Домой Ортопедия Двойственный характер труда, воплощенного в товаре. В чем заключается двойственный характер труда

Двойственный характер труда, воплощенного в товаре. В чем заключается двойственный характер труда

Два свойства товара (потребительная стоимость и стоимость) обусловлены двойственным характером труда, воплощенного в товаре. Труд, создающий товар, имеет две стороны, является одновременно конкретным и абстрактным.

Конкретный труд – это полезный труд, затрачиваемый в определен-ной форме и качественно отличающийся от всех других видов труда. В результате конкретного труда товаропроизводителей создаются качествен-но несопоставимые потребительные стоимости (портной создает своим трудом костюм, столяр – стол и т. д.). Виды конкретного труда, создающего различные потребительные стоимости, весьма разнообразны. Они различаются друг от друга своей целью, характером трудовых операций, предметами и орудиями труда, конечными результатами производства.

Вместе с тем различные виды конкретного труда не только качествен-но отличаются друг от друга, но и имеют нечто общее, что позволяет количественно сравнивать их друг с другом. Этим общим для всех видов человеческого труда является то, что все они представляют расходование рабочей силы, физических и умственных способностей человека. Труд товаропроизводителей, выступающий как затраты рабочей силы вообще, независимо от ее конкретной формы, и есть абстрактный труд.

Абстрактный труд, в отличие от конкретного труда, создает стоимость товара. Создающий стоимость труд является абстрактным не в том смысле, что он есть лишь нечто мысленно представляемое. Абстрактность его состоит в том, что он отвлечен от тех особенностей, которые имеют конкретные различные виды человеческого труда. Например, если нам скажут, что Иванов делает стол, мы мысленно можем себе представить, чем он занимается, какие используются средства и предметы труда и что у него получится в результате. В том случае если нам скажут, что Иванов трудится, мы не будем иметь представления о конкретном характере его труда, но мы будем понимать, что он расходует рабочую силу. Абстрактный труд – это и есть расходование рабочей силы вообще, независимо от его конкретной формы.

Следовательно, можно сделать вывод, что конкретный труд – это то, что отличает один вид труда от другого, а абстрактный труд – это то, что является общим между различными видами труда, позволяющим соизмерять их друг с другом.

Абстрактный труд является категорией исторической. Не всякая затрата человеческой рабочей силы означает абстрактный труд, а лишь тогда, когда возникает необходимость приравнивания различных видов труда через обмен на рынке. При этом абстрактный труд выражает определенные производственные отношения товаропроизводителей. На рынке каждый из них выясняет, кто и сколько абстрактного труда затратил на производство товаров и в зависимости от этого устанавливаются пропорции обмена.

В условиях товарного производства двойственный характер труда, воплощенного в товаре, выражает противоречие между частным и общественным трудом товаропроизводителей.

Частная собственность на средства производства разобщает людей, приводит к тому, что конкретный труд каждого товаропроизводителя становится его частным делом.

Но, с другой стороны, общественное разделение труда обусловливает наличие всесторонней связи между товаропроизводителями, так как, производя продукцию не для собственного использования, а для других, они фактически работают друг на друга. Следовательно, труд каждого товаропроизводителя является не только частным, но вместе с тем и общественным. И чем более развито общественное разделение труда, тем больше взаимозависимость товаропроизводителей. Однако общественный характер труда товаропроизводителей в процессе производства товаров остается скрытым. Этот характер труда проявляется лишь на рынке в процессе обмена. Только здесь обнаруживается, является ли труд товаропроизводителя полезным для других, нужным обществу, получает ли он общественное признание или нет. Если товар, произведенный на продажу, не находит покупателя на рынке, значит частный труд, затраченный на его производство, не получает общественного признания и, следовательно, не реализуется как стоимость. Труд, затраченный на его производство, с точки зрения общества считается бесполезным. Общество признает необходимыми лишь такие затраты, которые удовлетворяют известные общественные потребности в определенных продуктах.

Из сказанного видно, что конкретный труд товаропроизводителя имеет частный характер, выступает непосредственно в виде частного труда, тогда как носителем общественного характера труда является абстрактный труд.

Таким образом, стоимость как экономическая категория есть отношение между товаропроизводителями, в котором они определяют затраты абстрактного, общественного труда при производстве товаров и устанавливают пропорции обмена.


