Домой Инфекционные заболевания Связь культуры физической с культурой духовной. Духовное и физическое здоровье — два аспекта развития личности

Связь культуры физической с культурой духовной. Духовное и физическое здоровье — два аспекта развития личности

Физическое, интеллектуальное и духовное развитие личности — три кита, на которых стоит наше .

Очень часто бывает так, что мы усердно трудимся, но ни на шаг не приближаемся к намеченной цели. Это происходит потому, что выполняя намеченные действия, мы не изменяемся сами. Чтобы изменить свое окружение, свою жизнь, нужно измениться самому — таков закон Природы. Мы не изолированы от внешнего мира, и потому любое изменение Вашего внутреннего состояния влечет за собой изменение вокруг Вас.

Успех, который мы достигаем, напрямую связан с нашим внутренним миром, с нашим постоянным совершенствованием во всех сферах жизни: в бизнесе, в личной жизни, в духовном плане, здоровье, отношениях с окружающими. Достигая одного уровня, нужно стремиться к более высокому. Как только стремление пропадает, начинается деградация.

Важно найти людей, которые станут для Вас ориентирами в той или иной сфере жизни. Одному очень трудно понять, что делать, и к чему стремиться. У других людей можно поучиться, посмотреть, как они действуют, подражать им, и таким образом выйти на новый уровень своей жизни.

Есть три направления, в которых необходимо совершенствоваться:

  • Физическое развитие личности;
  • Интеллектуальное развитие личности;
  • Духовное развитие личности.

Физическое развитие личности

Наш основной ресурс — здоровье. Это — база для всех наших достижений. Без здоровья Вы ничего не сможете, потому что Вам ничего не будет нужно. Спросите себя — ведете ли Вы тот образ жизни, который укрепляет Ваше здоровье? Не обманывайте себя — сегодня Вы здоровы и прекрасно себя чувствуете, а завтра организм не выдерживает того образа жизни, который никак не укрепляет здоровье, а только разрушает его, и ломается, начинает болеть.

Нельзя травить себя спиртным и сигаретами, есть жирную некачественную пищу, напичканную химикатами, не нагружать себя физически — и надеяться на то, что у Вас будет хорошее здоровье. Рано или поздно организм не выдерживает, и награждает букетом болячек.

Для того, чтобы у Вас было могучее и прекрасное здоровье, необходимо отказаться от вредных привычек, и заняться:

Интеллектуальное развитие личности

Основа Вашего продвижения к Успеху — получение и переработка новой информации . Вы должны информацию уметь добывать, упорядочивать и систематизировать, а главное — применять. В идеале нужно стремиться получать только ту информацию, которая Вам нужна именно в настоящий момент, чтобы продвинуться вперед в реализации своих целей. В жизни получается не так — обычно Вы получаете и перерабатываете информацию в гораздо больших количествах.

Проанализируйте время, в течении которого Вы получаете какую-либо информацию: общаетесь, читаете книги, смотрите телевизор, сидите за компьютером. И спросите себя, действительно ли Вам необходимо делать то, что Вы делаете, и тратить на это время? Если Вы хотите отдохнуть, читая художественную книгу, или за телевизором, может быть, лучше пойти на природу? По крайней мере, это будет полезно для здоровья.

Читайте книги, которые будут Вам полезны. Если Вы занимаетесь своим развитием, то без труда найдете массу книг, которые стоит прочесть. Или займитесь совершенствованием своих профессиональных навыков.

Составьте список книг, которые Вам нужно прочесть, видео, которые Вам нужно просмотреть, и начинайте методично их прорабатывать. Затем нужно пересказать то, что Вы поняли, несколько раз своим друзьям и знакомым, чтобы идеи, которые Вы почерпнули, уложились у Вас в голове и стали Вашими.

Пройдет совсем немного времени, и Вы станете экспертом в любой области, которая Вам нужна.

Также посещайте тренинги, бесплатные и платные, учитесь в онлайн и реальных заведениях, найдите себе учителей, наставников и единомышленников. Повторяйте действия успешных людей, постоянно учитесь новому и применяйте на практике.

