Домой Пульмонология Какое зрение допустимо для получения водительских прав. Какие есть ограничения по зрению для получения водительских прав

Какое зрение допустимо для получения водительских прав. Какие есть ограничения по зрению для получения водительских прав

С 6-го января 2015 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством». С этого момента появилось законодательное разделение на водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) и лиц занятых на работе в качестве водителя транспортного средства.

В первом случае, при прохождении мед. комиссии, должен использоваться перечень медицинских противопоказаний указанных в Постановлении № 1604, от 29-го декабря 2014. Во втором случае – для лиц, занятых на работе в качестве водителя ТС , перечень противопоказания содержится в Приложении 2 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н.

Официальное разъяснение от Министерства здравоохранения РФ доступно по этой .

Ниже приведены выдержки из обоих документов непосредственно касающиеся органа зрения. Полные тексты документов доступны на сайте системы Гарант .

Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. N 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством»

Наименование заболевания :
9. Ахроматопсия - код МКБ-10 - Н53.51
10. Слепота обоих глаз - код МКБ-10 - Н54.0

III. Медицинские показания к управлению транспортным средством, оборудованным акустической парковочной системой
15. Слепота одного глаза.

IV. Медицинские показания к управлению транспортным средством с использованием водителем транспортного средства медицинских изделий для коррекции зрения
16. Аномалия рефракции, снижающая остроту зрения ниже разрешенной, при условии повышения остроты зрения в очках или контактных линзах до разрешенного уровня.

I. Медицинские ограничения к управлению транспортным средством категории "А" или "М", подкатегории "А1" или "В1" с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа
1. Острота зрения ниже 0,6 на лучшем глазу и ниже 0,2 на худшем глазу с переносимой коррекцией при 2 открытых глазах независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза.
2. Слепота одного глаза при остроте зрения ниже 0,8 с переносимой коррекцией на зрячем глазу независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза.
3. Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке глаза или после других рефракционных операций в течение одного месяца при отсутствии осложнений независимо от степени и вида исходной аметропии или длины глаза.
4. Хроническое заболевание оболочек глаза, сопровождающееся значительным нарушением функции зрения, стойкое изменение век, в том числе их слизистых оболочек, парез мышц век, препятствующий зрению или ограничивающий движение глазного яблока.
5. Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии.
6. Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70 градусов от среднего положения.
7. Ограничение поля зрения более чем на 20 градусов в любом из меридианов.

II. Медицинские ограничения к управлению транспортным средством категории "В" или "BE", подкатегории "В1" (кроме транспортного средства с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа)
12. Острота зрения ниже 0,6 на лучшем глазу и ниже 0,2 на худшем глазу с переносимой коррекцией при 2 открытых глазах независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза.
13. Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке глаза или после других рефракционных операций в течение одного месяца при отсутствии осложнений независимо от степени и вида исходной аметропии или длины глаза.
14. Хроническое заболевание оболочек глаза, сопровождающееся значительным нарушением функции зрения, стойкое изменение век, в том числе их слизистых оболочек, парез мышц век, препятствующий зрению или ограничивающий движение глазного яблока.
15. Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии.
16. Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70 градусов от среднего положения.
17. Ограничение поля зрения более чем на 20 градусов в любом из меридианов.

III. Медицинские ограничения к управлению транспортным средством категории "С"*, "СЕ", "D", "DE", "Тm" или "Тb", подкатегории "С1"*, "D1", "С1Е" или "DIE"
21. Острота зрения ниже 0,8 на лучшем глазу и ниже 0,4 на худшем глазу с переносимой коррекцией при 2 открытых глазах не более 8 дптр по сверхэквиваленту на лучше видящем глазу независимо от вида аметропии или вида коррекции (очковая, контактная).
22. Слепота одного глаза независимо от остроты зрения зрячего глаза.
23. Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке глаза или после других рефракционных операций в течение одного месяца при отсутствии осложнений независимо от степени и вида исходной аметропии или длины глаза.
24. Хроническое заболевание оболочек глаза, сопровождающееся значительным нарушением функции зрения, стойкое изменение век, в том числе их слизистых оболочек, парез мышц век, препятствующий зрению или ограничивающий движение глазного яблока.
25. Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии.
26. Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70 градусов от среднего положения.
27. Ограничение поля зрения более чем на 20 градусов в любом из меридианов.

Перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации, занятому на работе в качестве водителя, запрещается управлять транспортными средствами, содержится в Приложении 2 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н.

Категория В .
1) Медицинские противопоказания, изложенные в п. 3-25 настоящей графы подпункта 28.1.
2) Понижение остроты зрения ниже 0,5 на лучшем глазу и ниже 0,2 – на худшем глазу (с коррекцией).
3) Отсутствие зрения на одном глазу при остроте зрения ниже 0,8 (без коррекции) на другом.
4) Для водителей такси и водителей транспортных средств оперативных служб (скорая медицинская помощь, противопожарная служба, милиция, аварийно-спасательная служба, военная автомобильная инспекция), – острота зрения с коррекцией ниже 0,8 на одном глазу, ниже 0,4 – на другом. Допустимая коррекция при близорукости и гиперметропии 8,0 D, в том числе контактными линзами, астигматизме – 3,0 D (сумма сферы и цилиндра не должна превышать 8,0 D). Разница в силе линз двух глаз не должна превышать 3,0 D.

По пункту 1, в котором есть указание на подпункт 28.1 необходимо сделать пояснение. В самом документе этого подпункта не существует. Никаких официальных разъяснений Минздравсоцразвития не выпускало. По этой причине возник правовой вакуум. Список противопоказаний для категории В меньше, чем для категории А.

Врачи, в своей практике, при проведении медкомиссий, исходят из того, что в документе опечатка и читать «подпункт 28.1» следует как подпункт 27.1 (список для категории А). С юридической точки зрения это не корректно. Однако именно так и поступают повсеместно. Ниже приведен список ограничений подпункта 27.1.

Категория А
1) Острота зрения с коррекцией ниже 0,6 на лучшем глазу, ниже 0,2 – на худшем. Допустимая коррекция при близорукости и дальнозоркости 8,0 D, в том числе контактными линзами, астигматизме – 3,0 D (сумма сферы и цилиндра не должна превышать 8,0 D). Разница в силе линз двух глаз не должна превышать 3,0 D.
2) Отсутствие зрения на одном глазу при остроте зрения ниже 0,8 (без коррекции) на другом.
3) Центральная скотома абсолютная или относительная (при скотоме и наличии изменений зрительной функции не ниже значений, указанных в п.1 настоящей графы подпункта - допуск без ограничений).
4) Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке (кератотомия, кератомилез, кератокоагуляция, рефракционная кератопластика). Допускаются к вождению лица через 3 месяца после операции при остроте зрения с коррекцией не ниже 0,6 на лучшем глазу, не ниже 0,2 – на худшем.
5) Допустимая коррекция при близорукости и дальнозоркости 8,0 D, в том числе контактными линзами, астигматизме – 3,0 D (сумма сферы и цилиндра не должна превышать 8,0 D). Разница в силе линз двух глаз не должна превышать 3,0 D, при отсутствии осложнений и исходной (до операции) рефракции – от +8,0 до -8,0 D. При невозможности установить дооперационную рефракцию вопросы профессиональной пригодности решаются положительно при длине оси глаза от 21,5 до 27,0 мм.
6) Искусственный хрусталик, хотя бы на одном глазу. Допускаются стажированные водители при остроте зрения с коррекцией не ниже 0,6 на лучшем глазу, не ниже 0,2 – на худшем. Допустимая коррекция при близорукости и дальнозоркости 8,0 D, в том числе контактными линзами, астигматизме – 3,0 D(сумма сферы и цилиндра не должна превышать 8,0 D). Разница в силе линз двух глаз не должна превышать 3,0 D, нормальное поле зрения и отсутствие осложнений в течение полугода после операции.
7) Хронические заболевания оболочек глаза, сопровождающиеся значительным нарушением функции зрения, стойкие изменения век, в том числе и их слизистых оболочек, парезы мышц век, препятствующие зрению или ограничивающие движение глазного яблока (после оперативного лечения с положительным результатом допуск осуществляется индивидуально).
8) Хроническое, не поддающееся консервативному лечению воспаление слезного мешка, а также упорное, не поддающееся лечению слезотечение.
9) Паралитическое косоглазие и другие нарушения содружественного движения глаз.
10) Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии.
11) Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70° от среднего положения.
12) Ограничение поля зрения более чем на 200° в любом из меридианов.
13) Нарушение цветоощущения.
14) Заболевания сетчатки и зрительного нерва (пигментный ретинит, атрофия зрительного нерва, отслойка сетчатки и др.).
15) Глаукома

В разделе нашего форума вы можете задать интересующие вас вопросы врачам-офтальмологам на тему зрения и прохождения медкомиссии для управления транспортными средствами.