Теория стоимости является фундаментом грандиозного здания марксистской политической экономии. Суть ее в том, что обмен товарами в обществе происходит в соответствии с тем ко-личеством абстрактного труда, который затрачен наихпроизвод-ство. Продолжая рикардистскую традицию понимания стоимости, К.Маркс внес в ее анализ принципиально новый момент - учение о двойственном характере труда.
Двойственный характер труда означает, что труд в товар-ном производстве является одновременно конкретным и абст-рактным. Конкретный труд - труд, отличающийся определенной целью, навыками, организацией, профессиональным умением, направленный на создание какого-то конкретного продукта. Ре-зультатом конкретного труда является потребительская стоимость. Абстрактный труд это общественный труд (затраты мускулов, энергии, мозга), отвлеченный от его конкретной формы. Абстрактный труд является мерилом разных конкретных частных видов труда. Его результатом является стоимость товара, проявляющаяся в меновой стоимости, т.е. пропорции обмена одного товара на другой.
Величина стоимости товара определяется количеством общественно необходимого рабочего времени, затраченного для его изготовления. К.Маркс ввел в экономическую науку понятие прибавочной стоимости. Учение о двойственном характере труда позволило К.Марксу раскрыть «тайну» прибавочной стоимости. Классиче-ская школа не смогла объяснить происхождение прибыли на ос-нове трудовой теории стоимости: ведь если богатство создается трудом, а труд обменивается по эквивалентной цене, то прибыль должна отсутствовать. Принципы трудовой стоимости и эквивалентности обмена оказывались во взаимном противоречии. К.Маркс решает проблему, вводя новое понятие - «товар рабочая сила». Рабочая сила, по Марксу, имеет потребительскую стоимость и стоимость. Стоимость этого товара соответствует стоимости жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы, а потребительская стоимость определяется спо-собностью рабочей силы к труду. Капиталист покупает на рынке не труд, а рабочую силу, т.е. способность трудиться. Разницу ме-жду стоимостью рабочей силы и стоимостью, которую она может создать, Маркс называет прибавочной стоимостью. Прибавочная стоимость является источником прибыли капиталиста. Рабочая сила, таким образом, является особенным товаром, способным создавать стоимость большую, чем стоимость рабочей силы.
Прибавочная стоимость создается абстрактным обществен-ным трудом и выступает как неоплаченный труд рабочего. В те-чение рабочего дня рабочий должен сначала произвести стои-мость, эквивалентную стоимости его рабочей силы. Затрачивае-мый на это труд Маркс назвал необходимым трудом. Всю ос-тальную часть рабочего дня рабочий занят прибавочным трудом, создавая прибавочную стоимость. Соотношение прибавочного и необходимого труда и соответственного затраченного работником рабочего времени характеризует степень эксплуатации рабочих капиталистами. К.Маркс, создав учение о прибавочной стоимости, показал капиталистическую эксплуатацию, как процесс присвоения капи-талистами прибавочной стоимости, созданной рабочими. К.Маркс видит два пути повышения степени эксплуатации:
1) прямое увеличение прибавочного труда за счет удлинения ра-бочего дня; 2) изменение соотношения прибавочного и необхо-димого труда в пределах фиксированного рабочего дня. Первый путь он называет получением абсолютной прибавочной стоимости, второй - получением относительной прибавочной стоимости.
Первый характерен для раннего капитализма, второй - для зрелых его форм. Сокращение необходимого времени может быть достигнуто при удешевлении средств существования рабочих, за счет роста производительности труда.
Маркс выделяет еще один путь увеличения прибавочной стоимости: получение избыточной прибавочной стоимости путем снижение индивидуальных издержек производства по сравнению с общественно необходимым. Но этот вид прибавочной стоимости не может присваиваться всеми капиталистами, и даже у отдельных капиталистов он носит временный характер, связанный с применением инноваций до тех пор, пока они не станут общест-венным достоянием. Следовательно, прибавочная стоимость все-гда выступает как результат эксплуатации рабочего, который бесплатно работает на капиталиста

К. Маркс дополнил трудовую теорию ценности А. Смита и Д. Рикардо своим учением о двойственном характере труда.

В теории ценности К. Маркса исходным пунктом анализа является товар, который определяется им как продукт труда, предназначенный для обмена (таким образом, понятие товара у К. Маркса является более узким, чем понятие [экономического] блага у маржиналистов, в частности, у К. Менгера и У.С. Джевонса). Необходимым условием для системы товарного производства, т.е. системы, основанной на обмене продуктов труда, является сочетание общественного разделения труда и частной собственности на средства производства. Эти два фактора, в конечном счете, обуславливают двойственный характер труда и двойственную природу товара, как это видно из схемы. При этом едва ли не основная предпосылка теории ценности К. Маркса состоит в несоизмеримости потребительных ценностей различных товаров (т.е. свойств товаров, удовлетворяющих те или иные потребности людей). Потребительная ценность - это только необходимое условие для того, чтобы данный продукт труда мог быть обменен на другой продукт труда, но она не отражает его ценности. Последняя определяется затратами абстрактного труда, т.е. расходованием « . человеческой рабочей силы в физиологическом смысле.», вне зависимости от конкретного вида труда (т.е. труда маляра, скульптора или музыканта). Таким образом, абстрактный труд нужно отличать от конкретного труда. К. Маркс считал, что ценность - это «воплощенный в товаре абстрактный труд», «сгусток лишенного различий человеческого труда». Однако общественная природа абстрактного труда проявляется только лишь косвенно - через товарообмен. При отсутствии товарного производства отсутствует абстрактный труд (и, следовательно, двойственный характер труда), и продукты труда не имеют ценности, поскольку не производятся с целью обмена. Таким образом, К. Маркс полагал, что ценность (товара) - категория, присущая исключительно товарному производству. Определяется она, как уже было сказано, общественно-обусловленными затратами абстрактного труда, а измеряется в ценности другого товара, на который обменивается данный товар, или (при «капиталистическом товарном производстве») - в денежной цене данного же товара. Следует учесть, что денежная цена товара вовсе не обязательно должна быть равна его ценности. Цена - это только «превращенная форма» («форма проявления») ценности; ценность - это всего лишь «центр тяготения» цены, т.е. величина, к которой цена товара «стремится».