Духовное развитие личности

Без духовного развития человек не может быть счастливым. Духовное развитие — это постоянное совершенствование во всех сферах своей жизни. Только тогда Вы почувствуете удовлетворение своей жизнью, когда все сферы Вашей жизни будут раскрыты по максимуму.

Есть один очень простой способ проверки, вкладываетесь ли Вы на все 100% во все, что делаете. После завершения любого дела спрашивайте себя и других: а какую оценку по 5 бальной шкале Вы заслужили? Стремитесь всегда к 5.

В любом деле есть три ступени:

  • Творчество . Мужская энергия зарождения идеи, планов, целей. Этап формирования мечты и планирования — как процесс зарождения ребенка, приятный и недолгий, но который является толчком для всего остального.
  • Реализация . Женская энергия действия, когда нужно упорно и кропотливо реализовывать свои цели. Женщина девять месяцев терпеливо вынашивает ребенка, прежде чем он появится на свет.
  • Достижение . Успех, который Вы получаете. Ребенок появляется на свет, и живет своей жизнью. Цели достигнуты, и Вы заслуженно наслаждаетесь результатом.

Более подробные сведения Вы можете получить в разделах "Все курсы" и "Полезности", в которые можно перейти через верхнее меню сайта. В этих разделах статьи сгруппированы по тематикам в блоки, содержащие максимально развернутую (насколько это было возможно) информацию по различным темам.

Также Вы можете подписаться на блог, и узнавать о всех новых статьях.
Это не займет много времени. Просто нажмите на ссылку ниже:

Светлана Румянцева

Проблема духовного развития злободневна и волнительна. При любых культурных и цивилизационных изменениях есть те, кто или интуитивно, или сознательно ищет свой путь и понимает, что духовное развитие для него – это жизненно необходимый процесс и цель. При этом немногие понимают, что такое духовное развитие. Не знают, как его достигнуть.

И действительно: о духовном развитии написаны миллионы трудов и сказаны миллиарды слов, открыты тысячи школ, проповедующих свой путь, но однозначной и универсальной инструкции ещё никто не дал. Искатели секрета духовного развития говорят, что развиваться следует с помощью духовной работы. Логично, но такие высказывания не способны в полной мере раскрыть суть проблемы.

Чтобы понять, как достичь цели, в первую очередь нужно определить цель. Определить понятие «духовное развитие». Толкований понятия духовное развитие (духовность) множество, но, несмотря на такое разнообразие, в каждой трактовке есть его фундаментальные основы. Прежде всего, духовность – это бескорыстная любовь, вера, осмысленность и .

Бескорыстная любовь

Бескорыстная любовь – это всеобъемлющая любовь по отношению ко всему, что окружает человека. Такая любовь исключает желание получить что-то взамен, она не ставит ограничений и условий, лишена . Но, бескорыстная любовь – это оксюморон. Любят всегда за что-то. Даже мать любит дитя за то, что это её ребенок.

Достигнуть бескорыстной любви практически невозможно, но тут важно не достижение цели, а путь к ней. Чтобы прогрессировать в духовном развитии через бескорыстную любовь, нужно принимать окружающий мир и людей такими, какие они есть. Без претензий, .

Важно наблюдать и исследовать людей, пытаться понять мотивы их поступков и причины тревог. Поняв, что стоит в основе намерений и поступков людей, можно избавиться от предвзятости к ним, проникнуться уважением, . Бескорыстная любовь – это любовь не благодаря чему-то, а вопреки всему.

Вера

Вера в данном случае — это не то, что проповедуют мировые религии. Вера для духовного развития – это не вера в кого-то, это понимание того, что всё возможно, и в то, что ограничения существуют только у нас в голове. Чтобы расти через веру, необходимо провести ревизию собственных ограничивающих убеждений и устранить их. Вместе с тем нужно обзаводиться новыми полезными убеждениями, выявить уже существующие и неустанно их развивать.

Осмысленность

Осмысленность – это состояние нахождения в действительности, проживание каждого мгновения жизни, умение фокусироваться на внешнем мире, а не только на собственной персоне.

