Домой Педиатрия Отчего бывает детский церебральный паралич. Классификация различных форм и видов дцп и их характеристика

Отчего бывает детский церебральный паралич. Классификация различных форм и видов дцп и их характеристика

ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ.

Термин ДЦП объединяет целый ряд синдромов, которые возникают в связи с поражением мозга.

ДЦП возникает вследствие органического поражения, недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе (внутриутробный период развития, момент родов или ранний постнатальный период). При этом особенно страдают «молодые» в филогенетическом плане отделы мозга и кора больших полушарий. ДЦП может проявляться как целый комплекс двигательных, психических и речевых нарушений, сочетаться с расстройствами зрения, слуха, различных видов чувствительности. Основной клинический синдром детских церебральных параличей это двигательные нарушения.

Степень тяжести двигательных нарушений может варьироваться от минимальных до очень грубых, тяжелых.

Первое клиническое описание ДЦП было сделано ЛИТТЛЕМ В. в 1853 году. В течении почти 100 лет ДЦП называли болезнью ЛИТТЛЯ. Термин «Детский церебральный паралич» предложил Зигмунд Фрейд в 1893 году. С 1958 года этот термин официально принят ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения).

ВОЗ утвердила следующее определение: «Детский церебральный паралич – не прогрессирующее заболевание головного мозга, поражающее его отделы, которые ведают движениями и положением тела, заболевание приобретается на ранних этапах развития головного мозга»

В настоящее время ДЦП рассматривается как заболевание, возникшее в результате поражения мозга, перенесенного в пренатальном периоде или в периоде незавершенного процесса формирования основных структур мозга, что обуславливает сложную сочетанную структуру неврологических и психических расстройств.

Этиология и патогенез ДЦП.

Причины ДЦП разнообразны. Принято выделять:

пренатальные (до рождения ребенка, во время беременности матери)

натальные (во время родов)

постнатальные (после рождения ребенка).

Чаще всего причины пренатальные от 37% до 60% случаев.

Натальные от 27% до 40% случаев.

Постнатальные – от 3 до 25%.

Пренатальные факторы.

Состояние здоровья матери (соматические, эндокринные, инфекционные заболевания матери), например, болезни сердечно сосудистой системы у матери вызывают в 45% случаев кислородную недостаточность плода.

вредные привычки матери;

прием беременной женщиной различных лекарственных препаратов.

отклонения и осложнения течения беременности;

Фактором риска являются малый вес плода, досрочные роды, неправильное положение плода. Установлено, что высокий процент детей с ДЦП имели низкий вес при рождении. Важным является генетический фактор, т.е. наследование врожденной патологии развития.

Натальные факторы.

Асфиксия в родах, родовая травма. Асфиксия в родах приводит к расширению сосудов головного мозга плода, возникновению кровоизлияний. Родовая травма связана с механическим повреждением или сдавлением головы ребенка в родах.

Постнатальные факторы.

Возникают на ранних этапах жизни ребенка, еще до того как двигательная система сформирована.

Травмы черепа, нейроинфекции (менингиты, энцефалиты), интоксикации лекарственными веществами (некоторыми антибиотиками и др.). Травмы вследствие удушения или утопления. Опухоли мозга, гидроцефалия.

В некоторых случаях этиология остается невыясненной, неизвестной.

Патогенез ДЦП.

ДЦП является следствием изменений в клетках головного мозга или с нарушениями развития мозга. Патологические изменения мозга у детей с ДЦП могут быть установлены с помощью компьютерной томографии.

КЛИНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ДЦП.

В настоящее время имеется более 20 различных классификаций ДЦП. В отечественной практике чаще всего используется классификация СЕМЕНОВОЙ К.А.

Согласно этой классификации выделяют пять основных форм ДЦП:

ДВОЙНАЯ ГЕМИПЛЕГИЯ;

СПАСТИЧЕСКАЯ ДИПЛЕГИЯ;

ГЕМИПАРЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА

ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА

АТОНИЧЕСКИ - АСТАТИЧЕСКАЯ ФОРМА

На практике выделяют смешанные формы ДЦП.

ДВОЙНАЯ ГЕМИПЛЕГИЯ.

Самая тяжелая форма ДЦП. Возникает в результате значительного поражения мозга на этапе внутриутробного развития. Имеется псевдобульбарный синдром.

Термин гемипарез или гемиплегия означает, что страдает одна половина тела (лицо, рука, нога на одной стороне).

Клинические проявления: Ригидность мышц (Ригидность – негибкость, неподатливость, оцепенелость, обусловленная напряжением мышц).

Сохраняющиеся на протяжении многих лет тонические рефлексы. Произвольная моторика отсутствует или слабо развита. Дети не сидят, не стоят, не ходят. Грубые нарушения речи, тяжелая дизартрия вплоть до анартрии. У большинства детей выраженная умственная отсталость, что тормозит развитие ребенка и усугубляет состояние.

Отсутствие тормозящего влияния высших отделов нервной системы на рефлекторные механизмы ствола мозга или спинного мозга способствуют высвобождению примитивных рефлексов, в результате изменяется мышечный тонус, и появляются патологические позы. Происходит задержка или невозможность поэтапного развития цепных установочных рефлексов, которые в норме способствую тому, что ребенок постепенно обучается поднимать и удерживать голову, сидеть, стоять, затем ходить.

СПАСТИЧЕСКАЯ ДИПЛЕГИЯ.

Известна под названием болезни или синдрома ЛИТТЛЯ. Самая распространенная форма ДЦП. Спастическая диплегия характеризуется тетрапарезом, когда поражены руки и ноги обеих сторон тела. Ноги поражены сильнее, чем руки. Основной клинический симптом - повышение мышечного тонуса, спастичность. Наблюдается перекрещивание ног при опоре. Конечности могут застывать в неправильной позе. У 70 – 80% детей выраженные речевые нарушения в виде спастико – паретической (псевдобульбарной) дизартрии, иногда моторной алалии, задержки речевого развития. Ранняя логопедическая работа значительно улучшает состояние речи. Нарушения психики проявляются в виде задержки психического развития, которая может компенсироваться при коррекционном воздействии. Дети могут учиться в специальных школах – интернатах для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата или в общеобразовательных школах. Часть детей имеет умственную отсталость, в этом случае они обучаются по программе школы VIII вида. Данная форма ДЦП является прогностически более благоприятной формой по сравнению с двойной гемиплегией. 20 – 25% детей начинают сидеть, ходить, но со значительным запаздыванием (к 2 – 3 годам). Остальные обучаются передвигаться используя костыли или на коляске. Ребенок может научиться писать, выполнять некоторые функции самообслуживания.

ГЕМИПАРЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА ДЦП.

Эта форма характеризуется повреждением конечности (руки и ноги) с одной стороны тела. Рука обычно поражается больше, чем нога. Правосторонний гемипарез, связанный с поражением левого полушария, наблюдается чаще, чем левосторонний. Дети овладевают двигательными навыками позже, чем здоровые. Уже в первый год жизни выявляется ограничение движений в пораженных конечностях, сидеть ребенок начинает вовремя или с небольшим опозданием, но поза асимметрична, с перекосом в одну сторону. Ходить ребенок обучается подавая здоровую руку. Со временем формируется стойкая патологическая поза. Приведение плеча, сгибание руки и кисти, сколиоз позвоночника. Ребенок выносит вперед здоровую часть тела. Пораженные конечности замедлены в росте, происходит укорочение пораженных конечностей.

