосс

В этой книге лауреат Пулитцеровской премии Мосс общается с инсайдерами пищевой промышленности и на примерах компаний Coca-Cola, Frito-Lay, Nestle, Kraft и многих других показывает, какие маркетинговые приемы используются в индустрии и как специалисты в лабораториях пищевых гигантов находят «точку блаженства» — идеальное сочетание компонентов для создания привлекательных продуктов.
После прочтения этой книги вы не сможете смотреть на этикетки в супермаркете по-прежнему. Эта книга попала в списки лучших книг года по версии The Atlantic, The Huffington Post, Men’s Journal, MSN (U.K.), Kirkus Reviews, Publishers Weekly.

«Ешь, двигайся, спи», Том Рат

Мы привыкли к тому, что переход к здоровому образу жизни требует каких-то кардинальных перемен, например, полного отказа от никотина и алкоголя, регулярных спортивных занятий, смены места жительства. Во многом поэтому мы не уделяем должного внимания «мелочам» – ежедневным решениям по поводу того, что съесть на завтрак: овсянку или бутерброд? Позвонить коллеге или пройтись до его кабинета? Лечь поспать пораньше или позволить себе немного расслабиться и посмотреть допоздна любимый сериал? А ведь именно эти «мелочи», как утверждает Том Рат, оказывают существенное влияние на продолжительность и качество нашей жизни. Автор выработал простую методику, которая позволяет ему, имея тяжелое заболевание, вести активный образ жизни и заниматься любимым делом. Методика базируется на трех основных принципах – качественный сон, постоянное движение и правильная еда. Не важно, какой образ жизни вы ведете сегодня, всегда можно измениться, чтобы прожить долгую и полноценную жизнь. О том, какие именно привычки стоит изменить, что и когда есть и как добавить в свою жизнь больше движения, читайте в этой книге.

«Еда и мозг», Дэвид Перлмуттер, Кристин Лоберг

Многие из нас слышали о вреде жирной или жареной пищи, о вреде мяса или молочных продуктов, но то, что углеводы (сахар, хлеб, крупы, макароны, рис) разрушают мозг, – неожиданная новость. Автор книги, известный невролог и специалист по вопросам питания Дэвид Перлмуттер за годы практики установил связь между тем, что мы едим, и работой нашего мозга. На основе опыта и клинических исследований он доказал, что здоровье мозга в наших руках: правильная диета может помочь сохранить хорошее самочувствие и остроту ума, а проблемы с памятью, стресс, бессонница и плохое настроение лечатся отказом от определенных продуктов питания.

«Ешь правильно, беги быстро», Стив Фридман, Скотт Джурек

Скотт Джурек - сверхмарафонец, то есть соревнуется на дистанциях больше марафонских, вплоть до 200-мильных. Это система питания. Удивительно, но Скотт при своих огромных нагрузках - веган, то есть питается только натуральными продуктами исключительно растительного происхождения. Как можно понять, его веганство не имеет отношения к простой моде на вегетарианство: он сам врач и внимательно следит за своим самочувствием и результатами, которые улучшились после исключения из рациона животных продуктов.

«Диета «Пятнашки», Олег Терн

Пожалуй, каждый взрослый человек помнит увлекательную игру-головоломку под названием «Пятнашки», которая в детстве занимала любую свободную минутку. На ее основе врачом и диетологом Олегом Терном создана система рационального питания, которая дает широкие возможности для составления меню в зависимости от целей, которые преследуются - похудение, набор или поддержание веса, оздоровление организма. Данная методика хорошо известна как среди специалистов по питанию, так и среди простых пользователей под названием «Пятнашки-диета».

«Похудеть навсегда», Маргарита Королева

Авторская программа снижения и удержания веса Маргариты Королевой — неоспоримый бестселлер. Тираж книги уже преодолел отметку в 500 000 экземпляров и продолжает бить рекорды. Это неудивительно, ведь в книге Маргарита Королева описала не только авторские схемы питания, разгрузочные дни и монодиеты, но и историю вопроса, известное и неизвестное об ожирении, психологию похудения, питание как образ жизни, 20 шагов на пути к здоровому образу жизни.