Крайне важно уметь жить мгновением, это позволяет контролировать свое поведение и эмоциональное состояние, дает возможность наслаждаться процессом, а не только результатом. Умение жить «здесь и сейчас» позволит прошлого и разочарований от несбывшихся грёз и мечтаний.

Чтобы научиться жить осмысленно, во всем нужно соблюдать принцип мастеров Дзен, который гласит: «Когда я ем – я ем, когда несу воду – я несу воду». Чтобы понять, как это работает, попробуйте . Для этого возьмите банан или любой другой фрукт и вместо того, чтобы привычно стремительно его поглотить, разжуйте каждый кусочек в течение минуты. Сконцентрируйтесь на текстуре мякоти, на каждой нотке вкуса и аромата, попытайтесь сделать поглощение как можно длительнее. Важно, чтобы вы выжали из вкуса и аромата банана как можно больше удовольствия и ощущений. Таким способом вы научитесь осознавать значимость каждой частички целых вещей и явлений. Научитесь не обобщать, а чувствовать и видеть многообразие.

Душевный покой

Душевный покой – это ясность мыслей, безмятежное состояние души, раздражения и тревоги. Внутренний баланс и гармония.

Душевный покой достигается путем и чувств. Освобождайтесь от , ненависти, и. Достигнуть полного очищения сложно, но даже попытки избавиться от всего лишнего приносят облегчение.

В обретении душевного покоя есть секрет. Природа не терпит пустоты. Поэтому очищая сознание от мусора, нужно заполнить его конструктивными мыслями, полезными идеями, приятными чувствами и хорошим настроением. В противном случае пустота может снова заполниться нечистотами.

Что такое духовное развитие?

В целом духовный рост можно описать как трансформацию общего понимания мира и себя в нём. Такая трансформация влечет за собой очищение сознания от негативных убеждений и деструктивных мыслей, формирует и созидающий образ жизни.

Высокодуховная личность – это душевный покой, принятие себя и окружающей среды без искажения.

Зачем развиваться духовно?

Развитие нужно для улучшения жизни.

Его жизнь подобна потоку чистой горной реки. Такой человек чувствует себя в разы лучше, чем запуганная, агрессивная, полная ненависти и тревог личность, пытающаяся скрыться от реальности в выдуманном собой мирке.

Духовность дает возможность освободить и плодотворно использовать энергетические резервы, какие растрачивались на отрицательные чувства, мысли и действия. Развиваясь духовно, человек движется к гармонии и созиданию.

Как развиться духовно?

Прогресс в духовном развитии зависит от формирования его фундаментальных основ: бескорыстной любви, веры, осмысленности и душевного покоя. Сейчас вы ждете инструкций о том, как достигнуть духовности и просветления. Их не будет. Такое желание – это как раз пример ограничивающего убеждения. Шаблоны человеческого мышления сложились так, что люди обязательно ожидают выводов и дальнейших инструкции. Но это не аксиома. Жизнь не всегда дает человеку ответы на поставленные перед ним вопросы, и человеку вместо того, чтобы ждать манны небесной и поводыря, нужно и сделать самостоятельный шаг вперед.

Начните путь к духовным высотам с работы над этим убеждением.

В целом развитие – это естественный процесс. Это природный физиологический механизм, который функционирует, если человек создает необходимые условия для его проявления и работы.

Жизнь не даёт никакого другого правила, кроме безусловного принятия жизни. Все, от чего мы отворачиваемся, игнорируем и убегаем, всё, что мы отрицаем и ненавидим, в конечном итоге оборачивается против нас и становится причиной нашего уничтожения. И то, что воспринимается нами обидным и нездоровым или кажется отвратительным и безрассудным, станет ключом к красоте, радости и силе, встретив открытый разум. Каждое явление и момент станет золотом тем, кто видит их такими.

Физическое тело

Вместе с тем важно помнить, что кроме тонкого тела (души) человек еще имеет тело физическое. Развиваясь духовно нужно не забывать и о развитии физическом. Недаром говорят, что в здоровом теле здоровый дух. Через телесные ощущения человек воспринимает процессы, происходящие как в нём самом, так и за пределами самого тела.