Водителям с плохим зрением не место на дорогах. Они рискуют не только своими жизнями и автомобилями, но и безопасностью других участников дорожного движения. Получите ли вы допуск по зрению на водительские права, если с детства носите очки?

Как проходит проверка

Ответить на этот вопрос вам поможет врач-офтальмолог. Проверка будет состоять из нескольких этапов. Сначала с помощью специальных буквенных таблиц определяется острота зрения, способность к цветовосприятию и, наконец, широта зрения.

Острота

В 2015 году были приняты новые правила, по которым острота зрения для получения водительских прав должна удовлетворять следующим условиям:

  • для вождения легковых авто достаточно иметь показатель 0,6 – на лучшем и 0,2 – на худшем глазу;
  • для мотоциклистов требования несколько жестче – показатели должны быть такими же, но при слепоте одного глаза второй должен видеть на 0,8 диоптрий;
  • водителям автобусов и грузовиков нужно иметь показатели 0,8 на лучшем глазу и 0,4 на худшем, а слепота одного глаза является противопоказанием.

Если показатели хуже указанных, врач подберет вам очки или линзы. Водить в них машину вполне допустимо. Главное, чтобы в сумме их оптическая сила не была больше восьми диоптрий, а разница между ними на разных глазах была не более трех.

Тесты Рабкина

Для проверки цветного зрения используются специальные таблицы Рабкина. Если человек путает зеленый и красный цвета, он не сможет правильно распознавать сигналы светофора. Поэтому нарушение цветовосприятия является серьезным препятствием для кандидата в водители. Линзы и очки тут ничем не помогут.

Кругозор

Точно так же важно на дороге иметь широкое поле зрения – в норме оно должно быть не менее 20 градусов. Как правило, сужение поля зрения является не самостоятельным заболеванием, а следствием серьезных глазных расстройств. Коррекции с помощью очков и линз не существует.

Запрет на вождение

Кроме того, есть заболевания глаз, при которых садиться за руль противопоказано – глаукома, катаракта, отслоение сетчатки. При отсутствии лечения такие болезни могут очень скоро привести к полной слепоте. При этом отсутствие справки для получения прав выглядит не самой большой проблемой. Вот поэтому медкомиссия на водительские права, проверяющая зрение, не должна восприниматься как ненужное препятствие. Не стоит обманывать врача, пытаясь получить справку, прежде всего это в ваших интересах.

Также не допустят до обучения в автошколе в следующих случаях:


Обладать крепким богатырским здоровьем для того, чтобы получить права, не нужно. Управлять машиной могут даже инвалиды, но, конечно, далеко не все. Однако в отношении зрения законодательство достаточно сурово. Перед тем как получить права, каждому предстоит проверка зрения на цветовосприятие для водителей. Иногда именно выявленный дальтонизм может стать препятствием для получения водительского удостоверения и навсегда лишить человека радости обладания личным транспортом.

Требования по зрению к водителям

Чтобы иметь возможность обладать водительским удостоверением, недостаточно просто выучить правила и сдать экзамен в ГАИ. Потребуется пройти еще достаточно жесткую медкомиссию. И если относительно ряда физических недостатков переживать не стоит, то вот зрение у человека за рулем должно быть определенного качества. Иначе велик риск создать на дороге аварийную ситуацию, причинить вред и себе, и другим людям. Именно во время прохождения медицинской комиссии и выносится окончательный вердикт – годен ли человек к управлению транспортным средством или нет.

Перечень патологий, с которыми невозможно получить права или же использовать машину с ограничениями, регламентирован приказом Минздрава. Среди них есть и проблемы со зрением.

Таблица. Основные проблемы со зрением, влияющие на возможность получения прав.

