Домой Гинекология Римская лирика. Литература древней греции и древнего рима

Римская лирика. Литература древней греции и древнего рима

Поэты и писатели древней Греции и Рима

Эзоп – древнегреческий баснописец VI века до н. э.

Эсхил – древнегреческий поэт-драматург V века до н. э.

Леонид, Тарентский – древнегреческий поэт конца IV – начала III веков до н. э.

Лукиан – древнегреческий поэт II века до н. э.

Софокл – древнегреческий поэт-драматург V века до н. э.

Еврипид – древнегреческий поэт-драматург V века до н. э.

Менандр – древнегреческий поэт IV века до н. э.

Феокрит – древнегреческий поэт конца IV – начала III веков до н. э.

Вергилий, Марон Публий – римский поэт I века до н. э.

Каллимах – древнегреческий поэт конца IV – начала III веков до н. э.

Лукреций – римский поэт и философ I века до н. э.

Аполлоний, Родосский – древнегреческий поэт конца IV – начала III веков до н. э.

Аристофан – древнегреческий поэт V века до н. э.

Асклепиад – древнегреческий поэт конца II – начала I веков до н. э.

Гиппонакт – древнегреческий поэт VI века до н. э.

Из книги 100 Великих мифов и легенд автора Муравьева Татьяна

МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Из книги Справочник кроссвордиста автора Колосова Светлана

Писатели и поэты XVII века 3 Вио, Теофиль де – французский поэт.4 Вега, Карпьо Лопе де – испанский драматург.Мело, Франсиско Мануэл де – португальский поэт.Опиц, Мартин – немецкий поэт.5 Барро, Жак Валле де – французский поэт.Буало, Никола – французский поэт.Бэкон, Френсис –

Из книги Политология: хрестоматия автора Исаев Борис Акимович

Писатели и поэты XVIII века 4 Гете, Иоган Вольфганг – немецкий писатель.Дефо, Даниель – английский писатель.5 Бернс, Роберт – шотландский поэт.Дидро, Дени – французский писатель, философ.Лакло, Пьер де – французский писатель.Лесаж, Ален Рене – французский писатель.Руссо,

Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора Кондрашов Анатолий Павлович

Писатели и поэты XIX века 2 По, Эдгар – американский писатель.4 Блок, Александр Александрович – русский поэт.Верн, Жюль – французский писатель.Гюго, Виктор – французский писатель.Дюма, Александр – французский писатель.Золя, Эмиль – французский писатель.Прус, Болеслав –

Из книги Формула правильного питания (Методическое пособие) автора Безруких Марьяна Михайловна

Писатели и поэты XX века 3 Жид, Андре – французский писатель.Шоу, Джордж Бернард – английский писатель.4 Блез, Сандрар – французский писатель.Грин, Александр Степанович – русский писатель.Грин, Грэм – английский писатель.Дойл, Артур Конан – английский писатель.Ильф, Илья

Из книги Античность от А до Я. Словарь-справочник автора Грейдина Надежда Леонидовна

Политические учения Древней Греции и Рима Платон (428 или 427–348 или 347 до н. э.)

Из книги Краткий справочник необходимых знаний автора Чернявский Андрей Владимирович

Зачем в Древней Греции покойному клали под язык монетку? По представлениям древних греков, чтобы попасть в царство мертвых, тень умершего должна была пересечь одну из окружающих владения Аида рек – Стикс, Ахеронт, Кокит или Пирифлегетон. Перевозчик теней мертвых через

Из книги Домашний музей автора Парч Сусанна

Из книги Катастрофы сознания [Самоубийства религиозные, ритуальные, бытовые, способы самоубийств] автора Ревяко Татьяна Ивановна

Из книги Универсальный энциклопедический справочник автора Исаева Е. Л.

Боги Древней Греции Олимпийские боги Олимпийские боги (олимпийцы) в древнегреческой мифологии - боги второго поколения (после изначальных богов и титанов - богов первого поколения), высшие существа, обитавшие на горе Олимп. Олимп (Olumpoz) - гора в Фессалии, на которой,

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Знаменитые писатели и поэты Абэ Кобо (1924–1993) - японский писатель, поэт, сценарист, режиссер. Романы «Женщина в песках», «Чужое лицо», «Сожженная карта» и др.Амаду Жоржи (1912–2001) - бразильский писатель, общественный и политический деятель. Его романы («Бескрайние земли»,

Из книги Музей Метрополитен автора Кравченко И.

Из книги автора

Поэты и писатели Самоубийство пользуется популярностью среди творческой элиты во всем мире. Так, в XX в. добровольно ушли из жизни русские поэты В. Маяковский, С. Есенин, М. Цветаева, немецкий поэт и драматург Эрнст Толлер, писатель С. Цвейг (Австрия), Э. Хемингуэй (США), Ю.

Из книги автора

Мифология Древней Греции Боги АидАнтейАполлонАресАсклепийБорейВакх (одно из имен Диониса)Гелиос (Гелий)ГермесГефестГипносДионис (Вакх)ЗагрейЗевсЗефирИакхКроносМомМорфейНерейНотОкеанПанПлутонПлутосПонтПосейдонПротейТанатосТитаныТифонТритонХаосЦиклопыЭвр

Из книги автора

Из книги автора

Искусство древней Греции и древнего Рима Афродита. I–II века Аттический курос Около 600 до н. э. Мрамор. Высота 193,4Куросы - распространенные в архаическом искусстве Греции статуи юношей-атлетов или молодых воинов. Они устанавливались в честь победителей, а также на

Идет семьсот тридцать первый год от основания Рима - двадцать третий год до новой эры. В доме императора Августа на Палатинском холме лучший поэт Рима Вергилий читает свою «Энеиду» - поэму, которую он пишет уже шесть лет и все еще не считает завершенной. С трудом уговорил его Август прочитать из нее хотя бы отрывки. Рядом с Августом сидят его ближайшие советники; среди них щегольски одетый, осанистый Меценат, покровитель и друг Вергилия. Остальные присутствующие - поэты, ораторы, ученые, любители искусств. Между ними друг Вергилия поэт Гораций - плотный, бодрый, раньше времени поседевший человек. Он недавно опубликовал свои «Оды» - три книги лирических стихотворений - и теперь наслаждается славой. Рядом с ним драматург Варий - тоже друг Вергилия. Здесь и Тибулл, молодой, но уже известный поэт, автор нежных любовных элегий, и Проперций, «ученый лирик», когда-то встретивший начало работы Вергилия над «Энеидой» восторженными стихами:

Сдайтесь, писатели Рима, сдайтесь, поэты Эллады: Большее нечто растет здесь «Илиады» самой!

