Домой Ревматология Производительные силы есть совокупность. Производительные силы общества и производственные отношения

Производительные силы есть совокупность. Производительные силы общества и производственные отношения

Производительные силы и производственные отношения

Маркс различает три аспекта базиса: производительные силы, производственные отношения и природные условия.

Кратко говоря, производительные силы - это рабочая сила (обладающая знаниями и умениями) и средства производства (технология и орудия труда), которые обнаруживают себя во взаимном развитии человека и природы.

Производственные отношения - это организационные формы, прежде всего отношения собственности на средства производства [Производственные отношения (отношения собственности) не вполне материальны. Отношения собственности частично являются юридическими отношениями. Феномен собственности едва ли возможен, если люди неявно не обладают понятием собственности. Так, если люди не обладают понятием вежливости, то приподнять шляпу не означает поприветствовать знакомого. Точно так же взять чей-то велосипед не означает украсть его, если люди не имеют, помимо прочих, понятия собственности. Мы не можем отделить понимание как компонент надстройки от базиса: без определенного понимания и определенной мотивации нет экономики. Следовательно, диалектическое целое более фундаментально, чем жесткое деление на материальный базис и пассивную надстройку.].

Природные условия - это естественно данные природные ресурсы.

Мы уже говорили, что Маркс рассматривал базис, экономику как решающую движущую силу истории. Выразим эту мысль более точно. Подлинной движущей силой являются производительные силы. Но взаимодействие человека и природы, которое опосредовано производительными силами, происходит внутри определенной организационной формы (формы собственности). До некоторого момента производительные силы развиваются свободно или, по крайней мере, без сопротивления в рамках имеющихся производственных отношений. Но рано или поздно производственные отношения начинают тормозить дальнейший рост производительных сил. В результате между ними возникает напряжение: преобладающие отношения собственности препятствуют дальнейшему развитию производительных сил. Возникшие в производительных силах изменения настоятельно требуют новых и более отвечающих им производственных отношений. Происходит революция. После установления новых производственных отношений производительные силы развиваются до тех пор, пока эти производственные отношения снова не начинают их ограничивать. Происходит новая революция.

Другими словами, производительные силы развиваются. Возникают конфликты между ними и господствующими производственными отношениями. Напряженность устраняется путем возникновения новых и лучших производственных отношений.

Марксово понятие класса связано с понятием производственных отношений. Класс определяется через отношение к средствам производства (сырье и орудия производства). Те, кто владеет средствами производства, находятся в классовой оппозиции к тем, кто не владеет этими средствами.

Это важное положение, так как многие думают, что опровергают марксово понятие класса, указывая на высокий уровень потребления тех, кто не обладают средствами производства. Но марксово понятие класса не апеллирует к потреблению, субъективному опыту или правам личности. Оно прежде всего относится к собственности на средства производства. Согласно Марксу, пока одни владеют, а другие не владеют средствами производства, до тех пор будет существовать оппозиция классов и классовые конфликты.

Сказанное выше означает, что лучшее распределение продуктов потребления и более высокий уровень жизни не отменяют классовых различий. (В этом моменте марксизм расходится с социал-демократией.) Даже если многие рабочие владеют автомобилями, домами и телевизорами, то есть обладают высоким уровнем потребления, то все равно они, согласно Марксу, находятся в оппозиции к капиталистам - ведь рабочие не владеют средствами производства.

Конечно, существует много видов оппозиции, которые не связаны с контролем над средствами производства. Они являются, так сказать, «мягкими» видами оппозиции. Классовая же оппозиция является непреодолимой в том смысле, что может быть преодолена только с помощью революции, через изменения в отношениях собственности.

Так как те, кто обладает средствами производства, выступают, как правило, против таких изменений, то революции чаще всего будут насильственными. Но насилие не является необходимой особенностью революций.

На капиталистической фазе развития общества существуют два класса: капиталисты, обладающие капиталистическими средствами производства, и пролетарии, лишенные этих средств.

