Домой Гастроэнтерология Ржд деревянко сергей станиславович родился. «Бездомный» генерал Деревянко

Ржд деревянко сергей станиславович родился. «Бездомный» генерал Деревянко

Ахимса — первый принцип Ямы. Яма — первая из восьми ступеней Аштанга йоги. Это пять правил, которым мы должны следовать, взаимодействуя с другими людьми.

Ниже мы приводим разъяснение этих правил разными учителями. Задача практикующих — изучать и постепенно внедрять в повседневную жизнь.

Первая ступень йоги Яма, правило № 1 — Ахимса (ненасилие)

Ахимса пратиштайям тат саннидху вайратьягах.
Если перестанешь причинять вред, сможешь
Прекратить вражду с помощью ахимсы.
(Йога-Сутры Патанджали, II:35)

Шарат Джойс: «Ахимса означает ненасилие в словах, мыслях и действиях. Это означает не быть причиной боли других живых существ включая животных, насекомых и растения. Если мы утверждаемся в ненасилии в повседневной жизни, то все конфликты закончатся. У нас есть цитата на языке Каннада (язык моей мамы) «Нужно две ладони, чтобы хлопать». Одна ладонь не даст звука. То есть если вы не реагируете, когда кто-то начинает конфликт с вами, тогда он заканчивается. Нет хлопка, нет звука».

Паттабхи Джойс: «Ахимса означает никогда, нигде, ни при каких обстоятельствах, ни мыслью, ни словом, ни делом не причинять никому вреда. Даже если в какой-то ситуации Веды позволяют нанесение вреда, такой поступок не соответствует ахимсе. К примеру, два зверя, готовые сцепиться в кровавой драке, забывают о своей вражде в присутствии человека, практикующего ахимсу».

Йога сутры, разные переводы:

35. При утверждении [йогина] в ненасилии в его присутствии исчезает
враждебность. (перевод с санскрита Е.П.Островской и В.И.Рудого)

35. В присутствии утвердившегося в непричинении вреда прекращается
всякая вражда [в других].(перевод с санскрита Свами Вивекананды)

35. Утвердившийся в непричинении вреда способен подавить неприязнь к
себе [в любом живом существе]. (перевод с санскрита А.Фалькова)

35. Когда человек утвердился в ненасилии (ахимсе), враждебность
ослабевает в его присутствии.(перевод с санскрита К.Свенссон)

Комментарии к Йога-сутрам Свами Сатьянанды Сарасвати

Сутра 35: Плоды (I) ахимсы

  • Ahimsap̱ ratist̤ hay̱ am̱ tatsannidhau vairatyag̱ ah
    Ahimsa̱ - ненасилие;
    pratis̤tha̱ya̱m - будучи прочно установленным;
    tatsannidhau - в этой окрестности;
    vaira - враждебность;
    tya̱gah - отказ.

При прочном утверждении в ахимсе имеет место отказ от враж-
дебности в его [йога] окрестности.

Ахимса означает любовь, безвредность, неубийство, ненасилие. Она означает отсутствие неприязни, враждебности и [желания нанесения] вреда. Духовному последователю под ахимсой следует понимать отсутствие любого вредного намерения, каким бы оно ни было. Пратиштха означает быть твердо установленным. Когда кто-то установлен в ахимсе, в нем развивается некий вид магнетизма, который оказывает влияние на любого, кто к нему приближается.

Он становится свободен от настоящей опасности - комплекса вражды, т. е. насилия и враждебности. В индийской истории существует много великих людей, которые могли преображать даже наиболее грубые и дьявольские сердца. [Вместе с тем] Махатма Ганди, [например], который был предан ахимсе и не питал какой-либо недоброжелательности, также имел врагов, и в конце концов он был застрелен. Это показывает, как трудно практиковать ахимсу [в совершенстве]. Господь Будда развил практику ахимсы настолько сильно, что преображал любую грубую личность в добросердечного человека. Однажды он столкнулся с грубым дакойтом (разбойником), который пришел убить его, и одним простым взглядом [Будды] дакойт был преображен. В ашраме Патанджали корова, коза и тигр могли жить, есть и пить вместе, благодаря высшей стадии ахимсы, практикуемой [обитателями ашрама].

