Домой Инфекционные заболевания Конфликты в школе: причины возникновения и способы разрешения. Карточки с примерами конфликтных ситуаций для психолого- педагогического тренинга«Приемы конструктивного решения конфликтных ситуаций»

Конфликты в школе: причины возникновения и способы разрешения. Карточки с примерами конфликтных ситуаций для психолого- педагогического тренинга«Приемы конструктивного решения конфликтных ситуаций»

В статье раскрываются типичные заблуждения относительно детских конфликтов, характерные признаки опасных ситуаций и эффективные приемы решения проблем, возникших между одноклассниками.

В данной статье речь пойдет о конфликтах в школе. Рассмотрим распространенные мифы про конфликты и поговорим об эффективных стратегиях, которые педагог сможет использовать в своей работе.

Мифы про конфликтные ситуации

В хорошей группе конфликтов не будет. В каких ситуациях конфликтов действительно может не быть? Например, в ситуации знакомства, когда дети только присматриваются, сближение происходит постепенно, все достаточно осторожны и корректны, и даже если какая-то ситуация задевает участника, то многие делают выбор пока «проглотить». В ситуации, когда участники сильно дистанцированы друг от друга, когда сближения не произошло и никому из участников оно не интересно. По сути, это не совсем группа. Такое чаще встречается в группах, когда участники взрослые люди и группа временная (например, кратковременное обучение). В школьном коллективе, состоящем из разных активных участников с небольшим количеством социального опыта, коллективе, который существует несколько лет, конфликтов не быть просто не может. Другое дело, что педагог может не заметить конфликт, если ученики его скрывают. Но это речь уже о старших классах. Во всех остальных ситуациях конфликт – это ситуация нормы для группы. Другой вопрос, как этот конфликт выглядит и проживается участниками.

Конфликт – это столкновение интересов участников, борьба за любые возможные ресурсы (внимание кого-либо, статус в группе), отстаивание себя, своих интересов. Могут быть открытые и скрытые конфликты. Бывает, что приходишь в класс, а ощущение, что все внутри «звенит» от напряжения, хотя никто не ругается.

В младшей школе серьезных конфликтов быть не может. Есть распространенное убеждение, что дети по своей природе неагрессивны, добры, потому не могут хотеть кому-либо зла. Обычно это действительно так, и в младшей школе часто идет речь о непреднамеренных обидах и проч. То есть дети изначально не планировали, просто так получилось. А потом закрепилось. И усилилось. На эту тему есть несколько популярных антиутопий, например «Повелитель мух». К ситуациям школьного конфликта обычно сейчас активно подключаются родители. К сожалению, это не всегда приводит к его разрешению. Любой конфликт, даже в детском саду, не должен оставаться без внимания педагога. Во многих ситуациях на начальном этапе достаточно просто внимательного отношения, чтобы дети могли справиться с ситуацией.

Дети должны сами разобраться с конфликтом. Это спорная идея. С одной стороны, да, дети могут получить ценный опыт самостоятельности, опыт разрешения сложной ситуации. Но ситуация может быть им «не по зубам», тогда они получат опыт капитана на неуправляемом судне: ответственность как будто на них, а ресурсов для изменения ситуации недостаточно.

Дети не имеют богатого социального опыта, поэтому они не могут корректно и безопасно справиться со сложными и/или затяжными конфликтами. Помощь взрослых необходима. Другой вопрос, что помощь может быть различной.

Причиной конфликта может быть какое-либо значимое отличие от других в группе. Нет, это не так. Как мы уже говорили, конфликт возникает в момент столкновения интересов участников. Полный, худой, в очках, «ботаник», «двоечник», ребенок с ОВЗ и т. д. – не имеет значения.

Один и тот же ребенок с какими-либо отличиями в одной группе получит поддержку и заботу ее участников, его примут, а в другой группе его ждет осуждение и травля. Причиной конфликта всегда являются внутренние процессы, которые происходят в группе. Если в группе назревает конфликт, поводом для него могут быть различные ситуации и поведение участников.

Если в группе конфликт принимает форму издевок, постоянных ядовитых шуток над кем-нибудь, порчи имущества и т. д., для таких ситуаций подходят термины «школьная травля», «буллинг», «моббинг». Эти ситуации заслуживают отдельного тщательного рассмотрения.

Пример «из жизни». Проще всего вспомнить пару примеров из вашего школьного детства, обратить внимание на ваши ощущения в той ситуации и вспомнить про те выводы, которые вы сделали тогда (будучи ребенком). У меня самой в пятом классе были напряженные отношения с девочкой из параллельного класса. Однажды оба наших класса ждали учителей в темном коридоре (уроки были в соседних кабинетах). Слово за слово, оскорбления и драка. Мне чудом удалось нанести больше ударов, и я услышала угрозы в свой адрес. Дальше я сбежала с урока и окольными тропами возвращалась домой. Девочка гналась за мной, было страшно, но в какой-то момент отстала. Продолжения у истории не было, мы обе старались не встречаться. Было невероятно страшно ходить в школу следующие несколько месяцев, а также я понимала, что никто из взрослых мне помочь не сможет и не собирается этого делать.