Отмечаются нарушения речи в виде моторной алалии, дисграфии, дислексии, нарушения счета. У детей наблюдается спастико – паретическая (псевдобульбарная) дизартрия.

Нарушения интеллекта варьируется от легкой задержки психического развития до умственной отсталости.

Прогноз двигательного развития благоприятный, дети ходят самостоятельно, овладевают навыками самообслуживания.

ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА ДЦП.

Связана с поражением подкорковых отделов мозга. Причиной данной формы ДЦП может быть несовместимость крови матери и плода по резус- фактору или кровоизлияния в область хвостатого тела в результате родовой травмы. Двигательные расстройства проявляются в виде непроизвольных насильственных движений – гиперкинезов. Первые гиперкинезы появляются в 4 – 6 месяцев чаще в мышцах языка, затем к 10 – 18 месяцам в других частях тела. В период новорожденности отмечается сниженный мышечный тонус, гипотония и дистония. Гиперкинезы возникают непроизвольно, усиливаются при движении и волнении, при попытке движения. В покое гиперкинезы уменьшаются и исчезают во время сна.

При гиперкинетической форме произвольная моторика развивается с большим трудом. Дети долго не могут научиться самостоятельно сидеть, стоять, ходить. Самостоятельно передвигаться начинают только к 4 – 7 годам. Походка толчкообразная, асимметричная. Равновесие при ходьбе легко нарушается, но стоять тяжелее, чем идти. Затруднена автоматизация двигательных навыков, письма. Речевые нарушения в форме гиперкинетической дизартрии (экстрапирамидная, подкорковая). Психические и интеллектуальные нарушения проявляются в меньшей степени, чем при других формах ДЦП. Большинство детей обучается самостоятельно ходить, но произвольные движения, особенно мелкая моторика в значительной степени нарушены. Дети обучаются либо в специальной школе для детей с НОДА или в массовой школе. Могут в последствии обучаться в техникуме или вузе. Незначительная часть детей обучается по программе вспомогательной школы.

АТОНИЧЕСКИ - АСТАТИЧЕСКАЯ ФОРМА ДЦП.

При данной форме ДЦП имеется поражение мозжечка, иногда сочетающееся с поражением лобных отделов мозга. Наблюдается низкий мышечный тонус, нарушение равновесия тела в покое и при ходьбе, нарушение равновесия и координации движений, тремор, гиперметрия (чрезмерность движений).

На первом году жизни выявляются гипотония, задержка психомоторного развития, т.е. не развиваются функции сидения, стояния, ходьбы. Ребенок затрудняется в хватании и игре с предметами, игрушками. Сидеть ребенок обучается к 1 – 2 годам стоять и ходить к 6 – 8 годам. Ребенок стоит и ходит широко расставляя ноги, походка неустойчивая, руки разведены в стороны, совершает много избыточных, качательных движений. Тремор рук и расстройство координации тонких движений затрудняют овладение навыками письма, рисования, самообслуживания. Речевые нарушения в виде задержки речевого развития, мозжечковая дизартрия, алалия. Могут быть интеллектуальные нарушения различной степени тяжести в 55% случаев. Обучение затруднено.

СМЕШАННАЯ ФОРМА ДЦП.

При данной форме имеются сочетания различных клинических проявлений, свойственных выше перечисленным формам: СПАСТИКО – ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКАЯ, ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКИ - МОЗЖЕЧКОВАЯ и т.д.

По степени тяжести двигательных нарушений выделят три степени тяжести ДЦП.

Легкая - физический дефект позволяет передвигаться, иметь навыки самообслуживания.

Средняя – дети нуждаются в помощи окружающих.

Тяжелая – дети целиком зависят от окружающих.

С диагнозом ДЦП (детский церебральный паралич) я живу с рождения. Точнее — с годовалого возраста (примерно тогда врачи наконец-то определили, как называется то, что со мной происходит). Я окончила спецшколу для детей с ДЦП, а через 11 лет пришла туда работать. С тех пор прошло уже 20 лет… По самым скромным подсчетам, я знаю, более или менее близко, больше полутысячи ДЦПшников. Думаю, этого достаточно для того, чтобы развеять мифы, которым склонны верить те, кто столкнулся с этим диагнозом впервые.

Миф первый: ДЦП — тяжелое заболевание

Не секрет, что многие родители, услышав от врача этот диагноз, испытывают шок. Особенно в последние годы, когда СМИ все чаще и чаще рассказывают о людях с тяжелой формой ДЦП — о колясочниках с поражением рук и ног, невнятной речью и постоянными насильственными движениями (гиперкинезами). Им и невдомек, что многие люди с ДЦП нормально говорят и уверенно ходят, а при легких формах вообще не выделяются среди здоровых. Откуда же берется этот миф?

Как и многие другие заболевания, ДЦП варьируется от легкой до тяжелой степени. По сути, это даже не болезнь, а общая причина целого ряда расстройств. Ее суть — в том, что во время беременности или родов у младенца оказываются поражены отдельные участки коры головного мозга, в основном те, которые отвечают за двигательные функции и координацию движений. Это и вызывает ДЦП – нарушение правильной работы отдельных мышц вплоть до полной невозможности управлять ими. Медики насчитывают более 1000 факторов, которые могут запустить этот процесс. Очевидно, что разные факторы вызывают разные последствия.

Традиционно выделяются 5 основных форм ДЦП, плюс смешанные формы:

Спастическая тетраплегия – самая тяжелая форма, когда больной из-за чрезмерного напряжения мышц не в состоянии управлять ни руками, ни ногами и нередко испытывает сильные боли. Ею страдает только 2% людей с ДЦП (здесь и далее статистика взята из Интернета), но именно о них чаще всего рассказывают в СМИ.

Спастическая диплегия – форма, при которой сильно поражены либо верхние, либо нижние конечности. Чаще страдают ноги – человек ходит с полусогнутыми коленями. Для болезни Литтля, наоборот, характерно сильное поражение рук и речи при относительно здоровых ногах. Последствия спастической диплегии имеют 40% ДЦПшников.

При гемиплегической форме поражены двигательные функции руки и ноги с одной стороны тела. Ее признаки есть у 32%.

У 10 % людей с ДЦП основная форма – дискинетическая или гиперкинетическая . Для нее характерны сильные непроизвольные движения – гиперкинезы – во всех конечностях, а также в мышцах лица и шеи. Гиперкинезы часто встречаются и при других формах ДЦП.

Для атаксической формы характерен пониженный тонус мышц, вялые замедленные движения, сильное нарушение равновесия. Она наблюдается у 15% больных.

Итак, малыш родился с одной из форм ДЦП. А дальше включаются другие факторы — факторы жизни, которая, как известно, у каждого — своя. Поэтому то, что происходит с ним после года, правильнее называть последствиями ДЦП. Они могут быть совершенно разными даже в рамках одной формы. Знаю человека со спастической диплегией ног и довольно сильными гиперкинезами, который окончил мехмат МГУ, преподает в институте и ходит в турпоходы со здоровыми людьми.