«Вы просто не умеете худеть», Михаил Гаврилов

Главная особенность доктора Гаврилова в том, что он лечит не звезд, а нас с вами. Среди похудевших с помощью его методики уже несколько десятков тысяч (!) человек. В книге подробно расписаны этапы похудения, дан индивидуальный дневник питания, рассказано о секретных ингредиентах самых простых рецептов, которые помогут сбросить вес и укрепить иммунитет. Доктор Гаврилов знает секретные точки и уже подобрал ключи к нашему подсознанию: с помощью книги вы укрепите свою мотивацию и получите мощнейшую психологическую поддержку.

«Француженки не толстеют», Мирей Гильяно

Хотите, чтобы мы написали о вас - присылайте свои новости нам на почту

Заключение

Изучив литературу по теме исследования, мы пришли к выводу, что здоровое и полноценное питание очень важно для поддержания хорошего здоровья. В ходе своей обычной жизни, мы забываем правильно питаться, не получая необходимые витамины и микроэлементы из пищи и, следовательно, мы, как правило, получаем наши болезни от нашего неправильного образа жизни. Сбалансированное питание очень важно для каждого человека, особенно для растущего организма.

Питание составляет основу здорового образа жизни. В молодом возрасте по статистике видны нарушения питания, особенно у студентов. Они могут быть вызваны рядом причин (например причиной гастрита может стать неправильное питание, нервное истощение, курение, а причиной колита - несбалансированное питание). Причиной поражения собственной ткани почек, нефрозов и нефритов, может стать как пьянство, наркотическое пристрастие, токсикомания, так и чрезмерное употребление острой, копченой и маринованной пищи.

Во избежание серьезных проблем со здоровьем в среднем и зрелом возрасте следует заботится об этом смолоду, да бы не создавать проблемы себе и будущему поколению.

Список литературы

1. Андреев Ю.А. Новые Три кита здоровья. - М.: Феникс. 2009. - 350 с.

2. Алексеев С.В., Уселко В.Р. Гигиена труда. - М: Медицина. 2008. - 576 с.

3. Воробьев Р.И. Питание и здоровье. - М.: Медицина. 2010. - 156 с.

4. Горохов В.А., Горохова С.Н. Лечебно-сбалансированное питание - путь к здоровью и долголетию. - СПб.: Питер. 2011. - 278 с.

5. Гигиена: учебник / Под общей ред. акад. РАМН Г.И. Румянцева. ©\ 2©\е изд., перераб. и доп. - М.: ГЕОТАР©\Медиа, 2009. - 301 с.

6. Дрожжина Н.А. Особенности формирования пищевого поведения в студенческой среде /Дрожжина Н.А., Максименко Л.В. // Вопр. диетол. - 2012. - Т.2, № 2. - С.27.

7. Диетология: руководство/ Под ред.А.Ю. Барановского. - СПб.: Питер, 2008. - 960 с.

8. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни: Учеб. пособие. - М.: ФЛИНТА; 2009. - 559 с.

9. Добротворская С.Г. Факторы саморазвития и здорового долголетия человека / С.Г. Добротворская. - Казань: Центр инновац. технологий, 2013. - 132 с.

10. Здоровое питание.В.Н. Шилов, В.П. Мицьо. - М.: Парус, 2011. - 224 с.

11. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В., Болтачева Е.А., Жулин Н.В. Особенности физического развития сельских школьников // Вестник Московского государственного областного университета. - №3. - 2015. - С.15-19.

12. Королев А.А. Гигиена питания: Учебник для студентов высших учебных заведений Изд.2-е, перераб., доп. - М.: Издательский центр "Академия", 2007. - 528 с.

13. Основы здорового питания: пособие по общей нутрициологии. А.В. Скальный. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2011. - 258 с.