Тело – это большой, сложный, но утончённый проводник между окружающим миром и человеческим сознанием и духом.

Чтобы проводник работал хорошо и способствовал духовному развитию к нему нужно относиться с любовью и заботой. В противном случае этот большой медиатор, как испорченный телефон, будет передавать сознанию искаженные и неправдивые сигналы окружающего мира.

Гармония формы и содержания

Гармония формы и содержания – это еще один закон развития человека. Кроме физических упражнений и здорового питания, есть несколько ментальных принципов, воздействующих на физическое здоровье.

Первый принцип. Человеку нужен . Личность без глобальной цели-миссии, без осознания причин своего пребывания на земле, не достигнет успеха в жизни и высокого уровня развития. Ни физического, ни духовного. Но, учитывая этот принцип, помните, что для каждого человека смысл жизни (опять же) свой и воплощается он для каждого по-разному.
Принцип второй. Этот принцип о самосовершенствовании. Если человек не идет вперед, то он непременно движется назад. Следуя этому принципу, человек получает ежедневный физический и духовный рост.
Третий принцип. Принцип равновесия и оптимизма. Человек, придерживаясь этого принципа, сохраняет эмоциональное равновесие и оптимистичные взгляды на жизнь.

Путь к духовному развитию долог и тернист, но тот, кто достигнет вершин, понимает, что иным путь не мог и не должен быть. За это человек и благодарен.

Притча о пути к духовному развитию

Мудрец отправился путешествовать и узнать чем люди живут. На своём пути он увидел шумную ораву людей, которые тащили в гору тяжелые камни. По людям было видно, что они утомлены. Ладони людей покрылись мозолями, по лицу градом лился пот. Мудрецу стало любопытно.
— Чем ты занят? – спросил он у одного мужчины.

— Я тащу камни на гору.

— А ты чем? – спросил он второго.

— Я зарабатываю детям на еду.

— Ну а чем занят ты? – спросил он третьего.

— Я строю храм Божий!

Тогда мудрец понял: не важно, что ты делаешь, важно отношение к этому. Одно дело несет человеку боль и мучение, а иному даёт радость.

1 апреля 2014

Исследования в области человеческого развития выявили ряд важных закономерностей, без улета которых невозможно спроектировать и организовать эффективную учебно-воспитательную деятельность. Практическая педагогика опирается на закономерности физического развития:

1. В более молодом возрасте физическое развитие человека идет быстрее и интенсивнее; по мере того, как человек становится старше, темп развития замедляется.

2. Физически ребенок развивается неравномерно: в одни периоды - быстрее, в другие - медленнее.

3. Каждый орган человеческого тела развивается в своем темпе; в целом части тела развиваются неравномерно и непропорционально.

С физическим неразрывно связано духовное развитие, в динамике которого также есть значительные колебания, обусловленные неравномерностью созревания нервной системы и развития психических функций.

Исследования показывают, что существенные отличия между людьми выражаются прежде всего в уровнях интеллектуальной деятельности, структуре сознания, потребностях, интересах, мотивах, нравственном поведении, уровне социального развития. Духовное развитие подчиняется ряду общих закономерностей.

Между возрастом человека и темпами духовного развития проявляется обратно пропорциональная зависимость: чем ниже возраст, тем выше темп духовного развития; с возрастом темп духовного развития замедляется.

Духовное развитие людей протекает неравномерно. При любых, даже самых благоприятных условиях психические функции и свойства личности, лежащие в основе духовных качеств, не находятся на одном и том же уровне развития. В отдельные периоды развития возникают более благоприятные условия для развития отдельных качеств, и некоторые из этих условий имеют временный, преходящий характер.

Существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов психической деятельности и обусловленного ими развития духовных качеств.

По мере развития психика человека и его духовные качества приобретают устойчивость, постоянство, сохраняя при этом пластичность и возможность компенсации, В этом проявляется сложнейшая диалектика человеческого развития: с одной стороны, психическое развитие представляет собой постепенное перерастание психических состояний в черты личности, с другой - их всегда можно изменить в лучшую сторону, были бы созданы надлежащие условия и осуществлены адекватные действия (И.П,Павлов).