С ДЦП рождается, по разным данным, 3-8 младенцев из 1000. Большинство (до 85 %) имеет легкую и среднюю тяжесть заболевания. Это значит, что многие люди просто не связывают особенности их походки или речи со «страшным» диагнозом и считают, что в их окружении ДЦПшников нет. Поэтому единственный источник сведений для них — публикации в СМИ, которые отнюдь не стремятся к объективности…

Миф второй: ДЦП излечим

Для большинства родителей детей с ДЦП этот миф крайне привлекателен. Не задумываясь о том, что нарушения в работе мозга сегодня не исправляются никакими средствами, они пренебрегают «неэффективными» советами рядовых врачей, тратя все сбережения и собирая огромные суммы с помощью благотворительных фондов, чтобы оплатить дорогостоящий курс в очередном популярном центре. Между тем, секрет облегчения последствий ДЦП отнюдь не столько в модных процедурах, сколько в постоянной работе с малышом начиная с первых недель жизни. Ванны, обычные массажи, игры с распрямлением ножек и ручек, поворотами головы и выработкой точности движений, общение — вот та база, которая в большинстве случаев помогает организму ребенка частично компенсировать нарушения. Ведь главная задача раннего лечения последствий ДЦП — не исправление самого дефекта, а предупреждение неправильного развития мышц и суставов. А этого можно достичь только ежедневным трудом.

Миф третий: ДЦП не прогрессирует

Так утешают себя те, кто столкнулся с нетяжелыми последствиями заболевания. Формально это верно – состояние мозга действительно не меняется. Однако даже легкая форма гемиплегии, практически не заметная окружающим, уже к 18 годам неизбежно вызывает искривление позвоночника, которое, если им не заниматься, — прямой путь к раннему остеохондрозу или межпозвонковым грыжам. А это – сильные боли и ограничение подвижности вплоть до невозможности ходить. Подобные типичные последствия есть у каждой формы ДЦП. Беда лишь в том, что в России эти данные практически не обобщаются, а потому растущих ДЦПшников и их родных никто не предупреждает об опасностях, подстерегающих в будущем.

Гораздо лучше известно родителям, что пораженные участки мозга становятся чувствительными к общему состоянию организма. Временное усиление спастики или гиперкинезов могут вызвать даже банальный грипп или скачок давления. В редких случаях нервное потрясение или серьезное заболевание вызывают резкое длительное усиление всех последствий ДЦП и даже появление новых.

Разумеется, это не значит, что людей с ДЦП надо содержать в тепличных условиях. Наоборот: чем крепче организм человека, тем легче он адаптируется к неблагоприятным факторам. Однако если процедура или физическое упражнение регулярно вызывают, к примеру, усиление спастики, от них нужно отказаться. Ни в коем случае нельзя делать что-либо через «не могу»!

Особое внимание должны проявлять родители к состоянию ребенка с 12 до 18 лет. В это время даже здоровые дети испытывают серьезные перегрузки из-за особенностей перестройки организма. (Одна из проблем этого возраста – рост скелета, опережающий развитие мышечных тканей.) Знаю несколько случаев, когда ходячие дети из-за проблем с коленными и тазобедренными суставами в этом возрасте садились на коляску, причем навсегда. Именно поэтому западные врачи не рекомендуют ставить на ноги ДЦПшников 12-18 лет, если до этого они не ходили.

Миф четвертый: всё от ДЦП

Последствия ДЦП бывают самые разные, и все же их перечень ограничен. Однако близкие людей с этим диагнозом порой считают ДЦП причиной не только нарушения двигательных функций, а также зрения и слуха, но и таких явлений как аутизм или синдром гиперактивности. А главное – считают: стоит вылечить ДЦП – и все остальные проблемы решатся сами собой. Между тем, даже если причиной болезни действительно стал ДЦП, лечить надо не только его, но и конкретное заболевание.

В процессе родов у СильвестраСталлоне были частично повреждены нервные окончания лица — часть щеки, губ и языка актера так и остались парализованными, впрочем невнятная речь, ухмылка и большие грустные глаза стали в дальнейшем визитной карточкой.

Особенно забавно фраза «У вас же ДЦП, чего вы хотите!» звучит в устах врачей. Не раз и не два я слышала ее от докторов разных специальностей. В этом случае приходится терпеливо и настойчиво объяснять, что хочу я того же, что и любой другой человек, – облегчения собственного состояния. Как правило, врач сдается и назначает те процедуры, которые мне необходимы. В крайнем случае, помогает поход к заведующему. Но в любом случае, сталкиваясь с тем или иным заболеванием, человеку с ДЦП приходится быть особенно внимательным к себе и порой подсказывать врачам нужное лечение, чтобы свести к минимуму негативное воздействие процедур.

Миф пятый: с ДЦП никуда не берут

Здесь утверждать что-либо с опорой на статистику крайне сложно, ибо надежных данных попросту нет. Однако, если судить по выпускникам массовых классов спецшколы-интерната № 17 г. Москвы, где я работаю, лишь единицы после школы остаются сидеть дома. Примерно половина поступает в специализированные колледжи или отделения вузов, треть — в обычные вузы и колледжи, кое-кто сразу идет работать. В дальнейшем трудоустраивается не менее половины выпускников. Иногда девушки после окончания школы быстро выходят замуж и начинают «работать» мамой. С выпускниками классов для детей с умственной отсталостью ситуация сложнее, однако и там около половины выпускников продолжает учебу в специализированных колледжах.

Этот миф распространяют в основном те, кто не в состоянии трезво оценить свои способности и хочет учиться или работать там, где ему вряд ли удастся соответствовать предъявляемым требованиям. Получая отказ, такие люди и их родители нередко обращаются в СМИ, стремясь силой добиться своего. Если же человек умеет соизмерять желания с возможностями, он находит свой путь без разборок и скандалов.

Показательный пример – наша выпускница Екатерина К., девушка с тяжелой формой болезни Литтля. Катя ходит, но может работать на компьютере всего одним пальцем левой руки, а ее речь понимают только очень близкие люди. Первая попытка поступить в вуз на психолога не удалась – посмотрев на необычную абитуриентку, несколько преподавателей заявили, что отказываются ее учить. Через год девушка поступила в Академию печати на редакторский факультет, где была дистанционная форма обучения. Учеба пошла настолько успешно, что Катя стала подрабатывать сдачей тестов за своих однокашников. Устроиться после окончания вуза на постоянную работу ей не удалось (одна из причин – отсутствие трудовой рекомендации МСЭ). Однако время от времени она работает модератором учебных сайтов в ряде вузов столицы (трудовой договор оформляется на другого человека). А в свободное время пишет стихи и прозу, выкладывая произведения на собственный сайт.

Сухой остаток

Что же я могу посоветовать родителям, которые узнали, что у их малыша ДЦП?

Прежде всего – успокоиться и постараться уделять ему как можно больше внимания, окружая его (особенно в раннем возрасте!) только положительными эмоциями. При этом постарайтесь жить так, будто в вашей семье растет обычный ребенок – гуляйте с ним во дворе, копайтесь в песочнице, помогая своему малышу наладить контакт со сверстниками. Не нужно лишний раз напоминать ему о болезни – ребенок должен сам прийти к пониманию своих особенностей.

Второе – не уповайте на то, что рано или поздно ваш ребенок будет здоровым. Примите его таким, какой он есть. Не следует думать, что в первые годы жизни все силы надо бросить на лечение, оставив развитие интеллекта «на потом». Развитие ума, души и тела взаимосвязаны. Очень многое в преодолении последствий ДЦП зависит от желания ребенка их преодолеть, а без развития интеллекта оно просто не возникнет. Если же малыш не понимает, зачем нужно терпеть дискомфорт и трудности, связанные с лечением, пользы от таких процедур будет немного.