Пример из опыта работы. А вот другая ситуация, с которой я столкнулась как специалист. Двое ребят из младшей школы исследовали друг друга. Их исследования зашли достаточно далеко, но сами они не придавали ситуации какого-либо значения. И вот об этом узнает педагог, который сообщает о ситуации директору, тот, в свою очередь, просит прийти родителей, а также приглашенных психологов. Родители были шокированы, но в то же время благодарны за персональное приглашение и индивидуальную беседу по поводу ситуации. Было предложено сделать собрание с родителями детей, педагогами и администрацией школы, которое провели бы приглашенные специалисты. На такой встрече удалось договориться о важных для родителей и педагогов решениях, связанных в том числе с безопасностью детей в школе. Альтернативным сценарием, в случае пассивности администрации школы, могло бы быть обращение в полицию, а также жалобы в соответствующие инстанции.

Какие действия педагога могут помочь в ситуации конфликта?

1. Внимание к себе и своим чувствам. Чтобы заметить сложную ситуацию на начальном этапе, стоит прислушаться к себе. На этом этапе ситуацию практически невозможно отследить другими способами. Как вы можете заметить, что в группе что-то пошло не так:

    вы ловите себя на мысли, что не хотите проводить урок именно в этом классе;

    в группе иногда стала повисать неловкая пауза;

    может быть ощущение, что ученики что-то от вас скрывают, и это не связано с подарком ко Дню учителя;

    ученики как будто отвлекают сами себя и вас от какой-либо темы, человека. Начинают переводить тему, «засмеивать» и проч.

2. Открыто говорите ученикам о своем отношении. Этот совет может помочь разрешить ситуацию, которая в самом начале своего становления. Вы можете говорить о том, что вам не нравится, когда ребята ругаются или оскорбляют друг друга, вам жаль, что у них не получается договориться, или вам некомфортно в данный момент находиться в классе, потому что вы видите несправедливость, и др. Очень важно, чтобы ваши слова были искренними. Почему это работает? Во-первых, для многих учеников важны отношения с преподавателями, личное отношение преподавателя. Часто бывает, что в классе что-то происходит, а ребята сами пока не знают, как им к этому относиться: это хорошо или плохо? весело или страшно? Когда вы говорите о своей позиции и еще, например, спрашиваете мнения ребят, это дает им возможность самим найти, нащупать свое отношение к данной ситуации. Очень часто сложные ситуации нарастают как снежный ком, и у ребят, участвующих в конфликте, может не быть необходимой паузы, в которой они могут понять, как им самим то, что сейчас происходит.

3. Предлагайте другие варианты решения. Если у вас хорошие отношения с учениками, они вам доверяют, вы можете им предложить вариант решения ситуации. Или несколько вариантов. Или предложите обсуждение конкретной ситуации или, наоборот, общей темы на классном часе. Это может быть в форме дискуссии со спорными утверждениями. Но возможно, вы просто предложите ребятам какой-либо вариант решения ситуации и спросите их мнения: как им такая идея? Почему бы не попробовать? Хорошо работает формат эксперимента, когда вы предлагаете что-либо ребятам на короткое время. Например, в течение следующего дня обращаться друг к другу «уважаемый» и по имени и отчеству и потом коротко обсудить результат.

4. Если ситуация не проходит и ваши действия не приносят результата. В нашей культуре принято со всеми ситуациями справляться самостоятельно. Но бывают ситуации, когда даже очень эффективных действий одного человека недостаточно для разрешения конфликта. В этом случае нужно обращаться к другим педагогам, к школьному психологу, к руководству школы. Совместно с коллегами можно принять решение о том, что нужна помощь внешних специалистов. Например, можно позвать психологов для работы с классом и родителями.

5. «Круг сообщества». В сложных ситуациях точечные действия, а также усилия только одного человека могут не привести к желаемым изменениям. В более сложных ситуациях бывает недостаточно и слаженной работы сотрудников школы. Есть различные методики работы с конфликтами в рамках школы. Одна из эффективных технологий – проведение «Круга сообщества». Эта технология подходит для того, чтобы создать поворотный момент в сложных конфликтных ситуациях, когда недостаточно работы только с одним классом и ситуация требует системного вмешательства. В этом случае необходима работа психологов не только с конкретным классом, но и с педагогами, и с родителями учеников данного класса. Используя данную технологию, приглашенные специалисты создают условия для бережной и эффективной работы коллектива, для выбора необходимых решений с опорой на ценности участников группы. Это глубокая и сложная работа, поэтому наиболее эффективно, когда ее проводят приглашенные специалисты, не заинтересованные в каких-либо конкретных решениях. Конечно, для осуществления такой работы требуется много ресурсов школы, как минимум временных. И иногда руководство школы принимает решение «не замечать» конфликта. К сожалению, время в этих ситуациях может работать против школы, что в конечном итоге приведет к более затратным решениям или тяжелым последствиям.