14. Питание как фактор формирования здоровья студентов /Г.П. Пешкова, В.С. Бердина, С.И. Ворошилин и др. // Матер. XIV Всерос. конгр. диетологов и нутрициологов с междунар. участием. - 2010. - С.66.

15. Позняковский В.М. Гигиенические основы питания, безопасность и экспертиза пищевых продуктов. - Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2012. - 350 с.

16. Рольф Унзорг. Энциклопедия здоровья. Здоровое питание. - М.: "Кристина и Ко", 2012. - 234 с.

17. Ренате Цельтнер. Раздельное питание. Справочник здоровья. - Сигма-пресс: Феникс, 2009. - 96 с.

18. Сахарова, О.Б. Влияние гигиенических факторов на состояние здоровья студентов крупного гуманитарного ВУЗа: автореф. дис. … канд. мед. наук /О.Б. Сахарова. - Владивосток, 2011. - 22 с.

19. Сорока Н.Ф. Питание и здоровье. - Минск, 2010. - 242 с.

20. Столмакова А.И., МартынюкИ.О. Популярно о питании. - М.: Здоровья Год. 2010. - 272 с.

21. Справочник по диетологии. // Под ред. Пикроиского А.А. и Самсонова М.А. - М.: Медицина, 2011. - 627 с.

22. Сушанский А.Г., Лифляндский В.Г. Энциклопедия здорового питания.Т. I, II. СПб.: "Издательский Дом "Нева”", 2009. - 375 с.

23. Туманян Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование. - М.: Знание, 2010. - 314 с.

24. Физиология питания. Учебник / Под ред. Т.М. Дроздова, П.Е. Влощинского, В.М. Поздняковского. - Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2012. - 352 с.

25. Шевченко В.П. Питание и долголетие. - М.: Университетская книга, Логос, 2012. - 320 с.

26. Эддар А. Трактат о питании. - М.: Просвещение, 2009. - 157 с.

Нужно ли говорить о том, что от правильного сбалансированного питания зависит не только поддержание жизнедеятельности человека, но и его успешность в самореализации? Ведь именно от того, что поступает в организм, зависит его физическое и психическое здоровье. Подборка лучших книг о правильном питании позволит узнать секреты различных систем и методик, и кардинально изменить свое здоровье, а значит и жизнь к лучшему.

  1. «50 правил здорового питания», Г.С. Выдревич . Кроме правил питания в этой книге даны рецепты блюд на любой день, для любого кошелька, и любого здоровья. Автор знакомит читателя с основами сбалансированного питания, позволяющего значительно улучшить состояние организма.
  2. «Шокирующая правда о воде и соли», Поль Брэгг . Книга адресована тем, кто в результате неправильного питания «познакомился» с целой кучей различных болезней. Автор раскрывает перед читателем последствия чрезмерного употребления обыкновенной воды и поваренной соли. Кроме этого приводятся различные диеты и даются советы, как поправить здоровье тем, кто имеет заболевания желудочно-кишечного тракта.
  3. «Кремлевская диета», 2 тома, Виктория Брежнева . Книга знакомит с приготовлением различных блюд, и методикой «особой» кремлевской диеты, которой успешно пользуются звезды шоу-бизнеса, политики, артисты, актеры, и другие люди, которым постоянно приходится быть «на виду». Автор доказывает, что стройная фигура в самые кратчайшие сроки – это вполне реально!
  4. «Француженки не толстеют», Мирей Гильяно . Автор отмечает занимательный парадокс: французские женщины – большие любительницы «запретной» пищи, не утруждающие себя посещением спортзалов и соблюдением диет, до преклонного возраста буквально излучают красоту, здоровье, и энергию. В чем их секрет поведала Гильяно в своей книге.
  5. «Жизнь по правилам здоровья», Гербер Шелтон . Автор книги – создатель целого направления в области здорового образа жизни, называемого «Натуральная Гигиена». С помощью собственных принципов питания Шелтон вылечил от различных болезней, связанных с неправильным питанием несколько десятков тысяч человек.
  6. «Золотые правила питания», Болотов, Кацузо, Чопра . Этот фундаментальный труд о правильном питании стал плодом сотрудничества трех знаменитых ученых-врачей из России, Японии, и США. Совмещенный опыт трех различных культур питания, которым делятся авторы, позволит приобрести прекрасную фигуру, отличное здоровье и настроение.
  7. «Не болейте. Правила полноценного питания», Майя Гогулан. Автор книги в свое время благодаря рецептам правильного питания, которыми сейчас делится с читателями, победила смерть.
  8. «Как вкусно есть и великолепно выглядеть», Вальтер Дресслер . Автор вводит читателя в мир белков, углеводов, минеральных веществ, и прочих микроэлементов, которые жизненно важно необходимы организму человека. С помощью таблиц он доказывает сколько и каких веществ нужно для человека в течение определенного периода времени.