Согласно Марксу, капитализм будет страдать внутренними кризисами [Капитализм, согласно Марксу, имеет врожденную тенденцию к снижению нормы прибыли (См., например, J.Elster. Making Sense of Marx. - Cambridge 1985. - Pp. 155–161.)], а пролетариат будет нищать. Низший средний класс будет вливаться в ряды пролетариата по причине концентрации капитала в руках немногих. Крупные компании будут производить излишек продукции. Ситуация будет становиться все хуже и хуже до тех пор, пока пролетариат не возьмет в свои руки контроль над промышленным производством. При этом международная экономика будет находиться под его политическим контролем и будет служить удовлетворению подлинных потребностей человека. Итак, исторической миссией рабочего класса является свершение революции и построение бесклассового общества.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ - совокупность средств производства и людей, занятых в производстве. Согласно марксистской экономической теории, производительные силы обусловливают тип экономической системы.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 405.

Производительные силы и производственные отношения

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ – центральные понятия марксистской социологии и философии истории, в которых фиксируются две стороны способа производства материальной жизни: 1) содержание способа производства, или производительные силы (личные, вещные и функциональные); 2) общественная форма способа производства, или производственные отношения. Современные производительные силы обусловлены общим состоянием науки и ее технико-технологическим применением в производстве. Главная производительная сила – человек с его знанием, производственным опытом и трудовыми навыками.

Производительные силы (КПС, 1988)

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ - совокупность средств производства и людей, приводящих их в движение. Главной производительной силой всякого общества являются производители материальных благ, трудящиеся, обладающие определенными трудовыми навыками и знаниями. Из вещественной части производительных сил (см. Средства производства) важнейшую роль играют средства труда, т. к. „экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как производится, какими средствами труда...

Производительные силы общества (Лопухов)

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ ОБЩЕСТВА - совокупность средств производства и рабочей силы. Иначе: вещественные факторы общественного производства и факторы человеческие, субъективные (трудящиеся) в их взаимодействии. Средства производства (вещественный фактор) представляют собой совокупность предметов труда (то, из чего производят материальные блага) и средств труда (с помощью чего производятся материальные блага). Самой главной производительной силой общества, действительным его

Макро и микро- ЭКОНОМИКА

Раздел 1. Методологические основы формирования и развития рыночных отношений

Темы

1. Предмет и методы экономической теории

2. Разделение труда, товарное производство и рыночные отношения

3. Собственность и рыночная экономика

4. Рынок: общая характеристика

Тема 1. Предмет и метод экономической теории

План

1. Производственные силы общества

2. Экономика и экономическая теория

3. Методы познания экономических явлений

Производственные силы общества

Понятие, экономическая деятельность людей направлена и предлагает производство создания материальных и духовных благ.

Развитие общественного производства – предполагает наличие средств производства (средств труда и предметов труда).

Средства – то чем человек воздействует на природу (танки, машины).

Предметы труда – то на что человек воздействует в процессе туда (нефть, хлопок).

Сырьё – это предмет труда, предварительно подвергшийся воздействию человека.

Рабочая сила – совокупность физических, духовных, интеллектуальных способностей к труду.

Труд – целесообразная, сознательная деятельность людей, ведущая к экономическому результату.

В экономической деятельности заняты – экономические субъекты (агенты):

· наёмный работник;

· собственник;

· предприятие, фирма;

· государство.

Под давлением общественных потребностей формируются фазы общественного производства:

1 фаза: непосредственное производство;

2 фаза: распределение;

3 фаза: обмен (деятельностью, информацией);

4 фаза: потребление.

Система субъективных экономических интересов трансформируются в логику объективных экономических отношений.

Совокупность средств производства и рабочей силы составляют производительный силы общества.

Виды производительной силы общества:

1. естественные производственные силы (природные ресурсы);

2. общественные (средства производства, технологии, уровень экономической культуры общества);

3. всеобщие (образование, наука, информация).

2. Экономика и экономическая теория Экономика - это сфера деятельности людей, в результате которой создаются богатство для удовлетворения разнообразных потребностей как их самих, так и общества.

Существует два аспекта экономики: 1) экономика как наука;

2) экономика как хозяйство.

Как наука : система знаний об эффективном ведении хозяйства, о развитии экономических отношений между людьми; система знаний об эффективном, рациональном использовании ограниченных ресурсов, выступает как исследование различных форм хозяйства, как личное хозяйство.

Как хозяйство: включает в себя фирмы, предприятия, отрасли экономики.


Экономическая теория – изучает закономерности развития общественного производства, развития экономических производственных отношений.