Надеемся, что данные советы помогут вам найти ориентир в ситуации возникающих и длительно существующих конфликтов и выбрать наилучшую стратегию для разрешения подобных ситуаций.

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Республики Хакасия для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III, IV видов"

учитель истории и обществознания ЦДО

Тен Татьяна Анатольевна

Карточки с примером конфликтных ситуаций для психолого- педагогического тренинга

«Приемы конструктивного решения конфликтных ситуаций».

Ситуация 1

Урок английского языка. Класс делится на подгруппы. В одной из подгрупп поменялся учитель. При проверке домашнего задания новый преподаватель, не познакомив учащихся со своими требованиями, попросила ответить тему наизусть. Одна из учениц сказала, что раньше им разрешали пересказывать текст свободно, а не наизусть. За пересказ она получила -3. что вызвало ее негативное отношение к учителю. На следующий урок девочка пришла без выполненного домашнего задания, хотя была прилежной ученицей. Учитель после опроса поставила ей 2. Следующее занятие девочка попыталась сорвать, подговорив

одноклассников прогулять урок. По просьбе учителя дети вернулись в класс, но отказались выполнять задания. После уроков ученица обратилась к классному руководителю с просьбой перевести ее в другую подгруппу.

Ситуация 2

Возник конфликт между учеником и учителем: учитель возмущен плохой успеваемостью ученика и дает ему возможность исправить оценки с помощью реферата, ученик соглашается и на следующий урок приносит реферат. Во-первых, не по теме, а так, как ему вздумалось, хотя и потратил, по его словам, на его подготовку весь свой вечер. Во-вторых, весь помятый. Учитель возмущен еще сильнее и в резкой форме говорит, что это унижение его как учителя. Ученик демонстративно встает и начинает раскачивать ногами вперед и назад, держась за парту. Учитель сначала пытается усадить ученика, но, не выдержав, хватает его и выталкивает из класса, потом отводит к директору, оставляет его там и уходит в класс.

Ситуация 3

Учитель математики после звонка задержал класс на перемене. В результате учащиеся опоздали на следующий урок - урок физики. Разгневанный учитель физики высказал свое негодование учителю математики, так как у него была запланирована контрольная работа. Его предмет, как он считает, очень сложный, и терять время урока из-за опоздания учащихся он считает недопустимым. Учитель математики возразил, что его предмет не менее важен и труден. Разговор происходит в коридоре на повышенных тонах при большом количестве свидетелей.

1. Укажите структурные компоненты (предмет, участники, макросреда, образ) конфликта в каждой представленной ситуации.

2. Определите вид конфликта, представленный в каждой из ситуаций.

Ситуация 4

Урок в 8-м классе. Проверяя домашнее задание, учитель трижды вызывает одного и того же ученика. Все три раза мальчик отвечал молчанием, хотя обычно по этому предмету хорошо успевал. В результате - «2» в журнале. На следующий день опрос начинается вновь с этого ученика. И, когда он опять не стал отвечать, учитель удалил его с урока. Такая же история повторилась на следующих двух занятиях, потом последовали прогулы и вызов родителей в школу. Но родители выразили учителю недовольство тем, что он не смог найти подход к их сыну. Учитель в ответ высказал претензии в адрес родителей, что те не уделяют должного внимания сыну. Разговор продолжился в кабинете директора.

Определите стили поведения участников данной конфликтной ситуации.

1. Какой стиль поведения характеризует учителя? Родителей?

2. Какой cтиль поведения демонстрирует ученик?

3. Какой стиль урегулирования конфликта, по Вашему мнению, наиболее эффективен в данной ситуации?

Проанализируйте предложенные ситуации с точки зрения проявления динамики конфликта:

Ситуация 5

Родители пришли в детский сад, чтобы забрать документы своего сына. Ребенок посещал детский сад в течение трех дней, после чего заболел, и родители приняли решение забрать ребенка. Заведующая потребовала, чтобы родители оплатили пребывание ребенка в детском саду через Сберегательный банк. Но родители не захотели идти в банк и предложили заплатить деньги лично ей. Заведующая объяснила родителям, что она не может принять деньги. Родители возмутились и, наговорив массу оскорблений в ее адрес и в адрес детского сада, ушли, хлопнув дверью.

Ситуация 6

До начала урока 10 минут. В классе находятся учитель и несколько учеников. Обстановка спокойная, доброжелательная. В класс входит другой учитель с целью получить необходимую информацию у коллеги. Подойдя к коллеге и ведя с ним беседу, вошедший учитель вдруг обрывает ее и обращает свое внимание на сидящую напротив ученицу 10-го класса, у которой на руке золотое колечко: «Ты посмотри, ученики все в золоте ходят. Кто тебе разрешил носить в школу золото?!»

