Домой Оториноларингология Современные инновации в образовании: виды и примеры. Научная электронная библиотека

Современные инновации в образовании: виды и примеры. Научная электронная библиотека

Инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей. Под педагогическими инновациями следует подразумевать целенаправленное, осмысленное, определённое изменение педагогической деятельности (и управления этой деятельностью) через разработку и введение в образовательных учреждениях педагогических и управленческих новшеств (нового содержания обучения, воспитания, управления; новых способов работы, новых организационных форм и пр.). Соответственно развитие инновационных процессов - есть способ обеспечения модернизации образования, повышения его качества, эффективности и доступности.

Внутрипредметные инновации: то есть инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его преподавания. Примером может служить переход на новые учебно-методические комплексы и освоение авторских методических технологий. Общеметодические инновации: к ним относится внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области. Например, разработка творческих заданий для учащихся, проектная деятельность и т.д. Административные инновации: это решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые, в конечном счете, способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности. Идеологические инновации: эти инновации вызваны обновлением сознания, веяниями времени, являются первоосновой всех остальных инноваций, так как без осознаний необходимости и важности первоочередных обновлений невозможно приступить непосредственно к обновлению.

Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это не случайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентноспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников.

Инновация - это внедренное новшество, обладающее высокой эффективностью. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации в виде новых или отличных от предшествующих объектов. Они характеризуются введением на рынок совершенно новых (усовершенствованных) продуктов (услуг) интеллектуальной деятельности человека, обладающих более высоким научно-техническим потенциалом, новыми потребительскими качествами, которые со временем в свою очередь становятся объектом для совершенствования. Инновационные методы - методы, основанные на использова­нии современных достижений науки и информационных техно­логий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки путём развития у студентов творческих способно­стей и самостоятельности (методы проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности студентов). Инновационные методы могут реализовываться как в традиционной, так и в дистанционной технологии обучения.

Метод портфолио (Performance Portfolio or Portfolic Assess­ment) - современная образовательная технология, в основе кото­рой используется метод аутентичного оценивания результа­тов образовательной и профессиональной деятельности. Данный метод чаще всего соотносят со сферой образования, хотя в широком смысле этого понятия он применим для любой практико-результативной деятельности. В переводе с итальянского «портфолио» - портфель. Метод портфолио возник на Западе из проблемного обучения. В основе этого метода - технология сбора и анализа информации о про­цессе обучения и результатах учебной деятельности. Портфо­лио - систематический и специально организованный сбор до­казательств, который служит способом системной рефлексии на собственную деятельность и представления её результатов в од­ной или более областях для текущей оценки компетентностей или конкурентоспособного выхода на рынок труда. По видам практико-результативной деятельности в вузе раз­личают портфолио образовательное и портфолио профессио­нальное.

Метод проблемного изложения - метод, при котором педагог, используя самые различные источники и средства, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познава­тельную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает спо­соб решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска.

Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и вы­полнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов.

Проблемно-поисковые методы обучения (усвоение знаний, выработка умений и навыков) осуществляются в процессе частично поисковой или исследовательской деятельности обучаемых; реализуется через словесные, наглядные и прак­тические методы обучения, интерпретированные в ключе по­становки и разрешения проблемной ситуации.

Научно-исследовательская работа студентов, встроенная в учебный процесс - такие работы выполняются в соответст­вии с учебными планами и программами учебных дисцип­лин в обязательном порядке; к данному виду научно-исследовательской деятельности студентов относится само­стоятельное выполнение аудиторных и домашних заданий с элементами научных исследований под методическим руко­водством преподавателя (подготовка эссе, рефератов, анали­тических работ, переводы статей и т.п.; подготовка отчётов по учебным и производственным практикам, выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ); резуль­таты всех видов научно-исследовательской деятельности сту­дентов, встроенной в учебный процесс, подлежат контролю и оценке со стороны преподавателя.

Проблемное обучение - 1) технология, направленная в первую очередь на «возбуждение интереса». Обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и препо­давателя при оптимальной самостоятельности студентов и под общим направляющим руководством преподавателя; 2) активное развивающее обучение, основанное на организации поисковой деятельности обучаемых, на выявлении и разрешении ими ре­альных жизненных или учебных противоречий. Фундаментом проблемного обучения является выдвижение и обоснование про­блемы (сложной познавательной задачи, представляющей теоре­тический или практический интерес). Возможны три уровня проблемности в учебном процессе: проблемное изложение, час­тично-поисковый и исследовательский уровни.

Практико-ориентированные проекты - особенность данного типа проектов состоит в предварительной постановке чётко­го, значимого для студента, имеющего практическое значе­ние результата, выраженного в материальной форме: подго­товка журнала, газеты, хрестоматии, видеофильма, компью­терной программы, мультимедиа продуктов и т.д. Разработ­ка и проведение данного типа проектов требует детальности в проработке структуры, в определении функций участников, промежуточных и конечных результатов. Для данного типа проектов характерен жёсткий контроль со стороны коорди­натора и автора проекта.

Творческие проекты - их особенность заключается в том, что они не имеют заранее определённой и детально проработанной структуры. В творческом проекте преподаватель (ко­ординатор) определяет лишь общие параметры и указывает оптимальные пути решения задач. Необходимым условием творческих проектов является чёткая постановка планируе­мого результата, значимого для студентов. Специфика тако­го проекта предполагает интенсивную работу студентов с первоисточниками, с документами и материалами, зачастую противоречивыми, не содержащими готовых ответов. Твор­ческие проекты стимулируют максимальную активизацию познавательной активности обучаемых, способствуют эффек­тивной выработке навыков и умений работы с документами и материалами, умений анализировать их, делать выводы и обобщения.

Лекция-визуализация - при чтении лекции-визуализации со­блюдается принцип наглядности; лекция представляет собой информацию, преобразованную в визуальную форму. Видеоряд, будучи воспринятым и осознанным, может служить опорой адекватных мыслей и практических действий. Видеоряд должен не только иллюстрировать устную информацию, но и сам быть носителем содержательной информации. При подго­товке к лекции содержание должно быть перекодировано в ви­зуальную форму. Наглядность может быть выражена в разных формах: нату­ральные материалы, изобразительные (слайды, рисунки, фото), символические (схемы, таблицы). Важно соблюдать: визуаль­ную логику и ритм подачи материала, дозировку, стиль обще­ния.

Научная основа преподавания – это тот самый фундамент, без которого невозможно представить современное образование. Именно такое образование повышает личностную, а в будущем – профессиональную самооценку выпускника, передает ему значительную часть культурных и социальных стандартов общества. Результаты качественного высшего образования – это не просто грамотность, приближенная к той или иной профессии. Это сочетание образованности и поведенческой культуры, формирование способности самостоятельно и квалифицированно мыслить, а в дальнейшем самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Именно из этого исходят сейчас современные представления о фундаментальности образования.

Последнее десятилетие отмечено невероятным количеством инициатив в сфере образования: от федеральных государственных образовательных стандартов образования до ЕГЭ, системы бакалавриат – магистратура в вузах и других программ. «Такая активность официально объясняется потребностью изменить существующую систему образования в связи с интеграцией России в ВТО и присоединением с 2003 года к Болонскому процессу» .