При этом тот факт, что труд может быть разным по интенсивности и качеству, с точки зрения К. Маркса, не опровергает его концепцию: ведь все виды «сложного» труда - согласно принципу редукции труда - можно свести с определенным коэффициентом к «простому среднему труду», и якобы это все время и происходит на рынке при установлении меновой ценности товаров.

Здесь можно отметить, что вряд ли обоснованно отстаивать идею соизмеримости затрат труда и одновременно говорить о несоизмеримости потребительных ценностей.

Немного больше об экономике сегодня

Инфляция сущность, причины, социально-экономические последствия в современных условиях
инфляция безработица население Наиболее общее, традиционное определение инфляции - переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен. Однако трактовку инфляции как переполнение каналов денежного обращения об...

История экономических учений
Экономические учения Древнего Востока и древней Индии Экономические представления древних народов начали развиваться в момент появления письменности. Наиболее ранние проявления экономической мысли следует искать у народов древнего Востока, которые более благоприятно развивались. Во взглядах того времени ид...

Специфической формой экономического блага является товар . Он обладает двумя свойствами:

    способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность;

    способность обмениваться на другие вещи.

Таким образом, товар – это экономическое благо, которое удовлетворяет определенную потребность человека и изготовлено для обмена.

Свойство товара быть полезным человеку, удовлетворять его потребность называется потребительной стоимостью товара . Ею обладает любой товар. Одни вещи могут удовлетворять потребности непосредственно, например хлеб, одежда и т.п., другие – косвенно, опосредовано (промышленное здание, сырье, машины и т.п.). Многие товары удовлетворяют ряд общественных потребностей (например, нефть, бензин, топливо, синтетические материалы и др.). В качестве товара выступают услуги. Их специфика состоит в том, что они не имеют вещественной формы (труд учителей, тренеров и т.д.).

Способность товара к обмену в определенных количественных пропорциях есть меновая стоимость. По своей потребительной стоимости различные товары несоизмеримы: невозможно определить, например, что полезность очков во столько-то раз больше или меньше полезности портфеля.

Напротив, как меновые стоимости, товары соизмеримы, что выражается в определенных меновых пропорциях, например 1 портфель = 3 парам очков. Таким образом, нельзя определить меновую стоимость товаров их потребительной стоимостью. Общим, содержащимся во всех обмениваемых товарах, является общественный труд, затрачиваемый на их производство.

Воплощенный в товарах общественный труд делает их количественно соизмеримыми и качественно однородными.

В товаре оба его свойства образуют единство. Стоимость не может существовать без потребительной стоимости: если, например, человек будет производить такую вещь, которая не удовлетворяет ничью потребность, то его труд не создает стоимости.

В свою очередь потребительная стоимость товара не может существовать без стоимости, так как товар может быть использован для потребления лишь после того, как в процессе обмена реализуется его стоимость.

Однако потребительная стоимость и стоимость – это противоположные свойства товара:

    как потребительные стоимости товары качественно разнородны и количественно несоизмеримы; напротив,

    как стоимости они качественно однородны и количественно соизмеримы.

Но, один и тот же товар не может быть использован одним и тем же человеком:

    и в качестве потребительской стоимости

    и в качестве стоимости.

Один способ использования исключает другой. Для самого производителя его товар не имеет потребительной стоимости; он служит для него лишь средством обмена на другой товар, то есть используется как стоимость и меновая стоимость.

Сохраняя в своих руках стоимость, производитель как бы отталкивает от себя потребительную стоимость данного товара. Напротив, в руках покупателя товар используется именно в качестве потребительной стоимости. Таким образом, хотя потребительная стоимость товара и его стоимость взаимно предполагают друг друга, они в то же время в известном смысле отрицают друг друга. Потребительная стоимость и стоимость представляют собой единство противоположностей.