Вергилий высок, крепок, у него грубое, загорелое крестьянское лицо. Слегка жестикулируя, медленно произносит он стих за стихом. Иногда он смущенно обрывает чтение на середине фразы: поэма еще не отделана, в ней есть начатые и неоконченные строки.

Что же это за поэма и почему с таким вниманием и восхищением встречают ее собравшиеся?

Рим был мировой державой, его власти подчинялось все Средиземноморье. Но литературы, достойной своего могущества, он еще не имел. Римлянам некем было гордиться так, как греки гордились Гомером и Эсхилом. У римлян были лишь старинные комедии веселого Плавта, поэма великого мыслителя-материалиста Лукреция «О природе вещей», замечательные по страстности и силе чувства лирические стихотворения поэта Катулла. Но все это были только подступы к великому делу - созданию классической национальной римской поэзии. Свершение этого дела выпало на долю поколения Вергилия и Горация.

Вергилий и Гораций были свидетелями того, как погибала в Риме республика и утверждалась в лице Августа империя. Сам Гораций когда-то сражался в армии Брута, последнего защитника римской свободы. К Августу Вергилий и Гораций примкнули потому, что хотели видеть в нем продолжателя республиканских традиций. Они не были придворными льстецами. Прославляя в своих произведениях Августа, они славили в его лице величие Рима.

Лучшим из классических произведений римской поэзии была «Энеида» Вергилия.

Когда-то римляне сложили миф о том, что их предком был троянец Эней, сын богини Венеры, приплывший в Италию после падения Трои. Они хотели показать, что история их народа восходит к той же глубокой древности, что и история греков. Этот миф и положил Вергилий в основу «Энеиды».

В поэме повествуется о том, как корабли Энея, спасшись от страшной бури, причаливают к берегам Африки, где пунийская царица Дидона возводит свой город Карфаген. Ласково принятый Дидоной, Эней рассказывает ей о своей судьбе: о том, как пала Троя, как спасся он из горящего города и с немногими товарищами сел на суда, чтобы плыть к неизвестной земле, где, по велению оракула, они должны были основать новый город, и о том, какие бедствия пришлось испытать им в далеком пути.

Дидона и Эней полюбили друг друга.

Прервав свой путь, долгие дни и месяцы проводят троянцы в Карфагене. Но однажды во сне Энею является вестник богов Меркурий. Он требует, чтобы Эней свершил то, что назначено судьбой: основал город, новую родину для своих потомков. Скорбный Эней тайно покидает Дидону и отплывает от Карфагена. Не в силах вынести разлуку, Дидона пронзает себя мечом. А Эней продолжает свой путь и, наконец, достигает берегов Италии. Здесь, чтобы узнать о своей грядущей судьбе, он спускается в страшную Авернскую пещеру, где, по преданию, находился вход в царство мертвых. Перед ним проходят величественные образы будущих героев римского народа. Воодушевленный этими видениями, Эней ведет своих спутников, чтобы создать поселение на этой земле. Но Энею и его товарищам еще придется выдержать долгую войну с местными племенами, прежде чем будет заложен заветный город Альба-Лонга. От царей Альба-Лонги

родится Ромул, основатель Рима, а сын Энея Асканий будет прародителем римского рода Юлиев, к которому принадлежит император Август.

Так неразрывно сплетаются в поэме прославление Рима и прославление Августа, напоминание об общем для греков и римлян мифическом прошлом и утверждение особенного, дарованного только Риму величия в настоящем. Вот что вещает Энею тень его отца Анхиза:

Будут другие ковать оживленную медь совершенней,

- Верю, - и будут ваять из мрамора лики живые,

Лучше защиту вести на суде, и движения неба

Вычертят тростью, и звезд восходы точнее укажут.

Твой же, Римлянин, долг - полновластно народами править;

В этом искусства твои: предписывать мира законы,

Всех покоренных щадить и силой смирять непокорных.

(Перевод Ф. Петровского.)

«Энеида» стала национальным эпосом римского народа. Император Август мог считать, что главное в поэме - восхваление его мифических предков, но простой народ любил «Энеиду» за ее высокий патриотический пафос, понятный и близкий каждому. «Энеиду» изучали в школах, отрывки из нее помнили наизусть всю жизнь. Археологи, раскапывая древние города Римской империи, то и дело находят обломки стен с грубо начертанными строчками из «Энеиды», видимо, полюбившимися некогда случайному прохожему. А для римских писателей «Энеида» навсегда осталась непревзойденным образцом. Много веков спустя поэты Возрождения (см. ст. «Возрождение») и эпохи классицизма (см. ст. «Классицизм во Франции» и «Русская литература XVIII в») подражали творению Вергилия в своих «Лузиадах», «Франсиадах» и «Россиадах».

Вергилий создал классический римский эпос, его друг и современник Гораций создал классическую римскую лирику. Он также воспевал в своих стихотворениях доблесть предков и призывал современников быть достойными отцов; однако охотнее он вспоминал о древней простоте нравов, учил наслаждаться «золотой серединой» скромного достатка, писал о тоске и радости любви, о веселых пирушках с добрыми друзьями. Его лирику брали за образец поэты нового времени, в том числе и русские стихотворцы XVIII - начала XIX в. Но едва ли не лучшие стихи Гораций посвятил прославлению своего призвания-поэзии. Среди них заключительное стихотворение его «Од» - знаменитый «Памятник»:

Воздвиг я памятник вечнее меди прочной

И зданий царственных превыше пирамид.

Его ни едкий дождь, ни Аквилон полночный,

Ни ряд бесчисленных годов не сокрушит…

(Перевод А. А. Фета.)

В русской поэзии тема горациевского «Памятника» прозвучала в замечательных стихотворениях Державина и Пушкина.

Произведения Вергилия написаны торжественным, высоким слогом. С первого раза он может показаться непривычно тяжелым; но чем больше вы будете вчитываться в эти стихи, тем больше красот откроете в них.

Труд Вергилия и Горация проложил дорогу третьему великому поэту эпохи Августа - Овидию.

Наиболее значительное произведение Овидия - большая поэма «Метаморфозы» («Превращения»). Овидий собрал едва ли не все мифы «о превращениях» (их оказалось свыше двухсот) и пересказал в своей поэме. Получилось богатейшее собрание самых поэтических образцов греческой и римской мифологии. Низвергается с солнечной колесницы сын бога солнца Фаэтон, не совладав с конями своего отца; обращается в камень Ниоба, в наказание за надменность потерявшая всех своих детей; вырастают ослиные уши у глупого царя Мидаса, который не сумел оценить искусства бога Аполлона; скульптор Пигмалион, изваяв статую прекрасной девушки, воспламеняется любовью к ней, и статуя оживает… Все эти рассказы сплетаются в единое связное повествование. Для последующих поколений «Метаморфозы» стали неисчерпаемым источником мифологических сюжетов.

