Домой Неврология Легкая протеинурия. Основные причины повышения уровня белка в моче у взрослых и детей

Если при проведении клинического анализа в моче было обнаружено наличия белка, речь идет о такой аномалии, как протеинурия. В норме у человека в урине концентрация этого вещества колеблется от 30 до 100 мг в сутки, однако суточная протеинурия при беременности может отличаться от этих показателей.

А также методы коррекции этого опасного состояния – вот на что должны быть направлены все усилия врача и пациента в первую очередь. Именно поэтому так важно своевременно обратиться за консультацией к медику, если были замечены первые тревожные изменения мочи.

Причины протеинурии

Что это такое протеинурия, знает, наверняка, каждый человек. Проблемы с почками могут быть вызваны различными факторами, начиная обыкновенной простудой, и заканчивая гестозом (поздним токсикозом) при беременности.

• интерстициальный нефрит;
  • тубулопатию;
  • повышенную проницаемость стенок фильтрационных клубочков;
  • лихорадку;
  • сильные стрессы;
  • кожные опухоли;
  • чрезмерную физическую нагрузку;
  • переохлаждение;
  • инфекционные заболевания мочевыделительной системы и др.

Классификация

В зависимости от того, что стало пусковым механизмом для появления следов белка в моче, протеинурию разделяют на:

1. Персистирующую.
  2. Постуральную.
  3. Периодическую.

В зависимости от того, сколько содержится в моче того или иного вида белка, протеинурия бывает:

• селективной;
  • неселективной.

Локализация тоже играет огромную роль в классификации данного симптома, поэтому согласно этому критерию протеинурию разделяют на:

• клубочковую;
  • канальцевую.

Но и на этом классификация протеинурии не заканчивается. Ее также принято классифицировать по этиологии. Такая градация включает следующие виды данной аномалии:

• «переполненную» протеинурию;
  • функциональную;
  • идиопатическую;
  • ортостатическую;
  • «напряженную»;
  • лихорадочную.

Что касается симптомов протеинурии, то помимо изменения мочи (в урине могут быть замечены белые «хлопья» или подозрительные примеси того же цвета), а также отечности век, нижних конечностей или лица, она больше ничем не проявляет себя. Протеинурия – это сопутствующий признак различных заболеваний, а не отдельная патология.

Норма белка в моче и диагностика при отклонении

Как уже упоминалось ранее, существует определенная суточная норма протеинурии, любые отклонения от которой должны стать веским основанием для проведения более тщательного медицинского обследования. Чтобы точно определить, имеет ли место та или иная патология, необходимо обратиться к урологу или нефрологу.

Если следы белка в моче были обнаружены у женщин при беременности, помочь решить проблему сможет не только специалист в области урологии или нефрологии, но также гинеколог или терапевт. Но к этим докторам нужно обращаться при условии, что у пациентки нет возможности обратиться к специалисту в этой области.

Какие манипуляции нужно пройти для того, чтобы понять, что это значит, если были обнаружены следы белка в моче? Обязательным является выполнение:

1. УЗИ почек и мочевого пузыря.
  2. МРТ одной или обеих почек.
  3. Радиоизотопной диагностики на предмет наличия различных урологических патологий.
  4. Уродинамической диагностики.
  5. Видеоуродинамики.
  6. Урофлоуметрии.

Помимо инструментальных методов диагностики, пациенту необходимо будет сдать анализ мочи на следы белка и альбумина.

Чтобы точно понять, о чем говорит белок в моче, а точнее, о каких проблемах со здоровьем он сигнализирует, следует, для начала, понять, какие показатели могут считаться нормальными.

Так, при отсутствии каких-либо отклонений в нормальном функционировании организма норма протеинурии не превышает 100 мг. Если показатели белка в урине не превышают 0,5 г, то это явление называется микропротеинурией. При этом отклонении организм теряет совсем мало белка, поэтому восполнить его, как правило, нетрудно (при условии правильного питания).

Умеренной называют протеинурию в том случае, если потеря белка колеблется от 0,5 до 1 г. Ярко выраженная протеинурия имеет показатели в диапазоне 1-3 г на каждые 24 часа.

Подготовка к анализу мочи на белок

После того, как был обнаружен белок в моче после выполненного общеклинического анализа, лечащий врач может назначить проведение повторного исследования урины. Он отличается от предыдущего тем, что при помощи его проведения доктор сможет понять, насколько большими являются суточные потери белка. На основании этих показателей не только ставится диагноз, но и разрабатывается схема последующего лечения протеинурии.

Чтобы анализы дали максимально верные результаты, каждый пациент обязан знать, как собирать мочу на определение суточной протеинурии.

Для урины необходимо приобрести (либо получить в лаборатории) специальный стерильный контейнер, вместительность которого должна быть не менее 2,5 литров. Если такой выдан не был, либо вы не смогли купить его в аптеке, подойдет и трехлитровая банка, только для начала ее нужно ополоснуть содовым раствором, либо подержать над кипящим чайником несколько минут таким образом, чтобы пар попадал непосредственно внутрь нее (для стерилизации).

Чтобы понять, из-за чего белок в моче повышен, и не получить ложно положительные или отрицательные результаты, необходимо за 24 часа до сбора урины отказаться от жирной, острой, соленой, сдобной пищи, цитрусовых, овощей, жирных продуктов питания. Также следует на время отложить прием лекарственных препаратов. Молодым девушкам и женщинам, находящемся в репродуктивном возрасте, стоит подождать с анализами мочи во время менструации. Это, однако, не касается рожениц, которые обязаны сдать анализы мочи на белок и патологические микроорганизмы на второй день после родов.

Половые органы во время сбора урины должны быть чистыми, иначе результаты будут недостоверными. После каждого процесса мочеиспускания банку следует плотно накрыть крышкой и поставить в темное место, где температура не превышает 8-9 градусов.

Собранную мочу можно либо сдать вместе с тарой, либо же отлить небольшое ее количество в маленький контейнер, а затем отнести в лабораторию. Как следует сдавать анализ мочи на белок в каждом конкретном случае, подскажет лечащий врач.

Лечение протеинурии

Лечение протеинурии предполагает не только применение определенных лекарственных препаратов, но и строгое соблюдение диеты. Какие продукты нужно исключить из рациона на весь период терапии, подскажет уролог (нефролог). Как правило, в этот список входит пища, от которой нужно отказаться перед выполнением суточного сбора мочи (список дан выше). Соблюдение диеты при протеинурии является одним из главных залогов скорейшего выздоровления.

Для избавления от излишнего количества белка в урине прибегают к применению:

1. Ингибиторов АПФ.
  2. Блокаторов рецепторов ангиотензина 2.
  3. Статинов.
  4. Блокаторов кальциевых каналов.
  5. Гомеопатических препаратов (например, отличные результаты дает терапия при помощи лекарственного средства Хина).
  6. Мочегонных таблеток.
  7. Антибиотиков.
  8. Противовоспалительных препаратов нестероидной группы.
  9. Диуретиков.
  10. Фитопрепаратов.

Применять такие лекарства нужно исключительно по рекомендации врача, поскольку самолечение может не только не улучшить состояние пациента, но и ухудшить его.