МБОУ Луганская СОШ

Исследовательская работа на тему:

«Правильное питание»

Руководитель:

учитель географии

и биологии

Савонова А.В.

Выполнила:

учащийся 10 класса

Гречихин В.А.

2015г.

Введение……………………………………………………………………………2

1. Теоретическая часть…………………………………………………………….4

1.1. Здоровый образ жизни и правильное питание………………………………4

1.2. Правильное питание школьника……………………………………………..6

2. Практическая часть……………………………………………………………...8

2.1. Анкетирование………………………………………………………………...8

2.2. Анализ результатов…………………………………………...........................8

Заключение………………………………………………………………………..10

Список литературы……………………………………………………………….12

Приложения……………………………………………………………………….13

Введение

«Человеку нужно есть

Чтобы встать и чтобы сесть.

Чтобы прыгать, кувыркаться,

Песни петь, дружить, смеяться,

Чтоб расти и развиваться

И при этом не болеть,

Нужно правильно питаться

С самых юных лет уметь»

«Здоровье выпрашивают себе люди у богов,
но то, что в их собственной власти – сохранить его, об этом они не задумываются» (Демокрит 460-370 гг. до н. э.).

Задумывались ли Вы когда-нибудь над тем, что внешность человека во многом зависит от состояния его здоровья? Еще древние говорили: «Красота есть выражение полного здоровья организма» в любом возрасте хочется быть красивыми и стройными!

Наука о питании - древняя и современная. Наука о питании, так же как и кулинарное искусство, имеет свою историю. Первый человек был одновременно и первым поваром. Значит, искусство приготовления пищи значительно старше всех других видов искусств?

Выбор пищи, вкусовые привычки народов разных стран, по меньшей мере, удивительны. Избыточный вес, болезни, малая продолжительность жизни - все это «награда» за кулинарные достижения. Во все время известные поэты, писатели, философы, политические деятели выступали за умеренность в еде и питье.

В настоящее время заметно возрастает понимание того, что пища оказывает на человека значительное влияние. Она даёт энергию, силу, развитие, а при грамотном её употреблении – и здоровье. Можно с определённой уверенностью утверждать, что здоровье человека зависит от питания. Пища зачастую является основным источником большинства заболеваний, однако с её же помощью можно и избавиться от многолетних недугов. Как ни соблазнительна пёстрая палитра продуктов питания и готовых изделий из них, но велики и проблемы, связанные с производством пищи, которые породила современная цивилизация.

В последнее время особую популярность среди школьников завоевали продукты быстрого приготовления, бутерброды, булочки, чипсы, сухарики, фаст-фуд, газировка и т.д. На телевидении, в магазинах и общественных местах часто можно увидеть красочную рекламу этих продуктов. Они сопровождают людей практически везде, как сидя дома у телевизора, так и в пути. Однако нельзя забывать и о том, что множество людей, в том числе и дети, страдают заболеваниями пищеварительного тракта.

Исследовательская работа «Правильное питание» направлена на изучение основ здорового образа жизни, правильного питания.

Цель исследования : доказать необходимость рационального питания для школьников и определить правила здорового питания.

Гипотеза нашего исследования основана на предположении: чтобы стать здоровым человеком надо с детства вести здоровый образ жизни, правильно питаться, соблюдать режим дня.