При этом, не дождавшись ответа от ученицы, учитель повернулся к двери и, продолжая громко возмущаться, покинул кабинет, хлопнув при этом дверью.

Один из учеников спросил: «Что это было?» Вопрос остался без ответа. Сидящий в классе учитель всё это время молчал, не находя выхода из сложившейся ситуации. Ученица смутилась, покраснела, стала снимать колечко с руки. Обратившись то ли к учителю, то ли ко всем в классе, она спросила: «Почему и за что?» В глазах девушки появились слёзы.

Проанализируйте предлагаемые ситуации. Попытайтесь представить возможные варианты их решения, используя техники из набора подготовленных реакций.

Ситуация 7

Во время собрания один из родителей учащихся вашего класса начал критически отзываться о ваших методах обучения и воспитания. По мере развития диалога он начал выходить из себя, гневно выкрикивать оскорбительные замечания в ваш адрес.Вы не можете позволить родителю так вести себя. Что вы предпримете?

Ситуация 8

На улице вы неожиданно встречаете вашу коллегу, которая официально находится на больничном. Именно ее уроки вы вынуждены «заменять». Но Вы находите ее в полном здравии. Что вы предпримете?

Ситуация 9

В начале учебного года директор школы попросил вас временно выполнять обязанности завуча по воспитательной работе, обещав за это дополнительную оплату. Но по истечении трех месяцев обещанная оплата не была вам начислена. Что вы предпримете?

Ситуация 10

На перемене к вам подошла заплаканная ученица. По ее мнению, вы несправедливо выставили ей годовую оценку по вашему предмету. Что вы предпримете?

Представьте возможные действия педагога в данной ситуации.

Ситуация11

На уроке педагог несколько раз делала замечания ученику, который не занимался. На замечания он не реагировал, продолжал мешать другим, задавал нелепые вопросы окружающим его учащимся и отвлекал их от объясняемой учителем темы. Учительница сделала еще одно замечание и предупредила, что оно последнее. Она продолжила свое объяснение, но шорох и гул не стали меньше. Тогда учительница подошла к ученику, взяла с парты дневник и записала замечание. Далее урок был фактически сорван, так как ученик с большей силой продолжил общаться с одноклассниками, и учитель уже не мог его остановить.

Сентябрь и школа - слова-синонимы, и это нормально. Школа и труд - тоже нормально. А школа и неврозы , как вам такое сочетание? Увы, они уже давно топают рядышком. Это не новость и не открытие, каждый из нас видит на примере собственных детей и внуков - они, словно космонавты при выходе на орбиту, терпят в школе колоссальные перегрузки . У первоклассника пять уроков в день - обычное дело, старшеклассники проводят в классах 6–7 часов, гимназисты - и того больше. Чувствует ли кто-нибудь из вас, уважаемые взрослые, готовность и способность напряженно работать семь часов подряд? Нам такое не под силу, мы всегда имеем возможность размяться, перекурить, заварить кофейку, рассказать сослуживцам байку или анекдот. Такой возможности у детей нет, их переменки длятся 10 минут, до туалета добежать да из класса в класс перейти - все, что они успевают. И наступает недобрый день, когда что-то ломается, психика не выдерживает: ваш всегда послушный сын огрызается в ответ, беспокойно спит, жалуется на усталость, головную боль, мочится в постель... Да и вид у него такой, что сразу ясно: жизнь не в радость.

В школьной жизни детей психотерапевты отметили три пика обострения их проблем . Первая «волна» приходится уже на конец первого класса : еще осенью бежал в школу с цветами и улыбкой, а зимой слышать о ней не хочет. Вторая «волна» настигает ученика при переходе в пятый класс : начальная школа закончена вполне благополучно, но неожиданно встает множество вопросов. И третья «волна», прямо девятый вал, накрывает ребят 8–9-х классов : у этих вообще все очень сложно...

Можно ли избежать разрушительных школьных штормов, каковы их причины, как помочь ребенку благополучно и без потерь добраться в порт назначения?

Невротики из первого «А»

Нет мира под оливами, и уже в начальной школе могут возникнуть две серьезные проблемы : ребенок не «берет» школьную программу , отстает от сверстников, замыкается. Вторая беда - конфликт с учителем , превращающий его жизнь в постоянную муку.

Частенько бывает так: к школе малыша готовили, он радовался своему взрослению, охотно демонстрировал ранец и учебники. Но в школе все оказалось по-другому: надо говорить и молчать, ходить и сидеть не тогда, когда хочется, а когда можно и нужно. Новые условия смущают ребенка, он напуган. Бывают ребята с так называемым «психическим» или «психофизическим инфантилизмом» , которые приносят в школу свои игрушки и вместо уроков играют в куклы, машинки, они ходят по классу, когда им захочется, очень удивлены, если их за это наказывают. Опытные учителя обычно справляются с такими ребятами, но лучше все же обратиться к невропатологу за помощью, иногда таким детям даже дается отсрочка на год от школы .