Проблема Краткая информация

Острота зрения обязательно проверяется на медицинской комиссии перед получением прав. Проверка производится по известной всем таблице с буквами различных размеров. Однако сейчас многие стали заучивать буквы наизусть, пытаясь обмануть медика. К счастью, на дорогу такие граждане все равно не попадают, так как есть еще ряд проверок, которые помогут определить остроту зрения правильно. И каждая категория водительских прав имеет свои требования в этой области.

Один из самых главных критериев, ведь ориентироваться на дороге человеку помогает светофор. Водителем невозможно стать, если человек не различает цвета правильно.

Эти заболевания являются «приговором» - к вождению люди с ними не допускаются.

Даже имея проблемы со зрением, можно все-таки получить права, но с условием коррекции зрения, то есть ношения очков или линз. При этом очки или линзы должны иметь не менее -8,0 и не более +8,0 диоптрий. А между глазами разница не должна превышать 3 диоптрии.

На заметку! Также водителем не может стать человек, имеющий абсолютную глухоту, серьезные проблемы с сердцем, заболевания нервной системы, умственную отсталость.

Допустимыми для получения прав являются следующие отклонения по зрению.

  1. Категория В – зрение на лучше видящем глазу должно быть не менее -0,6-0,8 диоптрий.
  2. Категория С – допустимое зрение составляет 0,7 единиц для обоих глаз либо 0,8 для лучше видящего и не менее 0,4 – для того, который видит хуже.

Что такое дальтонизм?

Раз уж речь зашла о правильном цветовосприятии, то в первую очередь на ум приходит такое заболевание, как дальтонизм. При наличии этой патологии человек воспринимает цвета неправильно.

Сетчатка нашего глаза оснащена специальными рецепторами, которые называются колбочками. Они содержат пигмент, который помогает глазу и мозгу распознавать цвета. И определенная колбочка распознает только определенный цвет – синий, зеленый или красный. Если у человека отсутствует или имеется в недостаточном количестве этот цветораспознающий пигмент, то цветовое восприятие мира нарушается. Минздрав сообщает, что по статистике примерно 8% мужчин и около 0,5% женщин имеют эту патологию, чаще всего – врожденного типа.

На заметку! При правильном развитии и наличии всех колбочек глаз человека может различать до миллиона всевозможных оттенков. Люди, которые имеют все три типа колбочек в глазу, называются трихроматами.

Виды дальтонизма

Однако – это только общее название патологии. Оказывается, он имеет несколько форм.

– форма патологии, которая не дает возможности человеку различать зеленый цвет и его оттенки. Водитель с таким заболеванием красный цвет не отличает от зелено-желтого. Чувствительность к зеленому цвету понижена или отсутствует. То есть водитель, имеющий такую патологию, легко способен перепутать сигналы светофора и попасть в ДТП. Конечно, все знают, где какой сигнал светофора загорается, но иногда из-за усталости или плохой видимости можно перепутать цвета и неправильно повести себя на дороге. Таким образом, права человеку с дейтеранопией получить невозможно. Патология встречается всего у 1% людей и вызвана отсутствием пигмента хлоролаба. Лечение отсутствует.

– форма, характеризующаяся невозможностью отличать ряд желто-зеленых, пурпурных оттенков. Водитель будет путать красный и темно-зеленый цвета, то есть основные, необходимые на дороге. Патология также является неизлечимой и водительские права получить нельзя. В глазу отсутствует пигмент под названием эритролаб, чувствительный к красной части спектра. Патология отмечена примерно у 8% мужчин и 0,5% женщин.

Дихромазия – эта патология характеризуется не частичным, а полным отсутствием восприятия зеленого или красного цвета. Cамый сложный случай дальтонизма.

На заметку! Название патологии « » - это производная от имени человека, описавшего в 1794 году свои ощущения цветовой слепоты. Его звали Джон Дальтон.

Цветовосприятие и закон

Согласно ранее существовавшим законам, человек с дальтонизмом мог иметь права на вождение категории А. Люди, желавшие получить категорию В, могли иметь дихромазию. Просто в этом случае в правах имелась особая пометка, что человек не может работать водителем, но в личных целях автомобиль ему разрешалось использовать.

С 2012 года после вступления в силу приказа №302 ситуация изменилась. Теперь ни один из людей, страдающий той или иной формой нарушения цветовосприятия, не может получить водительские права. Он просто не пройдет медицинскую комиссию. Те, кто получил права до 2012 года, управлять машиной могут и даже могут менять права, когда у них истечет срок годности.