Третье – будьте снисходительны к тем, кто задает нетактичные вопросы и дает «глупые» советы. Помните: недавно вы сами знали о ДЦП не больше, чем они. Постарайтесь спокойно вести такие разговоры, ведь от того, как вы будете общаться с окружающими, зависит их отношение к вашему ребенку.

А главное – верьте: у вашего ребенка всё будет хорошо, если он вырастет открытым и доброжелательным человеком.

<\> код для сайта или блога

No related articles yet.

    Анастасия

    Прочитала статью. Моя тема:)
    32 года, правосторонний гемипарез (лёгкая форма ДЦП). Обычный детский сад, обычная школа, ВУЗ, самостоятельные поиски работы (на ней, собственно, сейчас и нахожусь), путешествия, друзья,обычная жизнь….
    И через "хромоногую" прошла, и через "косолапую", и через бог весть что. И многое ещё будет, я уверенна!
    НО! Главное это позитивный настрой и сила характера, оптимизм!!

    Нана

    А действительно с возрастом следует ждать ухудшений? У меня легкая степень, спастика в ногах

    Анжела

    А меня отношение людей, не благоприятные условия жизни сломали. В 36 лет у меня не ни образования, ни работы, ни семьи хотя легкая форма (правосторонний гемипарез).

    Наташа

    После прививок появилось много "дцп". Хотя детки и вовсе и не дцп. Там ничего врожденного и внутриутробного нет. Но приписывают к дцп и соответственно неправильно "залечивают". В результате — действительно разновидность паралича получают.
    Часто причина "врожденного" дцп вовсе и не травма, а внутриутробная инфекция.

    Елена

    Замечательная статья, поднимающая огромную проблему — как "с этим" жить. Хорошо показано, что одинаково плохо и не учитывать наличие связанных с заболеванием ограничений и придавать им избыточное значение. Не стоит фокусировать внимание на том, чего ты не можешь, а нужно сосредоточиться на том, что доступно.
    И действительно очень важно уделять внимание интеллектуальному развитию. Мы даже Цереброкурин кололи, он нам дал огромный толчок в развитии, всё-таки эмбриональные нейропептиды действительно помогают использовать имеющиеся возможности мозга. Моё мнение, что не нужно ждать чуда, но и опускать руки тоже нельзя. Автор прав: «этого можно достичь только ежедневным трудом» самих родителей и чем раньше они эти займутся, тем продуктивнее. Начинать «предупреждение неправильного развития мышц и суставов» после полуторагодовалого возраста поздно — «паровоз ушел». Знаю на личном опыте и на опыте других родителей.
    Екатерина, всего Вам хорошего.

    * Кинесте́зия (др.-греч. κινέω — «двигаю, прикасаюсь» + αἴσθησις — «чувство, ощущение») — так называемое «мышечное чувство», чувство положения и перемещения как отдельных членов, так и всего человеческого тела. (Википедиия)

    Ольга

    не согласна абсолютно с автором. во-первых, почему при рассмотрении форм дцп ничего не сказали про двойную гемиплегию? она отличается от обычной гемиплегии и от спастического тетрапареза. во-вторых, дцп действительно излечим. если подразумевать развитие компенсаторных возможностей мозга и улучшение состояния пациента. в-третьих, автор в глаза тяжелых детей видела??? таких, о которых и речи нет вынести поиграться в песочницу. когда чуть не так посмотри на ребенка и его трясет от судорог. и крик не прекращается. и он выгибается дугой так, что синяки на руках у мамы, когда она пытается его держать. когда не только сидеть — лежать ребенок не может. в-четвертых. форма дцп — это вообще ни о чем. главное — тяжесть заболевания. я видела спастическую диплегию у двоих детей — один почти не отличается от сверстников, другой — весь скрюченный и с судорогами, разумеется, даже ровно сидеть в коляске не может. а диагноз один.

    Елена

    не совсем согласна со статьей как мама ребенка с ДЦП-спастическая диплегия, средней степени тяжести. Как маме мне легче жить и бороться думая, что это если и неизлечимо, то поправимо-возможно максимально приблизить ребенка к "норм." социальной жизни. за 5 лет успели наслушаться что сына лучше в интернат сдать, а самим родить здорового…и это-от двух разных врачей-ортопедов! сказано было при ребенке, у которого сохраненный интеллект и он все слышал…конечно замкнулся, стал сторониться чужих….но у нас огромный скачок-сын ходит сам, правда плохо с равновесием и колени согнуты…но мы боремся.начали довольно поздно-с 10мес, до этого лечили другие последствия преждевременных родов и пофигизма врачей…

02.12.2010 02:00:00

Церебральный паралич (ЦП) – это нарушение работы опорно-двигательного аппарата, характеризующееся аномалией моторной функции и постурального тона, который приобретается в раннем возрасте, еще до рождения. Признаки и симптомы церебрального паралича обычно проявляются в первый год жизни.

Это нарушение работы опорно-двигательного аппарата является результатом непрогрессивного поражения головного мозга. Поражением головного мозга является любая аномалия структуры мозга или его функции. "Непрогрессивное поражение" означает, что поражение не ведет к дегенерации мозга. Это также означает, что поражение головного мозга является результатом одноразовой травмы головного мозга, которая не будут повторяться.

С церебральным параличом рождаются от 1 до 3 детей в каждой тысяче новорожденных. Однако, эта цифра намного выше среди детей, родившихся с очень низким весом, а также у недоношенных детей.

Интересно, что новые методы лечения, которые приводят к увеличению выживаемости детей, родившихся с низким весом, или недоношенных детей, на самом деле, способствуют увеличению общего числа детей с церебральным параличом.

Каковы причины церебрального паралича?

Существует множество причин возникновения и прогнозов течения церебрального паралича.

У доношенных новорожденных причиной церебрального паралича, как правило, является дородовая и не связанная с событиями во время родов травма. В большинстве случаев ДЦП связано с событиями, которые происходили во время беременности, т.е. в то время, когда плод развивается в утробе матери.

Преждевременные роды является фактором риска развития церебрального паралича. При преждевременных родах повышается риск кровоизлияния в мозг, которое может привести к церебральному параличу. У недоношенных детей может также развиться серьезная дыхательная недостаточность, в связи с незрелостью и недоразвитостью легких. Это может привести к периодам снижения кислорода, доставляемого в головной мозг, что, в свою очередь, может стать причиной церебрального паралича.

Локальный или распространенный асептический некроз белого вещества больших полушарий головного мозга называется перивентрикулярной лейкомалиций. Это заболевание, характерное для недоношенных младенцев, при котором в белом веществе головного мозга образуются отверстия. Белое вещество служит для нормальной обработки сигналов, которые передаются по всему мозгу, и от мозга к остальным частям тела. Нарушения белого вещества наблюдаются во многих случаях детского церебрального паралича.

Тем не менее, важно признать, что подавляющее большинство недоношенных детей, родившихся намного раньше срока, не страдают от церебрального паралича. За последнее время в области неонатологии было много достижений, улучшающих выживаемость детей, родившихся намного раньше срока.

Кроме того, причиной детского церебрального паралича могут быть генетические заболевания, инсульт из-за неправильного кровоснабжения или инфекции мозга.