Жизнь Овидия сложилась несчастливо. Добродушный и легкомысленный, он сочинял любовные элегии и мифологические поэмы, мало заботясь о прославлении римской мощи и императорского имени. Стареющему императору Августу это не нравилось. Он сослал поэта на окраину империи, к берегам Черного моря, где теперь находится румынский город. Констанца. Там Овидий и умер, проведя десять лет в изгнании, создав на чужбине свой последний сборник «Печальные элегии».

Много веков спустя неподалеку от этих мест жил сосланный в Кишинев Пушкин. Он часто обращался мыслью к судьбе Овидия - такого же изгнанника, как он. Одно из своих южных стихотворений Пушкин назвал «К Овидию». А тот, кто читал поэму «Цыганы», никогда не забудет прекрасных слов об античном поэте» вложенных в уста старого цыгана:

Он был уже летами стар,

Но млад и жив душой незлобной;

Имел он песен дивный дар

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Писание буков в столбик не терпит безграмотности. Только когда гопники из Рима выучились сперва читать, а потом по-гречески, только тогда у них самих появилась поэзия - никак не ранее I века до н.э. К тому же дело усугублялось тем, что, в отличие от нормальных людей, у римлян не было даже народно-эпической традиции - потому что город отщепенцев, воров и бандитов не был народом, покрав язык у латинян, верования у этрусков, науку и искусство - у греков.

Топ-10 поэтов Древнего Рима в порядке хронологии

1. Гай Валерий Катулл . Самый старший из серьезных латинских поэтов и так и оставшийся самым талантливым. Поэзии Катулла присуще то, чего нет у всех остальных римских авторов - страсть, захлестывающие эмоции, яркость и сочность образов и переживаний. О чем бы он не писал - о любимой суке Лесбии, о свадьбе друга, о политических интригах и махинациях, об адептах восточных культов, Катулл не останавливает себя "изящной огранкой", "почтенной умеренностью" или "доводами разума". Если он любит, то насмерть, если ненавидит - до смерти, если смеется - саркастически. Одни называют это "золотой молодежью" и морщаться, но как заметил сам Гай Валерий - не обязательно в жизни быть таким же, как в своих стихах...

2. Публий Вергилий Марон . Прозванный "Мантуанским лебедем", Вергилий куда больше заслужил бы прозвище "Премудрый пескарь". Не ищите страть и подлинные переживания в его стихах - он "как прилежный мальчик" следует Феогниду в "Буколиках" (положивших начало отвратительной традиции европейской поэзии описывать слащаво-гламурную вымышленную жизнь пастушков и пастушек), Гесиоду в "Георгиках" ("духовно-скрепное" прославление "физического труда на лоне природы" в пику "либерастическому атеизму каменных джунглей"), и Гомеру в "Энеиде" (госзаказ-переросток о том, что народ Рима родился не из сборища бандитствующей быдлоты с раёна, а произошел от героических троянцев). Хотя пока большинство людей роняют слезы умиления от "банальностей в столбик", ошибочно называемых ими стихами, Вергилий будет оставаться популярным.

3. Квинт Гораций Флакк . Вы все знаете этих людей, имеющих репутацию "мудрых по жизни" - "серединка-наполовинку", твердо знающих, что в горе нельзя биться головой о стол (больно будет), а в радости выпивать лишнюю чарку (пузо заболит). Они превратили "золотую середину" в единственный жизненный принцип. И потому сатиры Горация относятся к категории "Нам, товарищи, нужны подобрее Щедрины...", а прочие его произведения - к жанру "Песни мудро-спокойного поселянина", никогда не забывающего о том, что в итоге надобно вовремя поужинать - и баиньки... И вроде упрекнуть их не в чем, но стихи эти носят отчетливые следы пемзы, которой терли пергамент, чтобы добиться "золотой середки".

4. Секст Аврелий Проперций . Если понимать слово "лирика" начетнически-узко как "стихи про любовь", то Проперций - один из тончайших и "лиричных" лириков. Почти все книги его "Элегий" посвящены бесконечным переживаниям по поводу одной-единственной (поэт был ярко выраженным однолюбом) Кинфии, которая сперва радует автора своей страстью и ласками, а потом огорчает (по классической схеме - "от уксуса куксятся, от горчицы - огорчаются") своей ветренностью и изменами. Причем как у настоящего интроверта, большая часть бурь и ураганов случается внутри "духовного мира" самого поэта, не вырываясь наружу. Все глупости и бесконечные метания воспаленного воображения в наличии. В общем, "кто сам любил по-настоящему - поймет"...

5. Публий Овидий Назон . Для людей, не сильно разбирающихся (да и нуждающихся) в поэзии поэт должен вести "специальную поэтическую жизнь", чтобы было понятно, что он поэт (а то стихи каждый дурак писать умеет, и пойди пойми, у кого они настоящие). Надо пить, кутить, развратничать, переспать с принцессой, быть пойманным, высеченным и сосланным в гребеня жоп мира, где стенать и жаловаться на ужас, мрак и отчаяние... Так что из поколения в поколение люди не читают стихи Овидия (разве что "Науку любви" по вечной причине - чтобы самовнушить себе, что сексом они занимаются не по потребе тела, а "в высоко эстетических целях"), довольствуясь его жизнеописанием - ни "Фасты" с "Метаморфозами" (обширный источник сведений о мифологии греков и римлян), ни "Скорбные элегии", ни даже отрывок поэмы с описаниями рыб Черного моря.

6. Альбий Тибулл . Про банальности в столбик уже написано выше - и потому "спецзаказ" на "простые переживания простого мужика по поводу простых женщин", да еще "без этого вашего заумного выпендривания со всякими мифологическими греками" вечен. Так что "житейские истории" Тибулла про любовь к красавице Делии, которая ему "сперва не дала - ужас, потом дала - счастье, а потом дала другому - горе!", про утешение от этой любви с... гм-гм... мальчиком Маратом, а потом новую страсть к гетере Немезиде, которая "глупостев этих ваших не понимает, а в основном наличные" - эти "произведения искусств" долго будут оставаться популярны, потому что даже очень ученые филологи не чужды "всему человеческому"...

7. Марк Валерий Марциал . Не умеешь быть тонким лириком - жги глаголом. Дала судьба характер вредный, желчный и злой, с умением подмечать в людях всё самое недостойное человечества - иди в сатирики. "За гуманизм и дело мира отважно борется сатира" - эти возвышенные слова Марциал мог бы сделать эпиграфом к сборнику своих эпиграмм, когда бы не двигала им простая тяга к зубоскальству, сплетне и высмеиванию окружающих. Ну, перефразируя известное высказывание, пусть человек не самый хороший - лишь бы стихи не были плохие. А стихи "самые они" - многовековой объект подражания и зависти всех, пытающихся прославиться как великие эпиграмматисты.