Наиболее значимые современные экон-ие теории: трудовой стоимости - разработана эк-ми А.Смитом, Д.Риккардо и К.Марксом – центральное место в теории отводится роли труда в эк-ой жизни общества, исследованию потребительской стоимости и стоимости товара, ведущей роли капитала и прибыли в расширенном произ-ве, двойственной природе труда, методике расчёта цены на основе общественно необходимых затрат; спроса и предложения - теория предложения исследует мотивационный эффект изменений налоговой с-мы, оказываемый совокупное предложение.Основателями этой теории в конце 60-х г. 20 века были эк-ты М.Фелдетайн, М.Боскин, Л.Лаффер. которые обосновали возможность налогового стимулирования эк-го роста за счёт налоговых ставок ; благосостояния - основана на применении к эк-ке принципа ведущей роли потребителя и наличия эк-го оптимума. При определённых условиях конкретное равновесие производства и распределения ресурсов может быть достигнуто в рыночной эк-ке (закон В. Парето); большого толчка - разработана П.Розенштейн-Родоном, который предложил её для слаборазвитых стран европейской периферии для вывода эк-ки из состояния послевоенной стагнации; экономического роста – исследует взаимосвязи общих показателей развития нац-го хоз-ва и определяет предпосылки для обеспечения сбалансированного роста эк-ки. Основы этой теории были заложены эк-ом Г. Фельдманом при разработке первого пятилетнего плана развития народного хоз-ва СССР; кризисов - представляет собой часть эк-ой теории цикличности. Которая объясняет возникновение периодических кризисных фаз в эк-ом развитии. Теория сформулирована эк-ом Н.Кондратьевым в 30-е годы 20 века и развита К.Кларком.; индустриального общества - выдвинута эк-ом Р.Ароном и Дж.Гэлбрейтом в середине 20 века. Основная идея состоит в том, что в индустриальном обществе статус собственности на средства произ-ва теряет своё значение. Усиливается роль гос-го регулирования эк-ки, а ключевым факторами произ-ва становятся знания и умения инженерно-управленческого персонала ; цикличности эк-ки - описывает периодически повторяющиеся схожие фазы эк-ой динамики. Данной теорией занимались такие эк-ты как: к.Маркс. Н.Кондратьев, У.Митчел, К.Кларк и др.; и ряд др.

Цель экономической теории – в выработке и эффективном использовании экономических знаний.

Задачи экономической теории – в том, чтобы не просто описать экономические явления, а показать взаимосвязь между ними их взаимодействия, т.е. охарактеризовать экономическую систему в её целостности и развитии.

Объектом экономической теории является – экономические явления (производство, обмен, спрос, безработица, деньги и т.д.).

Предмет экономической теории является – система экономических отношений возникающих между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ т.е. взаимоотношение производственных сил и производственных отношений.

Экономический закон – объективно существующие устойчивые причинно-следственные связи между явлениями экономической жизни.

Закон спроса, например, показывает обратную зависимость между ценой большинства товаров и объёмом покупательского спроса на них. Важно подчеркнуть объективный характер экономических законов – они существуют и действуют независимо от воли, сознания или желания отдельных людей, объединений людей или государства.

Наиболее важные законы:

Закон убывающей предельной полезности - заключается в том, что каждая дополнительная единица данного продукта по мере его потребления будет приносить потребителю всё меньше удовлетворение, впервые сформулирован немецким эк-ом Г.Госсеном в 1854 г. «первый закон Госсена»

Закон предложения – показывает прямую зависимость между изменением цены и изменением величины предложения.

Закон возрастания относительных издержек – характеризует взаимосвязь между увеличением произ-ва одного продукта за счёт уменьшения произ-ва другого продукта.

Закон денежного обращения – говорит о том, что количество денег в обращении должно обеспечивать соблюдение баланса между денежной массой и стоимостью блага, подлежащего реализации.

Закон Вальраса – денежная стоимость всех товаров на стороне предложения в условиях общего равновесия равна общей денежной стоимости товаров на стороне спроса.

Закон спроса – при прочих равных условиях снижение цены приводит к возрастанию величины спроса, а повышение цены ведёт к уменьшению величины спроса.

Закон убывающей отдачи – говорит о том, что в короткие временные периоды. Когда величина производных мощностей является фиксированной. Предельная производительность переменного фактора будет уменьшаться, начиная с определённого уровня затрат этого переменного фактора.

Закон падения средней нормы прибыли – говорит о том, что рост производительной силы труда способствует повышению ограниченного строения капитала и приводит к падению нормы прибыли. Сформулировал К.Маркс.