Хотя многие считают, что наиболее частой причиной церебрального паралича является недостаточное насыщение мозга кислородом во время родов (асфиксия плода при рождении), на самом деле, асфиксия редко становится причиной церебрального паралича. При ДЦП в результате асфиксии, младенец почти всегда страдает тяжелой неонатальной энцефалопатией, проявляющейся в течение первых нескольких дней жизни. Эти симптомы включают в себя:

  • судороги
  • проблемы с дыханием
  • проблемы с питанием
  • вялость, и
  • кома, в зависимости от степени тяжести

В редких случаях, к повреждению мозга и развитию церебрального паралича может привести травма, полученная в результате сложных родов. Маловероятно, что церебральный паралич разовьется спустя несколько лет после сложных родов.

Жестокое обращение с детьми в раннем детстве также может вызвать значительные повреждения мозга, которые, в свою очередь, могут привести к церебральному параличу. В таких случаях, кровотечение может произойти в тот момент, когда взрослый, в порыве злости, пытаясь укачать плачущего ребенка, начинает его усиленно трясти. Таким образом, можно не только вызвать у ребенка ДЦП, но и убить его.

Несмотря на разнообразие факторов, которые могут повлечь за собой церебральный паралич, во многих случаях причины заболевания установить не удается. Однако, с появлением магнитно-резонансной томографии (МРТ) и компьютерной томографии, а также улучшением возможностей диагностики генетических нарушений число таких случаев значительно сократилось.

Какие бывают типы церебрального паралича?

Исходя из особенностей двигательных нарушений, церебральный паралич можно разделить на типы:

  1. спастический церебральный паралич
  2. хореоатетозный церебральный паралич, и
  3. гипотонический церебральный паралич

Что такое спастический церебральный паралич?

Спастический церебральный паралич – это состояние, при котором увеличивается мышечный тонус, вызывая тугоподвижность одной или нескольких конечностей (рук или ног). Степень тяжести этого патологического процесса может быть различной - от выраженных парезов до легкой неловкости, которая обнаруживается при развитии у ребенка мелкой моторики. В общем смысле спастичность приводит к ограничению использования конечностей, в основном, в связи с невозможностью координации движений. Часто спастичность влияет на одну сторону тела (гемипарез), но также может повлиять на все четыре конечности или только на ноги (спастическая диплегия). Когда заболевание затрагивает обе ноги, человек способен стоять только на полусогнутых ногах, а при ходьбе наблюдается перекрещивание ног.

Кроме того, с повышением тонуса мышц также увеличиваются глубокие сухожильные рефлексы, появляются нарушения мелкой моторики и координации движений, мышечная слабость, утомляемость и множество других проблем.

Спастичность часто возникает в результате повреждения белого вещества головного мозга, но она также может быть связана с повреждением серого вещества.

Степень спастичности может варьироваться от легкой до тяжелой. Дети с легкой степенью могут испытывать незначительные трудности, а при тяжелой степени дети практически не могут конструктивно использовать пораженные конечности. Если должным образом не лечить спастичность, заболевание может привести к контрактуре, ограничению подвижности суставов. Контрактура может быть значительной помехой в уходе за детьми с церебральным параличом. Спастичность также может быть весьма болезненной и для того, чтобы расслабить мышечный тонус, требуется лечение.

Те же фундаментальные процессы, которые влияют на спастичность конечностей, могут также привести к аномалии движений и мышечному тонусу в других системах организма. В мышцах головы и лица. Так, церебральный паралич может значительно ограничить способность говорить, даже когда ребенок вполне способен понимать речь. Заболевание может обусловить ограничения жевания, глотания, мимики и движения глаз. Эти симптомы могут доставить много трудностей детям и их семьям.

Многие пациенты со спастическим церебральным параличом не могут контролировать выход мочи. Эта неспособность не обязательно связанна с недоразвитостью, она может быть вызвана повышением рефлексов мочевого пузыря. Когда мочевой пузырь наполняется, у этих детей просто срабатывает рефлекс, в результате, моча не удерживается.

Что такое хореоатетозный церебральный паралич?

Хореоптетозный церебральный паралич связан с ненормальными, неконтролируемыми, движениями рук и / или ног. В отличие от спастического церебрального паралича, люди с хореоатетозным церебральным параличом имеют переменный мышечный тонус часто со снижением мышечного тонуса (гипотония). Контрактура конечностей менее распространена. Ненормальные движения активизируются в результате стресса, а также нормальных эмоциональных реакций, таких как смех. Любая попытка сделать произвольное движение, например, протянуть руку, чтобы достать предмет, может привести к многочисленным непроизвольным движениям рук, ног, туловища и даже лица. Существуют различные типы аномальных движений. Два наиболее распространенных - быстрое, нерегулярное, непредсказуемое сокращение отдельных мышц и дистония со стойкими, но непостоянными, неправильными позами некоторых частей тела (рук, ног, туловища), происходящими по причине неправильного сокращения мышц. Дистонические расстройства также влияют на выражение лица, глотание и речь, в результате чего у ребенка появляются серьезные функциональные недостатки.

Эти движения могут быть очень изнурительными и значительно ограничить способность ребенка к выполнению многих задач, связанных с движением. Кроме того, эти движения сродни постоянным упражнениям, в результате чего больной ребенок теряет огромное количество калорий. Хореоатетозный церебральный паралич часто связан с повреждением специализированных структур мозга (базальных ганглиев), которые вовлечены в управление движением. Степень тяжести симптомов часто варьируется от легкой до тяжелой.

Что такое гипотонический церебральный паралич?

Гипотония предполагает снижение мышечного тонуса. Гипотонический церебральный паралич превращает ребенка в тряпичную куклу. В раннем детстве, гипотония обнаруживается сразу, поскольку ребенок не способен контролировать головку, когда его сажают. Детям с тяжелым гипотоническим церебральным параличом, возможно, труднее всех детей с церебральным параличом освоить двигательные навыки и получить нормальное когнитивное развитие.

Гипотонический церебральный паралич часто является результатом серьезного повреждения головного мозга или пороков его развития. Считается, что гипотонический церебральный паралич является результатом травмы или порока развития мозга на более ранней стадии, чем при спастическом или хореоатетозном церебральном параличе.

Гипотония в раннем детстве часто провоцирует различные неврологические заболевания, которые могут быть легкими, тяжелыми или даже иногда фатальными, как в случае с нейродегенеративным нарушением мышц. Важно отметить, что многие дети со спастическим церебральным параличом могут иметь частичную гипотонию на ранних этапах жизни.

Что такое смешанный церебральный паралич?

Многие (практически все) дети с церебральным параличом имеют симптомы разных типов церебрального паралича. Например, дети со спастическим церебральным параличом часто не могут держать голову, что характерно для гипотонии. Дети с хореоатетоидным церебральным параличом часто имеют глубокие сухожильные рефлексы, которые напоминают мышечную спастичность.

Какие другие заболевания ассоциируются с церебральным параличом?

Поскольку церебральный паралич характеризуется нарушением или пороком развития мозга, у детей с церебральным параличом могут наблюдаться и другие симптомы, связанные с мозговой дисфункцией. Фактически, у этих детей наблюдаются и другие нарушения, помимо дисфункции двигательной системы. Некоторые из этих нарушений, например, плохая речь, трудности в глотании, слюнотечение и нарушение моторной координации являются результатом нарушения двигательной системы, некоторых мышц, вовлеченных в перечисленные процессы. Другие заболевания могут быть результатом одновременных повреждений в других частях мозга, кроме областей двигательной системы.