8. Авл Персий Флакк . Не знаю, откуда эта вечная претензия к писателям, а еще смешнее - к поэтам, что они "не отражают реальнуж жизнь". МилыЯ мои, лучше всего жизнь отражает лужа во дворе, но никто не посоветует пить из нее. Задачи у художественного произведения немного иные, чем у зеркала. Потому упреки, что умерший молодым и застенчивым Персий "жизни не знал", и оттого-де у него "образы бледные, и до Горация не дотягивают" - довольно нелепы. Скорее уж впору удивиться, что такой молодой и зеленый еще человек выбрал сатиру (не самый легкий для юношей жанр, как и не самый очевидный), да еще смог писать стихи так, что до сих пор печатают... Да и не такие уж они "вялые" - скорее уж напротив, Персий смурён, пессимистичен и мрачен по-настоящему, без горациевского дутого оптимизма "золотой серединчатости"...

9. Марк Анней Лукан . Что может быть пошлее поэта, пишущего эпическую поэму? Разве что поэт, пишуший плохую эпическую поэму. Но Лукан написал хорошую "Фарсалию", и главное - посвятил ее не покрытым мхом и трещинами сюжетам из Гомера (как Вергилий или Стаций), а событиям, которые еще живо помнили - гражданской войне суко-коммунистов с суко-белогвардейцами Цезаря с Помпеем. Причем не стал "золотосерединиваться", разыгрывая из себя целку "объективного писца" - симпатии Лукана на стороне проигравших республиканцев (его самого в итоге пожрет "молох сталинских нероновских репрессий"). Некоторым "литератороведам" уже в самом Риме это не нравилось, и они обзывали Лукана "скорее оратором, нежели поэтом". Но Марциал таким отвечал - сперва добейся люди читают, и им нравится...

10. Ювенал . Если Горация рассердить или достать "превратностями судьбы" - в общем, если мирно ховающегося в недры "золотой середины" филистера всё-таки вынуть за жабры и "подвергнуть обструкции", его ущемленные "лучшие чувства" могут найти выход в потоке злобного сарказма. Ювенал честно хотел быть правильным и высокоморальным человеком - но "несправедливости несправедливого мира" заставляли его "не мочь молчать", и он обрушивался со всей силой поэтического дара на то, что искренне считал "не подобающим воспитанному человеку". Понятное дело, "до кучи" доставалось не только тем, кто творил недобро, а и просто тем (как водится от веку), кто не хотел "быть как все". Но уж такая она вещь - сатира, она не сама выбирает, кого гвоздить, а кого миловать...

Идет семьсот тридцать первый год от основания Рима - двадцать третий год до новой эры. В доме императора Августа на Палатинском холме лучший поэт Рима - Вергилий (70 - 19 до н. э.) читает свою «Энеиду» - поэму, которую он пишет уже шесть лет и все еще не считает завершенной. С трудом уговорил его Август прочитать из нее хотя бы отрывки. Рядом с Августом сидят его ближайшие советники. Остальные присутствующие - поэты, любители искусств. Между ними друг Вергилия - поэт Гораций (65 - 8 до н. э.), раньше времени поседевший человек. Он недавно опубликовал свои «Оды» - три книги лирических стихотворений - и теперь наслаждается славой. Рядом с ним драматург Варий, Тоже друг Вергилия. Здесь и Тибулл (ок. 50 - 19

До н. э.) - молодой, но уже известный поэт, автор нежных любовных элегий, и Проперций (ок. 50 - 15 до н. э.) - «ученый лирик», когда-то встретивший начало работы Вергилия над «Энеидой» восторженными стихами:

Сдайтесь, писатели Рима, сдавайтесь, поэты Эллады: Большее нечто растет здесь «Илиады» самой!(Перевод М. Гаспарова.)

С восхищением и вниманием слушают собравшиеся. Для них это не просто развлечение. Речь идет о создании великой литературы, творцами которой римляне могли бы гордиться не меньше, чем греки Гомером и Эсхилом. Речь идет о создании литературы, достойной могущества Рима - мировой державы, во власти которой все Средиземноморье. До сих пор у римлян были лишь комедии веселого Плавта, поэма великого мыслителя-материалиста Лукреция «О природе вещей», полные глубокого чувства лирические стихотворения поэта Катулла. Но все это лишь подступы к созданию классической национальной римской поэзии, расцвет которой связан с именами Вергилия и Горация.

Вергилий и Гораций стали свидетелями того, как погибла в Риме республика и утвердилась в лице Августа империя. Сам Гораций когда-то сражался в армии Брута, последнего защитника римской свободы. К Августу Вергилий и Гораций примкнули потому, что хотели видеть в нем продолжателя республиканских традиций. Прославляя Августа, они славили в его лице величие Рима.

Поэму Вергилия « » признали лучшим классическим произведением римской поэзии. В основе ее - миф, сложенный когда-то римлянами о том, что их предок - троянец Эней, сын богини Венеры, - приплыл в Италию после падения Трои. Римляне хотели показать, что история их народа такая же древняя, как и история греков.

Поэма рассказывает о том, как корабли Энея, спасшиеся от страшной бури, причаливают к берегам Африки, где пунийская (древние римляне называли пунийцами население Карфагена и других городов Северной Африки) царица Дидона возводит свой город Карфаген. Эней рассказывает ей о своей судьбе: о том, как пала Троя, как спасся он из горящего города и с немногими товарищами решил отыскать неизвестную землю, где по велению оракула они должны основать новый город. Дидона и Эней полюбили друг друга. Прервав свой путь, долгие дни и месяцы проводят троянцы в Карфагене. Но однажды во сне Энею является вестник богов - Меркурий.

Он требует, чтобы Эней свершил то, что назначено судьбой: основал город, новую родину для своих потомков. Скорбный Эней тайно покидает Дидону и отплывает из Карфагена. Не в силах вынести разлуки, Дидона пронзает себя мечом. А Эней продолжает свой путь и наконец достигает берегов Италии. Здесь, чтобы узнать о своей грядущей судьбе, он спускается в страшную Авернскую пешеру, где, по преданию, находился вход в царство мертвых. Перед ним проходят величественные образы будущих героев римского народа. Воодушевленный этими видениями, Эней ведет своих спутников, чтобы создать поселение на этой земле. Но Энею и его товарищам пришлось выдержать долгую войну с местными племенами, прежде чем они заложили заветный город Альба-Лонга. От царей Альба-Лонги родился Ромул, основатель Рима, а сын Энея Асканий стал прародителем римского рода Юлиев, к которому принадлежит император Август. Так неразрывно сплетаются в поэме прославление Рима и Августа, напоминание об общем для греков и римлян мифическом прошлом и утверждение особенного, дарованного только Риму величия в настоящем.