Закон убывания производительности труда – отражает принцип снижающейся эффективности последовательных затрат труда, капитала и убывающего плодородия почвы.

Закон убывающей доходности капитала – отражает снижение доходности капитала в результате того, что возрастающий капитал используется постоянным числом работников.

Закон распределения доходов (закон Парето) – выражает соотношение между величиной дохода и количеством получающих его лиц в виде кривой нормального распределения доходов.

Закон Лаффера – отражает зависимость объёма налоговых поступлений в гос-ый бюджет от величины ставки налогооблажения и имеет максимум при определённом значении ставки.

Закон - отражает эмпирическую зависимость темпов отстаивания реального ВНП (внутренний национальный продукт) от превышения безработицей её «естественного» уровня: при росте «циклической» безработицы на 2% отставание реального ВНП от потенциального составляет 4%.

Закон C’z – исходный принцип моделирования условий макроэкономического равновесия (совокупный спрос = совокупному предложению), лежащий на основе «классической» модели равновесия.

3. Методы экономической теории представляет собой совокупность способов, приемов познания экономических отношений людей и воспроизведение их в системе экономических категорий, принципов, законов, моделей.

Метод познания и изложения. Задача метода познания состоит в проникновении и раскрытии сущности экономических процессов и явлений. Схематично процесс познания можно представить в следующем виде:

На стадии живого созерцания происходит сбор факторов, фиксирующих внешние проявления различных сторон экономических процессов.

На стадии абстрактного мышления вырабатывается идеальная действительность, т.е.образная её модель, сформулированная в научных абстракциях: экономических категориях, принципах, моделях, законах. Таким образом на стадии абстрактного мышления мы получаем мысленно представляемую, а не реальную действительность.

Метод изложения призван полученные результаты исследования воспроизвести в логически стройной и непротиворечивой системе экономических категорий, принципов, законов.

Метод анализа – это такой метод познания, который предполагает разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей. Примером может служить изучение закономерностей формирования рыночного спроса путём исследования различных определяющих его факторов – цен, доходов потребителей, их предпочтений.

Синтез – это метод познания основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое. Так, рыночный спрос и его динамика могут быть правильно поняты лишь при его рассмотрении как единства входящих в него и определяющих его компонентов – цен, доходов потребителей и др. Анализ и синтез выступают как две взаимосвязанных стороны процесса познания.

Индукция – метод познания, базирующийся на умозаключениях от частного к общему. Например, полезность для конкретного потребителя каждого последующего экземпляра приобретаемого им аналогичного блага уменьшается. Отсюда можно придти к выводу о том, что все потребители данного товара готовы будут продолжать покупать этот товар только при условии снижения цен на него.

Дедукция – метод познания предполагающий умолчание от общего к частному. Например, общее заключение: военные имеют отличную осанку. Увидев на улице человека даже а гражданской одежде вы можете по его выправке заключить, что он имеет отношение к армии.

Аналогия – метод познания, предполагающий перенос свойств с известного явления или процесса на неизвестные.

Метод функционального анализа – отражает принцип взаимной зависимости экономических явлений.

Экономико-математический метод анализа – данный метод достаточно продуктивен до тех пор, пока служит удобной для восприятия формой отражения экономического содержания.

Метод экономического моделирования – основан на разработке экономических моделей. Экономическая модель – обобщённая статистическая картина развития экономической реальности.

Графический метод исследования – представляет нам наглядную картину развития экономических действий.

Производительные силы - совокупность средств производства и людей, занятых в производстве, система субъективных (человек) и вещественных элементов, осуществляющих «обмен веществ» между человеком и природой в процессе общественного производства. Производительные силы выражают активное отношение людей к природе, заключающееся в материальном и духовном освоении и развитии её богатств, в ходе которого воспроизводятся условия существования человека и происходит убыстряющийся в рамках сменяющихся общественно-экономических формаций процесс становления и развития самого человека.