При церебральном параличе также наблюдается нарушение когнетивных способностей, которые часто относят к задержке развития. У 50% пациентов с церебральным параличом присутствует нарушение познавательных способностей. Однако многие из этих детей способны к обучению и могут вести продуктивную жизнь. Важно отметить, что многие дети с серьезными нарушениями двигательной системы, вызванными церебральным параличом, имеют такие же симптомы, как и дети с хореоатетоидным или гипотоническим типами церебрального паралича.

Практически все исследования когнитивного развития ребенка включают деятельность его двигательной системы. Если ребенок может размышлять, но не способен двигаться, то врач не сможет диагностировать умственное нарушение. Поэтому, следует быть очень осторожным, оценивая пациентов с церебральным параличом. Определенные характерные черты, часто ассоциируются с нарушением когнитивных способностей у пациентов с церебральным параличом. Они включают сильное повреждение мозга у детей со спастической тетраплегией, микроцефалию (маленький размер головы), генетические заболевания, и внутриутробную инфекцию. Также у больных церебральным параличом (примерно у трети из них) часто бывают судороги. Судороги вызваны аномальной электрической активностью нейронов в мозге. Поврежденный мозг более подвержен приступам. Кроме того, когнитивные расстройства часто ассоциируется с эпилептическими припадками.

Симптомы припадков могут отличаться в зависимости от области мозга, в которой они возникают. Генерализованные приступы зарождаются в коре головного мозга, в то время как частичные приступы зарождаются только в некоторых частях коры головного мозга. Часто, генерализованные приступы начинаются, как частичные приступы, но после они быстро распространяются на весь мозг. Генерализованные приступы могут приобрести форму сильных конвульсий, при которых содрогается все тело, или форму отсутствия конвульсий, когда тело изредка вздрагивает, но при этом человек не падает.

У пациентов с церебральным параличом могут возникнуть и другие формы генерализованных приступов. Во время тонических приступов, тело пациента может внезапно дервенеть. Как тонические, так и бесконвульсивные приступы могут закончиться падением пациента и часто приводят к различным травмам.

Частичные приступы могут характеризоваться резкими движениями рук и ног. Кроме того, они могут быть связаны со странными ощущениями, например, с эффектом фотовспышки, или чувством страха, в зависимости от того, какая часть мозга затронута.

Часто могут возникать зрительные нарушения. Некоторые из них, например, косоглазие, могут быть скорректированы с помощью хирургических методов. Некоторые могут быть скорректированы ношением очков. У части детей зрительные нарушения являются результатом повреждений мозга и связаны со зрением, что может привести к слепоте, даже если глаза вполне здоровы. В настоящее время не существует лечения для улучшения этого состояния.

Дети с церебральным параличом могут иметь различные нарушения речи. Например, дизартрия (расстройство артикуляции), являются результатом ухудшения периферийного механизма речи. Афазия, является нарушением в сером веществе мозга, которое регулирует центральный механизм речи.

Дети с церебральным параличом часто с трудом набирают вес и плохо растут. Это является результатом нескольких факторов, включая нарушение потребления пищи, в то же время другие дети могут страдать от ожирения, по причине ограничения их подвижности.

Дети с хореоатетоидным типом церебрального паралича могут иметь компрессию нервов или повреждения шейных позвонков, что может нанести вред спинному мозгу.

Другие проблемы связаны со стоматологическими заболеваниями, дыханием, с инфекциями мочевого пузыря, остеопорозом, энурезом, энкопрезом и запорами.

Как оценивается состояние ребенка с церебральным параличом?

Чтобы поставить диагноз - церебральный паралич – необходимо пройти тщательное медицинское обследование. Прежде всего, необходимо определить причины, вызывающие ухудшение состояния ребенка. Малыш с подозрением на церебральный паралич должен пройти неврологическое обследование у детского невролога. После обследования, врач может направить ребенка на лабораторные анализы, которые помогут установить диагноз.

Не существует ни одного анализа для диагностики церебрального паралича. Но в связи с тем, что церебральный паралич является результатом многочисленных нарушений, для того, чтобы идентифицировать эти нарушения выполняются различные анализы. Кроме того, врачам необходимо знать и оценить состояние ребенка и выявить другие заболевания, которые могут быть у ребенка.

Анализы крови и мочи помогут идентифицировать наиболее распространенные отклонения от нормы. Также, анализ крови также используется для хромосомных или других генетических исследований. Для определения структурных изменений мозга применяется магнитно-резонансная томография.

Как только диагноз подтверждается, назначаются дополнительные исследования для определения особенностей течения заболевания. Например, если присутствуют приступы, то используется электроэнцефалограмма. Это диагностическое исследование не используется, если пациент не имеет признаков эпилепсии.

Как лечат церебральный паралич?

Церебральный паралич не лечится. Однако проблемы, связанные с церебральным параличом, можно лечить или предотвратить. На начальном этапе лечения необходимы консультации нескольких специалистов: педиатра, невролога,хирурга-ортопеда, психотерапевта, физиотерапевта, логопеда и др. Каждая из консультаций может оказаться для ребенка полезной. Детям с неврологическими нарушениями понадобится также помощь психотерапевта.

Какие специфические методы лечения церебрального паралича?

После предварительного обследования, каждому ребенку назначается индивидуальное лечение:

Лечение эпилептических приступов

Если у ребенка случаются эпилептические приступы, то лечение будет зависеть от типа и частоты приступов. Используя определенные лекарственные препараты, можно достичь полного контроля приступов, но у некоторых детей бывают трудно-контролируемые приступы. Лекарства могут вызывать побочные эффекты, влияющие на мозг. Побочные эффекты могут проявиться как в форме заторможенности, так и в форме гиперактивности. Они могут также влиять на функцию печени, на белые и красные кровяные тельца, и на костный мозг. Обычно побочные эффекты не несут существенной опасности и прекращаются при использовании соответствующих медикаментов. Цель врача – добиться прекращения приступов и снизить побочные эффекты. Важно отметить, что врач все равно не сможет полностью избавить ребенка от приступов и побочных эффектов на лекарства.

Лечение при мышечной спастичности : подход к лечению спастичности разрабатывают разные специалисты. Лечение включает использование лекарств и хирургических процедур для уменьшения спастичности, облегчения движений и предотвращения конвульсий. Наиболее распространенными препаратами являются дантролен натрия и диазепам. Диазепам - это средство, расслабляющее мышцы. Баклофен (Lioresal) принимают орально или вводят интратекально. Это лечение может быть особенно полезно для пациентов со спастичностью нижних конечностей. Наиболее распространенные побочные эффекты: сонливость и слабость. Седативные побочные эффекты этих препаратов часто рассматривают, как полезные. При интратекальном введении препарата, наиболее распространенный побочный эффект – это инфицирование катетера. При правильном использовании эта процедура может предотвратить хирургическое вмешательство.

Хирургическое лечение при спастичности: В случае сильной спастичности мышц, врачам приходится прибегнуть к хирургическим методам. Операция выполняется на сухожилиях хирургом-ортопедом, и допускается только в редких случаях. Реже проводится процедура, которая называется радикотомия спинного мозга. В процессе этой операции, хирург удаляет некоторые нервные окончания, которые посылают сенсорную информацию от мышц к спинному и головному мозгу. Эта процедура уменьшает спастичность и помогает ребенку двигаться. Большинство нейрохирургов, которые выполняют эту операцию, очень тщательно выбирают пациентов, которым она может помочь. Иногда детям с церебральным параличом требуется другой вид хирургического вмешательства. Крайне редко при хореоатетоидном церебральном параличе используются нейрохирургические методы, которые помогают сократить количество непроизвольных движений без вреда для других функций.