Очень просто говорить, что мы должны следовать ненасилию, что нам следует любить друг друга. Концепция же любви для нас слишком велика, чтобы ее понять. Для нас любовь означает безопасность или защиту от страха смерти и ничего более. Это психологическая необходимость. Но в действительности любовь есть нечто более великое. Христос был распят, Мохаммеда противники побили камнями, великого суфия Мансура мусульмане пытали так, что с него слезла кожа. Все эти люди имели врагов. Но в Индии есть много людей, у которых нет врагов, потому что они в со-
вершенстве практиковали ахимсу. Наиболее важная вещь - не противостоять даже людям, совершающим насилие; это также является ахимсой. Если понятие ахимсы развивать более глубоко, то она означает практику уничтожения комплекса вражды - неосуждение. В Индии такой человек называется аджата шатру - рожденный без врагов.

Таким образом, складывается впечатление, что великие святые и пророки не были твердо установлены в ахимсе. Например, Будда, Господь Кришна, Шанкара противостояли другим школам философии и критиковали их. Логика же йоги говорит, что ахимса должна практиковаться в полном виде. Это должен быть величественный путь, когда достойно принимается все, что в обществе считается неправильным. Вот что означает сатьяграха. Итак, сутра означает, что когда последователь твердо стоит на позиции ахимсы, когда даже последний след враждебности стерт, душа раскрывает себя изнутри в некоей магнетической форме. Эта магнетическая форма называется вайрагьягах, т. е. отказ от враждебности. Таким образом, следует отказаться от убийства [всех] живых существ. [В этом смысле] в Индии известен знаменитый культ ахимсы в джайнизме.

Или непричинение вреда – первый принциппервой ступени классической йоги - И, соответственно, самый важный.

Термин«ахимса »в переводе с санскрита означаетненасилие, неубийство, ненанесение вреда.

Примечание : Cледует обратить внимание на то, что все принципы Ямы носят характер запретов, ограничений. Кромепринципа брахмачарьи, который указывает на необходимость контроля. Это связано сопределёнными свойствами человеческого существа.

Конечно, при трактовке и отработкеахимсы следует учитывать множество аспектов, как чисто философских, так и практических.

Рассмотрим различные аспекты применения принципаахимсы.

Ахимса. Взаимоотношения человека и природы

Человек – существо ограниченное и воспринимает только определённый спектр информации. Наши органы чувствреагируют на определённые раздражители.

Или, например, кто задумывается над тем, сколько мелких насекомых пострадало во время нашей прогулки по лесу? А сколько растений?

В приведенных выше примерах мыобъективно почти не можем влиять на ситуацию.

В любомслучае, как все живые существа, мы звенья пищевой цепочки. Деться некуда – это факт, объективная реальность.Толькоздесь мы уже можем сознательно выбирать, чем питаться и, соответственно, соблюдать принцип ахимсыпо своему усмотрению.

Вопрос питания не такой простой и оказывает значительное влияние на судьбу человека, на карму.

Кажется, Илья Мечников - великий русский биолог (нобелевский лауреат 1908 г.) высказал такую мысль: «Питание – это интимнейшие отношения человека с окружающей средой».И это так и есть. Поясню на примере.

Ученые провели такой эксперимент: две контрольные группы людей кормили по - разному. Первая группа питалась вегетарианской пищей, а в рационе второй доминировала мясная пища. Уже через месяц эксперимента была явно заметна разница в поведении людей разных групп. Представители первой группы стали более спокойны, уравновешены и доброжелательны. Представители второй стали болеевспыльчивыми, более агрессивными и раздражительными.

Почему так произошло?При питании мы вместес физической пищей потребляем ещё и энергию и информацию, которую несёт эта пища.Животная пища обязательно несётэнергию агрессии и страха, которые испытывало животное перед убийством.

Всё это имеет далеко идущие последствия. Не зря большинство книг по духовному развитию написаны о питании.

Приведу ещё один пример того, как информация передаётся через продукты.

Однажды, настоятель буддийского монастыря уехал на неделю, а когда вернулся, увидел, что все монахи как-то взбудоражены,неспокойны. Причина вскоре выяснилась – старый монах, который готовил пищу, заболел. На кухню определили молодого монаха, у которого бурлили страсти и эмоции. Еда во время приготовления заряжалась эмоциями этого молодого монаха, хотя готовилась из тех же продуктов, что и раньше.Этого было достаточно, чтоб вывести из равновесия всех обитателей монастыря.

Попутная рекомендация для молодых людей . Очень внимательно относитесь к выбору своей спутницы жизни – хозяйки дома и очага. Её душевные и человеческие качества в значительной степени определят вашу судьбу.

Пища , которую потребляет человек, существенно влияет на его мировоззрение, поведение и его характер. Что, в свою очередь, формирует окружение человека и его карму.

Соблюдение ахимсы в вопросах питания означает потребление вегетарианской пищи.