Задачи:

1. Проанализировать научную информацию по данной теме;

2. Уточнить понятие « Правильное питание»;

3. Ознакомить учащихся с полезными и вредными продуктами;

4. Рассмотреть причины неправильного питания;

5. Провести анкетирование школьников;

Объект исследования стал образ жизни школьника, его режим питания.

Предмет исследования : правильно подобранные полезные продукты питания, режим дня школьников и образ жизни в целом.

База исследования: учащиеся 8-9 классов филиала МБОУ Луганской СОШ в с. Бобрик.

1. Теоретическая часть

1.1. Здоровый образ жизни и правильное питание

Здоровье – самое ценное, что у нас есть. На всю жизнь человеку дается только один организм. Если небрежно обращаться с какими-то предметами, их можно заменить, но заменить свой организм невозможно. Многие болезни – всего лишь результат неправильного питания. Можно сохранить здоровье, если следить за характером питания.

Пища, которую мы едим, обеспечивает развитие тканей и клеток организма, постоянное их обновление, а также является источником энергии. Обмен веществ в нашем организме полностью зависит от характера питания. От того, что мы едим, зависит наша трудоспособность, заболеваемость, физическое развитие и рост, нервно-психологическое состояние, продолжительность жизни. Поэтому правильное питание и здоровый образ жизни неразделимы.

Все теории питания пытаются решить одну проблему: поступление в организм в правильных пропорциях достаточного количества углеводов, жиров, белков, витаминов, микроэлементов, минеральных веществ. Правильное питание основывается на соблюдении режима (оптимально четырехразовое питание с интервалом 4-5 часов между приемами пищи); соблюдении калорийности рациона (человеку в среднем необходимо 3 тыс. ккал); соотношении белков, жиров, углеводов (умственный труд – 1:0,8:3, физические нагрузки – 1:1:5, в среднем – 1:1:4); утоление потребности организма в основных веществах (вода, микроэлементы, минеральные вещества, витамины, полиненасыщенные жирные кислоты, аминокислоты).

Рациональное питание (от латинского слова rationalis - «разумный») - это физиологически полноценное питание здоровых людей с учетом их пола, возраста, характера труда, климатических условий обитания. Рациональное питание способствует сохранению здоровья, сопротивляемости вредным факторам окружающей среды, высокой физической и умственной работоспособности, активному долголетию.

Правильное здоровое питание – это также профилактика заболеваний. Тому, кто ведет здоровый образ жизни и правильно питается, не страшны ни погодные «катаклизмы», ни болезни, ни вирусы. Такие люди всегда бодрые, активные, более выносливые и жизнерадостные, дольше живут.

Еще Гиппократ говорил: "Пусть пища будет вашим главным лекарством". А чтобы пища стала лекарством, она должна быть естественной, природной, то есть наиболее приспособленной для усвоения еще одним созданием природы - человеческим организмом.

Правильное и систематическое питание содействует профилактической деятельности работы желудочно-кишечного тракта. Естественно, кушать нужно умеренно, не выходя за рамки разумного, так как переедание может привести к накоплению жира в организме и вызвать массу самых разных болезней, а также снизить активность работы иммунной системы.

В общем, самым оптимальным следует считать рацион, который содержит в себе мясо, рыбу, молочные продукты, и дополнен овощами и фруктами. Сырые овощи и фрукты по праву считаются наиболее полезными продуктами питания, так как содержат огромное количество витаминов, укрепляют иммунитет, являются отличной профилактикой многих болезней. Также не следует пренебрегать злаками, ведь них содержаться углеводы и клетчатка, которые способствуют очищению организма, а также витамины В и Е, марганец, кальций, цинк, железо, магний.

Пища, в которой содержится много углеводов, способна хорошо утолить голод, но такая еда приносит не очень-то и большую пользу. Мучные изделия и сахар должны быть сведены к минимуму. Сладости и шоколадные батончики лучше заменить медом. С одной стороны шоколадный батончик даёт энергию нашему организму, поднимает настроение, вызывает прилив сил и бодрости. С другой – в их состав входят красители, консерванты, растительные жиры, что способствует развитию кариеса, вызывает ожирение, аллергию, тошноту, изжогу.