Акселерация (от лат. - ускорение) - это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. Биологи связывают акселерацию с физиологическим созреванием организма, психологи - с развитием психических функций, а педагоги - с духовным развитием и социализацией личности. У педагогов акселерация ассоциируется не столько с ускоренными темпами физического развития, сколько с рассогласованием процессов физиологического созревания организма и социализацией личности.



До появления акселерации, а начали замечать ее в 60-70-е годы, физическое и духовное развитие детей и подростков было сбалансированным. В результате акселерации физиологическое созревание организма начинает опережать темпы умственного, психического, социального развития. Образуется несоответствие, которое можно выразить так: тело растет быстрее, чем созревают психические функции, являющиеся основой интеллектуальных, социальных, нравственных качеств.

Вероятнее всего, акселерация обусловлена комплексным воздействием многих факторов.

С середины 80-х годов акселерация во всем мире пошла на убыль, темпы физиологического развития несколько упали.

Параллельно с акселерацией отмечается другое явление -ретрадация, т.е. отставание детей в физическом и умственном развитии, что обусловливается нарушением генетического механизма наследственности, негативным влиянием на процесс развития, начиная с момента зарождения, канцерогенных веществ, неблагоприятной экологической среды в целом и в частности превышения радиационного фона. Наблюдаются отставания не только в физическом, но и в психическом развитии.

Василий Александрович Сухомлинский…

Это имя известно всем, кто занимается воспитанием детей. Сегодня ссылку на слова Сухомлинского встретишь и в газете, и в статье учёного-педагога, услышишь в простом житейском разговоре: «А Сухомлинский говорил…», «А вы читали Сухомлинского?»

Василий Александрович Сухомлинский был директором Павлышской средней школы. Всю свою жизнь он отдал детям. «Каждый ребёнок был миром – совершенно особым, уникальным», – записывает Сухомлинский слова, которые мы не раз слышали. Мы понимаем, что это так, что это правда: каждый ребёнок – совершенно особый мир. Но какая пропасть между пониманием этих слов умом и сердцем! Но только человек, для которого каждый ребёнок действительно уникальный мир, способен установить тонкие духовные отношения с ребёнком, понимать его, чувствовать; только тот и способен воспитывать. «Я глубоко убеждён, что наиболее точным определением было бы следующее: процесс воспитания выражается в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников - в единстве их идеалов, стремлений, интересов, мыслей, переживаний», – пишет Сухомлинский

Все стороны воспитания – идейное, умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое – для Сухомлинского важны именно в той степени, в какой влияют они на духовный мир ребёнка. Важна такая мысль Василия Александровича, что «…нельзя сводить духовный мир маленького человека только к учению. Если будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребёнка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями». Но школа – это, прежде всего, урок. Как без него? Об уроке написано много. Меняются цели и содержание, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы ни свершались реформы, урок остаётся вечной и главной формой обучения. На нём держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации ни вводились, только на уроке встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом. Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учеником, он как был, так и остаётся главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний.



Откуда пошло слово – урок? Наиболее понятный и привычный смысл (по В.И. Далю) – учение в назначенный час, срочная задача, назидание. Но вот происхождение слова заставляет задуматься: «урок» ведёт своё начало от древнерусских «урекать», «урочить» – испортить, навредить, изуродовать, наводить сглаз. Отсюда же и уроки – это и болезни, в особенности – детские. Такому смысловому повороту и сегодня вряд ли стоит изумляться.