Прогнозы терапии благоприятны только при условии быстрого снижения концентрации белка в моче сразу после начала приема лекарственных препаратов. Это означает, что уже через 1-2 суток лечение должно дать первые результаты. Если этого не произойдет, последствия могут быть непредсказуемыми, или даже опасными для жизни.

Белок в моче у беременных

Чаще всего это вещество выявляется при лабораторном исследовании урины будущих мам. От чего появляется белок в моче у женщин в интересном положении»? Причин существует очень много.

Одной из самых распространенных патологий, способной приводить к возникновению этой аномалии является поздний токсикоз беременных, или гестоз.

Другими факторами, способными вызывать протеинурию при беременности, могут стать различные заболевания почек, вирусные и инфекционные болезни, физический труд и др.

Если в моче у беременной женщины был обнаружен белок при домашнем ее исследовании, необходимо обратиться к урологу и сдать анализы. Для составления полной картины, врач может назначить сразу несколько ОАМ, выполняемых через равные промежутки времени (например, 1 раз в неделю).

Помимо регулярной сдачи урины для ее лабораторного исследования, будущей маме необходимо тщательно следить за своим весом. Его резкое повышение может являться первым признаком развития опасного заболевания (гестоз, сахарный диабет и др.).

Также будущей маме следует контролировать количество употребляемой ею жидкости. Это поможет избежать отечности, а также предотвратит задержку воды в организме, которая может стать пусковым рычагом для развития гестоза.

Всем людям рекомендуется раз в год в профилактических целях сдавать общий анализ мочи. Это простое и дешёвое исследование способно многое рассказать о состоянии органов мочевыделительной системы и организма в целом. Иногда в анализах обнаруживаются отклонения от нормы, одним из которых может стать протеинурия.

Протеинурия: что представляет собой нарушение

В человеческом организме моча синтезируется в почках, а точнее, в их клубочках и канальцевой системе. Впоследствии она по мочеточникам поступает в мочевой пузырь, в котором накапливается и затем выводится из организма через уретру.

У здорового человека моча отличается чётким соотношением солей, белков и других органических соединений. Но в результате протекания ряда патологических процессов качество фильтрации крови может нарушаться, и в урину начинают проникать вещества в больших количествах или вовсе не типичные для неё элементы.

Образование мочи - сложный, но очень быстрый процесс, в ходе которого кровь очищается от большинства вредных веществ

Протеинурией называют особое состояние организма, сопровождающееся выделением вместе с мочой белка в количествах, превышающих норму в большей или меньшей степени. Подобное чаще всего является признаком поражения почек.

При нормальном функционировании органов мочевыделительной системы в сутки вместе с уриной выводится не более 0,036 г/л белка, независимо от возраста пациента. Только у беременных женщин во втором и третьем триместрах этот показатель может достигать 0,04 и 0,05 г/л соответственно.

Протеинурия может возникать и у детей, и у взрослых под воздействием различных факторов

Виды и особенности протеинурии

Чтобы правильно определить причину развития протеинурии, следует определить её характер по нескольким параметрам . В зависимости от того, что привело к возникновению патологии, различают:

• функциональную протеинурию, проявляющуюся у абсолютно здоровых людей. В таком случае наблюдается повышение концентрации белка в моче на 50 мг, но при этом отсутствует цилиндрурия, эритроцитурия, лейкоцитурия, то есть выделение цилиндрических клеток, эритроцитов и лейкоцитов. Таким образом, протеинурия изолированная и обычно бессимптомная, другими словами, при ней отсутствуют иные патологические изменения. Она может развиваться в силу разных обстоятельств, поэтому выделяют:
    • ортостатическую протеинурию, являющуюся следствием длительного стояния. Нарушение зачастую диагностируется у пациентов 13–20 лет, причём характерной особенностью является исчезновение повышенной концентрации белка в урине при сдаче анализа в положении лёжа;
    • лихорадочную, развивающуюся на фоне жара в основном у детей и пожилых людей. При нормализации температуры исчезает и протеинурия;
    • транзиторную (маршевую, напряжения), являющуюся следствием интенсивных физических нагрузок и исчезающую после их устранения. Такая форма нарушения у детей возникает редко;
    • физиологическую, диагностируемую у беременных женщин, после переохлаждения, употребления определённых продуктов, приступов судорог, длительного пребывания в вертикальном положении и пр.;
    • спровоцированную ожирением;
    • идиопатическую, т. е. сформировавшуюся по непонятным причинам;
  • патологическую, являющуюся следствием возникновения заболеваний органов мочевыделительной системы, сердечно-сосудистой или некоторых других.

Функциональная протеинурия не требует лечения и самостоятельно проходит после устранения факторов, спровоцировавших её появление.

По источнику появления белка патологическую протеинурию разделяют на:

• ренальную, развивающуюся вследствие поражения органов мочевыделительной системы. В свою очередь, её делят на:
    • канальцевую (тубулярную), обусловленную снижением способности канальцев почек повторно всасывать отфильтрованные клубочками плазменные протеины с низкой молекулярной массой. Она типична для пиелонефрита, отторжения трансплантированной почки, врождённых и приобретённых тубулопатий;
    • клубочковую (гломерулярную), возникающую при усилении фильтрации плазменных белков сквозь капилляры клубочков. Именно такой вид протеинурии является признаком большинства патологий почек;
  • внепочечную (ложную), диагностируемую вследствие того, что источником протеинов становятся лейкоциты, бактерии и прочие органические вещества. Она делится на:
    • преренальную, становящуюся результатом воздействия системных патологий. Например, диабетическая протеинурия, возникающая на фоне сахарного диабета спустя 10–15 лет после появления первых симптомов;
    • постренальную, развивающуюся при заболеваниях мочеточников, мочевого пузыря, предстательной железы или уретры.

В зависимости от состава белка, содержащегося в урине, различают:

• селективную - характеризуется выделением белков с малой молекулярной массой, т. е. в основном альбуминов;
  • неселективную - проявляется увеличением клиренса (очищения) высоко- и среднемолекулярных белков, в результате чего в урине в повышенных количествах присутствуют α2-макроглобулин, β-липопротеиды, γ-глобулины.

По количеству выделяющегося в сутки белка протеинурию делят на:

• микроальбуминурию - 60–300 мг;
  • лёгкую - 300–1000 мг;
  • умеренную - 1–3,5 г;
  • массивную - более 3,5 г.

Причины большого количества белка в моче

Главной причиной развития протеинурии у людей любого возраста являются патологии мочевыделительной системы, в особенности почек. Её появление способно быть одним из признаков:

• амилоидоза почек;
  • гломерулонефрита;
  • нефролитиаза;
  • туберкулёза почек;
  • уретрита;
  • миеломной нефропатии;
  • тромбоза почечных сосудов;
  • острого канальцевого некроза;
  • диабетического гломерулосклероза и пр.

Амилоидоз почек - одна из наиболее часто встречаемых причин повышенного выделения белка с мочой

Также протеинурия может развиваться на фоне:

• гипертонии, в особенности гипертонического криза;
  • сахарного диабета;
  • онкологических заболеваний сердца, лёгких и других органов.