2.1. Правильное питание школьника

Школьник должен расти здоровым, физически крепким, всесторонне развитым и выносливым. Из всех факторов внешней среды, оказывающих влияние на его физическое и нервно-психическое развитие, питание занимает ведущее место. Поэтому еще с раннего детства важно обеспечить полноценное и правильно организованное питание, являющееся залогом его здоровья.

Всякое нарушение питания как количественное, так еще в большей мере качественное отрицательно влияет на здоровье детей. Особенно вредны для организма нарушения питания в периоде наиболее интенсивного роста ребенка, который охватывает и школьный возраст.

Наряду с этим пища является «строительным материалом», необходимым для роста и развития организма. Какая же пища нужна учащемуся? Те вещества, которые входят в состав органов и тканей всякого организма, т. е. белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и вода, должны быть в рационе в достаточном количестве и в определенных соотношениях, так как недостаток или избыток одного из них может повести к нарушению в развитии организма.

Особенно большое значение имеет содержание в рационе белка. Белок - наиболее важная часть пищи; не случайно его иначе называют протеином, производя это наименование от греческого глагола, означающего «занимать первое место». При недостатке его в пище у ребенка появляется слабость, вялость, наблюдается падение веса, отставание в росте, снижается сопротивляемость к болезням, успеваемость и трудоспособность. Избыток белка в рационе школьника ведет к нарушению обменных процессов, снижению аппетита.

Белки содержатся как в животных, так и в растительных продуктах. Белки, находящиеся в молоке, мясе, рыбе, яйцах и пр., наиболее сходны по своему составу с белками тканей и органов человека и наиболее полезны для организма. Некоторые растительные продукты (бобовые, гречневая крупа, рис, картофель, свежая капуста) также содержат белки, необходимые для роста организма.

Лучшей усвояемости белка и лучшему использованию его организмом способствуют овощи. Следовательно, мясные и рыбные блюда целесообразно давать с овощными гарнирами. Поэтому с раннего детства нужно приучать детей к овощным блюдам.

В суточный рацион школьника также необходимо включать достаточное количество жиров. Необходимые жиры содержатся не только в привычных для нас «жирных» продуктах – масле, сметане, сале и т.д. Мясо, молоко и рыба – источники скрытых жиров. Животные жиры усваиваются хуже растительных и не содержат важные для организма жирные кислоты и жирорастворимые витамины. Норма потребления жиров для школьников - 80-90 г. в сутки, 30% суточного рациона.

Для пополнения энергетических запасов организма также необходимы и углеводы. Наиболее полезны сложные углеводы, содержащие не перевариваемые пищевые волокна. Суточная норма углеводов в рационе школьника – 300-400 г., из них на долю простых должно приходиться не более 100 г.

Учеными установлено, что в суточном рационе учащихся должны быть определенные соотношения между белками, жирами и углеводами, а именно 1:1:4 или 5. Так, например, если ребенок 15 лет получает 75 граммов белка, то для нормального усвоения пищи он должен получить 75 граммов жира и 300-375 граммов углеводов.

3. Практическая часть

3.1. Анкетирование

Для того чтобы выяснить, как питаются учащиеся нашей школы и как они в целом относятся к своему здоровью я провел анкетирование среди учащихся 8,9 классов филиала МБОУ Луганской СОШ в с. Бобрик. Было опрошено 10 человек. Текст анкеты представлен в приложении.

3.2. Анализ результатов

В результате анализа ответов школьников на вопросы анкеты были сделаны выводы, которые отражены в диаграмме на рис. 1.