Так как товар – результат человеческого труда, следовательно, труд имеет двойственный характер. С одной стороны труд любого производителя представляет собой особый вид деятельности, результатом которой является определенное материальное благо или оказанная услуга. Например, целью труда каменщика является постройка здания, целью труда забойщика – добыча угля и т.д. Он совершается при определенных условиях производства (швейная фабрика, шахта, машиностроительный завод), предполагает наличие определенной квалификации и специальности работников (ткач, портной, слесарь, плотник), совершается с помощью специальных орудий и предметов труда (ткацкий станок, мартеновская печь) и его результатом является определенная потребительная стоимость товара (одежда, трубы, жилые здания и т.п.). Таким образом, общественный труд, который затрачивается в особо целесообразной форме с использованием определенных средств и предметов труда, характеризуется своеобразной целью и создает специфическую потребительную стоимость – это конкретный труд.

Следовательно, конкретный труд есть труд, создающий потребительную стоимость. Но человеческий труд – не единственный источник потребительной стоимости: богатство человеческого общества, как совокупность потребительных стоимостей, получается в результате соединения человеческого труда с природными веществами.

Будучи одним из главных источников потребительных стоимостей, конкретный труд не может быть одновременно и источником стоимости товаров. Ведь стоимость является тем общим, что уравнивает между собой различные товары, между тем как конкретные работы качественно разнородны.

При всем разнообразии конкретных работ в них имеется нечто общее – это затрата человеческой рабочей силы в физиологическом смысле. Наличие этого общего содержания труда позволяет людям переходить от одних конкретных форм труда к другим. Затрата человеческой силы вообще, содержащаяся во всех товарах и делающая их однородными и соизмеримыми, представляет собой абстрактный труд. Когда товаропроизводители приравнивают друг к другу разнообразные товары, то они фактически отвлекаются от разнообразия конкретных работ, и товары приравниваются как сгустки однородного, абстрактного человеческого труда.

Абстрактный труд характеризуется двумя моментами: во-первых, абстрактный труд – материальное явление. Это не какое-то представление, а вполне реальная затрата человеческой рабочей силы в физиологическом смысле этого слова, учитывает расходование умственных и физических сил человека; во-вторых, абстрактный труд есть общественное и историческое явление, присущее только товарному производству.

В натуральном хозяйстве продукты различных конкретных работ непосредственно переходили из производства в потребление, а результаты конкретного труда прямо измерялись в часах и днях. Поэтому людям не было никакой необходимости отвлекаться от конкретных форм своего труда. В условиях же товарного хозяйства люди вынуждены отвлекаться от конкретных особенностей различных работ, приравнивать одни работы к другим, через планирование вещей-товаров.

Таким образом, затрата человеческой силы в физиологическом смысле становится абстрактным трудом лишь при определенных исторических условиях – при товарном производстве.

В противоположность конкретному труду, создающему потребительную стоимость, абстрактный труд есть труд, создающий стоимость. Там, где нет товарного производства, нет стоимости, а где отсутствует стоимость, там и нет абстрактного труда.

Конкретный труд существует при любых формах хозяйства, но раздвоение труда на конкретный и абстрактный есть специфическое явление товарного производства.

Абстрактный труд – это такой вид труда, общественно необходимый характер которого проявляется только в процессе обмена. Это исторически преходящая категория.

Общественный труд, воплощенный в товарах и обнаруживающийся посредством их обмена, представляет собой стоимость товаров. Товары, имеющие равную стоимость, обмениваются друг на друга, они эквивалентны, равноценны.

Стоимость тесно связана с меновой стоимостью, но это не тождественные категории. Стоимость есть внутреннее свойство товара, меновая же стоимость – это внешнее проявление стоимости посредством обмена одного товара на другой.

Маркс неоднократно подчеркивал, что стоимость не является свойством вещей как таковых, а выражает общественно-производственные отношения людей в условиях товарного хозяйства.

В течении XVII - XIX вв. сформировались основные концепции экономистов по вопросу о стоимости товара:

    А. Смит сводил стоимость к труду, затраченному на производство товара, к покупаемому труду (заработной плате), сумме заработной платы, прибыли и ренты;

    Д. Рикардо и Д. Р. Мак-Куллох определяли ее издержками производства;

    Ж. Б. Сэй – полезностью вещи. Полезность – удовлетворение, удовольствие, которое получает человек от потребления товара или услуг;

    Д. Лодердель – предложением и спросом.

    К. Маркс и Ф. Энгельс, рассматривая эту полемику, сделали вывод, что стоимость есть вещная форма затрат общественного абстрактного труда и выражает отношение издержек производства к полезности.

Сторонники трудовой теории стоимости считали необходимым условием обмена различие потребительных стоимостей обмениваемых товаров, которые качественно разнородны и поэтому количественно несоизмеримы. По их мнению, обмениваемые товары имеют общую основу - трудовые затраты, которая и определяет их меновую стоимость.

В современной западной экономической теории принят иной подход, ведущий начало от работ представителей теории предельной полезности: К. Менгера, Е. Бем-Баверка, Ф. Визера. Согласно этому подходу в основе обмена лежит не стоимость, а полезность. Полезность определяется индивидуальной субъективной оценкой, которую дает покупатель роли определенного блага в удовлетворении его личных потребностей.