Что же касается физиологической формы нарушения, она может быть следствием:

• резкого увеличения интенсивности физических нагрузок;
  • вынужденного длительного стояния;
  • беременности;
  • чрезмерного пребывания на солнце;
  • сильного стресса;
  • злоупотребления белковой пищей.

Ложноположительные результаты анализа мочи на содержание протеинов можно получить после приёма высоких доз антибиотиков пенициллинового или цефалоспоринового ряда, сульфаниламидных препаратов и йодсодержащих контрастных веществ.

Особенности протеинурии у детей - видео

Симптомы

Так как протеинурия сама по себе является признаком многих заболеваний, обычно, кроме неё, наблюдаются и другие нарушения состояния. Чтобы определить повышение количества белка в моче, необходимо сдать анализы или как минимум приобрести в аптеке специальные тест-полоски для домашней диагностики. Понять, что они необходимы, можно по появлению «пенки» на поверхности мочи, а также осадка или хлопьев белого или серого цвета.

Если в урине виден осадок или хлопья невооружённым взглядом, это является поводом для немедленного обращения к врачу

Методы диагностики

Для выявления протеинурии пациентам назначается стандартный клинический анализ мочи. Он позволяет в короткое время определить концентрацию белка в урине, но для выяснения причины развития нарушения этого недостаточно. Поэтому после выявления протеинурии для диагностики её природы проводят:

• определение суточного количества белка в моче. Анализ требуется для исключения протеинурии напряжения. Его суть состоит в сборе каждой порции мочи в течение суток и подсчёте объёма протеинов в ней;
  • анализ на белок Бенс-Джонса, который в норме отсутствует в урине, так как он продуцируется клетками при формировании злокачественных опухолей. Благодаря этому лабораторному исследованию можно подтвердить или исключить возможность развития миеломы, плазмоцитомы, первичного амилоидоза, остеосаркомы и прочих подобных заболеваний;
  • УЗИ почек, мочевого пузыря и простаты. Это исследование необходимо для исключения возможности возникновения нарушений в структуре органов.

Если подтверждается патологическое происхождение протеинурии, больным назначают:

• общий анализ крови с целью выявления признаков инфекции: увеличение количества лейкоцитов, ускорение СОЭ и т. д.;
  • пробу Реберга (исследование, которое основано на определении содержания креатинина в сыворотке крови и моче). Анализ необходим для оценки выделительной способности почек, что даёт возможность дифференцировать функциональные и органические поражения;
  • анализ мочи по Нечипоренко требуется для более точного определения содержания различных соединений в моче;
  • бактериологическое исследование урины незаменимо при наличии подозрений на развитие инфекционной болезни для определения её возбудителя и подбора наиболее эффективного препарата.

При дифференциальной диагностике заболеваний, ставших причиной развития протеинурии, в первую очередь учитывают характер выделяющихся белков, то есть проводят их качественный анализ. Если в ходе исследований обнаруживаются:

• протеины, образующиеся в результате разрушения лейкоцитов, эритроцитов или бактериальных клеток, указывают на наличие нефролитиаза, туберкулёза или опухолей почек и мочевыводящих путей;
  • альбумины и глобулины разного молекулярного веса указывают на почечное происхождение нарушения, т. е. развитие гломрулонефрита, амилоидоза, нефропатии и пр.

Экспресс-диагностика протеинурии - видео

Какие способы лечения предусмотрены

Важно понимать, что протеинурия - это только признак развивающейся болезни. Поэтому терапия направлена не на устранение нарушения, а на ликвидацию причин, вызвавших повышенное выделение белка с мочой.

Лечение протеинурии начинают только после точного выявления имеющихся патологий, а его характер напрямую зависит от вида заболевания.

Пациентам назначают:

• лекарственные средства, показанные в конкретном случае;
  • диету;
  • физиотерапевтические процедуры.

Лечение детей и подростков осуществляется в соответствии с поставленным диагнозом и не имеет существенных отличий от терапии, проводимой взрослым.

Медикаментозная терапия

В состав медикаментозной терапии больных могут включаться:

• антикоагулянты (Аспирин Кардио, Гепарин, Варфарин, Фенилин) - препараты, снижающие выработку тромбоцитов, за счёт чего уменьшается склонность к образованию тромбов;
  • антибиотики (Амоксициллин, Ампициллин, Зиннат, Ципролет, Цефазолин, Цефалексин, Цифран, Офлоксацин, Амикацин, Сумамед, Вильпрафен) - лекарственные средства, уничтожающие возбудителей инфекции и назначаемые в основном при пиелонефрите, гломерулонефрите, цистите и пр.;
  • гипотензивные медикаменты группы ингибиторов АПФ (Каптоприл, Энап, Хартил, Тритаце, Рамиприл) - препараты, снижающие артериальное давление, необходимы при гипертонии;
  • кортикостероиды (Преднизолон, Дексаметазон, Кенакорт, Медрол, Полькортолон) - средства, способствующие устранению воспалительного процесса;
  • гомеопатические препараты (Канефрон, Arsenicum album, Ренель, Солидаго композитум, Берберис-гомаккорд, ИОВ-нефролит) - лекарства, способствующие скорейшему устранению воспаления, наступлению выздоровления, повышению общей сопротивляемости организма;
  • противоопухолевые средства (Метотрексат, Винкристин, Цисплатин) - препараты, назначаемые при обнаружении опухолей.

Лекарственные средства, назначаемые при протеинурии - фотогалерея

Медрол - сильное противовоспалительное средство Сумамед - эффективный антибиотик группы макролидов Канефрон - популярное гомеопатическое средство, бережно восстанавливающее клетки почек
Метотрексат - противоопухолевый препарат, назначаемый для лечения онкологических заболеваний Варфарин - один из самых популярных антикоагулянтов

Народные методы

Средства народной медицины используются исключительно в качестве дополнения к основному лечению. Это:

Диетическое питание

Немаловажная роль в борьбе с заболеваниями мочевыделительной системы отводится правильному питанию. Пациентам рекомендовано до полного восстановления исключить из рациона продукты, содержащие в больших количествах белок и некоторые другие:

• бобовые;
  • творог;
  • копчёности;
  • пряности;
  • манную, овсяную, пшеничную и перловую крупы;
  • грибы;
  • рыбные, мясные бульоны;
  • макаронные изделия;
  • орехи.

Также обязательно следует значительно ограничить потребление соли. Напротив, в ежедневное меню рекомендуется включить:

• свежие и приготовленные на пару овощи;
  • нежирные сорта телятины и говядины, мясо птицы;
  • фрукты;
  • настой шиповника;
  • молочные продукты.

Полезные и вредные продукты - фотогалерея

Физиотерапия

Иногда в рамках лечения пациентам назначают:

• плазмаферез - процедура разделения части крови на плазму и форменные элементы с последующей очисткой жидкой составляющей на специальном аппарате и возвращением в кровоток;
  • гемосорбцию - метод, в ходе которого из крови удаляются отравляющие продукты за счёт её взаимодействия с сорбентом вне тела пациента.