В настоящее время система образования проживает период реформ, основой которых являются новые образовательные стандарты. Главное их отличие от стандартов предыдущего поколения состоит в том, что результаты образования описаны в виде компетенций. Кроме того, в них указаны конкретные виды деятельности, к которым выпускники должны быть подготовлены.

Федеральный государственный образовательный стандарт является юридически обязывающим документом, который предусматривает содержание образования, гарантированное государством, и выражает его в терминах именно современных наук об образовании. Требования стандартов впервые закреплены законом. Впервые нормируются требования к условиям образовательного процесса. Новое и в том, что стандарт содержит систему требований к результатам, а не перечень тем, которые нужно изучить. Считают, что прежний подход себя исчерпал, поскольку качество образования в России год от года ухудшается. Проблема современного учителя не в том, чтобы определить, чем является ФГОС: новым или хорошо забытым старым, - а в том, чтобы учитель, пользуясь стандартами, стремился к индивидуальному развитию каждого ученика, чтобы ученик испытывал радость от познания.

Одним из оснований ФГОС является системно-деятельностный подход. Системный подход характеризуют как высокоразвитый способ мышления, призма видения, когда человек рассматривает любой объект или субъект, с которым он взаимодействует, как систему, то есть не как сумму, а как целостный комплекс взаимосвязанных компонентов. Смысл же деятельностного подхода в том, чтобы помочь ребенку добыть нужное знание, учить его учиться самостоятельно, вместо прежней трансляции готовых знаний для механического запоминания.

Итак, тот учитель, который постиг смысл системно-деятельностного подхода: строит (проектирует, проводит и анализирует) урок во всей полноте его основных деятельностных признаков: мотивации, целеполагания, осознания главной проблемы, идеи и т.д.; включает в процесс образовательной деятельности, в зоне ближайшего развития каждого ученика как полноправного субъекта-соавтора урока: помогает ему ощутить потребность и мотив в учении, выработать цель, сформулировать проблему, спланировать пути ее решения, принять ценностные основания и т.д.; постоянно совершенствует себя как субъекта-соавтора образовательной деятельности, то есть расширяет свой общекультурный уровень, эрудицию, постоянно повышает психолого-педагогическую и предметную квалификацию и т.д.

Новизну стандарта можно рассмотреть на примере того, что требует ФГОС от учителя и учащихся начальных классов, а именно: обучение ребенка письму, счету, чтению (как и прежде), но еще и умению думать (мыслить), что предусматривает овладение несколькими базовыми метапредметными компетенциями (ставить вопросы, выделять главное, сравнивать, планировать, рассуждать по аналогии, делать умозаключения) и т.п. и обязательно умению действовать самостоятельно; уход от только вербальных способов передачи знаний, переориентация на деятельностный подход в образовании личности; усиление практической направленности обучения (обучение различным измерениям, экспериментам и т.д.); существенное увеличение количества источников получения информации (кроме учителя и учебников, еще и интернет, энциклопедии, библиотеки и др.); приобретение умений работы с компьютером, цифровой фото- и видеокамерой; умение создавать презентации, фото- и видеоотчеты; обработка информации, полученной из интернет-ресурсов; умение работать в личном информационном пространстве, на сайте класса и школы, общение с одноклассниками и учителем в образовательных интернет-сетях; приобретение умения работать в парах, группах, командах; специальная организация внеурочной воспитательной деятельности, являющейся не только и не столько досугом (как прежде), а продолжением воспитания, начатого на уроке, участие в социально ценных мероприятиях, акциях; оценка качества образования не только по предметным, но и по сформированности метапредметных и личностных результатов.

Внедрение ФГОС можно отнести к новшеству «сверху», однако оно требует и творческой самореализации со стороны руководителей и педагогов ОУ, так как новые стандарты содержат обязательные рекомендации и вариативную часть. Эффективность внедрения новых ФГОС в практику образования зависит от готовности руководителя к инновационному управлению, к проектированию новых педагогических систем.

Одним из главных плюсов ФГОС можно смело отнести большое внимание к внеурочной деятельности, под которой понимается: спортивно-оздоровительная деятельность; духовно-нравственное направление, формирование у детей ощущения полноценного гражданина; обще интеллектуальное развитие посредством решения специальных задач; социальное направление; общекультурное развитие.

При этом содержание занятий составляется исходя из опыта ведущих специалистов, пожеланий родителей обучающихся и самих детей. В занятия внеурочной деятельностью входят индивидуальные занятия с логопедом (для постановки устной, письменной речи, почерка), педагогом-психологом и пр. Встреча с такого рода специалистами никогда не проходит даром, дети получают особые знания, необходимую психологическую поддержку, которую может обеспечить только настоящий профессионал. Групповые и индивидуальные консультации для школьников различного возраста проводятся экскурсии, круглые столы , секции, диспуты, конференции, олимпиады, соревнования, научные исследования. Все это позволяет оторваться от занудных учебников и максимально заинтересовать ребенка.

ФГОС содержит подробные разъяснение по возможным подходам к составлению внеурочной деятельности, что исключает риски появления конфликтов между школой и семьями учеников, которые могли наблюдаться ранее.

Наиболее очевидным минусом ФГОС является сложность полноценного внедрения системы. Для этого государство должно коренным образом поменять финансирование системы образования, особенно это касается повышения оплаты труда учителей и качественное улучшение материально-технической базы всех школ. Новый стандарт должен реализовываться в новой среде. Также, отношение к делу должны изменить и сами педагоги, иначе это станет серьезным препятствием.

Таким образом, новый стандарт, в отличие от прежнего обучения предполагает познание учеником не только основ наук, но и самостоятельное добывание знаний в течении всей жизни. Выпускник современной школы, обученный, воспитанный и развитый современным учителем (владеющим ФГОС), должен уметь ставить перед собой учебную задачу, решать ее самостоятельно, при необходимости прибегая к помощи наставника. Требования, которым должны соответствовать ученики, здесь сформулированы в виде предметных, метапредметных и личностных результатов.

Особое место в новой системе оценивания в связи с внедрением ФГОС уделено портфолио. Портфолио педагога – своеобразное досье, собрание его профессионально-личностных достижений, являющееся своего рода визитной карточкой педагога, позволяющее судить о его профессиональных возможностях как специалиста, предоставлять объективную информацию о качестве работы воспитателя и фиксировать динамику его изменения.

Таким образом, работа педагогического коллектива и руководителей образовательного учреждения по формированию Портфолио педагогов является важной составляющей всей системы внутридошкольной методической работы. Такая работа в значительной степени активизирует «внутренние силы саморазвития» членов педагогического коллектива, вызывает состояние эмоционального подъёма и удовлетворённости, стремление к дальнейшему профессионально-личностному саморазвитию педагогов, позволяет перейти от формально-административной системы учёта результатов педагогической (образовательной и методической) деятельности к объективной системе индивидуально-дифференцированной оценки успешности каждого члена педагогического коллектива школы.