Маржинальная теория стоимости – «теория убывающей полезности», «теория предельной полезности» утверждает, что с увеличением блага его полезность уменьшается (первый закон Госсена), а оптимальная структура потребления достигается при равенстве предельных полезностей всех потребляемых благ. Стоимость товара определяется его предельной полезностью, точнее величиной дополнительной полезности, полученной от прироста величины потребления, равной последней (крайней, предельной) величине единицы некоторого блага, его наименьшей пользы, ради которой эту вещь ещё может использовать потребитель. Чем реже встречается благо, тем выше его ценность.

Ценность в трактовке неоклассиков – оценка степени полезности блага индивидом, поэтому эта категория субъективна. Она одновременно является функцией затрат труда и полезности.

Анализ всех этих взглядов позволяет выделить связь категорий «стоимость» и «ценность». В условиях товарного производства экономические ценности принимают форму стоимости. Сущность ценности - ее субстанция - это определенная экономическая деятельность, которая включает цель (результат) и средство (затраты). Экономическая ценность есть в свою очередь единство результата (полезности) и затрат.

Общественное выражение категории стоимость и ценность отражает цена. По образному выражению К. Маркса, цена – это денежное выражение стоимости и ценности товара.

В работах П. Самуэльсона и Б. Кларка рассматривается формирование цены с учетом влияния предельных издержек, связанных с производством дополнительной единицы товара (или дополнительного количества товаров). Фактически они рассматривают изменение цены в условиях воспроизводства. Цена является синтезом полезного эффекта, общественной полезности экономического блага и издержек его производства. Она рассматривается как рыночная категория, возникающая в процессе конкуренции продавца и покупателя.

В более поздний период (после К. Маркса) были попытки объединить теорию трудовой стоимости (понимаемой как издержки) с теорией предельной полезности (Э. Бернштейн, П. Струве, М. Туган-Барановский, А. Маршалл, Дж. Кларк, П. Самуэльсон, О. Шик).

Основоположник современного направления в теории ценности и цен известный английский экономист А. Маршалл сделал попытку отойти от поисков единственного источника стоимости и соединил:

Теорию предельной полезности;

Теорию спроса и предложений;

Теорию издержек производства (затрат).

Стоимость, согласно этой теории, отожествляется с ценой, которая определяется предельной полезностью (оценка покупателя) и предельными издержками (оценка продавца), которые увязываются при помощи спроса и предложения. В результате равенства спроса и предложения устанавливается равновесная цена, которая и определяет ценность товара.

Общественная оценка предельной полезности устанавливается при равенстве спроса и предложения на данный товар и измеряется ценой равновесия (стоимостью) (рис. 5.1). Если спрос превышает предложение, то цены превышают стоимость; если предложение превышает спрос и возрастает конкуренция между производителями за потребителя, цены снижаются ниже стоимости экономического блага.

D S

Р Е Е

0 Q Е Количество (Q)

Рис. 5.1 Определение равновесной цены

где, Р – цена экономического блага;

Q – количество экономического блага;

S – кривая предложений;

D – кривая спроса;

Е – точка равновесия на рынке данного экономического блага.

Стоимость определяется в точке равновесия между предельной полезностью определенного количества благ (кривая спроса) и предельными общественными издержками этого блага (кривая предложения). Стоимость измеряется ценой равновесия (рис. 5.1).

Первоначально товар предстал перед нами как нечто двойственное: как потребительная стоимость и меновая стоимость. Впоследствии обнаружилось, что и труд, поскольку он выражен в стоимости, уже не имеет тех признаков, которые принадлежат ему как созидателю потребительных стоимостей. Эта двойственная природа содержащегося в товаре труда впервые критически доказана К. Марксом. Так как этот пункт является отправным пунктом, от которого зависит понимание политической єкономии, то его следует осветить здесь более обстоятельно.

Возьмем два товара, например один сюртук и 10 аршин холста. Пусть стоимость первого вдвое больше стоимости последних, так что если 10 аршин холста = w , то сюртук = 2 w . Сюртук есть потребительная стоимость, удовлетворяющая определенную потребность. Для того чтобы создать его, был необходим определенный род производительной деятельности. Последний определяется своей целью, характером операций, предметом, средствами и результатом. Труд, полезность которого выражается таким образом в потребительной стоимости его продукта, или в том, что продукт его является потребительной стоимостью, мы просто назовем полезным трудом. С этой точки зрения труд всегда рассматривается в связи с его полезным эффектом.

Как сюртук и холст - качественно различные потребительные стоимости, точно так же качественно различны между собой и обусловливающие их бытие работы: портняжничество и ткачество. Если бы эти вещи не были качественно различными потребительными стоимостями и, следовательно, продуктами качественно различных видов полезного труда, то они вообще не могли бы противостоять друг другу как товары. Сюртук не обменивают на сюртук, данную потребительную стоимость на ту же самую потребительную стоимость.