Прогноз лечения и осложнения: опасна ли патология для жизни

Само наличие в урине нетипичных для неё протеинов или в отличающихся от нормы концентрациях является признаком нарушения состояния организма. Тем не менее не только различные заболевания способны наносить вред здоровью и провоцировать развитие ряда опасных осложнений, но и белки, проникающие в канальцевую и чашечно-лоханочную систему, оказывают на них разрушающее действие.

В результате выделения в избыточных количествах альбуминов:

• усиливается воспаление;
  • уничтожаются эпителиальные клетки;
  • возникает спазм проксимальных почечных канальцев.

Проникновение в мочу трансферина провоцирует:

• формирование свободных радикалов, способных приводить к развитию онкологических патологий;
  • усиление воспалительного процесса и т. д.

Другие протеины также отрицательно сказываются на анатомических структурах почек. Причём чем выше протеинурия, тем вредоноснее она для органов. Поэтому это состояние требует скорейшего выявления причин его возникновения и принятия соответствующих ситуации терапевтических мер.

При отсутствии лечения протеинурия способна привести к:

• почечной недостаточности;
  • осложнениям со стороны сердечно-сосудистой системы;
  • осложнениям, спровоцированным имеющимися заболеваниями.

При своевременном обращении за медицинской помощью и грамотном полноценном лечении выделение белка с мочой нормализуется.

Влияние белка на почки - видео

Меры профилактики

Чтобы максимально снизить риск возникновения протеинурии, рекомендуется нормализовать режим дня, отказаться от вредных привычек и перейти на рациональное сбалансированное питание. Тем не менее главным способом профилактики является своевременное лечение всех возникающих нарушений и заболеваний.

Таким образом, протеинурия может указывать на развитие заболевания или становиться результатом активности пациента. Но в любом случае необходимо точно выяснить причины её появления, чтобы снизить риск возникновения осложнений и негативного влияния на почки.

Протеинурия — наличие в моче белка — выявляется в результате лабораторного исследования мочи. Клинически она не как не проявляется, определить белок в моче можно лишь при лабораторной диагностике. Многие ошибочно считают, что протеинурия — это заболевание. На самом деле протеинурия является симптомом, признаком нарушения работы почек.

Большая потеря белка с мочой обычно рассматривается как основной . С ним приходится вплотную «знакомиться» людям, страдающим сахарным диабетом. Как таковая протеинурия свидетельствует о патологии почек либо о поражении мочевыводящих путей.

Симптомы и признаки протеинурии

Выделяют функциональную и патологическую протеинурию. Первая возникает под воздействием каких-нибудь внешних факторов, вторая может быть обусловлена развитием патологических процессов в других органах.

Разновидности функциональной протеинурии:

транзиторная протеинурия — возникает при больших физических нагрузках, при употреблении в пищу большого количества белковой пищи (алиментарная протеинурия), после перенесенного стресса, при . Появление белка в моче в этих случаях связано с физиологической особенностью работы почек. Лечения не требует;

ортостатическая протеинурия — у молодых людей белок в моче появляется при долгом стоянии или при длительной ходьбе. В положении лежа протеинурия исчезает и не требует лечения. Патологическая протеинурия — это признак нарушения работы мочевыделительной системы.

Разновидности патологической протеинурии:

преренальная протеинурия — выявляется при распаде тканевого белка, например, при ожоговой болезни, при опухолевом процессе, гемолизе эритроцитов и др.;

ренальная — протеинур ия, связанная с поражением почек. Она делится на клубочковую, канальцевую и смешанную протеинурию, при которой в патологический процесс вовлечены и канальцы, и почечные клубочки;

постренальная протеинурия возникает при цистите, уретрите и при воспалительных процессах половых органов. При постренальной форме протеинурии в моче определяется большое количество лейкоцитов и макрогематурия.

При ренальной форме протеинурии с поражением клубочкового фильтра происходит нарушение проницаемости стенок клубочкового эпителия, и нарушается реабсорбция белка. Если нарушена фильтрация низкомолекулярных белков, развивается селективная протеинурия. Селективная протеинурия выявляется при незначительном повреждении гломерулярного аппарата и имеет обратимый характер. Нефротический синдром при этом выражен минимально и при правильном лечении имеет обратимый характер. Неселективная протеинурия характерна для более глубокого поражения клубочкового аппарата и проявляется потерей высокомолекулярных белков. Проявляется при хронической и острой форме гломерулонефрита, диабетической нефропатии, амилоидозе почек, при аутоиммунных и системных заболеваниях.

Канальцевая протеинурия связана с поражением проксимальных канальцев, которые утрачивают способность к реабсорбции белка, фильтрующегося в клубочках. Появляется при пиелонефрите, врожденных патологиях с поражением канальцевого фильтра. Если в течение суток с мочой из организма выводится более 3 гр белка, развивается нефротический синдром с выраженными отеками и хроническая почечная недостаточность.

Легкая, умеренная и выраженная протеинурия

Выделяют три степени выраженности протеинурии:

1. Легкая протеинурия , при которой за сутки из организма выводится от 0,3 до 1 гр. белка. Характерна для мочекаменной болезни, уретрите, цистите, опухоли почки.

2. Умеренная протеинурия , характерная потерей белка от 1 до 3 гр/сут. Развивается при гломерулонефрите, остром некрозе канальцевого фильтра и в начальной стадии амилоидоза.

3.Выраженная протеинурия . Потеря белка больше 3 г/сут. Наблюдается при выраженном нефротическом синдроме, миеломной болезни и ХПН.

Протеинурия у беременных

Отдельного внимания заслуживает протеинурия у беременных. Содержание белка в моче беременной женщины возможно в норме до 0,14 гр/л. Это связано с увеличением нагрузки на почки во время вынашивания плода и считается физиологической протеинурией, которая исчезает после родов. Если содержание белка в моче превышает 0,14 г/л, значит, причиной протеинурии может стать патология почек или нефропатия, связанная с токсикозом второй половины беременности. В этот период беременности в результате изменения гормонального фона у беременной женщины развивается нарушение кровообращения в юкстагломерулярном аппарате почек. В результате ишемии, вызванной спазмом капилляров, эндотелий клубочков утолщается. Имеют место дистрофические изменения в проксимальном отделе канальцев из-за нарушения кровоснабжения во время токсикоза 2-ой половины беременности. Но они исчезают после родов и, потому являются функциональными.

При выявлении белка в моче выше физиологической нормы у беременной женщины в последнем триместре беременности необходима консультация нефролога и постоянный лабораторный контроль. Нефропатия опасна для будущей мамы развитием гестоза, но и для плода. В процессе родоразрешения у роженицы может развиться преэклампсия и эклампсия - осложнения в родах, которые могут стать причиной смерти или инвалидности для женщины. Смертность детей, рожденных у женщин, страдающих нефропатией тоже велика.

Как сдавать анализы при протеинурии?

Если в общем анализе мочи определился белок, превышающий 0 33 г/л, необходимо провести дополнительные лабораторные исследования, которые позволят определить причину протеинурии и назначить соответствующее лечение. К ним относятся:

1. Определение белка в суточной моче. Перед сбором мочи следует подмыться. В чистую банку собирать мочу в течение суток. Первая порция мочи выливается в унитаз. Собранную за сутки мочу тщательно перемешать, измерить, сколько мочи собрано за сутки, отлить в 200-граммовую чистую емкость и отнести в лабораторию. На емкости указать свои данные и суточное количество мочи. Банку с мочой на время сбора анализа следует держать в холодильнике.