За годы обучения в школе число учащихся с близорукостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата возрастает в 5 раз, с психоневрологическими отклонениями – в 1,5 – 2 раза. В специальной литературе стали нормой такие связанные со школой термины, как «школьный стресс», «дидактогения», «школофобия». Сейчас до 80% детей уже «сломали» свои нормальные физиологические функции – сердце, дыхание, пищеварение – в том числе из-за бесконечных нагрузок и перегрузок, которые накапливаются и будут накапливаться дальше. У детей всё больше атрофируются чувства самостоятельности, ответственности, стремления к творчеству, размышлениям, критическому и мотивированному отношению к действительности. Впору задуматься, чего же мы, и учителя, и ученики, недополучили на тех школьных уроках, где нас должны были научить всему. А надо ли учить всему? Не проще ли заложить основы знаний для самостоятельного принятия решений в неординарных ситуациях, руководствуясь не только логикой рассудительности, но и ценностями разума. Чтобы убедиться в этом, достаточно внимательно посмотреть на структуру привычного урока: оргначало, опрос, новый материал, закрепление, оценка, выводы. Это и есть те самые обстоятельства, которые создаются учителем и превращают ученика в жертву. Противоречия между знанием учителя и незнанием ученика снимаются здесь просто: надо заставить ученика учить, т. е. все усилия направить на превращение человека в жертву обстоятельств на школу и учителя. Тем не менее, каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти 10 000 уроков. Урок остаётся не только главной, но и единственной формой современного образования. Ему отводится не менее 98% учебного времени.

В настоящее время большинство учителей по-прежнему тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.

МИНУСЫ ТРАДИЦИОННОГО УРОКА

Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, так как большую часть урока проводит сам учитель; надоедает одно и то же, бесконечное повторение пройденного; жалко «сильных» учеников, которых с каждым годом всё меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда). Постоянное чувство неудовлетворённости из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны родителей к требованиям, предъявляемым учителем. При традиционном обучении ученикам, успешно закончившим школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности. Среди них гораздо больше не состоявшихся личностей. Не случайно родилась шутка: « Кому жить хорошо: отличнику или троечнику?» Ответ всегда один – троечнику, т. к. он адаптирован к жизни, умеет приспособиться, выбрать нестандартное решение, принять на себя ответственность, рискнуть и т. д. Именно поэтому среди них гораздо меньше неустроенных, несчастных, чем, к сожалению, среди отличников, которые всегда чётко и правильно выполняли указания учителя. Значит нужно искать новые методы и подходы к уроку!

Очень многому можно научиться, если внимательно перечитать советы В.А.Сухомлинского. Почаще перечитывать его труды. Важны его слова: «Надо… пробуждать чувство гордости своими силами, а если у них (детей) встретились какие-нибудь затруднения, например в учении, подбодрить их, вселить уверенность в возможности преодоления трудностей. Проявлением уважения духовных и физических сил юношей и девушек, признанием их зрелости является, в частности, переход воспитателя в обращении к ним с «ты» на «вы». Необходимо отказаться от ежедневного сравнивания успехов одного ученика с успехами другого, ведь за этим и таится опасность разочарования неуверенности в своих силах, замкнутости, равнодушия, озлобления, т.е. таких душевных сдвигов, которые приводят к огрублению души, утрате чуткости к слову и красоте. В Павлышской школе учителя договорились: если подросток не выполнил задания потому, что не понял, не ошеломлять его сразу оценкой. Они вообще не ставили неудовлетворительных оценок. «Если вы ещё не поняли, поработайте, подумайте, выполните самостоятельно то, что нужно было выполнить вместе с классом», – такими были смысл и тон обращения. За доверие подростки платили искренностью и трудолюбием.

Вот теперь-то и мы подошли к самому главному – СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ. Каким он должен быть, чтобы учиться с увлечением и быть здоровым.

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

· Обучение через открытие

· Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.

· Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счёт обсуждения истинной точки зрения

· Развитие личности

· Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть её субъектом

· Демократичность, открытость

· Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, что чувствовал ученик при этом.

· Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.

· Урок позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию.

· Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то задача, пример, правило, закон, теорема или выведенное самостоятельно понятие

· Педагог ведёт учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

Главное, что должен обеспечить урок – это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем. Увлекаясь новыми технологиями, нельзя забывать и о здоровье детей. На это обращает наше внимание и В.А.Сухомлинский: «Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.» Пагубно влияет на качество урока – интенсификация учебного процесса. А это в настоящее время стало особенно популярным. Интенсификация идёт разными путями: увеличение количества учебных часов, реальное уменьшение количества часов при сохранении или увеличении объёма материала. При интенсификации вместе с приготовлением домашних заданий рабочий день современного школьника составляет – 9 – 10 часов в начальной, 10 – 12 в основной и 13 – 15 – в средней школе. Существенное увеличение учебной нагрузки не проходит бесследно: у детей чаще отмечается большая распространённость и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, более низкая сопротивляемость болезням и другие нарушения. Реальное уменьшение количества часов при сохранении или увеличении объёма материала приводит неизбежно к увеличению домашних заданий. Следствие – состояние усталости, утомления, переутомления. Именно ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ создаёт предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развитие нервных и других заболеваний. Приходим к выводу: нужны здоровьесберегающие технологии урока.

Что советует нам Сухомлинский?

«Ребёнок – живое существо, его мозг – тончайший, нежнейший орган, к которому надо относиться заботливо и осторожно. Источник полноценного труда не в темпе и напряжённости умственного труда, а в правильной, продуманной его организации, в осуществлении многогранного физического, интеллектуального, эстетического воспитания». Также Сухомлинский обращает наше внимание на правильное питание, на закаливание детского организма, на правильный режим дня, на то, чтобы ребёнок больше находился на воздухе (в лесу, в поле, на лужайке). В качестве главных видов занятий по физической культуре в Павлышской школе избрали гимнастику и лёгкую атлетику. Цель таких упражнений – «…воспитать чувство красоты движений, силу, гармоничность, ловкость, выносливость». В каждом виде спорта Сухомлинский видел эстетическое удовлетворение. «Забота о человеческом здоровье,- говорил Василий Александрович, – тем более о здоровье ребёнка, - это не просто комплекс санитарно – гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

Вот и подошли мы к тому, что урок надо сконструировать так, чтобы ребёнку на нём было интересно. От правильной организации урока во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно- ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучение в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. Учащимся приходится много писать, читать, а потому учитель – словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающих технологиям. Без их применения не обойтись, т. к. они, в свою очередь, «работают» на усвоение учебного материала и влияют на качество образования. Большое значение имеет организация урока.

Для примера взяла урок по литературе «Любовь как чувство, полагающее сохранить честь и достоинство в сложных жизненных ситуациях» по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Помним девиз: «Чтобы не остался никто в стороне».

УРОК - ИССЛЕДОВАНИЕ.

Сопоставить образы Гринёва и Швабрина, показать их роль в повести для раскрытия основной мысли; развивать умение самостоятельно отбирать нужный материал для раскрытия темы урока, совершенствовать навыки анализа художественного текста; воспитывать понимание сложного чувства любви.

ОБОРУДОВАНИЕ

Портрет А.С.Пушкина; тексты повести «Капитанская дочка», фрагменты из кинофильма «Капитанская дочка»

ХОД УРОКА

1. Организационный этап

2. Актуализация опорных знаний

· Назовите эпиграф к повести

· Как Пётр Гринёв следует этому завету отца? (домашнее задание)

3. Постановка целей и задач урока

Физическое и духовное здоровье человека в чем заключается, в чем смысл этих понятий? Как они взаимосвязаны между собой? В чём заключается здоровье человека? Как привести своё тело и душу в гармоничное состояние? Эти вопросы интересуют многих людей, однако не все понимают, что физическое состояние организма напрямую зависит от уровня духовности личности.

Что такое физическое здоровье человека?

Физически здоровый человек всячески поддерживает собственное тело в тонусе. Это подразумевает соблюдение гигиенических норм, развитие привычки правильно питаться, а также регулярные занятия спортом. Нельзя остаться физически крепким и здоровым, если не мыть руки и остальные части тела, не чистить зубы, не носить чистую одежду.

Поглощая пищу в избытке, а также принимая внутрь алкоголь или вдыхая табачный дым, нельзя рассчитывать на то, что тело справится с подобной нагрузкой и не пострадает. Регулярные занятия спортом помогут ускорить и улучшить многие процессы в организме, благодаря которым человек станет намного сильнее и здоровее.

Что такое духовное здоровье?