Производительные силы образуют ведущую сторону способа производства , основу развития общества. Каждой ступени развития производительных сил соответствуют определённые производственные отношения , выступающие в качестве общественной формы их движения. В процессе своего развития производительные силы приходят в противоречие с существующими производственными отношениями. Из стимулирующих форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда в условиях антагонистических формаций наступает эпоха социальной революции , происходит переворот в экономической структуре общества, в юридической и политической надстройке. Главная производительная сила общества - это сами люди, участники общественного производства - рабочие, трудящиеся массы . Производственный опыт и знания людей, их трудолюбие, активность и трудоспособность, достигнутый уровень их личностного развития и задачи, которые они перед собой ставят, в конечном счёте определяют потенции общественного производства. Действительным богатством общества К. Маркс называл развитую производительную силу всех индивидов. Положение трудящихся масс в системе производительных сил определяет принципиальное отличие производительных сил одной эпохи от другой.

Целесообразно затрачивая свою рабочую силу в ходе трудовой деятельности , человек «опредмечивает », воплощает себя в окружающем его материальном мире. Порождением его разума и труда являются вещественные элементы производительных сил - средства производства и средства потребления . Средства производства состоят из средств труда, служащих проводником воздействия человека на природу, и предметов труда, на которые направлен труд человека. Важнейшая составная часть средств труда - это орудия труда (инструменты, механизмы, машины и т. д.). Они образуют в современном производстве не только его главную «костную и мускульную систему», но и развивающуюся часть его управляющей системы. К средствам труда относятся также трубопроводы и различные ёмкости («сосудистая система производства»), производственные здания, дороги, каналы, энергосети, средства связи и т. д. Средства труда и особенно орудия труда являются мерилом развития рабочей силы и в известной мере показателем тех отношений, при которых совершается труд . Они оказывают огромное обратное воздействие на развитие рабочей силы. Средства производства образуют материально-техническую базу, производительное богатство общества, создаваемое I подразделением (производство средств производства). Земля в одних отраслях используется как средство труда (сельское хозяйство), в других - как предмет труда (добывающая промышленность), но везде служит производственной площадью. Всеобщим предметом труда человека является природа в целом. Покорённые человеком её естественные силы (например, электричество, энергия атома, света, ветра, воды и т. д.) умножают могущество производительных сил человека. Рост вооружённости работника средствами производства и развитие его рабочей силы являются главными факторами исторического процесса повышения производительности труда как одного из всеобщих законов развития производительных сил.

Целесообразно затрачивая свою силу, человек и общество в ходе потребительной деятельности за пределами производства «распредмечивают» окружающий материальный мир, осваивая материальные и духовные ценности. В целостном процессе обмена веществ между человеком и природой ведущую и определяющую роль играют материально-техническая база и трудовая деятельность, производство, создающее материальные и духовные условия развития культурно-бытовой базы и потребительной деятельности. Но это не умаляет самостоятельного значения потребительной деятельности, особенно в условиях научно-технической революции, когда совокупные затраты труда в ней превосходят часы работы на производстве. С помощью потребительной деятельности не только воспроизводится рабочая сила, но и закладываются основы духовного и физического развития человека, формируется новое поколение, новые черты человека. Историческую тенденцию развития этой стороны производительных сил В. И. Ленин охарактеризовал как закон возвышения потребностей и роста общественного потребления , стихийно пробивающих себе дорогу и в условиях антагонистических формаций.

В своём восходящем развитии производительные силы принимают три усложняющиеся формы: естественные производительные силы, общественные производительные силы и всеобщие производительные силы; они проявляются в процессе исторического развития общества в виде трёх последовательных ступеней развития: первичные, или архаические, производительные силы, вторичные, или антагонистические, производительные силы, коммунистические производительные силы . Всеобщий закон развития производительных сил состоит в том, что материальные возможности последующей формы производительных сил зарождаются и развиваются в недрах предшествующей формы, но сама она становится господствующей лишь на новой ступени развития общества .

Естественные производительные силы труда , или естественные условия производительности труда, характеризующие самую низшую ступень производительных сил, могут быть целиком сведены к природе самого человека (к его расе и т. п.) и к силам окружающей человека природы: естественному богатству средствами жизни и труда (см. Первобытнообщинный строй).

Общественные производительные силы труда возникли в результате исторического развития процессов объединения и разделения труда , т. е. в результате роста общественного характера труда. Глубокий антагонизм вторичных производительных сил проявился в закреплении умственного труда, духовного производства и высших форм потребления материальных и духовных благ за немногими ценой самого тяжёлого, подчас губительного труда масс, лишённых доступа к достижениям культуры.