2. Анализ мочи по Зимницкому. Проводится для определения фильтрационной способности почек и соотношения дневного и ночного диуреза. Для сбора мочи готовится 8 банок с указанием времени сбора: 6-9, 9-12, 12-15, 15-18, 18-21, 21-24, 24-03, 03-06, первая порция мочи выливается в унитаз, остальная моча собирается в банки по часам. Если в течение определенного времени в банку не удалось собрать мочу, ее нужно оставить пустой. Измеряется суточный диурез, дневной с 6 до 18 ч. и ночной с 18 до 6 ч. Во время сбора мочи не рекомендуется пить диуретические препараты, нужно измерять количество выпитой за день жидкости с учетом приема жидких блюд и фруктов.

3. Анализ мочи по Нечипоренко. Анализ позволяет определить соотношение эритроцитов и лейкоцитов в 1 мл мочи.

4. Исследование мочи на МАУ (микроальбуминурию). Назначается для определения скорости клубочковой фильтрации. Необходимо для определения стадии диабетической нефропатии, степени поражения клубочкового фильтра и назначения соответствующего лечения.

5. Анализ мочи на патогенную флору и чувствительность к антибиотикам. Посев мочи проводится для определения инфекционного возбудителя и его чувствительности к антибиотикам с целью своевременного назначения адекватного лечения.

6. Исследование суточной мочи на сахар. Сбор анализа производится так же, как на белок. Определение сахара в моче необходимо для дифференциальной диагностики диабетической нефропатии.

Протеинурия при лабораторном исследовании мочи очень часто выявляется случайно. Если у вас обнаружен белок в моче, не стоит впадать в панику. Нужно пройти дополнительное обследование, чтобы выявить причину альбуминурии, и лечить основное заболевание.

Патологическое состояние мочевыделительной системы, при котором в моче выявляется повышенная концентрация белка. Это такое его количество, которое превышает нормальные значения в 50 мг за сутки. Протеинурия расценивается как самый популярный признак поражения почек.

Выделение белка в количестве 30-50 мг/сутки, считающееся нормальным для взрослого человека, в 10-12 раз меньше фильтрующегося из плазмы крови через клубочки. Так у взрослого здорового человека может отфильтровыватьсяд 0,5 грамма альбумина. Разница объясняется реабсорбцией в проксимальных канальцах.

Тубулярная реабсорбция предполагает эндоцитоз белков мембраной щеточной каемки канальцевых клеток. Отдельные белки выделяются в мочу клетками канальцевого эпителия, а некоторые выходят из погибших клеток мочевых путей. Когда имеет место патологическое развитие почек, в мочу выделяется большее количество белка из-за чрезмерной их фильтрации через клубочковый капиллярный фильтр. К тому же добавляется снижение канальцевой реабсорбции профильтрованными белками. На процесс фильтрации влияет:

• структурное и функциональное состояние стенки клубочковых капилляров,
  • ее электрический заряд,
  • свойства белковых молекул,
  • уровень гидростатического давления,
  • скорость кровотока.

К числу условий, в норме препятствующих проникновению плазменных белков в мочевое пространство, относят:

• анатомический барьер (структура гломерулярного фильтра),
  • электростатический заряд капиллярной стенки,
  • гемодинамические силы.

Стенка клубочковых капилляров определяется сложной структурой, из-за чего возможно прохождение плазменных молекул из сосудов в капсулу клубочка. Структуру образуют:

• эндотелиальные клетки с округлыми отверстиями между клетками фенестрами,
  • трехслойная базальная мембрана (гидратированный гель),
  • эпителиальные клетки (подоциты) со сплетением ножковых отростков и порами между ними диаметром около 4 нм (щелевидная диафрагма).

Плазменные белки малого размера легко проходят через эти поры в пространство капсулы клубочка, а затем полностью реабсорбируются эпителием извитых канальцев. В патологических условиях отмечается следующее:

• увеличение межэпителиальных пор,
  • отложение иммунных комплексов с последующими изменениями капиллярной стенки,
  • повышение проницаемости капиллярных стенок для макромолекул.

Экскреция альбумина связана в первую очередь с потерей отрицательного заряда клубочковым фильтром. Экскреция более крупных молекул происходит только при повреждении базальной мембраны. Помимо отрицательного заряда, функциональный барьер представлен гемодинамическими факторами:

• нормальный капиллярный кровоток,
  • баланс гидростатического и онкотического давления,
  • разность транскапиллярного гидростатического давления,
  • коэффициент клубочковой ультрафильтрации.

Проницаемость капиллярной стенки возрастает, способствуя протеинурии, как при снижении скорости тока в капиллярах, так и в условиях гиперперфузии клубочков и внутриклубочковой гипертензии, опосредованной ангиотензином II. Возможная роль гемодинамических изменений должна приниматься во внимание при оценке патологической протеинурии, особенно преходящей или возникающей у больных с недостаточностью кровообращения.

Различают несколько форм протеинурии:

• клубочковая - наиболее частая форма; развивается при нарушениях проницаемости клубочкового фильтра; это случается при гломерулонефритах, амилоидозе почек, диабетическом гломерулосклерозе, тромбозе почечных сосудов, застойной почке
    • селективная - представлена белками с низкомолекулярной массой не выше 65000 (в основном альбумином);
    • неселективная - развивается при повышенном клиренсе средне- и высокомолекулярных белков (в основном а2-макроглобулин, липопротеиды, гамма-глобулины);
  • канальцевая - развивается при снижении способности проксимальных канальцев реабсорбировать плазменные низкомолекулярные белки, профильтрованные в нормальных клубочках; случается при интерстициальном нефрите, пиелонефрите, калийпенической почке, остром канальцевом некрозе, хроническом отторжении почечного трансплантата, врожденных тубулопатиях;
  • протеинурия переполнения - развивается при воздействии внепочечных факторов, как то повышенное образование плазменных низкомолекулярных белков, которые фильтруются нормальными клубочками в количестве, превышающем способность канальцев к реабсорбции; возможна при миеломной болезни, миоглобинурии, лизоцимурии, описанной у больных лейкозами;
  • функциональные протеинурии - представлены ортостатической, идиопатической преходящей, протеинурией напряжения, лихорадочной, а также протеинурией при ожирении.

Для ортостатической протеинурии характерно появление белка в моче при длительном стоянии или ходьбе с быстрым его исчезновением при изменении положения тела на горизонтальное. Чаще случается у пациентов 13-20 лет. Для подтверждения диагноза необходима ортостатическая проба:

• мочу собирают утром перед вставанием с постели,
  • затем спустя 1-2 часа пребывания в вертикальном положении.

В юношеском возрасте может наблюдаться также идиопатическая преходящая протеинурия, обнаруживаемая у здоровых лиц при медицинском обследовании и отсутствующая при последующих исследованиях мочи.

Протеинурия напряжения может диагностироваться и у здоровых лиц (например, спортсменов) после резкого физического напряжения. Белок выявляется в первой собранной порции мочи. Протеинурия имеет тубулярный характер.

