Домой Паразитология Рекомендации педагога-психолога. "Как наладить дисциплину в классе и правильно установить отношения с учениками"

Рекомендации педагога-психолога. "Как наладить дисциплину в классе и правильно установить отношения с учениками"

Леонтьева Светлана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ КСОШ № 55 п.Красково
Населённый пункт: Московская область, городской округ Люберцы, п. Красково
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Как наладить взаимоотношения родителей с учителем"
Дата публикации: 12.01.2018
Раздел: начальное образование

«Как наладить взаимоотношения родителей с учителем».

(для родителей учащихся первых классов)

Цель: определить вместе с родителями способы налаживания

взаимоотношений между ребёнком и педагогом.

Создать доброжелательную атмосферу в коллективе родителей,

установить с родителями эмоциональный контакт.

Обменяться мнениями по поводу того, как следует выстраивать

взаимоотношения учитель – ученик.

Способствовать повышению мотивации родителей к помощи детям в

установлении эмоционального контакта с учителем.

Способствовать тому, чтобы родители настраивали детей

доброжелательно по отношению к учителю и поддерживали его авторитет.

Организационный. На данном этапе педагог организует среду,

соответствующую целям собрания, организует взаимодействие с родителями

для эффективной совместной работы (т.е. оформляет комнату, готовит

необходимые материалы и оборудование, произносит вступительное слово,

проводит игры на приветствие и раскрепощение участников).

Основной. На данном этапе педагог проводит основную работу по теме

в виде дискуссий, мини лекции, упражнений.

Заключительный. На данном этапе подводятся итоги проделанной

работы, оценивается её эффективность, участники высказывают свои

пожелания на будущее.

Предварительная работа:

Рисунки детей «Я в школе», сделанные на уроке рисования или дома.

Материалы и оборудование:

Стулья по количеству участников

Доска и мел

В кабинете организованна выставка рисунков детей «Я в школе»

Ход выступления :

Вступительное слово педгога. Рассказ педагога о себе.

« Чтобы дети потянулись к знаниям. Чтобы ребенок шел в школу с хорошим

настроением, важно - как складываются его отношения со сверстниками и с

учителем.

отношения

достижение

взаимопонимания,

отсутствие придирок, желание ребёнка идти в школу. И тут без участия и

помощи родителей не обойтись. Больше всего тревог и волнений, конечно, у

родителей первоклассников. Вполне естественно, что вам хочется, чтобы у

ребенка сложились хорошие отношения с учителем. И конечно, вас волнуют

различные вопросы по этому поводу. Ответам на эти вопросы мы и уделим

внимание в первую очередь».

- Что делать, если я не согласна с требованиями учителя?

собственное

всё-таки,

требует выполнения каких-либо правил, значит, на то есть свои основания.

Что бы понять, для чего учитель предъявляет те или иные требования к

ученикам,

расспросите

стесняйтесь

задавать

Поймите, что учитель действует в интересах детей. Ведь и поддержание

дисциплины и требования по учебным предметам – всё для того, чтобы

комфортно

приобретал

качественные

воспитание.

разъяснений, Вы всё-таки остались при своём мнении и по-прежнему не

согласны с учителем, то постарайтесь донести до учителя свою точку зрения.

Выскажите своё мнение в доброжелательной форме и постарайтесь прийти к

компромиссу.

- Как помочь ребёнку заслужить уважение учителя?

Каждому родителю хочется, чтобы учитель принимал его ребёнка, относился

уважением.

обязанность

относится

одинаково – с уважением к каждому ученику, безо всяких исключений. У

хорошего учителя не должно быть любимчиков и нелюбимых учеников. В то

обязанность

родителей

обсуждать при ребёнке то, что вам, возможно в учителе не очень нравится (а

это вполне естественно, невозможно нравится абсолютно во всём и всем

говорить

уважительно.

учителем

учениками

возникнет

взаимное

уважение.

- Ребёнку сделали незаслуженное замечание. Как быть?