Однако, как совместить (построить в одном логическом ряду) стандарт результатов, названный ФГОС, с требованиями ЕГЭ. Здесь нет точек соприкосновения метапредметных и личностных результатов с предметными. «Из этого следует, что ЕГЭ должен меняться, иначе перечень результатов образования, названных в ФГОС теряет смысл» .

В последние годы ЕГЭ – предмет многочисленных споров и дискуссий среди педагогов, чиновников, педагогической общественности. Замена двух экзаменов (выпускного и вступительного) одним на первый взгляд кажется разумной. Но на деле это новшество привело к проблемам, которые сводят на нет положительные ожидания от модернизации.

Во – первых , происходит процесс обезличивания образования. ЕГЭ не требует от учащихся ни индивидуальных образовательных программ, ни творческих достижений, ни портфолио, только ответы на общие и единые для всех тесты.

Во - вторых , введение ЕГЭ вносит в образование приоритет нетворческой доминанты. Так называемый «уровень С» не выполняет и не может выполнить задачу проверки и оценки творческих способностей и компетенций учеников.

В - третьих , созданные административным путем условия обязательности сдачи ЕГЭ приводят к тому, что детям и учителям в школах ничего не остается, как отбрасывать содержательные направления обучения в угоду тестовым ориентирам. Учитель как один из главных субъектов образования отстраняется от оценки результатов его учеников, тем самым происходит обезличивание образования.

Из основных заказчиков образования (государство, общество, ребенок, родители, учитель) самым сильным игроком оказалось именно государство. В настоящее время существует административный, политический, экономический заказ на введение ЕГЭ, но отсутствует его обоснование с точки зрения педагогических наук. По словам, А.В. Хуторского, ЕГЭ - это довольно обезличенная форма контроля, хотя и имеющая свое место в образовании. Но в ситуации политического заказа и финансового обеспечения роль ЕГЭ оказалась чрезмерно гиперболизирована. Вольно или невольно, выступая в качестве ориентира, ЕГЭ заставляет учителей и детей вместо достойного и полноценного образования заниматься натаскиванием к этому экзамену. В некоторых школах выпускники с января вообще перестают учиться, а только готовятся к ЕГЭ. С этой точки зрения ЕГЭ, конечно, вредное новшество в современной школе, уводящее её от прямой задачи - качественного образования каждого ученика сообразно его способностям и возможностям.

Сложившаяся ситуация с ЕГЭ противоречит и научным основам дидактики. В теории обучения кроме экзамена существует много других форм контроля – зачеты, коллоквиумы, контрольные работы, защиты творческих работ, взаимо - и самоконтроль, групповые формы проверки и оценки, феноменологические подходы к диагностике и оценке результатов обучения, при котором используются человеческие ресурсы учителя и ученика, их понимающее, «вчувственное» взаимодействие. Гипертрофированное же внимание к одной из форм контроля - экзамену - не позволяет учителю использовать оптимальный для каждого случая спектр форм контроля, диагностики и оценки. Перекос в сторону экзамена заставляет учителей менять поставленные цели обучения изучаемому предмету на сдачу ЕГЭ по этому предмету. Другой момент - методологический связанный с границами применимости и целостностью контроля. Для любого понятия, явления или закономерности существуют границы применимости. Для экзамена, в том числе и ЕГЭ, также есть свои границы и область применения, в которых он играет важную и нужную роль.

Некоторые разработчики ЕГЭ считают, что экзамен охватывает проверкой около 70 % образовательных стандартов. С этим трудно согласиться. ЕГЭ не проверяет достижения значительного числа общеобразовательных целей и задач. Многие умения, навыки, компетенции вообще невозможно проверить с помощью тестов. Сформированность ряда понятий, владение такими способами деятельности, как коммуникативные, ценностно-смысловые, невозможно проверить на бумаге.

Кроме того, у каждого ученика, учителя, школы есть свои ожидания и законодательно закрепленное право на свой компонент в общем среднем образовании. Согласно той же «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» ученики могут учиться по индивидуальным образовательным программам, выбирать дополнительные курсы, накапливать личный портфель достижений по изучаемым предметам. Все это также нуждается в системе контроля, но ЕГЭ этого не проверяет.

Поэтому актуальна проблема определения роли и места ЕГЭ в системе других форм контроля. И нельзя придавать результатам ЕГЭ внимания больше, чем они заслуживают.

Таким образом, мы приходим к исходной проблеме - целеполаганию. Основы любой деятельности, в том числе образовательной, лежат не в ее содержании, а в смыслах и целях. Лишь после тщательной постановки и согласования целей устанавливаются задачи, отбирается содержание, формы, методы, система контроля и оценки результатов.

Отсутствие научно – педагогической обоснованности такого нововведения, как ЕГЭ, приводит не только к образовательным, но и экономическим проблемам, Финансовых средств выделяемых на организацию ЕГЭ, вероятно, хватило бы для того, чтобы сделать высшее образование в России общедоступным для всех желающих. Известно, что скоро число выпускников школ станет меньше числа мест в вузах.

С точки зрения педагогической инноватики правильнее было бы, во-первых, поставить задачу разработки общей системы контроля результатов средней школы. Во-вторых, определить, какое место в рамках этой системы занимает ЕГЭ. И лишь затем осуществлять нововведение. Однако эта работа не ведется. В результате разработка контрольно-измерительных материалов (КИМов), технологии проведения и проверки результатов единого экзамена, его финансирования, не основывается на прочных научных основаниях и заранее разработанной концепции.

ЕГЭ оказался символом государственной ставки не на многообразие проявления личностных качеств и способностей, а на единую для всей страны «модель идеального выпускника». Задача науки, в том числе и педагогической инноватики, - изменить сложившуюся ситуацию, обосновать и предложить пути человекосообразных, научно обоснованных изменений в образовании.

Решение рассматриваемой проблемы видится в создании национальной системы образовательного целеполагания и соответствующей системы контроля образовательных результатов. Разработка обеих систем в качестве педагогических новшеств предполагает также конструирование инновационного механизма их внедрения и освоения.

Очередной инновацией в российском образовании является переход в Болонской системе образования.Болонский процесс предусматривает переход к двухуровневой системе высшего образования. Продолжительность обучения на первом уровне должна быть не меньше трех и не больше четырех лет. Обучение на втором уровне займет 1–2 года, после получения степени бакалавр.

Выпускники магистратуры, активно занимающиеся научной деятельностью, могут продолжить обучение в аспирантуре, а затем в докторантуре. Тем самым, получить докторскую степень, можно в общей сложности за 9–10 лет с начала обучения. Желающие погрузиться в науку, после получения степени магистра будут учиться в аспирантуре и далее. К сожалению, самое главное то, что основная масса студентов останавливается лишь на степени бакалавриата, так и не получив системного образования.

Одной из новаций Болонской системы является так называемая концепция непрерывного образования, которая предусматривает возможность непрерывного, пожизненного обучения, она позволяет человеку получить в течение жизни несколько дипломов и ученых степеней, а вузу– дополнительный доход, за счет предоставления базы для обучения желающих.

Так же, одна из новаций, на которой базируется мобильность студента, при которой, начав учиться в одной стране, он может продолжить учебу в другой, а завершить вообще в третьей. Болонская система образования основывается на компетентностном подходе, когда оценивание студентов происходит по опреде-ленным кредитам, иначе– баллам. Эта система заимствована у Учреждения кредитной системы по Европейской кредитно-трансферной системе (ECTS).