Рис. 1. Особенности питания учащихся 8,9 классов

Анализируя данные рис. 1, можно сделать вывод о том, что питание 70% школьников по некоторым причинам нельзя назвать полноценным. Большинство учащихся 8,9 классов должны изменить свой режим дня и прислушаться к рекомендациям по правильному питанию, чтобы пополнить свой рацион другими нужными для организма веществами. Так же следует отметить, что 10 % учащихся нужно как можно быстрее изменить и режим, и рацион питания. Только 20 % школьников 8,9 классов полноценно питаются и сознательно относятся к собственному здоровью.

По результатам анкетирования я сделал вывод, что в 8,9 классе ребята несознательно относятся к собственному здоровью. Многим из них нужно прислушаться к рекомендациям по правильному питанию.

В заключение проведенного анкетирования мною были предложены ребятам простые способы здорового и правильного питания:

1. С облюдай режим питания! Питание в определенные часы улучшает работу органов пищеварения.

2. Питайся разнообразно! Разнообразие питательных веществ и витаминов обеспечивает сбалансированное поступление в твой организм необходимых веществ.

3. Тщательно пережевывай пищу! Пережевывание подготавливает пищу для прохождения по желудочно-кишечному тракту. Измельчённая пища легче переваривается.

4. Не переедай! С избытком пищи не справляется пищеварительная система; пища подвергается брожению и гниению, организм отравляется.

5. Не спеши во время еды! Продолжительность трапезы должна составлять не менее 20 минут при одном блюде и 30–40 – при двух. Так достигается насыщение без переедания.

Более полно правила здорового питания представлены в приложении.

Заключение.

Здоровое питание - одно из основ здорового образа жизни. Вести здоровый образ жизни - это значит постоянно выполнять правила сохранения и укрепления здоровья: соблюдать чистоту, правильно питаться, сочетать труд и отдых, много двигаться, не иметь вредных привычек.

Следуйте правилам здорового питания и будете чувствовать себя прекрасно и помните, что невыполнение правил режима рационального питания - одна из главных причин развития заболеваний пищеварительных органов.

Приложения

Анкета

Инструкция: «Внимательно прочитав каждый вопрос, выберите один из трёх (двух) ответов, который характерен для Вас. Обсудите результаты с родителями».


1. Сколько раз в день Вы едите?
1) 3-5 раз,

2) 1-2 раза,
3) 7-8 раз, сколько захочу.
2. Завтракаете ли Вы дома перед уходом в школу?

1) да, каждый день,

2) иногда не успеваю,
3) не завтракаю.
3. Что Вы выберите из ассортимента в буфете для быстрого завтрака на перемене?
1) булочку с компотом,

2) сосиску, запеченную в тесте,

3) сухарики или чипсы.
4. Едите ли Вы на ночь?
1) стакан кефира или молока,

2) молочную кашу или чай с печеньем (бутербродом),
3) мясо (колбасу) с гарниром.

5. Употребляете ли Вы в пищу свежие овощи?
1) всегда, постоянно,

2) редко, во вкусных салатах,

3) не употребляю.
6. Как часто на вашем столе бывают фрукты?
1) каждый день,
2) 2 – 3 раза в неделю,

3) редко.
7. Употребляете ли Вы в пищу лук, чеснок, петрушку, укроп?
1) всё употребляю ежедневно в небольшом количестве,
2) ем иногда, когда заставляют,

3) лук и чеснок не ем никогда.
8. Употребляете ли в пищу молочные и кисломолочные продукты?
1) ежедневно,

2) 1- 2 раза в неделю,

3) не употребляю.
9. Какой хлеб предпочитаете?
1) хлеб ржаной или с отрубями,

2) серый хлеб,
3) хлебобулочные изделия из муки в/с.

10. Рыбные блюда в рацион входят:
1) 2 и более раз в неделю,

2) 1-2 раза в месяц,

3) не употребляю.
11. Какие напитки вы предпочитаете?
1) сок, компот, кисель;

2) чай, кофе;
3) газированные.
12. В вашем рационе гарниры бывают:
1) из разных круп,

2) в основном картофельное пюре,
3) макаронные изделия.
13. Любите ли сладости?
1) все лакомства являются «носителями пустых калорий», поэтому употребляю их умеренно,
2) пирожные, печенье, мороженое употребляю часто,

3) могу сразу съесть 0,5 кг конфет.
14. Отдаёте чаще предпочтение:
1) постной, варёной или паровой пище,
2) жареной и жирной пище,

3) маринованной, копчёной.
15. Отличается ли ваш рацион в течение недели разнообразием блюд?
1) да,

2) нет.