При возникновении любых спорных вопросов – первое, что нужно сделать –

встретиться с учителем и поговорить. Так будет лучше для всех – у ребёнка

не будут копиться обиды на учителя, и у вас ваши претензии и учитель будет

знать о том, что вас волнует. Все люди разные и каждый человек может

ошибаться. Разве может хоть кто-то сказать, что он никогда в жизни не

поступал

отношению

несправедливо?

по-разному

реагируют на критику. Очень ранимый ребёнок тяжело переживает даже

незначительные замечания. Если вы будете обсуждать с учителем спорные

воспитания

Вашему ребёнку. Только, конечно, доброжелательность и такт в этом деле

должны быть вашими вечными спутниками и тогда вы обязательно найдёте

общий язык с педагогом и поможете в этом ребёнку.

- Что делать, если ребёнок не хочет идти в школу?

несколько

радостно

некоторое время начал ныть, настроение упало и он уже не бежит, а еле

плетётся… И даже портфель как будто потяжелел на его плечах». Такой

период наступает практически у каждого ребёнка, когда он сталкивается с

первыми трудностями, осознаёт, какая серьёзная задача стоит перед ним. Это

называется периодом адаптации. Пересмотрите режим дня ребёнка – в нём

должно быть отведено достаточно времени для отдыха, прогулок. Уделяйте

ребёнку как можно больше внимания, будьте готовы всегда выслушать его.

Детский коллектив ещё не сформировался, не все ребята нашли себе друзей.

Возможно,

переживает

отношений

сверстниками.

Будьте всегда рядом, чтобы поддержать ребёнка и помочь ему, если он об

этом попросит.

помочь

ребёнку

преодолеть

стеснение

перед

сверстниками

учителем?

Застенчивым детям нелегко бывает найти своё место в новом (и даже не в

новом) коллективе. Забирая ребёнка после школы, прогуляйтесь вместе с кем-

то из его одноклассников (и их родителями). Будет очень хорошо, если вы

начнёте дружить семьями. Ребёнку будет намного комфортнее находиться в

коллективе,

Помогите своему ребёнку начать общаться со сверстниками, поверьте, сейчас

ему нужна такая помощь от вас. Поддержка друзей очень важна, с ней он

будет стесняться гораздо меньше. Вселяйте в ребёнка уверенность в себе –

чаще его хвалите его и старайтесь избегать критики.

Мини –лекция

«Советы родителям»

*Доверие, готовность к общению и контактам . Расскажите учителю не

только о ребенке и его здоровье, особенностях, талантах, но и о всей вашей

семье. Оставьте не только номера своего мобильного, домашнего и рабочего

телефонов, но и ближайших родственников или гувернантки, которые будут

забирать ребенка из школы.

*Сотрудничество. Любой классный руководитель очень любит активных

родителей, потому что без них не удастся ни в поход детей сводить, ни на

экскурсию съездить, ни вечеринку провести. Запомните: помогая учителю,

вы не только выстраиваете отношения с ним, но прежде всего делаете жизнь

вашего ребенка в школе яркой, интересной и запоминающийся.

*Чувство

такта. Желание

неудачах своего чада бывает настолько сильным, что порой мы забываем, что

учитель тоже человек и имеет право на личную жизнь. Звонить учителю

каждый день просто неуместно, равно как и беспокоить после 9 часов вечера.

Только представьте - вам за вечер позвонили несколько человек с вопросом:

«Напомните, пожалуйста, домашнее задание? Как там мой сегодня? А почему

спросили?»…

Навязчивость

раздражать

положительно на ваших взаимоотношениях не скажется.

*Откровенность.

возникают

очередного

родительского собрания совсем не обязательно. Попробуйте встретиться с

учителем

спокойной

обстановке,

попросите

Расскажите

беспокоит,

своевременное

трудностей помогает избежать конфликтных ситуаций, снять эмоциональное

напряжение, неудовлетворенность друг другом. А еще - это важно для вашего

сына или дочери, нет ничего хуже, когда ребенок не хочет в школу, потому

нужно, нет, не для школы и не для самого учителя, а, прежде всего, вашему

ребенку. Не ревнуйте ребенка к первому учителю, не пытайтесь заменить его

и настоять на своем. Старайтесь поддержать детскую «влюбленность» в

педагога. Ведь многое из того, чему сейчас учится малыш, он сейчас делает

не для вас, и даже не для себя, а для своего учителя. Поэтому демонстрируйте

уважение к классному руководителю, постарайтесь не обсуждать действия

учителя и его поведение в присутствии ребенка.