Кредит является условной единицей, в которой сконцентрирован весь объем полученного образования. Для получения европейского диплома бакалавра требуется накопить180–240 часов кредитов, а степени магистра– дополнительно60–120 часов. Именно ЕСТS стала инструментом мобильности студента, основанной на взаимной верификации дипломов и учебных программ, а также средством обмена кредитов (а значит и студентов) между вузами стран-участниц процесса.

Конечно, у Болонского процесса образования есть свои минусы, на которые уже обращают внимание, как преподаватели, так и студенты России, ниже будут представлены некоторые из них.

Одна из проблем заключается в том, что Болонская система обучения достаточно резко делит все на уровни. Считается, что в идеале Болонская система в целом – это всего лишь несколько десятков самых мощных в мире университетов. Но на практике все это выливается в несколько десятков и тысяч ВУЗов, которые лишь называются университетами, хотя на самом деле они не имеют необходимый уровень знаний, его можно сравнить разве что с уровнем Профессионально-технического училища, по сути это очень слабое образование.

Кроме того, если обратиться к теории, то Болонская система обучения должна позволять студентам свободно перемещаться по всему миру. Однако социологи подсчитали, что всего лишь ничтожная доля учеников и студентов на практике ездит обучаться в другие страны и университеты. При этом у тех, кто все-таки пользуется данной возможностью, такие поездки практически полностью совпадают с известны-ми туристическими маршрутами. Но, как правило, или нехватка денег, или проблемы адаптации в чужой среде, может, конечно, все факторы одновременно, в конце концов, приводят к тому, что студенты так и не проводят в этом месте весь свой учебный семестр и возвращаются на родину.

Очередной минус Болонской системы – это оценивание студентов, у студентов в вузах существует основная база, то есть то, за что они непременно получают свои оценки, так называемые обязательные баллы, о которых уже было упомянуто выше, но вот остальные оценки студенты уже должны набрать самостоятельно, основываясь на своих желаниях и пред-почтениях. А поскольку нужно собрать всего лишь «энное» количество баллов, то практически любой учащийся пойдет, разумеется, по более простому пути, он выберет те предметы, которые, по его мнению, покажутся самыми простыми и доступными.

Делая вывод, можно сказать, что переход российской системы образования на Болонские стандарты – это решение с высокой степенью неопределенности результата.

Очередной инновацией в сфере образования является его информатизация. Данная инновация рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках способствует эффективному решению таких педагогических проблем, как: развитие коммуникационных компетенций у всех школьников; сближение обучения в школе с повседневной жизнью общества; обогащение формального учебного материала, к которому имеют доступ школьники; включение в содержание образования освоение методов, специфичных для научной деятельности (например, метод проектов), широкое использование моделирования при изучении различных процессов и явлений и, в целом, овладение учащимися информационной компетентностью.

Также, с помощью ИКТ решаются такие дидактические задачи как: совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения; повышение продуктивности самоподготовки учащихся; индивидуализация работы самого учителя; ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики; усиление мотивации к обучению; активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности; обеспечение гибкости процесса обучения.

Однако, существуют и проблемы, с которыми сталкивается образовательная организация при использовании ИКТ, такие как: недостаточная компетентность учителей в области ИКТ; отсутствие в штатном расписании квалифицированного специалиста, осуществляющего техническое обслуживание школьного компьютерного оборудования и ставки заместителя директора по информатизации значительно затрудняет процесс выявления и устранения неполадок с информационными средствами, а так же замедляет процесс разработки проектов; в связи с необходимостью ежедневного заполнения электронных дневников и журналов в школе недостаточно условий для реализации поставленных задач; нехватка компьютеров, имеющих выход в глобальную сеть Internet; отсутствие осознания родителями необходимости приобщения каждого к информационному полю школы; трудности возрастных педагогов с использованием современных информационных ресурсов.

Таким образом, информатизация образовательного процесса является одним из основных приоритетов в развитии образования, качественно новым этапом для всей системы образования, перспективным направлением повышения эффективности процесса обучения. Однако в российском образовании информатизация выражена не в полной мере.

Также, следует отметить, инновации в начальном образовании, поскольку именно в последние годы в этой сфере наблюдается так называемый инновационный бум. Выделяют следующие основные направления: индивидуализация и дифференциация обучения через создание новых институтов образования (гимназии, лицеи, частные школы, экспериментальные классы, классы выравнивания и т.д.); усиление внимания к предметам эстетического цикла, ориентация на культурное разнообразие; повышение экологической культуры, включение ребенка в природу и в природоохранную деятельность; разработка и апробация нового содержания образования, введение новых учебных предметов (историческое образование, иностранные языки, естествознание, этика, религия и т.д.); совершенствование действующих и создание альтернативных программ, учебников, методических пособий и разработок и т.д.; разработка и апробация новых методик, технологий, систем обучения и воспитания; со-здание новых организационных структур для введения инновационных образовательных техно-логий (частные школы, экспериментальные площадки и классы); разработка различных интегрированных курсов; компьютеризация процесса обучения; попытка радикализации образования в начальной школе (например, школа диалога культур) и т.д.

При всем многообразии инноваций этот процесс выявил довольно слабую подготовленность учителей к новым видам деятельности. Поэтому возникает необходимость подготовки будущего учителя начальных классов, владеющего современной педагогической техникой и технологиями, методами исследовательской, инновационной деятельности – и в конечном итоге, учителя, обладающего качественно новым педагогическим мышлением. Очевидно, что такая подготовка станет невозможной без повышения заинтересованности и подготовленности самих преподавателей вузов к инновационной деятельности.

Таким образом, перечисленные инновационные процессы должны обеспечивать решение актуальных задач развития профессионально-педагогического образования, однако некоторые из инноваций нуждаются в доработке и анализе эффективности применительно к российским условиям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная российская система образования претерпевает сегодня целый ряд изменений, выражающихся в появлении альтернативных типов учебных заведений, использовании новых программ и пособий, изменении содержания образования, применении новых педагогических технологий и других инноваций. Это требует от педагога широты эрудиции, гибкости мышления, активности и стремления к творчеству, способности к анализу и самоанализу, готовности к нововведениям.

Учитель, вовлеченный в инновационные образовательные процессы, должен владеть как высокоразвитой индивидуальной культурой переработки информации (в том числе с помощью современных компьютерных технологий), так и уметь ее адаптировать в соответствии с возможностями детей, обладать дидактическими способностями.

Учитель способен творчески реализовать себя, продуктивно работать, если ему предоставлена возможность компетентного выбора различных траекторий педагогической деятельности через формирование индивидуального стиля поиска и нахождения адекватных путей и способов реализации своей индивидуальности. Эта возможность создается в различных взаимодействиях с факторами инновационной обучающей среды, призванных обеспечить как личностный рост, так и формирование психолого-педагогических новообразований.