В совокупности разнородных потребительных стоимостей, или товарных тел, проявляется совокупность полезных работ, столь же многообразных, разделяющихся на столько же различных родов, видов, семейств, подвидов и разновидностей, одним словом - проявляется общественное разделение труда. Оно составляет условие существования товарного производства, хотя товарное производство, наоборот, не является условием существования общественного разделения труда. В древне_идийской общине труд общественно разделен, но продукты его не становятся товарами. Или возьмем более близкий пример: на каждой фабрике труд систематически разделен, по это разделение осуществляется не таким способом, что рабочие обмениваются продуктами своего индивидуального труда. Только продукты самостоятельных, друг от друга не зависимых частных работ противостоят один другому как товары.

Итак, в потребительной стоимости каждого товара содержится определенная целесообразная производительная деятельность, или полезный труд. Потребительные стоимости не могут противостоять друг другу как товары, если в них не содержатся качественно различные виды полезного труда. В обществе, продукты которого, как общее правило, принимают форму товаров, т. е. в обществе товаропроизводителей, это качественное различие видов полезного труда, которые здесь выполняются независимо друг от друга, как частное дело самостоятельных производителей, развивается в многочленную систему, в общественное разделение труда.

Для сюртука, впрочем, безразлично, кто его носит, сам ли портной или заказчик портного. В обоих случаях он функционирует как потребительная стоимость. Столь же мало меняет отношение между сюртуком и производящим его трудом тот факт, что портняжный труд становится особой профессией, самостоятельным звеном общественного разделения труда. Там, где это вынуждалось потребностью в одежде, человек портняжил целые тысячелетия, прежде чем из человека сделался портной. Но сюртук, холст и вообще всякий элемент вещественного богатства, который мы не находим в природе в готовом виде, всегда должен создаваться при посредстве специальной, целесообразной производительной деятельности, приспособляющей различные вещества природы к определенным человеческим потребностям. Следовательно, труд как созидатель потребительных стоимостей, как полезный труд, есть не зависимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная естественная необходимость: без него не был бы возможен обмен веществ между человеком и природой, т. е. не была бы возможна сама человеческая жизнь.

Потребительные стоимости: сюртук, холст и т. д., одним словом товарные тела, представляют собой соединение двух элементов - вещества природы и труда. За вычетом суммы всех различных полезных видов труда, заключающихся в сюртуке, холсте и т. д., всегда остается известный материальный субстрат, который существует от природы, без всякого содействия человека. Человек в процессе производства может действовать лишь так, как действует сама природа, т. е. может изменять лишь формы веществ. Более того. В самом этом труде формирования он постоянно опирается на содействие сил природы. Следовательно, труд не единственный источник производимых им потребительных стоимостей, вещественного богатства. Труд есть отец богатства, как говорит Уильям Петти, земля - его мать.

Перейдем теперь от товара как предмета потребления к товарной стоимости.

Согласно нашему предположению, сюртук имеет вдвое большую стоимость, чем холст. Но это только количественная разница, которая нас пока не интересует. Мы напомним поэтому, что если стоимость одного сюртука равна двойной стоимости 10 аршин холста, то 20 аршин холста имеют ту же самую величину стоимости, что один сюртук. Как стоимости, сюртук и холст суть вещи, имеющие одну и ту же субстанцию, суть объективные выражения однородного труда. Но портняжничество и ткачество - качественно различные виды труда. Бывают, однако, такие общественные условия, при которых один и тот же человек попеременно шьет и ткет и где, следовательно, оба эти различные виды труда являются лишь модификациями труда одного и того же индивидуума, а не прочно обособившимися функциями различных индивидуумов, - совершенно так же, как сюртук, который портной шьет сегодня, и брюки, которые он делает завтра, представляют собой лишь вариации одного и того же индивидуального труда. Далее, ежедневный опыт показывает, что в капиталистическом обществе, в зависимости от изменяющегося направления спроса на труд, известная доля общественного труда предлагается попеременно, то в форме портняжества, то в форме ткачества. Это изменение формы труда не совершается, конечно, без известного трения, но оно должно совершаться. Если отвлечься от определенного характера производительной деятельности и, следовательно, от полезного характера труда, то в нем остается лишь одно, - что он есть расходование человеческой рабочей силы. Как портняжество, так и ткачество, несмотря на качественное различие этих видов производительной деятельности, представляют собой производительное расходование человеческого мозга, мускулов, нервов рук и т. д. и в этом смысле - один и тот же человеческий труд. Это лишь две различные формы расходования человеческой рабочей силы. Конечно, сама человеческая рабочая сила должна быть более или менее развита, чтобы затрачиваться в той или другой форме. Но в стоимости товара представлен просто человеческий труд, затрата человеческого труда вообще. Подобно тому как в буржуазном обществе генерал или банкир играют большую роль, а просто человек - очень жалкую, точно так же обстоит здесь дело и с человеческим трудом. Он есть расходование простой рабочей силы, которой в среднем обладает телесный организм каждого обыкновенного человека, не отличающегося особым развитием. Простой средний труд, хотя и носит различный характер в различных странах и в различные культурные эпохи, тем не менее для каждого определенного общества есть нечто данное. Сравнительно сложный труд означает только возведенный в степень или, скорее, помноженный простой труд, так что меньшее количество сложного труда равняется большему количеству простого. Опыт показывает, что такое сведение сложного труда к простому совершается постоянно. Товар может быть продуктом самого сложного труда, но его стоимость делает его равным продукту простого труда, и, следовательно, сама представляет лишь определенное количество простого труда. Различные пропорции, в которых различные виды труда сводятся к простому труду как к единице их измерения, устанавливаются общественным процессом за спиной производителей и потому кажутся последним установленным обычаем. Ради простоты в дальнейшем изложении рассматрим всякий вид рабочей силы непосредственно как простую рабочую силу, - это избавит от необходимости сведения в каждом частном случае сложного труда к простому.