Надеюсь, понятно, что человек потребляющий мясную пищу, даже если сам не убивает животных, формирует и оплачивает заказ на убийство. Это касается также использования одежды, аксессуаров и других предметов из кожи и меха животных в обиходе. Здесь явно нарушен принцип ахимсы.

Конечно, ахимса должна соблюдаться и в использовании природных ресурсов, полезных ископаемых, в энергетике и технологических процессах. Ахимса – это также заказники, заповедники, охрана экосистем, экологияи многое другое.

Принцип ахимсы для разных слоёв общества

Любое общество разделено наопределенные слои, в соответствии с уровнем духовного развития.(Эта тема рассмотрена в статье «»). У каждого человека своё понимание жизни. И, конечно, соблюдение принципа ахимсы для разных людей будет выглядеть по - своему.

Человек, в силу своей ограниченности, как говорилось выше, не может контролировать абсолютно всё. Поэтому, когда говорится о соблюдении принципа ахимсы, речь идет о том, что нельзя приносить вред преднамеренно . Это правило для людей любого уровня развития. Этот принцип первый, и должен быть приоритетным при принятии любых решений и при построении взаимоотношений со своим окружением в социуме и в семье.

Для представителей разных варн соблюдение принципа ахимсы будет иметь свои особенности.

В общем случае ахимса требует не вредить «ни словом, ни делом, ни мыслью». Полностью это требование способны выполнить представители высших варн – кшатрии и брахманы.

Шудры способныне вредить лишь делом – контролировать свои слова и мысли для них сложно.

Вайшьи способны не вредить ни словом, ни делом, а вот контролировать свои мысли представляет для них определенную сложность.

Отдельно следует коснуться варны кшатриев.

Кшатрий – воин, по своему определению. Иногда он вынужден воевать, что само по себе означает применять насилие.

Для кшатрия главное – исполнение долга.Ахимса для кшатрия - не применять насилие без крайней необходимости. И не провоцировать других к применению насилия.

Кшатрий имеет право и обязан защищать свою семью, если ей угрожает опасность, защищать свою честь, защищать своё дело, свою страну.

Ахимса для кшатрия в этих случаях - не проявлять агрессию по отношению к противнику.Кшатрий должен осознавать, что он борется не с человеком, а со злом, которое проявляется через противника.

Информация к размышлению: иногда на тренировках применяют такой прием – бой с воображаемым противником. А, как правило, «воображаемый противник» - это образ вполне конкретного человека, которому в таком случае наносится вред. И каковы будут последствия – неизвестно. Кто знает, какие силы стоят за этим человеком…

Ахимса брахмана

Как-то давно я услышал такую притчу:

После проповеди к священнику подошёл человек и спросил: « Отче, вы хорошо говорили про любовь и добро, а что вы будете делать, если в вашем присутствии будут бить женщину?». На что священник ответил: « В моём присутствии женщину бить не будут».

Тогда мне ответ священника показался слишком высокомерным.

Много позже я понял – тот священник полностью отработал ахимсу и «утвердился в непричинении вреда». При таком отношении к жизни у человека появляется сиддха, о которой в «Афоризмах Патанджали» написано: «В присутствии утвердившегося в непричинении вредапрекращается всякая вражда (в других)».

Здесь следует отметить, что ахимса предполагает – не только не приносить вред другим, но и не допускать ни в мыслях, ни в душе того, что другие способны вредить или творить зло. Таким образом, человек творит свой мир, в котором отсутствует насилие вообще, в принципе.

P . S . – непричинение вреда- это первый и приоритетный принцип, которым должен руководствоваться человек при принятии решенийи построении своих отношений с окружающим миром.

P . P . S . Я желаю вам всего доброго!

Напишите свой отзыв на эту статью.

Ахимса - основа для поисков истины.
Поиски эти тщетны, если они не строятся на ахимсе.
Все мы из одного теста сделаны, все мы дети одного
Творца, и божественные силы в нас безграничны

Махатма Ганди

А химса на санскрите (अहिंसा) - это значит «непричинение вреда всему живому», «ненасилие». Слово «ахимса» на санскрите состоит из приставки «А» (против) и корня «Химса» (насилие; мир насилия, страданий и боли). Несоблюдение этого принципа ведёт к увеличению страданий в этом мире. А тот, кто осознанно соблюдает ахимсу во всей полноте, обретает сиддхи: в его окружении прекращаются и в принципе не возникают ссоры, все гармонично сосуществуют друг с другом, царит мир и благость.

В чем смысл ахимсы?

Ахимса - первый принцип Ямы «Йога-сутр» Патанджали.