Продуктивное взаимодействие внешних условий и субъективных особенностей учителя обеспечивает его творческое самоопределение, при котором устанавливается соответствие личностных предпосылок к профессиональной деятельности и глубины понимания, осмысления содержания педагогических инноваций. На основе этого происходят построение самим учителем субъективно приемлемых моделей обучения и выбор индивидуальных образовательных технологий. Движение педагога в личностных, предметных и профессиональных смыслах также связано с реализацией инновационных способов и приемов.

Таким образом, инновационные процессы в образовании задают новый тип профессионального сознания и поведения учителя, становления его субъектом педагогической деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сангаджиева З.И. О содержании понятия «инновационная деятельность» в образовательном процессе// Историческая и социально-образовательная мысль. – 2013. - № 1. – С. 123-127.

2. Лекаца А.Н., Арутюнов Э.К., Мавриди К.Н. Инновационная деятельность педагога// Международный журнал экспериментального образования. – 2014. - № 10. – С. 161-162.

3. Елагина В.С., Немудрая Е.Ю. Мотивация инновационной деятельности будущего учителя// Концепт. – 2013. - № 1. – С. 1-5.

4. Захарова Е. А. Требования к профессиональному развитию педагогов в условиях последипломного образования // Молодой ученый. - 2011. - №3. Т.2. - С. 115-117.

5. Собкин В. С., Адамчук Д. В., Жуков И. Д., Янбекова Д. В. Отношение учителей к проблеме внедрения инноваций в практику образования. – 2014. - № 3. – С. 26-33.

6. Садыкова П.С., Окунева Т.Г. Болонская система образования в России: плюсы и минусы// Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2013. - № 9. – С. 228-229.

7. Поташник М.М., Левит М.В. Федеральный стандарт: между традиционным и новым// Управление современной школой. Завуч. – 2015. - № 2. – С. 6-15.


Похожая информация.


Все чаще мы встречаемся со словом «инновации» - не только в образовании, но во всех сферах человеческой жизни. Инновационность выступает требованием времени, становится характерной чертой нашей жизни.

Инновации в образовании

Инновации в образовании понимаются в широком смысле как внесение нового (нововведение), как изменение, совершенствование и улучшение существующего. Новизна любого средства относительна как в личностном, так и во временном плане. Она всегда носит конкретно-исторический характер. Идея, концепция, технология являются объективно новыми для определенного этапа (например, новой в свое время была классно-урочная система Я. А. Коменского). Рождаясь в конкретное время, прогрессивно решая задачи определенного этапа, новшество быстро может стать достоянием многих, нормой, общепринятой массовой практикой, или отжить, устареть, стать тормозом развития в более позднее время. Поэтому учителю нужно постоянно следить за нововведениями в образовании и осуществлять инновационную деятельность.

Наука и практика нововведений уже накопили определенные опыт и категориальные понятия. Рассмотрим основные из них, такие как новация, инновация, нововведение, инновационный процесс, инновационный результат, новшество, инновационная деятельность.

Новация (от лат. novatio - обновление, изменение) трактуется как впервые созданное или сделанное, появившееся взамен прежнего, вновь открытого, недостаточно знакомого и мало известного в настоящее время.

Понятие нововведение определяет целенаправленное продуктивное введение изменений в систему или ее структуру, способствующих кардинальному совершенствованию и переходу системы из одного состояния в качественно новое. Нововведение необходимо рассматривать в социальном и психологическом аспектах:

  • как создание объективно нового продукта, социально значимого для общества. Сюда относятся теоретические исследования педагогических явлений: разработка концепций, выявление дидактических средств и условий, открытие новых законов и закономерностей, формулирование новых принципов. Результаты научных исследований выражаются в открытии объективно новых идей, процессов или явлений, значимых для общества;
  • как создание субъективно нового продукта, значимого для личности и ее роста. При этом применяются и варьируются уже знакомые педагогические идеи, технологии в новых сочетаниях с созидательным результатом. К инновациям относятся: модернизация, модификация и рационализация.

Модернизация (от фр. modeme - современный) направлена на изменение явления в соответствии с современными требованиями путем введения различных усовершенствований структуры и технологии обновляемого процесса.

Модификация (от фр. modification - изменение) предусматривает видоизменение с целью преобразования обновляемого процесса, результатом которого является образование новых его признаков.

Рационализация (от лат. rationalis - разумный) выражается в усовершенствовании всех структур обновляемого процесса.

Инновация трактуется как новое в определенном виде деятельности. Это понятие появилось в этнографии в XIX веке и означало введение элементов одной культуры в другую. Затем это понятие стало встречаться в сфере материального производства в XX в. Область новых знаний в науке о нововведениях, изучающая закономерности, принципы, методы и критерии нововведений в определенном виде деятельности, определилась как инноватика.

Психолого-педагогическая инноватика стала предметом изучения около пятидесяти лет назад, что для данного направления является начальным периодом. Исследование нового в педагогике проводится с целью теоретического анализа структуры инновационного процесса, при котором появляется возможность условно дифференцировать целостные аспекты проблемы для более детального их рассмотрения.

Инновационный процесс представляет собой сложное динамическое новообразование. Процесс (от лат. processus - продвижение) представляет собой совокупность последовательных действий для достижения определенного результата. Инновационный процесс начинается с идеи и состоит из: генезиса инновации, деятельностной и содержательной инновации, организационно-управленческой инновации и жизненноличностного роста.

Категория новшество связана с новыми средствами, методами, технологиями, программами. Новшество должно гарантировать максимальный результат нововведения при минимальной затрате средств в оптимальном режиме реализации.

Однако необходимо осознавать, что новшество как создание нового явления, изобретения или метода может приносить не только положительные результаты, но и нежелательные последствия. Поэтому нельзя отождествлять новое только с прогрессивным и современным, потому что оно не всегда эффективно и позволяет получать созидательные результаты. Поэтому при нововведении очень важен не только высокий уровень новшества, мастерство специалиста-исследователя, но и экспериментальная проверка гипотез, технологий, их конструктивность (а не деструктивность) и социальная значимость нового продукта.

При этом важно учитывать и возможное сопротивление нововведению. Оно возникает по разным причинам:

  • социальным, когда общество не подготовлено организационно, морально и материально;
  • личностным, когда инновация для некоторых созидателей оборачивается не радостью внедрения, а беспокойством и угрозой безмятежного, невинного существования или даже безработицей.

Часто бывает так, что новшество не востребуется из-за незрелости общественных условий, социальных потребностей и поэтому не находит достойного признания. Оно рождается как бы раньше возможного времени реализации. О трудностях внедрения прогрессивно-нового и сложностях его признания в обществе существует народная мудрость: «Сначала говорят, что это чушь, потом - “а в ней что-то есть” и, наконец, когда идея становится понятной и освоенной, - “а кто этого не знал?”».

В связи с введением Государственного стандарта образования возникает острое противоречие, которое проявляется в соотношении инновации и стандартов. Понятия нормы и традиции в социальном опыте очень устойчивы. Они сохраняют социальный опыт, а инновации меняют. Применение тех и других в сочетании создает условия для взаимодействия и совместного функционирования. Новшество выражается не в отклонении от нормы, а в необычном его применении. Новшество проявляется в рационализации нормы и даже создании инновации с учетом менталитета данного социума и традиций в культуре, науке и практике. Таким образом, понятие «инновация» характеризует процесс освоения новшества, реализации новой научной идеи или технологии.