Если человек каким-то образом умудряется скрыть свое заболевание, то такое действие, согласно законe, будет рассматриваться как мошенничество. Нарушителю грозит лишение свободы на 2 года и большой штраф за использование прав.

На заметку! В Европе ведутся разработки нового проекта светофора, сигналы которого не перепутает даже дальтоник. Формат оборудования предполагает, что сигналы будут иметь определенную форму, а не только определенный цвет – например, красный будет обозначаться как треугольник, оранжевый – кругом, а зеленый сигнал будет иметь форму квадрата.

Дальтонизм – приговор?

К сожалению, ни одна из форм дальтонизма не лечится и не корректируется. Заболевание часто передается через ДНК от матери к детям. Однако до поры до времени ряд людей даже может не подозревать о наличии у них такого отклонения, так как человек просто не имеет возможности сравнить оригинальные и видимые им цвета.

Врожденный дальтонизм не лечится вообще, приобретенный возникает из-за поражения зрительного нерва или же в случае травмы. Но сейчас на рынке стали появляться специальные линзы, которые помогают видеть цветовую гамму мира правильно.

Где и как проходит тестирование водителей?

Проверку на дальтонизм проводит офтальмолог по месту прохождения медкомиссии на получение прав. Для диагностики используются специальные цветовые таблицы Ишихары и Рабкина . Они представляют собой картинки, которые состоят из кругов различных цветов и цифр. Размеры кругов разные, но яркость изображений одинакова. Человек, не имеющий нарушения цветовосприятия, хорошо видит цифры, изображенные в таблицах, а больной дальтонизмом ряд цифр просто не увидит.

Внимание! Точная диагностика может быть проведена только при особых условиях. Так, в помещении должно быть хорошее и естественное освещение, тестируемый человек садится спиной к окну или источнику света. Таблицы демонстрируются в течение 5-7 секунд и располагаются на уровне глаз человека на расстоянии 1 метр. При наличии простудных заболеваний, повышенной температуре и т. д. не проводится.

Пройти проверку на дальтонизм можно в поликлинике по месту жительства, в областной больнице или частном лицензированном кабинете офтальмолога. Помимо тестирования на цветовосприятие, осматриваются глаза пациента, проводится проверка остроты зрения.

Тестирование

Проверку на дальтонизм можно пройти «для себя» и дома, воспользовавшись компьютером и найдя нужный сайт. Ее нужно проводить строго по правилам:

  • средние параметры яркости монитора;
  • расположение таблиц должно быть на уровне глаз, перпендикулярно взгляду;
  • рассматривать таблицы нужно в течение 5-7 секунд.

Шаг 1. Требуется перейти на выбранный сайт, имеющий возможность прохождения теста. При этом предварительно производится настройка монитора.

Шаг 2. Следует расположиться напротив монитора так, чтобы расстояние между ним и глазами составляло примерно 50-70 см.

Шаг 4. Аналогичным образом нужно дать ответы на все вопросы в тесте.

Шаг 5. В конце сайт выдаст вердикт относительно качества зрения и наличия отклонений цветовосприятия.

Видео – Тест на дальтонизм у водителей

Если у человека выявлен дальтонизм, то ему лучше отказаться от мечты о собственном транспорте и правах. В условиях современной перегруженности автомобильных дорог порой требуется наличие хорошей реакции и способности быстро принимать решения. Люди, страдающие дальтонизмом, на дороге чувствуют себя менее уверенно , потому могут с легкостью создать аварийную ситуацию и подвергнуть опасности жизнь других участников дорожного движения.

Для получения прав требуются справки от ряда врачей, в том числе и офтальмолога - доктора, занимающегося патологиями органов зрения. Проверка зрения играет большую роль в определении, может ли человек управлять транспортным средством. Как проходит врачебный осмотр, каковы противопоказания по зрению для получения водительских прав и какова норма зрения для водителей?

Медкомиссия на водительские права - проверка зрения

Чтобы управлять автомобилем в соответствии с ПДД и обеспечивать на трассах безопасные условия для себя и окружающих, нужно получить справку от окулиста. Недобросовестные будущие водители часто покупают заключение врача, согласно которому ограничения по зрению у них отсутствуют. Этот подход не просто нечестный - он может привести к серьезным последствиям, таким как создание аварийных ситуаций и непосредственно аварии.