Археологи, раскапывая древние города Римской империи, то и дело находят обломки стен с грубо начертанными строчками из «Энеиды», видимо полюбившимися некогда простым людям. А для римских писателей «Энеида» навсегда осталась непревзойденным образцом. Много веков спустя многие поэты Возрождения и эпохи классицизма подражали этому гениальному творению Вергилия в своих поэмах.

Если Вергилий создал классический римский эпос, то его друг и современник Гораций создал классическую римскую лирику. Он также воспевал в своих стихотворениях доблесть предков; однако охотнее он вспоминал о древней простоте нравов, учил наслаждаться «золотой серединой» скромного достатка, писал о тоске и радости любви, о веселых пирушках с добрыми друзьями. Эти стихи брали за образец многие поэты нового времени, в том числе и русские стихотворцы XVIII - начала XIX в. Но едва ли не лучшие стихи Гораций посвятил прославлению своего призвания - поэзии. Среди них - знаменитый «Памятник»:

Воздвиг я памятник вечнее меди прочной

И зданий царственных превыше пирамид;

Его ни едкий дождь, ни Аквилон полночный,

Ни ряд бесчисленных годов не истребит.(Перевод А. Фета.)

В русской поэзии тема горациевского «Памятника» прозвучала в замечательных стихотворениях Державина и Пушкина.

Труд Вергилия и Горация проложил дорогу третьему великому поэту эпохи Августа - Овидию (43 до н. э. - ок. 18 н. э.). Наиболее значительное его произведение - поэма «Метаморфозы» («Превращения»). Овидий собрал едва ли не все мифы «о превращениях» (их оказалось свыше двухсот) и пересказал в своей поэме. Получилось самых поэтических образцов греческой и римской мифологии. Обращается в камень Ниоба, в наказание за надменность лишившаяся своих детей; вырастают ослиные уши у глупого царя Мидаса и т. д.

Жизнь Овидия сложилась несчастливо. Он сочинял любовные элегии и мифологические поэмы, мало заботясь о прославлении римской мощи и императорского имени. Стареющему императору Августу это не нравилось. Он сослал поэта на окраину империи, к берегам Черного моря, где теперь находится румынский город Констанца. Там Овидий и умер, проведя десять лет в изгнании. На чужбине он создал свою последнюю книгу - «Печальные элегии». Много веков спустя неподалеку от этих мест жил сосланный в Кишинев Пушкин. Он часто обращался мыслью к судьбе Овидия - такого же изгнанника, как он. Одно из своих южных стихотворений Пушкин назвал «К Овидию». А тот, кто читал поэму «Цыганы», никогда не забудет прекрасных слов о римском поэте, вложенных в уста старого цыгана:

Он был уже летами стар,

Но млад и жив душой незлобной;

Если домашнее задание на тему: » Поэты Древнего Рима оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Эпоха Августа - период расцвета римской культуры. В его время были созданы такие произведения литературы и искусства, которые приобрели всемирно-историческое В. С. Дуров ПОЭТ ЗОЛОТОЙ СЕРЕДИНЫ. Жизнь и творчества Горация (Гораций. Собрание сочинений. - Спб., 1993. - С. 5-20) Выдающийся Іспит: Антична література Настає золоте століття Р. поезії, століття Августа, що відкриває собою новий період (четвертий). Проза відступає, у свою чергу, «Энеида» Ивана Котляревского «гремела» на всю Украину, слухи о ней дошли в свое время и до России. Она будто сосредоточивала Экзамен: Зарубежная литература Западноевропейская литература зрелого Средневековья. Общая характеристика средневекового романа (происхождение, важнейшие циклы). Классический артуровский роман в творчестве Кретьена де

    Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

    Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Латинская культура основана на поэзии.

Одним из самых ранних жанров в римской поэзии была обрядовая - плачи по умершим, «похвальные речи» перед гробом покойного на Форуме. Во время триумфального шествия солдаты импровизировали, распевая «триумфальные песни», где похвалы полководцу перемежались с непристойными шутками. Функция этих песен или словесных перепалок – отвратить беду от удачливого военачальника, уберечь его от зависти богов и призвать к умеренности.

Первые римские поэты были либо вольноотпущенники, либо уроженцы нелатинских областей. И профессия поэта была в то время откровенно презираемой римской знатью.

В 3 в. до н.э. Таранта Рим в глазах всего античного мира приобретает новый политико-экономический и военный вес. Теперь он должен обеспечить пропаганду своего образа жизни, а это может дать только литература. Поэтому официальный Рим прибегает к услугам профессиональных литераторов, получивших греческое образование.

Для римлянина в эпоху расцвета Республики поэзия все еще оставалась синонимом праздности. Пройдет немного времени, и аристократы осознают, что не могут игнорировать развитие литературы без опаски потерять и свой престиж, и свою власть. Поэтому они становятся защитниками поэтов, которые из благодарности посвящают им хвалебные оды. Становится модным иметь при себе двух-трех поэтов, но в обществе их чаще всего презирают, и жили поэты на содержании – если они хотели жить хорошо, они нуждались в материальной поддержке.

Для развития литературы необходимы литературные круги. В кружке сторонников аристократии и эллинофилов, поэтов, историков, философов, римлян и греков, Сципиона Эмилиана рождались произведения, которые пользовались одобрением и почетом.

Латинская литература своим расцветом и распространением обязана многим политическим, экономическим, социальным факторам и моде. Прежде всего это иностранное влияние. Мода на все греческое привела к тому, что многие и писать стали только на греческом. Цицерон блистал в диалоге на манер диалогов Сократа. Исторические сочинения зачастую сводились к автобиографиям.

Автор никогда не мог иметь успеха в своих постановках, если его не поддерживал кто-нибудь из богатых граждан, обладающих достаточным влиянием, чтобы рекомендовать эти пьесы эдилам, ответственным за организацию спектаклей. Прославиться, не числясь в каком-нибудь литературном кружке или свите богатого патриция, было крайне нелегко.

До конца Республики в литературе безраздельно властвовали патриции. С наступлением Империи литературные направления будут меняться по прихоти монарха.

Первым римским поэтом из знати был Гай Луцилий (ум. ок. 102 г. до н.э.). Из богатой семьи всадников, никогда не занимая государственные должности, автор тридцати книг сатир (сохранилось менее двадцатой части, в разрозненных фрагментах), он был также первым римским поэтом, который сделал окружающую его действительность и собственную жизнь главным объектом своей поэзии, смело рассказывая обо всем, что его волнует. Обилие бытовых зарисовок, исключительно пестрая тематика сатир, разнообразие форм (диалог, письмо, речь и др.). Именно Луцилий создал сатиру как форму актуальной полемики, причем персональной. И именно у него сатира становится сатирической в современном понимании.