Сравнивая традиционные дидактические технологии с инновационными, можно заметить, что первые имеют определенный процессуальный алгоритм решения, а вторые основаны на свободной коммуникационно-импровизационной системе, часто включающей информацию с одним или двумя неизвестными. Таким образом, инноватику целесообразно рассматривать как результат создания не только объективно, но и субъективно нового продукта, значимого для общества и для личности. К инноватике относятся:

  • образовательные инновационные модели, разработка концептуальных нововведений в науке и реализация их на практике;
  • предметно-содержательные вариативные стандарты учебных программ и создание возможности выбора их в зависимости от верификационных условий;
  • реконструкция и модификация известных направлений в обучении, внедрение элементов нового в существующие нормы и традиции;
  • процесс создания, разработки и внедрения новых технологий, не используемых ранее в обучении, включающих вариативность организации и обеспечения инновационного процесса в конкретных социальных условиях для практической их адаптации и реализации.

Под инновационной педагогической деятельностью понимается деятельность по разработке и реализации различных инновационных образовательных программ, на основании которых осуществляются:

  • новые философско-педагогические, психолого-педагогические подходы к пониманию ребенка, его обучения, воспитания и развития;
  • новые концептуальные педагогические идеи построения содержания и методов образования;
  • новые формы организации жизни и деятельности ребенка в школе, а также работы педагогов, управления и самоуправления, взаимодействия школы с родителями и социальной средой.

К основным функциям инновационной деятельности учителя относятся прогрессивные (так называемые бездефектные) изменения педагогического процесса и его компонентов: изменение в целях (например, новой целью является развитие индивидуальности школьника), изменение в содержании образования (новые стандарты образования - см. главу 2), введение новых средств обучения (компьютерное обучение - см. главу 3), новых моделей обучения (см. главу 3), новых способов и приемов обучения (В. Ф. Шаталов), выдвижение новых идей развития школьников (В. В. Давыдов, Л. В. Занков) и т. д.

В основание классификации педагогических инноваций можно положить определенные критерии: 1) связан с областью, в которой осуществляются новшества; 2) способ возникновения новаторского процесса;

3) широта и глубина новаторских мероприятий; 4) основа, на которой проявляются, возникают новшества.

По первому критерию можно выделить следующие инновации: 1) в целях и содержании образования, 2) в формах, методах и средствах обучения, 3) в организации обучения, 4) в системе и управлении педагогическим процессом.

По второму критерию их можно разделить на: а) систематические, плановые, заранее задуманные; б) стихийные, спонтанные, случайные.

По второму критерию можно говорить о: а) массовых, крупных, глобальных, стратегических, систематических, радикальных, фундаментальных, существенных, глубоких и др.; б) частичных, малых, мелких и т. п.

Новизна создаваемого продукта, а также его объективная ценность и значимость - вот то, что объединяет понятия «инновации» и «творчество». Под творчеством понимают деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей, а также способность человека к такой деятельности.

Вместе с термином «инновации» часто употребляется термин «новаторство». Новаторство часто рассматривается не только как характеристика деятельности, но и как качество личности, близкое к инициативности. В таком понимании это конкретное выражение чувства нового, позволяющее своевременно подмечать в жизни возникновение нового, прогрессивного, видеть непривычное в привычном. В состав этого чувства входят: потребность в творчестве, «зоркость» в поисках проблем, профессиональное чутье, готовность к восприятию инноваций, эмоциональность. К показателям сформированности такого чувства: готовность созидать что-либо объективно и субъективно новое, лично или общественно значимое (то есть готовность к творчеству), умение улавливать и внедрять в практику малейшие прогрессивные изменения и др. Участвовать непосредственно в инновационной деятельности невозможно без ощущения раскрывающихся перспектив. Обладать чувством нового - значит смотреть вперед, видеть сегодня то, что наступит завтра. В настоящее время это требование становится все более актуальным для любого человека вообще, а для учителя особенно. Чувство нового, связанное с новаторством, затрагивает в первую очередь эмоциональную, мотивационную сферу, а само новаторство - предметно-практическую.

Инновационность всегда выступает неотъемлемым атрибутом образования. Педагогу не обойтись без постоянного обновления, совершенствования самого себя. Исторический анализ процессов развития образования показывает, что инновационность - черта, присущая не только современному образованию, но и школе любых времен. Ведь школа, во-первых, отражает изменения в обществе, во-вторых, сама их продуцирует и ускоряет. То же самое можно сказать и о человеческом обществе всех времен: инновационность, изменчивость свойственна ему в целом.

Но сейчас скорость изменений нарастает, и существенные, принципиальные изменения за время жизни одного поколения происходят неоднократно. Таким образом, именно в наше время инновационность выходит на первый план, становится наиболее существенной чертой. В силу неповторимости индивидуальности и опыта, каждый педагог может «выйти» на общечеловеческие ценности в своей деятельности только своим собственным уникальным путем.

Есть причины, обусловившие активизацию инновационных процессов в России в начале 90-х годов - это начавшаяся смена образовательной парадигмы во всем мире. Переход к гуманистической парадигме выражается в переориентации образования с прошлого опыта на будущее - оно становится инструментом реформирования общества; в замене естественно-научного метода теорией преобразующей практики, в изменении главной задачи образования - отказе от знаний о существующем мире и его законах и осознании необходимости оснастить методологией инновационной деятельности.

Образование, представляя собой одно из основных средств развития личности человека в социальном плане, должно шагать в ногу со временем, т.е. подвергаться изменениям и инновациям, которые соответствуют запросам общества в данную эпоху. Но учитывая ту нестабильность, которой отличается современная педагогическая наука вообще, для понимания эффективности тех или иных инноваций необходимо время. Однако и придерживаться в образовании устаревших схем сегодня уже нельзя. Учитывая всё это, говорить об инновациях в сфере образования мы можем только в комплексе с традициями.

Традиции и инновации в сфере образования

Вообще, утверждать, что проблема инноваций в сфере образования является чем-то новым, нельзя, т.к. этот вопрос поднимался ещё Яном Амосом Коменским, Рудольфом Штайнером, Львом Семёновичем Выгодским и другими выдающимися деятелями в области , философии, и т.д. Другими словами, речь о преобразованиях в системе получения знаний и развития умений и навыков шла уже давно.

Если же говорить конкретно о мире современности, то сам термин «инновации», касаемо образования, подразумевает обновление образовательной системы и внедрение новых технологий. И, конечно же, всё, что разрабатывает человек для этого, нацелено, главным образом, на повышение . А это, в свою очередь, говорит нам о том, что сегодняшние образовательные стандарты являются устаревшими, и к обучению нового поколения нужно разрабатывать всё новые подходы. Основной же причиной появления вопроса о том, что пора внедрять инновации в систему образования, является кризис этой самой системы, и все создающиеся нововведения нацелены на решение её многочисленных проблем.