Подведение

итогов.

предлагает

эмоциями и впечатлениями. Предлагается каждому участнику продолжить

предложения:

Сегодня я узнал, что…

Довольно часто отношения учителей и родителей складываются не очень то хорошо. А в некоторых случаях они вообще не складываются, превращаясь в некую борьбу двух сторон. Хотя, если посудить, и первые, и вторые занимаются, в принципе, одним общим делом - воспитанием ребенка. Так почему же они недолюбливают друг-друга в то время, как должны быть союзниками?
Да, тема школы и дома, наверное, будет жить вечно. Испокон веков у учителей было уйма претензий по отношению к родителям ребенка, а у родителей , соответственно, к учителям .

Одни считают, что к их чаду относятся не надлежаще хорошо, ко всему придираются, делают незаслуженно замечания, ставят заниженные оценки. Другие же уверены, что родители не уделяют своему ребенку достаточно времени, что ребенок пущен на самотек, или же, наоборот, уж слишком носятся со своим отпрыском, бегая по поводу и без в школу для выяснения каких-то вопросов. Но между этими двумя «огнями» есть еще одна сторона - сам ребенок ! Попробуем же найти ответ на вопрос: «Должны ли мама и папа вмешиваться в отношения их дитяти со школьными учителями?»

Взаимоотношения ученика с учителем

Распространенной ситуацией сейчас является непонимание учителями учеников . Особенно, если учитель еще той закалки и тех взглядов на жизнь. Им сложно понять современную молодежь с их манерой общаться, манерой говорить, и, в конце-концов, одеваться. Причем, в основном педагоги недолюбливают мальчиков. Ведь именно мальчишки хулиганят , пропускают уроки, систематически опаздывают, потому что не успевают докурить или еще что-либо сделать. 1/5 часть учеников имеют проблемы со своими учителями именно из-за плохого поведения. «Плохих» же учениц-девочек в два раза меньше, нежели мальчиков. Поэтому к ним учителя относятся терпимее. Хотя, бывают, разумеется, и здесь исключения из правил.

Основной причиной плохих взаимоотношений с учителями среди учениц является форма одежды последних. Какой же должна быть реакция родителя в этой ситуации? Прежде всего, родители должны позаботиться о том, чтоб внешний вид ребенка соответствовал тому, который допустим в школе . И, если от детей требуют строгой формы одежды (темный низ - светлый верх), никаких пирсингов, рваных джинсов, минимум косметики - именно родители должны проследить за этим. В обратном случае - конфликта не избежать. Если же проблема связана с поведением, а не внешним видом, то задача родных - выяснить, по каким причинам сын или дочь прогуливает занятия, почему ведет себя так, а не иначе.

Причины плохого взаимоотношения между учителем и учеником

Практически всегда дети, когда отношение с учителем не складывается , переносят свою «не любовь» и на его предмет, а следовательно не желают на него ходить. Здесь важно не требовать от ребенка объяснений при помощи скандала, а в спокойной обстановке поговорить о причине происходящего. А уже потом искать выход - то ли бежать в школу на «разборки» - то ли решать все в кругу семьи . С учителем, кстати, тоже было бы неплохо поговорить, выслушать, так сказать, и вторую сторону для полноты картины.

Существует также такая категория учителей , которые абсолютно не считаются с учениками. Поговорка: «Я - учитель, ты - дурак» - подойдет тут как ни кстати. Такие педагоги сами часто и густо провоцируют конфликтные ситуации, особенно когда ученик способный, и вступает в дискуссию, высказывая свою точку зрения в рамках занятия. Против таких учителей ополчаются обычно целыми классами.