Окулист при осмотре оценивает три фактора:

  • остроту зрения;
  • уровень цветоощущения;
  • поле зрения.

Для определения остроты зрения применяют таблицу Сивцева, на которой изображены буквы русского алфавита, размер которых уменьшается с каждой строчкой. Также используется таблица Головина, состоящая из 12 горизонтальных рядов колец, разорванных по одной из сторон и так же пропорционально уменьшающихся в размере. Принцип проверки прост: доктор попросит вас прочесть буквы в строчках, на которые он укажет, а также указать, где находятся разрывы в кольцах в той или иной строке. Те, у кого плохое зрение, иногда пытаются выучить наизусть строчки, на которые обычно показывает врач. Обычно этот трюк не срабатывает - специалисты умеют выводить пациентов на чистую воду.

Проверка остроты зрения не для комиссии проходит без использования контактных линз и очков. Проверка зрения для водителей допускает присутствие коррекционных устройств. Но в этом случае врач указывает в справке, что вести машину человек обязан в очках или линзах. Если водитель попался на несоблюдении этих указаний, ему грозит штраф от 5 000 до 15 000 руб., в соответствии со статьей 12.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Сумма столь велика, потому что законодательно езда без корректирующих аппаратов в этом случае идентична езде без прав.

Уровень цветоощущения важен для водителя - нужна гарантия, что он различает цвета светофора и дорожных знаков. Для диагностики применяются рисунки из таблицы Рабкина. Каждое изображение состоит из маленьких кружков. Часть из них, отличная по цвету от фона, формирует цифру, число или букву. Проходящих обследование просят сказать, что изображено в круге. Это - классический тест на дальтонизм. Если он диагностируется, управлять машиной в РФ нельзя - инвалид по зрению не способен водить машину, с точки зрения правил дорожной безопасности. Это ограничение действует с 2012 года. В зарубежных странах стараются сделать так, чтобы дальтоники могли водить. Так, существуют разработки, связанные с изменением формы огней светофора. Если у каждого сигнала она будет своей, больные дальтонизмом смогут без труда ориентироваться на дорогах. По правилам, предусмотренным в РФ, если нарушение цветового восприятия незначительно, справка выдается.

При проверке широты поля зрения врач оценивает, в норме ли у вас угол обзора. Если он узок, как правило, это обусловлено патологиями, с которыми стать водителем нельзя. Узость полей зрения не поддается исправлению с помощью очков и контактных линз.

Критерии зрения для получения водительских прав

Какое должно быть зрение для получения водительских прав? Не обязательно идеальное. Даже с плохим зрением можно водить машину, но только когда показатели соответствуют установленным нормам.

Острота зрения:

  • для получения водительских прав категории В в лучшем глазу показатель должен быть не ниже 0,6, второго, если он видит хуже, не менее 0,2. Если оба глаза видят одинаково, показатель должен составлять не менее 0,7 единиц в обоих глазах. Допускается прохождение проверки в очках или линзах;
  • управлять транспортом категории С разрешено при показателе 0,8 в одном глазу, во втором - 0,4. Проверка зрения не подразумевает использование окуляров;
  • допустимое зрение на водительское удостоверение категории А 0,6 и 0,2 соответственно; если один глаз слеп или утрачен, острота зрения второго обязана составлять минимум 0,8.

Другие требования к зрению для получения удостоверения водителя:

  • если вы носите очки или контактные линзы, их корректирующие свойства не должны быть >8 диоптрий - как в плюс, так и в минус;
  • различие между стеклами в очках или линзами не должно превышать 3 диоптрий;
  • широта поля зрения глаз не должна быть меньше 20 о.

Итак, с каким зрением можно управлять автомобилем? К вождению допускают трихроматов (людей с нормальным восприятием цвета), широта кругозора которых превышает 20 градусов и которые могут видеть десятую строчку таблиц Сивцева и Головина.

С каким зрением не дают водительские права

Министерство здравоохранения составило перечень патологий и иных факторов, при которых запрещено водить. Ограничением по зрению на водительские права является:

  • глаукома (оценивается стадия заболевания глаз);
  • диплопия;
  • проблемы со слезным мешком;
  • патологии мышц век;
  • атрофия зрительных нервов;
  • отслоение сетчатки;
  • патологии слизистой глаз.