Говорят, в начальной школе родители часто «учатся» вместе со своими детьми: вместе выполняют домашние задания, «подтягивают» его. Это понятно, ребенок еще нуждается и в помощи, и в контроле, но вот тащить в отличники или хорошисты того, кто слабоват, не надо. Нельзя программировать малыша только на высокие отметки , завышать требования к нему. Все знают - выше головы не прыгнешь, у каждого своя планка.

Если перегнуть палку, то у ребенка могут появиться реакции протеста (пропадает интерес к учебе, школе) и невротические реакции : плаксивость, раздражительность, истерика, как только речь заходит об учебе. Вот и решайте, что вам важнее: вырастить здорового ребенка со средним баллом в аттестате или больного отличника.

Особый случай - это дети с замедленным психическим развитием . Если они своевременно не попадают в класс выравнивания, учеба превращается для них в ад. А до интегрированного обучения в наших школах еще далеко...

Детей, у которых сложились напряженные отношения с учителями , немало. Но бывает так, что конфликт и вовсе выходит за рамки класса, за границы понятия «не сошлись характерами».

Директор проверял дневники старшеклассников, давая разнос за небрежность и неаккуратность. Обстановка в классе была нервозной, приближалось родительское собрание. Несколько дневников просмотреть не успел, прозвенел звонок. «А с вами завтра разберусь », - пообещал сурово. Ожидание расплаты, одно лишь предчувствие неизбежного наказания привело девчонку к тяжелейшему нервному срыву : она потеряла речь и 2 месяца не разговаривала, пока ею не занялись психотерапевты.

Девушка написала письмо учителю с признанием в любви . Решиться на такое ей было нелегко - нежная, мечтательна я, фантазерка, она жила в мире своих грез, долгое время была «влюблена» тайно - просто поджидала педагога, наблюдала за ним. Учитель не придумал ничего лучшего, чем прочесть любовное письмо перед классом . Дома девушка горстью выпила все бабушкины таблетки, попала в больницу и долго лечилась от депрессии.

Справедливости ради нужно признать, что приведенные примеры все-таки из ряда вон выходящие, обычно случаются конфликты попроще, не такой разрушительной силы, но все же очень болезненные для ребенка . В большинстве случаев, когда педагог повел себя не лучшим образом, он все-таки идет со временем на попятную, готов к миру, понимая бесперспективность борьбы с ребенком. Но родители, особенно мамы, очень часто к заключению мира не готовы, они оскорблены, возмущены несправедливостью. Так конфликт переходит в новую плоскость: педагог - родитель .

Второклассники катались на ледяной горке. Один упал, выбил передний зуб. Говорят, его толкнул дружок, но вины за собой не признает. На «хулигана» навалилась вся школа: учительница, педсовет, мама пострадавшего объявила перед классом: «Не дружите с ним, он и вас покалечит, бандит».

Виновный страшно переживал: отказался ходить в школу, но и дома оставаться один боялся, плохо спал, стал мочиться и пачкать трусы. Специалист определил - тяжелейший невроз , на месяц освободил ребенка от занятий в школе. Маме и педагогу, к сожалению, так и не удалось найти общего языка, при встрече они вновь обвинили и оскорбили друг друга. Мальчика пришлось переводить в другой класс , где он успокоился, признаки невроза отступили.

Старайтесь ладить с учителем , слышать его и понимать. Никогда не обостряйте мелких конфликтов и ссор, гасите их всеми средствами, ведь речь идет, в конце концов, о благополучии и комфорте вашего ребенка.

Не впадайте в амбиции . Замечено, что чаще всего конфликтуют родители образованные, интеллигентные, но с высоким уровнем притязаний.

Постоянно держите связь с учителем . Забирая ребенка из школы, интересуйтесь не только его успехами, но и тем, как он ладит с другими, как чувствует себя в классе. Обо всех особенностях своего маленького ученика расскажите обязательно: очень робкий, стесняется взрослых, тихо разговаривает или, наоборот, чересчур шумный, неуправляемый, непоседа. Пусть негодование и усталость учителя лучше выплеснутся на вас, чем на вашего ребенка . А вы твердо пообещайте учителю, что разберетесь с малышом. Ваша родительская интуиция вам обязательно подскажет, стоит ли наказывать ребенка за данный проступок или лучше промолчать.

Меры профилактики со стороны педагогов

Будьте осторожны с детьми, особенно с теми, которые «не как все». Не произносите злых слов, щадите их, умейте взять себя в руки . Дети, конечно, не ангелы, с ними бывает трудно ладить и родным, но жизнь сегодня у всех трудна, все мы вздернуты... Суицид и попытки суицида у детей случаются нередко, и причиной их часто становится грубое слово взрослого, не в последнюю очередь - педагога...