Учителя-педанты тоже встречаются довольно часто. Для таких личностей важно не содержание, а форма. То есть, они могут занижать оценки только лишь за то, что ученик сделал помарку или же написал корявым почерком, хотя при этом задача решена верно. Учителей-педантов начинают недолюбливать и родители, не только ученики.
Нельзя не вспомнить о учителях, которые вызывают непонимание у многих, даже в пределах учительской - о учителях-взяточниках. Они готовы нарочно завалить ребенка , поставить ему плохую оценку, рассказать, что ученик неуч, и вызвать в школу родителей, чтобы предложить услуги репетиторства. Но, как правило, в большинстве случаев ситуация является искусственно сделанной, или же учитель, занимаясь с ребенком , и видя, что занятия не дают результатов, будет завышать оценки, дабы родители не имели претензий к его квалифицированности.

К сожалению, от плохих учителей не убежишь, даже если перевести ребенка в другую школу . Ведь и там, в другом учебном заведении, скорее всего, есть свои «любимые и хорошие» учителя. Что делать? Если вас не устраивает учитель, стоит поговорить с ним откровенно. Если же разговор ничего не даст, можно попробовать перевести ребенка в другой класс или же добиться понимания дирекции школы . Но в любом случае обязательно отстаивайте интересы своих детей! Кто, как ни вы, защитит его от несправедливых нападок?

С поступлением в первый класс в жизни ребенка появилась фигура, которая на протяжении ближайших лет будет влиять на него почти так же сильно, как родители, - это его первая учительница. На желании ей нравиться будет в первое время основываться его интерес к учебе.

Есть несколько вариантов развития отношений учителя и родителей. И самый неэффективный из них - это противостояние. Важно понимать: ребенок не сможет адаптироваться к школе, если то, что считает важным учитель, игнорируют родители. И с другой стороны - если ценности, значимые для родителей, не принимаются учителем. Поэтому крайне важно найти решение, которое в достаточной степени подойдет обеим сторонам.

Лучше прояснить позиции еще на этапе выбора школы. Придя устраиваться в первый класс, узнайте побольше о педагоге, который будет учить вашего ребенка, найдите возможность выяснить его взгляды на учебный процесс, отношение к участию родителей в школьных делах ребенка, обратите внимание на стиль общения. Если в школе, в которую вы устраиваете ребенка, родителям разрешается присутствовать на уроке, не упустите такую возможность. Наблюдая за общением учителя с учениками, вы получите более точное представление о том, как обычно происходит их взаимодействие.

Другой вариант отношения родителей к учителям выражается формулой: «Школа для того и существует, чтобы ребенок там учился. Вы - специалисты, вы и учите!» Понятно, что, размышляя подобным образом, мы навсегда устраняемся из образовательного процесса, возлагая всю ответственность на школу. На самом же деле помощь родителей здесь просто необходима. Кроме того, отстранение родителей может быть воспринято ребенком как предательство или же привести к тому, что ребенок не будет относиться к учебе всерьез. Важно помнить, что, каким бы грамотным ни был учитель, без вашей поддержки он не сможет передать ребенку максимум знаний и навыков.

Еще в большей степени это касается воспитания ребенка, которым также занимаются школьные педагоги. Если определенные правила и нормы, принятые в школе, не будут поддерживаться вами дома, ребенок окажется в ситуации внутреннего разлада и вряд ли их усвоит.

И наконец, третий вариант - сотрудничество. Действительно, родители и учителя должны действовать сообща. Что это означает? Прежде всего - единство требований. Поняв, что школьные требования мало отличаются от тех, которые к нему предъявляют дома, первоклассник легче пройдет все этапы адаптации.

Во-вторых, совместное решение возникающих проблем. Например, если ребенок никак не может научиться читать, всегда можно узнать у учителя о том, как помочь ребенку дома. И наконец, прекрасной возможностью наладить доброжелательные, спокойные отношения является участие родителей в жизни класса. Школьные праздники - замечательный повод объединить усилия и учителя, и родителя, и ребенка. Не игнорируйте инициативу учителя, подумайте, чем вы можете помочь, чтобы ваши совместные усилия принесли и радость, и пользу.

Если позиции и взгляды расходятся

Если ваша позиция по той или иной причине расходится с позицией учителя, нужно иметь в виду следующее:

1. Не оставляйте ребенка один на один с проблемой, но и не пытайтесь все уладить сами в ту же секунду.