Если Вы набрали от 15 до 21 баллов, вы сознательно относитесь к собственному здоровью, потому что организм получает разнообразные питательные компоненты с сохранившимися в них биоактивными веществами. А это важно для полноценной любой деятельности. И с режимом у Вас всё в порядке! Вы молодцы!

Если вы набрали от 22 до 28 баллов, полноценным ваше питание назвать нельзя по нескольким причинам, но если Вы прислушаетесь к рекомендациям, то ваш рацион пополнится другими нужными для организма веществами.

Если вы набрали 29 – 44 балла, вам нужно задуматься о своём питании, как о режиме, так и о рационе. Чем быстрее вы этим займётесь, тем меньше проблем с излишним весом, нервными заболеваниями, заболеваниями желудочно-кишечного тракта, различными кожными высыпаниями у Вас возникнет!

Правила здорового питания для школьников

Рекомендации Всемирной организации здравоохранения построены по принципу светофора:
Зелёный свет - еда без ограничений - это хлеб грубого помола, цельные крупы и не менее 400 г в сутки овощей и фруктов.

Желтый свет - мясо, рыба, молочные продукты - только обезжиренные и в меньшем количестве, чем «зеленые» продукты.

Красный свет - это продукты, которых нужно остерегаться: сахар, масло, кондитерские изделия. Чем реже вы употребляете такие продукты, тем лучше.

Правило первое : завтрак должен быть обязательно! Забудьте о хлопьях с молоком или соком, лучше потратить на 2 минуты больше времени, но сделать 2 бутерброда из цельнозернового хлеба с сыром, зеленью, творогом или курицей. Белка хватит до самого обеда.

Правило второе: в школу надо взять с собой маленькую бутылку минералки и пару яблок или банан. Калий, содержащийся в банане, прекрасно снимает усталость. Это весьма кстати для тех школьников, которые вечером засиделись перед компьютером и, разумеется, не выспались.

Третье правило: если в школе не предусмотрено питание для детей, то можно дать ребенку с собой бутерброд. Заверните его в фольгу, чтобы избежать крошек среди листов учебников и тетрадей.

Правило четвертое, для школьников младших классов: пользуйтесь тем, что государство предоставляет вам молоко, выпивайте его. Кальций для детских зубов и косточек – то, что доктор прописал!

Правило пятое: в школьном буфете можно купить сок, пирожок или булочку, но точно не чипсы, газировку или картофель фри. Насытиться этими вещами вы не насытитесь, но аппетит вам они разыграют.

Правило шестое: перекусы не так плохи, как может показаться. Только вот перекусывать надо с умом. Шоколадка, конечно, придаст вам энергии, но лишь на короткое время, да и пользы от нее будет гораздо меньше, чем вреда. А вот большое яблоко в качестве перекуса куда уместнее.

Правило седьмое , связанное не с тем, что есть, а с тем, как есть: не ешьте на бегу. Сядьте в школьной столовой за стол и потратьте на завтрак время всей перемены. Ну и, конечно, непременно мойте руки перед едой.

Правило восьмое : по возвращении из школы горячий обед обязателен. Это должно стать аксиомой для школьника любого класса.

Правило девятое : не злоупотребляйте полуфабрикатами. Пельмени, может, приготовить куда проще, чем, скажем, омлет, но по пользе для организма они не сопоставимы. Супы, горячие блюда, гарниры – все это должно присутствовать в рационе школьника.

Правило десятое: обилие овощей и фруктов – непременное условие для здорового питания ученика. Выбирайте плоды по сезону и приучайте ребенка к мысли, что есть их надо обязательно.



Новое на сайте

>

Самое популярное