Духовное здоровье человека – это его внутреннее состояние, определяющееся чистотой мыслей, совести, взаимоотношениями с окружающим миром и самим собой. Оно проявляется чаще всего в поступках человека, ведь именно мысли предшествуют поступкам и образу действия. Духовно здоровый человек находится в гармонии с окружающими людьми, природой, своей совестью.

Совесть – наш внутренний компас. Если мы не сопоставляем своё направление с ним, не прислушиваемся к внутреннему голосу, совершая поступки, идущие вразрез с совестью, тем самым мы нарушаем гармонию с самими собой. В итоге получаем на внутреннем уровне потерю спокойствия, терзания, смятение, разочарование в самих себе, а на физическом уровне результатом становятся различные заболевания, нарушение отношений с окружающими людьми.

Как улучшить духовное здоровье?

Повысить свою духовность можно несколькими способами. Основные из них изложены практически во всех религиях мира.

1. Покаяние – признание собственных ошибок, изменение неправильного образа действий. Это не просто сожаление о плохих поступках, а их осмысление и отказ повторять неправильные действия снова.

2. Проявление любви – основа всего. Каждая религия учит любить Создателя, себя самого и ближних.

3. Следование тонким законам Вселенной. Если мы движемся по жизненному пути, действуя в согласии с законами и принципами, данными нам Богом, то наша жизнь преображается. Действуя наперекор тонким духовным законам, мы страдаем.

4. Молитва, медитация, размышление – путь к духовному исцелению.

5. Изучение божественных законов, принципов бытия, чтение соответствующей литературы, посещение различных семинаров – всё это помогает укрепить взаимоотношения с Создателем, а значит, ведёт к духовному исцелению.

6. Прощение – если мы затаиваем обиды на ближних или самих себя, эта негативная энергия разъедает изнутри, мешает двигаться вперёд, достигать успеха и лишает радости. Прощение – неотъемлемая часть духовного здоровья.

Что ведёт к разрушению духовного и физического здоровья?

Учёными уже доказана взаимосвязь возникновения физических недугов с духовным состоянием человека. Например, известно, что некоторые заболевания появляются тогда, когда мы недовольны собой, носим в сердце груз обиды на кого-то, завидуем. По поводу зависти упоминалось и в Библии, где сказано, что зависть – это гниль для костей. Это чувство присуще только людям с низкой духовностью, оно вначале оказывает влияние на качества личности, притупляя любовь к ближним, способность радоваться чужим успехам.

Затем зависть продвигается дальше – она способствует развитию других негативных качеств – злости, гнева и даже ненависти. Эти чувства разрушают человека физически. Что значит «гниль для костей»? Это буквально означает развитие недугов, таких как рак, сахарный диабет и других, которые связаны с процессами гниения тела.

Любые отрицательные эмоции и личностные качества приводят к разрушению физического здоровья. Вот почему важно всячески контролировать свои мысли и поступки, очищая их от зла.

В чем заключается здоровье человека?

Быть здоровым – это пребывать в гармонии с самим собой и ментальными законами Вселенной. Это понятие не только подразумевает заботу о физической форме. По определению ВОЗ, быть здоровым – не значит не иметь каких-то заболеваний. Это целостное понятие, включающее в себя состояние духовного развития человека, его психического состояния, а также физической формы. Входит в это определение и нравственная составляющая, ведь следование высоким нравственным нормам или принципам защищает людей от различных заболеваний, взять хотя бы те, что передаются половым путём.

Итак, подведём итоги, дав чёткое определение тому, в чём же заключается здоровье? Это означает:

1. Вести здоровый образ жизни – заниматься спортом, правильно питаться, отказаться от вредных привычек, содержать тело в чистоте.

2. Действовать по совести.

3. Проявлять любовь к окружающему миру и ближним.

4. В своих поступках руководствоваться принципами и ментальными законами Вселенной.

5. Избавиться от негативных чувств, разъедающих тело, - зависти, злобы, гнева, ненависти и обид.

6. Развить хорошие нравственные привычки.

Придерживаясь этих правил на протяжении всей жизни, вы можете рассчитывать на крепкое здоровье, причём в полном понимании этого слова.



Новое на сайте

>

Самое популярное