Конфликты в пятом классе

Переход в пятый класс - всегда тревожное время для ученика и родителей - все как бы начинается сначала: новые учителя, новые требования, растущие нагрузки. И вчерашний благополучный хорошист вдруг чувствует, что почва уходит из-под ног: не успевает, не справляется, четверки и пятерки вдруг сменяются тройками, вот уже и на собрании «склоняют», а классная подозрительно смотрит: как это ты был отличником?

Бороться с новой ситуацией ребенку трудно, и он отступает - прогуливает уроки, а то и прямо заявляет родителям, что в школу больше не пойдет. «Его словно подменили! » - плачет мама.

Ребенок, конечно, тот же, но обстоятельства стали иными. Учитель начальной школы все-таки особенный человек, почти мама своим детям, и, работая с маленькими учениками, наверняка дает им поблажку, тянет слабеньких, умудряется задержаться на трудной теме, чтобы втолковать непонятное каждому. У предметника такой возможности нет, он дал урок - и ушел, а что ученик не понял - его проблема, доходи своим умом. И родители не всегда помогут, математика в 5–6-х классах - это уже не работа со счетными палочками...

И опять появляются реакции протеста , но это уже не просто уход из школы, как в 1-м классе, чаще это уход из дома, связь с асоциальными компаниями, первые шаги к спиртному , наркотикам, неврозам, депрессивным расстройствам. Особо хочется остановиться на психосоматических заболеваниях . До 5-го класса ребенок был вполне здоров, а тут масса жалоб: боли в животе, в сердце, суставах; каждое утро вдруг среди полного здоровья поднимается высокая температура - до 39 градусов... Мамы бегают по врачам, те в свою очередь назначают обследования: УЗИ, кардиограммы. Но все эти проблемы вторичны, они вызваны ребенком на «защиту» себя, они - расплата за сверхвысокие нагрузки в школе и сверхвысокие задачи, которые ставят перед ребенком родители. «Падение с пьедестала» болезненно и для взрослого, но для ребенка - вдвойне. И здесь вам нужен не педиатр, а психоневролог .

Меры профилактики со стороны родителей

Нельзя ожидать от детей слишком многого только потому, что вам так хочется. Ваши требования к ребенку справедливы, если ему по силам. Что толку требовать от вас, чтобы вы пели, как Карузо? Если папа или мама были отличниками в школе и вуз закончили с «красным дипломом», это совсем не значит, что отпрыск должен повторить ваши успехи. Не понимая этого, давя и требуя, можно успешно превратить ребенка в невротика .

Есть хорошие, нормальные дети, чьи успехи в школе всегда колеблются между тройкой и четверкой. Повод ли это для истерик? В конце концов, тройка тоже оценка. Бывает полезно просто «отпустить вожжи»: время идет, ваш ученик взрослеет, как говорят, берется за ум.

Конфликты в девятом классе

И, наконец, третья «волна» - это подростковый возраст . Это сложное время и для ребят, и для родителей. Идет бурное половое созревание, эндокринная система напряжена.

Утром подросток часто пребывает в прекрасном настроении и ему хочется обнять весь мир; к обеду все становится мрачным, жить не хочется, а вечером как ни в чем не бывало он идет на дискотеку. Такие перепады настроения у подростков и создают почву для поведенческих проблем. Он грубит, огрызается, не терпит нравоучений, уходит с компанией, нередко пробует спиртное, наркотики. Чаще всего это происходит тогда, когда в школе, да и дома, ребенка унижают, оскорбляют или вообще перестают на него обращать внимание . В этом возрасте они нуждаются во внимании не меньше, чем в младшем: врачи отмечают возрастание процента суицидальных попыток , нередко завершенных.

Так что, взрослые, учителя и родители, будьте бдительны! Помните, если ваши отношения с ребенком зашли в тупик, обратитесь вовремя к детскому психоневрологу.

Есть в Минске телефон доверия, отделение пограничных состояний . И, наконец, есть Республиканская психоневрологическая больница в Новинках, где открыта школа, здесь лечат и обучают одновременно.

В западных странах психоаналитики и психотерапевты - самые популярные и посещаемые специалисты, а наш страх перед психиатрией - генетический, происходит из того времени, когда она была карающей. Если все-таки побаиваетесь идти на прием по месту жительства, а потребность такая есть, обращайтесь в коммерческие медицинские учреждения, где ребенка анонимно проконсультирует специалист высокого класса.

Валентина ДУБОВСКАЯ , психиатр, психотерапевт. Татьяна ШАРОВА , наш корр.
Журнал «Здоровье и успех», № 9 за 1997 год.

В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями.

При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Да и нужно ли? Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах.

Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций

Что такое конфликт? Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные . Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Разнообразие школьных конфликтов. Причины возникновения и способы решения

Конфликт в школе явление многоплановое. При общении с участниками школьной жизни, учителю приходится быть еще и психологом. Нижеприведенный «разбор полетов» столкновений с каждой группой участников может стать для педагога «шпаргалкой» на экзаменах по предмету «Школьный конфликт».