Получить водительское удостоверение нельзя и на протяжении трех месяцев после офтальмологических операций. Ряд ограничений допускает прохождения повторной проверки после операций. Так, нарушения в работе слезного мешка могут быть устранены хирургическим путем. Допуск по зрению на водительские права в итоге бывает выдан, даже если вам вначале отказали.

Как подготовиться к обследованию

Перед тем как посетить медицинскую комиссию, сходите к «своему» окулисту, чтобы заранее узнать о возможных проблемах со зрением. Возможно, для его улучшения врач назначит медикаментозную терапию или аппаратную стимуляцию. Чем раньше заняться коррекцией зрения, тем больше шансов на успех.

Перед посещением окулиста для получения справки не рекомендуется:

  • употреблять алкоголь (даже накануне);
  • сильно нагружать глаза (сидеть за компьютером или перед телевизором, читать и т.д.);
  • волноваться;
  • смотреть на источники яркого света незадолго до входа в кабинет.

Во время осмотра нужно постараться расслабиться - иногда зрение ухудшается из-за нервного напряжения. Главное - помнить, что даже неудовлетворительные результаты можно будет обжаловать. Не пытайтесь обмануть врача и пройти обследование в линзах - специалист сразу их заметит.

Если вы обследовались давно и чувствуете, что стали хуже видеть, не откладывайте визит к доктору. Так вы обезопасите себя и других водителей, ведь управление транспортными средствами требует полной вовлеченности и умения оперативно реагировать на знаки и сигналы. А те, кто имеет плохое зрение, часто сталкиваются с трудностями на дорогах.

Не каждый человек может похвастаться стопроцентным зрением, но водить машину хотят многие. Низкое зрение не всегда является противопоказанием к вождению, но за вождение без очков или линз вполне могут оштрафовать – и на довольно ощутимую сумму.

Какими документами регламентируется наличие очков у водителя

Федеральный Закон «О безопасности дорожного движения» содержит отдельную статью, которая закрепляет медицинские ограничения, противопоказания и показания к управлению транспортными средствами. Она допускает вождение при ряде заболеваний, но с условием, что водитель использует специальные изделия, приспособления, в том числе оборудует ими машину, чтобы компенсировать ограничения, вызванные болезнью.

Исходя из этих общих положений, можно сделать заключение, что при плохом зрении, которое не может обеспечить водителю безопасную езду, он обязан использовать линзы или очки. Поэтому при прохождении медицинской комиссии проводится и проверка зрения на права.

Интересный факт! В правилах дорожного движения вы не найдете прямой нормы, запрещающей вождение без очков или линз. Нарушение устанавливается косвенными нормам, и штраф применяется по совершенно другим статьям административного кодекса.

Выявление нарушения функций зрения не является прямым запретом на вождение. Очки и линзы призваны повысить остроту зрения до максимально допустимого уровня, при котором вождение считается безопасным. Формально это закрепляется в заключении медицинской комиссии, которая допускает вождение при ношении очков или линз, о чем ставится соответствующая отметка на водительском удостоверении.

Что же получается? Прямой нормы, запрещающей вождение без очков и линз нет, но на практике существует норма зрения для водителей, и за отсутствие предписанных очков могут оштрафовать. Все дело в том, что водительское удостоверение выдается при условии ношения очков, о чем на нем делается соответствующая отметка.

Обратите внимание! Медицинская справка с указанием вождения в очках не является нормативным документом, на основе которого водителю выставляется требование уплатить штраф, если он ездит без очков. К тому же водитель не обязан предъявлять ее при проверке документов.

А это условие уже закреплено соответствующей нормой права. В главе 4 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» говорится, что если на водительском удостоверении есть отметка, что оно действительно при наличии определенных условий, то их отсутствие автоматически делает водительские права недействительными, что и ведет за собой соответствующее наказание. Проще говоря, нет на водителе очков или линз - удостоверение недействительно.