Тит Лукреций Кар (ум. ок. 55 г. до н.э.), автор поэмы «О природе вещей» задался целью проповеди среди римской знати учения Эпикура, которое способствовало внедрению в сознание римлян идеала, заключенного в понятии досуг . Учение Эпикура не отрицает существование богов, но отрицает существование каких-либо сверхъестественных начал, управляющих людьми, утверждая тем самым идею всеобщего равенства. Цель эпикурейской философии – освободить человека от власти тяготеющих над ним предрассудков и суеверий, препятствующих достижению истинного удовольствия, которое не является привилегией избранных, а доступно всем людям, независимо от их социального положения.

Нам неизвестно, какой нам выпадет жребий в грядущем,

Что нам готовит судьба и какой нас конец ожидает.

На волос даже нельзя продлением жизни уменьшить

Длительность смерти никак и добиться ее сокращенья

Эпикур у Лукреция – мудрец, научивший не страшиться смерти, путь освобождения от суеверий и страха перед богами – путь познания природы и ее законов, объясненных с помощью разума. Учение, которое полагало, что удовольствие есть покой и безмятежность, проповедовавшее «Живи незаметно!» и изоляцию от политической жизни, воспринималось в Риме как чрезвычайно опасная: Цицерон даже заявил о необходимости изгнать эпикуреизм из Рима особым постановлением Сената.

Чтобы выделиться в литературных кругах своего времени, писатели искали новые жанры, способы выражения, изобретали новые слова или использовали старые в новом значении. Произведение, не породившее желания подражать себе, вскоре исчезает и предается забвению. Произведение не может быть полностью отрезано от публики. Если оно резко выделяется на общем фоне, может породить моду.

В 1 в. до н.э. спонтанно сформировался кружок молодых поэтов - неотериков, то есть новых поэтов (poetae novi), новаторов. Они хотели жить, чувствовать и творить по-другому . Они хотят внести в свои стихи фантазии, выражение своих самых разнообразных чувств. Ради этого нет остановки перед чувством меры. Нужно шокировать хранителей окостеневшей традиции, скучной торжественной поэзии, которой не хватало метрического разнообразия, изящества и утонченности. Стремясь к чистоте форм и новой эстетике, они обращаются к поэтам-александрийцам, особенно к Каллимаху, с его эрудированностью стихов, насыщенностью мысли («Истоки»), воспеванием личных чувств («Эпиграммы»). Воспевая наслаждения, для римлян они воплощали новизну.

В их числе был Катулл, восемнадцать лет попавший в Рим. Рекомендательные письма отца позволили ему посещать высшее общество. Нововведения Катулла: тщательный отбор лексики, способной передать все оттенки чувства; забота о простой композиции, поддерживающей любопытство читателя различными приемами (неожиданность высказываемых мыслей, многообразие тем); поиск разнообразных и отточенных размеров. Он обращается к опыту архаических поэтов (заимствует у Сафо описание симптомов влюбленности). Катулл вводит литературную моду на короткие стихотворения на случаи («шутки», «стишки» и т.д.), затрагивающие незначительные темы повседневной и чувственной жизни (ссоры, отъезды и пр.), но содержащие порой жестокую сатиру. Стихи живые, порой малопристойные, удовлетворявший пристрастие к вычурному слогу, к мнимой простоте, к отточенному стиху, изъясняющемуся намеками.

Гай Валерий Катулл . Родился в Вероне в 87 г. до н.э., прожил более тридцати лет. Все сведения о жизни поэта – в его ста шестнадцати сочинениях, собранных в одной книге: небольшие стихотворения «полиметры», «ученые поэмы» и «эпиграммы». В Риме Катулл встретил и страстно полюбил образованную, но легкомысленную замужнюю женщину, которую в стихах называет Лесбией. «Непосредственность и экспрессия, с которыми Катулл рассказывает о своих душевных переживаниях, не имеют аналогов во всей любовной поэзии античности».

Лесбия часто меня в присутствии мужа порочит,

А для него, дурака, радость немалая в том.

Не понимает осел: молчала бы, если б забыла, -

Значит, в здравом уме. Если ж бранит и клянет, -

Стало быть, помнит, притом – и это гораздо важнее –

Раздражена, - потому так и горит, и кипит .

Ссорясь, примиряясь, ревнуя, поэт сознавал, что уважать Лесбию не может, но не в силах перестать любить ее.

И ненавижу тебя и люблю. - Почему же? - ты спросишь.

Сам я не знаю, но так чувствую я – и томлюсь.

Практически все стихотворения Катулла имеют аналоги в греческой поэзии. Например: «Люблю и не люблю тебя, / И буйствую и не буйствую…» (Анакреонт). Но греческие мотивы, темы, элементы поэтической техники, мифологические образы и стихотворные размеры выглядят у Катулла по-новому – опыт греков поэт усваивал творчески, поэтому всё, что он писал, производило впечатление сказанного впервые.

Следует сказать, что не только Катулл, но и поэты последующих столетий «соревновались» с греками, обогащая греческие образцы чертами исключительно римскими. «Для античного человека оригинальность поэта заключалась не в абсолютной новизне его творчества, а в возобновлении и совершенствовании уж достигнутого до него. Именно в сплаве нового и старого усматривали древние своеобразие того или иного автора. Установка только на эксперимент и новаторство была несвойственна самому духу римской литературы...». Например, у греков-александрийцев личный опыт поэта служил лишь поводом для написания стихотворений, у римлян он становится основной темой их поэзии.

Отмеченные печатью личного опыта, стихи Катулла глубоко интимны и предельно конкретны. Всеми отмечаемая особенность поэзия Катулла – ее естественность; неистовость чувства, владеющего им, он передает с непревзойденной непосредственностью и наглядностью. Его стилистическая палитра часто представляет собой причудливое смешение гротеска и лиричности, сарказма и патетики. Подражали Катуллу многие - Гораций и Вергилий, восхищались его искусством Ф.Петрарка, А.Блок, переводили А.Пушкин, А.Фет, В.Брюсов.

В истории римской литературы особое место занимает эпоха правления императора Августа (31 г. до н.э. – 14 г. н.э.). Это годы наивысшего расцвета поэзии, достигшей своей вершины в творчестве Вергилия, Горация, Овидия – общепризнанных классиков мировой литературы. Поэтическая техника и искусство стихосложения достигают совершенства. Создается классический язык латинской поэзии. Благодаря поэтам и литераторам латинский язык становится средством распространения цивилизации в самых отдаленных уголках громадной империи. Культурное влияние Рима сравнялось с его политическим авторитетом.