2. Не делайте выводов о методах, поступках, личности педагога только со слов ребенка или со слов других родителей. Обязательно обсудите ситуацию с учителем: выслушайте его позицию, в корректной форме выскажите свою. Двое взрослых заинтересованных людей имеют хорошие шансы договориться.

3. Не обсуждайте с ребенком недостатки учителя. Если вы чувствуете, что ребенку важна ваша поддержка, обсудите конкретные слова и поступки учителя, избегая перехода на личности: «Я понимаю, это очень обидно. Мне кажется, она ответила тебе грубо. Мне тоже было бы неприятно это услышать». Постарайтесь не выяснять отношения с учителем в присутствии ребенка и не обсуждать учителя при ребенке.

4. Всегда будьте на стороне ребенка. Это даст ребенку чувство защищенности, он поймет, что вы не оставите его ни при каких обстоятельствах.

Как быть, если у ребенка возник конфликт с учителем?

  • Во-первых, еще до разговора с педагогом попробуйте понять, что происходит. С точки зрения вашей, учителя, ребенка. Не забывайте, что интересы и желания ребенка не всегда совпадают с целями и желаниями взрослых.
  • Затем внутренне, психологически подготовьтесь к предстоящему разговору с учителем. Не исключено, что учитель сразу станет защищаться или, наоборот, нападать на вас. Этому его научил прежний, не всегда приятный опыт общения с родителями. Постарайтесь убедить его, что вы ищете выход из ситуации, а не козла отпущения.
  • Полезно будет овладеть грамотной техникой ведения беседы. Она не раз вам пригодится в других сложных ситуациях. Вот один из приемов. После того как собеседник закончил очередную мысль, скажите: "Если я вас правильно понял(-а)..." - и кратко повторите то, что он только что говорил. Он подтвердит, что понят правильно, и вы можете начать высказывать свое мнение.

В результате разговора может выясниться, что одна сторона права, а другая - нет. Если виноваты вы или ваш ребенок - придется извиниться. Не бойтесь, что это вас унизит. Вы испытаете облегчение и усиление чувства собственного достоинства.

Если не прав учитель, но не находит в себе сил извиниться, попробуйте понять его. Не старайтесь во что бы то ни стало добиться признания вины. Ведь учителю сделать это труднее, чем представителю любой другой профессии. Существует же стереотип, что педагог не имеет права на ошибку. Скорее всего, он внутренне осознает свою вину и изменит свое отношение к ребенку. Если нет - придется искать другие пути разрешения конфликта.

В случае если не прав был учитель, вам предстоит объяснить это ребенку. Не бойтесь подорвать авторитет взрослого. Если ребенок поймет, что всем людям свойственно ошибаться, это существенно облегчит его собственную жизнь (да и вашу тоже). Если ошибетесь вы, вам не придется изворачиваться перед ребенком, чтобы скрыть свой промах. Скажите просто: учитель ошибся, потому что устал, или спешил, или был чем-то расстроен, обижен. Скорее всего, так оно и было на самом деле. Обычно детей вполне устраивает такое объяснение, и они успокаиваются.

Если не прав был ребенок, вместе с ним спокойно обсудите, как можно исправить ситуацию. Не давите на него своим опытом. Пусть он попробует сам предложить выход, наиболее приемлемый для него. Тогда можно надеяться, что конфликт благополучно разрешится. Если вы чувствуете, что ребенок не готов пока к извинению или другим шагам, предупредите учителя и сделайте это сами. Попросите пока ни на чем не настаивать. В дальнейшем вы найдете путь к примирению, который устроит обе стороны.

Как найти выход из "безвыходной" ситуации?

Из ситуаций, которые не связаны с чьей-то неопытностью или случайной ошибкой, выйти труднее. Затяжные конфликты возникают, например, если родители недовольны педагогическим стилем учителя, считают его подавляющим или, наоборот, слишком мягким. Учитель может считать, что ваш ребенок неспособен справиться с программой, а вы утверждаете, что дело не в ребенке. Вариантов может быть много. В таком случае придется выбирать один из трех способов поведения.