И на данный момент есть несколько противоречий в образовательной системе, которые требуют скорейшего разрешения:

  • Несоответствие стандартов обучения учеников их , таким как интересы, способности и т.п.;
  • Несоответствие темпов развития науки действительным познавательным возможностям учащихся;
  • Несоответствие стремления к обучению по одному профилю педагогическим .

Эти противоречия обуславливают затруднения в процессе внедрения в образовательную систему инноваций. О них мы вкратце и расскажем далее.

Проблемы инноваций в сфере образования

Интересно то, что проблемы инноваций в сфере образования наблюдаются уже на стадии их разработки. Никто из специалистов не в состоянии дать 100% гарантию, что именного его новый педагогический подход будет успешным и наберёт единомышленников. Причём, нововведения всегда связаны с большим риском, и нет никакой уверенности в том, что он будет оправдан.

Но, несмотря на это, попытки внедрения инноваций в сферу образования предпринимаются постоянно. Кроме того, специалисты стараются привести все возможные инновации к какой-то классификации. И одна их самых современных классификаций инноваций выглядит следующим образом:

  • Сущностные инновации – подразумевают внедрение в образовательную систему нововведений, влияющих на саму суть образования, но которые не могли быть применены ранее;
  • Ретроинновации – подразумевают внедрение в педагогическую деятельность тех подходов, которые были забыты в течение времени;
  • Комбинированные инновации – подразумевают объединение некоторого количества образовательных методов, в результате чего появляется один новый;
  • Аналоговые инновации – подразумевают присоединение к уже известному методу обучения частного нововведения.

Вся суть инноваций в образовательной системе вообще заключается в том, что предпринимаются попытки найти и успешно применить новые подходы к образованию молодого поколения. И любые инновации непременно должны учитывать требования современного социума и развитие информационных технологий. Ко всему прочему, нововведения должны быть применены ещё и в четырёх направлениях:

  • Воспитание
  • Обучение
  • Управление
  • Переподготовка кадров

Несложно заметить, что внедрение инноваций является очень серьезным процессом, сопряжённым с рядом трудностей теоретического и практического характера, а также существенной долей риска. Однако это не должно останавливать людей на их пути к улучшению образовательной системы, иначе она может надолго погрязнуть в неактуальных и устаревших образовательных методах, что грозит тем, что снизится не только желание молодёжи обучаться в учебных заведениях, но и уровень её морального, психологического, этического, социального и культурного развития.

И в качестве примера успешных инноваций нам хочется привести несколько, так называемых, «Новых школ» XX века, ориентироваться на которые отчасти мы можем даже сегодня.

«Новые школы» XX века

Назовём лишь несколько примеров таких школ.

«Школа для жизни, через жизнь»

Была открыта в Бельгии. Процесс воспитания и обучения в этой школе строился на взаимодействии с живой природой, а уклон делался на свободу и деятельность учеников, а также постоянное взаимодействие с их семьями. При организации обучения учитывались особенности мышления детей, а их самих старались максимально приобщить к различного рода деятельности, от наблюдения за происходящим до выражения своего отношения к этому. Окружение детей являлось одним из важных компонентов обучения.

Школа «свободного воспитания»

Была открыта в Лейпциге, в «Ясной Поляне» и нескольких других местах. В этой школе считалось, что обучение ученика какому-то одному конкретному ремеслу или предмету нецелесообразно. В этой школе не было классов или учёбного плана, однако отсутствовали и временные ограничения в процессе взаимодействия учеников и учителей. Определяющим ориентиром был интерес учеников и их всестороннее развитие. Педагоги ставили перед собой одну цель – предоставить ученикам максимально полное представление о том, какие явления происходят в окружающем мире.

«Открытые школы»

Были открыты в Великобритании. В них был утверждён индивидуальный характер процесса образования, в котором не требовалось соблюдение планов и программ по обучению. Отсутствовали классы и уроки как таковые, расписание, режим, системы оценки и контроля учащихся. Режим занятий был гибким, а учителя планировали темы и занятия вместе с учениками. Основным способом обучения был «способ открытий», подразумевающий самостоятельное постижение детьми окружающей реальности и их самовыражение.

«Круглогодичная школа»

Бала открыта в США. Здесь ученики учились весь год, но по прошествии каждых 45 дней уходили на двухнедельные каникулы. В итоге получалось, что дети уделяли обучению столько же дней, сколько принято и в обычных школах, но всегда были отдохнувшими и полными сил, что значительно повышало и их успеваемость, и эффективность самого процесса обучения.

«Снежные классы» и «Морские классы»

Были открыты в США. В «Снежных классах» дети знакомились с природой, жизнью людей и их бытом в горах, когда наступало время каникул. В «Морских классах» ученики проходили обучение во время путешествий по морю.

«Неградуированные школы»

Также были открыты в США. «Неградуированные школы» представляли собой учебные заведения, где отсутствовало подразделение на классы по годам. Образовательный процесс состоял из нескольких циклов, по каждому из которых каждый ученик проходил обучение в индивидуальном порядке, с учётом его личностных особенностей и интересов.

«Трудовые школы»

Всего таких школ было открыто несколько: они находились в Австрии, Швейцарии, Германии, Франции и России. В этих учебных заведениях учащимся было обеспечена профессиональная подготовка, которая с малых лет ориентировала их на труд, как на нечто особо ценное, а также как на важную составляющую культуры. Процесс обучения основывался на самостоятельности учеников и организации ими самоуправления.

Помимо вышеперечисленных школ можно упомянуть «Школу делания», «Лабораторную школу», «Игровую школу», «Органическую школу», Вальдорфскую школу и некоторые другие. Но это было в XX веке, и сейчас ситуация уже изменилась, хотя, конечно, те основы, на которых базировались «Новые школы», являются актуальными и сейчас, но одними ими уже не обойтись.

Как бы то ни было, сегодня мир озадачен проблемой воспитания молодёжи, как граждан всей планеты, и интернациональное образовательное пространство находится в процессе непрестанного развития. Весь мир стремится к тому, чтобы обеспечить людей глобальной стратегией образования, которая бы не зависела ни от места, где проживает человек, ни от настоящего уровня его развития.

Я преднамеренно говорю, что их как минимум три, вычленяя, на мой взгляд, главные, поскольку в реальности таких проблем гораздо больше, поэтому позволила себе сузить тему, ограничившись лишь системно-стратегическими проблемами. На мой взгляд, их все-таки три.
Первая - нерешенность вопроса «Что такое инновации в образовании?».
Вторая - маскировка под инновации псевдоновшеств (а новшество и инновация - это не одно и то же).
Третья - нерешенность вопроса «Когда следует проводить инновации?».
Прежде чем перейти к детализации этих трех проблем, я хочу прибегнуть к небольшому образу - сравнению. Представьте, что вас спросят: «Вы за или против прогресса?» Безусловно, большинство людей ответит, что за. Но если вы детализируете запрос, например: «Вы за захоронение ядерных отходов рядом с вашим городом?» - то большинство ответит: «Нет».
Безусловно, это гипербола - преувеличение, но она позволяет настроиться на некую единую волну для понимания, ведь задача образования - не уничтожить цветы, превратив их в бездушные верблюжьи колючки, а придать им дополнительный импульс знания, нравственности и воли.