Развитие вторичных производительных сил проходит восходящие ступени, на которых образуются три антагонистических общественно-экономических формации (рабовладельческая , феодальная , капиталистическая). В пределах каждой из этих ступеней производительных сил трудящиеся массы благодаря своему труду и классовой борьбе преодолевают трудный путь восходящего развития. В рамках определённой общественно-экономической формации производительные силы в свою очередь могут проходить ряд технологических стадий производства . Для капиталистических производительных сил это простая кооперация, мануфактура , крупное машинное, инженерно-конвейерное и автоматизированное производство. Наиболее адекватной капиталу технологической формой производительных сил стало крупное машинное производство, распространение которого привело к вытеснению феодальных отношений и утверждению господства капиталистического способа производства. Ускорился процесс интернационального развития общественных производительных сил в форме возникшего мирового рынка, а затем экономической капиталистической интеграции.

Всеобщие производительные силы как качественно новая форма производительных сил есть господство развивающегося общественного индивида над силами природы при помощи науки, которую Маркс определял как «всеобщее общественное знание», «всеобщие силы человеческой головы», «всеобщий интеллект» . Развитие этой формы производительных сил с середины 20 в. совершается в ходе научно-технической революции, протекающей в принципиально различных формах в капиталистических и социалистических системах. Уже при капитализме в 19 в. наука начинает становиться непосредственной производительной силой, наиболее основательной формой богатства, выступающей и как продукт, и как производитель богатства, как идеальное и как практическое богатство (см. там же, с. 33). Первая форма соединения науки с производством (в виде сложных средств производства, машинной техники) гигантски усилила в ходе индустриализации мощь и господство овеществленного труда (капитала) над живым наёмным трудом, проявилась «… в виде чудовищной диспропорции между затраченным рабочим временем и его продуктом…», создавая этим «… материальные условия нового мира…» . Высшей формой этого процесса во второй половине 20 в. выступает автоматизация производства и массовое применение ЭВМ. Прогресс техники заключается и том, что «… человеческий труд всё более и более отступает на задний план перед трудом машин» . Вместе с тем новые потребности и интересы людей создают новые сферы приложения вытесняемого человеческого труда, новые отрасли, вступающие в свою очередь на путь индустриализации. Потребности развития второй формы слияния науки с производством путём инженерно-конвейерной организации массового производства явились важным фактором крайнего обострения борьбы империалистов за массовые рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капиталов, породившей гигантские столкновения и мировые войны. Реализация возможностей инженерно-конвейерного производства в обрабатывающей промышленности в 50-60-х гг. 20 в. дала мощный толчок научно-технической революции. Слияние науки с производством, получающее бурное развитие в условиях научно-технической революции, находит выражение в быстром изменении качества, моделей, видов и типов производимых конечных продуктов и в создании новых предметов труда. Получает импульс развития и главная форма воздействия науки на производство: воплощение общественного знания в самом работающем человеке в результате роста свободного времени и развития духовного производства (сферы образования, культуры и активного отдыха). Это подводит развитие индивидов к тому наивысшему уровню, который возможен в условиях антагонистического общества, всесторонне выявляет болезненное торможение и деформацию процесса развития производительных сил в результате господства капитала и поднимает на качественно новую ступень классовую борьбу пролетариата против отживших производственных отношений. Торможение развития производительных сил устаревшими производственными отношениями проявляется и в сосуществовании при капитализме самых отсталых форм и ступеней производительных сил с передовыми. Основная масса населения земного шара ещё занята простым физическим трудом без применения машин. Почти для 1 млрд. чел. мотыга и деревянная соха служили главным орудием труда даже в конце 60-х гг., около 60% самодеятельного населения развивающихся стран было неграмотно, большинство женщин трудилось в условиях фактического домашнего рабства.

Главная движущая сила развития производительных сил в антагонистическом обществе - классовая борьба, революции и творчество масс, подготавливающие их к восприятию, развитию и применению достижений науки и техники. «Только борьба воспитывает эксплуатируемый класс, только борьба открывает ему меру его сил, расширяет его кругозор, поднимает его способности, проясняет его ум, выковывает его волю» . Только революция кардинально меняет его место в системе производительных сил, поднимая эту систему на новую ступень развития. Именно личностным развитием трудящихся в значительной степени измеряется и оценивается общественный прогресс .