Другие хирургические процедуры

Офтальмологи (окулисты) лечат косоглазие, воздействуя на мышцы, которые управляют движением глаза, также корректируют некоторые другие осложнения, например, катаракту.

Нейрохирурги могут скорректировать эпилептические приступы. Такие операции, как, например, каллозотомия, гемисферэктомия, резекция областей пораженной мозговой ткани могут назначаться в некоторых случаях. Альтернативная процедура для лечения эпилепсии - это нервное стимулирование посредством имплантируемого устройства, которое помогает некоторым пациентам контролировать приступы.

Сколиоз или искривление позвоночника - это часто результат серьезной гипотонии. Заболевание может вызвать дискомфорт у пациентов и трудности при выполнении ежедневных рутинных действий. Кроме того, сильный сколиоз может даже ограничить способность дышать. Для коррекции сколиоза используется несколько хирургических методов.

Детям, которые не в состоянии принимать пищу самостоятельно, может потребоваться гастрономическая трубка.

Терапия

Спастичность лечат врачи различных специальностей. Важную роль могут сыграть физиотерапевты.

Физиотерапия: длительность физиотерапии зависит от степени спастичности, гипотонии и ухудшения моторных функций. Основной терапевтический эффект физиотерапии - это поддержание двигательной системы и профилактика контрактур. Некоторые специалисты считают, что физиотерапия влияет даже на мозг, хотя это спорно. После процедур физиотерапии наблюдаются и другие позитивные эффекты, например, улучшение походки, поз и баланса. Физиотерапия существенно помогает в течение жизни ребенку с церебральным параличом.

Профессиональная терапия: трудовая терапия помогает детям приобрести необходимые навыки повседневной жизни дома и в школе, включая употребление пищи, навыки письма, навыки выполнения домашних обязанностей. В раннем детстве терапевты могут помочь в кормлении ребенка с ослабленным или неконтролируемым сосательным рефлексом.

Речевая терапия : логопеды занимаются развитием и улучшением речи. Используя различные методы, логопеды помогает детям в развитии речевых способностей. Роль этих специалистов не ограничивается только помощью в развитии речевых способностей, они также учат пациентов другим методам общения (язык жестов), чтобы облегчить способности общения.

Медицинский уход

Медицинскому уходу за детьми с церебральным параличом часто серьезно препятствует неспособность ребенка выражать свои потребности и чувства. Распространенные детские болезни, такие как ушные инфекции, инфекции мочевых путей и аппендицит, которые легко поддаются лечению у большинства детей, могут оказаться опасными для жизни детей с ДЦП из-за поздней диагностики. Поэтому важно, чтобы детей с ДЦП регулярно осматривал специалист.

Так как врачи не дают надежду на то, что церебральный паралич можно вылечить, многие семьи пытаются использовать альтернативные методы лечения. Альтернативная терапия может включать диеты, травяные средства, игры с животными и гипербарический кислород. Научные исследования подтверждают, что диеты оказывают негативное влияние на организм ребенка. Некоторые из них, например, гипербарическая кислородотерапия, которая выполняется в специализированных центрах, может оказаться очень дорогостоящей, но научных доказательств ее целесообразности нет. В любом случае в таком лечении должен присутствовать индивидуальный подход. Прежде чем использовать альтернативные методы лечения, родители ребенка должны проконсультироваться с врачом.

Каковы долгосрочные перспективы для пациентов с церебральным параличом?

Ответ на этот вопрос сложный. Так как церебральный паралич имеет различные симптомы, то и лечение должно быть разнообразным. Многие ученые надеются на последние открытия, в основе которых лежит замена потерянных или поврежденных мозговых клеток. Пока такая терапия еще не доступна, а серьезные клинические испытания начнутся только через 5-10 лет.

Чем больше мы узнаем о причинах церебрального паралича, тем больше мы можем сделать, чтобы предотвратить заболевание. Например, использование фолиевой кислоты помогает правильному развитию центральной нервной системы и используется в качестве превентивной меры от церебрального паралича. Помочь предотвратить это заболевание может также отказ от использования во время беременности некоторых лекарств, алкоголя, табака, наркотических средств, как, например, кокаин.

Уход за ребенком с церебральным параличом

Невозможно переоценить роль человека, который будет ухаживать за ребенком с церебральным параличом. Будь то нянечка или родители, эти люди должны понимать потребности ребенка и обеспечить ему или ей атмосферу любви и гармонии. Часто, уход за детьми с церебральным параличом может вызвать эмоциональные и материальные трудности. Для обеспечения надлежащего ухода за детьми с церебральным параличом необходимо принимать во внимание психическое здоровье и финансовое положение семьи или опекуна.

Мы должны признать, что многие, возможно даже, большинство детей с церебральным параличом могут прожить полную смысла, счастливую жизнь. Однако им трудно будет это сделать без помощи родителей и медиков.

Детский церебральный паралич (ДЦП) – общий медицинский термин, который используют для обозначения группы двигательных нарушений, прогрессирующих у грудничка вследствие травматизации различных зон мозга в околородовом периоде. Первые симптомы ДЦП иногда можно выявить уже после рождения ребёнка. Но обычно признаки недуга проявляются у младенцев в грудном возрасте (до 1 года).

Этиология

Детский церебральный паралич у ребёнка прогрессирует из-за того, что определённые участки его ЦНС были повреждены непосредственно во внутриутробном периоде развития, во время процесса рождения либо же в первые месяцы его жизни (обычно до 1 года). На самом деле причины ДЦП довольно разнообразны. Но все они приводят к одному – некоторые зоны мозга начинают неполноценно функционировать или же полностью погибают.

Причины возникновения ДЦП у ребёнка во внутриутробном периоде:

  • токсикоз;
  • несвоевременная отслойка «детского места» (плаценты);
  • угроза выкидыша;
  • нефропатия беременных;
  • травматизация во время вынашивания ребёнка;
  • гипоксия плода;
  • фетоплацентарная недостаточность;
  • наличие соматических недугов у матери ребёнка;
  • резус-конфликт. Данное патологическое состояние развивается из-за того, что у матери и ребёнка различные резус-факторы, поэтому её организм отторгает плод;
  • недуги инфекционной природы, которые перенесла будущая мать во время вынашивания плода. К самым потенциально опасным патологиям относят , ;
  • гипоксия плода.

Причины, провоцирующие ДЦП в процессе родовой деятельности:

  • узкий таз (травма головы ребёнка во время прохождения его по родовым путям матери);
  • родовая травма;
  • нарушение родовой активности;
  • роды ранее установленного срока;
  • большой вес новорождённого;
  • стремительные роды – представляют наибольшую опасность для младенца;
  • ягодичное предлежание ребёнка.

Причины прогрессирования недуга в первые месяцы жизни новорождённого:

  • дефекты развития элементов дыхательной системы;
  • асфиксия новорождённых;
  • аспирация околоплодными водами;
  • гемолитическая болезнь.