Что такое инновации в образовании?
На сегодняшний день сложилось определенное противоречие в понимании самого понятия «инновации в образовании». Возможно, это делается преднамеренно, а возможно, и нет, но отсутствие четкого общепринятого определения автоматически порождает взаимное недопонимание, системные проблемы в достижении поставленных целей и в определенном смысле - хаос в головах.
Изначально «инновация», то есть по-русски всего-навсего «нововведение» (от англ. innovation), - это некое внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции. Инновация - конечный результат интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Однако значительная часть научного педагогического сообщества в России под инновационным образованием сегодня понимает нечто, которому само не может дать четкое определение. Например, ученые деятели говорят, что «инновационное образование - это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников; инновационное образование - это развивающее и развивающееся образование». Если вы, как и я, даже трижды прочитаете это определение, то все равно не поймете, о чем речь, поскольку оно не содержит качественных характеристик, есть только оценочные. Не все то масло, что тает в тепле, желтое и скользкое.
Наиболее поднаторевшие в плетении словесной дымовой завесы представители педсообщества договорись до того, что: «Инновации в образовании - это сильнейшая энергетика, запустившая наконец инновационную машину в действие». Эти же гении слова считают, что «Инновации - это некий умственный потенциал неспокойных, жаждущих творчества в педагогике людей». И такой подход уже представляется опасным, поскольку, к чему может привести потенциал жаждущих неспокойных людей, мы уже знаем из истории.
Если же посмотреть не на теоретические, а на практические аспекты воплощения в жизнь так называемых инноваций в образовании, то становится страшно. После успешной подмены понятий идеологи инноваций обозначили их цель: «Переход от учебно-воспитательных учреждений и заведений, осуществляющих производство социальных функционеров, к образовательным институтам, выращивающим адекватных людей. Переход от учебно-воспитательных мероприятий, выполняющих до сих пор функцию социального тренинга и административного надзора, к образовательным процессам, реализующим функцию развития возрастно-нормативных способностей».
Если это инновации, а приведенная цитата - их цель, то я против таких инноваций, потому что нам предлагают уйти от воспитания, развития и образования гармоничной личности, занявшись вместо этого подготовкой неких существ, которые должны быть готовы к выполнению посильных нормативных способностей, без души, совести и морали. При таком подходе мы быстро вырастим технически образованное поколение, которое сначала уничтожит все другие, а потом и само себя.
Сам же госрегулятор - Минобрнауки РФ - уклоняется от выдачи четкого определения того, что следует сегодня понимать под инновацией в образовании, одновременно используя этот термин в своих официальных документах.
В качестве лирического отступления замечу, что попытка навязать образовательным организациям на всех уровнях идеологему: «Вы должны давать только заданный набор знаний, вы не должны воспитывать личность» с разной степенью успешности предпринимается уже 22 года. Нет однозначного решения и сегодня - мы растим робота или человека?
Маскировка псевдоновшеств
под инновации
Сегодня педагогическое сообщество может наглядно наблюдать за тем, как под видом инноваций выдаются псевдоновшества. Новшество (или новация) - это изменение с частным масштабом целей и задач, укладывающееся в рамки существующих теорий, для изменения отдельных элементов в существующей системе. Результат новшества (новации) - усовершенствование прежней системы и рационализация ее функциональных связей. Инновация всегда выходит за рамки существующих теорий, она нацелена на полное обновление позиций субъектов, преобразование связей в системе и самой системы. Возможный результат инновации - рождение новой практики.
То, что навязчиво и постепенно сейчас предлагают в сфере образования, - это не инновация, поскольку инновация может вызвать ситуацию непонимания и конфликта, так как противоречит принятым нормам, а как известно, все принципиально новое всегда поначалу воспринимается в штыки. Это пока не этапы инновации, но если «конструктор» сложится, тогда из его отдельных элементов сложится и инновация. Но пока это всего лишь псевдоновшества, выдаваемые за инновации.
В определенном смысле инновацией можно назвать отказ от бесплатной системы высшего образования, поскольку это решение кардинально повлияло на систему образования в целом, изменило внутренние связи, субъекты и их отношения с объектами. Включение Российской Федерации в Болонский процесс, наверное, тоже можно было бы назвать инновацией, пусть и придуманной не нами. Если бы не заявленная цель: «Единое образовательное пространство должно позволить национальным системам образования европейских стран взять все лучшее, что есть у партнеров. В результате единая Европа приобретет большую привлекательность на мировом образовательном рынке». Время прошло, но цель не достигнута.
Возможно, я заблуждаюсь, но третьего примера системных инноваций в образовании в нашей стране я пока не вижу. Вот когда у нас станет так, как в Великобритании, где вместо алгебры, геометрии, физики и химии ввели один предмет - «Наука», тогда да, это будет третья инновация.
Внедрение компьютерных и интернет-технологий - это не инновации, а просто следование времени. То есть обычное новшество, новация. Замена одних предметов другими - это тоже не инновация. Даже ГТО - это не инновация.
Кто-то может достаточно справедливо заметить, что маскировка псевдоновшеств под инновации - следствие нерешенности первой обозначенной мною проблемы, а не причина, и будет по-своему прав. А причина, мол, заключается в том, что до сих пор не решен вопрос о терминах, а само понятие «инновация» до сих пор вызывает споры в научном сообществе. Но тогда мы будем вынуждены углубиться в изучение вопросов наподобие: кому это выгодно, почему используется такая терминология и что такое «Сколково». Но изучение этих вопросов пока не входит в список моих задач.
Тем не менее мы отчетливо можем наблюдать факты, когда псевдоновшества выдают за инновации.
Когда следует проводить инновации?
По моему твердому убеждению, инновации в образовании (раз уж мы приняли к использованию в лексиконе этот термин) должны следовать за изменениями в обществе, а не наоборот. Попытки бежать впереди паровоза, особенно если это локомотив, никогда не заканчивались приятным образом и вряд ли когда-нибудь закончатся хорошо.
На мой взгляд, задача педагогической науки - отслеживать уровень развития современного подрастающего поколения в возрасте от 2 до 18 лет и своевременно реагировать на изменения, которые происходят, вносить свои предложения и предлагать практические педагогические технологии. Педагог, как и врач, должен следовать принципу: «Не навреди». Благие же в теории намерения при практическом своем воплощении в такой инертной и сложной сфере, как образование, зачастую приводили к противоположным результатам.
Невозможно в нашем изменяющемся мире стоять на месте. Система образования должна развиваться вместе с обществом, социально-политической и экономической ситуацией. Но любые изменения в подходе к образованию, и я настаиваю - воспитанию, детей должны быть обоснованы жесткой необходимостью. Принцип «Если что-то работает хорошо, то лучше не трогать», кроме программистов, никто еще не отменял. Я не ретроград, но, убеждена, когда дело касается детей, лучше не ставить эксперименты.
Если под инновацией понимать новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов образования и воспитания, то я всецело за. Если под инновацией понимать кардинальный слом успешно работающей системы и рождение новой практики, которой нет, то я против.

Ольга ВАСИЛЬЕВА, старший воспитатель дошкольного отделения «Радуга» школы №933



Новое на сайте

>

Самое популярное