Лихорадочная протеинурия наблюдается при острых лихорадочных состояниях, чаще у детей и лиц старческого возраста. Она имеет преимущественно гломерулярный характер. В ее формировании допускается роль повышенной клубочковой фильтрации вместе с преходящим поражением клубочкового фильтра иммунными комплексами.

Как лечить протеинурия?

Лечение протеинурии , конечно же, предполагает устранение заболевания, ее спровоцировавшего. Однако в ходе лечения любого из них производится целенаправленное действие на нормализацию концентрации белка в моче. Своевременная диагностика и лечение протеинурии позволяют в большинстве случаев предупредить или, по крайней мере, уменьшить темп прогрессирования большинства хронических нефропатий.

Назначается консервативное лечение. Применяются медикаменты с выраженным нефропротективным действием:

• ингибиторы АПФ,
  • блокаторы рецепторов ангиотензина II,
  • статины,
  • блокаторы кальциевых каналов.

Все они обладают выраженным антипротеинурическим действием.

Дополнительно уместно воздействие на протеинурическое ремоделирование тубулоинтерстиция. Кроме всего прочего, это подходящий способ, замедлить прогрессирование хронической почечной недостаточности.

В основу назначения патогенетической терапии кладутся данные о динамической экскреции белков с мочой. Если уменьшение протеинурии происходит стремительно, это расценивается как благоприятный прогностический признак.

С какими заболеваниями может быть связано

При таких заболеваниях почек как гломерулонефриты, а также при гипертонической болезни, атеросклеротическом нефросклерозе и застойной почке - развивается клубочковая протеинурия.

При интерстициальном нефрите, пиелонефрите, калийпенической почке, остром канальцевом некрозе, хроническом отторжении почечного трансплантата, врожденных тубулопатиях - развивается канальцевая протеинурия.

При миеломной болезни, лизоцимурии у больных лейкозами - случается протеинурия переполнения.

Протеинурия нередко наблюдается при патологическом (масса тела более 120 кг). Предполагается, что в основе развития такой протеинурии лежат изменения клубочковой гемодинамики - внутриклубочковая гипертензия и гиперфильтрация. При потере массы тела, а также при лечении ингибиторами АПФ протеинурия может уменьшаться и даже исчезать.

Лечение протеинурии в домашних условиях

Лечение протеинурии в домашних условиях возможно, если она не сопровождает острые и критические патологии мочеполовой системы, требующие госпитализации. Лечение протеинурии не должно проводиться как самолечение - выявление ее в результатах анализов должно быть поводом для консультации с профильным специалистом.

Какими препаратами лечить протеинурия?

Назначение конкретных наименований из таких категорий медикаментов как статины и ингибиторы АПФ, блокаторы рецепторов ангиотензина II и кальциевых каналов проводится медицинским специалистом с учетом индивидуальных особенностей течения заболевания и спровоцировавшей его патологии почек.

Лечение протеинурии народными методами

Лечение протеинурии может затребовать достаточного количества времени, а консервативная врачом назначенная терапия применяется курсами. Вместе с медикаментами или в промежутках между ними допускается использование народных средств, о чем непременно следует известить своего лечащего врача. Обсудите с ним, каким из ниже приведенных рецептов подойдут в вашем конкретном случае:

• семена петрушки - 1 ч.л. семян измельчить в кофемолке или ступке до образования порошка, добавить стакан кипятка и настоять несколько часов; принимать небольшими глотками в течение дня;
  • почки березы - 2 ст.л. почек поместить в термос и заварить стаканом кипятка; спустя 1,5 часа процедить; пить по 50 мл трижды в день;
  • кукуруза - 4 ст.л. кукурузных зерен залить 500 мл кипятка и выдержать на медленном огне, пока зерна не размягчатся; отвар процедить и пить в течение дня, следующим утром готовить новый;
  • овес - 5 ст.л. овсяных зерен (не хлопьев!) залить литром воды и проварить, пока не размягчатся; пить небольшими порциями в течение дня;
  • брусника - 20 грамм измельченных листьев брусники залить стаканом кипятка, настоять 20-30 минут, процедить; принимать по 1 ст.л. трижды в день;
  • толокнянка - 1 ст.л. толокнянки измельчить, заварить в трех стаканах воды и выдержать на медленном огне, пока отвар не упарится втрое; процедить; пить в течение дня небольшими порциями.

Лечение протеинурии во время беременности

Определение концентрации белка в моче беременной является обязательной и регулярной процедурой. Небольшое количество белка в моче при беременности называют "следами", их выявление не является критическим. Тем не менее, доктор назначит повторную диагностику, в том числе пробы по Зимницкому и Ребергу.

Протеинурия во время беременности расценивается как признак гестоза и гипертонической болезни, а кроме того может сопровождать гломерулонефрит, редко пиелонефрит. Выявление причины протеинурии кладется в основу терапевтических мероприятий.

К каким докторам обращаться, если у Вас протеинурия

Для определения протеинурии используются тестовые системы. Это стандартные полоски и осаждение белка кислотами - сульфасалициловой или трихлоруксусной. В последующем методами нефелометрии или рефрактометрии, определяется концентрация белка.

Как более точные признаны биуретовый метод и метод Кьельдаля. Они выявляют количество белка в тканях и жидкостях азотометрическим методом. Эти методы белковой химии и радиоиммунных исследований позволяют выявить в моче разные низкомолекулярные и высокомолекулярные белки. К анализу представляются:

• преальбумин,
  • альбумин-кислый гликопротеин,
  • бета2-микроглобулин,
  • альфа-1-антитрипсин,
  • альфа-липопротеин,
  • сидерофилин,
  • церулоплазмин,
  • гаптоглобин,
  • трансферрин,
  • а2-макроглобулин,
  • гамма-глобулин.

Лечение других заболеваний на букву - п

Лечение панкреатита
Лечение периартрита плечевого сустава
Лечение перикардита
Лечение печеночной комы
Лечение печеночной энцефалопатии

Сегодня я расскажу про нефротический синдром , который бывает при сахарном диабете.

Если говорить упрощенно, нефротический синдром - это состояние, вызванное большой потерей белка с мочой (более 3.5 г/сутки или более 3 г/л).

Строение нефрона

Напомню строение почек. Основная структурная единица почек - нефрон . В каждой почке находится по 1.5-2 млн нефронов. Нефрон состоит из почечного тельца и почечного канальца . Почечное тельце является начальной частью нефрона и состоит из почечного клубочка и покрывающей его капсулы Шумлянского-Боумена . В почечном клубочке происходит фильтрация крови и образование первичной мочи (около 180 л в сутки), которая напоминает по составу плазму крови. В норме в первичной моче очень мало белка, так как белковые молекулы из-за своего значительного объема почти не могут проникать через почечный фильтр. В почечных канальцах, длина которых составляет 3.5-5 см, происходит обратное всасывание (реабсорбция) многих веществ, воды, всей глюкозы и белка. В итоге из 180 л первичной мочи здоровый человек выделяет лишь 1.5-2 литра вторичной (окончательной) мочи.