Конфликт «Ученик — ученик»

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками

  • борьба за авторитет
  • соперничество
  • обман, сплетни
  • оскорбления
  • обиды
  • враждебность к любимым ученикам учителя
  • личная неприязнь к человеку
  • симпатия без взаимности
  • борьба за девочку (мальчика)

Способы решения конфликтов между учениками

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

Конфликт «Учитель — родитель ученика»

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

  • разные представления сторон о средствах воспитания
  • недовольство родителя методами обучения педагога
  • личная неприязнь
  • мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Способы решения конфликта с родителями ученика

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.

Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.

Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Пример

Антон — самоуверенный старшеклассник, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет.

Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки.

Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям.

Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия. Конфликт не прекращается, пока ребенок не заканчивает школу. Очевидно, что эта ситуация деструктивна.

Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы?

Используя приведенные выше рекомендации, можно предположить, что классный руководитель Антона мог провести анализ сложившейся ситуации примерно так: «Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал Антон. Это говорит о внутренней неудовлетворенности мальчика своими отношениями с ребятами в классе. Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и недоверие сына к окружающим его в школе людям. Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным отношением ребят к Антону».

Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом .

Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику . Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят.

Конфликт «Учитель — ученик»

Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.

Причины конфликтов между учителем и учениками

  • отсутствие единства в требованиях учителей
  • чрезмерное количество требований к ученику
  • непостоянство требований учителя
  • невыполнение требований самим учителем
  • ученик считает себя недооцененным
  • учитель не может примириться с недостатками ученика
  • личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Решение конфликта учителя и ученика

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия . Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка.

При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.

Пример

Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.

Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.

Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом. После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше.

После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

  • Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие .
  • Второй момент — анализ ситуации без превратности .
  • Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
  • Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели , способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.
  • Последним, пятым пунктом станут выводы , которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное . И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.

Конфликт в школе у детей может возникнуть из-за незначительных разногласий по поводу успехов в учебе, поведения, отношения друг к другу, одежды и т. д. Конфликты между обучающимися самые распространенные в школе. Конфликты ученик-ученик разрешаются участниками спора самостоятельно, но часто требуется помощь либо классного руководителя, либо психолога, либо родителей. Нередко можно наблюдать в школе вербальную агрессию со стороны детей или открытые физические столкновения. Такое происходит в силу возраста, воспитания, темперамента. Дети еще не так осознают границы общения друг с другом. Нередко причиной конфликта служит борьба за лидерство, личное соперничество, этнические конфликты. В данном случае очень важна роль и реакция педагога, как посредника между детьми, который может разрешить конфликт на начальной стадии. Если изначально конфликт не был разрешен, то разногласия между детьми могут нарастать. Школьный конфликт между учениками — это явление обычное, где каждый учится отстаивать свою точку зрения, учится жить по законам детского общества. Максимальное количество конфликтов приходится на подростковый возраст. Желание самоутвердиться, стать лидером может стать причиной конфликта. Оскорбления и обиды, которые дети наносят друг другу являются также причинами конфликта. Существует такое понятие как буллинг, которое является выражением психического насилия с участием учащихся.

Бу́ллинг (англ. bullying) — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников) со стороны остальных членов коллектива или его части. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом.

Как проявления травли специалисты расценивают оскорбления, угрозы, физическую агрессию, постоянную негативную оценку жертвы и её деятельности.

Буллинг может быть и в физической, и в психологической форме. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. В сложных случаях может принять некоторые черты групповой преступности.

Буллинг приводит к тому, что жертва теряет уверенность в себе. Также это явление может приводить к разной тяжести психическим отклонениям, а также психосоматическим заболеваниям, и может явиться причиной самоубийства. В этом случае важно объяснить человеку, что его травят, и показать, как действовать в сложившейся ситуации (https://ru.wikipedia.org/wiki/Травля).

Жертвами в школе чаще всего становятся:

  • двоечники, неуспевающие учащиеся;
  • отличники, вундеркинды;
  • физически слабые дети;
  • дети, гиперопекаемые родителями;
  • дети с ОВЗ, физическими недостатками;
  • дети, не имеющие электронных новинок или, имеющие самые дорогие из них.

Мальчики чаще являются жертвами и инициаторами школьного буллинга.

Необходимо отметить, что существуют типологические особенности участников буллинга. Если ребенок агрессивен или наоборот является объектом нападок, то стоит пересмотреть его общение и действия в соответствии с данной типологией.

1. «Преследователи » — такие дети отличаются авторитарностью. «Преследователи», не смотря на свою роль, считают себя слишком добрыми, т. е. хотят быть ещё менее добрыми, чем они есть. Также «преследователи» не являются и не стремятся быть терпеливыми. В целом у «преследователей» достаточно высокая самооценка и уровень притязаний.