Производительные силы, образующие основу коммунистической формации, характеризуются полным торжеством всеобщих производительных сил - активным, творческим контролем науки над всеми сторонами общественного производства, комплексным преобразованием этого процесса в соответствии с её требованиями для возможно более быстрого и многогранного развития каждого индивида. Всестороннее развитие каждого полностью реализуется как величайшая производительная сила, условие развития всех. Однако эта новая ступень производительных сил возникает в виде переплетения общественных и всеобщих производительных сил, достающихся «в наследство» от капитализма.

Это совокупность личностных (рабочая сила), вещественных (средства производства) факторов, научно-технического потенциала, технологических инноваций, предпринимательского ресурса в их взаимодействии, определяющих уровень и возможности социально-экономического развития страны. Производительные силы - одна из сторон общественного производства; осуществляют обмен веществ между человеком и природой, в результате чего воспроизводятся условия существования человека, общества в целом, обеспечивается их развитие. Другую сторону общественного производства составляют производственные отношения, являющиеся общественной формой функционирования производительных сил. Развивающийся научно-технический прогресс постоянно преобразует П.с.о., порождает новые формы взаимодействия их элементов. Многообразие элементов производительных сил и их взаимосвязей вызывает необходимость их классификации. Первичные, исходные П.с.о. составляют рабочая сила во всем ее многообразии и средства производства, являющиеся их материально-вещественной частью. Люди с их способностью к труду-рабочей силой - составляют главную производительную силу общества. Совокупную рабочую силу образуют трудовые ресурсы страны. Такая характеристика главной производительной силы дает о ней только количественное представление. Ее качественная характеристика связанна с определением уровня интеллектуального развития человека, населения страны: образования, знаний, производственного опыта, степени активности в предпринимательской деятельности, способности выполнения сложного труда. Качественно развитая основная производительная сила действительно составляет богатство общества. Материально-вещественные элементы П.с.о. - средства производства (орудия и предметы труда) с их качественными характеристиками - составляют овеществленное богатство общества. Важнейшая составная часть вещественных элементов производительных сил - орудия труда (машины, механизмы, инструменты). Они, их уровень развития, являются мерилом прогрессивности общества. В современных условиях проявили себя качественно новые элементы вещественных производительных сил: информатика, технологические инновации, электронно-вычислительная и компьютерная техника. Орудием труда стала энергия (например, токи высокой частоты). Особое место среди П.с.о. занимает земля, которая служит средством труда в сфере сельскохозяйственного производства. В сфере добывающих отраслей земля является предметом труда. Вторичные производительные силы - это формы организации общественного процесса производства, обусловленные развитием его обобществления, интеллектуализации труда, т. е. вовлечением в производство духовных сил и способностей человека. К этой группе П.с.о. сил относят предпринимательский, интеллектуальный ресурсы, кооперацию труда, объединяющую усилия многих и обеспечивающую эффективность производства. Вторичные П.с.о. проявляют свое действие через совершенствование первичных элементов производительных сил, обеспечивая их новое эффективное взаимодействие. Естественные П.с.о. включают предопределенные природой естественные силы труда, условия процесса труда. Общественные П.с.о. характеризуют собой особые современные общественные формы комбинации и организации как первичных, так и вторичных производительных сил, проявляющиеся в ходе общественного воспроизводства. К ним относят организационный и управленческий ресурсы. Всеобщие П.с.о. формируются за счет научного потенциала как непосредственной производственной силы, а также инноваций, информации. Существенной характеристикой П.с.о. служит качество взаимодействия их личностных и вещественных элементов. Можно иметь первоклассную технику, но отсутствие, например, подготовленных для ее оптимального использования работников не позволит повысить производительную силу труда. Одним из показателей взаимосвязи личностных и вещественных элементов П.с.о. сил служит фондовооруженность (капиталовооруженность) живого труда с учетом инновационных признаков вновь вводимых в производственный процесс орудий труда, предметов труда с заранее заданными свойствами. Результатом увеличения фондовооруженности труда работников более совершенными средствами производства обеспечивается интенсивный и инновационный типы экономического развития, рост производительности труда, что создает возможности для более полного удовлетворения потребностей человека, повышения качества его жизни. Литература: Государственное регулирование рыночной экономики. / Под общ. ред. В.И. Кушлина, Н.А. Волгина. М., 2000; Основы экономической теории. Политэкономия / Под ред. Д.Д. Москвина. М., 2001; Носова С.С. Экономическая теория. М., 2000. © Хорзов С.Е.



Новое на сайте

>

Самое популярное