Почка состоит из коркового и мозгового вещества .
Показано строение нефрона .

Итак, в норме белка во вторичной моче практически нету . Белок появляется в моче, если выполняется хотя бы одно из условий:

1. поврежден фильтр в почечных клубочках (патологически высокая проницаемость). В итоге в мочу попадает больше белка, чем положено.
  2. нарушена (снижена) всасывательная способность эпителия почечных канальцев. В результате белок не может реабсорбироваться и остается в моче.

Что такое протеинурия

Наличие белка в моче называется протеинурией . В норме через почечные клубочки в первичную мочу попадают лишь незначительные количества белка, которые в почечных канальцах реабсорбируются (всасываются).

Количество белка в моче

• Выделение до 30-60 мг белка с мочой в сутки - норма . В лабораторной практике к норме относят концентрацию белка в моче до 0,033 г/л.
  • От 60-70 до 300 мг в сутки - микроальбуминурия . Альбуминов в крови больше всего, а размер молекул относительно небольшой, поэтому этим белкам легче проникнуть в мочу. Ранее я подробно писал о составе белков сыворотки крови . Для определения микроальбуминурии есть ряд тестовых полосок, которые дают показатели из расчета на 1 литр.
  • Незначительная (минимальная) протеинурия - от 300 мг до 1 г в сутки.
  • Умеренная протеинурия - от 1 г до 3-3.5 г в сутки.
  • Массивная протеинурия - более 3.5 г белка в сутки. При массивной протеинурии развивается нефротический синдром.

Фракции белков крови (после электрофореза).

Виды протеинурии

Протеинурия бывает физиологической и патологической.

Виды физиологической (функциональной) протеинурии (обычно она не выше 1 г/л):

• после охлаждения (погружение рук до локтя в холодную воду на 2-5 минут), грязевых ванн, обширного смазывания кожи йодом;
  • алиментарная : после употребления обильной белковой пищи,
  • центрогенная : после приступа судорог и сотрясения мозга,
  • эмоциональная : при стрессе, например, во время сдачи экзамена ,
  • рабочая (маршевая, протеинурия напряжения) : после физической нагрузки. Обычно не превышает 1 г/л. Исчезает через несколько часов. Нужно быть настороже, т.к. может свидетельствовать о проблемах с почками.
  • ортостатическая (постуральная) : у здоровых молодых людей до 22 лет астенического телосложения в вертикальном положении тела свыше 30 минут. В положении лежа протеинурия проходит, поэтому у таких людей в утренней порции мочи белок не выявляется.
  • лихорадочная : белок в моче обнаруживается при повышенной температуре тела и исчезает при ее нормализации.

Патологическая протеинурия является одним из важнейших симптомов поражения почек.

Бывает почечного происхождения (ренальная) и непочечная (встречается редко и не превышает 1 г/л). Непочечная протеинурия бывает:

• преренальная («перед почками»): например, при разрушении тканей в крови накапливается много белковых продуктов, с которыми почки не справляются.
  • постренальная («после почек»): выделение белкового экссудата при воспалении мочевыводящих путей.

Из истории

Более полувека назад нефротический синдром называли словом «нефроз». Если вы помните из греческой и латинской медицинской терминологии , суффикс «-оз » в названии заболевания подчеркивает невоспалительные, дегенеративные изменения . Действительно, под обычным (световым) микроскопом в почках врачи того времени находили дегенерацию, дистрофию клеток почечных канальцев. И лишь после изобретения электронного микроскопа ученые смогли выяснить, что в развитии нефротического синдрома главным является поражение почечных клубочков , а канальцы поражаются позже - вторично.

Патогенез (развитие патологического процесса)

Сейчас общепризнана иммунологическая концепция развития нефротического синдрома. Согласно ей, болезнь вызывают многочисленные иммунные комплексы , откладывающиеся на базальных мембранах капилляров почечных клубочков. Иммунными комплексами называют соединения «антиген-антитело ». Осаждение циркулирующих в крови иммунных комплексов или их образование «на месте» вызывает воспаление и активацию иммунной системы , из-за чего почечный фильтр повреждается и начинает в большом количестве пропускать в первичную мочу белковые молекулы. Сперва почечный фильтр пропускает в мочу только мелкие белковые молекулы (альбумины), такая протеинурия называется селективной и свидетельствует о начальном повреждении почечного фильтра. Но со временем через клубочки в мочу попадают даже крупные белки сыворотки крови, а протеинурия становится низкоселективной и даже неселективной . Лечить неселективную протеинурию намного сложнее, так она свидетельствует о сильном повреждении почечного фильтра.

Обычно также имеется зависимость между выраженностью и селективностью протеинурии: чем больше белка в моче, тем ниже селективность (меньше 1 г/л - только альбумины).

Как часто встречается нефротический синдром?

75% (!) случаев нефротического синдрома вызваны острым и хроническим гломерулонефритом . В других случаях почки могут повреждаться вторично. Чтобы понять, какие заболевания могут стать причиной нефротического синдрома, надо осмыслить, в каких случаях образуется много антител:

• хронические инфекции : туберкулез, сифилис, малярия, инфекционный эндокардит и др.
  • аутоиммунные заболевания : системная красная волчанка, склеродермия, ревматоидный артрит;
  • аллергические заболевания ;
  • опухоли из лимфатической ткани : миеломная болезнь (образование большого количества неполноценных антител), лимфогранулематоз (поражение лимфоузлов).

Также нефротический синдром могут вызвать:

• сахарный диабет (за счет поражения капилляров почечных клубочков - это проявление диабетической микроангиопатии),
  • прием некоторых лекарств (препараты ртути, золота, D-пеницилламин и др.),
  • амилоидоз почек (это нарушение белкового обмена, сопровождающееся образованием и отложением в тканях специфического белково-полисахаридного комплекса - амилоида ),
  • нефропатия беременных и т. д.

Чаще всего нефротическим синдромом заболевают дети в возрасте 2-5 лет (в этом возрасте иммунная система ребенка активно знакомится с инфекциями) и взрослые в 20-40 лет (а это характерный возраст начала многих аутоиммунных и ревматических заболеваний).

Определение понятия «нефротический синдром»

Нефротический синдром (согласно Википедии) - состояние, характеризующееся генерализованными отеками, массивной протеинурией (выше 3,5 г/сутки и выше 50 мг кг/сут), гипопротеинемией и гипоальбуминемией (менее 20 г/л), гиперлипидемией (холестерин выше 6,5 ммоль/л).

Определение выглядит сложновато, но ничего сложного там нет. Главная особенность нефротического синдрома - выделение большого количества белка с мочой (т.е. массивная протеинурия ), не менее 3.5 г в сутки. Норма потребления белка равна 1-1.5 г/кг в сутки, т.е. человек массой 60 кг должен потреблять 60-90 г белка в сутки. При нефротическом синдроме происходит большая потеря белка с мочой (до 5-15 г в сутки ), из-за чего содержание белка в крови снижается (гипопротеинемия ). Основную часть белков крови составляют альбумины (в норме их 35-55 г/л) , поэтому гипопротеинемия обычно сочетается с гипоальбуминемией (менее 20 г/л) . При уровне альбуминов менее 30 г/л вода из кровеносных сосудов выходит в ткани, вызывая обширные (генерализованные) отеки. Я подробнее писал о белках крови и механизме похожих отеков в теме можно ли опухнуть от голода? Из-за нарушения обмена липидов у пациентов регистрируется повышенный уровень холестерина (выше 6,5 ммоль/л , иногда может достигать 20-30 ммоль/л при норме 4.2-5 ммоль/л).