2. «Жертвы ». У «жертв» самый низкий социометрический статус и коэффициент удовлетворённости общением, что говорит об их низком положении в классе. «Жертвы» зависимы, «слабы» по сравнению с другими участниками буллинга. Самооценка у «жертв» самая низкая по сравнению с другими группами, а уровень притязаний довольно высокий, т. е. «жертвы» очень недовольны собой, не принимают сами себя и, возможно, хотят меняться. Уровни тревожности, трудностей в общении и конфликтности также самые высокие у «жертв».

3. «Помощники » — помогают «преследователям», они не добиваются уважения в классе. «Помощники» очень зависимы, благодаря чему их подчиняют «преследователи», но одновременно они и достаточно авторитарны, что создаёт у них внутренний дискомфорт. По активному прямому буллингу, самые высокие показатели именно у «помощников», т. к. часто именно они обзывают, бьют и т. д., а «преследователи» лишь выбирают цель и продумывают план. «Помощники» чаще всего испытывают острый дефицит общения с отцом.

4. «Защитники » в целом довольны занимаемой позицией, которая к тому же достаточно высока. Они реже всех проявляют буллинг по отношению к одноклассникам и подвергаются буллингу, что подтверждает правильность деления на группы. У «защитников» довольно высокая самооценка, особенно по надёжности и пониманию. Эти особенности позволяют им понимать «жертв», сочувствовать и помогать им.

Дети оценивают уровень насилия в школе значительно выше, чем в семье. Поэтому школа должна быть местом, где сохраняется безопасная среда (по материалам социологического исследования кафедры социологии молодежи социологического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова «Проблема насилия в отношении подростков»). Больше детей, указывающих на высокую и среднюю степень насилия в школе, наблюдается среди детей, в семьях которых существуют прохладные и отчужденные или плохие отношения, равнодушие, безразличие или постоянное недовольство, раздражение; в бедных и малообеспеченных семьях; среди детей, которые учатся на тройки и двойки и почти на одни тройки, активно включены в молодежные субкультуры, курят, регулярно употребляют алкоголь, состоят на внутришкольном учете. Таким образом, борьба с насилием в школе должна быть направлена в первую очередь на детей из семей с плохими отношениями в семье, детей с плохой успеваемостью и отклоняющимся поведением (активно включенных в молодежные субкультуры, курящих, регулярно употребляющих алкоголь, состоящих на внутришкольном учете).

Каким образом закон охраняет права детей в образовательном учреждении и семье?

Обратимся к Федеральному закону от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об Основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

  • В образовательной организации, при осуществлении деятельности в области образования и семье права ребенка не могут ущемляться.
  • Обучающиеся старше 8 лет могут быть инициаторами создания общественных объединений в образовательной организации.
  • Обучающиеся вправе самостоятельно или через своих выборных представителей обращаться в конфликтную комиссию.
  • Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляют множество различных органов. Различные общественные объединения по защите прав детей могут в судебном порядке оспаривать неправомерные действия родителей, педагогических, медицинских работников.
  • Если ребенок нуждается в социальной, психологической, педагогической помощи, социальной реабилитации, то соответствующие органы обязаны принять меры по оказанию такой помощи.

Право на защиту обучающихся закреплено и в Федеральном законе № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации». При возникновении конфликта между учащимися и серьезных последствиях конфликта, в целях защиты прав обучающихся родители могут направлять обращения, жалобы. Родители могут обращаться в конфликтную комиссию. Родители могут использовать все средства для защиты прав своего ребенка в школе, которые не противоречат законодательству.

Особенности разрешения конфликтов в школе

Если учитель стал свидетелем межличностного конфликта или к нему обратились обучающиеся, то педагог должен разобраться в ситуации.

Педагог должен быть объективен ко всем сторонам конфликта.

Необходимо разбирать конфликт индивидуально и только с теми детьми, которые являются участниками конфликта.

Разрешить конфликт нужно постараться не привлекая третьих лиц. Если педагог сможет справиться с конфликтной ситуацией без помощи директора, заместителя директора, психолога, то это только поднимет авторитет самого педагога.

Педагог общается с участниками конфликта максимально конкретно, без лишних эмоций и воспоминаний о плохом поведении, плохих оценках и т. д.

Педагог создает предпосылки к тому, чтобы обучающиеся самостоятельно определили предмет конфликта и постарались самостоятельно найти пути выхода из конфликтной ситуации.

Учитель должен дать возможность каждой стороне конфликта высказаться, внимательно выслушать каждого обучающегося, не реагировать на раздражение сторон участников конфликта.

Не стоит забывать и про правила педагогической этики педагог должен доброжелательно, тактично общаться с учащимися.

Если конфликт не удается разрешить педагогу, то возможно привлечь других специалистов школы. Возможно, обратиться к психологу за консультацией, социальному педагогу, если конфликт обострился и есть признаки агрессивного поведения.



Новое на сайте

>

Самое популярное