Император Август прославился среди римлян как человек, возвративший Италии мир. Эпоха кровавых гражданских войн закончилась. Сосредоточив в своих руках всю полноту государственной власти, Август стремился укрепить нравственные устои государства путем возвращения к старым добрым нравам: трудолюбию, умеренности, уважению к долгу, благочестию, целомудрию. Возрождение древнего благочестия, уважения к старинным римским обрядам и церемониям становится отличительным признаком культурно-идеологической программы императора. Созданная Августом политическая структура дала возможность объединить самые разные слои населения под общим лозунгом реставрации древних римских ценностей. При Августе были созданы условия для культуры, которая синтезировала ценности прошлого и достижений заката Республики. Наиболее подходящей формой для прославления новых идеалов становится поэзия . Ораторское искусство возвращается с Форума обратно в школы. Гражданин перестает быть политическим деятелем. Страстью подданного империи становится литература, точнее все таланты притянула поэзия. Император объявляет себя покровителем поэтов. Более того, поэзия становится модой. Многие отправлялись в Рим только для того, чтобы увидеть великих писателей.

После гражданских войн публика отдыхает и слушает, как поэты воспевают деяния ее императора. Август назначает «министром» культуры Мецената, увлеченного поэзией и помогавшего поэтам. Новый подъем переживает воспевание чувств. Поэты оспаривают друг у друга честь быть отправленным в путешествие за счет государства. Нерон писал лирику, сатиры, эпопеи. Чтобы заслужить благоволение императора и сохранить свой престиж, знать бросалась наперегонки за императорами в сочинении од, драм, стихов, менее образованные покупали за баснословные деньги рабов, которые в нужный момент могли подсказать им стих из греческих классиков. Толпы поэтов заполонили улицы и площади. …Во времена Адриана и Марка Аврелия (2 в.) доминирует философия. Повсюду увлекаются археологией, изучением древних авторов, интеллектуальными играми. Риторы славословят архаизм. А известных поэтов той эпохи не наберется и десяток.

Появляются и литературные праздники. В театрах читают произведения известных авторов. Появляются литературные соревнования. Нерон учредил конкурс – Неронианы. Домициан построил одеон и устроил конкурс поэзии на греческий манер. Популярность чтения поэзии в одеонах и театрах объясняется прежде всего тем, что они являлись своего рода учебными заведениями для масс. Но и позволяли распространять произведения литературы среди разных сословий, которые иначе не смогли бы ознакомиться с достижениями поэзии.

По примеру эллинистических монархов Август создает публичные библиотеки (частные уже существовали) и, видя в литературе средство формирования общественного мнения, поощряет поэтов и прозаиков. Увеличился спрос на книги, расцветает издательская и - весьма прибыльная - книготорговая деятельность. Тираж книг, пользовавшихся повышенным спросом, доходил иногда до тысячи экземпляров. Однако авторы материальной выгоды от этого не извлекали. Чьей-либо собственностью опубликованное однажды сочинение уже не считалось, авторского права в современном смысле слова не существовало.

Отсутствие у писателей материально-правовой базы стало причиной расцвета меценатства (зародилось в птолемеевской Александрии). Покровительство литературе и искусству связано с именем Гая Цильния Мецената , богатого римского всадника, не занимавшего официальных должностей, выходца из знатного этрусского рода, друга и соратника Августа. Будучи убежденным эпикурейцем, Меценат считал высшей ценностью на земле – дружбу, и покровительствуемые им поэты становились именно его друзьями .

Гай Азиний Поллион положил начало «рецитациям» - публичным чтениям, в которых авторы знакомили приглашенных со своими произведениями еще до их публикации.

Если в эпоху Республики литературная деятельность служила для знати «досугом», то при Августе она становится единственным занятием тех слоев общества, которые живут в тени меценатства, оплачивая свой покой тем, что на все лады прославляют величие Рима и восстановленный в Италии мир. Причем, для поэтов той эпохи, познавшим тяготы гражданских войн, прославление мира (и Августа как его гаранта) было искренним.

Мода на поэзию в 1 в. сказалась на общем качестве литературы.

Вергилий .

Публий Вергилий Марон родился на севере Италии (Анды) в 70 г. до н.э. в семье ремесленника. В тридцать один год заканчивает свое первое значительное произведение «Буколики» . Вошел в кружок Мецената, по совету которого пишет (в течение семи лет) поэму «Георгики» . Последние годы жизни он сочиняет эпическую поэму – «Энеида». Умер в 19 г. до н.э.

Образцом для «Буколик» (название связано с тем, что действие ряда стихотворений посвящено идиллической жизни пастухов) послужили «Идиллии» греческого поэта 3 в. до н.э. Феокрита. Но в использовании феокритовских тем, мотивов, образов, отдельных слов и выражений Вергилий необычайно изобретателен и оригинален, он существенно обогатил жанр идиллии. «Главный герой» «Буколик» - сольное или попеременное пение пастухов, пение - сама радость, следовательно, и полноценная жизнь. В «Буколиках» слились реальность и фантазия, мотивы литературные и автобиографические. Пейзажи соотнесены с реальной местностью. И везде доминирует чувство ностальгии, постепенно основной темой становится ощущение утраты. В 4-й эклоге («избранное стихотворение») поэт предсказывает рождение ребенка, которому суждено увидеть «золотой век» на Земле; это – развитие стоической концепции о возвращении «золотого века», возрождение которого связывается с деятельностью Августа.

…Сызнова ныне времен зачинается строй величавый,

Дева грядет к нам опять, грядет Сатурного царство.

Снова с высоких небес посылается новое племя.

К новорожденному будь благосклонна, с которым на смену

Роду железному род золотой на земле расселится .

Дева, в данном отрывке, – Правда, Справедливость, дочь Юпитера и Фемиды, во время золотого века Сатурна жившая среди людей. С наступлением железного века превратилась в звезду в созвездии Девы.

«Георгики» - это рассказ о полевых работах, временах года, атмосферных явлениях и небесных знамениях, явившихся в год смерти Цезаря, садовых растениях, виноградарстве, домашних животных, пчелах.

Но перед тем, как взрезать начнем незнакомое поле,

Надобно веры узнать и различные смены погоды,

Также отеческих мест постигнуть обычай и способ;

Что тут земля принесет и в чем земледельцу откажет:

Здесь счастливее хлеб, а здесь виноград уродится .