«Яма» (санскр. यम, yama) - первая из восьми ступеней йоги, все принципы которой направлены на отказ от удовлетворения эгоистических желаний.

Патанджали описал 5 основных принципов ступени йоги «Яма», обуславливающих различные моральные заповеди, а также этические и нравственные ограничения в отношениях человека с окружающим миром, в частности:

  • Ахимса (несотворение зла, ненасилие);
  • Сатья (правдивость);
  • Астейя (неприсвоение чужого);
  • Брахмачарья (воздержание, нераспущенность);
  • Апариграха (нестяжательство, ненакопительство).

Таким образом, получается, что человек стремится к счастью, которое его эго выдаёт за получение некоего желаемого объекта, и с целью достижения его человек применяет насилие: обманом, воровством или посредством применения силы пытается заполучить желаемое, подчас которое им не заслужено. Ведь в этом мире мы имеем ровно столько, сколько заслужили.

Ахимса: как практиковать?

Ахимса означает отсутствие в поведении человека качеств, сопутствующих проявлению зла во всех возможных видах - в мысли, речи и поступках. Однако принцип ахимсы имеет более глубокое и обширное значение, что мы рассмотрим в этой статье далее.

Ахимса в действии

Непротивление злу

Ошибочно понимание принципа ахимсы как необходимости оставаться пассивным в любой ситуации, не желая навредить. Это породило множество заблуждений. На самом деле нужно уяснить, что пассивное непротивление злу может привести к пагубным последствиям. Не стоит позволять другим разрушать вас, необходимо не реагировать на волну зла, направленную на вас, и правильно противостоять любым энергетическим нападкам со стороны окружающих. Для этого следует научиться защищаться без проявления негативных эмоций и агрессивных ответных реакций. Необходимо приучить себя сохранять состояние равновесия и спокойствия бесстрастного и непоколебимого. Лишь тогда любые «нападения» не смогут поразить вас энергетически, и вы не явите ответных негативных реакций, а направленная на вас волна зла нейтрализуется, не причинив вреда, столкнувшись со стеной противодействующих энергий спокойствия и стойкости духа. Защищаться необходимо, но не допуская зла в сердце.

Зависть, ненависть, ругательства… Пока мы их не принимаем, принадлежат тем, кто их принёс. Мы вправе отказаться от такого «подарка».

При этом непротивление злу проявляется по отношению ко злу, как таковому, а не к людям, которые приносят его в мир. Они являются всего лишь посредниками и, сами того не подозревая, страдают от творимого ими же зла. «Не ведают, что творят» они, поэтому не следует допускать недобрых чувств по отношению к этим бессознательным пособникам зла.

Принцип ахимсы

Необходимо выяснить какова же первопричина возникновения желания осуществить «насилие», причинить вред другим существам и окружающему миру в целом.

Давайте рассмотрим следующие повсеместно встречающиеся виды «насилия», которые в нашем обществе потребления в совокупности являются образом жизни подавляющего большинства, и как практиковать ахимсу во всём этом многообразии проявлений зла в нашем мире:

1. Злость, гнев, ненависть, агрессия и все вытекающие последствия (ссоры, брань, насилие, убийства, нанесение физического вреда и т. п.).

Любые внешние проявления гнева, злобы, ненависти имеют скрытый внутренний источник, коим является неприятие себя самого…

Ни в коем случае под ахимсой не стоит понимать сдерживание возникшего гнева, который повлечёт за собой нежелательные последствия в том или ином виде. Важно не допускать его возникновения вообще.

Энергия гнева разрушительна. Если он направлен на другого человека, то начинает разрушать его энергетические оболочки. Закон Кармы не дремлет и в любом случае приведёт к обратной реакции: все наши поступки рано или поздно отзовутся нам тем же, и разрушительные энергии, которыми вы «одаривали» окружающий мир, неизбежно вернутся к вам.


Тем не менее явить это качество стойкости Духа поначалу всегда очень трудно, поэтому если вы чувствуете, что гнев подступает, постарайтесь как бы отстраниться от ситуации и поразмыслить, настолько ли весома причина, вызвавшая гнев. Необходима отсрочка, чтобы успокоиться, всё взвесить и вынести суждение.