Стало быть, как в стоимостях сюртука и холста исчезают различия их потребительных стоимостей, так и в труде, представленном в этих стоимостях, исчезают различия его полезных форм - портняжества и ткачества. Если потребительные стоимости сюртук и холст представляют собой лишь соединения целесообразной производительной деятельности с сукном и пряжей, то в качестве стоимостей сюртук и холст суть не более, как однородные сгустки труда; равным образом и в затратах труда, содержащихся в этих стоимостях, имеет значение непроизводительное их отношение к сукну и пряже, а лишь расходование человеческой рабочей силы. Элементами, созидающими потребительные стоимости сюртук и холст, портняжество и ткачество являются именно в силу своих качественно различных особенностей; субстанцией стоимости сюртука и холста они оказываются лишь постольку, поскольку происходит отвлечение от их особых качеств, поскольку они обладают одним и тем же качеством, качеством человеческого труда.

Но сюртук и холст - не только стоимости вообще, но и стоимости определенной величины: но нашему предположению, сюртук имеет вдвое большую стоимость, чем 10 аршин холста. Причина разницы в величине их стоимости состоит в том, что холст содержит в себе лишь половину того труда, который заключается в сюртуке, так что для производства последнего надо затрачивать рабочую силу в течение вдвое более продолжительного времени, чем для производства первого.

Поэтому, если по отношению к потребительной стоимости товара имеет значение лишь качество содержащегося в нем труда, то по отношению к величине стоимости имеет значение лишь количество труда, уже сведенного к человеческому труду без всякого дальнейшего качества. В первом случае дело идет о том, как совершается труд и что он производит, во втором случае - о том, сколько труда затрачивается и сколько времени он продолжается. Так как величина стоимости товара выражает лишь количество заключающегося в нем труда, то взятые в известной пропорции товары всегда должны быть равновеликими стоимостями.

Если производительная сила всех полезных видов труда, необходимых для производства одного сюртука, остается неизменной, то величина стоимости сюртуков растет пропорционально их количеству. Если один сюртук представляет х рабочих дней, то 2 сюртука представляют 2 х рабочих дней и т. д. Но допустим, что труд, необходимый для производства одного сюртука, возрастает вдвое или падает наполовину. В первом случае один сюртук стоит столько, сколько раньше стоили два сюртука, во втором случае два сюртука стоят столько, сколько раньше стоил один, хотя в обоих случаях услуги, оказываемые сюртуком, остаются неизменными, равно как остается неизменным и качество содержащегося в нем полезного труда. Но количество труда, затраченного на его производство, изменилось.

Большое количество потребительной стоимости составляет само по себе большее вещественное богатство: два сюртука больше, чем один. Двумя сюртуками можно одеть двух человек, одним - только одного и т. д. Тем не менее возрастающей массе вещественного богатства может соответствовать одновременное понижение величины его стоимости. Это противоположное движение возникает из двойственного характера труда. Производительная сила, конечно, всегда есть производительная сила полезного, конкретного труда и фактически определяет собой только степень эффективности целесообразной производительной деятельности в течение данного промежутка времени. Следовательно, полезный труд оказывается то более богатым, то более скудным источником продуктов прямо пропорционально повышению или падению его производительной силы. Напротив, изменение производительной силы само по себе нисколько не затрагивает труда, представленного в стоимости товара. Так как производительная сила принадлежит конкретной полезной форме труда, то она, конечно, не может затрагивать труда, поскольку происходит отвлечение от его конкретной полезной формы. Следовательно, один и тот же труд в равные промежутки времени создает равные по величине стоимости, как бы ни изменялась его производительная сила. Но он доставляет при этих условиях в равные промежутки времени различные количества потребительных стоимостей: больше, когда производительная сила растет, меньше, когда она падает. То самое изменение производительной силы, которое увеличивает плодотворность труда, а потому и массу доставляемых им потребительных стоимостей, уменьшает, следовательно, величину стоимости этой возросшей массы, раз оно сокращает количество рабочего времени, необходимого для ее производства. И наоборот.