  1. забрать ребенка из класса или из школы. Такой путь не всегда приносит облегчение. Трудно предсказать, как сложится школьная жизнь ребенка там, куда вы его переведете. Ему еще не раз придется столкнуться с людьми, которые будут оценивать его не так, как хотелось бы ему или его родителям. Возможно, полезнее для ребенка приобрести опыт общения с разными взрослыми и разными детьми. Но если вы чувствуете, что возникшее психическое напряжение ему не по силам, - переводите в другую школу.
  2. поставить учителю условие, чтобы он изменил свое отношение к ребенку. Вы чувствуете свою правоту, но не хотите менять класс, вас устраивает школа, учебная программа. Вы просто хотите, чтобы учитель изменил свое поведение. Способ довольно рискованный. Прежде чем им воспользоваться, оцените свои силы. Продумайте свои ходы и меры, которые можно предпринять, если учитель не только не выполнит ваших требований, но и решит помериться с вами силами. Думайте, прежде всего, о последствиях для ребенка.
  3. третий способ, самый естественный и универсальный: если нельзя изменить ситуацию, нужно изменить свое отношение к ней. Ваша задача - помочь ребенку сохранить нормальную самооценку. Объясните, что отношение к нему не всегда зависит от его достоинств и недостатков. Помогайте ему при затруднениях в учебе. Он должен чувствовать уверенность в своих силах и в то же время уверенность в вашей поддержке. В разговоре с учителем дайте понять, что вам ясна его точка зрения, но ваш опыт подсказывает вам другое. И вы просите учесть свои пожелания.

Немаловажный момент в школьных конфликтах - обращение в различные инстанции, от администрации школы до городского отдела образования и выше. Конечно, вы будете действовать в соответствии с вашим жизненным опытом и темпераментом. И все же предпочтительнее попробовать разрешить ситуацию сначала в стенах самой школы. Если не получится - обращайтесь в районный комитет образования. Установка там в последнее время однозначная - учитывать, прежде всего, интересы ребенка.

Вот такими качествами должен обладать идеальный учитель. Но в жизни, к сожалению, так случается очень редко, и конфликты между учеником и учителем встречаются гораздо чаще, чем того хотелось бы.

Что же в поведении учителей вызывает самый сильный гнев учеников? Оказывается, нет на свете школьника, который остался бы равнодушен, если ему несправедливо поставили отметку. Но злятся на учителей и по дру-гим причинам. Например, когда считают, будто они всегда правы, если задают домашнее задание, толком не объяснив, что надо сделать, когда приходят в школу в плохом настроении, когда кричат и многое другое.

Что касается взаимоотношений с учениками, то тут самое главное — справедливость. Ведь дети все видят и все понимают. Авторитет учителя не может раз и навсегда быть завоеван. Он должен постоянно поддерживаться чем-то. Учитель никогда не должен кричать, в особенности в адрес одного ученика при всем классе. Он не должен высмеивать одного челове-ка при его друзьях. Не надо заставлять учеников думать так же, как он.

Очень трудно поддерживать нормальные отношения, если учитель просто-напросто не хочет понять или считает себя и Богом, и Царем. Конечно, у него больше прав и власти. Но ты можешь применить в борьбе за своё «Я» те принципы, о которых узнала в разделе «Научись бороться с хамством и побеждать».

И еще одно «но». Прежде всего, посмотри на себя. Так ли ты бесконфликтна, не провоцируешь ли ты сама спорную ситуацию? Ведь если учитель всегда не прав, то тут стоит серьезно задуматься — скорее всего, причина в тебе. Постарайся поразмыслить над тем, всегда ли ты вежлива, отзывчива. Не стало ли у тебя системой прогуливание какого-то урока или вызывающее поведение на нем. Будь самокритична. Если же ты не найдешь ни одной причины, по которой педагог предвзято к тебе относится, то стоит подумать о смене учителя. Можно перевестись в другой класс или заниматься по этому предмету индивидуально. Но меры кардинальные, после того, как были использованы уже все методы наладить отношения.



Новое на сайте

>

Самое популярное