Когда гнев исторгает из взбудораженной души бесчинные, площадные слова, то это пятнает прежде всего самого говорящего. Нет в нём ни благородства, ни мужества, ни достоинства, ни величия. Между тем большинству его буйство кажется деловитостью, угрозы - смелостью, упорство - твёрдостью; а иные в своём заблуждении принимают его свирепость за геройство, неумолимость - за настойчивость, сварливость - за нетерпимость к порокам. В действительности же всё поведение гневливца говорит о мелочности и душевной слабости. В душевной борьбе одержать верх над гневной страстью - свидетельство большой внутренней силы

Плутарх

В писаниях можно встретить истории, повествующие о случаях, когда почти достигшие просветления теряли все накопленные плоды своих аскез, лишь единожды позволив энергиям гнева овладеть собой. Не проявив достаточно силы воли, они оказывались беспомощными в противодействии ему и теряли все накопленные заслуги.

Каждый из вас наверняка замечал, насколько обессиленное состояние возникает после ссор и скандалов. Колоссальная потеря энергии неминуема ввиду того, что её растрата происходит в больших объёмах.

Любое проявление агрессии и неприятия к кому-либо - это то, что есть в нас и оно находит отражение вовне, в окружающем мире, отнюдь не с целью проявить пресловутый «закон подлости» в действии, но наглядно показать все наши недостатки, выявить наше невежество.

И если нам никогда не встречаются Боги, то лишь потому, что мы не приютили их в своём сердце

Ральф Эмерсон

Пока мы не научимся принимать самих себя такими, какие мы есть по сути, во внешнем мире нам всё будет не по нраву. Любишь себя - значит любишь Бога в себе. Эта искренняя любовь ведёт к принятию всего существующего в этом мире. Пропадает желание критиковать и обижаться, злиться и ругаться.

2. Удовлетворение эгоистических желаний: убийство животных ради удовольствия (охота, рыбалка, употребление в пищу мяса (красного мяса, мяса птицы, морепродуктов и мяса любого другого животного), нанесение вреда своему организму (употребление в пищу вредных веществ, потворствуя свои вкусовым пристрастиям, переедание, алкоголь, курение, наркотические и одурманивающие вещества) и др.

Про алкоголь, курение и прочие вредные вещества, которыми люди «радуют» свой организм, уже сказано немало. Организм, подвергающийся подобным издевательствам, даёт понять невежественному сознанию, что действия его разрушительны, посредством болезни, которая неизбежно одолевает его.

Немаловажно упомянуть о вегетарианстве, как основном этическом аспекте непричинения вреда по отношению к животным.

Какая борьба за существование или какое неудержимое безумие понудило вас обагрить ваши руки кровью, чтобы питаться мясом животных? Зачем вы, пользующиеся всем необходимым и всеми удобствами существования, делаете это? Зачем клевещите вы на землю, как будто она не в состоянии без мяса животных питать вас?

Плутарх

Необходимо понять, что должно свести на нет любую возможность причинения вреда. Причиняя вред осознанно, ставя на первое место свои потребности, мы делаем выбор в пользу личного блага, и за это несём ответственность сообразно содеянному.

Само собой разумеется, что мы не в состоянии контролировать каждый свой шаг, чтобы не наступить на какого-нибудь жучка - такие «случайности» предотвратить, к сожалению, невозможно. Так как не был сделан выбор, то и ответственности за поступок вы не несёте. Однако, если вам была предоставлена возможность выбора, то, следуя принципу ахимсы, вы всегда можете обойти спешащее по своим делам насекомое, оказавшееся на вашем пути. В данном случае вы осознанно не причиняете вред. Не забывайте о том, что мы каждую секунду, каждую минуту создаём своё будущее…

3. Невежество, проявленное в желании произвести впечатление на окружающих: также причинение вреда своему организму, только посредством косметики и различных косметических процедур.

Вред мы причиняем сами себе, своему организму, ведь мы состоим из множества клеточек - живых организмов, проходящих свой путь эволюции в нашем микрокосме. Но мы и им умудряемся причинить вред, следуя эгоистическим желаниям. Неприхотливостью в еде необходимо приучать себя к нетребовательности во всём. Начнём относиться к своему телу с уважением, как к храму Духа. Энергия - первична, материя - вторична. Поэтому присмотритесь внимательнее к тому, что вы делаете со своим телом (в частности, это относится к женщинам): нужны ли храму Духа омолаживающие процедуры и тонны косметики, в которые вы погружаете своё лицо, как вы ошибочно полагаете - чтобы выглядеть красиво. Красота исходит изнутри, и как бы вы не украшали свою внешнюю оболочку, то, чем наполнена ваша Душа, неизменно будет проявляться и «перекрывать» ваш физический образ.

4. Использование других живых существ в своих целях: людей (обман, корысть, предательство, которые причиняют душевную боль); животных (не только употребляя их в пищу, но и используя в виде одежды, как средства перемещения и транспортировки, и в качестве развлечений (зоопарки, цирки, ипподромы и пр.).