Какой предусмотрен штраф за вождение без очков или линз

Исходя из вышеописанной нормативной коллизии, если водитель ездит без очков, хотя на его водительском удостоверении есть соответствующая отметка, это разрешение на вождение считается недействительным. Водитель попросту ездит без прав. Это уже серьезное нарушение, которое квалифицируется по ст. 12.7 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

На основании этой статьи за вождение без прав на нарушителя накладывается штраф в размере от 5 до 15 тыс. руб. Исключение составляют начинающие водители, которые садятся за руль с целью обучения на специально предназначенных для этого машинах.

Можно ли избежать наказания

Позитивный момент для водителя в том, что если его останавливают за вождение без очков, он всегда может сказать, что носит линзы. Проверить это довольно сложно, да и вряд ли этим будет заниматься инспектор.

Интересный факт! Чтобы наложить на водителя штраф за отсутствие очков, в медицинской справке должно быть прописана необходимость коррекции зрения именно очками. Но, как правило, конкретные средства коррекции зрения в ней не указываются.

Если наказания избежать не удалось, можно его немного смягчить - уменьшить сумму штрафа. Статья 32.2 упомянутого кодекса обещает, что размер установленного штрафа будет вполовину меньше, если после оформления протокола.

Как происходит проверка у офтальмолога

Если с ответственностью за вождение без очков мы разобрались, то вопрос, при каком зрении не дают права, остался открытым. Давайте выясним, что и как проверяет офтальмолог, прежде чем дать заключение.

Острота зрения

Первое, что проверяет офтальмолог у будущего водителя, - острота зрения. Для этого обследуемому предлагается взглянуть на известную табличку с буквами на расстоянии пяти метров сначала одним глазом, затем другим. Отличное зрение у тех людей, которые без особых усилий читают десятую строку в таблице. Если возникают сложности, говорят о пониженной остроте зрения. Во время этой проверки также можно определить, какой глаз является ведущим.

Каким же является минимальное зрение для получения прав? Если человек оформляется на водительские права категории «В» , то ведущий глаз должен иметь показатель не меньше 0,6 единиц , а второй - не меньше 0,2. При оформлении категории «С» требуется, чтобы ведущий глаз имел от 0,8 единиц и выше, а второй - от 0,4. Иногда случается, что у человека нет выраженного ведущего глаза, или оба одинаково слабые. В этом случае допустимое зрение для вождения составляет 0,7 единиц на каждый.

Но даже при разрешении вождения в очках или линзах, врачи руководствуются определенными правилами. Например, оптическая сила средств коррекции зрения не должна превышать восемь диоптрий (как в плюс, так и в минус). Разница между коррекционными линзами на каждом глазу не должна быть больше трех диоптрий.

К слову, острота зрения для получения водительских прав проверяется также и в корректирующих средствах. Но в этом случае она должна приближаться к единице.

Обратите внимание! Если вы сделали операцию или другие успешные манипуляции по восстановлению зрения, надо снова пройти медицинскую комиссию и получить водительское удостоверение без отметки о вождении в очках.

Цветоощущение

Острота зрения - не единственный фактор, который влияет на безопасность на дороге при вождении. Важно еще понимать, насколько будущий водитель способен различать цвета, а соответственно, понимать значение некоторых знаков и цветов светофора. Для этого теста используется таблица Рабкина. Разрешается вождение с цветовой аномалией типа «А», которая лечится и корректируется с помощью линз и очков.

Кругозор

Рассматривая вопрос, какие существуют ограничения по зрению для получения прав, надо упомянуть о кругозоре. При узком кругозоре водить автомобиль запрещается, но такое отклонение встречается нечасто. Сужение кругозора до показателя меньше 20 градусов обычно встречается при тяжелых заболеваниях глаз: например, глаукома, катаракта, отслоение сетчатки. Исправить его корректирующими устройствами невозможно, поэтому получить права при таких заболеваниях не получится.

Но, даже зная, какое зрение нужно для получения прав, вы не можете быть уверены в том, что пройдете медицинскую комиссию. Окончательное решение всегда принимает врач, исходя из индивидуальной картины отклонений.

Подводя итог, хочется напомнить, что вождение без корректирующих средств создает повышенную опасность на дороге. Поэтому удостоверение водителя с пониженным зрением является недействительным без использования очков или линз. Это значит, что за вождение с таким удостоверением, но без очков могут наложить штраф за езду без водительских прав.



Новое на сайте

>

Самое популярное