Но это не предписания по ведению сельского хозяйства, а воспевание крестьянского труда, прославление труда как средство нравственного возвышения, восхваление добродетельной жизни – спокойной и размеренной. Изображение счастливой жизни земледельцев должно, по замыслу Вергилия, привести читателя к мысли о совершенстве природы и неразумности людей, которых честолюбие толкает на братоубийственные войны. Что же касается целой книги о пчелах, то пчелиный улей – это государство в миниатюре: благодаря совместному труду и рациональному распределению обязанностей в нем постоянно царит согласие. Слаженная жизнь пчел – образец идеального государственного устройства.

В основу «Энеиды », ставшей национальным римским эпосом, был положен миф о родоначальнике римлян – сыне богини Венеры Энее , прародителе рода Юлиев (к которому принадлежал Август), который, избежав смерти при падении Трои, добирается до Италии, чтобы в устье Тибра основать новое государство. Воспевая Энея, поэт одновременно воспевал и Августа. Везде в тексте рассеяны намеки на современные события, скрытые аналогии и обобщения.

Слезы из глаз полились у Анхиза, когда отвечал он:

«Сын мой, великая скорбь твоему уготована роду:

Юношу явят земле на мгновенье судьбы – и дольше

Жить не позволят ему. Показалось бы слишком могучим

Племя римлян богам, если б этот их дар сохранило.

Много стенаний и слез вослед ему с Марсова поля

Город великий пошлет!.. »

Анхиз – в греческой и римской мифологии отец героя Энея, который в ночь падения Трои вынес отца на своих плечах из горящего города. Анхиз умирает в пути, а Эней сыном Юлом заканчивают путешествие в Лации.

Приведенный отрывок имеет аналогию с реальными событиями конца 1 в. до н.э. Император Август назначил 16-летнего сына своей сестры Марцелла наследником и приказал ему жениться на своей 14-летней дочери Юлии (тем самым вернувшись в древнейшим традициям архаических царств, в которых легитимность наследования власти обеспечивалась женитьбой на девушке царского рода). Вскоре Марцелл внезапно умирает. Тело юноши кремировали на Марсовом поле в Риме.

Высокие художественные достоинства поэмы сделали ее самым популярным произведением античности. Многие вергилиевские стихи стали крылатыми выражениями. На протяжении веков Вергилия воспринимали как пророка и чудотворца. У Данте в «Божественной комедии» поэт является воплощением земного разума.

Гораций.

Родился в 65 г. до н.э. в римской колонии в семье вольноотпущенника. Учился в Риме и Афинах. Участвовал в гражданской войне. После нее, ради заработка в Риме, стал членом коллегии квесторских писцов. Первый свой поэтический труд – «Сатиры» посвящает Меценату (стремившегося поставить поэзию на службу государству), от него же получил вознаграждение в виде небольшого поместья. Умер в 8 г. до н.э.

Каждая из восемнадцати сатир Горация представляет собой отдельное художественное законченное произведение. Осуждение скупости, зависти, домогательства любви замужних женщин, рассказ о своей личной жизни, восхваление жизни в деревне, вскрытие и высмеивание пороков и заблуждений…

Цель поэта – узнать и изобразить людей такими, какие они есть в действительности, без язвительности, но с доброжелательностью, веселой серьезностью, найти гармонию между обществом и личностью. Гораций как бы приглашал слушателей к совместному обозрению недостатков и размышлению о природе людей, оставляя за каждым право делать собственные выводы.

Общий порок у певцов, что в приятельской доброй беседе,

Сколько ни просят их петь, ни за что не поют; а не просят –

Пению нет и конца !

Несовершенство жизни и человеческие слабости заслуживают снисхождения, с их наличием надо смириться. Тема самовоспитания становится едва ли не самой главной в его поэзии. В форме шутливой беседы поэт указывает путь праведной жизни. Включение в сатиру философии сообщило жанру универсальный характер.

Если раскроет кто летопись мира, веков и народов,

Должен признать, что закон происшел – от боязни неправды!

Правды с неправдой натура никак различить не умеет

Так, как она различает приятное – с тем, что противно !

Заслуга Горация-сатирика в том, что он первым в римской литературе сознательно связал жанр сатиры с теорией смешного. «При этом ни один античный автор не рассказал о себе так искренне и доверительно, как это сделал в своих стихах Гораций, открывший самые сокровенные глубины своей души и показавший самые разные стороны своей повседневной жизни…».

Сплю до четвертого часа; потом, погулявши, читаю

Или пишу, про себя, что-нибудь, что меня занимает;

После я маслом натрусь, не таким, как запачканный Натта,

Краденным им из ночных фонарей .

«До четвертого часа» по-нашему до десятого.

Лирические стихотворения Горация вышли при его жизни под названием «Песни», но еще в античные времена их стали называть одами. Уже в первой книге од появляется тема, постоянно звучащая в античной поэзии: «Лови день, меньше всего веря грядущему». Гораций призывает не гнаться любой ценой за наслаждениями, а довольствоваться малым; отказ от всего лишнего есть достояние мудрости. «Лови день» сочетается у поэта, убежденного в непрочности всего существующего, с требованием держаться в жизни «золотой середины», которая есть источник счастья. Проповедь умеренности – основополагающий элемент так называемой горацианской мудрости, чрезвычайно популярной в Новое время.

Другая главная тема Горация – стремительный бег времени и неотвратимость смерти. Единственное средство, дающее человеку бессмертие, - поэзия. Человечность Горация «…в совокупности с совершенным владением поэтическим мастерством составляет секрет его поэзии. При чтении стихов Горация складывается впечатление, что поэту всё известно, что всё им выстрадано, преодолено и достигнуто. Выдавая себя за человека обыкновенного, …он устанавливает между собой и читателем отношения исключительной доверительности».

К концу жизни Гораций создает две книги «Посланий». В одном из них – «Наука поэзии» - поэт утверждает, что совершенство заключается в соединении полезного с приятным, наставления с развлечением – для достижения этого поэт должен обладать жизненным опытом, здравым умом и душевным равновесием. Он полемизирует со сторонниками мистического учения о поэзии как о «божественном исступлении»: рассуждая о соотношении таланта (ingenium) и искусства, Гораций считает, что одного природного дарования недостаточно, его надо дополнять изучением поэтического мастерства. «Прежде чем станешь писать, научись же порядочно мыслить!» . Художественное же мастерство поэта выражается в тщательной обработке и совершенной форме произведения, которое следует скрывать девять лет, прежде чем оно будет опубликовано.

Поэзия Горация вдохновляла Петрарку. Особенно часто к Горацию обращались русские поэты.

В эпоху появляются в Риме первые сборники элегий на тему любви: Проперция, Тибулла и Овидия. Считается, что обстоятельные рассказы о любовных переживаниях, которые авторы представляли как свои собственные, - это реакция поэтов на попытки стороны правителей вторгнуться в духовный мир поэта и посягнуть на свободу его творчества.



Новое на сайте

>

Самое популярное