В нашем обществе почему-то стало нормой пользоваться другими в своих корыстных целях, не задумываясь о том, какие они испытывают чувства.

Если станешь других использовать в своих целях,
Сам пойдешь в услужение

Шантидева

Люди ходят в цирки, водят детей в зоопарки, не задумываясь о том, что животные там находятся в неестественной для них среде обитания, они рождены быть свободными, а не испытывать мучения от эксплуатации их человеком в цирках и зоопарках.

Животные страдают от одиночества и отсутствия внимания в клетках тюрем-зоопарков. У них развивается ненормальное, стереотипное поведение, называемое зоохозис. Обследование зоопарков всего мира показало, что это явление распространено повсеместно. Зоопарки часто продают или убивают животных, которые больше не привлекают посетителей. Иных продают на мясо или отдают в исследовательские лаборатории. Цирки по сути являются ярким примером жестокого обращения с животными. Все цирковые трюки противоестественны для диких животных, поэтому сами, по доброй воле, они никогда не будут их делать. А процесс дрессировки включает в себя жестокие издевательства, чтобы «заставить» делать столь забавляющие народ цирковые номера. Как вы считаете, нужно ли это животным? Они пришли в этот мир жить! Жить на свободе, а не в мрачной клетке тюрьмы-зоопарка, и не для того, чтобы ублажать тысячи любопытных глаз, глядящих на арену цирка, с целью получить позитивные эмоции.

Те радости, которые дадут человеку чувство жалости и сострадания к животным, окупят ему во сто крат те удовольствия, которых он лишится отказом от охоты и употребления мяса»

Л. Н. Толстой

В России пока ещё не принят закон о защите животных от жестокого обращения, но он находится на рассмотрении, направлен он на укрепление нравственности и гуманности общества, предотвращение страданий и гибели животных от жестокого обращения с ними. Будем надеяться, что принятие закона хоть сколько позволить решить проблему жестокости по отношению к братьям нашим меньшим.

5. Загрязнение окружающей среды (бытовые отходы, химические выбросы, реагенты, неподдающийся вторичной переработке мусор).

Потребительский образ жизни безжалостно разрушает экосистему нашей планеты. Проблема экологии остро стоит особенно в последнее время. Воздействие человека на природу приводит к невозможности её самовосстановления. Источниками загрязнения окружающей среды выступают различные факторы, но причина кроется именно в отрицательном влиянии человека, его эгоистическом образе жизни. Экологический кризис порождён проявлением человеческого эгоизма. Горы мусора, которыми человек завалил планету, вырубка лесных массивов, загрязнение гидросферы нефтепродуктами и тяжёлыми металлами, изъятие из недр земных огромных масс полезных ископаемых, истощение мирового океана, токсикация земли пестицидами, гербицидами и нитратами, уничтожение тысяч видов растений и животных, загрязнение атмосферы вредными веществами. Всё и не перечислить, что натворил человек на своей планете за время своего «потребительского» существования. И на сегодняшний момент экологическую проблему в мире можно охарактеризовать как близкую к критической.

Строители каналов пускают воду, лучники подчиняют себе стрелу, плотники подчиняют себе дерево, а мудрецы смиряют самих себя»

Дхаммапада

Соблюдение принципа ахимсы, равное отношение ко всем, осознание целостности и взаимообусловленности с окружающим миром является залогом создания здорового общества. Мы видим, что все внешние проявления насилия вызваны единственно желанием удовлетворить своё эго. Деяния во благо Всевышнего, но не для себя лично. Любое действие для себя - результат невежества, оно же и влечёт за собой кармические последствия и втягивает душу в круговорот перерождений.

Ахимса мыслей

Ахимса также означает непричинение вреда мыслями. До этого мы рассматривали вред в его физическом проявлении, когда мы видим результат действия зла. Но суть ахимсы намного глубже. Творимое зло в мыслях проявляется неочевидно, в скрытой форме. Тем не менее, ущерб, который может нанести одна единственная негативная мысль в отношении кого-либо, может быть поистине колоссальным, ибо она не ограничена в своём действии. Поэтому её возникновение обязательно приведет к определённому следствию, благоприятному или нет - зависит от её характера. Только эти результаты невидимы, но энергия мысли лежит в основе всех явлений. Говорим: «Хочешь изменить мир - начни с себя». Свой мир мы также строим в своих мыслях, постарайтесь не допускать неблагоприятных их проявлений. Помните, что мысль, рождённая в вас, вас же в первую очередь и отравляет, привлекая соответствующие вибрации в окружающем пространстве - происходит самоотравление своими же злыми помыслами. Не порождайте в себе и не позволяйте другим «заразить» вас низкими эмоциями и чувствами.