Клинические проявления нефротического синдрома

Независимо от причины, нефротический синдром всегда выглядит однотипно :

• массивная протеинурия (до 80-90% белков, выделяемых с мочой, являются альбуминами),
  • гипопротеинемия (в норме 60-80 г/л, снижается до 60 г/л, изредка даже до 30-40 г/л),
  • диспротеинемия (нарушение правильных пропорций белков сыворотки крови), чаще всего снижается уровень альбуминов и?-глобулинов и резко возрастает уровень? 2 , ?-глобулинов, ?-липопротеидов, однако эти пропорции зависят от заболевания, вызвавшего нефротический синдром.
  • гиперлипидемия и гиперхолестеринемия (в крови увеличивается содержание холестерина и триглицеридов, сыворотка крови приобретает молочно-белый, «хилёзный» цвет).

Слева - хилезная (молочно-белая) сыворотка крови .
Справа - в норме. Снизу на обоих рисунках - осевшие эритроциты.

Отеки наблюдаются почти у всех, но выражены по-разному. Больные имеют характерный вид: бледные, с одутловатым лицом и опухшими веками . Вначале отеки заметны в области век, лица, поясничной области, ног и половых органов, а затем распространяются на всю подкожную клетчатку. Кожа бледная, холодная наощупь, сухая , может шелушиться. Определить отек просто: нужно надавить пальцем на кожу и отпустить . У здорового человека никаких углублений не останется, а при отеках образуется ямка , которая исчезнет только через несколько минут. Начальная стадия отека подкожной клетчатки называется пастозность (от итал. pastoso - тестообразный), это промежуточное состояние между нормой и отеком.

При массивных отеках на коже ног могут образовываться трещины, через которые сочится отечная жидкость. Трещины являются входными воротами для инфекции. Отечная жидкость может накапливаться в полостях тела и получать собственные названия: жидкость в брюшной полости - , в грудной полости - гидроторакс , в полости перикарда - гидроперикард . Обширный отек подкожной клетчатки называется анасарка .

Слева - .
Справа - она же после лечения.

При нефротическом синдроме снижен обмен веществ , что связано с уменьшением функции щитовидной железы. Температура также может быть снижена.

Больные малоподвижны и бледны . Частота сердечных сокращений и АД в пределах нормы или снижены. Поскольку в почках вырабатывается эритропоэтин, стимулирующий образование эритроцитов, может развиться анемия с тахикардией. В нижних отделах легких могут выявляться признаки застоя: ослабление дыхания и влажные мелкопузырчатые хрипы. Застойные явления в легких могут привести к застойной пневмонии .

Асцит - жидкость в брюшной полости.

Язык часто обложен, живот увеличен (асцит). У некоторых больных нефротическим синдромом бывает так называемая нефротическая диарея с потерей большого количества белка, что связано с повышенной проницаемостью слизистой кишечника.

Результаты анализов

МОЧА: суточный диурез снижен, обычно мочи меньше 1 л в сутки , нередко всего 400-600 мл. Относительная плотность мочи в норме (чаще 1010-1020) или повышена, так в ней много белка и других осмотически активных веществ. 3.3 г/л белка в моче повышают ее относительную плотность на 0.001.

В моче определяются гиалиновые цилиндры , которые представляют собой сгустки белка. В почечных канальцах они сворачиваются и приобретают цилиндрическую форму, т. е. форму просвета канальца. Чем больше белка в моче, тем больше гиалиновых цилиндров в общем анализе мочи. Однако в щелочной моче гиалиновые цилиндры отсутствуют, они образуются лишь в кислой среде. Гематурия (эритроциты в моче) для нефротического синдрома не характерна.

Нужно знать, что в будущем при ухудшении функции почек неизбежно развивается ХПН - . При ХПН количество мочи увеличивается, ее плотность снижается, что может быть ошибочно воспринято как «улучшение». Однако хорошего здесь мало: почки перестают работать и уже не могут даже концентрировать мочу.

КРОВЬ. Наиболее постоянный признак - увеличение СОЭ (скорость оседания эритроцитов), достигающая 60-85 мм/ч при норме 1-10 у мужчин и 2-15 мм/ч у женщин. Из других изменений чаще всего встречается гиперкоагуляция (повышенная свертываемость) крови.

Течение заболевания

• У 50% больных бывает персистирующий вариант : течение болезни вялое и медленное, но в тоже время упорно прогрессирующее. Лечение малоэффективно, и через 8-10 лет развивается ХПН.
  • У 20% пациентов нефротический синдром протекает волнообразно, с чередований периодов обострений и ремиссий . Без лечения ремиссии встречаются редко.
  • У части больных наблюдается быстро прогрессирующий вариант течения нефротического синдрома, при котором ХПН развивается всего за 1-3 года.

Осложнения

Осложнения при нефротическом синдроме вызваны как особенностями заболевания, так и лекарственными препаратами (например, при аутоиммунных и ревматических заболеваниях используются препараты, подавляющие иммунную систему, что повышает риск инфекций). К осложнениям нефротического синдрома относят:

1. инфекции (пневмонии , фурункулез и т.д.)
  2. тромбозы и тромбоэмболии (помните про повышенную свертываемость крови у таких больных?)
  3. пневмококковый перитонит (воспаление брюшной полости, вызыванное пневмококком). Встречается редко, но раньше без антибиотиков такие больные умирали.
  4. нефротический криз также встречается крайне редко. В животе внезапно возникают боли без четкой локализации, повышается температура, а на коже появляются покраснения, похожие на рожистое воспаление. Резко падает артериальное давление. Все вместе напоминает картину анафилактического (аллергического) шока . Ученые полагают, что в крови и отечной жидкости накапливаются высокоактивные вещества, расширяющие сосуды и увеличивающие их проницаемость для сыворотки крови.

О лечении

Всех больных госпитализируют для установления точного диагноза и причины нефротического синдрома. Всем назначается постельный режим, диета с ограничением соли и жидкости (соль способствует отекам). Питание при нефротическом синдроме должно соответствовать диете (по Певзнеру). В зависимости от причины нефротического синдрома могут назначаться иммунодепрессанты: глюкокортикостероиды и цитостатики . Иногда используются экстракорпоральные (extra - сверх, corpus и corporis - тело) методы очистки крови - плазмаферез и гемосорбция .

Прогноз

Полное и стойкое выздоровление наблюдается редко , чаще у детей при некоторых формах нефротического синдрома. Обычно же со временем функция почек нарушается, в крови нарастает содержание азотистых (белковых) продуктов обмена, возникает артериальная гипертензия, развивается полная картина хронической почечной недостаточности (ХПН) .

При подготовке статьи использован материал «Практического руководства по нефрологии » под ред. профессора А. С. Чижа, Мн., 2001.