Всякий труд есть, с одной стороны, расходование человеческой рабочей силы в физиологическом смысле, - и в этом своем качестве одинакового, или абстрактно человеческого, труд образует стоимость товаров. Всякий труд есть, с другой стороны, расходование человеческой рабочей силы в особой целесообразной форме, и в этом своем качестве конкретного полезного труда он создает потребительные стоимости .

В процессе труда товаропроизводителем создается потребительная стоимость и стоимость. Это обстоятельство порождается тем фактом, что труд товаропроизводителя носит двойственный характер. С одной стороны, он является полезным трудом, создающим вещи, удовлетворяющие те или иные потребности людей. Определенный полезный труд есть вечная естественная необходимость существования людей независимо от общественных условий. С другой стороны, труд каждого товаропроизводителя является частицей всего общественного труда, затратой человеческой рабочей силы вообще, вне зависимости от его конкретных форм. Первый вид труда называется конкретным трудом , второй - абстрактным трудом . Конкретный труд - труд, затрачиваемый в определенной полезной форме, - создает определенную потребительную стоимость (уголь, металл, хлеб и т.д.). Различие потребительных стоимостей обусловливается тем, что они выступают как продукты различных видов конкретного труда (труда шахтера, доменщика, пекаря, ткача и т.д.). Именно специфический характер конкретного труда каждого товаропроизводителя и порождает его отличие от труда другого товаропроизводителя. Это различие неизбежно вызывается различиями в предметах труда, орудиях труда, характере производственных операций, в конечном результате труда. Следует иметь в виду, что конкретный труд не единственный источник производимых потребительных стоимостей, вещественного богатства. Человек лишь перерабатывает тот материальный субстрат, который уже существует в природе. Потребительная стоимость есть результат соединения вещества природы и труда.

Но какой бы вид конкретного труда мы ни взяли, он представляет собой также и затрату человеческой энергии (мускулов, мозга, нервов и т.д.), частицу совокупных затрат общечеловеческого общественного труда. Тот факт, что товар обладает не только потребительной стоимостью, но и стоимостью, выражает нечто общее в труде различных людей в условиях товарного производства: общественный труд вообще, независимо от его конкретной формы,- абстрактный труд.

Абстрактный труд - характерная особенность товарного производства. Он выражает отношения товаропроизводителей и потому является исторической категорией. Разумеется, и в условиях натурального хозяйства в труде людей имелось нечто общее. Однако эта общая сторона труда в натуральном хозяйстве обнаружилась непосредственно, а не путем приравнивания вещей в процессе обмена. Например, в первобытной общине, когда производство товаров еще не возникло, труд каждого производителя был непосредственно общественным трудом, ибо каждый производитель выполнял по назначению общины ту или иную полезную функцию в процессе материального производства. Его личный, конкретный труд выступал непосредственно в качестве частицы совокупного труда общины.

Когда частная собственность привела к обособлению производителей, каждый из них стал заниматься определенным видом труда как своим частным делом. Труд перестал быть непосредственно общественным, его общественная природа оказалась скрытой. Теперь только обмен товаров позволял установить, что труд данного производителя нужен обществу и является частицей общественного труда. Приравнивая друг к другу различные продукты своего труда, люди в процессе обмена тем самым приравнивают затраченный на их производство труд. Учет общественных затрат труда товаропроизводителей в условиях частной собственности осуществляется через обмен, стихийно.

Категория абстрактного труда выражает реальный объективный процесс приравнивания посредством обмена различных видов труда, отвлечения от их конкретных форм; она выражает то общее, что свойственно труду товаропроизводителей в объективной действительности. Чем многообразнее конкретные формы труда, то есть чем сильнее развито общественное разделение труда, тем в большей мере проявляется общность самых разнообразных видов труда, тем большее значение приобретает процесс их приравнивания и более развитой является категория абстрактного труда.

Таким образом, абстрактный труд представляет собой общечеловеческий труд, общественный характер которого проявляется в процессе товарного обмена. Стоимоть же - это абстрактный труд, кристаллизованный в товаре. Абстрактный труд выражает определенные производственные отношения - отношения товаропроизводителей. Это значит, что и стоимость является не свойством вещи, а выражением производственных отношений товаропроизводителей.

Двойственный характер труда, производящего товары, был открыт К. Марксом. Это открытие имело для научной разработки политической экономии капитализма исключительно важное значение, поскольку оно позволило создать подлинно научную теорию трудовой стоимости, вскрыть противоречия товарного хозяйства, а затем и противоречия капиталистического производства, закономерности его развития и неизбежность гибели .



Новое на сайте

>

Самое популярное