Осуждая и критикуя других людей, мы возмущаемся их природой, таким образом, выказывая неприятие божественного замысла. Лучше совсем не осуждать. Лучший судья - это карма. Каждое деяние будет оценено по достоинству и созвучное следствие неизбежно проявится в будущем. В любом случае, важно понимать, что исправить другого человека невозможно, надо научиться принимать, памятуя о том, что все существа страдают в этом мире от разрушающих страстей и эмоций, пребывая в плену собственных иллюзий. Чужие недостатки всегда у нас перед глазами, а к собственным мы повёрнуты спиной. Давайте всегда оглядываться на самих себя - это сделает нас терпимее и к чужим порокам.

Наша планета Земля так же, как и все живые существа, имеет свою ауру, и она состоит из аур всех существ, которые являются её обитателями. Таким образом, все мы вместе создаём основной тон ауры нашей планеты, и во многом именно от нас зависит, какой свет излучает Земля в космическое пространство - недоброжелательный или благостный.

Как только приходит полное осознание того, что существование наше не должно сопровождаться удовлетворением эгоистических потребностей, принцип ахимсы становится само собой разумеющимся и не требующим контроля с нашей стороны и приложения усилий воли к преодолению привычных моделей поведения, так как для человека, постигшего смысл существования и признавшего божественное начало в себе, ахимса становится естественной составляющей образа жизни.


.

Ахимса

Рассмотрим первый принцип джамы (ямы) – ахимсу. Что такое ахимса? В переводе с санскрита «химса» значит «вред», соответственно, «ахимса» означает «избегать вреда» или «отрекаться от зла».

Отречение от зла подразумевает не причинять вред ни словом, ни мыслью, ни действием. Отсюда возникает вопрос: что же такое вред? Причинить вред можно физическому телу или негативно повлиять на психическое и духовное развитие. Необходимо избегать действий, которые влекут за собой вышеназванные последствия. Например, человек в лесу увидел оленя и выстрелил в него. Этим он насильственно прекратил жизнь животного, причинил вред физическому существованию оленя, то есть человек принес зло в мир. Или другой пример. Кто-то медитирует, прилагая усилия, чтобы сконцентрироваться. Такие усилия развивают его психически и возвышают духовно. А другой пытается отвлечь этого человека от медитации несущественными вопросами, не требующими срочного решения, или просто шумит и кричит, мешая сконцентрироваться. Эти действия приносят вред, но уже на психическом и духовном уровнях. Вредом считается также причинение необоснованных страданий другим существам.

У человека может быть врожденная склонность к злу, то есть, в манипура чакре присутствует эмоция «причинение вреда другим или садизм», которая, например, основана на мстительности или отвращении. Эта эмоция приносит вред.

Разберем жизненные ситуации, которые могут противоречить принципу ахимсы. Некогда в Индии ахимса трактовалась как тотальное ненасилие, т.е. провозглашался полный отказ от причинения вреда другим существам.

Однако само существование противоречит принципу «тотального ненасилия»

Если внимательно проанализировать поведение человека, то на каждом шагу кто-то кому-то причиняет вред, вольный или невольный. В итоге оказывается, что такая интерпретация ахимсы далека от реальности.

Причиняя вред неосознанно, мы не нарушаем принцип ненасилия, потому что целью действия не является причинение вреда. Например, при вдохе каждое живое существо убивает большое количество микробов, а наша иммунная система запрограммирована на истребление микробов. Мир так устроен, что для выживания одних живых существ погибают другие. И все-таки, чем питаться, чтобы не нарушать принцип ненасилия? Следуйте простому закону: для пищи выбирайте существа, чей разум наименее развит. Например, если вы стоите перед выбором, что съесть, мясо коровы или мясо курицы, следует выбрать последнее, т.к. разум курицы развит слабее, чем разум коровы. И если на обеденном столе есть овощи и злаки, следует выбрать их. В любом случае к вопросу питания необходимо подходить разумно, без догматизма.

Рациональный подход диктует нам, что для сохранения жизни более развитого существа в пищу лучше использовать менее развитое. Это значит, что при отсутствии растительной пищи употребление мяса для сохранения жизни и здоровья не будет считаться нарушением принципа ненасилия.