Разновидности

Выделяют 5 форм ДЦП, которые различаются между собой зоной поражения мозга:

  • спастическая диплегия. Эта форма ДЦП диагностируется у новорождённых чаще остальных. Основная причина её прогрессирования – травматизация зон мозга, которые являются «ответственными» за двигательную активность конечностей. Характерный признак развития недуга у ребёнка до года – частичный или полный паралич ног и рук;
  • атонически-астатическая форма ДЦП. В этом случае наблюдается поражение мозжечка. Признаки ДЦП этого типа – больной не может держать равновесие, координация нарушена, мышечная атония. Все эти симптомы проявляются у малыша в возрасте до года;
  • гемипаретическая форма. Участки-«мишени» мозга – подкорковые и корковые структуры одного из полушарий, отвечающие за двигательную активность;
  • двойная гемиплегия. В этом случае поражаются сразу два полушария. Данная форма церебрального паралича является самой тяжёлой;
  • гиперкинетическая форма ДЦП. В большей части клинических ситуаций она сочетается со спастической диплегией. Развивается из-за поражения подкорковых центров. Характерный симптом гиперкинетической формы ДЦП – совершение непроизвольных и неконтролируемых движений. Примечательно то, что такая патологическая активность может возрастать, если ребёнок до года или старше волнуется или устал.

Классификация, основывающаяся на возрасте ребёнка:

  • ранняя форма. В этом случае симптомы ДЦП отмечаются у новорождённого в период от рождения до полугода;
  • начальная остаточная форма. Период её проявления – от 6 месяцев и до 2 лет;
  • поздняя остаточная – от 24 месяцев.

Симптоматика

Детский церебральный паралич имеет множество проявлений. Симптомы недуга напрямую зависят от степени поражения структур мозга, а также от места локализации очага в данном органе. Заметить прогрессирование церебрального паралича можно заметить уже после рождения, но чаще его выявляют через пару месяцев, когда становится явно видно, что новорождённый отстаёт в развитии.

Признаки детского церебрального паралича у новорождённого:

  • малыша совершенно не интересуют игрушки;
  • новорождённый долгое время не переворачивается самостоятельно и не держит голову;
  • если попробовать поставить малыша, то он будет становиться не на стопу, а только на носочки;
  • движения конечностями носят хаотичный характер.

Симптомы ДЦП:

  • парезы. Обычно только половина тела, но иногда они распространяются на ноги и руки. Поражённые конечности изменяются – они укорачиваются и становятся тоньше. Характерные деформации скелета при детском церебральном параличе – , деформация грудины;
  • нарушение тонуса мышечных структур. У больного ребёнка наблюдается либо спастическое напряжение, либо же полная гипотония. Если имеет место гипертонус, то конечности принимают неестественное для них положение. При гипотонии ребёнок слабый, наблюдается тремор, он может часто падать, так как мышечные структуры ног не поддерживают его тело;
  • выраженный болевой синдром. При детском церебральном параличе он развивается вследствие различных деформаций костей. Боль имеет чёткую локализацию. Чаще он возникает в плечах, спине и шее;
  • нарушение физиологического процесса глотания еды. Этот признак детского церебрального паралича можно выявить сразу после рождения. Младенцы не могут полноценно сосать материнскую грудь, а груднички не пьют из бутылочки. Этот симптом возникает из-за пареза мышечных структур глотки. Также из-за этого возникает слюнотечение;
  • нарушение речевой функции. Возникает из-за пареза голосовых связок, горла, губ. Иногда эти элементы поражаются одновременно;
  • судорожный синдром. Судороги проявляются в любое время и в любом возрасте;
  • хаотичные патологически движения. Ребёнок совершает резкие движения, может гримасничать, принимать определённые позы и прочее;
  • контрактуры суставных сочленений;
  • значительное или умеренное снижение слуховой функции;
  • задержка развития. Данный симптом детского церебрального паралича встречается не у всех больных детей;
  • снижение зрительной функции. Чаще возникает и косоглазие;
  • сбой работы органов ЖКТ;
  • больной непроизвольно выделяет экскременты и урину;
  • прогрессирование эндокринных недугов. У детей с таким диагнозом часто диагностируют , дистрофию, задержку роста, .

Осложнения

ДЦП является хроническим недугом, но со временем он не прогрессирует. Состояние пациента может усугубиться, если возникнут вторичные патологии, такие как , кровоизлияния, соматические недуги.

Осложнения ДЦП:

  • инвалидизация;
  • нарушение адаптации в социуме;
  • возникновение мышечных контрактур;
  • нарушение потребления еды, так как парез поразил мышцы глотки.

Диагностические мероприятия

Диагностикой недуга занимается невролог. Стандартный план диагностики включает в себя такие методы обследования:

  • тщательный осмотр. Медицинский специалист оценивает рефлексы, остроту зрения и слуха, мышечные функции;
  • электроэнцефалография;
  • электронейрография;
  • электромиография;

Дополнительно больного могут направить на консультации к узким специалистам:

  • логопед;
  • офтальмолог;
  • психиатр;
  • эпилептолог.

Лечебные мероприятия

Сразу стоит сказать, что такую патологию полностью излечить невозможно. Поэтому лечение ДЦП в первую очередь направлено на уменьшение проявления симптомов. Специальные реабилитационные комплексы дают возможность постепенно развить речь, интеллектуальные и двигательные навыки.

Реабилитационная терапия состоит из таких мероприятий:

  • занятия с логопедом. Необходимы, чтобы у больного ребёнка нормализовалась речевая функция;
  • ЛФК. Комплекс упражнений разрабатывает только специалист строго индивидуально для каждого пациента. Их необходимо выполнять ежедневно, чтобы они оказали необходимый эффект;
  • массаж при ДЦП является очень эффективным методом реабилитации. Врачи прибегают к сегментарному, точечному и классическому видам. Массаж при ДЦП должен проводить только высококвалифицированный специалист;
  • использование технических средств. К таковым относят костыли, специальные вставки, помещаемые в обувь, ходунки и прочее.

Физиотерапевтические методы и анималотерапию также активно применяют в лечении ДЦП:

  • водолечение;
  • оксигенобаротерапия;
  • лечение грязями;
  • электростимуляция;
  • прогревание тела;
  • электрофорез с фармацевтическими препаратами;
  • дельфинотерапия;
  • иппотерапия. Это современный метод лечения, основанный на общении больного с лошадьми.

Медикаментозная терапия:

  • если у ребёнка отмечаются эпилептические припадки различной степени интенсивности, то ему обязательно назначают противосудорожные препараты, чтобы купировать приступы;
  • ноотропные фармацевтические средства. Основная цель их назначения – нормализация обращения крови в мозге;
  • миорелаксанты. Данные фармацевтические средства пациентам назначают, если у них наблюдается гипертонус мышечных структур;
  • метаболические средства;
  • противопаркинсонические лекарственные средства;
  • антидепрессанты;
  • нейролептики;
  • спазмолитики. Эти препараты больному назначают при сильном болевом синдроме;
  • анальгетики;
  • транквилизаторы.

К операбельному лечению детского церебрального паралича медицинские специалисты прибегают только в тяжёлых клинических ситуациях, когда консервативная терапия не оказывает желаемого эффекта. Прибегают к таким видам вмешательств:

  • операции на мозге. Врачи осуществляют деструкцию структур, которые являются причиной прогрессирования неврологических нарушений;
  • спинальная ризотомия. К данному операбельному вмешательству врачи прибегают в случае сильного мышечного гипертонуса и выраженного болевого синдрома. Её суть заключается в прерывании патологической импульсации, которая исходит из спинного мозга;
  • тенотомия. Суть операции состоит в создании опорного положения поражённой конечности. Её назначают, если у пациента формируются контрактуры;
  • иногда специалисты осуществляют пересадку сухожилий или костей, чтобы хоть немного стабилизовать скелет.


Новое на сайте

>

Самое популярное