Но если жизнь без убийства животного возможна, то зачем убивать? Неужели лишь для того, чтобы получить удовольствие? Перед тем, как убить животное, человеку необходимо оценить, сможет ли он сохранить свою жизнь и здоровье, не делая этого. Убийство животного ради того, чтобы получить удовольствие, а не по необходимости, повлечет за собой формирование негативной кармы. Все животные убивают только по необходимости, для того чтобы прокормиться. Но привычка есть мясо приводит человека к нарушению принципа ненасилия. Еще раз повторим, что, поступая таким образом, согласно закону кармы человек формирует негативные последствия: «что посеял, то и пожнешь». А это значит, что страдания, которые человек принес этому миру, обязательно вернутся ему обратно.

Берегите животных

Или другой пример. Допустим, к вам в дом ворвался грабитель. Как поступить в таком случае – сдаться или противостоять ему? В данной ситуации звонок в полицию можно назвать противостоянием, которое принесет вред грабителю. Однако это правильное действие.

В древних писаниях люди враждебной природы были названы ататаи . В текстах того времени ататаи - это люди, которые хотят отобрать у других землю, лишив их средства для существования. Также ататаи - это люди, которые стремятся поджечь чужой дом, надругаться над чужой женой, выступают с оружием в руках против других, а также желают отравить или ограбить. Если человек решился хотя бы на одно из перечисленных действий, он считается враждебным существом. В этом случае против него можно применять силу, защищаясь от зла, и применение этой силы не является нарушением принципа гармонии.

Если есть способ избежать физического столкновения с враждебным человеком, это следует сделать.

Когда мы перестаем причинять вред существам на физическом плане, уважаем их существование, то все творения в ответ начинают уважать нашу жизнь, а мир - относиться к нам дружелюбно. Мир чувствует, какую энергию излучает человек - любовь или агрессию. Практикуя принцип ахимсы, человек избавляется от двух вещей: агрессии и страха. Эти две эмоции взаимосвязаны, т.к. без страха нет агрессии.

Например, если человек излучает агрессию, то дикое животное, находящееся рядом, чувствует это. И крупное животное с большой вероятностью нападет на него. Если человек боится, животное будет воспринимать его как жертву и тоже нападет. В случае если в человеке нет ни страха, ни агрессии, животное будет воспринимать человека как дружелюбное существо и не тронет его. Кроме того, человек, в котором живут страх и агрессия, будет постоянно попадать в ситуации, еще более провоцирующие эти эмоции. Если человек относится к миру с агрессией, то и мир будет агрессивно проявляться в жизни этого человека. Но если, например, к нам подойдет враждебно настроенный человек, а мы, не отвечая на его провокацию, не проявим ответного неуважения, ситуация может разрешиться мирно. При отсутствии ответной враждебности у нападающего зачастую пропадает желание продолжать проявлять агрессию.

Задание

1. Начините практиковать принцип ахимсы с правильных мыслей. Отслеживайте и исправляйте свои агрессивные мысли, либо недоброжелательное отношение к людям, которое приходит через зависть, обиду, жадность или гордыню. Негативные мысли заменяйте на хорошие. Думайте о другом человеке как о друге, а не как о враге, думайте о нем, как о человеке, которому желаете счастья.

Обиды и недоброжелательность, которые сидят внутри нас, присутствуют в нашей душе как темные узлы. И для того чтобы быть счастливым, необходимо эти узлы развязать. То есть, если я кого-то не простил, мне нужно простить ближнего ради самого себя. Простить можно, культивируя мысли «я хочу, чтобы ты был счастлив», «я хочу, чтобы у тебя все было хорошо», «я хочу, чтобы ты развивался и прогрессировал». И постепенно темные узелки души будут распутываться. Это и есть внутренняя работа с ахимсой. Если мы с кем-то поссорились, нужно помириться. Если кто-то нас обидел, нужно постараться простить. Если мы завидуем, необходимо отпустить зависть. Мы разобрали, как работать с ахимсой на уровне мыслей.

2. Работайте на уровне слов. Работа над ахимсой на уровне слов очень непроста, так как слова «сами срываются с языка», когда, например, вы говорите язвительно или с сарказмом. Зачастую такие слова не являются конструктивными. Они произносятся не для того, чтобы помочь, и не для того, чтобы сделать лучше собеседника, а с целью возвыситься над ним, самоутвердиться. Отслеживайте эти эмоции в себе, для того чтобы, обнаружив их, убрать из разума. Культивируйте привычку быть вежливыми и корректными.

3. Утвердитесь в ахимсе в физической сфере. Живите по принципу: «я буду жить так, чтобы причинять как можно меньше страданий другим существам!» Следите за своим питанием, покупайте одежду согласно принципу ахимсы и всю свою жизнь сверяйте с этим принципом.



Новое на сайте

>

Самое популярное